Классификация и характеристика эмоций и чувств. Характеристика различных эмоций. Сравнительная характеристика эмоций и чувств

Тема 17

ЭМОЦИИ И ЧУВСТВА

Виды эмоций и их общая характеристика

Высшие чувства

Общая характеристика эмоций и чувств

Эмоции и чувства, как и другие психические явления, представляют собой различные формы отражения реального мира. В отличие от познавательных процессов, отражающих окружающую действительность в ощущениях и образах, представлениях, понятиях, мыслях, эмоции и чувства отражают объективную реальность в переживаниях. В них выражается субъективное отношение человека к предметам и явлениям окружающей действительности.

Эмоции – это интегральная реакция организма на воздействия факторов внешней и внутренней среды, а также на результаты собственной деятельности. Эмоции – это непосредственная форма выражения чувств.

К классу эмоций относятся настроения, чувства, аффекты, страсти, стрессы. Это так называемые «чистые» эмоции. Они включены во все психические процессы и состояния человека. Любые проявления его активности сопровождаются эмоциональными переживаниями.

У человека главная функция эмоций состоит в том, что благодаря эмоциям мы лучше понимаем друг друга, можем, не пользуясь речью, судить о состояниях друг друга и лучше преднастраиваться на совместную деятельность и общение. Замечательным, например, является тот факт, что люди, принадлежащие к разным культурам, способны безошибочно воспринимать и оценивать выражения человеческого лица, определять по нему такие эмоциональные состояния, как радость, гнев, печаль, страх, отвращение, удивление. Это, в частности, относится и к тем народам, которые вообще никогда не находились в контактах друг с другом.

Однако врожденными являются далеко не все эмоционально-экспрессивные выражения. Некоторые из них, как было установлено, приобретаются прижизненно в результате обучения и воспитания.

Эмоции позволяют человеку ориентироваться в окружающем мире с точки зрения его значимости. Эмоции доминируют там, где недостаточна сознательная регуляция поведения: при дефиците информации для сознательного построения действий, при недостаточности фонда сознательных способов поведения. Но это не значит, что чем сознательнее действие, тем меньшую роль имеют эмоции. Даже мыслительные действия строятся на эмоциональной основе. В сознательных действиях эмоции обеспечивают их энергетический потенциал и усиливают то направление действия, результативность которого наиболее вероятна. Допуская большую свободу сознательного выбора целей, эмоции определяют основные направления жизнедеятельности человека.



Любая возникшая у человека эмоция выступает для него как жизненно важный внутренний сигнал, ориентирующий и направляющий его последующие мысли и действия, при этом человек может даже не осознавать их истинных причин и оснований, однако оставаться уверенным в их правомерности. При актуализации нужды в чем-либо возникают соответствующие эмоциональные переживания (голод, жажда, интерес и т.д.), которые называются потребностями. В зависимости от состояния потребности они могут усиливаться, ослабляться, исчезать.

Эмоции могут вызываться как реальными, так и воображаемыми ситуациями. Они, как и чувства, воспринимаются человеком в качестве его собственных внутренних переживаний, передаются другим людям, сопереживаются. Эмоции относительно слабо проявляются во внешнем поведении, иногда извне вообще незаметны для постороннего лица, если человек умеет хорошо скрывать свои чувства. Они, сопровождая тот или иной поведенческий акт, даже не всегда осознаются, хотя всякое поведение, как мы выяснили, связано с эмоциями, поскольку направлено на удовлетворение потребности. Эмоциональный опыт человека обычно гораздо шире, чем опыт его индивидуальных переживаний. Чувства человека, напротив, внешне весьма заметны.

Чувства одна из форм отражения объективного мира в сознании человека, переживание им своего отношения ко всему тому, что он познает и делает, что его окружает.

Чувства носят предметный характер, связываются с представлением или идеей о некотором объекте. Другая особенность чувств состоит в том, что они совершенствуются и, развиваясь, образуют ряд уровней, начиная от непосредственных чувств и кончая высшими чувствами, относящимися к духовным ценностям и идеалам.

Чувства носят исторический характер. Они различны у разных народов и могут по-разному выражаться в разные исторические эпохи у людей, принадлежащих к одним и тем же нациям и культурам.

В индивидуальном развитии человека чувства играют важную социа-лизирующую роль. Они выступают как значимый фактор в формировании личности, в особенности ее мотивационной сферы. На базе положительных эмоциональных переживаний типа чувств появляются и закрепляются потреб-ности и интересы человека.

Чувства продукт культурно-исторического развития человека. Они связаны с определенными предметами, видами деятельности и людьми, окружающими человека.

Чувства выполняют в жизни и деятельности человека, в его общении с окружающими людьми мотивирующую роль. В отношении окружающего его мира человек стремится действовать так, чтобы подкрепить и усилить свои положительные чувства. Они у него всегда связаны с работой сознания, могут произвольно регулироваться.

Человеческие эмоции имеют длительную историю филогенетического развития, в ходе которого они стали выполнять целый ряд специфических функций (рис. 1).


Рис. 1. Функции эмоций

Приспособительная функция эмоций дает человеку возможность приспособиться к окружающим условиям.

Сигнальная функция выражается в том, что переживания возникают и изменяются в связи с происходящими изменениями в окружающей среде или организме человека.

Побудительная функция определяет направление поиска, способного удовлетворить решение задачи. Эмоциональное переживание содержит образ предмета удовлетворения потребности и пристрастное отношение к нему, что побуждает человека к действию. Чем сильнее эмоция, тем большими побудительными возможностями она обладает. Положительные эмоции побуждают к действию по направленности к эмоциональной ситуации (на овладение, сближение и т.д.). Отрицательные эмоции обладают полярными побудительными свойствами.

Подкрепляющая функция выражается в том, что значимые события, вызывающие сильную эмоциональную реакцию, быстрее и надолго запечатлеваются в памяти.

Переключательная функция обнаруживается при конкуренции мотивов, в результате которой определяется доминирующая потребность.

