Законодательными актами по трудовому праву являются. Подзаконные нормативные правовые акты как источники трудового права. О переносе выходных дней

Система источников трудового права имеет вертикальную т горизонтальную структуры. Вертикальная структура обуслов-1 лена иерархической соподчиненностью источников трудового| права в зависимости от своей юридической силы:

1) Конституция РФ;

2) международные договоры (например, конвенции МОТ);

3) федеральные законы;

4) указы Президента РФ;

5) постановления Правительства РФ;

6) нормативно-правовые акты федеральных органов исполнительной власти (ведомственные акты);

7) законы и иные нормативно-правовые акты субъектов РФ;

8) нормативно-правовые акты органов местного самоуправ­ления;

9) коллективные договоры и соглашения;

10) локальные нормативные акты.

Горизонтальная структура системы источников трудового права обусловлена принципом единства и дифференциации правового регулирования трудовых и связанных с ними отно­шений. В этом смысле в системе трудового права выделяют общие и специальные нормы. Общие нормы трудового права распространяют свое действие на всех работников, а специальные закрепляют особенности регулирования труда некоторых категорий работников в зависимости от половозрастных, отраслевых, территориальных и иных факторов. В этом смысле принято говорить об общем и специальном законодательстве, регулирующем трудовые и связанные с ними отношения. При­мером специального законодательства является, например, Федеральный закон от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации», кото­рый закрепляет особенности правового регулирования труда государственных гражданских служащих.

Конституционные основы трудового права. Конституция РФ обладает высшей юридической силой в Российской Федерации. Прежде всего, Конституция РФ содержит нормы, закрепляющие основные права участников трудовых отноше­ний. Так, в ст. 37 закрепляются:

1) принцип свободы труда и запрет принудительного труда;

2) право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены;

3) право на справедливое вознаграждение за труд, а также на защиту от безработицы;

4) право на индивидуальные и коллективные трудовые спо­ры, включая право на забастовку;

5) право на отдых, которое включает гарантии продолжитель­ности рабочего времени, установленной законом, выходные и праздничные дни, оплачиваемый ежегодный отпуск. Кроме того, многие социально-трудовые права граждан производны от иных конституционно закрепленных прав. На­пример, ст. 30 Конституции РФ закрепляет право каждого на объединение. В социально-трудовой сфере это право предполагает свободу объединения в профессиональные союзы.

Наконец, ст. 72 Конституции РФ устанавливает принцип формирования трудового законодательства, согласно которому трудовое право находится в совместном ведении Россий­ской Федерации и субъектов РФ.


Международно-правовые источники трудового права. Согласно ст. 15 Конституции РФ общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры

Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотрены внутренним, национальным законодательством, то применя­ются правила международного договора.

Наиболее значимыми среди международных договоров Российской Федерации в социально-трудовой сфере являются конвенции Международной организации труда (МОТ). Напри­мер, Конвенция МОТ № 29 «О принудительном или обяза­тельном труде» (Женева, 28 июня 1930 г.), Конвенция МОТ №111 «О дискриминации в области труда и занятий» (Женева, 4 июня 1958 г.) и др. Конвенции МОТ представляют собой универсальные или всеобщие международные соглашения. В специальной литературе иногда говорят о существовании Международного трудового кодекса, который образуют кон­венции и рекомендации МОТ. В настоящий момент Российской Федерацией ратифицировано около пятидесяти конвенций МОТ.

Среди других международных соглашений, регулирующих трудовые и связанные с ними отношения, можно отметить международные договоры регионального значения, прежде все­го акты Содружества Независимых Государств (СНГ). На­пример, Хартия социальных прав и гарантий граждан неза­висимых государств, которая утверждена Межпарламентской ассамблеей государств-участников СНГ 29 октября 1994 г.

Кроме того, социально-трудовые отношения (в числе прочих) являются предметом двусторонних соглашений Россий­ской Федерации. В таких соглашениях могут решаться вопросы взаимного признания образования стажа и т.п. В качестве примера можно привести заключенный 8 декабря 1999 г. в Москве Договор о создании Союзного государства между Российской Федерацией и Республикой Беларусь.

Федеральные законы. Основным федеральным законом в трудовом праве является Трудовой кодекс Российской Федерации от 30 декабря 2001 г. № 197-ФЗ (с послед, изм.). ТК РФ не является федеральным конституционным законом, однако занимает особое место в системе трудового законодательства, поскольку все иные законы в части регулирования трудовых и связанных с ними отношений должны соответствовать ТК РФ. Согласно ст. 5 ТК РФ в случае противоречий между ТК РФ и иными федеральными законами, содержащими нормы трудо­вого права, применяется ТК РФ. Изменить правила, установленные ТК РФ, можно только путем внесения в него поправок.

Среди иных законов, содержащих нормы трудового права, можно назвать, например, Федеральный закон от 23 ноября 1995 г. № 175-ФЗ «О порядке разрешения коллективных тру­довых споров» (с послед, изм.), Федеральный закон от 17 июля 1999 г. № 181-ФЗ «Об основах охраны труда в Российской Фе­дерации» (с послед, изм.), Закон РФ от 11 марта 1992 г. № 2490-1 «О коллективных договорах и соглашениях» (с послед, изм.) и т.п. Нужно сказать, что в основе своей положения этих законодательных актов были включены в содержание ТК РФ.

Подзаконные акты. Указы Президента РФ должны соответствовать федеральным законам. На современном этапе указное правотворчество не характерно для регулирования трудовых отношений, поскольку все наиболее важные вопро­сы регулируются ТК РФ и федеральными законами. Указы Президента РФ в основном регламентируют отдельные вопросы в социально-трудовой сфере. Например, Указом Президен­та РФ от 5 июня 2003 г. № 613 «О правоохранительной службе в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ» регулируются некоторые вопросы служебного распорядка сотрудников органов Госнаркоконтороля РФ.

Постановления Правительства РФ должны соответствовать как федеральным законам, так и указам Президента РФ. Постановления Правительства РФ, как правило, принимаются по более узким вопросам, отнесенным к компетенции исполнительной власти. На сегодняшний день постановлениями Правительства РФ утверждаются различного рода порядки, перечни и т.п. В ряде случаев ТК РФ содержит прямое управомочие Правительства РФ на принятие того или иного акта. Например, согласно ст. 253 ТК РФ перечни работ с вредными или опасными условиями труда, на которых ограничивается применение труда женщин и предельно допустимые нормы нагрузок для женщин при подъеме и перемещении тяжестей вруч­ную, должны утверждаться в порядке, установленном Прави­тельством РФ. Правительством РФ в этой связи было принято постановление от 25 февраля 2000 г. № 162 «Об утверждении перечня тяжелых работ и работ с вредными или опасными условиями труда, при выполнении которых запрещается при­менение труда женщин».

Акты федеральных органов исполнительной власти, т.е. ведомственные акты. Наиболее значимыми в сфере трудового права среди них являются акты Министерства труда и социального развития (Минтруда РФ). Как правило, Минтруда РФ конкретизирует и разъясняет действующее трудовое законодательство. В качестве примера можно привести поста­новление Минтруда РФ от 18 декабря 1998 г. № 51 «Об утверждении Правил обеспечения работников специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты» (с послед, изм.).

В соответствии с Указом Президента РФ 9 марта 2004 г. № 314 «О системе и структуре федеральных органов исполни­тельной власти» Министерство труда и социального развития Российской Федерации упраздняется, а его функции по принятию нормативных правовых актов передаются Федеральной службе по труду и занятости при Министерстве здравоохране­ния и социального развития РФ. Вместе с тем акты, принятые Минтруда РФ, сохраняют свою юридическую силу. Более того, по сегодняшний день действуют некоторые акты Госкомтруда СССР. Например, постановление Госкомтруда СССР от 5 февраля 1991 г. № 24 «Об утверждении Списка производств, работ, профессий и должностей, работа в которых дает право на дополнительный отпуск за подземные, вредные и тяжелые условия труда работникам промышленно-производственного персонала, занятым на горных работах по разведке и добыче урановой, бериллиевой и ториевой руд в атомной энергетике и промышленности».

