Понятие и виды государственных решений. Обжалование действий государственных органов

Государственно-управленческое решение -- осознанно сделанный субъектом государственного управления выбор целенаправленного воздействия на социальную действительность, выраженный в официальной форме.

Между тем существует более широкое понятие государственного решения, -- это властная воля государства, которая приобретает официально выраженную форму, будучи закрепленной в существующих государственных актах, издаваемых государственным органом либо должностным лицом в соответствии со своей компетенцией и в пределах предоставленных полномочий. Принятие государственного решения традиционно рассматривается как этап волевого акта, совершаемого субъектом, наделенным государственно-властными полномочиями, при выборе одной из существующих возможностей в достижении предполагаемого результата намечаемых действий. Таким образом, государственное решение -- это, как правило, идеальная модель будущего, где содержится информация, данная субъектом власти, о желательности и нужности того, что должно быть исполнено.

Социальный характер управленческих решений государственных органов в том, что они воздействуют не на природную или техническую среду, а на людей. Цель их побуждающего воздействия -- мобилизовать людей на практическое (материальное) преобразование социальной действительности. Основное содержание данного управленческого процесса -- волевое воздействие управляющих на управляемых. Если деятельность по подготовке и принятию управленческих решений всегда духовна, то деятельность по реализации этих решений в основном материальна, в какой бы социальной сфере она ни осуществлялась. Исполнение управленческих решений -- это практическая, а следовательно, материальная сторона управленческой деятельности, так как именно в процессе организаторской и в результате практической деятельности происходит «материализация» содержащихся в управленческих решениях социальных норм, перевод их в реальные физические действия (отношения, процессы, результаты) под воздействием управляющей подсистемы на управляемую в целях преобразования ее в новое качественное состояние. Однако управленческие решения могут иметь двоякий характер, поскольку могут быть направлены как вовне -- на управляемую подсистему, так и внутрь -- на управляющую подсистему. Но при этом качественная специфика управленческих решений заключается в преобразовании и стабилизации управляемого социального объекта.

Государственные решения бывают в известной мере политическими и административными. Первые принимаются по наиболее важным общественно значимым проблемам политическим руководством, т.е. высшими органами государственной власти, либо руководителями, непосредственно исполняющими полномочия государственных органов (президент, председатель правительства, председатели палат парламента, руководители законодательных и исполнительных региональных органов власти, министры и некоторые другие). Политические решения составляют первичный уровень государственных решений, тогда как административные решения являются вторичными, имеющими подчиненно-вспомогательное значение. Административные решения производны от политических в том смысле, что они направлены на обеспечение условий для подготовки, принятия и реализации решений политического руководства. Отличительная особенность государственных решений административного уровня в том, что они имеют, как правило, обезличенный характер. В их подготовке, принятии и выполнении участвует большое число специалистов разного профиля и поэтому их авторство не связывают с именем конкретного госслужащего. Хотя в своем большинстве эти решения подготавливаются конкретными людьми, их личными решениями частного характера они не могут быть, так как принимаются от имени государственных органов. Отсюда возникает задача их юридического закрепления в надлежащей форме.

В государственном управлении решения разрабатываются, принимаются и исполняются в установленном порядке соответствующими правомочными субъектами: государственными органами и должностными лицами. Юридическое волеизъявление управленческого субъекта государственной власти предполагает наступление определенных последствий. Принятие и выполнение государственных решений порождают также правовые последствия или условия, необходимые для возникновения таких последствий. Поэтому следует подчеркнуть, что принятие решений является не только правом, но и обязанностью уполномоченных субъектов (государственных органов и должностных лиц), а вместе с тем предусматривает и ответственность не только за их принятие и выполнение, но также и за наступающие в результате последствия. И по этим же основаниям управленческие решения государства должны облекаться в надлежащие формы их официального выражения.