Коммуникативная функция заключается в том, что мимические и пантомимические движения позволяют человеку передавать свои переживания другим людям, информировать их о своем отношении к предметам и явлениям окружающей действительности.

Эмоции и чувства человека имеют очень тонкое содержание, которое порождает великое множество мнений и взглядов на эти понятия. В статье пойдет речь об общей характеристике эмоций и чувств с моей личной позиции. Не имею стремления навязать этот материал в качестве истины в последней инстанции, но считаю, что данные достаточно обоснованы для предъявления их широкому кругу лиц.

Сущность эмоций и чувств

В переводе с латинского emoveo означает возбуждать, волновать, подбадривать. В обыденной жизни под эмоциями мы понимаем внешние реакции человека на всё, что происходит с ним и вокруг него. Такого рода реагирование сопровождает каждый прожитый день индивида (за исключением патологий психического здоровья), в нем же и заключается основная сущность эмоций и чувств .

Эмоциональное реагирование представляет собой особое переживание, цель которого – оповестить сознание о психическом состоянии человека. Эти переживания бывают:

  • положительные и отрицательные
  • слабые и сильные
  • кратковременные и продолжительные (к последним чаще всего относят чувства, которые испытывает человек).

Эти переживания, несомненно, влияют на активность индивида, а также способны вызывать физиологические изменения в организме. «Лететь на крыльях» и «тащить себя за волосы» это всё про самую что не на есть сущность эмоций и чувств . Сложность эмоций как психологического феномена в том, что существует бесконечное количество причин для возникновения эмоций, а также форм их проявления.

Формы эмоциональных реакций

  • «тихий», поверхностный отклик. Может быть реакцией на маленькие жизненные радости и горести. Это может быть неожиданное объятие или улыбка, а быть может просто рассвет.
  • бурная реакция с временной потерей самоконтроля. Для кого-то это неожиданная беременность, а для кого-то победа любимой команды в чемпионате.
  • стабильное относительно продолжительное состояние. Например, состояние тихой радости, которое сложно и зачастую просто невозможно объяснить другим, или депрессия.

Что касается чувств, то они являются одним из компонентов эмоциональной сферы наряду с самими эмоциями. Они определяют устойчивое эмоциональное отношение к чему-либо. Эмоции и чувства не тождественны и имеют ряд отличий, о которых более подробно читайте здесь. Таким образом, Вы можете заметить как на основе разного рода представления всё более и более вырисовывается общая характеристика эмоций и чувств .

Проявление эмоций и чувств в повседневной жизни

Наши эмоции и чувства это прежде всего внешнее отражение нашего внутреннего состояния. И каждому из нас необходимо учиться быть свободным в их проявлении. Хотя бы потому, что окружающие нас люди совершенно не умеют читать мыслей. Безусловно, при высокой степени близости они могут догадываться о тех процессах, которые происходят в Вашем внутреннем мире, предполагать, что Вы чувствуете, и даже прогнозировать Ваше поведение, но по-настоящему оценить своё состояние способны лишь Вы.

Не каждый может себе позволить такую роскошь как проявление эмоций и чувств . Ведь для начала неплохо было бы самому понять, что ты чувствуешь, а для этого же размышлять надо. Но мы не из тех, кто привык «загоняться». Вот и плывем по течению, периодически меняя маски, которые не очень часто совпадают с нашими истинными состояниями.

Введение

1. Понятие и характеристика эмоций и чувств человека

2. Классификация чувств и эмоций

Заключение

Тестовое задание

Введение

Актуальность и значимость данной работы заключается в том, что в эмоциональныхпсихических явлениях совершается и выражается переживание человеком своего отношения к окружающему. Чувства и эмоции - основные разновидности этих явлений. Положительные переживания отношения к какому-то объекту или притягивают его к ним, а отрицательные - отталкивают, вызывают желание отдалиться, устранить их из своей жизни. Чувства и эмоции сильно влияют на жизнь, поступки, отношения, развитие самого человека и достигаемые им результаты. Никакие вопросы нельзя основательно решить человеку и при оказании ему помощи, не решив проблему его чувств и эмоций. Это уместно подчеркнуть, потому что именно эмоциональные явления чаще всего недооцениваются самим человеком, его родителями и руководителями1.

Эмоции от лат. emovere- волновать, возбуждать) - особый класс психических процессов и состояний (человека и животных), связанных с инстинктами, потребностями, мотивами и отражающих в форме непосредственного переживания (удовлетворения, радости, страха и т. д.) значимость действующих на индивида явлений и ситуаций для осуществления его жизнедеятельности. Сопровождая практически любые проявления активности субъекта, эмоции служат одним из главных механизмов внутренней регуляции психической деятельности и поведения, направленных на удовлетворение актуальных потребностей2.

Цель работы изучить и проанализировать чувства и эмоции человека.

Для достижения цели будут решены вопросы:

Понятие и характеристика эмоций и чувств человека;

Классификация чувств и эмоций.

Понятие и характеристика эмоций и чувств человека

Человек испытывает легкость или трудность, удовлетворенность или огорчение, бодрость или усталость в зависимости от поддержания или разрушения сложившихся в нервной системе динамических стереотипов. Особенно острые переживания испытываются при ломке стереотипов, а приятные, привычные внешние условия облегчают образование временных связей и переживаются как положительные состояния.

На протекание эмоций и чувств человека влияет вторая сигнальная система. Переживания могут возникнуть не только при непосредственном воздействии явлений и предметов, но могут быть вызваны словами. Благодаря деятельности второй сигнальной системы эмоции и чувства становятся осознанными, приобретают общественный характер. Лишь при деятельности второй сигнальной системы возможно формирование таких сложных чувств человека, как моральные, интеллектуальные и эстетические.

