Беспилотные авто и машины с искусственным интеллектом. Программа для Путина: Российские законы пропустят через искусственный интеллект Машиночитаемая нормативная база для автоматического исполнения контрактов

В этом году на CES 2017, как ни странно, наиболее интересные технологии представляли производители авто. Машина перестает быть просто средством передвижения и превращается в самый настоящий гаджет. Автомобили наполнены кучей электроники и порой перестают напоминать внешне привычные нам машины. Беспилотные авто — вообще особая тема. Технологии автоматического управления автомобилем тестируют и пытаются внедрить многие компании. Также популярно становится и внедрение искусственного интеллекта в автомобиль. Все это довелось увидеть на CES 2017.

Toyota Concept-i

Например, Toyota показала на CES 2017 собственное видение будущего автомобилей — Concept-i. Главная фишка Concept-i не автономность, а наличие в автомобиле искусственного интеллекта Yui. Основная цель такой машины с собственным интеллектом — сделать процесс езды и взаимодействия автомобиля и человека проще. Хотя куда уж проще? Дави на педали и смотри на дорогу. Но в Toyota по своему видят будущее, где умный помощник Yui буквально будет ощупывать вас, ведь он умеет не только связываться с водителем посредством голоса или цветовых оповещений, но и с помощью тактильной отдачи. Yui буквально может к вам прикоснуться. Звучит зловеще, но так в Toyota представляют себе будущее. Конечно Concept-i может ездить и автономно, но главное заключается именно в поддержке водителя. Искусственный интеллект способен считывать эмоции человека. И если он заметит, что водитель становится рассеянным, то заведет с ним беседу или другим способом даст понять, что пора отдохнуть.

Divergent Blade

Немного по-другому видят ближайшие лет 10-15 ребята из команды Divergent 3D. Как понятно из названия, компания специализируется на 3D печати. Печати автомобилей! Их детище, Divergent Blade является суперкаром и способен разгоняться до 100 км/ч всего за 2,5 секунды. Ездит этот автомобиль на газе или бензине, но при этом является гораздо более экологичным транспортом чем электромобили. А все потому, что распечатанный на 3D принтере Blade несет на 65% меньше вреда экологии, чем собранный на конвейере электромобиль. Интересно и то, что Blade это не только распечатанный на принтере кузов, что уже далеко не новость, но и шасси. Основа автомобиля тоже распечатана на 3D принтере и состоит из 28 килограмм алюминия и 19 кг карбона. На сборку этого шасси понадобится 30 минут и три человека. Кстати, полностью Divergent Blade весит 630 кг, а двигатель который устанавливается в этот имеет мощность в 700 л/с, то есть больше чем 1 л/с на килограмм веса. Невероятный результат.

Беспилотные авто

Основная идея многих показанных на CES 2017 машин — автономное вождение. Мир буквально помешался на этой идее. Так свое видение беспилотного авто показала Honda. Ее NeuV рассчитана на двух человек и видится компании, как идеальный автомобиль для Uber. То есть такси без таксиста. Honda показали и самопередвижные табуретки, правда совсем непонятно зачем они вообще нужны. Также японцы продемонстрировали умный мотоцикл, который способен следовать за водителем или потихоньку катиться в пробке не теряя равновесия. Говорят, что все за счет умной начинки.

Hyundai решила шокировать внешностью, вернее ее обычностью, ведь представленный беспилотный автомобиль Ioniq ничем не отличается от самой обычной машины. Все сенсоры спрятаны внутри кузова. Корейцы, как бы дают понять, что их будущее немного ближе, чем у конкурентов.

BMW показала новую систему интерфейса HoloActive Touch, который должен будет использоваться в автомобилях в ближайшем будущем.

Электромобили

Второй главный тренд автомобилей на CES 2017 — электрическая силовая установка. Электрокары одним словом. Tesla своим появлением изменила этот мир и доказала, что электромобили это реальность. Поэтому крупные производители теперь пытаются так активно создать свои собственные электромобили. Например, Mercedes привезла на выставку концепт внедорожника EQ, который по словам компании уже готов к серийному производству и должен появиться в продаже в 2019 году. Силовая установка и аккумуляторы в этом автомобиле позволят ему от одной зарядки проехать 500 километров. Кстати, привыкайте к этой фразе «проехать на одной зарядке», скоро это станет нашей повседневной реальностью.

