Статья 10 коап рф административное. Кодекс об административных правонарушениях коап рф

СТ 10.12 КоАП РФ

Нарушение правил производства, заготовки, обработки, хранения, реализации, транспортировки и использования семян сельскохозяйственных растений -

влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от трехсот до пятисот рублей; на должностных лиц - от пятисот до одной тысячи рублей; на юридических лиц - от пяти тысяч до десяти тысяч рублей.

Комментарий к Ст. 10.12 Кодекса об Административных Правонарушениях РФ

2. Объектом правонарушения являются общественные отношения в области деятельности по производству, заготовке, обработке, хранению, транспортировке и использованию семян сельскохозяйственных и лесных растений, а также организации и проведения сортового и семенного контроля в Российской Федерации.

Предметы - семена и части сельскохозяйственных растений (клубни, луковицы, плоды, саженцы, собственно семена и др.), применяемые для воспроизводства сортов сельскохозяйственных растений или для воспроизводства видов лесных растений, обладающие сортовыми и посевными качествами.

Для производства семян должны использоваться семена, сортовые и посевные качества которых соответствуют требованиям государственных стандартов и иных нормативных документов в области семеноводства.

Семена, имеющие высшие сортовые качества, как правило, выращиваются на специально отведенных земельных участках.

Запрещается использовать для посева (посадки) семена, сортовые и посевные качества которых не соответствуют требованиям государственных стандартов.

Обязательным условием для организации деятельности по производству, заготовке, обработке, хранению, транспортировке и использованию семян сельскохозяйственных и лесных растений является наличие соответствующей лицензии. Необходимо проводить сертификацию семян и оформлять удостоверения качества семян.

Допускается оборот партий семян сельскохозяйственных растений, сорта которых включены в реестр селекционных достижений, а также при наличии фитосанитарных сертификатов.

Правовое регулирование в области семеноводства осуществляется Федеральным законом "О семеноводстве" и другими нормативными правовыми актами аграрного и иного законодательства.

2. Объективная сторона правонарушения - действия или бездействие, состоящие в нарушении правил производства, заготовки, обработки, хранения, реализации, транспортировки и использования семян. Нарушения могут допускаться:

В использовании для производства таких семян, сортовые и посевные качества которых не соответствуют требованиям государственных стандартов; в использовании для посева (посадки) семян, засоренных семенами карантинных растений, зараженных карантинными болезнями растений и вредителями растений; в производстве оригинальных семян лицом (не оригинатором), которое не создавало либо не выявило сорт сельскохозяйственного растения; в производстве элитных семян без лицензии;

При заготовке для формирования федеральных фондов семян запасов семян сельскохозяйственных растений, не предназначенных для этих целей или не имеющих сертификатов, которые удостоверяют их сортовые и посевные качества;

При реализации с нарушением правил оборотоспособности партий семян, допуске в оборот сортов, не включенных в Государственный реестр селекционных достижений, допущенных к использованию, либо без сертификатов, удостоверяющих сортовые и посевные качества, либо без фитосанитарных сертификатов;

В отсутствии при транспортировке этикеток установленных форм на таре и упаковке, либо при перевозке семян насыпью (в незатаренном виде) без сопроводительных документов, либо в перевозке партий семян, обработанных химическими или биологическими препаратами, в незатаренном состоянии;

При использовании семян, не прошедших сортового и (или) семенного контроля, и т.п.

Наступления последствий не требуется. Для привлечения к административной ответственности достаточно совершения любого из указанных действий (бездействия) на любом из этапов обращения с семенами сельскохозяйственных растений.

3. Субъективная сторона - вина в форме умысла или неосторожности.

4. Субъектами рассматриваемого правонарушения являются: граждане, занятые в области семеноводства; должностные лица сельскохозяйственных производственных, научно-производственных организаций и предприятий, семенных и лесосеменных станций и других организаций, в должностные обязанности которых входит соблюдение правил в области семеноводства; юридические лица - сельскохозяйственные и лесохозяйственные производственные и потребительские кооперативы, акционерные общества и хозяйственные товарищества, государственные и муниципальные унитарные предприятия, имеющие лицензии на право семеноводства.

5. Протоколы об административных правонарушениях составляются должностными лицами органов, уполномоченных рассматривать дела данной категории (ч. 1 ст. 28.3 КоАП РФ).

