Россия и Лондонский клуб (справочная информация). Смотреть что такое "Лондонский клуб" в других словарях Консультационный комитет крупнейших частных банков кредиторов

В случае внешнего госдолга кредиторами правительства выступают: иностранные государства, иностранные юридические лица, международные финансовые институты (МВФ, связанный с ним Парижский клуб, Лондонский клуб, Всемирный банк). Эти кредиты получены на основе заключения прямых кредитных договоров, а также формирование кредитных ресурсов произошло за счёт размещения государственных ценных бумаг на еврорынках. В структуру государственного долга включаются: задолженность по долгам Советского Союза, долги царской России, гарантии правительства.

Парижский клуб.

К первой группе кредитов государства относятся иностранные кредиты, предоставленные иностранными банками в рамках межправительственных соглашений под гарантии своих правительств или застрахованные правительственными страховыми организациями. Парижский клуб, полноправным членом которого с сентября 1997 года является и Россия, объединяет около двух десятков крупнейших мировых кредиторов. При этом Россия занимает в Парижском Клубе достаточно двойственное положение. Наша страна выступает в нем и в качестве должника одних стран, причем долг России оценивается суммой порядка 50 млрд. долл. Но в то же время, достаточно большое количество стран является должниками России, как члена Парижского Клуба. Таких стран более 50, причем 25 из них обратились с просьбой в Клуб о реструктуризации задолженности.

Крупнейших должников у России в рамках Клуба лишь пять. Это Алжир, Вьетнам, Йемен, Мозамбик и Эфиопия. Причем Йемен не платит нам уже 10 лет, как, впрочем, и другим своим кредиторам. Однако именно на Россию приходится около 80% всей задолженности Йемена, а потому именно в отношениях с Россией и будут урегулироваться вопросы погашения Йеменом своей задолженности Парижскому Клубу.

В его рамках страны, испытывающие сложности с погашением внешних обязательств другим государствам и частным учреждениям, проводят переговоры со своими кредиторами о пересмотре условий и графиков платежей. Пожалуй, даже само название "Парижский Клуб" 1 не совсем точное, хотя это неформальная организация, а не официальная международная организация. У него нет своей штаб-квартиры, нет устава, другими словами этот Клуб не имеет юридического статуса.

При этом, что странно, Парижский Клуб не очень широко известен широкой публике, что отчасти связано с проводимой им политикой конфиденциальности. Кредиторы стараются не распространяться об информации, касающейся их оценки экономического и финансового положения того или иного должника и масштабов предоставляемых льгот по погашению долгов. При этом, решение о том, должна ли такая информация предоставляться третьим сторонам и в каком объеме, принимается самим должником.

Тем не менее за 40 с лишним лет своего существования Парижский клуб стал одним из главных действующих лиц в проведении международной стратегии в области кредитования и обеспечения погашения задолженностей. Указанная стратегия нередко корректируется, но в ее основе по-прежнему лежат два основных принципа:

    проведение внутренних реформ;

    проведение структурной перестройки с предоставлением внешней финансовой помощи в форме новых займов или льготных условий погашения долгов.

Клуб был образован в 1956 году. Причем, как только он был организован, то почти сразу же произошли и первые переговоры с официальными кредиторами в Париже, которые инициировало Правительство Аргентины, с целью выработки взаимоприемлемой основы для пересмотра графиков платежей по гарантированным государством экспортным кредитам. В следующие полтора десятилетия с просьбой о пересмотре графиков платежей обращались Бразилия, Чили и Турция.

Однако наибольшая активность в деятельности Парижского Клуба приходится все-таки на последние двадцать лет нашего столетия, когда около ста стран заключили более двухсот соглашений о реструктурировании долгов на общую сумму 350 млрд. долл.

Особенность структурной организации Парижского Клуба состоит в том, что он являет собой собрание представителей суверенных государств-кредиторов под председательством высокопоставленного чиновника государственного Казначейства Франции. Будучи созданный не как постоянно действующий орган, а для решения конкретных проблем погашения кредитов отдельными должниками, клуб руководствуется рядом принципов, например, принципом консенсуса. Некоторые из принципов периодически пересматриваются.

Поскольку Парижский Клуб не имеет фиксированного членства, то в переговорном процессе в рамках Клуба может участвовать любое государство-кредитор, являющееся держателем обязательств по долгам, по которым может потребоваться пересмотр условий погашения. При этом, поскольку большую часть кредитов и займов развивающиеся государства и страны с переходной экономикой Центральной и Восточной Европы получают от членов Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), то поэтому последние почти всегда участвуют в переговорах.

Среди других традиционных участников переговоров в Парижском Клубе следует назвать Международный Валютный Фонд (МВФ), Всемирный Банк, Конференцию ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД) и, естественно, саму страну-должника, обратившуюся с просьбой о пересмотре задолженности.

Кредиторы придают большое значение принципу равенства или равномерного распределения бремени невыплаченных задолженностей. Они хотят быть уверенными в том, что полученные от них льготы в отношении условий погашения долга не использованы для обслуживания долговых обязательств перед другими кредиторами.

При этом в рамках Парижского Клуба уже выработан базовый перечень условий реструктуризации долга. Они получили название тех городов, в которых вырабатывались. Во-первых, это Торонтские условия, которые будут применяться лишь в отношении тех стран, у которых доход на душу населения не выше установленного Всемирным Банком уровня, который дает право на получение кредитов от Международной ассоциации развития.

Торонтские условия: 2 При этом было разработано три базовых варианта льготных режимов:

1. Уменьшение суммы долга

а) списать треть долга;

б) в отношении остальной части пересмотреть условия погашения по рыночным процентным ставкам;

в) срок погашения 14 лет, в том числе 8 лет льготного периода

2. Долгосрочные долги

а) проценты начисляются по рыночным ставкам;

б) срок погашения 25 лет, включая льготный период 14 лет;

3. Уменьшение платежей по обслуживанию долга

а) предоставление льготных процентных ставок (выбрать большую из двух величин: 3,5% в год или половину рыночной ставки);

б) срок погашения 14 лет, включая льготный период 8 лет.

Хьюстонские условия: 3 До 1990 года беднейшие из стран со средним уровнем дохода могли рассчитывать лишь на пересмотр долгов на обычных условиях, то есть по ним уже никаких льгот не предусматривалось. В эту группу были отнесены страны с годовым доходом на душу населения не более 785 долл. США. Именно для этих стран предназначены Хьюстонские условия.

