Рабочая программа кружка "занимательная география". Рабочая программа кружка по географии "занимательная география"

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

CРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №5 Г.АЛАГИРА

УТВЕРЖДАЮ

Директор МБОУ СОШ№5

г. Алагира

А.С. Купеева

ПРОГРАММА КРУЖКА

«ЮНЫЙ ГЕОГРАФ»

Хацаева Людмила Хаджимуратовна

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

К ПРОГРАММЕ КРУЖКА «ЮНЫЙ ГЕОГРАФ»

Изучение географии членами кружка «Юный географ» направлено на

достижение следующих целей:

ознакомление

учащихся

основными

географическими

понятиями,

географическими особенностями природы России и Республики Северная

Осетия-Алания во всем ее географическом разнообразии и целостности; об

окружающей среде, путях ее сохранения и рационального использования;

овладение умениями ориентироваться на местности; использовать один из

«языков» международного общения – географическую карту, современные

геоинформационные технологии; применять географические знания для

объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов;

развитие

познавательных

интересов,

интеллектуальных

творческих

способностей в процессе наблюдений за состоянием окружающей среды,

географических

самостоятельного

приобретения

воспитание

местности,

взаимопонимания

народами;

экологической

культуры,

бережного отношения к окружающей среде;

применение географических знаний и умений в повседневной жизни для

повышение

кругозора

учащихся,

заинтересованности

к предмету

география и подготовка к олимпиаде.

Главная

цель

работы

кружка

формирование

школьников

первоначальных знаний о своем крае и России, создание целостного образа

природы Северной Осетии-Алании и России; воспитание гражданственности

и патриотизма, уважение к истории и культуре народов своей республики.

При отборе содержания использовались подходы: комплексный,

разноуровневый,

личностно

ориентированный,

гуманистический,

экологический, культурологический.

ИНФОРМАЦИОННАЯ СПРАВКА

«Юный географ»

работает

в базовом обучении.

посещают учащиеся

5-7 классов. Кружок имеет направления работы по

подготовке к олимпиаде и ВПР. Занятия кружка в основном проходят в

кабинете географии, с использованием мультимедиума. На кружке учащиеся

знакомятся

материалом,

интересными

разрабатывают

тесты, делают олимпиадные задания. В работе кружка широко используются

электронные

проведении

используются

формы занятий как: беседа, защита проекта, игра, практическое занятие,

лекция, творческая мастерская.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

РАБОТЫ КРУЖКА «ЮНЫЙ ГЕОГРАФ»

В результате работы кружка члены кружка должны усвоить следующие

умения и навыки:

о зн а ком и т ь с я

о с н о в н ы м и

ге о г р а ф и ч е с к и м и

п о н я т и я м и,

географическими особенностями природы России и родного края, мира;

применять

географические

объяснения

разнообразных явлений и процессов;

применять географические знания и умения в повседневной жизни для

сохранения окружающей среды и социально-ответственного поведения в

повысить свой кругозор и применить полученные знания в олимпиаде по

географии;

применять компьютерные технологии в обучении;

знать природные и антропогенные причины возникновения геоэкологических

проблем своей местности; особо охраняемые природные территории своего

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и

повседневной жизни.

ПРОГРАММА КРУЖКА «ЮНЫЙ ГЕОГРАФ»

ПРИРОДА РОССИИ.

Географическое положение. Проявление закономерностей формирования

рельефа и его современного развития на примере своего региона и своей

местности. Красота гор и равнин России. Рельеф и геологическое строение

своей местности.

Изменение климата под влиянием естественных и антропогенных

факторов. Смог. Охрана атмосферного воздуха от загрязнения. Климат и

климатические

Агроклиматические

Явления, связанные с водами, предупреждение их действий. Внутренние

воды своего региона и своей местности.

компонент

национальное

богатство.

Закономерности в распространении почв. Почвенные ресурсы России, карта

мелиорации

Изменение

процессе

хозяйственного

использования, борьба с эрозией и загрязнением почв.

Особенности почв

своего региона и своей местности.

Биологические

Растительный

растительности. Животный мир. Биологические ресурсы и их рациональное

использование.

растительного

животного

Растительный и животный мир своего региона и своей местности. Красота

природы России. Красна книга России и Северной Осетии-Алании.

РЕСПУБЛИКА СЕВЕРНАЯ – ОСЕТИЯ АЛАНИЯ .

Положение на Кавказе. Крупные элементы рельефа: Большой Кавказ,

Предкавказье, Закавказье. Речные долины и водораздельные (междуречные)

хозяйства.

Изменение

результате

хозяйственной

деятельности.

Полезные

ископаемые.

Основные

особенности

влияющие

Температура воздуха и осадки. Погода и причины ее изменений. Опасные

погодные явления. Влияние климата на хозяйственную деятельность человека.

Речная сеть республики. Питание и режим рек. Хозяйственное значение

рек. Реки, их происхождение и использование. Подземные воды. Источники.