Кроме того, акты, содержащие нормы трудового права, могут утверждаться и иными федеральными органами в пределах их компетенции. Важную роль в регулировании трудовых отношений и в особенности отношений по охране труда играют акты Министерства здравоохранения РФ (Минздрав РФ). Например, приказ Минздрава РФ от 10 декабря 1996 г. № 405 «О проведении предварительных и периодических медицинских осмотров работников». Не случайно в соответствии с вышеназванным Указом Президента РФ от 9 марта 2004 г. № 314 Министерство здравоохранения Российской Федерации упразднено, а его функции также переданы образованному Министерству здра­воохранения и социального развития Российской Федерации.

Законодательство субъектов РФ. Согласно ст. 72 Конституции РФ трудовое законодательство является предметом со­вместного ведения Российской Федерации и субъектов РФ. Это означает, что субъекты РФ могут принимать законы и иные правовые акты, содержащие нормы трудового права. При этом указанные акты субъектов РФ не должны противоречить федеральным законам (ст. 76 Конституции РФ). ТК РФ устанавливает, что такие акты должны соответствовать не только федеральным законам, но и указам Президента РФ, постановлениям Правительства РФ, а также ведомственным актам (ст. 5 ТК РФ).

В ст. 6 ТК РФ разграничивает предметы ведения Российской Федерации и ее субъектов РФ в сфере правового регулирования трудовых и непосредственно связанных с ними отношений. В частности, законодатель установил перечень вопросов, которые должны регулироваться нормативно-правовыми актами федерального значения. К ним относятся:

1) порядок заключения, изменения и расторжения трудовых договоров;

2) основы социального партнерства;

3) порядок разрешения индивидуальных и коллективных трудовых споров;

4) порядок расследования несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;

5) порядок и условия материальной ответственности сторон трудового договора;

6) виды дисциплинарных взысканий и порядок их применения и некоторые другие вопросы.

По иным вопросам субъекты РФ могут принимать свои законы или иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права. Однако эти нормативно-правовые акты субъектов РФ, во-первых, не могут противоречить федеральному законодательству и, во-вторых, не должны снижать уровень трудовых прав, гарантий и льгот, предоставленных работникам федеральным законом.

Кроме того, органы государственной власти субъектов РФ могут издавать нормативно-правовые акты, регулирующие тру­довые и связанные с ними отношения и по тем вопросам, правовое регулирование которых согласно ст. 6 ТК РФ относится к полномочиям федеральных органов государственной власти. Это возможно в случае «правового пробела», т.е. когда на федеральном уровне отсутствует соответствующий закон или иной нормативно-правовой акт (т.е. «опережающее нормотворчество» субъектов Российской Федерации). Если же впоследствии принимается федеральный нормативно-правовой акт по этим вопросам, то соответствующий акт субъекта РФ приводится в соответствие с федеральным законом или иным нормативным правовым актом Российской Федерации.

Нужно сказать, что довольно большое количество законов и иных нормативно-правовых актов субъектов РФ в свое время было принято по вопросам социального партнерства. В част­ности, такие законы были приняты в Москве, Астраханской, Волгоградской, Воронежской, Саратовской и иных областях.

Акты органов местного самоуправления. Нормативно-правовые акты, издаваемые органами местного самоуправления, должны соответствовать федеральному законодательству, федеральным подзаконным актам и нормативно-правовым актам субъектов РФ. Как правило, в сферу правового регулирования таких нормативно-правовых актов входят вопросы занятости и трудоустройства, социального партнерства и т.п. В качестве примера можно привести постановление главы г. Пензы от 20 октября 1997 г. № 1488 «Об организации и проведении общественных работ».

Коллективные договоры и соглашения. Коллективные договоры и соглашения по социально-трудовым вопросам представляют собой особый вид источников трудового права - договор нормативного содержания. Коллективные договоры и соглашения могут заключаться как на двусторонней основе, между работниками и работодателями в лице своих представителей, так и на трехсторонней основе - с участием органов исполнительной власти или органов местного самоуправления. Предметом коллективных договоров и соглашений, как правило, являются условия оплаты труда (ими могут устанавливаться тарифные ставки по организации или отрасли), раз­личного рода доплаты, компенсации и т.п. По соглашению сторон в содержание коллективного договора или соглашения могут включаться самые различные вопросы. Однако согласно ст. 9 ТК РФ коллективные договоры и соглашения не могут содержать условий, снижающих уровень прав и гарантий работников, установленный трудовым законодательством. В противном случае такие условия не будут применяться (при этом речь не идет о недействительности всего договора или соглашения в целом).

Коллективный договор всегда заключается на уровне конкретной организации и действует только в отношении работников данной организации.

Коллективные соглашения могут заключаться на различных уровнях. На федеральном уровне Российская трехсторон­няя комиссия по регулированию социально трудовых отношений, в состав которой входят представители общероссийских объединений профсоюзов и работодателей, а также представи­тели Правительства РФ, разрабатывает и заключает Генеральное соглашение. В настоящий момент действует Генеральное соглашение между общероссийскими объединениями профсоюзов, общероссийскими объединениями работодателей и Правительством РФ на 2002-2004 гг., которое было заключено в Москве 20 декабря 2001 г. На региональном уровне функционируют областные и республиканские трехсторонние ко­миссии по регулированию социально-партнерских отношений, а на местном уровне - территориальные комиссии. Кроме того, коллективные соглашения могут заключаться на уровне отрасли экономики - отраслевые соглашения.

Локальные акты. Такие акты принимаются работодателем в пределах своей компетенции и распространяют свое действие в пределах конкретной организации. Путем издания обязательных для исполнения всеми работниками данной организации нормативных актов работодатель реализует функций по управлению трудом и организации трудового процесса. Так, например, в организации могут приниматься следующие локальные акты: Правила внутреннего трудового распорядка орга­низации, Положение о премировании, Положение об аттестации работников и т.п. Необходимо, однако, учитывать, что локальные нормативные акты не могут ухудшать положение работника по сравнению с установленным трудовым законодательством, а также коллективными договорами и соглашениями.

Локальные акты принимаются работодателем, однако в некоторых случаях закон требует учитывать мнение выборного профсоюзного органа при принятии таких актов. Так, напри­мер, по прямому указанию ТК РФ с учетом мнения профсоюза должны приниматься Правила внутреннего трудового распо­рядка (ст. 190), локальные акты, устанавливающие различного рода премии и стимулирующие выплаты (ст. 144), график от­пусков (ст. 123) и т.п. В соответствии со ст. 8 ТК РФ локальные акты, принятые без учета мнения представительного органа работников, являются недействительными. Порядок учета мнения профсоюза при принятии локального акта предусмот­рен ст. 372 ТК РФ. Работодатель направляет проект локального нормативного акта с обоснованием по нему в выборный профсоюзный орган, который в течение пяти рабочих дней направляет работодателю свое мотивированное мнение. В случае несогласия с проектом локального акта работодатель должен в течение трех дней провести дополнительные консультации с профсоюзом, и если согласие так и не будет достигнуто, он вправе принять локальный нормативный акт. Профсоюз в этом случае может начать процедуру коллективного трудового спо­ра. Таким образом, хотя формально процедура учета мнения профсоюзного органа является для работодателя обязательной, однако, по сути, она никак его не обязывает. Другими словами, работодатель может принять локальный акт и при отсутствии согласия профсоюза.

Как известно, основным источником права в Российской Федерации является нормативный правовой акт. История развития права показывает преимущества нормативного правового акта по сравнению с другими источниками права: он исходит от строго определенных органов и лиц, принимается в четко обозначенном порядке, имеет установленные форму и реквизиты, порядок вступления в силу и сферу действия.

