Законодательство моисея, его смысл и основные принципы. Частное право по законам Моисея Группы населения по законам моисея

Продолжая рассуждать об учении Иисуса, мы остановим свое внимание на фразе «упразднив… закон заповедей учением » из Послания апостола Павла к Ефесянам:

«А теперь во Христе Иисусе вы, бывшие некогда далеко, стали близки Кровию Христовою. Ибо Он есть мир наш, соделавший из обоих одно и разрушивший стоявшую посреди преграду, упразднив вражду Плотию Своею, а закон заповедей учением , дабы из двух создать в Себе Самом одного нового человека, устрояя мир» (Еф.2:13-15 , см. также Кол. 2:14)

Именно на эту фразу из Нового Завета некоторые христианские конфессии ссылаются, заявляя об отмене Иисусом всех заповедей закона Моисея. Действительно, указанные слова очень важны для понимания сути учения Христа, но имеют иное значение.

Здесь, под словосочетанием закон заповедей с учетом контекста следует понимать:

1. Завет, заключенный с евреями на горе Синай.

2. Закон предписаний.

Рассмотрим оба эти понятия:


По пункту 1

Создатель избрал потомков Авраама хранителями чистоты веры в Единого Живого Бога. Изначально евреи назывались «уделом из всех народов» и «царством священников» (см. Исх. 19:5,6 , Втор. 7:6-8 , Лев. 20:24). Такое особое взаимоотношение было «cкреплено» заключением завета (договора) между Творцом и народом израильским:

«Чтобы вступить тебе в завет Господа Бога твоего и в клятвенный договор с Ним, который Господь Бог твой сегодня поставляет с тобою, дабы соделать тебя сегодня Его народом , и Ему быть тебе Богом, как Он говорил тебе и как клялся отцам твоим Аврааму , Исааку и Иакову» (Втор. 29:12,13 , см. также Исх. 24:7,8 , Втор. 5:2 , 1 Цар. 23:18 , 2 Цар. 5:3 , Иер. 34:8).

Условием действия этого завета было исполнение (соблюдение) евреями совокупности заповедей закона Моисея, часть из которых, как мы видели выше, описывала обрядовое служение, символизирующее грядущего Мессию (Христа), другая регулировала гражданскую жизнь общества, еще часть освещала морально-этические правила жизни людей, а часть была направлена на изоляцию (защиту) Израиля от чуждого духовного влияния извне:

«Христос искупил нас (евреев. - Прим. авт.) от клятвы закона , … дабы благословение Авраамово через Христа Иисуса распространилось на язычников » (Гал. 3:13,14).

Причем, такой план был у Творца изначально. Отныне все верующие стали наследниками данного Аврааму Богом обетования:

«Верующие суть сыны Авраама . И Писание, провидя, что Бог верою оправдает язычников , предвозвестило Аврааму: в тебе благословятся все народы . А до пришествия веры мы заключены были под стражею закона, до того времени, как надлежало открыться вере . Итак закон был для нас детоводителем ко Христу . Если же вы Христовы, то вы семя Авраамово и по обетованию наследники » (Гал. 3:7,8,23,24,29).

Мы вновь видим то, о чем уже рассуждали. Обрядовая часть закона Моисея была прообразом Иисуса. Закон жертвоприношений и служения в святилище был детоводителем ко Христу . Теперь же через Христа Бог с человечеством заключил Новый Завет:

Таким образом, фраза «упразднил закон заповедей учением» в данном случае обозначает отмену Ветхого Завета, заключенного с евреями на горе Синай, а именно заповедей закона Моисея о жертвоприношениях, обрядах, праздниках и служении в святилище, исполненных в Иисусе , и утверждение через крестную смерть Христа Нового Завета для всех людей, основанного на учении о любви и прощении.


По пункту 2

Словосочетание закон заповедей в контексте библейского повествования может означать также «закон предписаний» – то есть обязательность соблюдения конкретной группой людей конкретного перечня конкретных статей законов. Например, в нашей стране и в подавляющем большинстве других государств как раз и действует «закон заповедей» – законодательство с законами и кодексами, которые должны соблюдать граждане и приезжие.

