Урок развития речи «Описание предмета. Как писать сочинение-описание

Тема: «Художественное описание предмета».

Цель: научить описывать предмет декоративно-прикладного искусства с натуры.

Задачи:

  • познакомить учеников с фольклорными произведениями, поэтическими творениями, историческим материалом, научно-популярной и художественной литературой о предметах декоративно-прикладного искусства, о народных промыслах;
  • обогащать словарный запас учащихся, продолжить работу над сочинениями-описаниями;
  • способствовать развитию речи учеников;
  • активизировать познавательный интерес к народным промыслам, истории и культуре России, фольклору, творчеству;
  • развивать умения сравнивать, находить главное, делать выводы;
  • развить у учащихся потребность в творческой деятельности, в самовыражении через различные виды работ, привить культуру устного и письменного труда, вкус к работе над словом;
  • способствовать воспитанию патриотизма, стремления видеть и понимать красоту и создавать её для других.

Межпредметные связи: с литературой, историей, мировой художественной культурой, технологией, изобразительным искусством.

Оборудование урока:

  • репродукции из набора «Современные народные художественные промыслы»;
  • подборка детских книг о народных промыслах, календарей с изображением Гжели, Жостова, Хохломы, матрёшек и др.;
  • видеокассета «Народные промыслы»;
  • выставка предметов декоративно-прикладного искусства

ХОД УРОКА

1. Оргмомент

2. Вступительное слово учителя

(Запись в тетради. Дата. Тема урока. Эпиграф.)

– Сегодня на уроке мы с вами познакомимся с некоторыми из современных народных промыслов и подготовимся к сочинению, а затем и напишем его об одном или нескольких произведениях прикладного искусства.

Прикладное искусство – это особый вид искусства, задачей его является создание предметов быта, обихода, которые одновременно являются художественными произведениями.
«Человек по натуре своей художник. Он всюду так или иначе стремится вносить в свою жизнь красоту», – писал Алексей Максимович Горький.
Всем сердцем любя родную землю и любуясь ею, русские люди издавна не только воспевали в песнях и сказках её красоту, но и создавали простые предметы обихода, украшали их яркой нарядной росписью, в которой оживали любимые природные мотивы.
Посмотрите на нашу небольшую выставку красивых и нужных в быту предметов, сделанных народными мастерами.Здесь и хохломская деревянная посуда, и фарфоровая Гжель (тёмно-синие цветы на белом фоне), и Жостовские подносы, и Городецкие доски, и изделия из берёсты, и Ростовская финифть, и разные Матрёшки, и Павлово-Посадские платки и шали, а на стендах вы видите фотографии Дымковских, Филимоновских и Абдашевских игрушек; Палехских, Федоскинских шкатулок, табакерок; Вологодские кружева. Что за чудо!
Издавна на Руси сочиняли сказки о народных умельцах, о произведениях народного творчества.
Послушайте одну из таких сказок и подумайте, что же главное в ней, о чём она.

3. Знакомство с материалом о народных промыслах

1) Учащиеся рассказывают сказку о волшебных перьях Жар-птицы (журнал «Русский язык в школе» № 3, 1982 г., стр 13–14)

Жила-была на свете сиротинка. И звали её Марьюшка. Собой пригожая, тихая, скромная. А уж мастерица, почитай, во всей округе лучше её не было. Шила Марьюшка шелками цветными и бисером. Кому рубашку, кому рушник, а кому пояс узорчатый сделает. А что за работу получит, тем и довольна, на то и жила.
Прослышали об искуснице купцы заморские. Из далёких стран приехали посмотреть сироткино рукоделие. Увидели и от изумления даже рты разинули. Не думали красоту подобную увидеть. Потом наперебой стали уговаривать Марьюшку с ними ехать. Горы золотые сулили. А Марьюшка в ответ:
– Не надо мне вашего золота. Никуда я не поеду из родной деревни. А работу мою, коли нравится, продать могу.
С тем купцы и уехали. Только славу рукодельницы по всей земле понесли. И дошёл тот слух до Кащея Бессмертного. Осерчал Кащей, что есть на свете красота великая, какой он не видывал. Прикинулся тогда Кащей добрым молодцем, перелетел через моря глубокие, горы высокие и очутился перед Марьюшкиной избушкой.
Постучал он в двери, поприветил мастерицу, как положено. Попросил показать рукоделие готовое. Вынесла ему Марьюшка рубашки да рушники шитые – один краше другого.
– Бери, добрый молодец, что тебе по душе придётся! Коли сейчас денег нет, отдашь, когда будут. А коли работа моя не приглянулась, то скажи, как сделать. Я уж постараюсь.
Увидал Кащей такую красоту, услыхал такие слова ласковые – пуще прежнего озлобился. Виданное ли это дело, чтобы крестьяне простые красотой владели, какой у него, у самого Кащея Бессмертного нет. Стал он поначалу сиротинку уговариывать: – Поедем ко мне, Марьюшка. Будешь жить царицей во дворце из драгоценных камней. Есть будешь на золотой посуде. Спать на лебяжьем пуху. Гулять будешь в саду, где поют птицы райские, где растут яблоки золотые.
– Не проси меня, добрый молодец, – отвечает Марьюшка, – не нужно мне твоё богатство, не нужны и диковины заморские. Нет ничего лучше родимых полей и лесов. Не поеду я из родных мест никуда. Здесь батюшка и матушка мои похоронены. Здесь и люди живут, которым моё рукоделие радость приносит. А для тебя одного не неволь, вышивать не стану.
Не стерпел Кащей подобных слов.
– Коль не хочешь людей оставить, то быть тебе птицей, а не девицей. Глядь, на том месте, где стояла Марьюшка, стонет, бьётся Жар-птица. А сам Кащей взвился орлом чёрным. И упал орёл с поднебесья. Схватил Жар-птицу в острые когти и взвился под облака. Как почувствовала Марьюшка силу железных когтей, как поняла, что уносят её из родимых мест, решила она людям последнюю память о себе оставить.
Стала Жар-птица перья свои красочные на землю сбрасывать.Падали они на луга заливные, в леса густые. Упадёт перо на землю, ветер-баловник травой да листьями принакроет, а всё равно сияния их разноцветного притушить не может.
Сбрасывает Марьюшка перья, а сама понимает, что силы её к концу подходят. Померла Жар-птица в когтях у орла чёрного. А перья сами по себе на земле жить продолжают. Были те перья не простые, а волшебные. Не всякий их увидеть может.А только тот, у кого душа красоту понимает и руки ту красоту для других создавать готовы.

