Методика оценки эффективности мероприятий по предотвращению авиационных происшествий. Методологические основы и концепция системы предупреждения авиационных происшествий на авиапредприятиях Расследование других инцидентов

Рассмотрение проблемы повышения безопасности и регулярно­сти полетов и более широкой проблемы повышения эффективности использования авиационной техники в целом позволяет наметить мероприятия, которые должны проводиться по следующим основ­ным направлениям.

1. Теоретическое направление, в развитии которого по заданию ГУЭР АТ МГА принимают участие ученые и научные сотрудники научио-иоследовательских институтов и вузов гражданской авн ации. Это направление включает: разработку и обоснование теоре­тических. основ эксплуатации авиационной техники, глубокий И системный анализ процессов эксплуатации, выявление их законо­мерностей; разработку теоретических основ обеспечения безопасно­сти полетов, методов. и средств количественной се оценки, теоретическую разработку новых, более прогрессивных методов ор ганнзации и управления производством.

2. Техническое направление, включающее в себя исследователь­ские, конструкторские и производственные работы: разработку1 и. внедрение систем автоматического управления, максимально об-тег чающих работу летчика, снижающих его утомляемость и улучшаю­щих эксплуатационные свойства летательного аппарата на всех режимах полета; повышение надежности функциональных систем, исключающих появление опасных ситуаций из-за их отказов; разра­ботку бортовых систем контроля и систем обеспечения безопасности полета, автоматически тарирутощих последствия отказов в полете, разработку и применение наземных средств контроля состояния авиатехники и т. д

Инженерно-авиационная служба принимает активное участие в разработке, развитии и внедрении мероприятий технического на — правления в /практику Аэрофлота

3 Эргономическое направление, призванное обеспечить: опти­мальное распределение функций между летчиком и автоматически­ми устройствами, между инженерно-техническим составом и сред­ствами автоматизации процессов технического обслуживания лета­тельных аппаратов и управления этими процессами; изучение соответствия эксплуатационных характеристик летательных аппара­тов и его функциональных систем с психофизиологическими воз­можностями летчиков; создание оптимальных систем сбора инфор­мации о летных происшествиях н отказах авиационной техники, отбор и обучение летного я инженерного состава в соответствии с требованиями научно-технического прогресса и др.

4. Организационно-методическое ’направление, включающее в себя: оптимальное планирование летной подготовки экипажей; не­прерывное улучшение качества технической подготовки летного и инженерно-технического состава; систематическое повышение лет — ио-методического уровня руководящего состава; улучшение органи­зации и управления полетами; повышение эффективности работы инженерно-авиационной службы; поддержание высокого уровня трудовой дисциплины, организованности и порядка в эксплуатаци­онных предприятиях и др.

Инженерно-авиационная служба эксплуатационных предприя­тий принимает в той или иной степени непосредственное участие во всех мероприятиях, предусмотренных указанными выше направле­ниями.

ИАС располагает фактическим материалом, который состав­ляет основу для научных разработок, оценки эксплуатационных свойств авиационной техники и составления соответствующих тре­бований к МАП по улучшению эксплуатационных характеристик проектируемых летательных аппаратов, разработки организацион­ных мероприятий, направленных на повышение эффективности ис­пользования авиационной техники.

Можно выделить некоторые общие мероприятия по предупреж­дению авиационных происшествий и отказов авиационной техники, ответственность за выполнение которых ложится на ИАС. К ним от­носятся:

1. Изучение и анализ надежности авиационной техники путем организации сбора я обработки отказов и неисправностей; разра­ботка требований к промышленности по совершенствованию экс­плуатируемой техники, повышению ее надежности; организация и контроль за выполнением доработок, выполняемых МАП. Эти рабо­ты ИАС выполняет совместно с научно-исследовательскими инсти­тутами гражданской авиации.

2 Совершенствование организационной структуры ИАС, мето­дов управления и руководства производством, технологических про­цессов технического обслуживания и ремонта авиационной техники; испытание и внедрение новых средств механизации, наземного обо­рудования, средств диагностики технического состояния авиацион­ной техники; совершенствование методов технической ПОДГОТОВКИ летного и инженерно-техническою состава.

3. Мероприятия по совершенствованию п научному обоснованию руководящих документов, таких как наставление по технической эксплуатации летательных аппаратов, регламенты технического об­служивания, технологические указания, руководства по летной экс­плуатации и, др.

4. Работы по обоснованию возможности увеличения межремонт­ных сроков службы и сроков проведения периодического техниче­ского обслуживания эксплуатируемых объектов. Эти работы также выполняются в тесном содружестве с научно-исследовательскими институтами и вузами гражданской авиации.

В заключении необходимо отметить, что все рассмотренные ме­роприятия по сути составляют основу курса «техническая эксплуа­тация летательных аппаратов» и изложены в соответствующих гла­вах учебника.

Функция стандартного нормального распределения Ф(г)

‘!"(*) = = 0,9981

Ч, проверить герметич­ность соединений трубо­проводов и агрегатов Негерметичные агрегаты заменить Негерметнч — иость в. соединениях устрашіть согласно пе­речню типовых дефек тов. После устранения дефектов вновь гьрове рить герметичность си­стемы

ннческого обслуживания и т. л. Решается также вопрос группи­ровки отдельных работ технического обслуживания в определен­ные формы регламента, принятые для летательного аппарата в целом.

Регламент технического обслуживания разрабатывают в про­цессе создания летательного аппарата специалисты конструктор­ских бюро. При разработке первоначального регламента учиты­вают две группы факторов. Первая группа содержит обобщенные материалы по опыту эксплуатации аналогичных типов летатель­ных аппаратов (перечень работ и периодичность их выполнения, перечень характерных неисправностей по системам, частота их появлення и т. п.). Вторая группа отражает индивидуальные, спе­цифические особенности данного конкретного изделия (особен­ности конструкции, предполагаемые условия эксплуатации, резуль­таты стендовых и лабораторных испытаний и т. п.).

