Исполнение иностранных судебных решений. Правовые основы признания и исполнения иностранных судебных решений. Признание и принудительное исполнение иностранных судебных решений Исполнение иностранных судебных поручений

Любое судебное решение имеет ограничение по территориальному принципу: действует только в государстве принятия данного судебного акта. В мировой практике существует три способа признания судебных актов иностранных государств:

  • 1) когда необходима процедура признания иностранного решения, то есть так называемая «выдача экзекватуры »- специальное судебное постановление, санкционирующее исполнение иностранного судебного решения, придающее ему принудительную силу и выдаваемое только для исполнения решения (Франция, Бельгия).
  • 2) когда достаточно проверки правильности решения лишь с формальной точки зрения, а также непротиворечия его публичному порядку страны суда (Италия).
  • 3) когда для судебных решений иностранных судов требуется регистрация решения в особом реестре (в Великобритании).

Механизм признания и исполнения решений, принятых иностранными судебными органами (арбитражными, третейскими), регулируется национальным законодательством Российской Федерации, а также многочисленными международными соглашениями (конвенциями).

Также к числу многосторонних международных актов относятся: Конвенция ООН о признании и приведении в исполнение иностранных судебных решений 1958 г. (Минск) и Конвенция о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам1993 г. (Нью-Йорк). Национальные нормы российского законодательства о признаниии и исполнении решений иностранных судов содержаться вГражданском процессуальном кодексе Российской Федерации (далее - ГПК РФ), Арбитражной процессуальном кодексе Российской Федерации(далее - АПК РФ), Федеральном законе от 02.10.2007 N 229-ФЗ «Об исполнительном производстве».

В России, с целью обеспечения исполнения решения иностранного суда необходимо признание - вынесение судебного акта судом Российской Федерации о признании юридической силы решения иностранного суда на территории Российской Федерации (экзекватура), которым подтверждается, что объем гражданских и иных прав и обязанностей сторон, закрепленный в решении иностранного суда, равен указанному в решении органов судебной системы Российской Федерации. При этом дело по существу не пересматривается (п. 4 ст. 243 АПК РФ).

Основной предпосылкой признания решений иностранных судов является наличие согласованного сторонами правоотношения принципа взаимности в отношении решений отечественных судов. Так, условиями двусторонних международных соглашений Минской Конвенции 1993 г. и Кишиневской конвенции о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам от 7 октября 2002 г. между Российской Федерацией и Беларусией установлен порядок признания судебных актов сторон. К числу признания и исполнения отнесены принятые на территории государства-участника соглашения решения судов по гражданским и семейным делам, в том числе мировые соглашения по таким делам, нотариальные акты в отношении денежных обязательств, а также решения судов по уголовным делам о возмещении ущерба. Имеются в конвенциях также вопросы, по которым не требуется проведения процедуры признания судебных актов в другом государстве. То есть действует установленный странами-участниками соглашения упрощенный порядок. Также к категории международных актов, закрепляющих принцип взаимности признания решений судов относится многостороннее Соглашение стран СНГ 1992 г. «О порядке разрешения споров, связанных с осуществлением хозяйственной деятельности».

Акты арбитражных судов других государств признаются в Российской Федерации на основании положений Нью-Йоркской конвенции от 10 июня 1958 г. «О признании и приведении в исполнение иностранных арбитражных решений», участниками которой являются 126 государств.

Согласно арбитражного законодательства РФ, признаются на территории России и подлежат исполнению судебные акты иностранных государств, при наличии таких указаний в международных договорах РФ, следующих категорий:

  • 1. Решения иностранных судов (по делам, связанным с предпринимательской деятельностью, иной экономической деятельностью);
  • 2. Иностранные арбитражные решения (решения третейских судов и международных коммерческих арбитражей, принятые ими на территории иностранных государств при разрешении споров при осуществлении предпримательской и иной экономичсеской деятельности).

Исходя из смысла п. 1 ст. 409 ГПК РФ и статьи 241 АПК РФ, принцип взаимности признания и исполнения иностранных судов в Российской Федерации действует только в том случае, если об этом имеются прямые указания в международных соглашениях. Однако, законодательством РФ предусмотрены некоторые исключения их этого принципа. Так, при отсутствии международных соглашений о порядке признания решений иностранных государств, согласно п. 4 ст. 1 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)», решения судов иностранных государств по делам о несостоятельности (банкротстве) признаются на территории РФ на началах взаимности, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Заявление о признании и исполнении решений иностранных судов или иностранного арбитражного решения подается стороной процессуальных отношений, в пользу которой было вынесен судебный акт, с приложением копии судебного акта, принятого на территории иного государства.

Теперь рассмотрим условия, при которых решения иностранных судов не признаются и не подлежат исполнению в Российской Федерации.

Такими условиями являются противоречащие публичному порядку Росийской Федерации и основным принципам российского права перечисленные в ст. 34 Закона Российской Федерации от 07.07.1993 г. N 5338-1 «О международном коммерческом арбитраже» и ст. 244 АПК РФ и являющиеся основанием безусловного отказа в признании и исполнении решений иностранных судов.

В настоящее время по данному основанию - противоречию публичному порядку- наблюдаются частые отказы судов в арбитражной практике.

Однако, необходимо отметить, что даже в условиях отсутствия договоренностей, достигнутых международными соглашениями и оснований для признания судебных актов иностранных государств, зачастую российские суды принимают решения о признании решений судов иностранных государств. Данные выводы судов основываются на общих принципах междунароного права, таких как: принцип международной вежливости и взаимности, принцип гармонии между правом и судебным решением, идеи социального значения, основанные на справедливости.

Исполнение решения иностранного суда либо иностранного арбитражного решения производится в том же порядке, что и по судебным актам российских судов, путем выдачи исполнительного листа, по общему правилу о трехлетнем сроке давности с момента вступления в силу такого решения (ст. 246 АПК РФ).

Необходимо отметить, что у российских гражданских и арбитражных судов не сложилось единой практики толкования и разрешения аналогичных спорных ситуаций. Сложность признания решения гражданского иностранного суда либо арбитражного решения в настоящее время заключается в том, что при отсутствии единообразия при применении судами норм права, судам необходимо ориентироваться на обзоры судебной практики Верховного суда Росийской Федерации и Высшего Арбитражного суда Росийской Федерации, которые в настоящее время отсутствуют.