В повседневной жизни встречается множество государственных решений, связанных с управлением в различных сферах общественных отношений, различия между которыми весьма существенны для правоприменительной практики. Главное в них -- государственное веление с целью урегулирования (упорядочения, разрешения и т.д.) общественных отношений, затрагивающих разнообразные проявления жизни и деятельности человека-гражданина в обществе-государстве. Необходимость правовой регуляции принятия и реализации государственных решений вызывает потребность в их документировании, должной фиксации и общезначимой удостоверенности фактов, событий и состояний. Принятие (издание, обнародование) государственных решений в документальной форме есть способ письменного сообщения (передачи) информации, необходимой для управления и иных видов деятельности. Все официальные решения, имеющие статус государственных, оформляются надлежащим образом в виде различных документов (актов). Документ -- письменная форма управленческого решения, акт -- разновидность документа.

Юридическая сила -- свойство обязательности исполнения решений, содержащихся в официальном документе (в теории государства и права -- правовой акт), сообщаемое ему действующим законодательством, компетенцией издавшего его органа и установленным порядком оформления. Придание документу юридической силы, подтверждение факта его издания -- главное назначение процедуры регистрации.

Она обеспечивается установленным для каждой разновидности документов комплексом реквизитов -- обязательных элементов оформления документов (в том числе наименование документа, его номер, дата принятия, гриф утверждения, сведения о подписавшем: название должности и фамилия, печать и др.). Так, пока какой-либо документ, например, приказ министра, не зарегистрирован, он юридически не существует; если поступивший документ не зарегистрирован, никто из чиновников не возьмет на себя ответственность за него, так как не подтвержден факт его поступления. Регистрационные реквизиты позволяют также вести учет, поиск и идентификацию всех документов, а также контроль за исполнением управленческих решений.

Государственные решения, принимаемые в форме нормативно-правовых актов, издаются управомоченным органом и устанавливают, изменяют или отменяют нормы права. Нормы права -- установленные государством общеобязательные правила должного поведения. Они, как и все право в целом, направлены на урегулирование и развитие определенных общественных отношений. В них указываются условия, при которых следует руководствоваться данным правилом (гипотеза), субъекты регулируемых отношений, их права и обязанности, возникающие при обстоятельствах, предусмотренных в гипотезе (диспозиция), а также определяются последствия, которые должны наступить для лиц, нарушивших данное предписание (санкция). Обычно предписания норм права носят более или менее общий характер, регулируя определенный вид общественных отношений. Общеобязательность норм права обеспечивается государством посредством воспитания правосознания граждан и применения к нарушителям мер государственного принуждения. Совокупность норм права в данном обществе составляет его право.

Основу основ всей нормотворческой деятельности государственных органов составляют подготовка и принятие законов, которые являются актами государственного управления, имеющими наибольшую юридическую силу. Высшим по правовой значимости среди них является конституция страны. Поэтому естественно, что главные процедуры принятия законодательных актов фиксируются в конституциях, изменение норм которых имеет особую по сложности процедуру. Подтверждающим тому примером может служить Конституция Российской Федерации.

Государственно-управленческие решения отличаются также активной организующей, созидательной ролью. Для государственного управления и принимаемых в процессе его осуществления решений характерна обычно не одна, а несколько целей, связанных между собой. Например, стратегической, главной, постоянной и всегда актуальной целью можно считать удовлетворение общественных потребностей по приоритетным направлениям развития общества и государства. Этому служат ряды обеспечивающих, часто изменяющихся и потому не отличающихся постоянством целей, достижение которых осуществляется посредством последующих государственно-управленческих решений. Выделяется и такое важное свойство государственных решений, как наличие системы правил, определяющей порядок их разработки, обсуждения, принятия, вступления в силу, внесения изменений и отмены. Регламентация в данном случае служит прочной гарантией ведущей роли решений государственных органов в реальных управленческих процессах. Таким образом, можно отметить параметры, свойственные всем видам управленческих решений, которые принимаются государством. К ним относятся: 1) наличие субъектно-объектных отношений; 2) содержательность решений -- информация о том, что должно быть сделано и для чего (в каких целях) и т.д.; 3) процедура принятия решения; 4) форма решения; 5) время действия решения.

