Высшая ценность по конституции рф. Тесты по конституции рф

В Центре научной политической мысли и идеологии разработан проект новой Конституции России. Краеугольным камнем проекта является идея о нравственном государстве и высших ценностях, на которых строится государство. В тонкостях Конституции России разбирался эксперт Центра научной политической мысли и идеологии, кандидат юридических наук Александр Гаганов, пояснив вопрос на страницах онлайн-издания «Сибиряк Инфо».

Ценности, которые приводятся в статье 6 проекта Конституции России, исторически свойственны нашему народу. Вряд ли кто-то будет готов поспорить с любой из них. Абсолютной высшей ценностью является существование самой страны - России. Среди высших ценностей названы такие, как единство, неделимость, территориальная целостность и государственный суверенитет России; всеобщее благо; русская (российская) цивилизационная идентичность; народосбережение; патриотизм и любовь к Родине; любовь и семейность, рождение и воспитание детей, связь поколений.

Действующая российская Конституция содержит противоречивый ценностный концепт. Согласно статье 2 Конституции РФ человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Однако в части 3 статьи 55 Конституции РФ выясняется, что права и свободы человека и гражданина (то есть высшая ценность) могут быть ограничены федеральным законом в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Получается, что именно здесь названы настоящие высшие ценности Российской Федерации: основы конституционного строя, нравственность, здоровье граждан, обеспечение обороны и безопасности государства. И эти ценности по сути не вступают в противоречие с тем, что предлагается в проекте Конституции России. Действующая Конституция РС имеет свой охранный механизм, в том числе в части охраны и защиты ее ценностей, и значительную роль в нем играет Конституционный Суд РФ.

В , предлагается дополнительный механизм, защищающий высшие ценности страны – Палата высших ценностей. Палата высших ценностей - новый особый общественно-государственный орган, появление которого связано с построением нравственного государства на ценностных основаниях.

Что такое «общественно-государственный» орган? Является ли Палата государственным органом, потому что контролирует соблюдение высших ценностей другими государственными органами? Обратимся к части 4 статьи 130 проекта Конституции России, в которой сказано, что «контрольно-надзорная власть в России осуществляется прокуратурой России, Счетной палатой России и контрольно-счетными органами субъектов России и муниципальных образований». В этом перечне отсутствует Палата высших ценностей, то есть она не входит в систему контрольно-надзорных органов власти.

Издает ли Палата обязательные предписания, как это делают государственные органы? В части 7 статьи 46 проекта Конституции сказано, что «государственные органы и их должностные лица руководствуются в своей деятельности заключениями Палаты». Однако статьи 179 и 183 проекта Конституции России не называют заключения Палаты в составе системы правовых актов, в том числе подзаконных.

Палата высших ценностей не принимает правовых актов, подкрепленных принудительной силой государства. Палата не входит в систему государственных органов - ни в одну из четырех ветвей власти, определенных проектом Конституции России. Общественная компонента этого органа обусловлена порядком ее формирования – из лучших представителей общества.

Согласно части 1 статьи 46 проекта Конституции это особый орган, общественно-государственный не только по своей природе, но и по функциям. Функция Палаты также особая: оценка соответствия федеральных законов и обыкновений правоприменительной практики и деятельности федеральных государственных органов высшим ценностям России.

Здесь надо обратить внимание на ряд особенностей. Во-первых , Палата высших ценностей может осуществлять проверки по собственной инициативе, это отличает ее от Конституционного Суда России. Во-вторых , в отличие от действующего Конституционного Суда Палата проверяет на соответствие высшим ценностям России обыкновения правоприменительной практики (по проекту Конституции Конституционный Суд также имеет такое право – часть 6 статьи 198). В-третьих , Палата дает заключение об оценке соответствия деятельности федеральных государственных органов высшим ценностям России. В-четвертых , Палата проверяет на соответствие высшим ценностям России положения федеральных законов по жалобам граждан, тогда как Конституционный Суд осуществляет конкретный конституционный контроль по жалобам на нарушение прав и свобод граждан.

Действительно, функция Палаты по проверке законов на соответствие высшим ценностям схожа с функциями Конституционного Суда России. Согласно части 9 статьи 198 проекта Конституции Суд, проверяя конституционность нормативного акта, оценивает его соответствие высшим ценностям России, иным положениям Конституции России, буквальный его смысл, а также смысл, придаваемый ему официальными и другими обязательными актами толкования, и сложившейся практикой его применения.

Поскольку высшие ценности России перечислены и конкретизированы в Конституции, то проверка закона на конституционность, осуществляемая Конституционным Судом, неизбежно должна включать в себя проверку на соответствие высшим ценностям. При этом Конституционный Суд, в отличие от Палаты высших ценностей, по результатам проверки принимает решение, которое наделено общеобязательной силой и занимает высокое место в иерархии правовых актов. Нужно обратить внимание на то, что дублирование полномочий Палаты и Суда здесь исключено: проект Конституции России называет ряд нюансов в полномочиях каждого органа.

Исключение дублирования обусловлено также принципиальными различиями в статусе органов. Положения проекта Конституции о Палате высших ценностей, конечно, потребуют уточнения и развития в соответствующем специальном законе. Можно было бы сравнить статус Палаты высших ценностей с действующей Общественной палатой Российской Федерации. В Федеральном законе от 04.04.2005 № 32-ФЗ «Об Общественной палате РФ» не стали указывать статус этого неконституционного органа.

Общественная палата РФ не входит в систему органов государственной власти, в Законе о ней нигде не сказано, что это государственный орган или, например, орган общественной самодеятельности (общественная организация). По формальным признакам общественной организацией Общественная палата РФ также не является. В первой статье Закона Общественная палата РФ определяется через ее функции обеспечения взаимодействия гражданского общества и государства.

Решения Общественной палаты принимаются в форме заключений, предложений и обращений и носят рекомендательный характер. Получается, что этот орган также формируется из представителей общественности с участием органов государственной власти и не принимает общеобязательных решений. В функции Общественной палаты РФ входит общественный контроль за деятельностью органов государственной власти. Не очень ясно, на предмет чего проводится общественная экспертиза законопроектов: положения Закона, касающиеся экспертизы, прямо не говорят об этом.

Представляется, что по большей части ориентиром для Общественной палаты могут выступать права и свободы человека и гражданина. Принципиальным различием между Общественной палатой РФ и Палатой высших ценностей является то, что Палата высших ценностей - специфический институт нравственного государства, основанного на ценностях. В действующей государственной модели нет адекватного ценностного ориентира. Именно этого ориентира не хватает стране, чтобы достойно жить и развиваться .

Модуль 1.

Вопросы 1 уровня (1 правильный ответ)

1. Опасности по вероятности воздействия на человека разделяют на:

1. естественные, антропогенные, техногенные;

2. энергетические, массовые, информационные;

3. постоянные, переменные, периодические, кратковременные;

4. личные, групповые (коллективные), массовые;

5. потенциальные, реальные, реализованные.

Дайте определение деятельности человека

1. это способ существования, и нормальная повседневная деятельность и отдых;

2. это активное сознательное взаимодействие человека со средой обитания;

3. это совокупность процессов, протекающих в живом организме, служащих поддержанию в нём жизни и являющихся проявлениями жизни;

4. верно 1 и 2;

5. верно 2 и 3.