В соответствии со ст. 80 Федерального закона Российской Федерации «Об исполнительном производстве», принятого Государственной Думой 04.06.97 г., порядок исполнения в Российской Федерации решений иностранных судов и арбитражей определяется соответствующими международными договорами Российской Федерации и настоящим Федеральным законом. Одним из международных договоров, который регулирует порядок исполнения решений иностранных арбитражей, является Конвенция Организации Объединенных Наций «О признании и приведении в исполнение иностранных арбитражных решений», принятая в Нью-Йорке 10 июня 1958г. Советский Союз участвует в данной конвенции с 22 ноября 1960г. Поскольку Россия является правопреемницей Советского Союза по международным договорам, то положения указанной Конвенции распространяются и на Россию. Согласно ст. III Конвенции каждое договаривающееся государство признает арбитражные решения как обязательные и приводит их в исполнение в соответствии с процессуальными нормами той территории, где испрашивается признание и приведение в исполнение этих решений, на условиях, изложенных в нижеследующих статьях. К признанию и приведению в исполнение арбитражных решений, к которым применяется настоящая Конвенция, не должны применяться существенно более обременительные условия или более высокие пошлины или сборы, чем те, которые существуют для признания и приведения в исполнение внутренних арбитражных решений.

Принудительное исполнение возможно только в силу соответствующего распоряжения компетентных властей того государства, где исполнение испрашивается. Законодательство предусматривает специальную процедуру по разрешению исполнения. Общее правило для всех государств -- принцип взаимности является условием принудительного исполнения.

Основные системы принудительного исполнения иностранных судебных решений:

  • 1. Для исполнения требуется проверка правильности решения иностранного суда с точки зрения формы, установление его соответствия публичному порядку государства места исполнения (Италия).
  • 2. Необходима выдача экзекватуры; возможна проверка решения по существу, если оно вынесено против местного гражданина (большинство европейских и латиноамериканских государств, Япония).
  • 3. Иностранное судебное решение служит основой для нового суммарного судебного разбирательства. Иностранное судебное решение создает презумпцию для того, в чью пользу оно вынесено. Эта презумпция может быть опровергнута при помощи возражений. Иностранное судебное решение порождает перераспределение бремени доказывания (Англия, США).
  • 4. Регистрация иностранного судебного решения в особом реестре (в государствах, предоставляющих друг другу взаимность, -- страны общего права).

Действие решения, вынесенного судебным органом конкретного государства, ограничено пределами территории данной страны. Поэтому допустимость признания и исполнения такого решения за границей будет определяться национальным законодательством соответствующего иностранного государства и международными договорами, в которых оно участвует. При этом следует иметь в виду, что большинство стран выдвигают в качестве одного из существенных условий для исполнения иностранного судебного решения на своей территории требование соблюдения принципа взаимности.

Можно выделить три основных способа приведения в исполнение иностранных судебных решений , предусмотренных законодательством современных государств. Первый из них включает только проверку правильности решения с формальной точки зрения и установление его непротиворечия публичному порядку (Италия). Второй предусматривает необходимость выдачи экзекватуры. В этом случае суд после рассмотрения соответствующего ходатайства должен принять специальное постановление о санкционировании исполнения решения (большинство стран континентальной Европы, некоторые страны Африки и др.). Для третьего способа характерна регистрация иностранного судебного решения в специальном реестре и выдача на ее основе исполнительного документа (Великобритания). Такая регистрация возможна только при наличии ряда условий, определяемых национальным законодательством государства исполнения решения.

В Российской Федерации порядок исполнения решений иностранных судов и арбитражей определяется соответствующими международными договорами. Эти решения могут быть предъявлены к принудительному исполнению в России в течение трех лет с момента их вступления в законную силу (ст. 437 ГПК РСФСР).

Решения иностранных судов, которые не подлежат принудительному исполнению, признаются в России без какого-либо дальнейшего производства, если со стороны заинтересованного лица в течение месяца не поступят возражения против признания этого решения. Российским судебным органом после рассмотрения возражений против признания решения иностранного суда выносится соответствующее определение (п. 10 Указа Президиума Верховного Совета СССР «О признании и исполнении в СССР решений иностранных судов и арбитражей» от 21 июня 1988 г.).

Что касается международно-правовых соглашений Российской Федерации, то признание и исполнение судебных решений допускаются в настоящее время только договорами о правовой помощи, заключенными СССР с бывшими социалистическими странами, а также с Алжиром, Грецией, Ираком, Италией, Кипром.

В этих договорах содержатся следующие основные условия признания и исполнения иностранных судебных решений:

Решение вступило в законную силу на основании законодательства страны суда, который его вынес;

При разрешении дела по существу соблюдены процессуальные права лица, против которого вынесено решение;

Отсутствует другое вступившее в законную силу решение по спору между теми же сторонами и по тому же предмету, вынесенное судом в государстве, на территории которого решение должно быть признано или принудительно исполнено;

При рассмотрении дела и вынесении по нему решения соблюдены правила международных договоров о разграничении компетенции судов различных стран.

Кроме того, признание и исполнение решений по отдельным категориям дел могут осуществляться в соответствии с такими международно-правовыми актами, как, например, Международная конвенция о гражданской ответственности за ущерб от загрязнения нефтью 1969 г.; Римская конвенция об ущербе, причиненном иностранными воздушными судами третьим лицам на поверхности 1952 г.; Гаагская конвенция о международном гражданском процессе 1954 г.; многосторонними и двусторонними соглашениями в области перевозок грузов и пассажиров.

Вопросам признания и исполнения иностранных судебных решений посвящен раздел III Минской конвенции о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам 1993 г. Под термином «решения» применительно к международному гражданскому процессу Конвенция понимает «решения учреждений юстиции по гражданским и семейным делам, включая утвержденные судом мировые соглашения по таким делам и нотариальные акты в отношении денежных обязательств».

В признании и в выдаче разрешения на принудительное исполнение решений в соответствии с Конвенцией 1993 г. может быть отказано в случаях, если:

В соответствии с законодательством страны, на территории которой вынесено решение, оно не вступило в законную силу и не подлежит исполнению, за исключением случаев, когда решение подлежит исполнению до вступления в законную силу;

Ответчик не принял участия в процессе вследствие того, что ему или его уполномоченному не был своевременно и надлежащее вручен вызов в суд;

По делу между теми же сторонами, о том же предмете и по тому же основанию на территории страны, где должно быть признано и исполнено решение, было уже ранее вынесено вступившее в законную силу решение или имеется признанное решение суда-третьего государства, либо если учреждением этой договаривающейся стороны было ранее возбуждено производство по данному делу;

Согласно положениям Конвенции 1993 г., а в случаях, не предусмотренных ею, согласно законодательству страны, на территории которой решение должно быть признано и исполнено, дело относится к исключительной компетенции ее учреждения;

Отсутствует документ, подтверждающий соглашение сторон по делу договорной подсудности;

Истек срок давности принудительного исполнения предусмотренный законодательством страны, суд которой исполняет решение (ст. 55).

В странах – членах Европейского Союза в настоящее время действует режим признания и исполнения иностранных судебных решений, предусмотренный ст. 25–49 Брюссельской конвенции о юрисдикции и о признании и исполнении судебных решений по гражданским и торговым делам 1968 г. В соответствии с этим международно-правовым документом любое заинтересованное лицо вправе подать заявление о признании и исполнении соответствующего решения в компетентный судебный орган государства – участника Конвенции. Получив такое ходатайство, суд не вправе пересматривать решение по существу. Он обязан лишь проверить отсутствие формальных оснований, дающих суду право не исполнять такое решение. В числе таких оснований Конвенция называет, в частности: противоречие решения публичному порядку государства исполнения; неуведомление надлежащим образом ответчика о судебном разбирательстве; противоречие решения другому судебному акту, вынесенному по; спору между теми же сторонами судом государства исполнения и т. д.