Основная мысль : не всякий может увидеть красоту, а только тот, кто стремится к этой красоте, кто готов создавать её для других. И ещё: нет ничего милее родного края, его природа, его люди помогают создавать замечательные произведения искусства.

Учитель: Послушайте ещё одну историю.

2) Ученик рассказывает историю с сэром Джоном (журнал «Русский язык в школе» № 3, 1982 г., стр 14).

Сэр Джон был счастлив. Сегодня утром его парусник доставил в Лондон из Архангельска большую партию русской пеньки и строевой лес. Впрочем, не это известие обрадовало английского дельца. Пенька и лес – привычное дело. Уже не первый раз и даже не первый год совершали его парусники рейсы между Лондоном и далёким соверным городом. Радость невозмутимому англичанину доставил подарок капитана парусника – большой короб с посудой из деревянного золота, которое умели делать только в далёкой Московии.
Послезавтра на торжественном обеде сэр Джон удивит своих друзей. То-то поразятся они, увидев чаши, блюда, ложки, расписанные фантастическими цветами.
Сэр Джон потёр руки от удовольствия, представив, как кто-нибудь возьмёт тяжёлую на вид, отливающую золотым блеском чашу, и застынет изумлённый – чаша выточена из дерева.
– Вы не узнали, – обратился торговец к капитану корабля, – имя мастера, создавшего эту посуду?
– Я спрашивал, сэр, московиты называют какое-то странное имя: Хо-хло-ма .

Учитель: Вот нам и предстоит выяснить, что такое Хохлома. Как начиналось это удивительное хохломское художество?

3) Ученики читают или рассказывают отрывки из книги Л. Яхнина «Весёлое слово Хохлома».

4) Учитель: Назовите прилагательные, которые характеризуют хохломские изделия. Хохлома какая? (Деревянная, красивая, древняя, пламенная…)
– Почему Хохлому называют пламенной? (Весёлые красно-золотые изделия горят, как огонь. Огненно-красный цвет хохломских изделий, золотое сияние узоров вызывают ощущение жаркого пламени, огня…)

5) Учитель, показывая на разные предметы мастеров из Хохломы, рассказывает:

– Хохломские художники любят рисовать на поверхности своих изделий «ягодки»: земляничку, малинку, ежевичку, чёрную и красную смородинку, рябинку. Узор из цветов, трав и ягод называется растительным. Самый любимый орнамент – «травка». Это удлиненные, слегка изогнутые былинки, а если травинки превратились в крупные кудри-завитки, то тогда эти затейливые узоры называют «кудрёмы» или «кудрины» .
Хохлома – это удивительная яркость и праздничность!
Послушайте стихи о хохломском искусстве.

6) Ученики читают наизусть стихи.

1. Борис Дубровин

«Мир волшебной Хохломы»

Удивляя.
Прорастая.
Как-то празднично жива
Молодая.
Непростая,
Чёрно-красная трава
Листья рдеют,
Не редея
От дыхания зимы:
Входим
В царство Берендея –
В мир волшебной Хохломы.
Этот тонкий, этот дивный
Золотистый завиток!
Раз увидишь – не забудешь,
И хотел бы, да не мог!

2. Е.А. Никонова

«Золотая Хохлома»

Вы не знаете, ребята.
Отчего и почему
Очень часто называют
Золотою Хохлому?
Разве золотом покрыты
В ней деревья и дома?
Может, всюду там сияют
Золотые терема?
Деревянная, резная,
Расписная Хохлома!
Удивительной посудой, –
Вот чем славится она.

3. Э. Межелайтис

«Хохлома»

Узоры сказочной кудрины,
В певучем дереве звеня,
Как нежной трелью соловьиной
Чаруют солнечно меня.
И, как живые, листья клёна
Прильнули к донышку ковша,
Чтоб, став по-майски окрылённой,
Не знала осени душа.

А вспышки зрелой земляники,
Чуть притенённые листвой,
Горят, как пламенные блики
Поэзии, вовек живой!
Трав золотое многолучье
По рдяной вышито канве, –
Да так, что не придумать лучше
Самой зелёной мураве…

4. В. Боков

«Хохлома»

Как я люблю хохломское искусство!
Ложки и те у меня хохломские.
К ним у меня постоянное чувство,
С детства они мне родные, родные!

Я разложу их, и гости довольны,
И никаких замечаний и жалоб.
Слышно одно в разговоре застольном:
– Щец бы горячих, борща не мешало б!

Кисть хохломская, большое спасибо!
Сказывай сказку для радости жизни.
Ты, как душа у народа, красива
Ты, как и люди, служишь Отчизне!