Дайте определение опасности

1. это угроза природной, техногенной, экологической, военной и другой направленности, осуществление которой может привести к ухудшению состояния здоровья и смерти человека, а также нанесению ущерба окружающей природной среде;

2. событие, состоящее из негативного воздействия с причинением ущерба людским, природным и материальным ресурсам;

3. событие, происходящее кратковременно и обладающее высоким уровнем негативного воздействия на людей, природные ресурсы и материальные ресурсы;

4. отношение числа тех или иных нежелательных последствий (неблагоприятных) к их возможному числу за определенный период времени;

5. все варианты неверны.

4. Опасное воздействие на человека факторов среды обитания характеризуется:

1. отсутствием отклонения уровней потоков веществ, энергии и информации от номинальных значений;

2. отклонением уровней потоков веществ, энергии и информации от номинальных значений в допустимых пределах;

3. превышением уровней потоков веществ, энергии и информации от номинальных значений и при длительном воздействии вызывают заболевания;

4. превышением уровней потоков веществ, энергии и информации от номинальных значений и за короткий срок могут нанести травму или привести к смерти;

5. все ответы неверны.

5. Воздействие на человека факторов среды обитания может быть:

1. позитивным;

2. негативным;

3. нейтральным;

4. верно всё вышеперечисленное;

5. верно только 1 и 2.

6. Государственная власть РФ в соответствии с её Конституцией разделена на ветви:

1. президентскую, правительственную, парламентскую, судебную;

2. законодательную, исполнительную, судебную;

3. Федеральную, субъектов Федерации, местного самоуправления;

4. законодательную, исполнительную, судебную, средств массовой информации;

5. коллегиальную и единоличную.

Кто или что является высшей ценностью в РФ?


1. Суверенитет субъектов государства;

2. Территориальная целостность государства;

3. Разделение властей;

4. Суверенитет государства;

5. Человек, его права и свободы.

8. В соответствии со ст. 1 Конституции РФ, Россия – это:

1. Демократическая федеративная президентская республика;

2. Демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления;

3. Демократическое правовое государство с парламентской формой правления;

4. Единое и неделимое государство, включающее в свой состав суверенные республики;

5. Конфедеративное государство – союз независимых государств.

9. Структура Конституции РФ содержит:

1. преамбулу, 2 раздела, 136 статей;

2. преамбулу, 2 раздела, 9 глав, 135 статей;

3. 2 раздела, 9 глав, 137 статей;

4. преамбулу, 2 раздела, 9 глав; 137 статей;

5. преамбулу, 9 глав, 137 статей.

1. Федеральными конституционными законами;

2. Федеральными законами;

3. Законами субъектов федерации;

4. Разделами Конституции;

5. Постановлениями Правительства.

11. Гражданская оборона – это:

1. функциональная подсистема РСЧС, предназначенная для ликвидации медико-санитарных последствий ЧС;

2. система общегосударственных мероприя­тий по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценно­стей на территории РФ от опасностей, возникающих при ведении во­енных действий или вследствие этих действий;

3. Единая государственная система предупреждения и лик­видации чрезвычайных ситуаций;

4. специально подготовленные силы и средства Вооруженных сил РФ;

5. совокупность органов государственного и военного управления, Воору­женных Сил, других войск, воинских формирований и органов, деятельность которых, направлена на обеспечение обороны и военной безопасности, защиту жизненно важных интересов государства.

12. группировка сил рсчс, предназначенная для наращивания усилий и расширения фронта аварийно-спасательных работ – это:

1. первый эшелон;

2. второй эшелон;

3. третий эшелон;

4. резерв;

5. все ответы неверны.

13. основные положения, касающиеся совета безопасности прописаны в следующем законадательном акте:

1. Конституция Российской Федерации;

2. Федеральный конституционный закон «О военном положении»;

3. Федеральный закон «Об обороне»;

4. Федеральный закон «О гражданской обороне»;

5. Федеральный закон «О безопасности».

14. Кто утверждает стратегию национальной безопасности Российской Федерации:

1. Совет Федерации;

2. Государственная Дума;

3. Президент Российской Федерации;

4. Федеральное Собрание;

5. Правительство Российской Федерации.

15. Задача по организации и проведении мероприятий, направленных на обеспе­чение устойчивой работы организаций сельскохозяйственного производства возложена на:

1. федеральную медицинскую службу гражданской обороны;

2. федеральную противопожарную службу гражданской обороны;

3. федеральную службу гражданской обороны охраны общественного порядка;

4. федеральную службу гражданской обороны защиты животных и растений;

5. федеральную службу гражданской обороны защиты культурных ценностей.

16. пространство, в котором постоянно или периодически существует опасный или вредный фактор – это:

1. Техносфера;

2. Биосфера;

3. Гомосфера;

4. Ноксосфера;

5. Антропосфера.

17. Гомосфера – это:

1. пространство, в котором постоянно или периодически существует опасный или вредный фактор;

2. пространство, в котором находится человек, осуществляя свою деятельность;

3. территория, на которой произошла ЧС;

4. среда обитания, созданная с помощью воздействия людей и технических средств на природную среду с целью соответствия среды потребностям людей;

5. совокупность природной и техногенной сред.

18. нормализация ноксосферы путем исключения опасности являет суть:

1. А-метода;

2. Б-метода;

3. В-метода;

4. Г-метода;

5. все ответы неверны.

19. конструктивное, организационное и материальное воплощение по обеспечению безопасности – это:

1. Принцип обеспечения безопасности;

2. Метод обеспечения безопасности;

3. Средства обеспечения безопасности;

4. Способы обеспечения безопасности;

5. Мероприятия по обеспечению безопасности.

20. использование роботов в технологическом процессе реализует:

1. А-метод;

2. Б-метод;

3. В-метод;

4. Г-метод;

5. все ответы неверны.

21. Регенеративный патрон в изолирующем противогазе предназначен для:

1. получения кислорода;

2. поглощения углекислоты;

3. поглощения воды;

4. верно все вышеперечисленное;

5. все ответы неверны;

22. средства защиты кожи, изготавленные из специальной эластичной и морозостойкой прорези­ненной ткани – это:

1. изолирующие СИЗК;

2. фильтрующие СИЗК;

3. простейшие СИЗК;

4. радиозащитные СИЗК;

5. противопылевые СИЗК.

23. респираторы, защищающие от паров вредных веществ, пыли и аэрозолей называются:

1. противопылевые;

2. противогазовые;

3. радиозащитные;

4. газопылезащитные;

5. изолирующие.

24. Гопкалитовый патрон предназначен для:

1. защиты от аммиака и диметиламина;

2. защиты от окиси углерода;

3. защиты детей в возрасте до 1,5 года от ОВ, РВ и БС;

4. защиты от аэрозолей различных видов;

5. поглощения углекислого газа и влаги из выдыхаемого воздуха.

25. Защитные сооружения, строящиеся при непосредственной угрозе и обеспечивающие защи­ту от летящих обломков, светового излучения, а также снижающие воздействия ионизирующего излучения и ударной волны – это:

1. убежища;

2. противорадиационные укрытия;

3. противохимические укрытия;

4. простейшие укрытия;

5. все ответы неверны.

26. для частичной специальной обработки применяется:

5. все ответы неверны;

27. универсальным антидотом при отравлениях является:

3. унитиол;

4. амизил;

5. все ответы неверны.

28. круглый пенал голубого цвета из аи-2 содержит:

1. Противоболевое средство;

2. Средство при отравлении АОХВ;

3. Радиозащитное средство;

4. Противобактериальное средство;

5. Противорвотное средство.

