Система госзакупок. Госзакупки – начинаем и выигрываем. Планирование закупок: план-график и план закупок

С 1 января 2014 года вступил в силу Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», который сменил Федеральный закон от 21.07.2005 N 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд». Задача закона о контрактной системе – изменить принципы работы государственного и муниципального заказа, сделать закупки максимально эффективными и открытыми, усилить антикоррупционный контроль. Новый закон позволит закупать более дорогие, но и более качественные товары. При этом, заказчики смогут избежать обвинения в нерациональном использовании бюджетных средств, если докажут целесообразность таких закупок.

В тоже время, нормы Федерального закона № 44-ФЗ возлагают на заказчика ответственность не только за формальное соблюдение всех процедур, но и за конечный результат закупки. Заказчику необходимо будет планировать, обосновывать и отвечать за эффективность закупки.

Правила планирования закупок стали более сложными и жесткими. Так, согласно новому закону вводится обязанность формирования плана закупок (как правило, на трехлетний период), плана графика-закупок (на каждый год), а также обоснования закупок (составляется для каждой закупки). По нормам закона, закупки, не предусмотренные документами планирования, не могут быть осуществлены. Расширен круг лиц, которые должны будут планировать закупки за счет бюджетных средств по правилам 44-ФЗ. Это не только государственные и муниципальные заказчики, бюджетные учреждения, но и автономные учреждения, государственные и муниципальные унитарные предприятия, иные юридические лица. При этом бюджетным учреждениям предоставлено право «вывести» из-под действия Закона № 44-ФЗ некоторые виды закупок и осуществлять их по 223-ФЗ: это закупки за счет грантов, так называемые контракты «второй руки», а также закупки за счет средств, полученных от приносящей доход деятельности. Кроме того, Законом № 44-ФЗ регламентированы правила централизации закупок как на уровне публично-правового образования, так и на уровне главного распорядителя бюджетных средств.

В контрактной системе появились нормы антидемпингового характера. При снижении цены контракта на 25% участник процедуры обязан будет предоставить финансовое обеспечение, превышающее обеспечение исполнения контракта в полтора раза, но не менее чем в размере аванса (если контрактом предусмотрена выплата аванса). Или информацию, подтверждающую добросовестность поставщика, при контракте от 15 млн. руб. и менее. При НИОКР критерий наименьшей цены не будет являться самым весомым фактором, определяющим победителя, – и это еще одна из новаций контрактной системы.

В целях развития малого и среднего бизнеса определенная доля закупок будет осуществляться именно у субъектов малого предпринимательства и социально-ориентированных организаций.

Вопросам открытости и прозрачности закупок для государственных и муниципальных нужд в контрактной системе уделено особое внимание. В законе есть жесткое обязательство заказчика предоставлять достаточно широкий перечень информации для осуществления общественного контроля. Введение в действие Единой информационной системы (ЕИС) начиная с 2016 года приведет к тому, что любой гражданин, не говоря уже об общественных организациях, сможет получать информацию о государственном и муниципальном заказе (за исключением информации, составляющей государственную тайну).

Общественность получит новые полномочия в сфере контроля закупок. Если раньше граждане могли сигнализировать о нарушениях только в правоохранительные органы, то контрактная система наделяет общественные организации и объединения юридических лиц правом обращения в суд от своего имени при выявлении таких нарушений.

Нормы Закона о контрактной системе закрепляют обязательность общественного обсуждения отдельных категорий закупок и устанавливают случаи и порядок проведения обязательного общественного обсуждения таких закупок.

Согласно новому закону, еще на стадии планирования закупки общественность имеет право высказаться о ее целесообразности и обсудить стартовую цену. Общественное обсуждение закупок, стоимость которых составляет более 1 млрд. рублей, стало обязательным. Новый закон призван ввести дополнительные случаи обсуждения госзакупок, которые будут контролироваться обществом.

Общественные слушания по закупкам (в них может участвовать любой гражданин) проводятся по инициативе заказчика или по обращению общественных организаций и объединений юридических лиц. По результатам слушаний возможны изменения в документах планирования закупок или полная отмена заказа. Не обсуждаются с общественностью только закупки с закрытой формой определения поставщика и закупки у единого поставщика, информация о котором составляет государственную тайну.

Госзакупки - начинаем и выигрываем

Вам знакомо выражение «Поставщик двора Его Императорского Величества»? Этот титул получали купцы, которые постоянно поставляли товары для императорских нужд. Быть поставщиком двора было очень почетно, такой статус говорил сам за себя и служил лучшей гарантией и рекламой товаров и услуг.

Получить звание поставщика двора было очень непросто. Только чтобы подать прошение на него, купец должен был в течение 10 лет поставлять ко двору «по сравнительно малым ценам» товары или работы собственного производства, не иметь жалоб от потребителей, участвовать в промышленных выставках. В конце 19-го века поставщиков двора было всего лишь около 40, и среди них были не только российские купцы, но и иностранцы.

