Внеклассное мероприятие "Права ребёнка". Сценарий мероприятия "путешествие в страну прав и обязанностей"

Тема занятия: «Наши права и обязанности»

из серии классных часов на тему «Учимся думать о себе и о других».

1.Познакомить с основным законом - Конституцией России;

2.Дать представления о правах ребенка. Объяснить детям, что означает понятие «право», объяснить, где отражены права;

3.Форми­ровать представления о правах и обязанностях школьника.

Ход занятия.

Очень много стран на свете, это знает каждый.
Кто, скажите, в странах этих самый-самый важный?(Пауза)
Не спешите, не пытайтесь дать ответ в один момент,
Главных много – выбирайте, там король, здесь – президент. Про вождей и про царей знаем мы с пелёнок,
Но главней, нужней, важней для страны – ребёнок!

Рассказ учителя : Давным-давно тысячи лет назад на Земле появились люди, одновременно с ними появились главные в о п р о с ы :

- Что люди могут делать и чего не могут?

- Что они обязаны делать и чего не обязаны?

- На что они имеют право и на что не имеют?

Без ясного ответа на эти вопросы жизнь превращалась в сплошной кошмар и неразбериху. Очень долго решались эти во­просы, когда их решили, появились законы, которые помогали уст­ранить кошмар и неразбериху.

Законы - это правила, которые устанавливает госу­дарство. Их должны выполнять все граждане нашей страны. Законы бывают разные, но главный (основной) за­кон нашей страны называется Конституцией. Наша Конституция была принята 12 декабря 1993 года . С тех пор этот день является государственным праздником нашей страны.

2. Знакомство с Конституцией.

Итак, Конституция (показывает брошюру) - ос­новной закон, по которому мы с вами живем.

Что записано в Конституции? В Конституции записаны права наших граждан, та­кие как: право на образование, охрану здоровья, отдых и труд и другие. Кроме прав у граждан России есть и обязанности, которые тоже отражены в основном законе, например, сохранять и беречь природу, защищать Родину. У каждого из вас есть права и обязанности. Право жить, право на семью, на учебу, отдых т. д. А что же такое - право?

Право - это правила, по которым живут люди. Эти правила охраняются государством. Эти правила определяют отно­шения людей в обществе.

Права ребенка надо знать,

Не только знать,

Но соблюдать,

Тогда легко нам будет жить,

Играть, дружить и не тужить.

Ребята, а зачем вообще нужно знать какие-то права людям?

- А есть ли какие–нибудь права у детей?

И они записаны в документе, Декларации прав ребенка, которую создала и приняла Организация Объединенных Наций (ООН).

Права взрослого человека и права ребенка важно знать. Но не менее важно помнить и то, что, кроме прав, у человека есть и обязанности, которые неразрывно связаны между собой.

3 . «Путешествие» по стране Правознайке.

Учитель . Познакомиться с некоторыми правами, вспомнить их нам поможет народная мудрость - сказки. В них человеческие пороки выставлены на позор и смех, осуждены хитрецы и лжецы, лентяи и невежды. В сказках добро побеждает зло.

Мы с вами отправляемся в путешествие по стране Правознайке.

Мы отправимся в путь, чтобы найти и узнать, какие герои сказок нарушают права других героев, уничтожают и обижают их.

Включили фантазию, настроились на встречу со сказочными героями.

Вопросы учащимся:

1) В какой сказке и кто нарушал право на свободу и свободный труд за вознаграждение, держал кукол в рабстве? («Приключения Буратино». Карабас Барабас.)

2) В какой сказке «хлебобулочный» герой несколько раз под­вергался попыткам посягательства на его жизнь, угрозам быть съе­денным? («Колобок».)

3) Кто из сказочных женщин пользовался правом на свободное перемещение на метле? (Баба Яга.)

На доске 3 листа:

    Право на бесплатное образование.

    Право на свободный труд, защита от безработицы.

    Право на неприкосновенность жилища.

Учитель . Продолжая путешествие по стране Правознайке, мы остановимся в гостях у героев сказки «Приключения Бурати­но ». Давайте разберемся, какие конституционные права были нарушены в данной сказке:

1) Когда полицейские ворвались в каморку папы Карло, то ка­кое право они нарушили? (Дети выбирают из 3 листов ответ - № 3 право на неприкосновенность жилища.)

2) Папа Карло жил очень бедно, не имел постоянной работы, потому что он не имел какого права? (Ответ- № 2 защита от безработицы.)

3) Буратино продал свою азбуку, не воспользовался каким пра­вом? (Ответ - № 1 на бесплатное образование.)

Учитель. В нашей Конституции есть статья 43, которая имеет непосред­ственное отношение к вам, школьникам: «Каждый человек имеет право на образование... ».

Какие же права есть у вас, школьников?

1.Право на учебу.

3. Право на каникулы.

Учитель . Мы с вами сказали, что в Конституции записаны не только права, но и обязанности.

Какие же обязанности у школьника? (Ответы учащихся.)

Обязанности : уважать взгляды, свободу других людей (взрос­лых и сверстников); культурно вести себя в классе, школе и за их пределами; ходить опрятным; выполнять устав школы.

У чите ль . Предлагаю вам сыграть в игру «Разрешается - запрещается».

Я буду говорить о каком – то праве, а вы – находить соответствующий ему знак и отвечать: «Разрешается или запрещается».

Учитель. Молодцы, ребята! Вы отлично справились с заданием – назвали все права, о которых я вам говорила.

Мы знаем о законе мало,

Не больше всех иных,

Мы знаем, делать нужно то,

Что благо для других.

Человеку много нужно,

Чтобы счастливо прожить!

Нужен дождь и даже лужи,

Нужно с кем-нибудь дружить.

Нужен ветер, нужно море.

3 - й у ч е н и к.Нужно море и леса,

Нужно счастье, нужно горе

Невозможно без природы,

Без синеющих небес.

Хорошо иметь свободу,

Мир загадок и чудес.

Чтобы жить на белом свете,

Чтоб остался рядом друг,

Надо главное заметить,

Все почувствовать вокруг.

На этом наше занятие закончено и я напоминаю о том, чтобы вы соблюдали права другого человека – не подвергали никого жестокому обращению. Помните правило:

До встречи!

Литература:

1. Авдеев Н. Н., Князева о. Л., Стеркина Р. Б. Безопасность. «АСТ», М., 1998.

2. Давыдова О. И. С. М. Вялкова Беседы об ответственности и правах ребёнка. Творческий центр Сфера. М., 2008.

3. Голицына Н. С., Огнева Л. Д., Ознакомление старших дошкольников с конвенцией о правах ребёнка. М., 2006.

Просмотр содержимого презентации
«Права ребёнка»


Очень много стран на свете,

это знает каждый.

Кто, скажите, в странах этих

Самый-самый важный?


Не спешите, не пытайтесь дать ответ в один момент,

Главных много – выбирайте,


Там король ,


Здесь – президент .



  • Законы - это правила, которые устанавливает государство. Их должны выполнять все граждане нашей страны. Законы бывают разные, но главный закон нашей страны называется Конституцией.

Права ребенка надо знать,

Не только знать,

Но соблюдать,

Тогда легко нам будет жить,

Играть, дружить и не тужить.






Право

на бесплатное

образование

Право

на свободный

труд,

защита

от безработицы

Право

неприкосновенность

жилища


Права школьников

1. Право на учебу.

2. Право на отдых между уроками.

3. Право на каникулы.

4. Право на занятия в кружках и секциях.


