Федеральный закон n 384 статья 4. Свод правил или стандарт

"Новая бухгалтерия", 2010, N 2

С 30 июня 2010 г. вступит в силу Федеральный закон от 30.12.2009 N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" (далее - Технический регламент). Он будет распространяться на все здания и сооружения, а также их сети и системы инженерно-технического обеспечения.

Технический регламент устанавливает обязательные для применения и исполнения требования к зданиям и сооружениям в целях защиты жизни и здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества, охраны окружающей среды, жизни и здоровья животных и растений, предупреждения действий, вводящих в заблуждение приобретателей, и обеспечения энергетической эффективности зданий и сооружений.

Объектом технического регулирования являются здания и сооружения любого назначения (в том числе входящие в их состав сети инженерно-технического обеспечения и системы инженерно-технического обеспечения), а также связанные со зданиями и с сооружениями процессы проектирования (включая изыскания), строительства, монтажа, наладки, эксплуатации и утилизации (сноса) на всех этапах их жизненного цикла, кроме технологических процессов, соответствующих функциональному назначению зданий и сооружений.

Идентификация

Технический регламент вводит обязательную идентификацию для всех зданий и сооружений. Процедура идентификации позволит определить характеристики, которыми обладает здание (сооружение) с учетом объема экономических, социальных и экологических последствий его разрушения, другими словами, к какому уровню ответственности оно относится: повышенной, нормальной или пониженной.

К сведению. В настоящее время идентификации подвергаются только опасные производственные объекты (например, склады взрывчатых веществ, системы теплоснабжения), и порядок ее проведения носит рекомендательный характер (см. Методические рекомендации, утвержденные Приказом Ростехнадзора от 05.03.2008 N 131).

Идентификация должна проводиться по следующим признакам:

  • назначение;
  • принадлежность к опасным производственным объектам, к объектам транспортной инфраструктуры и к другим объектам, функционально-технологические особенности которых влияют на их безопасность;
  • пожарная и взрывопожарная опасность;
  • наличие помещений с постоянным пребыванием людей непрерывно в течение более двух часов;
  • уровень ответственности;
  • возможность опасных природных процессов (явлений, техногенных воздействий) на территории, на которой будут осуществляться строительство, реконструкция и эксплуатация зданий и сооружений.

Справка. Перечень опасных производственных объектов определен в Федеральном законе от 21.07.1997 N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" в редакции, действующей с 11 января 2009 г.

Критерии пожарной и взрывопожарной опасности содержатся в Федеральном законе от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности".

Идентификационные признаки здания сначала указываются застройщиком (заказчиком) в задании на выполнение инженерных изысканий для строительства или в задании на проектирование, а впоследствии - в тексте проектной документации лицом, осуществляющим ее подготовку.

Повышенным уровнем ответственности обладают здания и сооружения, которые ст. 48.1 Градостроительного кодекса РФ относит к особо опасным, технически сложным или уникальным объектам.

Справка. К особо опасным, технически сложным объектам относятся объекты использования атомной энергии, линейно-кабельные сооружения связи и сооружения связи, линии электропередачи и объекты электросетевого хозяйства напряжением 330 киловольт и более, аэропорты, объекты инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования, метрополитен, морские порты (за исключением специализированных портов для спортивных и прогулочных судов), тепловые электростанции мощностью 150 мегаватт и выше.

К уникальным объектам относятся объекты капитального строительства, в проектной документации которых предусмотрена хотя бы одна из следующих характеристик:

  • высота более чем 100 метров;
  • пролеты более чем 100 метров;
  • наличие консоли более чем 20 метров;
  • заглубление подземной части (полностью или частично) ниже планировочной отметки земли более чем на 10 метров;
  • наличие конструкций и конструкционных систем, в отношении которых применяются нестандартные методы расчета с учетом физических или геометрических нелинейных свойств либо разрабатываются специальные методы расчета.

