Две основы глагола. Основы глагола

Основы глагола

Слово именной части речи в парадигме чаще всего имеет одну основу: лисий лись [j]-его, лись [j] и т.д. (лисий лись [j]- чистая основа). Некоторые слова русского языка именных частей речи имеют две или более основы: друг (ед. ч.) – друг-a, друг-у и т.д.: друзь [j]-я, друзей и т.д. (мн. ч.); (кот) котенок (ед. ч.) – котят-а (мн. ч.) и др.

Глагол, как правило, имеет две основы, которые материально различаются: а) суффиксами (мена суффиксов, отсутствие суффикса и т.п.); 6) чередованием в корне. Только как исключения основы глагола могут совпадать.

В глаголах выделяют основы инфинитива (прошедшего времени ), основы настоящего (будущего) времени, чита-тъ (чита-л _ )чита [j ]-ю, диктова-ть (диктова-л _ )дикту [j ] и т.д. Если глагол оканчивается на -чь- (увлечь), то суффикс -чь в инфинитиве наполовину входит в основу, так как исторически восходит к звуковым сочетаниям [кт ], [гт ], в результате чего в корневой морфеме происходит чередование увлечь – увлек-у, увлеч-ет, увлеч-ем (ч//к) и т.д. Некоторые исследователи выделяют основу таких глаголов по женскому роду прошедшего времени – печь – пек-л-а, ср.: пек^_ (мужской род, прошедшее время – нулевой суффикс (ч//к)).

Основа настоящего (будущего) времени выделяется путем отсечения личных окончаний глагола: полюби-ть – полюбл-ю, продиктова-ть – продикту [j ]-ю, отвеча-ть отвеча [j ]; замира-ть – замира [j ]-ю, замере-ть – замр-у; крича-ть – крич-у, крикну-ть крикн-у и т.д.

Основы глагола служат для образования определенных глагольных форм. От основы инфинитива образуются спрягаемые и неспрягаемые формы прошедшего времени (чита-ть чита-л – читавшая читавший) и сослагательного наклонения (чита-л бы ). От основы настоящего времени образуются:

  • – личные формы глагола (настоящего и будущего времени, путем присоединения окончаний: -чита [j ]-ю, чита [j ]-ешь, чuma [j ]-eт и т.д.);
  • – причастия настоящего времени (чита-ющ-ий, чита [j ]- ем-ый );
  • – деепричастия несовершенного вида (чита [j ]-я);
  • – формы повелительного наклонения (читай).

С основами глагола тесно связано образование глагольных форм . Основы инфинитива и настоящего времени различаются аффиксами или фонетическим (звуковым) составом (чита-ть чита [j ]-ю).

Классы глагола

По соотношению основ инфинитива (прошедшего времени) и настоящего (будущего простого) времени определяются классы глагола – большие или меньшие группы глаголов, характеризующиеся определенным соотношением основ и особенностями формообразования: чита-ть чита [j ]-ю, писа-ть – пиш-у (с//ш) и др.

В русском языке различают продуктивные и непродуктивные классы.

Продуктивные классы – это относительно большие группы глаголов, по модели которых образуются новые глаголы. Непродуктивные классы – это группы, в которые входит ограниченное количество слов (глаголов) и новые глаголы по данной модели не образуются. Традиционно выделяют пять продуктивных классов и разное количество (в зависимости от точек зрения исследователей) непродуктивных классов (от восьми до 17) .

Соотношение основ продуктивных классов глагола:

I класс

Большинство русских глаголов относится к I классу

-а- в инфинитиве

-а[j]- в настоящем времени

прыг а -ть

прыг а[j]

чит а -тъ

чит а[j]

дел а -ть

дел а[j] наращение [j]

II класс

худ е -ть

худе [j]

бол е -ть

боле [j] -ю – наращение [j]

III класс

Многочисленная

_______ -ова- , _______ -ева- -ирова-

дикт ова -ть

дикт у[j]

зим ова -ть

зим у[j]

цит ирова -ть – цитир у[j] -ю – усечение [а ] + чередование -ов/у [j ] + наращение [j ]

ср.: согласовыва-тъ – согласовывали) – I класс

IV класс

_________-ну-

_________-н-

крик ну -ть

крик н -ет

прыг ну -тъ

прыг н -ет

вздох ну -ть

вздох н -ет – усечение [y ]

V класс

_________ -и-

нет -и-

люб и -ть

любл-ю

нос и -ть

нош-у – усечение [и] +

чередование б//бл , -с-//-ш-

чин и -тъ

чин-ю – усечение [и]

Пятый продуктивный класс характеризуется тем, что в первом лице единственного числа наблюдаются исторические чередования: води-тъ – вож-у (и //Ø – в суффиксальной морфеме, д//ж в корневой морфеме), губи-тъ – губл-ю (и //Ø, б//бл).

