Европротокол бланк pdf. Правила оформления дтп по европротоколу

«Европротокол» (Европейский протокол) - упрощенное оформление извещения о дорожно-транспортном происшествии (ДТП) без вызова полиции. Участники ДТП, договорившись, самостоятельно документируют факт ДТП для обращения за страховой выплатой, и оперативно разъезжаются, не создавая помех движению другого транспорта.

Несмотря на явное удобство, Европротокол пока не слишком популярен в России. Страховщики нередко отказывают в страховых выплатах по неправильно оформленным бланкам, и пострадавшие в ДТП водители, боясь недооценить размер причиненного ущерба или совершить ошибку в заполнении и лишиться выплаты, настаивают на вызове ГИБДД.

Оформление европротокола без участия уполномоченных на то сотрудников полиции происходит в порядке, установленном в главе 3 «Положения о правилах обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств» (утв. Банком России 19.09.2014 N 431-П) (ред. от 24.05.2015).

Бланк «Извещение о ДТП» выдается в страховой компании при оформлении полиса ОСАГО, вместе с Правилами ОСАГО. Форма бланка утверждена приказом МВД России № 155 от 01.04.2011 , о чем на действующих экземплярах бланка есть надпись в правом верхнем углу лицевой стороны.

Полезная Памятка по оформлению ДТП по Европротоколу

Лицевая сторона одного бланка извещения о ДТП заполняется совместно двумя водителями, каждым - в своей колонке («Транспортное средство А» и «Транспортное средство В»).

Все внесенные детали (схема ДТП, перечисление видимых повреждений) удостоверяются подписями каждого из водителей на обоих листах извещения о ДТП с лицевой стороны. Оборот «своего» бланка каждый заполняет сам.

Водители получают по одному экземпляру заполненного бланка, и каждый участник ДТП направляет этот документ своему страховщику не позднее 5 рабочих дней с даты аварии. Потерпевший прилагает к извещению о ДТП заявление о возмещении ущерба.

Фотоснимки упрощают прояснение картины ДТП. Важно запечатлеть:

  • общий план места;
  • следы торможения, обломки деталей;
  • оба автомобиля, с регистрационными знаками и поврежденными деталями.
  • Для заполнения бланка оптимально использовать шариковую ручку.
  • Все вносимые исправления заверяются подписями обоих водителей.
  • По возможности следует собрать контактные данные свидетелей ДТП.
  • После оформления Европротокола нужно сообщить о происшествии в ГИБДД, а затем страховую фирму.

Видео: оформление «Европротокола»

Особенности «Европротокола»

Применение Европротокола - право, а не обязанность участников ДТП. И воспользоваться этим правом можно только при одновременном стечении обязательных обстоятельств, перечисленных в ст. 11.1 п.1 действующей редакции Федерального закона от 25.04.2002 N 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» и продублированных в п. 2.6.1 Правил дорожного движения (ПДД РФ) .

  1. В столкновении участвовали только два автомобиля (включая машины с прицепами к ним).
  2. Вред причинен только столкнувшимся транспортным средствам, человеческих жертв нет, урон физическому здоровью участников ДТП не нанесен.
  3. Размер ущерба не превышает установленного лимита выплат по Европротоколу - 50 тыс. рублей (400 тыс. рублей для Москвы, Санкт-Петербурга, Московской и Ленинградской областей).
  4. У участников ДТП нет разногласий в оценке обстоятельств, виновности и суммы ущерба. Если есть разногласия - Европротокол не оформляется, действие происходит по привычной схеме с вызовом ГИБДД.
  5. Полисы ОСАГО есть у обоих водителей, участвовавших ДТП. Подойдет и «Зеленая карта», если водитель управлял автомобилем, зарегистрированным в другом государстве.

Лимит выплат по «Европротоколу»

  • 50 тыс. рублей (ст. 11.1, п. 4 Закона N 40-ФЗ);
  • 400 тыс. рублей - для ДТП на территории Москвы, Санкт-Петербурга, Московской и Ленинградской областей, при наличии фотовидеофиксации столкнувшихся автомобилей и их повреждений. Дополнительно, чтобы исключить мошеннические подделки с использованием компьютерной графики, потребуются данные спутниковых навигационных систем (ГЛОНАСС) о положении машин при ДТП (ст. 11.1, п. 5 Закона N 40-ФЗ).