Сегодняшним претендентам на поставки для государственных нужд не в пример легче, хотя, конечно, и им придется постараться для получения такого заказа. Но все же, получить госзаказ имеет шанс любой бизнесмен.

Собираетесь участвовать в госзакупках? Откройте расчётный счёт в надёжном банке. Многие банки предлагают выгодные условия по открытию и ведению расчётного счёта. Ознакомиться с предложениями вы можете у нас на .

Что такое госзакупки?

Государственные закупки - это система размещения заказов на поставку товаров, выполнение работ или оказание услуг для муниципальных или государственных нужд. Госзакупки были введены законом от 21 июля 2005 № 94-ФЗ, который утратил силу с 1 января 2014 года.

Сейчас порядок госзакупок регулируется законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», но на некоторых электронных торговых площадках все еще встречаются ссылки на закон № 94-ФЗ. Такая контрактная система предполагает конкурсный отбор поставщиков товаров и услуг, что позволяет получить государству самые выгодные условия для поставок и снизить коррупцию в сфере госзакупок через систему «откатов», хотя, конечно, о полном ее искоренении в этой сфере говорить еще рано.

Спектр государственных или муниципальных заказов очень широк, среди них есть множество мелких, не превышающих 1 млн. рублей. Это дает возможность участвовать в госзакупках не только крупным поставщикам, но и малому бизнесу, в том числе индивидуальным предпринимателям. Для поставщиков, являющихся и социально ориентированными некоммерческими организациями, существует особая квота - не менее 15% совокупного годового объема госзакупок заказчики обязаны делать у них (статья 30 закона № 44-ФЗ). Количество государственных и муниципальных заказчиков на официальных сайтах превышает 250 тысяч, каждый день объявляются сотни новых заказов на сотни

Где проводятся госзакупки?

Предположим, вы осуществляете строительные работы, по состоянию на 04.01.2019 было открыто 1581 торгов по этой позиции.

Кликнув по одному из объявлений, можно перейти на страницу самого аукциона, которая содержит полную информацию о его проведении.

Способы закупок по 44-ФЗ

Статья 24 этого закона дает понятие «способов определения поставщика », то есть, каким именно образом могут проходить госзакупки. Способы эти разделены на конкурентные и неконкурентные. К неконкурентным способам относят закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя), а конкурентные имеют такую классификацию:

При открытых способах госзакупок информация о них сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц, а к участникам закупки предъявляются единые требования. Закрытые способы определения поставщика - это направление приглашений для участия в конкурсе или аукционе ограниченному кругу лиц, которые соответствуют требованиям заказчика.

Закрытые способы применяются в следующих случаях:

  • информация о госзакупках является государственной тайной;
  • заключается контракт на услуги по страхованию, транспортировке и охране ценностей Государственного фонда, музейных предметов и музейных коллекций и других предметов, имеющих важное историческое, художественное или культурное значение;
  • заключается контракт на услуги по уборке помещений и услуги водителей для обеспечения деятельности судей и судебных приставов.

На сегодня самыми популярными способами проведения госзакупок в рамках 44-ФЗ являются электронный аукцион, открытый конкурс и закупка у единственного поставщика. Для примера рассмотрим, как проходит электронный аукцион.

Этапы электронного аукциона

1.Получить электронную подпись

Обязательным условием участия в торгах является наличие электронной подписи. Получать ее надо в аккредитованном удостоверяющем центре, подробнее об этом читайте в статье .

2.Пройти аккредитацию участников

Для участия в электронных торгах участник должен пройти аккредитацию на площадке. К заявлению на аккредитацию необходимо прикрепить отсканированные документы.

Для юридических лиц это:

  • выписка из ЕГРЮЛ и копии учредительных документов;
  • копии документов, подтверждающих полномочия руководителя;
  • доверенность на осуществления действий на площадке от имени участника;
  • решение об одобрении или о совершении сделок по результатам проведения электронного аукциона с указанием максимальной суммы такой сделки.

Индивидуальные предприниматели подают копию выписки из ЕГРИП и копию документов, удостоверяющих личность.

3.Обеспечить заявку на участие

Обеспечение заявки - это обязательное условие при участии в аукционе. Это, по сути, залог, в размере от 0,5% до 5% суммы контракта, который блокируется на лицевом счете участника. Обеспечение заявки возможно и в виде , а некоторые площадки предлагают кредит для этих целей.

Блокировка снимается, то есть сумма залога возвращается, если:

  • заявка была отозвана участником до окончания срока подачи заявок;
  • по результатам рассмотрения заявка была отклонена;
  • вторая часть заявки признана несоответствующей;
  • с участником был заключен контракт по его заявке.

Залоговая сумма не возвращается, если участник, признанный победителем, уклонился от заключения контракта или если вторая часть заявки была признана несоответствующей третий раз на протяжении одного квартала.

