Порядок расторжения договора по 44 фз. Как расторгнуть контракт по соглашению сторон: пошаговая инструкция. Когда может заказчик

Для того чтобы удовлетворить те или иные государственные нужды, заказчики обязаны проводить специальные процедуры закупок, на основании результатов которых подписывается специальный контракт, который выступает в качестве основания для удовлетворения тех или иных государственных нужд. Однако нередко возникают обстоятельства, по причине которых приходится изменять условия контракта или полностью его расторгать.

Каким образом должно происходить такое изменение в соответствии с условиями Федерального закона №44-ФЗ, а также что можно изменять из условий контракта?

Изменение условий контракта, заключенного в соответствии с положениями Федерального закона №44-ФЗ

В соответствии с положениями части 1 данной статьи изменение существенных условий государственного контракта не допускается. Однако если речь идет об обоюдном решении об изменении контракта, то статья 95 говорит о возможности такого изменения, но при соблюдении ряда условий:

  • изменение условий , в том числе существенных, должно быть оформлено в виде специального дополнительного соглашения, подписанного обеими сторонами . В тексте такого дополнительного соглашения должны быть указаны ссылки на те нормы права, которыми руководствуются сделки при внесении изменений в действующие условия контракта;
  • изменение условий контракта возможно только в том случае, если речь идет об изменении объема поставляемых товаров либо выполняемых работ или оказываемых услуг в пределах не более десяти процентов, а осуществление такого изменения условий контракта происходит по инициативе государственного заказчика;
  • если речь идет об изменении контракта, которое осуществляется по инициативе одной из сторон соглашения , но при таком снижении цены не происходит ухудшение качества поставляемого товара либо объем выполняемых работ или оказываемых услуг;
  • произошло изменение цены контракта на основании соответствующей нормы действующего законодательства Российской Федерации , если речь идет о поставке товаров, цены на которые подлежат государственному регулированию;
  • если речь идет о контракте, который заключен для обеспечения государственных нужд в лице федерального или регионального органа власти, а срок такого контракта составляет не менее трех лет, то изменение такого контракта возможно только в том случае, если цену контракта на предоставляемые по его условиям товары, услуги или работы невозможно оставить без изменений на весь срок действия такого контракта . Внесение изменений в такой контракт может быть осуществлено только на основании документального согласия высшего в сфере осуществления государственных закупок федерального или регионального уровней власти;
  • если речь идет о внесении изменений в контракт в части стоимости такого контракта из-за уменьшения финансирования по используемой статье бюджетного финансирования при условии, что у государственного или муниципального заказчика было сокращено финансирование на основании положений Бюджетного Кодекса Российской Федерации.

Изменение сроков исполнения контракта возможно только в том случае, если по решению сторон принято решение, которое подтверждено документально в виде обоснования необходимости изменения такого срока.

В некоторых случаях изменение или расторжение государственного контракта происходит на основании положений статьи 450 Гражданского Кодекса. Однако использование данной статьи возможно только в том случае, если изменение заключенного государственного контракта происходит на основании специального судебного иска, который был подан одной из сторон, участвующих в контракте.

Одностороннее расторжение государственного контракта по 44-ФЗ по инициативе заказчика

Расторжение контракта может быть осуществлено в порядке на основании решения либо заказчика, либо исполнителя. Для осуществления такой процедуры используется статья 95 Федерального Закона «О контрактной системе». Однако следует понимать, что и в том, и в другом случаях речь идет об обязательном подтверждении основания для расторжения любого контракта.

По инициативе государственного контракт может быть расторгнут в том случае, если сам заказчик подтверждает основания для такого расторжения , например, на основании результатов независимой экспертизы, которая была призвана для того, чтобы уточнить качество поставляемого товара либо оказываемых услуг, или выполняемых работ.

Если заказчик принял решение о расторжении контракта, в течение трех дней с момента принятия решения о расторжении он должен разместить свое решение в документальном виде в . Кроме того, такое решение должно быть направлено исполнителю по контракту для того, чтобы уведомить его о принятом решении заказчика.

Направление возможно только в виде заказного письма с уведомлением и описью вложения либо телеграммой или посредством использования факсимильной связи. Однако каждый из перечисленных способов должен отвечать главному требованию – предоставление информации о дате отправки и получения такого уведомления. Если указанные требования к вручению уведомления заказчиком выполнены в полном объеме, то это будет считаться надлежащим уведомлением. Оспорить расторжение контракта в таком случае исполнитель сможет только в суде, если сможет доказать, что решение принято заказчиком необоснованно.

Вступить в силу решение заказчика о расторжении контракта может по истечении десяти дней после надлежащего уведомления о расторжении исполнителя контракта. Только после этого контракт будет считаться расторгнутым.

Расторгнуть контракт заказчик может в случае:

  • если выяснится, что сам исполнитель либо предоставляемый им товар или оказываемые услуги не соответствуют тем требованиям , которые были сформулированы в документации об осуществлении закупки;
  • производство товаров, оказание услуг или выполнение работ, которые должны быть осуществлены на основании заключенного государственного контракта, были осуществлены по итогам исполнения специального инвестиционного контракта, который в последующем был расторгнут ;
  • расторгается государственный контракт, который был заключен в соответствии с пунктом 48 части 1 статьи 93 Федерального закона №44-ФЗ, то есть с использованием механизма закупки у единственного . Расторжение контракта в этом случае возможно в том случае, если поставщик не соответствует условиям данного пункта указанного федерального закона. Основными параметрами для такого расторжения следует рассматривать то, что поставщик не является юридическим лицом, либо исполнитель по контракту не находится в том регионе (не имеет юридического адреса), в котором производится закупка.

Общий порядок действий в этом случае выглядит следующим образом:

  1. Принятие решения заказчиком о расторжении контракта и оформление такого решения в виде специального документа . Как правило, такое решение должно быть оформлено в виде специально подписанного протокола заседания совета специально уполномоченных лиц на принятие ключевых решений по заключенным контрактам.
  2. Уведомление исполнителя по контракту о досрочном расторжении заключенного контракта . Уведомление должно быть осуществлено надлежащим образом, иначе расторжение контракта может быть оспорено судом.
  3. Публикация уведомления о расторжении контракта в Единой информационной системе для оповещения всех заинтересованных лиц о проводимой процедуре.
  4. Предоставление сведений об исполнителе, с которым расторгнут контракт по инициативе заказчика, в Федеральную антимонопольную службу для включения такого исполнителя в Реестр недобросовестных поставщиков , если причиной расторжения стало неисполнение поставщиком своих обязательств по контракту.

Расторжение контракта по инициативе исполнителя

Правила, на основании которого исполнитель может стать инициатором расторжения действующего государственного контракта, предусмотрены частью 19 статьи 95 Федерального закона «О контрактной системе».

Данная норма отсылает к статье 450 Гражданского Кодекса Российской Федерации, на основании которой расторжение контракта может быть осуществлено по причине введения исполнителя по контракту в заблуждение, указание несоответствующих действительности данных со стороны заказчика либо уклонение самого заказчика от исполнения своих обязательств.