Государственные решения оформляются обычно в правовых документах следующих видов: законы, указы, постановления, распоряжения, приказы, предписания, указания, положения, инструкции, приговоры и др. Виды и формы государственно-управленческих решений универсальны для всех государственных органов определенного типа. Например, для России закон есть акт законодательного органа вне зависимости от его уровня (федерального или субъекта федерации), постановление -- есть акт Правительства России или правительств субъектов федерации и т.д. Такие разновидности документов, которые весьма часто используются во внутри межведомственном документообороте, как служебные письма, докладные записки, отчеты, рекомендации, извещения и другие не содержат властных требований, обязательных для исполнения их адресатами, а потому не являются актами, имеющими характер государственных решений.

По критерию гласности полезно обозначить открытые и закрытые формы управленческих решений. Открытые формы доступны всем, закрытые оформляют решения, обычно связанные с госбезопасностью, оперативно-розыскной, разведывательной, военной, частично внешнеполитической и подобной деятельностью, требующей соблюдения гостайны и режима секретности.

Все государственные решения оформляются в соответствии с имеющимися стандартами, в которых закреплены основные требования к их составлению и изданию (опубликованию). Так, судебное решение обычно состоит из вводной (описательной), мотивировочной и постановляющей частей. Текстуальное содержание документа, принимаемого органом исполнительной власти в виде постановления, распоряжения или приказа, чаще всего состоит из двух частей: констатирующей и резолютивной (директивной, распорядительной). В констатирующей части излагаются основания (мотивы) для издания документа, а в директивной указываются конкретные мероприятия (меры), которые надлежит предпринять во исполнение намеченных действий. Все меры расписываются отдельно по каждому пункту с указанием ответственных исполнителей, сроков исполнения, а в конце указываются те, на кого возлагается контроль за исполнением данного акта в целом или его отдельных пунктов.

Разработка, принятие и реализация государственных решений -- это сложный, многоступенчатый процесс, в котором происходит выработка и согласование позиций по самым разнообразным общественно значимым вопросам с целью практического осуществления мер властного воздействия на социальную действительность.

Система контроля исполнения документов, в которых содержатся государственно-управленческие решения, может включать: автоматизированный учет, проверку исполнения на местах, анализ оперативной деятельности подразделений, выработку рекомендаций и принятие мер для устранения причин, снижающих эффективность управления, и др.

Цель такого контроля -- содействие своевременному и качественному исполнению решений, обеспечение получения аналитической информации, необходимой для оценки управленческой деятельности государственного аппарата, госорганов, структурных подразделений, конкретных госслужащих.

Все юридические лица, в процессе ведения своих дел, то и дело сталкиваются с решением государственных органов. Решения должностных лиц по участию в конкурсах, аукционах, внесению изменений в учредительные документы, земельным вопросам и другим рабочим моментам, не всегда удовлетворяют интересам юридического лица, а то и вовсе ущемляют его права. Что делать в этой ситуации? Единственно возможный ответ - незамедлительно обжаловать принятое решение, добиться пересмотра его результатов.

Понятие обжалования решений госорганов

Согласно действующему законодательству и ст. 46 Конституции РФ, каждый гражданин России может обжаловать любое решение государственных органов. Предметом обжалования могут выступать действия или бездействия госорганов или их представителей, которые повлекли за собой следующие последствия.
. Нарушение законных прав и свобод юридического лица.
. Искусственно созданные препятствия для реализации прав юридического лица.
. Юридическое лицо незаконно привлечено к административной ответственности.
. На юридическое лицо незаконно возложена какая-либо обязанность.
После обжалования решения госорганов, с которым вы не согласны, будет вынесено новое решение. В данном случае возможны два варианта развития событий.
. Вариант первый - ваша жалоба будет признана обоснованной и в силу вступит решение об удовлетворении всех ваших требований в рамках действующего законодательства.
. Второй вариант - вышестоящий орган, должностное лицо или суд не установит факта нарушения ваших прав, и ваша жалоба останется без удовлетворения.
Чтобы избежать второго варианта развития событий, необходимо правильно обжаловать решения госорганов.