В результате, были выработаны льготные условия, которые состоят в следующем:

срок погашения коммерческих кредитов увеличен до 15 лет, при этом льготный срок - 8 лет;

срок погашения кредитов, предоставленных в рамках программы официального содействия развитию, увеличен до 20 лет, льготный период - 10 лет;

было разработано положение о переводе долга. Кредиторам предоставлено право продавать или обменивать долговые обязательства по погашению всей суммы кредитов, предоставленных в рамках программ официального содействия развитию, либо 10% непогашенной суммы коммерческих кредитов (либо обязательства по погашению коммерческих кредитов на сумму в 10 млн. долл., если данная величина ожидается больше, чем названные 10%).

Были разработаны и соответствующие критерии о пересмотре долга:

годовой доход не должен превышать установленный Всемирным банком потолок 1235 долл. США;

соотношение суммы кредиторам Парижского клуба и суммы долга коммерческим кредиторам должно составлять не менее 1,5;

установленные показатели масштаба задолженности: сумма долга не менее 50% ВВП, отношение суммы долга к стоимости экспорта не менее 275%, коэффициент запланированного обслуживания долга не менее 30%.

Тринидадские и Лондонские условия: 4

Вместо списания 2/3 долга, как то предусматривали Тринидадские соглашения, было разработано четыре варианта сокращения на 50% чистой приведенной стоимости подлежащих консолидированию сумм, относящихся к непогашенным коммерческим кредитам. Эти условия получили название Лондонских или усиленных Торонтских и состоят в следующем:

    аннулирование 50% долга и реструктурирование оставшейся суммы долга на 23 года с 6-летним льготным периодом и начислением процентов по рыночным ставкам;

    реструктурирование долга с применением льготных процентных ставок на 23 года без льготного периода;

    реструктурирование долга по рыночным процентным ставкам на 25 лет с 16-летним сроком льготного периода;

    реструктурирование обязательств по обслуживанию кредитов, предоставленных в порядке официального содействия развитию, на 30 лет с 2-леним льготным периодом.

В то же время продолжают действовать стандартные (классические) условия реорганизации внешнего долга для стран со средним уровнем дохода на душу населения. При этом Лионские условия предполагают:

Реструктуризацию 100% долга на условиях: срок погашения 10 лет с 5-летним льготным периодов по рыночным процентным ставкам.

Лондонский клуб.

Во вторую группу попадают межбанковские кредиты, предоставленные какому-либо банку от объединения коммерческих банков в рамках Лондонского Клуба. При этом если рассматривать опять-таки случай с Россией, то это, прежде всего, кредиты предоставленные Внешэкономбанку в советское время, а также векселя, использовавшиеся во внешнеторговых расчетах и изначально предназначавшиеся для операций а-форфэ (учет векселей). Интересы этой группы кредиторов и представляет Лондонский Клуб, объединяющий по разным данным более 600-1000 коммерческих банков. При этом в отличие от Парижского Клуба Лондонский Клуб занимается вопросами задолженности перед частными коммерческими банками, кредиты которых не находятся под защитой гарантий или страхования. Именно на данном рынке проводились достаточно активные спекулятивные операции, которые заключались в скупке российскими коммерческими банками задолженности по сниженным ценам и последующему резком сбросу долгов.

Лондонский Клуб кредиторов - это неофициальная организация зарубежных коммерческих банков и финансовых институтов, созданная ими для ведения переговоров со странами-должниками, столкнувшимися с серьезными проблемами обслуживания и погашения своих соответствующих обязательств по внешнему долгу. 5 При этом предметом переговоров с Лондонским Клубом являются только не покрытые гарантиями государства долги частным банкам. Первое заседание Лондонского клуба состоялось в 1976 году, когда обсуждались "проблемы Заира", то есть трудности, возникшие у этой страны с платежами по внешним долгам.

Деятельность Лондонского клуба постепенно все набирала масштабы. Так, к середине 80-х годов было заключено уже около 50 Соглашений о пересмотре условий погашения задолженности с достаточно широким кругом развивающихся стран. Общие обязательства России перед иностранными коммерческими банками - членами Лондонского Клуба, оцениваются цифрой порядка 30 млрд. долл.

Реструктуризация долга в Лондонском клубе осуществляется в семь этапов. Сначала должник объявляет мораторий на платежи, образует группу по урегулированию долга и составляет Информационный меморандум. Параллельно с этим кредиторы формируют Банковский консультативный комитет. Стороны созывают совещание по изучению положения. Затем они согласовывают основные условия и, наконец, документально оформляют соглашения о пересмотре долга.

Как и Парижский Клуб, Лондонский Клуб стремится облегчить бремя развивающихся стран по непосредственному обслуживанию внешнего долга. При этом ни один из этих Клубов не является международной организацией. Их членский состав нестабилен и они не имеют какого-либо официального мандата. Каждый Клуб располагает комплексом правил и процедур, по проведению операций по пересмотру долга. В Лондонском Клубе интересы банков-кредиторов представляет руководящий комитет в составе тех банков, на которые приходится максимальная часть долга данной страны. В Парижском же Клубе чаще проводятся переговоры, на которых кредиторы представлены наиболее влиятельными банками независимо от их доли в данном пересматриваемом долге. Лондонский Клуб не пересматривает выплату как основной суммы долга, так и процентов. Вместо этого коммерческие банки предоставляют стране новый заем в качестве пакета мер по реструктуризации.

На сегодняшний день Российская Федерация активно ведет работы по погашению долгов Парижскому и Лондонскому клубам. Наиболее активно идут переговоры по досрочным выплатам долга. И наступит время, когда отношения между Россией и лидерами мировой экономики будут носить партнерский, равноправный характер.

Лондонский клуб - это форум по пересмотру сроков погашения кредитов, которые предоставлены коммерческими банками без гарантий со стороны правительств стран-кредиторов. Это неофициальная организация, в состав которой входят коммерческие банки, перед которыми имеют задолженность страны так называемого "третьего мира". В 1985 г. был разработан План Бейкера , который определил основные задачи в проведении анализа программы финансовой равенства стран-должников. Такую стратегию начали применять для стран со средним уровнем дохода.

Основная цель Лондонского клуба - облегчить для развивающихся стран условий обслуживания долга.

В организационной структуре Лондонского клуба интересы банков-кредиторов представляет консультационный комитет, в состав которого входят те банки, на долю которых приходится максимальная доля долга страны. Однако при этом организация не имеет постоянного председателя или секретариата, поэтому ее процедуры имеют достаточно свободный характер, что позволяет применить гибкий подход при рассмотрении вопроса реструктуризации долга для каждой конкретной страны. Лондонский клуб не имеет формальных процедур пересмотра сроков погашения долга, коммерческие банки, которые являются главными кредиторами страны, желающей реструктуризации своей задолженности, составляют Банковский консультативный комитет (БКК) для защиты интересов коммерческих банков-кредиторов. В состав БКК обычно входит не более 15 банков. Реструктуризация долга в Лондонском клубе проводится в семь этапов.