Основные

растительности.

Распространение

особенности

смешанных,

широколиственных

лесостепи.

Хозяйственное

использование лесов в прошлом и настоящем. Изменение лесов в результате

хозяйственной

деятельности. Значение

Нелесные

растительности

их использование. Растения,

занесенные в Красную книгу. Основные типы почв: серые лесные, черноземы.

Их распространение, плодородие, распаханность. Эрозия почв и борьба с ней.

Фауна смешанных, широколиственных лесов. Животный мир. Объекты

охотничьего промысла. Северо – Осетинский заповедник.

История формирования сети особо охраняемых природных территорий.

Типы охраняемых территорий. Памятники природы: водные, зоологические,

ботанические и другие. Рукотворные объекты: парки, сады, дендрарии, рощи.

Правила поведения в заповедных территориях.

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ

Количество часов

Практика

Природа России

Природа РСО -Алании

Решение олимпиадных заданий

П р а кт и ч е с к и е

н а в ы к и

олимпиадных

Работа по карте

Всего: 9 часов

ПЛАН РАБОТЫ КРУЖКА «ЮНЫЙ ГЕОГРАФ».

Природа России

Географическое положение, рельеф и полезные ископаемые

Климат России.

Внутренние воды России

Почвы России

Природные зоны России

Растительный мир России

Животный мир России

Красная книга России

Охрана природы важнейшая задача современного человека.

Природа РСО –Алании

1.Северная Осетия на карте России.

2. Рельеф и полезные ископаемые республики.

3.Климат республики.

4.Внутренние воды республики

5.Почвы республики

6.Природные зоны

7.Растительный мир

8.Животный мир

9.Красная книга

Олимпиадные задания по географии.

МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

Тема

Формы занятий

Приёмы и методы

Дидактически

раздаточный

материал

Технич- ое

оснащение

Географическое

положение, рельеф и

полезные ископаемые

Климат России

Внутренние воды

Почвы России

Природные зоны

Растительный мир

Животный мир

Красная книга

Охрана природы

важнейшая задача

современного

человека

10. РСО-А на карте

России. Рельеф и

полезные ископаемые

11. Климат

12. Внутренние воды

14. Природные зоны

15. Растительный мир

16. Животный мир

17. Красная книга

Комбинир-й

Комбинир-й

Практикум

Практикум

Практикум

Практикум

Практикум

Комбинир-й

Комбинир-й

Комбинир-й

Комбинир-й

Практикум

Практикум

Практикум

Практикум

Практикум

Комбинир-й

Практикум

Объяснит-нов

Иллюстрат-й

Объяснит-нов

Иллюстрат-й

Объяснит-но

Иллюстрат-й

Практический

Наглядно-

демонстрац-й

Практический

Наглядно-

демонстрац-й

Практический

Наглядно-

демонстрац-й

Практический

Наглядно-

демонстрац-й

Практический

Наглядно-

демонстрац-й

Практический

Объяснит-нов

Иллюстрат-й

Объяснит-нов

Иллюстрат-й

Объяснит-нов

Иллюстрат-й

Объяснит-нов

Иллюстрат-й

Наглядно-

демонстрац-й

Практический

Электронный

Электронный

Электронный

Электронный

Электронный

Электронный

Электронный

Электронный

Электронный

Электронный

Электронный

Электронный

Электронный

Электронный

Электронный

Электронный

Компьютер

Компьютер

Компьютер

Компьютер

Компьютер

Компьютер

Компьютер

Компьютер

Компьютер

Компьютер

Компьютер

Компьютер

Компьютер

Компьютер

Компьютер

Компьютер

Компьютер

География Республики Северная Осетия - Алания, Владикавказ, 2004.

Т.Н. Воробцова. Поурочные планы по учебнику В.А. Коринской и др.

«География материков и океанов». Волгоград, 2002.

Душина И.В., Летягин А.А., Пятунин В.Б.. Учебное электронное издание.

География.

Материки,

электронное

Мультимедиа

«География. Начальный курс». Республиканский мультимедиа центр, 2001.

Алексеев

электронное

Мультимедиа

«География России: природа и население». Республиканский мультимедиа

центр, 2001.

Максаковский М.Т.. Учебное электронное издание. Мультимедиа учебник

«Экономическая

социальная

география

Республиканский

мультимедиа центр, 2004.

Электронное

третьего

тысячелетия».

Республиканский мультимедиа центр, 2001.

Алексеев

электронное

Мультимедиа

«География

хозяйство

Республиканский

мультимедиа

Во внеклассной работе по географии существуют такие организационные формы, как географический кружок, географические факультативы, школьные музеи, географические клубы, географические олимпиады, географические вечера, географические конференции, устный журнал, географические викторины и игры, неделя географии в школе.