Как правильно обжаловать решения госорганов: способы

Согласно действующему законодательству РФ существует несколько способов подачи жалоб на действия, бездействие или решение государственных органов - обращение в вышестоящий государственный орган или к вышестоящему должностному лицу и подача жалоб в судебном порядке.
. Обращение в вышестоящий государственный орган или к вышестоящему должностному лицу называют внутриведомственным обжалованием. В данном случае необходимо понимать, что все государственные органы имеют строгую иерархию управления и у каждого начальника (чиновника) есть свое руководство. Направленная ему жалоба, будет рассмотрена вышестоящей инстанцией и по ней будет принято новое решение. Как правило, эта процедура отнимает не более 1 месяца, по истечении которого вы получаете официальный ответ на жалобу. Большим плюсом такого обращения является рассмотрение обращения профильным, компетентным органом, который имеет непосредственное отношение к сути проблемы. И новое, принятое решение по жалобе в обязательном порядке подлежит исполнению его подчиненными. Единственный минус такого способа подачи жалоб - отсутствие должной мотивации к пересмотру дела, поскольку мало кому из начальников нравится и хочется отменять принятые их же подчиненными решения.
. Подача жалобы в судебном порядке - наиболее эффективный способ обжалования решений государственных органов, должностных лиц и органов местного самоуправления. В данном случае, обращение осуществляется непосредственно в суд. Вынесенное судом решение является обязательным для исполнения всеми заинтересованными сторонами. Плюс такого способа обращения - непредвзятость при рассмотрении вашей проблемы. Минус - рассмотрение вопроса может отнять много времени.
. Существует и третий способ обжаловать действие, бездействие или решение государственных органов - вневедомственное обжалование. Это вариант, при котором жалоба направляется депутату, Уполномоченному по правам человека или в органы прокуратуры. Данный вариант рассмотрения считается самым малоэффективным.
У депутата, как правило, нет времени заниматься вашим вопросом. К тому же он не обладает реальной возможностью провести проверку принятого ранее решения и вынести по нему новое решение. В лучшем случае он просто передаст вашу жалобу на рассмотрение в профильное ведомство (см. обращение в вышестоящий государственный орган или вышестоящему должностному лицу).
Обращение к Уполномоченному по правам человека по сути дела может ничем не закончится. Омбудсмен не является частью вертикали власти, никому не подчиняется и все его решения носят просто рекомендательный характер. Конечно, такое обращение выглядит эффектно, но на практике решения омбудсмена никто не обязан выполнять.
Обжалование решения госорганов с помощью прокуратуры, чем-то напоминает игру в «русскую рулетку». С одной стороны - прокурор наделен необходимыми полномочиями, вправе требовать отмену незаконно принятого решения и применения дисциплинарных мер по отношению к нарушителям законности. А с другой стороны - прокурор представляет сторону обвинения и его позиция всегда на стороне государства, а не на стороне истца.
Резюмируя все вышесказанное, можно сделать очевидный вывод - для эффективного решения проблемы, для обжалования решений госорганов следует обращаться в вышестоящий государственный орган, к вышестоящему должностному лицу или подать свою жалобу в судебном порядке. Для этого необходимо соблюсти порядок и сроки подачи обжалований.

Каков порядок и срок обжалования решений госорганов?

Воспользоваться своим законным правом и обжаловать решение госорганов можно согласно установленному законодательством РФ регламенту.
. Обращение в вышестоящий государственный орган или к вышестоящему должностному лицу - срок подачи различен, в зависимости от государственного органа, куда подается жалоба. Отсчет времени следует вести с момента, когда вам стало известно о принятом госорганами решении. Как правило, это дата вручения постановления госорганов. Например, вы столкнулись с неудовлетворительной работой или бездействием службы судебных приставов. В этом случае, согласно статье 122 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" жалоба на постановление должностного лица службы судебных приставов, его действия (бездействие) подается в течение десяти дней со дня вынесения судебным приставом-исполнителем или иным должностным лицом постановления, совершения действия, установления факта его бездействия либо отказа в отводе. Лицом, не извещенным о времени и месте совершения действий, жалоба подается в течение десяти дней со дня, когда это лицо узнало или должно было узнать о вынесении постановления, совершении действий (бездействии). В содержании обращения должна излагаться вся относящаяся к вашему делу информация - полные сведения о заявителе, изложение сути проблемы, указание на нарушение ваших прав, требование устранить нарушение и т.д. По результатам рассмотрения вашего обращения, вы получите официальный ответ (решение) в письменной форме.
. Обжалование решения госорганов в судебном порядке - срок подачи жалобы 3 месяца. Отсчет времени, как и в предыдущем случае, следует вести с момента получения постановления. Например, вы получили решение ИФНС и не согласны с ним. В этом случае вам необходимо собрать доказательства своей правоты и составить документ правового характера, в котором подробно изложить все обстоятельства дела. Документ должен быть составлен по форме, установленной согласно действующему законодательству. В противном случае, суд может не принять ваше обращение и отказать в обращении.