29. для профилактики развития травматического шока применяется следующий препарат из аи-2:

1. промедол;

3. калия йодид;

4. хлортетрациклин;

5. цистамин.

30. какую цветовую маркировку содержат противобактериальные средства из аи-2:

1. красную;

3. бесцветную;

5. все ответы неверны.

31. каким целям служит ручной насос в составе впхр:

1. для взятия проб воздуха на микробную обсемененность;

2. для прокачивания зараженного воздуха через индикаторную трубку;

3. для удаления радиоактивной пыли с исследуемого объекта;

4. все перечисленное верно;

5. все ответы неверны.

32. в рамках бактериологического контроля в отношении хирургического инструментария проводят:

1. посев на грам-положительную флору;

2. посев на грам-отрицательную флору;

3. посев на анаэробную флору;

4. посев на аэробную флору;

5. посев на стерильность.

33. как определяют дозу радиации с помощью дозиметра ид-1:

1. По звуковому сигналу;

2. По изменению окраски индикатора;

3. Путем наблюдения за отклонением стрелки на измерительном пульте;

4. Путем наблюдения в окуляр на свет по положению нити на шкале;

5. Путем изменения рН индикаторной среды.

34. для измерения поглощённой дозы используется:

35. Медицинская полевая химическая лаборатория предназначена для:

1. качественного и количественного определения ОВ в пробах воды, продовольствия, фуража, медикаментов, на перевязочном материале и поверхности различных объектов;

2. качественного обнаружения ОВ в воде и продовольствии;

3. оценки степени зараженности ОВ воздуха, воды, продовольствия;

4. для непрерывного контроля воздуха с целью определения в нем наличия паров фосфорорганических ОВ;

5. все ответы неверны.

36. Полная специальная обработка включает в себя:

1. проведение в полном объеме де­газации, дезактивации или дезинфекции техники;

2. полная санитарная обработка личного состава;

3. де­газации, дезактивации или дезинфекции одежды;

4. верно 2 и 3.

5. все перечисленное верно;

37. в качестве химического компонента физико-химического способа дезактивации используют:

1. поверхностно-активные моющие и комплексообразующие средства;

2. вещества окислительно-хлорирующего действия;

3. едкие щелочи, сода, аммиак, аммонистые соли и др.;

4. различные органические жидкости (дихлорэтан, бензин и др.);

5. все вышеперечисленное.

38. Индивидуальный противохимический пакет используется для проведения частичной:

1. дезактивации;

2. дегазации и дезинфекции;

3. дезинфекции;

4. санитарной обработки и дегазации;

5. дезактивации и дезинфекции.

39. уничтожение грызунов, переносчиков инфекционных заболеваний – это:

1. дезинфекция;

2. дегазация;

3. дератизация;

4. дезинсекция;

5. дезактивация.

40. Средством (способом) обеззараживания воды в очагах чрезвычайной ситуации является:

1. фильтрация;

2. гиперхлорирование с последующим дехлорированием;

3. отстаивание;

4. применение пергидроля;

5. используются все перечисленные способы.

41. За разглашение врачебной тайны трудовым законодательством предусмотрена дисциплинарная ответственность в виде:

1. замечания;

2. выговора;

3. увольнения;

4. все перечисленное верно;

5. дисциплинарная ответственность не предусмотрена.

42. разглашение медработником врачебной тайны может повлечь за собой следующий вид юридической ответственности:

1. дисциплинарную;

2. административную;

3. уголовную;

4. гражданско-правовую;

5. все вышеперечисленные.

43. Правовые основы охраны жизни и здоровья пациентов наиболее полно отражены в:

1. Клятве врача РФ;

2. ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»;

3. Конституции РФ;

4. ФЗ «О санитарно-эпидемическом благополучии населения»;

5. Стандарте медицинской помощи.

44. инфекционные заболевания, которые возникают у пациентов после проведения инвазивных манипуляций нестерильным инструментарием, называются:

1. внутрибольничные;

2. госпитальные;

3. нозокомиальные;

4. оппортунистические;

5. ятрогенные.

45. противопоказаниями для проведения частичной санитарной обработки являются:

1. тяжелое состояние пациента, вызванное травмой или заболеванием;

2. кровотечение любого происхождения;

3. высокая лихорадка;

4. все вышеперечисленное

5. противопоказаний нет.

46. Что запрещено делать при повреждении кожных покровов во время манипуляций с больным ВИЧ-инфекцией:

1. выдавливать кровь из раны;

2. мыть руки с мылом;

3. растирать повреждённую область;

4. накладывать бактерицидный пластырь на место травмы;

47. Наиболее распространённые профессиональные заболевания среди медицинских работников это:

1. интоксикации;

2. инфекционные заболевания;

3. аллергические заболевания;

4. заболевания опорно-двигательного аппарата;

5. травмы.

48. Сенсибилизирующие факторы производственной среды приводят к:

1. поражению всех систем органов;

2. появлению злокачественных опухолей;

3. развитию аллергических заболеваний;

4. нарушению генетического кода;

5. повышенной чувствительности органов чувств.

49. В каких случаях допускается работа в экстремальных условиях в здравоохранении:

1. никогда не допускается;

2. допускается при ликвидации аварий, проведении экстренных работ для предупреждения аварийных ситуаций;

3. допускается на предприятиях атомной промышленности;

4. допускается в условиях карантина;

5. допускается при наличии соответствующей подготовки.

50. 1 класс условий труда по степени вредности и опасности это:

1. допустимые условия труда;

2. вредные условия труда;

3. опасные условия труда;

4. оптимальные условия труда;

5. ничего из вышеперечисленного.

Согласно статье второй Конституции РФ, главной и основной ценностью для государства является человек, а также его "права и свободы", которые государство обязуется признавать, соблюдать, а также защищать в том случае, если кто-то пытается посягнуть на жизнь, здоровье, достоинство, жилище, собственность человека, а также ограничить его свободы на вероисповедание, слово и пр. В свою очередь, человек обязуется не нарушать прав и свобод других членов общества.

№21 .Какие вы знаете обязанности государства, закреплённые в Конституции России?

Рассматривая конституционные обязанности государства применительно к современному российскому праву, необходимо отметить, что в современной научной литературе этот вопрос разработан незначительно. Впервые за всю историю развития российской государственности Конституция Российской Федерации 1993 г., отразив перемены, происшедшие во всех сферах российского общества, провозгласила приоритет общечеловеческих интересов над всеми другими ценностями государства. Закрепив основную обязанность государства - признание, соблюдение и защиту прав человека и гражданина, она не только поставила Российскую Федерацию на один уровень с современными цивилизованными государствами, но и породила новое направление в российском конституционном праве.

Можно сформулировать следующее определение конституционной обязанности государства. Это действие (условие), подлежащее обязательному (безусловному) исполнению государством и его органами, осуществляющими управление обществом, охрану его экономической и социальной структуры согласно закону, общественным требованиям или внутренним убеждениям, закрепленное (выраженное) в Конституции.

Первая группа обязанностей возникает у Российской Федерации как субъекта международного права., Выделяют и характеризуют следующие основные обязанности государства: воздерживаться в международных отношениях от совершения актов агрессии, от любых других проявлений силы или угрозы ее применения; уважать суверенитет и не вмешиваться во внутренние дела друг друга; обеспечивать сохранение окружающей среды и др.



Ко второй группе относятся обязанности государства по отношению к своим гражданам..