Географический кружок

Одной из наиболее широко распространенных форм внеклассной работы являются географические кружки. Они занимают важное место и выполняют функции, которые не могут обеспечить никакие другие формы работы, так как они способствуют воспитанию активности, самостоятельности, формируют познавательные интересы учащихся, дают возможность системного углубленного изучения интересующей их темы. Организовать географический кружок можно с учащимися различного возраста, но все, же наиболее приемлема эта форма работы для среднего звена школьников.

Активность учащихся возрастает в том случае, если работа в кружке имеет общественную значимость. Поэтому в работе кружка целесообразно это учесть и выбрать виды общественно полезной работы: организацию краеведческого уголка, музея, выставки, озеленение участка и т. д.

Важным этапом работы является составление конкретных заданий для отдельных кружковцев или группы учащихся с учетом интересов каждого ученика. В процессе разнообразной по содержанию и характеру деятельности работы учащиеся овладевают умениями и навыками, которые позволяют им проявить свою активность и интерес.

На кружковых занятиях можно проводить индивидуальную работу с учащимися, развивать их творческие способности, ориентировать на определенные профессии, связанные со знанием географии. Участники кружка должны стать его активом при подготовке и проведении массовых мероприятий по предмету.

Географические кружки по содержанию можно разделить на группы:

Занимательные. Их основная задача - привлечение учащихся к изучению географии, привитие интереса к предмету. Кружки этой группы формируют лишь поверхностный интерес к географии, без углубленного изучения каких-либо вопросов. При организации подобного кружка следует отличать занимательность от развлекательности. Занимательность, воздействуя на эмоциональную сферу учащихся, предполагает вовлечение их в аналитическую деятельность, способствует выявлению различных связей. Развлекательное ограничивается лишь эмоциональным воздействием на учащихся. Если школьников не привлекать к аналитической работе, то их интерес перейдет только в стремление к развлекательности, не развивая познавательный интерес, не углубляя знаний по предмету.

Кружки, содержание которых соответствует программе основного курса. Задачей этих кружков является совершенствование знаний и умений учащихся, полученных на уроке. Однако чтобы сохранялся интерес к изучаемым географическим объектам и явлениям, необходимо во время занятий использовать элементы занимательности: проведение соревнований, игр, решение задач географического характера.

Кружки, на которых перед учащимися ставятся практические задачи, связанные с формированием умений, навыков и знаний по определенным вопросам (метеорологический, фенологический и т.д.). Кроме практических умений и навыков, у учащихся формируются познавательные интересы. Такие занятия содержат, прежде всего, практическую задачу, которая должна быть обязательно значимой для учащихся.

Кружки, посвященные специальным вопросам географии, изучаемым на уроках, например, этнографический, по изучению глобальных проблем человечества и др. Эти кружки способствуют углубленному изучению какого-то узкого раздела географии.

А.В. Даринский считает, что, будучи центром всей внеклассной работы, по предмету, кружок, однако, не является той формой, с которой начинается вся внеклассная работа.

Организация кружка начинается с выявления интересов, наклонностей и умений учащихся. Для этого целесообразно провести анкетирование. Количественный состав кружка не должен превышать 15-18 человек. Кружки имеют название, устав.

Сформулируем некоторые общие принципы работы географического кружка:

  • а) руководящая роль учителя,
  • б) применение исследовательского метода,
  • в) тщательная разработка темы, доведение начатого дела до конца,
  • г) обязательное оформление результатов кружковой работы.

Эффективная работа кружка возможна при четком планировании работы. В плане работы кружка необходимо отражать различные виды деятельности учащихся. Его обычно составляют вместе с активом кружка, а потом обсуждают и утверждают на первом заседании. Занятия кружка обычно проводятся 1-2 раза в месяц, в установленные администрацией школы дни и часы. Отчетно-выборное собрание кружка проводится в конце учебного года.

Особенностью методики проведения занятий географического кружка является сочетание коллективных и индивидуальных форм работы. Чтобы не терять познавательного интереса к предмету, углублять знания учащихся по географии, следует чередовать теоретические и практические виды деятельности.

Географические факультативы

Развитие факультативных занятий во многом определяет углубленное приобретение знаний, способствует развитию индивидуальных интересов школьников. Опыт проведения факультативов показывает, что там, где географические факультативы поставлены хорошо и ведутся достаточно квалифицированно, они неизменно вызывают устойчивый интерес у школьников, повышают качество их знаний и умений. Факультативные занятия по географии тесно связаны с основным программным содержанием предмета. Успешной и качественной подготовке учащихся способствуют опора на знания, полученные в изученных курсах географии, их дофакультативная подготовка, а также учет возрастных особенностей детей.

По формам организации факультативные занятия можно разделить на классные и внеклассные. К классным относятся семинары, консультации, встречи со специалистами и другие; к внеклассным - экскурсии, практические работы на местности.

Большой интерес у учащихся вызывает привлечение к проведению факультативных занятий различных специалистов-топографов, гидротехников, геологов и др., работающих в местных организациях. Их лекции и беседы не только вызывают интерес, оживляют ход занятий, но и имеют огромное воспитательное и профориентационное воздействие.