Электрофизиологические исследования установили огромное значение для эмоциональных состояний особых образований нервной системы. Эмоциональный «настрой» личности в значительной мере определяется функциями таламуса, гипоталамуса и лимбической системы. Специальные эксперименты обнаружили там существование центров положительных и отрицательных эмоций, получивших название центров «наслаждение» и «страдания». Подтверждена громадная роль эмоций в жизни человека1.

Эмоциями и чувствами называются психические процессы, отражающие личную значимость и оценку внешних и внутренних ситуаций для жизнедеятельности человека в форме переживаний.

К эмоциям относятся такие состояния, как страх, гнев, тоска, радость, любовь, надежда, грусть, отвращение, гордость и т. п. Психология прежнего времени перечисляла бесчисленное множество подобных переживаний. То общее, что есть между эмоциями, чувствами и влечениями, вызывает потребность в общем, групповом названии.Результат работы «блока эмоций» определяет отношение субъекта к сложившийся ситуации2.

Чувства - это устойчивые эмоциональные переживания, связанные с каким-то определенным объектом или категорией объектов, обладающих особым значением для человека. Чувства в широком смысле могут быть связаны с различными объектами или действиями, например, можно не любить данную кошку или кошек вообще, можно любить или не любить делать утреннюю зарядку и т. д. Некоторые авторы предлагают называть чувствами только устойчивые эмоциональные отношения к людям. Чувства отличаются от эмоциональных реакций и эмоциональных состояний длительностью - они могут длиться годами, а иногда и всю жизнь, например чувство любви или ненависти. В отличие от состояний чувства предметны - они всегда связаны с предметом или действием с ним3.

Теории эмоций

Теория Джемса – Ланге . Эта теория отождествляет эмоции с соматическими (телесными) изменениями, которые сопровождают восприятие стимулов. Другими словами, утверждается, что эмоция и есть восприятие этих соматических изменений. Мы чувствуем испуг, потому что дрожим, мы печальны, потому что плачем. Хотя теория Джемса – Ланге подвергалась серьезной критике (если не страх и печаль вынуждают нас дрожать и плакать, то что?), она все же осталась актуальной. Так, психотерапевты используют «десензитизирующую терапию», поддерживая пациента в расслабленном состоянии, когда тот возвращается к своим страшным мыслям. Страх явно уменьшается, если тело полностью расслаблено, тогда как сильное беспокойство активирует внутренние (висцеральные) органы.

Теория Кеннона – Барда . Неудовлетворенный теорией Джемса – Ланге, физиолог У.Кеннон предложил свою собственную «нейральную» теорию эмоций. Критикуя теорию Джемса – Ланге, Кеннон отметил прежде всего тот факт, что изменения во внутренних органах возникают не до, а после возникновения эмоциональных переживаний. Кроме того, эмоции не исчезают при прерывании корковых или других нервных связей с внутренними органами; висцеральные изменения, сопровождающие эмоции, могут иметь место и в неэмоциональных состояниях; наконец, внутренние органы относительно нечувствительны. Теория Кеннона – Барда прослеживает связь эмоций с функцией гипоталамуса, активирующего автономную нервную систему. Признавая, что эмоции сопровождаются висцеральными изменениями, Кеннон отверг их обратную связь с телесными ощущениями, которая составляет суть теории Джемса – Ланге. Более того, эта теория связывает каждую эмоцию с особым физиологическим сигналом, но Кеннон обнаружил, что одни и те же висцеральные реакции возникают независимо от специфики эмоциональных переживаний. Например, для гнева и страха характерны одинаковые висцеральные реакции. Однако и Кеннону не удалось объяснить качественную специфику эмоциональных состояний.

Атрибутивная теория эмоций . Чтобы искусственно вызвать определенное эмоциональное состояние у животных, Кеннон вводил им адреналин, а физиолог Г.Маранон делал то же самое с людьми. То, что переживали его испытуемые, Маранон назвал «холодной эмоцией» – «как бы эмоцией». Испытуемые говорили: «Я чувствовал, как будто я был испуган» или «Я чувствовал, как будто меня ожидает большое счастье». В условиях, когда эмоциональные состояния вызывались искусственно, они не переживались как настоящие. Поскольку Mаранон не давал своим испытуемым подходящего основания для эмоциональных ощущений, подлинных эмоциональных реакций на адреналин не возникало. Другими словами, испытуемые нуждались в чем-то, чему можно было бы приписать (атрибутировать) свои чувства.

Когнитивная теория эмоций . Адреналин вызывает многие из тех физиологических изменений, которые сопровождают эмоции. В экспериментах с введением адреналина было показано, что на фоне одинакового физиологического действия препарата на всех испытуемых эмоциональный эффект был неоднозначным и зависел от специфики познавательных процессов испытуемых, т.е. от того, как они интерпретировали свое состояние. Испытуемые, которым заранее сообщили о введении именно адреналина и о характере его действия, не поддавались эмоциональному влиянию; те же, которые думали, что получают витаминный препарат с каким-то побочным эффектом, вели себя так же, как и специальные «подсадные утки», включенные в эксперимент в качестве контрольной группы. В результате испытуемые, находящиеся рядом с теми «утками», которые демонстрировали эйфоричное поведение, вели себя таким же образом, тогда как находящиеся вблизи тех, кто выражал негодование, тоже становились агрессивными1.

Следовательно, то, что мы чувствуем (или думаем, что чувствуем), во многом связано, во-первых, с нашим пониманием того, что мы делаем, и ситуации, в которой находимся, а во-вторых, с тем, как другие ведут себя в той же ситуации. По этой причине люди иногда пьянеют от безалкогольного напитка, если принимают его за алкогольный, особенно в пьяной компании.

Человеческие эмоции преобразованы социальными условиями существования, исторически обусловлены, выполняют сигнальную и регулирующую функцию.

Сигнальная функция чувств выражается в том, что переживания возникают и изменяются в связи с происходящими изменениями в окружающей среде или в организме человека.

Регулирующая функция чувств выражается в том, что стойкие переживания направляют наше поведение, поддерживают его, заставляют преодолевать встречающие на пути преграды.

