Устойчивость объектов экономики в чрезвычайных ситуациях. Повышение устойчивости функционирования объектов экономики в чс. Устойчивость объекта к химическому заражению

100 р бонус за первый заказ

Выберите тип работы Дипломная работа Курсовая работа Реферат Магистерская диссертация Отчёт по практике Статья Доклад Рецензия Контрольная работа Монография Решение задач Бизнес-план Ответы на вопросы Творческая работа Эссе Чертёж Сочинения Перевод Презентации Набор текста Другое Повышение уникальности текста Кандидатская диссертация Лабораторная работа Помощь on-line

Узнать цену

Под устойчивостью функционирования (работы) отрасли, объекта, объединения в условиях ЧС понимается их способность производить продукцию в установленных объеме и номенклатуре, а для отраслей и объектов, непосредственно не производящих продукцию, - выполнять свои функциональные задачи. Устойчивость заключается в способности предупреждать возникновение аварий, катастроф, противостоять разрушительному воздействию поражающих факторов с целью предотвращения или ограничения угрозы жизни и здоровью персонала и проживающего вблизи объекта населения, снижения материального ущерба, а при получении слабых и средних разрушений инженерно-технического комплекса и частичного нарушения системы снабжения и связей по кооперации, восстанавливать свое производство в максимально короткие сроки.

Различают следующие понятия:

Устойчивость инженерно технического комплекса объекта;

Устойчивость работы объекта экономики.

Инженерно технический комплекс (ИТК) любого предприятия включает в себя здания и сооружения, технологическое оборудование и коммунально-энергетические сети электричества, водоснабжения, канализации, теплофикации и газоснабжения.

Устойчивость работы объекта в основном зависит от сохранности его инженерно-технического комплекса. Однако прекращение или резкое сокращение выпуска продукции во ЧС может произойти по другим причинам , а именно:

Поражение производственного персонала;

Нарушение снабжения поставок по кооперации;

Нарушение надежности управления производством.

На устойчивость работы ОЭ в ЧС влияют следующие факторы :

Надежность защиты персонала;

Способность противостоять поражающим факторам основных производственных фондов (ОПФ);

Технологического оборудования (ТО), систем энергообеспечения, материально-технического обеспечения и сбыта;

Подготовленность к ведению спасательных и других неотложных работ (СиДНР) и работ по восстановлению производства

Надежность и непрерывность управления.

Перечисленные факторы определяют и основные требования к устойчивому функционированию ОЭ и изложены в Нормах проектирования инженерно-технических мероприятий (ИТМ-ГО).

Оценка устойчивости ОЭ к воздействию поражающих факторов различных ЧС заключается в :

В выявлении наиболее вероятных ЧС в данном районе;

Анализе и оценке поражающих факторов ЧС;

Определении характеристик объекта экономики и его элементов;

Определении максимальных значений поражающих параметров;

Определении основных мероприятий по повышению устойчивости работы ОЭ (целесообразное повышение

предела устойчивости).

Считаются вышедшими из строя: промышленные здания – при сильных разрушениях; гражданские (жилые) – при средних разрушениях; личный состав – при поражениях средней тяжести.

Факторы, от которых зависит устойчивость работы промышленных объектов в условиях ЧС :

1. Условия расположения объекта – удаленность от городов и других целей, по которым возможно непосредственное нанесение ракетно-ядерных ударов, зона, в которой находится объект, наличие рядом объектов повышенной опасности (удаленность объекта от АЭС и места хранения СДЯВ, максимальная масса СДЯВ), возможность затопления объекта при стихийных бедствиях и авариях.

2. Характеристика инженерно-технического комплекса объекта – плотность застройки, степень огнестойкости зданий и сооружений, их конструктивные особенности.

3. Характеристика производственных процессов, их категория по пожаровзрывоопасности.

Характеристика веществ и материалов, находящихся в помещении

взрывопожаро-опасная

Горючие газы, легковоспламеняющиеся жидкости с температурой вспышки не более 28оС в таком количестве, что могут образовывать парогазовоздушные смеси, при воспламенении которых в помещении развивается избыточное давление взрыва более 5 кПа. Вещества и материалы, способные взрываться и гореть при взаимодействии с водой, кислородом воздуха или друг с другом в таком количестве, что расчетное избыточное давление взрыва в помещении превышает 5 кПа.

взрывопожаро-опасная

Горючие пыли или волокна, ЛВЖ с температурой вспышки более 28оС, горючие жидкости в таком количестве, что могут образовывать взрывоопасные пылевоздушные или паровоздушные смеси, при воспламенении которых развивается избыточное давление взрыва в помещении, превышающее 5 кПа.

пожароопасные

Горючие и трудногорючие жидкости, твердые горючие и трудногорючие вещества и материалы (в том числе пыли и волокна), вещества и материалы, способные при взаимодействии с водой, кислородом воздуха или друг с другом только гореть, при условии, что помещения, в которых они имеются в наличии или обращаются, не относятся к категориям А или Б.

Негорючие вещества и материалы в горячем, раскаленном или расплавленном состоянии, процесс обработки которых сопровождается выделением лучистого тепла, искр и пламени; горючие газы, жидкости и твердые вещества, которые утилизируются или сжигаются в качестве топлива.

Негорючие вещества и материалы в холодном состоянии

Наиболее опасными являются предприятия категории А и Б. Пожары в них возможны даже при слабых разрушениях. при этом происходит практически мгновенный охват огнем территории объекта.

Здание относится к категории А, если суммарная площадь помещений категории А превышает 5% от площади всех помещений или 200 м2. Если помещение оборудуется установками автоматического пожаротушения, то норма 5% увеличивается до 25% или до 1000 м2.

Здание относится к категории Б, если оно не относится к категории А и суммарная площадь помещений категорий А и Б превышает 5% или 200 м2, а если помещения оборудованы автоматическими установками пожаротушения, то здание можно не относить к категории Б, если суммарная площадь помещений категории А и Б не превышает 25% или 1000 м2.

К категории В относятся здания, если, во-первых, они не отнесены к категориям А или Б, во-вторых, если суммарная площадь помещений категорий А, Б и В превышает 5% суммарной площади всех помещений (10% при отсутствии в здании помещений категорий А и Б). Допускается не относить к категории В здания, если площадь помещений категорий А, Б, В при наличии в них установок автоматического пожаротушения не превышает 25% площади здания (но не более 3500 м2).

Г: ----(25% при оборудовании авт. пожар-ем, но не более 5000 м2).

4. Характер производственных связей по кооперации.

5. Полнота выполнения требований инженерно-технических мероприятий ГО по защите людей, производственных фондов, энергетики, а также инженерно-технических и организационных мероприятий, направленных на повышение устойчивости, разработанных в результате исследований.

Указанные факторы, влияющие на устойчивость работы объектов в ЧС, должны быть оценены при проектировании или при проведении исследований, и на основе этого разработаны соответствующие организационные и инженерно-технические мероприятия.