Как правило, Лондонский клуб не пересматривает размер процентных ставок по кредитам, обычно коммерческие банки просто предоставляют странам-должникам новый заем в качестве мер по реструктуризации. Однако в последнее время все большее количество коммерческих банков выражает свое недовольство такой практикой предоставления дополнительных финансовых средств. Современные соглашения о пересмотре долга создают набор альтернативных финансовых возможностей инструментов уменьшения суммы долга.

Тема 1. Предмет и метод курса «Международная экономика»

    Международная экономика в системе экономической науки

    Определение предмета и метода изучения курса «Международная экономика»

Тема 2. Сущность международной торговли и ее базовые понятия.

    Сущность международной торговли и ее значение. Специфические черты МТ.

    Классификация товаров

    Формы международной торговли

    Методы международной торговли

Тема 3. Основные теории развития международной торговли

    Классические теории международной торговли (МТ)

    Альтернативные теории МТ

Тема 4. Международная торговая политика

    Основные типы торговой политики.

    Тарифные инструменты торговой политики.

    Нетарифные инструменты торговой политики.

Тема 5. Мировые рынки товаров и услуг

    Мировые товарные рынки

    Услуги и их классификация в международной торговле

    Состояние и структура мирового рынка услуг

Тема 6. Международное движение капитала

    Сущность и формы международного движения капитала

    Прямые иностранные инвестиции (ПИИ).

    Международные портфельные инвестиции

    Международное движение ссудного капитала.

Тема 7. Роль ТНК в международном движении капитала

    ТНК как главный субъект МЭО

    Общие тенденции движения ПИИ ТНК

Тема8. Международная миграция рабочей силы

    Место трудовой миграции в международном движении факторов производства.

    Экономическая природа миграции.

    Масштабы и основные направления международной миграции.

    Последствия международного перемещения трудовых ресурсов.

Тема 9. Международная передача технологий

    Сущность и формы международного технологического обмена

    Международная лицензионная торговля

    Международная торговля инжиниринговыми услугами

Тема 10. Национальная экономика в системе мирового хозяйства. Классификации стран мира.

    Национальная экономика как объект мировой экономической системы. Региональный и типологический подходы к классификации стран мира.

Тема 11. Сущность и цели интеграционных процессов. Уровни интеграции и региональные интеграционные объединения.

    Сущность интеграционных процессов

    Уровни международной экономической интеграции

    Особенности европейских интеграционных процессов

    Особенности развития интеграционных процессов в странах Северной Америки.

    Специфика интеграции латиноамериканских стран.

    Отличительные черты интеграции в Азии.

Тема 12. Валюта и валютные курсы.

    Сущность валюты и валютного курса

    Расчетные виды валютных курсов

    Кросс-курс и трехсторонний арбитраж

    Виды валютных курсов в зависимости от степени гибкости

    Зависимость цен от изменения валютного курса

    Факторы, влияющие на валютный курс

Тема 13. Валютные отношения и платежный баланс

    Сущность валютных отношений и валютной политики

    Международные расчеты и их основные формы

    Платежный баланс и его структура

    Балансирование статей платежного баланса

Тема 14. Эволюция мировой валютной системы

    Золотомонетный (золотой) и золотодевизный стандарт

    Бреттон-Вудская валютная система

    Ямайская валютная система

Тема 15. Мировая финансовая система

    Характеристика мировой финансовой системы

    Мировые финансовые центры

Тема 16. Мировые финансовые рынки

1. Мировой валютный рынок

2. Мировой кредитный рынок

3. Мировой рынок ценных бумаг

Тема 17. Регулирование международной торговли

    ВТО и ее роль в регулировании международной торговли

    Международное регулирование торговли экономическими органами ООН

    Направления деятельности Международного торгового центра (МТЦ)

Тема 18. Регулирование международного движения факторов производства

1. Регулирование международного инвестирования

2. Регулирование международного технологического обмена

3. Регулирование международной миграции рабочей силы.