Рассмотрение проблемы эмоций с биологической точки зрения позволяет признать, что эмоции (по мере развития) закреплялись как своеобразный инструмент, удерживающий жизненный процесс в его оптимальных границах и предупреждающий характер недостатка или избытка каких-либо факторов жизни данного организма2.

PAGE_BREAK--

Эмоции проявляются как в определенных психических переживаниях, известных каждому по личному опыту, так и в телесных реакциях. Как и ощущение, эмоции имеют положительный и отрицательный чувственный тон, связаны с чувством удовольствия или неудовольствия. Чувство удовольствия при усилении переходит в аффект радости.

Удовольствие и неудовольствие проявляются в определенной мимике лица и изменениях пульса. При эмоциях телесные реакции выражены гораздо реже. Так, радость и веселье проявляются в двигательном возбуждении: смех, громкая речь, оживленная жестикуляция (дети прыгают от радости), пение, блеск глаз, румянец на лице (расширение мелких сосудов), ускорение умственных процессов, наплыв мыслей, склонность к остротам, чувство бодрости. При печали, тоске, наоборот, имеет место психомоторная задержка. Движения замедленны и скудны, человек «подавлен». Осанка демонстрируетмышечную слабость. Мысли неотрывно прикованы к одному. Бледность кожи, осунувшиеся черты лица, уменьшение выделения секрета желез, горький вкус во рту. При сильной печали слез нет, но они могут появиться при ослаблении остроты переживаний.

Длительные эмоции называются настроениями. Есть люди, которые всегда веселы, находятся в повышенном настроении, другие склонны к угнетенному состоянию, к тоске или всегда раздражены.

Настроение – сложный комплекс, который частично связан с внешними переживаниями, частично основан на общем расположении организма к определенным эмоциональным состояниям, частично зависит от ощущений, исходящих от внутренних органов.

Классификация чувств и эмоций

Классификаций базовых эмоций много. В начале века американский психолог Вудвортс предложил линейную шкалу эмоций, которая отражает весь континуум эмоциональных проявлений: любовь, веселье, радость; удивление; страх, страдание; гнев, решимость; отвращение; презрение.

В этой шкале каждая эмоция является чем-то средним между двумя соседними. Шлосберг соединил первую и шестую эмоции и получил таким образом круг, который отражает все переходы от одного эмоционального переживания к другому, противолежащие же эмоции противоположны по своему содержанию. Степень выраженности эмоций определяется по параметру удовольствие - неудовольствие, который по сути дела представляет собой знак эмоции.

Американский психолог К. Изард предлагает считать основными или, по его терминологии, фундаментальными эмоциями следующие: интерес; радость; удивление; горе, страдание и депрессия; гнев; отвращение; презрение; страх; стыд и застенчивость; вина.

Эти 10 эмоций Изард называет фундаментальными потому, что каждая из них имеет:

а) специфический нервный субстрат;

б) характерные только для нее выразительные нервно-мышечные комплексы;

в) собственное субъективное переживание (феноменологическое качество).

Каждая из этих эмоций описывается по нескольким параметрам: знак эмоции, условия возникновения, биологическое и психологическое значение.

Например, радостьхарактеризуется следующим образом. Это положительная эмоция, которая обычно следует за достижением или успехом в результате усилий, которые затрачивались не для достижения радости или пользы. Биологическое назначение радости: она усиливает социальные связи, предполагает освобождение от негативной стимуляции, облегчает привязанность к объектам, которые помогли уменьшить неприятные переживания. Психологическое значение: обеспечивает социальное взаимодействие, увеличивает устойчивость к фрустрации, поддерживает уверенность и мужество, успокаивает человека. Пути достижения радости: целенаправленная деятельность, открытость и искренность и расширение социального функционирования. Препятствия к достижению радости: формализация действий, наличие контроля, заурядность и монотонность жизни; безличные и чрезмерно иерархизированные отношения; догматизм со стороны родителей в процессе воспитания; неопределенность мужских и женских ролей в семье; преувеличение значения материального успеха и достижения; телесные недостатки.

Эмоции и познавательные психические процессы. Эмоциональные реакции, состояния и отношения могут оказывать влияние на протекание познавательных психических процессов.

Ощущения, Люди, находящиеся в состоянии выраженной депрессии, описывают свои ощущения как притупленные, неяркие, невыразительные: все вокруг как бы окрашивается в оттенки серого цвета, другие цвета становятся бледными, неинтересными, пища кажется безвкусной, пресной или одинаковой на вкус, звуки становятся или приглушенными или чрезмерно громкими, тело наливается непривычной тяжестью, так что каждое движение вызывает чувство дискомфорта. В приподнятом настроении человек, наоборот, ощущает необычайную легкость, все вокруг окрашивается в сочные цвета, все вызывает интерес и желание действовать, пища приобретает все оттенки вкуса. Известно, что страх повышает болевую чувствительность, а гнев или азарт - понижает, например, во время упоения боем человек может не чувствовать значительных повреждений.

Восприятие. Сильные эмоциональные реакции могут существенно влиять на точность и содержание восприятия. Искажения эти могут быть настолько серьезными, что разные люди, бывшие свидетелями сцен с сильным эмоциональным воздействием, могут совершенно по-разному описывать произошедшее. Это обстоятельство хорошо известно следователям по уголовным делам. Эмоциональные состояния оказывают влияние на избирательность восприятия: например, в подавленном состоянии человек обращает больше внимания на негативные стороны жизни, что может служить диагностическим признаком - чем больше человек подмечает плохое, тем больше оснований для суждения о его сниженном настроении. Влияние эмоционального отношения на восприятие известно всем: когда что-то или кто-то очень нравится, недостатки и изъяны не замечаются, человек их буквально «не видит» и искренне считает, что другие его просто дурачат или завидуют ему.