№22. Кем осуществляется государственная власть в РФ?

Государственную власть в Российской Федерации осуществляют Президент Российской Федерации, Федеральное Собрание (Совет Федерации и Государственная Дума), Правительство Российской Федерации, суды Российской Федерации.

Государственную власть в субъектах Российской Федерации осуществляют образуемые ими органы государственной власти.

Разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации осуществляется настоящей Конституцией, Федеративным и иными договорами о разграничении предметов ведения и полномочий. (статья 11)

№23. Что означает «Российская Федерация - светское государство» ?

В ст. 14 Конституции РФ указывается, что Российская Федерация является светским государством. Светским считается такое государство, в котором не существует официальной, государственной религии и ни одно из вероучений не признается обязательным или предпочтительным. Религия, ее каноны и догматы, а также религиозные объединения, существующие в таком государстве, не вправе оказывать влияние на государственный строй, деятельность государственных органов и их должностных лиц, на систему государственного образования и другие сферы деятельности государства. Светский характер государства обеспечивается, как правило, отделением церкви (религиозных объединений) от государства и светским характером государственного образования (отделением школы от церкви).

Как светское государство Российская Федерация характеризуется тем, что в ней религиозные объединения отделены от государства и никакая религия, согласно Конституции РФ (ст. 14), "не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной". Содержание этого положения раскрывает Федеральный закон от 26 сентября 1997 г. N 125-ФЗ "О свободе совести и о религиозных объединениях", в котором установлено, что все религии и религиозные объединения равны перед законом, ни одна религия или религиозное объединение не пользуются никакими преимуществами и не могут быть подвергнуты никаким ограничениям по сравнению с другими. Государство в вопросах свободы вероисповедания и убеждений нейтрально, не становится на сторону какой-либо религии или мировоззрения.

№24. Основные периоды государственного развития России, краткая харпктеристика.

1. Рабовладельческий тип государства и права характеризуется наличием класса рабов и класса рабовладельцев; этот исторический тип представлен древним Боспорским царством, Хазарией и Волжской Булгарией и т. д.

2. Феодальный исторический тип государства и права сложился в Древней Руси и характеризуется дальнейшим распадом Древнерусского государства на самостоятельные феодальные государства и началом формирования крепостной зависимости крестьян.

3. Образование Русского (Московского) централизованного государства . На данном историческом этапе формируется собственно Российское государство, происходят процессы объединения раздробленных феодальных государств в единое.

4. Середина XVI-середина XVII вв. – период сословно-представительской монархии . Наибольшие государственные и правовые реформы этого периода связываются с правлением Ивана IV , присоединением новых территорий к Российскому государству.

5. Вторая половина XVII–XVIII вв. – период становления абсолютной монархии . Он характеризуется значительным увеличением самодержавия в России, которое главным образом связано с именами Петра I и Екатерины II , которые своими реформами не только объединили всю власть в руках государя, но и значительно ослабили влияние на общественные отношения церкви.

6. Период формирования буржуазно-капиталистических отношений в России начался с крестьянской реформы 1861 г. Он характеризуется реформами Александра II : судебной, военной, земской, городской и др.

7. Начало XX в. – период попытки становления конституционной монархии . Он ознаменовался распространением политических идей Великой буржуазной революции в дворянских кругах России, созданием первой Государственной Думы.

8. Падение феодального типа государства и права в России – Февральская буржуазно-демократическая революция.

9. Октябрь 1917 г. – Великая октябрьская социалистическая революция. Она породила новый тип государства и права – социалистический тип, который в свою очередь делится на периоды :

1) социалистическая революция и создание советского государства;

2) переходный период или период НЭПа;

3) период государственно-партийного социализма;

4) период кризиса социализма.

10. Современный период развития демократического государства и становления государства и права Российской Федерации . Его начало связывается с распадом СССР и принятием 12 декабря 1993 г. действующей Конституции РФ.

№25 Образова́ние - процесс усвоения знаний, обучение, просвещение (словарь Ушакова).В широком смысле слова, образование - процесс или продукт «формирования ума, характера и физических способностей личности. Важнейшей задачей образовательной политики на современном этапе является достижение современного качества образования, его соответствия актуальным и перспективным потребностям, инструмент обеспечения фундаментальных прав и свобод личности, гуманизации общества, роста культуры, это важная составляющая политики государства, повышения темпов социально-экономического и научно-технического развития. Образовательная политика устанавливает на основе общественного согласия коренные цели и задачи развития образования, гарантирует их проведение в жизнь путем согласованных действий государства и общества. Образовательная политика включает три важнейших элемента. Во-первых, нормативно-правовую политику, как установку границ поведения субъектов образовательного процесса, компетенции. Во-вторых, культурно-идеологическую политику, т.е. ориентации общественного сознания, влияющие на выбор решения. В-третьих, финансовую политику – распределение и использование средств.

№26 Концепция фундаментального ядра содержания общего образования

Фундаментальное ядро содержания общего образования – базовый документ, необходимый для создания базисных учебных планов, программ, учебно-методических материалов и пособий. Основным назначением Фундаментального ядра в системе нормативного сопровождения стандартов является определение:1)

системы базовых национальных ценностей, определяющих самосознание российского народа, приоритеты общественного и личностного развития, характер отношения человека к семье, обществу, государству, труду, смысл человеческой жизни;2)системы основных понятий, относящихся к областям знаний, представленным в средней школе; 3)системы ключевых задач, обеспечивающих формирование универсальных видов учебной деятельности, адекватных требованиям стандарта к результатам образования. Для реализации этой функции Фундаментального ядра содержания общего образования в нем фиксируются:базовые национальные ценности, хранимые в религиозных, культурных, социально-исторических, семейных традициях народов России, передаваемые от поколения к поколению и обеспечивающие эффективное развитие страны в современных условиях;

основные элементы научного знания методологического, системообразующего и мировоззренческого характера, как универсального свойства, так и относящиеся к отдельным отраслям знания и культуры, предназначенные для обязательного изучения в общеобразовательной школе: ключевые теории, идеи, понятия, факты, методы;

универсальные учебные действия, на формирование которых направлен образовательный процесс. К ним относятся личностные универсальные учебные действия; ориентировочные действия; конкретные способы преобразования учебного материала; коммуникативные действия. Определение Фундаментального ядра содержания общего образования –важная составная часть новой концепции стандартов общего образования, исходящей, в частности, из тезиса о необходимости разделения проблемы обобщенных требований к результатам образования и проблемы конкретного содержания общего образования.

Первая проблема – общественно-политическая. Она связана с выявлением и фиксацией обобщенных современных запросов и ожиданий в сфере образования и требований к нему с точки зрения личности, семьи, общества и государства. Вторая проблема имеет научно-методический характер и соответственно должна решаться научным и педагогическим профессиональными сообществами.

№27 Ценности это те предметы, явления (материальные и духовные), которые для человека наиболее важны в жизни.

Есть ценности, важные во все времена. Их можно назвать общечеловеческими. К таким ценностям относятся истина, свобода, справедливость, красота, добро, польза.

Идеал (от франц. ideal) - образец, нечто совершенное, высшая цель стремлений. Он обозначает то, что кажется достойным подражания.