особенности нормативных правовых актов

Обратите внимание! Нормативные правовые акты не исчерпывают себя фактом применения, т. е. могут применяться бесконечное число раз

Нормативным правовым актам, в т. ч. в сфере трудового права, присущи следующие особенности:1) они имеют государственно-властный характер. Именно государство наделяет соответствующие органы, должностных лиц полномочиями по подготовке и принятию нормативных правовых актов, т. е. нормо-творческой компетенцией. Государство также обеспечивает реализацию принятых нормативных правовых актов;2) принимаются далеко не всеми, а лишь строго определенными субъектами, специально уполномоченными на то государством;3) принимаются с соблюдением соответствующих процедуры и требований к форме и содержанию и в силу этого представляют собой акты-документы;4) всегда содержат юридические нормы. Наличие в этих актах правовых норм как раз придает им нормативный, общеобязательный характер;5) имеют временные, пространственные и субъектные пределы действия, т. е. распространяют свое действие во времени, в пространстве и по кругу лиц.

Толковый словарь

Нормативные правовые акты как источники трудового права необходимо отличать от актов применения трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права (индивидуальных актов).

Например, правоприменительными актами являются: решение районного суда о восстановлении работника на работе и оплате времени вынужденного прогула; трудовой договор.

По общему правилу, правоприменительные (индивидуальные) акты имеют разовое применение, адресованы конкретным (строго определенным) лицам или организациям и обязательны для исполнения только ими.

В отличие от правоприменительных (индивидуальных) актов, нормативные правовые акты общеобязательны и отличаются неконкретностью адресата. Иными словами, они обязательны не для отдельного конкретного лица, а для всех без исключения субъектов, на которых они распространяются. Особое внимание следует обратить на то, что нормативные правовые акты не исчерпывают себя фактом применения, т. е. они могут применяться бесконечное количество раз.

классификация нормативных правовых актов по юридической силе

В России в настоящее время действует множество нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права. Чтобы правильно и единообразно применять нормы трудового права, кадровику необходимо уметь дифференцировать на отдельные категории все существующие нормативные правовые акты в трудовом праве.

Во-первых, нормативные правовые акты можно группировать по их юридической силе. Данное деление с практической точки зрения является наиболее важным, поскольку позволяет верно избирать необходимый для применения нормативный правовой акт. Так, в зависимости от указанного критерия выделяются законы и подзаконные акты, содержащие нормы трудового права.

В нашей стране законы принимаются парламентами (федеральным и субъектов РФ), а также путем референдума. Различаются следующие разновидности законов:1) основные (Конституция РФ и конституции республик в составе РФ);2) федеральные конституционные; например, Федеральный конституционный закон от 30 мая 2001 г. № 3-ФКЗ "О чрезвычайном положении";3) федеральные; например, Федеральный закон от 27 ноября 2002 г. № 156-ФЗ "Об объединениях работодателей";4) законы, принимаемые органами законодательной власти субъектов РФ; например, Закон г. Москвы от 22 октября 1997 г. № 44 "О социальном партнерстве".

Законы, регулирующие трудовые и иные непосредственно связанные с ними отношения, могут быть кодифицированными (Трудовой кодекс РФ) и текущими, относящимися к отдельным вопросам трудового права. Например, Федеральный закон от 12 января 1996 г. № 10-ФЗ "О профессиональных союзах‚ их правах и гарантиях деятельности" относится к конкретному вопросу трудового права.

Подзаконные акты, содержащие нормы трудового права, принимаются на основе и во исполнение законов. Они имеют форму указов Президента РФ, постановлений Правительства РФ, приказов, распоряжений, инструкций органов исполнительной власти, решений органов местного самоуправления, локальных нормативных актов.

классификация по другим признакам

Во-вторых, нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, подразделяются по сфере их действия на следующие разновидности:1) общефедеральные, например постановление Правительства РФ от 11.04.03 № 213 "Об особенностях порядка исчисления средней заработной платы";2) региональные, например постановление Правительства г. Москвы от 29.07.03 № 615-ПП "О порядке привлечения и использования иностранных работников в городе Москве";3) межотраслевые, например постановление Министерства труда и социального развития РФ от 12.02.02 № 9 "Об утверждении Межотраслевых типовых инструкций по охране труда для работников розничной торговли";4) отраслевые, например постановление Министерства труда и социального развития РФ от 12.10.01 № 73 "Об утверждении Типовых отраслевых норм бесплатной выдачи работникам специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты";5) муниципальные, или местные, например решения главы администрации города о режиме работы организаций транспорта;6) локальные, например правила внутреннего трудового распорядка.

В-третьих, нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, классифицируются по принявшим их органам. Так, различаются нормативные правовые акты, принятые:1) высшим органом законодательной власти РФ - Федеральным Собранием РФ (федеральные законы);2) Президентом РФ (указы);3) высшим органом исполнительной власти - Правительством РФ (постановления);4) федеральными органами исполнительной власти;5) органами государственной власти субъектов РФ;6) органами местного самоуправления;7) работодателями.

В-четвертых, нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, делятся по форме акта на законы, указы, постановления, правила, положения, решения, приказы, инструкции, стандарты, предписания, разъяснения и др.

В-пятых, нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, классифицируются в зависимости от круга работников , на которых они распространяются, на общие, распространяющиеся на всех работников, и специальные, действующие в отношении отдельных категорий работников.

Общим нормативным правовым актом, содержащим нормы трудового права, является, например, постановление Правительства РФ от 16.04.03 № 225 "О трудовых книжках".

Примером специального акта служит Закон РФ от 19.02.93 № 4520-I "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах крайнего севера и приравненных к ним местностях".

система источников трудового права

Система нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, предусматривается ст. 5 ТК РФ. По сути, в данной статье установлена система источников трудового права.

Юридической основой для построения, развития и совершенствования системы источников трудового права является Конституция РФ, содержащая важнейшие права и свободы граждан в сфере труда:

Конституционные положения, касающиеся трудовых прав и свобод, незыблемы. Умаление или отмена трудовых прав и свобод, закрепленных Конституцией РФ, недопустимы.

Таким образом, абсолютным юридическим верховенством в рамках правовой системы России обладают Конституция РФ и федеральные конституционные законы.

Статья 5 ТК РФ подразделяет все нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, на две группы: трудовое законодательство и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права.

трудовое законодательство

Трудовое законодательство, включая законодательство об охране труда, состоит из следующих разновидностей законов:
- Трудовой кодекс РФ;
- иные федеральные законы, содержащие нормы трудового права;
- законы субъектов РФ, содержащие нормы трудового права.

Среди федеральных законов в сфере труда главное место отводится Трудовому кодексу РФ, подписанному Президентом РФ 30 декабря 2001 г. и введенному в действие с 1 февраля 2002 г. Существенные изменения в действующий ТК РФ были внесены Федеральным законом от 30.06.06 № 90-ФЗ "О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации, признании не действующими на территории Российской Федерации некоторых нормативных правовых актов СССР и утратившими силу некоторых законодательных актов

Трудовой кодекс РФ является кодифицированным источником трудового права. Он закрепил сложившуюся в нашей стране многоуровневую систему правового регулирования трудовых и непосредственно связанных с ними отношений и резко повысил роль федерального кодифицированного акта в этой системе.

Толковый с ловарь

Система источников трудового права - это состав, соотношение и взаимосвязь всех нормативных

правовых актов, содержащих нормы трудового права, в зависимости от предмета трудового права.

Юридическое верховенство ТК РФ в системе нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, находит выражение в следующих положениях:1) нормы трудового права, содержащиеся в любом нормативном правовом акте, должны соответствовать ТК РФ;2) другие законы и иные нормативные правовые акты, действующие на территории РФ, подлежат применению в соответствии с ТК РФ (ч. 2 ст. 422 ТК РФ);3) в случае противоречий между ТК РФ и иными федеральными законами, содержащими нормы трудового права, применяется ТК РФ (ч. 4 ст. 5 ТК РФ);4) если вновь принятый федеральный закон противоречит ТК РФ, то он применяется при условии внесения соответствующих изменений и дополнений в ТК РФ (ч. 5 ст. 5 ТК РФ).