Совокупность мероприятий, направленных на ограничение возможного ущерба в результате ЧС называется задачей по повышению устойчивости работы объекта в этих условиях.

Основные направления (пути и способы) повышения устойчивости работы объектов в ЧС:

1. Рациональное размещение объекта, его зданий и сооружений :

Комплексное развитие регионов;

Размещение и строительство объекта в соответствии с требованиями СНиП П-01-51-90 (Нормы проектирования ИТМ ГО);

Использование подземных пространств для нужд мирного времени и обороны;

Формирование в загородной зоне производственной инфраструктуры;

2. Обеспечение защиты производственного персонала и населения в условиях ЧС :

Совершенствование системы связи и оповещения;

Комплексное применение основных способов защиты;

Совершенствование организации эвакомероприятий;

Разработка режимов деятельности населения на зараженной территории;

Подготовка к проведению работ по обеззараживанию;

Защита продовольствия.

3. Подготовка промышленного производства объекта к работе в условиях ЧС :

Дублирование выпуска продукции;

Технологическая подготовка производства к выпуску продукции в ЧС, перевод на выпуск продукции в ЧС (военное время);

Внедрение безопасных стройматериалов и технологий производства;

Снижение запасов СДЯВ;

Строительство зданий из облегченных материалов и др.

4. Подготовка к выполнению работы по восстановлению нарушенного производства :

Прогнозирование возможной обстановки в ЧС; определения ущерба, а также сил и средств для восстановления;

Создание и поддержание в готовности сил и средств для восстановительных работ;

Разработка и надежное хранение плановой, проектной и другой документации;

Создание органов управления восстановительными работами и др.

5. Подготовка системы управления хозяйством для решения задач в ЧС :

Дублирование органов управления;

Подготовка к переходу на децентрализованное управление;

Подготовка местных органов к управлению восстановлением хозяйства при нарушении централизованного управления;

Создание резерва кадров;

Подготовка органов управления и кадров к работе в ЧС;

Создание и совершенствование сбора информации;

Подготовка АСУ к работе в ЧС и др.

Традиционно под устойчивостью функционирования объекта экономики понимается его способность производить продукцию установленного объема и номенклатуры или выполнять другие функциональные задачи в условиях чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени.

Проблема повышения устойчивости функционирования объекта в современных условиях приобретает все большее значение. Это связано с рядом причин, основными из которых являются следующие:

Высокий износ основных производственных фондов, особенно на предприятиях химического комплекса, нефтегазовой, металлургической и горнодобывающей промышленности и снижение темпов обновления этих фондов;

Повышение технологической мощности производства, рост объемов транспортировки, хранения и использования опасных веществ, материалов и изделий, а также накопление отходов производства, представляющих угрозу населению и окружающей среде;

Повышение вероятности возникновения военных конфликтов и террористических актов.

Повышение устойчивости функционирования объекта экономики в чрезвычайных ситуациях предполагает проведение комплекса мероприятий по предотвращению или снижению угрозы жизни и здоровью персонала и проживающего вблизи населения, уменьшению материального ущерба, а также по подготовке к проведению аварийно–спасательных и других неотложных работ. Для достижения этих целей проводятся организационные, инженерно–технические и специальные мероприятия, обеспечивающие работу предприятий, учреждений и других объектов с учетом риска возникновения чрезвычайной ситуации. Принимаются меры для предотвращения производственных аварий или катастроф, защиты персонала и проживающего вблизи населения от воздействия поражающих факторов, снижения материального ущерба и оперативного проведения аварийно–спасательных и других неотложных работ.

Современный объект экономики представляет собой сложную организационно–техническую систему, поэтому его функционирование напрямую зависит от устойчивости входящих в него элементов.

Основными из этих элементов являются:

Здания и сооружения производственных цехов, защитные сооружения гражданской обороны;

Коммунально–энергетические, технологические и другие сети;

Станочное и технологическое оборудование;

Система управления производством;

Система материально–технического обеспечения и транспорта и др.

Степень и характер поражения указанных элементов зависят от параметров поражающих факторов, расстояния от объекта до источника чрезвычайной ситуации, технических характеристик зданий, сооружений и оборудования, планировки объекта, метеорологических условий. Оценка устойчивости функционирования объекта экономики и его элементов определяется, как правило, в следующей последовательности.

1. Определяют ожидаемые параметры поражающих факторов источников чрезвычайных ситуаций, которые будут влиять на устойчивость объекта экономики (интенсивность землетрясения, избыточное давление во фронте воздушной ударной волны, плотность теплового потока, высота и максимальная скорость волны, площадь и длительность затопления и т. п.).

2. Определяют параметры вторичных поражающих факторов, возникающих при воздействии источников чрезвычайных ситуаций, и рассчитывают зоны воздействия.

3. Определяют значение критического параметра (максимальную величину параметра поражающего фактора, при которой функционирование объекта не нарушается) и значение критического радиуса (минимального расстояния от источника поражающих факторов, на котором функционирование объекта не нарушается).

4. Устанавливают характеристики объекта (количество зданий и сооружений, плотность застройки, наибольшая работающая смена, обеспеченность защитными сооружениями гражданской обороны, конструкции зданий и сооружений, характеристики оборудования, коммунально–энергетических сетей, местности и т. п.).

При решении задач повышения устойчивости объекта соблюдается принцип равной устойчивости ко всем поражающим факторам. Этот принцип заключается в доведении защиты зданий, сооружений и оборудования объекта до такого целесообразного уровня, при котором выход их из строя может произойти примерно на одинаковом расстоянии от источника чрезвычайной ситуации. При этом защита от одного поражающего фактора является определяющей. Такой определяющей защитой, как правило, принимается защита от ударной волны. Так например, нецелесообразно повышать устойчивость здания к воздействию светового излучения, если оно находится на таком расстоянии от центра (эпицентра) взрыва, на котором под действием ударной волны произойдет его полное или сильное разрушение.

Для оценки физической устойчивости элементов объекта необходимо иметь показатели (критерии) устойчивости. В качестве таких показателей используют критический параметр и критический радиус. Они позволяют оценить устойчивость объекта при воздействии любого поражающего фактора без учета одновременного воздействия на него других поражающих факторов, а также при одновременном воздействии нескольких поражающих факторов и определить наиболее опасный из них.

При оценке надежности системы защиты производственного персонала, основу которой составляют защитные сооружения гражданской обороны, следует учитывать, что она должна защищать от чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени.

Если вместимость защитных сооружений гражданской обороны, имеющихся на объекте, не обеспечивает укрытие необходимого количества персонала, то изучается возможность строительства новых, а также выявляются все подвальные и другие заглубленные помещения, оцениваются их защитные свойства и возможность приспособления для защиты. В загородной зоне, закрепленной за объектом, также проверяются все помещения и сооружения (жилые здания, подвалы, погреба, овощехранилища), которые могут быть приспособлены под ПРУ. Оценивается их вместимость, защитные свойства, определяется объем работ, необходимые материалы, количество рабочей силы для их переоборудования.