Для того чтобы расторжение контракта, осуществляемое по инициативе исполнителя, считалось законным, необходимо осуществить следующие действия:

  1. Принять решение о расторжении контракта и оформить его в виде специального протокола собрания ответственных лиц , которые вправе принимать решения в отношении такого государственного контракта.
  2. Уведомить заказчика о своем решении расторгнуть государственный контракт одним из тех способов, которые предусмотрены условиями такого контракта (например, путем использования заказного письма с уведомлением и описью вложения).
  3. Если по каким-то причинам было принято решение об отмене процедуры расторжения, в течение трех дней с момента принятия такого решения исполнитель государственного контракта обязан уведомить о своем решении заказчика путем такого же направления уведомления надлежащим образом.

Если решение о расторжении контракта не было отозвано, то, как и в случае с аналогичным действием от заказчика, контракт считается расторгнутым по истечении десяти дней с момента надлежащего уведомления заказчика об инициативе расторжения.

Частичное расторжение контракта

Частичное расторжение – это одна из правовых процедур, которая предусмотрена для длительных государственных контрактов. Использование такой процедуры может происходить как на основании решения заказчика, так и на основании решения исполнителя.

Причину проведения процедуры частичного расторжения следует обязательно аргументировать, так как в противном случае такое решение может быть оспорено.

Частичное расторжение характерно, в первую очередь, для цикличных контрактов, например, на оказание того или иного рода коммунальных услуг. Механизм выглядит следующим образом:

  1. Сторона, которая выступает в качестве инициатора частичного расторжения, должна обосновать свое решение в виде специально подготовленного документа , например, протокола собрания ответственных лиц за заключение контракта.
  2. Уведомление второй стороны о расторжении существующего государственного контракта , осуществленное тем способом, который предусмотрен действующим законодательством в сфере государственных закупок.
  3. Прекращение государственного контракта в той его части, в отношении которой принято решение о расторжении.

Особенность частичного расторжения контракта заключается в том, что оплата, которая должна поступить от государственного заказчика в адрес исполнителя, должна покрывать только ту часть контракта, которая была фактически исполнена.

Кроме того, если частичное расторжение было необходимо (например, по причине сокращения финансирования), то оспорить данное решение инициатора будет достаточно сложно, если никто не пострадал от такого расторжения.

Государственный контракт, который заключается по итогам проведения той или иной закупочной процедуры, может быть изменен или расторгнут по инициативе как заказчика, так и исполнителя. Однако для того, чтобы результат изменения или расторжения контракта не был оспорен, необходимо тщательно соблюдать положения статьи 95 Федерального закона №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок».

Согласно ч. 8 ст. 95 № 44-ФЗ расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством. Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным ГК РФ, при условии, что это было предусмотрено контрактом (ч. 9 ст. 95 № 44-ФЗ).

В законе № 44-ФЗ установлены обязательные этапы одностороннего расторжения (чч.12-22, ст.95 № 44-ФЗ):

  1. обязательное уведомление второй стороны,
  2. отмена решения об одностороннем расторжении в случае, если в течение десяти дней от даты уведомления вторая сторона устранила нарушение условий контракта.

Заказчик имеет право на одностороннее расторжение контракта. А как же участник?

Если заказчик предусмотрел возможность одностороннего расторжения контракта, поставщик также имеет право на односторонний отказ от исполнения контракта 44-ФЗ.

При расторжении контракта в связи с односторонним отказом от исполнения контракта другая сторона вправе потребовать возмещения только фактически понесенного ущерба (ч.23, ст.95 № 44-ФЗ).

Возникает вопрос: Если подрядчик выполнил работы в срок и качественно, а заказчик уклоняется от подписания форм КС и оплаты, то заказчик сможет расторгнуть контракт и не платить за выполненные работы?

Нет, по закону такая ситуация невозможна. Заказчик не может расторгнуть контракт, не имея на это существенной причины, и не может не оплатить выполненные работы, даже если контракт расторгается.

Односторонний отказ от исполнения контракта 44-ФЗ: причины и условия

  1. Причиной одностороннего расторжения может быть только «существенное нарушение договора другой стороной», причем существенным является «нарушение договора одной из сторон, которое влечет для другой стороны такой ущерб, что она в значительной степени лишается того, на что была вправе рассчитывать при заключении договора» (ч.2, ст.450, ГК РФ), а также конкретные причины, указанные в тексте контракта.
  2. В контракте должны быть обязательно указаны условия ответственности заказчика и поставщика за неисполнение или ненадлежащее исполнение контракта (ч.4, ст.34 № 44-ФЗ). Пени и штрафы за нарушение сроков оплаты также должны быть указаны в контракте (ч.5, ст.34 № 44-ФЗ).

В соответствии с этими пунктами поставщик сможет потребовать возмещения ущерба.

И все-таки, при исполнении и расторжении контракта следует руководствоваться законом № 44-ФЗ «О контрактной системе», а не Гражданским кодексом?

№ 44-ФЗ говорит, что расторжение контракта возможно по соглашению сторон, по решению суда и в одностороннем порядке в соответствии с гражданским законодательством. Значит, если какие-то условия и обязанности при расторжении контракта не описаны в законе о закупках, действует Гражданский кодекс и остальные Федеральные законы, в той части, в какой они не противоречат №44-ФЗ. «Нормы права, содержащиеся в других федеральных законах и регулирующие указанные отношения, должны соответствовать настоящему Федеральному закону» (ч.1, ст.2, № 44-ФЗ).

Расторжение госконтракта по 44-ФЗ. Что говорит закон о госзакупках?

Заказчик может провести экспертизу поставленного товара, выполненной работы, оказанной услуги. Если выявлены нарушения со стороны поставщика, то заказчик вправе расторгнуть контракт в одностороннем порядке (ч. 10, 11 ст. 95).

В течение трех рабочих дней с даты принятия решения об одностороннем расторжении контракта заказчик размещает его в ЕИС и направляет поставщику по почте заказным письмом с уведомлением о вручении. Возможны и другие способы уведомления поставщика, например, через электронную почту. Главное, чтобы такие способы обеспечивали фиксирование уведомления и получение заказчиком подтверждения о его вручении поставщику (ч. 12 ст. 95).

Решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика об одностороннем отказе от исполнения контракта (ч. 13 ст. 95).

Информация о поставщике, с которым контракт был расторгнут, включается в РНП (ч. 16 ст. 95). Если в течение этих десяти дней поставщик, подрядчик или исполнитель успеет исправить нарушения, то заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта (ч. 14 ст. 95). Будьте внимательны! У поставщика есть право на одну единственную ошибку. Заказчик не отменит свое решение в случае повторного нарушения.

Поставщик, подрядчик или исполнитель со своей стороны также вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в контракте было предусмотрено подобное право заказчика (ч. 19 ст. 95). Процедура направления заказчику уведомления о решении расторгнуть контракт - аналогична процедуре направления такого решения от заказчика к поставщику, описанной выше. Стороны вправе потребовать возмещения ущерба по условиям, приведенным в ч. 23 ст. 95.

Не устроило качество услуг - заказчик расторгает контракт? Не всегда

По условиям контракта поставщик принял на себя обязательство по оказанию охранных услуг на охраняемых объектах, перечень которых утвержден в приложении к контракту (наличие одного поста, осуществление охраны одним охранником в смену, круглосуточное несение службы).

30.01.2014 заказчик провел проверку оказания услуг, по результатам которой пришел к выводу, что качество оказания услуг не соответствует требованиям государственного контракта.

