Храм Живоначальной Троицы на Воробьёвых горах. Праздник Святой Троицы – день сошествия Святого Духа на Апостолов

День Святой Троицы празднуется на пятидесятый день после Пасхи, поэтому этот праздник еще называется Пятидесятницей.

После Его ученики непрестанно жили ощущением праздника. На протяжении еще сорока дней Он являлся им по одному и собранным вместе. На глазах учеников, Господь поднялся над землей, как бы удостоверяя их, что в последний день мира Он придет на землю так же, как отошел к Богу-Отцу. Прощаясь с ними до времени, Он обещал послать им Утешителя – Святого Духа, исходящего от Бога-Отца. Ученики не знали, что это означает, но верили, что все будет по слову Господню.

Как огонь в очаге, поддерживали они в душах благодатное состояние того дня, каждый день собираясь в одном доме на горе Сионе в Иерусалиме. В уединенной горнице они молились, читали Святое Писание. Так сбывалось и еще одно из древних пророчеств: “От Сиона изыдет закон и слово Господне из Иерусалима”. Так возник первый христианский храм. Возле того дома находился и дом любимого ученика Христа – апостола Иоанна Богослова, в нем, по завещанию Господа, пребывала и Его Мать – Дева Мария. Вокруг Нее собирались ученики, Она была утешением для всех верующих.

Праздник Пятидесятницы, или день Святой Троицы проходил так. В десятый день по Вознесении Господа Иисуса Христа, в день иудейского праздника первой жатвы, когда ученики и с ними находились в Сионской горнице, в третий час дня в воздухе послышался сильный шум, как во время бури. В воздухе появились яркие трепещущие языки огня. Это был огонь не вещественный – он был одной природы с благодатным огнем, который ежегодно сходит в Иерусалиме на Пасху, он светил, не обжигая. Носясь над головами апостолов, языки огня опустились на них и опочили. Тут же, вместе с внешним явлением произошло и внутреннее, совершившееся в душах: “исполнишася вси Духа Свята”. – И Богоматерь, и апостолы ощутили в тот миг необыкновенную силу, действующую в них. Просто и непосредственно им был дан свыше новый благодатный дар глагола – ни заговорили на языках, которых не знали прежде. Это было дарование, необходимое для проповеди Евангелия по всему миру.

Омытые, щедро одаренные Единым Духом, чувствуя, что это – только часть полученных ими духовных подарков от Господа, они держали друг друга за руки, образуя новую сияющую светлую Церковь, где незримо присутствует Сам Бог, отражаясь и действуя в душах. Возлюбленные дети Господни, соединенные с Ним Святым Духом, они вышли из стен Сионской горницы, чтобы бесстрашно проповедовать Христово учение о любви.

В память об этом событии праздник Пятидесятницы называется еще днем сошествия Святого Духа, а так же днем Святой Троицы: в явлении Святого Духа, исшедшего от Бога-Отца по обещанию Бога-Сына, раскрылось таинство единства Святой Троицы. Название же Пятидесятницы день этот получил не только в память древнего праздника, но и потому, что это событие пришлось на пятидесятый день после христианской Пасхи. Как Пасха Христова заменила собой древний иудейский праздник, так и Пятидесятница положила основание Церкви Христовой как союзу в Духе на земле .

Песнопения праздника Святой Троицы: тропарь Троицы, кондак Троицы, Величание Троицы

Тропарь праздника Святой Троицы, глас 1


Кондак
праздника Святой Троицы , глас 2

Величание праздника Святой Троицы

Величаем Тя, Живодавче Христе и чтим Всесвятаго Духа Твоего, Егоже от Отца послал еси Божественным учеником Твоим.

Статьи о празднике Святой Троицы (Пятидесятницы)

Троице-Сергиева Лавра

  • Фоторепортаж
  • – Чем питаются монахи и насельники монастыря? Предлагаем вам репортаж из трапезной, кухни, пекарни и засолочной Троице-Сергиевой лавры.
  • – К чему послушнику молитва по четкам? Отобрали четки. К чему строгий пост? Вот, и “приговор” поспел: “Кабы жил, как люди, давно бы был монах, а то разыгрывает святошу”.
  • статья о Московской Духовной академии и семинарии

Иконы Святой Троицы

На какое число выпадает Троица, День Святой Троицы в 2019 году? Какова история этого православного праздника?

Какого числа Троица, День Святой Троицы в 2019 году?

Цвет праздника Троицы – изумрудно-зеленый. Это оттенок свежей сочной травы или листвы, не успевшей устать и вобрать в себя городскую тяжелую пыль. Изумрудным облаком светятся храмы изнутри – сотни березовых веточек несут прихожане, пол церкви густо засыпан травой, прелый запах июня усиливается лучами солнца из церковных окон, смешивается с тонкими нотами ладана и восковых свечей. Свечи уже не красные, а медово-желтые – «Пасха отдана». Ровно через 50 дней после Воскресения Господня празднуют христиане Святую Троицу. Великий Праздник, красивый Праздник.

… Пятьдесят дней спустя еврейской пасхи иудеи праздновали день Пятидесятницы, посвященный Синайскому законодательству. Апостолы не принимали участия в массовых торжествах, а собрались вместе с Божьей Матерью и другими учениками в доме одного человека. История не сохранила свидетельств о том как его звали и чем он занимался, известно только, что было это в Иерусалиме… Было около трех часов дня по еврейскому времяисчислению (примерно девятый час утра по современному счету). Внезапно с самих небес, с высоты, раздался невероятный шум, напоминающих вой и гул от несущегося сильнейшего ветра, шум наполнил весь дом, в котором находились ученики Христовы и Дева Мария. Люди стали молиться. Огненные языки заиграли меж людьми и начали останавливаться на мгновения на каждом из молящихся. Так апостолы исполнились Духа Святого, вместе с которым они получили и удивительную способность говорить и проповедовать на многих языках, прежде им неизвестных… Исполнилось обещание Спасителя. Его ученики получили особую благодать и дар, силу и способность нести учение Иисуса Христа. Считается, что Дух Святой сошел в виде огня в знак того, что имеет силу опалять грехи и очищать, освящать и согревать душу.

По случаю праздника Иерусалим был полон народу, евреи из разных стран сходились в город в этот день. Странный шум из дома, где находились ученики Христовы, заставил сбежаться к этому месту сотни людей. Собравшиеся изумлялись и спрашивали друг друга: «Не все ли они галилеяне? Как же мы слышим каждый свой язык, в котором родились? Как они могут говорить нашими языками о великих делах Божьих?». И в недоумении говорили: «Они напились сладкого вина». Тогда апостол Петр, встав вместе с остальными одиннадцатью апостолами, сказал, что они не пьяны, но что на них сошел Дух Святой, как это и было предсказано пророком Иоилем, и что Иисус Христос, которого распяли, вознесся на небо и излил на них Святой Дух. Многие из слушавших проповедь апостола Петра в этот момент уверовали и приняли крещение. Апостолы же первоначально проповедовали евреям, а затем разошлись по разным странам для проповеди всем народам.

Так святой Андрей, которого называют еще Андрей Первозванный, отправился с проповедью Слова Божия в восточные страны. Прошел Малую Азию, Фракию, Македонию, дошел до Дуная, прошел побережье Черного моря, Крым, Причерноморье и по Днепру поднялся до места, где стоит теперь город Киев. Здесь он останавливался у Киевских гор на ночлег. Встав утром, он сказал бывшим с ним ученикам: “Видите ли горы эти? На этих горах воссияет благодать Божия, будет великий город, и Бог воздвигнет много церквей”. Апостол поднялся на горы, благословил их и водрузил крест. Помолившись, он поднялся еще выше по Днепру и дошел до поселений славян, где был основан Новгород.

