Классный час "Права ребенка" классный час (5 класс) на тему. Классный час "права ребенка" Классный час права ребенка в современном мире

Классный час в начальных классах на тему: Права детей - забота государства

Цель:
Способствовать осознанию у учащихся ответственности за свои права, формировать у них положительное отношение к правам других

Задачи:
1.Создание условий для успеха, формирование ценностного отношения к нормам жизни, правилам поведения.
2.Обучение учащихся правам ребёнка, правовым нормам общения, защите прав детей на основе анализа разговора литературных героев.
3.Воспитание интереса у учащихся в изучении законов о правах несовершеннолетних.

Оформление:
книжная выставка «Знать законы, значит - защищать свои права»;
презентация «Конвенция о правах ребёнка»
раздаточный материал (текст о правах ребёнка на основании «Конвенции о правах ребёнка») - 9 шт.

Ведущий: Здравствуйте, дорогие ребята и уважаемые гости. Мы с вами проведем классный час, посвященный правам детей: «Права детей – забота государства».
Сегодня у нас презентация важного документа международного значения - «Конвенции о правах ребёнка».
- «презентация» - подарок, представление;
- «конвенция» - договор, соглашение;
- «Конвенции о правах ребёнка» - соглашение государств о правах ребёнка.
Вы познакомитесь с правами ребёнка, с защитой прав детей
Познакомитесь с законами, где закреплены основные положения «Конвенции о правах ребёнка».
Мы работаем под лозунгом:
«Знать законы - значит защищать свои права».
- Что такое право?
(это отсутствие ограничений, разрешение на что-либо).
- Дорогие ребята! Есть ли у маленьких граждан страны свои права? Знаете ли вы их? Кто в государстве обязан защищать права детей? На эти и другие вопросы мы постараемся сегодня ответить.
-Дети имеют право на особую заботу и помощь. Т. к. положение детей в стране и во всем мире зависит от взрослых. В Конвенции речь идет о том, чтобы у всех детей Земли были одинаковые права. И все взрослые должны иметь одинаковые обязанности.
Что же такое Конвенция о правах ребенка? Это международный документ о правах детей, принятый Генеральной Ассамблеей ООН 20 ноября 1989 года. Конвенция подписана всеми государствами мира, кроме Сомали и США. На территории нашей страны она начала действовать 15 сентября 1990 года.
В её содержании учтены все проблемы по защите детей и детства. Она призвана побудить все государства прикладывать максимум усилий для решения этих проблем. Наше государство тоже подписало её в 1990 году.
- Как вы думаете, все ли дети Земли живут хорошо? Почему? (ответы детей)
«ежегодно 3,5 миллиона детей умирают от болезней, которые поддаются лечению».
«около 100 млн. детей существует за счет воровства, изнурительной работы, попрошайничества, т.к. покинуты своими семьями».
«120 млн. детей в возрасте от 6 до 11 лет лишены возможности ходить в школу»
Дети более уязвимы, чем взрослые, к условиям жизни.
Дети более подвержены влиянию действий или бездействия правительств.
Дети особенно уязвимы к эксплуатации и дурному обращению.

Дети не голосуют, не имеют политического и экономического влияния. Слишком часто их голоса не слышны.
- Для того, чтобы уменьшить страдания детей большинство государств в мире, проявляют заботу о детях и разработали документ, направленный на обеспечение прав детей на Земле. Конвенция – это большой документ, содержащий около 50 статей.

Сейчас мы ознакомим вас с небольшим перечнем прав ребенка, признанным Конвенцией. (см. презентацию).
Согласно определению, данному в Конвенции (ст.1), «ребенком является каждое человеческое существо до достижения 18-летнего возраста, если по закону, примененному к данному ребенку, он не достигает совершеннолетия раньше».
Каждый ребенок, независимо от расы, цвета кожи, пола, языка, религии, достатка и социального происхождения, обладает всеми правами,
предусмотренными данной Конвенцией. Никто не должен подвергаться
дискриминации. Значит, на каком бы языке дети не разговаривали, какого бы цвета не была их кожа, они имеют равные права.
С момента рождения ребенок имеет право на имя, фамилию и на приобретение гражданства. (ст.7)
- А вы имеете имя и фамилию? Значит, вы пользуетесь этим правом.
Каждый ребенок имеет право на жизнь. (ст.6)
Ребенок имеет право на образование
Каждый ребенок имеет право на отдых и досуг (ст.31)
Каждый ребенок имеет право на охрану своего здоровья: на получение медицинской помощи, чистой питьевой воды и полноценного питания.
Государства должны обеспечивать сокращение детской смертности и проводить информационные кампании по распространению знаний о здоровье.
Любой ребенок имеет право:
на жизнь со своими родителями;
на уровень жизни, необходимый для его умственного, физического и духовного развития.
Родители несут ответственность за воспитание и развитие ребенка.
Государство должно оказывать родителям надлежащую помощь в воспитании и развитии детей, а также обеспечивать развитие сети детских учреждений.
Любой ребенок имеет право на досуг, игры и участие в культурной жизни.
- Вы пользуетесь этим правом?
Каждый человек имеет право на свободный труд. Каждый может выбрать труд по своему желанию. Принудительный труд запрещен.
Государство должно предоставлять детям-инвалидам возможность учиться,
лечиться, готовиться к трудовой деятельности, отдыхать, быть максимально
самостоятельным, то есть жить полноценной жизнью.