Система оповещения оценивается по своевременности доведения сигнала оповещения до работников объекта экономики.

Кроме того, оценивается обученность производственного персонала способам защиты от чрезвычайных ситуаций.

Оценка устойчивости функционирования объекта проводится комиссией по повышению устойчивости функционирования объекта экономики во главе с председателем (главным инженером или начальником производственного отдела). В составе комиссии, как правило, работают следующие группы:

Рабочая группа по оценке устойчивости зданий и сооружений (старший группы – заместитель руководителя объекта по капитальному строительству или начальник отдела капитального строительства);

Рабочая группа по оценке устойчивости коммунально–энергетических сетей (старший группы – главный энергетик);

Рабочая группа по оценке устойчивости станочного и технологического оборудования (старший группы – главный механик);

Рабочая группа по оценке устойчивости технологического процесса (старший группы – главный технолог);

Рабочая группа по оценке устойчивости управления производством (старший группы – начальник производственного отдела);

Рабочая группа по оценке устойчивости материально–технического снабжения и транспорта (старший группы – заместитель руководителя объекта по материально–техническому снабжению).

Кроме того, к работе в составе комиссии могут привлекаться специалисты научно–исследовательских и проектных организаций.

Оценка устойчивости объекта проводится на основании приказа руководителя, календарного плана основных мероприятий по подготовке и определению устойчивости, плана определения устойчивости. В приказе указывают цель, задачи и время проведения необходимых работ, состав участников, задачи рабочих групп, сроки представления отчетной документации. В календарном плане подготовки и определения устойчивости указывают основные мероприятия и сроки их проведения, ответственных исполнителей, силы и средства, привлекаемые для выполнения задачи. План определения устойчивости функционирования объекта является основным документом, в котором указывают содержание работы председателя комиссии и рабочих групп.

По результатам работы комиссия готовит общий доклад, в котором отражаются следующие вопросы:

Возможность защиты работников и членов их семей в защитных сооружениях гражданской обороны на объекте и в загородной зоне;

Общая оценка устойчивости объекта и наиболее уязвимые участки производства;

Практические мероприятия, которые необходимо выполнить в мирное время и в период военной угрозы с целью повышения устойчивости функционирования объекта в военное время. Эти мероприятия могут быть выделены в отдельный план–график мероприятий по повышению устойчивости функционирования объекта. Они включают, как правило, работы, не требующие больших капитальных вложений, значительных трудозатрат и времени. Это может быть строительство простейших укрытий; обвалование емкостей с легковоспламеняющимися жидкостями и АХОВ; закрепление оттяжками высоких малоустойчивых сооружений (труб, вышек, колонн и т. п.); обсыпка грунтом полузаглубленных помещений; изготовление и установка защитных конструкций (кожухов, шатров, колпаков, зонтов) для предохранения оборудования от повреждения при обрушении элементов зданий; укрытие запасов дефицитных запчастей и узлов; установка на коммунально–энергетических сетях дополнительной запорной арматуры; снижение давления в газовых сетях, приведение в готовность автономных электростанций; заполнение резервных емкостей водой; заглубление или обвалование коммунально–энергетических сетей; проведение противопожарных мероприятий.

Вопросы и задания

1. Что понимается под устойчивостью функционирования объекта экономики?

2. Каким образом обеспечивается повышение устойчивости функционирования объекта экономики?

3. Состояние каких основных элементов объекта экономики определяет его устойчивое функционирование?

4. Какие рабочие группы обычно формируются в составе комиссии по повышению устойчивости функционирования объекта экономики?

5. Подготовьте предложения о составе комиссии по повышению устойчивости функционирования объекта экономики по профилю образовательного учреждения.

Под устойчивостью функционирования народного хозяйства в чрезвычайных ситуациях понимают способность территориальных и отраслевых звеньев народного хозяйства удовлетворять основные важные интересы населения и общества при уровне, обеспечивающем их защиту от опасностей, вызываемых источниками ЧС природного и антропогенного характера.

Устойчивость функционирования территории в чрезвычайных ситуациях (Устойчивость территории в ЧС) - это способность территориальных народно-хозяйственных структур нормально функционировать в условиях риска возникновения чрезвычайных ситуаций, противостоять воздействию поражающих факторов, предотвращать или ограничивать угрозу жизни и здоровью населения и вероятный ущерб объектам народного хозяйства, а также обеспечивать ликвидацию чрезвычайных ситуаций в минимально короткий срок на соответствующей территории.

Под устойчивостью работы объекта народного хозяйства (экономики) в чрезвычайных ситуациях (Устойчивостью объекта в ЧС) понимается способность предприятия, учреждения и (или) другой народнохозяйственной структуры предупреждать возникновение производственных аварий и катастроф, противостоять воздействию поражающих факторов с целью предотвращения или ограничения угрозы жизни и здоровью персонала и проживающего вблизи населения и материального ущерба, а также обеспечивать восстановление нарушенного производства в минимально короткий срок.

Подготовка территории к функционированию в чрезвычайных ситуациях (Подготовка территории к ЧС) - комплекс экономических, организационных, инженерно-технических и специальных мероприятий, заблаговременно проводимых на территории республики в составе Российской Федерации, края, области или другого административно-территориального образования с целью обеспечения безопасности населения и объектов народного хозяйства в чрезвычайных ситуациях.

Актуальность задачи повышения устойчивости функционирования (ПУФ) в настоящее время характеризуется следующими обстоятельствами:

Во-первых, несмотря на некоторое ослабление международной напряженности в связи с заключением ряда договоров, продолжается совершенствование средств вооруженной борьбы и не устранена опасность развязывания новых войн, в том числе локальных;

Во-вторых, как свидетельствует опыт последнего времени, и прежде всего авария на Чернобыльской АЭС, другие крупные аварии и катастрофы, с ускорением научно-технического прогресса , усложнением структуры экономики, внедрением в производство все более наукоемких, мощных, сложных технологических систем и машин возрастает ущерб, наносимый народному хозяйству в результате производственных аварий, катастроф, стихийных бедствий и других экстремальных ситуаций мирного времени, приводящих к сбоям в работе предприятий и организаций, территорий.


В настоящее время общее руководство подготовкой народного хозяйства к устойчивому функционированию осуществляет правительство РФ, правительства республик в составе РФ, органы государственной власти, края, области, города, района.

Непосредственное руководство разработкой и проведением мероприятий по повышению устойчивости осуществляют министерства, госкомитеты и ведомства, КЧС территориальных органов исполнительной власти, руководители объединений и объектов экономики. На них возлагается ответственность за выделение для этих целей необходимых материальных и финансовых средств.