Конструкторское бюро несет ответственность за подготовку скомплектованного регламента по техническому обслуживанию летательного аппарата и всех его комплектующих изделий, за своевременное представление указанной документации на согла­сование, утверждение и издание ее в необходимых количествах. Оно сообщает разработчикам комплектующих изделий о принятых формах технического обслуживания вновь создаваемого летатель-

Использованы материалы А А. Поляничанко из гл. IX первого издания данной книги.

Работы в этой области выполнены А. П Вороновичем, Н, М. Романовым

Я клейке Доплера состоит в том, что при удалении или приближении источника или ‘приемника колебаний изменяется частота волн В данном случае при разбеге летзтетьвого аппарата увеличивается расстояние между летательным аппаратом и доплеровской радиолокационной станцией, что вызывает понижение частоты волн.

Для предупреждения АП и инцидентов, сохранения заданного уровня безопасности полетов и эффективности использования AT в гражданской авиации функционирует комплексная система организации ИАС, в соответствии с которой руководители ИАС всех уровней обязаны постоянно решать задачи: сохранения (поддержания) уровня надежности AT в течение всего периода эксплуатации вплоть до ее списания; предотвращения возникновения в полете опасных отказов при имеющемся уровне надежности, определяемом в основном конструктивным совершенством и качеством производства AT; поддержания высокой исправности парка ЛА.

ИАС ведет систематическую целенаправленную работу по обеспечению совершенствования AT промышленностью, сохранению и улучшению ее эксплуатационных и летно-технических характеристик, обеспечению грамотной технической эксплуатации ее в полете летными экипажами. Именно ИАС занимает ведущее место в решении задач сохранения в процессе эксплуатации установленного уровня летной годности ЛА, что фактически составляет основу всей работы по обеспечению безопасности полетов.

Основанную на многолетнем опыте эксплуатации ЛА нескольких поколений комплексную систему обеспечения безопасности полетов в процессе технической эксплуатации AT условно можно разделить на составные части (рис. 36.2). Ее работа направлена на проведение профилактических мер по предотвращению АП из-за отказов AT, сбор, учет, обработку и анализ информации, необходимой для оперативного систематического контроля эффективности проводимой профилактической работы, выявления ее недостатков и разработки мероприятий по их устранению; на разработку и внедрение мероприятий по совершенствованию всей профилактической работы, направленной на повышение безопасности полетов.

Между этими частями нет четкой границы. Работа в указанных направлениях ведется параллельно при тесном взаимодействии работников гражданской авиации и других отраслей промышленности

В свою очередь проведение профилактических мер по предотвращению АП из-за отказов AT обеспечивается ИАС ГА, которые направлены на оперативное выявление и устранение неисправностей основных жизненно важных систем и агрегатов до того, как они перерастают в опасные отказы, на обеспечение парирования экипажами отказов AT в случае их возникновения в полете, исключение возмож


ности возникновения неисправностей AT путем повышения ее надежности. Каждое из этих направлений имеет свои особенности, базируется на определенном комплексе методов и средств, а также организационных формах.

Методологическую и техническую основу работ ИАС по выявлению и устранению неисправностей составляют методы и средства диагностирования технического состояния функциональных систем ЛА и неразрушающего контроля узлов и деталей. Организационную основу составляют подразделения АТБ эксплуатационных предприятий, среди которых в последние годы резко возросла роль лабораторий надежности и технической диагностики AT.

Наиболее существенные качественные изменения наблюдаются в методах и средствах диагностирования и прогнозирования технического состояния авиационных двигателей, которые являются одними из самых ответственных и дрогостоящих изделий ЛА. Например, из-за их отказов в среднем происходит около 30 % инцидентов из общего их числа из-за отказов AT. На самолетах Ил-62 и Ту-154 доля инцидентов из-за отказов силовых установок в отдельные периоды превышала 50 %, а на самолете Ил-86 число таких инцидентов превышало 40 %.

Прогнозирование технического состояния двигателей позволяет значительно снизить случаи их отказов в полете и сократить затраты на их восстановление.

На предприятиях гражданской авиации активно внедряется комплексная автоматизированная система диагностирования состояния систем самолета Ил-86, получившая название «Анализ-86». Система обеспечивает обработку и анализ информации не только от МСРП-256. но и данных спектрального анализа масла, контроля лопаток компрессора оптическими методами и другими методами и средствами неразрутающего контроля.

Значительные результаты достигнуты в разработке и применении новых перспективных методов диагностирования технического состояния систем кондиционирования, агрегатов гидравлических систем, методов и средств неразрушающего контроля дисков и лопаток турбин, силовых элементов крыла, шасси, трубопроводов и корпусных деталей.

О высокой эффективности методов неразрушающего контроля свидетельствует, например, введение на двигателях НК-8-2У, НК-8-4 и НК-86 оптического метода осмотра лопаток компрессора с помощью эндоскопов, что позволило почти полностью исключить случаи разрушения лопаток компрессора в эксплуатации и так называемых «титановых пожаров».

Одно из важнейших направлений работы ИАС - разработка и внедрение в производство информационно-управляющей системы оперативного поиска и устранения неисправностей AT в рейсе и при ТО с применением ЭВМ (системы «Поиск»). Для самолетов Ил-62, Ту-154, и Ил-86 разработаны сборники кодов внешних проявлений неисправностей, программы поиска неисправностей, рекомендации экипажам ЛА по действиям при отказах AT в полете и на земле, рекомендации ИТС цехов АТБ и инженерам представительств Аэрофлота за рубежом по поиску и устранению неисправностей.

Опыт применения системы «Поиск» в значительной мере способствует созданию и совершенствованию системы контроля технического состояния ЛА с ЦВМ, прежде всего самолетов Ту-204 и Ил-96-300


^ Описание системы оперативного контроля деятельности эксплуатанта.

      1. Основной целью контроля выполнения полетов в Авиапредприятии является своевременное предупреждение и профилактика ошибок и отклонений в технике пилотирования, выявление нарушений правил летно-технической эксплуатации воздушных судов и их оборудования, выявление причин отказов авиационной техники и оборудования, проверки сроков действия свидетельств и квалификационных допусков, проверки соблюдения квалификационных требований к авиационному персоналу.

