Можно ли работать со статусом переселенца. Как принять беженца на работу: особенности оформления и законодательная база. Фонд социального страхования

Сегодня проблема трудоустройства беженцев актуальна как никогда. Многие предприятия с удовольствием приняли бы у себя десятки, и даже сотни, дополнительных рабочих рук, однако не всегда понимают, как оформить беженца на работу. С одной стороны, для приёма на работу иностранного гражданина необходимо специальное разрешение, с другой - беженцы – мигранты с особым статусом и по закону имеют право работать по найму, заниматься предпринимательской деятельностью наравне с гражданами РФ.

Однако трудности в том, что на протяжении нескольких месяцев эти лица могут находиться в «подвешенном» состоянии - в неопределённом правовом статусе, соответственно, и трудоустроиться им в это время проблематично. Новый закон N 127-ФЗ от 5.05. 2014г., вносящий поправки в закон №115-ФЗ об иностранных гражданах, призван максимально упростить процедуру легализации беженцев. Принятие данного закона, введение ускоренного получения статуса беженца и оформления гражданства вызваны сложной внешнеполитической обстановкой и небывалым наплывом вынужденных переселенцев с юго-восточных областей «незалежной» Украины. Соответственно, для многих российских работодателей в 2014 году остро встал вопрос, как принять на работу беженца из Украины.

Основания для пребывания беженцев на территории РФ

Порядок трудоустройства переселенца зависит от правовых оснований, на которых он находится на территории РФ. Традиционно всех иностранных граждан из сопредельных государств, пересёкших границу нашей страны из-за сложной гуманитарной обстановки на родине, называют беженцами. Однако это не совсем соответствует действительности.

Для признания иностранца беженцем ему необходимо пройти установленную бюрократическую процедуру, которая занимает некоторое время, как правило, 3-6 месяцев. К тому же далеко не все переселенцы стремятся «легализоваться», надеясь «пересидеть» трудное время у родственников или в центрах временного размещения, и при первой возможности вернуться в родные края.

Таким образом, иностранный гражданин, бежавший к нам из своей страны, может находиться в следующих статусах:

  • подал ходатайство о признании беженцем;
  • признан беженцем;
  • получил временное убежище.

Чем отличаются эти статусы и как они влияют на порядок трудоустройства? Приехав на территорию России, переселенец должен определиться, в каком качестве он планирует здесь находиться. Временно пребывать в стране в течение 90 дней можно по миграционной карте, а затем нужно либо выехать за пределы, либо подать документы в ФМС на получение того или иного статуса.

Что касается украинских граждан, многие из них останавливаются именно на варианте временного пребывания, рассчитывая на скорое возвращение домой. Найти легальную работу без специального разрешения в этом случае нельзя, а получив «добро» на трудоустройство от миграционных служб и заключив с работодателем трудовой договор, миграционную карту можно будет продлить на год.

Те, кто планирует остаться и окончательно обосноваться в России, стараются как можно раньше подать заявление в миграционные органы, чтобы получить официальный статус и соответствующие ему права. Так, статус беженца дает возможность поступить на работу без каких бы то ни было дополнительных разрешений и квот, иметь социальные льготы и пенсию от государства.

Получить временное убежище вместо статуса беженца – хороший вариант для тех, кто не планирует надолго задерживаться в России. В этом случае свой паспорт переселенец сдаёт в миграционную службу в обмен на свидетельство временно проживающего на территории РФ, которое даёт ему право свободно трудоустраиваться и, при необходимости, получать медицинскую помощь. Такое разрешение выдаётся обычно на год, но, если обстоятельства не позволяют иностранцу вернуться на родину, временное убежище можно продлить.

Условия приёма на работу беженцев и вынужденных переселенцев

Работодателю проще всего принять на работу сотрудника со статусом беженца. «Корочки» беженца дают такие же права при трудоустройстве, как у любого российского гражданина. Исключением являются вакансии, которые иностранец не может занимать по закону N 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» (ст. 14). К ним относят:

  • работу на стратегических военных предприятиях;
  • военную, государственную или муниципальную службу;
  • должности и организации, связанные с гостайной и безопасностью.