Бог Израильтянам тоже дал закон. Избранному народу Творец гарантировал благополучие в случае исполнения ими завета, заключенного с Ним на горе Синай, условием которого было соблюдение заповедей закона Моисея:

«Если вы будете слушать заповеди Мои , которые заповедую вам сегодня, любить Господа, Бога вашего, и служить Ему от всего сердца вашего и от всей души вашей, то дам земле вашей дождь в свое время … дабы вы укрепились, дабы вы жили много времени на той земле, которую клялся Господь отцам вашим дать им и семени их, на земле, в которой течет молоко и мед» (Втор. 11:13,14,8,9).

Впоследствии за нарушение этого завета - договора - неисполнения заповедей вплоть до поклонения иным богам и жестокого поведения (см. Иер. 7:2-34 , Ис. 1:2-24) евреи дважды были в плену у язычников - Ассирии и Вавилона, а 10 из 12 колен Израиля были рассеяны и ассимилировались среди ассирийцев (см. 4 Цар. 17:22-24). Через обличения пророков иудеи все же осознали причины своих бед и пересмотрели отношение к Богу и Его закону. Однако, вместо соблюдения данных Творцом заповедей , они теперь впали в другую крайность: регламентировали всю свою жизнь религиозными предписаниями.

С одной стороны, ничего нет плохого в принципе «соблюдай все указания», особенно, когда речь идет о регулировании порядка в государстве. Но когда данное правило применяется для регламентации повседневных поступков людей, даже в ведении домашнего хозяйства, эффект получается обратным. В главе «Божий Закон» мы уже отметили, что в письменной Торе (Пятикнижии Моисея) иудеями насчитывается 613 заповедей (мицвот). Например, в числе этих 613-ти заповедей есть такие: 52-я заповедь из разряда «не делай» – «Не вступай с ними (с язычниками. - Прим. авт.) в родство» (Втор. 7:3). 113-я заповедь из разряда «не делай» - «Не работай на первородном воле твоем» (Втор. 15:19), 69-я заповедь из разряда «делай» – «Если …, в чем он согрешил, то пусть принесет Господу за грех свой … жертву повинности из мелкого скота, овцу или козу» (Лев. 5:5,6).

Но евреи посчитали текст Писания недостаточно детальным и добавили к письменной Торе устный закон, назвав его устной Торой, который впоследствии был записан и систематизирован в Талмуде. Он содержит еще сотни наставлений, ограничений и запретов. Талмуд, по мнению евреев, это теоретическое, идейное воплощение письменной Торы. Он насчитывает 2500 (!) страниц, его предписания каждый еврей должен знать и соблюдать. В Талмуде, так или иначе, освещены все темы - от устройства мира, до мельчайших бытовых – например, обязанности ритуального омовения чаш перед едой (тешат келим, хахшара) и рук (нетилат ядаим). Но и это еще не все. К Талмуду имеются комментарии, которые каждому еврею желательно прочитать.

Трудно, а точнее, практически невозможно точно пересчитать сколько всевозможных ограничений сами на себя возложили иудеи. Закон Моисея они превратили в своеобразный культ, не только и не столько скрупулезно выполняя его заповеди, изложенные в письменной Торе, но, главное, пополняя его все новыми и новыми правилами, установленными мудрецами:

«И стало у них словом Господа: заповедь на заповедь, заповедь на заповедь, правило на правило, правило на правило, тут немного, там немного» (Ис. 28:13).

При этом иудеи уверены, что соблюдая многочисленные требования духовных лидеров, они исполняют тем самым закон Божий – слова Господа . Хотя на самом деле значительную часть своих сил и времени они тратят на дела не угодные Создателю – выполнение человеческих заповедей и правил.

Творец через Свое слово не раз говорил, что ждет от людей не формального исполнения религиозных, обрядовых предписаний, а любви к Нему, разумного служения в соответствии с установленным Им законом и сокрушенного, доброго сердца:

«Если вы будете слушать заповеди Мои , которые заповедую вам сегодня, любить Господа, Бога вашего, и служить Ему от всего сердца вашего и от всей души вашей, то дам земле вашей дождь в свое время, ранний и поздний; и ты соберешь хлеб твой и вино твое и елей твой» (Втор. 11:13,14).