6. Дела рассматриваются должностными лицами органов, осуществляющих государственный карантинный фитосанитарный контроль, государственный надзор и контроль за безопасным обращением с пестицидами и агрохимикатами, качеством и безопасностью зерна и продуктов его переработки и государственный контроль за использованием и охраной земель сельскохозяйственного назначения (ст. 23.15 КоАП РФ).

1. Нарушение правил эксплуатации мелиоративной системы или отдельно расположенного гидротехнического сооружения -
влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пятисот до одной тысячи рублей; на должностных лиц - от одной тысячи до двух тысяч рублей; на юридических лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей (абзац в редакции, введенной в действие с 8 июля 2007 года Федеральным законом от 22 июня 2007 года N 116-ФЗ.

2. Повреждение мелиоративной системы, а равно защитного лесного насаждения -
влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до одной тысячи пятисот рублей; на должностных лиц - от двух тысяч до трех тысяч рублей; на юридических лиц - от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей (абзац в редакции, введенной в действие с 8 июля 2007 года Федеральным законом от 22 июня 2007 года N 116-ФЗ.

3. Сооружение и (или) эксплуатация линий связи, линий электропередачи, трубопроводов, дорог или других объектов на мелиорируемых (мелиорированных) землях без согласования со специально уполномоченным государственным органом в области мелиорации земель -
влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до одной тысячи пятисот рублей; на должностных лиц - от одной тысячи пятисот до двух тысяч рублей; на юридических лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей (абзац в редакции, введенной в действие с 8 июля 2007 года Федеральным законом от 22 июня 2007 года N 116-ФЗ.

Комментарий к статье 10.10 КоАП РФ

1. Согласно Федеральному закону от 10 января 1996 г. N 4-ФЗ "О мелиорации земель" (ред. от 29.12.2004) мелиоративные системы представляют собой комплексы взаимосвязанных гидротехнических и других сооружений и устройств (каналы, коллекторы, трубопроводы, водохранилища, плотины, дамбы, насосные станции, водозаборы, другие сооружения и устройства на мелиорированных землях), обеспечивающих создание оптимальных водного, воздушного, теплового и питательного режимов почв на мелиорированных землях.

Мелиоративные системы могут быть государственными, общего пользования и индивидуальными. Государственные мелиоративные системы находятся в государственной собственности и обеспечивают межрегиональное и (или) межхозяйственное водораспределение и противопаводковую защиту, а также это противоэрозионные и пастбищезащитные лесные насаждения, которые необходимы для обеспечения государственных нужд.

Мелиоративные системы общего пользования - мелиоративные системы, находящиеся в общей собственности двух или нескольких лиц либо переданы в установленном порядке в пользование нескольким гражданам или юридическим лицам, а также защитные лесные насаждения, необходимые для нужд указанных лиц.

Мелиоративные системы индивидуального пользования находятся в собственности гражданина (физического лица) или юридического лица либо переданные в установленном порядке в пользование гражданину (физическому лицу) или юридическому лицу, а также защитные лесные насаждения, необходимые указанным лицам только для их нужд.

Помимо мелиоративных систем указанный Закон выделяет отдельно расположенные гидротехнические сооружения, которые представляют собой инженерные сооружения и устройства, не входящие в мелиоративные системы, обеспечивающие регулирование, подъем, подачу, распределение воды потребителям, отвод вод с помощью мелиоративных систем, защиту почв от водной эрозии, противоселевую и противооползневую защиту.

Объективную сторону правонарушения, предусмотренного частью первой комментируемой статьи, образует нарушение правил эксплуатации мелиоративной системы или отдельно расположенного гидротехнического сооружения. Согласно ст. 29 Закона "О мелиорации земель" правила эксплуатации мелиоративных систем и отдельно расположенных гидротехнических сооружений, а также правила содержания защитных лесных насаждений устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере агропромышленного комплекса, включая мелиорацию, по согласованию с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти и другими государственными органами.

Правила и нормы в области мелиорации земель устанавливает Министерство сельского хозяйства Российской Федерации (Постановление Правительства РФ от 24.03.2006 N 164).

Указанные правила являются обязательными для всех граждан (физических лиц) и юридических лиц, поэтому субъект данного правонарушения - общий.