Аналогично решается проблема, как принять на работу беженца, получившего временное или политическое убежище: для таких мигрантов не требуется разрешения, чтобы оформить трудовой контракт с юридическим или частным лицом. При этом работодатель не должен уведомлять миграционную службу, центр занятости населения и ИФНС о поступлении на предприятие такого сотрудника.

Но здесь есть один нюанс – все эти возможности предоставляются переселенцу только тогда, когда он официально обретает статус беженца. Самый быстрый способ его получения – при пересечении границы в миграционной карте проставить отметку в графе «цель визита» - беженец, а по прибытии на российскую территорию сразу обратиться в отдел по гражданству в органы ФМС.

Бумаги, которые нужно иметь при себе: паспорт, свидетельства о рождении детей, дополнительные документы, подтверждающие образование, рабочий стаж и т.д. Желательно, чтобы все документы были переведены на русский язык. Кроме того, в процедуру подачи ходатайства входит фотографирование и сдача отпечатков пальцев.

В связи с массовым наплывом желающих, миграционные службы переполнены переселенцами, однако всё-таки стоит «потолкаться» в очереди и подать ходатайство, ведь официальный статус беженца даёт массу преимуществ:

  • предоставление временного жилья;
  • оказание медицинской помощи в объёмах, предусмотренных обязательным медицинским страхованием;
  • возможность свободной работы по найму или самозанятости;
  • содействие в трудоустройстве и переобучении;
  • социальная защищённость как у граждан РФ;
  • право в упрощённом порядке получить вид на жительство и российское гражданство.

Загвоздка в том, что после подачи ходатайства ждать оформления паспорта беженца можно достаточно долго, а в это время нужно на что-то жить. Здесь и возникает проблема с поиском и официальным устройством на работу.

Варианты трудоустройства беженцев без статуса

Какие варианты трудоустройства может рассматривать вынужденный переселенец?

  1. Получить разрешение на работу (для найма к юрлицу и ИП) или патент (для труда на законных основаниях у частного лица), для чего обратиться в миграционную службу. Отсутствие документов, разрешающих работать на территории РФ, наказывается штрафом в размере 2–5 тыс.руб. и депортацией за пределы страны.
  2. Получить разрешение на временное проживание на срок до 3 лет. Данный статус УФМС присваивает иностранному гражданину по его заявлению, если по месту обращения переселенца есть свободные квоты, выдающиеся разным регионам в зависимости от демографической и экономической ситуации в субъекте Федерации. Наличие РВП даёт право на трудоустройство без оформления разрешения на работу.
  3. Русскоязычные граждане, проживающие на постсоветском пространстве, могут не подавать документы на беженство, а заявиться на участие в программе переселения соотечественников. Данная программа предусматривает ряд льгот и пособий, помощь в переселении в выбранный регион и содействие в трудоустройстве. В кратчайшие сроки (до 3 месяцев) такой беженец получает российское гражданство, а с ним и все права в полном объёме.
  4. С июня 2014 года процедура получения гражданства для беженцев – носителей русского языка упрощена. Для этого не нужно проживать в России 5 лет, но необходимо отказаться от паспорта бывшей родины, доказать, что во времена СССР семья проживала на его территории и сдать экзамен по русскому языку.

Приём на работу беженцев без статуса

Людям, бежавшим из своей страны к соседям, принимающая сторона, как правило, создаёт нормальные условия для жизни: предоставляет крышу над головой, обеспечивает питанием, одеждой и прочими необходимыми благами. Однако многие предпочитают не сидеть сложа руки на иждивении у приютившего их государства, а с первого дня ищут возможности самостоятельно содержать себя и свою семью. Тем более, что скорейшее трудоустройство поможет вынужденным переселенцам быстрее адаптироваться в новом обществе, в непривычных условиях.

Каковы в этом случае действия потенциального работодателя, как он может принять на работу беженца из Украины и любой другой страны, если правовой статус этого человека пока не определён?

В такой ситуации необходимо соблюдать порядок, предусмотренный для оформления на работу иностранных граждан:

1. Организация или ИП не могут трудоустраивать мигрантов, не имея на это специального разрешения. Для начала работодателю следует обратиться в местный центр занятости, обосновать потребность в иностранной рабочей силе и получить заключение сроком на 1 год. С этим документом отправиться в правоохранительные органы, дополнительно оформив:

  • заявление;
  • проект трудового контракта с потенциальным иностранным работником;
  • данные мигрантов-соискателей в письменной форме;
  • копии регистрационных и учредительных документов организации.

