Приемы и методы активации творческого мышления. §3. Методы активизации творческого мышления

Сегодня новаторская работа рассмат­ривается как организованная деятельность, а инновация рассмат­ривается как процесс, которым обязательно нужно управлять. Более 90 процентов всех эффективных нововведений составляют нововведения, основанные на анализе, системе и упорном труде. Основой инновационной деятельности, безус­ловно, является творческое мышление. Как и любое мышление, творческое мышление лучше всего рабо­тает, если оно дисциплинированно. Таким образом, чтобы быть эффективным, творческое, инновационное мышление должно быть поставлено на службу четко определенной цели, и работать по четко установленным правилам. Рассмотрим основные приемы организации творческого мышления.

Первым из вышеназванных приемов по праву считается метод мозгового штурма (он же мозговая атака, он же брэйнсторминг), который также называют отцом всех приемов творческой деятель­ности.

Его создателем является Алекс Осборн. Будучи капитаном одного из американских кораблей во время второй мировой вой­ны, он выстроил команду на палубе и предложил всем матросам и офицерам, не обращая внимания на различия и звания, высказы­вать свои варианты решения задачи противодействия торпедным атакам японских эсминцев. И вот один из матросов предложил следующее. Как только мы заметим японскую торпеду, - сказал он, - мы всей командой встанем вдоль того борта, к которому она плывет, и начнем дуть в сторону этой торпеды. И тогда она отклонится от цели, то есть от корабля. Несмотря на то, что, на первый взгляд, это предложение кажется совершенно абсурдным, но на его основе позже был сконструирован силовой гидравличес­кий аппарат, который, как брандспойт, направлял мощную струю воды в сторону приближающейся торпеды. Торпеда по мере при­ближения к кораблю теряла скорость, и струя воды изменяла ее траекторию, что давало возможность избежать попадания торпе­ды в корабль.

После войны Осборн стал инженером. В 1953 году он выпустил книгу «Управляемое воображение». Благодаря колоссальному та­ланту Осборна продавать идеи у мозгового штурма в 50-60-х го­дах появились многочисленные последователи как в США, так и в других странах.

Суть мозгового штурма как методики состоит в следующем. Если вы хотите мыслить творчески, то вы должны научиться пре­доставлять своим мыслям полную свободу и не пытаться напра­вить их по заранее определённому руслу. Такое мышление назы­вается свободным ассоциированием. В этой ситуации любой участник инновационной команды говорит другим участникам и само­му себе всё, что приходит ему в голову, каким бы абсурдным это ни казалось. Установлены четыре простых правила для проведения успешного мозгового штурма:



1) Критика исключается. Идеи критикуются после, а не во время штурма.

2) «Езда без правил» приветствуется. Чем сумасброднее идея, тем лучше. Легче обработать дикую идею, чем придумать новую.

3) Мы хотим еще! Чем больше идей, тем больше вероятность появления хорошей идеи.

4) Сочетайте и улучшайте. Члены команды могут не только выдвигать новые идеи, но и предлагать способы улучшения, соче­тания или изменения идей других членов команды.

Помимо есть четыре основных принципа.

· Беритесь за дело - не ждите, пока на вас снизойдет вдохнове­ние.

· Сосредоточьтесь на цели занятия, на том, чего вы хотите до­биться.

· Будьте внимательны - убедитесь, что вся команда думает в одно и то же время в одном и том же направлении.

· Сконцентрируйтесь - держитесь и не сдавайтесь, даже если идеи не приходят в голову.

Из этого видно, что, несмотря на свободу и отсутствие ограни­чений в процессе генерации идей, сам мозговой штурм должен быть хорошо спланирован.

Другим методом активизации творческого мышления посред­ством использования свободных ассоциаций является метод бисоциации Артура Кестлера. Он исследовал то, что он назвал «бисоциативным мышлением», ассоциации, которые создает разум, воспринимая одну и ту же ситуацию или идею «в двух внутренне согласованных, но обычно не совместимых между собой системах координат». Простейший пример бисоциации - игра слов, когда разум воспринимает оба значения слова одновременно. Специально создавая бисоциации, активно исполь­зуя для этого метафоры, мы можем стимулировать творчество.

Примерно в то же самое время, что и Кестлер, свои основные идеи опубликовал другой ученый - Эдуард де Боно. Он предло­жил идею так называемого, «всестороннего подхода». В мыслительных процессах Де Боно различает «вер­тикальный подход» и «всесторонний подход».

«Вертикальный подход» - это обычное логическое мышле­ние. Оно постепенно идет от проблемы к решению. С помощью вертикального подхода ищут правильный ответ. Чтобы получить его, правильным должен быть каждый этап решения. Класси­ческий пример вертикального подхода - решение арифметической задачи.

«Всесторонний подход» - это когда мысль скачет с одного на другое. Его цель найти не правильный ответ, а новую идею. Сле­довательно, правильность действий на каждом этапе для всесто­роннего подхода не важна. Его цель не решить, а найти нечто новое. Классический пример всестороннего подхода - видеть, что два не похожих на вид предмета на самом деле похожи.

Хотелось бы отметить, что мыслительные процессы, описан­ные Де Боно как «вертикальный подход», отражают работу лево­го полушария человеческого мозга, которое формально-логичес­ки упорядочивает информацию и функционирует на основе уста­новления однозначных связей между предметами и явлениями. А «всесторонний подход» - работу правого полушария, отвечающего за образное мышление, для которого характерны многозначность и многогранность связей, свобода от альтернатив, приводящих к неразрешимым конфликтам, свободное ассоциирование. Благо­даря перечисленным характеристикам активность правого полушария открывает новые возможности для поиска и решения за­дач. Таким образом методика, предложенная Де Боно, является реалистичной стратегией для повседневного применения и направ­лена на активизацию деятельности правого полушария.

Некоторые техники пытаются использовать принцип мозгово­го штурма «больше, значит лучше». Они исходят из того, что большое количество идей, возникших более или менее механи­чески, даст хоть какое-нибудь сырье для производства действи­тельно интересных, новых идей. К методиками подобного рода относятся морфологический анализ и его разновидность ТРИЗ. Морфологический анализ как техника творчества был впервые разработан в 40-х годах 20 века швейцарским астрономом и аст­рофизиком, работающим в области ракетных исследований - Фри­цем Цвики. Суть морфологического анализа состоит в следую­щем. Он обычно означает создание сетки или матрицы из трех или более переменных и изучение всех комбинаций. Инновацион­ная команда, ищущая возможности запуска на рынок нового про­дукта, могла бы установить переменные, например, производствен­ные процессы, рынки, сырье и поместить их друг против друга на сетке или модели. Какие-то комбинации дали бы уже существую­щие продукты, другие могли бы предложить новые идеи: возмож­ную или еще неопробованную комбинацию, процесс, сырье или рынок, которые могли бы привести к успеху продукта. Хотя это не совсем творчество, но оно придает упорядоченность творческо­му мышлению.

В 40-50-е годы необычный вид морфологического анализа (ТРИЗ) был разработан в СССР. После окончания «холодной войны» он начал приобретать все большую известность.