Пониженный уровень ответственности характеризует здания и сооружения временного (сезонного) назначения, а также здания и сооружения вспомогательного использования, связанные с осуществлением строительства или реконструкции зданий (сооружений) либо расположенные на земельных участках, предоставленных для индивидуального жилищного строительства. Все остальные здания и сооружения относятся к нормальному уровню ответственности.

Проектная документация

Большое внимание Технический регламент отводит требованиям к результатам инженерных изысканий и проектной документации.

В принципе состав и требования по содержанию разделов проектной документации к строительству (отдельным этапам строительства) и реконструкции устанавливаются Правительством РФ (ч. 13 ст. 48 Градостроительного кодекса РФ).

Кстати. 5 января 2010 г. вступило в силу Положение о составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию, утвержденное Постановлением Правительства РФ от 16.02.2008 N 87.

Но поскольку проектная документация является одним из основных документов, влияющих на принятие решения об обеспечении безопасности здания и сооружения на всех этапах их жизненного цикла (реконструкции, ремонта, эксплуатации, сноса), Технический регламент коснулся и этой стадии строительства (реконструкции).

Обоснование

Важное нововведение - мероприятия по обеспечению безопасности и проектных значений и характеристик здания на их соответствие требованиям безопасности надо обосновывать либо ссылкой на положения Технического регламента и действующие стандарты (свод правил, технические условия), либо одним из следующих способов:

  • результатами исследования;
  • расчетами и (или) испытаниями, выполненными по сертифицированным или апробированным методикам;
  • моделированием сценариев возникновения опасных природных процессов и явлений и (или) техногенных воздействий, а также оценкой риска их возникновения.

Проверки, осмотры, освидетельствование

Периодичность проверок, осмотров и освидетельствования строительных конструкций и сетей (систем) инженерно-технического обеспечения (отопления, водоснабжения, электрических сетей) регулируется отдельными нормативными актами (см., например, Правила устройства и безопасности эксплуатации трубопроводов пара и горячей воды, утвержденные Постановлением Госгортехнадзора России от 11.06.2003 N 90, Положение о проведении планово-предупредительного ремонта производственных зданий и сооружений, утвержденное Постановлением Госстроя СССР от 29.12.1973 N 279).

О существовании этих документов обычные собственники, как правило, не знают. Теперь благодаря Техническому регламенту они смогут ознакомиться с минимальной периодичностью проведения всевозможных проверочных мероприятий в проектной документации.

Из нее же можно будет получить сведения о размещении скрытых электрических проводок, трубопроводов и иных устройств, о допустимых значениях эксплуатационных нагрузок на строительные конструкции (сети и системы инженерно-технического обеспечения), что очень важно, особенно при проведении ремонта помещений здания.

Механическая безопасность

Следует обратить внимание на требования к обеспечению механической безопасности зданий (сооружений), под которой понимается состояние строительных конструкций и основания здания (сооружения), при котором отсутствует недопустимый риск, связанный с причинением вреда жизни и здоровью граждан, имуществу физических и юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, окружающей среде, жизни и здоровью животных и растений вследствие разрушения или потери устойчивости здания, сооружения или их частей.

Строительные конструкции и основания здания (сооружения) должны быть возведены в соответствии с предельным состоянием по прочности и устойчивости. Запредельным состоянием, в частности, будут считаться разрушение любого характера, потеря устойчивости формы или устойчивости положения, нарушение эксплуатационной пригодности и иные явления, связанные с угрозой причинения вреда здоровью граждан, имуществу и окружающей среде.

При проектировании здания должны учитываться все виды нагрузок, в том числе функциональные и климатические, а также два вида расчетных ситуаций: установившаяся и переходная. Продолжительность установившейся расчетной ситуации приравнивается к сроку эксплуатации здания или сооружения, в том числе эксплуатации между двумя капитальными ремонтами или изменениями технологического процесса. Переходная расчетная ситуация, напротив, имеет небольшую продолжительность по сравнению со сроком эксплуатации здания или сооружения.

Исключение установлено для зданий (сооружений) с повышенным уровнем ответственности. При их проектировании учитывается также аварийная расчетная ситуация, являющаяся важной с точки зрения последствий предельных состояний, которые могут возникнуть, например, в случае взрыва или пожара. Продолжительность этой ситуации и вероятность ее возникновения небольшие.

