История миграция из ближнего востока. Израильский политолог: вы не готовы к принятию мигрантов из стран Ближнего Востока и Африки. Катаклизмы начала XX века

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Основные тенденции вынужденных миграционных процессов на Ближнем и Среднем востоке

В последнее время здесь отмечается рост миграции, вызванной различного рода конфликтами и бедствиями. Проблема вынужденных мигрантов - одна из наиболее важных демографических проблем не только на Ближнем и Среднем Востоке, но и во всем мире. Присутствие значительного числа вынужденных переселенцев может стать источником дестабилизации обстановки в любой стране, что ставит под угрозу жизнь ее населения и граждан других стран. Примером служит последний конфликт в Ливане, в ходе которого лагеря палестинских беженцев (Нахр аль-Барид, Айн аль-Хильва) 1 стали убежищем для боевиков экстремистских организаций. Насколько конфликтоопасным является наплыв большого числа беженцев и перемещенных лиц? Анализ современных тенденций вынужденной миграции на Ближнем и Среднем Востоке и основных очагов вооруженных столкновений позволяет найти ответ на этот вопрос.

Большинство специалистов определяют вынужденную миграцию как перемещения людей, покинувших место жительства вследствие совершенного в отношении них или членов их семей насилия или преследования, либо вследствие реальной возможности подвергнуться насилию или преследованию, а также вследствие чрезвычайных обстоятельств экономического, природного, техногенного характера 2 . К вынужденным мигрантам относят также «внутриперемещенных лиц», то есть лиц, вынужденно покинувших места постоянного проживания вследствие вооруженных конфликтов, систематических нарушений прав человека, природных или техногенных катастроф, но не пересекших при этом международно-признанных границ государств. Во многих странах существуют свои критерии определения тех или иных категорий вынужденной миграции (беженцев, ищущих убежище, «высланных» и др.) 3 .

Документальный учет масштабов и тенденций миграции по-прежнему является весьма сложной задачей. Во многих странах региона отсутствует строгая процедура регистрации вынужденных переселенцев и систематический статистический учет не ведется. Данные не только государственных органов, но и международных организаций иногда носят лишь оценочный характер и могут быть не вполне достоверными. Несмотря на это, даже с их помощью можно проанализировать основные тенденции в регионе.

В связи с политической обстановкой в мире важное место в международной повестке дня занимает проблема беженцев. Их численность на Ближнем Востоке, по данным Комитета США по беженцам и иммигрантам (USCRI) на конец 2005 г., составила около 4,9 млн. чел., в Северной Африке - более 580 тыс. (не включая палестинских беженцев, попадающих под отдельный мандат Ближневосточного Агентства ООН для помощи и трудоустройства беженцев - UNRWA). В статистике этой организации отражены как численность беженцев, так и лиц, ищущих убежища, еще не получивших официального статуса беженцев. Необходимо учитывать, что значительная часть вынужденных переселенцев проживает вне лагерей Управления Верховного комиссара по беженцам (УВКБ) ООН 7 и других организаций. Специалисты часто фиксируют данные только по клиентуре международных гуманитарных агентств, однако многие вынужденные мигранты не обращаются в пункты приема беженцев или не подают заявления на убежище и в результате оказываются незарегистрированными. Таким образом официальные цифры нередко являются заниженными. При отсутствии точных данных в статье приводятся общие сведения об основных тенденциях вынужденной миграции в рассматриваемой стране или в регионе.

На конец 2005 г. больше всего официально зарегистрированных беженцев проживало в Пакистане (в лагерях УВКБ ООН - около 1,1 млн. чел.), за которым следовал Иран (около 1 млн. чел., по данным USCRI). На эти страны сегодня приходится около 1/5 мирового массива беженцев 8 .

С начала 90-х годов одним из основных источников легальной и нелегальной миграции беженцев является Афганистан. Однако в настоящее время численность афганских беженцев за пределами страны снижается вследствие масштабной репатриации в Афганистан (в 2002-2006 гг., по данным УВКБ ООН, 4,7 млн. граждан страны вернулись на родину), а также в результате изменений в законодательстве европейских стран. Так, в Германии в начале этого столетия Федеральный суд постановил, что лица, бежавшие из Афганистана, не имеют права на статус беженца, поскольку лидеры движения «Талибан» не представляют признанного правительства, после чего миграция афганских граждан в эту страну сократилась. В 2006 г., по данным ООН, до 3,5 млн. вынужденных мигрантов из Афганистана проживали за пределами страны. Из них официально зарегистрированы были 2,1 млн. чел. Основные страны убежища - это Иран и Пакистан: более 920 тыс. афганских беженцев получают помощь от УВКБ ООН в Иране и около 1,1 млн. - в Пакистане. По данным правительства Пакистана, еще 1,3 млн. афганцев, многие из которых могут быть беженцами, живут на территории страны вне лагерей УВКБ ООН. Благодаря непрекращающейся репатриации их численность продолжает сокращаться.

Отдельного внимания, с точки зрения вынужденной миграции, заслуживает Ирак, который всего за несколько лет превратился в одного из основных «доноров» беженцев и в регионе, и в мире, наряду с Суданом, Сомали и др. В результате конфликта 2003 г. страну покинули 1,6-2 млн. чел. (почти 7% населения страны) 12 . Большинство бежало в Иорданию и Сирию 13 . Хотя после войны многие эмигранты из Ирака вернулись на родину, к 2006 г. этот процесс практически остановился. Если в 2005 г. репатриировалось около 55 тыс. чел., то в 2006 г. - всего 400 чел. В результате непрекращающихся боев на территории Ирака численность беженцев за пределами страны сегодня составляет более 2 млн. чел. 14 По разным данным, до 1,6 млн. иракцев проживают в тяжелейших условиях в Сирии, Иордании, Египте и Ливане. Многие получили убежище в странах Европы: Германии, Нидерландах, Великобритании и др.

Присутствие такого числа беженцев в регионе объясняется, в первую очередь, наличием политических и этнических противоречий, приводящих к вооруженным столкновениям. Новой тенденцией на Ближнем и Среднем Востоке стало увеличение роли внутренних конфликтов как основных факторов, влияющих на перемещения вынужденных мигрантов. Многие из этих конфликтов носят затяжной характер и в значительной степени затрагивают соседние страны, принимающие беженцев на своей территории. В регионе это, прежде всего, гражданская война в Судане, а также борьба между войсками переходного правительства Сомали и исламистами, которых поддерживают отряды местных кланов.

Причины новых вооруженных столкновений в Судане коренятся в этнических и религиозно-культурных различиях населения. В ходе последнего крупного межэтнического конфликта в западном регионе Судана - Дарфуре, вспыхнувшего в 2003 г., были убиты от 30 тыс. до 50 тыс. чел., 1,5 млн. суданцев покинули свои дома. Многие бежали из страны. В мире, по данным ООН, проживает более 680 тыс. беженцев из Судана. Основными странами убежища являются Чад, Уганда, Кения, Эфиопия, ЦАР.

В конце 2006 г. столица Сомали и почти весь юг страны находились под контролем радикальных группировок. В начале 2007 г. правительственным войскам при поддержке эфиопских подразделений удалось вытеснить боевиков из всех крупных городов. Тем не менее, исламисты продолжают вести партизанскую войну. По данным ООН, в результате конфликта десятки тысяч человек покинули свои дома. 32 тыс. граждан Сомали получили убежище на северо-востоке Кении в поселении Дадааб.

За пределами страны УВКБ ООН зарегистрировано на 2006 г. более 460 тыс. сомалийских беженцев. Основными странами убежища являются Кения, Йемен, Великобритания, США, Эфиопия. Многие сомалийцы получили убежище в таких европейских странах, как Нидерланды, Норвегия, Дания.

По-прежнему на Ближнем Востоке остро стоит проблема палестинских беженцев. Сегодня они населяют в основном регионы, входящие в сферу компетенции UNRWA. По данным Агентства, в 2005 г. их численность составила 4 349 946 чел. - 18% общей численности беженцев в мире. В Ливане проживали 404,2 тыс. чел., в Сирии - 432 тыс., в Иордании - 1 827,9 тыс., на Западном берегу р. Иордан - 699,8 тыс. и в Секторе Газа - 986 тыс. Лишь около 1/3 зарегистрированных Агентством беженцев проживают в 58 официальных лагерях. Многие палестинцы получили убежище в Египте, Саудовской Аравии, Ираке.