Давайте посмотрим эпизод из нашей с вами жизни. Сценку подготовили наши ребята.
Семья: бабушка вяжет, мама готовит, папа смотрит телевизор. Забегает сын Миша
Сын: Мам, так кушать хочется! Скорей дай поесть. (Садится за стол, начинает есть)
Мать: С грязными руками за стол?! Помой руки!
Сын: Это насилие над личностью!
Бабушка: Петенька, сходи в аптеку за лекарством, что-то давление поднялось.
Сын: Бабуль, не имеешь права эксплуатировать ребёнка. (Встаёт из-за стола.) Спасибо, я так наелся.
Мать: Помой посуду, сынок.
Сын: Не имеешь права использовать детский труд, мамочка (садится, смотрит телевизор).
Отец: Выключай телевизор и садись за уроки, иначе я тебя отлуплю!
Сын: Это проявление жестокости, папа. Мы сегодня с Конвенцией о правах ребёнка знакомились!
- Скажите, прав ли сын в этой семье?
- Согласны ли вы с тем, что были нарушены его права?
Взаимопонимание, уважение прав друг друга – единственный способ решения конфликта родителей и детей.
Найдите ошибки в поведении членов семьи.
(Ответы детей)
У каждого человека есть не только права, но и обязанности.
соблюдать правила личной гигиены;
помогать старшим;
добросовестно учиться.
В каких сказках нарушено право на личную неприкосновенность, жизнь и свободу?
Какой литературный герой мог бы пожаловаться, что нарушено его право на неприкосновенность жилища?
Помните, пользуясь своими правами, надо уважать права других людей.
Дети определяют будущее, потому что они уже живут будущим.
Человечество должно стремиться к процветанию, чтобы жизнь детей была счастливой и прекрасной. Было больше радости в жизни детей. Ярко светило солнце, было мирное небо над головой, чтобы чаще слышался детский смех, чтобы рядом всегда были мама и папа.
Ребята, вы имеете право расти в условиях свободы, развиваться физически и духовно здоровым, нормальным путём.
Ни один ребёнок не может быть объектом произвола и должен постоять за себя. Вы имеете на это права.
Наше мероприятие подходит к концу. Мы сегодня с вами затронули очень важную тему о правах человека. В каком международном документе записаны права детей?
Какие основные права вы запомнили?
Кто является ответственным за обеспечение прав ребенка?

Приложение

ПРАВА РЕБЕНКА
1.Ребенком признается лицо, не достигшее возраста восемнадцати лет.
2.Каждый ребенок имеет право жить и воспитываться в семье, насколько это возможно, право знать своих родителей, право на их заботу, право на совместное с ними проживание.
3. Ребенок имеет право на воспитание своими родителями, обеспечение его интересов, всестороннее развитие, уважение его человеческого достоинства.
4.Ребенок вправе выражать свое мнение при решении в семье любого вопроса, затрагивающего его интересы, а также быть заслушанным в ходе любого судебного или административного разбирательства. Учет мнения ребенка, достигшего возраста десяти лет, обязателен, за исключением случаев, когда это противоречит его интересам.
5.Ребенок имеет право на имя, отчество и фамилию. Право на приобретение гражданства, а также, насколько это возможно, право знать своих родителей и право на их заботу.
6.Ребенок имеет право на получение содержания от своих родителей и других членов семьи. Ребенок имеет право собственности на доходы, полученные им, имущество, полученное им в дар или в порядке наследования, а также на любое другое имущество, приобретенное на средства ребенка.
7.У ребенка есть право на свободу мысли, совести и религии.
8.Ребенок имеет право на защиту закона от незаконного вмешательства в осуществление его прав.
9.У ребенка есть право на уровень жизни, необходимый для физического, умственного, духовного, нравственного и социального развития. У ребенка есть право на образование.
10.За ребенком признается право на защиту от экономической эксплуатации и от выполнения любой работы, представляющей опасность для его здоровья

Одна из значимых тем, на которые следует обратить внимание - обязанности и права ребенка. посвященный данному вопросу, можно провести как в первом, так и в одиннадцатом классе. Довольно часто дети не знают о своих правах, о том, как их защитить. Но что еще печальнее, школьники не знают и своих обязанностей. Поэтому главная цель любого педагога - рассказать детям об их правах и обязанностях, ознакомить с основными нормативными документами, такими как "Конвенция прав ребенка", и научить их защищать свои интересы.

Что такое классный час?

В первую очередь необходимо разобраться с тем, что такое классный час, каковы его основные цели.

Классный час - воспитательное занятие, на котором не только планируется школьная коллективная жизнь класса, подготавливается то или иное задание, но и, в первую очередь, проводится воспитательная беседа.