Расчеты значений безопасности зданий (сооружений) разных уровней ответственности будут производиться с использованием соответствующих коэффициентов надежности, значения которых не должны быть ниже установленных п. 7 ст. 16 Технического регламента.

Санитарно-эпидемиологические требования

Статья 23 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" требует, чтобы жилые помещения по площади, планировке, освещенности, инсоляции, микроклимату, воздухообмену, уровням шума, вибрации, ионизирующих и неионизирующих излучений соответствовали санитарным правилам в целях обеспечения безопасных и безвредных условий проживания независимо от его срока. Вместе с тем действующие санитарные правила и нормы разработаны не для всех видов зданий. Так, гигиенические требования по освещению, инсоляции и солнцезащите разработаны только для жилых и общественных зданий, а требования к микроклимату - для производственных помещений.

Справка. Санитарные правила и нормы "Гигиенические требования к естественному, искусственному и совмещенному освещению жилых и общественных зданий. СанПиН 2.2.1/2.1.1.1278-03" утверждены Главным государственным санитарным врачом РФ 06.04.2003.

Санитарные правила и нормы "Гигиенические требования к инсоляции и солнцезащите помещений жилых и общественных зданий и территорий. СанПиН 2.2.1/2.1.1.1076-01" утверждены Главным государственным санитарным врачом РФ 19.10.2001.

"Гигиенические требования к микроклимату производственных помещений. Санитарные правила и нормы. СанПиН 2.2.4.548-96" утверждены Постановлением Госкомсанэпиднадзора России от 01.10.1996 N 21.

Технический регламент исправил этот пробел и определил виды санитарно-эпидемиологических требований, которые должны указываться в проектной документации. Теперь в проектной документации любого здания и сооружения должны быть предусмотрены меры по предотвращению переувлажнения ограждающих строительных конструкций, накопления влаги на их поверхностях и по обеспечению их долговечности, а также возможность автономного регулирования параметров микроклимата помещений. При этом расчет параметров теплотехнических характеристик производится по температуре воздуха внутри здания, результирующей температуре, скорости движения воздуха и его относительной влажности.

Требования для пользователей зданий и сооружений

В соответствии с Техническим регламентом проектная документация должна содержать требования по предупреждению действий, вводящих в заблуждение приобретателей (пользователей). В ней указываются идентификационные признаки объекта, срок эксплуатации, показатели энергетической эффективности и степень огнестойкости. Обязательна и оценка соответствия объекта начиная со стадии проектирования и до его сноса (утилизации). Технический регламент сохраняет действующие формы ее проведения:

  • заявление о соответствии проектной документации требованиям Технического регламента;
  • государственная экспертиза результатов инженерных изысканий и проектной документации;
  • заявление о соответствии построенного (реконструированного, отремонтированного) здания (сооружения) требованиям Технического регламента;
  • государственный надзор и строительный контроль;
  • ввод объекта в эксплуатацию.

Государственная экспертиза результатов инженерных изысканий и проектной документации, а также государственный строительный надзор осуществляются в случаях, предусмотренных градостроительным законодательством, например, при строительстве и реконструкции объектов капитального строительства, проектная документация которых подлежит государственной экспертизе (ч. 1 ст. 54 Градостроительного кодекса РФ).

3) возможность опасных природных процессов и явлений и техногенных воздействий на территории, на которой будут осуществляться строительство, реконструкция и эксплуатация здания или сооружения;


Судебная практика по статье 4 ФЗ от 30.12.2009 № 384-ФЗ

    Постановление от 28 декабря 2018 г. по делу № А32-11507/2016

    Арбитражный суд Северо-Кавказского округа (ФАС СКО) - Гражданское

    Суть спора: Признание права собственности - Движимое имущество

    Строительством спальный корпус (литера Е), кадастровый номер 23:26/01:02:17:47:04; срок аренды – с 05.04.2013 по 04.04.2062 (т. 4 , л. д. 121 – 123). Вместе с тем, разрешения на строительство от 08.06.2016 № 23-301000-557-2015, срок которого продлен администрацией, касается земельного участка с кадастровым...