Чудесным образом уверовавший во Христа апостол Фома добрался до берегов Индии. До сих пор в южных штатах этой страны Керала и Карнатака живут христиане, чьи предки были крещены еще святым Фомой.

Петр посетил различные области Ближнего Востока, Малой Азии, а позднее обосновался в Риме. Там, согласно весьма надежной традиции конца 1 и начала 2 вв., он был казнен между 64 и 68 годами н.э По свидетельству Оригена, Петр, по его собственной просьбе, был распят вниз головой, так как считал, что недостоин подвергнуться той же казни, которую претерпел Господь.

Просвещая народы учением Христовым, апостол Павел также предпринял длительные путешествия. Кроме неоднократного пребывания в Палестине, он побывал с проповедью о Христе в Финикии, Сирии, Каппадокии, Лидии, Македонии, в Италии, на островах Кипр, Лесбос, Родос, Сицилия и в других землях. Могущество проповеди его было столь велико, что иудеи не могли ничего противопоставить силе Павлова учения, язычники сами просили его проповедовать слово Божие и всем городом собирались слушать его.

Та благодать Святого духа, которая была явно преподана апостолам в виде огненных языков, теперь в Православной Церкви подается невидимо – в ее святых таинствах через преемников апостолов – пастырей Церкви – епископов и священников.

Праздник христианской Пятидесятницы заключает в себе двойное торжество: и в славу Пресвятой Троицы, и в славу Пресвятого Духа, сошедшего на Апостолов и запечатлевшего новый вечный завет Бога с человеком.

В Праздник Святой Троицы, установленный в конце IV века, после того, как в 381 году на церковном соборе в Константинополе был официально принят догмат о Троице – триипостасном Боге, мы говорим еще об одном важном аспекте христианской веры: непостижимой тайне триединства Бога. Бог един в трех лицах и тайна эта непостижима человеческим умом, но суть Триединства была явлена людям в этот день.

Кстати, долгое время христианские художники не изображали Троицу, считая что Бог может быть изображен только в лице Иисуса Христа – сына Божья. Но не Бог – отец, не Бог – Дух Святой не должны быть писаны.. Однако со временем была сформирована особая иконография Святой Троицы, которую теперь разделяют на два вида. Троица Ветхозаветная знакома каждому из нас по известной иконе Андрея Радонежского (Рублева), на которой Бог изображен в виде трех ангелов, явившихся Аврааму. Иконы Новозаветной Троицы представляют собой изображения Бога – Отца в виде старца, Иисуса Христа как отрока на его лоне или взрослого мужа, по правую руку от него, и Духа – над ними в виде голубя.

На Руси отмечать Святую Пятидесятницу стали не в первые годы после крещения Руси, а спустя почти 300 лет, в 14 веке, при преподобном Сергии Радонежском.

С этого дня до следующего праздника Святой Пасхи начинают петь тропарь Святому Духу «Царю небесный…» С этого же момента впервые после Пасхи разрешаются земные поклоны.

… Трогательно и красиво Богослужение в праздник Святой Пятидесятницы. Украшен храм, священники облачены в зеленые ризы, пахнет травой и свежей зеленью, торжественно и светло звучит хор «…обнови в наших сердцах, Вседержитель, истинный, правый Дух» , коленопреклоненно читают прихожане особые молитвы святителя Василия Великого. А на дворе сочное раннее лето – напоминанием о том прекрасном и глубоком «лете Господнем», что обещал Иисус Христос праведникам.

Троица, или Пятидесятница, — это день рождения Церкви. На Троицу все православные храмы убраны изумрудной зеленью — травами, ветками берез и цветами. В этот день христиане вспоминают сошествие Святого Духа на апостолов, которое произошло спустя пятьдесят дней после Воскресения Христова. Мы расскажем о событиях, традициях и смысле Пятидесятницы.

Что такое Пятидесятница

День Святой Троицы — это один из двунадесятых праздников, 12-ти главнейших после Пасхи праздников в Православии. Его также называют Троица, Пятидесятница, Сошествие Святого Духа.

В этот день мы вспоминаем евангельское событие — сошествие Святого Духа на апостолов. На пятидесятый день после Пасхи апостолы собрались в Сионской горнице в Иерусалиме, где накануне ареста и Распятия Христос совершил Тайную Вечерю. И тут, как мы читаем в Новом Завете, «…» (Деян 2 :2-4).

После сошествия Святого Духа апостолы стали говорить на самых разных наречиях, и люди, окружающие их, удивлялись: как простые галилеяне могут знать столько языков? Ведь для каждого из слушателей проповедь Христа Воскресшего звучала на его родном языке.

Сошествие Святого Духа и многоязычная проповедь апостолов стали днем рождения Церкви — сообщества верных Христу, объединенных Таинствами в Единое Тело Христово.

Происхождение названия «Пятидесятница»

«Троица» и «Пятидесятница» — два названия одного христианского праздника. Слово «Пятидесятница» имеет чисто хронологическое значение, т. е. «на пятидесятый день». Двойное название — свидетельство того, что у праздника есть ветхозаветные истоки.

В Израиле Ветхого Завета Пятидесятница была праздником урожая. В этот день иудеи приносили Богу жертву — плоды первого урожая. Потом, в течение веков, значение праздника менялось. Он стал восприниматься как день рождения Ветхозаветной Церкви — на Пятидесятницу вспоминали Завет, который Господь заключил с Моисеем и всем израильским народом приблизительно через пятьдесят дней после исхода евреев из Египта, т. е. иудейской Пасхи. Эти события происходили во второй половине XIII в. до н. э.

И вот, после Пасхи, Воскресения Христова, Пятидесятница стала праздником нового Завета Господа с людьми. Днем рождения христианской Церкви.

Когда празднуется Пятидесятница

Пятидесятница отмечается на пятидесятый день после Пасхи не потому, что христиане просто приняли Ветхозаветный праздник.. Это соответствует новозаветной истории — именно спустя 50 дней после Воскресения Иисуса Христа Святой Дух сошел на апостолов. День Троицы всегда приходится на воскресенье.

События Пятидесятницы

Сошествие Святого Духа на учеников Христа в день Пятидесятницы описано в одной из книг Нового Завета — Деяния святых апостолов.

Событие произошло через десять дней после Вознесения Христова, когда на горе Елеонской Он во плоти вознесся на небо. Наступил праздник ветхозаветной Пятидесятницы. Апостолы и Богородица находились в этот день в Сионской горнице в Иерусалиме — той самой комнате, где совершилась Тайная Вечеря. Именно там, как написано в Новом Завете, произошло Сошествие Святого Духа на учеников Христа:

«…внезапно сделался шум с неба, как бы от несущегося сильного ветра, и наполнил весь дом, где они находились. И явились им разделяющиеся языки, как бы огненные, и почили по одному на каждом из них. И исполнились все Духа Святаго, и начали говорить на иных языках, как Дух давал им провещевать » (Деян 2 :2-4).