4.Подать заявку на участие

Подача заявки происходит на площадке через специальный интерфейс. Заявка состоит из двух частей. Первая часть заявки включает в себя только согласие участника и информацию о товарах, работах, услугах, предлагаемых для поставки. Для обеспечения анонимности первая часть не содержит сведений о наименовании участника.

Вторая часть заявки включает в себя:

  • ИНН и наименование организации или ФИО индивидуального предпринимателя с указанием паспортных данных;
  • документы, подтверждающие соответствие участника аукциона требованиям статьи 31 закона № 44-ФЗ (у участника не должно быть задолженности по налогам и сборам, судимости за преступления в сфере экономики, конфликта интересов между участником закупки и заказчиком и др.);
  • копии документов, подтверждающих соответствие товара, работы или услуги требованиям, установленным в соответствии с законодательством РФ;
  • решение об одобрении или о совершении крупной сделки;
  • документы, подтверждающие право участника аукциона на получение преимущества (для учреждений уголовно-исполнительной системы и организаций инвалидов);
  • декларация о принадлежности участника к субъектам малого предпринимательства или социально ориентированным некоммерческим организациям.

Оператор электронной торговой площадки передает заказчику первые части заявок, которые он должен рассмотреть и допустить к торгам, или, наоборот - отклонить. Отказать в допуске могут по причине недостоверности сведений о товаре, работе или услуге, требуемых аукционной документацией или вообще их отсутствии.

5.Участие в электронных торгах

В назначенное время участник входит в личный кабинет на площадке и подает свои ценовые предложения. Аукцион проходит в два этапа:

  1. Этап торгов (основное время). Предложения участников подаются в пределах шага аукциона (0,5% - 5% от начальной максимальной цены контракта), а также независимо от «шага аукциона» при условии соблюдения определенных требований. Время приема предложений составляет 10 минут от начала проведения аукциона, а также 10 минут после поступления последнего предложения о цене контракта.
  2. Этап закрытия торгов. На этом этапе ценовые предложения могут подавать все участники аукциона, кроме предложившего лучшую цену или такую же на этапе торгов.

6. Подписание контракта с победителем аукциона

Победитель получает от заказчика проект контракта, который необходимо рассмотреть и подписать своей электронной подписью или направить протокол разногласий (при обнаружении в проекте контракта ошибок или несоответствий требованиям аукционной документации и законодательству). Если в регламентированный срок (не более 13 дней) контракт не был подписан или не был направлен протокол разногласий, то заказчику автоматически направляется уведомление об уклонении участника от заключения контракта. В этом случае участнику аукциона не возвращается сумма обеспечительной заявки.

Где пройти обучение процедуре госзакупок?

Закон № 44-ФЗ не просто объемный (около 180 страниц в формате Word), но и сложный для понимания, поэтому самостоятельно освоить процедуру госзакупок проблематично. Выше мы уже говорили, что на государственных площадках публикуется информация в виде пошаговых инструкций. Пройти полноценное обучение, но уже за некоторую сумму, можно и в специальном «Сбербанк-АСТ».

Кроме того, в Москве создан Единый центр госзаказа, в рамках которого представители малого и среднего предпринимательства могут получить бесплатное информационное сопровождение, которое включает:

  • семинары, круглые столы, форумы, очные, заочные и он-лайн консультации;
  • набор методических материалов, памяток, инструкций.

Если наша статья помогла вам разобраться в процедуре проведения госзакупок, пожалуйста, поделитесь ею с друзьями - пусть она поможет и им. Нам будет очень приятно!

Цитата:
«Официальный сайт Российской Федерации в сети «Интернет» для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг … предназначен для обеспечения свободного и безвозмездного доступа к полной и достоверной информации о контрактной системе в сфере закупок и закупках товаров, работ, услуг, отдельными видами юридических лиц, а также для формирования, обработки и хранения такой информации.»

Для многих коммерческих и иных компаний система «госзакупок» является основным способом привлечения в хозяйственную деятельность государственных (бюджетных) средств. Информация о закупках товаров, услуг, исследовательских работ, осуществляемых компаниями с государственным участием (и другими отдельными видами компаний) в обязательном порядке (согласно федеральным законам №№ 223, 94, 44) размещается на сайте госзакупок. Коммерческие компании также зачастую публикуют свои тендеры именно на официальном сайте госзакупок.
  • Федеральный закон от 21.07.2005 N 94-ФЗ (ред. от 02.07.2013) "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд"
  • Федеральный закон от 18.07.2011 N 223-ФЗ (ред. от 12.03.2014, с изм. от 29.12.2014) "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2015)
  • Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ (ред. от 08.03.2015) "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд"
Таким образом, информация о конкурсах, публикуемая на сайте госзакупок, является центральным источником актуальных сведений о возможных «государственных» заказах по профилю для множества компаний из самых разных сфер деятельности - от услуг охраны до геофизических изысканий. Поэтому потребность иметь регулярно обновляемые сведения о проходящих конкурсах, попадающих под определенные критерии, возникает у каждой организации, участвующей в госзакупках. В настоящей статье рассмотрим различные способы и практический пример реализации указанной потребности.