Применительно к решению задачи не только для военного, но и мирного времени с учетом возможных производственных аварий, катастроф и стихийных бедствий основными направлениями повышения устойчивости функционирования народного хозяйства и его территориальных звеньев является:

1. Обеспечение защиты населения и его жизнедеятельности в чрезвычайных ситуациях.

2. Рациональное размещение производительных сил на территории соответствующей республики, края, области, города, района.

3. Подготовка к работе в чрезвычайных ситуациях отраслей народного хозяйства.

4. Подготовка к выполнению работ по восстановлению народного хозяйства в чрезвычайных ситуациях.

5. Подготовка системы управления народным хозяйством для решения задач в чрезвычайных ситуациях.

Для отраслевого звена объединения, объекта основные направления повышения устойчивости трактуются следующим образом:

1. Обеспечение защиты рабочих, служащих, членов семей, населения, проживающего в ведомственных населенных пунктах, и их жизнедеятельности в чрезвычайных ситуациях.

2. Рациональное размещение производительных сил отрасли, подотрасли, объединения, производственных фондов объекта к работе в чрезвычайных ситуациях.

3. Подготовка отрасли, подотрасли, объединения, объекта к работе в чрезвычайных ситуациях.

4. Подготовка к выполнению работ по восстановлению отрасли, подотрасли, объединения (объекта) в чрезвычайных ситуациях.

5. Подготовка системы управления отраслью, подотраслью, объединением (объектом) для решения задач в чрезвычайных ситуациях.

По основным направлениям разрабатываются и осуществляются мероприятия по повышению устойчивости как в территориальных звеньях с учетом их особенностей, так и в отраслях и по объектам с учетом специфики их деятельности и перспектив развития.

К основным факторам, влияющим на устойчивость функционирования объектов, относят:

Район расположения объекта, включая климат, сейсмическую обстановку, рельеф местности, наличие ХОО и РОО, источников возможных пожаров и затоплений и т.п.;

Внутренняя планировка и застройка территории объекта, в том числе плотность застройки, унификация строительных элементов, насыщенность застройки сложными сооружениями, коммуникациями и другими элементами инфраструктуры, характеристики зданий и сооружений, наличие убежищ;

Системы управления, включая пункты управления, узлы связи, системы оповещения;

Характеристики технологического процесса, в том числе возможность перехода на работу в военное время, включая выпуск оборонной продукции;

Производственные и другие внешние связи объекта;

Способность и подготовленность объекта к восстановлению производства, включая обученность и квалификацию персонала; наличие резервов и запасов; строительных и ремонтных мощностей, принадлежащих или приданых объекту.

Анализ основных факторов, влияющих на устойчивость функционирования объекта, включающий предварительное обследование условий, обстановки, отдельных элементов и других характеристик представляет собой исследование устойчивости работы ОНХ, которое является постоянным, динамическим процессом.

Исследование проводится рабочими группами специалистов во главе с руководителями служб и объекта ГО, начальником штаба ГО.

Результатами исследований являются:

Оценка воздействия поражающих факторов различных источников ЧС мирного и военного времени;

Оценка надежности защиты рабочих и служащих;

Оценка устойчивости всех систем и элементов объекта;

Обобщение полученных результатов и разработка комплекса мероприятий по ПУФ объекта;

Планирование мероприятий на мирное время и на период угрозы нападения противника.

Кроме того, проводятся исследования в общегосударственном, региональном, территориальном и отраслевом масштабах силами специальных НИИ и служб.

К плану основных мероприятий разрабатываются ряд приложений, основными из которых следует считать следующие:

Схема территории объекта (с указанием предназначения зданий и числа работающих в них);

График безаварийной остановки производства;

Схема расположения пожарных гидрантов;

Список руководящего состава предприятия (домашний адрес, телефон);

Перечень невоенизированных формирований;

Ведомость обеспечения персонала средствами индивидуальной защиты;

Ведомость обеспечения формирований необходимыми приборами, другим имуществом ГО;

Режимы радиационной защиты;

Список аварийно-технических служб района (города);

Перечень организаций района (города), обеспечивающих оказание экстренной медицинской помощи;

Формализованный бланк расчета ущерба при ЧС.

При подготовке исходных данных для планирования необходимо иметь в виду, что одним из документов, которым можно пользоваться, является "Декларация безопасности промышленного объекта". Постановлением Правительства Российской Федерации от 1 июля 1995 г. N675 утверждено Положение о декларации безопасности и промышленного объекта Российской Федерации.

Положение предусматривает декларирование безопасности объектов, деятельность которых связана с повышенной опасностью производства и осуществляется в целях обеспечения контроля за соблюдением мер безопасности, оценки достаточности и эффективности мероприятий по предупреждению и ликвидации последствий ЧС на промышленном объекте. По данному Положению декларация является документом, определяющим возможные характер и масштабы ЧС на объекте и мероприятия по их предупреждению.

Декларация характеризует безопасность промышленного объекта на этапах его ввода в эксплуатацию, эксплуатации и вывода из эксплуатации (практически весь период "жизни" объекта, кроме стадии проектирования) и должна содержать следующие сведения:

Сведения о месторасположении, природно-климатических условиях размещения и численности персонала объекта;

Основные характеристики и особенности технологических процессов и производимой на объекте продукции, согласованные с министерствами и ведомствами;

Анализ риска возникновения на промышленном объекте ЧС природного и техногенного характера, включая определение источников опасности, оценку условий развития и возможных последствий ЧС, в т.ч. выбросов в окружающую среду вредных веществ;

Характеристику систем контроля за безопасностью промышленного производства, сведения об объемах и содержании организационных, технических и иных мероприятий по предупреждению ЧС;

Сведения о создании и поддержании в готовности локальной системы оповещения персонала промышленного объекта и населения о возникновении ЧС;

Характеристику мероприятий по созданию на промышленном объекте, подготовке и поддержанию в готовности к применению сил и средств по предупреждению и ликвидации ЧС, а также мероприятий по обучению работников промышленного объекта способам защиты и действий в ЧС;

Характеристику мероприятий по защите персонала промышленного объекта в случае возникновения ЧС, порядок действий сил и средств по предупреждению и ликвидации ЧС;

Сведения о необходимых объемах и номенклатуре резервов материальных и финансовых ресурсов для ликвидации ЧС;

Порядок информирования населения и органа местного самоуправления, на территории которого расположен промышленный объект, о прогнозируемых и возникших на промышленном объекте ЧС.

Декларация разрабатывается предприятиями, учреждениями и организациями независимо от их организационно-правовой формы и формы собственности для проектируемых и действующих промышленных объектов. Порядок разработки декларации определяется МЧС совместно с Федеральным горным и промышленным надзором России по согласованию с другими заинтересованными министерствами и ведомствами. Декларация утверждается руководителем организации, в состав которой входит промышленный объект.