Чудо не осталось незамеченным. Пятидесятница была общенародным праздником, и столица Израиля наводнилась верующими. Люди приехали из разных городов и даже соседних стран. Каково же было их изумление, когда они, привлеченные шумом, подошли к дому, где собрались апостолы, и услышали, что те говорят на самых разных языках. Сперва народ решил, что ученики Христа просто-напросто пьяны: «говорили: они напились сладкого вина » (Деян 2 :13). Но апостол Петр развеял эти домыслы и рассказал людям о смысле чуда, о том, что с этого дня апостолы будут проповедовать Христа Воскресшего всему миру:

«Петр же, став с одиннадцатью, возвысил голос свой и возгласил им: мужи Иудейские, и все живущие в Иерусалиме! сие да будет вам известно, и внимайте словам моим: они не пьяны, как вы думаете, ибо теперь третий час дня; но это есть предреченное пророком Иоилем: И будет в последние дни, говорит Бог, излию от Духа Моего на всякую плоть, и будут пророчествовать сыны ваши и дочери ваши; и юноши ваши будут видеть видения, и старцы ваши сновидениями вразумляемы будут. И на рабов Моих и на рабынь Моих в те дни излию от Духа Моего, и будут пророчествовать ». (Деян 2 :14-18)

Богослужение Пятидесятницы

На Троицу в православных храмах совершается одна из самых красивых служб в году. Церкви полны летней зелени: люди приносят полевые травы, ветки березы, цветы. Пол храма устлан свежескошенной травой, запах ее мешается с ароматом ладана. Цвет облачений священнослужителей — зеленый.

Обычно сразу же после Литургии в храме служат великую вечерню (по уставу она должна совершаться вечером, но многие прихожане тогда не смогут на нее прийти). На вечерне поют стихиры, прославляющие сошествие Святого Духа. Священник читает три особых молитвы: о Церкви, о спасении всех молящихся и о упокоении душ всех усопших, в том числе и «во аде держимых ». В это время священнослужители и прихожане стоят на коленях. Коленнопреклоненной молитвой завершается послепасхальный период, во время которого в храмах не совершается коленопреклонений и земных поклонов.

На утрене в храмах поют два канона Троицы, оба написаны знаменитыми древними авторами: первый Космой Маюмским, второй Иоанном Дамаскиным.

Икона Пятидесятницы

На иконах праздника Пятидесятницы по традиции изображают Сионскую горницу, в которой Святой Дух сошел на апостолов в виде огненных языков.

Перед нами — двенадцать апостолов, они стоят как бы полукругом — в форме подковы. Вместо Иуды Искариота — избранный на его замену апостол Матфий. В руках учеников Христа — книги и свитки; пальцы апостолов сложены в благословляющем жесте. Есть на иконе и апостол Павел, которого не было в Сионской горнице. Этим подчеркивается, что Дух Святой сходит не только на конкретных лиц, находившихся в Сионской горнице, но дается всей Церкви, которая на тот момент состояла из Двенадцати апостолов. Между Петром и Павлом на иконе — пустое место, которое напоминает нам о присутствии Святого Духа.

Смысл дня Святой Троицы

Протоиерей Игорь Фомин, настоятель храма Александра Невского при МГИМО, клирик собора иконы Казанской Божией Матери на Красной площади.

«Пятидесятница — это день рождения Церкви Христовой. Господь объединяет вокруг себя всех верующих людей — тех, кто желает следовать Ему, жить по Его заповедям, побеждать Его смертью свою смерть.

Вавилонское рассеяние народов, о котором мы читаем в Ветхом Завете, преодолевается как раз в дне Пятидесятницы. Господь снова собирает людей думающих, трудящихся над своим спасением. И все для того, чтобы потом ввести их в Царствие Небесное».

Молитвы праздника Святой Троицы

Тропарь Пятидесятницы

глас 8

Благословен еси Христе Боже наш, Иже премудры ловцы явлей, низпослав им Духа Святаго, и теми уловлей вселенную, Человеколюбче слава Тебе.

Перевод:

Благословен Ты, Христе Боже наш, явивший премудрыми рыбаков, ниспослав им Духа Святого и через них уловивший вселенную. Человеколюбец, слава Тебе!

Кондак Пятидесятницы

глас 8

Егда снизшед языки слия, разделяше языки Вышний: егда же огненныя языки раздаяше, в соединение вся призва, и согласно славим Всесвятаго Духа.

Перевод:

Когда сошел Всевышний и языки смешал, Он этим разделял народы; когда же огненные языки раздал, Он к единению всех призвал, и мы согласно славим Всесвятого Духа.

Величание Пятидесятнице

Величаем Тя, Живодавче Христе и чтем Всесвятаго Духа Твоего, Егоже от Отца, послал еси божественным учеником Твоим.

Перевод:

Прославляем Тебя, Податель жизни Христе, и почитаем Всесвятого Духа Твоего, Которого Ты послал от Отца божественным ученикам Твоим.

Почему храмы украшают березами?

На Троицу традиционно украшали храмы ветвями берез и травой. Этот обычай имеет несколько объяснений. Во-первых, березы могут напоминать о дубраве Мамвре, где был дуб, под которым Господь, Святая Троица, в виде трех ангелов явился Аврааму. Она изображена на иконах Троицы.

Во-вторых, в тот день, когда Святой Дух сошел на апостолов, иудеи отмечали праздник Пятидесятницы, который был связан с историей дарования им Закона Божия. . На пяти-десятый день после исхода из египетской земли евреи подошли к Синайской горе, где Господь дал Моисею десять заповедей.
Это было время весны, и вся гора Синайская была покрыта цветущими деревьями. Вероятно отсюда в древней Церкви был обычай в день Пятидесятницы украшать свои храмы и дома зеленью, чтобы как бы вновь очутиться на горе Синайской с Моисеем.

Троицкая родительская суббота

О смысле Троицкой родительской субботы рассказывает протоиерей Игорь Фомин, настоятель храма Александра Невского при МГИМО, клирик собора иконы Казанской Божией Матери на Красной площади:

«Троицкая родительская суббота похожа на другие родительские субботы. Это день в году, когда мы, христиане, концентрируем свое внимание на молитве об усопших.

Важно, чтобы в эту субботу ничто не отвлекало нас от молитвы, чтобы весь наш ум был сосредоточен празднике.

Как правильно провести этот день? В храме, молитвенно вспоминая умерших, которые дороги нашему сердцу. А еще — почтить их память добрыми делами, постараться изменить себя к лучшему. Это будет лучшим подарком для тех, кто нам дорог и находится за гробом, перед лицом Божиим».


После вознесения Иисуса Христа наступил десятый день: это был пятидесятый день после Воскресения Христова. У евреев тогда был великий праздник Пятидесятницы в память Синайского законодательства

Все апостолы, вместе с Божией Матерью и с другими учениками Христовыми и прочими верующими, единодушно находились в одной горнице в Иерусалиме. Был третий час дня, по еврейскому счету часов, т. е. по нашему — девятый час утра. Вдруг сделался шум с неба, как бы от несущегося сильного ветра, и наполнил весь дом, где находились ученики Христовы. И явились огненные языки и почили (остановились) по одному на каждом из них. Все исполнились Духа Святого и стали славить Бога на разных языках, которых прежде не знали. Так Дух Святый, по обетованию Спасителя, сошел на апостолов, в виде огненных языков, в знак того, что Он дал апостолам способность и силу для проповеди Христова учения всем народам; сошел же в виде огня в знак того, что имеет силу опалять грехи и очищать, освящать и согревать души.

По случаю праздника Пятидесятницы, в Иерусалиме в это время было много евреев, пришедших из разных стран. Услышав шум, огромная толпа народа собралась около дома, где были ученики Христовы. Все в народе изумлялись и спрашивали друг друга: «не все ли они галилеяне? Как же мы слышим каждый свой язык, в котором родились? Как они могут говорить нашими языками о великих делах Божиих?» И в недоумении говорили: «они напились сладкого вина».

Тогда апостол Петр, вставши вместе с прочими одиннадцатью апостолами, сказал, что они не пьяны, но что на них сошел Дух Святый, как это и было предсказано пророком Иоилем, и что Иисус Христос, Которого иудеи распяли, воскрес из мертвых, вознесся на небо и излил на них Святого Духа. Заканчивая проповедь об Иисусе Христе, апостол Петр сказал: «итак, твердо знай, весь народ израильский, что Бог послал Спасителем и Христом Сего Иисуса, Которого вы распяли».