Глаголы с иным соотношением основ считаются непродуктивными : жа-ть – жп-ут, вы-тъ во [j]-ют, тере-ть тр-ут, плес-ти плет-ут, стеречь стерег-у и др.

К непродуктивным классам относятся глаголы с суффиксами инфинитива -ти- (нес-ти ), глаголы на -чь-(печь); на -ере(ть)- (запере-ть , стереть); на -оло(ть)- (коло-ть , поло-ть); на -ва- (дава-тъ , узнава-ть). Среди непродуктивных глаголов большое количество высокоупотребительных слов: би-ть, жи-ть, писа-ть, ли-ть и т.д.

У глаголов на -ти- основа инфинитива равна основе настоящего времени (имеют одну основу): нес- ти (нес^ _) – нес-у и т.п.

Непродуктивные глаголы – это разнородная группа, их словоизменение нужно специально запомнить. К непродуктивным классам относится около 400 глаголов, издавна существующих в языке и часто употребляющихся, большинство же русских глаголов относится к продуктивным классам. В разных грамматиках могут встречаться различные обозначения непродуктивных классов глаголов. Их классификационные объединения по признаку соотношения основ неравноценны по количественному составу: в одни группы входят десятки глаголов, в другие – ограниченное число. Кроме того, около 50 глаголов имеют индивидуальное соотношение основ, по этой причине в русистике до настоящего времени нет единого мнения о количестве непродуктивных классов и их объеме.

Отметим некоторые непродуктивные классы глаголов с учетом их словообразовательных показателей.

  • 1. Глаголы I спряжения с основой инфинитива на , в основе настоящего времени утрачивается: дрем а -ть – дремл-ют, зв а -ть зов-ут, пис а -ть пиш-ут и т.п. (160 глаголов).
  • 2. Глаголы II спряжения с основой инфинитива на -а, в основе настоящего времени отсутствует: пищ а -ть – пищ-am, крич а -ть – крич-ат и др. (35 глаголов).
  • 3. Глаголы II спряжения с основой инфинитива на -е, в основе настоящего времени утрачивается: лет е -ть лет-ят, гор е -ть гор-ят и т.д. (48 глаголов).
  • 4. Глаголы I спряжения с основой инфинитива на -ну, в основе настоящего времени – . В отличие от глаголов четвертого продуктивного класса в глаголах непродуктивного класса в основе прошедшего времени -ну выпадает: мок ну -ть мок н -ут, мок мок-л-и ; кис ну -тъ кис н -ут, кис – кис-л-и и т.д. (60 глаголов).
  • 5. Глаголы I спряжения , в которых обе основы (инфинитива и настоящего времени) оканчивается на -з, -с, -т, -д, -б. В форме инфинитива у этих глаголов перед звуком [т ] в суффиксе инфинитива в результате диссимиляции на месте -т, -д, -б появляется -с: пле с -ти – пле т -ут, не с -ти не с -ут, па с -ти па с -ут, па с -ть па д -ут, скре с -ти скре б -ут и пр.
  • 6. Глаголы I спряжения на -чь с основой прошедшего и основой настоящего времени на заднеязычный -к, -г: бере чь – бере г -л-и, бере г -ут; стере чь – стере г -л-и, стере г -ут и др.

Другие непродуктивные классы немногочисленны по количеству входящих в них глаголов. Например:

  • гласную, к которой в основе настоящего времени добавляются согласные -в, -н, -j (9 глаголов): ж и -ть – жи в -ут, од е -ть оде н -ут, д у -ть ду-ют/ ду [j ]-ют;
  • – глаголы с полногласием -ере-, -оло- и с основой настоящего времени на -р, -л (9 глаголов): зап ере -ть зап р -ут, п оло- ть – пол-ют ;
  • – глаголы с основой инфинитива на и с основой настоящего времени на [-oj ] (5 глаголов): кр ы -ть кро-ют/кро [j ]-[у]т, м ы -ть – мо-ют/мо [j ]-[у]т;
  • – глаголы с основой инфинитива на -ва, который выпадает в настоящем времени (3 глагола): доста ва -ть – доста-ют/ доста [j ]-[y]m, да ва -ть – да-ют/да [j ]-[y]m, узна ва -ть – узна-ют/ узна [j ]-[у]т.