На основании результатов проверки заказчик издал приказ об одностороннем отказе от исполнения контракта, решение было направлено поставщику и получено им.

Поставщик направил заказчику письмо, в котором сообщил об устранении выявленных нарушений, а также указал, что заказчик нарушил процедуру - односторонний отказ от исполнения контракта условиями контракта не предусмотрен, в связи с чем расторжение контракта возможно только в судебном порядке. Согласно пункту 10.3 контракт может быть расторгнут досрочно по соглашению сторон. Поставщик считает, что заказчик неправомерно отказался от исполнения государственного контракта.

Суд установил, что условия контракта не предусматривают право ответчика на расторжение контракта в одностороннем порядке без обращения в суд, поэтому отказ ответчика от исполнения контракта в одностороннем порядке является незаконным (Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 19.11.2014 № Ф06-16631/2013 по делу № А49-2126/2014).

Поставщик отказался от исполнения контракта. Что делать заказчику?

Поставщик направил заказчику письмо о приостановлении им исполнения контракта, но не указал основания такого приостановления.

При рассмотрении дела суд установил, что поставщик фактически не приступил к выполнению своих обязательств по контракту. В силу ст. 715 ГК РФ предусмотрено, что если подрядчик не приступает своевременно к исполнению договора подряда или выполняет работу настолько медленно, что окончание ее к сроку становится явно невозможным, заказчик вправе отказаться от исполнения договора и потребовать возмещения убытков.

В связи с тем, что поставщик фактически не приступил к исполнению своих обязательств, заказчик правомерно рассмотрел данное письмо в качестве одностороннего отказа от исполнения контракта, которое было предусмотрено контрактом, и направил в ответ свое решение о том, что он также в одностороннем порядке готов расторгнуть контракт.

В соответствии с частью 14 статьи 95 № 44-ФЗ заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение 10-дневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение, послужившее основанием для принятия указанного решения. Но в течение указанного в законе срока поставщик к оказанию услуг не приступил и не устранил нарушения, послужившие основанием для принятия данного решения.

Поэтому суд признал расторжение контракта правомерным (Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 17.02.2015 по делу № А56-6651/2014).

Подрядчик нарушил сроки

Контрактом предусмотрено выполнение подрядчиком проектно-изыскательских и строительно-монтажных работ и их последовательность в соответствии с техническим заданием. Срок начала работ установлен с 18.06.2012, окончание - не позднее 19 месяцев со дня заключения контракта, в том числе, подготовка рабочей и сметной документации, строительство и сдача в эксплуатацию жилых домов.

Согласно п. 4.2.2 контракта подрядчик обязался выполнить рабочую документацию в объеме, необходимом для получения разрешения на строительство; согласовать ее с заказчиком и компетентными органами, и передать заказчику.

В связи с неисполнением ответчиком обязательств в определенные контрактом сроки, истец обратился в арбитражный суд с требованием о расторжении контракта на основании п. 1 ч. 2 ст. 450 ГК РФ.

Применительно к муниципальному контракту на выполнение подрядных работ существенным нарушением его условий является нарушение сроков выполнения работ. Как установлено судом, исходя из дат оформления документов на передачу части рабочей документации, данные работы по подготовке рабочей и сметной документации выполнены подрядчиком с нарушением срока, установленного контрактом.

При этом в полном объеме рабочая документация подрядчиком на момент рассмотрения спора в суде не изготовлена.

Таким образом, суд пришел к обоснованному выводу о нарушении ответчиком сроков изготовления указанной документации, то есть существенном нарушении условий контракта (Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 16.01.2015 № Ф09-9280/14 по делу № А60-10485/2014).

Также было установлено, что заказчиком был соблюден досудебный порядок - ответчику было предложено расторгнуть вышеуказанный контракт. Требование о расторжении контракта удовлетворено.

Отказ от приемки

Согласно контракту поставщик обязался поставить заказчику расходные материалы для копировально-множительной техники в соответствии со спецификацией, с необходимой документацией (счет, счет-фактура, товарная накладная ТОРГ-12, акт приема-передачи товара).

Согласно п. 3.3 товар поставляется в упаковке, обеспечивающей сохранность при транспортировке и перегрузке и с маркировкой: индекс, количество, вес, страна и название фирмы-производителя, модель аппарата, на который поставляется товар.

Согласно п. 9.1 договора поставка товара осуществляется в течение пяти рабочих дней после подписания договора. То есть в срок до 11.04.2014.

Как следует из представленных доказательств, первоначально товар предлагался к приемке 10.04.2014, в которой поставщику было отказано по мотиву недопоставки товара, неверного указания в товаросопроводительных документах количества товара, неверного указания наименования поставляемого товара, отсутствием в передаточных актах серийных номеров товара и информации о дате изготовления товара.

В дальнейшем поставщик поставил недостающее количество товара, но не привел товаросопроводительные документы в соответствие с условиями контракта.

Заказчик потребовал уплаты неустойки за просрочку поставки в полном объеме и в одностороннем порядке расторг контракт, указав как причину неверное оформление документов. Ч. 1 ст. 520 ГК РФ устанавливает: если поставщик не поставил предусмотренное договором поставки количество товаров в установленный срок, покупатель вправе потребовать допоставить необходимое количество товара.

Нормы ГК РФ и положения контракта в случае недопоставки не предоставляют покупателю право на отказ от принятия товара.

Суд правомерно указал на то, что в рамках приемки товара заказчиком не установлено каких-либо нарушений поставщиком требований к качеству товара, что дополнительно свидетельствует о неправомерном отказе заказчика от приемки.

Неверное указание в товаросопроводительных документах информации о товаре также не является обстоятельством, препятствующим принятию товара по условиям контракта и тем более, основанием для одностороннего расторжения контракта.

Требования о взыскании неустойки частично удовлетворены, поскольку поставщиком были нарушены сроки поставки заказчику товара, однако взыскиваемая неустойка уменьшена на основании ст. 333 ГК РФ, так как частично поставка была выполнена в срок. Требования поставщика о признании недействительным одностороннего расторжения контракта удовлетворены (Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 23.12.2014 № 09АП-51223/2014 по делу № А40-94139/2014). Они были признаны правомерными, поскольку заказчик расторг контракт по основанию, которое не предусмотрено ни в законе, ни в контракте.

Вывод

Государственный контракт можно расторгнуть в одностороннем порядке. Главное - придерживаться законодательных норм и правил. Попытки уклониться от исполнения контракта через неправомерное расторжение в одностороннем порядке легко выявляются в ходе арбитражного процесса. Поэтому и поставщикам, и заказчикам лучше изначально добросовестно подходить к исполнению своих обязательств.

В силу ч. 9 ст. 95 Закона 44-ФЗ заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.

Необходимо обратить внимание на два условия, которые должны быть одновременно соблюдены, для осуществления отказа в одностороннем порядке:

Первое условие, возможность отказа в одностороннем порядке должна быть предусмотрена в контракте;

Второе условие, основания отказа в одностороннем порядке должны быть предусмотрены в Гражданском кодексе Российской Федерации.

Например, в отношении подрядных работ применимы положения ч. 3 ст. 708 ГК РФ указанные в ч. 2 ст. 405 ГК РФ последствия просрочки исполнения наступают при нарушении конечного срока выполнения работы, а также иных установленных договором подряда сроков. Согласно ч. 2 ст. 405 ГК РФ, если вследствие просрочки должника исполнение утратило интерес для кредитора, он может отказаться от принятия исполнения и требовать возмещения убытков.