Существует проблема курдских беженцев. После войны в Персидском заливе 1991 г. Ирак покинули около 1 млн. курдов. Они получили убежище в соседних странах, в некоторых развитых странах Европы и Америки. Беспокойство международных организаций вызывает положение сирийских курдов. По данным USCRI, в Сирии до 300 тыс. курдов живут в статусе «иностранцев» или «незарегистрированных» без элементарных прав. Правительство страны выделяет их в отдельную группу «беженцев без государства». По мнению специалистов, социальная и экономическая маргинализация такой значительной по численности группы населения ставит под угрозу стабильность в стране и в регионе. Курдские беженцы живут в Ираке: в основном это беженцы из Турции (более 13 тыс. чел.), проживающие преимущественно в городах и лагерях на севере страны, а также беженцы из Ирана, покинувшие страну из-за ирано-иракской войны 1980-88 гг. (около 12 тыс. чел.) 23 . Курды также ищут убежище в Иране (в основном беженцы из Ирака - более 7 500), Ливане (большинство в статусе «лиц без гражданства»), странах СНГ и др. Война 2003 г. стала причиной миграции многих курдов из Ирака в Европу (Италию, Кипр, Грецию и др.).

Новые потоки вынужденной миграции в регионе БСВ были вызваны войной между Эритреей и Эфиопией 1998-2000 гг. (с обеих сторон около 1 млн. беженцев и перемещенных лиц покинули свои дома), ливано-израильским конфликтом 2006 г. (по данным правительства Ливана, приблизительно 25% населения страны - более 915 тыс. чел. - были вынуждены искать убежище; в Израиле численность перемещенных лиц в результате конфликта составила около 500 тыс. чел.).

Поскольку большинство конфликтов происходит на собственных территориях, не менее важна, чем проблема беженцев, забота о судьбе внутриперемещенных лиц. Сегодня их численность на территории Судана, по данным USCRI, достигает 5 млн. чел. - больше, чем в любой другой стране мира. Данные УВКБ ООН также свидетельствуют о значительном числе перемещенных лиц на территории Судана, однако, по мнению председателя комитета по международным делам Совета Федерации российского парламента М. Маргелова численность жертв и беженцев завышается, поскольку в настоящее время «полномасштабная война не идет». М. Маргелов предполагает, что ООН и африканским государствам это выгодно: «ООН нужна какая-то история успеха», а руководители разных стран в регионе «зарабатывают деньги на гуманитарной катастрофе», выдавая миграцию племен из одной страны в другую за потоки беженцев. Таким образом, следует со вниманием относиться к международной статистике по численности беженцев и перемещенных лиц в Судане.

К 2005 г. более 80% официально зарегистрированных перемещенных лиц находились в лагерях беженцев на юге Судана. Значительная часть населения бежала в столицу Хартум, городская инфраструктура которой перестала справляться с возросшим населением.

В Турции проживают от 380 тыс. до 1 млн. курдов в статусе перемещенных лиц, которые покинули свои дома в результате конфликта между курдскими повстанцами и турецкой армией. Правительство Турции утверждает, что в 1994-99 гг. деревни на юго-востоке покинули около 378 тыс. чел., в то время как некоторые местные неправительственные организации (например, theTurkishHumanRightsAssociation (IHD)) называют цифры, значительно превышающие официальные (до 3 млн. чел.).

Наблюдается рост численности перемещенных лиц на территории Ирака (более 1,7 млн. чел.), что вызвано постоянными боями и нестабильностью в стране.

Среди причин, способствующих сохранению высокой численности беженцев и перемещенных лиц, необходимо выделить причины, обусловленные ухудшением окружающей среды, экологическим кризисом, увеличением стихийных бедствий и природных катастроф. В результате сильнейшей за последние 30 лет засухи в Афганистане в начале нынешнего столетия, по данным ООН, по меньшей мере 700 тыс. чел. были вынуждены искать убежище в лагерях на территории страны, а также в соседних Иране и Пакистане. Из-за засухи в эти годы 340 тыс. граждан Эритреи покинули свои дома в районах, затронутых бедствием. В Иране новые внутренние миграционные потоки были вызваны землетрясением 2003 г., в результате которого более 50 тыс. иранцам пришлось искать убежище. Из-за землетрясения 2005 г. в Пакистане до 3 млн. человек лишились своих домов. Засухи на юге Сомали и наводнения в районе столицы Могадишо заставили тысячи людей искать убежище (в основном на территории собственной страны).

Вынужденные перемещения населения в регионе вызваны также урбанизацией и состоянием инфраструктуры. Подобные процессы особенно характерны для Турции, где наблюдается значительный рост городского населения, во многом благодаря переселению из деревень на юго-востоке в города центральной и западной части страны (в последние годы до 400 тыс. чел. покинули свои дома) 28 .

Вынужденная миграция в регионе имеет свою специфику. Во-первых, это комплексное явление, последствия которого приходится учитывать и соседним странам, и тем, кто не имеет общих границ с государством-источником потока беженцев. В странах-членах Союза Арабского Магриба (Алжир, Ливия, Мавритания, Марокко, Тунис) отмечается рост численности ищущих убежище и экономических мигрантов из стран Африки южнее Сахары, пытающихся проникнуть в Европу. Не прекращаются потоки мигрантов и ищущих убежище из стран Африканского Рога в Йемен. Подобные процессы оказывают влияние на политическую и социально-экономическую ситуацию в этих странах (напряжение на рынках труда и жилья, рост уровня преступности в местах притока мигрантов и т.д.). Правительству приходится учитывать возможные негативные последствия морального, экономического, политического характера.

Во-вторых, многие страны региона сочетают в себе одновременно роли страны - «донора» беженцев и страны, принимающей вынужденных мигрантов. Судан, несмотря на внутриполитическую ситуацию, предоставляет убежище на своей территории многочисленным беженцам из Эритреи (в 2005 г., в стране проживали до 111 тыс. граждан этой страны), Эфиопии (около 15 тыс. чел.), Уганды (8 тыс. чел.).

Изменения в миграционном законодательстве, которые происходят в настоящее время в странах Европы, свидетельствуют, что проблема приема мигрантов, в том числе вынужденных, еще не получила окончательного решения. Конвенция о статусе беженцев 1951 г. требует от принимающих государств обеспечивать уважение основных прав и свобод человека в отношении находящихся у них беженцев. Тем не менее, страны Европы обеспокоены не только финансовыми затратами на обустройство беженцев, но и угрозой безопасности страны. Несмотря на существование института права убежища, ввиду значительной легальной и нелегальной миграции из стран Африки южнее Сахары, Северной Африки и др. регионов, многие европейские государства идут на ужесточение миграционной политики и разрабатывают новые критерии, определяющие статус беженца. В действительности, оценить конфликтогенность миграции достаточно сложно. Известно, что в таких странах, как Турция, Иран, Ирак, нередко возникали конфликты между местным населением и курдами. Европейские страны в этом отношении не исключение. В апреле 2007 г. в Брюсселе произошли столкновения между этническими турками и представителями курдского меньшинства, а годом ранее по инициативе последних в центре города прошла антитурецкая манифестация. Подобные столкновения, парижские беспорядки 2005 г., в которых участвовали преимущественно иммигранты, выходцы из арабских стран Северной Африки, - подтверждают тот факт, что иммиграция (даже в развитые страны Европы) не избавляет переселенцев от межэтнических конфликтов и противоречий. У многих мигрантов их стремление к консолидации и отрицательные установки в отношении интеграции препятствуют ассимиляции и, как правило, ставят иностранных граждан в оппозицию к принимающему их населению. Сегодня страны Европы сталкиваются с трудностями интеграции в свое общество выходцев из исламских государств. Попытки наладить диалог, в целом, неэффективны (события во Франции), т. к. мусульманские общины этнически- и культурно-идеологически разнородны и практически не имеют единой структуры. Как правило, редко находятся организации, способные говорить от имени всего иммигрантского анклава той или иной страны. Децентрализация иностранных общин препятствует принятию решений в кризисных ситуациях.

Есть основания утверждать, что этно-конфессиональное отчуждение иммигрантов, вместе с социальными и экономическими проблемами, оказывает серьезное влияние на успех интеграции вынужденных переселенцев в окружающее их общество и способствует возникновению конфликтных ситуаций.

Насколько страна способна решить проблемы, связанные с обустройством и проживанием беженцев и ищущих убежище, их интеграцией в общество, какие меры необходимо для этого предпринять? От ответов на эти вопросы, степени согласованности действий социальных институтов, способности государства гарантировать исполнение законов и обеспечивать безопасность и своих, и иностранных граждан, зависит, возникнут ли условия, которые могут дестабилизировать обстановку в стране. Многие специалисты видят решение проблемы вынужденных переселенцев в их обустройстве в лагерях с возможностью последующего переселения в третьи страны или репатриации на родину. Однако это не всегда оказывается эффективно. График 1 показывает, какая часть палестинских беженцев живет в лагерях, какая рассеяна по странам, подпадающим под мандат UNRWA. Ливан и Сектор Газа - территории, на которых процент палестинцев, проживающих в лагерях, наиболее высок. Есть основание считать, что невозможность натурализоваться, интегрироваться в окружающее общество, его экономическую жизнь является фактором, приводящим к возникновению конфликтов. Во многих странах экстерриториальность лагерей часто увеличивает риск их превращения в опорные пункты для экстремистских и террористических сил. Это подтверждают события в лагерях палестинских беженцев в Ливане, Газе. Турция неоднократно требовала от ООН закрыть лагерь курдских беженцев Махмур в Ираке, утверждая, что там скрываются члены Курдской рабочей партии. Необходимо отметить, что часто сами условия содержания в лагерях способствуют росту негативных настроений среди вынужденных переселенцев, вовлечению молодежи в различные повстанческие движения, переходу на сторону боевиков. На беженцев нередко налагаются запреты, не позволяющие заниматься квалифицированным трудом, обладать недвижимостью и т.п. Им приходится испытывать трудности в получении медицинской помощи, образования, социальных услуг и др. В Турции многие курды, перемещенные внутри страны, живут вместе со всеми родственниками (иногда более тридцати человек) в жилищах, рассчитанных на одну семью. Некоторым приходится ютиться в палатках, жить на улицах. Только небольшая часть перемещенных курдов обеспечивается жильем в соответствии с государственными программами.