      2. Контроль в процессе подготовки к полету, в полёте и после его окончания осуществляется:

  • командно-летным составом подразделений эксплуатанта;

  • командно - лётным и инспекторским составом ЗС МТУ ВТ ФАВТ Минтранса России, ФАВТ Минтранса России;

  • специалистами Регионального органа по сертификации;

  • руководящим составом эксплуатанта, ЗС МТУ ВТ ФАВТ Минтранса России;
Контролю и анализу подлежат:

  • планирование лётной работы;

  • профессиональная подготовка лётного состава (ЛС);

  • формирование экипажей ВС;

  • допуск ЛС к полётам;

  • предварительная и предполётная подготовка экипажей;

  • проверка работы ЛС;

  • полёты с проверяющими в составе экипажа;

  • разборы полётов;

  • лётно-методическая работа;

  • лётно-штабная документация.
35.16.3. При контроле комплексно используются:

  • журналы подготовки к полетам и разборов полетов;

  • полетная и метеорологическая документация;

  • материалы проверок летного состава;

  • результаты наблюдения за полетами командно-летным составом;

  • информация органа ОВД, ИАС и других служб, обеспечивающих полеты;

  • результаты инспекторских и выборочных осмотров воздушных судов и анализов эксплуатации АТ;

  • материалы анализа полетной информации бортовых и наземных средств регистрации параметров полета и фразеологии радиообмена;

  • материалы начальника инспекции по БП Авиапредприятия, инспекторов по безопасности полетов.

35.16.4. Контроль выполнения полётов каждого экипажа с использованием материалов анализа полётной информации является своевременным предупреждением и профилактикой ошибок и отклонений в технике пилотирования, нарушений правил лётно-технической эксплуатации ВС и его оборудования, а также выявление причин отказов авиационной техники.

Контроль и анализ материалов полетной информации осуществляется систематически, при этом он проводится в обязательном порядке, а именно:


  • не реже одного раза в месяц;

  • при выполнении литерных рейсов;

  • при подтверждении квалификации и выполнении тренировочных полетов;

  • по заявкам командно-летного состава подразделений, а также указаниям вышестоящих руководителей (начальников);

  • при выявлении нарушений РЛЭ, правил полетов и ОВД;

  • по требованию командиров воздушных судов;

  • при выполнении облетов ВС.
Примечание: при комплексном контроле используются записи параметрических и речевых регистраторов.

Ответственность за сроки и качество предоставляемой полетной информации несёт Инженер по контролю лётной эксплуатации ВС, под контролем которого производится первичная обработка средств объективного контроля полетов специалистами ППИ НАРЗ, при этом окончательный анализ и выводы по полученным данным проводит командно-летный состав (КЛС) Авиапредприятия. Контроль первичной обработки подразумевается своевременная доставка носителей полётной информации в ППИ НАРЗ и своевременная её обработка, а также своевременная её доставка в лётную службу Авиапредприятия.

35.16.5. Периодический анализ организации летной работы и состояния безопасности полетов составляется: - ежеквартально и за год.

Ответственность за составление анализа организации летной работы и состояние безопасности полетов в Авиапредприятии возлагается на заместителя руководителя Авиапредприятия по ОЛР. Порядок составления анализа и структура его построения определяется «Методикой составления Анализа по ОЛР», разработанной и утверждённой ЗС ОМТУ ВТ Минтранса России.

Анализ выполнения полета с использованием данных накопителей полетной информации проводится в целях выявления ошибок и отклонений в технике пилотирования и технологии работы экипажей на различных этапах полета, а также для установления причин, вызвавших эти ошибки и отклонения. Он направлен на повышение уровня профессиональной подготовки летного состава и предупреждения авиационных событий.

^ 35.17. Анализ, порядок и сроки хранения полетной документации, материалы средств полетной информации (СПИ) и прочие данные.

35.17.1. Анализ первичной полётной документации позволяет проконтролировать следующие элементы выполнения полётного задания:


  • соответствие указанного значения полётного времени его фактическому значению;

  • правильность определения максимально- допустимых взлётных и посадочных масс и подсчёта их фактических значений;

  • соблюдение заявленного маршрута полёта.

Полётное задание с приложениями хранится в Авиапредприятии три года.

Анализ данных ПИ позволяет получить объективные данные о режимах выполнения полёта, пространственном положении ВС, действиях экипажа и состоянии контролируемых систем, что обеспечивает:


  • контроль соблюдения экипажем правил лётной эксплуатации;

  • совершенствование профессиональной подготовки лётного состава;

  • расследование АП и инцидентов;

  • диагностику технического состояния двигателя или его систем;

  • контроль поддержания лётно- технических характеристик ВС.

Носители полётной информации, при обработке которых не выявлено отклонений в технике пилотирования и работоспособности АТ, подлежат передаче для дальнейшей эксплуатации.

35.17.2. Материалы анализов полётной информации хранятся до истечения срока действия летного свидетельства командира ВС, после его продления уничтожаются.

Материалы полётной информации, используемые при комплексной проверке экипажа, или полётов, в которых выявлены нарушения правил их выполнения, хранятся в лётном комплексе в течении двух лет.

Аэрофотоплёнки САРПП и тарировочные шкалы к ним хранятся в ППИ в течение одного года.

35.17.3. Накопители, если обработка проводится на устройствах «Луч», и копии полётов, если проводилась компьютерная обработка, хранятся в ППИ не менее суток, после чего, если не поступили заявки на дальнейшую обработку, носители передаются для дальнейшей эксплуатации, а копии полётов могут стираться.

Места и сроки хранения, так же порядок передачи для обработки носителей ПИ, снятых с ВС после АП и инцидентов определены ПРАПИ-98.

Для учёта нарушений (отклонений) правил полётов в лётной службе ведётся «Журнал обобщения и анализа показателей техники пилотирования экипажей авиаэскадрильи Авиапредприятия.

По завершению заполнения указанный журнал хранится в делах лётной службы три года.