Культура воспитания в различные исторические эпохи: 1 Воспитания в первобытном обществе Воспитание в первобытном обществе осуществлялось вместе с борьбой за выживание и требовало постоянного усвоения жизненно необходимого ряда навыков, умений и обрядов. 2. Содержание спартанской, римской, афинской систем воспитания и образованияДревневосточные цивилизации дали первые образцы школ, первые представления об идеале образованного человека. Существовало две модели обучения и воспитания:1. спартанская, ориентированная на общественное и военно-физическое воспитание;2. афинская как ориентированная на всестороннего и гармонично развитого человека.

Проблеме обучения и воспитания большое внимание уделялось древними философами. 3. Христианский взгляд на воспитание в средние века.Если в Древней Греции воспитание было направлено на формирование людей, которые будут служить обществу, то в средневековом христианском обществе оно имело целью формирование людей для служения христианскому идеалу.Образ идеальной личности средневековья представлялся как религиозная личность, любящая и почитающая Бога, а также человек, который ценит своего ближнего.Особенно строгое воспитание давали в монастырях, где стремились достигнуть совершенной духовной жизни, заполненной добродетелями чистоты, благородной бедности и покорности.Цель такого воспитания заключалась в том, чтобы вырастить хороших людей и приготовить их к загробной жизни.

4. Культура воспитания в эпоху ВозрожденияПедагогический идеал в эпоху Возрождения нашел свое выражение в идеале рыцарского воспитания, предполагавший овладение различными умениями и навыками, широкой культурой, высокой нравственности, именно в нем выражена идея разностороннего развития личности.

5. Педагогический идеал Реформации и ПросвещенияВ основе представлений Реформации о воспитании лежал идеал общины, подчиняющей себе личность. Педагогическим идеалом Реформации был человек, умеющий работать совместно с другими людьми, уважающий физический труд, исповедующий христианские идеалы, в первую очередь - общности и трудолюбия. средневековье культура возрождение. В эпоху Просвещения, также как и в эпоху Возрождения, в связи с утверждением идей гуманизма появляются концепции целостного развития личности, с преимущественной ориентацией на воспитание воли и разума в человеке, и осуществляются попытки их реализации:

6. Современное представление о культуре воспитания.Сейчас идея всестороннего развития личности как высшей цели воспитания признается всем миром. Следует отметить, что при всем различии педагогических и философских школ в понимании сущности и процесса воспитания развитой личности, существует два педагогических идеала личности:1. Один - высокий, широко рекламируемый, но заведомо недостижимый. Его предназначение быть маяком, ориентиром, высшим образцом, к которому следует подвести воспитуемого как можно ближе.2. Другой идеал достаточно приземленный. Он, как правило, имеет реальное воплощение, явно не пропагандируется. Его можно назвать «реальным идеалом». Реальный идеал - это герой своего времени, это тот, которому все завидуют, на месте которого каждый хотел бы оказаться.Очевидно, что цели воспитания в ходе истории человеческого общества соответствовали представлениям людей об идеале человеческой личности. И на сегодняшний день педагогический процесс строится, основываясь на общечеловеческих представлениях об идеальном гражданине своего государства.

№28 . К основным причинам, вызвавшим коренные изменения в системе ценностей современного поколения,

можно отнести следующее: 1. Разрушение социалистической системы в России; обесценение экономического, политического, социального, духовного ориентиров развития советской эпохи; 2. Утверждение свободы, плюрализма, возможности неограниченного самовыражения и саморазвития без давления внешних факторов;3. Нестабильность рыночной системы, жесткая конкуренция,прагматизм «естественный отбор» и монополизация, необходимость

рассчитывать на собственную активность и способности; 4. Информатизация всех сфер жизни общества, «информационный шок», технократизация мировоззрения, возрастание роли знания, науки в жизни человечества.

5. Глобальные Вызовы цивилизации, хронический многомерный кризис, охватывающий все ключевые сферы жизнедеятельности общества; 6. Культурная, политическая, этническая глобализация, смешение народов и традиций, цивилизационные конфликты и взаимодействие; 7. Повышение уровня жизни; возможность разнообразных вариантов

получения удовольствия; развитие индустрии развлечений; 8. Реализация равноправия мужчин и женщин, феминизация, разрушение четких гендерных границ, разрушение института семьи; 9. Духовный и культурный анархизм, обращение к разнообразным религиозным учениям, появление новых культов; иррационализм, интуитивизм, постмодернистский субъективизм в познании, оценивании реальности; 10. Высокая динамика развития общества, ускорение жизни, умножение возможностей, рост научного знания, постоянные перемены в социальной, политической, экономической сферах.

Перечисленные факторы, конечно, не исчерпывают всю суть проблемы, но позволяют определить широту масштабов, происходящих изменений в жизни современного человека.

№29. Какие задачи стоят сегодня перед школой с учетом социокультурной модернизации общества. В чем особенности современного подхода к воспитанию.

В контексте социокультурной модернизации образования образование рассматривается как ведущая социальная деятельность общества, выполняющая ключевую роль в порождении социальных установок, норм, ценностных ориентаций, стереотипов поведения и образа мира населения России .

В фокусе процессов социокультурной модернизации образования как института социализации оказываются такие социальные и ментальные эффекты жизни общества как социальная консолидация и гармонизация общественных отношений; идентичность представителей разных социальных групп и культур населения страны; динамика социальной стратификации и дифференциации общества, успешная социализация подрастающих поколений; культурные модели успеха подростков и молодежи; интеграция детей с по-иному развитыми способностями в обществе; социальная и психологическая адаптация мигрантов в поликультурной среде; приобретение репертуара личностных, социальных и профессиональных компетентностей, обеспечивающих индивидуализацию, социализацию и профессионализацию личности в мире, рост интеллектуального и социального потенциала как ресурса конкурентноспособности личности, общества и государства.

В период с 2008 по 2011 гг многие положения проекта социокультурной модернизации образования получили свое воплощение в Федеральной целевой программе «Развитие образования /2011-2015/, Программе развития образования Москвы/2011-2016/, проекте доклада социо-экономического развития России «Стратегия - 2020» и других материалах, аналитических публикациях и дискуссиях.

В условиях углубления расслоения российского общества, социально-экономической нестабильности, активизации миграционных процессов вопросы воспитания становятся архиактуальными и архиважными. Традиционные принципы и методы воспитания, которые существовали в советской России, сегодня требуют не только пересмотра и корректировки, но и поиска новых путей их разработки и реализации в обновляющейся России.

С переходом страны к рыночной экономике практически не осталось ни одной сферы жизнедеятельности или производства, которую не надо было бы выводить из кризиса. Поэтому все большее внимание общества привлекает личность творческая, конкурентоспособная, мобильная, интеллигентная, способная к непрерывному творческому саморазвитию.

В современной педагогике выделяют следующие основные подходы к воспитанию:

· личностно ориентированный;

· деятельностный (личностно-деятельностный);

· культурологический;

· ценностный;

· гуманистический;

· человекоцентрированный.

№30. Важнейшей целью современного отечественного образования и одной из приоритетных задач общества и государства является воспитание, социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России.