Варианты получения сведений о госзакупках

Чаще всего задача ставится руководством перед маркетинговым или IT-подразделением компании примерно в следующей формулировке: «необходима ежедневная сводка по конкурсам госзакупок, удовлетворяющим следующим критериям…» . Именно ежедневная, так как иногда между публикацией конкурсной документации и окончанием подачи заявок на него объявляется срок менее 10 дней, в среднем - около двух недель. Времени для сбора всей необходимой документации для участия в конкурсе совсем не много, каждый день «на счету».

Перечислим варианты реализации задачи.

1. Сайт ООС (госзакупок)
Сам сайт http://zakupki.gov.ru/ дает возможности настраиваемого поиска и отбора конкурсов по параметрам.

Недостатки:

  • Поиск работает недостаточно корректно, иногда конкурсы «не находятся». Я свидетель долгой рабы именно через официальный сайт, утверждение мной проверено;
  • Сайт зачастую не работает по ночам и праздникам;
  • Ограничение в количестве результатов. Если поиск выдает более, чем 500 строк, скачивание данных о конкурсах (в виде таблицы.csv формата) средствами сайта невозможно.
Для частичной автоматизации процесса я в своё время написал плагин для браузера FireFox, который должен был делать ежедневное скачивание отобранных конкурсов.

В двух словах плагин формировал адрес в виде примерно такой строки:

"http://zakupki.gov.ru/epz/order/extendedsearch/search.html?" + "placeOfSearch=FZ_44" + "&orderPriceFrom=" + priceArray[i] + "&orderPriceTo=" + (priceArray-1) + "&orderPriceCurrencyId=-1" + "&orderPublishDateFrom=" + OrderDate + "&orderPublishDateTo=" + OrderDate + "&headAgencyWithSubElements=true&matchingWordPlace44=NOTIFICATIONS" + "&law44.okpd.withSubElements=true” + "&law44.okpd.ids=31301%2C37097%2C50876%2C51122" + "&law44.advantages=I&law44.advantages=I" + "&law44.advantages=I&law44.advantages=I" + "&morphology=false&strictEqual=false";
Естественно, для 94 и 223 закона параметры запроса другие. Как видно, ОКПД, диапазон цен и т.п. приходится «зашивать» в запрос, так как иначе количество найденных конкурсов будет слишком большим и результаты поиска можно будет скачать только частично.

2. Специализированные web - сервисы поиска конкурсов
В ответ на запрос рынка несколько компаний организовали сайты поиска информации о проводимых конкурсах. Зачастую такие сайты дают не только сведения о госзакупках, но и о «частных» тендерах с электронных площадок.

Несколько таких систем:

  • Мультитендер.ру : «бесплатная специализированная поисковая система, позволяющая отслеживать госзакупки и коммерческие тендеры»;
  • TenderCAT : «Каталог TenderCAT предназначен для облегчения поиска государственных и коммерческих тендеров и аукционов в огромной массе ежедневно публикуемых на портале госзакупок (http://zakupki.gov.ru) заказов по всем регионам и направлениям деятельности»;
  • Ист Бюджет : «Сайт госзакупок и тендеров - лучший поиск и аналитика от Ист Бюджет»;
И другие.
Отдельно упомяну Госзатраты , о которых на Хабре была .

Целью настоящей статьи не является сравнение или анализ указанных ресурсов, так что ни их достоинства, ни недостатки здесь не приводятся.

3. Самостоятельная разработка для скачивания конкурсов.
В некоторых (я знаю несколько) случаях руководство компании, участвующей в конкурсах, ставит очень специфические задачи, касающиеся параметров отбора информации, регулярности поиска или оформления результата поиска. В таких случаях обращаются к IT специалистам, «ручная работа» по мониторингу и отбору конкурсов становится слишком трудоемкой.

Встречаются примеры заказа описанных работ у фрилансеров. Например, на SQL.ru , на Weblancer . Наконец, можно приобрести готовое решение у «проверенных временем» исполнителей . Однако основная часть настоящей статьи описывает процедуру самостоятельного исполнения задачи.

Скачивание данных о конкурсах с http://zakupki.gov.ru средствами Excel VBA

Исходные данные
Основное необходимое знание об источнике данных: у ООС (общероссийский официальный сайт госзакупок) имеется публичный ftp-сервер . При этом если http регулярно (обычно в ночное время и праздничные дни) не доступен по причине «технического обслуживания», то ftp работает (согласно моей практике) вполне надежно.

