Зачем нужно умение учиться. Организация условий обучения

Многие люди с аномальным поведением либо не имеют навыков, необходимых для совладания с проблемами повседневной жизни, либо приобрели неправильные навыки и ошибочные паттерны поведения, которые сохраняются с помощью какого-то подкрепления. Бихевиоральные терапевты делают, например, вывод, что некоторые люди не знают, как быть дружелюбными, как вести разговор, как выразить соответствующим образом гнев, как отклонить неразумные просьбы и т. д. Данное социальное несоответствие может привести не только к социальной изоляции, но и к депрессии, тревоге, тенденции получать внимание при помощи губительных или разрушительных действий и к неудаче в попытке обучиться более совершенным навыкам общения (Craighead et al., 1981; Mattson, Ollendick, 1988). Существование подобных проблем свидетельствует о том, что, вероятно, навыки общения влияют на широкий спектр паттернов психологических реакций. Действительно, люди, имеющие эти проблемы, могут стать непроизводительными членами общества и, в качестве таковых, подрывать его ресурсы. Цена психических и физических страданий, а также чрезмерные финансовые и социальные издержки могут быть для таких людей весьма значительными.

Обучение навыкам общения ставит задачу улучшить межличностные навыки взаимодействия в разнообразных ситуациях реального мира. Особые навыки, которым можно научить, весьма разнятся в зависимости от вида проблем, переживаемых индивидом. Например, предположим, что женщина отвечает на неразумные требования своего босса покорным согласием, которому она научилась в детстве. Терапевт не только постарался бы выявить эти саморазрушительные реакции, но также научил бы ее решительно не уступать таким требованиям. Или, например, чрезвычайно застенчивого студента колледжа, страдающего из-за недостатка значимой для него дружбы, научили бы навыкам общения, необходимым для налаживания возможных дружеских и интимных отношений.

Обучение навыкам общения, подобно другим лечебным методикам, проводится для каждого отдельного индивида, сталкивающегося в определенных ситуациях с определенными проблемами. Не существует «единого метода» обучения социальному общению. Две общие проблемные области, привлекшие особое внимание, это гетеросексуальные интеракции, такие как общение в браке и при ухаживании, и уверенное поведение. Мы остановимся на обучении уверенности в себе.

Обучение уверенности в себе. Бихевиоральные терапевты (Hersen, Bellack, 1985; Kazdin, 1984) полагают, что степень уверенности в себе представляет некую шкалу. На одном ее конце - человек неуверенный. Этот человек сталкивается с трудностями при выражении положительных эмоций по отношению к другим, при беседе с незнакомыми людьми, при необходимости обратиться к кому-либо с просьбой или за советом, ответить отказом на неразумную просьбу и т. д. Этот человек не знает, как начать или закончить разговор, как реагировать должным образом, как выразить раздражение или негодование. На другом конце этой шкалы находится человек агрессивный, чья единственная забота - он сам. Этот человек часто не заботится о правах и привилегиях других, он углублен в себя. Между этими двумя крайностями - уверенный (наученный общению) человек. Он ясно и прямо выражает позитивные и негативные чувства, не игнорируя права и чувства других. Уверенный человек отстаивает свои законные права, активно завязывает новые отношения с другими людьми и обычно успешно справляется со сложными и затруднительными ситуациями. Опросник, представленный в табл. 7-2, позволит вам понять, насколько уверенно вы ведете себя в различных ситуациях.


Таблица 7-2. Следующие десять пунктов помогут вам оценить степень вашей уверенности в себе

Обведите кружком одну из цифр в зависимости от того, насколько данное утверждение подходит к вам. Для некоторых пунктов утвердительный конец шкалы 0, для других 4.

0 - нет или никогда

1 - отчасти или иногда

2 - среднее

3 - обычно или много

4 - практически всегда или всецело

Навыки самостоятельности, и навыки самопомощи являются одними из наиболее важных навыков, которым в первую очередь нужно обучать . Ребенок, который умеет наименовать предметы, или складывать паззлы из 100 кусочков, или отвечать на вопросы, не сможет пройти интеграцию, если при этом он не умеет пользоваться туалетом, следить за собственной гигиеной, и кушать с помощью столовых приборов.