С субъективной стороны данное деяние может совершаться как умышленно, так и по неосторожности.

2. Часть вторая комментируемой статьи устанавливает ответственность за повреждение мелиоративной системы, а равно защитного лесного насаждения. Граждане (физические лица) и юридические лица, которые эксплуатируют мелиоративные системы, отдельно расположенные гидротехнические сооружения и защитные лесные насаждения, обязаны содержать указанные объекты в исправном (надлежащем) состоянии и принимать меры по предупреждению их повреждения.

Заметим однако, что данная норма предусматривает ответственность конкретно за повреждение мелиоративной системы или защитного лесного насаждения. Если же лицом не были приняты надлежащие меры по предупреждению их повреждения, это образует объективную сторону правонарушения, предусмотренного частью первой данной статьи.

3. Согласно Федеральному закону от 10 января 1996 г. N 4-ФЗ "О мелиорации земель" (ред. от 29.12.2004) сооружение и эксплуатация линий связи, электропередач, трубопроводов, дорог и других объектов на мелиорируемых (мелиорированных) землях должны осуществляться по согласованию с организациями, уполномоченными федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг, управлению государственным имуществом в сфере агропромышленного комплекса, включая мелиорацию, а также соответствующими органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Осуществление данных видов деятельности без согласования с указанными органами образует объективную сторону правонарушения, предусмотренного частью третьей комментируемой статьи.

Другой комментарий к статье 10.10 Кодекса об Административных Правонарушениях РФ

1. Граждане и юридические лица, которые эксплуатируют мелиоративные системы, отдельно расположенные гидротехнические сооружения и защитные лесные насаждения, обязаны содержать указанные объекты в исправном состоянии и принимать меры по предупреждению их повреждений.

Правила эксплуатации мелиоративных систем и отдельно расположенных гидротехнических сооружений, а также правила содержания защитных лесных насаждений устанавливаются Министерством сельского хозяйства РФ.

В отношении государственных мелиоративных систем и отнесенных к государственной собственности отдельно расположенных гидротехнических сооружений и защитных лесных насаждений - специально уполномоченные государственные органы в области мелиорации земель;

В отношении мелиоративных систем, отдельно расположенных гидротехнических сооружений и защитных лесных насаждений, находящихся в муниципальной собственности, - органы местного самоуправления;

В отношении мелиоративных систем общего и индивидуального пользования, отдельно расположенных гидротехнических сооружений и защитных лесных насаждений, находящихся в собственности граждан и юридических лиц, - их собственники, владельцы и пользователи.

2. Согласно Федеральному закону от 10 января 1996 г. N 4-ФЗ "О мелиорации земель" мелиоративные системы представляют собой комплексы взаимосвязанных гидротехнических и других сооружений и устройств (каналы, коллекторы, трубопроводы, водохранилища, плотины, дамбы, насосные станции, водозаборы, другие сооружения и устройства на мелиорированных землях), обеспечивающих создание оптимальных водного, воздушного, теплового и питательного режимов почв на мелиорированных землях.

Мелиоративные системы подразделяются в зависимости от их принадлежности различным собственникам на:

Государственные мелиоративные системы - мелиоративные системы, находящиеся в государственной собственности и обеспечивающие межрегиональное и (или) межхозяйственное водораспределение и противопаводковую защиту, а также противоэрозионные и пастбищезащитные лесные насаждения, которые необходимы для обеспечения государственных нужд;

Мелиоративные системы общего пользования - мелиоративные системы, находящиеся в общей собственности двух или нескольких лиц либо переданные в установленном порядке в пользование нескольким гражданам и (или) юридическим лицам, а также защитные лесные насаждения, необходимые для нужд указанных лиц;

Мелиоративные системы индивидуального пользования - мелиоративные системы, находящиеся в собственности гражданина или юридического лица либо переданные в установленном порядке в пользование гражданину или юридическому лицу, а также защитные лесные насаждения, необходимые указанным лицам только для их нужд;

Отдельно расположенные гидротехнические сооружения - инженерные сооружения и устройства, не входящие в мелиоративные системы, обеспечивающие регулирование, подъем, подачу, распределение воды потребителям, отвод вод с помощью мелиоративных систем, защиту почв от водной эрозии, противоселевую и противооползневую защиту.