Исходя из этих позиций, Трудовой кодекс РФ получил законодательный приоритет в сфере регулирования трудовых и непосредственно связанных с ними отношений по сравнению с любыми другими законами и подзаконными нормативными правовыми актами федерального, регионального и местного значения.

иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права

К иным нормативным правовым актам, содержащим нормы трудового права, ст. 5 ТК РФ относит следующие разновидности актов:1) указы Президента РФ;2) постановления Правительства РФ;3) нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти;4) нормативные правовые акты органов исполнительной власти субъектов РФ;5) нормативные правовые акты органов местного самоуправления.

Трудовой кодекс РФ устанавливает в системе нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, следующую иерархию:
- нормы трудового права, содержащиеся в иных федеральных законах, должны соответствовать ТК РФ;
- указы Президента РФ, содержащие нормы трудового права, не должны противоречить ТК РФ и иным федеральным законам;
- постановления Правительства РФ, содержащие нормы трудового права, не должны противоречить ТК РФ, иным федеральным законам и указам Президента РФ;
- нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, содержащие нормы трудового права, не должны противоречить ТК РФ, иным федеральным законам, указам Президента РФ и постановлениям Правительства РФ;
- законы субъектов РФ, содержащие нормы трудового права, не должны противоречить ТК РФ и иным федеральным законам. Нормативные правовые акты органов исполнительной власти субъектов РФ не должны противоречить ТК РФ, иным федеральным законам, указам Президента РФ, постановлениям Правительства РФ и нормативным правовым актам федеральных органов исполнительной власти;
- органы местного самоуправления имеют право принимать нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, в пределах своей компетенции в соответствии с ТК РФ, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ.

Наконец, ч. 2 ст. 5 ТК РФ закрепила положение о том, что трудовые и непосредственно связанные с ними отношения регулируются также коллективными договорами, социально-партнерскими соглашениями и локальными нормативными актами, содержащими нормы трудового права.

Коллективные договоры и социально-партнерские соглашения как акты социального партнерства обладают двойственной юридической природой: с одной стороны, они представляют собой договоры, соглашения сторон, с другой стороны, коллективные договоры и соглашения являются специфическими нормативными правовыми актами.

Как нормативные правовые акты коллективные договоры и социально-партнерские соглашения имеют следующие особенности:1) право их принятия принадлежит уполномоченным представителям сторон социального партнерства;2) они принимаются после проведения коллективных переговоров;3) занимают особое место в системе нормативных правовых актов и играют важную роль в правовом регулировании трудовых и непосредственно связанных с ними отношений;4) являются актами временного действия.

Коллективные договоры и социально-партнерские соглашения не могут содержать условий, ограничивающих права или снижающих уровень гарантий работников по сравнению с установленными трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права. Если такие условия включены в коллективный договор, социально-партнерское соглашение, то они не подлежат применению.

Локальные нормативные акты, содержащие нормы трудового права, работодатель принимает в пределах своей компетенции.

В случаях, предусмотренных ТК РФ, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ, коллективным договором, социально-партнерскими соглашениями, работодатель при принятии локальных нормативных актов учитывает мнение представительного органа работников (при наличии такого представительного органа).

Например, ст. 103 ТК РФ устанавливает, что при составлении графиков сменности работодатель учитывает мнение представительного органа работников, а в ст. 190 ТК РФ указывается, что правила внутреннего трудового распорядка утверждаются работодателем с учетом мнения представительного органа работников.

Порядок учета мнения представительного органа работников при принятии локальных нормативных актов определяется ст. 372 ТК РФ.

Коллективный договор, социально-партнерские соглашения могут предусматривать иную форму взаимоотношений между работодателем и представительным органом работников при принятии локального нормативного акта: вместо учета мнения - согласование с представительным органом работников.

Нормы локальных нормативных актов, ухудшающие положение работников по сравнению с установленным трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, социально-партнерскими соглашениями, а также локальные нормативные акты, принятые без соблюдения установленного ст. 372 ТК РФ порядка учета мнения представительного органа работников, не подлежат применению. В таких случаях применяются трудовое законодательство и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, коллективный договор, социально-партнерские соглашения.

Итак, система нормативных правовых актов как источников российского трудового права имеет следующие особенности:
- отнесение трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, к предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов РФ (подп. "к" п. 1 ст. 72 Конституции РФ);
- значительный массив локальных нормативных актов, принимаемых и действующих у конкретных работодателей;
- наличие особой группы подзаконных нормативных актов, исходящих от специализированного органа государственной власти, занимающегося вопросами регулирования отношений в области труда и социального развития (Министерство здравоохранения и социального развития РФ);
- участие работников через профсоюзы и иные представительные органы в правотворческой деятельности;
- дифференциация источников трудового права на общие и специальные.

Система нормативных правовых актов как источников российского трудового права должна соответствовать международно-правовым актам.

Исходя из ч. 4 ст. 15 Конституции РФ, ст. 10 ТК РФ признает, что общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью правовой системы Российской Федерации. Если международным договором Российской Федерации установлены другие правила, чем предусмотренные трудовым законодательством и иными актами, содержащими нормы трудового права, применяются правила международного договора.

Таким образом, нормы международного права и международные договоры имеют приоритет (при условии, что ими установлены более льготные для граждан нормы и правила) по сравнению с национальным трудовым законодательством РФ.

Важнейшее значение для трудового права РФ имеют следующие основополагающие международно-правовые акты:1) Всеобщая декларация прав человека ООН от 10 декабря 1948 г.;2) Международный пакт о гражданских и политических правах от 16 декабря 1966 г.;3) Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах от 16 декабря 1966 г.;4) Декларация МОТ об основополагающих принципах и правах в сфере труда от 19 июня 1998 г.;5) Европейская социальная хартия от 18 октября 1961 г.

Кроме того, определяют содержание всех институтов трудового законодательства конвенции и рекомендации Международной организации труда (МОТ), принятые практически по всем принципиальным вопросам регулирования трудовых и непосредственно связанных с ними отношений.

Примеры ратифицированных СССР и Российской Федерацией конвенций МОТ: Конвенция № 52 1936 г. "О ежегодных оплачиваемых отпусках", Конвенция № 111 1958 г. "О дискриминации в области труда и занятий", Конвенция № 182 1999 г. "О запрещении и немедленных мерах по искоренению наихудших форм детского труда".

судебная практика

Несколько слов о судебной практике. Как известно, акты судебных органов к источникам права в РФ пока не относятся. Между тем особое место в общем массиве судебной практики занимает такой ее вид, как руководящая судебная практика. Применительно к сфере трудовых и непосредственно связанных с ними отношений это постановления Конституционного Суда РФ и постановления Пленума Верховного Суда РФ.

Постановления Конституционного Суда РФ могут признавать те или иные нормативные правовые акты неконституционными. Отсюда следует, что признавать нормативный правовой акт неконституционным, а значит недействительным, в состоянии лишь акт, обладающий по крайней мере не меньшей юридической силой, чем нормативный правовой акт, который признается источником права.

Постановлением Конституционного Суда РФ от 15.03.05 № 3-П "По делу о проверке конституционности положений пункта 2 статьи 278 и статьи 279 Трудового кодекса Российской Федерации и абзаца второго пункта 4 статьи 69 Федерального закона "Об акционерных общес положения п. 2 ст. 278 ТК РФ и абз. 2 п. 4 ст. 69 Федерального закона "Об акционерных обществах" были признаны не противоречащими конституции РФ. В соответствии с данными положениями трудовой договор с руководителем организации может быть расторгнут в связи с принятием уполномоченным органом юридического лица решения о досрочном прекращении договора. Названные положения предполагают, что расторжение трудового договора в данном случае не является мерой юридической ответственности и не допускается без выплаты справедливой компенсации, размер которой определяется трудовым договором, т. е. по соглашению сторон, а в случае спора - решением суда.