Навыки самостоятельности могут быть различных видов и сложности, начиная от способности пить воду со стакана, и заканчивая умением безопасно переходить дорогу. Очень важно при обучении этих навыков обращать внимание на общее моторное развитие ребенка, а так же на хронологический возраст. Иногда происходит, что дети 4-5 лет по-прежнему кушают молочные смеси из бутылочек или ходят с соской, в то время как их сверстники о соске уже давно забыли. Возможно, некоторые из этих детей затрудняются есть с помощью столовых приборов из-за моторных нарушений, но это не говорит о том, что не нужно их этому обучить. Просто обучение будет более постепенным, и возможно понадобятся специальные приспособления или методики для того что бы их этому обучить. Точно также можно отнестись к умению одеваться/раздеваться самостоятельно, мыть руки, чистить зубы, и т.д. С другой стороны, не следует обучать детей с Аутизмом таким навыкам, которые их сверстники еще не умеют - т.е. не нужно ожидать от трехлетнего ребенка, что он качественно почистит зубы, самостоятельно наденет пижаму, расстелет кровать и ляжет спать.

Обучение навыкам самостоятельности отлично от обучения других навыков, прежде всего тем, что большинство этих навыков состоит из нескольких реакций, так называемой "цепочки поведений". По этому, такие методы, как или на подходят, т.к. в них идет процесс усиления каждой реакции.

Например, мытье рук состоит из следующих реакций:

1. Открыть кран

2. Намочить руки

3. Взять мыло

4. Намылить руки

5. Смыть мыло водой

6. Закрыть кран.

7. Вытереть руки полотенцем.

Если мы будем обучать эту цепочку с помощью DТТ, то после каждой реакции нужно дать ребенку какое-либо поощрение или похвалить. А это, в свою очередь, может помешать ребенку запомнить все действия и их правильный порядок.

Наиболее подходящим методом обучения является так называемое "цепное обучение" - Chaining. Оно может быть 3-х видов:

1. Backward Chaining. На первоначальном этапе, для того что бы ребенок правильно выполнил все действия, ему дается подсказки на каждую из реакций. Второй этап заключается в том, что бы постепенно убирать подсказку для последней реакции в цепочке, а на все предыдущие - по-прежнему давать подсказки. После того, как последнюю реакцию ребенок выполнит самостоятельно, можно начать процесс уменьшения подсказок для предпоследней реакции. И так далее, пока все реакции в цепочке не будут выучены самостоятельно. На примере мытья рук, на реакции 1-6 будет дана полная подсказка, а в процессе вытирания рук подсказки будут постепенно удалены. После того, как ребенок научиться вытирать руки самостоятельно, то работа над уменьшением подсказок будет в закрывании крана. И т.д.

2. Forward Chaining. В этом методе, постепенное уменьшение подсказок начинается с первой реакции, а не с последней, а все последующие реакции выполняются с помощью подсказок. На примере мытья рук - сначала мы научим ребенка самостоятельно открывать кран, а на все последующие действия ребенок получит подсказки. Потом он научиться подставлять руки под текущую воду, а на все последующие действия ребенок получит подсказки. И т.д.

3. Total Task Chaining. Если какая-либо цепочка реакций почти полностью выполняется качественно ребенком, и только одна-две реакции не выполняются достаточно хорошо, то можно дать ребенку подсказку именно на эти реакции, и постепенно эти подсказки убрать, а не учить всю цепочку с начала (или с конца). Например, если ребенок все делает правильно, но затрудняется только в намыливании рук, то можно помочь ему намылить руки, и постепенно убрать эту помощь.

Для эффективного применения методов Chaining следует предпринять следующие шаги:

1. Как можно точнее определить все реакции в цепочке и их последовательность. Для некоторых детей цепочка может содержать больше реакций, чем для других. Например, "вытереть руки полотенцем" может быть "снять полотенце, вытереть правую руку, потом левую руку, потом повесить полотенце обратно".