Порядок проведения мелиоративных мероприятий различается в зависимости от типа мелиорации земель (гидромелиорации, агролесомелиорации и др.) (см. ст. 6 - 9 Федерального закона "О мелиорации земель").

О лицензировании деятельности по проектированию и строительству мелиоративных систем см. абз. 2 п. 2 комментария к ст. 10.9, а также подп. Б п. 5 комментария к ст. 14.1.

Применительно к ч. 2 комментируемой статьи к защитным лесным насаждениям относится также древесно-кустарниковая растительность, расположенная на участке земли, занятом мелиоративной системой, предназначенная для защиты гидротехнических и иных сооружений и устройств от неблагоприятных природных, антропогенных и техногенных явлений.

Согласно п. 1 ст. 102 ЗК земли, выделенные для установления зон охраны водозаборов, гидротехнических сооружений и иных водохозяйственных сооружений, объектов, относятся к землям водного фонда.

3. Согласно ст. 30 Федерального закона "О мелиорации земель" строительство на мелиорируемых (мелиорированных) землях и проведение других работ, не предназначенных для мелиорации земель, не должны ухудшать водного, воздушного и питательного режимов почв на мелиорируемых (мелиорированных) землях, а также препятствовать эксплуатации мелиоративных систем, отдельно расположенных гидротехнических сооружений и защитных лесных насаждений.

Сооружение и эксплуатация линий связи, электропередачи, трубопроводов, дорог и других объектов на мелиорируемых (мелиорированных) землях должны осуществляться по согласованию со специально уполномоченными государственными органами в области мелиорации земель.

4. К объектам противоправного деяния, определенного ч. 2 рассматриваемой статьи, относятся мелиоративные системы, находящиеся в государственной, частной, муниципальной и иных формах собственности, а также отдельно расположенные гидротехнические сооружения - инженерные сооружения и устройства, не входящие в мелиоративные системы.

5. Частью 3 комментируемой статьи определены лишь отдельные объекты, несанкционированное строительство которых на указанных землях квалифицируется в качестве административного правонарушения; обобщающим признаком данных объектов является их принадлежность к недвижимому имуществу, находящемуся (если иное не предусмотрено федеральным законом) в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности.

6. О статусе специально уполномоченных государственных органов в области мелиорации земель см. п. 3 комментария к ст. 10.9.

7. О должностных лицах органов, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях, предусмотренных данной статьей, см. п. 4 комментария к ст. 10.9. Указанным должностным лицам не подведомственно рассмотрение дел о нарушении правил эксплуатации судоходных гидротехнических сооружений, причем гл. 23 КоАП не установлен статус органа административной юрисдикции, рассматривающего дела о данных нарушениях (см. ч. 1 ст. 23.20).

В соответствии с Положением о Министерстве транспорта Российской Федерации, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 30 декабря 2000 г. N 1038, государственное регулирование деятельности судоходных гидротехнических сооружений отнесено к ведению Минтранса России и представляет собой один из элементов руководства Минтранса России в области внутреннего водного транспорта (см. подп. 129, 132 п. 8 указанного Положения). Таким образом, рассмотрение дел о рассматриваемых административных проступках в части нарушения правил эксплуатации судоходных гидротехнических сооружений должно осуществляться должностными лицами Минтранса России и его территориальных органов, указанными в ч. 2 ст. 23.39 КоАП.

1. Нарушение ветеринарно-санитарных правил перевозки, перегона или убоя животных либо правил заготовки, переработки, хранения или реализации продуктов животноводства, за исключением случаев, предусмотренных частями 2 и 3 настоящей статьи, -

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пятисот до одной тысячи рублей; на должностных лиц - от трех тысяч до пяти тысяч рублей; на юридических лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей.

2. Перевозка сельскохозяйственных животных и (или) продуктов животноводства без ветеринарных сопроводительных документов, за исключением перевозки сельскохозяйственных животных и (или) продуктов животноводства для личного пользования, -

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц - от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей; на юридических лиц - от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.

3. Нарушение ветеринарно-санитарных правил сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов -

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от четырех тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц - от двадцати тысяч до сорока тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от пятисот тысяч до семисот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Примечание. Под продуктами животноводства в частях 1 и 2 настоящей статьи следует понимать товары, включенные в Единый перечень товаров, подлежащих ветеринарному контролю (надзору), утвержденный решением Комиссии Таможенного союза.