Важно запомнить! Успех любого обжалования напрямую зависит от точной формулировки главного требования жалобы, его правового обоснования и соблюдения сроков обращения. Справиться с этой задачей может только опытный юрист - адвокат. Руководствуясь положениями Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (КАС РФ) и действующего законодательства РФ, адвокат подготовит грамотно составленное обращение в любую вышестоящую инстанцию или в суд.

Помощь адвоката при обжаловании решений госорганов

Обжалование решений государственных органов - достаточно сложный и щепетильный процесс. Он подразумевает прохождение следующих важных этапов.
. Получение результата рассмотрения дела госорганами.
. Соблюдение процедуры подачи обращения (жалобы, искового заявления).
. Сбор необходимых документов и доказательств для обоснования обращения и обжалования принятого решения.
. Выработка стратегии обращения в вышестоящие инстанции или в суд.
. Подача жалобы.
Зачастую, обращение для обжалования принятых решений, напоминает изощренный спор между госорганом и юридическим лицом. Победу в этом споре одержит та сторона, доводы которой безукоризненны в правовом плане. При этом нельзя недооценивать административный ресурс начальников, чиновников и должностных лиц, для которых отмена принятого решения равносильна полному поражению. И в данном случае, очень важно правильно подготовить не только правовое обоснование своего обращения, но и выработать идеальную стратегию поведения, которая не будет раздражать вашего оппонента (госорганы или их представителей). В противном случае, вместо, или вместе, с отменой принятого решения можно подвергнуться организованной травле со стороны всех госорганов. Избежать столь неприятного поворота обращения просто - для этого необходимо привлечение адвоката для решения проблемы обжалования.

Обжалование решений госорганов: адвокат в Москве

Вы являетесь юридическим лицом и вам необходимо в кротчайшие сроки обжаловать решение госорганов? Адвокат Александр Дядищев окажет вам квалифицированную помощь и предоставит полный спектр услуг.
. Адвокат организует необходимую экспертизу для обоснования законности принятого решения.
. Александр Дядищев составит и подаст вашу жалобу в вышестоящие органы, вышестоящему должностному лицу или в суд.
. Опытный юрист подготовит правовое обоснование неправомерности действий служебных приставов, ИФНС, УФАС и других государственных органов.
. С помощью Александра Дядищева вы добьетесь справедливого решения Пенсионного фонда и Фонда социального страхования.
При этом Александр Дядищев доступно объяснит вам всю процедуру обжалования, проанализирует возможные риски и выберет правильную тактику ведения дел, направленную на соблюдение ваших прав и отстаивание законных интересов. Просто звоните по телефону, указанному на сайте, и записывайтесь на предварительную консультацию к адвокату в Москве. Действуйте безотлагательно и в рамках закона!

Подаче административного искового заявления об оспаривании решения органа власти, как правило, предшествует обращение в этот орган, получение официального отказа или не получение ответа в установленный срок.

К органам власти, действия которых можно оспорить в порядке административного судопроизводства можно отнести органы власти РФ, областные, краевые и республиканские органы власти, а также органы местной (муниципальной) власти. Объединяющих их признаком является то, что их решения и официальные документы являются обязательными для граждан и юридических лиц на определенной территории.

Для обжалования решений органа власти необходимо составить заявление в суд по представленному образцу.