Проповедь Петра так подействовала на слушавших ее, что весьма многие уверовали в Иисуса Христа. Они стали спрашивать Петра и прочих апостолов: «что нам делать, мужи братия?»

Петр ответил им: «покайтесь и креститесь во имя Иисуса Христа для прощения грехов; тогда и вы получите дар Святого Духа».

Уверовавшие во Христа охотно приняли крещение, таких оказалось в этот день около трех тысяч человек. Таким образом начало устрояться на земле Царствие Божие, т. е. святая Церковь Христова.

Со дня сошествия Святого Духа вера христианская стала быстро распространяться, при помощи Божией; число верующих в Господа Иисуса Христа день ото дня увеличивалось. Научаемые Святым Духом, апостолы смело проповедовали всем об Иисусе Христе, Сыне Божием, о Его страданиях за нас и воскресении из мертвых. Господь помогал им великими многочисленными чудесами, которые совершались через апостолов именем Господа Иисуса Христа. Первоначально апостолы проповедовали евреям, а потом разошлись по разным странам для проповеди всем народам. Для совершения таинств и проповедания учения христианского, апостолы поставляли через рукоположение епископов, пресвитеров (священников или иереев) и диаконов.

День Святогой Троицы, Пятидесятница, Сошествие Святого Духа на Апостолово или просто Троица — двунадестятый праздник, отмечаемый на 50-ый день после Пасхи, в 2019 г. — 16 июня .

Благдсловен ecu, Христе Боже наш. Иже премудры ловцы явлей, низпослав им Духа Святого, и теми уловлей вселенную: Человеколюбце, слава Тебе .

Настоящим началом истории Церкви, ее рождением явился праздник Пятидесятницы 30 года.

Иерусалим был переполнен паломниками, съехавшимися со всех концов Римской империи. Внезапно внимание народа привлекла группа галилеян: охваченные вдохновением, они обращались к народу со странными речами. Одни сочли их пьяными, но других поразило, что этих людей из Галилеи понимали даже те, кто не знал арамейского наречия. Тогда вышел Петр, ученик Иисусов, и сказал, что настало время исполнения пророчеств, когда Дух Божий почиет на всех верных. «Мужи израильские! — воскликнул он. — Выслушайте слова сии: Иисуса Назорея, Мужа, засвидетельствованного вам от Бога силами и чудесами и знамениями, которые Бог сотворил через Него среди вас, как и сами знаете, Сего, по определенному совету и предведению Божию преданного, вы взяли и, пригвоздив руками беззаконных, убили; но Бог воскресил Его, расторгнув узы смерти: потому что ей невозможно было удержать Его».

Сила речи Петровой была ни с чем не сравнима. В тот же день тысячи иудеев приняли крещение во имя Иисусово…

Что же произошло с учениками? Что внезапно превратило их в смелых провозвестников Христа?

Никакие исследования историков не могут дать ответа. Здесь — тайна Духа Божия, Который был послан Иисусом для укрепления Его рождающейся Церкви.

С того момента, когда над учениками пронесся таинственный звук, подобный шуму ветра, и вспыхнули языки небесного пламени, они стали другими людьми. Те, кто совсем недавно в Страхе бежал из Гефсимании, начинают всемирную проповедь Евангелия.

Их не остановят ни угрозы архиереев, ни истязания, ни тюрьмы. За ними придут новые поколения. Против них вооружатся властители и философы, чиновники и полиция. Но, распятые, Сжигаемые, гибнущие на аренах цирков, они устоят в силе Духа.

Мутной волной нахлынут соблазны и искушения: мнимые христиане, мнимохристианские императоры, недостойные пастыри, лжеучители и раскольники. Но ничто не сможет, сокрушить Церковь Христову.

Праздник Пятидесятницы — день явления Духа Божия в Церкви. Бог Отец положил ей основание в Ветхом Завете, Сын-Логос создал ее, воплотившись на земле, Дух действует в ней. Поэтому праздник ее рождения именуется днем Святой Троицы .

Кондак праздника:

Егда снисшед языки слия, разделяше языки Вышний; егда же огненныя языки раздаяше, в соединение вся призва, и согласно славим Всесвятаго Духа .

В субботу, накануне Пятидесятницы, совершается поминовение усопших.

После Литургии Троицына дня следует вечерня, на которой священник читает три молитвы, обращенные к Триединому Богу. В это время все становятся на колени впервые после Пасхи.

В русской народной традиции праздник Троицы связывался с проводами весны и встречей лета. В этот день храмы и дома издавна принято украшать березовыми ветвями и цветами в честь Духа Божия животворящего.

Книги о Пятидесятнице

Иоанн Златоуст «Беседы о Пятидесятнице»

Какие же плоды Духа? Послушаем Павла, который говорит: «плод же духа: любовь, радость, мир » (Гал. 5:22). Посмотри на точность его выражений, на последовательность учения: сначала он поставил любовь, и потом упомянул о том, что следует далее; положил корень, и потом показал плод; утвердил основание, и потом возвел здание, начал с источника, и потом перешел к потокам. Не прежде может быть положено основание радости, как если наперед мы станем считать благоденствие других своим собственным и блага ближнего принимая за свои собственные; а это может произойти не иначе, как если возобладает в нас сила любви. Любовь есть корень, источник и матерь всего доброго.

Григорий Богослов «Слово на Пятидесятницу»

Дух Святой всегда был, и есть, и будет; Он не начал и не прекратит бытия, но всегда с Отцом и Сыном един и неделим. Ибо неприлично было или Отцу когда-либо быть без Сына, или Сыну без Духа; крайне было бы бесславно для Божества, как бы вследствие изменения советов Своих прийти в полноту совершенства. Итак, Дух всегда был приемлемым, а не приемлющим; совершающим, а не совершаемым; наполняющим, а не наполняемым; освящающим, а не освящаемым; приводящим к обожествлению, а не вводимым в обожествление. Он всегда один и тот же Сам для Себя и для Тех, с Которыми един; невидим, не подлежит времени, невместим, неизменяем, не имеет ни качества, ни количества, ни вида, неосязаем, самодвижен, приснодвижим, свободен, самовластен, всесилен (хотя, как все принадлежащее Единородному, так и все принадлежащее Духу, возводится к первой Вине); Он — жизнь и животворящ; Он — свет и света Податель; Он — источная благость и источник благости; Он — Дух правый владычественный (Пс. 50:12.14), Господь (2 Кор. 3:17), посылающий (Деян. 13:4), отделяющий (Деян. 13:2), созидающий Себе храм (Кол. 2:22), наставляющий (Ин. 16:13), действующий как ему угодно (1 Кор. 12:11), разделяющий дарования, Дух усыновления (Рим. 8:15), истины (Ин. 14:17), премудрости, разума, ведения и благочестия, совета, крепости, страха , по исчисленному (Ис. 11:3.4). Через Него познается Отец и прославляется Сын (Ин. 16:11), и Сам Он ими одними знаем, единое и неделимое, служение и поклонение, единая сила, единое совершенство и освящение. Но к чему распространяться? Все, что имеет Отец, принадлежит и Сыну, кроме нерожденности; все, что имеет Сын, принадлежит Духу, кроме рождения. А нерожденность и рождение не сущности различают, по моему мнению, но различаются в одной и той же сущности.

Лев Великий «Слово на Пятидесятницу»

есть вдохновитель веры, учитель знания, источник любви, знак целомудрия и основа всякого нравственного совершенства. Пусть же радуются души верных тому, что во всем мире один Бог — Отец, Сын и Святой Дух, прославляемый исповеданием всех языков; и еще тому, что это знамение, явившееся в образе огня, и ныне продолжается в делах и дарах. Ибо Сам Дух истины стремится, чтобы сиял дом славы Его и Его света, и хочет, чтобы в храме Его не было ни мрака, ни холода.