«К чему Мне множество жертв ваших? говорит Господь. Я пресыщен всесожжениями овнов и туком откормленного скота, и крови тельцов и агнцев и козлов не хочу. Омойтесь, очиститесь; удалите злые деяния ваши от очей Моих; перестаньте делать зло; научитесь делать добро, ищите правды, спасайте угнетенного, защищайте сироту, вступайтесь за вдову » (Ис. 1:11,16,17).

«Жертва Богу - дух сокрушенный; сердца сокрушенного и смиренного Ты не презришь, Боже» (Пс. 50:19).

«Я милости хочу, а не жертвы, и Боговедения более, нежели всесожжений» (Ос. 6:6 , см. также Мф. 23:23 , Ис. 66:2 , Мф. 12:7 , Иер. 6:20 , Ам. 5:22 , Мал. 1:10 , Рим. 12:1).

Иисус упрекал иудеев в соблюдении человеческих постановлений вместо и сверх заповедей Писания:

«Тщетно чтут Меня, уча учениям, заповедям человеческим » (Мф. 15:9 , см. также Мар. 7:7).

«Люди сии чтут Меня устами, сердце же их далеко отстоит от Меня… Ибо вы, оставив заповедь Божию , держитесь предания человеческого, омовения кружек и чаш , и делаете многое другое, сему подобное» (Мар. 7:6,8 , см. также Мф. 15:1-6).

Обратите внимание, в последнем из приведенных текстов Иисус процитировал ветхозаветное Писание:

«И сказал Господь: так как этот народ приближается ко Мне устами своими, и языком своим чтит Меня, сердце же его далеко отстоит от Меня , и благоговение их предо Мною есть изучение заповедей человеческих » (Ис. 29:13).

То есть мы в очередной раз видим, что Христос пытался возвратить людей к сути установленного изначально закона Создателя – к заповедям Божиим , научить людей сердцем любить Бога и друг друга. А не концентрироваться на формальном исполнении требований Талмуда и Торы. Евреи же, словно соблюдая инструкцию, исполняли множество обрядов, но только на словах любили Бога и ближних. Например, в вышеприведенном отрывке Евангелия от Марка (Мар. 7:6,8) речь идет не о простом омытии посуды из соображений гигиены, а о сложном ритуале очищения перед трапезой, действующем у иудеев до сих пор. А ведь это уже не исполнение закона Божьего, а законничество. Между тем истинный смысл закона оказался иудеями утерянным.

Иисус обличал духовных лидеров своего времени:

«Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что даете десятину с мяты, аниса и тмина, и оставили важнейшее в законе: суд, милость и веру; сие надлежало делать, и того не оставлять» (Мф. 23:23 , см. также Деян. 7:53).

Вероисповедание иудеев - это яркий пример религии, строящейся на оправдании делами. Так было раньше, так осталось и до сего дня. На «Еврейском сайте из Иерусалима» (www.evrey.com ) я прочитал такое определение сути еврейского вероисповедания:

«Основа еврейской веры - аксиома, выраженная в том, что на выполнении (или невыполнении) заповедей строится система наград и наказаний. Соблюдающий заповеди удостоится Грядущего Мира, а при благоприятных обстоятельствах еще в этом мире - обретет материальное благополучие. Соответственно нарушитель заповедей не удостоится ни того, ни другого».

На примере евреев хорошо видно, как скрупулезное исполнение многочисленных религиозных предписаний может постепенно превратить верующих в формалистов . Апостол Павел так говорил о законничестве иудеев:

«Израиль, искавший закона праведности, не достиг до закона праведности. Почему? потому что искали не в вере , а в делах закона » (Рим. 9:31,32).

Когда многочисленные ритуалы занимают разум и сердца людей, они постепенно забывают истинного Живого Бога и Его любящий характер. Творец через пророков говорил иудеям:

«Вол знает владетеля своего, и осел - ясли господина своего; а Израиль не знает Меня , народ Мой не разумеет» (Ис. 1:3).