Кроме того, данное постановление признало ст. 279 ТК РФ, согласно которой в случае расторжения трудового договора с руководителем организации до истечения срока его действия по решению уполномоченного органа юридического лица либо собственника имущества организации, либо уполномоченного собственником лица (органа) при отсутствии виновных действий (бездействия) руководителя ему выплачивается компенсация за досрочное расторжение с ним трудового договора в размере, определяемом трудовым договором, не соответствующей Конституции РФ в той мере, в какой она, не устанавливая гарантированный минимальный размер компенсации, полагающейся руководителю организации в указанном случае, допускает досрочное расторжение с ним трудового договора без выплаты справедливой компенсации.

Это судебное решение было учтено при внесении изменений и дополнений в ТК РФ (Федеральный закон от 30.06.06 № 90-ФЗ), и в настоящее время минимальный размер подобной компенсации руководителю организации составляет трехкратный средний месячный заработок.

Постановления Пленума Верховного Суда РФ всегда учитывались и учитываются при рассмотрении трудовых (и не только) дел, выступая ориентиром в вопросах применения и толкования норм права, устранения пробелов, использования аналогии закона или аналогии права.

Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 17.03.04 № 2 "О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации" (далее - постановление от 17.03.04 № 2) было учтено при внесении изменений и дополнений в ТК РФ (Федеральный закон от 30.06.06 № 90-ФЗ). вот несколько примеров:
1) в статьях 57 и 72.1 ТК РФ был учтен п. 16 постановления от 17.03.04 № 2, согласно которому если в трудовом договоре рабочее место работника было определено с указанием конкретного структурного подразделения, то необходимо исходить из того, что изменение структурного подразделения организации возможно лишь с письменного согласия работника;
2) в подп. "а" п. 6 ст. 81 ТК РФ учтен п. 39 постановления от 17.03.04 № 2, в результате чего уточнено понятие прогула, который определяется как отсутствие на рабочем месте без уважительных причин в течение всего рабочего дня (смены) независимо от его (ее) продолжительности, а также отсутствие на рабочем месте без уважительных причин более четырех часов подряд в течение рабочего дня (смены);
3) в статье 192 ТК РФ учтен п. 52 постановления от 17.03.04 № 2, вследствие чего ТК РФ определяет, что к дисциплинарным взысканиям относится увольнение работника по основаниям, предусмотренным пп. 5, 6, 9 или 10 ч. 1 ст. 81 ТК РФ или п. 1 ст. 336 ТК РФ, а также пп. 7 или 8 ч. 1 ст. 81 ТК РФ, в случаях, когда виновные действия, дающие основания для утраты доверия, либо соответственно аморальный проступок совершены работником по месту работы и в связи с исполнением им трудовых обязанностей.

Понятие трудового законодательства
Система трудового законодательства
Приоритет нормативных правовых актов , регулирующих трудовые отношения
Случаи нарушения приоритета , установленного для трудового законодательства
1. Трудовое законодательство представляет собой систему норма ­ тивных правовых актов , посредством которых регламентируют­ся трудовые отношения. Основным актом трудового законода­тельства является Трудовой кодекс РФ - сводный федеральный закон, действующий на всей территории РФ.
Согласно ст. 72 Конституции РФ трудовое законодательство относится к совместному ведению РФ и ее субъектов. По предметам совместного ведения издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные норма­тивные правовые акты субъектов РФ.
2. Регулирование трудовых и иных1 непосредственно связанных с ними отношений осуществляется трудовым законодательством (включая законодательство об охране труда) и другими норма­тивными правовыми актами, содержащими нормы трудового права:
Трудовым кодексом РФ;
иными федеральными законами;
указами Президента РФ;
постановлениями Правительства РФ и нормативными право­выми актами федеральных органов исполнительной власти;
конституциями (уставами), законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ;
актами органов местного самоуправления и локальными нор­мативными актами, содержащими нормы трудового права, ко­торые составляют систему трудового законодательства .

3. Трудовой кодекс - основной акт трудового законодательства, и нормы трудового права, содержащиеся в иных законах, долж­ны соответствовать ТК РФ .
Указы Президента РФ, содержащие нормы трудового права, не
должны противоречить ТК РФ и иным федеральным законам. Постановления Правительства РФ, содержащие нормы трудо­
вого права, не должны противоречить ТК РФ, иным федераль­ным законам и указам Президента РФ.
Нормативные правовые акты федеральных органов исполни­тельной власти, содержащие нормы трудового права, не долж­ны противоречить ТК РФ, иным федеральным законам, указам Президента РФ и постановлениям Правительства РФ.
Законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ, со­держащие нормы трудового права, не должны противоречить ТК РФ, иным федеральным законам, указам Президента РФ, постановлениям Правительства РФ и нормативным правовым актам федеральных органов исполнительной власти.
Акты органов местного самоуправления и локальные норма­тивные акты, содержащие нормы трудового права, не должны противоречить ТК РФ, иным федеральным законам, указам Президента РФ, постановлениям Правительства РФ, норма­тивным правовым актам федеральных органов исполнительной власти, законам и иным нормативным правовым актам субъек­тов РФ.
4. В случае противоречий между ТК РФ и иными федеральными законами, содержащими нормы трудового права, применяется Òðóäîâîé êîäåêñ ÐÔ . Если вновь принятый федеральный закон противоречит ТК РФ, то данный федеральный закон применя­ется при условии внесения соответствующих изменений.

Целями трудового законодательства являются установление государственных гарантий трудовых прав и свобод граждан, создание благоприятных условий труда, защита прав и интересов работников и работодателей.

Основными задачами трудового законодательства являются создание необходимых правовых условий для достижения оптимального согласования интересов сторон трудовых отношений, интересов государства, а также правовое регулирование трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений по:

организации труда и управлению трудом;

трудоустройству у данного работодателя;

профессиональной подготовке, переподготовке и повышению квалификации работников непосредственно у данного работодателя;

социальному партнерству, ведению коллективных переговоров, заключению коллективных договоров и соглашений;

участию работников и профессиональных союзов в установлении условий труда и применении трудового законодательства в предусмотренных законом случаях;

материальной ответственности работодателей и работников в сфере труда;

государственному контролю (надзору), профсоюзному контролю за соблюдением трудового законодательства (включая законодательство об охране труда) и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права;

(в ред. Федеральных законов от 30.06.2006 N 90-ФЗ, от 18.07.2011 N 242-ФЗ)

разрешению трудовых споров;

обязательному социальному страхованию в случаях, предусмотренных федеральными законами.

(абзац введен Федеральным законом от 30.06.2006 N 90-ФЗ)

Статья 2. Основные принципы правового регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений

Исходя из общепризнанных принципов и норм международного права и в соответствии с Конституцией Российской Федерации основными принципами правового регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений признаются:

свобода труда, включая право на труд, который каждый свободно выбирает или на который свободно соглашается, право распоряжаться своими способностями к труду, выбирать профессию и род деятельности;

запрещение принудительного труда и дискриминации в сфере труда;

защита от безработицы и содействие в трудоустройстве;

обеспечение права каждого работника на справедливые условия труда, в том числе на условия труда, отвечающие требованиям безопасности и гигиены, права на отдых, включая ограничение рабочего времени, предоставление ежедневного отдыха, выходных и нерабочих праздничных дней, оплачиваемого ежегодного отпуска;

равенство прав и возможностей работников;

обеспечение права каждого работника на своевременную и в полном размере выплату справедливой заработной платы, обеспечивающей достойное человека существование для него самого и его семьи, и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда;

обеспечение равенства возможностей работников без всякой дискриминации на продвижение по работе с учетом производительности труда, квалификации и стажа работы по специальности, а также на профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации;

обеспечение права работников и работодателей на объединение для защиты своих прав и интересов, включая право работников создавать профессиональные союзы и вступать в них;

обеспечение права работников на участие в управлении организацией в предусмотренных законом формах;

сочетание государственного и договорного регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений;

социальное партнерство, включающее право на участие работников, работодателей, их объединений в договорном регулировании трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений;

обязательность возмещения вреда, причиненного работнику в связи с исполнением им трудовых обязанностей;

установление государственных гарантий по обеспечению прав работников и работодателей, осуществление государственного контроля (надзора) за их соблюдением;

обеспечение права каждого на защиту государством его трудовых прав и свобод, включая судебную защиту;

обеспечение права на разрешение индивидуальных и коллективных трудовых споров, а также права на забастовку в порядке, установленном настоящим Кодексом и иными федеральными законами;

обязанность сторон трудового договора соблюдать условия заключенного договора, включая право работодателя требовать от работников исполнения ими трудовых обязанностей и бережного отношения к имуществу работодателя и право работников требовать от работодателя соблюдения его обязанностей по отношению к работникам, трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права;

обеспечение права представителей профессиональных союзов осуществлять профсоюзный контроль за соблюдением трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права;

обеспечение права работников на защиту своего достоинства в период трудовой деятельности;

обеспечение права на обязательное социальное страхование работников.