    Решение от 27 декабря 2018 г. по делу № А75-14780/2018

    Арбитражный суд Ханты-Мансийского АО (АС Ханты-Мансийского АО)

    Генеральным проектировщиком «Архитектура Гражданское Проектирование» и откорректированной (шифр ПИ-151/11-ГП) обществом с ограниченной ответственностью «Строительная компания «Вега». Положительные заключения государственной экспертизы № 86-1- 4 - 0413-09 по проектной документации без сметы и № 86-1-6-0110-12 (корректировка проектной документации) утверждены Управлением государственной экспертизы Департамента строительства ХМАО - Югры 08.12.2009 ...

    Решение от 18 декабря 2018 г. по делу № А33-3834/2018

    Арбитражный суд Красноярского края (АС Красноярского края)

    Описания объекта закупки) и заданием на проектирование (приложение № 2 к контракту), которое составляется подрядчиком, утверждается заказчиком и является неотъемлемой частью контракта. На основании пункта 1. 4 контракта срок выполнения работ: с момента заключения контракта по 15.12.2015, с учетом получения положительного заключения государственной экспертизы; дата начала выполнения работ 10.11.2015, дата...

    Постановление от 14 декабря 2018 г. по делу № А32-13293/2018

    Объекту (основному)? 2. Соответствует ли нежилое здание строительным, градостроительным, пожарным, санитарно-эпидемиологическим нормам и правилам? 3. Создает ли нежилое здание угрозу жизни и здоровью граждан? 4 . Соответствует ли нежилое здание требованиям правил землепользования и застройки муниципального образования город Краснодар? В заключении эксперта № 109/16.1 от 09.08.2018 эксперт пришел к следующим...

    Постановление от 12 декабря 2018 г. по делу № А32-6294/2018

    Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд (15 ААС)

    Последующей пролонгацией, если ни одна из сторон не заявит за 1 месяц до истечения срока безвозмездного пользования о расторжении договора. В соответствии с пунктом 2. 4 договора ссудополучатель имеет право возводить с соблюдением правил застройки здания, строения, сооружения в соответствии с целевым назначением земельного участка и его разрешенным использованием с соблюдением требований градостроительных...

    Решение от 10 декабря 2018 г. по делу № А35-4289/2017

    ...ли уровень напряженности электромагнитного поля для рабочей зоны помещения АБК, расположенного в охранной зоне ЛЭП ВЛ-110 кВ для данного вида помещений СанПиН 2.2. 4 . 1191-03 «Электромагнитные поля в производственных условиях»? Определением суда от 29.06.2018 по делу №А35-4289/2017 назначена дополнительная судебная экспертиза, проведение которой поручено обществу с...
  • Решение № 7/1-400/2018 от 6 декабря 2018 г. по делу № 7/1-400/2018

    Верховный Суд Республики Саха (Якутия) (Республика Саха (Якутия)) - Административные правонарушения

    Административное наказание назначено в пределах санкции ч. 1 ст. 9.5 КоАП РФ. Привлечение к административной ответственности осуществлено в пределах срока, установленного ч. 1 ст. 4 . 5 КоАП РФ, согласно которой постановление по делу об административном правонарушении за нарушение законодательства Российской Федерации о градостроительной деятельности не может быть вынесено по истечении одного года...

    Решение № 2-1818/2018 2-1818/2018~М-1474/2018 М-1474/2018 от 29 ноября 2018 г. по делу № 2-1818/2018

    Новочеркасский городской суд (Ростовская область) - Гражданские и административные

    Санитарным нормам. Объект незавершенного строительства литер «AM», степенью готовности 52%, площадью застройки 390 кв.м., расположенного по адресу: не идентифицируется в порядке, установленным статьей 4 ...дачного хозяйства; 2) строительства, реконструкции объектов, не являющихся объектами капитального строительства (киосков, навесов и других); 3) строительства на земельном участке строений и сооружений вспомогательного использования; 4 ) изменения объектов капитального строительства и (или) их частей, если такие изменения не затрагивают конструктивные и другие характеристики их надежности и безопасности и не превышают предельные параметры разрешенного...