Образовательно-воспитательное значение факультативов определяется не только тем, что они углубляют знания учащихся по сравнению с программными, знакомят с профессиями, но и тем, что они вооружают учащихся приемами учебной работы, необходимыми для дальнейшего образования и самообразования. Например, важным видом является обучение учащихся на факультативных занятиях приемам конспектирования лекций. Это хорошая подготовка к докладам и самостоятельной работе с литературой.

Учителя ведут занятия по утвержденной программе, однако наблюдается вариативность в выборе разделов программы. Структурно каждое занятие представляет органическое сочетание теоретических и практических частей. Практические занятия представляют наибольший интерес и дают возможность активизировать деятельность учащихся.

Географические факультативы должны способствовать решению следующих задач:

  • 1)развитию географического мышления;
  • 2)вооружению школьников более полными знаниями об общих географических закономерностях Земли, о населении земного шара и его размещении;
  • 3)вооружению школьников системой умений работы с различными источниками географической информации (картами, справочниками и т.д.);
  • 4)знакомству с широким кругом профессий, опирающихся на географические знания и умения.

Один из главных принципов факультатива - актуализация географического материала, широкая межпредметная координация знаний.

Таким образом, при всем разнообразии содержания факультативных занятий общим является то, что факультативы - это такая форма внеклассной работы, которая неразрывно связана с урочными занятиями, продолжает и развивает их, влияет на их качество. Для всех факультативных курсов характерно следующее: постоянная опора на краеведческий материал, большая доля самостоятельных работ учащихся, широкое применение лекционно-семинарских методов.

Результатом занятий школьников в различных факультативах являются их стабильные успехи по предмету в школе, а также четкая профессиональная ориентация уже в школе.

Школьные музеи

Школьный музей является одной из форм работы по развитию творческой самостоятельности и общественной активности учащихся в процессе сбора, исследования, обработки, оформления и пропаганды материалов - источников по истории природы и общества, имеющих воспитательную и научно-познавательную ценность.

При организации музея необходимо учитывать, что это собирательская и поисковая работа. Основой создания музея является краеведческая работа, опирающаяся на самоуправление и инициативу учащихся.

Решение о создании школьного географического или краеведческого музея принимает педагогический совет школы, он подбирает учащихся в состав совета музея. Деятельность музея должна строиться на основе самоуправления учащихся, развития их инициативы, при умелом педагогическом руководстве. В совет музея целесообразно включить представителей от каждого класса. Иногда за каждым разделом музея закрепляется отдельный класс. На него возлагается забота о пополнении фондов, организации экскурсий, сохранности экспонатов. Чтобы вовлечь в работу музея как можно больше учащихся, при совете музея следует создать группы экскурсоводов, лекторов, различные секторы: оформительский, учета и хранения фондов, связь с общественностью и др.

Обычно сбор необходимых материалов начинается с самостоятельного изучения источников. Пути сбора материалов для музея разнообразны. Основной и самый главный - краеведческий поиск. В краеведческую работу вовлекаются учащиеся и их родители, которые помогают пополнять музей различными экспонатами. В деле организации и развития школьного географического или краеведческого музея заслуживает внимания вопрос обеспечения преемственности актива музея. Поэтому необходимо, чтобы в работу музея были привлечены учащиеся разных школьных возрастов - это залог преемственности в его работе, поддержания музейных традиций.

Необходимо обратить внимание на тесную связь деятельности музея с учебным процессом в школе. Следует продумать, какие темы уроков могут проводиться с использованием музейных экспонатов или непосредственно в самом музее.

Рассмотрим правила учета, хранения и экспонирования материалов музея.

Основным документом учета и охраны материалов школьного музея является инвентарная книга, в которой записывают попредметно все материалы музея. В инвентарной книге каждый музейный предмет получает свой инвентарный номер (порядковый номер по книге). Для систематического учета музейных предметов, помогающего быстро находить в фондах музея необходимые экспонаты, применяют картотеки. Картотека состоит из карточек, на которых в краткой форме указывают данные по каждому музейному предмету: название, описание, датировку, шифр, место хранения.

При создании школьного музея учитель географии тесно сотрудничает с учителями истории, биологии и литературы, именно поэтому на базе школьного музея наиболее успешно реализуются межпредметные связи. Очень важно, чтобы при создании школьных музеев учитывалась специфика края, особенности его природы и истории.

Географические клубы

Клубная форма внеклассной работы признается многими учителями как одна из наиболее перспективных и интересных для учащихся. От других форм работы она отличается возможностью привлечения учащихся разного возраста, большим разнообразием в выборе содержания, широтой информации, привлечением специалистов из разных областей, необходимостью установления контактов с другими организациями.

Организационная структура клуба такова: во главе стоит председатель, совет клуба (из руководителей различных секций), члены клуба.