Похожая информация.


По справедливому мнению Л.А. Лунца, признание и исполнение иностранных судебных решений – одна из основных проблем международного гражданского процесса.

Само по себе решение иностранного суда не имеет юридической силы на территории чужого государства. Оно получает юридическую силу лишь в том случае, если процессуальное законодательство этого государства допускает его признание и принудительное исполнение. Эта же проблема решается и с помощью международных соглашений.

Признание судебного решения иностранного суда означает, что оно служит подтверждением гражданских и иных прав и обязанностей в такой же степени, что и решение отечественного суда.

А. предъявил иск к Б. во Франции, и французский суд, рассмотрев дело, отказал в иске. После этого А. предъявляет иск к Б. из этого же правоотношения в российском суде с соблюдением правил подсудности ГПК РФ. Может ли Б. привести возражение об уже состоявшемся решении (exceptio rei judicatae)? Утвердительный ответ означал бы, что российский суд должен признать иностранное судебное решение.

Принудительное исполнение иностранного судебного решения возможно лишь в силу соответствующего распоряжения компетентных властей того государства, где испрашивается такое исполнение. Можно ли по решению французского суда обратить взыскание на имущество ответчика, находящееся в России? Это уже вопрос о принудительном исполнении иностранного решения на территории РФ, и ответ на него зависит от российского гражданско-процессуального законодательства.

Признание иностранного судебного решения является необходимой предпосылкой для его принудительного исполнения.

Для некоторых решений достаточно, чтобы они были только признаны, например, решение о расторжении брака. Другие решения требуют принудительного исполнения. Национальное процессуальное законодательство стран, а также международные соглашения предусматривают условия для признания и принудительного исполнения иностранных решений. Обычно условия для признания и исполнения совпадают, но для исполнения требуются и дополнительные условия, например, срок давности для принудительного исполнения не должен истечь.

Как правило, предварительным условием для исполнения решения иностранного суда является требование взаимности в отношении решений отечественных судов. Однако в ряде стран требование взаимности отсутствует. Российское законодательство (как и законодательство ряда других стран, например, Франции) при отсутствии международных соглашений не ставит признание и исполнение решений иностранных судов в зависимость от взаимности, кроме случаев, предусмотренных законом. Так, решения иностранных судов по делам о несостоятельности (банкротстве) признаются на территории РФ в соответствии с международными договорами, а при отсутствии международных договоров на началах взаимности.

Общим признаком международной практики (международные соглашения) и национального законодательства различных стран является правило о том, что суды не вправе пересматривать иностранное решение по существу. Например, ст. 29 как Брюссельской, так и Луганской конвенций о юрисдикции и принудительном исполнении судебных решений по гражданским и торговым спорам императивно устанавливает, что иностранное решение не может стать предметом его пересмотра по существу.

Основания отказа в признании и исполнении иностранных судебных решений в законодательстве различных стран сформулированы по-разному. Однако, по мнению Л.П. Ануфриевой, по существу их можно свести к двум группам.

Во-первых, это такие основания, которые имеют целью защиту частного интереса лица, участвующего в споре. К ним относятся следующие: спор разрешён некомпетентным судом, по делу между теми же лицами о том же предмете и по тому же основанию имеется вступившее в законную силу решение суда, сторона не была извещена о процессе, истёк срок давности для предъявления решения к исполнению и т.п.

Во-вторых, это те основания, с помощью которых обеспечивается защита публичных интересов государства и общества в целом (решение противоречит публичному правопорядку государства, в котором испрашивается исполнение, нарушает исключительную компетенцию судебных учреждений этого государства и т.п.).

В вопросах признания и исполнения иностранных решений некоторые авторы считают необходимым различать:

Во-первых, систему экзекватуры , при которой речь идёт о признании или исполнении иностранного решения как такового (Франция, Германия, английская система регистрации иностранных решений по Акту 1933 года). В последнем случае речь идёт об особом порядке регистрации судебных решений, вынесенных в тех иностранных государствах, которые обеспечивают для английских решений условия взаимности.

Во-вторых , систему англо-американского «общего права», при которой иностранное судебное решение служит основой для нового (в английском или американском суде) суммарного судебного разбирательства. При этом иностранное судебное решение создаёт презумпцию для того, в пользу кого оно вынесено, которая может быть опровергнута. Иностранное судебное решение порождает перераспределение бремени доказывания.

Экзекватурой признаётся вынесение судом запрашиваемого государства после рассмотрения соответствующего ходатайства специального постановления о разрешении исполнения. При этом система экзекватуры допускает различные варианты: в одних странах допускается ревизия дела по существу, в других – лишь ограниченный контроль со стороны суда, дающего экзекватуры.

При экзекватуре юридическую силу, равную силе отечественного решения получает иностранное решение, тогда как англо-американское «общее право» предусматривает порядок, при котором иностранное судебное решение играет роль доказательства при новом суммарном пересмотре дела по существу, так что иностранное решение заменяется английским (американским) решением по тому же делу.

В научной литературе предлагаются и иные походы к анализу существующих систем исполнения иностранных решений.

Международные соглашения по вопросам признания и исполнения решений иностранных судов . Универсальная конвенция по вопросам гражданского процесса 1954 г. (Россия в ней также участвует как преемница СССР) содержит правила лишь об исполнении судебных решений об уплате судебных издержек и расходов, а также о последующем взыскании судебных расходов (ст.18 - 19).

Во исполнение ст. 220 Римского договора о создании ЕЭС 27 сентября 1968 г. была принята Брюссельская конвенция ЕС, а затем 16 сентября 1988 г. в Лугано подписана «параллельная» аналогичная конвенция в рамках ЕАСТ «О юрисдикции и приведении в исполнение судебных решений по гражданским и коммерческим делам». Конвенции распространяются на гражданские и торговые дела и не касаются решений по административным, таможенным или налоговым и ряду других вопросов.

Признание и исполнение решений иностранных судов на территории РФ регулируется следующим национальным законодательством.

ГПК РФ 2002 года, глава 45, статьи 409-417.

АПК РФ 2002года, глава 31, статьи 241- 246.

ФЗ «Об исполнительном производстве» от 2.10.2007 г.

Указ Президиума Верховного Совета СССР от 21.06.1988 года «О признании и исполнении в СССР решений иностранных судов и арбитражей».

Россия является участницей двусторонних, региональных и универсальных международных соглашений, в которых решаются те или иные вопросы признания и исполнения судебных и арбитражных решений.