Принятый в 2009 году федеральный закон 384 фз опубликован в последний день года и вступил в действие через шесть месяцев с момента опубликования. Основными задачами данного акта является обеспечение технических мероприятий для нормального функционирования объектов в течение всего периода жизненного цикла.

Термины и определения техрегламента

Первая глава определяет:

  • основные принципы закона;
  • термины, применяемые в тексте;
  • объекты регулирования;
  • признаки идентификации сооружений;

Определение основных требований изложено во второй главе и включает критерии механической, пожарной, техногенной безопасности, условий проживания, доступности для лиц с ограниченными возможностями, отсутствия отрицательного влияния на природу.

Требования к проекту

В третьей главе федеральный закон от 30.12 2009 384 фз определяет основные принципы и методы обеспечения требований на этапе изыскательских и проектных работ :

  1. Общие требования к проектной документации включают:
  2. обеспечение изысканий с прогнозными изменениями на период эксплуатации;
  3. выполнение проектных решений на основе исходных данных;
  4. подтверждение соответствия решений стандартам и сводам правил;
  5. при отсутствии требований проведение обоснования по результатам исследований, на основании испытаний и расчетов, моделированием, оценкой рисков;
  6. отражение основных методов при техобслуживании;
  7. указание периодичности освидетельствования состояния, гранично-допустимых нагрузок в процессе эксплуатации, данных о скрытых коммуникациях;
  8. выполнение проектирования с учетом всех нагрузок в зависимости от уровня ответственности сооружения.
  9. В процессе проектирования закон рф 384 выполняется на основе проектных решений по:
  10. механической прочности;
  11. пожаробезопасности;
  12. предотвращению влияния природных катаклизмов;
  13. выполнению санитарно-гигиенических норм по воздушной среде, воде, инсоляции, освещению, микроклимату на основе энергоэффективности;
  14. обеспечению безопасности пользователей, охраны окружающей среды, достоверной информации об объекте.

Требования во время строительства

В разделе о мероприятиях в период строительства (глава 4) указывается о:

  • необходимости применения материалов соответствующих требованиям госстандартов;
  • обязанности лица, выполняющего строительство, проводить работы в соответствии с проектом.

Эксплуатационный технический регламент 384 фз (глава 5) выполняется за счет техобслуживания и освидетельствований, при этом основные технические параметры, отраженные в проекте, должны сохраняться в заданных пределах.

Этапы оценки соответствия

Оценка требованиям фз о безопасности зданий и сооружений 384 (глава 6) производится на всем протяжении существования объекта и состоит из:

  1. Экспертизы изысканий.
  2. Соответствия технических проектных параметров.
  3. Оценки законченного строительства перед началом эксплуатации.
  4. Проверок во время эксплуатации.

Обязательная оценка (федеральный закон 384 от 30.12 2009, ст. 39,40) проводится в случаях, определенных градостроительным кодексом и включает следующие этапы:

  • подтверждение соответствия проектной документации (заявление исполнителя – автора проекта);
  • госстройэкспертизы изыскательских и проектных работ;
  • строительного контроля и госстройнадзора;
  • соответствие построенного объекта проектной документации и требованиям фз 384 2009 (заявления производителя строительных работ);
  • при вводе в эксплуатацию.

Настоящий технический регламент 384 фз от 30.12 2009 определяет возможность добровольной оценки с помощью строительной экспертизы, различных видов обследований и контроля состояния в соответствии с действующими нормами.

Общий бал: 10 Проголосовало: 1

В основе этого феномена – неуважение к профессионалам. Сегодня профессионал часто воспринимается как белая ворона. Он не может работать «по понятиям», пугает рисками, авариями, говорит о необходимости что-то исследовать. Его скучно слушать, надо напрягать извилины, чтобы понять, о чем это он вещает. И главное, он чаще всего не обещает сиюминутной выгоды.