В лагерях в Тиндуфе на юго-западе Алжира многие западно-сахарские беженцы (сахрави) живут уже более 25 лет в ужасных условиях, усугубляемых пустынным климатом. Люди страдают от нехватки еды и воды, большинство до сих пор живет в палатках. Их численность, по данным USCRI, составляет около 165 тыс. чел. Референдум ООН, который должен был определить статус Западной Сахары, неоднократно откладывался. Миссии ООН по референдуму в Западной Сахаре (МИНУРСО) до сих пор не удается завершить регистрацию участников из-за споров между властями Марокко и ПОЛИСАРИО по поводу того, кто имеет право принимать участие в голосовании. В результате, репатриация беженцев из соседних стран задерживается. В последние годы в лагерях царят отрицательные настроения. Учитывая, что на юго-западе страны в районе Тиндуфа продолжают размещаться административные органы САДР, руководство Фронта ПОЛИСАРИО, базы подготовки партизан, конфликтогенность ситуации растет.

Натурализация или содержание в специальных лагерях, расширение прав беженцев или разработка новых критериев предоставления убежища - решение этих и других вопросов требует комплексного подхода, который обязательно учитывал бы отношение принимающего общества к вынужденным переселенцам, поскольку это влияет на обстановку в стране. Многие иностранные граждане используют обращение с просьбой об убежище как средство, позволяющее въехать на территорию страны. Наплыв иммигрантов заставляет государства ограничивать каналы законного въезда на свою территорию для иностранцев. В результате растет спрос на услуги контрабандистов, фальшивые документы и т.п., что, в свою очередь, провоцирует усиление в обществе скептицизма относительно истинных мотивов лиц, ищущих убежище. Настороженность по отношению к вынужденным мигрантам в совокупности с беспокойством за ситуацию на рынке труда и безопасность в стране приводят к возникновению конфликтов между гражданами страны и беженцами.

На создание благоприятных отношений и нормальной атмосферы оказывают влияние многие факторы. В Ираке враждебное отношение к палестинцам обусловлено конфессиональным фактором, а также существованием прочной связи между палестинскими беженцами и режимом С. Хусейна, при котором они пользовались некоторыми привилегиями. В 2006 г. в Ираке во многих сообщениях СМИ палестинские беженцы обвинялись во взрыве мечети в Самаре. В результате, неизвестные убили 12 палестинцев, 12 человек были похищены. Преследования в Ираке вынудили многих палестинских беженцев эмигрировать в Сирию и Иорданию.

Очевидно, что еще один аспект проблемы вынужденных мигрантов заключен в отношении к ним местного населения. В процессе адаптации переселенцев из других стран часто возникают конфликты, укрепляются опасения и предубеждения граждан страны, принимающей мигрантов, что порождает социальную напряженность.

Ввиду достаточно высокой конфликтогенности миграции, необходим новый стратегический подход к решению проблемы вынужденных переселенцев. Следует признать, что на данном этапе у проблемы нет быстрого и радикального решения. В эпоху глобализации и вооруженных столкновений закрытие границ и корректировка политики в области предоставления убежища и иммиграции не могут кардинально изменить сложившуюся миграционную ситуацию, о чем свидетельствуют масштабы нелегального перемещения населения. Требуется кооперация между организациями, как международными, так и региональными, межправительственными, такими как ЛАГ, а также учет опыта стран, где идет успешная интеграция иммигрантов в окружающее общество (таких как Израиль, Саудовская Аравия, Иордания).Положение вынужденных иммигрантов в странах проживания зависит от целого ряда факторов внешней и внутренней политической конъюнктуры (возможность нарушения этно-конфессионального баланса, экономические и социально-политические проблемы страны и т.д.), которые тоже необходимо взвешивать при решении различных проблем, в том числе вопросов натурализации и репатриации беженцев. Важно уметь оценить перспективы местной интеграции беженцев в той или иной стране; установить, какойметод будет наиболее эффективным решением и где. В эпоху глобальной террористической угрозы необходимо препятствовать использованию ситуации с беженцами как военное и политическое оружие. Сегодня это проблема десятков государств, их инфраструктур, это проблема безопасности и работы миллионов людей, будущих поколений.

Список литературы

конфликт миграция вынужденный восток

1. www.demoscope.ru

2. www.unesco.ru/files/docs/shs/ioncev.pdf).)

3. Международная миграция населения: Россия и современный мир, Москва, МАКС-Пресс, 2001.

4. УВКБООН, The Global Appeal 2007.

5. Buried Alive: Stateless kurds in Syria. 2006.

6. www.refugeesinternational.org

7. «Вторая религия» Франции, А.В. Кудрявцев Независимая газета, 18.09.2002.

8. Миграция и безопасность в России. конецформыначалоформыПод ред. Г. Витковской и С. Панарина; Моск. Центр Карнеги. - М.: Интердиалект+, октябрь 2 тыс. - 341 с.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Понятие межэтнического и межконфессионального конфликта, причины их возникновения. Конфликты на национальной и религиозной почве в современном мире: в Африке, Ближнем и Среднем Востоке, Восточной и Центральной Европе, на постсоветском пространстве.

    реферат , добавлен 27.11.2011

    Понятие "беженец" и "вынужденный переселенец". Социальная проблема беженцев и вынужденных переселенцев. Динамика поведения на рынке труда. Социальная адаптация вынужденных мигрантов. Модели поведения вынужденных переселенцев в условиях новой жизни.

    реферат , добавлен 18.03.2015

    Ассимиляция как необходимость или неотвратимость успешной адаптации мигрантов. Этноэлиты в межнациональных конфликтах. Вопрос терминологической определенности этнической миграции населения. Особенность адаптации мигрантов к новой культурной среде.

    реферат , добавлен 16.11.2009

    Демографические проблемы современного мира: перенаселение, старение, смертность и урбанизация. Факторы процессов миграции в эпоху глобализации. Индекс развития человеческого потенциала. Международные договоры как способ решения демографических проблем.

    дипломная работа , добавлен 09.12.2010

    Знакомство с основными тенденциями миграционных процессов в Краснодарском крае. Миграции как неизменный и многовекторный процесс, в который вовлечены огромные массы людей. Рассмотрение статистических источников информации о миграции населения в России.

    курсовая работа , добавлен 29.12.2014

    Миграционная политика государства как фактор адаптации мигрантов. Законодательное регулирование миграционных процессов России и проблема выработки эффективной миграционной политики в Российской Федерации. Понятие и сущность социальной адаптации мигрантов.

    курсовая работа , добавлен 27.05.2015

    Человек – социальное существо. Необходимость заботы о ближнем как условие выживания. Благотворительность как форма заботы о ближнем. Выделение заботы о ближнем в сферу профессиональной деятельности. Социальная работа.

    реферат , добавлен 22.05.2007

    Понятие "миграция населения". Виды миграций. Правовой статус вынужденных переселенцев. Факторы территориального перераспределения населения. Теории исследования миграционных процессов. Диссонирующий миграционный тренд. Цели миграционной политики РФ.

    курсовая работа , добавлен 15.02.2011

    Общие и специальные факторы и социальные механизмы интеллектуальной миграции. Интенсивность миграционных процессов в современной России. Тенденции изменения интеллектуальной миграции, прогнозирование ее динамики в будущем. Интеллектуальный потенциал РФ.

    дипломная работа , добавлен 03.01.2011

    Понятие и особенности внутренней и внешней миграции. Характерные черты миграции в современной России. История миграционных потоков на территории России и бывших стран СССР. Цели и задачи правительства России в области регуляции миграционных процессов.

«Исламское государство»: новый халифат или театр абсурда?

В исламской эсхатологической традиции идея великого халифата, царства всеобщего равенства и справедливости, предшествующего Судному дню, занимает особое место. В ней не только воплощена мечта человечества об идеальном государстве, но и память о правлении Пророка Мухаммада (с.а.в.) и праведных халифов, его сподвижников. Это была эра высшей справедливости власти и праведности правителей, особо богобоязненных, набожных людей, людей настойчивого стремления и полного обращения к Аллаху.