Христос Яннарас «Вера Церкви»

Сошествие Святого Духа — это не какое-то магическое дополнение к способностям и дарованиям человека, но высвобождение жизненных потенций, в котором нет ничего алогичного и «сверхъестественного». «Излияние» Духа на человеческую природу преображает не логос ее (то есть то, чем природа является), но способ ее существования, путь ипостасного самоопределения. Восприятие дара Духа Божия означает, что необходимость биологической наследственности и индивидуальной автономии перестает определять наше ипостасное бытие. Органическим следствием именно этой свободы от естественной необходимости и власти причинности являются все чудесные «знамения» в жизни Христа и апостолов — «знамения», постоянно переживаемые Церковью и ее святыми.

Николай Афанасьев «Церковь Духа Святого»

Церковь есть благодатный организм не потому, что она когда-то получила дары Духа, которые она хранит, как в некой сокровищнице, не потому, что некоторые в ней получают харизму, но потому, что она живет и действует Духом. Она есть место Его действия. Нет жизни в Церкви, нет действования в ней, нет служения в ней без Духа, наконец, нет самой Церкви. Основанная Христом на Тайной вечери, она актуализировалась на Пятидесятницу, когда прославленный Господь послал ученикам Духа. Начиная с этого дня Дух живет в Церкви, и Церковь живет Духом.

Вениамин (Федченков) «Царство Святой Троицы»

Толкование богослужения праздника Троицы, Пятидесятницы. Книга эта имеет удивительную форму: это как бы дневниковые записи Вениамина (Федченкова) «изнутри» совершения праздника. Понятно, что, толкуя праздник Троицы, владыка выходит на уровень высоких богословских тем.

Григорий (Круг) «Мысли об иконе»

Излияние Духа Святого есть предельная полнота исполнения и увенчания Церкви Христовой, как бы купол, осенивший храм в сошествии Святого Духа. Вся Церковь исполнилась полнотою Троической славы, пророчески возвещенной Иоилом - "и покажу чудеса на небе..." - что является прикровенным изображением Троицы. Все в Церкви определилось сошествием Духа Святого, но сошествие это, думается, не следует понимать как некоторое единовременное действие Божия смотрения, давшее Церкви свершенное устроение и ставшее священным воспоминанием Церкви. Думается, что сошествие Святого Духа, бывшее в определенном месте и в определенный день, является в Церкви непрекращающимся тайнодействием, как бы дыханием Церкви. Возникшее в определенных условиях, имеющее свое начало, оно не имеет конца. Это как бы открывшийся в Церкви небесный поток, воды которого никогда не иссякнут.

Иннокентий Херсонский «Праздник Пятидесятницы»

Праздник Пятидесятницы совершается Церковью в пятидесятый день, считая с первого дня Пасхи, откуда и название его происходит, - в воспоминание сошествия Святого Духа на апостолов в виде огненных языков (Деян. 2; 1-14), почему праздник сей назывался и называется еще Духовым днем (ημερα πνευματος), или праздником Сошествия Святого Духа. Называется он также Троицыным днем, или праздником Пресвятой Троицы; поелику с сошествием Святого Духа таинство Пресвятой Троицы соделалось для всех ясным и открытым. "Троичную убо, -поется в службе на сей праздник2, - раздели благодать, яко да явит три Ипостаси почитати в простоте власти, но во едином ныне дни Господском, Сын, Отец и Дух благословен". - Нравственная мысль сего праздника та, что один Дух Божий дает силу и крепость для христианской деятельности, что без Него не может быть совершено ни одно истинно доброе дело, не только наше спасение, и что, следовательно, мы должны вести себя так, чтобы Дух Божий постоянно обитал в нас.

Библия о Пятидесятнице

Деяния Святых Апостолов

1 При наступлении дня Пятидесятницы все они были единодушно вместе. 2 И внезапно сделался шум с неба, как бы от несущегося сильного ветра, и наполнил весь дом, где они находились. 3 И явились им разделяющиеся языки, как бы огненные, и почили по одному на каждом из них. 4 И исполнились все Духа Святаго, и начали говорить на иных языках, как Дух давал им провещевать.

5 В Иерусалиме же находились Иудеи, люди набожные, из всякого народа под небом. 6 Когда сделался этот шум, собрался народ, и пришел в смятение, ибо каждый слышал их говорящих его наречием. 7 И все изумлялись и дивились, говоря между собою: сии говорящие не все ли Галилеяне? 8 Как же мы слышим каждый собственное наречие, в котором родились. 9 Парфяне, и Мидяне, и Еламиты, и жители Месопотамии, Иудеи и Каппадокии, Понта и Асии, 10 Фригии и Памфилии, Египта и частей Ливии, прилежащих к Киринее, и пришедшие из Рима, Иудеи и прозелиты, 11 критяне и аравитяне, слышим их нашими языками говорящих о великих делах Божиих? 12 И изумлялись все и, недоумевая, говорили друг другу: что это значит? 13 А иные, насмехаясь, говорили: они напились сладкого вина.

14 Петр же, став с одиннадцатью, возвысил голос свой и возгласил им: мужи Иудейские, и все живущие в Иерусалиме! сие да будет вам известно, и внимайте словам моим: 15 они не пьяны, как вы думаете, ибо теперь третий час дня; 16 но это есть предреченное пророком Иоилем:

17 «И будет в последние дни, говорит Бог,
излию от Духа Моего на всякую плоть,
и будут пророчествовать сыны ваши и дочери ваши;
и юноши ваши будут видеть видения,
и старцы ваши сновидениями вразумляемы будут.

18 И на рабов Моих и на рабынь Моих
в те дни излию от Духа Моего,
и будут пророчествовать.

19 И покажу чудеса на небе вверху
и знамения на земле внизу,
кровь и огонь и курение дыма.

20 Солнце превратится во тьму,
и луна — в кровь,
прежде нежели наступит день Господень, великий и славный.
21 И будет: всякий, кто призовет имя Господне, спасется».

22 Мужи Израильские! выслушайте слова сии: Иисуса Назорея, Мужа, засвидетельствованного вам от Бога силами и чудесами и знамениями, которые Бог сотворил через Него среди вас, как и сами знаете, 23 Сего, по определенному совету и предведению Божию преданного, вы взяли и, пригвоздив руками беззаконных, убили; 24 но Бог воскресил Его, расторгнув узы смерти, потому что ей невозможно было удержать Его. 25 Ибо Давид говорит о Нем:
«видел я пред собою Господа всегда,
ибо Он одесную меня, дабы я не поколебался.

26 Оттого возрадовалось сердце мое и возвеселился язык мой;
даже и плоть моя упокоится в уповании,

27 ибо Ты не оставишь души моей в аде
и не дашь святому Твоему увидеть тления.

28 Ты дал мне познать путь жизни,
Ты исполнишь меня радостью пред лицем Твоим».

29 Мужи братия! да будет позволено с дерзновением сказать вам о праотце Давиде, что он и умер и погребен, и гроб его у нас до сего дня. 30 Будучи же пророком и зная, что Бог с клятвою обещал ему от плода чресл его воздвигнуть Христа во плоти и посадить на престоле его, 31 Он прежде сказал о воскресении Христа, что
не оставлена душа Его в аде,
и плоть Его не видела тления.
32 Сего Иисуса Бог воскресил, чему все мы свидетели. 33 Итак Он, быв вознесен десницею Божиею и приняв от Отца обетование Святаго Духа, излил то, что вы ныне видите и слышите. 34 Ибо Давид не восшел на небеса; но сам говорит:
«сказал Господь Господу моему:
седи одесную Меня,

35 доколе положу врагов Твоих в подножие ног Твоих».