2. Правильно выбрать вид подсказки, для того чтобы можно было как можно скорее ее убрать, и что бы у ребенка не развилась зависимость от этих подсказок. Обычно, самой эффективной подсказкой при обучении этих навыков является физическая помощь, но иногда есть деть, которым очень мешают прикосновения, поэтому можно использовать и визуальные подсказки, и инструкции. Чаще всего, инструкции являются самым нежелательным видом подсказки, т.к. дети становятся зависимыми от них, и часто не могут перейти от одной реакции к другой без инструкции.

3. Обучение навыков самостоятельности требует многократных повторений. Даже если у ребенка нет мотивации для выполнения того или иного навыка, все равно, с помощью ежедневных тренировок и повторений, при правильном методе обучения и постепенном, но прогрессивном уменьшении подсказок, он сможет овладеть тем или иным навыком.

Развиваться и становиться лучше никогда не поздно. Существует огромное количество навыков, которые можно освоить в любое время и применять себе во благо.

«Хочу научиться рисовать, играть на гитаре, разговаривать на французском языке…», все это можно услышать из уст большого количества людей. При этом у каждого есть оправдание, почему они не освоили желаемый навык. На самом деле все просто, главное, захотеть, и может, настало то самое время, чтобы обучиться новому.

1. Развивайте свой творческий потенциал.

Умение рисовать или фотографировать уже давно переросло из хобби в способ заработка денег. Создавать красивые картины или делать стоящие фотографии могут единицы, и у вас есть шанс присоединиться к их компании, главное, иметь творческое начало. Во многих городах есть школы и курсы, где можно ознакомиться с азами выбранного направления и стать настоящим профессионалом. Важно заниматься ежедневно, уделяя развитию навыка хотя бы по полчаса.

2. Наверстайте упущенные знания.


Во время школы и университета невозможно освоить все, и как часто бывает, человек выбирает работу, которая может совсем не касаться полученного образования. Никогда не поздно восполнить пробелы и обучиться новому, например, основам бухгалтерии, юриспруденции и так далее. Можно заниматься с репетитором, онлайн или самостоятельно, при помощи книг и учебных пособий.

3. Кулинарные шедевры на домашней кухне.


Умение готовить пригодится не только женщинам, но и мужчинам. Поверьте, если вы будете уметь что-то большее, чем банальная жареная картошка или котлеты, то это огромный плюс. В сети существует огромное количество рецептов ресторанных блюд, которые можно освоить дома. Кулинарные навыки пригодятся в любом возрасте. Хотите удивить родственников и друзей, тогда приготовьте для них что-то неожиданное и очень вкусное.

4. Мелкий ремонт по дому своими руками.


Умение починить дверцу шкафчика или прикрепить плинтус пригодятся многим, поскольку вызывать по таким мелочам мастера, стыдно. Обучение будет происходить в домашних условиях, поскольку в сети можно найти огромное количество роликов, подробно объясняющих, как провести простой ремонт. Не стоит проявляться героизм и при серьезных поломках, лучше обратитесь к специалисту.

5. Без языка никуда.


Один из самых полезных навыков современного человека – свободное владение иностранными языками. Обучаться никогда не поздно, главное, поставить цель. Существует много вариантов получения знаний: специальные групповые курсы, индивидуальные уроки с репетитором, самостоятельно и онлайн обучение.

6. Нужно уметь защитить себя.


К сожалению, уровень преступности постоянно растет и никто не застрахован от нападения, поэтому даже минимальные навыки самообороны могут спасти жизнь. Простыми приемами можно обучиться самостоятельно, просматривая видео, где рассказывается о болевых точках и показана техника, а если вы хотите надавать обидчику сполна, тогда лучше посещать уроки у тренера.

7. Обучитесь навыкам дизайнера.


Конечно, никто не говорит о том, что нужно посвящать этому всю свою жизнь, но знать общие принципы в оформлении помещений и развить в себе навыки стиля может каждый. Рекомендуется ознакомиться с основными цветовыми типами и сочетаниями, понять главные особенности каждого стиля. Благодаря этим минимальным знаниям можно преобразить свое жилище и рабочее место.

8. Реализуйте музыкальные мечты.