Лицо, утвердившее декларацию, несет ответственность за полноту и достоверность представленной в ней информации. Декларация составляется в 4-х экземплярах и предоставляется в МЧС, Госгортехнадзор и орган местного самоуправления, на территории которого расположен декларируемый промышленный объект, первый экземпляр хранится в организации, утвердившей декларацию. Декларация должна уточняться при изменении требований безопасности, определяемых действующими нормами и правилами, или сведений о промышленном объекте, приведенных в декларации, но не реже одного раза в 5 лет.

МЧС совместно с Госгортехнадзором России организует экспертизу деклараций и дает разъяснения по применению настоящего Положения. На Департамент предупреждения ЧС МЧС России возложены функции по внедрению системы декларирования безопасности промышленных объектов и организации взаимодействия в этой области с заинтересованными министерствами и ведомствами.

В качестве показателя надежности защиты рабочих и служащих объекта с использованием инженерных сооружений можно применить коэффициент надежности защиты, показывающий какая часть рабочих, служащих и их семей обеспечивается надежной защитой при ожидаемых максимальных параметрах поражающих факторов.

По каждому из поражающих факторов и их суммарному воздействию определяется степень повреждения каждого элемента объекта и входящих в него систем при заданных значениях характеристик поражающего фактора и выявляются наиболее слабые места и по ним оценивается уровень устойчивости, при котором:

а) производство не останавливается;

б) необходима кратковременная остановка производства для проведения текущих и средних ремонтов;

в) необходима остановка производства для выполнения капитального ремонта;

г) объект выводится из эксплуатации и восстановлению не подлежит.

Основными направлениями ПУФ являются:

1. Защита персонала (населения) и подготовка системы его жизнеобеспечения;

2. Рациональное размещение объектов и их элементов;

3. Снижение тяжести (локализация) последствий ЧС;

4. Подготовка к работе в условиях ЧС объекта и всех его элементов;

5. Подготовка системы управления, сил и средств ведомственных подсистем РСЧС к ликвидации последствий ЧС.

Мероприятия по повышению устойчивости функционирования народного хозяйства и его звеньев разрабатываются и осуществляются, в основном заблаговременно, а также с учетом поражения экономики в военное время, возможных последствий крупных производственных аварий, катастроф и стихийных бедствий в мирное время.

Мероприятия, которые по своему характеру не могут быть осуществлены заблаговременно, проводятся в возможно короткие сроки в чрезвычайных ситуациях (например, эвакомероприятия, изменения технологических режимов работы, производственных связей, структуры управления и др.).

Общую схему организации работы по ПУФ народного хозяйства можно разделить на 3 основных этапа:

Исследовательский, на котором выявляются "слабые", "узкие" места в деятельности звена народного хозяйства, вырабатываются предложения по устранению этих "слабых", "узких" мест;

Этап проверки и оценки предлагаемых мероприятий на эффективность выбора наиболее целесообразных решений для данных условий. В этой связи важнейшее значение имеют учения ГО, на которых можно проверить предложения и рекомендации по повышению устойчивости функционирования любого звена народного хозяйства, получить по ним объективные заключения;

Этап реализации обоснованных и проведенных мероприятий через установленную систему планирования и контроля.

Повышение устойчивости функционирования народного хозяйства, его территориальных и отраслевых звеньев достигается осуществлением мероприятий, направленных на:

Предотвращение и уменьшение возможности образования крупных производственных аварий, катастроф и стихийных бедствий;

Снижение возможных потерь и разрушений в случае их возникновения, а также от современных средств поражения и вторичных поражающих факторов;

Создание условий для ликвидации последствий аварий, катастроф и стихийных бедствий, а также последствий в результате применения современных средств вооруженной борьбы, проведения работ по восстановлению нарушенного хозяйства и обеспечения жизнедеятельности населения.

Основные пути ПУФ заключаются в:

Совершенствовании основных фондов и производственных процессов;

Разработке (уточнении) и соблюдении требований и норм безаварийности производства;

Эффективном контроле за состоянием основных производственных фондов и режимов производства;

Проведении регулярного технического обслуживания и ремонта основных производственных фондов;

Повышении квалификации персонала в области безаварийности производства;

Накоплении медицинских средств защиты;

Подготовке к рациональному использованию ресурсов, запасов и резервов;

Подготовке системы жизнеобеспечения к работе в условиях ЧС, включающей в себя:

1) организацию коммунально-бытового обслуживания персонала в условиях ЧС;

2) защиту продовольствия, водоисточников и систем водоснабжения от порчи, заражения (загрязнения);

3) создание резервных источников хозяйственного и питьевого водоснабжения;

4) подготовку временных (стационарных и передвижных) средств очистки воды;

5) определение режимов деятельности людей в зависимости от степени РА и ХИМ заражения;

6) организацию дозиметрического и химического контроля;

7) подготовку технических средств к проведению работ по обеззараживанию территорий, сооружений, оборудования, транспорта, сырья и материалов;

8) подготовку техники и инвентаря к проведению работ в холодное время года;

9) подготовку мест и создание условий для нормального отдыха людей, занятых ликвидацией последствий ЧС;

10) организацию информационного обеспечения персонала к действиям в ЧС;

11) морально-психологическую подготовку персонала к действиям в ЧС;

Размещении объектов и выбор площадок для размещения их элементов с учетом рельефа, грунтовых и климатических условий, а также других особенностей местности;

Исключении (ограничении) размещения элементов объекта на локально неблагоприятных участках местности;

Рассредоточении элементов крупных объектов и их разукрепление, ограничение расширения крупных производств;

Ограничении размещения опасных объектов в зонах опасных природных явлений и размещение их на безопасном удалении от других объектов;

Строительстве базисных складов для хранения вредных, взрывоопасных и легковоспламеняющихся веществ за пределами территории объекта в загородной зоне;

Повышении физической стойкости основных производственных фондов;

Установке пожарной сигнализации, систем пожаротушения;

Внедрении технологий, конструкций зданий, оборудования, обеспечивающих снижение вероятности возникновения источников аварии;

Защите уникального и ценного оборудования, подготовке его к эвакуации;

Природоохранных мероприятиях, включающих в себя:

1) очистку стоков, газов;

2) герметизацию оборудования, трубопроводов;

3) снижение использования в технологиях веществ, разрушающих озоновый слой атмосферы;

4) другие мероприятия;

5) обеспечение выпуска важнейших видов продукции (услуг) в условиях ЧС;

6) устойчивое снабжение объектов материально-техническими ресурсами, энергоносителями и водой;

7) обеспечение безопасности работающей смены;

Создании и подготовке сил и средств для защиты персонала в условиях ЧС;

Обучении персонала способам защиты в условиях ЧС;

Подготовке к оказанию первой медицинской помощи.