Провозглашение халифата на Ближнем Востоке военизированными группировками, которые, по словам западных экспертов, предлагают «подлинную, истинную и альтернативную исламскую политическую систему», должно было бы ставить своей целью возрождение «царства справедливости и милосердия», создание социально ориентированного государства, в котором представители всех наций и конфессий чувствуют себя в полной безопасности.

Однако то, что происходит на территории «халифата», напоминает театр абсурда, в котором, несмотря на все безумие происходящего, чувствуется довольный жесткий сценарий, написанный невидимой рукой.

Главная цель этого безумного действа - дискредитация Ислама как религии. Во всех этих массовых убийствах, казнях заложников, преследовании людей других вероисповеданий, уничтожении памятников культуры и библиотек проглядывается стремление показать всему миру Ислам как агрессивную религию, непримиримую к другим культурам и традициям, представляющую угрозу для существования всего человечества. Подчеркнутая публичность и театрализованность всех преступных действий боевиков являются дополнительным подтверждением подобных намерений.

При этом их целью является дискредитация не только Коранических ценностей, но и самого названия мусульманской религии. Именно поэтому они назвали свое квазигосударство, а, по сути дела, бандитский анклав, в котором не действуют никакие законы, ни светские, ни шариат, «исламским государством». В этих «иезуитских» устремлениях им вольно или невольно помогают средства массовой информации всего мира. Телевидение, радио, газеты, журналы тиражируют новости о массовых преступлениях боевиков, называя их представителями «Исламского государства», увязывая тем самым в массовом сознании Ислам с терроризмом, жестокими убийствами ни в чем не повинных людей, работорговлей, насилием над женщинами и детьми, попранием общечеловеческих нравственных ценностей.

Эта информационная война против Ислама формирует у миллионов мусульман ощущение невольной вовлеченности в происходящее на территории нового «халифата», чувство вины за преступления террористов, убежденность в фатальной предопределенности конфликта цивилизаций, прежде всего христианской и мусульманской. В идеологическом противостоянии террористы, использующие любые противоречия и слабости своих врагов, часто имеют определенное преимущество.

В геополитическом отношении одной из основных задач террористического квазигосударства является дестабилизация ситуации на огромном пространстве от Персидского залива до южных границ России и северных границ Китая, создание очагов напряженности не только в Пакистане и Афганистане, но и в государствах Центральной Азии с целью присоединения их к «новому халифату», то есть к зоне нестабильности. При малейшей возможности террористы попытаются дестабилизировать обстановку и в самой России, создавая конфликтные зоны в различных регионах нашей страны.

Совершенно очевидна нацеленность действий террористов и против интересов Европейского союза. Массовая и нелегальная миграция из стран Ближнего Востока и Африки в европейские страны не только создает дополнительные финансовые нагрузки для экономики Евросоюза, но и становится существенным дестабилизирующим политическим фактором, способствующим усилению в нем центробежных тенденций, углублению противоречий между его членами, политическому расколу общества. Руководители террористического анклава не только не препятствуют миграции (что было бы вполне логично), а, возможно, содействуют ей, создавая каналы нелегального пересечения границ для беженцев и финансируя их. При этом большинство людей, бегущих от войны и смерти, спасая себя и своих детей, даже и не предполагают, что они являются для террористов лишь инструментом в их большой и грязной игре.

Главный вопрос, который возникает при анализе событий последних двух лет на Ближнем Востоке, это вопрос о спонсоре и режиссере этого кровавого театрализованного представления, которое способно взорвать весь мир.

Западные эксперты предполагают, что финансированием террористов занимаются страны Персидского залива для того, чтобы сменить ненавистный им режим Башара Асада, пользующийся поддержкой Ирана и шиитских военизированных группировок. Но наблюдая за действиями боевиков так называемого «Исламского государства», трудно утверждать, что война с правительством Сирии является их основной целью.

Главная задача бандитского квазигосударства - создание зон нестабильности практически во всех регионах мира, развязывание многочисленных локальных конфликтов на Ближнем Востоке, Центральной Азии, у южных границ России. Но вряд ли все эти действия направлены на расширение границ «халифата». Создание очагов напряженности и разжигание локальных войн в регионах, в которых присутствуют стратегические интересы США, осуществляется по определенному сценарию, написанному в Белом доме. Главная цель -обеспечение условий для сохранения США мирового лидерства. Появление новых полюсов силы в мировом сообществе, претензии новых держав на ведущие роли в геополитических процессах заставляют американскую администрацию использовать любые средства и возможности для сохранения однополярного мира, который сложился в начале 90-х годов XX века в результате распада СССР.

Наверное, будет правильным тезис о том, что США действуют под неприкрытым лозунгом: «Мы защищаем интересы Америки как хотим, а все остальные пусть защищают свои, как могут». Нужно ли клеймить Обаму за это? Думаю, что нет, поскольку этого от него требует вся система власти и общество психологически подготовлено к такой национальной стратегии. В соответствии с этим и нужно действовать. И вот впервые в новейшей истории России глава государства дал понять всему миру, что может и будет защищать интересы нашей страны. Евразэс, БРИКС, Крым, Сирия… и у граждан России появилось чувство гордости за свою страну и своего Президента. И это несмотря на все тяготы жизни, появившиеся в последнее время. К людям возвращается попранное ранее чувство собственного достоинства.

Мы знаем, что происходит с теми, кто не защищает или не может защитить свои народы и страны. В первом, лучшем, случае их страны разваливают, а в последующем разворовывают остатки. По второму, худшему, сценарию их сажают в тюрьму, вешают как пиратов или забивают как бешеных собак под восторженные визги заокеанских зрителей, а на территории этих некогда процветающих стран искусственно создается политический вакуум и управляемый хаос.

Сегодня можно только с глубоким сожалением констатировать, что одной из основных причин увеличения числа локальных конфликтов в мире и усиления опасности глобальной геополитической катастрофы является снижение авторитета Организации Объединенных Наций. Эта международная организация, сыгравшая на определенном этапе огромную роль в сохранении стабильности в мире и соблюдении международных правовых норм в различных политических событиях и военных конфликтах, в конце концов, превратилась в бюрократическое учреждение, имеющее слабое влияние на происходящие в мире события. В результате этого произошла значительная деформация международных отношений, для которых стали характерны «двойные стандарты» в международно-правовых оценках политических событий, отсутствие универсальных подходов к решению различного рода кризисных ситуаций, снижение роли Совета Безопасности ООН при принятии решений о применении военной силы в межгосударственных конфликтах.

Агрессивная внешняя политика США, которые, исходя из своих интересов, активно вмешиваются во внутренние дела суверенных государств, применяя весь спектр возможного воздействия на них (от экономических санкций и свержения с помощью «цветных революций» неугодных режимов до прямого применения военной силы), подвела мир к опасной черте, за которой открывается хаос перманентных локальных конфликтов, способных привести мир к глобальной геополитической катастрофе.

Попытки американской администрации изменить расстановку сил и баланс интересов на Ближнем Востоке в свою пользу путем «демократизации» арабского общества привели к самым негативным последствиям в регионе, и без того нестабильном и раздираемом межгосударственными и межконфессиональными противоречиями. На передней линии политической и вооруженной борьбы с режимом Башара Асада оказались вооруженные группировки, не обремененные никакой идеологией или религиозной догматикой, поэтому абсолютно непредсказуемые даже для своих кукловодов.

В этих условиях успех борьбы с группировкой ИГ зависит от координации усилий различных государств и коалиций, действующих в зоне конфликта. Но в силу разнонаправленности их интересов и отсутствия общей стратегии подобная координация практически невозможна, что значительно усиливает позиции террористов.

Главная цель союзной коалиции во главе с США - устранение правительства Башара Асада с помощью вооруженной сирийской оппозиции. Поэтому они не заинтересованы в быстром разгроме группировки ИГ, по крайней мере, до полного поражения правительственных сил Сирии. До последнего времени действия авиации коалиции носили вялотекущий характер и больше напоминали имитацию боевых действий. И только военное вмешательство России вынудило коалицию активизировать свои действия против террористических группировок. Американская администрация отказалась от координации своих действий в Сирии с Россией, ссылаясь на различие задач, которые они решают в регионе.

Нет сомнения в том, что США не заинтересованы в быстром разрешении сирийского кризиса, так как в этом случае они лишатся плацдарма для продвижения своих интересов в регионе. По мнению экспертов, члены международной коалиции пытаются избежать крупномасштабной войны против ИГ, так как в случае поражения экстремистов будет утерян предлог для вмешательства в сирийскую войну под видом борьбы с терроризмом и, соответственно, возможность привести к власти после завершения конфликта лояльные США силы. Президент Башар Асад заявил о готовности сирийского руководства сотрудничать со всеми государствами, у которых есть серьезное желание бороться с терроризмом. Но международная коалиция, возглавляемая США, по его мнению, преследует в регионе другие цели.

Россия же была вынуждена вмешаться в конфликт, так как террористические группировки представляют реальную угрозу не только безопасности государств Центральной Азии, но и стабильности самого российского государства.