Комментарии к ст. 10.8 КОАП РФ


1. Статья содержит два формальных состава, являющихся специальными по отношению к составу ст. 10.6. Составы различаются по противоправности, объективной стороне и предмету правонарушения.

Цель статьи - предупреждение с помощью административно-правовых средств распространения заразных, инфекционных болезней, опасных для человека и животных либо только для животных, а также отравлений людей некачественными пищевыми продуктами животного происхождения. Сфера действия статьи охватывает почти полный цикл использования продукции животноводства: от перевозки животных до реализации.

2. Нормы, регулирующие указанную деятельность, установлены ветеринарным законодательством РФ (см. комментарий к ст. 10.6), Федеральным законом от 2 января 2000 г. N 29-ФЗ "О качестве и безопасности пищевых продуктов", а также Положением об осуществлении контроля за внешнеэкономической деятельностью в отношении возбудителей заболеваний (патогенов) человека, животных и растений, генетически измененных микроорганизмов, токсинов, оборудования и технологий, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 29 августа 2001 г. N 634, Ветеринарно-санитарными правилами сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов от 4 декабря 1995 г. N 13-7-2/469, утвержденными Главным государственным ветеринарным инспектором РФ, Правилами по профилактике и борьбе с лейкозом крупного рогатого скота, утвержденными Приказом Минсельхозпрода России от 11 мая 1999 г. N 359 (БНА ФОИВ. 1999. N 26), и другими актами Министерства сельского хозяйства РФ, органов санитарно-эпидемиологического надзора и иных ведомств, актами субъектов РФ и органов местного самоуправления, международно-правовыми актами (соглашениями) о борьбе с заразными болезнями животных, о транзите животных и продукции животноводства.

3. Объекты правонарушения - отношения в сфере производства и использования продукции животноводства. Предметы - животные и полученная из них продукция на любой стадии технологического процесса.

4. Объективная сторона правонарушения - совершение запрещенных правилами действий по перевозке, содержанию и использованию животных и продуктов животноводства; непроведение вакцинации животных или ежеквартальных клинических осмотров крупного рогатого скота в порядке контроля за благополучием по лейкозу; реализация молока и молочных продуктов больных животных в свободной продаже; непроведение дезинфекционных работ в помещениях, где содержатся заболевшие животные, или на перевозивших их транспортных средствах и т.п.

5. Субъективная сторона правонарушения - умышленная вина.

6. Субъекты правонарушения указаны в санкции данной статьи.

7. Дела об административных правонарушениях рассматриваются должностными лицами органов, осуществляющих государственный ветеринарный надзор (ст. 23.14), и органов, осуществляющих контроль и надзор в сфере защиты прав потребителей и потребительского рынка (ст. 23.49), а также районными судьями - при необходимости назначения наказания в виде административного приостановления деятельности (ч. 2 ст. 23.1).

Протоколы об административных правонарушениях составляются должностными лицами указанных выше органов (ч. 1 ст. 28.3).

Новая редакция Ст. 10.10 КоАП РФ

1. Нарушение правил эксплуатации мелиоративной системы или отдельно расположенного гидротехнического сооружения -

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пятисот до одной тысячи рублей; на должностных лиц - от одной тысячи до двух тысяч рублей; на юридических лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей.

2. Повреждение мелиоративной системы, а равно защитного лесного насаждения -

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до одной тысячи пятисот рублей; на должностных лиц - от двух тысяч до трех тысяч рублей; на юридических лиц - от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей.

3. Сооружение и (или) эксплуатация линий связи, линий электропередачи, трубопроводов, дорог или других объектов на мелиорируемых (мелиорированных) землях без согласования со специально уполномоченным государственным органом в области мелиорации земель -

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до одной тысячи пятисот рублей; на должностных лиц - от одной тысячи пятисот до двух тысяч рублей; на юридических лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей.