Промышленное производство - наиболее важная составная часть народного хозяйства территории (области). Основную работу по подготовке промышленных предприятий центрального подчинения к работе в военное время и чрезвычайных ситуациях в условиях мирного времени выполняют отраслевые органы управления. Вместе с тем на территории области имеется промышленность местного подчинения. Ее подготовка, а также контроль и оказание помощи в решении этой задачи по объектам центрального подчинения - обязанность местных органов управления.

В целом мероприятия по подготовке промышленного производства можно объединить в несколько групп. Важную роль играет дублирование выпуска оборонной и важнейшей народно-хозяйственной продукции. Органы управления заблаговременно определяют виды продукции, подлежащие дублированию, устанавливают возможность и необходимость дублирования данного вида продукции на территории области или соседних областей, определяют дублеров, формируют для них производственные связи, определяют время задействования дублеров, способ дублирования.

Предусматривается также ассимиляция предприятий гражданских отраслей для выпуска продукции оборонного назначения и резервирование производственных мощностей для покрытия дефицита выпуска важнейших видов продукции в чрезвычайных ситуациях, создание в малых и средних городах филиалов крупных предприятий и объединений, действующих в категорированных городах.

Надежность дублирования во многом будет зависеть от обеспеченности дублера энергией, кадрами, заранее подготовленной технической документацией. Эффективность проведенных мероприятий оценивается путем пробного задействования дублеров на выпуске важнейших видов продукции; важным элементам подготовки промышленности к работе в чрезвычайных условиях является рациональное кооперирование и специализация предприятий, в том числе расположенных на территории региона (области). Это дает возможность полнее использовать местные сырьевые и энергетические ресурсы, вторичные и попутные материалы, сократить объем перевозок.

Подготовка промышленности к работе в чрезвычайных условиях достигается также внедрением в технологию производства малооперационных, максимально автоматизированных процессов. Немаловажная роль в подготовке промышленности отводится исключению, ограничению из производства важнейших видов продукции импортного высококвалифицированного оборудования, сырья, материалов, замене их на отечественные виды.

Совершенно необходимым в подготовке промышленного производства к работе в чрезвычайных условиях является создание страхового фонда технической документации на выпуск важнейших видов оборонной и народно-хозяйственной продукции, обеспечение надежности ее хранения. Это достигается микрофильмированием документации, записью необходимой информации на магнитных лентах и дисках, что позволяет в короткие сроки организовать ее размножение и использование по назначению.

В целях обеспечения защиты основных производственных фондов, снижения возможных потерь и разрушений в чрезвычайных условиях предусматривается:

Внедрение технологических процессов и конструкций, обеспечивающих снижение опасности образования аварийных ситуаций, а также защиту уникального оборудования, аппаратуры и приборов в чрезвычайных условиях;

Размещение технологических установок и оборудования в тех случаях, когда это допустимо по условиям эксплуатации, на открытых площадках или под легкими огнестойкими навесами.

Ряд мероприятий по подготовке промышленного, в том числе автомобильного, производства к работе в чрезвычайных условиях проводится с целью уменьшения опасности возникновения вторичных очагов поражения от СДЯВ , ВВ, ЛВГЖ, количество которых на некоторых предприятиях достигает нескольких десятков и сотен тонн.

К таким мероприятиям относятся: обвалование или заглубление емкостей с этими веществами; устройство поддонов, дополнительных емкостей или полостей для аварийного слива, самозапирающихся обратных клапанов и т.п. Кроме того, предусматриваются мероприятия на "особый период" по максимально возможному сокращению запасов таких веществ, находящихся на промежуточных складах и в технических емкостях, до минимума, необходимого в производственном процессе.

Для повышения пожаробезопасности внедряются автоматизированные системы сигнализации и пожаротушения, устраиваются искусственные водоемы, системы отключения и переключения газо-, топливо-, маслопроводов.

Важнейшим мероприятием на предприятиях с непрерывными технологическими процессами является разработка и строгое соблюдение графиков и инструкций по безаварийной остановке производства в случае внезапного отключения или прекращения подачи электроэнергии, воды, тепла; в каждой смене назначаются люди, которые должны отключить источники снабжения и технологические установки.

Если по условиям технологического процесса остановить отдельные участки производства, агрегаты, печи и т.п. нельзя, их переводят на пониженный режим работы; наблюдающие за безостановочной работой этих элементов должны быть обеспечены индивидуальными укрытиями, сооруженными в непосредственной близости от рабочего места.

Кроме рассмотренных общих мероприятий на объектах и в отраслях промышленности, предусматриваются мероприятия исходя из особенностей конкретных объектов, а также той роли и места, которые они занимают в народном хозяйстве.

При размещении и установке оборудования обязательно необходимо учитывать возможное воздействие поражающих факторов ЧС. Тяжелое оборудование размещают на первых этажах зданий. Большое значение имеет прочное закрепление на фундаментах станков и установок, имеющих большую высоту и малую площадь опоры; использование растяжек и дополнительных опор повысит их устойчивость на опрокидывание. Приборы желательно устанавливать на закрепленных подставках или тумбах.

Особо ценное и уникальное оборудование нужно размещать в заглубленных, подземных или специально построенных помещениях повышенной прочности, и на случай возникновения чрезвычайных ситуаций необходимо разработать специальные индивидуальные энергогасящие устройства.

Насыщение современных технологических линий средствами автоматики и телемеханики, электронной и полупроводниковой техникой в значительной мере способствует совершенствованию технологических процессов, но в тоже время делает эти процессы более уязвимыми к воздействию различных поражающих факторов. Поэтому при совершенствовании технологических процессов производства следует принимать меры по повышению их устойчивости, имея в виду, что наиболее важные условия надежности - устойчивость системы управления и бесперебойность обеспечения всеми видами энергоснабжения. В случае выхода из строя автоматических систем управления должен быть предусмотрен переход на ручное управление процессом в целом или отдельными его участками.

Повышение устойчивости технологического процесса достигается разработкой способов продолжения производства при выходе из строя отдельных станков, линий и даже отдельных цехов за счет перевода производства в другие цеха; размещением производства отдельных видов продукции в филиалах; путем замены вышедших из строя образцов оборудования другими, а также сокращением числа используемых типов станков и приборов.

На случай значительных разрушений должна быть предусмотрена замена сложных технологических процессов более простыми с использованием сохранившихся наиболее устойчивых типов оборудования и контрольно-измерительных приборов. Необходимо заранее разработать возможные изменения в технологии с целью замены дефицитных материалов, деталей и сырья на более доступные.

В случае выхода из строя основных источников энергопитания должен быть создан резерв источников электро- и водоснабжения (передвижные электростанции и насосные агрегаты с автономными двигателями). Устойчивость систем электроснабжения объекта повышают, подключая его к нескольким источникам питания, удаленным друг от друга на расстояние, исключающее возможность их одновременного поражения.

Большинство машиностроительных предприятий, в том числе автомобильной промышленности, имеют значительные запасы сети, специальные сооружения и установки для получения, подачи и использования сжатого воздуха, кислорода, аммиака, хлора, других жидких и газообразных веществ, что требует проведения специальных мероприятий в ходе ПУФ завода.