Это доказывает и Nissan, которые привезли на CES 2017 новое поколение электромобиля Leaf. Nissan не просто показали новый Leaf, они представили уникальную интеллектуальную систему SAM — Seamless Autonomous Mobility. Японцы планирует создать центр управления беспилотными авто — как NASA следит за своими кораблями, так и Nissan будут следить за беспилотными автомобилями. Встроенный в Leaf искусственный интеллект SAM способен самостоятельно разбираться со всеми дорожными ситуациями, но если вдруг он не сможет понять, как ему действовать дальше, то он обратится в центр управления. Он в свою очередь даст необходимые руководства по дальнейшим действиям. В общем Nissan пытается разобраться с проблемой адекватности автопилотов.

Ford решили не заморачиваться с созданием собственного умного помощника и обратились к Alexa — искусственному интеллекту от Amazon. Так вы сможете прямо из машины зажечь умную лампочку Philips Hue в доме или завести двигатель автомобиля удаленно, или включить дома кондиционер. Непонятно зачем это реально нужно когда есть смартфоны, Ford это не объяснили, но такая коллаборация выглядит как минимум интересно, ведь Alexa сегодня очень популярна в США.

Faraday Future FF91

А пока все пытаются создать электрокар с автопилотом и умным помощником будущего, ближе всего к реальности оказалась небольшая компания Faraday Future из Лос-Анджелеса. В прошлом году этот проект представлял на CES какой-то невероятно футуристичный концепт FFZero1, а уже в этом году Faraday представили практически серийный автомобиль FF91. На одной зарядке FF91 может проехать 608 км. При этом заряжаться может от любых типов зарядных станций. Суммарная мощность Faraday Future FF91 — 1050 лошадиных сил. Цифра впечатляющая. С нуля до сотни этот электромобиль разгоняется за 2,39 секунды, это на 0,01 быстрее чем Tesla Model S. Бойцовские качества спорткара этот автомобиль совмещает с утилитарностью минивэна. Помимо продвинутого автопилота и умного помощника внутри расположена куча дисплеев для водителя и всех пассажиров, целые системы сенсоров, камеры и Wi-Fi антенны. У каждого водителя FF91 будет собственная учетная запись, она позволит загружать все индивидуальные настройки электрокара — настройку кресел, руля, зеркал, приборов и так далее. Более продвинутая система памяти, которая есть в современных автомобилях. Производство Faraday Future FF91 начнется в 2018 году. Пока неизвестно даже примерно, сколько будет стоить этот электрический автомобиль, но уже можно встать в очередь заплатив $5000.

Основные задачи, которые решает программный комплекс «Авто-Интеллект»

Автоматизация контроля проезда транспортных средств на территорию предприятия

В «Авто-Интеллекте» реализована функция распознавания номеров транспортных средств по видео, получаемому от видеокамеры. «Авто-Интеллект» сохраняет в базу данных распознанный номер, изображение транспортного средства, часть кадра с номерным знаком, дата и время регистрации, адрес и другие данные. Таким образом, формируется база всех транспортных средств, прошедших через зону контроля.

В единую систему может быть объединено неограниченное количество видеокамер, серверов хранения и обработки данных, а также автоматизированных рабочих мест оператора.

Автоматическое обнаружение нарушений ПДД и подготовка постановлений об административных наказаниях

Для получения из федеральных и региональных баз данных сведений о владельце транспортного средства, для создания, регистрации и печати постановлений о назначении административных наказаний используется информационная система, позволяющая автоматически обрабатывать и автоматизировать контроль фото- и видеоматериалов, поступающих в электронном виде от систем фотовидеофиксации правонарушений и формировать на их основе дел об административных правонарушениях. Данная система позволяет повысить эффективность пополнения муниципального бюджета за счет штрафов за административные правонарушения.

Розыск транспортных средств

«Авто-Интеллект» позволяет оперативно ввести в собственную базу номер и другие данные разыскиваемого транспортного средства, а также сравнить этот номер с всеми распознаваемыми номерами и в случае совпадения оповестить об этом оператора. «Авто-Интеллект» позволяет сравнивать распознанный номер с федеральными и региональными базами данных розыска, а также с собственными локальными базами.

Оптимизация дорожного движения

Данная задача может решаться детекторами транспортных средств, например, детектором транспорта, который считает количество транспортных средств, их скорость и длину.

Автоматизация взимания платы за пользование платными автодорогами

Автоматизация технологических процессов

В программную платформу «Авто-Интеллект» интегрированы специальные модули, позволяющие автоматизировать производственные процессы, в частности - организацию весового контроля. Модуль обеспечивает своевременный контроль и точный мониторинг работы системы безопасности, автоматически формирует отчеты и производит обмен данными в режиме реального времени в системы бухгалтерского учета.