Пример административного искового заявления об оспаривании решения органа власти

В Трусовский районный суд г. Астрахани

Административный истец: Сильненко Вячеслав Викторович,

адрес: г. Астрахань, ул. Васильевая, д. 78

Административный ответчик: УФМС России по Астраханской области

адрес: г. Астрахань, ул. Вилова, д. 99

АДМИНИСТРАТИВНОЕ ИСКОВОЕ ЗАЯВЛЕНИЕ

об оспаривании решения органа власти

Я, Сильненко Вячеслав Викторович, гражданин Республики Казахстан, с сентября 2005 г. проживаю в России по виду на жительство. Здесь у меня имеется жена – гражданка Российской Федерации Сильненко Анна Павловна, дочь – Сильненко Василина Вячеславовна, 2010 г.р.

25 апреля 2015 г. обратился в УФМС России по Астраханской области для продления вида на жительство. Срок действия вида истекал 25 сентября 2015 г. При приеме сотрудником документов, мне было в письменной форме разъяснено, что в отношении меня УФМС России по Астраханской области 17 апреля 2015 г. вынесено решение о неразрешении въезда в Россию и что я обязан выехать. Кроме того, в связи с решением о неразрешении въезда мне аннулирован вид на жительство, о чем я также письменно уведомлен 25 апреля 2015 г.

Из копии решения о неразрешении въезда следует, что оно вынесено в соответствии с п. 11 ст. 27 Федерального закона от 15 августа 1996 г. № 114-ФЗ, т.е. за неоднократное совершение правонарушений: 13 января 2015 г. (за неподачу уведомления по факту проживания в России в 2014 г.) и 10 апреля по ст. 18.10 КоАП РФ (за работу у юридического лица без разрешения на работу). Однако УФМС России по Астраханской области не принято во внимание, что 19 апреля 2015 г. мною направлена жалоба на действия должностного лица. И по факту вынесенное 10 апреля постановление не вступило в законную силу. Следовательно, учитываться при принятии решения о неразрешении въезда оно не может. Поскольку вынесенное УФМС России по Астраханской области решение о неразрешении въезда в РФ является незаконным, нарушает мои законные права на свободу выбора места жительства и свободу передвижения, вынуждая покинуть Российскую Федерацию, где у меня имеются устойчивые семейные связи, решение органа власти является незаконным.

  1. Признать незаконным и отменить решение УФМС России по Астраханской области о неразрешении въезда в Российскую Федерацию от 17 апреля 2015 г.
  2. Обязать УФМС России по Астраханской области продлить срок выданного мне ранее вида на жительство в РФ.

Приложение:

  1. Копия административного искового заявления
  2. Квитанция об уплате
  3. Копия решения о неразрешении въезда
  4. Копия решения об аннулировании вида на жительство
  5. Копия решения суда об отмене постановления УФМС по Астраханской области от 10.04.2015 г.

Сильненко В.В., 05.05.2015 г.

Подача административного иска об оспаривании решения органа власти

Заявление подается в районный суд по месту жительства административного истца или по месту нахождения органа власти. Заявление об оспаривании решения может подать любой гражданин или организация, считающие, что этим решением нарушены их права или ограничены гарантированные свободы и интересы.

При подготовке административного искового заявления рекомендуем ознакомиться с другими образцами по аналогичным ситуациям:

  • заявление об оспаривании нормативного акта

Следует учитывать, что срок обращения в суд с административным иском об оспаривании решения ограничен 3 месяцами со дня принятия этого решения или дня, когда заявитель узнал о принятом решении. При пропуске срока по уважительной причине одновременно подается заявление о восстановлении срока по административному делу .

  1. административное исковое заявление об оспаривании решения представительного органа муниципального образования о самороспуске или об оспаривании решения представительного органа муниципального образования об удалении в отставку главы муниципального образования может быть подано в суд в течение десяти дней со дня принятия соответствующего решения.
  2. административное исковое заявление об оспаривании решений, действий (бездействия) органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органа местного самоуправления по вопросам, связанным с согласованием места и времени проведения публичного мероприятия (собрания, митинга, демонстрации, шествия, пикетирования), а также с вынесенным этими органами предупреждением в отношении целей такого публичного мероприятия и формы его проведения, может быть подано в суд в течение десяти дней со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.

Рассмотрение административного иска об оспаривании решения

Заявление принимается судом в течение 3 дней со дня подачи. После этого в течение 2 месяцев административный иск должен быть рассмотрен по существу с вынесением судебного постановления.