Если у органов правопорядка нет претензий к документам и оснований для отказа, то выдаётся разрешение на каждого из принимаемых иностранных работников. С полученным документом будущий сотрудник должен быть ознакомлен под подпись.

2. У кандидата на трудоустройство должно быть разрешение на работу, которое он самостоятельно получает в УФМС, подав заявление и приложив к нему паспорт (с нотариально заверенным переводом), миграционную карту с отметкой о пересечении границы и 2 фотографии. До подачи заявления потребуется пройти медицинское освидетельствование на предмет наркозависимости, инфекционных заболеваний и ВИЧ-статуса, а справку – предъявить миграционным сотрудникам. За оформление разрешения также взимается госпошлина. Пластиковая карточка, дающая право на трудоустройство в конкретном регионе, действует 1 год.Для работы у физического лица достаточно оформить патент на 1–3 месяца – он не требует прохождения медосмотра.

Работодатель может взять на себя оформление разрешения для вынужденного переселенца, но при увольнении такого сотрудника должен уведомить миграционную службу, то есть право на работу в таком случае человек потеряет и будет вынужден оформлять его заново.

3. С работником заключается стандартный трудовой договор. Для этого беженец предъявляет паспорт, диплом об образовании, трудовую книжку, если ранее он уже работал у российских работодателей.

Обязательно проверяется правомерность нахождения потенциального сотрудника на территории РФ. У него должны быть:

  • миграционная карта;
  • виза, если он приехал из государства, с которым у РФ нет соглашения о безвизовом режиме (Украина, а также Беларусь, Молдавия, Армения и ряд других стран бывшего СССР относятся к безвизовым);
  • разрешение на временное жительство, ВНЖ, справка о ходатайстве на получение статуса беженца или другой документ, подтверждающий легальное пребывание переселенца в России.

При оформлении документов стоит обратить внимание на важный нюанс: разрешение на работу действует 1 год, а его окончание, согласно трудовому законодательству, не является основанием для увольнения работника по инициативе работодателя. Во избежание недоразумений, трудоустраивать беженцев, не получивших официального статуса, необходимо по срочному трудовому договору: дата прекращения контракта должна соответствовать сроку имеющегося разрешения.

Оформление трудовых отношений (заключение трудовых договоров) с беженцами либо с лицами, получившими временное убежище на территории РФ, имеет ряд особенностей, которые работодателю необходимо учитывать. Во избежание ошибок проанализируем юридические нюансы оформления соответствующих трудовых отношений, а также рассмотрим порядок трудоустройства данной категории работников.

ЧТО НЕОБХОДИМО УЧЕСТЬ В ПЕРВУЮ ОЧЕРЕДЬ?

Для правильного оформления соискателя, являющегося иностранным гражданином, признанным беженцем, или лицом, получившим временное убежище на территории РФ, на работу важно установить его правовой статус.

Во-первых , работодатель должен удостовериться в том, что иностранный гражданин имеет все основания для законного пребывания на территории РФ, то есть у него должен быть один из следующих документов :

Миграционная карта с отметкой о пересечении границы;

Разрешение на временное проживание;

В случае отсутствия такого документа работодатель не вправе принимать иностранца на работу.

При получении официального статуса беженца или лица, получившего временное убежище на территории РФ, иностранному гражданину не надо оформлять разрешение на работу или патент .

Во-вторых , работодателю необходимо учитывать допустимую на 2015 г. долю использования труда иностранных работников в различных отраслях экономики. В частности, запрещено нанимать на работу иностранных работников для использования их в сфере розничной торговли по таким видам деятельности, как розничная торговля фармацевтическими товарами (код ОКВЭД 52.31), розничная торговля в палатках и на рынках (код ОКВЭД 52.62), прочая розничная торговля вне магазинов (код ОКВЭД 52.63), торговля розничная лекарственными средствами в специализированных магазинах (аптеках) (код ОКВЭД 47.73), торговля розничная в нестационарных торговых объектах и на рынках (код ОКВЭД 47.8) и торговля розничная прочая вне магазинов, палаток, рынков (код ОКВЭД 47.99) .