В РФ вопросы признания и исполнения решений иностранных судов урегулированы в ГПК РФ. Решения иностранных судов признаются и исполняются в РФ, если это предусмотрено международным договором РФ (п.1 ст.409 ГПК). Под решениями иностранных судов понимаются:

Решения по гражданским делам за исключением дел по экономическим спорам и других дел, связанных с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности,

Приговоры по делам в части возмещения ущерба, причинённого преступлением (п.2 ст.409 ГПК).

Решение иностранного суда может быть предъявлено к принудительному исполнению в течение трёх лет со дня вступления в законную силу решения иностранного суда (п.3 ст.409 ГПК).

Ходатайство взыскателя о принудительном исполнении решения иностранного суда рассматривается верховным судом республики, краевым, областным судом, судом города федерального значения, судом автономной области или судом автономного округа по месту жительства или месту нахождения должника в РФ. Если должник не имеет места жительства или места нахождения в РФ либо место его нахождения неизвестно, - по месту нахождения его имущества (ст.410 ГПК).

В ГПК подробно определяется содержание ходатайства о принудительном исполнении, а также документы, которые должны быть приложены к ходатайству. Ходатайство рассматривается в открытом судебном заседании с обязательным извещением должника, после чего суд выносит определение о принудительном исполнении решения или отказе в этом.

На основании решения иностранного суда и вступившего в законную силу определения суда о принудительном исполнении этого решения выдаётся исполнительный лист, который направляется в суд по месту исполнения решения иностранного суда (ст.411).

Отказ в принудительном исполнении решения иностранного суда допускается в случае, если:

1) решение по праву страны, на территории которой оно принято, не вступило в законную силу или не подлежит исполнению;

2) сторона, против которой принято решение, была лишена возможности принять участие в процессе вследствие того, что ей не было своевременно и надлежащим образом вручено извещение о времени и месте рассмотрения дела;

3) рассмотрение дела относится к исключительной подсудности судов в РФ;

4) имеется вступившее в законную силу решение суда в РФ, принятое по спору между теми же сторонами, о том же предмете и по тем же основаниям до возбуждения дела в иностранном суде;

5) исполнение решения может нанести ущерб суверенитету РФ или угрожает безопасности РФ либо противоречит публичному порядку РФ;

6) истёк срок предъявления решения к принудительному исполнению и этот срок не восстановлен судом РФ по ходатайству взыскателя.

Определение об отказе может быть обжаловано в вышестоящий суд (ст.412).

Признание решений иностранных судов, не требующих принудительного исполнения. Такие решения признаются без какого-либо дальнейшего производства, если от заинтересованного лица не поступят возражения относительно этого. Заинтересованное лицо может заявить возражение против признания такого решения. Возражение подаётся по месту жительства или месту нахождения лица в верховный суд республики, краевой, областной суд, суд города федерального значения, суд автономной области или суд автономного округа. Возражение подаётся в течение одного месяца после того, как лицу стало известно о поступлении решения иностранного суда. Возражение рассматривается в открытом судебном заседании с извещением заинтересованного лица. После рассмотрения возражений судом выносится определение, которое может быть обжаловано в вышестоящий суд (ст.413 ГПК).

Отказ в признании решения иностранного суда, которое не подлежит принудительному исполнению, допускается в тех же случаях, что и отказ в принудительном исполнении (кроме требования трёхлетнего срока для предъявления решения к исполнению).

Согласно ст.415 ГПК в России признаются следующие решения иностранных судов, не требующие вследствие своего содержания дальнейшего производства:

относительно статуса гражданина государства, суд которого принял решение;

о расторжении или признании недействительным брака между российским гражданином и иностранным гражданином, если в момент рассмотрения дела хотя бы один из супругов проживал вне пределов РФ;

о расторжении или признании недействительным брака между российскими гражданами, если оба супруга в момент рассмотрения дела проживали вне пределов РФ;

в других, предусмотренных законом случаях.

Признание и приведение в исполнение решений судов иностранных государств по спорам и иным делам, возникающим при осуществлении предпринимательской и иной экономической деятельности (иностранные суды) урегулированы в АПК РФ. Такие решения признаются и приводятся в исполнение, если это предусмотрено международным договором РФ и федеральным законом. Вопросы признания и исполнения разрешаются арбитражным судом по заявлению стороны в споре, рассмотренном иностранным судом (ст.241 АПК). В АПК подробным образом урегулировано содержание заявления, перечень документов, прилагаемых к заявлению (ст.242 АПК), порядок рассмотрения заявления о признании и приведении в исполнение решения иностранного суда (ст. 243 АПК). Принципиально важное значение имеет пункт 4 ст.243 АПК, согласно которому при рассмотрении дела арбитражный суд не вправе пересматривать решение иностранного суда по существу.

В АПК исчерпывающим образом перечислены основания отказа в признании и приведении в исполнение решения иностранного суда (п.1 ст.244 АПК). Практически, это те же основания, что и предусмотренные в ГПК РФ (ст. 412).

Международные соглашения РФ. Страны СНГ создали в пределах СНГ упрощённый порядок исполнения решений судов общей юрисдикции и арбитражных (хозяйственных, экономических) судов.

Минская конвенция о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам 1993 г. содержит раздел III «Признание и исполнение решений», статьи 51-55. Конвенция применяется к решениям учреждений юстиции по гражданским и семейным делам, включая утверждённые судом мировые соглашения по таким делам и нотариальные акты в отношении денежных обязательств, а также к решениям судов по уголовным делам о возмещении ущерба (ст.51).

Решения , вступившие в законную силу и не требующие исполнения (к их числу относятся также решения по опеке и попечительству, решения о расторжении брака, вынесенные компетентными органами государства, на территории которого они вынесены), признаются на территориях других Договаривающихся государств без специального производства при наличии двух условий :

1) учреждения юстиции запрашиваемой Договаривающейся стороны не вынесли ранее по этому вопросу решения, вступившего в законную силу;

2) дело, на территории которой решение должно быть признано, не относится к исключительной компетенции учреждений юстиции этой Договаривающейся стороны (ст. 52).

Отказ в признании таких решений может иметь место по тем же основаниям, что и отказ в принудительном исполнении (подпункты а - д статьи 55), если заинтересованная сторона не согласна с признанием.

Признание и принудительное исполнение решений осуществляется по решению суда о принудительном исполнении. Ходатайство о принудительном исполнении решения подаётся в компетентный суд Договаривающейся Стороны, где решение должно быть исполнено. К ходатайству должны быть приложены документы, перечисленные в Конвенции, в том числе решение или его заверенная копия, а также официальный документ о том, что решение вступило в законную силу и подлежит исполнению. Ходатайство и документы снабжаются заверенным переводом на язык запрашиваемого государства или на русский язык. Суды не рассматривают решение по существу, а лишь ограничиваются установлением соблюдения условий, установленных Конвенцией. Порядок принудительного исполнения определяется по законодательству государства, на территории которого должно быть осуществлено принудительное исполнение (ст.53-54).