Его автором был Генрих Саулович Альтшулер - советский ин­спектор-патентовед. На основании постоянных исследований ты­сяч патентов он объявил об открытии моделей, лежащих в основе всех изобретений. В 1948 он написал письмо Сталину, в котором критиковал неспособность советского государства стимулировать изобретательскую активность, и сразу же был приговорен к 25 годам лагерей. В лагере он продолжал обдумывать свою идею и создал систему ТРИЗ («Теория решения изобретательских задач»). В 1954 году, после смерти Сталина, его освободили, и он начал публиковаться. Однако в 1974 году он снова поссорился с властями, ТРИЗ ушел в подполье, и Альтшулеру пришлось зарабаты­вать на жизнь научно-фантастической литературой. ТРИЗ пере­шел на легальное положение только с началом перестройки. Но с тех пор он неуклонно завоевывает все большую аудиторию по все­му миру.

В основе ТРИЗа лежит диалектический материализм. В каж­дой системе происходит борьба противоположностей; противоре­чия разрешаются по мере развития системы. Поиск новых идей - это постоянный процесс выявления конфликтующих противопо­ложностей в ситуации и последующее обнаружение способа их примирения. Метод систематизирован на основе принципа поме­щения исследователем проблем в матрицу или сетку, чтобы ис­следовать по ней любую из множества парных противоположнос­тей. Альтшулер заявляет, что открыл принципы, управляющие таким диалектическим развитием; их можно освоить, и творче­ство станет менее спонтанным и более систематическим.

Еще одна методика, порожденная правилами мозгового штур­ма - это синектика . Но синектика начинает работать тогда, ког­да заканчивается мозговой штурм. С одной стороны, она развива­ет идеи Алекса Осборна, а с другой - она более систематизирова­на. Синектику разработали Уильям Гордон и Джордж Принс. Гор­дон записывал на пленку процесс работы инженеров-конструкто­ров и обнаружил, накануне прорыва к открытию команда входит в совершенно особое психологическое состояние. Так холодный объективный анализ проложил путь увлекательному и метафори­ческому стилю работы, который Гордон назвал «пылким».

Гордон ввел ряд правил для стимулирования «пылкого» стиля мышления. Наиболее существенное из них - использование ме­тафоры. Важным элементом в занятии по синектике является «эк­скурсия», которая уводит команду от «цели как ее понимают», то есть желаемой инновации, на метафорический ландшафт, где эта цель может предстать в новом неожиданном свете. Например, лидер группы может взять какой-нибудь пример из исходной ситуации и попросить свою команду привести примеры того же рода, но в абсолютно другом контексте. Мост может стать жестом дружбы; автомобильный двигатель может превратиться в местный празд­ник или производить деньги вместо того, чтобы обеспечивать дви­жение вперед.

Суть синектики состоит в том, чтобы сделать незнакомое - знакомым, а привычное - чуждым. Этот эффект достигается с помощью четырёх типов операций:

1) отождествления самого себя с каким-либо элементом про­блемной ситуации, например, с какой-нибудь частью механизма, деталью машины;

2) поиска сходных, похожих явлений и процессов в совершен­но иных, часто весьма неожиданных областях знания и практи­ки;

3) использования поэтических образов и метафор для форму­лирования задач;

4) фантастической аналогии, при которой проблема мысленно решается как в волшебной сказке: игнорируются фундаментальные законы природы.

Синектика остается одним из самых систематических подхо­дов к творческому мышлению. Она получила большую поддерж­ку в промышленных и деловых кругах.

Обобщая вышесказанное, можно заметить, что за десятки лет, прошедшие со времени изобретения метода мозгового штурма, было разработано множество других методик для творческого мышле­ния. Все они в той или иной мере посвящены специальному сти­мулированию ассоциативного мышления. В основном они действу­ют по трем направлениям:

1) конструирование ассоциаций;

2) использование переносов, метафор;

3) оспаривание или выворачивание наизнанку предвзятых мне­ний, которые лежат в основе нашего мышления.

МЕТОДЫ АКТИВИЗАЦИИ ТВОРЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ

Наименование параметра Значение
Тема статьи: МЕТОДЫ АКТИВИЗАЦИИ ТВОРЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ
Рубрика (тематическая категория) Логика

ЛЕКЦИЯ № 3

3.1.МЕТОД ПРОБ И ОШИБОК

Случай при решении творческих задачи и (изобретательстве) имеет большое значение. Но для того, чтобы случайность состоялась, крайне важно, чтобы она произошла с подготовленным человеком и в том момент, когда он решает соответствующую случаю задачу. Чтобы увеличить вероятность встречи с нужной случайностью, следует увеличить количество собственных действий, экспериментов и проб.

Метод проб и ошибок - ϶ᴛᴏ самый древний метод создания технических систем (метод решения любых творческих задач). Метод подкупает своей простотой и надежностью – взял, примерил, отбросил и т.д. Метод проб и ошибок и сегодня остается самым распространенным среди изобретателœей и рационализаторов.

Выявлено, что для того, чтобы сделать этим способом хотя бы одно изобретение среднего уровня, требуется совершить многие сотни и даже тысячи проб. Талантливый изобретатель успевает в уме за короткое время перебрать десятки, а то и тысячи вариантов.

Т.Эдисон, использующий в своем творчестве в основном метод проб и ошибок. Чтобы увеличить эффективность данного метода А. Эдисон создал целый институт экспериментаторов, которые искали нужный материал для нити накаливания электрической лампы, провели многие тысячи опытов.

Но к серединœе ХХ века стало очевидно, что даже самое полное использование людских ресурсов не может обеспечить необходимых темпов производства изобретений.

Возникла крайне важно сть в разработке технологии (методологии) производства изобретений.

Долгое время внимание исследователœей было сосредоточено на психологии изобретательства. Считалось (да и по сей день считается), что главное - ϶ᴛᴏ мыслительные процессы, происходящие в мозгу изобретателя. Исследуя их, надеялись понять, как проявляется новая идея. Но существенных успехов на этом пути не было достигнуто. Нужен был другой подход.

3.2. МЕТОД МОЗГОВОГО ШТУРМА И ЕГО РАЗНОВИДНОСТИ

Критика или боязнь критики служат помехой творческому мышлению. В случае если человек считает, что его идея плоха, он не захочет высказывать ее в слух. В этом случае многие потенциально хорошие идеи оказываются навсœегда потерянными. Чтобы устранить препятствия, вызываемые боязнью критики при высказывании идей, и был разработан метод мозгового штурма (метод мозговой атаки).

Метод прямой мозговой атаки. Основателœем современных методов мозговой атаки Алекс Осборн, который создал школу подготовки изобретателœей и разработал метод мозговой атаки – эффективный способ решения творческих задач. Этот метод оказался универсальным и применимым не только в технике, но и во всœех других сферах человеческой деятельности: в экономике, бизнесе, социологии, военном делœе, уголовном розыске, сфере обслуживания и т.д. Этот метод можно использовать в сочетании с другими эвристическими методами творческой деятельности.