Мышление. Эмоциональные реакции могут оказывать существенное влияние на процессы мышления. Сильный страх приводит к путанице в мыслях, человек не в состоянии контролировать ход мыслей, допускает множество ошибок, не может выполнить простейших задач. Радость, чувство эмоционального подъема в определенных пределах, наоборот, способствует продуктивности мышления, у человека рождаются новые идеи и решения, его мышление становится свободным, нетривиальным. Эмоциональные состояния оказывают влияние не только на продуктивность, но и на динамику и содержание мышления. В подавленном состоянии мышление замедляется, становится тугоподвижным, неповоротливым, в содержании преобладают темы неудачи, поражения, невозможности решения проблем. В приподнятом эмоциональном состоянии темп мышления ускоряется, появляется ориентация на дело и достижения. Эмоциональные отношения также влияют на процесс мышления. Это можно подтвердить тривиальными примерами вдохновения, вызванного чувством любви, или фиксации мышления на одной тематике при переживании ревности или ненависти и т. д.

Память. Лучше запоминается и дольше хранится в памяти эмоционально окрашенный материал - тексты, события, сцены, сами по себе переживания. Материал, не вызывающий эмоционального отклика, интереса, требует для его запоминания большего количества повторений, что находит свое отражение в так называемой «зубрежке». Кроме того, он и сохраняется хуже1.

Заключение

Изучив и проанализировав тему своего контрольного исследования можно прийти к выводу, что эмоции - это психическое отражение в форме непосредственного, пристрастного переживания жизненного смысла явлений и ситуаций, обусловленного отношением их объективных свойств к потребностям субъекта. Эмоции еще до рациональной оценки ситуации сигнализируют субъекту (в форме непосредственного переживания) о ее особенностях с точки зрения удовлетворения актуальных потребностей человека. Имеются три группы основных потребностей - биологические, социальные и идеальные потребности познания. К этим группам потребностей различные авторы прибавляют и иные потребности, присущие человеку, например эстетические потребности, потребности в самоакутализации и др. Отношение объективных свойств ситуации к потребностям, т. е. жизненный смысл ситуации, и представлен субъекту в переживаемых им эмоциях. Эмоции имеют двойственную природу в них сливаются вместе их субъективное качество (страх, радость, горе и т. д.) и переживание телесных изменений, сопровождающих любые эмоции.

Эмоции можно разделить на эмоциональные реакции, эмоциональные состояния и эмоциональные отношения (чувства). Каждая из этих форм эмоций характеризуется длительностью, предметностью, интенсивностью и качеством (модальностью). Поскольку эмоции являются компонентом психики, они выполняют и основную функцию психики - функцию упреждения, предвосхищения наступления биологически или личностно значимого события. С этим связана основная - оценочная - функция эмоций. Кроме этой функции в целостной психической деятельности эмоции выполняют и другие функции. Существуют различные классификации, так же как и различные теории эмоций. Одной из таких теорий является теория У. Джемса, в соответствии с которой эмоция является субъективным переживанием телесных изменений, представляющих собой реакцию организма на жизненно важную ситуацию. При этом формула эмоций приобретает непривычный вид: «Нам грустно, потому что мы плачем».

Чувства(англ. sentiments) - устойчивые эмоциональные отношениячеловека к явлениям действительности, отражающие значение этих явлений в связи с его потребностями и мотивами; высший продукт развития эмоциональных процессов в общественных условиях. Порождаемые миром объективных явлений, то есть имеющие строго причинно-обусловленную природу, чувств так или иначе субъективны, поскольку одни и те же явления для разных людей могут иметь различное значение.

В отличие от собственно эмоций, связанных с конкретными ситуациями, чувства выделяют в воспринимаемой и представляемой действительности явления, имеющие для человека стабильную потребностно-мотивационную значимость. Чувства носят отчетливо выраженный предметный характер, но предмет может быть и весьма обобщенным, и умозрительным.

Тестовое задание

Основой возникновения эмоциональных состояний являются:

Ответ: Потребности и мотивы человека, поскольку источники активности человека, побуждения к деятельности лежат в сфере потребностей и мотивов. Их удовлетворение предполагают постановку целей, решение конкретных жизненных задач. Реальные жизненные условия, в которых осуществляется достижение поставленных целей, направленных на удовлетворение потребностей, обусловливают многообразие эмоциональных переживаний. Потребность удовлетворена, цели достигнуты, следовательно вызывают возникновение положительных эмоций: удовольствие, радость, интерес, возбуждение и т.д1.

Список использованной литературы

Болотина Л.А., Ильина Е.А. Психология и педагогика: Конспект лекций. - М.: МИЭМП, 2005. - 68 с.

Голь Н.Энциклопедия «Мир вокруг нас». – М.: Астрель, 2006-2007. - 143 с.

Кроль В.М. Психология и педегогика. – М.: Высшая школа, 2001. - 319 с.

Мещеряков Б.Г., Зинченко В.П. Большой психологический словарь. М.: Прайм-Еврознак, 2003 - 672 с.

Реан А.А., Бордовская Н.В., Розум С.И. Психология и педагогика. – СПб.: Питер, 2000. - 432 с.

Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии.- СПб: Издательство «Питер», 2000.- 728 с.

Столяренко А.М. С81 Психология и педагогика: Учеб. пособие для вузов. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2004. - 423 с.

В психологии не существует одной единственной теории, которая дала бы исчерпывающий ответ на то, что же такое эмоции и чувства человека. Общепринятым считается лишь то, что эмоции (от лат. emoveo - возбуждаю, волную) – это психическое отражение в форме непосредственного пристрастного переживания жизненного смысла явлений и ситуаций, обусловленного отношением их объективных свойств к потребностям субъекта. В процессе эволюции эмоции возникли как средства, позволяющие живым существам определять биологическую значимость состояний организма и внешних воздействий. Простейшая форма эмоций - так называемый эмоциональный тон ощущений - непосредственные переживания, сопровождающие отдельные жизненно важные воздействия (например, вкусовые, температурные) и побуждающие субъекта к их сохранению или устранению.