Обязанности : уважать взгляды, свободу других людей (взрослых и сверстников); культурно вести себя в классе, школе и за их пределами; ходить опрятным; выполнять устав школы.


Игра «Разрешается - запрещается»


Посмотри на этот знак:

Человек поднял флаг.

Слушать мнение ребенка

Разрешается.


Вот в углу стоит мальчонка,

Плачет, надрывается.

Бить, наказывать ребенка

Строго запрещается.


С мамой

дети должны жить,

Ей цветы

всегда дарить-

Это разрешается.


Эта грань обозначает:

Мать с ребенком

разлучают .

Это запрещается .


Рисовать и петь, учиться,

Если заболел – лечиться.

Это разрешается .


Этот трудится ребенок,

Мало у него силенок,

Ноги подгибаются.

В детстве тяжкая работа

Запрещается


Вместе дружно в мире жить,

С разными детьми дружить –

Это разрешается


Этот слабый горбит спину,

Пред сильным преклоняется.

Быть рабом у господина

Строго запрещается .



Цели:

  • воспитание правовой грамотности учеников
  • научить учеников определять, что такое “можно” в школе, а что такое “нельзя”
  • познакомить детей, что они имеют неотъемлемые права, в частности, закреплённые в Конвенции о правах ребёнка, научить применять их в жизни
  • соотнести права и обязанности детей
  • способствовать осознанию ответственности за свои права
  • сформировать положительное отношение к правам других

Задачи:

  • познакомить учащихся с основными правами и свободами, изложенными в Конвенции о правах ребёнка
  • помочь детям осознать, что нет прав без обязанностей, нет обязанностей без прав

    Организационный момент

Здравствуйтедети, меня зовут Елизавета Игоревна. Сегодня я проведу классный час на тему: “Твои права и обязанности”.

Сегодня на уроке, мне понадобится ваше внимание, поддержка и помощь.

Начинаем классный час,

Речь пойдёт здесь всё о нас.

Постарайтесь всё понять,

Что – то новое узнать о правах и обязанностях.

Дорогие ребята! Есть ли у маленьких граждан свои права? Знаете ли вы их? Кто в государстве обязан защищать права ребёнка? На эти и другие вопросы мы сегодня с вами постараемся ответить.

Мы все разные, но нам приходится находить общий язык, уважать мнение других людей, быть терпимыми к другим.

Скажите, пожалуйста, мне, хотели бы вы стать взрослым, образованным человеком?

Конечно же, мы все этого хотим.Наши малыши тоже этого хотят.(Внимание – на рисунок деток). Сегодня на уроке они вместе с вами будут получать информацию о правах и обязанностях.

Но для того, чтобы стать умным и образованным человеком, мы должны знать свои права и соблюдать свои обязанности.

Давным-давно, тысячи лет назад на Земле появились люди. Одновременно с ними появились Главные вопросы:

  1. Что люди могут делать и чего не могут?
  2. Что они обязаны делать и чего не обязаны?
  3. На что они имеют право и на что не имеют?

Давно и очень давно, ещё в древние времена у людей возникла необходимость отстаивать свои права. Права древний человек отстаивал силой. Слабый не имел никаких прав, если не имел заступника, желающего отстоять его право на собственность и на жизнь. Но не так-то давно люди поняли, что основным заступником прав человека является государство. Долгое время в истории царил закон “око за око, зуб за зуб”.

А сейчас мне понадобится 5 ребят. Попрошу вас выйти к доске и построиться в линию.

Как вы думаете, что необходимо этим деткам, чтобы онивыросли, и стали умными, здоровыми, успешными взрослыми людьми?

Предполагаемые ответы:

(на доске закрепляются слова рядом с картинкой детей)

  • Любовь
  • Забота
  • Защита
  • Хорошие условия
  • Образование

Ребята, как вы думаете, есть ли в мире такой документ, который бы закрепил все эти и другие права детей?

Кто из вас знает, как называется этот документ?

Однажды ребята нашли в своей библиотеке маленькую книжку, которая называлась “Конвенция о правах ребёнка”, она была принята ещё 20 ноября 1989 года. В ней говорилось о том, что все государства обязательство должны соблюдать право каждого ребёнка. И наша страна тоже подписалась под этим документом, а значит, пообещала всему миру – заботиться о своих маленьких гражданах.

Помимо Конвенции о правах ребёнка, существует и Всеобщая декларация прав ребёнка. Как вы думаете, почему декларация называется всеобщей? (так как она написана для всех)

В конвенции так же закреплены обязанности и права детей.

Может кто-нибудь знает, что такое конвенция?

Конвенция это международный договор, содержащий перечень прав; документ, носящий обязательный характер.

В Статье № 1 Конвенции ООН о правах ребенка сказано, что ребенком является каждое человеческое существо до достижения 18-летнего возраста.

Как вы думаете, для чего был принят этот международный правовой документ? (Для защиты прав детей)

Помимо этих книг, у нас в стране так же существует Конституция Республики Беларусь и Кодекс об образовании, в которых так же прописаны права.

Скажите, что может помешать малышам стать такими людьми, которыми они хотят быть?

К доске выходит 4 человека, и дают ответы на поставленный вопрос.

Предполагаемые ответы:

неблагоприятные условия помешают ему выжить;

если не получит образование, он не сможет развиваться;

если нет защиты;

если ребенка ограничивать в участии жизни семьи, общества

Конвенции выделяет 4 самых важных групп прав человека:

1) право на выживание (жизнь)

2) право на участие

3)право на развитие

4) право на защиту

Мы с вами назвали самые важные 4 группы прав детей, которые закреплены в Конвенции. Это право на выживание (жизнь), на развитие, защиту и участие.

А сейчас мы свами, заполним кроссворд, вспомнив качества, помогающие людям не нарушать права и не забывать обязанности:

1. Качество человека, который поступает с другими по правилу: относись к другим так, как бы ты хотел, чтобы относились к тебе (порядочность)

2. Качество человека, который всегда поступает честно по отношению к другим(справедливость)

3. Качество, свидетельствующее о толковости, рассудительности (разумность)

4. Качество учтивого человека, соблюдающего все правила приличия (воспитанность)

5. И тогда такому человеку легко будет жить по принципу: «Твои права кончаются там, где начинаются… (обязанности).

А какие вы ещё знаете качества, помогающие людям не нарушать права и обязанности?

Предполагаемые ответы:

    Честность

    Самостоятельность

    Рассудительность

    Объективность

    Вежливость

    Трудолюбие

    Пунктуальность

Сценка из школьной жизни.

Раздаются слова на листочках и дети разыгрывают сценку импровизировано.

  1. Командир: – Вася, ты сегодня дежурный, останься, пожалуйста, вымой доску и полей цветы.

Вася: – Сашка! Не имеешь права! Конвенцией ребёнка запрещён труд ребёнка.

Ваня: – Вика, я мыл-мыл доску, а ты её разрисовала!

Назовите обязанности, которые должны выполнять герои сценки.

Назовите права, которые нарушались.

  1. Мария Степановна: – Ваня, ты уже который понедельник не готов к информатике!

Ваня: – Мария Степановна, вчера было воскресенье. Я имею полное право на отдых.

Назовите права и обязанности, которые были нарушены.

Я хочу рассказать вам о маленьком мальчике, который жил когда-то в Дании. Он был, по мнению окружающих, странным, а ещё неуклюжий, с длинным носом и некрасивый. Он был сыном сапожника, но мечтал стать поэтом. Он вечно думал о чём-то своём. В мечтах путешествовал по разным удивительным странам, но замечал, что все над ним смеются. Мальчик вырос, но остался в душе всё тем же странным ребенком. Теперь его имя знает весь мир. Его зовут Ганс Христиан Андерсен.