В русском языке наблюдается переход непродуктивных классов в продуктивные. Например: двиг а-ть – движ -ут (непрод., устар.); в настоящее время распространена форма двига -ют/ двига [j ]-[y]т (новая форма, I прод. класс). Глаголы двига-ть и движ-ут в современном русском языке употребляются с некоторыми оттенками лексического значения: формы с <ж> – дви ж -ут, дви ж -ет употребляются в значении "руководить" – Мною движет сила разума и совершенства; формы с <г> – дви г а-ет, дви г а-ют в значении "перемещать с места на место" – Двигают стол (мебель).

В других случаях продуктивные и непродуктивные образования различаются функционально-стилистическими характеристиками: кап а -ть капл-ют (непрод.) – капа-ют/капа [j ]- [у ]т (I класс); мурлык а -ть мурлыч-ат (непрод.) мурлыка-ют/мурлыка [j ]- [y ] т (I класс). Продуктивные формы преимущественно употребляются в разговорной речи. Глаголы, которые имеют две основы настоящего времени (старую и новую), называются изобилующими.

Каждый из классов имеет свои формообразовательные способности. Глаголы определенных классов характеризуются одинаковым словообразованием : они имеют одинаковое соотношение основ , относятся к одному спряжению-, в случае наличия чередований характеризуются одинаковой системой чередований. Ср.: руб и -ть рубл-ю (и //Ø, б//бл) (V класс), ли-ть ль [j ] (непрод.).

К классам глагола непосредственное отношение имеет спряжение.

  • Ср.: Виноградов В. В. Русский язык. Грамматическое учение о слове. С. 356- 359 (автор выделяет пять продуктивных классов (причем в зависимости от количественного состава слов глаголы с соотношением основ -ну-, -ану-/-н- относятся к пятому классу, а с соотношением -и -/О – к четвертому) и 17 непродуктивных); Гвоздев А. Н. Современный русский литературный язык. Ч. 1: Фонетика. Морфология. М., 1967 (12 непродуктивных классов); Тихонов А. Н. Современный русский язык. Морфемика. Словообразование. Морфология. М., 2002. С. 310-314 (пять продуктивных классов (аналогично классификации В. В. Виноградова) и 16 непродуктивных). Также см.: Зализняк А. А. Грамматический словарь русского языка. М., 1977 (4-е изд. – 2003; 5-е изд. – 2008); Панова Г. И. Морфология русского языка: эн цикл, словарь-справочник. С. 239-244.

Основы глагола

Две основы, от которых посредством формообрааующих суффиксов и окончаний образуются все глагольные формы, за исключением будущего сложного и сослагательного наклонения:

1) основа настоящего времени, которая определяется путем отделения окончания 3-го лица множественного числа настоящего или будущего простого времени, например: пиги-ут,-реж-ут, знaj-ym (знают), корм’-am (кормят);

2) основа инфинитива (или прошедшего времени), которая определяется путем отделения суффиксов инфинитива -ть, -ти, -сть, -сти или суффикса прошедшего времени -л, например: писа-ть, реза-тъ, зна-тъ, вез-ти, кла-стъ, гре-сти. У некоторых глаголов основа инфинитива и основа прошедшего грсмени не совпадают; ср. : бере-чъ - берег, берег-ла, грес-ти - греб, греб-ла, сохну-ть - сох, сох-ла,


Словарь-справочник лингвистических терминов. Изд. 2-е. - М.: Просвещение . Розенталь Д. Э., Теленкова М. А. . 1976 .

Смотреть что такое "основы глагола" в других словарях:

    основы глагола - 1) Основа инфинитива, при выделении которой необходимо отбросить конечный суффикс ть или ти; 2) основа настоящего или будущего времени, при выделении которой отбрасываются личные окончания глаголов; данная основа проявляется при спряжении… …

    - (эспер. Fundamento de Esperanto; и в эсперанто, и в других языках часто употребляется укороченная форма (la) Fundamento) небольшое сочинение, фиксирующее основные грамматические и лексические характеристики языка эсперанто. «Основы… … Википедия