Эмоции по происхождению представляют собой форму видового опыта: ориентируясь на нее, индивид совершает необходимые действия, целесообразность которых остается для него скрытой. Эмоции важны и для приобретения индивидуального опыта. В этом случае они вызываются ситуациями и сигналами, предшествующими прямым (вызывающим эмоции) воздействиям, что позволяет субъекту заблаговременно к ним приготовиться.

Эмоции мотивируют и энергизируют человека, вызывая у него стремление или тенденцию совершать те или иные действия. Уровень энергетической мобилизации (активации) организма, необходимый для осуществляемых эмоциональных функций, обеспечивается вегетативной нервной системой в ее взаимодействии со структурами головного мозга, составляющими центральный нервный субстрат эмоций.

И. Изард считает, что эмоция состоит из трех взаимосвязанных компонентов: 1) нейронной активности мозга и соматической нервной системы; 2) деятельности поперечно-полосатой мускулатуры или мимической и пантомимической экспрессии; 3) субъективного переживания.

Всего по И. Изарду существуют десять фундаментальных эмоций: интерес - возбуждение; удовольствие - радость; удивление; горе -страдание; гнев - ярость; отвращение - омерзение; презрение -пренебрежение; страх - ужас; стыд - застенчивость; вина - раскаяние.

Эти эмоции образуют основную мотивационную систему. Каждая фундаментальная эмоция обладает уникальными мотивационными и феноменологическими свойствами. Фундаментальные эмоции ведут к различным внутренним переживаниям и различным внешним выражениям этих переживаний. Эмоции взаимодействуют между собой - одна эмоция может активировать, усиливать или ослаблять другую. Эмоциональные процессы взаимодействуют с побуждениями и с перспективными, когнитивными и моторными процессами и оказывают на них влияние.


Существуют четыре основных типа мотивации по И. Изарду:

1. Побуждение - голод, жажда, усталость, боль, секс.

2. Эмоции - десять фундаментальных вышеперечисленных эмоций.

3. Аффективно-когнитивные взаимодействие (эмоции сочетаются с мыслью, представлением): эмоция – эмоция (горе-гнев, страх-стыд-вина); эмоция- побуждение (интерес - секс; боль – страх – стыд - гнев); эмоция – аффективно-когнитивные структуры (интерес – интроверсия; удивление – интерес – удовольствие – эгоизм).

4. Аффективно-когнитивные структуры: интроверсия - экстраверсия; скептицизм; эгоизм; решительность; невозмутимость.

Эмоции человека являются продуктом общественно-исторического развития. Они относятся к процессам внутренней регуляции поведения. Являясь субъективной формой выражения потребностей, эмоции предшествуют деятельности по их удовлетворению, побуждая и направляя ее. Отечественный психолог С.Л. Рубинштейн указывал на то, что человек переживает только то, что с ним происходит и им совершается. Человек относится определенным образом к тому, что его окружает. Переживание этого отношения человека к окружающему составляет сферу чувств и эмоций.

С.Л. Рубинштейн выделил признаки эмоций:

1) эмоции выражают состояния субъекта и отношение к объекту;

2) эмоции отличаются полярностью, т.е. обладают положительным или отрицательным знаком.

Исходный момент, определяющий природу и функцию эмоций, состоит в том, что с одной стороны, устанавливается связь, взаимоотношение между ходом событий, совершающихся в соответствии или вразрез с потребностями индивида, ходом деятельности, направленной на удовлетворение этих потребностей, а с другой стороны, с течением внутренних органических процессов, захватывающих основные витальные функции, от которых зависит жизнь организма в целом. В результате индивид настраивается для соответствующего действия или противодействия.

Чувство , по С.Л. Рубинштейну, - это отношение человека к миру, к тому, что он испытывает и делает, в форме непосредственного переживания. С.Л. Рубинштейном выделяются три уровня эмоциональной сферы:

1. Уровень органической эмоционально-аффективной чувствительности. Сюда относятся элементарные физические чувствования - удовольствия, неудовольствия, связанные по преимуществу с органическими потребностями (окраска, тон отдельного ощущения) или выражение различного органического самочувствия организма (беспредметная тоска).

2. Предметные чувства, соответствующие предметному действию. Здесь более высокий уровень осознания чувства. Осознанное переживание отношения человека к миру. Классификация этих чувств: интеллектуальные, эстетические, моральные.

3. Обобщенные чувства: чувство юмора, иронии, чувство возвышенного, трагического. Они выражают общие более или менее устойчивые мировоззренческие установки личности.

Помимо чувств С.Л.Рубинштейн описывает аффекты и страсти, которые отличны от чувств, но родственны им. Аффект по С.Л. Рубинштейну - стремительно и бурно протекающий эмоциональный процесс взрывного характера, который может дать неподчиненную сознательному волевому контролю разрядку в действии. Аффективное состояние выражается в заторможенности сознательной деятельности. Страсти по С.Л. Рубинштейну - сильное, стойкое, длительное чувство, которое, пустив корни в человеке, захватывает его и владеет им. Страсть всегда выражается в сосредоточенности, собранности помыслов и сил, их направленности на единую цель. В страсти ярко выражен волевой момент стремления; страсть представляет собой единство эмоциональных и волевых моментов; стремления в нем преобладают над чувствованиями.

Настроение - общее эмоциональное состояние личности, выражающееся в строе всех ее проявлений. Настроение не предметно, а личностно (ему радостно!), это разлитое общее состояние. Бессознательная, эмоциональная оценка личностью того, как на данный момент складываются для нее обстоятельства (не знает причины).

Другой отечественный психолог А.Н. Леонтьев определяет эмоциональные процессы, как процессы внутренней регуляции деятельности. Они отражают смысл, который имеют объекты и ситуация, воздействующие на субъекта, их значение для осуществления его жизни.

К эмоциональным процессам принято относить аффекты, собственно эмоции и чувства.