С 1.10.2019 при оформлении Европротокола страховщик в обязательном порядке затребует данные о ДТП, зафиксированные техническими средствами контроля, обеспечивающими некорректируемую регистрацию информации (фото- или видеосъемка), а также с применением средств навигации, работающих с использованием технологий системы ГЛОНАСС или ГЛОНАСС совместно с иными глобальными спутниковыми навигационными системами (ст. 11.1, п. 5 Закона N 40-ФЗ).

Что дальше - скажет страховщик

Если страховая компания потребует, владельцы участвовавших в аварии машин должны в течение 5 рабочих дней предоставить свои автомобили для проверочного осмотра или технической экспертизы. Поэтому в течение 15 рабочих дней пострадавшие в оформленном по Европротоколу ДТП автомобили нельзя ремонтировать или утилизировать без письменного согласия страховщиков.

Страховая компания обязана выплатить страховое возмещение в течение 20 дней после обращения страхователя.

Европротокол - форма самостоятельного, без вызова полиции, оформления ДТП участниками аварии. Важно осознанно и грамотно использовать право Европротокола, чтобы не пришлось выбивать положенные законом страховые выплаты через суд.

С 2015 года у автомобилистов появилась возможность самостоятельно фиксировать некоторые ДТП, не привлекая инспекторов ГИБДД. Для этого участниками аварии заполняется специальная форма извещения - европротокол, бланк которой затем передается в страховую компанию. Однако, несмотря на очевидные удобства такой фиксации, многие водители не спешат ею воспользоваться, предпочитая традиционный вызов дорожного патруля. Ведь, чтобы получить страховку, нужно знать, как правильно заполнить европротокол при ДТП. Допущенные ошибки могут привести к затяжному судебному разбирательству и отказу в денежной выплате пострадавшему автомобилисту.

Где взять форму европротокола

Вместе с полисом ОСАГО страховая компания должна выдать и бланк европротокола. Официально данный документ называется «Извещение о дорожно-транспортном происшествии». Если по каким-то причинам водитель не получил его бланк, он может обратиться за ним к страховщику в любое время.

Прочитав, как правильно заполнить европротокол при ДТП, образец бланка можно скачать в конце статьи. Здесь он представлен в последней, актуальной редакции.

Правила заполнения Европротокола: что писать

Перед тем, как заполнять европротокол при ДТП, образец которого приведен ниже, следует ознакомиться с памяткой, прилагаемой к извещению. В рамках данной статьи внимание будет уделено нескольким важным пунктам:

Пункт 1 – место аварии. Указывается ближайшая улица, дом, строение. Если ДТП случилось вне населенного пункта, прописывается наименование дороги, трассы, фиксируется километр / направление движения.

Пункт 3 – число поврежденных автомобилей. Оформление европротокола допускается только, если их не более 2-х, при указании большего значения он будет отклонен.

Пункт 4 – европротокол оформляется, если нет ни раненых, ни погибших при ДТП, в обе графы ставится прочерк.

Пункт 7 – данные о свидетелях. Их полезно указать на случай возникновения спора – либо с виновником происшествия, либо со страховщиком.

Пункт 8 – поскольку заполнение европротокола производится без участия дорожной полиции, это отмечается «галочкой» в соответствующей графе.

Пункты 10 и 11 – данные о собственнике ТС и водителе. Могут расходиться, если, например, машина управлялась по доверенности. Но страховку получит только ее владелец.

Пункт 15 – замечание. Чтобы заполнить европротокол при ДТП 2019/2018 верно, в этом пункте один из водителей должен письменно признать свою вину (например, «Признаю, что виновен в ДТП»), а второй участник аварии фиксирует свою невиновность.

Пункт 16 – содержит обстоятельства ДТП и 2 боковых столбика. Каждый водитель ставит «галочки» в своем столбце. При возникновении разногласий они должны быть зафиксированы при помощи технических средств.