В отношении поставки в рамках ст. 523 ГК РФ односторонний отказ от исполнения договора поставки (полностью или частично) или одностороннее его изменение допускаются в случае существенного нарушения договора одной из сторон (абзац четвертый ч. 2 ст. 450 ГК РФ). Согласно ч. 2 ст. 523 ГК РФ нарушение договора поставки поставщиком предполагается существенным в случаях:

Поставки товаров ненадлежащего качества с недостатками, которые не могут быть устранены в приемлемый для покупателя срок;

Неоднократного нарушения сроков поставки товаров.

Положения статьи 95 Закона 44-ФЗ регламентируют порядок отказа в одностороннем порядке от исполнения контракта.

Источники материала:

1) Контур.Школа

2) Официальный сайт адвоката С.С. Ивлева

{jcomments on} (19.09 kB, количество скачиваний: 1700)

Законодательство о государственных закупках позволяет заказчику и исполнителю в одностороннем порядке отказаться от исполнения договора. При этом сторонам следует придерживаться определенного регламента.

В идеальном варианте процедура проведения государственной закупки стартует с определения победителя и завершается исполнением обязательств сторонами договора. При этом сам факт заключения государственного не означает его успешного исполнения. Недобросовестные действия могут последовать как со стороны заказчика, так и исполнителя, что потребует от другой стороны решительных действий в виде одностороннего расторжения контракта.

Все случаи расторжения государственных контрактов регулируются положениями:

  • «О контрактной системе в сфере государственных закупок товаров, работ и услуг…» (в частности, частями 8-26 ст. 95);
  • Гражданского кодекса;
  • иных нормативно-правовых актов.

Различают следующие виды расторжения государственных контрактов. С точки зрения инициатора процесса выделяют расторжение по инициативе заказчика или по инициативе поставщика. С позиции условий реализации данной процедуры можно выделить:

  • расторжение госконтракта по соглашению сторон;
  • по инициативе одной из сторон в одностороннем порядке;
  • в судебном порядке.

Расторжение договора в одностороннем порядке позволяет избежать длительных судебных разбирательств.

Статья 95 44-ФЗ указывает, что расторжение контракта в одностороннем порядке допускается при допущении стороной существенных нарушений. В результате ущерб от исполнения контракта превышает выгоду от него.

Право на одностороннее расторжение договора сторон должно быть прописано в заключаемом контракте.

Расторжение госконтракта по инициативе заказчика происходит по правилам Закона 44-ФЗ по одной из следующих причин:

  1. Поставщик нарушил свои обязательства по контракту .
  2. Исчезновение потребности в предмете закупки или иные основания, которые не связаны с нарушением условий контракта или условий, прописанных в ч. 15 ст. 95 44-ФЗ.
  3. Поставщик или товар не соответствует установленным требованиям закупки (п. 1 ч. 15 ст. 95 44-ФЗ).
  4. Предоставление поставщиком недостоверной информации о себе или товаре (п. 1 ч. 15 ст. 95 44-ФЗ).
  5. Расторжение инвестиционного контракта , в соответствии с которым было создано производство поставляемого товара на территорию РФ (п. 2 ч. 15 ст. 95 44-ФЗ).
  6. Расторжение государственного контракта со встречными обязательствами поставщика-инвестора , в соответствии с которым осуществляется производство поставляемого товара (п. 3 ч. 15 ст. 95 44-ФЗ).

При возникновении условий, которые содержатся в пп. 3-6, заказчик должен незамедлительно приступить к процедуре одностороннего расторжения контракта. Если он этого не сделает, то заказчика могут привлечь к административной ответственности в виде штрафа до 20 тыс. р.

Гражданский кодекс (ст. 523) содержит такие основания для отказа от контракта: поставка товаров ненадлежащего качества, неустранение в разумные сроки существенных недостатков, нарушение сроков поставки товара и оказания услуг.

Поставщик также может расторгнуть контракт, но такая возможность должна быть закреплена за ним договором. Перечень причин для отказа от исполнения контракта по инициативе исполнителя содержится в Гражданском кодексе. В их числе такие нарушения заказчиком взятых на себя обязательств по контракту:

  1. Заказчик не выкупает или не заказывает услуги в тех объемах, которые ранее были оговорены.
  2. Заказчик неоднократно нарушал сроки оплаты .
  3. Заказчик не принимает товар или отказывается его принять (согласно п. 3 ст. 484 ГК РФ).
  4. Заказчик отказывается в принятии и товара (по п. 4 ст. 486 ГК РФ).
  5. Заказчик не перечисляет очередной платеж за проданный товар (п. 2 ст. 489 ГК РФ).
  6. Заказчик не застраховал полученный товар , хотя по условиям договора должен был это сделать (согласно ч. 2 ст. 490 ГК РФ).
  7. Заказчик не внес предусмотренную договором предоплату (п. 2 ст. 487, ст. 328 ГК РФ).

Таким образом, заказчик должен обладать веской причиной для расторжения государственного контракта, без которой его действия могут признать неправомерными.

Порядок отказа от заключения контракта по инициативе заказчика

При одностороннем отказе от исполнения контракта следует придерживаться следующего алгоритма:

  1. Проведение экспертизы, которая бы подтвердила несоответствие товара, работы или оказанной услуги требованиям (согласно ч. 10 ст. 95 44-ФЗ). Стоит отметить, что подобная экспертиза не является обязательной и выполняется по желанию .
  2. Принятие решения об отказе от исполнения контракта и оформление его в письменном формате.
  3. Публикация принятого заказчиком решения в (ЕИС) по ч. 12 ст. 95 44-ФЗ.
  4. Оповещение исполнителя контракта о принятом решении в течение 3 дней после его публикации . Это можно сделать по почте, в виде факса, электронного письма, телеграммы и пр. При этом нужно сохранить доказательства факта своевременного оповещения поставщика.
  5. Дождаться получения уведомления о вручении поставщику решения . Если же информирование исполнителя по указанным контактам в контракте невозможно, то он считается уведомленным в течение 30 дней после публикации в ЕИС.
  6. В течение 10 дней после получения решения у исполнителя есть возможность реабилитироваться . За этот срок он должен устранить существенные недостатки, которые привели к необходимости расторжения контракта (согласно ч. 14 ст. 95 44-ФЗ).
  7. Если отмеченные недостатки были устранены, то заказчик не расторгает контракт и отменяет ранее принятое решение.
  8. Решение об одностороннем отказе от контракта вступает в силу через 10 дней после уведомления (по ч. 13 ст. 95 44-ФЗ).
  9. Компенсация понесенных затрат заказчика на проведение экспертизы исполнителем (по ч. 14 ст. 95 44-ФЗ).
  10. Публикация сведений о расторжении договора в ЕИС (ч. 26 ст. 95 44-ФЗ).
  11. Поставщик будет включен в реестр недобросовестных (РНП) после расторжения контракта . Передача сведений заказчиком в данный реестр (за его ведение отвечает ФАС) является его обязанностью, а не правом (согласно (ч. 16 ст. 95, ч. 2 ст. 104). Сведения в реестр нужно передать в течение 3 дней.