О рассмотрении дела суд извещает заявителя и орган власти, действия которого обжалуются. Суд может привлечь к участию в деле и других лиц, если решение суда может повлиять на их права и обязанности.

Неявка в судебное заседание лиц, участвующих в деле, не является основанием для его отложения. Однако суд может признать явку представителя органа власти обязательной.

Административный истец должен представить оспариваемое решение и обосновать нарушение своих прав. Орган власти должен представить суду доказательства законности принятого решения и соблюдение установленной процедуры при его принятии.

После принятия судебного решения в окончательной форме у недовольной стороны будет 1 месяц для подачи апелляционной жалобы по административному делу.

После вступления решения в законную силу оно становится обязательным для исполнения. При необходимости заявитель имеет право просить выдать исполнительный лист для принудительного исполнения.

Не нужно опасаться обращаться в суд с административным исковым заявлением об оспаривании решения органа власти, поскольку именно такой порядок считается наиболее цивилизованным способом разрешения возникших проблем.

Деятельность политических институтов и органов админист­ративного управления воплощается в принятии и реализации со­ответствующих государственных решений: политических и адми­нистративных. Анализ решений - неотъемлемый аспект теории государственного управления. По типу решений, способу их раз­работки, уровню участия различных субъектов, в том числе мас­совых, можно судить о существенных признаках общественно-политической системы.

Решения принимаются на всех уровнях системы управления. Несмотря на различия типов и уровней решений, им присущи некоторые общие черты.

Государственное решение - это выбор и обо­ снование определенного проекта действий государственных ор­ ганов, направленных на достижение общественных целей.

Различают:

    политические реше­ния - концентрированное выражение политического руководства. Они подчинены осуществлению общих интересов и общих целей социальных групп либо всего общества – например, государственные программы, социально-экономические, социально-политические концепции, законодатель­ные акты конституционного характера, указы Президента по общим вопросам деятельности государства и др.

    административные решения представляют собой акты управленческих действий, регулирующих функцио­нирование отдельных видов текущей практической деятельности отдельных организаций – например, постановления Прави­тельства, а также приказы и распоряжения министерств и ведомств.

В соответствии с принципом приоритетности политики в государственном управ­лении политические решения имеют доминирующее значение по отношению к административно-управленческим.

Х арактеристики государственного решения :

    диапазон решения, что характеризует политическое про­странство, в рамках которого оно действует, и объем задач, охватываемый данным решением; политические решения, как правило, многоцелевые;

    информационная обеспеченность решения, т.е. информа­ционная база его принятия, в том числе научная;

    технология и стиль принятия решения - совокупность методов и приемов подготовки и принятия решения, способов получения и восприятия информации, необходимой для решения, порядок и характер обсуждения альтернативных вариантов проектов и определения приоритетных из них; подходы при фор­мулировании целей и при выборе средств для их осуществления;

    типы принятия решений - демократический или авторитарный;

    практическая значимость решения.

Государственные решения группируются по многим принципам:

    по уровню субъектов в системе государственной власти и управления - решения центральных и местных органов;

    по характеру целей и задач - решения поли­тические или административные, руководящие и исполнительс­кие, стратегические или оперативно-тактические, общегосудар­ственные или относящиеся к отдельным областям государствен­ной жизни;

    по сферам жизнедеятельности общества - решения хозяйственно-экономические, социальные, по проблемам государ­ственного строительства и управления, культурного строитель­ства и пр.;

    по масштабам охвата объекта управления - решения общесистемные, общеполитические, макроэкономические, микро­социальные (относящиеся к отдельным группам производствен­но-экономических и социальных коллективов);

    по управленчес­ким функциям - вопросам планирования, организации, контро­ля и др.

Решения на региональном уровне формулируются в виде зако­нов, принимаемых представительными органами власти, постановлений глав администраций областей и др. Они могут быть как политико-правовыми, так и административными актами. Различие между политическими и административными решениями относительно, поскольку, как говорилось, государственное управление по природе своей явле­ние политическое. Политика же - определяющий уровень (в смыс­ле значимости) управления. Это признается и отдельными зару­бежными авторами. Например, французский политолог М. Понятовский разделяет руководство общественными делами на три уровня: политика - означает, что делать и почему; исполнение - как делать и при помощи чего; администрирование - подсоб­ное средство.