А Осборн считал, что творческие способности есть у всœех людей, но многие люди не высказывают свои смелые идеи, боясь быть осмеянными своими коллегами, руководителœем. А. Осборн предложил разделить во времени процесс генерирования идей от их критической оценки и анализа. Более того, он считал, что желательно проводить оба процесса разными людьми.

Для проведения мозговой атаки по решению творческий задачи подбирают коллектив , состоящий из двух групп людей по 3 – 10 человек в каждой. Одна группа ʼʼгенераторов идейʼʼ только выдвигает идеи без права их критики. Другая группа ʼʼэкспертовʼʼ выносит коллективное суждение о ценности выдвинутых идей.

В состав группы генераторов идей включаются лица, легко и плодотворно генерирующие идеи, обладающие фантазией и творческим воображением.

В группу экспертов включаются люди с аналитическим складом ума, более компетентные в области создаваемого технического объекта.

В группу генераторов идей желательно включить:

Специалистов-смежников (конструкторов, экономистов, экологов и т.д.), которые обеспечат комплексное и всœестороннее рассмотрение задачи;

Людей ʼʼсо стороныʼʼ, не имеющих никакого отношения к решаемой задачи;

Женщин, которые оригинально мыслят, стимулируют и повышают дух соревновательности среди мужчин.

Правила для участников мозговой атаки таковы:

Нужно стремиться высказывать максимальное количество идей, отдавая предпочтение их количеству, а не качеству. При этом можно выдвигать любые идеи, в т.ч. фантастические и нереальные, шуточные. Чем фантастичнее идеи, тем сильнее сказывается их действие на процесс генерации последующих идей. ʼʼБезумныеʼʼ идеи - ϶ᴛᴏ катализаторы, без которых не возникнут ʼʼцепныеʼʼ реакции творчества, без которых будет труден путь к хорошим идеям;

Во время сеанса абсолютно запрещена критика высказанных идей;

Способствуют продуктивному мышлению шутки, каламбуры;

Нужно стремиться развивать, комбинировать и улучшать высказанные идеи, получать от них новые ассоциативные идеи;

Между участниками сеанса должны быть свободные, демократические, дружественные и доверительные отношения.

Успех поиска во многом зависит от того, как организуется мозговая атака.

Руководитель творческой группы заранее (за 2-3 дня) приглашает на сеанс его будущих участников, чтобы они смогли за это время подумать и настроиться. Иногда он заранее обсуждает с некоторыми из участников постановку задачи.

Полная продолжительность сеанса не должна превышать 1,5 – 2 часа, из которых:

1) 5 – 10 минут идет на представление участников совещания друг другу и на их ознакомление с правилами проведения мозговой атаки;

3) процесс мозговой атаки занимает 20 -30 минут;

4) 30 - 45 минут затрачивается на составление отредактированного списка идей.

Обычно сеанс проводится в изолированном помещении за ʼʼкруглымʼʼ столом. Во время сеанса участников угощают кофе или чаем.

Весьма повышает эффективность работы участников сеанса показ натурных образцов, макетов и эскизов технического объекта͵ который требуется улучшить.

Успешность и результативность мозговой атаки во многом определяется опытом, эрудицией и искусством руководителя творческой группы. Во время сеанса он обеспечивает соблюдение правил участниками без всяких приказаний и критических замечаний. Он обеспечивает непрерывность высказывания идей, заполняет образовавшиеся паузы поощрительными репликами, шутками, следит, чтобы обсуждение не шло в чересчур прагматическом и узком направлении. Вместе с тем, он следит за регламентом совещания и периодически сообщает сколько минут осталось до конца сеанса.

После завершения сеанса и небольшого перерыва производится быстрое коллективное редактирование полученного списка идей (полученного в виде стенограммы, либо с помощью магнитофона и т.д.).

Эксперты очень тщательно анализируют и оценивают представленные идеи, подразделяют их на подгруппы:

1) наиболее приемлемые и легко реализуемые;

2) наиболее эффективные и перспективные;

3) малозначимые.

Двойная прямая мозговая атака. Суть метода состоит в следующем. Всем участникам заранее высылаются пригласительные билеты, в которых указана цель и основные правила предстоящей сессии. Оптимальное количество участников от 20 до 60 человек. Продолжительность сессии 5-6 часов. Работа идет в четыре этапа:

1 этап : осуществляется постановка творческой задачи.

2 этап : коллективное генерирование идей по правилам прямой мозговой атаки.

3 этап: во время перерыва (1,5 – 2 часа) участники сессии в непринужденной обстановке обсуждают и критикуют идеи, высказанные на втором этапе.

4 этап: после перерыва вновь происходит коллективное генерирование идей, но с учетом высказанных в перерыве критических замечаний.

Метод обратной мозговой атаки. В его базе лежит закономерность прогрессивной конструктивной эволюции технических объектов, согласно которой переход к новым образцам и поколениям техники происходит путем выявления и устранения недостатков (дефектов) в уже существующих. В отличие от метода прямой мозговой атаки, целью этого метода является составление наиболее полного списка недостатков рассматриваемого объекта путем всœесторонней, ничем не ограниченной критики. На сеансе обратного мозгового штурма ведется анализ слабых мест и дефектов объекта (технологического процесса, машины или ее узла и т.д.), которые крайне важно устранить. После рекомендаций экспертов проводится прямой мозговой штурм по ликвидации и устранению вскрытых недостатков.

Метод обратной мозговой атаки направлен в основном на усовершенствование и доработку имеющихся технических решений.

Метод массовой атаки. Метод предназначен для генерирования новых идей при большом количестве участников. Всех присутствующих в большой аудитории разделяют на небольшие оперативные группы (5-6 человек в группе). При этом назначается руководитель всœей сессии, а также руководители каждой оперативной группы. Оперативные группы проводят самостоятельные сессии по методу прямого мозгового штурма. Обычно для работы групп дают 15 минут. Сразу после генерирования идей участники проводят их оценку и выбирают для сообщения большой аудитории одну или несколько оригинальных идей. При этом время для оценки идей не должно превышать время, выделœенное для их генерирования.

Основной недостаток метода: большие ʼʼинформационные шумыʼʼ и ответвление внимания отдельных участников из-за большого количества людей, присутствующих в аудитории.

3.3.МЕТОД ИНВЕРСИИ

Прием инверсия или обратная аналогия означает – выполнить что-нибудь наоборот. Стоит сказать, что для него характерны выражения: перевернуть вверх ʼʼногамиʼʼ, вывернуть наизнанку, поменять местами и т.д. Этот прием может означать, что если объект рассматривается снаружи, то возможно, мы достигнем желательного результата͵ если будем его исследовать изнутри. В случае если какой-то объект расположен вертикально, то применение инверсии означает, что его следует поставить горизонтально – и наоборот. Инверсия предполагает возможную замену подвижной части неподвижной, отказ от симметрии в пользу асимметрии, переход от растяжения к сжатию. Инверсные понятия – приемник и передатчик, модулятор и демодулятор, электрогенератор и электродвигатель.