«Забывает ли девица украшение свое и невеста - наряд свой? а народ Мой забыл Меня » (Иер. 2:32 , см. также. Иисус желал помочь людям научиться правильно расставлять приоритеты:

«Где сокровище ваше, там и сердце ваше будет» (Лук. 12:34).

«Он (Христос - Прим. авт.) дал нам способность быть служителями Нового Завета, не буквы, но духа » (2 Кор. 3:6).

Иудеи же, понимая завет с Богом, как закон буквы, стремились заработать себе «очки » перед Господом выполнением конкретных предписаний. Это как работа наемника: нужно делать только то, что указано в инструкции; выполнил план – и свободен; закончилась смена – дальше не заставишь бесплатно трудиться. Однако в такой религии нет души, нет взаимоотношений с Живым Богом. Как такой верующий сможет полюбить Творца и людей, если сердце его устремлено к закону ?

По завету духа, для человека на первом месте стоит уже не требование закона, а Сам Господь. Такой верующий хочет сделать Бога центром своей жизни. Он желает вникнуть в учение Творца, узнать Его характер. И когда он знакомится с Любящим Богом, то в ответ начинает Его любить. А затем он старается в своей жизни совершать поступки угодные Господу, исполнять Его заповеди, но уже, не из стремления заработать спасение, а потому что этого жаждет его сердце.

Итак, фраза «Христос упразднил закон заповедей учением» в данном случае обозначает правильное расставление приоритетов. Иисус учил верующих верно понимать Божий закон – духом полюбить Творца и людей, а не превращать себя в рабов закона буквы.

Сделаем вывод : апостол Павел, говоря об упразднении закона заповедей учением, имел в виду:

По пункту 1) прекращение действия закона Моисея, ввиду того, что его время прошло, ведь закон Моисея был детоводителем ко Христу . Однако, повторим, это не означает, что упразднены все ветхозаветные заповеди. Лишь исполненные заповеди прекратили свое существование. Учение Христа является замещением и продолжением закона Моисея.

По пункту 2) воспринимать взаимоотношения с Богом не как закон буквы , но как завет духа .

Законы Моисея - один из наиболее древних памятников права. Под «Моисеевым законодательством» в строгом смысле понимают 10 заповедей (Декалог), которые Моисей получил от Господа на Синайской горе. Но работа над ним продолжалась до IV в.

До РХ. Поэтому в него включают также новеллы и кодификации декалога Моисея эпохи Саула, Давида, вплоть до Ездры, а под именем Моисей в науке принято понимать всех законодателей, чья правотворческая деятельность отразилась на содержании этого свода законов. Это второй по величине памятник права после Кодекса Хаммураби и первый - по влиянию на другие системы права, в значительной степени благодаря христианству.

Моисеевы Законы составлены в стихотворной форме, по структуре - нормы древнего права. В законах Моисея содержатся не только нормы религиозного характера (ius sacrum), но и много норм частного, публичного, уголовного права.

Источники (1) откровения (обычное право еврейских племен), (2) кодекс Хаммураби – самая древняя часть «Книга Завета» (35 статей) повторяет его слово в слово, а еще ½ статей – аналогичны; (3) последующие акты законодательствования иудейских (израильских) царей.

Структура: (1) Книга (Кодекс) Завета – Исход 21-22, (2) второзаконие или законодательство царя Иосии – нормы, зафиксированные в гл. 12-26 кн. Второзаконие и гл. 22-223 2-й книги Царств, (3) Кодекс Святости – кн. Левит, гл. 17-26, Чисел, гл. 10, 15-41 – связан с реформами пророка Иезекииля, когда евреев ждала участь вавилонского плена. + Реформа Ездры – после возвращения из вавилонского пленения для возрождения культа монотеистического почитания – в основном содержала нормы религиозного права (кн. Пророка Иезекииля, гл. 40-48). После возвращения из плена составился канонический текст первой половины Ветхого Завета, а вместе с ни и текст законов.

Еврейская нация, а впоследствии - еврейское государство появились в результате выхода из Египта. Еврейское государство было монархическим (царство Саула).