Любой классный час начинается с определения темы, постановки целей и задач. Выбирается форма работы, жанр и название мероприятия. Затем проводится тщательная подготовка к нему - подбирается и компонуется материал, составляется конспект занятия.

После завершения мероприятия полезно провести его анализ как самостоятельный, так и с участием учеников.

Отличительная особенность классного часа от любого другого урока состоит в том, что он не имеет четкого временного регламента, не привязан к определенному месту. Его могут проводить как дети, так и взрослые работники школы, выбрав при этом любое место - классную комнату, актовый зал, музей, библиотеку или же и вовсе выйти на природу.

Как подготовить?

Вам срочно требуется провести классный час, посвященный правам и Вы не знаете, с чего начать? Предлагаем вам воспользоваться нашей помощью.

В первую очередь, определитесь с местом проведение занятия. «Азбука прав ребенка» - классный час, который лучше всего провести в классной аудитории.

Необходимо составить план мероприятия. Конспект любого состоит из:

1. Названия.

3. Перечня используемого оборудования.

4. Хода классного часа.

5. Подведения итогов.

6. Рефлексии.

Ниже мы предложим вам перечень основных названий, целей и возможных вариантов заданий, которые вы можете использовать при составлении конспекта занятия.

Название

Как известно, любой воспитательный час обязан иметь название, отображающее тему занятия. Мы предлагаем вам использовать одно из следующих названий:

1. "Азбука прав ребенка".

2. "Азбука правовой культуры".

3. "Наши права и обязанности".

4. "Ваши права, дети".

Классный час может иметь и другое название. Главное, чтобы оно отображало основные цели занятия.

Цели

В шапке конспекта вы также обязаны указать основные цели занятия. Если вы начинающий педагог, то данное задание может показаться вам сложным. Поэтому предлагаем вам воспользоваться следующими формулировками:

1. Образовательная:

Ознакомить учеников с правами ребенка;

Ознакомить детей с «Конвенцией о правах ребенка»;

Познакомить учеников с основными правами детей;

Дать преставление об ООН и принятых ею документах;

Ознакомить с документами, защищающими права детей;

Повторить основные понятия из области права;

Запомнить основные права и обязанности граждан страны;

Научить детей защищать свои права;

Научить приметь свои права и обязанности в жизни.

2. Развивающая:

Развивать память и речь учащихся;

Развивать логическое мышление

3. Воспитательная цель, которую можно воплотить при проведении мероприятия «Права ребенка», классный час для учеников 1 - 11 классов:

Воспитывать чувство уважения к семье;

Формировать уважительное отношение к окружающим;

Воспитывать уважение к правам одноклассников;

Формировать отрицательное отношение к правонарушениям;

Формировать активную жизненную позицию;

Воспитывать ответственность за свое будущее;

Формировать правовую грамотность.

Оборудование

При проведении классного часа по правам ребенка можно использовать следующее:

Презентацию;

Компьютер и проектор;

Ситуативные карточки;

- "Конвенция прав ребенка" (классный час, посвященный правам ребенка, обязательно должен ознакомить с данным документом);

Конституция РФ;

Грустные и веселые смайлики;

Листы с индивидуальными тестами;

Устав школы.

Начало мероприятия

В начале занятия необходимо подвести детей к теме урока, провести актуализацию опорных знаний по теме. Сделать это можно следующим способом:

1. Для начала рекомендуется зачитать фрагмент из книги «Золотой ключик, или Приключения Буратино», в котором описывается обращение Карабаса Барабаса с куклами. Затем необходимо поинтересоваться у детей, как владелец кукольного театра ведет себя с куклами. Хорошо ли это? Нарушает ли он права ребенка?

Классный час в начальной школе желательно начинать именно так. Отметим, что заинтересовать таким образом можно не только малышей, но и старшеклассников.

2. Провести беседу с учениками, задав им следующие вопросы:

Что они понимают под понятием "право"?

Какие права ребенка им известны?

Как они думают, кто и как защищает их права?

После того как дети выскажут свое мнение, педагог может переходить к основной части и ознакомить детей с правами ребенка.

Беседа

Обязательной частью воспитательного мероприятия является беседа, в ходе которой педагог знакомит детей с их правами и обязанностями, документами, которые охраняют их права.

Так, в ходе беседы классный руководитель обязан:

1. Рассказать о документах, которые регулирую права ребенка и человека:

Конституции РФ.

Семейном кодексе РФ.

Федеральном законе об образовании.

2. Классный час «Права и обязанности ребенка» также подразумевает разбор основных прав ребенка, таких как:

Право на имя;

Право проживать с родителями;

Право на получение образования;

Право на медицинскую помощь;

Право говорить на родном языке;

Право на отдых;

Право на свободу слова;

Право на уважение.

3. Рассказать об основных обязанностях. По возможности ознакомить с уставом школы.