Метод инверсии представляет собой один из эвристических методов творческой деятельности, ориентированный на поиск идей решения творческой задачи в новых, неожиданных направлениях, чаще всœего противоположных традиционным взглядам и убеждениям, которые диктуются формальной логикой и здравым смыслом.

Изобретатели давно обратили внимание на то, что часто в ситуациях, когда логические приемы, процедуры мышления оказываются бесплодными и заходят в тупик, естественно предположить, что оптимальной является принципиально противоположная альтернатива решения.

К примеру, ведется поиск прочности изделия, и для этой цели стремятся увеличить его вес, конструкцию делают цельнометаллическую, в то время как лучших результатов удается достигнуть путем решения задачи в противоположном направлении, к примеру, уменьшить вес конструкции, сделав ее полой.

Другой пример.
Размещено на реф.рф
Объект исследуют с его внешней стороны. Это традиционный подход, который исчерпал себя и не дает новых оригинальных решений. В этих ситуациях целœесообразно рассматривать данный же объект с внутренней стороны.

Этот метод часто называют методом обращения. А.Ф. Эсаулов в связи с анализом метода приводит классический пример решения задачи методом инверсии: Гениальное изобретение ракеты К. Э. Циолковским. В своей повести ʼʼВне Землиʼʼ он писал, что ʼʼпридумал пушку, но пушку летающую, с тонкими стенками и пускающую вместо ядер газы…ʼʼ.

Метод инверсии базируется на закономерности и, соответственно, принципе дуализма, диалектического единства и оптимального использования противоположных (прямых и обратных) процедур творческого мышления (анализа и синтеза, дивергентного и конвергентного мышления), а также распространения диалектического подхода к анализу объекта исследования (изучение внешнего и внутреннего, интенсификации и замедления, объединœения и разъединœения элементов системы и т.д.). Метод инверсии в поисках истины ʼʼобъединяетʼʼ в процессе мышления ʼʼсвязанные противоположностиʼʼ анализ и синтез, логическое и интуитивное, статические и динамические характеристики объекта исследования, внешние и внутренние стороны объекта͵ увеличение или, напротив - уменьшение размеров, конкретное и абстрактное, реальное и фантастическое, разъединœение и объединœение, конвергенцию (сужение поиска) и дивергенцию (расширение поля поиска), в случае если не удается решить задачу сначала до конца, то попытайтесь решить задачу от конца до начала.

Достоинства метода: позволяет развивать диалектику мышления, отыскивать выход из, казалось бы, безвыходной ситуации, найти оригинальные, порой весьма неожиданные решения различного уровня трудности и проблемности творческих задач.

Недостатки и ограничения применения метода: требует достаточно высокого уровня творческих способностей, базовых знаний, умений и опыта.

МЕТОДЫ АКТИВИЗАЦИИ ТВОРЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ - понятие и виды. Классификация и особенности категории "МЕТОДЫ АКТИВИЗАЦИИ ТВОРЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ" 2017, 2018.

Теперь обратимся к тому, как можно содействовать развитию мышления.

В первую очередь необходимо отметить особую роль самоорганизации, осознания приемов и правил умственной деятельности. Человек должен также управлять такими этапами мышления, как постановка задачи, создание оптимальной мотивации, регулирование направленности непроизвольных ассоциаций, максимальное включение как образных, так и символических компонентов, использование преимуществ понятийного мышления, снижение излишней критичности при оценке результата. Все это позволяет активизировать мыслительный процесс, сделать его более эффективным.

Увлеченность, интерес к проблеме, оптимальная мотивация - важнейшие факторы продуктивности мышления. Так, слабая мотивация не обеспечивает достаточной развернутости мыслительного процесса, и наоборот, если она слишком сильна, то это эмоциональное перевозбуждение ведет к неправильному использованию полученных результатов, усвоенных ранее методов при решении других новых задач, возникает тенденция к появлению стереотипов. В этом смысле конкуренция не способствует решению сложных мыслительных задач.

Успешному мыслительному процессу препятствует ряд факторов:

  • косность, стереотипность мышления;
  • излишняя приверженность к использованию привычных методов решения, что затрудняет возможность взглянуть на задачу по-новому;
  • страх ошибки, боязнь критики, страх «оказаться глупым», излишняя критичность к своим решениям;
  • психическая и мышечная напряженность и т. д.

Чтобы активизировать мышление, можно применить специальные формы организации мыслительного процесса, например «мозговой штурм » (метод, предложенный А. Осборном (США), предназначен для продуцирования идей и решений при работе в группе).

Основные правила проведения «мозгового штурма»:

  1. Группа состоит из 7-10 человек, желательно, чтобы они обладали разными профессиями (для избежания стереотипности в подходах); в группе имеется лишь несколько человек, сведущих в рассматриваемой проблеме.
  2. «Запрет критики»: чужую идею нельзя прерывать, критиковать, можно лишь похвалить, развить чужую идею или предложить свою.
  3. Участники должны быть в состоянии релаксации, т. е. психической и мышечной расслабленности, комфорта. Кресла должны быть расположены по кругу.
  4. Все высказываемые идеи фиксируются (на магнитофоне, в стенографических записях) без указания авторства.
  5. Собранные в результате «мозгового штурма» идеи передаются группе экспертов-специалистов, занимающихся данной проблемой, чтобы отобрать наиболее ценные идеи. Как правило, их оказывается примерно 10%. Участников в состав «жюри» экспертов не включают.

Эффективность этого метода высока. Так, в одной из американских фирм на 300 заседаниях «мозгового штурма» было выдвинуто 15 тысяч идей, и 1,5 тысячи из них были незамедлительно реализованы. «Мозговой штурм», проводимый группой, постепенно накапливающей опыт решения различных задач, положен в основу так называемой синектпики. Она предложена американским ученым У. Гордоном.

При «синектическом штурме» предусмотрено обязательное выполнение четырех специальных приемов, в основании которых лежит аналогия:

  • прямая (подумайте, как решаются задачи, похожие на данную);
  • личная, или эмпатия (попробуйте войти в образ данного в задаче объекта и рассуждать с этой точки зрения);
  • символическая (дайте в двух словах образное определение сути задачи);
  • фантастическая (представьте, как бы эту задачу решили сказочные волшебники).

Еще один способ активации поиска - метод фокальных объектов . Он состоит в том, что признаки нескольких случайно выбранных объектов переносят на рассматриваемый (фокальный, находящийся в фокусе внимания), в результате чего получаются необычные сочетания, позволяющие преодолеть психологическую инерцию и косность. Так, если случайным объектом взят «тигр», а фокальным «карандаш», то получаются сочетания типа «полосатый карандаш», «клыкастый карандаш» и т. д. Рассматривая эти сочетания и развивая их далее, удается прийти к оригинальным идеям.

Метод морфологического анализа заключается в том, что сначала выделяют главные характеристики объекта (оси), а затем по каждой из них записывают всевозможные варианты (элементы).