Информация о недобросовестном исполнении своих обязательств исполнителем будет находиться в реестре в течение 2 лет (согласно ст. 104 44-ФЗ). Это сделает невозможным его участие в в указанный период, так как отсутствие информации о поставщике в реестре в большинстве случаев является обязательным условием для подачи заявки на конкурс.

Порядок отказа от заключения контракта по инициативе поставщика

Обычно своим правом на отказ от контракта в одностороннем порядке пользуются заказчики. Но иногда на такой шаг вынуждены идти и сами поставщики.

Процедура расторжения государственного контракта по инициативе подрядчика (поставщика) проводится по схожему алгоритму:

  1. Принимается решение об отказе от исполнения контакта (согласно ч. 19 ст. 95).
  2. Заказчику направляется соответствующее уведомление по почте заказным письмом или другими каналами связи.
  3. Факт вручения уведомления и дата поступления информации о расторжении контракта подрядчиком в обязательном порядке фиксируется .
  4. Решение об отказе от контракта вступает в силу через 10 дней после уведомления заказчика (по ч. 21 ст. 95 44-ФЗ), если заказчиком за этот срок не были устранены недостатки, которые привели к необходимости расторжения контракта (ч. 22 ст. 95 44-ФЗ). Иначе поставщик ранее принятое решение об отказе.
  5. Информация о расторжении договора публикуется в ЕИС (ч. 26 ст. 95 44-ФЗ).

Поставщик также вправе обратиться в суд с требованием компенсировать ему полученные убытки в результате недобросовестного исполнения заказчиком своих обязательств.

При несоблюдении предусмотренного законом алгоритма расторжения госконтракта стороны могут привлечь к административной ответственности в виде штрафа.

Обжалование отказа в контролирующих органах

В том случае, если победитель закупки считает, что заказчик незаконно и без должных причин отказался от контракта либо допустил любые другие нарушения (не вернул обеспечение по договору в положенный срок или не проинформировал поставщика о своем решении должным образом), то тот вправе обратиться за защитой своих интересов в контролирующие инстанции. Такие функции выполняет Федеральная антимонопольная служба.

Для обжалования действий заказчика необходимо обратится в инстанцию в течение срока действия контракта, иначе жалобу можно будет подать только в суд. Жалоба должна иметь письменную форму. К ней прикладываются документы, подтверждающие обоснованность требований поставщика (обычно это копия протокола об отказе от заключения контракта).

Если в ходе проверки ФАС выяснится, что заказчик нарушил требования законодательства, то его обяжут аннулировать решение об отказе от заключения контракта.

Как отменить закупку по 44-ФЗ: пошаговая инструкция

Отмена заказчиком госзакупки может происходить в двух основных вариациях: до размещения извещения о ее проведении и после.

Если было принято решение об отмене закупки до появления извещения о ней в ЕИС, то следует придерживаться такого алгоритма действий:

  1. Принятие официального решения об отмене закупки .
  2. Оформление такого решения в письменной форме: издание приказа об исключении процедуры закупки и изменения плана-графика проведения закупок. Его должен подписать руководитель государственной инстанции.
  3. Внесение соответствующих правок в план закупок и план-график и передача сведений в ЕИС.
  4. Сведения в ЕИС должны появиться в течение 3 дней после публикации приказа .

Таким образом, процедура отмены госзакупки до ее публикации предельно простая.

Должностным лицам важно учитывать один момент: если лот отменили еще на стадии планирования, но сведений об этом не передали в ЕИС, то виновникам грозит штраф в размере 5-30 тыс. р. (согласно ст. 7.29.3 КоАП РФ).

Если информация о государственной закупке уже была размещена в ЕИС, то последовательность действий будет отличаться:

  1. Принимается решение об отмене закупки . Это необходимо сделать как минимум за 5 дней до окончания подачи заявок в рамках конкурсов и или за 2 дня при запросе котировок (при запросе предложений отмена недопустима). Нарушение данных сроков допускается в случае наступления обязательств непреодолимой силы (стихийных бедствий, забастовок и других чрезвычайных событий, которые невозможно предвидеть заранее).
  2. Оформление решения в виде приказа .
  3. Размещение информации об отмене в ЕИС в день издания приказа .
  4. Оповещение участников закупки о принятом решении по контактам , которые они предоставили при формировании заявок.
  5. Возврат обеспечительных мер участникам, если таковые были ими внесены . Это нужно сделать в течение 5 рабочих дней после отмены тендера. Если при закупке использовалась ЭЦП, то за разблокировку и возврат обеспечения на лицевой счет подрядчика должен отвечать оператор площадки.
  6. Информация о внесении изменений в план-график закупок вносится в течение 1 рабочего дня после ее отмены .

Административный кодекс содержит ответственность для заказчиков за нарушение сроков размещения информации в ЕИС (по ст. 7.30) и за несвоевременный возврат внесенного обеспечения по заявке (по ст. 7.31.1). Ответственность за снятие лота заказчику не грозит.

Таким образом, односторонний отказ от исполнения договора допускается, если это предусматривает подписанный сторонами контракт. Для этого одна из сторон должны допустить серьезные нарушения при исполнении своих обязательств в рамках контракта. Односторонний отказ позволяет в оперативном режиме аннулировать ранее достигнутые договоренности. Правила процедуры отказа от контракта содержатся в 95 ст. ФЗ-44.

КонсультантПлюс: примечание.

До 01.10.2019 допускается изменение цены заключенного до 01.01.2019 контракта в пределах увеличения НДС в отношении товаров, работ, услуг с приемкой после 01.01.2019, если увеличенный НДС не предусмотрен контрактом (ст. 112 данного Закона).

1. Изменение существенных условий контракта при его исполнении не допускается, за исключением их изменения по соглашению сторон в следующих случаях:

1) если возможность изменения условий контракта была предусмотрена документацией о закупке и контрактом, а в случае осуществления закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) контрактом:

А) при снижении цены контракта без изменения предусмотренных контрактом количества товара, объема работы или услуги, качества поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги и иных условий контракта;

Б) если по предложению заказчика увеличиваются предусмотренные контрактом количество товара, объем работы или услуги не более чем на десять процентов или уменьшаются предусмотренные контрактом количество поставляемого товара, объем выполняемой работы или оказываемой услуги не более чем на десять процентов. При этом по соглашению сторон допускается изменение с учетом положений бюджетного законодательства Российской Федерации цены контракта пропорционально дополнительному количеству товара, дополнительному объему работы или услуги исходя из установленной в контракте цены единицы товара, работы или услуги, но не более чем на десять процентов цены контракта. При уменьшении предусмотренных контрактом количества товара, объема работы или услуги стороны контракта обязаны уменьшить цену контракта исходя из цены единицы товара, работы или услуги. Цена единицы дополнительно поставляемого товара или цена единицы товара при уменьшении предусмотренного контрактом количества поставляемого товара должна определяться как частное от деления первоначальной цены контракта на предусмотренное в контракте количество такого товара;

2) если цена заключенного для обеспечения федеральных нужд на срок не менее чем три года контракта составляет либо превышает размер цены , установленный Правительством Российской Федерации, и исполнение указанного контракта по независящим от сторон контракта обстоятельствам без изменения его условий невозможно, данные условия могут быть изменены на основании решения Правительства Российской Федерации;