Как заполнить европротокол при ДТП: образец 2019 года

С октября 2019 года водителей, решившихся самостоятельно оформить извещение о ДТП, ожидают приятные нововведения. Например, сейчас только в нескольких крупных регионах по европротоколу можно получить максимальное страховое возмещение в размере 400 тысяч рублей. Это Санкт-Петербург, Москва, Московская и Ленинградская область. В других субъектах РФ он с 01.06.2018 г. не превышает 100 тысяч рублей. С 01.10.2019 такому неравенству придет конец, и жители всех российских регионов смогут рассчитывать на такие же выплаты при условии применения для фиксации данных системы ГЛОНАСС или специальных мобильных приложений.

Сам же образец заполненного европротокола изменений не претерпит, и будет заполняться по тем же правилам, что и сейчас. Обновленная форма документа действует с 1 июня 2018 года. На бланке появились дополнительные графы, где фиксируются наличие и суть разногласий, возникших между столкнувшимися автомобилистами. Актуальная форма европротокола содержится в Приложении 5 Положения Банка РФ № 431-П от 19.09.2014. Скачать ее можно ниже.

Если бланк извещения вновь не изменится, автомобилисты, интересующиеся, как заполнить европротокол в 2019 году, смогут воспользоваться советами, представленными в рамках данной статьи.

Статья о том, зачем и как оформлять ДТП по европротоколу - советы и рекомендации. В конце статьи - видео о том, как избежать ошибок при составлении европротокола.

Содержание статьи:

Даже незначительные автомобильные аварии вызывают у водителей стресс и поднимают десятки вопросов: "Должен ли я позвонить в полицию?", "Вправе ли я переместить свой автомобиль?", "Когда и как я должен оформить заявление?"... По данным информационных агентств и страховых компаний, более 87% автовладельцев не хотели бы прибегать к помощи автоинспекторов при мелких ДТП, но вынуждены это делать, опасаясь совершить ошибки, из-за которых страховая компания откажется платить.

Европротокол, позволяющий самостоятельно оформлять документ об аварии - хорошее решение в условиях крупных городов. Пока его не было, страдали и те, кто стоит в километровых пробках, ожидая освобождения проезда, и попавшие в аварию люди, часами высматривающие вызванных представителей закона.

Что же такое европротокол, каковы правила его оформления и какие «подводные камни» могут нас ожидать? Говоря простым языком, это документ, фиксирующий всю информацию о ДТП. Оформляют его владельцы попавших в аварию транспортных средств в основном для страховых компаний, ибо ответственность перед законом в случае небольших повреждений техники и отсутствия трупов/тяжелораненых минимальна.


Попав в такого рода неприятность, участник ДТП должен:
  • проверить себя на травмы;
  • убедиться в благополучии спутников;
  • расставить аварийные знаки;
  • оказать посильную помощь пострадавшим;
  • побеседовать со второй стороной;
  • зафиксировать все аспекты аварии.
Всего два автомобиля-участника (машина с прицепом воспринимается как одно целое), адекватность водителей (трезвых, физически и психически здоровых) и отсутствие серьёзно пострадавших людей (включая пешеходов) и/или муниципальных объектов - необходимые условия для составления европротокола. В противном случае надо вызывать «органы».

В беседе со второй стороной необходимо выяснить, что вы не имеете претензий друг к другу, кроме имущественных, адекватно (и без разногласий) оцениваете степень вины и ущерб, имеете действующие страховые полисы и прочие необходимые документы и согласны разойтись мирным путём.

Что касается «аспектов аварии», тут нужна фото- и видеосъёмка, данные регистраторов обеих сторон и свидетелей, письменные показания зевак-прохожих, паспортные данные всех, кто участвовал в происшествии и наблюдал его со стороны.


Запечатлейте всё, что может иметь отношение к ДТП: общий вид аварии с разных сторон (в том числе издалека, желательно с дорожными знаками и светофорами в кадре), тормозной путь (измерить и сфотографировать), сколы краски, разбитые зеркала и другие повреждённые детали, протекторы шин (дабы не быть обвинёнными в езде на неподходящей по сезону или изношенной резине), владельцев машин и пассажиров (желательно в полный рост во избежание впоследствии возможных претензий по поводу травм) и прочие вещи, которые вам покажутся достойными внимания.