Адреса ftp серверов разделены по федеральным законам, применяющимся для размещения тендеров:
ФЗ №223: ftp://ftp.zakupki.gov.ru/out/

Логин и пароль:


ФЗ №94 и ФЗ №44: ftp://zakupki.gov.ru

Логин и пароль:


Структура каталогов для 223 закона вполне прозрачна. Что же касается 94 и 44, здесь расположены следующие интересующие нас подкаталоги:
  1. 94fz каталог, содержащий данные публичных выгрузок в соответствии с 94ФЗ (остальные каталоги - 44ФЗ),
  2. fcs_regions каталог, содержащий данные полной региональной выгрузки опубликованной на ООС информации в соответствии с 94ФЗ.

Остальные каталоги содержат нормативно-справочную информацию, информацию по банковским гарантиям, выгрузки по правилам и в рамках решения задачи не представляют интереса.

Полная региональная выгрузка включают в себя все опубликованные на ООС документы следующих типов:
опубликованные извещения;
опубликованные изменения извещений;
опубликованные протоколы;
опубликованные сведения о контрактах;
опубликованные изменения контрактов;
опубликованные сведения об исполнении/прекращении действия контрактов.

Отметим, что в наших целях интересны только извещения (notice ). Все остальные виды документов в рамках задачи не используются!
Выгрузка осуществляется в архивируемые файлы формата XML.
В одном файле могут находиться документы только одного типа в количестве, не превышающем 3000 записей. Если количество документов, подлежащих выгрузке, превышает 3000 записей, система формирует несколько файлов и каждый помещает в отдельный архив.
Все сформированные и зархивированные XML-файлы выгружаются на FTP-сервер… файлы в выгрузке разделены по каталогам, соответствующим региону. В каждом каталоге региона есть еще 3 каталога: notifications, protocols и contracts. В каждом из каталогов notifications, protocols и contracts дополнительно есть каталог daily.
Опубликованные документы выгружаются на FTP-сервер в следующем порядке:
· Каждый календарный день (ежедневно) выгружается список документов, опубликованных за предыдущий календарный день. При этом…выгрузка извещений по региону делается в каталог <Наименование региона>/notifications/daily;
· Каждый календарный месяц (ежемесячно) выгружается список документов, опубликованных за предыдущий календарный месяц. При этом…выгрузка извещений по региону делается в каталог <Наименование региона>/notifications;
В ежедневной и ежемесячной выгрузках всегда выгружаются все типы документов, опубликованных за прошедший календарный день или календарный месяц соответственно.
Если на момент формирования выгрузки за истекший период не было ни одного опубликованного документа какого-нибудь типа, то XML-файл с данным типом документов выгружается пустым.
После завершения ежемесячной выгрузки, каталоги с ежедневными выгрузками за истекший месяц очищаются.
Имена файлов региональной выгрузки имеют следующую структуру:
<вид-документа_регион_начало-периода_конец-периода_номер.xml.zip>,
где:
вид-документа – принимает значение notification, protocol или contract для извещений, протоколов и сведений о контрактах соответственно;
регион – название региона выгрузки;
начало-периода – дата начала периода для отбора документов по дате-времени публикации выгружаемых документов в формате yyyyddmm_hhmmss, где yyyy – год, mm – месяц (номер), dd – день, hh – час, mm – минуты, ss – секунды;
конец-периода – дата конца периода для отбора документов по дате-времени публикации выгружаемых документов в формате yyyyddmm_hhmmss, где yyyy – год, mm – месяц (номер), dd – день, hh – час, mm – минуты, ss – секунды;
номер – порядковый номер сформированного файла;

Актуальную версию приведенной информации можно скачать с ООС в виде документов «Схемы информационного обмена…».
Описание программы автоматического скачивания конкурсной информации (VBA MS Excel, Windows).
Подготовка
  • Подключаем скриптинг Microsoft Scripting Runtime. Для функциональности FSO (\Windows\System32\scrrun.dll )
  • Подключаем скриптинг Microsoft XML, v.6
Для запроса диапазона дат, в котором следует скачать конкурсы, я сделал userForm с использованием элемента MonthView . Его настройки позволяют развернуть два месяца рядом (предположим, что диапазон не длиннее, чем месяц), показывать текущую дату (красная рамочка), установить выбранный диапазон дат по умолчанию.

На примере выбран диапазон с 26 февраля по 4 марта. Выбранные даты считываются со свойств Формы:

MonthView.SelStart и MonthView.SelEnd
Вот такой фильтр позволяет выбирать файлы (структура имен которых нам известна) в заданном диапазоне дат:

Fltr = "*_" & Format(targetDate, "yyyymmdd") & "*" & Format(targetDate + 1, "yyyymmdd") & "*.zip;" & "*_" & Format(targetDate, "yyyymmdd") & "*" & Format(targetDate, "yyyymmdd") & "*.zip"
Обратим внимание на то, что здесь точка с запятой разделяет альтернативные варианты, поэтому указанный фильтр подходит для файлов, формируемых по всем трем законам.