В исполнении решения может быть отказано в следующих случаях:

1. В соответствии с законодательством страны, на территории которой решение вынесено, оно не вступило в законную силу или не подлежит исполнению, за исключением случаев, когда решение подлежит исполнению до вступления в законную силу.

2. Ответчик не принял участия в процессе вследствие того, что ему или его уполномоченному не был своевременно и надлежаще вручён вызов в суд;

3. По делу между теми же сторонами, о том же предмете и по тому же основанию на территории государства, где должно быть признано и исполнено решение, было уже ранее вынесено решение, вступившее в законную силу. Или имеется признанное решение суда третьего государства. Либо учреждением этого государства было ранее возбуждено производство по данному делу.

4. Дело относится к исключительной компетенции учреждения государства, на территории которого решение должно быть признано и исполнено.

5. Отсутствует документ, подтверждающий соглашение сторон по делу о договорной подсудности.

6. Истёк срок давности принудительного исполнения, предусмотренный законодательством государства, суд которого исполняет поручение (ст.55).

Киевское соглашение о порядке разрешения споров, связанных с осуществлением хозяйственной деятельности, 1992 г. устанавливает признание и исполнение решений, связанных с осуществлением хозяйственной деятельности между субъектами, находящимися в разных государствах - участниках СНГ (ст. 7-10). В соответствии с Соглашением государства – участники СНГ взаимно признают и исполняют вступившие в законную силу решения компетентных судов. Решения, вынесенные компетентными судами одного государства – участника подлежат исполнению на территории других государств – участников.

Решения, вынесенные компетентным судом одного государства – участника в части обращения взыскания на имущество ответчика, подлежат исполнению на территории другого государства – участника органами, назначенными судом либо определёнными законодательством этого государства (абзац 3 ст.7).

Приведение в исполнение решения производится по ходатайству заинтересованной стороны (ст.8). К ходатайству прилагаются:

· должным образом заверенная копия решения, о принудительном исполнении которого возбуждено ходатайство;

· официальный документ о том, что решение вступило в законную силу, если это не видно из текста самого решения;

· доказательства извещения другой стороны о процессе;

· исполнительный документ.

В приведении в исполнение решения может быть отказано практически при тех же условиях, что и предусмотрены в Минской конвенции. Однако Соглашение устанавливает срок давности исполнения в три года (ст.9). Спорные вопросы в связи с приведением в исполнение решений компетентных судов регулируются высшими судебными органами государств – участников СНГ (ст.10).

Киевское соглашение установило упрощённый порядок исполнения судебных актов стран СНГ на территории каждой из этих стран. Этот упрощённый порядок заключается в следующем.

Во-первых, суды государств – участников Киевского соглашения при оказании правовой помощи сносятся друг с другом непосредственно, минуя центральные органы юстиции государств.

Во-вторых, при обращении за правовой помощью представляемые документы могут излагаться на общедоступном для стран СНГ русском языке.

В-третьих, основанием для исполнения судебного акта одного государства на территории другого является непосредственно исполнительный документ, выданный иностранным судом на основании вынесенного им судебного акта.

В развитие Киевского соглашения 1992 г. принято Московское Соглашение о порядке взаимного исполнения решений арбитражных, хозяйственных и экономических судов на территории государств – участников содружества 1998. В соответствии с данным Соглашением ходатайство об исполнении решения подаётся взыскателем в компетентный суд (арбитражный, хозяйственный или экономический), определяемый в соответствии с законодательством государства места нахождения должника. Вступившее в законную силу решение суда одного государства исполняется на территории другого государства в бесспорном порядке . Основанием для исполнения судебного акта суда одного государства – участника Соглашения на территории другого является непосредственно исполнительный документ, выданный иностранным судом на основании вынесенного им судебного решения.

Признание и исполнение иностранных судебных решений регулируется многочисленными двусторонними договорами РФ о правовой помощи и правовых отношениях (со странами СНГ, Болгарией, Венгрией, Вьетнамом, КНР, Кубой, Латвией, Литвой, Эстонией, Алжиром, Аргентиной, Испанией, Италией и др. странами). Между РФ и Республикой Беларусь заключено Соглашение о порядке взаимного исполнения судебных актов арбитражных судов Российской Федерации и хозяйственных судов Республики Беларусь от 17 января 2001 г.

Исполнение судебного решения – это заключительная стадия гражданского процесса. Исполнительное производство является формой окончательной реализации прав заинтересованных лиц на судебную защиту,.

Признание и принудительное исполнение иностранного судебного решения – это урегулированная правовыми нормами каждого государства специальная процедура по приданию иностранному судебному решению равной юридической силы с решениями отечественных судов, а также дальнейшее осуществление действий по фактическому исполнению этого решения на территории признавшего его государства.

Термин «иностранные судебные решения» относится к юрисдик­ционным актам судебных, нотариальных или иных компетентных ор­ганов другого государства (ст. 165 Закона о МЧП Румынии).

Признание и приведение в исполнение решений национальных судов в других государствах допустимо в случаях, предусмотренных законодательством этих государств или международными соглашениями. Иностранное судебное решение не имеет за границей правовой силы, оно получает ее лишь постольку, поскольку процессуаль­ное законодательство другого государства допускает признание и исполнение иностранного судебного решения.

Юридические последствия признания иностранного судебного решения - признанное за рубежом судебное решение получает та­кую же юридическую силу, что и решения местных судов (приобре­тает свойства неопровержимости, исключительности, исполнимости, обязательности). Признанное иностранное судебное решение служит подтверждением гражданских и иных прав и обязанностей в такой же степени, что и решения местных судов.

Судебные решения могут предполагать только их признание (расторжение брака, признание умершим).

Признание иностранного судебного решения является необходимой предпосылкой его при­нудительного исполнения.

Принудительное исполнение возможно только в силу распоряжения компетентных властей того государства, где исполнение испрашивается. Законодательство предусматривает специальную процедуру по разрешению исполнения . Общее прави­ло - взаимность является условием принудительного исполнения.

Основные системы принудительного исполнения иностранных судебных решений:

Для исполнения требуется проверка правильности решения иностранного суда с точки зрения формы , установление его соот­ветствия публичному порядку государства места исполнения (Ита­лия);

Необходима выдача экзекватуры ; возможна проверка решения по существу , если оно вынесено против местного гражданина (боль­шинство европейских и латиноамериканских государств, Япония);



Иностранное судебное решение служит основой для нового суммарного судебного разбирательства . Иностранное судебное реше­ние создает опровержимую презумпцию для того, в чью пользу оно вынесено . Иностранное судебное решение порождает перераспреде­ление бремени доказывания (Англия, США);

- регистрация иностранного судебного решения в особом реестре (страны общего права).

- автоматическое признание иностранного судебного решения без каких-либо дополнительных процедур . Этот режим чаще всего устанавливается международными договорами. Например, в СНГ Минская конвенция СНГ 1993 года о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам,

Основные условия выдачи экзекватуры - решение не должно противоречить публичному порядку государства места исполнения решения; должник надлежащим образом был извещен о времени и месте судебного разбирательства.