Можете приобщить к делу интервью с прохожими. Возите с собой большой блокнот и несколько ручек - так вы сможете быстро раздать листочки окружающим, попросив написать свои Ф.И.О, дату, время и пару слов о происшествии. Хотя бы в виде "синие Жигули ожидали на светофоре, а красный Запорожец наехал на них сзади".

Чем больше материалов окажется у вас на руках, тем спокойнее вы будете себя чувствовать. Помните, что оборудование, на котором содержится запись о ДТП, должно быть представлено экспертам в натуральном виде, перезаписывать данные на иной носитель нельзя - это даёт право страховщикам оспорить их подлинность. Придётся тратить время и деньги на независимую экспертизу, но не факт, что это поможет.

Заполнение протокола


После того как вы вместе со своим оппонентом пришли к выводу, что вмешательство правоохранителей не требуется, и сделали всё вышеперечисленное, освобождайте проезжую часть и приступайте к написанию европротокола. Бланк из двух соединённых листов выдаёт страховщик при заключении договора. Инструкция прилагается. После израсходования своего заедьте в офис своей страховой компании и попросите новый.

Все данные с лицевой стороны автоматически отпечатываются (самокопируются) на втором экземпляре, потом бланк разъединяется и заполняется обратная сторона. Чей бланк пойдёт в дело (виновника или пострадавшего), не имеет значения, но убедитесь, что ваше видение события не расходится с оппонентом (иначе придётся вызывать госслужбы). В соответствующих графах указываете:

  • место происшествия (детально, вплоть до номера соседнего дома или километра на трассе);
  • дату и время;
  • количество участников ДТП (не более 2-х);
  • «нет» в графе о погибших и раненых (если таковые имеются, европротокол составлять нельзя);
  • «нет» в пункте о медицинском освидетельствовании;
  • «нет» в пункте об ущербе другим транспортным средствам;
  • данные очевидцев с Ф.И.О, адресом и номером телефона;
  • «нет» в пункте о составлении протокола сотрудниками ГИБДД (даже если они сами являются участниками аварии);
  • информацию об обеих машинах и их собственниках;
  • данные о страховой компании и действующем полисе ОСАГО (или «Зелёной карты» для иностранных гостей);
  • место первого удара указываете стрелкой;
  • список повреждений - видимых и скрытых, с указанием характера (трещина, скол, вмятина, разрыв);
  • предполагаемая степень вины обеих сторон;
  • подробности, описывающие момент ДТП;
  • детальная схема ДТП с направлением движения обоих ТС, позициями при столкновении и после него.
Заполнили? Проверьте и оба подпишите. Вторую страницу оформляете в гордом одиночестве, как и ваш сосед. Указываете:
  • собственное транспортное средство ("А" или "В" - вы обозначали его так при заполнении первой страницы протокола);
  • обстоятельства происшествия с кратким описанием столкновения и предшествующих ему событий (ещё раз укажите дату, время, адрес и т.д.);
  • данные того, кто управлял машиной в момент аварии;
  • в состоянии ли автомобиль передвигаться после происшествия своим ходом.
  • наличие относящихся к делу письменных материалов, фото и видео.
Автограф и дата завершают заполнение документа. Пишите спокойно, разборчиво, старайтесь избегать ошибок и исправлений любого рода, чтобы на их основании не получить отказ в возмещении ущерба. Ни одну графу не оставляйте пустой - заполняйте прочерком или буквой «Z». Не вместившееся в основное описание внесите в «Приложение». Подписи обеих сторон должны быть на всех важных моментах.

Справились? Жмите друг другу руки и отправляйтесь по домам. Не забудьте побыстрее отослать документ в офис страховщика (у вас есть 5 рабочих дней). Морально приготовьтесь к осмотрам автомобиля представителями страховой компании или иных экспертов. С ремонтом машины придётся ждать 15 календарных дней или просить разрешения у страховщика.


Когда пострадавший получит материальное возмещение, никаких претензий к виновнику по данному происшествию он предъявить не сможет, разве что подать иск, заявив о незаметном на момент аварии и проявившемся впоследствии вреде здоровью. Доказать это трудно, но некоторые любители потрепать нервы никогда не отказываются от удовольствия, поэтому при ДТП меняйтесь расписками об отсутствии претензий в будущем.