Можно ли до суда обратиться с жалобой на решение в вышестоящий орган? В какой процессуальный срок она должна быть рассмотрена? Досудебное обжалование решения гос.

органа возможно.

Для этого необходимо подать жалобу в течение одного месяца с момента получения решения. Подавать жалобу следует через орган, вынесший обжалуемое решение. IV.

В какой срок можно обратиться в суд для оспаривания решения гос.

Оспаривание действий государственных органов

Юридические лица также могут обратиться в суд для обжалования действий или решений органов местного самоуправления, должностных лиц, общественных объединений и государственных органов власти. Любые юридические факторы, которые возникли в результате деятельности органов власти, затрагивающие права и свободы заявителя и не оформленные в виде правовых актов, могут быть оспорены.

В соответствии со ст.254 ГПК РФ для того чтобы оспорить действие (бездействие) или решение государственных органов можно обратиться в суд или непосредственно в вышестоящий орган государственной власти в порядке подчиненности, к должностному лицу, органу местного самоуправления, государственному или муниципальному служащему. Круг лиц, чьи действия или акты могут рассматриваться и оспариваться в судебном решении, по сравнению с ГПК РФСР 1964 г.

Обжалование действий государственного органа

Если окончание процессуального срока, исчисляемого месяцами, приходится на месяц, который соответствующего числа не имеет, срок истекает в последний день этого месяца (часть 2 статьи 114 АПК РФ). В случаях, если последний день процессуального срока приходится на нерабочий день, днем окончания срока считается первый следующий за ним рабочий день (часть 4 статьи 114 АПК РФ).

Процессуальное действие, для совершения которого установлен срок, может быть выполнено до двадцати четырех часов последнего дня установленного срока (часть 5 статьи 114 АПК РФ).

Обжалование решений, действий или бездействия государственных органов и должностных лиц

В то же время заявления граждан, рассмотрение которых отнесено к подсудности районных судов, могут быть поданы в суд по месту жительства гражданина либо в суд по месту нахождения государственного органа или должностного лица. В какой срок должно быть подано заявление?

Согласно статье 280 Гражданского процессуального кодекса гражданин и юридическое лицо вправе обратиться в суд с заявлением в течение 3 месяцев со дня, когда им стало известно о нарушении их прав, свобод и охраняемых законом интересов, то есть с того момента, когда гражданин или юридическое лицо узнали о принятом решении либо совершенном действии органом либо должностным лицом ущемляющем их конституционные права и свободы (например, получили соответствующий документ). В том случае если срок для обращения с заявлением был пропущен без уважительных причин, это не будет является основанием для суда к отказу в принятии заявления.

Как обжаловать действия и решения чиновников?

Что такое жалоба? Пожаловаться на неправомерные действия чиновников можно двумя способами: вышестоящему чиновнику (органу) или в суд. Процедура подачи жалоб в вышестоящий орган (административный порядок обжалования) и их рассмотрения описана в Федеральном законе «О порядке рассмотрения обращений граждан РФ».

Жалоба – это один из видов обращений наряду с предложениями и заявлениями.

Обжалование неправомерных действий госорганов и должностных лиц в судебном порядке

Предметом жалобы являются несогласие заявителя с обжалуемыми действиями (бездействием) или решением. Мотивами (основаниями) жалобы могут служить юридические факты и иные обстоятельства, свидетельствующие о незаконности или необоснованности действий государственных органов, организаций или должностных лиц.

Незаконность действия (решения) подразумевает под собой нарушение конкретной нормы законодательства при осуществлении этого действия (вынесении решения).

Гражданин или юридическое лицо вправе обратиться в суд с жалобой, если считает, что неправомерными действиями (бездействием) государственных органов, иных юридических лиц, а также организаций, не являющихся юридическими лицами, и должностных лиц ущемлены его права.

Порядок обжалования действий (бездействия) должностных лиц Министерства юстиции Республики Казахстан

Сроки рассмотрения обращений предусмотрены статьей 8 Закона Республики Казахстан «О порядке рассмотрения обращений физических и юридических лиц».

Просмотров