Тема 19. Регулирование валютно-кредитной политики стран

    Международный валютный фонд

    Банк международных расчетов

Тема 20. Регулирование внешней задолженности стран

1. Деятельность Парижского клуба

2. Деятельность Лондонского клуба

Парижский и Лондонский клубы кредиторов являются ведущими международными финансовыми объединениями.
Парижский клуб кредиторов - это неинституционализированное объединение стран - кредиторов лидеров мировой экономики, созданное в 1956 г. для обсуждения и регулирования проблем задолженности суверенных государств.
Парижский клуб более влиятелен, чем Лондонский. Он работает по двум направлениям:
 выдача кредитов развивающимся странам;
 реструктуризация уже имеющейся задолженности.
Здесь нет фиксированного членства, поэтому любое государство-держатель обязательств может принять участие в заседании при пересмотре условия погашения. Основные принципы деятельности Парижского клуба:
1. Наличие непосредственной угрозы прекращения платежей по погашению задолженности. Чтобы условия погашения кредита могли быть пересмотрены, должнику следует доказать, что без этого он не в состоянии выполнить свои обязательства по выплате внешнего долга. Достаточным доказательством этого могут быть крупные задолженности по платежам в счет погашения внешних кредитов. При этом клуб пользуется прогнозами МВФ по состоянию платежного баланса той или иной страны.
2. Проведение должником определенной экономической политики. Программа макроэкономических преобразований финансируется при помощи дополнительных ссуд МВФ.
3. Равномерное распределение бремени непогашенных долговых обязательств стран-кредиторов. Странам, предоставившим кредит данному государству, будет установлен один и тот же льготный период погашения. Государство-должник обязуется добиваться аналогичных уступок и от других кредиторов.
Главная идея деятельности Парижского клуба - проявлять заботу о наиболее бедных странах, имеющих явно безнадежную внешнюю задолженность. Общественное мнение вполне поддерживает списание беднейшим странам части долгов. Еще в декабре 1994 года Парижский клуб решил, что в отдельных случаях может быть списано до 67 % долга той или иной страны. В феврале 1995 года Уганда стала первой страной, получившей такую скидку. Сейчас максимальная скидка увеличена до 80 %. Максимальная скидка предоставляется не всем. Для этого должнику нужно не только быть бедным, но и активно проводить рыночные реформы.
Лондонский клуб кредиторов - это неофициальная организация зарубежных коммерческих банков и финансовых институтов, созданная ими для ведения переговоров со странами должниками, столкнувшимися с серьезными проблемами обслуживания и погашения соответствующих обязательств по внешнему долгу. При этом предметом переговоров Лондонского клуба являются только не покрытые гарантиями государства долги частным банкам.
Основные принципы деятельности Лондонского клуба кредиторов:
 индивидуальный подход к каждой стране-должнику;
 обусловленность пересмотра погашения долга;
 равномерное распределение потерь от реструктуризации долговых обязательств между всеми членами;
 отсутствие постоянного председателя или секретариата.
Как и Парижский клуб, Лондонский клуб стремится облегчить бремя развивающихся стран по непосредственному обслуживанию долга. Ни один из этих клубов не является международной организацией. Их членский состав» нестабилен, и они не имеют официального мандата. Каждый клуб располагает комплексом правил и процедур для проведения операций по пересмотру долга.
Но Лондонский клуб весьма отличается от Парижского. Правительственные кредиторы не ограничены в деньгах, дают их другим странам взаймы охотно, причем исходя из коммерческих, а в основном из политических соображений. Коммерческие же банки сами денег не печатают, поэтому дают международные наймы весьма осторожно - только тогда, когда заемщик обещает большие проценты и комиссионные. В отличие от Парижского Лондонский клуб занимается вопросами задолженности перед частными коммерческими банками, кредиты которых не находятся под защитой гарантий или страхования.
В Лондонском клубе интересы банков-кредиторов представляет консультативный комитет в составе тех банков, на которые приходится максимальная часть долга данной страны. (В Парижском клубе чаще всего кредиторы представлены наиболее влиятельными банками независимо от их доли в данном пересматриваемом долге).
Руководящие принципы Парижского клуба в отношении неизбежного невыполнения долговых обязательств, условий кредитования и совместного участия в облегчении долгового бремени в равной степени применяются и к Лондонскому клубу. Несмотря на такое структурное и процедурное сходство, между Лондонским и Парижским клубами имеются существенные различия.
Лондонский клуб занимается реструктуризацией долгов коммерческим структурам, тогда как Парижский клуб пересматривает долги официальным кредиторам. Лондонский клуб не имеет постоянного председателя или секретариата, и его процедуры и организация носят гораздо более свободный характер, чем в Парижском клубе. Поэтому правила, регулирующие проведение заседаний Лондонского клуба, значительно различаются в зависимости от страны. Такая гибкостьподхода затрудняет задачу описания процедур Лондонского клуба.
При отсутствии формальных рамок пересмотра сроков погашения долга в Лондонском клубе коммерческие банки, несущие максимальные риски в отношении страны, добивающейся реструктуризации своей задолженности, образуют руководящий комитет под названием Банковский консультативный комитет (БКК) для зашиты интересов коммерческих банков, предоставляющих займы той или иной стране. Хотя в реструктуризации долга Лондонским клубом могут участвовать сотни банков, в состав данного руководящего комитета входит не более 15 банков. Соглашение, достигнутое между страной-должником и руководящим комитетом, должно получить поддержку банков, на которые приходится 90-95% непогашенных обязательств должника, и только после этого данное соглашение может быть официально подписано. Таким образом, реструктуризация долга в Лондонском клубе может стать утомительной, длительной и дорогостоящей процедурой для страны-должника. И наоборот, переговоры в Парижском клубе проводятся быстрее и почти без издержек для страны-должника.
Как правило, Лондонский клуб не пересматривает процентные платежи, тогда как Парижский клуб пересматривает выплату, как основной суммы долга, так и процентов. Вместо этого коммерческие банки предоставляют стране новый заем в качестве части пакета мер по реструктуризации. Доли отдельных банков в таком займе обычно основаны на величине их рисков в стране-должнике. Однако в последние годы банки проявляют все большее нежелание предоставлять дополнительные средства основной части должников. В нынешних соглашениях о пересмотре долга содержится набор альтернативных финансовых возможностей, который включает инструменты сокращения долга.
Лондонский клуб в отличие от Парижского может пересмотреть сроки погашения долга, не требуя от страны-должника заключения с МВФ соглашения о резервных кредитах. Парижский клуб обычно не соглашается на периоды консолидации, продолжительностью более чем в один год, а Лондонский клуб предпочитает, чтобы они составляли более двух-трех лет. Однако Парижский клуб постепенно увеличил продолжительность своих периодов консолидации, тогда как Лондонский клуб не проявляет гибкости в этом вопросе.
Реструктуризация долга в Лондонском клубе осуществляется в семь этапов. Сначала должник объявляет мораторий на платежи, образует группу по урегулированию долга и составляет Информационный меморандум. Параллельно с этим кредиторы формируют Банковский консультативный комитет. Стороны созывают совещание по изучению положения, затем согласовывают основные условия и, наконец, документально оформляют соглашения о пересмотре долга.
В рамках Лондонского клуба существует весьма гибкий подход в пересмотре условий погашения в зависимости от государства. Соглашение, достигнутое между страной-должником и комитетом, должно получить поддержку банков, на которые приходится 90 - 95% непогашенных обязательств должника. Только после этого официальное соглашение может быть подписано. И здесь соглашения с МВФ не требуется.

Лекция, реферат. 5. Парижский и Лондонский клубы кредиторов - понятие и виды. Классификация, сущность и особенности. 2018-2019.






Лондонский клуб (англ. London Club ) - это неформальная международная , объединяющая банки, предоставившие займы правительствам отдельных стран или отдельным юр. лицам этих стран , испытывающим трудности с их возвращением. Место пребывания - Лондон. Л.к. сформирован в конце 70-х годов из-за неспособности ряда стран отвечать по своим обязательствам. Первое заседание Л.к. состоялось в 1976 для урегулирования проблем задолженности Заира.

Лондонский клуб - это форум для пересмотра сроков погашения займов , предоставленных коммерческими банками (без гарантии правительства-кредитора). Поскольку такие переговоры между суверенными должниками и коммерческими заемщиками часто проходят в Лондоне, этот клуб получил название "Лондонского клуба". Данный "клуб" является неофициальным органом, включающим в себя коммерческие банки , перед которыми имеют задолженность страны "третьего мира".

Первое заседание Лондонского клуба состоялось в 1976 г. в контексте переоформления задолженности Заиру. В , который предшествовал мексиканскому долговому кризису 1982 г., переоформление обычно охватывало просроченные платежи в счет погашения основной суммы долга без предоставления новых средств. После долгового кризиса в Мексике банки начали многочисленные чрезвычайные операции по переоформлению, во время которых к должникам применялись серьезные санкции. С 1985 г. Банки осознали, что репрессивные мероприятия уменьшают платежей и, таким образом, только ухудшают положение. С этих пор условия реструктуризации были смягчены путем уменьшения спредов и удлинение как периода консолидации, так и периода погашения.