Кто поможет в составлении бумаг


Многие водители по-прежнему боятся самостоятельно оформлять европротокол из-за страха допустить ошибку, вследствие чего страховая компания откажется платить. Учить самостоятельной регистрации несчастных случаев начали в автошколах, а тем, кто не прошел спецподготовку, предлагаются услуги горячей линии и контакт-центров.

Операторы работают круглосуточно и помимо оформления документов могут помочь с поиском парковок и остановок общественного транспорта, а также подскажут, куда направить апелляцию, жалобу или предложение. Уточните свежие номера служб в своём регионе у любого автоинспектора или страховщика.


Люди до сих пор могут осуществлять свои гражданские права и вызывать ГИБДД на место происшествия. По крайней мере, теоретически. При отсутствии жертв и участии не более двух автомобилей им настоятельно рекомендуют разбираться самостоятельно, не прибегая к услугам автоинспекции.


С одной стороны, инновации облегчают жизнь водителей, устраняя дополнительный стресс от общения с не всегда лояльными представителями закона и сокращая время на процедуру оформления ДТП.

Но, сложив два плюс два, видим, что органы ДПС просто сняли с себя лишнее бремя, ибо кровавых аварий на дорогах значительно меньше, чем обычных столкновений. Сокращается нагрузка - можно уменьшить и штат сотрудников. Полицейских патрулей на дорогах станет намного меньше. Массу их функций возьмут на себя водители и камеры автоматической фиксации дорожного движения.


Экономия бюджетных средств - это, конечно, замечательно, но водители начнут в массовом порядке скрывать номерные знаки под слоем грязи и гонять, не опасаясь стационарных камер и чужих видеорегистраторов. Остановить их будет некому, а наказание за нечитаемый номерной знак смешное - можно нагло провоцировать аварийную ситуацию. В конечном итоге добропорядочные граждане на дорогах получат крупномасштабный «привет из 90-х».

Затронем и финансовую сторону. В настоящее время европротоколы дают право на возмещение потерь лишь до 50 000 рублей (в Москве, Санкт-Петербурге и прилегающих к ним районах - до 400 000).

Страховщики обещают рассмотреть вопрос повышения размера выплат, а пока убеждают автовладельцев, что большинство несчастных случаев укладывается в 50 тысяч и нет никакой необходимости в большей сумме для устранения трещины в бампере и едва заметных царапин.


Да, это выход для человека на потрёпанной Ладе. Но иногда даже пустяковый несчастный случай «влетает в копеечку»: одна замена сработавших подушек безопасности может обойтись дороже, что уж говорить о повреждении дорогостоящих деталей роскошных машин. То, что не удалось покрыть страховкой, пострадавшие будут взыскивать с виновника. Через суд или бандитов.


Законодательные органы, минфин и страховщики продолжают дорабатывать правила и расчёты в рамках регистрации мелких аварий по европротоколу. Планы на ближайшее будущее содержат три важных нововведения.
  1. Действие такого протокола распространится на ДТП с участием больше двух машин.
  2. Его можно будет оформлять, даже если водители не пришли к согласию в определении виновника аварии и её обстоятельств.
  3. С 1 июля 2018 года сумма выплат в большинстве регионов Российской Федерации должна увеличиться с 50 до 100 тысяч рублей. Но это положение будет действовать при условии наличия в транспортных средствах современного оборудования и мобильных приложений, которые в некотором смысле должны заменить ГИБДД, осуществляя «привязку» к месту ДТП и сообщая страховщику об аварии в режиме реального времени.


Многих россиян беспокоит то, что всё это может спровоцировать хаос на дорогах. Автовладельцев приучают к независимости и добропорядочности, но найдётся масса желающих получить страховку «на ровном месте» и намеренно создающих аварийную ситуацию.

Маловероятно, что подобные прогрессивные инновации понравятся добропорядочным водителям. Зато сотрудники дорожной полиции в восторге - нагрузка на них снизилась в разы, что не может не радовать, особенно с учетом некоторого сокращения персонала. Они больше всех заинтересованы в продвижении и развитии новой практики, ибо с ростом автомобильного парка страны количество «мелких» дорожно-транспортных происшествий только за одно десятилетие после введения ОСАГО увеличилось в несколько раз.