7) Учитель: Вы можете в своих сочинениях описать вот такие хохломские ложки, разделочные доски, сахарницу, солонку и др. (показывает их), а можете описать матрёшку.

8) Бориса Дубровина «Матрёшки»

Матрёшка появляется
На белый свет,
Одёжкой похваляется:
Ей сносу нет.

Хотя мала, как крошка,
Сама она,
В матрёшке есть
Матрёшка
Ещё одна!

Сестра к сестрёнке тянется –
Какая стать!
От радости румянятся,
Пошли плясать.

Пусть пляшется и скачется,
Пусть смех вокруг,
Одна в другую прячутся
Матрёшки вдруг!

9) Учитель рассказывает:

Матрёна, Мотря, Матрёшечка – распространённое русское имя.
Матрёшка – наш национальный сувенир, символ добра и благополучия – создаётся талантливыми народными мастерами в разных городах и сёлах России.
Образ женщины издавна почитаем в русском изобразительном народном искусстве и фольклоре. Лаконичный облик точёной деревянной игрушки матрёшки воплотил в себе и спокойную плавность линий женской фигуры, и элементы традиционного народного костюма: головной платок, сарафан, фартук.
Прообразом матрёшки могли послужить «писанки» – деревянные расписные пасхальные яйца, их уже много веков делают на Руси. Они бывают полыми внутри, и в большее вкладывается меньшее. Другим прообразом русской матрёшки стала японская ритуальная кукла, внутри которой помещалось ещё несколько фигурок.
Более 100 лет назад недалеко от Москвы, в Абрамцеве, по эскизу художника Сергея Малютина местный токарь Звёздочкин выточил первую деревянную куколку.А когда Малютин расписал её, получилась девочка в русском сарафане, в платочке, с петухом в руке (показывает фотографию). По преданию, кто-то, увидев куклу, смеясь воскликнул: «До чего похожа на нашу Матрёну!» С тех пор и зовут эту игрушку матрёшкой.
Новая необычная игрушка очень понравилась и детям, и взрослым. В большой кукле пряталось целое семейство – одна другой меньше. Стали делать матрёшек и в других местах России.
Есть матрёшки, которых не расписывают красками, а украшают выжженными узорами.
А порой матрёшку Матрёной и не назовёшь! Это былинные богатыри, весёлые музыканты, известные политические деятели, артисты (показывает изделия с выставки).
Прошло много лет, а Матрёшка не надоела людям. И сейчас она любимая игрушка детей и взрослых. Матрёшка украшает наши квартиры. Её охотно дарят друзьям на память.
Перед вами матрёшки из Сергиева Посада (Загорска), из города Семёнова и села Полховский Майдан. Обратите внимание, несмотря на то, что в них есть общие черты, они разные. (Матрёшки из Семёнова обязательно держат в руках пышные букеты цветов, а из Полхов-Майдана они особенно нарядные и «стройные» и т. д.).

10) Ученики устно описывают матрёшек из Сергиева Посада (Загорска), из города Семёнова и села Полховский Майдан, сравнивают, находят отличия.

11) Ученики читают наизусть стихотворение «Семёновские матрёшки» .

У семёновских матрёшек
Сарафанчики в горошек,
Разноцветные платочки,
Нарумяненные щёчки.

Веселушки, хохотушки,
Деревянные подружки,
Любят в прятки поиграть,
И попеть, и поплясать.

Кто в гостях у нас бывал
И матрёшек не видал,
Тот и матушку Россию
До конца не разгадал.

Не нарадуется взгляд,
Если выстроятся в ряд,
А попрячутся друг в дружку –
Видишь старшую подружку.

Миловидны, простодушны,
Все улыбчивы, радушны
И загадочны немножко
Наши русские матрёшки.

12) Учитель рассказывает:

Издавна цветы на лугу, в саду привлекали человека своей красотой; их дарили в дни радостных событий. Цветы прекрасны, но их красота недолговечна. Продлить цветение, окружить себя цветами круглый год, создать дома мир радости и красоты – вот задача жостовских мастеров.
Деревня Жостово находится в 25 км от Москвы, недалеко от г. Мытищи. В 1825 году бывшие крестьяне братья Е.Ф. и Л.Ф. Вишняковы, откупившись на волю, открыли мастерские по изготовлению расписных подносов. Теперь в этой деревне работает фабрика, продукция которой известна всему миру.

13) Фрагмент видеофильма «Народные промыслы» (Жостово)

14) Учитель продолжает рассказывать:

Жостовские мастера пишут букеты цветов преимущественно на чёрном фоне , который даёт возможность по контрасту выделить яркие краски пышных роз, пионов, георгинов и скромные и незатейливые цветочки анютиных глазок, ромашек, колокольчиков, которые их окружают (хотя могут использовать и красный, золотой, зелёный, синий и другие цвета для фона подноса). Посмотрите на цветы на подносе; они как живые, объёмные, в них чувствуется игра света.
По своей форме подносы разные: здесь (показывает подносы, или фотографии, или слайды) и круглые, и овальные, и треугольные, и гитарообразные. Размеры подносов тоже разные – от больших для праздничного стола до детских.

Композиция росписи разная:

  • «Букет собранный»,
  • «Букет враскидку»,
  • «Венок»,
  • «Ветка с угла».

Но все подносы хороши, они привлекают своей яркостью, декоративностью, в чём сказывается мастерство художника, его умение творчески следовать народной традиции.
Давайте рассмотрим внимательно наши подносы. Подумайте и скажите, что вас в них привлекает, что нравится. Опишите их.