В сфере личностного развития воспитание обучающихся должно обеспечить:

· готовность и способность к духовному развитию, нравственному самосовершенствованию, самооценке, пониманию смысла своей жизни, индивидуально-ответственному поведению;

· готовность и способность к реализации творческого потенциала в духовной и предметно-продуктивной деятельности, социальной и профессиональной мобильности на основе моральных норм, непрерывного образования и универсальной духовно-нравственной установки «становиться лучше»;

· укрепление нравственности, основанной на свободе, воле и духовных отечественных традициях, внутренней установке личности поступать согласно своей совести;

· формирование морали как осознанной личностью необходимости определённого поведения, основанного на принятых в обществе представлениях о добре и зле, должном и недопустимом;

· развитие совести как нравственного самосознания личности, способности формулировать собственные нравственные обязательства, осуществлять нравственный самоконтроль, требовать от себя выполнения моральных норм, давать нравственную самооценку своим и чужим поступкам;

· принятие личностью базовых национальных ценностей, национальных духовных традиций;

· готовность и способность выражать и отстаивать свою общественную позицию, критически оценивать собственные намерения, мысли и поступки;

· способность к самостоятельным поступкам и действиям, совершаемым на основе морального выбора, принятию ответственности за их результаты, целеустремленность и настойчивость в достижении результата;

· трудолюбие, бережливость, жизненный оптимизм, способность к преодолению трудностей;

· осознание ценности других людей, ценности человеческой жизни, нетерпимость к действиям и влияниям, представляющим угрозу жизни, физическому и нравственному здоровью, духовной безопасности личности, умение им противодействовать;

· свободолюбие как способность к сознательному личностному, профессиональному, гражданскому и иному самоопределению и развитию в сочетании с моральной ответственностью личности перед семьёй, обществом, Россией, будущими поколениями;

· укрепление веры в Россию, чувства личной ответственности за Отечество перед прошлыми, настоящими и будущими поколениями.

В сфере общественных отношений духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся должно обеспечить:

· осознание себя гражданином России на основе принятия общих национальных нравственных ценностей;

· готовность граждан солидарно противостоять внешним и внутренним вызовам;

· развитость чувства патриотизма и гражданской солидарности;

· заботу о благосостоянии многонационального народа Российской Федерации, поддержание межэтнического мира и согласия;

· осознание безусловной ценности семьи как первоосновы нашей принадлежности к многонациональному народу Российской Федерации, Отечеству;

· понимание и поддержание таких нравственных устоев семьи, как любовь, взаимопомощь, уважение к родителям, забота о младших и старших, ответственность за другого человека;

· бережное отношение к жизни человека, забота о продолжении рода;

· законопослушность и сознательно поддерживаемый гражданами правопорядок;

· духовную, культурную и социальную преемственность поколений.

В сфере государственных отношений духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся должно содействовать:

· формированию мотивации к активному и ответственному участию в общественной жизни, формировании власти и участию в государственных делах;

· укреплению и совершенствованию демократического федеративного правового государства с республиканской формой правления;

· повышению доверия к государственным институтам со стороны граждан и общественных организаций;

· повышению эффективности усилий государства, направленных на модернизацию страны;

· укреплению национальной безопасности.

31. Организация социально открытого пространства духовно нравственного развития и воспитания личности гражданина России, нравственного уклада жизни обучающихся осуществляется на основе:

  • нравственного примера педагога;
  • социально-педагогического партнёрства;
  • индивидуально-личностного развития;
  • интегративности программ духовно-нравственного воспитания; социальной востребованности воспитания.

Никакие воспитательные программы не будут эффективны, если педагог не являет собой всегда главный для обучающихся пример нравственного и гражданского личностного поведения. Необходимо существенно повысить государственный и социальный статус педагога, уровень его материального обеспечения. Учитель должен стать уважаемым в обществе человеком, а педагогическая профессия должна быть престижной для молодёжи. В современных условиях без социально педагогического партнерства субъекты образовательного процесса не способны обеспечить полноценное духовно нравственное развитие и воспитание обучающихся. Для решения этой общенациональной задачи необходимо выстраивать педагогически целесообразные партнёрские отношения с другими субъектами социализации: семьёй, общественными организациями и традиционными российскими религиозными объединениями, учреждениями дополнительного образования, культуры и спорта, СМИ.

Индивидуально-личностное развитие являлось приоритетом отечественной педагогики 90?х гг. ХХ в. и остаётся одной из важнейших задач современного образования. В пространстве духовно-нравственного развития оно приобретает полноту своей реализации. Педагогическая поддержка самоопределения личности, развития её способностей, таланта, передача ей системных научных знаний, умений, навыков и компетенций, необходимых для успешной социализации, сами по себе не создают достаточных условий для свободного развития и социальной зрелости личности. Личность несвободна, если она не отличает добро от зла, не ценит жизнь, труд, семью, других людей, общество, Отечество, т. е. всё то, в чём в нравственном отношении утверждает себя человек и развивается его личность. Знания наук и незнание добра, острый ум и глухое сердце таят угрозу для человека, ограничивают и деформируют его личностное развитие. Духовно нравственное развитие и воспитание обучающихся должны быть интегрированы в основные виды деятельности обучающихся: урочную, внеурочную, внешкольную и общественно полезную. Иными словами, необходима интегративность программ духовнонравственного воспитания. Одной из таких программ может быть обучение духовным основам религиозной культуры и светской жизни. Содержание воспитания группируется вокруг базовых национальных ценностей. В педагогическом плане каждая из них формулируется как вопрос, обращённый человеком к самому себе, как вопрос, поставленный педагогом перед обучающимся. Это воспитательная задача, на решение которой направлена учебно-воспитательная деятельность. Каждая из базовых ценностей, педагогически определяемая как вопрос, превращается в воспитательную задачу. Для её решения обучающиеся вместе с педагогами, родителями, иными субъектами духовной, культурной, социальной жизни обращаются к содержанию:

· истории России, российских народов, своей семьи, рода;

· жизненного опыта своих родителей, предков;

· традиционных российских религий;

· произведений литературы и искусства, лучших образцов

· отечественной и мировой культуры;

· периодической литературы, СМИ, отражающих современную жизнь;

· фольклора народов России;

· общественно полезной и личностно значимой деятельности;

· учебных дисциплин;

других источников информации и научного знания. Базовые ценности не локализованы в содержании отдельного учебного предмета, формы или вида образовательной деятельности. Они пронизывают всё учебное содержание, весь уклад школьной жизни, всю многоплановую деятельность школьника как человека, личности, гражданина. Система базовых национальных ценностей создаёт смысловую основу пространства духовно нравственного развития личности. В этом пространстве снимаются барьеры между отдельными учебными предметами, между школой и семьёй, школой и обществом, школой и жизнью. Принцип социальной востребованности предполагает, что воспитание, чтобы быть эффективным, должно быть востребованным в жизни ребёнка, его семьи, других людей, общества. Социализация и своевременное социальное созревание ребёнка происходят посредством его добровольного и посильного включения в решение проблем более взрослого сообщества. Полноценное духовно нравственное развитие происходит, если воспитание не ограничивается информированием обучающегося о тех или иных ценностях, но открывает перед ним возможности для нравственного поступка.

№32. Задачи современного российского образования включают:

· реализацию потребностей каждого человека в образовательной сфере, постоянное повышение образовательного уровня населения страны;

· приведение системы воспитания и обучения населения в соответствие с образовательными потребностями личности, общества и государства, нормами отечественного и международного права;

· подготовку новых поколений граждан к жизнедеятельности в условиях современного демократического общества, его социокультурных, научных и технологических достижений;

· социальную интеграцию различных групп общества независимо от их этнической принадлежности, психического и физического здоровья, доходов, религиозных и политических убеждений;

· обеспечение равных стартовых возможностей россиян в сфере образования;

· формирование и развитие единого образовательного пространства России на федеральном и мировом уровнях.