Эту сказку Андерсен писал, вспоминая свое детство. Вот и этого утенка все считали неуклюжим, некрасивым и вообще – чужим, щипали и били, гнали отовсюду.

А он просто был не такой, как все.

Ребята, а вы читали эту книгу? Тогда скажите мне, в кого превратился утёнок когда он вырос? (прекрасным лебедем).

Правильно, ведь человек не должен быть “как все”.

Сейчас я приведу пример из знакомой вам сказки. А вы отгадайте, что это за сказка и ответьте на мой вопрос.

Папа Карло купил “Азбуку” с крупными буквами и цветными картинками и отправил сына в школу. А вот куда пошел Буратино? (эта сказка называется “Золотой ключик, или Приключения Буратино”)

Эх, знал бы он Конвенцию! Ведь в ней сказано:

Все дети должны учиться, чтобы быть грамотными, умелыми, воспитанными.

А давайте вспомним еще одну забавную сказку С. Михалкова.

– Сейчас же отопри дверь, – прорычал Волк, – а не то я её выломаю!

– Дом поросенка – это его крепость! – сказал Наф-Наф своим братьям, и они приготовились защищаться.

Что это за сказка? ( “Три поросенка”).

Кто в этой сказке нарушил права? (волк)

Правильно, ведь никто не имеет права заставить тебя открыть дверь! Ни самый главный начальник, ни генерал. В своем доме ты главнее любого из них! Никому не позволено силой, врываться в чужой дом. Каждый человек должен чувствовать себя дома в безопасности.

Вот строки Конвенции, подтверждающие сказанное:

Ребенок имеет право спокойно жить в своём доме и чувствовать себя хозяином, как мама и папа.

Какие же права есть у всех детей мира?

Предполагаемые ответы:

    Право на жизнь

    Право на имя при рождении

    Право на медицинскую помощь

    Право на образование

    Право на отдых и развлечения

    Право иметь имущество

    Право свободно выражать свои взгляды

    Право на свободное перемещение

    Право на заботу и воспитание детей

    Право на развитие и уважение человеческого достоинства

    Право на личную жизнь

    Право на семейную жизнь и неприкосновенность жилища

    Право на тайную переписку

А сейчас, я проведу игру, которая называется “Угадай-ка слово”

НОКЕВНИЦЯ

ГОУСАРДТСОВ

ИЖЗНЬ

РБОАЗОАВИНЕ

Кроме личных прав человека у детей есть и другие права. Одно из таких прав – право на любовь и заботу. Забота о соблюдении прав ребёнка лежит на его родителях.Послушайте стихотворение С.Михалкова “Права что даны детям”:

Права, что даны детям.

Права, что даны детям,
Нарушают все на свете.
Декларации и конвенции написаны,
Права детей в них перечислены.
Увы, наши родители
Этих книг не читали и не видели.
У детей одно лишь право –
Слушать, что сказала мама.
Вовремя покушать, вовремя спать,
Много учиться, и мало погулять.
Нам надоели такие «права»,
Мы их нарушали не раз и не два.
Думаете, это к взрослым неуважение?
Нет. Это протест за унижение.
Почему мы не послушны, почему упрямы?
Потому что мало нас уважают – мам.

Ответьте теперь мне на вопрос, согласны ли вы с тем, что родители нарушают ваши права?


Конечно же, нет! Мамы и папы стараются вырастить вас в любви и ласке, обеспечивают едой, одеждой, хотят воспитать из вас хорошего гражданина, следят за вашим образованием и здоровьем. Все действия, которые они предпринимают – всё во благо вам. Всё что они делают, они делают для тех, кого любят сильнее всего. Родители хотят, чтобы их дети жили лучше, чем они сами, чтобы их дети были лучше них, чтобы их дети смогли сделать то, что не смогли сделать они.

А сейчас я хочу рассказать вам одну притчу, которая была написана одним мудрецом давным-давно.

Вечерело. По дороге шли два путника - отец и сын. Посреди дороги лежал камень, отец не заметил камень, споткнулся, ушиб ногу. Ему стало больно. Кряхтя, он обошел камень и, взяв за руку ребенка, пошел дальше. На второй день отец с сыном шли по той же дороге обратно. Отец забыл о камне, опять не заметил его, споткнулся и ушиб ногу. На третий день отец и сын снова шли по той же дороге. До камня было еще далеко. Отец сказал сыну: «Смотри внимательно, сынок, надо обойти камень». Отец с сыном замедлили шаг, но камня уже не было. На обочине сидел седой старик.

Дедушка, - сказал мальчик, - вы не видели здесь камень?

Я убрал его с дороги.

Что, вы тоже споткнулись и ушибли ногу.

Нет, я не споткнулся и не ушиб ногу.

Почему же вы убрали камень?

Потому что я - Человек.

Как вы понимаете эту притчу?

Писатель Лермонтов, ответил на эту притчу стихотворением:

Наполни смыслом каждое мгновенье,

Часов и дней неумолимый бег, -

Когда весь мир ты примешь во владенье.

Тогда, мой сын, ты будешь человек.

Видео презентация.

Викторина.

Ребята вы все читали сказки, давайте сейчас постараемся вспомнить сказки, и ответить на вопросывикторины и узнать, знаете ли вы, в каких сказках были нарушены права.

1 ситуация: Мачеха с утра до ночи, заставляла Золушку трудиться. Несчастной девочке запрещено участвовать в играх и забавах её сестёр.

Нарушены ли права Золушки?

2 ситуация: Баба Яга уносит братца Иванушку от сестры Алёнушки за тридевять земель в тридесятое царство.

Нарушала ли Баба Яга права Иванушки?

Но, так или иначе, кроме прав у каждого человека есть и обязанности. И это тема нашего следующего разговора.

Скажите мне, что такое обязанности? (круг действий, возложенных на кого-то и обязательных для выполнения)

Правильно, помимо прав, интересов и потребностей, дети также имеют обязанности. Помните!Права и обязанности идут рука об руку. Ты имеешь право на образование, однако в то же время у тебя есть обязанность посещать школу. Ты имеешь право требовать уважения собственных прав, однако при этом ты также должен уважать и считаться с правами других детей и взрослых.

А сейчас я вам расскажу памятку: Дорогой друг, ты переступил порог школы, в которой тебе учиться. Оглянись вокруг. Тебя окружают родители, одноклассники, учителя. Пока ты учишься, мы предлагаем следовать советам «бывалых» школьников. Пользуясь своими правами и свободой, ты можешь внести что-то новое в развитие школы.

Так же все ваши школьные обязанности, прописаны в вашем дневнике.

И я сейчас вам перечислю самые главные обязанности:

1.В классе ученики должны относиться друг к другу с уважением, помогать друг другу.

2. Каждый ученик-это личность, у которого свой характер, свои интересы. Поэтому ученики должны помнить об этом.

3. При возникновении конфликтов, все проблемы надо решать за столом переговоров.

4. Отношения учителя и ученика являются одними из самых важных. К каждому ученику должен быть индивидуальный подход.

5. Атмосфера на уроках должна быть дружеская. Учитель должен заинтересовать учеников.

6. Ты в школе не один, вокруг тебя твои одноклассники и учителя, имеющие такие же права и свободы, уважай их.

7. Школа – твой второй дом. Береги все, что в нем находится: мебель, книги, инвентарь.

8. Веди активный образ жизни, участвуя в школьных мероприятиях, реализуй свои права.