Несмотря ни на что, популярность европротокола растёт. По данным РСА, если до введения поправок в правила дорожного движения (в частности, в порядок регистрации дорожно -транспортного происшествия) его использовали ежемесячно около 12 тысяч участников ДТП, то в настоящее время (по данным на конец 2017 - начало 2018 года) их количество выросло до 38 тысяч в месяц.

Доля несчастных случаев, зарегистрированных по европейскому протоколу в Москве, до июля 2017 года составляла около 6%, а уже в октябре превысила 21%. На данный момент в некоторых регионах РФ цифра достигает 46-55%, а к середине 2018-го, по прогнозам, должна дойти до 62-68%.

Видео о том, как оформить европротокол без ошибок:

Оформление ДТП с помощью Европротокола призвано серьёзно облегчить жизнь всем владельцам полиса ОСАГО. Эта практика пришла к нам из Европы, где её применяют уже не первый год. Сам Европротокол представляет собой бланк Извещения о дорожно-транспортном происшествии, который предусматривает самостоятельное его заполнение участниками аварии. Если Вы не знаете, где взять бланк Европротокола , обратитесь в свою страховую компанию или же внимательно проверьте документы, которые Вам выдали при оформлении полиса ОСАГО. Как правило, он входит в их комплект.

Порядок оформления

Бланк и образец заполнения Европротокола можно скачать с нашего сайта.

Порядок оформления ДТП по Европротоколу не предусматривает привлечения сотрудников ГИБДД. Однако, он предусматривает обязательное выполнение следующих условий:

  • отсутствие пострадавших лиц: водителя, пассажиров, пешеходов;
  • участие в аварии двух автомобилей;
  • отсутствие разногласий у водителей по поводу обстоятельств аварии и ущерба ТС;
  • оба водителя являются владельцами полисов ОСАГО .

Правила оформления ДТП по Европротоколу также предусматривают ограничения в сумме компенсации. Если она выше 50 тысяч рублей, то необходимо вызвать сотрудников ГИБДД. Более того, осенью прошлого года сумма компенсации была увеличена до 400 тысяч рублей. Впрочем, эта возможность доступна лишь владельцам ОСАГО столицы, СПб и областей в том случае, если их автотранспортные средства оборудованы системой спутникового слежения. Благодаря ей можно провести фото- и видеосъёмку, а также получить информацию о точном положении ТС на месте происшествия. В случае, если не соблюдено хотя бы одно из вышеперечисленных условий, необходимо вызывать ГИБДД.

Правила заполнения

Основные правила оформления Европротокола при ДТП в 2017 году предусматривают следующее:

  • заполнение бланка только шариковой ручкой из-за наличия самокопирующейся части;
  • заполнение бланка обоими водителями (каждый - свою колонку);
  • разъединение обоих экземпляров бланка, заполненных с лицевой стороны;
  • заполнение оборотной стороны каждым из водителей самостоятельно;
  • наличие двух пар подписей обоих водителей на лицевой стороне бланка;
  • возможность внесения правок в бланк после разъединения с обязательным их заверением обоими водителями.

Особое внимание необходимо уделить заполнению п. 14, в котором необходимо перечислить и указать характер всех видимых повреждений, полученных ТС в результате дорожно-транспортного происшествия. Они должны быть представлены кратко и точно, с применением следующих терминов: «царапина», «вмятина», «трещина». Не допускается внесение в графу повреждений, полученных до аварии. В случае, если автомобиль имеет невидимые повреждения, они будут определены и внесены в список представителями СК при проведении осмотра. В процессе заполнения не оставляйте пустых граф - их рекомендуется заполнить прочерками или буквой «Z». Если бланк был испорчен или порван, если в нём имеется много исправлений и его сложно прочитать, необходимо оформить его на новом бланке. В случае, если второй водитель не желает заполнять бланк и отказывается его подписывать, необходимо вызвать сотрудников ГИБДД. Купить полис ОСАГО, получить бланк Европротокола и исчерпывающую информацию о его заполнении можно в



Просмотров