Дальнейший, еще более фундаментальный шаг было сделано в 1989 г. в контексте плана Брейди, в котором признавалась необходимость облегчения совокупного долгового бремени с помощью мероприятий с сокращение долга и его обслуживание. «Облигации Брейди» - это ценные бумаги, которые выпускаются путем обмена кредитов коммерческих банков на новые облигации, обеспеченные залогом. Преимуществом плана Брейди было то, что при решении вопроса реструктуризации долга он предлагал так называемое «меню вариантов», что предоставляло заемщикам большую гибкость для эффективного управления своими портфелями суверенных долгов. Тем не менее не поняло, какие преимущества получает кредитор от сокращения долга и использование «меню вариантов». Преимущества возможностей из финансирования, которые открывает урегулирование его долговых проблем, полученные ценой превращения долга в ценные бумаги , которые могут стать предметом купли-продажи. Изменение формы долга означает, что имеет меньше информации и меньше возможностей влиять на действии своих заемщиков.


Договора о реструктуризации долгов коммерческими банками под эгидой Лондонского клуба основаны на трех главных положениях:

Положение об общем доступе. При выплате задолженности не припускается дискриминация ни одного из заемщиков;

Положение о равноправии. Все кредиты рассматриваются на равноправной основе, которая предусматривает одинаковые права на платеже и , которые зависят от фактического объема риска банка;

Положение об обязательной подписке. В случае досрочных платежей в счет погашения долга их распределение между заемщиками проводится на равной основе.

Лондонский клуб обычно проводит свои заседания по просьбе должника, которому или угрожает , как в последние годы, или который уже предположил неплатежи и находится под угрозой серьезного накопления долга. Должник, как правило, обращается в , от которого ожидает сочувственного отношения к своему запросу; в большинстве случаев это банк с максимальной суммой предоставленных ссуд. После этого составляется перечень всех заемщиков, и банки назначают координационный комитет своим, на который приходится максимальная сумма предоставленных займов. Этому комитету предоставляются полномочие действовать от лица всех банков-кредиторов.

Следующий шаг координационного комитета состоит в назначении разных подкомитетов. Важнейшим из них есть экономический подкомитет, в обязанности которого входит оценка положения с задолженностью и общих экономических перспектив страны с целью информировать другие коммерческие банки-кредиторы о возможностях должника из погашение своих долговых обязательств.

Л.к. включает ведущие индустриально развитые страны. Основу организационной структуры Л.к. составляет Банковский Консультационный Комитет (БКК) из представителей наиболее крупных банков Л.к. БКК является органом выработки общих принципов по урегулированию задолженности. На регулярных заседаниях Л.к. принимаются решения по урегулированию проблем непогашения задолженности. На этих заседаниях заключаются договора со странами-должниками. Как правило, они включают в себя, с одной стороны, такие меры, как реструктуризация задолженности, отсрочка погашения, предоставление возобновляемых ссуд, а с другой - жесткие меры по обеспечению возврата займов: установление графика выплат задолженности, немедленная уплата части задолженности и т.д. Объем операций Л.к. значителен. Так, за годы долгового кризиса 1982-85 гг. Л.к. заключил 47 соглашений на общую сумму 130 млрд долл. Л.к. активно сотрудничает с Парижским клубом и Международным валютным фондом, но это сотрудничество носит в первую очередь информационный характер, поскольку в отличие от них осн. целью Л.к. является возврат своих средств. Объем задолженности Российской Федерации перед Л.к. составляет 32,3 млрд долл.

Из них основная сумма долга составляет 22,2 млрд долл., к-рый был реструктурирован в 1994 и оформлен в облигации PRIN. Накопленные проценты в сумме около 6,8 млрд долл. оформлены в облигации IAN. Еще 2,8 млрд долл. Долгов составляют просроченные выплаты. Проблемы с обслуживанием долгов начались после августа 1998. В феврале 2000 достигнута договоренность с БКК о списании суммы основного советского долга в облигациях PRIN на 37,5% и накопленных процентов в облигациях IAN на 33%. В результате Российской Федерации Л.к. сократился до 21,3 млрд долл. После подписания эта категория долга будет переоформлена в новые 30-летние еврооблигации.

В первые 6 мес. после денежной эмиссии этих бумаг Россия будет платить по ним 2,25% годовых, еще полгода по 2,5%, в течение последующих 6 лет - 5% и с 2007 до полного погашения -7,5%. Просроченные проценты не подлежат списанию и переводятся в 10-летние евробопды. Причем 270 млн долл. должны быть выплачены Российской Федерацией сразу после подписания договоренности. Затем до полного погашения они будут обслуживаться по ставке 8,25% годовых. В апреле 2001 проведен заключительный этап процесса реструктуризации задолженности Российской Федерации Л.к. (задолженности советских экспортно-импортных структур западным фирмам). В соответствии с правилами Л.к. эти обязательства реструктурируются в евробон-ды. В евробонды будет конвертировано 62,5% суммы основного долга и 67% суммы накопленных процентов. Остальное подлежит списанию. На международный рынок акций поступят еврооблигации на 2 млрд долл. по номиналу. Выпускаемые бумаги имеют два срока окончания расчетов (2010 и 2030). Выплаты будут осуществляться раз в полгода (начиная соответственно с 2006 и 2007).

Сходства и различия Лондонского и Парижского клубов. Как и Парижский клуб, Лондонский клуб стремится облегчить бремя развивающихся стран по непосредственному обслуживанию долга. Ни один их этих клубов не является международной организацией. Их "членский состав" нестабилен, и они не имеют официального мандата. Каждый клуб располагает комплексом правил и процедур для проведения операций по пересмотру долга. В Лондонском клубе интересы банков-кредиторов представляет консультативный комитет в составе тех банков, на которые приходится максимальная часть долга данной страны. (В Парижском клубе чаще всего заемщики представлены наиболее влиятельными банками независимо от их доли в данном пересматриваемом долге). Руководящие принципы Парижского клуба в отношении неизбежного невыполнения долговых обязательств, условий кредитования и совместного участия в облегчении долгового бремени в равной степени применяются и к Лондонскому клубу. Несмотря на такое структурное и процедурное сходство, между Лондонским и Парижским клубами имеются существенные различия.