Комментарий к Статье 10.10 КоАП РФ

1. Согласно Федеральному закону от 10 января 1996 г. N 4-ФЗ "О мелиорации земель" (ред. от 29.12.2004) мелиоративные системы представляют собой комплексы взаимосвязанных гидротехнических и других сооружений и устройств (каналы, коллекторы, трубопроводы, водохранилища, плотины, дамбы, насосные станции, водозаборы, другие сооружения и устройства на мелиорированных землях), обеспечивающих создание оптимальных водного, воздушного, теплового и питательного режимов почв на мелиорированных землях.

Мелиоративные системы могут быть государственными, общего пользования и индивидуальными. Государственные мелиоративные системы находятся в государственной собственности и обеспечивают межрегиональное и (или) межхозяйственное водораспределение и противопаводковую защиту, а также это противоэрозионные и пастбищезащитные лесные насаждения, которые необходимы для обеспечения государственных нужд.

Мелиоративные системы общего пользования - мелиоративные системы, находящиеся в общей собственности двух или нескольких лиц либо переданы в установленном порядке в пользование нескольким гражданам или юридическим лицам, а также защитные лесные насаждения, необходимые для нужд указанных лиц.

Мелиоративные системы индивидуального пользования находятся в собственности гражданина (физического лица) или юридического лица либо переданные в установленном порядке в пользование гражданину (физическому лицу) или юридическому лицу, а также защитные лесные насаждения, необходимые указанным лицам только для их нужд.

Помимо мелиоративных систем указанный Закон выделяет отдельно расположенные гидротехнические сооружения, которые представляют собой инженерные сооружения и устройства, не входящие в мелиоративные системы, обеспечивающие регулирование, подъем, подачу, распределение воды потребителям, отвод вод с помощью мелиоративных систем, защиту почв от водной эрозии, противоселевую и противооползневую защиту.

Объективную сторону правонарушения, предусмотренного частью первой комментируемой статьи, образует нарушение правил эксплуатации мелиоративной системы или отдельно расположенного гидротехнического сооружения. Согласно ст. 29 Закона "О мелиорации земель" правила эксплуатации мелиоративных систем и отдельно расположенных гидротехнических сооружений, а также правила содержания защитных лесных насаждений устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере агропромышленного комплекса, включая мелиорацию, по согласованию с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти и другими государственными органами.

Правила и нормы в области мелиорации земель устанавливает Министерство сельского хозяйства Российской Федерации (Постановление Правительства РФ от 24.03.2006 N 164).

Указанные правила являются обязательными для всех граждан (физических лиц) и юридических лиц, поэтому субъект данного правонарушения - общий.

С субъективной стороны данное деяние может совершаться как умышленно, так и по неосторожности.

2. Часть вторая комментируемой статьи устанавливает ответственность за повреждение мелиоративной системы, а равно защитного лесного насаждения. Граждане (физические лица) и юридические лица, которые эксплуатируют мелиоративные системы, отдельно расположенные гидротехнические сооружения и защитные лесные насаждения, обязаны содержать указанные объекты в исправном (надлежащем) состоянии и принимать меры по предупреждению их повреждения.

Заметим однако, что данная норма предусматривает ответственность конкретно за повреждение мелиоративной системы или защитного лесного насаждения. Если же лицом не были приняты надлежащие меры по предупреждению их повреждения, это образует объективную сторону правонарушения, предусмотренного частью первой данной статьи.

3. Согласно Федеральному закону от 10 января 1996 г. N 4-ФЗ "О мелиорации земель" (ред. от 29.12.2004) сооружение и эксплуатация линий связи, электропередач, трубопроводов, дорог и других объектов на мелиорируемых (мелиорированных) землях должны осуществляться по согласованию с организациями, уполномоченными федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг, управлению государственным имуществом в сфере агропромышленного комплекса, включая мелиорацию, а также соответствующими органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Осуществление данных видов деятельности без согласования с указанными органами образует объективную сторону правонарушения, предусмотренного частью третьей комментируемой статьи.

Другой комментарий к Ст. 10.10 Кодекса Российской Федерации об Административных Правонарушениях

1. Комментируемая статья содержит три состава правонарушений, посягающих на нормальную работу мелиоративных систем и отдельно расположенных объектов.