3) если цена заключенного для обеспечения нужд субъекта Российской Федерации на срок не менее чем три года контракта составляет или превышает размер цены , установленный Правительством Российской Федерации, и исполнение указанного контракта по независящим от сторон контракта обстоятельствам без изменения его условий невозможно, данные условия могут быть изменены на основании решения высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации;

4) если цена заключенного для обеспечения муниципальных нужд на срок не менее одного года контракта составляет или превышает размер цены , установленный Правительством Российской Федерации, и исполнение указанного контракта по независящим от сторон контракта обстоятельствам без изменения его условий невозможно, указанные условия могут быть изменены на основании решения местной администрации;

5) изменение в соответствии с законодательством Российской Федерации регулируемых цен (тарифов) на товары, работы, услуги;

6) в случаях, предусмотренных пунктом 6 статьи 161 Бюджетного кодекса Российской Федерации, при уменьшении ранее доведенных до государственного или муниципального заказчика как получателя бюджетных средств лимитов бюджетных обязательств. При этом государственный или муниципальный заказчик в ходе исполнения контракта обеспечивает согласование новых условий контракта, в том числе цены и (или) сроков исполнения контракта и (или) количества товара, объема работы или услуги, предусмотренных контрактом;

7) в случае заключения контракта с иностранной организацией на лечение гражданина Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации цена контракта может быть изменена при увеличении или уменьшении по медицинским показаниям перечня услуг, связанных с лечением гражданина Российской Федерации, если данная возможность была предусмотрена контрактом с иностранной организацией.

(см. текст в предыдущей редакции)

2. В установленных пунктом 6 части 1 настоящей статьи случаях сокращение количества товара, объема работы или услуги при уменьшении цены контракта осуществляется в соответствии с методикой , утвержденной Правительством Российской Федерации.

3. В установленных пунктом 6 части 1 настоящей статьи случаях принятие государственным или муниципальным заказчиком решения об изменении контракта в связи с уменьшением лимитов бюджетных обязательств осуществляется исходя из соразмерности изменения цены контракта и количества товара, объема работы или услуги.

4. В случае наступления обстоятельств, которые предусмотрены пунктом 6 части 1 настоящей статьи и обусловливают невозможность исполнения государственным или муниципальным заказчиком бюджетных обязательств, вытекающих из контракта, заказчик исходит из необходимости исполнения в первоочередном порядке обязательств, вытекающих из контракта, предметом которого является поставка товара, необходимого для нормального жизнеобеспечения (в том числе продовольствие, средства для оказания скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи в экстренной или неотложной форме, лекарственные средства, топливо), и (или) по которому поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства исполнены.

5. При исполнении контракта не допускается перемена поставщика (подрядчика, исполнителя), за исключением случая, если новый поставщик (подрядчик, исполнитель) является правопреемником поставщика (подрядчика, исполнителя) по такому контракту вследствие реорганизации юридического лица в форме преобразования, слияния или присоединения.

6. В случае перемены заказчика права и обязанности заказчика, предусмотренные контрактом, переходят к новому заказчику.

7. При исполнении контракта (за исключением случаев, которые предусмотрены нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии с частью 6 статьи 14 настоящего Федерального закона) по согласованию заказчика с поставщиком (подрядчиком, исполнителем) допускается поставка товара, выполнение работы или оказание услуги, качество, технические и функциональные характеристики (потребительские свойства) которых являются улучшенными по сравнению с качеством и соответствующими техническими и функциональными характеристиками, указанными в контракте. В этом случае соответствующие изменения должны быть внесены заказчиком в реестр контрактов, заключенных заказчиком.

(см. текст в предыдущей редакции)

8. Расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.

9. Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.

(см. текст в предыдущей редакции)

10. Заказчик вправе провести экспертизу поставленного товара, выполненной работы, оказанной услуги с привлечением экспертов, экспертных организаций до принятия решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с частью 8 настоящей статьи.

11. Если заказчиком проведена экспертиза поставленного товара, выполненной работы или оказанной услуги с привлечением экспертов, экспертных организаций, решение об одностороннем отказе от исполнения контракта может быть принято заказчиком только при условии, что по результатам экспертизы поставленного товара, выполненной работы или оказанной услуги в заключении эксперта, экспертной организации будут подтверждены нарушения условий контракта, послужившие основанием для одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта.

12. Решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее чем в течение трех рабочих дней с даты принятия указанного решения, размещается в единой информационной системе и направляется поставщику (подрядчику, исполнителю) по почте заказным письмом с уведомлением о вручении по адресу поставщика (подрядчика, исполнителя), указанному в контракте, а также телеграммой, либо посредством факсимильной связи, либо по адресу электронной почты, либо с использованием иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование такого уведомления и получение заказчиком подтверждения о его вручении поставщику (подрядчику, исполнителю). Выполнение заказчиком требований настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта. Датой такого надлежащего уведомления признается дата получения заказчиком подтверждения о вручении поставщику (подрядчику, исполнителю) указанного уведомления либо дата получения заказчиком информации об отсутствии поставщика (подрядчика, исполнителя) по его адресу, указанному в контракте. При невозможности получения указанных подтверждения либо информации датой такого надлежащего уведомления признается дата по истечении тридцати дней с даты размещения решения заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта в единой информационной системе.

(см. текст в предыдущей редакции)

13. Решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.

14. Заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения, а также заказчику компенсированы затраты на проведение экспертизы в соответствии с частью 10 настоящей статьи. Данное правило не применяется в случае повторного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, которые в соответствии с гражданским законодательством являются основанием для одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта.

15. Заказчик обязан принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта в случаях:

1) если в ходе исполнения контракта установлено, что поставщик (подрядчик, исполнитель) и (или) поставляемый товар не соответствуют установленным извещением об осуществлении закупки и (или) документацией о закупке требованиям к участникам закупки и (или) поставляемому товару или представил недостоверную информацию о своем соответствии и (или) соответствии поставляемого товара таким требованиям, что позволило ему стать победителем определения поставщика (подрядчика, исполнителя);

2) если в ходе исполнения заключенного в соответствии с пунктом 47 части 1 статьи 93 настоящего Федерального закона контракта на поставку товара, производство которого создано или модернизировано и (или) освоено на территории Российской Федерации в соответствии со специальным инвестиционным контрактом, такой специальный инвестиционный контракт расторгнут. При этом расторжение контракта, заключенного в соответствии с пунктом 47 части 1 статьи 93

а) сторона специального инвестиционного контракта, которая заключила такой контракт от имени Российской Федерации (Российской Федерации наряду с субъектом Российской Федерации и (или) муниципальным образованием), направляет в течение десяти рабочих дней со дня его расторжения уведомление об указанном расторжении заказчикам, заключившим в соответствии с пунктом 47 части 1 статьи 93 настоящего Федерального закона контракты на поставку товара, обязательства по которым не исполнены на дату направления такого уведомления. Уведомление о расторжении специального инвестиционного контракта направляется заказчикам по почте заказными письмами с уведомлением о вручении по адресам заказчиков, указанным в контрактах. Перечень соответствующих заказчиков определяется на основании информации, содержащейся в реестре контрактов, заключенных заказчиками;

б) заказчики не позднее трех рабочих дней с даты получения указанного в подпункте "а" пунктом 47 части 1 статьи 93