Заводы машиностроительной промышленности включают в себя ряд производств, в которых используются специфические технологические процессы и оборудование: плавильное, термическое, гальваническое, кузнечное, прессовое, сварочное, подъемно-транспортное, окрасочное и другое. Каждое из них требует специальных мероприятий по ПУФ.

Подготовка к выполнению работ по восстановлению народного хозяйства в области в чрезвычайных ситуациях начинается с прогноза возможностей обстановки в результате крупных производственных аварий, катастроф, стихийных бедствий или воздействия современных средств поражения.

Структура, оснащенность формирований, предназначенных для восстановительных работ, определяются исходя из объема и характера предстоящих работ. Для ремонтно-восстановительных работ на внешних электросетях, объектах нефте- и газоснабжения, линиях связи, на железнодорожном и автомобильном транспорте используются восстановительные формирования соответствующих министерств и ведомств и других учреждений и объектов.

Эти формирования в мирное время призваны устранять аварии, участвовать в ликвидации последствий стихийных бедствий и катастроф. Для этих формирований заранее должны быть определены и оборудованы районы размещения на военное время, создаются склады и базы хранения запасных частей и ремонтной техники.

Обеспечение восстановительных работ строительными механизмами и транспортом следует предусматривать за счет имеющихся на объекте средств, а также из ресурсов территорий. Для выявления учета имеющихся материально-технических ресурсов на предприятиях области независимо от их ведомственной принадлежности и форм собственности, а также для планирования централизованного снабжения подлежащих восстановлению предприятий и их производственной деятельности на базе территориального управления материально-технического снабжения может быть создан территориальный орган материально технического снабжения.

Для сокращения сроков восстановления народного хозяйства области необходимо заблаговременно разрабатывать не только типовые проекты и технические решения восстановительных работ, но и нормативные документы с учетом допустимых условий отклонений, такие документы разрабатываются министерствами и ведомствами, органами управления народным хозяйством области по подведомственному хозяйству.

Реализация вышеизложенного комплекса мероприятий основывается на дальнейшем развитии стройиндустрии в целом и создании в загородной зоне строительных организаций, развитии ремонтных баз. При подготовке к выполнению работ по восстановлению народного хозяйства области следует изучать и применять накопленный опыт по восстановлению объектов, получивших повреждения и разрушения в результате производственных аварий и стихийных бедствий, и в первую очередь опыт ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС, землетрясений, других ЧС.

В выполнении комплекса мероприятий по подготовке и восстановлению народного хозяйства в военное время требуются совместные усилия территориальных и отраслевых органов управления народным хозяйством, научно-исследовательских и проектных организаций, штабов и служб по делам ГО ЧС всех степеней, особенно это относится к восстановлению объектов жизнеобеспечения.

Важнейшими задачами Единой государственной системы предупреждения и ликвидации ЧС (РСЧС) являются предупреждение ЧС и повышение устойчивости функционирования различных объектов. Предупреждение ЧС (см. п. 3.1) предусматривает мероприятия по предотвращению ЧС и уменьшению их возможных масштабов.

В данной главе рассмотрены вопросы устойчивости функционирования различных объектов и основы оценки физической устойчивости их элементов.

Сущность устойчивости функционирования объекта экономики в ЧС

Современный объект экономики (далее - объект и ОЭ) является сложной системой, состоящей из различных подсистем (технологической, снабженческой, транспортной, управленческой и др.). Устойчивость объекта зависит от устойчивости элементов (подсистем) его составляющих. Хорошо известно, что чем сложнее система, тем легче вывести ее из строя, если, конечно, не предпринимать никаких мер по обеспечению надежности ее функционирования (совершенствованием структуры управления, резервированием отдельных элементов и т. п.). Совершенствуя систему, необходимо совершенствовать составляющие ее элементы.

При рассмотрении вопросов устойчивости объекта различают два понятия: устойчивость ОЭ и устойчивость функционирования ОЭ.

Устойчивость ОЭ - это способность всего инженерно-технического комплекса противостоять разрушающему действию поражающих факторов в условиях ЧС.

Устойчивость функционирования ОЭ - это его способность в условиях ЧС бесперебойно выполнять заданные функции, а также восстанавливаться в случае повреждения.

Несмотря на разнородность ОЭ можно выделить общие факторы, которые определяют устойчивость функционирования объектов. К основным из них относятся:

  • наличие надежной системы защиты персонала объекта от поражающих факторов (ПФ) возможных источников ЧС;
  • способность инженерно-технического комплекса (ИТК) объекта противостоять воздействию ПФ источников ЧС (в т. ч. и вторичным ПФ), т. е. физическая устойчивость объекта;
  • надежность системы обеспечения ОЭ всем необходимым для производства (сырьем, топливом, комплектующими изделиями, электроэнергией, водой, газом, теплом и др.);
  • надежность системы управления;
  • возможность восстановления производства в случае его нарушения;
  • наличие подготовленных формирований ГЗ для проведения аварийно-спасательных и аварийно-восстановительных работ.

Реализация рассмотренных факторов, обеспечивающих устойчивость функционирования ОЭ, должна осуществляться на этапах проектирования.

Оценка факторов, определяющих устойчивость работы объекта

Оценка устойчивости функционирования объекта осуществляется, как правило, методом прогнозирования. Для этого разрабатываются модели ЧС на основе наиболее вероятных источников природных (землетрясения, наводнения, ураганы и др.), техногенных (промышленные, радиационные, химические аварии и др.) и военных (применение ССП ) ЧС, а затем оценивается воздействие ПФ источников ЧС на элементы объекта. При этом рассматриваются как первичные ПФ (ВУВ, волна сжатия в грунте, волна прорыва, тепловое и ионизирующее излучения, а также др.), так и вторичные (возникшие от пожаров, взрывов и т. п.).

При расчетах анализируются различные величины параметров ПФ с учетом того, что они действуют на всей площади объекта и на все элементы объекта, независимо от их значимости (главный или второстепенный). Однако особенно тщательно оцениваются главные элементы объекта.

Физическая устойчивость элементов объекта определяется по критическому параметру и критическому радиусу.

Критический параметр (П кр) - максимальная величина параметра ПФ, при которой работа объекта не нарушается.

Критический радиус (R кр) - минимальное расстояние от центра ПФ, на котором работа объекта не нарушается.