15) Ученики устно описывают различные по форме подносы, находящиеся на выставке или изображённые на фотографиях на стенде

16) Ученики читают наизусть стихотворение «Подарок из Жостова».

Вот жостовский чёрный изящный поднос
С букетом из лилий, пионов и роз.
В нём бликами летнее солнце играет,
Каймой золотистой по краю сверкает.

Чтоб круглым и гладким поднос получился,
Сначала жестянщик усердно трудился.
Он долго шпаклёвкой его грунтовал –
И лаком поверхность не раз заливал.

Чтоб роспись художник нанёс по металлу,
Фон чёрным на нём должен быть или алым.
Букеты цветов из сада и луга
Кисть живописца выводит по кругу.

Вальсирует ловко и быстро кружится,
Мазками упругими краска ложится.
Смотри: разлетелись по чёрному лаку
Пионы, ромашки, розаны и маки.

Когда за окном снегопад и мороз,
Живыми цветами усыпан поднос.
Посмотришь с улыбкой на дивный букет
И кажется, лето нам шлёт свой привет.

4. Подготовка к письменной работе

Ученики

  • выбирают предметы с выставки, которые будут описывать;
  • придумывают заголовок,
  • определяют основную мысль сочинения;

Учитель

  • обобщает ответы учащихся, отмечает лучшие,
  • даёт индивидуальные советы,
  • отвечает на вопросы учеников;
  • предлагает примерный план сочинения (записанный заранее на обратной стороне доски).

Примерный план сочинения:

I. Вступление

Кратко рассказать о народном прикладном искусстве (только о том, к которому принадлежит вами описываемый предмет).

II. Основная часть

Описание предмета.

1) общий вид;
2) материал;
3) форма;
4) цвет;
5) назначение предмета;
6) описание жостовской (хохломской) росписи или одежды матрёшки и т. п.;
7) впечатление от предмета.

III. Заключение

Моё отношение к данному виду искусства, к мастерству художника.

5. Письменная работа

Сочинение-описание с элементами повествования и рассуждения одного из предметов декоративно-прикладного искусства.

6. Домашнее задание

Сделать обложку к сочинению (учитель даёт рекомендации).

Урок развития речи: «Описание предмета»

Цель: познакомиться с особенностями художественного описания предмета

Задачи: Повторить с учащимися правила оформления сочинений, правила разработки плана; воспитывать интерес к тексту описательного характера, развивать культуру речи учащихся; развивать чувство стиля, способность к описательной речи.

Планируемые образовательные результаты :

Предметные : знать особенности художественного описания предмета; приемы систематизации материала; уметь излагать мысли на заданную тему; использовать самостоятельно найденный материал.

Метаредметные: способность к осознанию цели учебной деятельности и умение ее пояснить; умение ориентироваться в ситуации и условиях общения; выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач;

Личностные : осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию.

Методы и формы обучения : наблюдение за языком, эвристический метод; индивидуальная, фронтальная, групповая.

Оборудование: Компьютер, проектор.

Наглядно-демонстративный материал : картинки, информационные карточки

Основные понятия и термины : публицистический стиль, заметка.

Ход урока:

Мотивация

Вступительное слово:

Ребята, давайте определим свой настрой на урок: покажите тот смайлик, который отражает ваше настроение в настоящий момент.

Актуализация и пробное учебное действие (воспроизведение ранее изученного, эвристическая беседа).

Для анализа предлагается учащимся детское сочинение, в котором описывалась любимая игрушка мальчика. Ребятам нужно выделить тему, основную мысль теста. Разбить его на микротемы.

Таким образом, мы выяснили, что очень важную роль при написании сочинения играют тема и цель. Нужно сразу же четко решить, для кого и с какой целью сочинение пишется.

3. Выявление места и причины затруднения

Как вы думаете, каким по типу речи должно быть ваше сочинение, опираясь на информацию в карточках? (Рассказ описательного характера).

Есть ли вас дома, в квартире предмет, который, как вам кажется, наиболее красивым или нравится больше других? Есть ли у вас любимая игрушка? Как бы вы могли описать этот предмет?

Целеполагание и построение проекта выхода из затруднения

Раскрытие сущности новых понятий, усвоение новых способов учебной и умственной деятельности учащихся, беседа по вопросам, анализ предложенного учителем текста.

Учащиеся совместно с учителем формируют цель учебной деятельности.

Учитель предлагает детям картинки разных предметов и игрушек и карточки с вопросами:

Что изображено на картинке?

О каких признаках предмета мы можем рассказать по картинке?

Назначение предмета.

Личное отношение к нему.

Для того, чтобы текст получился связным, законченным, интересным, необходимо подумать, какой именно предмет вы хотите описать. Можно вспомнить интересный случай, связанный с этим предметом, историю его появления дома. По возможности необходимо создать такое описание, которое помогло бы читателю максимально ярко, точно и подробно представить описываемую вещь. Для того, чтобы грамотно написать рассказ, не упустив ничего лишнего, необходимо продумать последовательность текста, то есть составить план.

5. Творческая практическая деятельность по реализации построенного проекта

Попробуйте составить план описания одного из предметов. А потом мы сравним ваши планы с предложенным в презентации.

План - образец

Название предмета, его история.

Описательная часть:

Размер

Цвет, рисунок

Материал

Фактура

Для чего используется этот предмет, его основные функции.

Отношение к описываемому предмету

Учитель организует и сопровождает учебную деятельность детей.

6.Первичное закрепление с комментированием во внешней речи.

Учитель контролирует правильность выполнения задания.