Давно хотели освоить гитару или пианино, но на это попросту не было времени, возможно, оно наконец-то настало, и стоит воплотить задумку в реальность. Главное – купить инструмент, а заниматься можно дома, используя многочисленные обучающие сайты, программы и видео. Есть люди, которые преподают частные уроки игры на разных инструментах. Несколько уроков и вы сможете поразить знакомых игрой на любимом инструменте.

9. Тонкости психологии человека.


Вот что никогда не будет лишним, так это умение понимать и разбираться в людях и в себе. Благодаря этому можно выстроить хорошие дружеские и любовные отношения, избежать подстав и других проблем. Изучать психологию можно в течение всей жизни, читая полезные книги.

10. Теперь только удачные переговоры.


Очень полезный навык для людей, строящих свою карьеру или бизнес. Есть много полезных книг, которые помогут понять, как нужно строить отношения с окружающими людьми, как вести переговоры, чтобы получать выгоду и не позволять другим манипулировать вами.


Нас не учили учиться, а это то, что так важно в наше время, когда вокруг море возможностей для образования. И зачастую именно способность к быстрому обучению является преимуществом и главным фактором успеха.

Чтобы быстро обучаться, нужно обратить внимание на пять важных элементов. Вот они.

Цель

Ваше обучение должно быть ориентировано на результат. Фактический конечный результат и будет использоваться в качестве измерения вашего навыка. Таким образом, не нужно ставить абстрактные вроде «Хочу научиться играть на пианино», «Хочу научиться вязать» или «Хочу стать веб-разработчиком».

Ощутимый результат можно увидеть или ощутить:

  • Создать электронную книгу и начать ее продавать
  • Написать программу для подсчета месячных трат
  • Создать сайт
  • Завести блог и написать в нем 50 статей
  • Создать YouTube-канал и снять для него 10 роликов
  • Снять короткометражный фильм

Например, если вы хотите стать программистом, то за вас будет говорить продукт: напишите чат-бота для мессенджера, чтобы пользователи оценили его и дали советы по улучшению.

Можете добавить крайний срок, если хотите. На некоторых людей это действует отрезвляюще, другие же получают изрядную долю стресса. Так что действуйте по обстоятельствам.

Размышляйте о том, какого результата добьетесь и в чем он будет выражаться. Не нужно заниматься развитием навыка, не понимая четко, что будет сделано.

Ключевые вопросы:

  • Чего конкретно я хочу достичь через Х месяцев?
  • Как выглядит завершенный продукт?

Деконструкция

Сделайте процесс освоения навыка поступательным, разделив его на небольшие компоненты. Это очень важно.

Пример: чтобы научиться разрабатывать сайты нужно приобрести несколько суб-навыков, таких как знание HTML, CSS, JavaScript, внутренний скриптовый язык, SQL и многое другое.

Все эти суб-навыки нужно осваивать по одному. Безусловно, настанет момент, когда их нужно будет объединить и научиться пользоваться в комплекте, но основной упор делайте на маленькие победы.

Ключевые вопросы:

  • Каковы самые маленькие компоненты этого навыка?
  • Какие ресурсы я буду использовать, чтобы изучать суб-навык? Это могут быть книги, онлайн-курсы, семинары, видео-лекции.
  • Есть ли инструменты, которые я могу освоить сразу, чтобы начать практиковаться?

Быстрая практика без отвлечений

Практика должна быть введена как можно скорее. По возможности, в первый же день обучения. И это не шутка. Если вам советуют сначала прочесть несколько книг, а потом браться за дело, игнорируйте этот совет. Вам нужно начать двигаться сразу же, даже если будет получаться полная белиберда.

При этом нужно убрать все отвлечения. Вот советы, которые могут пригодиться:

  • Никакого интернета.
  • По возможности уберите и телефон.
  • Найдите наставника, который быстро будет отвечать на ваши умные и глупые вопросы.
  • Практикуйтесь как минимум раз в день.
  • Понижайте барьер для своей практики: если хотите играть на гитаре, держите ее перед глазами.
  • Если для вас этот навык действительно важен, придется жертвовать развлечениями, ведь в сутках по-прежнему остается 24 часа.
  • Создайте чек-листы, чтобы быстро начать.
  • Создавайте аналогии и , чтобы лучше понимать материал.