Клубы любителей природы объединяют всех, кто интересуется физической географией, проблемами охраны природы, защиты растений и животных в первую очередь. При организации работы этих клубов в тесном контакте действуют учителя географии и биологии.

Цель работы клуба - систематическое изучение вопросов охраны природы, глубокое осмысливание этих вопросов, приобретение практических навыков и умений по уходу за растениями, животными, по практическому осуществлению охраны природы родного края.

Задача клубной работы состоит в воспитании у учащихся любви к природе, вооружении их научными знаниями, объясняющими, для чего и как охранять природу, привитии навыков самостоятельной и практической работы в природе.

Основные формы занятий школьного клуба - лекции, семинарские занятия, практические работы, просмотры научно-популярных фильмов, конференции, экскурсии и др. Члены клуба готовят рефераты и доклады, проводят беседы с младшими школьниками, читают лекции, выполняют практические работы на местности, организовывают КВНы.

Работа клуба проходит по плану. Заседание клуба осуществляется один раз в месяц. В плане мероприятий указывают сроки и ответственных за их проведение.

Работа клуба играет большую роль в деле воспитания экологической культуры выпускников школы, в профориентационной работе, в воспитании любви к своему родному краю.

Туристско-краеведческие клубы объединяют любителей походов и путешествий, интересующихся природой и историей родного края. Организаторами таких клубов, как правило, бывают учителя географии, истории, физкультуры.

Работа в туристско-краеведческих клубах ведется в течение всего учебного года: турклубы организовывают походы выходного дня, туристские слеты, конкурсы туристской песни, вечера «Знаешь ли ты свой край?» и т.п.

Значение туристско-краеведческих клубов трудно недооценить: они учат ребят бережно относиться к природе, способствуют укреплению их здоровья.

В работе клуба наиболее четко выделяются два направления: спортивный туризм и краеведческая работа во время походов.

К походам следует готовиться в течение всего года. С этой целью проводят занятия, на которых отрабатывают необходимые в походе умения и навыки. Занятия проводит учитель географии совместно с учителем физкультуры. Они знакомят школьников с правилами поведения на маршруте, техникой безопасности в пути, умениями оказать первую медицинскую помощь, ориентированием по местным признакам правилами поведения в природе, разведением костра и т.д. Эти теоретические и практические занятия можно проводить в форме игр, соревнований.

На теоретических занятиях учащимся дают нужные инструкции, которые могут быть помещены на стендах в кабинете географии или в спортивном зале.

Подготовка к походам начинается со знакомства с элементарными правилами. Все эти правила отрабатывают в походах выходного дня. Маршруты походов ребята выбирают вместе с учителем, начиная с наиболее легких.

Цели похода: познавательная, общественно-полезная и оздоровительная. Познавательная цель включает знакомство с достопримечательностями по маршруту следования и комплексные физико-географические наблюдения. Общественно-полезная - сбор краеведческого материала или выполнение заданий других организаций. Оздоровительная цель важна, так как поход проводится в каникулярное время, поэтому учащиеся должны вернуться отдохнувшими.

Учителя географии и физкультуры много делают для подготовки школьников к спортивному ориентированию. Подготовка к соревнованиям по спортивному ориентированию осуществляется в течение довольно продолжительного времени. Большую помощь в этой работе оказывают специальные стенды «Ориентирование на местности» или «Умеешь ли ты ориентироваться?».

Когда школьники приобретут необходимые знания, можно перейти к отработке и закреплению их в виде географических игр, а потом уже переходить к соревнованиям на местности. Игры можно проводить как в помещении, так и на местности, в зависимости от погодных условий.

Туристический слет является завершающим этапом всей туристско-краеведческой работы в школе. В слете участвуют все члены клуба, а также другие учащиеся. Слет проверяет, насколько успешно занимались школьники в клубе, как они овладели необходимыми умениями. Школьные слеты, как правило, продолжаются 1-2 дня.

Клубы интересных встреч отличает разнообразие тематики. В этих клубах принимают участие школьники разного возраста. Основное направление в работе клубов - знакомство с представителями разных профессий, людьми, работавшими за рубежом. Особенно эффективны для пропаганды различных профессий кружковые формы работы или организация специальных клубов: «Юный геолог», «Юный метеоролог» и т. п.

Школьные клубы кинопутешествий объединяют учащихся, которые мечтают о дальних странах. В этих клубах наибольшее распространение получили игровые формы ведения занятий. Учащиеся по очереди выступают в ролях ведущих, журналистов, ученых, путешественников. Каждое занятие клуба обязательно сопровождается показом слайдов, кинофильмов, диафильмов, которые в конце занятия широко обсуждаются.

К работе любого из названных клубов можно привлечь родителей школьников, которые могут быть активными помощниками в походе, почетными гостями клуба интересных встреч и т.п. Работа в контакте с родителями усиливает воспитательный аспект.