Экзекватура - это специальное су­дебное постановление , санкционирующее исполнение иностранного судебного решения, придающее ему принудительную силу и выда­ваемое только для исполнения решения (ФРГ, Франция) или и для его признания (Италия).

Практика не требует экзекватуры для признания юридиче­ской силы за иностранными судебными решениями, касающимися гражданского состояния лица: решения о расторжении брака, без­вестном отсутствии, усыновлении могут получить юридическую силу без экзекватуры. Если ссылка на такое судебное решение бу­дет оспорена, оно подлежит процедуре контроля .

По российскому законодательству решения иностранных судов признаются и исполняются на территории России в порядке между­народных договоров и федеральных законов (ст. 409 ГПК РФ; ст. 241 АПК РФ).



Решения, не подлежащие принудительному исполнению, признаются, если это предусмотрено международным договором или законодательством Российской Федерации (ст. 413, 416 ГПК РФ).

Перечень решений иностранных судов, признание которых в России осуществляется без дальнейшего производства, не является исчер­пывающим (ст. 415 ГПК РФ). Основания отказа в признании ино­странных судебных и арбитражных решений (ст. 414 ГПК РФ; ст. 244 АПК РФ; перечень исчерпывающий):

Решение не вступило в законную силу;

- (компетентность суда вынесшего решение)

Сторона, против которой вынесено решение, не была извещена о месте и времени рассмотрения;

Дело относится к исключительной подсудности правопримени­тельных органов РФ;

По данному делу имеется вступившее в законную силу решение судебного органа РФ;

Признание решения противоречит публичному порядку РФ.

Истек срок предъявления решения к принудительному исполнению и этот срок не восстановлен судом в Российской Федерации по ходатайству взыскателя.

В РФ действует общий порядок, установленный АПК РФ и ГПК РФ, и специальный порядок, установленный международными договорами:

1) общий порядок

А) ГПК РФ от 14.11.2002 №138-ФЗ

Решения иностранных судов признаются и исполняются в РФ, если это предусмотрено международным договором РФ. Под решениями иностранных судов понимаются решения по гражданским делам , за исключением дел по экономическим спорам и др дел, связанных с предпринимательской и иной эк деятельности , приговоры по делам в части возмещения ущерба, причиненного преступлением.

3. Решение иностранного суда может быть предъявлено к принудительному исполнению в течение трех лет со дня вступления в законную силу решения иностранного суда. Пропущенный по уважительной причине срок может быть восстановлен судом в Российской Федерации в порядке, предусмотренном статьей 112 настоящего Кодекса.

Решения иностранных судов, которые не требуют принудительного исполнения, признаются без какого-либо дальнейшего производства, если со стороны заинтересованного лица не поступят возражения относительно этого. Заинтересованное лицо по месту его жительства или месту нахождения в течение месяца после того, как ему стало известно о поступлении решения иностранного суда, может заявить в суд субъекта РФ возражения относительно признания этого решения. Возражения рассматриваются в открытом судебном заседании с извещением этого лица о времени и месте рассмотрения возражений. После рассмотрения судом возражений относительно признания решения иностранного суда выносится соответствующее определение .

В РФ признаются не требующие вследствие своего содержания дальнейшего производства решения иностранных судов:

Относительно статуса гражданина государства, суд которого принял решение;

О расторжении или признании недействительным брака между российским гражданином и иностранным гражданином, если в момент рассмотрения дела хотя бы один из супругов проживал вне пределов РФ;

О расторжении или признании недействительным брака между российскими гражданами, если оба супруга в момент рассмотрения дела проживали вне пределов РФ ;

В других предусмотренных федеральным законом случаях.

Решения, требующие принудительного исполнения, признаются и исполняются в следующем порядке. Ходатайство взыскателя о принудительном исполнении решения иностранного суда рассматривается судом субъекта РФ по месту жительства или месту нахождения должника в РФ, а в случае, если должник не имеет места жительства или места нахождения в РФ либо место его нахождения неизвестно, по месту нахождения его имущества. Решение иностранного суда может быть предъявлено к принудительному исполнению в течение трех лет со дня вступления в законную силу решения иностранного суда.

Помимо решений иностранных судов ГПК предусматривает признание и исполнение решений иностранных третейских судов (арбитражей). Исполнение решений иностранных арбитражей регулируется нью-йоркской Конвенцией о признании и приведении в исполнение иностранных арбитражных решений от 10 июня 1958 г.

Арбитражные решения – это решения, вынесенные арбитрами, назначенными по каждому отдельному делу, и постоянными арбитражными органами.

ГПК регулирует признание и исполнение решений иностранных третейских судов и арбитражей, практически распространяя на них правила о признании и исполнении решений иностранных судов, за некоторыми исключениями (ч. 1 ст. 416 ГПК). Сторона, ходатайствующая о признании или об исполнении решения иностранного третейского суда (арбитража), должна представить подлинное решение иностранного третейского суда (арбитража) или его должным образом заверенную копию, а также подлинное арбитражное соглашение или его должным образом заверенную копию. В признании и исполнении решения иностранного третейского суда (арбитража) может быть отказано (ст. 417 ГПК):

1) по просьбе стороны, против которой оно направлено, если эта сторона представит компетентному суду, в котором испрашиваются признание и исполнение, доказательство того, что:

одна из сторон а. соглашения была в какой-либо мере недееспособна или это соглашение недействительно;

– сторона, против которой принято решение, не была должным образом уведомлена о назначении арбитра или об арбитражном разбирательстве либо по другим причинам не могла представить доказательства , либо решение принято по спору, не предусмотренному арбитражным соглашением или не подпадающему под его условия, либо содержит постановления по вопросам, выходящим за пределы арбитражного соглашения;

состав третейского суда или арбитражное разбирательство не соответствовали арбитражному соглашению либо в отсутствие такового не соответствовали закону страны, в которой имел место иностранный третейский суд (арбитраж);

– решение еще не стало обязательным для сторон, или было отменено, или его исполнение было приостановлено судом страны, в которой или в соответствии с законом которой оно было принято;

2) если суд установит, что спор не может быть предметом арбитражного разбирательства в соответствии с федеральным законом или признание и исполнение этого решения иностранного третейского суда (арбитража) противоречат публичному порядку Российской Федерации.

2) специальный порядок (страны СНГ – по Соглашению 1992 года и Минской конвенции 1993 года признают решение без каких-либо дополнительных процедур – автоматически; исполнение - выдача экзекватуры на основе ходатайства)

3. Оговорка «О публичном порядке».

Процесс регулирования частноправовых отношений, осложненных иностранным элементом:

1) определение наличия коллизионного вопроса

2) определение коллизионной нормы

3) толкование коллизионной нормы

4) определение применимого права

a. вопросы взаимности, обратной отсылки, сверихмперативных норм

b. вопросы публичного порядка

5) применение материальной нормы

Нормы иностранного права должны применяться так же как они применяются у себя на родине .