При этом российское руководство совершенно обоснованно полагает, что смена власти в Сирии силовым путем, даже в случае военного поражения ИГ, приведет к повторению ливийского сценария - к развалу государства, уничтожению государственных институтов, к кровавым межконфессиональным, межэтническим конфликтам. И в этом случае власть в стране все равно захватят террористические группировки, что станет причиной новой эскалации конфликта и, возможно, открытого военного вмешательства Саудовской Аравии и Ирана. Очевидно поэтому Россия считает необходимым оказывать военную помощь правительству Башара Асада, так как на сегодняшний день только оно является гарантом сохранения сирийской государственности.

Представители ИГ действуют не только в зоне сирийского конфликта, но и создают практически во всех мусульманских регионах лагеря для подготовки боевиков, вербуют молодежь для участия в боевых действиях, готовят смертников для совершения террористических актов. Наиболее крупные базы ИГ созданы в Афганистане, в которых обучаются военному делу боевики для диверсионной деятельности в Таджикистане, Узбекистане, Кыргызстане.

В случае нападения боевиков ИГ на эти государства миллионы беженцев будут вынуждены искать спасения на территории России. Это приведет к значительному ухудшению социально-экономической ситуации в стране, к обострению межнациональных и межконфессиональных отношений. При этом необходимо учитывать, что в Москве и российских регионах находятся несколько миллионов нелегальных мигрантов из Центральной Азии, чье местонахождение и род деятельности неизвестны даже для правоохранительных органов. Вместе с беженцами через границу могут просочиться боевики ИГ, которые попытаются максимально дестабилизировать социально-экономическую обстановку в государстве путем проведения диверсий, террористических актов, вооруженных нападений на государственные учреждения. В случае даже временного успеха нелегальные мигранты могут быть использованы террористами для пополнения своих рядов.

С учетом вышеперечисленных обстоятельств совершенно обоснованным является решение президента В.В. Путина об оказании военной поддержки правительству Сирии в борьбе с террористической группировкой ИГ. По мнению российского лидера, превентивные меры должны минимизировать террористическую угрозу для нашего государства.

Помимо внешней угрозы, значительную опасность представляет идеологическая и диверсионная деятельность группировки ИГ на постсоветском пространстве. Террористы вербуют молодежь, в том числе и граждан России в свои ряды, обещая им возможность своими руками творить историю, участвовать в создании нового халифата, погибнуть во имя истинной веры, обеспечив себе место в раю. Молодых людей привлекает в идеологии террористов иллюзорная перспектива наполнить свою жизнь великим смыслом защиты истинного Ислама, но об истинных намерениях террористов они узнают лишь тогда, когда все пути назад отрезаны, а чаще и не узнают вовсе.

И государство, и общество должны уберечь юношей от влияния лживой пропаганды террористов, а священнослужители должны объяснить им, что Ислам не имеет ничего общего с насилием и войнами.

При любых возможных заблуждениях молодые люди, завербованные ИГ, хорошо знают, что они едут убивать. Поэтому все, кто берет в руки оружие и вступает в ряды террористов, должны знать, что наказание будет суровым. Несомненно, в этих условиях в России должно быть пересмотрено антитеррористическое законодательство в сторону его ужесточения, а также введена ответственность за преступления террористов и их пособников.

Необходимо отметить, что в сети идеологов ИГ чаще всего попадают юноши и девушки, не сумевшие найти свое место в жизни. Часто на радикальные поступки их толкает невозможность выйти за границы своего социального страта, убежденность в несправедливости мироустройства, в котором господствует кастовость. Ощущение обреченности на вечную бедность и неустроенность, невозможность получить достойное образование и работу сильно деформирует систему нравственных ценностей молодого человека, который благодаря этому находит моральное оправдание любым своим поступкам. Поэтому в поле зрения преподавателей, чиновников, представителей правоохранительных органов должны быть дети из бедных, неблагополучных семей, часто ощущающие себя «лишними» людьми в собственной стране. Государство должно массово развивать социальные лифты, создать равные условия для всех граждан вне зависимости от региона, национальности и вероисповедания.

В условиях нарастания террористической угрозы и возможного обострения межнациональных и межконфессиональных отношений и государство, и общество должны уделять больше внимания установлению межнационального диалога, культурного обмена между различными народами России. И эта работа не должна быть формальной. Молодые люди разных национальностей и конфессий должны больше общаться друг с другом, знакомиться с бытовыми, культурными и духовными традициями народов, населяющих нашу страну, чаще встречаться на спортивных площадках, в концертных залах, в дискуссионных клубах. Представители разных национальностей должны чувствовать себя под защитой закона и государства, где бы они ни находились на территории России. Большая и кропотливая работа должна проводиться с трудовыми мигрантами для их языковой и культурной адаптации. Должен быть налажен механизм защиты их прав, чтобы у них не формировалось чувство враждебности к стране, в которой они живут и работают. Определенная роль в этих процессах должна быть отведена различным институтам гражданского общества.

Вся эта работа должна находить широкое освещение в СМИ.

Людей должны объединять не только название страны и государственные границы, но и универсальные общечеловеческие ценности, общие для всех монотеистических религий, формируя тем самым общность нравственных традиций и новую российскую духовность и общероссийскую гражданскую идентичность при традиционном для России этнокультурном многообразии. В этом случае наше общество будет монолитным, а государство сильным и стабильным.

Член Президиума Совета при Президенте РФ

по межнациональным отношениям,

член центрального штаба ОНФ,

Председатель Высшего совета ООД РКНК А.Б. Паскачев

Интервью эстонской газете.

Полный русский текст моего интервью, вышедшего на эстонском языке эстонской газете «Postimees» – «Iisraeli politoloog: migrantide vastuvõtmiseks Lähis-Idast ja Aafrikast pole te valmis « .

Интервью вызвало в Эстонии большой резонанс. Только на сайте газеты было 2000 лайков и перепостов, при том что доступ там платный.

Всего в мире 1 000 000 (миллион) носителей эстонского языка, то есть только на сайте газеты интервью отметили 0,2% всех эстонцев, а были и другие перепечатки.

– израильский политолог, историк, религиозный философ, раввин. Специалист по современной политической системе Израиля, истории Северного Кавказа и Ближнего Востока, межнациональным отношениям, еврейско-христианским контактам. Президент Института Восточного партнерства, который оказывает консалтинговые услуги в области политики и экономики. Главный редактор сайта «Кавказское обозрение. Новый взгляд» http://caucasreview.com/ . В течение ряда лет был одним из руководителей системы безопасности во время массового паломничества брацлавских хасидов в Умани, на месте погребения раби Нахмана из Брацлава. Консультирует и сотрудничает с различными правительственными организациями ряда стран, в том числе в области антитеррористической деятельности.

Семья имеет эстонские корни, предки со стороны деда проживали в Эстонии, чем объясняется его интерес к этому региону.

Сейчас в Эстонии все, что касается ислама, актуально, как никогда прежде. Страна готовиться принять беженцев с Ближнего Востока и Северной Африки. До сегодняшнего дня люди ничего об этих регионах и культуре слышали только из новостей. Что нас ждет и какие это несет риски для эстонского общества? Останется ли Эстония Эстонией? Культурный шок будет огромным .. .

Культурный шок будет не просто огромным, это обернется настоящей катастрофой. У любой вещи есть две стороны. Реально Гитлеровский нацизм привел к тому, что в современном западном обществе все, что связано с расовыми и культурными различиями – табуировано. Рассуждение о различии народов по каким-либо свойствам считается неполиткорректным, замалчиваются в прессе, и зачастую никакие исследования на эту тему не проводятся. Об этом не говорят с трибуны и в СМИ, однако, установлено, что если в обществе процент людей чуждой культуры превышает 8-11 %, то это ведет к социальной нестабильности, вызывает отторжение у коренного населения, приводит к межнациональным конфликтам. История XX-XXI веков это иллюстрирует. Перемешивание культур – болезненный процесс, особенно столь различных культур, как, эстонская и арабская.

Нужно понимать, что те беженцы, которые получают разрешение на пребывание в ЕС – не самые нуждающиеся слои общества. Известно, что это стоит достаточно больших денег, и попасть в число беженцев достаточно сложно, этот «рынок» криминализирован. И, как правило, туда попадают или люди, которые подвергаются опасности и преследованиям в своих странах, или люди, которые принимали участие в военных действиях, или криминальные элементы) . Поэтому процент асоциальных элементов среди беженцев, как правило, выше, чем у них на родине. Об этом не пишут, но это факт.