^ 35.18. Система доведения до сведения исполнителей дополнительной информации производственного характера

Получение и доведение до сведения исполнителей дополнительной информации производственного характера (нормативных актов, приказов, указаний, изменений и дополнений к РЛЭ, документов и информации по безопасности полетов, поступивших в подразделение в текущий период времени и требуют внепланового исполнения), включает в себя следующие процедуры:


  • получение дополнительной информации производственного характера (процедуры получения и организации обеспечения дополнительной информацией определяются на основании договоров или иными способами, определёнными специальной инструкцией эксплуатанта)

  • регистрация полученных документов и представление их руководителю для просмотра, изучения, определения исполнителей и наложения соответствующей резолюции;

  • размножение и доведение документов до исполнителей;

  • изучение полученных документов и информации с экипажами ВС, в части их касающейся;

  • доведение до персонала подразделения поступивших документов и информации (приказов, распоряжений, указаний, изменений и дополнений в РПП, РТО, Руководство по качеству и др.);

  • контроль изучения и выполнения требований полученных документов;

  • оформление и хранение исполненных документов.
Ответственным за организацию получения и доведение до сведения исполнителей дополнительной информации производственного характера (нормативных актов, приказов, указаний, изменений и дополнений к РЛЭ, документов и информации по безопасности полетов, поступивших в подразделение в текущий период времени и требует внепланового исполнения), является начальник штаба.

Получение и поддержание в рабочем состоянии законодательной и нормативной правовой базы в области регулирования деятельности гражданской авиации, организует начальник штаба, используя электронную и факсимильную связь с управлением или предприятиями на территории базирования эксплуатанта на договорных началах. Получение нормативных документов, требующих безотлагательные действия, включая информацию по безопасности полетов, организует начальник инспекции по обеспечению

безопасности полетов через штаб предприятия, используя связь с командным составом Авиапредприятий, расположенных на территории подконтрольной ЗС МТУ ВТ ФАВТ или с руководством управления на договорной основе. Оперативная информация устного содержания из регионального Управления может передаваться по телефону. Копии поступивших документов и телефонограммы должны храниться в делах, имеющих следующие наименования:


  • информации по безопасности полетов;

  • приказы и распоряжения Минтранса России;

  • приказы и указания ЗС МТУ ВТ ФАВТ Минтранса России;

  • приказы и указания Генерального директора;

  • заключения и приказы по результатам расследования авиационных событий.
Ознакомление и изучение документов, поступающих в летное подразделение, осуществляется путем:

    • Информация по безопасности полетов изучается сразу по поступлению в летное подразделение.

    • Экипажи, находящиеся на базе, обязаны перед выполнением очередного полетного задания изучить поступившую информацию под руководством командира ВС.

    • После изучения очередной информации по БП каждый член экипажа расписывается в «Журнале изучения информации по БП» с указанием даты изучения.

    • Контроль за изучением и усвоением экипажами изученной информации возлагается на КЛС или старших авиационных специалистов.

    • Приказы, распоряжения и указания, а также заключения по авиационным событиям изучаются на ежемесячных разборах летного подразделения. Отметка об изученных документах делается в «Журнале разборов» и в «Журнале профессиональной подготовки».

    • Если в поступившем документе требуется провести с личным составом специальный разбор, данный документ должен быть изучен в срок до 10 дней (с выполнением указанных в этом документе требований) со дня получения этого документа в авиаэскадрилью Авиапредприятия.
Выдача документов на исполнение лицам, указанным в резолюции, производится в день их регистрации, при позднем поступлении на следующий день.

Исполнители документов организуют работу по выполнению требований, указанных в них, руководствуясь сроками, указанными в каждом конкретном документе.

В случаях, когда в исполняемом документе не проставлена дата исполнения, срок определяет руководитель, однако этот срок не должен превышать 10-ти дней со дня поступления документа.

При невозможности исполнения требований документа в указанные в нем сроки, руководитель подразделения обязан запросить телеграммой о продлении сроков у вышестоящей организации, через штаб подразделения.

Исполнение требований документа докладывается начальнику штаба в письменном виде за подписью конкретного исполнителя на документе по резолюции руководителя. Представленные отчеты от исполнителей брошюруются и хранятся в деле вместе с исполненным документом. Лицо, ответственное за исполнение документов, делает отметку об исполнении на обратной стороне документа, указывая должность, Ф.И.О., подпись, дату.

ВНИМАНИЕ. При отсутствии на базе первого лица поступающие документы, требующие немедленного исполнения и касающиеся обеспечения безопасности полетов, должны доводиться до исполнителей лично начальником штаба или инспектором по обеспечению безопасности полетов с последующим докладом руководителю о принятых мерах.

Для оперативного решения производственных вопросов, изучения информации по БП, требующей немедленного ознакомления и выполнения, руководство Авиапредприятия обеспечивает наличие сотовой телефонной связи с командирами ВС, направляемых для выполнения авиационных работ и коммерческих перевозок.

При поступлении в Авиапредприятие информации по БП, требующей немедленного ознакомления дежурный командир (ответственное лицо КЛС лётной службы Авиапредприятия) обязан довести её содержание до экипажей АУ РА Алтайской базы авиационной охраны лесов «АВИАЛЕСООХРАНА», находящихся на оперативных точках. При необходимости до экипажей доводятся указания по выполнению требований полученных информаций.

^ 35.19. Программа предотвращения авиационных происшествий и обеспечения безопас­ности полётов в АУ РА Алтайской базы авиационной охраны лесов «АВИАЛЕСООХРАНА»,

Деятельность Авиапредприятия по предотвращению авиационных происшествий направлена на поддержание и повышение безопасности полетов и предусматривает получение авиаспециалистами необходимых знаний по выявлению отклонений, их оценке и анализу, разработке мероприятий по устранению выявленных отклонений, а также основных положений расследования АП.

Программа предотвращения авиационных происшествий и обеспечения безопасности по­летов АУ РА Алтайской базы авиационной охраны лесов «АВИАЛЕСООХРАНА», (Программа) разработана в соответствии с законом РФ "О защите прав и безопасности потребителя», на основе Нормативных актов рекомендации ИКАО. Программа является базовым документом для разработки Планов мероприятий Авиапредприятия (годовых и перспективных) по предотвращению авиационных происшествий, определяющим порядок выявления, оценки, установления причин, следственных связей и устранения опасных отклонений в работе АТ, деятельности лет­ного и наземного персонала и состояния среды, а также уменьшения отрицательных последствий для пассажиров и экипажа при возникновении аварийных и катастрофических ситуаций.