Судья должен стать на место иностранного судьи и решить дело так, как решил бы его иностранный судья, применяющий родные для него нормы права.

НО применяемые нормы иностранного права не должны нарушать основополагающие принципы местного правопорядка .

Национальное право допускает применение иностранного права, устанавливает порядок его применении и одновременно очерчивает границы его применения на своей территории. Этой цели служит особый институт МЧП – оговорка о публичном порядке (ordre public или public policy).

ЦЕЛЬ- предотвратить наступление возможных негативных последствий применения избранного иностранного права

Оговорка о публичном порядке означает , что избранная норма иностранного права не применяется, субъективные права, возникшие под воздействием иностранного права, не получают защиты, если такое применение или такая защита противоречат публичном правопорядку своего государства.

Правовой порядок – это устои правовой системы и коренные интересы общества и государства , основы морали.

2 подхода к раскрытию содержания оговорки о публичном порядке :

1) расширительный

Основы правопорядка в данном государстве

Основные обычаи и традиции в данной стране

Основные принципы законодательства данной страны

Основы нравственности морали в данном государстве

Основные принципы МЧП, закрепленные в законодательстве данного государства

Основы менталитета населения данного государства

2) ограничительный

Основы правопорядка в данной стране

Основные принципы законодательства данного государства

Основные обычаи и традиции данного государства

3) особо ограниченное толкование оговорки (в РФ)

Основы правопорядка

Основные принципа российского законодательства, ст. 1193 ГК

1) позитивная оговорка

Франция в 18 веке.

Как определеннаю совокупность норм французского права, в которых заинтересованы «публичный порядок и добрые нравы» и которые устраняют применение норм иностранного права .

Концепция позитивной оговорки как некоторой совокупности внутренних норм права, которые в силу особой, принципиальной важности для защиты общественных и моральных устоев данного государства должны применяться всегда, даже если к. норма отошлет к иностранном у порядку.

Она основывается на особом характере норм и принципов внутреннего законодательства . Она используется без обращения к коллизионной норме для установления компетентного правопорядка

Однако во Франции так и не сформирован перечень норм, которые составляют публичный порядок. Чаще всего это вопросы, связанные с защитой частной собственности, с гражданским состоянием лица (замужняя женщина, внебрачные дети), с ответственностью за умышленное причинения вреда .

2) негативная оговорка

В отличие от позитивной оговорки негативная оговорка исходит из содержания иностранного права. Это немецкий подход.

Иностранное право, которое следует применить по предписанию коллизионной нормы, не должно применяться тогда, когда оно или его отдельные нормы несовместимы с публичным порядком этого государства.

Негативная оговорка преобладает в МЧП. Ни в одной стране однако не дается детальное определение публичного порядок. Центр тяжести перенесен на правоприменителей. Она основывается на негативных свойствах иностранной нормы .

В РФ закреплена негативная оговорка о публичном порядке (ст.1193 ГК РФ).

Норма иностранного права, подлежащая применению в исключительных случаях не применяется, когда последствия ее применения явно противоречили бы основам правопорядка (публичному порядку) РФ . В этом случае при необходимости применяется соответствующая норма российского права.

Отказ в применении нормы иностранного права не может быть основан только на отличии правовой, политической или экономической системы иностранного государства от системы Российской Федерации.

ИНФ письмо ВАС

Обзор практики рассмотрения арбитражными судами дел о применении оговорки о публичном порядке как основания отказа в признании и приведении в исполнение иностранных судебных и арбитражных решений

1. Оценка арбитражным судом последствий исполнения иностранного судебного или арбитражного решения на предмет нарушения публичного порядка Российской Федерации не должна вести к его пересмотру по существу.

2. Арбитражный суд отказывает в признании и приведении в исполнение иностранных судебных или арбитражных решений по собственной инициативе, если установит, что такое признание и приведение в исполнение противоречит публичному порядку Российской Федерации.

3. Сторона, заявляющая о противоречии признания и приведения в исполнение иностранного судебного или арбитражного решения публичному порядку Российской Федерации, должна обосновать наличие такого противоречия.

4. Арбитражный суд применяет оговорку о публичном порядке как основание для отказа в признании и приведении в исполнение иностранных судебных и арбитражных решений в исключительных случаях, не подменяя специальных оснований для отказа в таком признании и приведении в исполнение, предусмотренных международными договорами Российской Федерации и нормами АПК РФ.

5. Признание и приведение в исполнение иностранного судебного или арбитражного решения не может нарушать публичный порядок Российской Федерации на том лишь основании, что в российском праве отсутствуют нормы, аналогичные нормам примененного иностранного права.

Сверхимперативные нормы – нормы непосредственного применения

Правила раздела 6 ГК РФ не затрагивают действие тех императивных норм законодательства Российской Федерации, которые вследствие указания в самих императивных нормах или ввиду их особого значения, регулируют соответствующие отношения независимо от подлежащего применению права. (п.1 ст 1192 ГК РФ).

отличия сверхимперативных норм от оговорки о публичном порядке:

· мотив- сверхимперативные нормы применяются не в случаях нарушения основ правопорядка РФ , а при необходимости защиты особого интереса

· сверхимперативные нормы не только блокируют развитие коллизионного механизма регулирования, но и регулируют отношение по существу.

Специальные вопросы по оговорке о публичном порядке :

2) если отказано в применении норм иностранного права, то что тогда применять?

Как правило применяется собственное право. Однако может действовать субсидиарное правило наиболее тесной связи, то есть можно применить другое иностранное право, тесно связанное с правоотношением.