9. Ты должен аккуратно вести дневник, ведь это твой личный документ, по которому о тебе судят взрослые.

10. Если потребуется твоя помощь, не раздумывай – помоги. В следующий раз помогут тебе.

11. Если у тебя возникли проблемы, прежде всего, расскажи воспитателям. Совместно с администрацией школы они постараются помочь тебе.

Физкультминутка.

Каждый ребёнок должен знать свои права. Но не менее важно помнить о том, что кроме прав, у каждого человека есть и обязанности.

А как вы думаете, какие обязанности вы должны соблюдать в школе?

Предполагаемые ответы:

· Уважать права, честь и достоинство всех участников;

· Прилежно учиться;

· Иметь аккуратный вид;

· Соблюдать правила техники безопасности;

· Беречь школьное здание, оборудование;

· Придерживаться общепринятых правил поведения;

· Умножать и развивать лучшие традиции коллектива, беречь честь школы/

О чём мы узнали с вами в процессе работы над Конвенцией? (О правах и обязанностях детей).

Что же детям дает знание своих прав, мы сейчас с вами и узнаем.

Разбирая следующие ситуации, мы посмотрим, как работают статьи Конвенции.

Наши ребята уже много набрали информации, и сейчас вместе с вами будут закреплять знания, благодаря ситуациям.

Ребёнку даётся задание: прочитать текст, обсудить ситуацию,слушая и уважая мнение каждого в группе определить, какое право ребёнка нарушается в данном случае. Определитесь, кто грамотно сможет высказать перед классом мнение группы(раздаются листы с ситуациями)

Ситуации.

1.10 летний Павлик проживает со своими родителями в селе. У них большое хозяйство. Родители на время перестали пускать сына в школу, так как много работы дома. Нарушены ли права мальчика?

2. 9-летнего Антона постоянно избивают старшеклассники. Он боится жаловаться, так как старшие ребята угрожают ему еще большей физической расправой. Он молчит и терпит. Нарушены права Антона? Как ему следует поступить?

3.13-летняя Оксана на время летних каникул устроилась на работу. Ее рабочий день длится 8 часов, как у взрослого человека. Нарушены права Оксаны? Как она или ее родители могут поступить в этой ситуации?

4. Аня очень талантлива, она прекрасно поёт. В семье, кроме неё ещё 3 малыша и ей приходится по приказанию мамы после уроков приглядывать за малышами. Девочка не может из-за этого нигде выступать. Нарушены права Ани?

Все люди должны уважать друг друга и вежливо общаться между собой. Следовательно, Ты обязан вежливо общаться с окружающими. Вежливость должны соблюдать как взрослые, так и дети. Следует уважать взрослых: своих маму и папу, бабушку и дедушку, воспитателей, учителей и других взрослых. Также следует уважать всех детей: товарищей по детскому саду и школе, по тренировке и играм, соседских мальчиков и девочек. Если Ты уважаешь людей вокруг Тебя и ведешь себя с ними вежливо, то и Тебя будут уважать.

Что вам особенно запомнилось из сегодняшнего занятия?

Права есть и у взрослых, и у детей. Главное право – право на любовь и защиту, гаранты этих прав – мама и папа. И у нашего малыша есть эти гаранты, и мы верим, что он вырастет и станет умным, здоровым, успешным взрослым человеком. В современном обществе у каждого человека с рождения очень много прав. Но не стоит забывать, что кроме прав у каждого есть и обязанности перед обществом. Ведь именно общество создает человеку условия для жизни и развития его личности. Отстаивая свои права, не стоит забывать, что у других людей есть тоже такие же права, как и твои.

Наш классный час еще раз доказал, что у всех у нас есть права и обязанности. А я хочу вам всем пожелать еще побольше друзей!

Я не завидую чужому счастью

И, как умею, берегу своё.

И если у друзей в душе – ненастье,

То это горе, также, и моё!

Друзьям не расставляю я капканы,

Не закрываю сердце на засов

И не ищу в поступках их изъяны.

Друзей люблю без всяких громких слов.

Но кто-то мастер – делать людям больно.

И ненавистью душу бередя,

Изводит всех, пусть, даже, и невольно…

А злобой душит, собственно, себя!

Таких людей я искренне жалею:

В их душах не искрится яркий свет.

Там вечный мрак запущенной аллеи,

И светлых уголков там просто нет!

Что может быть страшнее лицемерья?

Всего важней: НЕ ОБНИЩАТЬ ДУШОЙ!

И я гоню и зависть, и безверье.

Для этого не нужно быть святой!

Но в истину одну я верю твердо:

Отдашь добро, ОНО ВЕРНЁТСЯ ВНОВЬ!

А сейчас мы с вами закрепим наш материал.

1. Какое главное право имеет ученик? (Право на обучение)

2. Что обязан делать ученик?

3. С какими нарушениями ты чаще встречаешься: прав или обязанностей?

4.Что такое права?

5. Что такое обязанности?

Игра. Школы мечты.

На доске вывешивается рисунок школы. Ученикам раздаются кружочки, на которых они пишут права, обязанности, качества человека и,подходя по одному к рисунку закрепляют его.

Тест.

И помните такие слова – обращение к каждому:

Товарищи взрослые и дети!
За своё будущее мы все в ответе!
Права и обязанности свои знайте,
Хорошими людьми вырастайте!

Спасибо за урок!

Сценарий познавательного праздника «Права ребенка»
к 20 ноября - международному Дню защиты прав ребёнка

(для детей среднего школьного возраста)

Цели и задачи мероприятия: познакомить детей с Декларацией прав ребенка; понятиями «декларация», «конвенция»; привлечь внимание к законам, раскрыть их влияние на все стороны жизни человека; познакомить с важнейшими нормами поведения в общественных местах; помочь юным гражданам научиться оценивать свои поступки.

Ход мероприятия

Слайд №1

Здравствуйте, юные друзья! Давным-давно, как только на Земле появились люди, их стали терзать вопросы:

  • Что они могут делать и чего не могут?
  • Что они обязаны делать и чего не обязаны?
  • На что они имеют право и на что не имеют?

Без ясного ответа на эти вопросы их жизнь превратилась в кошмар и неразбериху. И люди взялись за решение этих главных вопросов в обычных беседах между собой, с помощью различных религий, путем международных переговоров. В конце концов им удалось решить ряд из них, и на свет появилась Всеобщая Декларация прав человека.

Слайд №2

Декларация (от лат. declaratio – заявление, объявление) – международно-правовой документ, в котором провозглашаются какие-либо принципы. Она включает законы, которые требуют обязательного исполнения. Принята Декларация 10 декабря 1948 г. Генеральной Ассамблеей Организации Объединенных Наций. В ней говорится, что люди должны знать свои права и относиться друг к другу с уважением.

Как вы думаете, а у детей права есть?

Конечно, есть. Ведь дети – это люди особые. Во-первых, пока ребенок растет, ему нужны условия не только для достойной жизни, но и для полноценного развития. Во-вторых, не став совершеннолетним, ребенок не распоряжается полностью своей жизнью и судьбой – этим занимаются взрослые, а значит, ребенка надо оградить от вреда, который может быть нанесен взрослыми. Сегодня вы живете с родителями, которые заботятся о вас, стараются уберечь от неприятностей. Но о детях заботятся не только в семье. Существуют разные общественные и благотворительные организации, которые главной своей задачей считают защиту детей. Такие организации есть во многих странах, а наиболее авторитетна международная организация – ООН.