^ Концепция безопасности и методические основы:


  • Классификация авиационных событий.

  • Авиационные происшествия;
Основные определения

Опасность - любое событие, действие или обстоятельство, наличие или отсутствие которого может привести к АП.

Риск - признание известной опасности.

Особая ситуация - проявление опасности в полете.

Факторы опасности - действия или обстоятельства, вызывающие возникновение или разви­тие особой ситуации.

Авиационная система (АС) - совокупность функционально связанных действующих элемен­тов (воздушное судно, экипаж, служба организации и обеспечения полетов, служба управле­ния воздушным движением), осуществляющих совместную деятельность.

Нормированный параметр - параметр, значения которого заданы в нормативно - техниче­ских документах.

Отклонения - разница между текущим и нормированным значением параметров.

Предотвращение АП - поиск, выявление, оценка и устранение факторов опасности или контроль за ними.

^ Определяющие условия создания системы обеспечения БП

Деятельность АУ РА Алтайской базы авиационной охраны лесов «АВИАЛЕСООХРАНА» осуществляется по ^ Концепции системы обеспечения безопасности полетов (СОБП), формируемой в гражданской авиации России.

Цель СОБП - Защита от угрозы жизни и здоровью людей при выполнении полетов .

Основные положения и их содержание в концепции СОБП


  1. Согласованность - утверждает соподчиненность СОБП с более общей системой обеспе­чения безопасности людей (СОБ). Принимается, что основные требования, предъявляемые к СОБП, определяются целью и задачами СОБ, особенно - мерой допустимого риска в ГА и формирования системы отображения информации об опасности.

  2. Допустимость риска - отражает противоречивый характер функционирования СОБП: ценность человеческой жизни является неоспоримой при условии риска как следствия соци­ального заказа.

  3. Базовые составляющие СОБП: закон, экономика, надежность - определяющие направления формирования и развития СОБП.
Противоречия в соотношениях определяют и устанавливают:

  • экономика-закон - социально экономический статус СОБП;

  • право-надежность - появление и специфику института государственного

  • управления БП;

  • право - надежность - экономика - появление и развитие специального института обеспечения БП (Предотвращение АП).

  1. Самофокусирование (адаптивность): способность СОБП осуществлять самостоятельную настройку (перестройку) всех своих структур в зависимости от характера появления в АС опасности.

  2. Распределенность: предполагает способность СОБП распространять свое влияние на все структуры АС.

  3. Резервирование: исключает возможность неадекватных реакций СОБП на проявление опасности в АС.

  4. Согласованность целей СОБП и АС: утверждает приоритет цели СОБП, закладывает условия его обеспечения и характеризуется тем, что отношения СОБП с АС строятся по фактическому уровню риска в АС. При этом допускаются три вида отношений: состояние бескомфортности целей СОБП и АС, пересечение целей или частичная деформация целей АС целями СОБП, полное блокирование целей АС целями СОБП.

Положения, зависящие от основных принципов:


  • иерархичность СОБП;

  • двухконтурность СОБП. Как система управления СОБП допускает единство априорного и апостериорного методов управления БП;

  • однородность СОБП. Внутренняя совокупность систем СОБП.

^ Способ реализации

Сочетание административных и экономических методов управления.

Условия реализации

АУ РА Алтайской базы авиационной охраны лесов «АВИАЛЕСООХРАНА» несет полную материальную ответственность за БП. Государст­во (эксплуатант) должны иметь выбор средств, из которых формируется и развивается СОБП, т.е. наличие средств обеспечения БП. Процесс управления БП осуществляется по це­почке:

ОБЩЕСТВЕННОЕ МНЕНИЕ - ПРАВИТЕЛЬСТВО - СЕРТИФИКАТ ЭКСПЛУАТАНТА АУ РА Алтайской базы авиационной охраны лесов «АВИАЛЕСООХРАНА» осуществляет программу интенсивного повышения уровня авиаспециалистов.

Государство в полной мере осуществляет правовую защищенность авиаспециалистов – профессионалов.

^ Нормативное управление

Деятельность Авиапредприятия строится на основе законов и нормативных положений, которые направлены на поддержание или повышение уровня безопасности полетов. Объектом управления нормативного метода является сертификация составляю­щих полета. Качество сертификации зависит от полноты, всесторонности и объективности осознания возникающей опасности всем персоналом АУ РА Алтайской базы авиационной охраны лесов «АВИАЛЕСООХРАНА» и деятельности по предотвращению АП.

^ Общие принципы предотвращения АП

Экипаж - "конечное звено" АС. Экипаж является таким элементом АС, на котором замыка­ются все ее недостатки, и является основным звеном, способным предотвратить АП.

^ Достоверность оценки деятельности.

Эффективность мер по предотвращению АП в значительной степени зависит от всесто­ронности, полноты и объективности оценки должностными лицами деятельности (функционирования) элементов АС.

Доверие.

Организация деятельности по предотвращению АП, основанная на взаимодоверии между специалистами различных звеньев АС.

^ Действенность угрозы наказания.

Угроза наказания является очевидным способом устранения опасности. В то же время она становится основным принципом ее сокрытия.

Системность.

Выявление, оценка и устранение опасности должно осуществляться непрерывно и ком­плексно на всех этапах эксплуатации АТ по всем направлениям деятельности эксплуатаци­онных служб.

^ Методические основы деятельности по предотвращению АП

Методической основой деятельности по предотвращению АП является систематический контроль качества функционирования элементов АС с целью выявления и оценки отклоне­ний, а также разработка эффективных мер по их устранению. Работа по предотвращению АП выполняется на основе системного подхода.