Статья 3. Запрещение дискриминации в сфере труда

Каждый имеет равные возможности для реализации своих трудовых прав.

Никто не может быть ограничен в трудовых правах и свободах или получать какие-либо преимущества независимо от пола, расы, цвета кожи, национальности, языка, происхождения, имущественного, семейного, социального и должностного положения, возраста, места жительства, отношения к религии, политических убеждений, принадлежности или непринадлежности к общественным объединениям, а также от других обстоятельств, не связанных с деловыми качествами работника.

(в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ)

Не являются дискриминацией установление различий, исключений, предпочтений, а также ограничение прав работников, которые определяются свойственными данному виду труда требованиями, установленными федеральным законом, либо обусловлены особой заботой государства о лицах, нуждающихся в повышенной социальной и правовой защите.

Лица, считающие, что они подверглись дискриминации в сфере труда, вправе обратиться в суд с заявлением о восстановлении нарушенных прав, возмещении материального вреда и компенсации морального вреда.

(в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ)

Статья 4. Запрещение принудительного труда

Принудительный труд запрещен.

Принудительный труд - выполнение работы под угрозой применения какого-либо наказания (насильственного воздействия), в том числе:

в целях поддержания трудовой дисциплины;

в качестве меры ответственности за участие в забастовке;

в качестве средства мобилизации и использования рабочей силы для нужд экономического развития;

в качестве меры наказания за наличие или выражение политических взглядов или идеологических убеждений, противоположных установленной политической, социальной или экономической системе;

в качестве меры дискриминации по признакам расовой, социальной, национальной или религиозной принадлежности.

К принудительному труду также относится работа, которую работник вынужден выполнять под угрозой применения какого-либо наказания (насильственного воздействия), в то время как в соответствии с настоящим Кодексом или иными федеральными законами он имеет право отказаться от ее выполнения, в том числе в связи с:

нарушением установленных сроков выплаты заработной платы или выплатой ее не в полном размере;

возникновением непосредственной угрозы для жизни и здоровья работника вследствие нарушения требований охраны труда, в частности необеспечения его средствами коллективной или индивидуальной защиты в соответствии с установленными нормами.

(часть третья в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ)

Для целей настоящего Кодекса принудительный труд не включает в себя:

работу, выполнение которой обусловлено законодательством о воинской обязанности и военной службе или заменяющей ее альтернативной гражданской службе;

работу, выполнение которой обусловлено введением чрезвычайного или военного положения в порядке, установленном федеральными конституционными законами;

работу, выполняемую в условиях чрезвычайных обстоятельств, то есть в случае бедствия или угрозы бедствия (пожары, наводнения, голод, землетрясения, эпидемии или эпизоотии) и в иных случаях, ставящих под угрозу жизнь или нормальные жизненные условия всего населения или его части;

работу, выполняемую вследствие вступившего в законную силу приговора суда под надзором государственных органов, ответственных за соблюдение законодательства при исполнении судебных приговоров.

Статья 5. Трудовое законодательство и иные акты, содержащие нормы трудового права

((в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ)


Регулирование трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами осуществляется:

трудовым законодательством (включая законодательство об охране труда), состоящим из настоящего Кодекса, иных федеральных законов и законов субъектов Российской Федерации, содержащих нормы трудового права;

иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права:

указами Президента Российской Федерации;

постановлениями Правительства Российской Федерации и нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти;

нормативными правовыми актами органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации;

нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

Трудовые отношения и иные непосредственно связанные с ними отношения регулируются также коллективными договорами, соглашениями и локальными нормативными актами, содержащими нормы трудового права.

Нормы трудового права, содержащиеся в иных федеральных законах, должны соответствовать настоящему Кодексу.

В случае противоречий между настоящим Кодексом и иным федеральным законом, содержащим нормы трудового права, применяется настоящий Кодекс.

Если вновь принятый федеральный закон, содержащий нормы трудового права, противоречит настоящему Кодексу, то этот федеральный закон применяется при условии внесения соответствующих изменений в настоящий Кодекс.

Указы Президента Российской Федерации, содержащие нормы трудового права, не должны противоречить настоящему Кодексу и иным федеральным законам.

Постановления Правительства Российской Федерации, содержащие нормы трудового права, не должны противоречить настоящему Кодексу, иным федеральным законам и указам Президента Российской Федерации.

Нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, содержащие нормы трудового права, не должны противоречить настоящему Кодексу, иным федеральным законам, указам Президента Российской Федерации и постановлениям Правительства Российской Федерации.

Законы субъектов Российской Федерации, содержащие нормы трудового права, не должны противоречить настоящему Кодексу и иным федеральным законам. Нормативные правовые акты органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации не должны противоречить настоящему Кодексу, иным федеральным законам, указам Президента Российской Федерации, постановлениям Правительства Российской Федерации и нормативным правовым актам федеральных органов исполнительной власти.

Органы местного самоуправления имеют право принимать нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, в пределах своей компетенции в соответствии с настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

Статья 6. Разграничение полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений

К ведению федеральных органов государственной власти в сфере трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений относится принятие обязательных для применения на всей территории Российской Федерации федеральных законов и иных нормативных правовых актов, устанавливающих:

основные направления государственной политики в сфере трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений;

основы правового регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений (включая определение правил, процедур, критериев и нормативов, направленных на сохранение жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности);

(в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ)

обеспечиваемый государством уровень трудовых прав, свобод и гарантий работникам (включая дополнительные гарантии отдельным категориям работников);

порядок заключения, изменения и расторжения трудовых договоров;

основы социального партнерства, порядок ведения коллективных переговоров, заключения и изменения коллективных договоров и соглашений;

порядок разрешения индивидуальных и коллективных трудовых споров;

порядок осуществления федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права;

(в ред. Федерального закона от 18.07.2011 N 242-ФЗ)

порядок расследования несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;

систему и порядок проведения аттестации рабочих мест по условиям труда, государственной экспертизы условий труда, подтверждения соответствия организации работ по охране труда государственным нормативным требованиям охраны труда;

(в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ)

порядок и условия материальной ответственности сторон трудового договора, в том числе порядок возмещения вреда жизни и здоровью работника, причиненного ему в связи с исполнением им трудовых обязанностей;

виды дисциплинарных взысканий и порядок их применения;

систему государственной статистической отчетности по вопросам труда и охраны труда;

особенности правового регулирования труда отдельных категорий работников.

Органы государственной власти субъектов Российской Федерации принимают законы и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, по вопросам, не отнесенным к ведению федеральных органов государственной власти. При этом более высокий уровень трудовых прав и гарантий работникам по сравнению с установленным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, приводящий к увеличению бюджетных расходов или уменьшению бюджетных доходов, обеспечивается за счет бюджета соответствующего субъекта Российской Федерации.

(в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ)

Органы государственной власти субъектов Российской Федерации по вопросам, не урегулированным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, могут принимать законы и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права. В случае принятия федерального закона или иного нормативного правового акта Российской Федерации по этим вопросам закон или иной нормативный правовой акт субъекта Российской Федерации приводится в соответствие с федеральным законом или иным нормативным правовым актом Российской Федерации.