Слайд №3

В 1945 году закончилась Вторая мировая война, которая унесла миллионы человеческих жизней, разрушила множество городов, сел, деревень. Когда наступил мир, народы многих стран решили: нужно объединиться, чтобы разногласия заставляли людей не драться, а вступать в переговоры, чтобы конфликты можно было решить мирным путем. Именно с этой целью в октябре 1945 г. была создана Организация Объединенных Наций (ООН).

Слайд №4

Права ребенка закреплены в двух основных международных документах, принятых ООН: в Декларации прав человека (1959) и в Конвенции о правах ребенка(1989).

Слайд №5

Конвенция - (от лат. conventio- договор, соглашение) - международный договор, имеющий обязательную силу для всех государств. В ней государства дают обязательство соблюдать права каждого ребенка. В Конвенции о правах ребенка – 54 статьи. В них описаны все стороны жизни ребенка. Сюда включены как права, присущие всем людям, так и особые, «детские» права. О правах ребенка полезно знать каждому из вас, чтобы уметь защищать себя и других. Поэтому мы хотим познакомить вас с основными статьями Конвенции о правах ребенка.

О каких же правах идет речь в Конвенции?

Слайд №6

Главное право каждого человека – право на жизнь.

В какой сказке нарушено право на личную неприкосновенность, жизнь и свободу? («Серая шейка», «Красная шапочка», «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»)

Давайте вспомним знаменитую сказку английского писателя Льюиса Кэрролла об Алисе и ее забавных друзьях и поразмышляем.

Чтение отрывка из сказки «Алиса в Зазеркалье» «
- Надеюсь, вы не намерены потерять свое имя?

- Нет, растерянно сказала Алиса.
- Конечно, не знаю, не знаю,- пробормотал Комар. – Вы только подумайте, как удобно вернуться домой без имени! Например, вас вызывают на уроке. Учительница говорит: «Иди к доске…» и тут она замолчит, потому что у вас не будет имени, и вы, разумеется, сможете делать вид, что зовут не вас, а кого-то там.
- Ничего не выйдет, - сказала Алиса, - и все равно придется отвечать мне, а не кому-то там. Если учительница забудет, как меня зовут, она скажет: «Эй, ты!», или «- Эй!», или еще как-нибудь».

Ребята, вы догадались, о чем пойдет речь? (ответы детей)

Вопросы к размышлению:

  1. Согласны ли вы с тем, что если все дети одинаковы, то им надо вместо имен давать номера?
  2. Согласны ли вы, что дети должны обращаться друг к другу по кличкам и прозвищам?

Имя дается человеку при рождении. У каждого из вас есть имя! Давайте познакомимся. Родители придумывают имя ребенку, и эти сведения записывают в специальный документ – свидетельство о рождении. Это первый документ ребенка!

Для чего же нужно имя? (ответы детей)

Человек проносит имя через всю свою жизнь. Уважаемого человека всегда называют по имени-отчеству. Именами уважаемых, заслуженных людей названы города, улицы, парки.

Слайд №7

В Конвенции прав ребенка есть статья, которая звучит так :Каждый ребенок со дня своего рождения имеет право на собственное имя.

Ребята, как вы думаете, нужен ли каждому из нас дом? (ответы детей)

Конечно, иметь свой дом очень важно, так как это место, где человеку тепло, уютно, где его понимают. Все вы читали русские народные сказки, поэтому вам не составит труда вспомнить, как называлось жилище русского крестьянина. (ответы детей)

Правильно, изба. Часто действия сказок происходят прямо в избе. Вспомните: великий богатырь Илья Муромец просидел на печи 33 года.

Вопросы к размышлению:

  1. Согласны ли вы, что на достойное жилище имеют право только дети строителей?
  2. Посмотрите на рисунок и скажите, украшают ли стены дворца надписи, сделанные ребятами? Слайд №8

Слайд №9

В Конвенции прав ребенка записано : Каждый ребенок имеет право на достойное жилище. Согласно статье 25 Конституции, жилище неприкосновенно.

Ребята, а как вы думаете, почему каждому ребенку необходимо учиться? (ответы детей)

Слайд №10

Конвенция прав ребенка и это предусмотрела. В ней есть статья, которая гласит : Каждый ребенок имеет право на образование.

В какой сказке женщина неопределенного возраста замышляет похищение ребенка и использует для этого птиц? (Баба-Яга из русской народной сказки «Гуси-лебеди».)

Слайд №11

В Конвенции прав ребенка записано: Ни один малолетний ребенок не может быть разлучен с матерью.

В какой сказке девочку заставляли работать от зари до зари и запрещали участвовать в играх и забавах сестер? (Золушку из одноименной сказки Ш. Перро.)

Как вы думаете, были ли нарушены права Золушки? Какие?

Слайд №12

Каждый ребенок имеет право на отдых и досуг.

Давайте посмотрим, какие у вас еще есть права.

Слайд №13

А теперь я предлагаю вашему вниманию фрагмент из художественного фильма Ролана Быкова «Чучело». Главную роль Лены Бессольцевой исполняет Кристина Орбакайте.

Сюжет следующий: в провинциальную школу приходит новенькая ученица Лена Бессольцева. Лена селится у своего деда-художника, коллекционировавшего картины. Девочку встречают с неприязнью и дают ей кличку Чучело. Только Дима Сомов оказывает ей поддержку. Ребята всем классом прогуливают урок литературы, пойдя в кино. В разговоре один на один с классной руководительницей Дима выдаёт тайну. В наказание ребятам отменяют поездку в Москву в осенние каникулы, к которой все очень долго готовились. Ребята решили найти виновного и наказать, Лена, видя нерешительность Димы, берет вину на себя, в результате чего она становится изгоем, все ученики объявляют ей бойкот, издеваются над ней и даже жестоко избивают.

Показ сюжета . Слайд №14

Лена долгое время надеется, что Дима вот-вот признается в своей вине. Надежда, вера и любовь Лены к Диме рушится, когда тот присоединяется к своим одноклассникам, чтобы защитить себя, и участвует в сжигании чучела, изображающего девочку.

Скажите, какое у вас общее впечатление после просмотренных фрагментов из фильма? (Жалко главную героиню). Рассмотрим данную ситуацию с юридической точки зрения. В соответствии с Конвенцией о правах и обязанностях ребенка, какие права Лены Бессольцевой были нарушены? Право на жизнь, на существование(Железная Кнопка предложила сжечь предателя) , на имя (дали ей кличку Чучело), нарушена статья 19 (ребята решили использовать в качестве мести физическую и психологическую форму расправы, оскорбления).

А теперь давайте ответим на «правовые» вопросы по мотивам произведений известных российских и зарубежных писателей.

Мы не хотим вреда нашим детям –
Почему же мы их травим наркотиками?

Так почему же мы истребляем окружающую среду?
Мы не хотим вреда нашим детям –
И все же убиваем их на войне.
Пожалуйста, спасите наших детей!

Цель: знакомство с основными положениями Конвенции о правах ребенка.

Задачи:

  • познакомить учащихся с историей создания документа;
  • познакомить с основными правами ребенка, закрепленными в Конвенции;
  • закрепить полученные знания с помощью заданий викторины;
  • дать основные сведения о соблюдении прав ребенка в нашей стране.

ХОД МЕРОПРИЯТИЯ

Ведущий 1. Добрый день, друзья. Сегодня мы поговорим о правах детей, т.е. о ваших правах. Сегодня вы живете с родителями, которые заботятся о вас, стараются уберечь от
всяких неприятностей, лечат вас, когда вы болеете, создают вам условия для учебы, помогают подготовиться к взрослой жизни. Конечно, семья – самая важная часть общества:
здесь ребенка стараются защитить от всего, что может ему повредить.