Чтобы сочинение получилось интересным, описательную часть можно несколько расширить по сравнению с остальными пунктами плана. Какой-то признак предмета вы можете описать более подробно, ярко.

7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

Учитель организует и сопровождает деятельность детей, контролирует правильность выполнения задания. Создает условия для устранения перегрузки учащихся и овладения новым учебным материалом

8. Включение в систему знаний и повторений

Беседа по вопросам:

В каком стиле должно быть написано сочинение? Могут ли в тексте присутствовать большие фрагменты, различающиеся по стилевой окраске?

Каким должно быть название рассказа?

Каким образом должен составляться план рассказа?

Какие пункты мы можем включать при описании предмета?

9.Рефлексия учебной деятельности

- Что нового узнали на уроке? Какие трудности появились у вас в процессе работы? Как Вы их преодолевали?

Понравилось ли вам на уроке? Какое настроение у вас сейчас? Дайте оценку вашей работе (смайлики)?

Сочинение описание любого предмета

  • «Старинные часы»
    На стене кухни висели огромные старинные часы. С башенками. С толстыми литыми стёклами.
    С большущим жёлтым маятником. Над циферблатом было окошко для кукушки.
  • Моя любимая игрушка
    (сочинение-описание)
    У меня очень много игрушек: куклы, заяц, тигренок, крокодильчик, слоненок,
    заводные машинки. Но больше всего я люблю медвежонка. Его подарил мне на день рождения дядя Толя, когда мне было пять лет. Я и назвала его Толей, полюбив с первого взгляда. У медвежонка темно-коричневая плюшевая шерстка, а симпатичная мордочка всегда выражает удивление. Толя смотрит на мир круглыми глазами-бусинками, в которых там много любви и добродушия. Красный язычок чуть-чуть высунут изо рта, как будто просит меда или другого лакомства.
    Когда я была маленькой, то любила прятать нос в теплую шубку медвежонка. Да и сейчас, хотя мне уже одиннадцать лет, я часто беру Толю на руки, прижимаюсь к нему щекой, иногда так и засыпаю, вместе с ним. И еще я люблю делать уроки, когда рядом сидит Толя, он словно помогает мне лучше думать. А если мой брат небрежно бросит мишку, Толя рявкает, выражая свое недовольство. Но это бывает редко, потому что не только я, но и все у нас в доме очень любят пушистого маленького друга.
  • 1 Карандаш

    Карандаш - это предмет первой необходимости. Он предназначен для писания, рисования, чертежа. Складывается карандаш из графитного стержня, вмещенного в деревянную оправу. Карандаш легенек, тоненек, удобен для пользования. Оправа сделана из мягкого дерева, она имеет форму цилиндра диаметром до семи миллиметров. Оправа окрашена в розовый цвет. Карандаш из одного конца остро застроган, а из другого имеет небольшую резинку. Сверху выбита позолоченная надпись «Луч. 2М» . Это название производственного объединения, которое изготовило карандаш, и твердость графита.

    Я очень люблю рисовать разноцветными карандашами.

    2Письменный стол
    Возвратившись со дня рождения моего одноклассника Дмитрия Костюченка, я рассказал маме о подарке, который сделали имениннику родители. Ему подарили новый письменный стол. Он не имеет углов, его крышка напоминает овал; с той стороны, где сидят, полукруг. Ножки массивные. Стол имеет множество ящиков, которые не выдвигаются, а оборачиваются. Поверхность стола матовая, светло-желтая. Не стол — мечта. Он назначался не только для традиционных занятий, на нем также мог расположиться компьютер. Впрочем, компьютер у Дмитрия был, и стоял он в другой комнате. Над столом словно ширял почти невесомый плафон из зеленого стекла. Настольная лампа с помощью специального кронштейна была прикреплена к стене. Когда я рассказал маме об увиденном, она сказала:
    - Я рада за Дмитрия, но твой стол, хотя и старенький, ничем не худший. Своим столом ты можешь привести в удивление своих друзей.
    - Как это? — спросил я. — Что же в нем особого? Смотри, полированная поверхность во многих местах исцарапана, ключ от дверцы тумбочки, которая расположена по правую сторону, потерялся. Для того, чтобы дверца не приоткрывалась, мы подкладываем бумажку, свернутая трубкой.
    - А ты внимательно присмотрись, — загадочно сказала мама. — Что ты видишь на поверхности стола?
    День был солнечный и на гладенькой поверхности стола лежала тень тополя, который шелестел за окном.
    - Обрати внимание, — сказала мама, — в разные поры года полуденная тень занимает на поверхности стола определенное место. Тень появляется после десятого часа утра, а исчезает далеко за юг. Ну, и чем не солнечные часы!
    Я подошел и увидел на столе четкую тень отдельного тополиного листочка. Вот из ветви вспорхнула птица, и на миг его тень промелькнула на полированной поверхности моего стола. А зимой стол показывает точное время, но уже с помощью теней от голых ветвей.
    - Учись, сын, видеть удивительное в обычных вещах, — тихо сказала мама.

    Учти, это из интернета

  • Коро’бочка - в ботанике тип простого, сухого плода, производимого многими видами цветковых растений. Она представляет собой лопающийся или растрескивающийся плод, состоящий из двух и более плодолистиков, которые при созревании разделяются (раскрываются) , чтобы освободить скопившиеся в них семена.
    Освобождение семян может происходить по-разному: в одних случаях раскрывается каждый плодолистик в отдельности; в других разделение происходит на их стыках; у третьих семена разбрасываются сквозь специальные поры. У бразильского ореха (Bertholletia excelsa) крышечка коробочки раскрывается, но отверстие слишком мало, чтобы выбросить порядка десяти семян - они прорастают внутри коробочки до тех пор, пока он не упадёт на землю.
    Коробочки часто ошибочно принимают за орехи, как в случае с бразильским орехом или конским каштаном (Aesculus). В отличие от ореха она, расщепляясь, разбрасывает семя, в то время как орехи являются сложными завязями, содержащими одно семя, не расщепляются и не освобождают содержимое.
    Примерами растений, плодом которых является коробочка, являются мак, лилия, орхидеи, ива и хлопок.
  • Внимание, только СЕГОДНЯ!