Методами по предотвращению АП являются:


  • расследование неблагоприятных событий;

  • контроль функционирования элементов АС;

  • организация системы добровольных сообщений;

  • эксплуатационное сопровождение сертификата полета;

  • анализ безопасности полетов;

  • обобщение и распространение опыта эксплуатации авиатехники.
Организация деятельности по предотвращению АП возлагается на должностных лиц, от­ветственных за обеспечение БП по направлениям выполняемых работ:

1) Человек:


  • профессиональная ориентация;

  • профессиональный отбор;

  • профессиональная подготовка;

  • профессиональная деятельность;

  • постоянная оценка профессиональной пригодности, фильтрация и отсев;

  • психофизиологическое состояние.
2) Техника:

  • эксплуатация;

  • техническое обслуживание;

  • ремонт;

  • постоянное совершенствование по результатам расследований и вскрытых недостатков.
3) Внешняя среда:

  • состояние среды, методы и средства ее оценки;

  • активное воздействие внешней среды.
4) Организация и управление:

  • прогнозирование;

  • планирование;

  • организация (создание органа, определение его функций, прав и обязанностей, взаимодействие с другими органами, структура и штаты, подбор и расстановка кадров и др);

  • регулирование; руководство;

  • контроль и учет.

Направление деятельности по предотвращению АП.

По характеру управления факторами опасности:


  • активное управление. Разрыв причинных связей возникновения ОС;

  • пассивное управление.

  • Повышение качества документов, регламентирующих процедуру выполнения полетов и обеспе­чения производства полетов.
По степени уровня возникающей опасности:

  • недопущение гибели людей или недопущение проявления в полете факторов риска;

  • недопущение возникновения катастрофической ситуации;

  • недопущение возникновения ОС в полете.
По методам обеспечения надежности элементов АС:

  • диагностика надежности элементов АС;

  • резервирование элементов АС;

  • исключение причин множественных отказов элементов АС в полете.
По природным характеристикам опасности:

  • профилактика ошибки человека в полете;

  • устранение возможности отказа АТ в полете;

  • исключение негативных проявлений внешней среды.

По направлению деятельности эксплуатационных служб:


  • организация летной работы;

  • выполнение полета экипажем;

  • ОВД, аэронавигационное и штурманское обеспечение;

  • инженерно-авиационное обеспечение, аэродромное, ГСМ, радио - светотехническое обеспечение;

  • метеорологическое обеспечение;

  • медицинское обеспечение;

  • поисковое и аварийно-спасательное обеспечение;

  • предотвращение актов незаконного вмешательства;

  • авиационная безопасность;

  • нормативно - техническое обеспечение (система документов, регламентирующих обеспечение и производство полетов).

^ Деятельность по предотвращению АП

Выявление опасности

Выявление опасности (факторов опасности) осуществляется на основе установления допущен­ных отклонений функционирования всех элементов АС и определений их причинной связи с возникновением ОС в полете. В тех случаях, когда источником опасности является документ, регламентирующий работу элементов АС, выявление опасности строится по обратной схеме с персональной идентификацией ОС в полете и последующим ее причинным анализом.

^ Оценка опасности

Опасность отклонений характеризуется вероятностью возникновения ОС в полете или дефици­том времени экипажа по устранению ситуации, возникающей в результате отклонения. Оценка опасности отклонений производится на основании достоверных данных и определяется как по каждому отклонению в отдельности, так и по совокупности нескольких взаимосвязанных отклонений.

^ Устранение опасности

Устранение опасности (разработка и внедрение мероприятий по обеспечению БП) является ко­нечным результатом деятельности по предотвращению АП, определяющим ее эффективность. Общей целью разработки мероприятий является устранение (сведение к минимуму) допускае­мых отклонений, в первую очередь таких, которые имеют наибольшую степень опасности.

Поставленная цель достигается воздействием на факторы опасности. В этом смысле процесс разработки мероприятий эквивалентен процессу принятия решений в системе управления факторами опасности.

Конкретность мероприятий достигается выбором направления, точки приложе­ния и характера управляющего воздействия. Конкретность мероприятий обеспечивается реализацией принципа разработки мероприятий по направлениям деятельности элементов АС. В качестве исходных данных для принятия решения используются данные распределенных показа­телей БП и ранжирование по степени опасности причин (факторов) неблагоприятных событий.

В зависимости от степени опасности, направления и динамики изменения показателей БП меро­приятия могут носить долговременный и разовый характер. Разработка содержания долговре­менных мероприятий обусловлена существованием факторов, имеющих по каким - либо причи­нам устойчивый и длительный характер.

^ Выявление особых ситуаций в полете (особые ситуации в полете)

Особая ситуация - событие, возникающее в полете при использовании ВС по назначению, в ре­зультате которого повышается объективная возможность катастрофического исхода. При воз­никновении ОС для предотвращения катастрофы от экипажа, служб обеспечения полетов требу­ются действия, в которых нет необходимости в условиях нормального полета.

Любые отклонения от нормального функционирования АС, заключающиеся в отказе функциональных систем ВС, ошибок экипажа или служб обеспечения полетов и требующие от АС проявления нестандартных действий, являются достаточными условиями возникновения ОС. Критерием опасности ОС является условная вероятность перерастания ее в катастрофу (К).

По степени опасности выделяют четыре вида особых ситуаций:


  • усложнение условий полета;

  • сложная ситуация;

  • аварийная ситуация;

  • катастрофическая ситуация.
При определении вида ОС рассматриваются предусмотренные АС средства недопущения раз­вития ОС.

Признаками, характеризующими вид особой ситуации, являются:


  • УУП - возможность завершения полета без инцидента в условиях сохранения плана и невыхода за эксплуатационные ограничения ВС;

  • СС - возможность завершения полета без АП в условиях изменения плана и невыхода за эксплуатационные ограничения ВС;

  • АС - возможность завершения полета без АП в условиях его выхода за эксплуатационные ограничения;

  • КС - невозможность установления исхода полета (всё может быть).

Выявление ОС в АУ РА Алтайской базы авиационной охраны лесов «АВИАЛЕСООХРАНА» производится путём:


  • расследования АП, инцидентов и производственных происшествий;

  • контроля функционирования полета;

  • использования системы добровольных донесений;

  • проведения анализа безопасности полетов.