Существует ряд принципов, на которых и основывается система образования РФ:

· демократизм, свобода и плюрализм образовательной сферы;

· гуманизм и приоритет общечеловеческих ценностей в процессах обучения и воспитания;

· мобильность образовательной системы, научная обоснованность, индивидуальность и вариативность ее технологий;

· непрерывность образования и его адаптивность к динамично изменяющимся условиям жизни и потребностям общества;

· преемственность и культуросообразность процессов обучения и воспитания;

· автономность образовательных учреждений;

· адресность и доступность образовательных услуг;

· единство образовательного пространства на федеральном и мировом уровнях.

№33.Ос­новные направления государственной политики в сфере обра­зования , реализуемые посредством образовательных стандартов:1) . Создание условий равных возможностей осуществления пра­ва граждан (обучающихся) на образование, соответствие стан­дартов как правам обучающихся, так и правам лиц и коллек­тивов, занимающихся образовательной деятельностью.2). Взаимное согласие общества и государства в области разра­ботки, принятия и исполнения государственных образова­тельных стандартов. Конкурентность разработки, демократи­ческий характер обсуждения, принятие стандартов как госу­дарственной нормы на основе общественного согласия.3). Достижение нового качества общего образования в Россий­ской Федерации, создание условий для полноценного раз­вития личности, продолжения образования, для интеграции личности в национальную и мировую культуру.4) . Баланс взаимообязательств и баланс требований в области государственных образовательных стандартов. Обязанность государства обеспечить условия, необходимые для достижения ожидаемых результатов образования. Обязанность обучаю­щихся использовать предоставленные возможности для по­лучения качественного образования.5). Государственный контроль и ответственность за полноцен­ность образования, получаемого гражданином (обучающим­ся) в пределах государственных образовательных стандартов.6) . Гуманистический характер содержания стандарта, ориенти­рованность на свободное развитие личности человека и граж­данина, становление и проявление его индивидуальных, субъективно значимых эквивалентов норм и правил, мораль­но-этических, социальных и правовых ценностей, принятых в демократическом обществе.7) . Сохранение единства образовательного пространства Рос­сийской Федерации. Развитие национально-региональных образовательных систем как условие устойчивого развития образования многонационального российского государства.8) . Обеспечение прав обучающихся на качественное образование и защиты педагогических работников от необъективной оценки их труда.

№34. ФГОС – это совокупность трех систем требований :

  • Требований к результату образования;
  • Требований к структуре основных образовательных программ (то, как школа выстраивает свою образовательную деятельность);
  • Требований к условиям реализации стандарта (кадры, финансы, материально-техническая база, информационное сопровождение и др.)

Требования к результатам образования :

  • личностные (готовность и способность к саморазвитию, сформированность мотивации к обучению, личностные качества и др.)
  • метапредметные (умение учиться);
  • предметные (знания, умения, навыки)

В качестве основного результата образования выступает овладение набором универсальных учебных действий, позволяющих ставить и решать важнейшие жизненные и профессиональные задачи. Овладение УУД дает учащимся возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений на основе формирования умения учиться. Эта возможность обеспечивается тем, что УУД это обобщенные действия, порождающие мотивацию к обучению и позволяющие учащимся ориентироваться в различных предметных областях познания. Результат образования, прописанный в стандарте, дифференцированный.

Основные образовательные программы общего образования определяет систему норм, регламентирующих содержание и организацию образовательного процесса, обеспечивающего достижение планируемых результатов. В образовательной программе прописан планируемый результат, система оценивания, учебный план, особенности организации учебного процесса, используемые технологии и др. Основная образовательная программа направлена на формирование общей культуры, духовно-нравственное, социальное, личностное и интеллектуальное развитие обучающихся, создание основы для самостоятельной реализации учебной деятельности, обеспечивающей социальную успешность, развитие творческих способностей, саморазвитие и самосовершенствование, сохранение и укрепление здоровья обучающихся.

В Стандарте прописаны требования к условиям реализации Основной общеобразовательной программы общего образования: описываются требования к информационному пространству, к материально-техническому обеспечению, учебному оборудованию, к кадровым, финансовым условиям.

№35. Государственные стандарты общего образования разрабаты­ваются Министерством образования и науки Российской Феде­рации не реже чем раз в 10 лет на конкурсной основе.Введению стандартов должно предшествовать их широкое обсуждение предусматривающее:1 ) обязательность опубликования в открытой печати про­ектов стандартов общего образования и отчетов об их обсуж­дении, полноту представления информации о ходе и поряд­ке вносимых изменений, а также доступность иных сведений по процедурам разработки стандартов общего образования;2) обязательную открытость для общества и средств мас­совой информации процедур рассмотрения и принятия ре­шений по проектам стандартов общего образования.3 )Проекты стандартов общего образования должны подлежать обязательной научно-педагогической, общественной и право­вой экспертизе с целью обеспечения:методологического единства всех разрабатываемых доку­ментов; научной и правовой обо

В главе 1 Конституции РФ установлены основы конституционного строя.

Основы конституционного строя

В ст. 1 Конституции РФ указано:

«1. Российская Федерация - Россия есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления.

2. Наименования Российская Федерация и Россия равнозначны».

В ст. 3 Конституции РФ определено»

«1. Носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ.

2. Народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления.

3. Высшим непосредственным выражением власти народа являются референдум и свободные выборы.

4. Никто не может присваивать власть в Российской Федерации. Захват власти или присвоение властных полномочий преследуется по федеральному закону».

В соответствии с ч. 1 ст. 4 Конституции РФ суверенитет Российской Федерации распространяется на всю ее территорию.

Конституция Российской Федерации и федеральные законы имеют верховенство на всей территории Российской Федерации(ч. 2 ст. 4 Конституции РФ).

3. Российская Федерация обеспечивает целостность и неприкосновенность своей территории (ч. 3 ст. 4 Конституции РФ).

В ст. 5 Конституции РФ определено:

«1. Российская Федерация состоит из республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов - равноправных субъектов Российской Федерации.

2. Республика (государство) имеет свою конституцию и законодательство. Край, область, город федерального значения, автономная область, автономный округ имеет свой устав и законодательство.

3. Федеративное устройство Российской Федерации основано на ее государственной целостности, единстве системы государственной власти, разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, равноправии и самоопределении народов в Российской Федерации.

4. Во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти все субъекты Российской Федерации между собой равноправны».

В силу ч. 1 ст. 7 Конституции РФ Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.

В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты (ч. 2 ст. 7 Конституции РФ).



На основании ч. 1 ст. 8 Конституции РФ в Российской Федерации гарантируются единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности.

В Российской Федерации признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности (ч. 2 ст. 8 Конституции РФ).

В ст. 9 Конституции РФ указано:

«1. Земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории.

2. Земля и другие природные ресурсы могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности».

Согласно ст. 10 Конституции РФ государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны.

В ст. 11 Конституции РФ установлено:

«1. Государственную власть в Российской Федерации осуществляют Президент Российской Федерации, Федеральное Собрание (Совет Федерации и Государственная Дума), Правительство Российской Федерации, суды Российской Федерации.

2. Государственную власть в субъектах Российской Федерации осуществляют образуемые ими органы государственной власти.

3. Разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации осуществляется настоящей Конституцией, Федеративным и иными договорами о разграничении предметов ведения и полномочий».

В соответствии со ст. 12 Конституции РФ в Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление. Местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно. Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти.

В ст. 13 Конституции РФ определено:

«1. В Российской Федерации признается идеологическое многообразие.

2. Никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной.

3. В Российской Федерации признаются политическое многообразие, многопартийность.

4. Общественные объединения равны перед законом.

5. Запрещается создание и деятельность общественных объединений, цели или действия которых направлены на насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности Российской Федерации, подрыв безопасности государства, создание вооруженных формирований, разжигание социальной, расовой, национальной и религиозной розни».

В силу ч. 1 ст. 14 Конституции РФ Российская Федерация - светское государство. Никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной.

Религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом (ч. 2 ст. 14 Конституции РФ).

В ст. 15 Конституции РФ указано:

«1. Конституция Российской Федерации имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации. Законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции Российской Федерации.

2. Органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.

3. Законы подлежат официальному опубликованию. Неопубликованные законы не применяются. Любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения.

4. Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора».

На самом ли деле высшей ценностью в РФ является соблюдение прав человека? Какими должны быть взаимоотношения государства с народом и каковы в реальности? Вопросы, которые должны себе задавать все здравомыслящие граждане. Ищем ответы.

Что такое высшая ценность государства?

Ценность сама по себе - значимость. Это польза, которую предмет, явление или личность приносит. Это то, чем мы готовы пожертвовать ради его (ее) нерушимости.

Высшая ценность государства определяет его суть, для чего существует и насколько крепко «держится на ногах».

Во всех государствах, претендующих на звание правового, выше всего остального ценят человека, его права и свободы. Высшей ценностью по Конституции РФ является именно она в соответствии с принятой 10 декабря 1948 г. в ООН Всеобщей декларацией прав человека. Это ориентир, на который равняются все демократические государства, хоть она и не наделена обязательной юридической силой. В ней перечислены естественные права и свободы, которыми человек обладает от рождения, и какими должны быть отношения с ним у государства.

Россия - правовое государство или нет?

Правовым может себя называть государство, в котором:

  • царит равноправие;
  • человек, его права и свободы не только объявлены высшей ценностью, но их берегут, защищают, соблюдают;
  • закон не противоречит праву и един для всех и незыблем;
  • нет навязанного свыше идеологического направления, каждый может иметь отличное от официального мнение и говорить об этом;
  • общество и государство несут взаимную ответственность за свои деяния.

Так себя Россия и позиционирует. Конституция гласит, что высшей ценностью в РФ является человек, его права и свободы.

Что такое права человека?

Это возможности, вытекающие из самой природы человека, свободно и безопасно жить в обществе. Это условия для сохранения жизни и достоинства. Это принадлежащие человеку нормы морали, независимо от того, к какой национальности или расе он принадлежит, какую религию исповедует, каких политических убеждений придерживается.

Права человека:

  • вытекают из природной сущности человека;
  • не зависят от признания государством;
  • принадлежат каждому от рождения;
  • естественны и не могут быть отчуждены;
  • действуют непосредственно;
  • это нормы и принципы взаимоотношений человека и государства, дающие возможность каждому поступать по своему усмотрению и получать необходимые блага;
  • государство обязано их признать, соблюдать и защищать.

Что понимается в РФ как высшая ценность?

Высшей ценностью, согласно Конституции РФ, является человек, его права и свободы. Основной закон во второй статье наделил государство обязанностью признать, соблюдать и защищать их как основу своего существования, как следует из норм и принципов международного права. Основные из них:

  • Государство обязано признать права и свободы, которые принадлежат человеку от рождения.
  • Перед судом и законом равными должны быть все. При соблюдении прав и интересов одного не должны быть нарушены чужие права.
  • Женщина и мужчина в правах равны.
  • Международные нормы, всеми признанные, должны быть выше внутригосударственных.
  • Условия, позволяющие ограничить человека в правах и свободах, должны быть строго определены законом.
  • Недопустимо злоупотреблять правами и свободами для разделения людей по расе, национальности, религии, а также насильственного свержения конституционного строя.

Какие именно права и свободы гарантирует РФ?

Во второй главе Конституции конкретизировано, что государство Россия понимает под «высшей ценностью» и обязуется соблюдать, защищать и предоставлять:

  • равенство всех перед законом;
  • право на жизнь;
  • достоинство человека;
  • свободу и неприкосновенность личности;
  • частную жизнь, честь, семейную и личную тайну;
  • неприкосновенность жилища;
  • родной язык;
  • право свободно передвигаться;
  • право говорить и поступать в соответствии со своими убеждениями;
  • право на объединение и мирный протест;
  • право управлять государством, выбирая или будучи избранным;
  • право на обращение в государственные органы за помощью;
  • право на предпринимательскую деятельность;
  • частную собственность;
  • право на труд и запрет принуждения к нему;
  • материнство и детство;
  • заботу о пожилых людях;
  • право на жилище;
  • охрану здоровья и медицинскую помощь;
  • благоприятную окружающую среду и информацию о ней;
  • право на образование;
  • свободу творчества;
  • право каждого на защиту своих интересов лично, обязанность государства - их защищать;
  • право на судебную защиту и юридическую помощь;
  • презумпцию невиновности;
  • запрет на повторное осуждение за одно и то же преступление;
  • право не свидетельствовать против себя и близких родственников;
  • право на возмещение причиненного государством вреда.

Так как по Конституции РФ высшей ценностью государства является человек, его права и свободы, с формальной точки зрения Россия является правовым государством, о чем первая статья Основного закона и гласит.

Но соответствует ли форма содержанию? О ком в первую очередь заботится государство на самом деле?

Что происходит на самом деле?

Исходя из того, что согласно Конституции РФ высшей ценностью является определение и обеспечение защиты этих условий, люди должны чувствовать себя в безопасности и гордиться страной.

Однако не все так гладко.

Да, высшей ценностью в РФ является человек и данная ему от природы свобода и право распоряжаться ею. Но действует это, как правило, до тех пор, пока этот самый человек не коснется «святого», то есть действующей власти и политики правящей партии. Так всегда было в государствах, тяготеющих к авторитаризму. Трудно найти Конституцию более демократическую, чем была в СССР. Однако за один только анекдот можно было угодить в лагерь надолго, получить «высшую меру».

В нынешней России, конечно, не так затянута петля, но все же картинка на бумаге и на деле заметно разнится.

Ужесточение законодательства, разгоны митингов, задержание журналистов и общественных деятелей происходят регулярно.

Провести демонстрацию по закону становится с каждым годом сложней. Разгон несанкционированной демонстрации власть каждый раз объясняет именно заботой о населении. Ввиду того что высшей ценностью в РФ является право жить свободно и в покое, а митингующие мешают гражданам ходить по площади и шумят, власть, заботясь о них, бережно усаживает демонстрантов в «автозаки», в том числе школьников. В регионах такие инциденты не получают особого общественного резонанса.

  • Правозащитник Оюб Титиев. Задержан в январе 2018 г. и до сих пор находится под стражей по обвинению в хранении и перевозке наркотиков.

Правозащитные организации связывают эти дела с их профессиональной деятельностью. Государство это отрицает, и точки в них еще не поставлены.

Итак, официально высшей ценностью в РФ является человек, его права и свободы. Каждый волен жить, говорить и поступать так, как считает нужным, не ущемляя при этом прав другого. Каждый может заниматься тем, к чему душа лежит, и зарабатывать в соответствии со своими умениями и возможностями. Но касается это всего, что не входит в интересы правящей партии и преданных ей людей, ревностно защищающих свои позиции.



Просмотров