Лондонский клуб занимается реструктуризацией долгов коммерческим структурам, тогда как Парижский клуб пересматривает долги официальным заемщикам. Лондонский клуб не имеет постоянного председателя или секретариата, и его процедуры и фирма носят гораздо более свободный характер, чем в Парижском клубе. Поэтому правила, регулирующие проведение заседаний Лондонского клуба, значительно различаются в зависимости от страны. Такая гибкость подхода затрудняет задачу описания процедур Лондонского клуба. При отсутствии формальных рамок пересмотра сроков погашения долга в Лондонском клубе коммерческие банки, несущие максимальные риски в отношении страны, добивающейся реструктуризации своей задолженности, образуют руководящий комитет под названи ем Банковский консультативный комитет (БКК) для зашиты интересов коммерческих банков, предоставляющих кредиты той или иной стране. Хотя в реструктуризации долга Лондонским клубом могут участвовать сотни банков, в состав данного руководящего комитета входят представители не более 15 банков. Соглашение, достигнутое между страной-должником и руководящим комитетом, должно получить поддержку банков, на которые приходится 90-95% непогашенных обязательств должника, и только после этого данное соглашение может быть официально подписано. Таким образом, реструктуризация долга в Лондонском клубе может стать утомительной, длительной и дорогостоящей процедурой для страны-должника. И наоборот, переговоры в Парижском клубе проводятся быстрее и почти без затрат для страны-должника.

Как правило, Лондонский клуб не пересматривает процентные платежи, тогда как Парижский клуб пересматривает выплату, как основной суммы долга, так и процентов. Вместо этого коммерческие банки предоставляют стране новый заем в качестве части пакета мер по реструктуризации. Доли отдельных банков в таком кредите обычно основаны на величине их рисков в стране-должнике. Однако в последние годы банки проявляют все большее нежелание предоставлять дополнительные средства основной части должников. В нынешних соглашениях о пересмотре долга содержится набор альтернативных финансовых возможностей, который включает инструменты сокращения долга. Лондонский клуб в отличие от Парижского может пересмотреть сроки погашения долга, не требуя от страны-должника заключения с МВФ договора о резервных кредитах. Парижский клуб обычно не соглашается на периоды консолидации продолжительностью более одного года, а Лондонский клуб предпочитает, чтобы они составляли свыше двух-трех лет. Однако Парижский клуб постепенно увеличил продолжительность своих периодов консолидации , тогда как Лондонский клуб не проявляет гибкости в этом вопросе.

Общие и отличные характеристики Лондонского и Парижского клубов

Функциональный признак

Лондонский клуб

Парижский клуб

Цель деятельности

Решение финансовых проблем стран, которые развиваются, относительно обслуживания и погашение внешнего долга

Статус и организационная структура

Неформальные компании без официального мандату с непостоянным составом участников

Процедурная деятельности

Основные подходы к оценке финансового поведения дебиторов и условий кредитования идентичные

Периодичность созывов заседаний

Жестко не регламентируется; заседания проводятся в случае текущей потребности

Начало деятельности

Сфера деятельности

Реструктуризация задолженности коммерческим структурам

Реструктуризация задолженности официальным (государственным) заемщикам

Начало программы реструктуризации

Определяется дебитором (дата, указанная в информационном сообщении должника об отказе от уплаты долгов)

Определяется заемщиком (дата, из которой страны-кредиторы отказываются предоставлять должнику новые займы)

Представительство интересов заемщиков

Интересы заемщиков представляет Банковский консультативный комитет (БКК) из числа наиболее заинтересованных банков

Интересы заемщиков представляют самые влиятельные банки, независимо от их доли в долговом финансировании

Возможность пересмотра процентных платежей и основной суммы долга

Условия «старых» долгов не пересматриваются. Клуб согласовывает пакет мероприятий по реструктуризации задолженности, и банки становятся владельцами новых евробондов

Соглашения прошлых периодов могут быть пересмотренные

Необходимость поддержания дебиторов МВФ и другими финансовыми учреждениями

Не является обязательной

Реструктуризация задолженности объединяется с требованием подписания договоренности на выделение траншей МВФ и альтернативное кредитование из других источников

Процесс пересмотра погашения коммерческого долга. Реструктуризация долга в Лондонском клубе осуществляется в семь этапов. Сначала должник объявляет мораторий на платежи и составляет Информационный меморандум. Параллельно с этим заемщики формируют Банковский консультативный комитет. Стороны созывают совещание по изучению положения. Затем они согласовывают основные условия и наконец документально оформляют соглашение о пересмотре долга.

Процесс реструктуризации начинается тогда, когда страна-должник объявляет конкретную предельную дату, с которой она предлагает приостановить платежи по своим обязательствам. Такое заявление о моратории означает неспособность кредитора обслуживать весь или часть его непогашенного долга и призывает к началу переговоров о пересмотре сроков погашения этого долга. Не имея никакой юридической силы, заявление тем не менее на первых порах действует на заемщиков как гипноз: оно препятствует любым их попыткам возбудить в одностороннем порядке судебный иск (с требованием лишения права выкупа заложенного имущества, возбуждения судебного процесса, выплаты компенсации и т. д.), на который они обычно имеют право по первоначальному соглашению о предоставлении займа. Объяснение простое - любое одностороннее движение какого-либо заемщика вынудит всех других заемщиков принять меры для репатриации своих долгов и, таким образом, внеся сумятицу, может оставить их вообще без какого-либо возмещения. Вот почему в течение длительного периода после объявления 17 августа 1998г. моратория Российской Федерацией банки-кредиторы не предъявляли к ней официальных требований (исключение составил лишь , однако, его требования так и не были никем поддержаны).

После начала подготовительной работы, включающей в себя разработку стратегического планирования урегулирования долга, страна-должник проводит консультации со своими главными заемщиками с целью образования руководящего комитета. Обычно страна-должник выбирает банки, с пониманием относящиеся к выдвигаемым ею условиям работы в составе БКК и представляющие ос новные географические регионы, перед которыми страна имеет долговые обязательства. В БКК по реструктуризации российского внешнего долга в последние годы входили: Deutsche bank, Credit Lyonnais, BNP, BNL, bank of Tokyo-Mitsubishi, bank Austria, Dresdner bank.

Многолетний опыт работы позволил Банковским консультативным комитетам стать достаточно компетентными органами для детальной оценки экономических перспектив страны и построения схемы вложения инвистиций на более реалистичной основе при содействии МВФ (и его Института международных финансов, расположенного в Вашингтоне, округ ). В частности, сейчас банки ведут переговоры о долгосрочных схемах кредитования, в рамках которых они рефинансируют платежи в счет покрытия капитальной суммы долга, причитающиеся в течение ряда последующих лет. По этим схемам вложение инвистиций в каждом году зависит от ряда факторов, включая поддержание хорошей репутации в МВФ. Допуская долгосрочное дополнительное вложение капитала , банки проявили гораздо больше воображения, чем официальные заемщики. Кроме того, они снизили величину гарантийных взносов до реалистичного уровня и в большинстве случаев устранили разовую комиссию.