Так, рассматривая проблему запуска автомобильного двигателя в зимних условиях, можно взять в качестве осей источники энергии для подогрева, способы передачи энергии от источника к двигателю, способы управления этой передачей и т. д. Элементами же для оси «источники энергии» будут аккумулятор, химический генератор тепла, бензогорелка, работающий двигатель другой машины, горячая вода, пар и т. д. Имея запись по всем осям и комбинируя сочетания разных элементов, можно получить большое число всевозможных вариантов. В поле зрения при этом могут попасть и неожиданные сочетания, которые едва бы пришли в голову.

Способствует интенсификации поиска и метод контрольных вопросов , который предусматривает применение списка наводящих вопросов, например: «А если сделать наоборот? А если изменить форму объекта? А если взять другой материал? А если уменьшить или увеличить объект?»

Все рассмотренные методы активизации творческих мыслительных возможностей предусматривают целенаправленную стимуляцию ассоциативных образов (воображения).

Развивать и стимулировать мыслительную деятельность человека можно посредством различных задач. Так, для развития способности отделять главное от второстепенного используются задачи с избыточными данными, уводящими от правильного решения. Умение переформулировать проблему, чтобы более глубоко ее понять, развивают задачи с частично неверными данными, В этом случае требуется скорректировать постановку задачи или указать на невозможность ее решения. Умение отличать задачи, допускающие только вероятностное решение, также развивает мышление человека. Проанализировав решение творческих задач, ученые установили ряд закономерностей.

Сначала используются первичные, автоматизированные способы решения (что соответствует низшим уровням), причем они реализуются, пока не становится ясно, что данным способом задачу не решить. На следующем этапе происходит осмысление неудач (средний уровень), осознается их причина, а именно несоответствие средств задаче, формируется критическое отношение к собственным средствам и способам действия. В результате к условиям задачи применяется более широкий круг средств (третий этап, средний уровень), вырабатываются программы «поисковой доминанты». Затем на низшем (неосознанном) уровне отыскивается интуитивное решение, «решение в принципе», а на последних этапах (высший уровень) происходят логическое обоснование, вербализация и формализация решения.

Очень важно пробуждение поисковой активности при усвоении изобразительных знаний и умений и навыков, в работе с натуры, по представлению, в тематическом рисовании, иллюстрации, выполнении декоративно-прикладных работ.

Можно выделить два вида методов помогающих активизировать творческое мышление:

Инструментальные методы: (рациональные и иррациональные) мозговой штурм, синектика, рабочие листы, морфологический анализ, АРИЗ (алгоритм решения изобретательских задач), майевтика и др.

Личностные методы: групповая динамика, трансцендентальная медитация, методика формирования целостности и веры в себя и др.

· «Мозговой штурм» - метод брейнсторминг или мозговая атака. Разработан в США еще в 1938 году Алексом Осборном как метод решения сложных технических изобретательских задач на промышленных предприятиях. Известны различные модификации этого метода (например, популярные телевизионные игры «Что? Где? Когда?» и «Брейн ринг»). Основной принцип: творческий процесс разделен на два этапа: этап генерации идей, «генераторы»; и этап экспертизы идей, «эксперты». Суть МШ – критика правилами проведения штурма запрещена, хаотическое генерирование идей.

· Синектика (с греч. Syn - вместе). Метод предложен в конце 50 годов XX столетия У. Гордоном. Основной принцип: сделать незнакомое знакомым, а привычное чуждым, т.е. изменить сложившийся взгляд на вещи.

Синекторы должны владеть следующими приемами:

1. личностная аналогия (уподобление), при которой надо отождествить себя с изучаемым объектом, процессом, прибором и т.п. и представить возможные варианты своего действия и аналогичной ситуации;

2. прямая аналогия – поиск сходных процессов, явлений из совершенно других сфер;

3. символическая аналогия или применение литературных образов для формулировки задачи;

4. фантастическая аналогия – предлагает решение, не соотносимое с законами природы. Метод синектики помогает сочетать логическое и образное мышление, свободно переходить с одного мыслительного уровня на другой, устранять стереотип мышления.

Возможность направлять поиск аналогий и тем самым развивать ассоциативное мышление Гордон видит в метафоре.

· Метод морфологического анализа (от греч. Форма + …логия), его автор - Ф. Цвики (швейцарский астроном), 1942 год. Термин «морфология» ввел Иоганн Гёте в 1796. Предполагает использование совершенно другого принципа. Комбинирование, как возможность систематизировать процесс перебора вариантов – суть метода «морфологический анализ».

Цели метода:

- решение сравнительно простых задач;

Анализ систем (из чего состоит, как реализована каждая часть…);


Развитие управляемого воображения и фантазии;

Сущность метода:

1. Точно и четко формируется проблема.

2. В исследуемой системе выделяют важные и характерные для нее признаки. Это могут быть части, свойства, режимы, словом те параметры системы, от которых зависит решение проблемы.

3. По каждому признаку составляют списки различных вариантов исполнения этих признаков. Для большей наглядности признаки варианты их исполнения располагают в форме таблицы.

4. В определенном порядке, исключающем пропуски, перебирают все возможные сочетания вариантов исполнения признаков и одновременно производится оценка всех вариантов исполнения и выбор наилучшего решения.

· Метод рабочие листы (автор С. Парнз). Представляет собой описание последовательности этапов-шагов, которые надо сделать, и вопросов, на которые надо ответить, чтобы решить поставленную задачу. Этот метод организует и упорядочивает процесс мышления, разбивая его на определенные этапы, помогает сформулировать вопросы и осуществить поиск недостающей информации.

· АРИЗ (алгоритм решения изобретательских задач). Комплексная программа последовательных операций по выявлению и устранению противоречий.

· ТРИЗ (теория решения изобретательских задач) программа по выявлению и устранению логических и диалектических противоречий, что обеспечивает ее целенаправленность – разработаны в конце 40-х годов инженер-изобретатель и писатель-фантаст Г.С. Альтшуллер (Г. Альтов).

· Метод фокальных объектов – метод наделения обычных предметов совершенно необычными свойствами. Делается это в четыре шага.

Первый шаг: выбирается какой-нибудь предмет, который мы хотим усовершенствовать или придать ему совершенно необычные свойства.

Например: для детей это может быть игрушка, кукла, мячик, тетрадь, учебник, классный журнал, животное, растение или человек. Это будет так называемый фокальный объект.

Второй шаг: выбирается несколько случайных объектов. Например: электрическая лампочка, воздушный шарик,

Третий шаг: для этих объектов составляется перечень их характерных свойств, функций и признаков.

Например: электрическая лампочка – светится, теплая, прозрачная, перегорает, включается в электросеть…

Воздушный шарик – летает, надувается, не тонет, отскакивает…

Телевизор – показывает, говорит, поет, имеет ручки для управления…

Четвертый шаг: сформулированные свойства переносятся на фокальный объект.

· Метод «звуковая клякса», метод ассоциаций.

Ассоциация – связь между отдельными представлениями, при которой одно из представлений вызывает другое. Как бы перекидываются мостики между решаемой задачей и сходными признаками ил свойствами другого объекта. Этим другим объектом может быть что угодно: системы из живой и неживой природы, сказочные герои, любое воспоминание, образ или символ, даже запах, или звук.