При клубной форме работы больше внимания уделяется практической деятельности учащихся, организации их общественно полезного труда и меньше внимания - теоретическим методам работы с литературой, справочниками и т.д.

Географические олимпиады

Одной из важных форм внеклассной работы, способствующей развитию познавательного интереса учеников к географии, является олимпиада. Школьные олимпиады по географии - это массовый вид соревнований учащихся, цель проведения которых - вовлечение большего числа учеников во внеклассную работу по данному предмету, повышение их интереса к географическим знаниям, развитие самостоятельности, совершенствование общеучебных и специфических для географии умений учащихся.

Наряду с развитием познавательного интереса олимпиады позволяют более правильно решать вопрос о выборе учениками географии как дисциплины для более глубокого изучения, что поможет им в дальнейшем определить свою будущую профессию. Следовательно, географические олимпиады служат решению задач профориентационной работы с учащимися. Такая форма проведения внеклассной работы, благодаря массовому участию в ней школьников, помогает изучить постановку географического образования на местах.

Следует отметить, что олимпиады по географии должны подводить итоги всей внеклассной работы по предмету, поэтому проведению их предшествует этап подготовки, что ведет к более четкой организации учебно-воспитательного процесса, к повышению уровня знаний учащихся по данному предмету, к более целенаправленному развитию интереса к географии и познавательной самостоятельности школьников.

Для подготовки к олимпиадам необходимо выпускать стенные газеты с занимательным материалом, публиковать специальные тренировочные вопросы и упражнения, проводить викторины, игры по предмету, со старшеклассниками - географические конференции, приглашать в школу ученых-географов, лекторов

Важным моментом в подготовке олимпиад является составление вопросов и заданий. Основным положением при составлении вопросов является связь с программным материалом по географии. Для выполнения олимпиадных заданий учащиеся используют только те теоретические положения, практические умения, которые определены программой по географии, что позволяет избежать перегрузки школьников. Исходя из специфики предмета, обязательным условием является включение вопросов краеведческого природоохранного характера.

При проведении краеведческих олимпиад необходимо сочетание научности, проблемности и занимательности. Обязательным условием является реализация межпредметных связей с другими предметами. Олимпиады можно проводить в несколько туров.

При организации олимпиад следует учитывать, что задания для них должны быть интересными, содержательными, оригинальными, «нестандартными», заставлять отвечающих применять свои знания в новых условиях, требовать не простого воспроизведения, а глубоких размышлений. Все вопросы для олимпиад должны быть построены таким образом, чтобы принцип научности сочетался с принципом занимательности. Кроме того, должны быть вопросы как на проверку фактов, знание теорий, так и на проверку практических умений школьников.

При подготовке и проведении олимпиады необходимо, чтобы все ее участники находились в равных условиях. Олимпиады должны проводиться между учениками одного возраста. В их содержание нужно включать наряду со сложными заданиями и задания более доступные для большинства участников

Географические вечера

Одной из наиболее распространенных массовых форм внеклассной работы являются географические вечера. Они могут проводиться и как самостоятельные мероприятия, и как составная часть школьной недели географии. Чаще всего тематика географических вечеров связана с какими-либо юбилейными датами истории нашей страны или юбилейными датами родного города.

Тематика вечера обычно определяется учащимися, занимающимися в географических кружках, с помощью учителя. Сценарий могут готовить самостоятельно старшеклассники. Если вечер готовят впервые, основную работу по подготовке сценария выполняет учитель. Работа начинается за 1,5-2 месяца, чтобы можно было без перегрузки подготовить все необходимые материалы, провести репетиции, оформить зал (или кабинет).

Особое место в содержании внеклассной работы уделяется знакомству школьников с жизнью и деятельностью выдающихся ученых - географов, путешественников. Именно эта тематика помогает расширить кругозор школьников, профессионально их сориентировать, развить интерес к географической науке. Образовательно-воспитательное значение такого вечера многоаспектно: это и профессиональная ориентация, и знакомство с историей развития науки.

Проведение конференций по географии

Во внеклассной работе по географии уделяется внимание проведению конференций как одной из форм работы. Это связано с тем, что с их помощью удается глубже изучать интересный и актуальный материал, вовлекать в самостоятельную работу с различными источниками знаний большое количество учащихся, теснее осуществлять связь с учебной работой по предмету, систематизировать и обобщать знания и по другим школьным предметам. Чаще всего конференции проводят с учащимися старших классов.

Конференции по географии, проводимые во внеклассное время, могут различаться по содержанию:

Конференции, обобщающие и систематизирующие знания по программным темам.

Конференции, раскрывающие практическое применение полученных знаний.

Конференции, содержание которых раскрывает жизнь и деятельность великих людей.

Конференции, на которых раскрывается дополнительный материал об объекте или явлении.

Конференции, на которых обобщаются знания межпредметного характера: «Человек и окружающая среда».