Однако точное соотношение интересов заемщиков зависит от состава каждой группы, в любой конкретной группе заемщиков можно найти определенные "группы с особыми интересами".

Самой важной группой заемщиков является та, на которую приходятся основные риски кредитора. Этими заемщиками вполне могут быть крупнейшие банки мира. На ранних этапах кризиса суверенного долга размер долгов суверенных государств-заемщиков банкам превышал стоимость их капитала. Поэтому этим банкам грозили достаточно большие убытки, которые могли поставить их на грань банкротства, и они были вынуждены заключать такие договора со своими суверенными должниками, защищавшие стоимость их непогашенных активов. Для этого они должны были обеспечить, чтобы должники не только признали свое обязательство по возмещению долга, но и осуществляли выплату процентов по долгу на текущей основе. Интересы крупных заемщиков не обязательно совпадали с интересами тех, чьи относительно небольшие риски не угрожали их существованию. Мелких заемщиков больше беспокоили расходы, которые они понесут при пересмотре условий погашения долга, и прецеденты, которые они создадут, заключив с кредитором "щедрое" соглашение, нежели убытки, которые они понесут, если будут добиваться соблюдения своих прав против должника или если переговоры сорвутся и они не смогут взыскать с должника. Однако у этих банков есть интерес в недопущении банкротства крупных банков в результате невыполнения суверенным государством своих обязательств. Такие банкротства могут поставить под угрозу стабильность и устойчивость международной финансовой системы, что явно не отвечает интересам более мелких банков.

После подготовки информационного меморандума первым официальным контактом между страной-должником и БКК является совещания по изучению положения должника, после которого данный меморандум распространяется среди всех банков-кредиторов.

Согласование основных условий начинается с отбора участников со стороны заемщиков и должника, причем со стороны последнего такой отбор произвести достаточно сложно. Это объясняется тем, что внутреннее должника может затруднить принятие на себя центробанком государственного долга. При рефинансировании долгов по аккредитивам, когда ЦБ не смог перевести валюту в счет хранящихся в нем вкладов коммерческих банков, внесенных от имени их клиентов, заемщики признают центрбанк надлежащим кандидатом в участники. Но споры могут возникнуть тогда, когда ЦБ используется для реструктуризации средне- и/или долгосрочных долгов правительства, его ведомств, учреждении или полугосударственных предприятии, или же долгов, гарантированных правительством. Прежде всего следует отметить, что с юридической и конституционной точек зрения только суверенное может принять на себя долги своих ведомств или субъектов. Следовательно, центрбанк не может нести ответственность за долги, например, правительств республик, штатов, центрального правительства или любого правительственного органа. На практике, однако, банки не стремятся вступать в договорные отношения с правительством или государством. Именно ЦБ, а не государство обычно является держателем валютных активов страны. И опять же, центрбанк как не может быть гарантом государства. Поэтому банки, как правило, настаивают на том, чтобы государство подписывало соглашение о пересмотре долга в качестве кредитора, а ЦБ обязывался делать валютные платежи по этому соглашению. В случае с Российской Федерацией агентом правительства по внешнему долгу страны с самого начала был выбран Внешэкономбанк.

Далее определяется, какие долги подлежат и какие не подлежат реструктуризации. Например, внутренний долг не подлежит реструктуризации, поскольку суверенные государства редко положительно воспринимают попытки заемщиков вмешаться в процедуры обслуживания внутреннего долга, выплачиваемого в местной валюте. Они могут также не согласиться с определением в качестве внешнего такого долга, который относится к валютным обязательствам, выплачиваемым физическим и юрлицам страны, поскольку такие выплаты сами по себе не ведут к оттоку иностранной валюты.

После согласования перечня разрешенных валют, процентов и процентных периодов, комиссионных, условий использования ссуды и процедуры контроля подписывается соглашение о пересмотре долга.

Пересмотр условий погашения долга. Для понимания главных особенностей процесса пересмотра долга необходимо помнить о состоянии отношений между должником и заемщиком в тот момент, когда страна-заемщик объявляет, что она не сможет выполнить своих долговых обязательств при наступлении срока их погашения. В число должников в стране-заемщике может входить не только само суверенное государство, но и такие юридически самостоятельные кредиторы из государственного сектора, как центрбанк и государственные предприятия со своими полномочиями в области получения кредитов. Одни из этих юр. лиц самостоятельно получают кредиты, а у других долги гарантируются суверенным государством. Кроме того, возможно и наличие кредиторов из частного сектора, долг которых может гарантироваться, а может и не гарантироваться официальными властями, но которые пострадают, если суверенное государство попытается вмешаться в управление валютными ресурсами страны.

В целом, эти долги имеют неодинаковые сроки погашения, могут выражаться в разных валютах, иметь различное целевое назначение и регулироваться различными юридическими нормами, включая действующее законодательство . Кроме того, держателями долгов может быть множество заемщиков. Даже в случае стран с небольшим долгом общее число банков может приближаться к ста.

Хотя разнообразие долгов усложняет пересмотра долга суверенного государства, громоздким его делает большое число затронутых сторон. Кроме того, банки могут проявлять подозрительность друг к другу и не идти на уступки, которые могут дать преимущества другим заемщикам за их счет.

Для упорядочения этого процесса и создаются банковские консультативные или руководящие комитеты. Комитеты состоят из представительной группы банков-кредиторов, которая ведет переговоры с должником от имени всей группы заемщиков.

Руководящий и консультативный комитеты не имеют юридических полномочий заключать с кредитором такое соглашение, которое будет обязательным для других заемщиков, поскольку процедуры внесения поправок в первоначальные договоренности о кредитах и включения изъятий основаны на первоначальных соглашениях. Обычно эти договора требуют единогласия или большинства голосов всех членов кредитного синдиката. В кредитных соглашениях не предусматривается какая-либо роль для консультативных или руководящих комитетов, а заемщики не принимают на себя обязательство подчиняться решениям таких комитетов. Таким образом, кредитор, который не согласен с основными условиями нового договоренности, всегда имеет возможность добиваться через суд выполнения первоначальных долговых обязательств, которые несет перед ним должник.

Одним из обстоятельств, определяющих юридический статус руководящего или консультативного комитета, является то, что он должен максимально представлять банковскую и географическую структуру группы заемщиков.