Найти закон который применим

Акты министерств

Свое право

Найти официальное толкование этого закона

Найти научное толкование этого закона

Найти свое судебное толкование

Применить иностранный закон согласно букве и духу закона

  • 13. Права собственности на перемещенные культурные ценности
  • 16.Правила применения коллизионных норм.
  • 18. Коллизионные нормы можно классифицировать по различным основаниям.
  • 26. Взаимность и реторсия в мчп.
  • 29. Проблемы защиты прав соотечественников за рубежом.
  • 32. Правовой статус юр лиц в мчп
  • 34. Личный закон юл и иностранной организации, не явл. Юл.
  • 35.Создание коммерческой организации с российским инвестициями за рубежом. Право, подлежащее применению к договору о создании юл с иностранным участием.
  • 37. Право, подлежащее применению к инвестиционным отношениям
  • 41. Правовое положение государства в международном частном праве
  • 43. Правовое регулирование электронных сделок.
  • 44.Требования к форме внешнеэкономической сделки (42)
  • 46. Расчеты по аккредитиву
  • 45. Расчеты по инкассо
  • 53.Право, подлежащее применению к возникновению и прекращению вещных прав. Определение применимого права на затонувшее имущество.
  • 56.Понятие, виды и формы сделок в международном частном праве. Право подлежащее применению к обязательствам, возникающим из односторонних сделок и к исковой давности.
  • 57.Международные морские перевозки. Отношения, возникающие из столкновения судов и договоров, заключаемых в области торгового мореплавания.
  • 58.Международные водные перевозки. Применимое право к отношениям, возникающим из общей аварии, спасания судна и иного имущества.
  • 59.Принцип автономии воли сторон в мчп
  • 60.Валютное регулирование и валютный контроль при осуществлении внешнеэкономической деятельности. Виды валютных операций.
  • 61.Иностранная валюта и специальные права заимствования в российском законодательстве по международному частному праву
  • 65. Международные автоперевозки в мчп
  • 66. Железнодорожные перевозки грузов и пассажиров в мчп
  • 67.Коллизионные вопросы транспортных операций в международном частном праве России. Документация, применяемая при оформлении международных перевозок.
  • 68. Право, подлежащее применению к обязательствам, возникающим вследствие причинения вреда.
  • 70. Международная воздушная перевозка
  • 71.Основные положения в области наследственных отношений, осложненных иностранным элементом
  • 72 . Авторское право
  • 73. Международная охрана объектов промышленной собственности
  • 74. Трудовые отношения в мчп.
  • 79. Основания возникновения, изменения и прекращения супружеских отношений.
  • 76.Правоотношения между родителями и детьми
  • 81. Понятие и виды иностранных инвестиций
  • 83. Международная подсудность гражданско-правовых споров, осложненных иностранным элементом
  • 84. Опека и попечительство в мчп
  • 85.Нотариальные действия в мчп
  • 86.Понятие и правовая природа международного коммерческого арбитража
  • 90.Признание и исполнение иностранных судебных решений в рф.
  • 88. Судебные доказательства в мгПр
  • 90.Признание и исполнение иностранных судебных решений в рф.

    В РФ решения иностранных судов признаются и исполняются, если это предусмотрено международным договором. Решение иностранного суда может быть предъявлено к принудительному исполнению в течение трех лет со дня вступления в законную силу решения иностранного суда (п. 3 ст. 409 ГПК РФ).

    Правовой смысл признания иностранного судебного решения состоит в том, что он подтверждает гражданские права и обязанности в том же смысле (придает им ту же силу), что и решения российского суда.

    Иностранные судебные решения могут быть двух видов:

      не требующие принуди­тельного исполнения – например, решения относительно статуса граж­данина; о расторжении брака между российским гражданином и иностранным гражданином, если в момент рассмотрения дела хотя бы один из супругов проживал вне преде­лов России; об установлении факта, имеющего юридическое значение, и другие. Заинте­ресованное лицо по месту его жительства (нахождения) в течение месяца после того, как ему стало известно о поступлении решения иностранного суда, может заявить в суд субъ­екта РФ возражения относительно признания этого решения . Эти возражения рассматриваются в открытом судебном заседании с извещением этого лица о времени и месте рассмотрения возражений, после чего выносится соответствующее определение: о признании решения иностранного суда или об отказе в этом. Если со стороны заинтересо­ванного лица не поступят возражения, решение иностранного суда признается без како­го-либо производства.

      требующие принуди­тельного исполнения - Для признания и принудительного исполнения решений взыскате­лем в арбитражный суд субъекта РФ подается заявление о признании и приведении в исполнение решения иностранного суда, а в суд субъекта РФ - ходатайство о принуди­тельном исполнении решения иностранного суда. И то, и другое подается по месту жи­тельства (нахождения) должника в России либо, если должник не имеет места (нахож­дения) в РФ либо место его нахождения неизвестно, по месту нахо­ждения его имущества.

    Заявление (ходатайство) подается в письменной форме и должно быть подписано взыскателем или его представителем

    При рассмотрении дела суд в судебном заседании устанавливает наличие или от­сутствие оснований для признания и приведения в исполнение решения иностранного суда путем исследования представленных в суд доказательств, обоснования заявленных требований и возражений. При рассмотрении дела суд не вправе пересматривать реше­ние иностранного суда по существу. По результатам рассмотрения заявления (ходатайст­ва) суд выносит определение о признании и приведении в исполнение решения ино­странного суда (определение о принудительном исполнении решения иностранного су­да) или об отказе в этом.

    Отказ в принудительном исполнении решения иностранного суда допускается в случаях, если:

    1) решение по праву страны, на территории которой оно принято, не вступило в законную силу, или не подлежит исполнению;

    2) сторона, против которой принято решение, была лишена возможности принять участие в процессе вследствие того, что ей не было своевременно и надлежащим образом вручено извещение о времени и месте рассмотрения дела;

    3) рассмотрение дела относится к исключительной подсудности судов в РФ ;

    4) имеется вступившее в законную силу решение суда в РФ , принятое по спору между теми же сторонами, о том же предмете и по тем же основаниям, или в производстве суда в Российской Федерации имеется дело, возбужденное по спору между теми же сторонами, о том же предмете и по тем же основаниям до возбуждения дела в иностранном суде;

    5) исполнение решения может нанести ущерб суверенитету РФ, или угрожает безопасности РФ, либо противоречит публичному порядку РФ;

    6) истек срок предъявления решения к принудительному исполнению и этот срок не восстановлен судом в РФ по ходатайству взыскателя (п. 1 ст. 412 ГПК РФ).

    Определение суда может быть обжаловано в вышестоящий суд в порядке и в сро­ки, которые установлены процессуальным законодательством РФ.

    На основании решения иностранного суда и вступившего в законную силу опре­деления российского суда выдается исполнительный лист, который, в свою очередь, яв­ляется основанием для принудительного исполнения решения иностранного суда

    В Минской конвенции 1993 г., и в Кишиневской конвенции 2002 г., подробным образом регулируются вопросы, касающиеся содержания и формы поручений об оказании правовой помощи, порядка их исполнения, вызова свидетелей, потерпевших, гражданских истцов и ответчиков, их представителей, экспертов.

    Однако, несмотря на заключение целого ряда международных соглашений как по вопросам информации об иностранном праве, так и по оказанию других видов международной правовой помощи, практика оказания такой помощи остается неэффективной.

    Гаагская конвенция по вопросам гражданского процесса 1954 г. предусматривает дипломатический путь обращения с просьбой об исполнении решения; установлена возможность и упрощенного порядка обращения. Рассмотрение вопроса о разрешении принудительного исполнения производится компетентными органами государства места исполнения в соответствии с его национальным законодательством. Суд места исполнения не рассматривает иностранное решение по существу, а ограничивается установлением его формальной правильности.

    К ходатайству о разрешении исполнения необходимо приложить:

    1) заверенную судом копию решения, справку о том, что решение вступило в законную силу, если этого не следует из текста самого решения;

    2) документ, из которого следует, что ответчику, который не принял участия в процессе, или его уполномоченному лицу было своевременно и в надлежащей форме хотя бы один раз вручено извещение о вызове в суд;

      заверенные переводы вышеупомянутых документов, а также перевод ходатайства



    Просмотров