Если аналогия – это сходство, анализ – расчленение, то ассоциация – это связывание каких-либо свойств, качеств.

Виды ассоциаций:

- по смежности, то есть по близости, по соседству в пространстве или во времени, когда одно представление благодаря их временному или пространственному совпадению. Например: улей – пчелы, медведь – зима – берлога, зима – мороз – снег…

- по сходству, подобию, т.е. похожее по какому-то признаку: форме, цвету, восприятию.. Например: мяч – арбуз, лимон – лимонад, снег – вата.

- по контрасту, т.е. противоположное по любым свойствам. Например: добро – зло, гора – равнина, искры – снежинки.

· Метод майевтика (от греч. повивальное искусство) впервые появился в диалогах Сократа более 2000 лет тому назад, использовался для развития в собеседнике знаний с помощью наводящих вопросов, искусно заданных философом. В основе этого метода лежит искусство диалога, диалектических споров, что позволяет активизировать мыслительную деятельность и находить истину. По мнению Сократа, диалогическое общение, названное им майевтикой, помогает заново родиться человеку как личности в результате познания и понимания себя.

Типы вопросов:

1. Осведомительные. Цель – получение новой информации. Что это? Зачем это?

2. Контрольные - на проверку знаний своих и чужих. Эти вопросы побуждают вспоминать. Частными случаями контрольных вопросов являются – экзаменационные и тестовые вопросы.

3. Наводящие на решение проблемы вопросы, помогающие найти сильную идею или понять ситуацию. Их еще можно назвать «сократовскими».

4. Проблемные или развивающие вопросы, побуждающие думать и понимать. Их можно назвать – творческими, проблемными (Зачем? Почему? Найди ошибку).

5. Критикующие. Их цель – оценить и выявить недостатки. Не путать с «критиканством». Всё новое нуждается в честной, умной, строгой и доброжелательной критике, то есть в выявлении недостатков.

6. Провокационные. Их цель либо нанести вред, либо воспитать «чувство самурая» - настороженность, мгновенная готовность противостоять нападению, подвоху, обману и предательству.

7. Оскорбительные.

8. Вопросы на самоопределение, их еще называют на рефлексию. Цель этих вопросов – осмысление создавшейся ситуации, самоанализ (Что я хочу? Чего мне надо? Это я делаю для себя или для детей?)

9. Мудрые вопросы.

10. Глупые вопросы

11. Отсекающие вопросы. Это сильные вопросы. Например – при игре в данетку детей просят за 10 вопросов угадать, какой сказочный герой задуман. Вопрос: «это Буратино?» - слабый, а вопросы: «Это живое? Это рукотворное?» - сильные, отсекающие.

12. Олимпиадные вопрос. Вопросы повышенной сложности. Проверяют готов ли ребенок к серьезной умственной работе.


Список литературы

Основная литература:

1. Выготский Л.С. «Воображение и творчество в детском возрасте». М: Просвещение, 1997.

2. Ермолаева-Томина Л.Б. «Психология художественного творчества». – М.: Академический проект, 4 из 4. 2003.

3. Педагогическая практика: учебно-методическое пособие для самостоятельной работы [Текст] / составила Е.Е. Вотякова. – Красноярск: Сиб. федер. ун-т, 2012. – 28 с.

4. Преддипломная практика: учебно-методическое пособие для самостоятельной работы [Текст] / составила Е.Е. Вотякова. – Красноярск: Сиб. федер. ун-т, 2012. – 24 с.

5. Кузин В.С. Психология живописи [Текст] : учеб. пособие для вузов по спец. "Изобразительное искусство" : рекоменд. УМО по спец. пед. образования 3 из 3 2005.

6. Ростовцев Н.Н. Рисунок. Живопись. Композиция. [Текст] : хрестоматия: учеб. пособие для художественно-графич. фак. пединститутов. : допущ. Госкомитетом по нар. образованию СССР 1989

7. Сокольникова Н. М. Изобразительное искусство и методика его преподавания в начальной школе: учеб. пособие для студентов пед. вузов / Н.М. Сокольникова. - М.: Академия, 1999. - 368 с. : ил

8. Сокольникова Н. М. Изобразительное искусство и методика его преподавания в начальной школе. Народное искусство. Рисунок. Живопись. Декоративное искусство. Дизайн: учеб. пособие для студентов вузов / Н. М. Сокольников. - 4-е изд., стереотип.. - М. : Академия, 2008. - 365 с. : цв.ил., ил.. - (Высшее профессиональное образование. Педагогические специальности). - Библиогр.: с. 357-361 2500 экз. Экземпляры: всего:3 - АБ.1нт(3)

Дополнительная литература

1. Акимов И. О природе таланта. О мальчике, который умел летать, или Путь к свободе: Концепция, Том 1 1994

1. «Словарь практического психолога». Минск, «ХАРВЕСТ», 1998г.

2. Бердяев Н.А. Смысл творчества. Харьков «ФОЛИО», Москва «АСТ», 2002.

3. Богоявленская Д.Б. Психология творческих способностей: Учеб. пособие для студ. высш. учебн. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2002. – 320 с.

4. Ванцвайг П. Десять заповедей творческой личности. – М.: Наука, 1990.

5. Варламова Е.П., Степанов С.Ю. Психология творческой уникальности. – М.: Институт психологии РАН, 2002. – 256 с., ил.

6. Волков И. П. «Художественная студия в школе». Изд. «Просвещение». Москва, 1993г.

7. Гин С.И. Мир фантазии: Методическое пособие для учителя начальной школы/Библиотека учителя начальной школы. – М.: Вита-Пресс, 2001.

8. Джон Дилео «Детский рисунок. Диагностика и интерпретация». Москва, «Эксмо», 2002г.

9. Казакова Т.Г. Теория и методика развития детского изобразительного творчества – М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2006.

10. Кандинский В.В. «О духовном в искусстве». Ленинград, 1990 г.

11. Комарова Т.С. «Обучение детей технике рисования». М., 1994.

12. Красило А.И. «Психология обучения художественному творчеству». Москва, «Институт практической психологии», 1998 г.

13. Лук А. И. Мышление и творчество. - М., 1976.

14. Макарова Е. «В начале было детство». Москва, «Педагогика», 1990г.

15. Меерович М.И., Шрагина Л.И. Технология творческого мышления. Практическое пособие. – Мн.: Харвест, М.: АСТ, 2000.

16. Мелик-Пашаев А.А. Развитие у детей способности пользоваться цветом как выразительным средством. – М.: Просвещение, 1985.

17. Неменский Б.М. «Мудрость красоты: о проблемах эстетического воспитания» - М. изд. «просвещение» 1987.

18. Неменский Б.Н. Программы «Изобразительное искусство и художественный труд 1-4 и 5-9 классы в двух книгах». – М., 1995.

19. Николаева Е.И. Психология детского творчества. СПб:Речь, 2006.

20. Ниренберг Д.И. Искусство творческого мышления. – Минск: Попурри, 1996. –с. 240.