В случаях, если закон или иной нормативный правовой акт субъекта Российской Федерации, содержащий нормы трудового права, противоречит настоящему Кодексу или иным федеральным законам либо снижает уровень трудовых прав и гарантий работникам, установленный настоящим Кодексом или иными федеральными законами, применяется настоящий Кодекс или иной федеральный закон.

Статья 7. Утратила силу. - Федеральный закон от 30.06.2006 N 90-ФЗ.

Статья 8. Локальные нормативные акты, содержащие нормы трудового права

(в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ)

Работодатели, за исключением работодателей - физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, принимают локальные нормативные акты, содержащие нормы трудового права (далее - локальные нормативные акты), в пределах своей компетенции в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективными договорами, соглашениями.

В случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, коллективным договором, соглашениями, работодатель при принятии локальных нормативных актов учитывает мнение представительного органа работников (при наличии такого представительного органа).

Коллективным договором, соглашениями может быть предусмотрено принятие локальных нормативных актов по согласованию с представительным органом работников.

Нормы локальных нормативных актов, ухудшающие положение работников по сравнению с установленным трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, а также локальные нормативные акты, принятые без соблюдения установленного статьей 372 настоящего Кодекса порядка учета мнения представительного органа работников, не подлежат применению. В таких случаях применяются трудовое законодательство и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, коллективный договор, соглашения.

Статья 9. Регулирование трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений в договорном порядке

В соответствии с трудовым законодательством регулирование трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений может осуществляться путем заключения, изменения, дополнения работниками и работодателями коллективных договоров, соглашений, трудовых договоров.

Коллективные договоры, соглашения, трудовые договоры не могут содержать условий, ограничивающих права или снижающих уровень гарантий работников по сравнению с установленными трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права. Если такие условия включены в коллективный договор, соглашение или трудовой договор, то они не подлежат применению.

(часть вторая в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ)

Статья 10. Трудовое законодательство, иные акты, содержащие нормы трудового права, и нормы международного права

(в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ)

Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации в соответствии с Конституцией Российской Федерации являются составной частью правовой системы Российской Федерации.

Если международным договором Российской Федерации установлены другие правила, чем предусмотренные трудовым законодательством и иными актами, содержащими нормы трудового права, применяются правила международного договора.

(в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ)

Статья 11. Действие трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права

(в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ)

Трудовым законодательством и иными актами, содержащими нормы трудового права, регулируются трудовые отношения и иные непосредственно связанные с ними отношения.

Трудовое законодательство и иные акты, содержащие нормы трудового права, также применяются к другим отношениям, связанным с использованием личного труда, если это предусмотрено настоящим Кодексом или иным федеральным законом.

Все работодатели (физические лица и юридические лица, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности) в трудовых отношениях и иных непосредственно связанных с ними отношениях с работниками обязаны руководствоваться положениями трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права.

В тех случаях, когда судом установлено, что договором гражданско-правового характера фактически регулируются трудовые отношения между работником и работодателем, к таким отношениям применяются положения трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права.

На территории Российской Федерации правила, установленные трудовым законодательством и иными актами, содержащими нормы трудового права, распространяются на трудовые отношения с участием иностранных граждан, лиц без гражданства, организаций, созданных или учрежденных иностранными гражданами, лицами без гражданства либо с их участием, международных организаций и иностранных юридических лиц, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации.

Особенности правового регулирования труда отдельных категорий работников (руководителей организаций, лиц, работающих по совместительству, женщин, лиц с семейными обязанностями, молодежи и других) устанавливаются в соответствии с настоящим Кодексом.

На государственных гражданских служащих и муниципальных служащих действие трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, распространяется с особенностями, предусмотренными федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации о государственной гражданской службе и муниципальной службе.

Трудовое законодательство и иные акты, содержащие нормы трудового права, не распространяются на следующих лиц (если в установленном настоящим Кодексом порядке они одновременно не выступают в качестве работодателей или их представителей):

военнослужащие при исполнении ими обязанностей военной службы;

члены советов директоров (наблюдательных советов) организаций (за исключением лиц, заключивших с данной организацией трудовой договор);

лица, работающие на основании договоров гражданско-правового характера;

другие лица, если это установлено федеральным законом.

Статья 12. Действие трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, во времени

(в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ)

Закон или иной нормативный правовой акт, содержащий нормы трудового права, вступает в силу со дня, указанного в этом законе или ином нормативном правовом акте либо в законе или ином нормативном правовом акте, определяющем порядок введения в действие акта данного вида.

Закон или иной нормативный правовой акт, содержащий нормы трудового права, либо отдельные их положения прекращают свое действие в связи с:

(в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ)

истечением срока действия;

(в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ)

вступлением в силу другого акта равной или высшей юридической силы;

отменой (признанием утратившими силу) данного акта либо отдельных его положений актом равной или высшей юридической силы.

(в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ)

Закон или иной нормативный правовой акт, содержащий нормы трудового права, не имеет обратной силы и применяется к отношениям, возникшим после введения его в действие.

Действие закона или иного нормативного правового акта, содержащего нормы трудового права, распространяется на отношения, возникшие до введения его в действие, лишь в случаях, прямо предусмотренных этим актом.

В отношениях, возникших до введения в действие закона или иного нормативного правового акта, содержащего нормы трудового права, указанный закон или акт применяется к правам и обязанностям, возникшим после введения его в действие.

Действие коллективного договора, соглашения во времени определяется их сторонами в соответствии с настоящим Кодексом.

(часть шестая введена Федеральным законом от 30.06.2006 N 90-ФЗ)

Локальный нормативный акт вступает в силу со дня его принятия работодателем либо со дня, указанного в этом локальном нормативном акте, и применяется к отношениям, возникшим после введения его в действие. В отношениях, возникших до введения в действие локального нормативного акта, указанный акт применяется к правам и обязанностям, возникшим после введения его в действие.

(часть седьмая введена Федеральным законом от 30.06.2006 N 90-ФЗ)

Локальный нормативный акт либо отдельные его положения прекращают свое действие в связи с:

истечением срока действия;

отменой (признанием утратившими силу) данного локального нормативного акта либо отдельных его положений другим локальным нормативным актом;

вступлением в силу закона или иного нормативного правового акта, содержащего нормы трудового права, коллективного договора, соглашения (в случае, когда указанные акты устанавливают более высокий уровень гарантий работникам по сравнению с установленным локальным нормативным актом).

(часть восьмая введена Федеральным законом от 30.06.2006 N 90-ФЗ)

Статья 13. Действие трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, в пространстве

(в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ)

Федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, содержащие нормы трудового права, действуют на всей территории Российской Федерации, если в этих законах и иных нормативных правовых актах не предусмотрено иное.

(в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ)

Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, содержащие нормы трудового права, действуют в пределах территории соответствующего субъекта Российской Федерации.

Нормативные правовые акты органов местного самоуправления, содержащие нормы трудового права, действуют в пределах территории соответствующего муниципального образования.

(в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ)

Принимаемые работодателем локальные нормативные акты действуют в отношении работников данного работодателя независимо от места выполнения ими работы.

(часть четвертая в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ)

Статья 14. Исчисление сроков

Течение сроков, с которыми настоящий Кодекс связывает возникновение трудовых прав и обязанностей, начинается с календарной даты, которой определено начало возникновения указанных прав и обязанностей.

Течение сроков, с которыми настоящий Кодекс связывает прекращение трудовых прав и обязанностей, начинается на следующий день после календарной даты, которой определено окончание трудовых отношений.

Сроки, исчисляемые годами, месяцами, неделями, истекают в соответствующее число последнего года, месяца или недели срока. В срок, исчисляемый в календарных неделях или днях, включаются и нерабочие дни.

Если последний день срока приходится на нерабочий день, то днем окончания срока считается ближайший следующий за ним рабочий день.