В случае признания иностранца беженцем ему выдается удостоверение беженца . Форма бланка удостоверения утверждена Постановлением Правительства РФ от 10.05.2011 № 356 «Об удостоверении беженца» (вместе с «Положением об оформлении, выдаче и обмене удостоверения беженца») (в ред. от 27.10.2012).

Лицу, получившему временное убежище, выдается свидетельство о предоставлении временного убежища на территории РФ . Форма бланка свидетельства утверждена Приказом ФМС России от 25.03.2011 № 81 «Об утверждении форм документов, выдаваемых иностранным гражданам и лицам без гражданства, обратившимся за предоставлением временного убежища на территории Российской Федерации, и Порядка оформления, выдачи и обмена свидетельства о предоставлении временного убежища на территории Российской Федерации» (Приложение № 3).

В соответствии с подп. 9 п. 1 ст. 8 Федерального закона № 4528-1 беженцы осуществляют трудовую деятельность на территории РФ наравне с гражданами РФ. Таким образом, правила приема на работу для них такие же, как и для российских граждан. Порядок оформления трудовых отношений с лицами, получившими временное убежище на территории РФ, российским законодательством не установлен, однако представляется, что их трудоустройство должно осуществляться в аналогичном порядке.

АЛГОРИТМ ДЕЙСТВИЙ РАБОТОДАТЕЛЯ

Чтобы принять на работу беженца (лицо, получившее временное убежище), работодателю необходимо:

1. Удостовериться, что у соискателя имеются все необходимые для трудоустройства документы , а именно:

. документ, удостоверяющий личность иностранного гражданина (удостоверение беженца или свидетельство о предоставлении временного убежища на территории РФ);

. трудовая книжка. Работодателю необходимо оформить трудовую книжку российского образца, в случае если работник проработал более пяти дней и работа у данного работодателя является для него основной . Если же иностранец представит трудовую книжку советского образца, то записи необходимо вносить непосредственно в нее;

. документ об образовании. Документы о полученном за рубежом образовании должны пройти процедуру признания (легализации), если иное не предусмотрено международным договором РФ.

. страховое свидетельство обязательного пенсионного страхования. Иностранные работники подлежат регистрации в Пенсионном фонде РФ в качестве застрахованных лиц, так же как и российские работники;

. иные документы. Могут понадобиться в отдельных случаях с учетом специфики работы иностранного работника.

Обратите внимание!

С 13.12.2014 действует ст. 327.3 ТК РФ (введена Федеральным законом от 01.12.2014 № 409-ФЗ «О внесении в Трудовой кодекс Российской Федерации и статью 13 Федерального закона “О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации” изменений, связанных с особенностями регулирования труда работников, являющихся иностранными гражданами или лицами без гражданства» (далее — Федеральный закон № 409-ФЗ)), согласно которой при заключении трудового договора поступающий на работу иностранный гражданин или лицо без гражданства не предъявляет работодателю документы воинского учета, за исключением случаев, установленных федеральными законами или международными договорами Российской Федерации, указами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации (ст. 15 Федерального закона № 115-ФЗ, ст. 327.3 ТК РФ).

2. Организовать соискателю прохождение медицинского осмотра в случаях, предусмотренных законом.

3. Ознакомить работника (до подписания трудового договора) с локальными нормативными актами, связанными с его трудовой деятельностью .

4. Заключить трудовой договор в письменной форме (в двух экземплярах) в течение трех рабочих дней со дня фактического допущения работника к работе . Трудовой договор заключается на русском языке. При отсутствии оснований для заключения срочного трудового договора, предусмотренных ст. 59 ТК РФ, трудовой договор заключается на неопределенный срок .

5. Оформить прием работника на работу приказом (распоряжением) работодателя.

6. Внести запись о приеме на работу в трудовую книжку работника.

7. Заполнить личную карточку принятого на работу работника.

При оформлении на работу гражданина, не имеющего статуса беженца (не получившего временного убежища), работодателю в целом необходимо придерживаться аналогичного порядка с учетом того, что соискателю нужно получить патент — документ, подтверждающий его право на временное осуществление трудовой деятельности на территории субъекта РФ.

При оформлении трудовых отношений с иностранными гражданами работодателю в обязательном порядке следует соблюдать требования, предусмотренные главой 50.1 ТК РФ, введенной Федеральным законом № 409-ФЗ.