Примерные виды заданий

Предлагаем вам использовать следующие виды заданий при изучении темы «Права ребенка» классный час. 7 класс справится с данными заданиями лучше всего. Интересны они будут и для старшеклассников. Для начальной школы рекомендуем подобрать что-то попроще.

1. Класс делится на три больших группы. Ученикам предлагается составить собственную декларацию в виде таблицы. При этом первая группа заполняет колонку «Мы имеем право на...», вторая - «Мы обязаны...», третья - «Мы никогда не обязаны...»

2. Обсудите с детьми, какие права и обязанности выполняются, а какие - нарушаются. Почему?

3. Еще одно весьма интересное задание для старшеклассников. Предложите им составить памятку-устав школы для младших школьников, оформить ее в виде плаката.

4. Дайте ученикам список основных нормативных документов о правах ребенка. Предложите разделить их на две колонки - международные и российские правовые акты.

5. Мероприятие на тему «Права ребенка» (классный) час можно начать с заполнения следующей анкеты:

1. Какие ты имеешь права?

2. Каковы твои обязанности?

3. С какими нарушениями ты чаще всего сталкиваешься? Нарушение прав или обязанностей?

4. Что такое права?

5. Что такое обязанности?

6. Зачем нужны права и обязанности?

В конце занятия предложите школьникам перечитать свои анкеты. Спросите, изменили бы они свои ответы.

6. Предложите жизненные ситуации и попросите ребят прогнозировать их, указать, кто прав, а кто виноват.

Отметим, что при проведении занятия «Права ребенка» (классный час для 1 - 5 классов) можно использовать также ситуации из сказок.

Примеры ситуаций для старшеклассников:

Вася не хочет дежурить, так как детский труд запрещен.

Федя разрисовал парту, так как он имеет право на творчество и самовыражение.

Настя слушает громко музыку после 12 часов ночи, так как имеет право на отдых.

Петя бегает по классу во время урока и утверждает, что имеет право на свободу передвижения.

Подведение итогов

Для подведения итогов мероприятия «Права ребенка» (классный час, 7 класс) можно использовать упражнение «микрофон».

Детям можно предложить ответить на следующие вопросы:

Что нового вы узнали в ходе классного часа?

О каких правах вы узнали?

Каковы ваши обязанности?

Как необходимо относиться к окружающим, чтобы не нарушать их права?

Какие документы защищают ваши права?

Куда вы можете обратиться, если ваши права нарушают?

Каким правом вы пользуетесь в школе?

Рефлексия

Классный час «Права и обязанности» ребенка желательно завершать рефлексией. Для ее проведения можно использовать смайлики с различными мордочками. Ученики должны взять в руки и показать смайлик, который отображает их настроение по окончанию занятия.

Желательно, чтобы они объяснили свой выбор.

Выводы

Хотя бы раз в год необходимо обсуждать со школьниками такой вопрос, как "Конвенция прав ребенка". Классный час на эту тему поможет не только ознакомить детей со своими правами, но и научить их выполнять возложенные на них обязанности.

Методическая разработка классного часа на тему

«Я и мои права. Конвенция о правах ребёнка»

Пояснительная записка.

Актуальность правового воспитания обусловлена двумя факторами: прежде всего разработкой и внедрением в жизнь новых основ российского законодательства, а также присоединением России к международным документам о правах детей и юношества и повышением уровня правовой культуры населения. Еще в середине XIX века известный русский педагог Константин Дмитриевич Ушинский юрист по образованию и воспитатель по призванию, в одной из своих первых работ ("О камеральном образовании", 1848 г.) указал на необходимость изучения народных юридических понятий, наряду с общим воспитанием уделять время и правовому воспитанию человека. В содержании полновесного воспитания человека Ушинский выделял отдельным пунктом "воспитание в ребенке чувства права и справедливости", путем развития его психических основ в чувстве равенства личностей перед законом. В наше время важность правовой культуры возрастает. Право играет особую роль в процессе становления правового государства и гражданского общества. Суть проблемы в том, что необходимо найти оптимальное сочетание вмешательства государства и свободы усмотрения общества во всех сферах жизни людей. Кому из нас не хотелось бы жить в правовом государстве, чувствовать, что ты защищен дома, на улице, на работе? Россия идет по пути коренного обновления правовой системы.

Правовое воспитание - целенаправленная деятельность государства, общественных организаций, отдельных граждан по передаче юридического опыта; систематическое воздействие на сознание и поведение человека в целях формирования определенных позитивных представлений, взглядов ценностных ориентаций, установок. Правовое воспитание сложная система деятельности, особая роль в которой принадлежит образовательной системе. Именно в юношеском возрасте, когда формируются личностные установки человека, необходимо закладывать основы для становления человека, уважающего закон. Правовое воспитание является основным средством формирования и повышения уровня правосознания и правовой культуры граждан, инструментом духовного воспитания личности в условиях построения в России правового государства.

Правовое воспитание - это система мер, направленных на внедрение в сознание индивидов демократических правовых и моральных ценностей, принципов права, стойких убеждений в необходимости и справедливости норм.