подпункте "б" настоящего пункта, осуществляется в соответствии с общим порядком, предусмотренным настоящей статьей;

3) если в ходе исполнения заключенного в соответствии с пунктом 48 части 1 статьи 93 настоящего Федерального закона контракта на поставку товара, производство которого создано или модернизировано и (или) освоено на территории субъекта Российской Федерации в соответствии с государственным контрактом, заключенным согласно статье 111.4 настоящего Федерального закона, такой государственный контракт расторгнут. При этом расторжение контракта, заключенного в соответствии с пунктом 48 части 1 статьи 93 настоящего Федерального закона, осуществляется в следующем порядке:

а) сторона государственного контракта, которая заключила такой контракт от имени субъекта Российской Федерации согласно статье 111.4 настоящего Федерального закона, направляет в течение десяти рабочих дней со дня его расторжения уведомления об указанном расторжении заказчикам, заключившим в соответствии с пунктом 48 части 1 статьи 93 настоящего Федерального закона контракты, обязательства по которым не исполнены на дату направления таких уведомлений. Уведомление о расторжении государственного контракта, заключенного согласно статье 111.4 настоящего Федерального закона, направляется заказчикам по почте заказными письмами с уведомлением о вручении по адресам заказчиков, указанным в контрактах. Перечень соответствующих заказчиков определяется на основании информации, содержащейся в реестре контрактов, заключенных заказчиками;

б) заказчики в течение трех рабочих дней с даты получения указанного в подпункте "а" настоящего пункта уведомления обязаны принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного в соответствии с пунктом 48 части 1 статьи 93 настоящего Федерального закона;

в) расторжение контракта после принятия решения, указанного в подпункте "б" настоящего пункта, осуществляется в соответствии с общим порядком, предусмотренным настоящей статьей.

настоящего Федерального закона.

(см. текст в предыдущей редакции)

18. Если до расторжения контракта поставщик (подрядчик, исполнитель) частично исполнил обязательства, предусмотренные контрактом, при заключении нового контракта количество поставляемого товара, объем выполняемой работы или оказываемой услуги должны быть уменьшены с учетом количества поставленного товара, объема выполненной работы или оказанной услуги по расторгнутому контракту. При этом цена контракта, заключаемого в соответствии с частью 17 настоящей статьи, должна быть уменьшена пропорционально количеству поставленного товара, объему выполненной работы или оказанной услуги.

19. Поставщик (подрядчик, исполнитель) вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, если в контракте было предусмотрено право заказчика принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта.

(см. текст в предыдущей редакции)

20. Решение поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее чем в течение трех рабочих дней с даты принятия такого решения, направляется заказчику по почте заказным письмом с уведомлением о вручении по адресу заказчика, указанному в контракте, а также телеграммой, либо посредством факсимильной связи, либо по адресу электронной почты, либо с использованием иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование такого уведомления и получение поставщиком (подрядчиком, исполнителем) подтверждения о его вручении заказчику. Выполнение поставщиком (подрядчиком, исполнителем) требований настоящей части считается надлежащим уведомлением заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта. Датой такого надлежащего уведомления признается дата получения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) подтверждения о вручении заказчику указанного уведомления.

23. При расторжении контракта в связи с односторонним отказом стороны контракта от исполнения контракта другая сторона контракта вправе потребовать возмещения только фактически понесенного ущерба, непосредственно обусловленного обстоятельствами, являющимися основанием для принятия решения об одностороннем отказе от исполнения контракта.

24. В случае расторжения контракта в связи с односторонним отказом поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта заказчик осуществляет закупку товара, работы, услуги, поставка, выполнение, оказание которых являлись предметом расторгнутого контракта, в соответствии с положениями настоящего Федерального закона.

25. Особенности порядка принятия сторонами контракта решения об одностороннем отказе от исполнения контракта при осуществлении закупки товара, работы, услуги по государственному оборонному заказу могут быть установлены Федеральным законом от 29 декабря 2012 года N 275-ФЗ "О государственном оборонном заказе".

(см. текст в предыдущей редакции)

Материал подготовила:

Все имеют право на ошибки, бизнес – процесс непредсказуемый. К сожалению, иногда возникает ситуация, когда приходит ужасное осознание того, что контракт, который ещё вчера казался таким многообещающим, оказался той самой сказкой, где чем дальше, тем страшнее. Означает ли это, что нет выхода из этой ситуации? Отнюдь нет... О том, как расторгнуть контракт в одностороннем порядке и избежать рисков, расскажет Олеся Долгих.

Законодательством предусмотрено всё

По общему правилу, одностороннее расторжение договора допускается в случаях, предусмотренных законом либо договором. При этом стороны вправе закрепить в таком договоре порядок и условия для одностороннего расторжения либо руководствоваться тем порядком, который указан в Гражданском кодексе РФ.


В силу того, что порядок заключения и исполнения контрактов в сфере государственных и муниципальных нужд имеет свои особенности, то и прекращение обязательств по инициативе одной из сторон контракта также получило отдельную регламентацию в рамках Закона № 44-ФЗ.

Что может служить основанием для одностороннего расторжения?

Закон № 44-ФЗ предусматривает возможность одностороннего отказа от контракта по инициативе любой из сторон.


Реализовать такое право сторона может лишь при наличии совокупности условий:


По основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом РФ;

При наличии в самом контракте права на отказ от него.


Зачастую исполнитель, лишённый права формировать условия контрактов по 44-ФЗ, интересуется, возможен ли отказ по его инициативе, если такое право предусмотрено только для заказчика? Да, исполнитель контракта вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в контракте было предусмотрено такое право заказчика. Это правило действует и в случае, когда в контракте наряду с правом заказчика на односторонний отказ предусмотрен прямой запрет для исполнителя расторгнуть контракт по собственной инициативе.


Конкретных оснований для одностороннего расторжения контракта сам 44-ФЗ не содержит, а отсылает нас к нормам Гражданского кодекса РФ.


Вместе с тем, административные органы рекомендуют заказчику определить, по каким из оснований, предусмотренных Гражданским кодексом для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, допускается отказ от контракта (см. Письмо Минэкономразвития России № 324-ЕЕ/Д28и, ФАС России № АЦ/9777/16 от 18.02.2016 г.).


Однако в судебной практике позиция иная: подробно указывать основания для отказа в контракте не нужно. В частности, Президиум Верховного суда РФ в своём Обзоре судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утверждённом Президиумом ВС РФ 28.06.2017, сделал вывод, что «неуказание в контракте какого-либо конкретного существенного нарушения обязательства, являющегося основанием для заявления одностороннего отказа, не может свидетельствовать об отсутствии у стороны такого права при наличии соответствующего основания в Гражданском кодексе РФ….» (п. 14 Обзора).


Вместе с тем, стороны контракта вправе конкретизировать признаки существенного нарушения обязательства, совершение которого является надлежащим основанием для одностороннего отказа от исполнения контракта (п. 15 Обзора).


Пример из практики. В том же п. 15 Обзора Президиум Верховного суда описывает следующую практическую ситуацию: стороны заключили контракт, по условиям которого односторонний отказ может быть совершён только в случае просрочки выполнения работ более чем на 30 дней. При этом заказчик, руководствуясь статьей 708 Гражданского кодекса РФ, где установлено право заказчика отказаться от договора при просрочке подрядчиком работ на 7 дней, направил соответствующее уведомление уже через 7 дней просрочки.