Миграционный учет иностранных граждан

Иностранные граждане, в том числе признанные беженцами (получившие временное убежище), подлежат миграционному учету. Работодатель, как принимающая сторона, обязан поставить их на учет (п. 7 ч. 1 ст. 2, ч. 1 ст. 20, п. 2 ч. 2 ст. 22 Федерального закона от 18.07.2006 № 109-ФЗ «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации» (в ред. от 22.12.2014; далее — Федеральный закон № 109-ФЗ)).

Уведомление государственных органов о найме иностранного гражданина

Порядок трудоустройства иностранных граждан, получивших временное убежище или статус беженца в Российской Федерации

Отношения между иностранными гражданами и органами государственной власти, органами местного самоуправления, должностными лицами указанных органов, возникающие в связи с осуществлением ими на территории Российской Федерации трудовой деятельности регулируются Федеральным законом от 25.07.2002г. № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» (Далее – Закон).

Условия участия иностранных граждан в трудовых отношениях регламентированы ст. 13 Закона.

Пунктом 4 статьи 13 Закона установлен общий принцип привлечения иностранных граждан к трудовой деятельности на территории России – наличие разрешительных документов у работника (разрешения на работу) и работодателя (разрешение на привлечение и использование иностранных работников – в случае трудоустройства иностранных граждан из государств с визовым режимом въезда в Российскую Федерацию, не являющихся высококвалифицированными специалистами).

Вместе с тем, подпунктами с 1 по 12 пункта 4 статьи 13 Закона установлены категории иностранных граждан, для привлечения которых работодателю (или заказчику работ/услуг) не требуется получать разрешение на привлечение и использование иностранных работников, а самим иностранцам – разрешение на работу.

Федеральным законом от 05.05.2014г. № 127-ФЗ «О внесении изменений в статью 13 федерального закона «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации»» в данный перечень включены иностранные граждане, признанные беженцами на территории Российской Федерации (до утраты ими или лишения их статуса беженца), а также получившие временное убежище на территории Российской Федерации (до утраты ими или лишения их временного убежища).

Таким образом, иностранцам, получившим тот или иной статус из указанных выше для трудоустройства на территории Российской Федерации не требуется получать разрешение на работу , а их работодателю (в случае, если заключается трудовой договор) или заказчику работ/услуг (в случае, если заключается гражданско-правовой договор на выполнение работ/оказание услуг) не требуется получать разрешение на привлечение и использование иностранных работников.

Вместе с тем, необходимо учитывать, что правовой статус беженца, равно как и иностранца, получившего временное убежище, подтверждается соответствующим документом:

Так, лицу, признанному беженцем , выдается и достигшему возраста восемнадцати лет, органами ФМС России выдается соответствующее удостоверение . Форма бланка удостоверения беженца утверждена Постановлением Правительства Российской Федерации от 10 мая 2011 г. N 356.

Лицу, ходатайствующему о предоставлении временного убежища, по рассмотрении его заявления выдается соответствующее свидетельство . Форма бланка свидетельства о предоставлении временного убежища утверждена Приложением N 3к Приказу ФМС России от 25 апреля 2011 г. N 81.

При выдаче удостоверения беженца и свидетельства о предоставлении временного убежища,документы, удостоверяющие личность иностранного гражданина передаются им на хранение в орган ФМС России , выдавший соответствующий документ.

При этом, в соответствии с действующим законодательством, как удостоверение беженца, так исвидетельство о предоставлении временного убежища являются документами, удостоверяющим личность их владельцев .

Таким образом, при трудоустройстве указанной категории иностранных граждан они не могут предъявить паспорт, а в соответствии с положениями статьи 65 Трудового Кодекса предъявляют один из указанных выше документов, реквизиты которого работодателю и следует указывать в трудовом или гражданско-правовом договоре.

Как при приеме на работу, так и при сопровождении трудовых отношений с такими работниками работодатель руководствуется нормами Трудового Кодекса.

Однако, и беженцы и лица, получившие временное убежище в Российской Федерации, остаются иностранными гражданами, в связи с чем работодателю необходимо понимать, какие действия он должен выполнять в отношении этой категории работников в рамках миграционного, налогового законодательства, а также законодательства в сфере социального страхования.