Аффекты по А.Н.Леонтьеву – это сильные и относительно кратковременные эмоциональные переживания, сопровождающиеся резко выраженными двигательными и висцеральными проявлениями. Они возникают в ответ на уже фактически наступившую ситуацию и в этом смысле являются как бы сдвинутыми к концу события. Регулирующая функция состоит в образовании специфического опыта - аффективных следов, определяющих избирательность последующего поведения по отношению к ситуациям и их элементам, которые прежде вызывали аффект.

Собственноэмоции, по А.Н.Леонтьеву, - более длительные состояния, проявляющиеся во внешнем поведении. Они носят отчетливо выраженный ситуационный характер, т.е. выражают оценочное личностное отношение к складывающимся или возможным ситуациям, к своей деятельности и своим проявлениям в них. Они также носят идеаторный характер - т.е. способны предвосхищать ситуации и события, которые реально еще не наступили, и возникают в связи с представлениями о пережитых или воображаемых ситуациях.

Чувства, по А.Н.Леонтьеву, имеют предметный характер, возникающий в результате специфического обобщения эмоций, связывающегося с представлением или идеей о некотором объекте. Несовпадение чувств и эмоций - это несовпадение устойчивого эмоционального отношения к объекту и эмоциональной реакции на сложившуюся преходящую ситуацию.

11 Общая характеристика эмоций и чувств

Человек живет и действует в реальной действительности. Она познает окружающий мир, природу, людей, их социальные отношения в процессе деятельности, труда, общения с другими людьми, то есть в процессе жизни, у человека с складываются определенные отношения с обществом, с группами людей, с отдельными людьми. Реальный мир во всем его разнообразии отражается в сознании индивидуальной человекини.

Но человек не пассивно, автоматически отображает окружающую действительность. Активно воздействуя на внешнюю среду и познавая его, человек одновременно субъективно переживает свое отношение к предметам и явлениям р реального мира. Да сфера психики, которая связана с переживанием человеком своего отношения к действительности, к людям, с которыми он общается, называется эмоциональной сферой, сферой эмоций и чувствеів.

Мир эмоций и чувств разнообразный. Мы говорим о чувстве любви человека к. Родине, матери к ребенку, о чувстве радости от осуществления необходимой для других людей и одновременно тяжелой работы, п о чувстве близости к другим людям, с которыми вместе делаешь полезную для общества дело. К эмоциональной сферы принадлежат многочисленные состояния, переживания; радость, волнение, уважение, горе, восхищение тощщо.

Какова же роль эмоций и чувств в деятельности человека? х; моральный дух солдат определяет иногда победу в бою; психологическая несовместимость людей в браке нередко объясняется их неспособностью или нежеланием понять эмоциональное состояние друг друга.

Знание человеческих эмоций и форм их проявления необходимо педагогу и воспитателю, военном и тренеру спортивной команды. Чуткое отношение к настроению окружающих людей - свидетельство высокой культуры поведения

Чувство связаны со всеми сферами нашей психики:

С ощущения и восприятия (нам нравятся определенные цвета, формы, запахи, которые вызывают у нас положительные эмоции);

С памятью (воспроизводя те или иные сообщения, мы якобы заново переживаем эмоции, сопровождающие, кроме того, эмоциональную окраску сообщения влияет на эффективность его запоминания я)

С воображением, с представлениями о будущем (нас охватывает ужас, когда мы представляем, какую угрозу для мира несет ядерная бомба, терроризм и т.д.)

Закономерно возникает вопрос: что же такое эмоции и чувства?

В науке до сих пор все еще нет полного согласия относительно того, что относится к понятию"чувство", а к понятию"эмоции"

Еще совсем недавно термин"эмоции"было принято использовать для обозначения простейших переживаний, связанных с первичными органическими потребностями (в пище, воде и т.п.). Близкой к этой является взгляд на ем мощи как на реакции, которые характеризуются сильными телесными изменениями и их ярким внешним проявлением. При этом в эмоциях односторонне видят такую??их способность, как негативный, разрушительный влияние на поведение в человек людини.

время все более распространенным является такое понимание эмоций

Эмоции - это относительно кратковременные переживания, которые носят четко выраженный ситуативный характер, т.е. связаны с отношением человека к ситуациям, которые возникают, или возможных ситуаций, к своей деятельности те, к конкретным поступкам. Эмоции - конкретная форма переживания чувствев.

Такое понимание не привязывает эмоций только в органических потребностей. При этом справедливо считается, что эмоции человека является продуктом общественно-исторического развития и влияния социальной среды, в котором она а развивается, и они связаны со всем разнообразием явлений и сторон действительности, а не только с инстинктивными потребностями и их удовлетворениям.

Чувство, в отличие от эмоций, - это устойчивые переживания, в которых выражается эмоциональное отношение человека к определенному объекту (субъекта): человека, семьи, класса, школы, художественного произведения, искусства,. Батькивщы ин.

Отличие чувств от эмоций вовсе не означает отсутствия их взаимосвязи. На фоне устойчивых чувств, например, любовь к близкому человеку, в зависимости от обстоятельств могут переживаться разные эмоции; мае ривога за нее, горе при разлуке, радость при встрече, гнев, если любимый человек в чем-то не оправдала надеждеь.

Следовательно, в отличие от эмоций, чувства являются более устойчивыми. Другими характерными признаками чувств является:

1. Предметность ("привязанность"к определенного объекта или субъекта). Предметы, явления, люди, на которые направлена??практическая и теоретическая деятельность человека и которые при этом вызывают у нее эмоциональное отношение - объекты (предметы) чувствеочуттів.

2. Субъектность чувств, неотделимость от их носителя (личности)

3. Интимный характер чувств. Поскольку они принадлежат внутреннему миру человека, а потому трудно поддаются изучению

4. Полярность, которая заключается в том, что всегда можно назвать положительные и отрицательные чувства (например, удовольствие - неудовольствие, любовь - ненависть, радость - печаль и т.д.)