Сочинение - описание довольно трудное упражнение. Это связано с тем, что тип создаваемого текста - описание, считается ошибкой наличие признаков повествования или рассуждения. В живой речи редко ребенок использует тип описания как единственный, поэтому сочинения часто получаются искусственными, надуманными. Особенно сложны сочинения-описания внешности человека, которые иногда превращаются в простое перечисление признаков. В то же время сочинение должно иметь замысел, части текста должны быть связаны между собой.

При описании предмета учащимся необходимо показать особенности описания, его признаки. Чтобы определить тип речи надо выделить "данное" и "новое".

В описании предмета "данным" является сам предмет или его части, "новым" - признаки предмета.

В описании предмета "данное" - обычно имя существительное или местоимение, "новой" - чаще всего имя прилагательное, существительное с глаголом, глагол.

Возможны следующие задания:

1. Прочитайте текст. Спишите. Определите тип речи. Назовите способы обозначения признака в данном тексте.

Он оказался размером с наперсток, с желтовато-серым брюшком и зеленой, как свежий тополиный листок, спинкой.

Выпуклые глазки блестели, словно черные стеклянные бусинки. Аширокий рот был озорным, как у первоклассника, который готов смеяться даже на уроках математики. (В. Крапивкин).

Какого стиля текст? Какую роль в данном случае играют уменьшительно ласкательные суффиксы имен существительных?

2. Найдите или составьте сами описание животного.

Описание предмета проводится еще в первом классе. Учащиеся составляют устные рассказы, небольшие (состоящие из двух-трех предложений) тексты.

После объявления темы сочинения "Моя любимая игрушка" (1 класс) многие дети призадумались. Трудно было не только описать, но и проведенная беседа показала, что первоклассники не замечают детали образа, тонкости в наряде своих игрушек. На вопросы они отвечали: "Кукла нарядная, красивая. Ее зовут Лиля" и т.д. И вот здесь учитель должен привлечь их внимание: к внешнему виду куклы, к деталям (несхожесть с другими куклами, ее особенность), к тому какое чувство испытывает ученик при обучении с куклой (радость, грусть, печаль).

Беседа показала, что у детей постепенно создавался образ куклы, его неповторимость, они улавливали его настроение, чувствовали радость, у детей появлялись робкие художественные приемы описания. (40, с. 45) Например,

Пушистик

У нас в классе есть минутка Пушистик. Он часто приходит к нам на урок. Мишенька хлопает в ладоши и радуется верным ответам детей. На уроках он всегда нарядный. Шерсть яркая, кудрявая, волнистая. Глаза и носик, как угольки. Лапки словно зелененькие листочки весной. Сам он очень красивый. Мы его все любим.

Нина Сизова

В 5 классе учащиеся пишут сочинения по картине-натюрморту, где описание предмета является важной составной частью.

В описании места "новое" - предмет, "данное" - их местоположение.

"Новое" в описании места обычно выражается именем существительным, "данное" - наречием со значением места, существительным или местоимением с предлогом. (27, с. 38)

Предлагаем следующие задания:

1. Спишите текст. В каждом предложении найдите "данное" и "новое" и обозначьте их над строкой. Определите тип речи.

Квартира Славы большая и светлая. На полу - ковер. Над столом - красивый абажур. На диване - маленькие пестрые подушки.

2. Прочитайте текст. Определите тип речи и способ связи предложений. Постройте схему текста. Чем выражено "данное" и "новое"?

Комната была похожа на мебельный магазин. В беспорядке стояли шкаф, столы, тумбочки, кресла, сундуки. В углу виднелись округленные контуры рояля. Через всю комнату от железной печи тянулись к окну трубы, подвешенные на проволоке к потолку. На полу валялась картофельная шелуха. В углу облезлая щетка прикрывала кучу мусора, который все собираются вынести, но никак не вынесут. Возле двери стоял рукомойник, под ним - переполненное ведро.

При описании состояния (природы, среды, лица) возможны следующие задания:

  • 1. Прочитайте тексты. Найдите в них общее значение. Под каким общим заголовком можно поместить тексты: "Описание места?", "Описание предмета?", "Описание состояния?
  • 1. Было пасмурно и ветрено. Волны накатывались на песчаную отмель, лизали почерневшие водоросли, вытащенные на берег рыбацким неводом.
  • 2. Морозная тишина. Вечереет. Темнеют кусты неодетого леса, будто это сам лес собирает к ночи свои думы.
  • 3. В лесу сделалось совсем темно. В лес бесшумно, как сова, прилетела ночь. А с нею и холод.
  • 4. Вода в озере стояла тихо-тихо, как это бывает только после дождя. Пахло свежей травой, шалфеем, смолистым аромат сосняка.

В описании состояния используются как предложения с двумя главными членами, так и предложения с одним главным членом, который может быть выражен именем существительным в именительном падеже (Утро. Мороз), безличным глаголом (Морозит. Смеркается), личным глаголом в значении безличного (Быстро темнеет), особым наречием на -о: пасмурно, холодно.