В частности, законодательством Российской Федерации в сфере миграции установлена обязанность по уведомлению соответствующих органов власти о привлечении и использовании иностранных работников. Причем за нарушение порядка и формы уведомления Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность.

Чтобы понять необходимость направления уведомления необходимо обратиться к тексту Закона, предварительно разделив интересующую нас группу иностранцев на въехавших в Российскую Федерацию в порядке, требующем получения визы – «визовиков» и въехавших в порядке, не требующем получения визы – «безвизовиков».

Дело в том, что порядок привлечения иностранцев - «безвизовиков» регулируется статьей 13.1 Закона, в то время как обязанности работодателя при привлечении «визовых» иностранцев установлены статьей 18 Закона.

Так, в случае заключения договора с «безвизовиками» работодатель обязан уведомлять органы ФМС и занятости населения в соответствующем субъекте Российской Федерации. Однако, пункт 9 статьи 13.1 Закона возлагает данную обязанность на работодателей, привлекающих иностранных граждан, имеющих разрешение на работу. В нашем случае иностранцам разрешение на работу не требуется, в силу чего обязанность по уведомлению перечисленных органов власти не возникает, уведомления не требуется. Соответствующая позиция приведена, в том числе, в Постановлении Верховного суда Российской Федерации от 23 сентября 2011г. № 18-АД11-15.

До настоящего времени открытым остается вопрос о необходимости уведомления налогового органа о привлечении безвизовых иностранцев. Так, в Обзоре законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за второй квартал 2009г., Письме ФНС России от 14 февраля 2008г. № ШС-6-3/102@ «Об уведомлении налогового органа о привлечении и использовании иностранных работников» указывается на необходимость уведомления налогового органа о привлечении иностранных работников вне зависимости от того, в каком порядке – визовом или безвизовом – они въехали в Россию.

В то время, как Высший Арбитражный Суд Российской Федерации в Постановлении Президиума ВАС от 2 февраля 2010г. № 11773/09 указывает на отсутствие такой необходимости в отношении иностранцев, прибывших в Россию в порядке, не требующем получения визы.

В связи с изложенным, во избежание возможного привлечения к административной ответственности следует рекомендовать работодателям все же уведомлять налоговый орган о привлечении «безвизовых» иностранцев, получивших временное убежище или статус беженца в Российской Федерации.

Что касается вопроса уведомления о привлечении таких иностранцев, въехавших в Россию в визовом порядке, то он также является открытым. Прежде всего, следует принимать во внимание, что действующее законодательство обязывает уведомлять о трудоустройстве «визовых» иностранцев лишь налоговый орган. Времена уведомления органов занятости населения и инспекции труда «канули в лету» в 2010г .

В настоящее же время обязанность уведомления налогового органа прописана в статье 18 Закона, которая звучит как «Приглашение на въезд в Российскую Федерацию иностранного гражданина в целях осуществления трудовой деятельности» и априори регулирует порядок привлечения иностранных работников – «визовиков», предполагающий совершение работодателем определенных действий – получение разрешения на привлечение и использование иностранных работников, приглашения на въезда в Российскую Федерацию иностранного гражданина в целях осуществления трудовой деятельности, получение иностранному гражданину разрешения на работу.

В соответствии с подпунктом 4 пункта 8 статьи 18 Закона данная обязанность установлена для работодателей, пригласивших иностранного гражданина в Российскую Федерацию в целях осуществления трудовой деятельности либо заключивших с иностранным работником в Российской Федерации новый договор (трудовой или гражданско-правовой).

Таким образом, Закон устанавливает обязанность по уведомлению налогового органа для работодателей, привлекающих «визовых» иностранцев по общей схеме, предполагающей получение разрешительных документов, каковые для беженцев и лиц, получивших временное убежище, не требуются.

Вместе с тем, ввиду отсутствия судебной практики и разъяснений со стороны ФНС и ФМС России следует исходить из необходимости уведомления налогового органа о трудоустройстве данной категории иностранцев, прибывших в Россию в порядке, требующем получения визы.

Что касается вопроса налогообложения – 8 октября 2014г. в Российской газете опубликован Федеральный закон от 4 октября 2014 г. N 285-ФЗ «О внесении изменений в статьи 217 и 224 части второй Налогового кодекса Российской Федерации» (далее – Закон).