Целями правового воспитания являются:

  1. достижение прочных знаний людей о законодательстве, законности, правах и обязанностях личности, в первую очередь, тех норм, которые непосредственно касаются человека. Известно с древности правило, что незнание закона или неверное, искаженное его понимание, расходящееся с волей законодателя, не освобождает от ответственности за его нарушение;
  2. повышение авторитета закона как непреложной социальной ценности, уважения к нему, решительная борьба с правовым нигилизмом;
  3. создание у граждан устойчивой ориентации на правомерное поведение, формирование установок и привычек законопослушания, навыков и умения участвовать в правосудии и иных формах юридической деятельности, а также создание атмосферы протеста и нетерпимости ко всем случаям его нарушения, неотвратимости ответственности.

Задачи правового воспитания:

Ø защита прав и законных интересов ребенка в общеобразовательном учреждении;

Ø формирование правовой культуры и правового сознания;

Ø формирование личности, способной к социализации в условиях гражданского общества;

Ø профилактика нарушений прав ребенка;

Ø совершенствование взаимоотношений участников образовательного процесса.

Ход классного часа

Цель :

Закрепить представление о «Декларации прав человека», «Конвенции о правах ребенка»;

Обобщить знания детей об основных правах ребёнка;

Научить детей применять права и обязанности в повседневной жизни;

Формировать уважительное отношение друг к другу.

Учитель

Тема нашего сегодняшнего классного часа - права ребенка. Мы сегодня говорим о правах ребенка, о документах, регламентирующих эти права

Конве?нция ООН о права?х ребёнка — международный правовой документ, определяющий права детей на образование, пользование достижениями культуры, правом на отдых и досуг, и оказание иных услуг детям государствами-членами ООН. Конвенция о правах ребёнка является первым и основным международно-правовым документом, в котором права ребенка рассматривались на уровне международного права. Документ состоит из 54 статей, детализирующих индивидуальные права юных граждан в возрасте от рождения до 18 лет на полное развитие своих возможностей в условиях, свободных от голода и нужды, жестокости, эксплуатации и других форм злоупотреблений. Конвенция о правах ребенка ратифицирована Ватиканом и всеми странами-членами ООН, кроме США и Сомали. В 1989 г. ООН был разработан и принят документ, в котором речь идет о том, чтобы у всех детей на Земле были одинаковые права.

-Что такое право?

Право - это совокупность установленных и охраняемых государственной властью норм и правил, которые регулируют отношения между людьми.

П рава детей: каждый ребенок имеет право на имя и гражданство; дети имеют право жить с родителями; дети имеют право на медицинскую помощь; дети имеют право на обучение; дети имеют право на отдых; дети имеют право на охрану и защиту.

- Что такое обязанность?

Обязанность - это круг действий, возложенных на кого - то и обязательных для выполнения.

Обязанности детей : Соблюдать законы. Охранять природу. Защищать отечество. Заботиться о родителях. Получить образование.

Предлагаю вам сыграть в игру «Разрешается - запрещается».

Посмотри на этот знак: Человек поднял флаг. Слушать мнение ребенка (разрешается). Вот в углу стоит мальчонка, Плачет, надрывается. Бить, наказывать ребенка Строго (запрещается) С мамой дети должны жить, Ей цветы всегда дарить - Это (разрешается). Эта грань обозначает: Мать с ребенком разлучают. Это (запрещается). Рисовать и петь учиться, Если заболел - лечиться, Это - (разрешается). Этот трудится ребенок, Мало у него силенок, Ноги подгибаются. В детстве тяжкая работа (запрещается). Вместе дружно в мире жить, с разными детьми дружить - Это (разрешается). Этот слабый горбит спину, Перед сильным преклоняется. Быть рабом у господина Строго (запрещается).

А теперь ребята давайте сыграем, а потом проанализируем сценку «Про Петю» В комнате собралась почти вся семья: бабушка вяжет, мама пишет, папа смотрит телевизор. Забегает сын Петя. Сын: Мам, так кушать хочется! Скорей дай поесть (садится за стол, начинает есть). Мама: С грязными руками за стол?! Помой руки! Сын: Это насилие над личностью! Мы сегодня с Конвенцией о правах ребенка знакомились! Бабушка: Петенька, сходи в аптеку за лекарством, что-то давление поднялось. Сын: Бабуль, не имеешь право эксплуатировать ребенка (встает из-за стола). Спасибо, я так наелся. Мама: Помой посуду, сынок. Сын: Не имеешь права использовать детский труд, мамочка (садится, смотрит телевизор). Отец: Выключай телевизор и садись за уроки, иначе я тебя отлуплю! Сын: Это проявление жестокости. Папа!

Найдите ошибки в поведении членов семьи. Имеет ли право ребёнок от чего - то отказаться и получить то, что хочет?

Презентация Конвенции

Давайте заполним кроссворд, вспомнив качества, помогающие людям не нарушать права и не забывать обязанности:

1. Качество человека, который поступает с другими по правилу: относись к другим так, как бы ты хотел, чтобы относились к тебе.