    схема анализа глагола - 1) выделить словоформу в тексте; 2) часть речи; категориальное значение глагола; 3) начальная форма глагола; вопрос к начальной форме глагола; вопрос к словоформе в тексте; 4) форма глагола (спрягаемая/неспрягаемая); 5) основы глагола: основа… … Словарь лингвистических терминов Т.В. Жеребило

    § 207-218. ОСНОВЫ СТАРОЙ ОРФОГРАФИИ - § 207. Пишутся твёрдые знаки после всех конечных согласных, кроме «й» и «ь». Например: «плащъ», «врачъ», но: «вещь», «печь». § 208. Пишется буква «и десятеричное» («i») вместо «и» во всех случаях, когда после «и» следует гласная буква: «Россiя»,… … Правила русского правописания

    Глагол в немецком языке это часть речи, обозначающая действие во времени или состояние и играющая синтаксическую роль сказуемого и реже других членов предложения. По грамматическим функциям немецкие глаголы можно разделить на полнозначные… … Википедия

    Запрос «немецкий» перенаправляется сюда; см. также другие значения. Немецкий язык Самоназвание: Deutsch, deutsche Sprache Страны … Википедия

    Русский язык является флективным. Основным средством словоизменения являются окончания, словообразования приставки и суффиксы. Содержание 1 Части речи 2 Имя существительное … Википедия

    В настоящей статье рассматривается грамматика немецкого языка, а также основные характеристики морфологического строя. Немецкое словообразование, фонетика и лексика в рамках грамматики не рассматриваются. (См. соответствующие статьи: Фонетика… … Википедия

    Герундий одна из имеющихся во многих языках (английский, испанский, французский, латинский и др.) нефинитных (безличных) форм глагола. Отглагольная часть речи (наряду с причастием и деепричастием), выражающая действие как предмет. Отвечает… … Википедия

    Нахская Таксон: ветвь Статус: общепризнана Ареал: центр Северного Кавказа Число носителей: 1 663 573 (по … Википедия

Книги

  • , Кияткина Инна Германовна. Учебное пособие `English: the Basics of Grammar / Английский язык. Основы грамматики` предназначается для детей от 7 лет и взрослых для занятий с ними в качестве познавательно-занимательной…
  • Английский язык. Основы грамматики. Для занятий взрослыми с детьми. Учебное пособие , Кияткина Инна Германовна. Учебное пособие "English: the Basics of Grammar /Английский язык: основы грамматики" предназначается для детей от 7 лет и взрослых для занятий с ними в качестве познавательно-занимательной…

Все глагольные формы, за исключением будущего сложного и сослагательного наклонения, образуются посредством формообразующих суффиксов и окончаний, присоединяемых к основе. По образованию глагольные формы распадаются на две группы в зависимости от образующей основы, которая может выступать в двух вариантах: как основа неопределенной формы и как основа настоящего времени. Основа неопределенной формы определяется путем устранения аффиксов - ть (-ти): собира-ть . Основа настоящего (или будущего простого) выделяется из формы третьего лица мн. ч. настоящего или будущего простого: Пиш-ут , напиш-ут . От основы неопределенной формы образуются: прошедшее время причастие прошедшего времени (действительное и страдательное) и деепричастие совершенного вида: Возненавиде-ть, возненавиде-л, возненавиде-вший, возненавиде-нный, возненавиде-в .Аффикс - ну(ть) в глаголах несовершенного вида, например сохнуть, мокнуть, омонимичен аффиксу - ну(ть) в глаголах совершенного вида со значением моментальности или однократности действия, например: шагнуть, моргнуть. Первый аффикс обычно утрачивается при образовании форм от основы неопределенной формы (сохнуть - сох, сохший), второй аффикс сохраняется (шагнуть, - шагнул, шагнувший).От основы настоящего времени образуются формы настоящего или будущего простого, повелительного наклонения, причастия настоящего времени (действительное и страдательное) и деепричастия несовершенного вида: Называj-ут (называют), называй, называj-ущий (называющий), называj-емый (называемый), называj-а (называя) .