Контроль оборота подвижного состава

«Авто-Интеллект» распознает номера пассажирских и грузовых железнодорожных вагонов по видеоизображению, определяет направление движения, ведет подсчет вагонов в составе и вносит полученные данные, синхронизированные с видеозаписью, в базу данных. Система позволяет получить по каждому железнодорожному вагону отчет, содержащий время прохождения поста контроля, название поста и связанные видеокадры.

Распознавание номеров грузовых контейнеров

Решение с использованием модуля «ARH-Контейнеры» распознает номерные знаки грузовых контейнеров и сохраняет в базу полученные данные, синхронизированные с видеозаписью. С его помощью осуществляется поиск контейнеров и отслеживается их перемещение. Решение ориентировано на применение в системах управления железнодорожной и портовой логистикой, таможенного контроля грузов.

Основные функции программного комплекса «Авто-Интеллект»:

  • автоматическое распознавание государственных номерных знаков транспортных средств;
  • автоматический поиск распознанных номеров в базах данных (в том числе базах правоохранительных органов) с оповещением оператора;
  • накопление результатов распознавания и соответствующих фото-, видео-материалов в базе данных для последующего использования;
  • интеграция со специализированным оборудованием: средства контроля скоростного режима, интеллектуальные видеокамеры;
  • автоматическое обнаружение фактов нарушения ПДД:

С этого года в России планируют начать разработку концепции регулирования искусственного интеллекта (ИИ). Соответствующий документ будет действовать в рамках программы «Цифровая экономика». В этом вопросе мы находимся на одном уровне со всеми ведущими державами мира: ни в одной стране нет ясного государственного регулирования сферы ИИ.

С пугающей скоростью

Впервые термин «искусственный интеллект» (ИИ) был введен в 1956 году американским информатиком Джоном Маккарти. Но искусственный разум появился немного раньше, когда создали технологию, возможности которой были сопоставимы с интеллектуальными способностями человеческого мозга, то есть с момента разработки первых электронно-вычислительных машин в 1940-х годах. В широком смысле это способность машин имитировать поведение человека, воспринимать информацию, принимать решения; это система алгоритмов, основанная на машинном обучении.

«Термин «искусственный интеллект» последние годы размылся. Теории самого интеллекта не существует. Есть техническое понимание искусственного интеллекта - набор методов оптимизации, распознавания, машинного обучения, который позволяет компьютеру имитировать человеческую деятельность, замещать человеческие функции», - сообщил в интервью передаче «Красный угол» Игорь Ашманов, инженер, генеральный директор компании «Ашманов и партнеры».

Активно об искусственном разуме, хоть и в фантастическом ключе, начали рассуждать спустя десятилетия после появления термина. Как отметил председатель правления ООО «УК «РОСНАНО» Анатолий Чубайс, всплеск обсуждения искусственного интеллекта пришелся на 1970–1980-е годы. С тех пор его развитие поражает своими темпами. «Искусственный интеллект развивается с пугающей скоростью. Никогда не было таких скоростей», - отметила нейролингвист Татьяна Черниговская на Гайдаровском форуме - 2018. По данным исследовательской компании Gartner, к концу 2018 года объем глобального рынка искусственного интеллекта составит 1,2 трлн долларов.

В современной медицине искусственный интеллект пока решает не самые сложные задачи: обрабатывает данные о пациентах, находит на рентгеновских снимках патологии, проводит диагностику, ставит диагнозы или дает советы по их постановке, подбирает лечение, автоматизирует процессы. Тем не менее темпы его внедрения, способность на огромных скоростях собирать, анализировать и сопоставлять массивы данных, умение быстрее человека определять заболевание, отсутствие эмоций и усталости позволяют предположить, что его функционал в скором времени существенно расширится. Ключевой игрок, занимающийся искусственным интеллектом в здравоохранении, - компания IBM с компьютером IBM Watson, предназначенным для постановки диагноза и уже обученным основам психоанализа. Технология служит для лечения онкологических и кардиологических заболеваний. Компания Google основала в 2016 году подразделение - DeepMind Health - для внедрения ИИ в медицинскую отрасль. Эти разработки помогают врачам-офтальмологам находить причины слепоты. Летом этого года Google, по данным Bloomberg, представила алгоритм с элементами ИИ, способный оценить вероятность смерти пациентов. Израильские ученые разработали искусственный разум MedyMatch, который определяет инсульт, изучая снимки мозга одного человека и тысяч других, сравнивая их и фиксируя малейшие отклонения. Ошибка при таком диагнозе практически исключена. Хирургические роботы da Vinci уже несколько лет успешно выполняют свои функции с поразительной точностью. Даже мобильные приложения и гаджеты, которые помогают следить за здоровьем, мониторить давление, сердцебиение, пульс, отправлять информацию врачу, дают советы, - это все искусственный интеллект.