Особенности: монотеизм, меньшая разработанность норм, решающих бытовые споры (по сравнению с законами Хаммурапи). Не отличается кзуистичностью. Законы Моисея знают такое явление, как вечное закабаление. Обычно (например, право др. Вавилона) практиковалось т. н. “срочное” закабаление. Процедура вечного закабаления очень сложна и отличается в древнеиудейском праве формализмом. Еще одной характерной особенностью Моисеевых законов является прямой, формальный запрет на договор дарения. Но это не означает, что подобные сделки вообще не совершались.

Суд первоначально делился на религиозный и судебный - священный суд и суд царя и общины. Судьями священного суда были жрецы храма Соломона в Иерусалиме (левиты). В уголовном праве древнееврейского государства господствовал принцип талиона (размер наказания или штрафа равнялся размеру причиненного вреда.

Вы также можете найти интересующую информацию в научном поисковике Otvety.Online. Воспользуйтесь формой поиска:

Еще по теме 13. Моисеевы законы: общая характеристика.:

  1. 43. Основные интерпретации концепции устойчивого развития РФ
  2. Центр рода. Вид: диспозитивные грамматические антонимы, различающиеся как показатели конкретности и абстрактности

Законы Моисея - один из наиболее древних памятников права. Под «Моисеевым законодательством» в строгом смысле понимают 10 заповедей (Декалог), которые Моисей получил от Господа на Синайской горе. Но работа над ним продолжалась до IV в.

До РХ. Поэтому в него включают также новеллы и кодификации декалога Моисея эпохи Саула, Давида, вплоть до Ездры, а под именем Моисей в науке принято понимать всех законодателей, чья правотворческая деятельность отразилась на содержании этого свода законов. Это второй по величине памятник права после Кодекса Хаммураби и первый - по влиянию на другие системы права, в значительной степени благодаря христианству.

Моисеевы Законы составлены в стихотворной форме, по структуре - нормы древнего права. В законах Моисея содержатся не только нормы религиозного характера (ius sacrum), но и много норм частного, публичного, уголовного права.

Источники (1) откровения (обычное право еврейских племен), (2) кодекс Хаммураби – самая древняя часть «Книга Завета» (35 статей) повторяет его слово в слово, а еще ½ статей – аналогичны; (3) последующие акты законодательствования иудейских (израильских) царей.

Структура: (1) Книга (Кодекс) Завета – Исход 21-22, (2) второзаконие или законодательство царя Иосии – нормы, зафиксированные в гл. 12-26 кн. Второзаконие и гл. 22-223 2-й книги Царств, (3) Кодекс Святости – кн. Левит, гл. 17-26, Чисел, гл. 10, 15-41 – связан с реформами пророка Иезекииля, когда евреев ждала участь вавилонского плена. + Реформа Ездры – после возвращения из вавилонского пленения для возрождения культа монотеистического почитания – в основном содержала нормы религиозного права (кн. Пророка Иезекииля, гл. 40-48). После возвращения из плена составился канонический текст первой половины Ветхого Завета, а вместе с ни и текст законов.

Еврейская нация, а впоследствии - еврейское государство появились в результате выхода из Египта. Еврейское государство было монархическим (царство Саула).

Особенности: монотеизм, меньшая разработанность норм, решающих бытовые споры (по сравнению с законами Хаммурапи). Не отличается кзуистичностью. Законы Моисея знают такое явление, как вечное закабаление. Обычно (например, право др. Вавилона) практиковалось т. н. “срочное” закабаление. Процедура вечного закабаления очень сложна и отличается в древнеиудейском праве формализмом. Еще одной характерной особенностью Моисеевых законов является прямой, формальный запрет на договор дарения. Но это не означает, что подобные сделки вообще не совершались.

Суд первоначально делился на религиозный и судебный - священный суд и суд царя и общины. Судьями священного суда были жрецы храма Соломона в Иерусалиме (левиты). В уголовном праве древнееврейского государства господствовал принцип талиона (размер наказания или штрафа равнялся размеру причиненного вреда.