Правила эксплуатации мелиоративных систем или отдельно расположенных гидротехнических сооружений закреплены в ст.29 Федерального закона от 10 января 1996 г. "О мелиорации земель". В этой статье указано, что граждане и юридические лица, которые эксплуатируют мелиоративные системы, отдельно расположенные гидротехнические сооружения, обязаны содержать указанные объекты в исправном (надлежащем) состоянии и принимать меры по предупреждению их повреждения. Следовательно, объектом комментируемого правонарушения являются мелиоративные системы и отдельно расположенные объекты, нормальный режим их работы.

Субъектами данного правонарушения признаются граждане и юридические лица, осуществляющие эксплуатацию мелиоративных систем и отдельно расположенных объектов, а также должностные лица, на которых возложена обязанность осуществлять контроль за исполнением установленных правил.

2. Объективную сторону правонарушения, закрепленного в ч.1 ст.10.10, составляют противоправные деяния, нарушающие установленные федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим управление сельским хозяйством по согласованию с иными федеральными органами исполнительной власти, правила эксплуатации мелиоративных систем или отдельно расположенных гидротехнических сооружений. Эти нарушения могут выражаться в непринятии мер по поддержанию мелиоративных систем или отдельно расположенных объектов в исправном состоянии, непроведении профилактических осмотров, ремонта и т.д.

С субъективной стороны рассматриваемое правонарушение может быть совершено как умышленно, так и по неосторожности.

3. В ч.2 комментируемой статьи объективная сторона выражается в повреждении мелиоративной системы, а равно защитного лесного насаждения, т.е. приведение их противоправными деяниями в полностью или частично непригодное состояние для использования в целях, для которых они предназначены.

С субъективной стороны данное правонарушение характеризуется виной в форме умысла или неосторожности.

4. В соответствии со ст.30 Федерального закона о мелиорации земель сооружение и эксплуатация линий связи, линий электропередачи, трубопроводов, дорог и других объектов на мелиорируемых (мелиорированных) землях должны осуществляться по согласованию со специально уполномоченными государственными органами в области мелиорации земель. Осуществление названной деятельности без предусмотренного согласования и будет являться противоправным бездействием, характеризующим объективную сторону правонарушения, закрепленного в ч.3 ст.10.10.

С субъективной стороны данное деяние характеризуется умыслом, лицо сознает, что действует в нарушение установленного порядка, и желает этого.

  • Вверх

Полный текст ст. 10.10 КОАП РФ с комментариями. Новая действующая редакция с дополнениями на 2019 год. Консультации юристов по статье 10.10 КОАП РФ.

1. Нарушение правил эксплуатации мелиоративной системы или отдельно расположенного гидротехнического сооружения -
влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пятисот до одной тысячи рублей; на должностных лиц - от одной тысячи до двух тысяч рублей; на юридических лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей (абзац в редакции, введенной в действие с 8 июля 2007 года Федеральным законом от 22 июня 2007 года N 116-ФЗ.

2. Повреждение мелиоративной системы, а равно защитного лесного насаждения -
влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до одной тысячи пятисот рублей; на должностных лиц - от двух тысяч до трех тысяч рублей; на юридических лиц - от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей (абзац в редакции, введенной в действие с 8 июля 2007 года Федеральным законом от 22 июня 2007 года N 116-ФЗ.

3. Сооружение и (или) эксплуатация линий связи, линий электропередачи, трубопроводов, дорог или других объектов на мелиорируемых (мелиорированных) землях без согласования со специально уполномоченным государственным органом в области мелиорации земель -
влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до одной тысячи пятисот рублей; на должностных лиц - от одной тысячи пятисот до двух тысяч рублей; на юридических лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей (абзац в редакции, введенной в действие с 8 июля 2007 года Федеральным законом от 22 июня 2007 года N 116-ФЗ.

Комментарий к статье 10.10 КоАП РФ

1. Цель этой статьи состоит в обеспечении сохранности мелиоративных систем, а тем самым возможностей стабильного ведения сельскохозяйственного производства, а также обеспечения безопасности при эксплуатации гидротехнических сооружений и порядка ведения различного рода работ на мелиорированных (мелиорируемых) землях сельскохозяйственного назначения, связанных с сооружением и эксплуатацией объектов энергетики, транспорта и иных объектов, а также в предупреждении административно-правовыми средствами возможных негативных экономических, экологических и других последствий для мелиоративных систем, сельскохозяйственного производства, качества почв.