В финансовом секторе, банкинге ИИ активно применяется для автоматизации и ускорения процессов, повышения качества обслуживания, выявления мошенничества, исключения нежелательного человеческого влияния. «С помощью искусственного интеллекта мы уже выдаем кредиты физлицам», - сообщил Александр Ведяхин, первый заместитель председателя Правления Сбербанка, на международной конференции Sberbank Data Science Day. По его словам, кредитование физических лиц и малого бизнеса с использованием ИИ сокращает количество просрочек, вскоре эта технология сможет применяться для кредитования средних и крупных предприятий. Сбербанк как самый инновационный банк страны внедряет искусственный разум практически во все свои процессы. Банковский гигант роботизирует контактный центр для корпоративных клиентов, где робот Анна отвечает на вопросы о платежах, балансе, расположении банкоматов. Нововведение помогло увеличить скорость обслуживания клиентов по некоторым операциям на 50%.

В результате применения еще одной программы искусственного интеллекта Сбербанк сократил в прошлом году около 450 юристов. По оценкам экспертов финансовой организации, через пять лет 80% решений в отрасли будут основаны на ИИ. Как заявил Герман Греф, ежегодно банк получает примерно 2 млрд прибыли от внедрения искусственного интеллекта.

Компьютерное зрение - один из способов применения ИИ - делает более безопасной работу с банкоматом, мобильными платежами, более простой выдачу кредитов, проверку документов. Уже работают различные финансовые чат-боты, помогающие делать покупки в Интернете и оплачивать счета, цифровые кошельки, которые в том числе рекомендуют, как расходовать средства, изучив привычки пользователя. В более узких кругах используются роботы-советники для управления инвестициями.

Для промышленности применение робототехники - ключевое условие конкурентоспособности. Как сообщили эксперты Петербургского международного экономического форума, объем российского рынка искусственного интеллекта в промышленности может достичь 380 млн долларов к 2021 году. А среднемировой показатель плотности роботизации в мире - 70 роботов на 10 000 работников, по словам президента НАУРР Виталия Недельского.

В сельском хозяйстве компьютерное зрение применяется в том числе для анализа посевов. Ученые Сколковского института науки и технологий создали систему, предсказывающую рост растений посредством компьютерного зрения и методов машинного обучения.

Мониторинг соцсетей при помощи ИИ повышает качество работы HR-специалистов. По информации Forbes, искусственный разум расшифровывает и анализирует тысячи мегабайт в секунду текстовой, голосовой и видеоинформации о кандидате, определяет вероятность того, преуспеет ли будущий сотрудник. Машина лишена эмоций, а значит, неподвластна манипулированию или уговорам. По данным CB Insights, мировой рынок разработок в этой сфере приближается к 14 млрд долларов.

В сфере ритейла ИИ в основном задействован при обслуживании клиентов. Роботы уже заменяют кассиров, специалистов, связанных с бухгалтерией, сортировкой данных. Как отметили эксперты Недели российского ритейла, искусственный интеллект снижает число ошибок, связанных с человеческим фактором, увеличивает продажи.

Один из самых ярких и успешных примеров применения искусственного интеллекта в сфере услуг - отель Henn-na Hotel в Японии, где гостей встречают и обслуживают роботы, владеющие четырьмя языками. Робот-уборщик или робот-пылесос в некоторых развитых странах - это уже обыденность.

Искусственный интеллект применяется и в автотранспорте, и для написания статей и финансовых отчетов (к примеру, разработки компании Narrative Science), и для проверки правописания (тот же алгоритм Т9), и для поиска и анализа информации. Искусственный интеллект уже обыграл чемпионов мира в шахматы и даже в покер. «Когда компьютер обыграл Гарри Каспарова, это была нечестная игра: компьютер не устает, не нервничает, он был натренирован на конкретного игрока, знал все его ходы наперед. Последняя надежда у меня была на покер - тут можно блефовать, играть на эмоциях, делать poker face, чего машина не может. Но и с этим компьютер справился», - сказала специалист по нейронауке, психолингвистике, искусственному интеллекту Татьяна Черниговская на Гайдаровском форуме - 2018.