Зачастую, это люди, которые прошли войны и терпели лишения; даже если они сумели приспособиться к мирной жизни, их представления о жизни, об отношениях между людьми, о применении насилия, о религиозной терпимости и т.д., совсем иные. Эти африканские и ближневосточные общества совсем другие. Эти люди более склонны к насилию, и, несомненно, у них нет уважения к государству, которое их приняло. Среди них высок уровень криминала, сильная гендерная диспропорция (мужчин, как правило, больше, чем женщин), они по-иному относятся к женщинам. Так, к примеру, во многих азиатских, восточных культурах если женщина смотрит мужчине прямо в глаза, это понимается как то, что женщина – предлагает себя. Для них это значит то же самое, как если бы европейская (эстонская) женщина сняла перед ними юбку. У них иной культурный код, складывавшийся тысячелетиями, и это нужно учитывать. Поэтому европейская манера поведения их шокирует и провоцирует насилие.

На примере других европейских стран известно, что коренное население начинает уезжать из тех кварталов и регионов, где селятся мигранты. Даже у нас в Израиле, в Тель-Авиве есть кварталы, где не встретишь ни одного белого человека. А в таких маленьких странах, как Эстония, это приводит к тому, что коренное население уезжает из страны, потому что обстановка становится некомфортной.

Интересен пример Норвегии: там за беженцами присматривают сотрудники спецслужб, которые знают всю их биографию, и выясняют, кто из них склонен к терроризму. Система построена так, что человеку, который участвует в беспорядках и криминальной активности закрыт путь к социальному продвижению в этой стране. Я думаю, что в Эстонии на данный момент нет достаточного количества квалифицированных сотрудников службы безопасности и полиции, способных вести столь сложную работу по надзору за беженцами, нет методики работы с ними. Для решения этой задачи нужна кардинальная перестройка спецслужб и полиции, введение новых законов (которые регламентируют действия в отношении беженцев), подготовка специалистов со знанием восточных языков, восточной ментальности, основ этнопсихологии. За столь короткий срок этого не сделать! Как вы собираетесь арабов из Северной Африки учить эстонскому языку? Ведь методики нет, специалисты не подготовлены! А если вы не будете их учить – они станут маргинальной частью общества. Это прекрасная почва для дестабилизации общества.

Останется ли Эстония Эстонией? Поток мигрантов неминуемо приведет к росту терроризма и исламизации страны. Я бы вспомнил пример Римской империи; одна из причин, приведшая к краху инфильтрация в империю варваров. Одним из следствий чего стало то, что римляне перестали служить в армии. Стали рекрутировать варваров, и постепенно армия потеряла римскую дисциплину и навыки войны. Армия разложилась, а Римская империя вскоре рухнула. Думаю, что у Эстонии, по сравнению с Римской империей, еще меньше шансов сохраниться в качестве самобытной страны. Ваше правительство должно было стоять насмерть, но не принять условия ЕС о принятии беженцев.

Как появился ИГИЛ? Какие его идеологические корни? Возможно, корректнее было бы называть его не террористической организацией, а террористическим движением?

СМИ создают неверную картину: ИГИЛ не пришел из ниоткуда, и принципиально не отличается от других исламистских организаций. Все они используют террор, как эффективный метод, который деморализует, распространяет панику, усложняет координацию ответных действий. ИГИЛ сумел захватить большие территории в Сирии и Ираке, сейчас под его контролем около 50% в этих странах. Он эффективно использует пропаганду, в том числе для привлечения добровольцев. На него работают европейцы, принявшие ислам, имеющие кинематографическое и журналистское образование.

В исламе, в отличие от христианства, сильнее выражен политический аспект, отношения внутри мусульманского общества и отношения мусульман с немусульманами – кафирами (неверными) – четко прописаны в мусульманском законодательстве. Ислам, по их представлениям, единственная верная религия, быть мусульманином – быть покорным Аллаху. В этом солидарны все мусульмане. Разногласия начинаются в том, как принудить кафиров принять ислам; путем джихада (войны), или же личным примером и пропагандой.

Последние 300 лет, начиная, скажем с XVII в. не было ни одного примера, когда ислам победил бы европейцев. В свое время ислам захватил полмира, это были мощные империи, халифаты, но затем западный христианский мир перешел в наступление, и большая часть территорий, где проживали мусульмане, оказалась под властью европейских держав. Но когда СССР вторгся в Афганистан, вулкан проснулся; мусульмане впервые одержали победу. Возникли течения, выступавшие за продолжение этой войны. Они выступали не только за войну против неверных, но и за установление справедливого правления в своих собственных государствах, поскольку в соответствии с Шариатом, не должно быть слишком сильного расслоения между богатыми и бедными. Вся история ислама демонстрирует сильную склонность к насилию; не успев образоваться, исламские государства уже стали воевать друг с другом и с западным миром.

Как возник ИГИЛ хорошо известно. Абу Мусаб аз-Заркауи был основателем движения «Ат-Таухид валь-Джихад» («Единобожие и джихад»), которая сперва была независимой от Аль-Каиды, но затем объединилась с Усамой бен Ладеном. Бен Ладен был в то время тем же самым, чем является ИГИЛ сейчас, прошло уже 10 лет, и люди забыли. Учителем Абу Мусаба аз-Заркауи был Абу Абдаллах аль-Мухаджир, идеолог войны в Афганистане. Его школа учила, что есть два типа врагов: ближний враг (шииты и «коллаборационистские» арабские режимы) и дальний (европейцы, американцы). Абу Мусаба аз-Заркауи считал, что бороться нужно, в первую очередь, против «ближнего врага». Бен Ладен же считал, что главные враги – «дальние» – США и Израиль. Это привело к разногласиям. Поэтому, после убийства Бен Ладена последователи аз-Заркауи вышли из подчинения Аль-Каиде. Сам Аз-Заркауи был убит в 2006 г., во главе его организации встал Абу Бакр аль-Багдади, его ученик и фактический руководитель ИГИЛа. Вот откуда его корни.

В западных СМИ существует миф, что ИГИЛ финансирует себя сам; что они захватили в Мосуле резервы Госбанка Ирака, качают нефть и т.д. Но есть и альтернативная версия, о которой я и хочу Вас спросить: как Вы полагаете, может ли ИГИЛ существовать без поддержки Катара, Саудовской Аравии и других суннитских стран? Кто же реально финансирует ИГИЛ?

Думаю, что это конспирология, широко распространяемая российскими СМИ. ИГИЛ финансирует себя сам; у них нет больших расходов, нет строительных проектов, не закупают современное оружие. Они захватили часть государственной инфраструктуры Ирака и Сирии. Создали службы, которые обеспечивают нормальное существование людей на подконтрольной им территории, ведут теневую торговлю нефтью, в целом, проблем с самофинансированием у них нет. Арабские страны часто финансируют исламские террористические организации в качестве откупа: мы даем вам деньги, а вы нас не трогаете.

Можно ли сказать, что из-за агрессии против Украины и из-за действий ИГИЛ рухнули международная и европейская системы безопасности?

СМИ создают неверную картину. ИГИЛ захватил несколько провинциальных городов, и совершили несколько терактов. Раньше происходили гораздо более страшные теракты, под флагом Аль-Каиды, «Братьев мусульман», «Исламского Джихада», «Хизбаллы» и других. ИГИЛ в своем нынешнем виде не может угрожать международной безопасности. Хотя одну вещь, которая может поставить под угрозу мировой порядок они сделать могут: создать эффективную террористическую сеть, которая очень хорошо законспирирована. У них квалифицированные кадры, имеющие хорошее образование – европейцы и арабы, они успешно используют западные разработки и технологии. Их идеология привлекает радикалов со всего мира. Тем не менее, на сегодняшний момент они только создают панику, но не наносят удары по ключевым объектам в Европе. Но говорить, что они представляют серьезную угрозу мировой безопасности пока рано.

Другое дело РФ. Россия – член Совета безопасности, обладает огромной армией и крупным ядерным потенциалом. Вот в случае с ней международное право перестало действовать: Россия в открытую развязала агрессию сначала против Грузии, теперь против Украины, был сбит Боинг… И Запад поначалу не знал, как реагировать! Будапештский меморандум по факту не имеет силы, Украина осталась одна. Если этот меморандум не имеет силу, имеет ли силу соглашение о военной помощи в рамках НАТО? И если завтра российские войска вторгнуться в Нарву, откуда вы можете знать, что вам не скажут, что договор также не имеет силы и помогать вам не должны? И если такие вопросы возникают, значит – да, европейская система безопасности рухнула.

Эстонию подстерегает серьезная опасность: молодые страны, которые никогда прежде не сталкивались с выходцами из ближнего Востока, гораздо проще использовать в качестве баз для террористических сетей. И большая вероятность, что именно так и случится. Гораздо проще создать такую базу в Литве, Эстонии или Словакии, чем в Германии или Франции, где спецслужбы хорошо знают, с кем имеют дело. У Украины тоже есть повод для такого беспокойства, поскольку сейчас она в состоянии войны и хаоса, и ей нет дела до мусульман.

До последнего момента в России делали вид, что проблема ИГИЛа их не касается. Теперь же Россия опасается, что он может проникать в Среднюю Азию и Северный Кавказ. Сблизит ли общий враг Россию с Западом? И позволит ли России такое сближение торговаться по другим вопросам: Украина, санкции и т.д.?