2. Качество человека, который всегда поступает честно по отношению к другим

3. Качество, свидетельствующее о толковости, рассудительности.

4. Качество учтивого человека, соблюдающего все правила приличия.

5. И тогда такому человеку легко будет жить по принципу: «Твои права кончаются там, где начинаются ……

П о р я д о ч н о с т ь

с п Р а в е д л и в о с т ь

Р А з у м н о с т ь

В о с п и т а н н о с т ь

О Б Я З А Н Н О С Т И

Притча «Гвоздь воспитания»

Единственный сын отбился от рук. Испытав все способы влияния, отец придумал, наконец, вот что: вкопал против дома столб, и после каждого проступка сына вбивал в этот столб гвоздь.

Прошло некоторое время, и на столбе не осталось живого места - весь он был утыкан гвоздями.

Эта картина поразила воображение подростка. Тогда за каждый хороший поступок отец стал вытаскивать по одному гвоздю. И вот наступил торжественный момент: последний гвоздь вытащен из столба. Но на сына это произвело совсем неожиданное впечатление: он горько заплакал.

Что же ты плачешь? - спросил отец. - Ведь гвоздей на столбе больше нет.

Гвоздей нет, а дырки остались…

Классный руководитель предлагает вопросы для обсуждения:

· Что символизировали вбитые в столб гвозди?

· Почему мальчик заплакал?

Классный руководитель. Чаще всего на путь нарушения закона становится тот, кто привык не выполнять обязанности. Такой человек привык ни в чем себе не отказывать. Проходя по жизни, как по тротуару, он расталкивает окружающих его людей, забывая, что нет прав без обязанностей.

Классный руководитель задает вопросы:

1. Что значит быть в ответе за других? За кого ты в ответе?

2. Кого называют безответственным человеком?

3. Что такое обязанности?

4. Почему человек должен нести обязанности?

5. Приведите примеры, подтверждающие выражение: «Нет прав без обязанностей».

В заключении давайте заполним анкету:

АНКЕТА

Какие права ты имеешь, как ученик?__________________________________

Что обязан делать ученик?___________________________________________

С какими нарушениями ты чаще встречаешься: прав или

обязанностей?______________________________________________________

Что такое права?____________________________________________________

Что такое обязанности?______________________________________________

Зачем придумали права людей и обязанности?___________________________

Результат:

  1. Знать права и обязанности.
  2. Умение формировать свое мнение по сложившимся обстоятельствам.
  3. Умение работать в группах сообща анализируя сложившиеся обстоятельства.
  4. Сформировать уважение и чувство долга по отношению к членам семьи.

Классный час

«Права ребенка –

твои права»


Классный руководитель: Панюшкина Светлана Васильевна


(занятие проходит в виде беседы, командная игра)

Цель классного часа:

формирование правовой культуры учащихся начальной школы через ознакомление

с основными правами и свободами, изложенными в Конвенции о правах ребенка.

Задачи:

2. Помочь детям осознать, что нет прав без обязанностей, нет обязанностей без прав.

3. Развивать умение называть свои права и анализировать поступки других.

4. Воспитывать уважение к другим людям.

Ход мероприятия

Вступительное слово . - Сегодня у нас необычное занятие.

Я спешу сказать вам - «Здравствуйте!»,

Чтоб пожелать здоровья доброго.

Я спешу сказать вам – «Благости!»,

Чтоб пожелать вам счастья нового.

Я спешу сказать вам – «Радости!»,

Удач, успехов и везения! -

Чтоб пожелать всем в этом классе

Прекраснейшего настроения.

Мы с вами отправимся в путешествие к своим сказочным друзьям, чтобы узнать что-то новое по данным вопросам. Во время путешествия будем выполнять задания по командам. Каждая команда имеет свой цвет:

Синего цвета – «Правда»;

Желтого – «Дружба»;

Зеленого – «Справедливость»;

Красного – «Право».

Сегодня мы будем обсуждать важные вопросы. Тысячи лет назад на Земле появились люди. Одновременно с их появлением возникли и главные вопросы:

Что люди могут делать и что не могут?

Что они обязаны делать и что не обязаны?

На что они имеют права и на что не имеют?

Но что это…

Классный руководитель: Ребята, скажите, пожалуйста, может ли кто-нибудь нарушать наши права и права других людей. Мы сегодня отправимся в плавание на корабле и узнаем, что такое закон, Декларация, Конвенция, Конституция, права и обязанности.

Классный руководитель : И так мы начинаем наше плавание…

Однажды люди со всех концов Земли решили собраться вместе. Кто-то приехал с запада, кто-то с востока, с севера и юга, из богатой страны и бедной. Здесь были и мужчины, и женщины. Они отличались друг от друга тем, что говорили на разных языках, поклонялись разным богам. Многие приехали из тех мест, где шла война, где гибли люди. Другие приехали из стран, где людей часто преследуют за их религию, за их политические взгляды. Всех объединяло одно желание: чтобы никогда больше не было войн, чтобы никто не знал страха и нужды, чтобы никто никогда не мог наказывать людей без вины. Поэтому они все написали Закон. Они привели в этом документе список прав, которые имеет каждый человек на Земле, в том числе и ребенок, для того чтобы все знали и уважали эти права.