Искусственный интеллект уже успешно обучается обману. К примеру, разработка компании Nvidia делает очень реалистичные фейковые видео, имитируя реальность: создает образы людей из ничего, меняет время суток, погоду.

Сегодня даже картина, написанная искусственным разумом и выставленная на аукционе за 10 000 долларов, уже не особо удивляет. «Искусственный интеллект стал главным трендом для всех. Говорим мы о государствах или об отдельных людях. Он стал методом роста, его использование стало очень легким», - сообщил Герман Греф в ходе завтрака Сбербанка на Давосском форуме.

Прогресс под контроль

Такое стремительное развитие не может оставаться бесконтрольным. Илон Маск назвал искусственный интеллект «самым большим риском, с которым мы сталкиваемся как цивилизация». По мнению основателя SpaceX, только государственное регулирование этой сферы поможет избежать рисков, которые могут спровоцировать разработчики в погоне за передовыми технологиями. Роботы также могут ошибаться, иногда их ошибки приводят к фатальным последствиям. К примеру, несчастный случай в Аризоне, когда беспилотник насмерть сбил пешехода. «Беспилотная машина сбивает человека - кто за это отвечает? Мы должны заложить моральные категории в искусственный интеллект и право решить, кому это все принадлежит. Право и мораль - категории, которые внутри цифрового мира имеют совершенно иные конфигурации», - заявила Татьяна Черниговская на ГФ-2018.

Вопрос регулирования ИИ и робототехники, связанный с автоматизированными транспортными средствами и беспилотными летательными аппаратами, стоит сегодня наиболее остро. Но законы не позволяют четко определить субъекта, ответственного за ошибки машин. Равно как и понять, почему искусственный интеллект принял то или иное решение в определенной ситуации. Изменения в регулировании этой сферы происходят во многих странах. Так, зимой прошлого года Европарламент принял резолюцию «Нормы гражданского права о робототехнике». Документ подразумевает введение общеевропейской системы регистрации интеллектуальных машин. Представители Европарламента также предлагают внедрить страхование ответственности за причиненный роботом ущерб. В резолюции учтена и нравственная сторона вопроса. В Германии приняли закон, упрощающий передвижение автономного транспорта, при этом ужесточающий наказание в случае ошибок беспилотника. По данным Forbes, Эстония стала первой страной в мире, где законодательно утвердили правила передвижения роботов-курьеров. А также первой в ЕС, разрешившей (пусть и с большими ограничениями) ездить беспилотникам. В Японии в 2018 году Министерство экономики, торговли и промышленности сформировало законы о контроле бизнес-отношений в области искусственного интеллекта, сообщила крупнейшая медиакорпорация страны Nikkei Asian Review. В первую очередь документ регулирует вопрос принадлежности авторских прав на технологии ИИ. Сейчас в Японии интеллектуальные права на разработки в сфере ИИ принадлежат заказчикам, согласно новым правилам ими будут владеть разработчики. Помимо этого, компании будут нести ответственность за последствия некорректной работы техники и выплачивать ущерб пострадавшим. Япония уже не первый год разрабатывает способы регулирования рынка искусственного интеллекта. Одна из самых развитых экономик мира планирует вводить сертификаты соответствия требованиям безопасности для робототехники.

В Южной Корее - одной из самых роботизированных стран мира - более десяти лет назад объявили о разработке Этического устава роботов (Корейского устава роботов). К сожалению, о нем сегодня по-прежнему мало что известно. Но закон о поддержке развития интеллектуальных роботов в стране принят.

В Китае спроектировали План развития технологий искусственного интеллекта нового поколения. В документе по большей части прописаны цели по становлению страны в качестве ведущей в области робототехники; первые законы по регулированию отрасли запланированы на 2020 год.

Конгресс США в 2017 году задался целью дать четкое определение термину «искусственный интеллект» на законодательном уровне. При Министерстве торговли США создан комитет, призванный решить, как именно необходимо регулировать ИИ. В некоторых штатах разрешено тестировать беспилотники на дорогах общего пользования.