Законом вносятся изменения в Налоговый Кодекс Российской Федерации в части уменьшения ставки налога на доходы физических лиц, полученных от осуществления трудовой деятельности иностранными гражданами, признанными беженцами или получившими временное убежище на территории Российской Федерации, в отношении которых налоговая ставка устанавливается в размере 13 процентов.

При этом действие указанной нормы (в редакции настоящего Федерального закона) распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2014 года.

Таким образом, при трудоустройстве иностранных граждан, имеющих удостоверение беженца или свидетельство о предоставлении временного убежища, их следует рассматривать как налоговых резидентов РФ.

В вопросе уплаты страховых взносов следует исходить из следующего:

В соответствии с пунктом 3 статьи 1 Федерального закона от 24 июля 2009 года N 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный Фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный Фонд обязательного медицинского страхования» особенности уплаты страховых взносов по каждому виду обязательного социального страхования устанавливаются федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования.

Обязанность по уплате страховых взносов возникает у работодателей в отношении выплат и иных вознаграждений, начисляемых в пользу застрахованных лиц, признанных таковыми федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования.

Так, в соответствии с положениями пункта 1 статьи 2 Федерального закона от 29.12.2006г. № 255-ФЗ Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством» обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством из числа иностранных граждан подлежат лишь постоянно или временно проживающие на территории Российской Федерации иностранные граждане, то есть иностранцы, имеющие вид на жительство или разрешение на временное проживание. Поскольку беженцы и лица, получившие временное убежище в Российской Федерации, не обладают указанным статусом, они не подлежат названному виду обязательного социального страхования. Соответственно, у работодателя не возникает обязанности по уплате страховых взносов в ФСС.

В вопросах уплаты (перечисления) страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации на обязательное пенсионное страхование следует учитывать, что согласно пункта 1 статьи 7 Федерального закона от 15.12.2001г. № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» застрахованными лицами из числа иностранных граждан признаются постоянно или временно проживающие на территории Российской Федерации иностранные граждане, а также иностранные граждане (за исключением высококвалифицированных специалистов), временно пребывающие на территории Российской Федерации, заключившие трудовой договор на неопределенный срок либо срочный трудовой договор (срочные трудовые договоры) продолжительностью не менее шести месяцев в общей сложности в течение календарного года.

Таким образом, в случае заключения с беженцем либо лицом, которому предоставлено временное убежище, трудового договора сроком более чем на полгода, у работодателя возникает обязанность по уплате (перечислению) страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации на обязательное пенсионное страхование в отношении выплат и иных вознаграждений, начисляемых в пользу указанных лиц.

Что касается уплаты страховых взносов в Федеральный Фонд обязательного медицинского страхования, то:

В совокупности положений статьи 10 Федерального закона от 29 ноября 2010г. № 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» и положений подпункта 7 пункта 1 статьи 8 Федерального закона от 19 февраля 1993г. № 4528-1 «О беженцах» застрахованными лицами в системе обязательного медицинского страхования Российской Федерации признаются беженцы,

В совокупности положений статьи 10 Федерального закона от 29 ноября 2010г. № 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации», пункта 13 Порядка предоставления временного убежища на территории Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 9 апреля 2001г. N 274, подпункта 7 пункта 1 статьи 6 Федерального закона от 19 февраля 1993г. № 4528-1 «О беженцах» застрахованными лицами в системе обязательного медицинского страхования Российской Федерации признаются лица, получившие временное убежище на территории Российской Федерации.

Соответственно у работодателя возникает обязанность по уплате страховых взносов в ФФОМС.

Из этого следует, что беженцы и лица, получившие временное убежище в Российской Федерации, не могут претендовать на получение статуса иностранных высококвалифицированных специалистов и соответственно воспользоваться предоставляемым этим статусом преференциями, поскольку статус ВКС подтверждается получением соответствующего разрешения на работу, от чего они освобождены в силу закона.

Пункт 8 статьи 7 Федерального закона от 19 февраля 1993г. № 4528-1 «О беженцах» и пункт 10 Порядка предоставления временного убежища на территории Российской Федерации, утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 9 апреля 2011г. № 274 соответственно.