36 Итак твердо знай, весь дом Израилев, что Бог соделал Господом и Христом Сего Иисуса, Которого вы распяли.

37 Услышав это, они умилились сердцем и сказали Петру и прочим Апостолам: что нам делать, мужи братия? 38 Петр же сказал им: покайтесь, и да крестится каждый из вас во имя Иисуса Христа для прощения грехов; и получите дар Святаго Духа. 39 Ибо вам принадлежит обетование и детям вашим и всем дальним, кого ни призовет Господь Бог наш. 40 И другими многими словами он свидетельствовал и увещевал, говоря: спасайтесь от рода сего развращенного. 41 Итак охотно принявшие слово его крестились, и присоединилось в тот день душ около трех тысяч. 42 И они постоянно пребывали в учении Апостолов, в общении и преломлении хлеба и в молитвах.

43 Был же страх на всякой душе; и много чудес и знамений совершилось через Апостолов в Иерусалиме. 44 Все же верующие были вместе и имели всё общее. 45 И продавали имения и всякую собственность, и разделяли всем, смотря по нужде каждого. 46 И каждый день единодушно пребывали в храме и, преломляя по домам хлеб, принимали пищу в веселии и простоте сердца, 47 хваля Бога и находясь в любви у всего народа. Господь же ежедневно прилагал спасаемых к Церкви.

Мы празднуем Пятидесятницу – день Сошествия Святого Духа на апостолов Христовых, начало их проповеди, рождение Церкви Христовой. Все ли мы знаем об этом дне?

Зачем апостолам был дан дар говорения на языках, и почему он просуществовал недолго и не сохранился до нашего времени? Как вышло, что это чудо некоторыми было осмеяно? Почему Дух Святой сходит видимым образом, в виде языков огня? И что это за ветер, который ворвался в горницу? Если Святой Дух сошел только на 12 апостолов Христовых, почему на иконах, посвященных Пятидесятнице, изображается Божия Матерь? И почему праздник Пятидесятницы православные называют еще Троицей?
Мозаика купола церкви Осиос Лукас. Фокиде. Ок.1000г. Знаете ли вы, что такое Глоссола лия?

Глоссола лия – явленный в Древней Церкви дар говорения (проповеди) на незнакомых иностранных языках. Дар языков – глоссола лия – представляет собой исключительное явление в Церкви, в жизни верующих первых двух веков. Возможность говорения на незнакомых иностранных языках была дана Богом апостолам для проповеди Евангелия. Апостолы получили Благую весть от Спасителя и, быв наставлены Духом, снисшедшим на них, должны были произнести и пронести ее на языках всех народов.

После основания национальных церквей апостолами в разных странах необходимость в сверхъестественном даре языков отпала за ненадобностью.

После основания национальных церквей в разных странах необходимость в даре языков отпала

Знаете ли вы, почему некоторые, когда апостолы благовествовали на языках, говорили им: «Вы пьяны»?

«И все изумлялись и дивились, говоря между собой: сии говорящие не все ли Галилеяне?…. А иные, насмехаясь, говорили: они напились сладкого вина» (Деян. 2: 12–13). Из этого видно, что не всеми одинаково было принято это чудесное событие. Галилея славилась как страна темная, не отличавшаяся образованностью, а потому собравшийся народ удивлялся, как эти люди, необразованные, не учившиеся, могли заговорить на многих языках и наречиях. Можно предположить, что апостолы, прославляя Бога на разных языках, вышли на плоскую кровлю дома, а народ слушал их, окружая дом и заполняя всю площадь перед ним – причем, собравшиеся происходили из многих стран.

«Люди благомыслящие справедливо видели в этом необыкновенное знамение, пытаясь догадаться, что оно предвозвещает. Но люди неверующие, злобные и легкомысленные, бывшие, может быть, из среды, враждебной Христу Спасителю фарисейской и саддукейской партий, стали насмешливо объяснять происшедшее самым грубым образом – действием вина, – оскорбляя, таким образом, Духа Святого. Именно так всегда неверие, легкомыслие и злоба самое высокое в духовной жизни силятся объяснить низкими до пошлости причинами, будучи не в состоянии понимать это высокое (1 Кор 2: 14–15)». (Архиепископ Аверкий (Таушев)) . «Итак они клеветали, понимая то, о чем говорилось; но клеветали потому, что были недовольны тем, что говорилось; потому что апостолы глаголаху величия Божия. Каким же образом, понимая то, что говорилось, они приписывали это опьянению? Вследствие великого безумия и чрезмерной жестокости; потому что у многих, если они недовольны тем, что говорится, – в обычае считать говорящего или беснующимся, или сумасшедшим, или обвинять в опьянении и непонимании того, что он говорит; хотя тот, кто говорит, и здраво говорит, и хотя поноситель, при самом обвинении первого, слушает однако ж и понимает его. А эти, обвиняя апостолов в опьянении, выказали еще больше дерзости; потому что хотя сами и слушали их на своем языке, но полагали, что другие люди, люди самых разнообразных наречий, не понимали их. Сами понимали то, что говорилось, а об остальных, из-за которых и оклеветали апостолов в опьянении, думали, что не понимают чуда. Как в то время, когда Господь изгонял бесов, они хотя и понимали и видели эти чудесные действия, но, вместо должного прославления, оклеветали Господа в том, будто Он совершал их силою веельзевула, также, видя исцеляемыми всякие болезни и страдания, они эти чудесные действия сделали поводом к зависти, доносам и убиению: так и теперь, не имея возможности отрицать чудесность и сверхъестественность языков, они однако же дерзнули унизить чудо до опьянения». (Блаженный Феофилакт Болгарский) .

Если говорение на языках имеет целью лишь обольщение людей, то это обман

Знаете ли вы, почему сегодня дарование языков не встречается?

Упоминание о даре говорения на языках встречается несколько раз в Писании Нового Завета. Впервые – в день Пятидесятницы (Деян. 2: 1–18), когда апостолы говорили на различных языках среди собравшихся из разных мест. Это говорение – свидетельство от Бога и удостоверение о Самом Боге, Который сотворил чудо. Цель его очевидна – обратить к Богу собравшихся, запечатлев пред ними явное чудо, сотворенное не человеком, но Богом.

Кроме того, о даровании языков говорится еще в некоторых местах, например, в первом послании к Коринфянам, главы 12-14. Главным образом, среди прочего можно выделить то, что дар говорения языков предназначен для назидания и для созидания самой Церкви Христовой. Это свидетельство Божественного откровения. Миниатюра Евангелия Равулы. 586г. Флоренция Потому, в подлинном смысле это дарование сегодня не встречается – в силу отсутствия реальной необходимости для Церкви. Церковь – кладезь мудрости, в основе которого лежит само Тело Христово, а также труды и откровения многих подвижников. Церковь владеет Преданием и Священным Писанием, имеет четко определенный Символ веры и выверенные временем и опытом постановления и догматы, потому не нуждается в назидании, как в первые годы своего основания.

Свидетельство истинности для всякого верующего есть благодать, подаваемая Богом в церковных таинствах, а не говорение на языках, которое и в апостольское время было редкостью.

Знаете ли вы, как относиться к тому, что в некоторых современных деноминациях практикуется «говорение на языках»?