В России в 2018 году может появиться первая концепция регулирования искусственного интеллекта. Ее разработкой занимается рабочая группа «Нормативное регулирование» в рамках Автономной некоммерческой организации «Цифровая экономика». Кроме того, в стране была анонсирована Модельная конвенция о робототехнике и искусственном интеллекте, созданная Исследовательским центром проблем регулирования робототехники и искусственного интеллекта «Робоправо». Конвенция определяет ключевые проблемы, с которыми может столкнуться общество, развивая искусственный интеллект, формулирует правила робототехники и указывает возможные пути решения проблем. Конвенция также подразумевает создание единого международного института регулирования на уровне ООН.

Еще раньше, в 2016 году, глава совета директоров Mail.ru, основатель компании Grishin Robotics Дмитрий Гришин сформулировал концепцию закона о робототехнике. По словам эксперта, роботов необходимо приравнять одновременно и к животным (так как они могут выполнять самостоятельные действия), и к юридическим лицам, а также создать реестр роботов на примере ЕГРЮЛ. ООН занимается вопросами правового регулирования систем искусственного интеллекта военного назначения. По мнению организации, необходимо заранее запретить применение автономных военных роботов. Помимо очевидных целей, таких как безопасность, ответственность за вред или ущерб, защита интеллектуальных прав, государственное регулирование этой сферы может повысить экономическую эффективность применения интеллектуальных систем. К примеру, как пишет издание «Популярная механика», закон «О развитии и распространении умных роботов», принятый в 2008 году в Корее, поднял производство в стране к 2016 году на 80% и принес 4 млрд долларов.

Ключевое, что должно содержаться в любом законодательстве о роботах, - это ответственность за действия искусственного разума. При этом государственное регулирование должно быть настолько грамотным, чтобы в стремлении к полному контролю не затормозить развитие инновационных технологий.

Во вторник, 8 мая, в России прошли первые испытания беспилотных автомобилей. Машины с роботом вместо водителя совершили тестовый проезд на автоподходах к Крымскому мосту со стороны Краснодарского края. Все автомобили справились с заданиями и показали хорошие результаты. Прокатиться на беспилотном транспорте россияне смогут уже во время чемпионата мира по футболу. Каким будет автомобиль будущего и безопасен ли он, разбирался «360».

В ходе тест-драйва были задействованы автомобили пяти видов, которые оснащены технологиями автономного управления. Так, в испытаниях приняли участие грузовики брендов НАМИ и «КамАЗ», а также два легковых автомобиля моделей Skoda Superb и Ford Focus, говорится в сообщении министерства транспорта.

По данным ведомства, все автомобили справились с поставленными задачами. Машины разогнались до 40 километров в час и выполнили на дороге различные маневры, включая перестраивание в другой ряд, проезд по транспортной развязке и торможение перед пешеходами. Каждая из машин преодолела более 10 километров. На пассажирском сидении находились разработчики, которые «инспектировали» роботов.

«Все транспортные средства показали высокое качество маневрирования и бесперебойное функционирование системы высокоточного спутникового позиционирования, а также системы „машинного зрения“, обеспечивающего детекцию и распознавание объектов, разметки, дорожных знаков и анализ обстановки», - отмечается в сообщении. Тестовый проезд также послужит основанием для законодательного разрешения беспилотным автомобилям ездить по дорогам общего пользования в России.

Несмотря на то, что эти испытания стали первыми и самыми масштабными в стране, говорить о внедрении машин без водителей на дорогах массового пользования пока рано, считает Дмитрий Песков - директор направления «Молодые профессионалы» Агентства стратегических инициатив, которое курирует развитие беспилотников в России.

«Пока российские беспилотники могут функционировать лишь в идеальных условиях, то есть ездить по заранее заданной траектории на трассах без другого транспорта и при этом развивать невысокую скорость. При этом в будущем они могут стать хорошей альтернативой для пассажиров, поскольку автомобиль с искусственным интеллектом в разы безопасней машины с водителем. Согласно мировой практике, роботы допускают в сотни раз меньше ошибок за рулем, чем реальные шоферы», - отметил собеседник «360».

Беспилотники на футболе

Тестирование беспилотников является частью стратегии развития автомобильной промышленности в России на период до 2025 года. Она предполагает внедрение машин без водителя в структуру общественного транспорта уже в ближайшие годы. Причем увидеть новые автомобили россияне смогут уже в июне этого года.

«Россия придерживается „дорожной карты“ по созданию беспилотной автомобильной платформы, и мы продемонстрируем вам результаты в ходе проведения чемпионата мира по футболу 2018 года в РФ», - рассказал вице-премьер Аркадий Дворкович на открытии ежегодного Международного форума науки и технологии. По его словам, болельщики смогут прокатиться на беспилотных автобусах уже в июне.