Сфера применения статьи охватывает деятельность строительных и иных организаций таких отраслей народного хозяйства, как транспорт, в том числе трубопроводный, энергетика, связь и иные не указанные в тексте статьи, т.е. любые виды деятельности, выражающейся в создании и использовании каких-либо объектов на определенной категории земель. Статья содержит два формальных (ч. ч. 1 и 3) состава и один материальный (ч. 2).

2. Объект правонарушения - общественные отношения в области охраны мелиоративных систем и отдельно взятых гидротехнических сооружений. О предмете правонарушения см. комментарий к ст. 10.9.

3. Нарушение правил эксплуатации мелиоративных систем или отдельно расположенного гидротехнического сооружения - формальный состав, являющийся специальным по отношению к ст. 8.1. Объективная сторона - деяние (действие или бездействие). Обязательное условие применения норм статьи - наличие правил эксплуатации. Наступления последствий не требуется. Деяние считается оконченным с момента нарушения правил. Об эксплуатации мелиоративных систем см. Федеральный закон от 10 января 1996 г. N 4-ФЗ "О мелиорации земель". Правила эксплуатации мелиоративных систем и отдельно расположенных гидротехнических сооружений, а также правила содержания защитных лесных насаждений являются обязательными для всех физических и юридических лиц.

4. Повреждение мелиоративной системы или защитного лесонасаждения - материальный состав. Объекты правонарушения - общественные отношения в области охраны мелиоративных систем и отдельно взятых гидротехнических сооружений. О предмете правонарушения см. п. 4 комментария к ст. 10.9.

Объективная сторона правонарушения включает действия по повреждению мелиоративных систем, т.е. приведение их в полную или частичную негодность, исключающую постоянно или временно их использование, последствия и причинную связь между ними. Оно может быть вызвано различными способами: разрушением с помощью взрывных работ, проездом транспортных средств, поджогом, заготовкой древесины и т.п.

Субъективная сторона правонарушения - вина в форме умысла или неосторожности.

5. Сооружение и (или) эксплуатация линий связи, линий электропередачи, трубопроводов, дорог или других объектов на мелиорируемых (мелиорированных) землях без согласования со специально уполномоченным государственным органом в области мелиорации земель - формальный состав.

Статья 30 Федерального закона "О мелиорации земель" устанавливает общие требования по защите мелиоративных систем, отдельных гидротехнических сооружений и защитных лесных насаждений: строительство на мелиорируемых (мелиорированных) землях объектов и проведение других работ, не предназначенных для мелиорации земель, не должны ухудшать водного, воздушного и питательного режимов почв, а также препятствовать эксплуатации мелиоративных систем, отдельно расположенных гидротехнических сооружений и защитных лесных насаждений. Такого рода работы должны соответствовать требованиям специально уполномоченных государственных органов в области мелиорации земель. Установлен специальный порядок согласования с этими органами строительства и эксплуатации линий связи, электропередач, трубопроводов, дорог и других объектов.

Объектом правонарушения являются общественные отношения в области организации и ведения работ на мелиорируемых (мелиорированных) землях сельскохозяйственного назначения. Объективная сторона состоит в бездействии, т.е. неполучении специального разрешения на ведение работ, если получение такого разрешения необходимо. Наступления последствий не требуется. Субъективная сторона правонарушения - умысел.

6. Субъекты правонарушения перечислены в санкциях ч. ч. 1 - 3 комментируемой статьи.

7. Дела об административных правонарушениях по данной статье рассматривают должностные лица органов, осуществляющих государственный надзор и контроль в области мелиорации земель (ст. 23.20), а также органов, осуществляющих функции по контролю и надзору в сфере транспорта (ст. 23.36), - в отношении судоходных гидротехнических сооружений.

Протоколы об административных правонарушениях составляют должностные лица указанных выше органов (ч. 1 ст. 28.3).

Консультации и комментарии юристов по ст 10.10 КоАП РФ

Если у вас остались вопросы по статье 10.10 КоАП РФ и вы хотите быть уверены в актуальности представленной информации, вы можете проконсультироваться у юристов нашего сайта.

Задать вопрос можно по телефону или на сайте. Первичные консультации проводятся бесплатно с 9:00 до 21:00 ежедневно по Московскому времени. Вопросы, полученные с 21:00 до 9:00, будут обработаны на следующий день.



Просмотров