Понятие о классах глаголов

Основы неопределенной формы и настоящего времени, как правило, различаются аффиксами или звуковым составом: Чита-ть - читаj-ут (читают), зва-ть - зов-ут . Соотношение основы неопределенной формы и основы настоящего времени определяет деление глаголов на классы. Классы глаголов, характеризующиеся соотношением данных основ, которое свойственно и вновь образуемым глаголам, называются продуктивными, например глаголы типа садятся - садиться (ср. приземлиться, прилуниться). Те же глаголы, по образцу которых новые глаголы не создаются, принадлежат к непродуктивным классам, например глаголы типа колют - колоть, полют - полоть и др.Продуктивных глагольных классов пять:

    1-й класс объединяет глаголы с основой неопределенной формы на - а(ть) и с основой настоящего времени на - j: читать - читаj-ут (читают) . 2-й класс - глаголы с основой неопределенной формы на - е(ть) и с основой настоящего времени на - ej: Жалетъ - жалеj-ут (жалеют) . 3-й класс - глаголы с основой неопределенной формы на - ова (-ева) (ть) и с основой настоящего времени на - yj: советовать - советуj-ут (советуют), горевать - горюj-ут (горюют) . 4-й класс - глаголы с основой неопределенной формы на - ну(ть) и с основой настоящего (будущего простого) времени на - н-: прыгнуть - прыгн-ут . 5-й класс - глаголы с основой неопределенной формы на - и(ть) и с окончанием третьего лица мн. ч. настоящего времени - ат, - ят: Молить - мол-ят .

Непродуктивные классы обычно объединяют небольшое количество глаголов. Классификация их затрудняется наличием мелких особенностей в небольших группах глаголов, а иногда и в отдельных глаголах (например, есть, ехать). Число непродуктивных классов постепенно сокращается, так как они подвергаются воздействию классов продуктивных (например, входят в употребление формы мяукают вместо мяучут, мурлыкают вместо мурлычут, полоскают вместо полощут, махают вместо машут по аналогии с глаголами 1-го продуктивного класса). В печати можно встретить параллельное употребление обеих форм, хотя многие из новых форм находятся еще за пределами кодифицированного литературного языка.Иногда формы различаются оттенками значений: поезд Двигается (приходит в движение) и поезд Движется (находится в движении) .

По материалам: Современный русский язык: Учебник / Под редакцией Н. С. Валгиной. - М.: Логос, 2002. Розенталь Д. Э., Голуб И. Б., Теленкова М. А. Современный русский язык. - М.: Рольф, 2002.

Для тех, кто заканчивает школу и готовится поступать в вуз, открыт раздел

ФОРМЫ ГЛАГОЛА И СПОСОБЫ ИХ ОБРАЗОВАНИЯ

Глагол имеет разветвленную систему форм. По функциям, характеру изменения формы глагола подразделяют на спрягаемые, неспрягаемые и склоняемые.

Формы глагола по характеру изменения

Грамматические значения проявляются в различных глагольных формах по-разному. Все глагольные формы имеют значения вида, залога, переходности, возвратности. Инфинитив и деепричастие, являясь неизменяемыми формами глагола, имеют только признаки вида, залога, переходности, возвратности. Личные формы глагола спрягаются, т.е. изменяются по наклонениям, временам, лицам, числам, а в прошедшем времени по родам. Полные причастия изменяются по родам, числам и падежам, т.е. склоняются (по адъективному типу склонения, как прилагательные), а также имеют две формы залога (действительного и страдательного) и изменяются по временам (имеют формы настоящего и прошедшего времени). Краткую форму имеют только страдательные причастия. Краткие формы изменяются только по числам и родам.

Две основы глагола

Для образования глагольных форм используются две основы: основа настоящего или будущего простого времени (для глаголов совершенного вида) и основа прошедшего времени (или инфинитива). Основы настоящего и прошедшего времени могут различаться: бер -ут – бра -ть или совпадать: вез -ут – вез -ти.

Основа настоящего (будущего простого) времени выделяется путем отсечения окончания у глаголов 3-го лица множественного числа: чита j- ут, напиш -ут.

Основа прошедшего времени выделяется путем отсечения от глагола в форме прошедшего времени суффикса -л- (у инфинитива соответственно суффикса -ть или -ти): чита-ть, чита-л, написа-ть, написа-л.

От основы настоящего времени образуются следующие формы глагола:

1) формы настоящего времени: чита j -у ; 2) формы повелительного наклонения: чита j ; 3) причастия настоящего времени: чита j -ущ-ий ; 4) деепричастия несовершенного вида: чита j -а .

От основы прошедшего времени образуются:

1) формы прошедшего времени: услыша- л(а); 2) формы сослагательного наклонения услыша- л(а) бы; 3) причастия прошедшего времени услыша -вш-ий; 4) деепричастия совершенного вида: услыша -в.

Совокупность всех форм глагола одного вида образует парадигму глагола.