Что касается так называемого «дара» говорения на языках у представителей других религиозных организаций, то тут стоит заметить некоторые особенности. А именно то, что апостол Павел в уже упоминавшемся послании к Коринфянам пишет о дарах, что они различны, и, самое главное, что «каждому дается проявление Духа на пользу» (1 Кор. 12: 7). Среди дарований упоминается дар говорения на иных языках (1 Кор. 12: 8), а также указано, что не всякому дары даются: «Все ли апостолы? Все ли пророки? Все ли учители? Все ли чудотворцы? Все ли имеют дары исцелений? Все ли говорят языками? Все ли истолкователи?» (1 Кор. 12: 29–30). Потому бессмысленно говорить о состоянии просвещенности по наличию этого «дара», как то утверждают некоторые. Далее, апостол Павел говорит: «Кто говорит на незнакомом языке, тот назидает себя» (1 Кор. 14: 4) и «если я приду к вам, братия, и стану говорить на незнакомых языках, то какую принесу вам пользу, когда не изъяснюсь вам или откровением, или познанием, или пророчеством, или учением?» (1 Кор. 14: 6). И наконец: «Так если и вы языком произносите невразумительные слова, то как узнают, что вы говорите? Вы будете говорить на ветер» (1 Кор. 14: 9).

Святитель Григорий Богослов говорит, что Святой Дух действовал в учениках Христовых трижды

Точное исполнение слов апостола Павла мы и видим в современном так называемом говорении на языках: несвязная речь, содержащая лишь некоторые признаки осмысленности, с нулевым содержанием. Этот процесс не назидает ни говорящего, ни слушающего, так как направлен только на то, чтобы впечатлить простодушных людей, убедить их в действии Святого Духа над теми, кто говорит «языками». Напоследок, приведем предостережения апостола Павла: «Так и вы, ревнуя о дарах духовных, старайтесь обогатиться ими к назиданию Церкви» (1 Кор. 14: 12). Потому, хотя о говорении на языках упоминается как о даре Святого Духа, но если оно имеет целью лишь обольщение людей, то, поистине, даром не является, а есть самый настоящий обман. Такое говорение представляет опасность, как для говорящего, так и для слушающих. Обратим внимание на предостережение апостола: «не запрещайте говорить и языками; только все должно быть благопристойно и чинно» (1 Кор. 14: 39).

Знаете ли вы, зачем нужно было сошествие Святого Духа в Пятидесятницу, если Святой Дух нисходил на апостолов еще во время земного служения Христа?

Святитель Григорий Богослов говорит о том, что Святой Дух действовал в учениках Христовых трижды. В первый раз – до крестных страданий Христа – когда Христос врачевал и изгонял бесов, что делал, конечно, не без действия Святого Духа. Во второй раз – после Воскресения: дуновение Христово, которое было «божественным вдохновением» учеников на проповедь (Ин. 20: 22). Наконец, в третий раз – сошествие Святого Духа в Пятидесятницу. Первые два случая были только временным действием Духа в учениках, а после третьего раза Он уже неизменно пребывал в них.

Нужно сказать, что Святой Дух действовал в людях и гораздо раньше – в ветхозаветных праведниках и пророках. Но действие Его было особенным, отличным от того, которое произошло в день Пятидесятницы. Господь говорит: «Если любите Меня, соблюдите Мои заповеди. И Я умолю Отца, и даст вам другого Утешителя, да пребудет с вами вовек» (Ин. 14: 15–16). Далее Господь говорит, что мир не может принять Духа истины, так как не знает Его. Но в апостолах, которые знают Господа, а потому знают и Духа, Дух пребывает и будет пребывать.

Горницу, где собирались ученики, называют еще «матерью христианской церкви»

Сошествие Святого Духа является заключающим совершительным действием, которое, как сказал Господь, научит всему и напомнит все, что Христос говорил Своим ученикам. С этого момента они получили силу и благодать свидетельствовать тем же Духом о Христе. Кроме того, апостол Иоанн пишет: «Он, придя, обличит мир о грехе и о правде и о суде» (Ин. 16: 8). Ранее действие Духа подготавливало их, укрепляло, давало силы. Но только после сошествия Святого Духа в день Пятидесятницы апостолы превратились из напуганных колеблющихся людей в твердых и решительных последователей своего Господа и Учителя – Иисуса Христа.
Пятидесятница. Худ. Жан II Ресту, холст, масло, 1732 г.

Знаете ли вы, что сошествие Святого Духа было не только на 12 апостолов?

Горница, в которой собирались апостолы, была для них уже особым местом. Она стала первой христианской церковью. Согласно церковному преданию, здесь произошли многие священные события Нового Завета: умовение ног (Ин.13: 4–11); явления воскресшего Христа ученикам (Мк. 16: 14, Лк. 24: 33, Ин. 20: 19–23, Ин. 20: 26–28); собрания апостолов после вознесения Христа (Деян. 1: 13); избрание апостола Матфея (Деян. 1: 15–26); а также схождение Святого Духа на учеников в день Пятидесятницы (Деян. 2: 1–4). Поэтому эту горницу называют еще «матерью христианской церкви».

Апостол Лука пишет, что «при наступлении дня Пятидесятницы все они были единодушно вместе» (Деян. 2: 1–4). Все они – это ученики Христовы, апостолы, которых было не только двенадцать, уже с избранным вместо отпавшего Иуды Искариота Матфеем. Были единодушно и вместе все те, кто, как говорит апостол Петр, «находились с нами (апостолами – ред.) во все время, когда пребывал и обращался с нами Господь Иисус, начиная от крещения Иоаннова до того дня, в который Он вознесся от нас» (Деян.1: 21–22). Поэтому считается, что в горнице, где собрались апостолы, были не только они.

Дух Святой сходит в виде огненных языков в знак крещения Духом и огнем, как предсказал Иоанн Предтеча

Собирались они вместе, чтобы встретить и отметить день иудейской Пятидесятницы – праздника, когда все евреи должны были по заповеди приехать в Иерусалим. Среди них находились слышавшие проповедь Христа и поверившие в Него. В знак того, что Святой Дух сошел не только на апостолов, на иконах, изображающих это событие, часто присутствует Матерь Христа – ближайшая Его и первая Ученица.

Знаете ли вы, почему Дух Святой сошел в виде огненных языков?

Дух сходит на апостолов в виде огненных языков – в знак крещения Духом Святым и огнем, как предсказал святой Иоанн Предтеча еще перед крещением Христа (Мф. 3: 11). Святой Григорий Великий писал в своем «Слове на Пятидесятницу»: «Когда явились огненные языки, тогда внутри начали пламенеть сердца искренней любовью к Богу». Святой Дух сошел в виде языков огненных и разделяемых – по причине разных дарований, Которые Он давал людям.

Событие Пятидесятницы противопоставляется вавилонскому разделению народов

Знаете ли вы, что день Пятидесятницы является днем основания Новозаветной Церкви?

Праздник Пятидесятницы еще называют днем рождения Церкви. Уже две тысячи лет прошло со времени Рождества Христова, которое поделило историю человечества на «до» и «после», и с него многие начинают отсчет истории христианства. Но ведь, говоря о христианстве, мы, прежде всего, подразумеваем христианскую Церковь.


В церковном сознании событие Пятидесятницы всегда противопоставлялось вавилонскому разделению народов, когда еще в начале человеческой истории люди захотели построить возвышавшуюся до небес Вавилонскую башню. И, воспротивившись богоборческому замыслу гордецов, Бог смешал их язык. Так люди, говорившие до этого на одном наречии, перестали понимать друг друга. В результате единый народ разделился и рассеялся по лицу земли: «И рассеял их Господь оттуда по всей земле; и они перестали строить город [и башню]» (Быт. 11: 8–9). А через схождение Святого Духа на Пятидесятницу и дар говорения на языках Господь дает возможность соединения разделенных народов. Послав Духа Святого, Он направил Своих апостолов в разные страны, о чем говорит и само слово «апостол» – «посланный». Направил для того, чтобы собрать рассеянных по всей вселенной людей. Но собрать уже не для утопических богоборческих проектов, как в Вавилоне, но для соединения во Единую Святую Соборную и Апостольскую Церковь. И если вавилонское разделение помешало уничтожению народов, которые должны были стать безликой рабочей массой, то Пятидесятница указала путь к единству при сохранении самобытности каждого, к кому Господь обращается.