2.2 Основные нормативно-правовые акты, регулирующие трудовые отношения

Фактической основой современного трудового права России выступает разветвленная система нормативных правовых актов, в которую включаются:

1) законодательные акты, представленные Конституцией РФ, конституциями и уставами субъектов Российской Федерации, Трудовым кодексом РФ, трудовыми кодексами субъектов Российской Федерации, отдельными законами (как федеративными, так и региональными);

2) нормативные Указы Президента РФ;

3) Постановления и иные акты Правительства РФ, а также акты высших органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации;

4) акты министерств и ведомств РФ, в том числе упраздненного Минтруда РФ, акты отраслевых и функциональных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации;

5) правовые акты органов муниципальной власти и местного самоуправления;

6) локальные нормативные акты.

Законы как источники трудового права России по органам их принятия и юридической силе можно классифицировать на следующие три группы:

1) федеральные конституционные законы;

2) федеральные законы;

3) законы субъектов Российской Федерации.

Особое место среди конституционных законов принадлежит Конституции Российской Федерации и Декларации прав и свобод человека и гражданина. Главенствующая роль этих актов среди всех других источников трудового права вызвана тем, что они обладают юридическим верховенством над всеми иными источниками трудового права, а также тем, что их содержание предусматривает фундаментальные трудовые права и свободы человека и гражданина, определяющие смысл, содержание и применение всего трудового права.

К числу важнейших федеральных законов о труде относится Трудовой кодекс Российской Федерации, который был принят Государственной Думой 21 декабря 2001 г. и введен в действие с 1 февраля 2002 г. (ст. 420 ТК РФ). Трудовой кодекс РФ 2016 Актуальная редакция с Комментариями по состоянию на 03.10.2016

Помимо Трудового кодекса, на уровне Российской Федерации действует ряд других федеральных законов, посвященных регулированию социально-трудовых отношений. За годы реформ были приняты новые законы, такие как:

· Закон РФ «О занятости населения в Российской Федерации»; Закон РФ «О занятости населения в Российской Федерации» от 09.03.2016 № 66-ФЗ:

· Закон РФ «О коллективных договорах и соглашениях»; Закон РФ от 11 марта 1992 г. № 2490-1 "О коллективных договорах и соглашениях" с изм.от 29.06. 2004

· ФЗ «Об объединениях работодателей». ФЗ от 27 ноября 2002 г. № 156-ФЗ «Об объединениях работодателей» с изменениями на 28.11. 2015

К числу законодательных актов, регулирующих трудовые отношения в России, относятся и законы субъектов Российской Федерации. Но далеко не все регионы активны в области законотворчества, касающегося сферы социально-трудовых отношений, хотя есть и такие, которые приняли (например, Республика Башкортостан), свой Трудовой кодекс.

Указы Президента РФ. Следующую ступень в иерархии нормативных источников правового регулирования социально-трудовых отношений занимают нормативные указы Президента Российской Федерации, которые после федеральных законов обладают высшей юридической силой среди всех нормативных актов. Примером таких источников трудового права могут служить Указ Президента РФ «О некоторых мерах по обеспечению государственного управления экономикой», который предусмотрел особые требования к содержанию трудового договора, заключаемого с руководителями федеральных государственных предприятий.

Подзаконные нормативные правовые акты. На всех остальных уровнях иерархии источников нормативного регулирования располагаются подзаконные нормативные правовые акты, высшей юридической силой среди которых обладают Постановления Правительства России.

Министерства, ведомства и комитеты Российской Федерации издают административные акты по вопросам, отнесенным к их компетенции, и, в частности, по вопросам регулирования отношений, относящихся к предмету трудового права. Эти акты обычно распространяются только на работников соответствующих отраслей. В то же время акты некоторых министерств и ведомств, например, таких как Министерство здравоохранения РФ, Федеральная служба занятости РФ, а в недавнем прошлом - Федеральная миграционная служба и Министерство труда и социальной защиты населения РФ, могут носить межотраслевой характер.

В пределах своей компетенции документы, содержащие нормы трудового права, могут принимать также органы местного самоуправления (городские думы, администрации, мэрии, сельсоветы и т. п.). Такие источники трудового права действуют только на территории соответствующего муниципалитета.

Локальные нормативные акты занимают низшую ступень в системе нормативных источников правового регулирования социально-трудовых отношений.

К числу локальных нормативных актов относятся правила внутреннего трудового распорядка конкретной организации, положения о премировании, о вознаграждении по итогам работы организации за год, о доплатах и надбавках, поощрительных и дополнительных отпусках, графики сменности, графики отпусков, должностные инструкции, тарифные характеристики и пр. Трудовой кодекс РФ 2016 Актуальная редакция с Комментариями по состоянию на 03.10.2016

Брачно-семейные отношения в международном частном праве

В России с 1 марта 1996 г. действует новый Семейный кодекс, включающий разд. VII «Применение семейного законодательства к семейным отношениям с участием иностранных граждан и лиц без гражданства»...

Государственная политика в области культуры и искусства: модели и методы осуществления

культура искусство государственный управление Право участия в культурной жизни и пользования учреждениями культуры, а также доступ к культурным ценностям каждого гражданина РФ гарантируется Конституцией РФ (ст. 44) ...

Государственное регулирование предпринимательской деятельности в Республике Беларусь

К основным Законам и нормативным правовым актам регулирующим предпринимательскую деятельность можно отнести: 1. Гражданский кодекс Республики Беларусь. 2. Закон Республики Беларусь 28 мая 1991 г...

Конституционно-правовые способы борьбы с коррупцией в системе государственной и муниципальной службы

В Российской Федерации разработана система законов и подзаконных актов, регулирующих способы профилактики, противодействия коррупции, минимизации её последствий. Рассмотрим следующие нормативные правовые акты, входящие в неё: 1...

Особенности трудовых правоотношений в органах внутренних дел

Органы внутренних дел -- система государственных органов исполнительной власти, призванных защищать жизнь, здоровье, права и свободы граждан, собственность...

Понятие трудовой пенсии по старости

В ст.1. ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" отмечено, что трудовые пенсии устанавливаются и выплачиваются в соответствии с этим законом Федеральный закон от 17. 12.2001 № 173-ФЗ (ред. от 28. 12.2013, с изм. от 04. 06...

Правовое обеспечение профессиональной деятельности

1. Основные нормативно- правовые акты, регулирующие трудовые отношения. Фактической основой современного трудового права России выступает разветвленная система нормативных правовых актов, в которую включаются: 1) законодательные акты...

Правовые нормы о соглашениях по социально-трудовым вопросам

Одной из форм решения социально-экономических проблем работников любой отрасли, защиты их законных прав и интересов являются социально-партнерские соглашения в сфере труда - правовые акты...

Правовые основы деятельности Фонда социального страхования Российской Федерации

Основным нормативно-правовым документом, регламентирующим структуру Фонда социального страхования, а также его деятельность, является Постановление Правительства Российской Федерации от 12 февраля 1994 г...

Правовые основы социального обслуживания в Российской Федерации

Право на социальное обеспечение - одно из основных социально-экономических прав человека. Оно закреплено во многих международных документах. Это ещё раз подчеркивает важность этого права и закрепляет, что забота о престарелых...

Свобода совести и вероисповедания в России

Помимо федерального закона «О свободе совести и о религиозных объединениях», на федеральном уровне в общей сложности действует свыше 100 нормативных правовых актов...

Сущность и методы борьбы с трансграничной организованной преступностью

Сущность явления транснациональной (трансграничной) преступности

Правовую основу ОРД составляют Конституция, Федеральный закон «Об оперативно- розыскной деятельности» (далее по тексту- ФЗ «Об ОРД»)...

Трудовое право и трудовые отношения

Действие нормативно-правовых актов во времени. Действие норм права распространяется на определённый круг субъектов, нормы права действуют на определённо ограниченном участке пространства и ограничено определёнными временными рамками...

Универсальная электронная карта гражданина РФ

Универсальная электронная карта представляет собой материальный носитель...



Просмотров