Проведению конференций предшествует длительная работа. Обычно за полтора-два месяца до ее начала учитель предлагает учащимся план конференции, список необходимой и дополнительной литературы по проблеме, темы докладов, назначает консультации. Активному вовлечению учащихся в проведение конференции предшествует этап написания рефератов по теме конференции.

Успеху конференции способствуют выставка литературы по данной проблеме, выпуск тематической стенной газеты, обзор по лучшим рефератам, схемы, таблицы, изготовленные учащимися слайды, кинофильмы, способствующие наглядному осмыслению вопроса. Важным воспитательным моментом является приглашение на конференцию передовиков производства, ветеранов войны и труда, ученых, знакомящих школьников с различными проблемами.

Конференции поводятся в форме игр, когда участвующим в них предлагается роль журналиста, посла страны, сотрудника НИИ и т. д. В этом случае учащимся приходится под руководством учителя продумывать вопросы и находить по книгам и журналам ответы на них (пресс-конференция) или же самостоятельно от имени какой-либо организации выступать с докладом и защищать поставленную проблему. Такого рода мероприятия играют большую воспитательную роль. Учащимся приходится отстаивать свои взгляды, мнения, у них формируется активная гражданская позиция, утверждаются коммунистические взгляды. Однако проводить конференции в форме игры можно в том случае, если учащиеся заинтересованы темой и обладают умениями самостоятельной работы. Если учитель сам распределит роли, раздаст необходимый материал, несколько раз отрепетирует «конференцию», польза от такой игры небольшая.

Устный журнал

Проведение устных журналов по географии призвано удовлетворять любознательность учащихся. От других форм внеклассной работы он отличается широтой информации. Устный журнал включает в себя элементы занимательности, наглядности. Устные журналы по географии делятся на 2 типа: тематические, если они раскрывают одну тему, и обзорные, если в них затрагиваются различные вопросы. Обычно устный журнал имеет название «За страницами учебника географии», «Краевед» и т.д. Выпуск одного устного журнала состоит из 5-б страниц, каждая из которых имеет определенное название.

Проведение устного журнала требует от учащихся большой работы. Следует выделить ответственного за каждую страничку, помочь подобрать необходимую литературу, оформить ее в виде сообщения, сценки, монтажа, найти выразительные, яркие иллюстрации. Обычно устный журнал проводит ведущий, который открывает каждую страницу небольшими вступлениями или музыкальной вставкой.

Интересными являются устные журналы, посвященные определенной проблеме, например охране природы. Одну из страничек этого выпуска целесообразно посвятить знакомству с литературой по данному вопросу. Начинается страница обычно со знакомства с автором книги, дается краткая аннотация к ней, затем идут 2-3 сообщения по важнейшим разделам книги. Во многих школах к устному журналу выпускают стенные газеты, плакаты, оформляют выставки книг.

Таким образом, устные журналы - эффективная форма внеклассной работы, способствующая популяризации географии. Эта форма внеклассной работы тесно связана с другими формами: викторинами, конференциями и т. д., они за короткое время дают возможность познакомить учащихся со многими вопросами географической науки.

Географические викторины и игры

Одними из популярных и любимых у учащихся игр являются викторины. Их основная цель - повысить интерес к предмету, закрепить и углубить знания, полученные в процессе обучения географии. Географические викторины считаются универсальной формой внеклассной работы, так как они включаются в проведение географических вечеров, конференций и т.д., кроме того, викторина позволяет охватить значительное количество участников.

Учителю следует помнить, что при проведении викторин следует учитывать возраст учащихся, иначе вопросы будут недоступны для многих из них, а это снизит познавательный интерес.

Географические викторины по географии подразделяются на две группы: тематические и смешанные. К тематическим относят викторины краеведческой тематики. Смешанные викторины содержат вопросы из различных областей географических знаний. Подобные викторины часто проводят на заседаниях географического кружка, во время походов, экскурсий. Смешанные викторины дают возможность расширить кругозор учащихся, проверить их эрудицию.

Наиболее распространенной формой географических викторин является устная викторина. Отвечает тот, кто первым поднимает руку. Основной недостаток устных викторин - неравные условия для участников. Но устные викторины имеют и достоинства: их можно проводить в любых условиях (в классе, походе).

Если есть условия, лучше проводить письменную викторину. Зачитывает вопрос, всем дается одинаковое время на обдумывание вопроса. После каждого ответа ученики ждут следующего вопроса. Для экономии времени участники викторины не записывают вопросы, а проставляют порядковый номер. Если на вопрос ученик затрудняется ответить, то против порядкового номера проставляется прочерк.

Наиболее ответственной работой в подготовке и проведении викторины является составление вопросов. По содержанию и характеру вопросы географической викторины неоднозначны, их можно разделить на группы.

К первой группе относят вопросы на знание фактического материала: где на земном шаре днем можно увидеть Луну и звезды?

Вторая группа вопросов требует от учащихся правильного определения понятий, и, прежде всего, указанных в программе: Чем заповедник отличается от заказника? Что такое карст?