Международные финансовые учреждения разделяли заинтересованность заемщиков в обеспечении выживания крупных банков и финансовой системы в целом. Эти стороны смогли также апеллировать к заинтересованности самих должников в сохранении международной финансовой системы и убедить их в том, что главной целью переговоров должно быть сохранение стоимости активов заемщиков.

Трудное положение банков-кредиторов усилило переговорную позицию крупнейших стран-должников. Все банки, включая крупнейшие, имели меньшие и следовательно менее опасные риски в более мелких странах-должниках. Поэтому они не могли позволить себе нести прямые убытки из-за этих должников. Однако банки беспокоились по поводу того, что любое соглашение с этими странами будет рассматриваться, как прецедент другими странами и будет служить предметом постоянных ссылок на других переговорах по пересмотру долга. Кроме того, совокупный эффект этих более мелких переговоров по пересмотру долга мог весьма дорого обойтись заемщикам и подорвать их позицию в отношениях с важнейшими должниками.

Перед лицом такого развития событий заемщики не разделяли озабоченность должников по поводу социально-экономического положения их граждан. Более того, заемщики утверждали, что должники добровольно влезли в долги и несут ответственность за выполнение своих обязательств.

Из сохранения стоимости активов банков как главного принципа переговоров вытекает ряд важных выводов. Этот принцип обязательно вынуждает правительство страны-должника отдавать приоритет обслуживанию своего долга. Данный приоритет делает весьма спорным следующий вопрос: следует ли суверенному должнику уделять охране здоровья и образованию своих граждан большее внимание, чем долговым обязательствам. Заемщики смотрят на любого должника, добивающегося обсуждения таких вопросов, как на наивного или прибегающего к тактике отвлечения внимания.

Россия и Лондонский клуб

(справочная информация)

28-11-2005

Лондонский клуб объединяет коммерческие банки-кредиторы ведущих стран мира. Его возглавляет Дойче-банк (Франкфурт-на-Майне).

Лондонский клуб - неформальный многосторонний механизм выработки договоренностей со странами-должниками, испытывающими трудности с выплатой внешнего долга, по условиям погашения их межбанковской задолженности. Статуса международной организации не имеет. Основные принципы его деятельности - индивидуальный подход к каждой стране-должнику, обусловленность пересмотра погашения долга, равномерное распределение потерь от реструктуризации долговых обязательств между всеми членами - весьма схожи с принципами Парижского клуба.

Задолженность Российской Федерации перед Лондонским клубом включает займы бывшего СССР, а также гарантированные государством заимствования Внешэкономбанка и составляет около 31,8 млрд.долл.США -основной долг по реструктурированным кредитам (PRINs) - 22,2 млрд.долл. США со сроком погашения в 2002-2020 гг. и по облигациям Внешэкономбанка (IANs) – 6,8 млрд.долл.США, а также просроченные платежи в размере 2,8 млрд.долл.США,.

Переговоры по погашению российских обязательств начались в 1991г. Важным фактором в сближении позиций сторон явилось Заявление Правительства Российской Федерации от 18 октября 1994г. о порядке урегулирования межбанковского долга в качестве коммерческой задолженности.

16 ноября 1995г. во Франкфурте подписано соглашение о 25-летней реструктуризации основного долга бывшего СССР с правом отсрочки платежей на 7 лет. В отношении процентов российская сторона приняла обязательство выплатить 1,5 млрд.долл.США в течение 1996г., а оставшуюся часть погасить в течение 20 лет с тем же периодом отсрочки.

Договоренность с Лондонским клубом создала важный прецедент, на основе которого было достигнуто сходное соглашение о долгосрочной реструктуризации внешнего долга бывшего СССР перед Парижским клубом (38 млрд.долл.США) на аналогичных условиях.

6 октября 1997г. в Москве подписан пакет документов об урегулировании банковской задолженности России перед членами Лондонского клуба, что формализовало ранее достигнутые договоренности.

В декабре 1997г. Россия выплатила Лондонскому клубу около 3 млрд.долл.США - часть суммы консолидированных просроченных процентов по основной задолженности. В 1998г. выплаты России в счет погашения задолженности перед Лондонским клубом должны были составить 724 млн.долл.США, в т.ч. 578 млн.долл.США - наличными. В результате переговоров в ноябре 1998г. достигнута договоренность о реструктуризации графика платежей, приходящихся на 1998г. Сумма просроченных платежей России за счет причитавшихся к погашению в 1999г. составила свыше 1,2 млрд.долл.США.

Активная торговля в последние годы на международном финансовом рынке долговыми требованиями к Внешэкономбанку привела к существенным изменениям в первоначальной расстановке сил в составе кредиторов.

На момент подписания соглашения 1997г. у России в Клубе было 420 кредиторов, в большинстве – европейские. Впоследствии значительная часть требований по реструктуризированным кредитам (порядка 33%) перешла к американским банкам и инвестиционным фондам, которые долго не поддерживали идею пересмотра параметров и сроков погашения российской задолженности. В дальнейшем общее количество кредиторов увеличилось до 1000, что значительно осложнило достижение единого подхода в работе с российской задолженностью. В результате предложения по условиям капитализации процентных платежей по реструктуризированным кредитам в течение длительного времени не поддерживались требуемым числом голосов (необходимо было 95%, а поддержали только 70%).

11 февраля 2000 г. было подписано соглашение о реструктуризации российской коммерческой задолженности. Параметры урегулирования предусматривают списание 36,5% (10,6 млрд.долл.США) основной суммы долга (PRINs) и 33% (2,2 млрд.долл.США) облигаций Внешэкономбанка (IANs). Оставшаяся сумма конвертируется в еврооблигации, под гарантии российского правительства, с отсрочкой погашения в 30 лет с 7-летним льготным периодом. В первые 6 месяцев после выпуска доход по купонам евроооблигаций составил 2,25 %, в следующие 6 месяцев – 2,5%, далее в течение 6 лет – 5% и начиная с восьмого года обращения и до полного погашения – 7,5%.

Соглашение распространилось и на просроченные платежи в размере 2,8 млрд.долл.США, на которые также выпущены еврооблигации, но с 10-летним сроком погашения. Кредиторы получили 9,5% номинала в момент эмиссии, а затем предусматривались выплаты по купонам в размере 8,25% при 6-летнем льготном периоде.

В 2001 г. обмен российских долгов Лондонскому клубу на новые еврооблигации был завершен.

Урегулирование отношений с Лондонским клубом банков-кредиторов явилось одним из первых сигналов положительного изменения в общей позиции международных финансовых кругов по отношению к России. Был создан также прецедент, укрепивший российскую позицию в рамках переговорного процесса с Парижским клубом по всеобъемлющей реструктуризации российской задолженности в части долгов бывшего СССР.



Просмотров