Ведущий 2. Но о детях заботятся не только в семье. Существуют разные общественные и благотворительные организации, которые главной своей задачей считают защиту детей.
Такие организации есть во многих странах, а наиболее авторитетна международная Организация – ООН.

Ведущий 1. Организация Объединенных Наций – международная организация, основанная в 1945 г., со штаб-квартирой в Нью-Йорке. ООН создана союзными державами-победительницами после окончания Второй Мировой войны. Основные цели этой организации – мир, прогресс, демократия. Она заботится о правах каждого отдельного человека.

Ведущий 2. Декларация включает 30 статей, устанавливающих основные права и свободы человека, которыми должны обладать все мужчины и женщины без исключения. Далее ООН признала необходимым разработать специальный документ по правам ребенка. Сложная работа продолжалась много лет. Наконец, 20 ноября 1989 г., Конвенция о правах ребенка вступила в силу.

Ведущий 1. О каких же правах идет речь в конвенции? Прежде всего, признано, что ребенком является каждое человеческое существо до достижения 18-летнего возраста. Каждый ребенок от рождения имеет право на жизнь. Это естественно, но часто то в одном, то в другом государстве законодателям приходится сталкиваться с вопросами ценности любой жизни. Нужно ли заботиться о детях-инвалидах и других неполноценных, с точки зрения государства, детях? Было в древности государство Спарта, которое славилось сильными, выносливыми воинами. Но как государство относилось к своим гражданам? Как только рождался мальчик, его осматривали и решали: если крепкий, здоровый, то пусть
живет, если слабый – сбросить его со скалы. Но ведь и слабый может вырасти сильным, может стать талантливым художником, врачом, изобретателем.Ребенок с рождения имеет право на имя, гражданство, право знать своих родителей, право на их заботу и неразлучение с родителями, на их ответственность и обязанность заботиться о детях.

Ведущий. В документе записано, что неполноценный в физическом или умственном отношении ребенок также имеет право на заботу и внимание государства. Все дети имеют право на полноценную медицинскую помощь, а нуждающиеся – на социальную помощь.
Ребенок имеет право на защиту со стороны государства от экономической, сексуальной и любой другой эксплуатации, от незаконного употребления наркотических средств и
психотропных веществ, от похищения и торговли детьми.
Установлен минимальный возраст приема на работу, есть требования по продолжительности рабочего дня. Ребенок защищен от выполнения любой работы, которая опасна для здоровья или служит препятствием в получении им образования

Ведущий. У ребенка есть определенные права при совершении им правонарушения или преступления. Лицам моложе 18 лет не назначается смертная казнь или пожизненное заключение.Ни один ребенок не может быть лишен свободы незаконным путем. Арест или тюремное заключение используется только в качестве крайней меры. Каждый лишенный свободы ребенок должен быть отделен от взрослых. Ребенок имеет право на особую охрану во время боевых действий и вооруженных конфликтов.
Принимаются все меры, чтобы в военных действиях не участвовали лица, не достигшие 15-летнего возраста.

Ведущий. Ребенок имеет право на бесплатное и обязательное начальное образование, в нашей стране – на получение бесплатного среднего образования, на обеспечение школьной
дисциплины с помощью методов, отражающих уважение человеческого достоинства ребенка.
Необходимо воспитывать уважение к национальному языку страны, в которой проживает ребенок, готовить его в духе понимания, терпимости, равноправия мужчин и женщин,
дружбы между народами. Каждый ребенок имеет право исповедовать свою религию, пользоваться своей культурой, своим родным языком.
Каждый ребенок имеет право на отдых и досуг, право участвовать в играх и развлекательных мероприятиях.

Ведущий. Ребенок имеет право на выражение своих взглядов, своего мнения, на свободу мысли, совести и религии, ассоциаций и мирных собраний, на доступ к сбору и распространению информации.
Ребенок может быть заслушан в ходе судебного заседания с 10 лет.
Усыновление только с согласия ребенка – с 10 лет.
Изменение гражданства только с согласия ребенка – с 14 лет.
Изменение фамилии – с 16 лет.

Ведущий. Ребенок имеет право свободно выражать свое мнение в устной, письменной или печатной форме. Но есть определенны ограничения: нужно уважать права других лиц,
не должно быть опасности для общественного порядка.
Ребенок свободен исповедовать свою религию. Ограничения только в том случае, если это противозаконно, против прав и свобод других лиц.
Ребенок имеет право на свободу собраний, организаций, если они не фашистского, расистского, мафиозного направления.
У ребенка есть право на неприкосновенность жилища, право на личную жизнь, тайну переписки

Ведущий. Мы познакомились с основным содержанием документа. Сейчас постараемся применить их к ситуациям в нашей повседневной жизни.

Ведущий. «Я имею на это право!», «Почему вы нарушаете мои права?» – эти слова, к сожалению, часто произносятся невпопад, в ситуациях, когда человек явно не прав. Очень часто заявление о своих правах служит оправданием пассивности, стремления получать, а не отдавать.
Сейчас перед вами ситуации, когда ребенок заявляет о своих правах. Вам нужно составить грамотный ответ взрослого или подискутировать на затронутую тему.

(Ситуации раздаются по группам и разыгрываются учениками, затем идет обсуждение, ответы на вопросы)

Ситуация 1.

Мать. Сколько раз тебе говорить – после 11 вечера ты должен отправить своих гостей по домам. Ваша ужасная музыка действует всем на нервы.
Сын. Но мам, ты все равно не спишь еще в 11. Кроме того, я имею право на свободу мирных собраний.
Ведущий. О чем нужно знать маме, чтобы грамотно ответить непослушному сыну.

Ситуация 2.

Ученик. Марья Иванна, я к вам на историю больше ходить не буду. Зачем она мне, если я шофером буду? Да и сами вы историю не знаете. Пусть нам другого учителя найдут.
Учитель. Да как ты смеешь, Иванов, так со мной разговаривать?
Ученик. Смею. У меня есть право свободно формулировать взгляды по всем вопросам, меня касающимся. А ваше преподавание меня касается, потому что я от него вчера пострадал
– меня за вашу двойку знаете как наказали?.
Ведущий. Конечно, все мы понимаем, каково быть наказанным. Часто сердимся на учителей. Но чего нельзя допускать, заявляя о своих правах.

Ситуация 3.

Мама. Сынок, я ухожу, приберись, помой посуду, сходи в магазин.
Сын. Мама, некогда мне. У меня дел много.
Мама. Успеешь. Нельзя же оставлять в доме бардак.
Сын. По правам ребенка я защищен от выполнения любой работы, которая служит препятствием в получении образования.
Ведущий. Как вы разрешите данную ситуацию?

Ведущий. Сейчас, чтобы закрепить все полученные сведения, мы проведем небольшую викторину.

Викторина

1. Мачеха с утра до ночи заставляет Золушку трудиться. Несчастной девочке запрещено участвовать в играх и забавах ее сестер. Какая статья Конвенции была бы нарушена, если бы подобное происходило в наши дни. (Право ребенка на отдых и досуг, право участвовать в играх и развлекательных мероприятиях, в культурной жизни.)