Что же это такое – законы, по вашему мнению?(ответы детей) На доске появляется слово Закон.

Классный руководитель: -Законы – это правила, которые устанавливает государство. Их должны выполнять все граждане нашей страны. Законы бывают разные, но главный (основной) закон нашей страны называется Конституцией. Наша Конституция была принята 12 декабря 1993 года. С тех пор этот день является государственным праздником нашей страны.

На доске появляется слово Конституция .

Итак, Конституция (показываю брошюру) – основной закон, по которому мы с вами живем. В Конституции записаны права наших граждан.

Классный руководитель: А что такое «право», «права»? Как вы думаете?

Право – совокупность устанавливаемых и охраняемых государством норм и правил, регулирующих отношения людей в обществе («Толковый словарь» С. И. Ожегова)

Значит права – это некие правила, которые должны выполнять все люди. Государство должно следить за тем, как выполняются правила и нормы, соблюдаются права людей, помогать своим гражданам, наказывать тех, кто мешает жить другим, нарушает их права.

А есть ли права у вас, у детей? Существуют ли документы, где прописаны права ребенка? Давайте разберемся. (Заслушиваются ответы детей. )

В 1959 г. Генеральная Ассамблея ООН (это такая международная организация, которая объединяет 190 стран на земле) провозгласила Декларацию прав ребенка . Декларация сыграла большую роль в деле защиты детства. Ее содержание было призывом к добру, справедливости в отношении детей.

Со времени принятия этой Декларации прошло ровно 30 лет, когда 20 ноября была принята Конвенция о правах ребенка. 20 ноября 1989 г. Через год она была принята и в нашей стране. Таким образом, в этом году будет уже 24 года, как в нашей стране принята к действию Конвенция о правах ребенка.

К
онвенция, как международный документ, отличается от Декларации тем, что

Декларации являются призывами к народам и государством соблюдать записанные в них положения.

А Конвенции, если они подписаны представителем государства, являются обязательством данного государства точно следовать этому международному договору.

Сегодня мы с вами познакомимся с основными правами ребёнка, которые согласно Конвенции ООН должны обеспечить все государства-участники Конвенции.

Классный руководитель:

Задание: Выбрать из предложенных права ребенка (прикрепляется на доску)

Карточки с правами и обязанностями

Право на жизнь. Право на имя при рождении.

Право на медицинскую помощь.

Право на образование.

Право на отдых и досуг.

Право свободно выражать свои взгляды.

Право на свободное перемещение.

Право на заботу и воспитание родителями.

Право на защиту своих прав и законных интересов родителями.

Право на личную, семейную жизнь, неприкосновенность жилища, тайну переписки.

Право на употребление наркотиков

Право на курение

Право на несение военной службы в соответствии с федеральным законом

Дети имеют право говорить на своём языке, исповедовать свою религию, соблюдать обряды своей культуры

Соблюдать Устав Школы

Соблюдать правила внутреннего распорядка работы Школы

Добросовестно учиться

Бережно относиться к имуществу Школы

Уважать честь и достоинство других обучающихся и работников Школы

Классный руководитель:

Задание : каждую картинку поместить около соответствующей статьи, в которой говорится о правах детей (приложение №1)

Классный руководитель: А теперь, чтобы проверить, как вы запомнили права ребенка мы с вами поиграем в игру «Разрешается – запрещается» Я в стихотворной форме буду описывать вам различные ситуации, а вы всей командой должны будете заканчивать фразу словами разрешается или запрещается.

Игра «Разрешается – запрещается»

Куда пойдем мы в воскресенье:

На каток или в кино.

Вот семья вопрос решает

Выбрать мнение одно.

Взрослые на деток смотрят, смотрят- удивляются.

Слушать мнение ребенка конечно(разрешается ).

Вот в углу стоит мальчонка,
Плачет, надрывается.
Бить, наказывать ребенка
Строго (запрещается )

С мамой дети должны жить,
Не грустить и не тужить – Это (разрешается ).

Дитя незаконно похищают,

Мать с ребенком разлучают.

Рисовать и петь учиться,
Если заболел – лечиться,
Это – (разрешается ).

Много трудится ребенок,
Мало у него силенок,
Ноги подгибаются.
В детстве тяжкая работа

Конечно (запрещается ).

Вместе дружно в мире жить,

с разными детьми дружить –
Это (разрешается ).

Когда слабый горбит спину,
Перед сильным преклоняется.
Быть рабом у господина
Строго (запрещается ).

Классный руководитель: Молодцы, ребята! Вы отлично справились с заданием. А теперь снова работа в командах. Все 4 команды получают задания с ситуациями, в которые попали герои из разных сказок. Вы должны обсудить, какие права героя были нарушены?

Ответы на вопросы литературно-правовой викторины.