Скачивание файлов я осуществляю в заданную директорию, которую предварительно очищаю от старых закачек, применяя методы FSO:

Dim FSO As FileSystemObject Set FSO = New FileSystemObject
Далее выбираем целевую папку bFld = FSO.GetFolder(...) и уничтожаем поддиректории:

For Each SubFolder In bFld.SubFolders SubFolder.Delete Next
Совершенно не обязательным, но крайне удачным «фантиком» к программе оказалось использование Application.Speech.Speak Удобно не наблюдать за прогрессом долгой процедуры, а занимаясь своими делами регулярно слышать сообщения (приятным женским голосом) типа:

Application.Speech.Speak "Downloading purchase notices", True
Второй параметр - асинхронное выполнение.

Скачивание файлов
Начинаем скачивание. Убеждаемся, что целевая папка существует с помощью FSO.FolderExists и при необходимости создаем её функцией MkDir .
Создаем шелл - объект
Set myShell = CreateObject("Shell.Application")
и применяем основную «фишку» описываемого подхода - метод namespace :
Set ftpItems = myShell.Namespace(адресFTP).Items
Указанная строка реализует обращение к FTP, возвращая папки и файлы. Обратите внимание на то, что передаваемый параметр должен иметь тип Variant , а не String .

Выбрать все директории можно так:

FtpItems.Filter 32, "*".
Выбрать поддиректории и файлы (96=32+64 ) и применить фильтр вроде того, который был построен в начале параграфа для отбора фалов по дате - так:

FtpItems.Filter 96, fltr.
Остается указать целевую (локальную) папку для скачивания аналогичным способом:

Set tFolder = myShell.Namespace(tgtFolder)
И запустить «копирование» (оно же «скачивание») следующим образом:

TFolder.CopyHere ftpItems, 20
Эта команда запускает внешний процесс (в Windows отображается стандартный прогресс-бар копирования файлов), её выполнение из vba не контролируется напрямую. Однако нам необходимо дождаться окончания её выполнения, для чего мы следующим методом в цикле проверяем наличие последнего из копируемых файлов:

While Len(Dir$(tgtFolder & "\" & ftpItems.Item(ftpItems.Count - 1).Name)) = 0 Sleep 1: DoEvents Wend
Так устроенное «ожидание» длится в точности столько, сколько копируются файлы.

Распаковка (разархивация) скачанных файлов
Перебрав все директории и поддиректории и скачав все отфильтрованные файлы, приступаем к их обработке на локальной машине:

Application.Speech.Speak "Unzipping archives", True.
Для этого снова пользуемся методом namespace .
Перебираем все архивы в папке For Each fl In tFolderItems
и пользуемся тем, что эти архивы в Windows видны как поддиректории! Соответственно, всё содержимое архива доступно так:

Set flItems = myShell.Namespace(CVar(tgtFolder & "\" & fl.Name)).Items
(Снова обращаю внимание на то, что параметр должен быть Variant , из-за чего необходимо преобразование типа из строки).

И опять та же команда CopyHere позволяет «скопировать» (на самом деле извлечь) из архива все фалы в целевую папку: myShell.Namespace(tgtFolder).CopyHere flItems, 20
а асинхронное выполнение заставляет нас в цикле ждать окончания выполнения этой команды тем же образом, который описывался выше.

Среди разархивированных файлов немало «мусора». Например, по какому-то региону в определенный день не было никаких закупок, ООС генерирует пустой файл за эту дату. Поэтому прежде, чем парсить xml, я предпочитаю удалить лишнее. Используя FSO перебираем файлы

Set fold = FSO.GetFolder(tgtFolder) For Each fl In fold.Files
«Отсев» легко произвести по размеру файла (fl.Size <= 198) и фильтруя его название Not (LCase(fl.Name) Like "*noti*")) .

Удаление файла осуществляется предельно просто: fl.Delete

Расшифровка XML с данными о конкурсах
Расшифровка xml зависит от их схемы, которая на ООС иногда меняется. Поэтому далее приведены основные приемы, без концентрации на отдельных полях и данных. Начинаем, конечно, с

Application.Speech.Speak "Decoding files", True.
В этой части помимо FSO для работы с файлами нам понадобится XML:

Dim xml As MSXML2.DOMDocument60 Set xml = New DOMDocument60: xml.async = False: xml.validateOnParse = True
И, конечно, целевой лист (ActiveSheet ) в книге Excel, куда мы будем записывать информацию.
Начнем с того, что остановим отрисовку Excel на время, чтобы «не мельтешило»:

Application.ScreenUpdating = False
Принципиальным моментом является то, что

«XPath обрабатывает пустой префикс как пространство имен null. Другими словами, в запросах XPath можно использовать только префиксы, сопоставленные с пространствами имен. Это значит, что если нужно построить запрос к пространству имен в XML-документе, то даже если оно является пространством имен по умолчанию, для него необходимо определить префикс.»
Поэтому для успешного разбора полей скачанных документов для пространства имен по умолчанию добавляем некий префикс. Например, «q»:

Xml.setProperty "SelectionNamespaces", " xmlns:q= "http://zakupki.gov.ru/oos/export/1" xmlns:xsi="http://www.w3.org/2001/XMLSchema-instance" xmlns:oos="http://zakupki.gov.ru/oos/types/1""
Так выглядит определения пространства имен для разбора xml, сформированных по 94 ФЗ. Для 44 она будет немного другой:

Xml.setProperty "SelectionNamespaces", "xmlns:q="http://zakupki.gov.ru/oos/types/1" xmlns:ns2="http://zakupki.gov.ru/oos/export/1" xmlns:ns3="http://zakupki.gov.ru/oos/printform/1""
Собственно все приведенные данные берутся из заголовка любого скачанного xml - файла, только для пространства имен по умолчанию добавляется q .

Далее определяются поля (точнее, xpath , указывающий на них), которые нужно скачать. На текущий момент для 94 ФЗ они выглядят примерно так: ".//oos:notificationNumber", ".//oos:lot", ".//oos:orderName", ".//oos:maxPrice". Для 44 ФЗ - другая структура (спасибо программистам ООС): ".//q:purchaseNumber", ".//q:lot", ".//q:purchaseObjectInfo", ".//q:maxPrice|.//q:price|.//q:totalSum" .

Видим, что однозначности нет, настраивать парсинг приходится не только опираясь на опубликованные схемы, но и на собственный практический опыт расшифровки данных.

Проверить, «читается» ли xml -файл можно двойным условием:

If Not xml.Load(tgtFolder & "\" & fl.Name) then…If (xml.parseError.ErrorCode <> 0) then…
Если же файл прочитался (до сих пор у меня с закачанными с ООС файлами проблем не было), можно собственно разбирать его содержание. Прежде всего рекомендую прочитать поле, описывающее состав сообщения (notice ).

PurchaseType = LCase(xml.DocumentElement.ChildNodes(0).BaseName) documentType = LCase(xml.DocumentElement.BaseName)
И проверить, что содержимое файла - это именно объявление о конкурсе, а не отмена его, уведомление о публикации протокола и т.п. примерно так:

If Not (purchaseType Like "*cancel*" Or purchaseType Like "*protocol*" Or documentType Like "*cancel*") Then
Так как в xml, сформированных по 223 ФЗ, название типа документа «спрятано», то можно добавить:

If (purchaseType Like "*notification*" Or documentType Like "*notice*") Then
Далее идет собственно запись данных из xml в ячейки листа:

Range("A" & i) = xml.DocumentElement.SelectSingleNode(строкаXPathсоотвПоля).Text
И т.д.
Если XPath может давать несколько вариантов (указание, например, на названия лотов) и все их мы хотим сохранить, поможет такая конструкция:

For Each it In lot.SelectNodes(строкаXPathсоотвПолей) Range("E" & i) = Range("E" & i) & it.Text & "; " Next
Некоторые поля в документе могут отсутствовать, тогда пропускаем их условием:

If Not xml.DocumentElement.SelectSingleNode(строкаXPathсоотвПоля) Is Nothing Then

Заключение
Скачивание файлов с ftp можно реализовать разными способами. Я описал один, с использованием shell.namespace , работающий и ОЧЕНЬ просто реализуемый.

После скачивания, автоматического ранжирования (отбора) и форматирования списка конкурсов моя ежедневная подборка конкурсов (по всем ФЗ) выглядит примерно так:

Описанный выше подход позволяет скачивать данные о конкурсах, контрактах, планах закупок и т.п. с ООС, ведь вся эта информация публикуется на открытом ftp . Весь код программы я не привожу и не могу привести, так как он является «интеллектуальной собственностью». Однако восстановить программу по приведённым ключевым участкам кода может любой, владеющий основами vba и, что важнее, терпением.

Терпение понадобится, во-первых, при разборе фалов и поддиректорий на ftp: надо не скачать лишнего и не упустить нужное. И во-вторых, при парсинге xml. Однако здесь уже вопрос поставленной задачи: какие именно поля, в какой последовательности, как отформатированные хочет видеть заказчик.

Всем удачи и побед: - в конкурсах - и личных!

Система закупок для нужд государства представляет собой огромный «живой организм» с множественными жизненными процессами, проходящими внутри него, эту систему можно сравнить разве что с кровеносной системой человека, где каждый капилляр - это отдельный заказчик мелкого звена, предположим, муниципальная школа или городская больница, а крупные артерии - это заказчики федерального уровня.

Как и во всяком живом организме, все действующие лица системы закупок связанны между собой «ниточками» и не один из них не может существовать по отдельности. Давайте рассмотрим данный организм в отдельности в некой экосистеме госзаказа, и обозначим всех действующих лиц. Заказчик - это один, и, пожалуй, самый главный организм в экосистеме госзаказа, без которого нельзя представить данную систему.