21. Полуянов Ю. А. «Изобразительное искусство». Пособие для учителя в начальной школе. Изд. «Интер». Москва. 1995.

22. Психология художественного творчества: Хрестоматия / Сост. К.В. Сельченок. – Мн.: Харвест, 1999. – 725 с. – (Библиотека практической психологии).

23. Пучков А.С., Триселев В.В. «Методика работы над натюрмортом». Изд. «Просвещение». Москва, 1987 г.

24. Рисунок. Живопись. Композиция. Учебное пособие для пединститутов. Хрестоматия. Учеб. пособие для студентов худож.-граф. Пединститутов. – 3-е издание, доп. И перераб. – М.1989.

25. Рождественская И.В. Психология художественного творчества. - СПб., 1995.

26. Ростовцев Н.Н. «История методов обучения рисованию». - М.: изд. «Просвещение», 1982.

27. Ростовцев Н.Н. Академический рисунок: Учебник для студентов худож.-графических факультетов педагогических институтов / Н.Н. Ростовцев. - 2-е изд., перераб. и доп.. - М. : Просвещение, 1984. - 240 с. : ил

28. Степанов А.В. «Объемно-пространственная композиция», М. Стройиздат, 1993г.

29. Тамберг Ю.Г. Как научить ребенка думать: Учебное пособие. – Спб.: Изд. «Михаил Сизов», 2002.

30. Фаворский В. А. «Теория композиции». Москва.1988г.

31. Чистякова М.И. «Психо-гимнастика». Москва, «Просвещение», 1990г.

32. Эдвардс Б. Откройте в себе художника/Пер. с англ. П.С. Самсонов – Мн.: ООО "Попурри", 2000.

33. Эдвардс Б. Художник внутри вас/Пер. с англ. – Мн.: ООО "Попурри", 2000.

Информационные ресурсы:

2. kazinka.narod.ru - В помощь молодому учителю (сайт муниципальной Казинской средней общеобразовательной школы)

3. www.iro.yar.ru - материалы по дидактике

4. www.edu.ru - Российский федеральный портал www.yspu.yar.ru - Журнал «Педагогический Вестник». (ЯГПУ им.К.Д.Ушинского)

Начало жизненного этапа человека начинается с попытки проявить способности к творческому мышлению. Человек пытается выразить себя как личность через творчество, показать свою значимость и индивидуальность. Даже несмотря на то что это не жизненно необходимая способность и не нужна для выживания.

Понятие творческого мышления включает в себя такой процесс, в ходе работы которого появляются новые идеи, создаются условия для появления предметов искусства или быта, несущие ценность для человека и окружающих.

Изучение своих творческих способностей помогает в познании себя и окружающего мира, развитию в человеке самостоятельной личности, приносящей пользу обществу и продвижению прогресса. Характер личности, память и восприятие окружающего мира влияют на способность к творчеству. Не последнюю роль в этом процессе играет способность к нестандартному мышлению, и умение использовать идеи по назначению.

  • Подготовка

Начальный этап становления, на котором происходит подготовка к размышлению, собирается информация, факты для дальнейшей переработки материала. На этом этапе затрагивается аналитическое мышление, создаются условия для решения проблем, ставятся цели.

  • Попытка к размышлению

На втором этапе проявляются условия к мыслительному процессу, за счет привлечения дивергентного мышления. Возможно появление разочарования, которое поможет критично отнестись к возникшим идеям, отбирая только самое уникальное.

  • «Высиживание» идеи

Этап приостановки творческого процесса, отвлечения на другие предметы. Он помогает отвлечься от задержавшегося процесса вынашивания идеи, посмотреть на нее с другой стороны, трезво оценив недостатки и достоинства, избегая репродуктивное творчество.

  • Творческое озарение

Происходит творческое озарение, интеллектуальный сдвиг с мертвой точки, открывающий проблемы и пути решения.

  • Анализ проделанной работы

На последнем этапе происходит оценка проделанной работы, анализ полученных идей. Он происходит с помощью аналитического мышления, задействовав основные критерии оценки.

Все этапы творческого мышления взаимосвязаны между собой. Последовательное их выполнение помогает получить лучший результат в ходе проделанной работы.

Творческое мышление предполагает развитие условия для появления нравственных и культурных начал в человеке. Творческое мышление помогает человеку выразить себя, свои мысли и чувства. Через творчество человек показывает характер, видение окружающих людей, природы и содержание своего внутреннего мира.

Основой формирования творческого начала человека должны быть следующие критерии творческого мышления:

  • Способность к анализу, сравнению и синтезированию, присутствие причинно-следственных связей.
  • Критичное мышление, своевременное выявление ошибок и противоречий.
  • Способность прогнозировать дальнейшее развитие событий.
  • Способность к представлению предмета или объекта вневременных рамок, умение видеть вещи в будущем и прошедшем времени.
  • Уметь продвигать полученные идеи, разрабатывать возможные варианты событий.
  • Способность к получению новых интересных мыслей и идей в короткий период и с наименьшими затратами.

Типы и особенности творческого мышления

В психологии принято разделять творческое мышление на два типа: конкретно - образное и словесно – логическое. Обладатели конкретно – образного мышления считаются талантливыми, так как воспринимают окружающий мир в конкретных образах. При работе мозга этот тип творческого мышления задействует правую часть мозга, которая отвечает за эмоциональную сторону интеллекта.

Словесно-логический тип склонен к выполнению приземленных абстрактных понятий, с логическим или словесным направлением. Соответственно такой тип мышления относится к левому полушарию мозга, который отвечает за логические процессы и математический склад ума.

Но способность к творчеству не останавливается на одном конкретном типе личности, а может присутствовать у всех. Особенности творческого мышления помогают объединить образы и создать абстракции.

Особенности творческого мышления

  • Неординарность

Желание творить, создавать новые идеи и предметы, уникальные в своем роде. Полученные в ходе творческого процесса вещи должны иметь ценность.

  • Многосторонность

Рассмотрение объекта с другой не свойственной ему стороны, применение к нему свежего взгляда. Попытка найти скрытый потенциал, учитывая основные характеристики и черты.

  • Гибкое восприятие

Способность к изменению взгляда на характер явления или объекта. Попытка рассмотреть стороны способные изменить область применение объекта и повысить его уникальность.

  • Адаптированность

Переход с одной точки зрения на другую. Способность перерабатывать большой объем информации и выдумывать интересные идеи и ситуации.

Связь воображения и творческого мышления в психологии

Воображение является частью творческого мышления. Они тесно связаны между собой и являются основой друг друга. Воображение связывает и объединяет структуры интеллекта: внимание, восприятие, память.

Только человеческое сознание создает условия для появления реальности в образах. Эта способность связана с психическим и смысловым видом мышления, объединяя их в одно целое. Воображение человека загадочный и необъяснимый процесс, до сих пор до конца не изученный. Благодаря ему создаются условия для появления шедевров литературы, скульптуры и живописи.