Удобнее использовать послушных исполнителей, не имеющих собственного мнения, забывая о законе сопромата «Опираться можно только на то, что сопротивляется». Но нарушение законов природы никогда не проходит без печальных последствий. Начали падать спутники, разрушаться энергоблоки, намного чаще, чем раньше, стали трещать дома, даже недавно возведенные. Так, постепенно, мы приближаемся к опасной черте – периоду техногенных катаст­роф. Снижается надежность проектных решений, уменьшается долговечность строящихся зданий, исчерпывается ресурс ранее возведенных строений, эксплуатируемых на износ без профилактических ремонтов и мониторинга за их состоянием.

Что можно противопоставить этой негативной тенденции? Только опору на профессионалов. Этому призван способствовать Федеральный закон «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» (384-ФЗ). Он распространяется на весь жизненный цикл здания – инженерные изыскания, проектирование, строительство, эксплуатацию – вплоть до сноса строения. Главное же его значение состоит в том, что он ставит заслон непрофессионализму и некомпетентности, что не всегда и не всем удобно. Можно утверждать, что сегодня для того, чтобы навести порядок в области строительства, достаточно исполнять этот закон.

1. Закон покончил со спекуляциями последних лет о необязательности исполнения строительных норм.

Закон 384-ФЗ устанавливает ясные требования об обязательности положений, стандартов и сводов правил, оказывающих влияние на безопасность. В настоящее время завершается процесс актуализации строительных норм, в котором авторы этой публикации принимают самое активное участие, работая в технической комиссии Минрегионразвития. Несмотря на чрезвычайно сжатые сроки, нормы, которые не пересматривались вот уже несколько десятилетий, удалось обновить введением актуальных современных требований.

2. Принцип предельных состояний – основа обеспечения безопасности.

Реализованная в законе концепция обеспечения механической безопасности здания или сооружения хорошо знакома проектировщикам и давно принята как в нашей стране, так и за рубежом. Она базируется на условии недопущения предельного состояния по прочности и устойчивости в строительных конструкциях и в грунтах основания как в процессе строительства, так и в период эксплуатации здания или сооружения.

Тем не менее сам факт, что эту концепцию сделали основополагающей для федерального закона, трудно переоценить. Это позволит привлекать к ответст­венности тех проектировщиков, которые вольно или невольно, в силу своей слабой компетентности, занимаются «воровством надежности» у объекта. Это оздоровит ситуацию в проектировании и очистит его от авантюристов, деятельность которых с каждым годом становится все опаснее.

Некоторым горе-проектировщикам кажется, что можно чуть-чуть, ненадолго нарушить требования норм, и все обойдется. Однако допустить возникновение предельного состояния непозволительно даже на пять минут, как нельзя на пять минут украсть в банке миллион. И то и другое – преступление. Первопричиной любой аварии строительного объекта является нарушение норм либо при проектировании, либо при строительстве и эксплуатации.

3. Закон вводит требование о трехмерных нелинейных расчетах взаимодействия зданий и оснований.

Впервые на уровне федерального закона прописаны требования к расчетным моделям, расчетным схемам, основным предпосылкам расчета. Прежде всего они должны отражать действительные условия работы здания или сооружения, отвечающие рассматриваемой строительной ситуации. Необходимо учитывать пространственную работу строительных конструкций, геометрическую и физическую нелинейность и даже пластические и реологические свойства материалов и грунтов. Особо оговаривается необходимость расчета зданий и оснований с учетом их взаимодействия.

Российские специалисты имеют признанный приоритет в этой тематике. Профессор В. М. УЛИЦКИЙ, глава петербургской геотехнической школы, является председателем международного технического комитета № 207 «Взаимодействие зданий и оснований. Подпорные стены» Всемирной ассоциации геотехников ISSMGE, в котором работают ведущие специалисты из 22 стран.

Для того чтобы выполнить требования закона, нужен самый современный расчетный аппарат, эффективные модели работы грунта и конструкций, программы совместного расчета зданий и оснований в трехмерной постановке.