Подрядчик оспорил действия заказчика в суде, и суд встал на его сторону, признав отказ заказчика незаконным. При этом суд отметил, что срок для возникновения права на односторонний отказ в данном случае является разумным и не прикрывает фактически увеличение общего срока выполнения работ.


В ряде случаев у заказчика возникает не право, а обязанность принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта. Так, заказчик обязан отказаться от контракта, если в ходе исполнения контракта выяснится:


Исполнитель и (или) товар не соответствуют требованиям к участникам закупки (к товару), предусмотренным извещением об осуществлении закупки и (или) документацией о закупке, либо

Исполнитель представил недостоверную информацию о соответствии указанным требованиям, что позволило ему стать победителем.


Например, после заключения контракта установлено, что исполнитель не соответствует требованиям об отсутствии конфликта интересов и это позволило ему стать победителем. При данных обстоятельствах отказ заказчика правомерен, понудить его к исполнению контракта нельзя (п. 10 Обзора).

Основные этапы процедуры одностороннего расторжения.

Шаг 1. Уведомление другой стороны об одностороннем расторжении контракта.

Сторона, принявшая такое решение, в течение трёх рабочих дней с момента принятия направляет его другой стороне способом, обеспечивающим фиксацию факта отправки и получения адресатом (например, заказным письмом с уведомлением). Датой уведомления является не дата получения стороной соответствующего документа, а дата получения отправившей его стороной подтверждения о вручении этого документа контрагенту или дата получения информации о его отсутствии по адресу, указанному в контракте.

Шаг 2. Публикация извещения в ЕИС (применяется только для заказчиков).


Если использованный для доставки уведомления заказчика способ не позволяет получить подтверждение или информацию о факте его получения, то датой уведомления исполнителя считается дата по истечении 30 дней с момента размещения в ЕИС решения об отказе.


Решение заказчика об одностороннем отказе от контракта вступает в силу, а контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком исполнителя об одностороннем отказе от исполнения контракта.


По мнению ФАС России, неисполнение одного из перечисленных для заказчика действий в рамках одностороннего отказа свидетельствует об отсутствии надлежащего уведомления исполнителя о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта (письмо ФАС России от 28.03.2014 № ИА/11604/14).


Пример из практики: правовая позиция судов, в отличие от ФАС, на этот счёт менее категорична. Так, в п. 16 Обзора рассмотрена ситуация, когда заказчиком был нарушен порядок одностороннего отказа от исполнения контракта (решение об одностороннем отказе не было размещено на официальном сайте в течение трёх рабочих дней с даты его принятия). Между тем суд пришёл к выводу, что для возникновения последствий в виде расторжения договора достаточно доставки исполнителю сообщения заказчика об отказе от исполнения договора с использованием любого средства связи и доставки, указав, что размещение соответствующих сведений на интернет-сайте установлено, прежде всего, в публичных целях для осуществления надлежащего контроля в сфере закупок.

Отношения можно спасти…

Исполнитель, получивший от заказчика уведомление об одностороннем расторжении договора, не лишён возможности «спасти» ситуацию и продолжить работу по контракту. Для этого нужно успеть в течение 10 дней с момента получения уведомления о решении заказчика устранить нарушения, ставшие основанием для такого расторжения, и компенсировать заказчику затраты на проведение экспертизы. В таком случае заказчик обязан отменить своё решение. Аналогичное правило действует и для случаев одностороннего расторжения контракта по инициативе исполнителя.


Однако реабилитироваться перед заказчиком исполнитель сможет только однажды, поскольку при повторном нарушении заказчик не обязан отменять решение об одностороннем расторжении контракта, даже если нарушение устранено.


Нужно отметить, что за нарушение процедуры уведомления об одностороннем расторжении контракта стороне-инициатору грозит административная ответственность, предусмотренная ч. 6 ст. 7.32 КоАП РФ (штраф для должностных лиц - 50 000 руб., для юридических лиц - 200 000 руб.).

А можно ли немотивированно отказаться от исполнения контракта?

С учётом сказанного, однозначной позиции по вопросу, может ли сторона немотивированно отказаться от исполнения контракта, пока нет.


По мнению Минэкономразвития России, односторонний отказ заказчика от исполнения контракта возможен, только если другая сторона нарушила его условия (см. Письма от 10.04.2017 N Д28и-1555, от 08.04.2016 N Д28и-880, от 31.12.2015 N Д28и-3866).


Подходы арбитражных судов разнятся. Так, одни суды полагают, что немотивированный отказ от исполнения контракта возможен только в случае нарушения его условий (Решение АС Вологодской области от 11.12.2015 г. по делу № А13-8444/2015, решение Арбитражного суда Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 31.10.2014 г. по делу № А56-46047/2014, решение Арбитражного суда г. Москвы от 28 июля 2016 года по делу № А40-85825/16-148-527). Другие же суды говорят о возможности немотивированного отказа стороны от контракта (например, Решение АС Пензенской области от 17 декабря 2015 г. по делу № А49-11658/2015, Решение АС Приморского края от 20.03.2015 г. по делу № А51-422/2015, Решение АС Липецкой области от 19.02.2016 г. по делу № А36-9463/2015).

Учитываем риски: возможные последствия одностороннего расторжения контракта

При расторжении контракта в связи с односторонним отказом сторона-инициатор вправе потребовать возмещения только фактически понесённого ущерба. Возможность получить иные суммы законом не предусмотрена.


Для исполнителя одностороннее расторжение контракта может означать не только потерю контрагента и недополучение того, на что он рассчитывал при заключении контракта, но и включение его в реестр недобросовестных поставщиков. Реестра недобросовестных заказчиков, к сожалению, в нашем государстве нет.


Исполнитель, включённый в реестр недобросовестных поставщиков, в течение последующих двух лет со дня включения информации в реестр не сможет принимать участие в закупках для государственных и муниципальных нужд.


Решение о включении в реестр недобросовестных поставщиков принимается на заседании антимонопольного органа по заявлению заказчика с участием исполнителя. В случае, если сведения заказчика недостоверны, то на его должностных лиц может быть возложена административная ответственность в виде штрафа в размере 15 000 руб., на самого заказчика – в размере 100 000 руб. (ч. 1 ст. 19.7.2 КоАП РФ).


При несогласии с решением заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта исполнителю нужно оспаривать не только такой отказ, но и вынесенное на основании него решение антимонопольного органа о включении сведений в реестр недобросовестных поставщиков. Заказчик также имеет право на оспаривание решения исполнителя об одностороннем расторжении контракта в суде.

Подведём итог

Контракты по 44-ФЗ являются сделками с высоким риском как для заказчика, так и для исполнителя. Право на односторонний отказ от контракта не следует воспринимать как «спасательный круг» для ухода от обязательств, поскольку стороне всегда нужно иметь законные и обоснованные аргументы для такого расторжения. Если односторонний отказ от контракта, совершённый одной из сторон, по мнению другой стороны, является незаконным, его можно оспорить. Особенно актуально оспаривание одностороннего расторжения для исполнителей, которым грозит выбывание с рынка госзакупок по причине включения их в реестр недобросовестных поставщиков.



Просмотров