Ключевые вопросы:

  • Что я должен удалить из своего окружения, чтобы лучше фокусироваться?
  • Что должно в моей жизни измениться, чтобы мой азарт не пропал?
  • На каких площадках можно задавать вопросы?
  • Есть ли у меня список вопросов, которые я задам при первом же случае?
  • Как можно быстро получить обратную связь?
  • Я фокусируюсь на тех вещах, которые помогут продвинуться дальше или топчусь на месте?

Промежуточные повторения

Навыки затачиваются медленно и скучно, но при этом быстро забываются. Если вы не будете повторять информацию, то не разовьете навык.

Установите преднамеренные интервалы повторения, используя карточки. Достаточно часто повторяйте информацию, чтобы нейронные связи оставались сильными.

Ключевые вопросы:

  • Каким образом повторять материал и тренировать навык, чтобы не забыть его?
  • На каких основных аспектах навыка я должен концентрироваться прежде всего?

Мастерство

Первые четыре шага дадут вам прочный фундамент понимания и опыта для достижения истинного мастерства. Но что отличает хорошие результаты от прекрасных? Отличает их количество часов преднамеренной практики, которые вы вкладываете и то, насколько активно вы ищете способы улучшить свое мастерство. Большинство экспертов достигают комфортного уровня для заработка денег и остаются на нем всю оставшуюся жизнь.

Настоящий мастер совершенствуется каждый день. Если вы решили привить навык и стать в нем профессионалом, то:

  • Анализируйте работы настоящих мастеров
  • Найдите свои слабые места и избавьтесь от них
  • Постоянно читайте книги по теме
  • Учите других
  • Найдите тех, кто лучше вас и улучшайтесь на контрасте
  • Достигните совершенства в одном компоненте, затем в другом и так далее

Желаем вам удачи!

” - создавай навыки профессиональные и базовые .

Около 3000 лет назад жил Царь Соломон. Он построил Первый Иерусалимский Храм и был мудрейшим из людей. Одна из его книг "Притчи" собрала самую концентрированную мудрость, доступную для людей.

Так вот на вопрос Б-га, что ты хочешь богатство или славу ? Он ответил: Я хочу мудрость . Он получил мудрость от Б-га. А со временем к мудрости добавились богатство и слава.

Если вдуматься, то главным навыком, который может привести к любому необходимому результату, будет навык обучения .

Самый важный навык для человека - навык быстро обучаться новым навыкам . Он важнее, чем все остальное для достижения успеха.

Тот, кто умеет обучаться и знает чему надо обучаться для достижения цели - неудержим.

Первая Основа Богатства была посвящена тому, чтобы . Дело, которым ты собираешься заниматься с удовольствием и кайфом всю жизнь и достигнуть в нем вершины.

Надеюсь ты уже вспомнил, что ты по настоящему любишь делать? И ты нашел людей, которые этим зарабатывают на жизнь? И ты прочитал книгу или книги (для самых быстрых) о том, что необходимо знать и уметь, чтобы достигнуть успеха в этом деле.

Именно этим мы занимались в первую неделю программы "Богатей! 4 Основы и Главный Секрет ".

50% у тебя уже есть. Осталось 50% самых важных - научиться всем тем навыкам, которые необходимы для успеха в твоем деле и для достижения богатства . Которое придет, как результат твоего мастерства.

Итак, я уверен, что для успеха (жизненного и профессионального) необходимы 4 Основы и Главный Секрет. Найти свое дело. Чтобы с радостью и удовольствием им заниматься, получая удовольствие и от процесса и от результатов. Научиться быстро обучаться новым навыкам. Чтобы стать лучшим мастером в своем деле . Какие профессиональные навыки добавить ты уже знаешь от лидеров , которых продолжаешь изучать. Научиться продавать, вести переговоры и другим базовым навыкам, которые необходимы для богатства в любой сфере. Об этом мы поговорим в этой Основе. Навыки самодисциплины и управления жизнью и временем . Это Третья Основа Богатства. Полный Контроль - ТМ - так я назвал уникальную систему, которую создал для этой Основы. Отношения с людьми. Это Четвертая Основа Богатства. Это Основа счастливых взаимоотношений и открытие абсолютно новых возможностей в жизни. Главный Секрет я сообщаю только тем, кто выполнил все упражнения и создал 4 основы Богатства.