Заказчиков можно поделить на следующие несколько уровней:

  • Федеральные
  • Региональные
  • Муниципальные
  • Муниципальные заказчики - это маленькие заказчики, которым перепадают лишь крохи бюджета и вследствие этого, размещением заказа они занимаются редко.

    Региональные же заказчики - достаточно крупные «особи», которые уже имеют неплохую часть делимых бюджетных средств и нужды их уже более крупные по сравнению с муниципальными заказчиками.

    Федеральные заказчики - это «Мамонты» государственного заказа, через их руки проходит большая часть бюджета, но и их потребности в разы выше всех остальных заказчиков. В системе государственного заказ также присутствуют и другие участники экосистемы - это поставщики. Поставщики, как и государственные заказчики, делаться на крупных, средних и мелких. Крупные поставщики обычно нацеливаются на большие и долгосрочные заказы, которые могут принести им баснословные прибыли, в основном это большие проекты строительства, поставка больших партий товара и т.д.

    Средним поставщикам не приходится рассчитывать на выполнение крупных проектов, вследствие чего, они довольствуются всеми теми проектами, за которые не захотели взяться другие заказчики.

    Ну а про мелких заказчиков и говорить не приходится, поскольку это низшее звено в иерархии поставщиков, только на крохи и объедки от всех остальных они могут рассчитывать.

    Есть и третья сторона этой системы, это, конечно же, закон, который описывает все взаимодействие внутри системы государственных закупок и по которому вынуждены жить все ее представители, этот закон носит номер сорок четвертый и имеет статус федерального.

    Система государственных закупок - подводим итоги

    Подводя итоги вышеизложенного, можно сказать одно: система государственных закупок - очень сложная и многогранная система, в которой существуют свои представители, подчиняющиеся одному и единственному закону, но, в то же время, чем крупнее система закупок, тем она и слабее, поскольку еще не существует идеальной системы. Вследствие этого продуманно достаточно много лазеек и ухищрений для того, чтобы обойти закон, по которому эта система живет и развивается.

    Система госзакупок - определение и ключевые проблемы

    Удовлетворение государственных нужд методом приобретения товаров, работ и услуг на деньги из бюджета - есть определение понятия госзакупки. Делая акцент на словосочетании «удовлетворение государственных нужд», необходимо понять, что система госзакупок нацелена на непосредственное удовлетворение наших с вами потребностей. Дороги и страхование автомобилей, больницы, приобретение медицинских препаратов и оборудования, госучреждения и ремонт помещений - всё это и многое другое, без чего не может обойтись человек, обеспечивает государство, реализуя чётко отлаженную и регламентированную систему госзакупок.

    Охватывая почти все области рынка, государство оказывается на нём покупателем. Мы хорошо знаем, что закупки всей нужной продукции: товаров, работ, услуг осуществляются за деньги из бюджета, значительная часть которых приходит от налогоплательщиков, т.е. фактически от нас с вами, а это значит что, то, как реализуется сама система госзакупок, небезразлично для каждого обычного работающего человека. Вот почему вопросы, каким образом государство тратит огромные денежные средства, не занимается ли расточительством, коррупцией и произволом, становятся для нас актуальными. Специальная система госзакупок, регламентированная законодательством, направлена на устранение злоупотреблений при реализации закупок для нужд государства. Система госзакупок представляет собой комплекс чётких указаний осуществления закупок государством, которые позволяют сделать наиболее видимым расходование денежных средств налогоплательщиков. Информацию о том, что система госзакупок станет максимально прозрачной уже в ближайшем времени, сообщил премьер-министр Российской Федерации Дмитрий Медведев. С января месяца 2014 года вступил в силу закон о федеральной контактной системе, позволивший в значительной степени усовершенствовать ситуацию в сфере, имеющей отношение к жизни практически всех слоёв населения, - сфере закупок. На основании нового закона система госзакупок разрешает отменять организацию тендеров на проведение ненужных торгов и услуг, в случае, когда победитель уже заранее известен. Эта новая система госзакупок регламентирует обязанность властей публиковать долгосрочные и краткосрочные финансовые планы по государственным закупкам и организовывать общественные разговоры по наиболее актуальным из них. Теперь благодаря принятой мере, средние и малые предприятия смогут полноценно участвовать в подобных конкурсах.

    Система госзакупок: подходы и принципы

    Сущность системы госзакупок проявляется в её принципах. Система госзакупок в целом осуществляется по определённым стандартам и правилам. Она основывается на равном и справедливом отношении ко всем участникам проводимых торгов. Все поставщики, подающие свои заявки на официальный сайт госзакупок для участия в конкурсах, имеют равные права, одинаковое количество информации о тендере на госзакупки, а также равные возможности участия в конкурсе на госзакупки, независимо от формы собственности и национальности. Эффективная система госзакупок предполагает прозрачность и открытость процесса закупок.



    Просмотров