Похоже, Путину очень бы хотелось обратного, но пока ИГИЛ не является по-настоящему серьезной силой. Год назад (29 июня) ИГИЛ захватил крупный город Мосул, это был шок для правительства Ирака, Сирии и для европейских наблюдателей. После этого стали говорить, что ИГИЛ невероятно силен, но это был эффект от его неожиданных действий.

Может ли ИГИЛ проникнуть в Среднюю Азию? Да, может. В первую очередь через афганскую границу. Но глядя на карту, понятно, что, никакой связи между Ираком и Афганистаном нет, никакие отряды ИГИЛ проникнуть из Ирака в Афганистан не могут. Откуда тогда там ИГИЛ? Там действует Талибан и просто местные боевики переходят под знамена ИГИЛ.

В последнее время Путин стал говорить, что ИГИЛ представляет угрозу безопасности России, это же заявлял и Лавров. До сих пор нет ни одного факта его террористической деятельности против России. Недавно и президент Чехии Земан, который известен как проводник российского влияния, заявил, что ИГИЛ – угроза всему человечеству и необходимо создать международную коалицию с участием России в борьбе против него. Это явная политика Путина, который хочет создать видимость, что Россия, США и Западная Европа вместе являются объектами экспансии ИГИЛ и таким образом надеется сблизится с западом. Политика его прозрачная: у нас есть общий враг – ИГИЛ, я помогу вам с ним бороться, но вы оставьте мне Украину.

Какова сейчас ситуация на Северном Кавказе? Российские СМИ создали образ В. Путина как великого правителя, усмирившего этот дикий регион. С другой стороны, М. Ходорковский недавно рассказал New York Times, что Россия на самом деле не контролирует этот регион…

На Северном Кавказе был убит предыдущий амир Имарата Кавказ, который был принципиальным противником ИГИЛ. На протяжении месяца не было официального объявления о создании нового руководства. В этих условиях некоторые полевые командиры принесли присягу руководству ИГИЛ. В сети появилось непонятное видео, где непонятно кто говорит, что все боевики Имарата Кавказ перешли под флаги ИГИЛ. Конечно, нормальному человеку понятно, что это несерьезно, запись неизвестного происхождения, на которой говорит неизвестно кто (примерно как то, если бы кто-то анонимный в сети заявил, что Эстония подчиняется ИГИЛ). Но российские СМИ стали активно раскручивать тему, что «весь Кавказ присягнул ИГИЛ». Российская пропаганда разыгрывает эту карту, потому что Путину было бы выгодно появление ИГИЛ на территории России. Если будет совершено какое-то количество терактов на территории России вроде Норд-Оста или Беслана, и ответственность на себя за это возьмет ИГИЛ, то положение Путина сильно укрепится, потому что он сможет заявить Западу о реальном терроризме против России. Полагаю, что в скором времени мы станем свидетелями терактов, ответственность за которые возьмет на себя Кавказское отделение ИГИЛ.

На Северном Кавказе идет война, и Путин не сможет ее остановить. Большая часть населения дистанцировалась от России, и не считает себя ее частью. Россия удерживает эти территории за счет того, что там дислоцируется большое количество силовиков, а также за счет зависимости их экономики от России. Там не строятся новые предприятия, система налогообложения не дает развиваться малому бизнесу, безработица, нет гражданского общества и демократических институтов. Люди вынуждены уезжать, а правящая элита получает зарплату из Москвы. Отсутствие альтернативы еще пока удерживает Северный Кавказ в России, и Путин намеренно ставит местное население перед выбором: или я или ИГИЛ. Россия продолжает быть колониальной империей, федерация она только по названию.

Северный Кавказ на грани выхода из состава России. В 1991 году мы пережили распад СССР, и нет никаких гарантий того, что этот распад не возобновится, и что нынешние границы РФ – вечны.

Мы живем во время больших перемен. Нередко миграцию из Северной Африки и Ближнего Востока сравнивают с Великим переселением народов. Угрожает ли Европе перенаселение и исламизация в длительной перспективе? Или эти страхи беспочвенны?

Угрожает. Европейцы ошибочно полагают, что европейская культура сумеет переварить мигрантов из стран третьего мира, и во втором-третьем поколении они станут европейцами. Европейцы считают себя единственной силой в мире. Но так же считает и ислам. Раньше исламская цивилизация была могущественной и завоевала полмира. И мигранты-мусульмане совершенно не собираются становиться европейцами, они приезжают в Европу для того, чтобы Европа стала мусульманской, потому что они – по их представлениям – носители высшей культуры. В Европе этого не понимают.

Нужно понимать, что если в обществе имеется большой процент инокультурного населения, общество не может его переварить. Когда количество мигрантов небольшое – их можно ассимилировать. Если же их количество около 10% и выше – они не поддаются ассимиляции и консервируются внутри своих общин. Это приводит к межнациональным конфликтам, которые мы сейчас видим.

Процесс миграции опасен во многих смыслах. В Европе демографический спад, особенно в странах с высоким уровнем жизни и образования, и никто не знает, что с этим делать. А мигранты представляют, как правило, более бедные и менее образованные слои общества; они быстро размножаются, и происходит замена коренного населения. И поскольку эти люди не владеют в полной мере местной культурой, то неизбежно происходит снижение культурного уровня страны и народа. И этот процесс приведет к краху Европы в том виде, в котором мы видим ее сейчас. История знает много таких случаев, и падение Римской империи – самый яркий ее пример.

Народы сменили множество мест обитания, а некоторые из них преодолевали расстояния в тысячи километров. Переселения народов кардинально меняли картину мира.

Заселение планеты (120 000 – 20 000 лет назад)

Большинство генетиков и археологов уверяют в том, что человек очень похожий на нас с вами, заселил огромные пространства Евразии, Австралии и Америки, двигаясь из Восточной Африки. Это происходило постепенно, в несколько волн.

Первая волна миграции произошла около 120 тысяч лет назад, когда первые переселенцы появились на Ближнем Востоке. Последняя волна расселения достигла Американского континента 20 000 - 15 000 лет назад.

Рас в это время еще не было: первые люди были похожи на австралийцев, которые долгое время жили рассеяно и изолированно от остального мира, почему сохранили первоначальный облик. Причины «исхода» для науки до сих пор остаются загадкой. Одна часть ученых ссылается на климатические изменения и нехватку питания, другая - на первые социальные противоречия и практику каннибализма, которая разделила людей на «хищников» и «съедомых». Однако эти версии не обязательно исключают друг друга.

Экспансия земледельцев и культа Богини-Матери (около 6000 лет до н.э.)

Родиной земледелия, многих культурных растений и домашних животных, переместившихся вместе с людьми в Европу, был Ближневосточный регион: Анатолия, Левант и Междуречье. Отсюда первые земледельцы заселили Балканы, а затем Южную и Центральную Европу принеся с собой культ плодородия и Богини-Матери. Находки археологов изобилуют «материнскими статуэтками», а сам культ дожил до античности в форме Элевсинских мистерий.

Помимо Европы земледельческий центр находился также в Китае в среднем течении Хуанхэ, откуда земледельцы распространились по всему Дальнему Востоку.

Исход и «Темные века» (1200-1150 года до н.э.)

Времена библейского Исхода ученые соотносят с масштабными катаклизмами и движениями народов в период «катастрофы бронзового века» - природных и социальных потрясений XII-XIII веков до н.э. В результате совершенствования технологий, народы с легкостью могли победить своих прежде неодолимых врагов.

В этот период «народы моря» атакуют побережье Египта и Хеттского царства и переселяются в Италию, евреи обосновываются в Палестине и создают мощное Израильское царство. Происходят постепенные миграции ариев в Индию и Переднюю Азию - именно в этот период была составлена Ригведа, старейший сборник индийских религиозных гимнов. Терпят упадок и исчезают с карты могущественные государства древних народов – Хеттское царство, Урарту, Микены (Греческие темные века) и Хараппская цивилизация.

«Осевое время» (VIII-II века до н.э.)

Этот термин предложил немецкий философ Карл Ясперс. Он хотел описать резкие сдвиги, которые произошли в образе жизни людей и в развитии крупнейших цивилизаций того времени. В это время контакты между народами резко возрастают, что приводит к прорыву в античной культуре и возникновению философии.

Греки-колонисты к этому времени постепенно заполняют все Средиземноморье и даже причерноморские степи. Скифы атакуют Персидскую империю, саки и юэчжи – проникают в Индию и Китай. Римляне начинают экспансию на Апеннинском полуострове, а кельтские племена (галаты) достигают Анатолии.

В Японию из Северной Азии переселяются первые японоязычные племена. Зарождается и распространяется древнейшая мировая религия – буддизм, что вызывает поток проповедников и пилигримов в эллинистических государствах Ближнего Востока.

Великое переселение народов (IV-VI века н.э.)

Климатический пессимум, крушение Римской империи на западе и Державы Хунну на востоке вызвали самое активное движение народов за всю историю. Отдельные народы (гунны, авары) преодолевали расстояние больше 6000 километров.