1.Мачеха с утра до ночи заставляет Золушку трудиться. Несчастной девочке запрещено участвовать в играх и забавах ее сестер. Какая статья Конвенции была бы нарушена, если бы подобное происходило в наши дни? (Статья 31, признающая право ребенка на отдых и досуг, право участвовать в играх и развлекательных мероприятиях, соответствующих его возрасту, и свободно участвовать в культурной жизни и заниматься искусством.)

2.Является ли Маугли, живущий в лесу вместе с дикими зверями, ребенком, имеющим равные с прочими права? (Согласно Конвенции, ребенком является каждое человеческое существо до достижения 18-летного возраста. Ст.1.)

3.Опекун всемирно известного Гарри Потера перехватывает и читает письма, адресованные мальчику. Какую статью Конвенции он нарушает? (Статью 16. Она гласит: «Ни один ребенок не может быть объектом произвольного или незаконного вмешательства в осуществление его права на личную жизнь, семейную жизнь, неприкосновенность жилища или тайну корреспонденции или незаконного посягательства на его честь и репутацию».)

4
.Баба-яга уносит братца Иванушку от сестрицы Аленушки за тридевять земель в тридесятое царство. (Статья 11 Конвенции предусматривает принятие мер для борьбы с незаконным перемещением и невозвращением детей из-за границы. Здесь нарушается и Статья 16, выдержка из которой цитировалась ранее.)

Физминутка под песню «Друзья»

Конкурс «Песня о правах»

1 команда: «Песня бременских музыкантов» (музыка Г.Гладкова, слова Ю.Энтина) – «Ничего на свете лучше нету…» (Право на свободу передвижения. Право на свободу мирных собраний.)

2 команда: «Чему учат в школе» (музыка В. Шаинского, слова М. Пляцковского). (Право на образование.)

3 команда: «Песенка мамонтенка» (музыка В. Шаинского, слова д. Непомнящей).(Право на то, чтобы ребенок не разлучался со своими родителями вопреки их желанию)

4 команда: «Чунга-Чанга» (музыка В. Шаинского, слова Ю.Энтина) .

(Право пользоваться благами, право на отдых)

Ответы детей

Классный руководитель: Только ли права есть у детей? Но, зная права, не надо забывать и об обязанностях.

Обязанности – круг действий возложенных на кого-нибудь и обязательных для выполнения. (Толковый словарь С. И. Ожегова)

Но, зная права, не надо забывать и об обязанностях. Как вы думаете, каковы ваши обязанности? (ответы детей)

Обязанности ребенка:

Соблюдать законы; охранять природу; защищать Отечество;

заботиться о родителях; получить образование.

Вот в уставе нашей школы тоже есть обязанности учеников, которые мы должны неукоснительно выполнять.

Игра “Как поступлю ”

1задание: Ты играешь во дворе с ребятами, но мама зовет тебя домой. Как ты поступишь?

а) пойдешь домой б) сделаешь вид, что не услышал маму в) начнешь просить маму погулять еще

г) договоришься с друзьями встретиться завтра

2 задание: Твоего друга вызвали к доске решать задачу, а у него не получается:

а) ты будешь ему подсказывать б) поможешь разобраться после уроков

в) будешь смеяться и подшучивать г) ничего не предпримешь

3 задание: Ты нашел бездомного щенка, но у тебя уже есть собака:

а) ты начнешь с ним играть, а потом бросишь его и побежишь домой

б) постараешься найти хозяина в) пройдешь мимо

4 задание: В автобусе бабушке не хватило места, ты:

а) уступишь бабушке место б) сделаешь вид, что не заметил

в) притворишься, что спишь

Классный руководитель: У каждого гражданина России, есть не только права, но и обязанности. О своих обязанностях не должны забывать и вы.

Подведение итогов беседы. Рефлексия.

Классный руководитель: Вот и подошел к концу наше путешествие. Мы хорошо поработали, узнали много нового и полезного для каждого из вас. Хотелось бы проверить ваши знания. Мы узнали новые слова, новые сведения.

Просмотр Мультфильма «Права детей»

Сделайте вывод по просмотру видеоурока наших сказочных друзей? Что вы можете сказать про их права? Что нового вы узнали во время нашего путешествия?

Вывод: каждый человек имеет право на то, что является самым важным для него, - это право на жизнь и её охрану, право на охрану здоровья, чести и достоинства, право жить в мире, среди своих близких, в своей родной стране и в случае необходимости пользоваться её защитой.

Классный руководитель: Спасибо за внимание. Соблюдайте свои обязанности и помните о своих правах. Закончить нашу встречу можно такими словами (читает ребенок):

Я – ребенок, я - человек, я должен иметь права

На то, чтобы жить в свободной стране, а не там, где идет война.

Я имею права, на то, чтоб любить и на то, чтобы быть любимым,

Я имею права, на то, чтобы жить и на свете быть самым счастливым.

Я
имею права, чтобы мир на Земле царил всегда и везде.

Я имею права, чтобы в небе большом всегда была тишина.



Просмотров