Какие части Закона Моисея отменены с появлением , а каким мы все еще должны следовать (если таковые имеются)? Я знаю, что в , в Послании к Евреям говорится, что первый завет устарел после заключения второго, и что новый заменил старый (8 и 10 главы Послания к Евреям). Но о чем тогда идет речь в следующем отрывке:

«…закон, который появился спустя четыреста тридцять лет, не мог отменить договор, ранее принятый Богом, и таким образом отменить обещание» (Послание к Галатам 3:17)

Хороший вопрос. Давайте озвучим два пункта:

  • во Христе мы, во-первых, не под законом;
  • во-вторых, мы не под Законом (Моисея).

Это, возможно, звучит одинаково, но это, определенно, разные вещи. В Послании к Колоссянам 2:13-15 говорится, что, когда мы крестились, мы были воскрешены Христом, и что благодаря Ему «Он уничтожил перечень всех обвинений, которые существовали против нас». Он отменил закон, который был против нас, прибив его к кресту.

Раньше я думал, что это учит нас тому, что мы больше не подчиняемся Закону Моисея (особенно потому, что слова, которые звучат в Послании к Колоссянам 2:16-17 взяты из Закона Моисея), но это неверно. Этот отрывок говорит нам, что мы не под законом в целом. Мы больше не обязаны подчиняться закону в самом общем смысле. Еврей и язычник в равной степени не попадают под действие закона. У нас есть благодать.

В Послании к Галатам 4:21 — 5:6 обширно описано отношение к этой идее. Мы — дети свободной женщины Сары. Мы — больше не рабы. Мы были освобождены (Послание к Галатам 5:1). Освобождены от чего? От обязательства. Мы были освобождены от «должен» и находимся в согласии с «хотим». Единственное, что имеет значение, это вера, выражающая себя в любви. Итак, мы не под законом, а под благодатью. Это первый пункт. Мы не под законом.

Христиане не подчинены Закону Моисея

Но также мы не подчинены Закону Моисея. Иисус исполнил закон, который включает в себя Закон Моисея. Иисус не отменил Закон Моисея (в контексте это особый закон), но Он выполнил все его требования, и Он также принял наказание за то, что Он не следовал ему совершенно. Закон не был отменен, но мы не находимся под его властью. Когда , занавес был разорван на две части. Кровь быков и козлов, которая никогда не удаляла , стала больше не нужна. Это больше не имеет значения. Как сказал один иудейский писатель, вся Моисеева система была старой и угасающей и скоро исчезнет (Послание к Евреям 8:13). Фактически, она исчезла, наконец, в 70 году н.э.

Мы не обязаны следовать ни одному из Законов Моисея. Все это отменено. Конечно, в Законе Моисеевом было заповедано то, что заповедано нам во Христе. Мы все равно должны любить Бога всем сердцем, душой и силой. Мы, по-прежнему не должны желать жены или мужа наших соседей или их вещей. Мы все равно не должны убивать. Однако, причина, по которой мы не должны делать этого, не в том, что это написано в Законе Моисея, а потому, что это является частью Закона Христа. Это вещи, которые Иисус обязал нас делать. Многие христиане повесили 10 заповедей к себе на стену. Это нормально, я полагаю, но в некотором смысле это немного странно. Мы не публикуем законы о ношении одежды из более чем двух материалов или обязанности соблюдать праздник кущей. 10 заповедей выражают сердце Бога, и мы можем утверждать, что как христианине мы обязаны следовать им, но это не потому, что это было написано на скрижалях, данных Моисею, а потому что мы следуем за Христом.

Послание к Галатам 3:17 применяется к двум различным заветам: с Авраамом и с Моисеем. Мы можем защитить идею о том, что завет с Авраамом все еще действует. 4 глава Послания к Римлянам — аргумент, что Божье обещание Аврааму все еще действует. Обетование Аврааму заключается в том, что праведники будут жить верою (Послание к Римлянам 1:17, 4:3), и все народы будут благословлены через семя Авраама-Иисуса Христа. Павел утверждает, что обетование Аврааму заменяет завет с Моисеем. Это то, что утверждается в Послании к Галатам 4:21-31. Закон Моисея привел к рабству, но обетование Аврааму и сегодня приводит к свободе.

Итак, если мы обязаны соблюдать законы, найденные в Левите, это «совпадение». Но мы можем многое узнать о Боге через них.