Итак, сейчас давай выясним, что главное для создания новых навыков .

Я создал за последние 7 лет примерно 20 новых навыков. Сделал я это с помощью 3 рычагов .

Не нужна сильная воля. Не нужно ломать себя. Необходимы 3 древних рычага и любой навык встраивается в нервную систему.

1 и 2 рычаги наверняка тебе знакомы. Они нужны для того, чтобы управлять мотивацией. Ведь больше всего во время формирования навыка, пока еще не все хорошо получается, хочется его бросить.

Поэтому первые два рычага называются - кнут и пряник . Надо научиться себя мотивировать страхом и удовольствием . Страданием и наградой. Эта система древняя как мир и как природа человека. Мы все делаем для того, чтобы получить удовольствие или для того, чтобы избежать страдания.

3 рычаг более редко применяется. Особенно когда человек решает что-то изменить в себе. Ведь для того, чтобы на что-то решиться нужен эмоциональный "взрыв". Или сильное "хочу получить " удовольствие или сильное "хочу избежать " страдания.

Например, человек который хочет выучить английский делает это или для того, чтобы больше зарабатывать или путешествовать или для того, чтобы избежать позора в ситуациях, когда надо говорить. И если нет сильной "прибыли" от английского или позора можно избежать более простым способом - то нормальный человек английский учить не начнет.

Нет мотивации . Но если Константин Стрюков , выдающийся топ-менеджер и один из выпускников моих программ, решил стать когда-то директором MTV- Украина, то его мотивации (желания получить удовольствие от этой должности) хватило на то, чтобы год ходить на 7 утра на занятия!

Так вот, когда 2 рычага включаются - то обычно третий отключается. Третий рычаг называется здравый смысл . В этом сложность. Если сильно хочу - то интеллект начинает работать со сбоями. Народная Мудрость говорит: Если нельзя, но хочется - значит можно. То есть, если интеллект говорит, что нельзя, а желание говорит, что хочется, то интеллект найдет объяснение, почему можно.

Большинство людей не умеют подключать желание (2 рычага) к тому, что правильно (интеллект) сделать. Во Второй Основе Создавай Навыки Профессиональные и Базовые, я обучаю, как подключить все три рычага к созданию навыков для богатства. Рычаг - Боль и Страдание Рычаг - Удовольствие Рычаг - Здравый Смысл (Интеллект) Упражнение: Вспомни какое-то важное для тебя дело, которое делать не хочется. Дело на 1 час. Его важно и нужно сделать, но очень не хочется… Вспомни о том, что ты очень хочешь получить или сделать, но ….(нельзя, вредно, ведет к ожирению))) Но удовольствие очень большое. Выбери вокруг себя человека, которому ты меньше всего хочешь подарить деньги. Желательно, чтобы он не верил в тебя и твои возможности. Пообещай себе, что когда ты закончишь нужное тебе дело - ты сразу же сделаешь то, что приятно. Удовольствие. Пообещай, что если не сделаешь то, что тебе надо - то ты заплатишь тому человеку, которому вообще не хочешь платить сумму ________ (поставь сумму, которую вообще не готов заплатить). Сообщи ему об этом. Вот так ты добьешься объединения 3 рычагов. Кнут, пряник и здравый смысл. Ты делаешь то, что тебе надо - это здравый смысл. Ты получишь сильное страдание если не сделаешь (штраф) и получишь прекрасный пряник (удовольствие), когда закончишь.

Дрессируй себя! Управляй своим подсознанием и своими привычками и навыками. Стань хозяином себя и своей жизни.

Действуй! Живи! Влияй! Богатей! Люби! Я Знаю - Ты Можешь! Ицхак

ЦИТАТА

Чтобы выполнить большой и важный труд, необходимы две вещи: ясный план и ограниченное время. Элберт Хаббард

Трудности должны тонизировать. Берти Чарльз Форбс

АНЕКДОТ

У сборной России по футболу для товарищеских игр не хватает мотивации. А для официальных - умения.

Метод кнута и пряника не действует только на садо-мазохиста диабетика.



Просмотров