Формоизменение глагола называется спряжением . В лингвистике термин спряжение имеет два значения. В широком понимании спряжение – это изменение глагола по лицам, числам, временам, наклонениям (а также по родам в прошедшем времени и в сослагательном наклонении). В узком понимании – это изменение глагола по лицам и числам.

Спряжение

Спряжение - это изменение глагола по лицам и числам. В зависимости от системы окончаний различают два основных типа спряжения: первое и второе. Имеются также разноспрягаемые глаголы и глаголы особых форм спряжения. Окончания настоящего/ простого будущего времени называются личными окончаниями глагола, так как передают в том числе и значение лица.

Если личные окончания глагола ударные, то спряжение определяется по окончаниям. Глаголы I спряжения – это глаголы с окончаниями: -у (-ю), -ем, -ешь, -ете, -ут (-ют). Глаголы II спряжения – это глаголы с окончаниями: -у (-ю), -им, -ишь, -ите, -ат (-ят). Так, глаголы спать, лететь относятся ко II спряжению (спишь , спят ; летишь , летят ), а глаголы ошибиться, пить - к I спряжению (ошибешь ся, ошибут ся, пьешь , пьют ). К тому же спряжению относятся производные от них приставочные глаголы с безударными окончаниями (прилетишь (II спр.), выпьешь (I спр.)).

Если окончание безударное, тип спряжения определяется по инфинитиву. Ко второму спряжению относятся все глаголы на -ить (кроме брить, стелить, почить ), а также 4 глагола на -ать (гнать, держать, слышать, дышать ) и 7 глаголов на -еть (смотреть, видеть, обидеть, ненавидеть, зависеть, вертеть, терпет ь); остальные глаголы относятся к первому спряжению.

Разноспрягаемые глаголы имеют окончания обоих типов спряжения. К разноспрягаемым относятся глаголы: хотеть, бежать, чтить, брезжить и их приставочные образования: захочу , захоч-ешь , захоч-ет; захот-им, захот-ите , захот-ят .

Единственное число

Множественное число

Хочу, бегу

Хотим , бежим

Хочешь , бежишь

Хотите , бегите

Хочет , бежит

Хотят , бегут

Глагол брезжить имеет неполную парадигму с формами: брезжит и брезжут .

Глаголы особого (архаического) типа спряжения: есть, надоесть, дать, создать и образованные от них приставочным или постфиксальным способом производные слова имеют особую систему окончаний.

У большинства глаголов представлены все возможные формы лица и числа, но есть также глаголы, у которых отсутствуют вовсе или обычно не употребляются те или иные формы. Это глаголы с недостаточной парадигмой (например, нет первого лица у глаголов пылесосить, победить и др.)

Парадигма глагола

Парадигма – совокупность всех форм глагола. Вопрос об объеме полной глагольной парадигмы остается нерешенным. Некоторые лингвисты не включают в нее формы причастий и деепричастий, а также глаголы, различающиеся по виду. Полная парадигма – совокупность форм деепричастия, всех личных (спрягаемых) форм и всех форм причастия. Все компоненты парадигмы должны быть одного вида. Исходное слово парадигмы – инфинитив – в парадигму не входит. Полная парадигма глагола включает в себя несколько частных парадигм, в которых глагольные формы объединены общим способом формоизменения (неизменяемые, спрягаемые, склоняемые). Частная парадигма – личные формы глагола или формы причастия.

По составу компонентов частные парадигмы могут быть достаточными ( полными), недостаточными (неполными) и избыточными . Недостаточную парадигму имеют глаголы, которые не образуют все возможные спрягаемые формы (см. раздел «Категория лица») или не образуют формы причастий и деепричастий. Например, у глаголов победить, очутиться, чудить отсутствуют формы 1-го лица ед. числа; у глаголов столпиться, сгруппироваться, разбрестись не употребляются формы ед. числа; у глаголов жеребиться, кристаллизоваться – формы 1-го и 2-го лица. Недостаточную парадигму имеют также глаголы лихорадить, ветвиться, недоставать, означать, очутиться, подобать, победить, пылесосить, разойтись, таять, холодать, чудить. Избыточную парадигму имеют глаголы, у которых есть параллельные личные формы (обычно эти формы частично различаются по значению или по стилистической окраске): брызжет – брызгает, движется – двигается, мечет – метает, мучусь – мучаюсь, мерят – меряет, выздоровею – выздоровлю, колышет – колыхает, полощет – полоскает, махает – машет, хлещет – хлестает, щиплю – щипаю.



Просмотров