А) Расследование неблагоприятных событий

Расследование проводится с целью предотвращения АП и включает установление всей совокупности факторов опасности, приведших к НС и выработку рекомендаций по их недопущению в будущем.

Организация расследования НС в Авиапредприятии осуществляется в соответствии действующими нормативными документами ГА и РПП АУ РА Алтайской базы авиационной охраны лесов «АВИАЛЕСООХРАНА». Расследование НС является основным источником информации для установления фактической опасности ОС, наиболее достоверным, но не полным источником информации о возникновении ОС в полете.

Перечень событий, подлежащих расследованию, устанавливается государственными органами и не может быть изменен.

Установление всей совокупности НС производится на основе выявления всех возникших в полете ОС с последующим их причинным анализом.

Определения ОС необходимо производить в установлении всей последовательно­сти возможных в полете отклонений с указанием вида, времени проявления и влияния на ис­ход полета. Определение ОС производится в каждый момент полета, соответствующий воз­никновению нового отклонения, или устранению любого из ранее проявившихся. При этом возможны варианты, когда ситуация не меняется или меняется.

В дальнейшем анализируются только те отклонения, которые привели к появлению или изменению ОС.

^ Источниками информации об отклонениях, приведших к НС, являются:


  • данные расшифровок средств сбора полетной информации;

  • результаты осмотра и последующей экспертизы всех элементов, обеспечивающих выполнение полета;

  • свидетельские показания экипажа и авиаработников, обеспечивающих выполнение полета, а также очевидцев НС.

Причинный анализ ОС производится на основе построения причинных цепочек отклонений, приведших к возникновению или изменению ОС. Причинная цепочка каждого опасного откло­нения состоит из последовательности трех групп причин (факторов):


  • первая группа причин включает причины отклонений, проявившихся непосредственно при выполнении полета;

  • вторая группа причин включает причины отклонений, проявившихся при подготовке полета;

  • третья группа причин включает причины отклонений, проявившихся при организации полетов.
Совокупность причин отклонений, приведших к ОС, рассматривается как все множество факто­ров опасности, обусловивших возникновение НС.

Все данные выявления ОС и их причинного анализа сохраняются и используются для проведения анализа БП.

Анализ причин отклонений, которые отдельно или в сочетании могут привести к АП, служит для выявления полной совокупности причинных факторов, оказавших влияние на возникновение и характер развития отклонений.

Результаты анализа являются основой разрабатываемых профилактических мероприятий.

Основой анализа является исследование влияния условий (этапа) формирования и функционирования элемента АС, имеющего отклонение в работе, на величину и характер выявленных отклонений.

Анализ причин опасных отклонений должен начинаться с рассмотрения схемы взаимодействия элементов АС на этапах возникновения и развития ОС. Схема взаимодейст­вия должна включать элементы, контроль качества функционирования которых осуществля­ется постоянно с помощью систем и источников информации, указанных в соответствующих разделах настоящей Программы по выявлению отклонений.

На основании исследований определяются элементы АС, оказавшие влияние на возникновение опасного отклонения в кон­кретном полете.

При анализе должен быть установлен этап формирования или функциониро­вания "отказавшего" элемента, на котором возникли условия появления опасного отклонения или сочетания отклонений.

Для авиационной техники это может быть этап конструирования, изготовления, испытаний или эксплуатации, для авиационного персонала первоначальная подготовка, переподготовка, профессиональная деятельность и другие.

Необходимо анализировать по этапам условия возникновения отклонений, таких как обеспе­чение комплектующих изделий, качество выполнения соответствующих этапов ОКР (расчеты, продувки и другие), состояние нормативной документации в предприятиях разработчика, изгото­вителя, эксплуатанта. Организация учебного процесса в системе подготовки авиаперсонала и тому подобные.

На основании анализа должны быть выявлены причинные факторы, приведшие к возникновению опасного отклонения или сочетание отклонений в работе элементов АС.

Расследо­вание НС является основным источником информации о причинах возникновения множественных отклонений в полете. Для этого причины всех отклонений, происшедших в полете, сравниваются по идентичным группам. Совпадение причин является основанием для определения общей причины.

Общей задачей расследования НС как метода предотвращения АП является устранение всех факторов опасности или, по крайней мере, уменьшение их влияния на возникновение и развитие ОС. По­этому мероприятия, разрабатываемые по итогам расследования НА, должны способствовать уменьшению вероятности возникновения опасных отклонений в полете. В первую очередь это касается тех отклонений, которые привели к появлению наиболее опасных видов ОС.

размер шрифта

ПРИКАЗ Министра обороны РФ от 30-09-2002 390 ОБ УТВЕРЖДЕНИИ РУКОВОДСТВА ПО ПРЕДОТВРАЩЕНИЮ АВИАЦИОННЫХ ПРОИСШЕСТВИЙ С... Актуально в 2018 году

Планирование работы по предотвращению авиационных происшествий

15. Планирование работы по предотвращению АП проводится на всех структурных уровнях федеральных органов исполнительной власти (органов управления) <*> и заключается в разработке: на год - программы предотвращения АП; на месяц - плана мероприятий по обеспечению БзП; дополнительно - планов мероприятий по устранению выявленных опасных факторов и недостатков в работе органов БзП или органа управления, а также по выполнению рекомендаций по результатам расследования АП и АИ, требований поступивших служебных документов по БзП.

<*> При организации и проведении работ по предотвращению авиационных происшествий и расследованию авиационных инцидентов права руководителей (командиров, начальников) авиации Министерства внутренних дел Российской Федерации, авиации Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, авиации Государственного таможенного комитета Российской Федерации, авиации Федеральной пограничной службы Российской Федерации, авиации Федеральной службы безопасности Российской Федерации, авиации Российской оборонной спортивно-технической организации, службы авиации Воздушно-десантных войск, службы авиации Космических войск, службы авиации Ракетных войск стратегического назначения, авиации военного округа, 929 Государственного летно-испытательного центра Министерства обороны Российской Федерации и Краснодарского военного авиационного института приравниваются к правам командующего авиационного объединения.

Права руководителей (командиров, начальников) центра боевого применения и переучивания летного состава, авиационного института, учебного авиационного центра, авиации армии, корпуса, округа внутренних войск или пограничного приравниваются к правам командира авиационного соединения.