  • Подписаться на новости
  • Подпишитесь, если хотите получать новости на почту. Мы не рассылаем спам и не передаем вашу почту третьей стороне. Вы всегда сможете отписаться от нашей рассылки.

Право и суд по законам Моисея.

Моисеевы законы: общая характеристика.

Законы Моисея - один из наиболее древних памятников права. Под «Моисеевым законодательством» в строгом смысле понимают 10 заповедей (Декалог) , которые Моисей получил от Господа на Синайской горе и позже начертаны на Скрижалях Завета. Но работа над ним продолжалась до IV в. до РХ . Поэтому в него включают также новеллы и кодификации декалога Моисея эпохи Саула, Давида, вплоть до Ездры, а под именем Моисей в науке принято понимать всех законодателей, чья правотворческая деятельность отразилась на содержании этого свода законов.

Законы Моисея - второй по величине памятник права после Кодекса Хаммураби и первый - по влиянию на другие системы права (из дошедших до нас), в значительной степени благодаря христианству.

Моисеевы Законы составлены в стихотворной форме, по структуре - нормы древнего права. В законах Моисея содержатся не только нормы религиозного характера (ius sacrum), но и много норм частного, публичного, уголовного права.

Источники :

Откровения, полученные Моисеем (обычное право еврейских племен),

Кодекс Хаммураби – самая древняя часть «Книга Завета» (35 статей) повторяет его слово в слово, а еще ½ статей – аналогичны или похожи;

Последующие акты законодательствования иудейских (израильских) царей и пророков.

Структура :

1) Книга (Кодекс) Завета – Исход 21-22. Особняком стоит гл. 34 книги Исход – так называемый старый Декалог . Впервые его реконструкция была осуществлена в конце 18 века. Эта часть МЗ датируется 16-9 вв до н.э.

2) Второзаконие или законодательство царя Иосии (621 год до Р.Х.) – нормы, зафиксированные в гл.12-26 кн. Второзаконие и гл.22-23 2-й книги Царств,

3) Кодекс Святости – книга Левит, гл.17-26, Чисел, гл.10, 15-41 – связан с реформами пророка Иезекииля, когда евреев ждала участь вавилонского плена. Выделен из состава Ветхого Завета в 1877.

! Реформа Ездры (5 век до Р.Х.) – после возвращения из вавилонского пленения для возрождения культа монотеистического почитания – в основном содержала нормы религиозного права (кн. Пророка Иезекииля, гл.40-48). После возвращения из плена составился канонический текст первой половины Ветхого Завета, а вместе с ни и текст законов.

Еврейская нация, а впоследствии - еврейское государство появились в результате выхода из Египта. Еврейское государство было монархическим (царство Саула).

Особенности Моисеева законодательства :

Монотеизм,

Меньшая разработанность норм, решающих бытовые споры (по сравнению с законами Хаммурапи).

Не отличается казуистичностью.

Законы Моисея знают такое явление, как вечное закабаление. Обычно (например, право др. Вавилона) практиковалось т.н. “срочное” закабаление. Процедура вечного закабаления очень сложна и отличается в древнеиудейском праве формализмом.

Еще одной характерной особенностью Моисеевых законов является прямой, формальный запрет на договор дарения. Но это не означает, что подобные сделки вообще не совершались.

Суд первоначально делился на

- религиозный – священный суд. Судьи - жрецы храма Соломона в Иерусалиме (левиты);

- судебный - суд царя и общины. В уголовном праве древнееврейского государства господствовал принцип талиона (размер наказания или штрафа равнялся размеру причиненного вреда).

Частное право по законам Моисея.

Общество древних иудеев не было изначально искушено в торговых делах , ремеслах, развивающих частное право, наоборот, судя по некоторым местам Ветхого Завета и положениям ранней талмудистики, евреи презирали вавилонян и ассирийцев за насильственное исторжение от земли плодов земледелия.

Вещное право неразвито, представлено группой норм, регулировавших поземельные отношения внутри общины. Эти нормы следует признать ханаанеянскими , так как евреи научились от них земледелию.