Пятидесятница указала путь к единству народов при сохранении самобытности каждого

В кондаке праздника заложена эта же мысль: «Егда снизшед языки слия, разделяше языки Вышний: егда же огненныя языки раздаяше, в соединение вся призва, и согласно славим Всесвятаго Духа». То есть когда сошел Всевышний и смешал языки (в Вавилонском столпотворении), то этим Он разделил народы. Когда же Он раздал огненные языки (в день Пятидесятницы), то всех призвал к единству; и мы единогласно славим Всесвятого Духа.

В день Пятидесятницы сила проповеди апостола Петра была ни с чем не сравнима: около трех тысяч человек тогда приняли крещение. Так родилась Новозаветная Церковь. И с этого дня вера христианская стала с невероятной быстротой распространяться. Число верующих в Господа Иисуса Христа день ото дня увеличивалось. Научаемые Святым Духом, апостолы смело проповедовали всем о Сыне Божием, о Его страданиях за нас и воскресении из мертвых. Господь помогал им многочисленными чудесами, которые совершались через апостолов именем Господа Иисуса Христа.

Сила проповеди апостола Петра была так велика, что в один день крестилось три тысячи человек

Итак, сошествием Святого Духа утверждается в мире христианская вера и начинает свое бытие Церковь Христова. Да, можно сказать, что до того была община, возглавляемая Христом, далее – воскресшим Христом, и, в конечном итоге, стала общностью людей, водимых Святым Духом, – богочеловеческой общиной. Но такое определение ограничивает Церковь. Наверное, точнее все-таки будет сказать, что Церковь – не община. И даже не сообщество людей. Но это духовный процесс. Поток Божьего дыхания, в который включаются люди, вместившие это дыхание в свое сердце. Оно, Божие дыхание, в день Пятидесятницы врывается в мир. Тот «как бы ветер», что ворвался в горницу, где собрались апостолы и их единомышленники, не был ведь обычным, физическим ветром. Он был не как «легкое дуновение», о котором упоминается в ветхозаветных книгах, но сильный ветер, почти ураган, врывающийся в дом. Именно так Царство, его дыхание жизни, входит в мир. Как будто открылась дверь Царства, и оно хлынуло сюда, к нам. Именно так – не просто в собрание верных, а в мир.
Сошествие Святого Духа (Деян. 2, 1-4); Балканы. Сербия. Печ; XIV в.; местонахождение: Сербия. Косово. Печская Патриархия. Церковь св. Димитрия. Неф Все собрания, сколько их будет в истории Церкви, – лишь производное от этого процесса, от этого события. И этот поток Царства в мире образно можно назвать, собственно, Церковью. Потому что он собирает людей в собрания (то греческое слово, которым называется в новозаветных книгах Церковь, и переводится как «собрание») и делает их Церковью. Даже тех, кто оказывается рядом, как бы случайно, подобно тем людям на улице, что слушали проповедь Петра. Они слышали то, что за словами. Так может слышать лишь житель Царства. И, значит, все внимавшие тогда Петру стали на время жителями Царства, частью Церкви.

Но как долго они оставались в Царстве, а значит, и в Церкви, – вопрос другой. Те «огненные языки» неслучайно ведь осенили каждого, бывшего тогда в комнате. Свет Божьего присутствия – у каждого свой. Как и само Присутствие – у каждого свое. Его мера и его постоянство зависит не только от Бога, но и от человека, его свободы. Она-то и определяет меру приобщения конкретного человека к жизни Церкви. Но это уже вопрос духовного пути конкретного верующего.

А Царство в мир вошло. Дверь открыта. И каждый стоит перед этой дверью. Войти или нет – зависит только от человека.

Царство в мир вошло. Дверь открыта. Войти или нет – зависит от человека

Знаете ли вы, что праздник Пятидесятницы существовал и в Ветхом Завете, задолго до воплощения Христа?

На третий день остановки у горы Синай, который был пятидесятым по счету днем от еврейской Пасхи и исхода из египетского плена, Бог заключил завет с народом Израиля. Десять заповедей (Декалог) были высечены на двух скрижалях (каменных досках), которые Он дал Моисею. Сам же пророк пребывал на горе Синай сорок дней и ночей, пока Бог произносил все Свои повеления.

Сойдя с горы, Моисей записал весь данный ему от Бога закон в книгах, которые стали частью Священного Писания – Пятикнижием Моисея. В память о даровании синайского законодательства был установлен праздник Пятидесятницы, который евреи торжественно отмечали с тех времен каждый год. Этот праздник называется Шавуот.

Как и многие другие еврейские праздники, Шавуот отмечает не только определённое историческое событие, но и наступление нового сезона года, завершение очередного сельскохозяйственного цикла. Шавуот праздновался в начале сезона жатвы пшеницы. Это последний из трёх паломнических праздников.

Схождение Святого Духа на учеников как раз и произошло на паломнический праздник, когда все они, придя с разных уголков Израиля, пребывали неразлучно в Иерусалимской горнице. После сошествия Святого Духа этот день приобретает уже новозаветное значение для христиан. Господь основал Церковь, в которой заключил с нами новый завет и излил в сердца наши Духом Святым (Рим. 5: 5) Свою благодать, которая превосходит всякий закон.

Евреи отмечают Пятидесятницу, Шавуот, в память о даровании синайского законодательства Моисею

Знаете ли вы, что событие схождения Святого Духа было предсказано за много лет до новозаветных событий?

В одной из библейских книг пророк Иоиль (книга которого датируется от XI до V в. до Р. Х.) возвестил: «Излию от Духа Моего на всякую плоть, и будут пророчествовать сыны ваши и дочери ваши…И будет: всякий, кто призовет имя Господне, спасется; ибо на горе Сионе и в Иерусалиме будет спасение, как сказал Господь, и у остальных, которых призовет Господь» (Иоил. 2: 28–32).

Совпадение праздников Троицы и Пятидесятницы существует только в православном христианстве

Знаете ли вы, почему день Пятидесятницы называют также Троицей?

В Православном христианстве церковный праздник Троицу в народе называют Пятидесятницей. Дело в том, что Троица празднуется на пятидесятый день после Пасхи, и, соответственно, дата праздника меняется из года в год, так же, как и дата Пасхи. Единственное, что остается неизменным, – то, что Троицу, как и Пасху, всегда празднуют в воскресение. События Пятидесятницы в очередной раз являют нам откровение о троичности Божества, поэтому праздник посвящён прославлению Святой Троицы.

Такое совпадение – Троица и Пятидесятница – существует только в Православном христианстве. У католиков, протестантов, баптистов и представителей других ветвей христианства праздник Пятидесятницы отмечается за неделю до Троицы, то есть, является отдельным праздником.
Миниатюра богословских сочинений Иоанна VI Кантакузина с изображением Живоначальной Троицы (Парижская Национальная библиотека, cod. 1242).

И в завершение – торжественные слова, которые сказал о празднике Пятидесятницы святитель Феофан Затворник: «Совершилась экономия (от греч. οἰκονομία – устроение дома, дел – ред. ) нашего спасения! Действия всех Лиц Пресвятой Троицы в сем деле отныне вступили в силу. Чему быть благоволил Бог-Отец, что исполнил в Себе Сын Божий, то присвоить верующим снисшел ныне Дух Святый. Ибо спасение наше «по предведению Бога Отца, при освящении от Духа, к послушанию и окроплению Кровью Иисуса Христа» (1 Пет. 1: 2)».



Просмотров