  1. Является ли Маугли, живущий в лесу вместе с дикими зверями, ребенком, имеющим равные со всеми права. (Ребенком является всякое человеческое существо до 18 лет.)
  2. Маугли не умеет говорить человеческим языком. Он может лишь издавать нечленораздельные звуки. Имеют ли право люди, поймавшие его в лесу, запереть его в клетке и обращаться с ним как с животным. (Маугли, не знающий человеческого языка и человеческих норм поведения, может быть признан неполноценным. Но даже неполноценный ребенок должен вести полноценную и достойную жизнь в условиях, которые обеспечивают его достоинство.)
  3. Какие литературные герои могли бы пожаловаться, что нарушено их право на неприкосновенность жилища? (Три поросенка, Зайка из «Ледяной избушки»)
  4. В какой сказке героиня воспользовалась правом искать и находить убежище в других странах? (Дюймовочка)
  5. Какие литературные герои воспользовались правом на свободу мирных собраний? (Бременские музыканты)

«Обязанность без права есть рабство, право без обязанности – анархия»

Ведущий. Сейчас мы посмотрим, как права каждого человека неразрывно связаны с определенными обязанностями.

(Группа получает по несколько карточек с правами и обязанностями, приобретаемыми в зависимости от возраста. На доске записаны основные возрастные вехи в жизни ребенка. Затем проверяем все вместе полученные результаты)

Запись на доске.

Основные возрастные вехи в жизни ребенка:

– с рождения
– с 6 лет;
– с 10 лет;
– с 14 лет;
– с 15 лет;
– с 16 лет;
– с 17 лет;
– с 18 лет

Карточки:

  1. Становится полностью дееспособным и может своими действиями приобретать любые права.
  2. Подлежит первоначальной постановке на воинский учет.
  3. Несет уголовную ответственность за любые преступления.
  4. Подлежит административной ответственности за правонарушения в особом порядке через комиссию по делам несовершеннолетних за некоторые правонарушения (например, за мелкое хулиганство) несет административную ответственность в общем порядке.
  5. Имеет право самостоятельного заключения трудового договора, сохраняется ряд льгот по трудовому праву (сокращенная рабочая неделя – 38 часов)
  6. Имеет право обучаться вождению автомобиля на дорогах в присутствии инструктора.
  7. Имеет право управлять мопедом при езде по дороге.
  8. Может быть членом кооперативного акционерного общества.
  9. Может быть объявлен в установленном порядке, полностью дееспособным, если работает по трудовому договору или занимается предпринимательской деятельностью.
  10. Имеет право на получение паспорта.
  11. Имеет право на вступление в брак с разрешения органов местного самоуправления при наличии уважительных причин.
  12. Имеет право поступить на работу при сокращенной рабочей неделе в 24 часа.
  13. Может быть исключен из школы за нарушения.
  14. Подлежит имущественной ответственности по заключенным сделкам, а также за причинение имущественного вреда.
  15. Подлежит уголовной ответственности за некоторые преступления (убийство, разбой, кража, вымогательство).
  16. Может вступать в молодежные общественные объединения.
  17. Имеет право управлять велосипедом при движении по дорогам.
  18. Допускается поступление на работу на легкий труд не более 4 часов в день с согласия одного из родителей.
  19. Может вносить вклады в кредитные учреждения и распоряжаться ими
  20. Вправе самостоятельно распоряжаться своим заработком, стипендией, иными доходами
  21. Может выбирать себе место жительства с согласия родителей
  22. Дает письменное согласие для выхода из гражданства Российской Федерации вместе с родителями.
  23. Может быть разрешено вступление в брак в виде исключения с учетом особых обстоятельств.
  24. Может вступать в детские общественные объединения.
  25. Вправе быть заслушанным в ходе любого судебного или административного разбирательства.
  26. Выражает свое мнение о том, с кем из его родителей, расторгающих брак в суде, он хотел бы проживать после развода.
  27. Дает согласие на свое усыновление или передачу в приемную семью.
  28. Дает согласие на изменение своего имени или фамилии.
  29. Вправе посещать школу.
  30. Имеет право жить и воспитываться в семье, знать своих родителей, получать от них защиту своих прав и законных интересов.
  31. Имеет право на имя, отчество, фамилию.
  32. Приобретает право на гражданство.

Ведущий. Сегодня мы познакомились с основными правами детей. Теперь предлагаем вам написать, какие права вы бы еще дополнили к уже существующим, в чем, по вашему мнению, причина невыполнения прав некоторыми людьми.Данные ответы обрабатываются и используются в дальнейшем.

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

Средняя общеобразовательная школа № 2

Внеклассное мероприятие по правам и обязанностям детей

Игра «Что? Где? Когда?»

Составила

Поздеева Марина Васильевна

г. Кировград

2012 г.

Игра «Что? Где? Когда? »

ЦЕЛЬ: создать условия для обобщения основ правового сознания школьников.
    Уточнить и обобщить представления детей о правах ребёнка. Продолжить формирование навыков коллективной деятельности. Воспитывать чувство самоуважения и уважения к другим людям. Развивать умение рассуждать, сопоставлять, высказывать своё мнение.
ОБОРУДОВАНИЕ:
    Игровое поле, разделенное на секторы, юла со стрелкой. Конверты с заданиями. Набор картинок для Д/И «Разложи правильно». (Приложение) Листы со словами «КОНСТИТУЦИЯ». Жетоны Презентация
ХОД ИГРЫ: 1. Организационный момент.
-Здравствуйте! Я с вами поздоровалась. -Что обозначает слово “здравствуйте”? (Пожелание здоровья и счастья) -А что для вас здоровье? Счастье? (Дети отвечают) - Ребята приготовили для вас сценку. Посмотрите её внимательно и подумайте, о чем сегодня мы будем говорить.
2. Сценка «Игра». (Показывают дети) Ведущий: После уроков ребята решили поиграть. Коля: Давайте поиграем в войну! Ваня: Вот здорово! Я буду командиром. А ты будешь, Димка, милиционером. А ты, Сашка, будешь бандитом. Саша: А я не хочу. Коля: Чего не хочешь? Саша: Играть в войну. Ваня: Как это ты не хочешь? Все будут – а он нет. Будешь. Саша: Я не хочу. Коля: Захочешь. Саша: Что же вы меня заставите?
Учитель: Давайте, ребята, разберемся. Кто прав? Кто не прав?
Учитель: Давайте поговорим. Как поступил Ваня и Коля? Почему они не правы? Прав ли Саша? Может, кто догадался о теме нашего разговора? (слайд)

Учитель: По извилистой дорожке Шли по миру чьи-то ножки. Вдаль смотря широкими глазами, Шел малыш знакомиться с правами. Знать должны и взрослые, и дети О правах, что защищают всех на свете.
3. Цель занятия. Учитель: Ребята, сегодня мы продолжим разговор о том, что является важным для всех людей – о наших правах и обязанностях. Мы вспомним о том, для чего нужны права. Ведь мы много знаем о наших правах и никому не позволим их нарушать, и сами не будем нарушать права других людей. Наша задача хорошо запомнить их. 4. Игра- Сегодня у нас будет необычное занятие. Я хочу пригласить вас на игру «Что? Где? Когда?». Во время, которой мы с вами можем узнать много интересного и нового. А также обсудить очень важные вопросы, появившиеся давным-давно: «Что люди могут делать и чего не могут делать?», «Что они обязаны делать и чего не обязаны?», «На что они имеют право и на что не имеют?» без ясного ответа на эти вопросы наша жизнь превратилась бы в сплошной кошмар и неразбериху. -Посмотрите, какие вы все разные непохожие друг на друга. Но есть у вас что-то общее. Что это? -Действительно, это ваши права и обязанности, которые общие для всех. И мы все в равной степени должны их выполнять. - Вы знаете, что существуют документы, в которых прописаны наши права. Назовите их. (конвенция, конституция). - Для участия в игре приглашается команда 1 А класса и команда 1 В класса. Командиров команды прошу объявить название своей команды. -Во время игры подробнее познакомиться с некоторыми вашими правами и обязанностями. В этом нам поможет наша сказочная полянка и стрелочка. (Заводим юлу) «Стрелочка, крутись, крутись, Стрелочка, остановись!» Выбрав задание по стрелке, учитель объясняет правила игры. Задания – секторы: 1 сектор - Конверты с картинками из сказок: (Приложение) Цель: в игровой форме закрепить знания о статьях из декларации прав человека. «Снежная королева» «Три поросёнка» «Золушка» «Золотой ключик» «Колобок» «Айболит» Учитель задаёт вопросы для каждой команды:

    Вспомните, в какой сказке злая Королева увезла маленького мальчика в свой ледяной дворец? Имела ли она на это право? Почему?
Сказка «Снежная королева» Дети имеют право жить со своими родителями и никому не позволено их разлучать. СЛАЙД 1
    В какой сказке герои могли остаться без своих домиков? Кто в сказке «Три поросенка нарушает права поросят»? Назовите это право?
Сказка «Три поросёнка ». Права поросят нарушает волк. Ребенок имеет право спокойно жить в своем доме, никто не может без разрешения войти в чужой дом. СЛАЙД 2
    В какой сказке мачеха не отпускала свою падчерицу на бал? Какое право нарушила мачеха в сказке «Золушка»?
Право поиграть, отдохнуть и веселиться. СЛАЙД 3
    В какой сказке отец купил сыну «Азбуку», продав свою старую куртку? О каком праве идет речь?
Сказка «Приключения Буратино». Каждый ребенок имеет право получать образование. СЛАЙД 4 5.В какой сказке главному герою угрожали быть съеденным. Какое право хотели нарушить звери? Сказка «Колобок» Каждый ребенок имеет право на жизнь. СЛАЙД 5 6.В какой сказке больные животные обращаются за помощью к ветеринару? Какое право выполняет Доктор Айболит? Каждый ребенок имеет право на получение медицинской помощи. СЛАЙД 6 2 сектор – «Спрятанное слово»: Цель: активизировать словарь детей, упражнение в составлении слов из заданных букв. Составить слова, используя буквы слова КОНСТИТУЦИЯ (на работу отводится 5 минут) ИГРА СО ЗРИТЕЛЯМИ «Хлопалка». Хлопают все зрители. Хлопают те, кто ходит в школу за знаниями? Какое право дало вам государство? Хлопают те, кто любит каникулы. Какое право вам дано? Хлопают те, кто любит вкусно поесть. Какое право дано? Хлопают те, кто ни разу не опоздал в школу. Какую обязанность вы должны выполнять? Хлопают те, кто любит своего домашнего животного и ухаживает за ним? Какая обязанность? Хлопают те, кто кому ставят прививки? Каким правом вы пользуетесь? Проверка – за каждое слово 1 жетон. 3 сектор – игра «Хорошо – плохо»: (Приложение) Цель: учить детей сопереживать, совершать по собственной воле добрые поступки. Формировать уважительное, заботливое отношение к близким, родным людям. - «Крошка сын к отцу пришел И спросила кроха: - Что такое хорошо - Что такое плохо?» Давайте с помощью стихотворения В. В. Маяковского «Что такое хорошо и что такое плохо?» постараемся разобраться с правами.

Игра «Разложи правильно» (на работу 2 мин.) разложить карточки с поступками: обидел девочку, не выполнил домашнее задание, взял в библиотеке книгу, помог маме, убрал рабочее место, отобрал у одноклассника игрушку. В это время чтение стихов детьми. Стихотворная пауза. Свои стихи прочитают дети.
Соня: Пусть дети живут, смеются звонко, Подрастают с каждым днём. Пусть у каждого ребёнка Будет светлый, тёплый дом! Детство только раз бывает У ребят любой страны. Пусть никто из них не знает Никакой беды.
Учитель : Доверчивы глаза детей, И ангелы хранят их души. Пусть безмятежный тот покой Ничто вовеки не нарушит.
Саша: И пусть не катиться слеза Ни от обид, ни от печали, И, словно солнышко, всегда Улыбка на лице сияет.
Лиза: Детство только раз бывает У ребят любой страны. Пусть никто из них не знает Никакой лихой беды.Проверка.- Вопрос 1команде – назовите среди выбранных карточек только права,- Вопрос 2 команде – назовите среди выбранных карточек только обязанности По окончании игры: - Какие вы молодцы, всё правильно разложили. Конечно же, мы радуемся добрым делам и поступкам, и огорчаемся, если окружающие поступают плохо. Надеюсь что вы у нас замечательные ребята, будете поступать только хорошо, не нарушая прав, друг друга и соблюдая ваши обязанности. 4 сектор – выбери верное суждение (Приложение) Цель: развивать умение рассуждать, анализировать, делать выводы. Определи, что является обязанностью школьника:

Каждый учащийся школы может взять книгу в школьной библиотеке.

У каждого ребёнка должно быть имя, фамилия, отчество.

Каждое воскресенье Маша убирает свою комнату.

После того, как Петя достигнет возраста совершеннолетия, он пойдёт в армию.

После каждого урока в школе учащиеся могут отдохнуть на перемене.

Школьник обязан выполнять все требования учителя

Ученик обязан посещать все занятия по расписанию

После уроков, учащиеся обязаны сделать уборку по всей школе

Все учащиеся должны соблюдать правила безопасного поведения в школе

Учащиеся обязаны покупать учебники по каждому предмету.
ИГРА СО ЗРИТЕЛЯМИ

«Правовой цветник»

Ведущий: перед вами лежат по два разобранных цветка, на сердцевине одного написано «права», другого – «обязанность». Рядом лежат лепестки цветочные, на которых написаны либо права, либо обязанности. Ваша задача, ребята, правильно собрать цветы: лепестки с правами приложить к сердцевине «Право», а с обязанностями к сердцевине «Обязанность». У вас должен получиться цветок прав и цветок обязанностей.

На лепестках цветка «право» следующие высказывания:

* Иметь фамилию, имя, отчество

* Иметь игрушки

* Ходить на кружок

*Жить с родителями

* Высказывать свои мысли

* Отдыхать на перемене

На лепестках цветка «Обязанности»:

* Заботиться о животных

* Мыть посуду

* Делать зарядку

* Посещать школу

* Помогать родителям

Проверка.

Рефлексия занятия.
После выполнения всех заданий. Учитель подводит ит оги. О чем мы сегодня говорили? Кого заставило задуматься сегодняшнее занятие? Что понравилось?
Учитель:

Чтоб дети учились и развивались,

Чтобы права их не нарушались,

Мы учим закон, прилагая все силы,

Ведь именно нам жить в России!

Все дети на Земле имеют право

На чистый воздух и веселый смех.

Арина: Как хорошо, что есть права!

Права останутся на веки.

Они помогут человеку,

Мир восстановят навсегда,

И у младенца есть права,

И у собаки, и у кошки тоже.

Без прав на свете жить не сможем,

Пусть дети живут, смеются звонко,

Подрастают с каждым днем.

-Ребята, я думаю, что права, о которых мы с вами говорили, вы будете помнить всегда и соблюдать их, не нарушая прав других людей. И будете помнить, что помимо прав у вас есть и обязанности.

Приложение №1

    Дети имеют право на общение и свое мнение


Просмотров