К сожалению, подавляющее большинство проектных фирм не владеет основами совместных расчетов, не располагает верифицированными программами для расчетов оснований. Необходимы срочные меры по повышению квалификации проектировщиков в области нелинейных расчетов взаимодействия зданий и оснований, по овладению ими совершенными инструментами нелинейных трехмерных совместных расчетов.

4. Закон вводит требование об обеспечении безопасности окружающей застройки.

Негативное влияние строительства на окружающую застройку должно быть минимальным. Не допускается создание угрозы для жизни и здоровья граждан, для сохранности имущества. Подобное требование содержалось в московских и петербургских геотехнических нормах. Теперь оно приобретает высокий статус требования федерального закона. В этом качестве оно позволит существенным образом улучшить ситуацию со строительст­вом в условиях плотной городской среды, которая еще недавно характеризовалась так: «Один дом строим – два ломаем».

Важность и своевременность этого требования легче осознать при столкновении с весьма распространенной сегодня ситуацией, когда непрофессиональный проектировщик принимает такие решения, которые приводят к повреждению соседней застройки. Но вместо кардинального пересмотра проектного решения в сторону повышения его безопасности предлагается усиление соседней застройки в обширных зонах (иногда до 50 м от объекта!).

Согласно закону в проектной документации должны быть предусмотрены меры, предупреждающие или уменьшающие последствия техногенных воздействий. Ведение строительных работ должно осуществляться способами, не приводящими к расструктуриванию слабых глинистых грунтов, распространенных на территории Санкт-Петербурга.

5. Закон приветствует применение результатов исследований.

Перед строителями современность ставит новые вызовы: возведение высотных зданий, развитие подземного пространст­ва, сложная реконструкция кварталов городской застройки на слабых грунтах Петербурга. Без научных исследований, без обобщения достижений современной геотехники решение этих задач абсолютно невозможно. В законе введено требование о научном сопровождении изысканий и проектирования для объектов повышенного уровня ответственности.

Для сложных объектов проектируемые мероприятия по обеспечению безопасности должны быть обоснованы результатами исследований, расчетами, испытаниями, моделированием сценариев возникновения опасных техногенных воздействий, оценкой риска их возникновения. Если проектировщик видит недостаток норм, он должен восполнить пробел, привлекая исследования, расчеты и испытания. К сожалению, способны на это только коллективы наиболее квалифицированных проектировщиков, активно занимающихся научными исследованиями. Весьма отрадно, что закон способствует вовлечению исследований в практику проектирования, что приведет к прогрессу во всей строительной отрасли.

6. Закон установил новые требования к проведению мониторинга.

Анализируя совокупность взаимоувязанных требований закона, можно отметить следующее:

· мониторинг становится обязательным для любого строящегося здания или сооружения и распространяется на весь его жизненный цикл;

· мониторинг должен отслеживать состояние основания, конструкций и инженерных коммуникаций и контролировать его соответствие проекту;

· проект должен предусматривать проведение мониторинга состояния окружающих зданий и сооружений, попадающих в зону влияния строительства и эксплуатации объекта;

· мониторинг должен отслеживать изменение параметров, характеризующих безопасность объектов и геологической среды не только в ходе строительства, но и в процессе эксплуатации здания.

Основой для контроля за предельными параметрами являются результаты совместных расчетов зданий и их оснований.

7. Закон устанавливает жесткие требования к экспертизе.

Согласно закону важным элементом обязательной оценки соответствия зданий и сооружений является экспертиза результатов инженерных изысканий и проектной документации. Она должна установить их соответствие требованиям закона перед началом строительства, в том числе требованиям к обеспечению механической безопасности. Ключевыми для современной проектной практики являются требования к расчетным моделям.

К сожалению, далеко не все органы государственной и негосударственной экспертизы сегодня в состоянии оценить достоверность расчетов и используемых моделей. Некоторые даже не ставят себе такой цели.

В помощь экспертам нами разработано руководство по экспресс-оценке достоверности компьютерных расчетов. Оно поможет выявлять грубые расчетные ошибки, не прибегая к дублированию расчетов.