Между тем на массовый рынок беспилотные автомобили смогут поступить через 5-10 лет, уверен руководитель Федерации автовладельцев России Сергей Канаев. Он сказал «360», что такие автомобили будут особенно востребованы в качестве общественного транспорта.

«Собирать беспилотные автомобили в промышленном масштабе начнут уже через пять, максимум через 10 лет, но среди автолюбителей они вряд ли будут популярны и, скорее всего, будут функционировать как такси или другой общественный транспорт. Конечно, они более безопасны, но у них есть существенный минус - это то, что в экстренной ситуации робот реагирует хуже, чем опытный водитель, который может нарушить ПДД, но избежать аварии. Искусственный интеллект так поступить не может», - добавил Канаев.

«Беспилотное» будущее

Источник фото: Министерство транспорта

В 2020 году во всем мире будут курсировать около 10 миллионов беспилотных автомобилей, а к 2035 году количество таких машин перешагнет отметку в 21 миллион единиц, прогнозируют аналитики BI Intelligence.

Новаторами в этой области выступили США, которые совершили первый коммерческий рейс в конце 2016 года. Тогда беспилотный грузовик Volvo компании Otto перевез 45 тысяч банок пива, преодолев около 160 километров по штату Колорадо.

Американцы даже запустили проект пассажирской беспилотной машины, однако он закончился смертью. В марте беспилотное такси из автопарка Uber сбило насмерть 49-летнюю женщину. В ходе расследования выяснилось, что причиной послужила ошибка в навигации. Сенсоры автомобиля зафиксировали и идентифицировали женщину, но программа решила не реагировать на это «препятствие», и в результате робот сбил человека на полной скорости.

Не отстают от США британские инженеры. В августе прошлого года вблизи Лондона состоялись успешные испытания беспилотных грузовиков. По планам местных властей, подобные машины без водителей появятся на дорогах страны до конца 2018 года. При этом автомобили будут двигаться в колонне по трое, а головным автомобилем все равно будет управлять человек.

Новейшие технологии внедряют и в общественный транспорт. К примеру, в прошлом году в Хельсинки начались испытания двух компактных автобусов, передвигающихся без водителя. По результатам тестов автобусы, разработанные французской компанией EasyMile, собираются включить в систему пассажирских перевозок Финляндии уже осенью 2018 году.

Скорость - совершенное оружие, сказал недавно Илон Маск, обсуждая финансовые результаты Tesla за третий квартал этого года. Но он имел ввиду отнюдь не скорость своих машин. Речь шла о скорости работы роботов, которые эти машины собирают. Позднее в Твиттере Маск прокомментировал , что уже через несколько лет нам понадобится стробоскоп, чтобы оценить скорость движения роботов.

Скорость развития робототехники и искусственного интеллекта, по всей видимости, переходит на новый уровень. И человечество это понимает - в 2017 году, чтобы не вылететь с трассы, оно приняло национальные и общемировые правила обращения с ней. Проиллюстрирую текущий уровень технологий, и попробую объяснить, почему принятие законов робототехники - неизбежно.

На волне прогресса

По данным Международной Федерации Робототехники, невероятно быстро растет рынок промышленных роботов. В 2016 году их продажи достигли почти 300 000 единиц. Пять лет назад этот показатель был почти вдвое меньше. В результате объем только одного этого рынка составил $13 млрд, а с учетом смежных рынков ПО и компонентов – все $40 млрд.

Уже не первый год завод компании Siemens в Амберге один программируемый контроллер в секунду с невероятным уровнем качества - процент брака составляет всего 0,00115%. Достигнуть скорости производства в 12 млн единиц в год одновременно с сохранением качества помогают роботы - 75% операций автоматизировано.

В Великобритании уже несколько лет успешно используют хирургических роботов Da Vincie для борьбы с раком простаты. Их главное отличие от обычных - высочайшая точность, сохранение околооперационных тканей, а также быстрые сроки восстановления. В свежем исследовании рынка хирургических роботов говорится , что среднегодовой прирост этого рынка в 2017-2021 годах составит 10,53%.

Уже давно никого не удивляет робот-пылесос, как и робот-мойщик окон. Благодаря удешевлению компонентов и производству целого ряда моделей в Китае их стоимость стала серьезно падать, и они хлынули на рынок. Достаточно на финансовые показатели только одного производителя, чтобы понять насколько вырос рынок домашних роботов в последние несколько лет - они уже продаются миллионами штук.