5. Амбивалентность (двойственность). Причиной существования двойных чувств является многогранность предметов и явлений действительности, в связи с чем отношение человека к ним не исчерпываются одним каким-то элементарным отношением. Примерами такой двойственности является:"наслаждаюсь и стесняюсь","приятные страдания"Ревность - это одновременно и любовь, и ненавистья, і ненависть.

Однако мнение относительно оценки роли эмоций в жизни человека (прежде их необходимости) является до сих пор неоднозначной. Все еще встречаются точки зрения, утверждают, что эмоции человека - это нечто подобное д до аппендикса: человек унаследовал эмоции от животных, это рудимент человеческой психики. Исходя из этой позиции, идеальная совершенный человек-это человек, полностью свободна от эмоцийій.

Попробуем представить себе такого человека. Вот что по этому поводу писал ученый - физиолог. ПК. Анохин:"А между тем стоит лишь на минуту представить себе жизнь людей, лишенных эмоций, как сейчас же перед нами откроет ется большая пропасть взаимного непонимания и полной невозможности установить чисто человеческие отношения. Мир людей был бы миром бездушных роботов, лишенных всей гаммы человеческих переживаний и не способность них понять ни субъективных последствий всего, что происходит во внешнем мире, ни значения своих поступков для окружающих. Страшная и грустная картина. К счастью, эмоции человека не только существуют как законо мерное явление природы, но даже обнаруживают четкие признаки прогресса"В этих словах ответ на вопрос, нужны эмоцииотрібні емоції?

Эмоции являются главной характеристикой человеческой личности. Подобно мышления, памяти эмоции являются психическим явлением. Эмоциональные свойства человека, т.е. способность переживать эмоции, называется эмоциональностью. Са аме эмоциональные особенности являются одними из важнейших свойств в структуре личности человека. Знания эмоциональных особенностей человека дает нам возможность судить о главном в ни ній.

Например, о каждом незнакомую нам человека мы получаем всего одну из следующих характеристик. О первой сказано, что она имеет хорошую память, о другую - она??хорошо владеет знаниями, о третью - что она доброжелательная, о четвертую - что она имеет 100% зрение, о пятой - что она трус, о шестую - что она радуется успехам других, о седьмую - что она равнодушна к людям, о восьмую - что она не терпит когда другие проявляют грубость, о девятую - что она музыкальная т.д.. Из этого примера видно, что о главном в человеке говорят больше характеристики третьей, пятой, шестой, седьмой и восьмой человека, тоб то те, которые характеризуют ее со стороны эмоциональноститі.

КД. Ушинский в книге"Человек как предмет воспитания» писал: «Ничто - ни слова, ни мысли, ни даже поступки наши не выражают так ясно и правильно нас самих и наше отношение к миру, как наши чувства; в ни их ощущается не характер каждой мысли, не отдельного решения, а всего содержания души нашей и ее строя мнениях наших мы можем сами себя обманывать, но чувство наши скажут нам, что мы такое: не то, чем мы хотели быть, но то, что мы такое на самом делесправді".

Люди самовизначають себя через свои эмоции. Характер эмоций ребенка говорит окружающим о личности, формируется. Эмоции детей и подростков является для учителя, родителей своеобразными индикаторами, они указывают ують, насколько успешно формируется то, что. КД. Ушинский назвал строем человеческой души, а именно - направленность личностиості.

Таким образом, эмоции человека говорят о главном содержание личности, так как помогают раскрыть внутренний мир людей

Сущность эмоций определяют такие их свойства, которые характеризуют отношение человека к событиям, людей, самого себя. Причем в отношении заключается тот смысл и то значение, которые эти явления имеют для человека

Главной эмоциональной единицей, специфически окрашена отношением, является переживание. Положение о переживании как центральную единицу психического была сформулирована. ЛС. Выготским и развито. ЛИ. Божович. Мисс сце и функции переживания в структуре личности изменяются в процессе психического развития. Постепенно он становится центром душевной жизни, его главным стержнемтрижнем.

Выяснить, как повлияла на человека то или иное событие, можно лишь в том случае, если удастся понять характер ее переживаний по этому поводу. Если школьника"проработали"на классных собраниях с целью достичь ты его раскаяние за недостойный поступок, то такое проработки и внешние признаки раскаяния (слова, осознал, что стыдно, даже слезы) еще не доказательство того, что желаемый эффект достигнут. Только сущность пе реживань раскроет, или школьник расстроен своим поступком и раскаивается, или озлобленный и считает наказание несправедливымедливим.

Таким образом, главная, центральная единица эмоций переживания. Именно оно свидетельствует об отношении человека к явлениям и событиям окружающего мира, к самому себе. Это означает, что все те эмоциональные особенности люди ини, характеризующих переживания, являются ведущими, главными. К ним относятсять:

1. Качественные особенности эмоциональности. Они, в свою очередь, включают:

а) знак эмоций: положительная она (удовлетворение, принятия) или отрицательная (недовольство, неприятие)

б) более"мелкие"и более конкретные, чем удовольствие-неудовольствие, особенности: радость, удовольствие, восхищение, гнев, тревога, разочарование, стыд - их называют модальностью переживаний

Например, знание того, что человек испытывает гнев, еще недостаточно для вывода плохо это или хорошо, морально или аморально. Для этого необходимо знать, чем была вызвана эмоция, то есть установить ее объект т. Почему разгневанная ребенок? , если ее причина - неудача другогого.

3. Динамические особенности эмоциональности. Они характеризуют, во-первых, течение эмоционального переживания (глубину, продолжительность, частоту возникновения), во-вторых, особенности внешнего проявления эмоций в поведении - эмоциональную экспрессию (мимику, жесты, интонацию). Динамические признаки - это всего лишь форма существования эмоций. Однако они являются своеобразными индикаторами переживаний,"лицом эмоций"и, как мы увидим далее, по легшують контактов между людьмиж людьми.



Просмотров