Таким образом, введение в действие нового федерального закона побуждает экспертов заняться повышением квалификации для овладения знаниями в области современных расчетных моделей, методов численного моделирования и методов экспресс-оценки сложных компьютерных расчетов.

В международной практике страховыми фирмами и государственными инстанциями при экспертизе проектов применяется правило «четырех глаз»: одна пара принадлежит автору проекта, как правило, специалисту мирового уровня, а вторая – эксперту, также имеющему международную известность и вооруженному необходимым инструментарием для перепроверки всех расчетов и проектных решений. Именно такая экспертиза нужна сегодня строительной отрасли.

1. Для применения настоящего Федерального закона здания и сооружения идентифицируются в порядке, установленном настоящей статьей, по следующим признакам:

1) назначение;

2) принадлежность к объектам транспортной инфраструктуры и к другим объектам, функционально-технологические особенности которых влияют на их безопасность;

3) возможность опасных природных процессов и явлений и техногенных воздействий на территории, на которой будут осуществляться строительство, реконструкция и эксплуатация здания или сооружения;

4) принадлежность к опасным производственным объектам;

5) пожарная и взрывопожарная опасность;

6) наличие помещений с постоянным пребыванием людей;

7) уровень ответственности.

2. Идентификация здания или сооружения по признакам, предусмотренным пунктами 1 и 2 части 1 настоящей статьи, должна проводиться в соответствии с законодательством Российской Федерации. В случае отсутствия предусмотренных законодательством Российской Федерации общероссийских классификаторов технико-экономической и социальной информации застройщик (заказчик) вправе для идентификации здания или сооружения по указанным признакам использовать классификаторы, включенные в нормативные правовые акты, утвержденные федеральными органами исполнительной власти.

3. Идентификация здания или сооружения по признакам, предусмотренным пунктом 3 части 1 настоящей статьи, должна проводиться в соответствии с районированием территории Российской Федерации по уровню опасности природных процессов и явлений, утвержденным уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, данными многолетних наблюдений за природными процессами и явлениями, проводимых в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также результатами инженерных изысканий на территории, на которой будут осуществляться строительство, реконструкция и эксплуатация здания или сооружения.

4. Идентификация здания или сооружения по признакам, предусмотренным пунктом 4 части 1 настоящей статьи, должна проводиться в соответствии с законодательством Российской Федерации в области промышленной безопасности.

5. Идентификация здания или сооружения по признакам, предусмотренным пунктом 5 части 1 настоящей статьи, должна проводиться в соответствии с законодательством Российской Федерации в области пожарной безопасности.

6. Идентификация здания или сооружения по признакам, предусмотренным пунктом 6 части 1 настоящей статьи, должна проводиться в соответствии с требованиями застройщика (заказчика).

7. В результате идентификации здания или сооружения по признаку, предусмотренному пунктом 7 части 1 настоящей статьи, здание или сооружение должно быть отнесено к одному из следующих уровней ответственности:

1) повышенный;

2) нормальный;

3) пониженный.

8. К зданиям и сооружениям повышенного уровня ответственности относятся здания и сооружения, отнесенные в соответствии с к особо опасным, технически сложным или уникальным объектам.

9. К зданиям и сооружениям нормального уровня ответственности относятся все здания и сооружения, за исключением зданий и сооружений повышенного и пониженного уровней ответственности.

10. К зданиям и сооружениям пониженного уровня ответственности относятся здания и сооружения временного (сезонного) назначения, а также здания и сооружения вспомогательного использования, связанные с осуществлением строительства или реконструкции здания или сооружения либо расположенные на земельных участках, предоставленных для индивидуального жилищного строительства.

11. Идентификационные признаки, предусмотренные частью 1 настоящей статьи, указываются:

1) застройщиком (заказчиком) - в задании на выполнение инженерных изысканий для строительства здания или сооружения и в задании на проектирование;

2) лицом, осуществляющим подготовку проектной документации, - в текстовых материалах в составе проектной документации, передаваемой по окончании строительства на хранение собственнику здания или сооружения.



Просмотров