Ромеям впервые пришлось «потесниться». На территорию слабеющей империи переселились многочисленные германские (франки, лангобарды, саксы, вандалы, готы) и сарматские (аланы) племена. Славяне, испокон веков жившие по лесам и болотам внутренней полосы, достигают побережья Средиземноморья и Балтики, заселяют остров Пелопоннес, а отдельные племена прорываются даже в Малую Азию. Полчища тюрков достигают Центральной Европы и поселяются там (преимущественно в Паннонии). Арабы начинают завоевательные походы, в ходе которых им покоряется весь Ближний Восток до Инда, Северная Африка и Испания.

Кризис Средневековья

На этот период приходятся грандиозные походы западных и восточных завоевателей, в ходе которых пришли в упадок богатейшие государства Средневековья (Русь, Византия, Государство Хорезмшахов, Империя Сун). Крестоносцы захватывают Константинополь и Святую Землю. Монголы переселяются вглубь китайских территорий и по всей Азии, турки достигают Европы и окончательно покоряют Византию, немцы занимают Центральную Европу, а русское население сосредотачивается в северо-восточных и юго-западных княжествах, оторванных друг от друга Золотой Ордой. Таиланд и Лаос окончательно заселяются тайскими народами, бежавшими на юг от монголов.

Великие географические открытия и новая эпоха (XVII-XVIII века)

Прорыв в европейской науке и великие географические открытия подтолкнули множество европейцев заселить нетронутые Средиземноморской цивилизацией земли Нового Света – Южную и Северную Америки. Большое количество аборигенных народов (американских индейцев) были согнаны со своей земли: частично истреблены, частично переселены в резервации.

В Северную Америку хлынул поток голландских, французских, ирландских, английских, испанских (а позднее и русских) колонистов-переселенцев. С Западного побережья Африки в обе Америки вывозилось огромное количество чернокожих рабов. В Южной Африке и Южной Америке появилось множество португальских колонистов. Сибирь начинают заселять русские землепроходцы, казаки и крестьяне.

Катаклизмы начала XX века

Начало XX века ознаменовалось многими потрясениями для народов по всему миру. Началось переселение евреев с территории Российской империи (преимущественно в США). После трех революций европейские страны и Новый Свет испытали нашествие русской иммиграции. После массовых зачисток христианского населения младотурками в Османской империи эмигрировало по разным оценкам от 500 000 до 1 500 000 миллиона армян, около миллиона ассирийцев и понтийских греков.

Вторая мировая война и её последствия

В период второй мировой войны массовым переселениям и депортации подверглись многие народы СССР. В Сибирь, Казахстан и на Урал были переселены поволжские немцы, в Киргизию были вывезены карачаевцы, чеченцы и ингуши были сосланы в Казахскую ССР. Калмыки подверглись выселению в центральные сибирские области, 172 тысячи корейцев из приграничных районов Дальнего Востока были депортированы в Среднюю Азию, а крымские татары были переселены в Узбекистан и соседние территории Казахстана и Таджикистана.

На первые годы после окончания войны приходится создание государства Израиль, сопровождавшееся массовой миграцией евреев на историческую родину, а также раздел Индии, в ходе которого в Пакистан и из его границ в общей сложности мигрировало около 16 миллионов человек.

Западно-Казахстанский Инновационно-Технологический Университет

Проблема миграции из ближневосточных стран в страны Евросоюза.

Ближний Восток с давних пор является источником импульсов, дестабилизирующих международную обстановку. В этом регионе, где многие процессы взаимосвязаны, конфликты редко замыкаются пределами того государства, где они происходят, воздействуя на своих соседей или даже на целые регионы. Главным и немаловажным последствием конфликта на ближнем востоке стала – проблема миграции из ближневосточных стран в Евросоюз.На сегодняшний день ближний восток – это один из наиболее неспокойных регионов мира, где миграция населения представляет собой угрозу как для безопасности международной системы в целом, так и для стран Евросоюза.

В современной мировой политике ближний восток выступает ключевым регионом, где значимость этого региона обусловлена его стратегическим положением и сосредоточением в этом регионе «новых вызовов». Все процессы вызванные конфликтностью этого региона, и процессы, не прекращающие своего действия на сегодня, обладают достаточной значимостью и важностью для поиска путей решения данной проблемы.

Миграция населения является сложным социальным явлением, охватывающим практически все государства мира. Миграция приводит к количественному и качественному изменению населения того или иного региона, государства в целом, влияет на различные стороны жизни общества. Миграция является важной проблемой «глобального будущего» для стран Евросоюза. На сегодняшний день главные проблемы миграции связаны с урегулированием неограниченного потока мигрантов, интеграцией мигрантов в принимающих странах и с обеспечениемличной безопасности мигрантов.Новые реалии на ближнем востоке могут поставить Евросоюз перед серьезными вызовами. Они проявятся в дальнейшей дестабилизации ближнего востока и его исламизации, что будет сочетаться спроникновением в ЕС все большего потока мигрантов.

Проблема миграции с ближнего востока в ЕС возникла относительно недавно, но уже стала довольно распространенной темой обсуждения многих исследователей, политиков, ученых. Несмотря на существование значительного количества работ, в которых рассматриваются вопросы, относящиеся к миграционным процессам из ближнего востока в страны Евросоюза, политические деятели, как Евросоюза, так и всего мира пришли к мнению, что миграционная политика ЕС не работает. Таким образом, проблема притока огромного количества беженцев на территорию ЕС остается нерешенной, тем самым оставляя вопрос открытым для поиска решений.

Сегодня во многих странах Европы политический акцент политики ограничения и даже предотвращении иммиграции является результатом озабоченности широкой общественности тем, что социальные и бюджетные издержки (а, следовательно, и политические издержки) иммиграции могут перевесить суммарные выгоды от нее.

Данный миграционный кризис является крупнейшим в Европе со времён Второй мировой войны. С января по сентябрь 2015 года в государствах - членах ЕС было зарегистрировано более 700 тыс. людей, ищущих убежище.

Основных миграционных потоков сейчас несколько: из Алжира и Ливии через Средиземное море в Италию и Испанию, а также два балканских, ведущих либо по морю, либо из Турции в Грецию и далее через Македонию и Сербию –в страны ЕС. Сегодня, когда столько людей оставляют свои страны в поисках лучшей жизни, многие говорят, что нужно начать решать проблему с устранения ее причин – будь то конфликты на Ближнем Востоке или бедность и насилие в Африке.

Так называемый кризис беженцев в Европе ни в коем случае не должен был обернуться чрезвычайной ситуацией. Размещение одного миллиона беженцев не должно было стать гигантской проблемой для Европейского Союза - на его территории проживают 500 миллионов граждан, а каждый год сюда приезжают более трёх миллионов иммигрантов. К сожалению, отсутствие скоординированной реакции превратило контролируемую проблему в острый политический кризис, который, как верно предостерегает немецкий канцлер Ангела Меркель, способен разрушить ЕС.

Но Европа не обречена на крах. Кризисы, с которыми она сейчас столкнулась, могут привести к большей сплочённости и расширению солидарной ответственности по рискам, а также к дальнейшей институциональной интеграции. До сих пор все попытки разрешить миграционный кризис оказывались безуспешными. Уже в январе этого года по Эгейскому морю еженедельно в Грецию прибывало 10 тысяч беженцев - несмотря на плохую погоду. Весной беженский поток значительно увеличится, уверены эксперты.

Для приёма и интеграции в европейский социум новой волны мигрантов нужно быстро произвести изменения во всём: в школе, полиции, системе здравоохранения, даже вконституции. Естественно, многие в Европе не согласны с таким решением.

Отсюда альтернативные предложения: необходимо прекратить принимать нелегальных мигрантов и беженцев. Если не полностью, то хотя бы не в таких больших масштабах. Но ни один высокопоставленный чиновник из стран ЕС не может сказать об этом публично, ведь это напрямую противоречит провозглашённой Евросоюзом политике толерантности и мультикультурализма.

Список источников литературы:

1. А. Фененко «Междержавная конкуренция на ближнем востоке. Факты и тенденции». Журнал «Международные процессы». Номер 3 (38). Июль-сентябрь / 2014г.

2. Д. Малышева «Арабская весна» глазами российских ученых. Ближний Восток, Арабское пробуждение и Россия: что дальше? Сборник статей, Факультет мировой политики и ИСАА МГУ им. М.В. Ломоносова. М.: ИВ РАН, 2012. – 593 с.

3. Генри Риджвелл «Проблемы миграции в Европе и Африке». Сайт Голос Америки. http://www.golos-ameriki.ru/

4. 8 reasons Europe’s refugee crisis is happening now (англ .). «The Washington Post» (18 September 2015). - 8 причин миграционного кризиса в Европе.

5. Эмма Бонино: Беженцы - шанс для Европы. http://inosmi.ru/.

6. Нуриэль Рубини: Варвары внутри Европы. http://inosmi.ru/



Просмотров