Возможности воображения безграничны, оно показывает реальность в другом ракурсе и имеет огромное значение для психологии и интеллектуального развития человека:

  • Творческое воображение планирует действия и поступки, оценивает свое поведение и полученный результат.
  • Воображение помогает «путешествовать» во времени, вызывая в сознание прошедшие события и впечатления, получая новые творческие идеи
  • Воображение выполняет цели и задачи, не реализованные в жизни. Додумываются некоторые моменты.

Воображение человека перерабатывает предметы и действия разного содержания, которые содержат черты, не имеющие аналогов в реальности. Придуманные предметы и события принято называть фантазией, а желаемое развитие событий является мечтой.

Воображение человека бывает:

  • Активное помогает вызвать образы, при содействии силы воли. Вызываемый образ не всегда имеет соответствие с описанием предмета, а несет индивидуальное представление о нем.
  • Пассивное. Мысли и идеи появляются спонтанно, в независимости от желания человека.
  • Продуктивное. Появление новых идей связано с жизненным опытом человека.
  • Репродуктивное. Воображение репродуктивное -это перенесение пережитых эмоций и действий в творчество человека. Репродуктивное воображение не содержит вымышленных элементов.

Как активизировать творческое мышление

В психологии разработаны методы активизации творческого мышления. Они помогут устранить установившийся взгляд на вещи, убрать репродуктивное мышление и освободить сознание для новых открытий. Эти методы создают специальные условия на формирование творческого мышления и повышения его продуктивности.

  • Самым популярным способом активизировать мышление в психологии является метод «мозгового штурма». Определение «мозговой штурм» появилось в 40-е годы в Америке. Его суть заключается в коллективном решении поставленных задач, разделяя присутствующих на тех, кто критикует и тех, кто «предлагает».
  • Еще одним методом активизации мыслительного процесса является изменение условия выполняемого задания. Мысленно изменяем поставленную задачу, сначала изменяя размер, затем время и стоимость. В ходе предложенного метода меняется взгляд на решение, и появляются новые идеи.

Диагностика творческих способностей

Выяснить предрасположенность к творчеству можно с помощью такой системы, как диагностика. Она поможет понять насколько вы творческая личность, уровень креативности, выявить предрасположенность к созданию предметов искусства. Диагностика креативности выполняется путем оценки конкретных черт творческих способностей.

Для полноценного и достоверного проведения диагностика креативности затрагивает все элементы творческого мышления, включая память, восприятие, мечты и воображение.

Проведенные исследования диагностики творческих способностей и креативности делятся на 2 части:

  • Креативность

Эта диагностика личности оценивает познавательные многофункциональные способности личности, связанные с развитием интеллектуальных способностей. Это направление представляют работы и тесты Э. Торренса, С. Тейлора, С. Медника, Дж. Гилфорда. Они основаны на изучении взаимосвязи интеллектуальных способностей с появлением новых образов и идей.

  • Креативность личности

Задачей этого направления является диагностика психологии личности, условия появления творчества, за счет индивидуальных особенностей человека. Это исследование направлено на поиск критериев появления креативности. Представители направления А. Маслоу, Д. Богоявленская, Ф. Баррон.

Тесты на выявление способностей к творчеству

Тест Дж. Гилфорда

Первооткрывателем оценки способностей к творчеству стала работа Джоя Гилфорда. Он определил суть творческого мышления в сочетании разработанных оригинальных, новых образов и мыслей человека. Другие тесты, разработанные после него стали интерпретацией этой работы.

Тест выявления творческих способностей Гилфорда строится по определенным принципам:

  • Насколько просто и эффективно выявляются способности к творчеству на практике, при решении задачи. Учитывается количество решений и ответов, полученных за определенное количество времени.
  • Переключаемость или гибкость ответов, переход с одного предмета на другой.
  • Уникальность ответов.

Тесты Э. Торренса

Еще одним популярным методом диагностики способностей являются тесты психолога Элиса Пола Торренса. Изучение креативности Э. Торенса представляет собой части, характеризующие творчество на вербальном, изобразительном и звуковом уровне.

Тесты Торренса выполняются в заданный промежуток времени. Полученный результат оценивается по определенным принципам:

  • Скорость выполнения, число решений, уложившихся в определенный промежуток времени.
  • Разносторонность ответов.
  • Неповторимость предложенных решений.
  • Конкретизация идей и решений.

Тесты Е. Торренса разработаны в 60-х годах и подходят для людей разного возраста и маленьких детей. Тесты Торренса постоянно видоизменялись и совершенствовались, имеют много аналогичных вариантов.

Тест Е. Туник

Тест Е. Туник направлен на определение креативности у подростков и взрослых людей. Тест помогает выявить предрасположенность человека к следующим критериям:

  • Любопытство. Любознательный человек, имеющий интересный характер. Интересуется окружающим миром, занимается самопознанием, любит размышлять и познавать строение новых вещей, механизмы работы, выполняет интересную работу, читает книги, узнает как можно больше новой информации.
  • Рискованность. Рискованность проявляется в отстаивании своих идей и мыслей перед окружающими, не боится возможной негативной реакции людей на творчество, имеет твердый характер. Человек склонный к риску имеет цель и идет к ней, невзирая на возможные препятствия, готов к последствиям ошибок, готов пойти на риск для достижения конечного результата. Считается с мнением других людей, но не поддается на провокации.
  • Воображение помогает человеку придумывать новые события и вещи, которых никогда не существовало в действительности, видеть предметы, не имеющие аналогов и то, что скрыто от глаз простого человека. Воображение способствует созданию произведений искусства и литературы.
  • Готовность к сложностям. Человек, имеющий непростой характер, занимается изучением сложных явлений и объектов. Не ищет легких путей решения поставленных задач, все делает самостоятельно, на свой страх и риск. Изучение сложных вещей является неотъемлемой частью жизни такой личности.

Латеральное мышление Эдварда де Боно

Эдвард де Боно родился на Мальте в 1933 году. Доктор медицины, имеет степень по психологии, физиологии, является разработчиком концепции латерального мышления.

Определение латерального мышление Боно (лат. Lateralis, переводится как «смещенный») - представляет собой перенаправленный вид мышления по отношению к обычному мышлению.

В своей схеме Эдвард де Боно делал попытки нахождения латерального мышления, отделяющегося от других видов мышления, имеющего отличительные черты от логического и горизонтального мышления. Учебник «Латеральное мышление» де Боно содержит описание наиболее эффективного способа мышления, помогающего развитию продуктивности творчества, созданию новых неповторимых идей. Инструментом получения таких способностей, считает Эдвард де Боно и является латеральное мышление.

Определенное место в разработанной схеме де Боно занимает память человека. Это среда сознания находится в постоянном развитии, но ограничивается своими объемами. Латеральное мышление Эдвард де Боно воспринимает, как креативность и чувство юмора, которое используется, как логическое мышление.

Латеральное мышление похоже на выработанную привычку человека мыслить по-другому. Созданы условия развития этого навыка, которые постоянно применяются на практике. Эти методы, описанные в книге де Боно, не созданы им, а позаимствованы у Филипа Котлера. Они известны и используются уже давно, Эдвард де Боно переделал их под свое видение, объясняя способы их работы.



Просмотров