В описании состояния предложения могут члениться на "данное" и "новое", а могут и не члениться.

Членятся на "данное" и "новое" предложения с двумя главными членами при обычном порядке слов (Рябина краснеет. Листья падают с деревьев, шуршат).

Не членятся на "данное" и "новое" предложения с одним главным членом и предложения с двумя главными членами при необычном порядке слов (Наступила осень). В этом случае все предложение является "новым", "данным" нулевое.(14, с. 38)

Типы возможных упражнений:

  • - определение типа речи данного текста. Найти "данное" и "новое" в предложениях;
  • - среди данных текстов найти описание состояния природы, среды, лица;

В художественных произведениях писатели часто изображают неживые предметы как живые, особенно при описании природы, окружающего мира. Это делает текст более эмоциональным и выразительным, помогает читателю "увидеть" природу как живое существо.

Оценка - это выражение нашего отношения (положительного или отрицательного) к действительности. Оценивать можно предметы, признаки, действия, место, состояния и т.д.

Оценка чаще всего содержится в отдельных предложениях, разбросанных по всему тексту.

Основные средства выражения оценки:

  • - прилагательные (прекрасный, славный);
  • - наречия на -о (хорошо, плохо);
  • - отвлеченные существительные (красота);
  • - слова с суффиксами оценки: -еньк-, -очк-, -ик-, -к-, -ушк-, (-юшк-) и др. (серенький, котеночек, хвостишко, тихонечко);
  • - частицы (что за, как, вот, же и др.);
  • - междометия (Ах! Ох! Тьфу! Ну! Ужас!)
  • - синтаксические средства (интонация восклицания, порядок слов и др.).

В 6 классе учащиеся начинают писать сочинения-описания интерьера.

Интерьер - это внутренняя часть здания, помещения, архитектурно и художественно оформленная.

Преобладающим типом речи в сочинении-описании интерьера является описание места. Предметы, находящиеся в помещении можно просто назвать, указать на их местоположение, а также описать. Описания помещений могут строиться способом как цепной связи, так и параллельной. Цепная связь может соединяться с параллельной. (14, с. 37)

Часто учащиеся допускаю речевые ошибки (например, тавтология). Язык небогат, однообразен. Сочинения-описания интерьера требуют большой наблюдательности, подбора и использования синонимичных предлогов, названий цвета и т.д.

Поэтому учитель должен обратить внимание на следующие вопросы:

  • 1. Избежание неоправданного повторения одного и того же слова в рядом стоящих предложениях (стоит, висит). Использование безглагольной конструкции или замена слова, обозначающими не только наличие предмета, но и его признак (темнеет, виднеется, блестит).
  • 2. Использование разнообразных языковых средств для передачи местоположения предмета ("данного"): около, рядом, с, за, напротив, посередине, в центре, справа от+, у, над, здесь, слева от+, возле, где-то, кое-где.
  • 3. В сочинении не только описывается предмет, но и передается отношение к нему.

Обычно описание интерьера с зачина, в котором сообщается тема (о чем?) и намечается основная мысль (что?) сочинения. В тетрадях для сочинений можно составить примерный план:

I. Само помещение: (какое?)+

Стены - (какие?)+

Дверь - (какая?)+

Полы - (какие?)+

Окна - (какие?)+

II. Мебель, обстановка.

Стол - (какой?)+

Стулья - (какие?)+

Гардероб (шкаф) - (какой?)+

Зеркало - (какое?)+

Диван - (какой?)+

Затем учащихся можно попросить ответить на вопросы:

Как предметы расставлены? В каком порядке?

Порядок слов в описании помещения определяется основной мыслью высказывания. Если задача высказывания состоит в том, чтобы описать место, рассказать, какие предметы обстановки находятся в комнате, то слова в предложении располагаются в следующем порядке: сначала называется место (где?), затем предмет (что?). Если нужно обратить внимание на состояние помещения, на то, что в комнате порядок и каждая вещь занимает свое место, или, напротив, показать, что в помещении царит полный беспорядок и все лежит не там, где надо, то последовательность слов в предложениях меняется: сначала называется предмет (что?), затем место (где?).

В композиции описания интерьера обычно выделяются две части: в одной из них передается общее впечатление от помещения, в другой называются и описываются предметы, находящиеся в помещении.

обучение написание классификация сочинение






Как вы понимаете, что значит описать предмет? Как вы понимаете, что значит описать предмет? Описать предмет - это значит рассказать о признаках этого предмета. Какие стили речи вы знаете? Какие стили речи вы знаете? Деловой, художественный,научный, разговорный. В каком стиле можно описать предмет? В каком стиле можно описать предмет? Описание может быть научным, деловым, разговорным, художественным, при этом для каждого стиля используются особые языковые средства.


Описание предельно полное. Признаки выражаются прилагательными и существительными с прямым, часто отвлечённым значением. Выделяются самые яркие признаки предмета. Используются более разнообразные языковые средства. (прилагательные, существительные, глаголы, наречия) Встречаются сравнения, слова в переносном значении.


Нож 1. Нож перочинный, имеет два лезвия и штопор; нож весь в царапинах; у основания на одной стороне есть вмятина, на каждой стороне по шести заклепок; имеет форму мужской туфля; в ширину 2 см, в длину 7,5 см. 2. У меня есть старый перочинный нож. Хотя нож старый, он мне все равно нравится. Самое интересное в этом ноже это то, что он имеет форму мужской туфли. На каждой стороне этой «туфли» есть шесть медных заклепок. Раньше, когда нож был новый, все заклепочки блестели. Сейчас блестят из них только три, эти три заклепочки служат как бы шнуровкой у туфли. У ножа два лезвия: большое и малое. Малое лезвие затуплено, а большое острое, хорошо чинит карандаши. На одной из сторон ножа вмятина. Однажды я вбивала гвоздь, а рядом лежал нож, и я нечаянно ударила по ножу молотком. С тех пор так и осталась эта вмятина на ноже. И пусть нож старый, пусть он весь в царапинах он мне все равно очень дорог.