1. Разрешено по Библии продавать землю, но через каждые 7 лет промежуточный земельный передел (принудительный выкуп). Окончательный передел внутри колен-племен – на 50-й год – юбилейный год . Т.е. это не перераспределение земельных наделов между семьями-родами, членами общины, а промежуточное и общее прощение долгов, за невыплату которых земля переходила во владение кредиторов. Приобретается не сама земля, а объектом сделки является доход с поля, т.е. ценна не сама земля, а то, что она может производить. «Землю не должно продавать навсегда». Передел (выкуп) городской недвижимости возможен в течение 1 года. Право выкупа – у родственников продавца. НО! Собственность сословия левитов нельзя продавать и покупать: «Это вечное владение их».

2. Библия упоминает поселенцев и наемников на земле иудейской общины, храма, царской земли. Видимо, это арендаторы , взявшие землю для обработки. Юридический статус их в целом совпадает со статусом иностранцев.

Основание вещного права евреев на землю:

- право владения , для которого основание - служба Богу – они получили Ханаан только под условием службы Ему,

- военная служба с земли всему государству (особенно четко выражено в книге Чисел). Каждый совершеннолетний еврей обязан с 20 лет нести военную службу с земли. Распределение наделов между коленами – по жребию . Племенной характер феодальных отношений у евреев.

Позже вещное право было доработано. Появился термин š allit , обозначающий общее правомочие собственника.

Выражения, которыми сопровождается сделка с землей :

Yehav – продавец уступил

Yehaveth – покупатель уплатил

Bidemoki – за полную цену

Стороны говорят: «и так удовлетворилось мое сердце», что говорит о развитости договора купли-продажи земли. Освобождение собственности от посторонних претензий подтверждается клятвой продавца , фиксируемой в договоре, об очистке собственности.

Сама недвижимость, находясь в чьей-либо собственности, очень четко отграничивается от владения других лиц. К купчим на землю прилагается подробный план местности.

3. Становятся известны сервитуты: право застройки, прохода, известны узуфрукт и аренда земли. Таким образом, патриархальный характер собственности на землю у евреев продолжался недолго.

Обязательственное право тоже мало разработано. Но известны основные виды договоров.

1. Договор купли-продажи – проникнут началами справедливости (aequitas ), но только в отношении соплеменников, про иностранцев – не совсем ясно. Практически нет постановлений, охраняющих интересы покупателей: о добром качестве товара, что продавцом должен быть собственник. Следовательно – слабые товарные отношения.

2. Договор займа урегулирован больше всего. Он не знал процентов , но процент и рост допускались в отношении иноверцев и иностранцев. Изначально Моисей установил правило о прощении всех долгов в седьмой год для всех, кроме иностранцев. Запрет роста для договора займа, но разрешено обеспечивать залогом . Но в залог запрещалось брать ручную мельницу, одежду и некоторые другие вещи, отсутствие которых свидетельствует о наступившей сакральной зависимости данного обездоленного лица. Моисей предлагал не брать залога с бедных . Но залоговое право распространялось на любое не запрещенное имущество должника и на саму его личность, личность его близких. Залог берут только после исполнения главного обязательства . Т.е. фактически это не залог, а правомочие кредитора обращать свою претензию к взысканию на имущество должника, но имущество, на которое обращено взыскание, может быть выкуплено должником. Аналог долговому рабству.

В дальнейшем с помощью каузального толкования – обошли запрет на % . Долги, обеспеченные залогом, формально «прощали» на 7-й год, но взимали их в качестве «подарка ». Гигель (1 век до Р.Х.) установил специальную формулу - «prosbole » - специальное соглашение, право кредитора взыскивать свои деньги в любое время, подписывалось перед судьей.

Позднейшая талмудистика выработала общее учение об обязательствах. Их классифицировали на 2 вида по способу их совершения :

- штар - обязательства, совершенные в устной форме при обязательном участии 2-3+ свидетелей, залог и постановление суда.

Обязательства, заключенные в письменной форме – залогом не обеспечивались, опротестовывались только в суде.

Главное условие действенности обязательства считали формальное соответствие его постановлениям закона. Сами договоры подлежали неукоснительному соблюдению.



Просмотров