Робот Cheetah компании Boston Dynamics еще в 2012 году показал скорость движения, сопоставимую с рекордами Усейна Болта, а их антропоморфный робот Atlas, в 2017 уже научился делать сальто назад. Но технические достижения - это, пожалуй, не самое впечатляющее. Поражает скорость проникновения робототехники во все аспекты нашей жизни.

Наконец, все чаще компании стали объявлять о наборе роботов в штат. Известный всем пример российского банка, который попытался заменить юристов «искусственным интеллектом», а в некоторые отделения уже поставил роботов для обслуживания посетителей, - одна из ярких, но далеко не единственных иллюстраций.

За робота ответишь?

Скорость внедрения новых технологий действительно поражает! Хорошо это или плохо, вопрос риторический. Однако с развитием робототехники активизировалась новая проблема – регулирования.

Действительно, чем больше появляется роботов (особенно, таких) и киберфизических систем, тем больше вопросов вызывает применение к ним действующих норм. Постулаты Азимова о непричинении вреда человеку и человечеству умными роботами уже давно не вызывают эмоций у большинства специалистов.

Вопросы, ответы на которые хотелось бы получить уже сейчас: есть ли ограничения на использования военных роботов? Кому принадлежат авторские права на созданные роботом произведения и кто ответит за его поступки, например ущерб, принесенный автопилотируемой машиной?

В применение «искусственного интеллекта» в финтехе уже нужно вмешаться, или стоит подождать еще нескольких сбоев бирж? Как будем защищать имплантируемые роботизированные механизмы и что делать, если имплантат в сердце есть, а компании-производителя уже нет?

Ну и наконец, проблема сильного искусственного интеллекта (ИИ, сравнимый с человеческим мозгом по уровню интеллекта) все-таки реальна и нам уже нужно контролировать его разработки, или разберемся как-нибудь потом?

Самозарождение правил

Первые подходы к таким проблемам обозначили в Южной Корее. В 2007 году там анонсировали разработку Этического устава роботов (документа с тяжелой судьбой; о его существовании за пределами Кореи практически ничего так и неизвестно, хотя корейская версия, как оказалось, похоже все-таки существует). Затем там же приняли закон о содействии развитию умных роботов.

Но в последние годы проблема регулирования вышла на новый уровень. Обозначим основные подходы.

Частные законы . Множество экспертов высказывало свои мнения о том, как должны регулироваться отношения между роботами и людьми. Например, Три закона робототехники фантаста Айзека Азимова , или Десять законов ИИ Сатьи Наделлы , руководителя компании Microsoft. Даже Карел Чапек, создатель слова «робот», упоминает в R.U.R. некую Лигу Гуманности, борющуюся за права роботов на нормальное отношение со стороны людей.

Позиция сообществ . Иногда высказанные предложения о регулировании поддерживаются целым сообществом экспертов. Хороший пример - 23 Азиломарских принципа искусственного интеллекта, разработанных и опубликованных в январе 2017 года под эгидой Future of Life Institute. Их подписало уже почти 4 000 экспертов и специалистов. Ученые предлагают направить свои усилия на создание управляемого, надежного и полезного ИИ, отказаться от «гонки вооружений» на основе ИИ и подумать о безопасности разработок, а также ответственности самих разработчиков.

Предложения, которые высказываются экспертами, по существу являются примером первых попыток саморегулирования , когда частные лица или компании разрабатывают правила до того, как государство разработает законы, обязательные для выполнения. Одним из характерных атрибутов саморегулирования является объединение в ассоциации. Их правила становятся обязательными для ее членов. Примером такой ассоциации является Partnership on AI - партнерство, участниками которого являются Amazon, Apple, Google, IBM, Facebook, Microsoft и другие. Оно создано в 2017 году и о конкретных правилах говорить пока рано, но мы видим один из уникальных примеров объединения крупнейших компаний мира (к слову, конкурентов в ряде областей) вокруг проблемы развития искусственного интеллекта.

Регулирование на национальном уровне

На протяжении 2017 года мы увидели целый ряд примеров того, как государство пытается регулировать киберфизические системы.

Например, в Германии принят закон, призванный открыть дорогу автономному транспорту. Законодатели выделили категорию автомобилей «со значительно или полностью автоматизированной функцией вождения» и разрешили водителями отвлекаться от ситуации на дороге. Одновременно, правда, удвоили лимит ответственности за причиненный вред и ввели правило обязательной установки «черного ящика».



Просмотров