Исходные данные для проведения оценки устойчивости:

  • характеристика объекта и его защитных сооружений (перечень зданий и сооружений, плотность застройки, наибольшая работающая смена, обеспеченность ЗС и СИЗ);
  • характеристика оборудования по цехам, наличие уникальных станков с ЧПУ, гибких производственных модулей и установок АСУ;
  • данные о системе управления, состоянии средств связи и оповещения;
  • характеристика системы снабжения и сбыта;
  • наличие планов, запасов, сил и технических средств для проведения восстановительных работ;
  • категория производства по взрывоопасности и степени огнестойкости зданий и сооружений объекта;
  • возможность прекращения работы отдельных цехов при переходе к функционированию объекта в условиях ЧС;
  • характеристика коммунально-энергетических сетей (КЭС) на объекте;
  • характеристика местности (наличие водоемов, лесов и т. п.) и соседних объектов или складов с ЛВЖ, ВВ, ОХВ, ГСМ и другими взрывоопасными, пожароопасными, радиоактивными и ядовитыми веществами.

Оценка надежности системы защиты персонала объекта

Оценка надежности системы защиты персонала объекта сводится к определению коэффициента надежности защиты К нз. Определение этого коэффициента проводится в следующей последовательности.

  1. Оценивается инженерная защита персонала ОЭ в убежищах (без учета подвалов и др. простейших ЗС), т. е. определяется коэффициент инженерной защиты К инж.з, который показывает, какая часть персонала работающей смены может быть укрыта в убежищах с требуемыми защитными свойствами и системами жизнеобеспечения (табл. 5.1).

где N оп - количество своевременно оповещенного персонала объекта.

  1. Определяется коэффициент обученности персонала объекта действиям по сигналам оповещения К об

Общие принципы повышения устойчивости

Большое значение для существования и развития государства имеет его экономический потенциал.

Под устойчивостью функционирования объекта экономики будем понимать его способность выпускать продукцию в объёмах и номенклатуре, соответствующих планам, в условиях чрезвычайной ситуации, а также возможности его восстановления после воздействия поражающих факторов. Для объектов, не связанных с выпуском продукции, устойчивость определяется их способностью выполнять свои функции в условиях чрезвычайной ситуации.

На устойчивость промышленного объекта влияют многие внешние и внутренние факторы.

Район расположения предприятия определяет уровень и вероятность опасности проявления негативных факторов природного происхождения: ураганов, землетрясений, оползней, наводнений и др.

Характер застройки территории определяет наличие смежных производств, естественных укрытий, транспортных магистралей и др. Должны создаваться противопожарные разрывы путём снижения плотности застройки городов, создания отдельных микрорайонов, полос зелёных насаждений, сохранения естественных водоёмов и т.п.

Повышение устойчивости снабжения электроэнергией имеет особое значение, как в быту, так и для хозяйственной деятельности. Снабжение электроэнергией крупных хозяйственных объектов целесообразно осуществлять от двух независимых источников. Наиболее значимые объекты экономики должны иметь автономное электрообеспечение.

Повышение устойчивости снабжения объектов экономики и жилых комплексов водой в настоящее время стало жизненно важной задачей. Производственный цикл большинства предприятий требует надёжного водообеспечения.

Повышение устойчивости газоснабжения населённых пунктов и хозяйственных объектов является необходимым условием нормальной работы предприятий. При разрушении элементов системы газоснабжения не только нарушается весь технологический цикл производства, но и появляется опасность возникновения пожаров, взрывов, повышенной загазованности территорий.

Устойчивое функционирование объектов экономики также зависит от устойчивой работы канализации и системы теплоснабжения . Выход из строя системы канализации может привести к возникновению очагов инфекционных заболеваний.

Для повышения устойчивости работы объектов в ЧС необходимо уделять значительное внимание защите рабочих и служащих. Порядок действия работников в аварийных и иных ЧС должен быть рассмотрен при их инструктировании по охране труда и пожарной безопасности, а так же изложен отдельным вопросом в инструкциях по охране труда.

Исследование устойчивости объекта экономики

Исследование устойчивости функционирования объекта экономики впервые выполняется на стадии проектирования, затем при выполнении экономической, экологической и технической экспертиз. Модернизации или реконструкции, проводимые на предприятии должны сопровождаться новыми исследованиями по определению устойчивости функционирования.

Работа выполняется в четыре этапа:

  • · подготовительный,
  • · оценка устойчивости объекта,
  • · разработка мероприятий по повышению устойчивости функционирования объекта экономики,
  • · оформление материалов по результатам исследований.

На подготовительном этапе исследования разрабатываются необходимые распорядительные документы: приказ начальника ГО объекта (работодателя) на проведение исследования, назначаются ответственные лица, утверждается график проведения работ и др.

На втором этапе выполняются исследования устойчивости, включающие анализ уязвимости элементов объекта экономики. При этом определяют: надёжность оборудования, возможные последствия аварий на отдельных элементах объекта, распространение огня при различных пожарах и ударной волны при взрывах, возможную площадь рассеивания веществ, высвобождающихся под воздействием поражающих факторов, вероятность вторичного образования токсичных, пожаро- и взрывоопасных смесей.

На третьем этапе разрабатываются мероприятия по повышению устойчивости объекта экономики. При этом должны быть определены: объём и стоимость планируемых работ, источники финансирования, необходимые материалы, их количество, требуемые механизмы, потребность в рабочей силе.

На четвёртом этапе исследования оформляются итоговые документы, основным из которых является "План-график наращивания мероприятий по повышению устойчивости функционирования предприятия N". План разработанных мероприятий представляется в территориальные органы ГО и ЧС.

Экспертиза и декларирование безопасности опасных промышленных объектов

Экспертизе промышленной безопасности подлежат: проектная документация на строительство, расширение, реконструкцию, техническое перевооружение, консервацию и ликвидацию опасного производственного объекта; технические устройства, применяемые на опасном производственном объекте; здания и сооружения на опасном производственном объекте; декларация промышленной безопасности и иные документы, связанные с эксплуатацией опасного производственного объекта.

Экспертизу промышленной безопасности проводят организации, имеющие лицензию на проведение указанной экспертизы, за счет средств организации, предполагающей эксплуатацию опасного производственного объекта или эксплуатирующей его.

Результатом осуществления экспертизы промышленной безопасности является заключение, которое передаётся в федеральный орган исполнительной власти, специально уполномоченный в области промышленной безопасности, или в его территориальный орган.

Заключение экспертизы утверждается в соответствии с нормативным документом - "РД 03-298-99. Положение о порядке утверждения заключения экспертизы промышленной безопасности".

Основным документом, всесторонне характеризующим уровень безопасности потенциально опасного промышленного объекта (производства), является декларация безопасности.

Декларация промышленной безопасности опасного производственного объекта - документ, в котором представлены результаты оценки риска аварии, анализа достаточности принятых мер по предупреждению аварий и по обеспечению готовности организации к эксплуатации опасного производственного объекта в соответствии с требованиями норм и правил промышленной безопасности.

Декларируемый объект - опасный производственный объект, подлежащий декларированию промышленной безопасности согласно требованиям промышленной безопасности.

Перечень сведений, содержащихся в декларации промышленной безопасности, и порядок её оформления определяются федеральным органом исполнительной власти, специально уполномоченным в области промышленной безопасности.



Просмотров