Права руководителей (командиров, начальников) 237 центра показа авиационной техники, испытательного центра 929 Государственного летно-испытательного центра Министерства обороны Российской Федерации, станции наземных и летных испытаний авиаремонтного завода, АСК (АТСК) Российской оборонной спортивно-технической организации, отдельной авиационной эскадрильи приравниваются к правам командира авиационной части.

16. Программа предотвращения АП разрабатывается как приложение к плану боевой (специальной) подготовки соответствующего органа управления на год и является документом строгой отчетности.

Исходными данными для разработки программы являются:

задачи, стоящие перед авиацией, задачи, поставленные перед подразделением авиации (частью, соединением, объединением) на новый учебный год;

результаты анализа работы по предотвращению АП за предшествующий период;

приказы, директивы и указания старших начальников, программы предотвращения АП подчиненных структур.

При планировании работ по предотвращению АП учитываются:

состояние БзП;

уровень летно-методической подготовки руководящего состава;

уровень летной подготовки и степень натренированности летных экипажей;

уровень подготовки и опыт руководителей полетов, лиц группы руководства полетами, командных пунктов и органов организации воздушного движения (далее именуется - ОрВД);

уровень подготовки инженерно-технического состава и его опыт эксплуатации данной авиационной техники;

состояние авиационной техники, аэродромов, средств управления и обеспечения полетов;

состояние учебной базы для обеспечения теоретической и практической подготовки летного состава, инженерно-технического состава, лиц группы руководства полетами и специалистов частей обеспечения полетов;

выделенные материальные (материально-технические) ресурсы.

17. Программа предотвращения АП должна включать:

краткий анализ АП и серьезных авиационных инцидентов, имевших место за последние пять лет (с учетом характерных опасных факторов, состояния аварийности типа эксплуатируемого воздушного судна за весь период эксплуатации);

краткий анализ АИ за прошедший год;

анализ морально-психологических качеств личного состава с определением опасных факторов, снижающих их;

анализ условий и специфику решения наиболее сложных и новых задач;

тематику, сроки проведения конференций по БзП;

сроки проведения военных советов (совещаний) по БзП;

вопросы, включаемые в повестки заседаний методического совета по вопросам БзП;

мероприятия по периодическим анализам материалов ОК;

основные мероприятия по предотвращению повторяемости АП по известным группам причин (нарушения в организации и руководстве полетами; ошибочные действия летного состава в технике пилотирования (сваливание, срыв в штопор, потеря пространственной ориентировки, ошибки на взлете и посадке и т.д.); столкновения воздушных судов в воздухе и с рельефом местности; попадания экипажей в опасные явления погоды; превышение эксплуатационных ограничений воздушных судов; отказы авиационной техники в полете; снижение работоспособности членов экипажей в полете и т.д.). Перечень рекомендуемых мероприятий по предотвращению авиационных происшествий приведен в приложении N 1 к настоящему Руководству;

подготовку летного состава и группы руководства полетами к действиям в особых случаях;

меры по предотвращению АП при освоении новой авиационной техники и новых видов летной подготовки;

анализ состояния парка авиационной техники, уровня подготовки и укомплектованности инженерно-технического состава;

целевые проверки состояния аэродромов в соответствии с требованиями федеральных авиационных правил, норм годности аэродромов государственной авиации и других служебных документов;

проверки наличия, состояния и использования средств отпугивания птиц;

анализы состояния БзП за месяц, квартал, полугодие (период обучения), год;

проверки летного состава и лиц группы руководства полетами по действиям в особых случаях в полете;

анонимное анкетирование, систему добровольных сообщений по вопросам БзП.

18. В частях обеспечения программы предотвращения АП разрабатываются по аналогичной структуре с учетом решаемых частями задач.

19. В программы могут включаться другие мероприятия по усмотрению командиров (начальников). Повторяемость мероприятий определяется командиром (начальником) с учетом рекомендаций органов БзП и других служб.

В авиационных частях, в состав которых входят подразделения обеспечения, мероприятия по предотвращению АП, нарушений и ошибочных действий личного состава подразделений обеспечения включаются в программу предотвращения АП части.

20. На каждый месяц разрабатываются планы мероприятий по обеспечению БзП, которые включают:

мероприятия из годовых программ предотвращения АП, предусмотренные на предстоящий месяц;

мероприятия, предписанные приказами, директивами и указаниями старших начальников;

мероприятия, вытекающие из характера и особенностей выполнения предстоящих задач и уровня БзП;

тематику специальных занятий по БзП;

ранее проведенные мероприятия, не достигшие намеченных целей.

Мероприятия по обеспечению БзП не должны дублировать содержания других планов. Они доводятся до личного состава при постановке задач на следующий месяц.

21. По результатам расследования АП, АИ и инспектирования разрабатываются планы мероприятий. Официальным основанием для разработки профилактических мероприятий является утвержденный акт расследования АП (материалы результатов инспектирования). Разработку и проведение профилактических мероприятий организуют федеральные органы исполнительной власти или организация (по принадлежности воздушного судна), а также федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий реализацию государственной политики в области авиационной промышленности.

Профилактические мероприятия разрабатываются и оформляются в виде планов таких мероприятий (ведомственных или межведомственных).

Допускается разработка объединенного плана профилактических мероприятий по результатам расследования нескольких АП.

План профилактических мероприятий согласовывается с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти и организациями, утверждается руководителем федерального органа исполнительной власти или организации (по принадлежности воздушного судна) и направляется исполнителям, начальнику Службы безопасности полетов авиации Вооруженных Сил Российской Федерации и в Центр безопасности полетов Вооруженных Сил Российской Федерации.

В установленные планом профилактических мероприятий сроки исполнители докладывают о реализации профилактических мероприятий руководителю федерального органа исполнительной власти или организации, утвердившему план, или не позднее чем за 5 дней до истечения установленного срока представляют письменное уведомление о причинах его невыполнения. Копия доклада направляется начальнику Службы безопасности полетов авиации Вооруженных Сил Российской Федерации.



Просмотров