Описание в научном стиле Лента Лента шелковая, размером 5,5X70 см, темно-коричневого цвета. Подшита черными нитками, видны стежки. В нескольких местах сожжена. По длине выдернуто несколько ниток. Описание в художественном стиле Лента У меня в руках лента. Обыкновенная темно-коричневая лента. Старая подружка! Я уже давно не вплетаю ее в косу, и она просто лежит в коробке вместе со всеми лентами. Старенькая. «На пенсии». Но сколько она перетерпела! Я гладила ее слишком горячим утюгом, поэтому кое-где сожгла, где-то я зацепилась за гвоздик и выдернула из ленты несколько ниточек. Подшита лента небрежно, стежки видны на лицевой стороне, ведь я тогда только училась шить. Сейчас она мне не нужна, ведь косы сейчас закрепляют по-другому. А такую шелковую ленту теперь можно иногда увидеть только у первоклассниц. Но все равно я помню мою ленту старую подружку.


Описание в научном стиле Циркуль Циркуль разметочный, служит для перенесения размеров с измерительной линейки на чертеж и обратно. Он состоит из двух ножек с очень острыми иголками на концах. Эти ножки скреплены между собой двумя винтами. Иголки прикреплены к ножкам при помощи винтиков, которыми можно регулировать размер игл. Сверху у циркуля имеется ребристая ручка для удобства измерения. Ножки у циркуля раздвигаются до расстояния в 21 см. Описание в художественном стиле Циркуль Мой новый циркуль сделан из стали. Его две блестящие ножки похожи на ноги великана, которыми он, как великан, может измерять расстояния от одной точки до другой. Мой друг с точностью до миллиметра помогает мне измерить расстояние. Хотя он еще сравнительно недолго служит мне, но я доволен им.


Задание: Прочитайте выразительно сочинение ученика. Уместно ли употреблять в этом описании прошедшее время? Устраните неоправданное повторение глагола быть в форме прошедшего времени. Детские счёты Когда я пошла в первый класс, мне купили детские счёты. Они и сейчас есть у меня. Счёты были небольшие, всего сантиметров пятнадцать в длину. Но зато они были очень удобны. Их можно было положить в портфель. Но не только этим нравились мне счёты. Их рамка была окрашена в приятный нежно-розовый цвет. Тоненькие нити проволочек были слегка изогнуты, и по ним, словно маленькие трамвайчики, перекатывались косточки белого и красного цвета. На одном прутике было всего четыре костяшки, и они не так громко стучали, как остальные.


Детские счёты Когда я пошла в первый класс, мне купили детские счёты. Они и сейчас есть у меня. Счёты небольшие, всего сантиметров пятнадцать в длину. Но зато они очень удобны. Их можно положить в портфель. Но не только этим нравятся мне счёты. Их рамка окрашена в приятный нежно-розовый цвет. Тоненькие нити проволочек слегка изогнуты, и по ним, словно маленькие трамвайчики, перекатывались косточки белого и красного цвета. На одном прутике всего четыре костяшки, и они не так громко стучат, как остальные.






ОТРЫВОК ИЗ ОЧЕРКА К. ПАУСТОВСКОГО «ТОЛПА НА НАБЕРЕЖНОЙ» - Когда ты сойдёшь на берег в Неаполе, сказала мне моя дочь, то подари эту матрёшку первой же итальянской девочке. Я согласился. До моего отъезда матрёшка в шали пышного алого цвета стояла на письменном столе. Она была густо покрыта лаком и блестела, как стеклянная. В ней было скрыто ещё пять матрёшек в разноцветных шалях: зелёной, жёлтой, синей, фиолетовой и, наконец, самая маленькая матрёшка, величиной с напёрсток, в шали из сусального золота. Деревенский мастер наградил матрёшек чисто русской красотой соболиными бровями и рдеющим, как угли, румянцем. Синие глаза их он прикрыл такими длинными ресницами, что от одного взмаха должны были разбиваться вдребезги мужские сердца.


Когда ты сойдёшь на берег в Неаполе, сказала мне моя дочь, то подари эту матрёшку первой же итальянской девочке. Я согласился. До моего отъезда матрёшка в шали пышного алого цвета стояла на письменном столе. Она была густо покрыта лаком и блестела, как стеклянная. В ней было скрыто ещё пять матрёшек в разноцветных шалях: зелёной, жёлтой, синей, фиолетовой и, наконец, самая маленькая матрёшка, величиной с напёрсток, в шали из сусального золота. Деревенский мастер наградил матрёшек чисто русской красотой соболиными бровями и рдеющим, как угли, румянцем. Синие глаза их он прикрыл такими длинными ресницами, что от одного взмаха должны были разбиваться вдребезги мужские сердца. Сочинение-описание Тема: Тема: Любимая игрушка Цель высказывания: Цель высказывания: убедить читателя, что это самая любимая игрушка. Стиль: Стиль: художественный.Советы Особое внимание обратите на начало и окончание текста, имея в виду, что они зависят от цели высказывания и стиля текста. В ваших описаниях должно быть искреннее чувство. Вы можете разговаривать со своей игрушкой, вспоминать, как и где она была приобретена, описать её историю.



Просмотров