Абзац 2 пункта 7 статьи 7 Федерального закона от 19 февраля 1993г. № 4528-1 «О беженцах» и пункт 9 Порядка предоставления временного убежища на территории Российской Федерации, утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 9 апреля 2011г. № 274 соответственно.

В соответствии с положениями ст. 57 Трудового Кодекса.

Статья 11 Трудового Кодекса.

Пункт 9 статьи 13.1, пункт 13 статьи 13.2, подпункт 4 пункта 8 статьи 18 Закона.

Части 3-5 ст. 18.15 КоАП РФ.

Подпункт 4 пункта 8 статьи 18 Закона.

Постановление Правительства Российской Федерации от 17.11.2010 № 925 «О признании утратившим силу Постановления Правительства Российской Федерации от 15 ноября 2006г. № 681».

В законе говорится именно о новом договоре с тем же иностранным работником, но не о первичном оформлении с ним трудовых отношений.

Как, например, в отношении иностранных высококвалифицированных специалистов или участников Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, для которых налоговая ставка установлена в размере 13% вне зависимости от фактического времени нахождения иностранца на территории России.

Обычно для труда в РФ зарубежным подданным надобно обзавестись соответствующим разрешением. Однако в рассматриваемом вопросе статус временного убежища меняет немного ситуацию и дает больше свободы. Итак, разберемся детально, как осуществляется прием на работу граждан Украины со статусом временного убежища, какие особенности у этой процедуры.

Особенности процедуры

Гражданам Украины с временным убежищем, не обязательно получать. Такое требование не выдвигается. Работодатели также не делают запросы на прием иностранцев, этот процесс не требует лишних справок и квот.

При условии присвоения статуса гражданский паспорт человека отправляется на хранение в УФМС, так что личность можно подтвердить свидетельством о соответствующем статусе. Это с-во будет его обладателю на время нахождения в Федерации заменять паспорт.

Но прием на работу украинцев с временным убежищем требует некоторых знаний закона от работодателя. Этот статус – особый, нет надобности уведомлять УФМС о трудоустройстве украинцев. Но уведомлять об этом факте налоговую инстанцию – обязательно.

Также все работодатели обязательно должны увидеть полный список вакансий, на которые запрещено принимать украинцев и других иностранных граждан. Одной вакансией из таких есть должность в аптеке.

Документы

Статус временного убежища автоматом присваивает человеку право на работу. Для граждан Украины на должности особых ограничений нет. Нужные для предоставления документы:

  • С-во о присвоении соответствующего статуса.
  • Сертификат о состоявшейся мед. комиссии.
  • Трудовая книжка. Ее оформлением занимается работодатель.
  • Образовательные документы.
  • Если срок труд. договора больше полгода, то на сотрудника оформляется с-во пенсионного страхования. Если срок меньший, то его не обязательно оформлять.

Свидетельство ИНН для приема на работу оформлять не обязательно.

Трудовые налоги

Все украинцы с временным убежищем, как и другие работники России выплачивают налоги.

Как найти работу

Граждане Украины со свидетельством о предоставлении временного убежища, найти работу в России могут просто. Особенно высококвалифицированные специалисты. Искать работу можно самостоятельно. Во всех державах процедура поиска одинакова – выбор понравившихся вакансий, звонок, прохождение собеседования. Так как разрешение на трудоустройство не требуется, значит, можно обойтись без лишней документальной волокиты и дополнительных затрат.

Когда нет собственных денег за проживание, то поиск нужен срочно, тогда поможет центр занятости. Иностранцам не полагаются пособия, но можно быстро найти работу, хоть временную.

Открытие ИП

Российские законы позволяют открывать ИП, как россиянам, так и иностранцам. Что касается беженцев, то для них нет препятствий для открытия ИП. Необходимая документация:

  • Заявление.
  • Дубликат паспорта, (копия удостоверения временного убежища в данном случае);
  • Чек об уплате госпошлины;
  • Копия подтверждения законного нахождения в государстве ( или РВП).

Проблема в открытии ИП временного убежища как раз вызвана ВНЖ или . В разных регионах Федерации по-разному обстоят дела с открытием ИП для лиц с этим статусом. Обычно проще оформить и после начинать открытие ИП.



Просмотров