Третья группа вопросов требует знания географической номенклатуры: Какой населенный пункт и в какой стране вырос прямо в море?

Следующая группа вопросов требует сообразительности, определяет кругозор, эрудицию учащихся: в каких морях земного шара вода пресная?

Проведение викторин способствует закреплению знаний учащихся, развивает память учеников. Учитель в результате проведения викторин имеет возможность следить за общим развитием школьников, их начитанностью, любознательностью.

Географические игры позволяют моделировать поисковую деятельность учащихся, направленную на достижение общей значимой цели, получение конкретных результатов.

Во внеклассное время обычно организовывают игры сюжетно-ролевого характера, имитирующие различную деятельность: экспедиции, путешествия, пресс-конференции и т.п. Целью проведения таких игр являются закрепление, углубление, обобщение знаний учащихся, профессиональная ориентация, воспитание активной гражданской позиции. Для проведения и организации сюжетно-ролевой игры необходима значительная подготовка, включающая несколько этапов.

Подготовительный этап. Определение цели, программы, методики проведения игры. Учитель подбирает необходимый материал, знакомит учащихся с замыслом и условиями игры. Учащиеся, получив определенное задание, подбирают необходимую литературу, анализируют ее.

Игровой этап. Учитель играет роль ведущего, являясь одновременно и участником коллективных действий. В начале игры учитель знакомит участников с содержанием, правилами игры, напоминает ее тему и цели. Учащиеся решают поставленные перед ними задачи, разыгрывают ситуации, обдумывают игровые действия. В роли ведущего может быть и ученик.

Заключительный этап. Анализ полученных результатов, выводы на будущее. Особенно важно после каждой игры принять значимое решение.

Не меньшей популярностью пользуется географическая игра «Что? Где? Когда?», которая проводится по аналогии с телепередачей. Основу игры составляют вопросы, традиционные для географических викторин, но организуют это мероприятие несколько иначе. В игре-викторине могут участвовать учащиеся и средних, и старших классов. Сложность вопросов соответствует уровню их общей подготовки. Вопросы для викторины готовят сами учащиеся.

Следующей формой внеклассной работы по географии являются игры-путешествия. В игре принимают участие команды из 10 человек.

У каждого экипажа имеется маршрут путешествия, лучше, если эти маршруты не пересекаются, чтобы на одной станции не скапливалось сразу много играющих. Пункт отправления команд - школа. Здесь они выполняют задание, которое дает им право отправляться в путь. На каждой станции по маршруту следования подготовлены задания для команд. Каждая станция оформляется участниками игры заранее. Каждая команда получает маршрутный лист, по которому передвигается от станции к станции, где выполняет задания ведущего.

Неделя географии в школе

Неделя географии в школе является комплексным мероприятием, сочетающим в себе разнообразные формы внеклассной работы: вечера, конференции, смотры-конкурсы географических знаний, конкурсы газет, рефератов и т. д.

Своеобразие недели географии заключается в том, что она включает в себя индивидуальную, групповую, массовую работу по предмету, привлекает школьников познавательной стороной, эмоциональностью, возможностью проявить себя. Основная задача проведения недели географии - развитие интереса у учащихся к географии, профессиональная ориентация на географические профессии, воспитание любви к своей Родине.

В неделю географии включают следующие мероприятия:

  • 1) подготовку и оформление плана проведения недели;
  • 2) подготовку и проведение дня географии в каждом классе;
  • 3) конкурс рефератов по географии;
  • 4) выпуск тематических стенных газет, конкурс на лучшую стенную газету;
  • 5) проведение экскурсий в музеи, на предприятия, в институты, на метеостанции;
  • 6) демонстрации кинофильмов;
  • 7) проведение географических вечеров, игр;
  • 8) проведение конференций по географии;
  • 9) встречи с интересными людьми.

План проведения недели географии в школе вывешивают в вестибюле обычно за две недели до начала праздника. При подготовке к неделе географии каждый класс получает задания.

Каждая неделя географии имеет свою тематику, например, «Природа и искусство», «Наука на страже природы» и др.

Программа недели географии зависит от конкретных возможностей школы и может включать в себя различные формы. Это может быть лекторий для учащихся разного возраста, где учителя, родители или сами учащиеся читают лекции и проводят беседы на темы: «Своеобразие природы нашего края», «У карты мира».

Могут быть организованы диспуты, на которых обсуждают наиболее актуальные проблемы о взаимоотношении природы и общества, о действенности и необходимости географических знаний. Диспуты дают возможность вырабатывать у учащихся способность аргументированно и последовательно отстаивать свои взгляды. Предметом диспута может быть прочитанная книга, статья по географии, вызывающая различные суждения. Обычно обсуждение преследует утверждение какой-то важной идеи. В заключение диспута подводят итоги дискуссии, утверждают главную идею. Чтобы у учащихся не пропал интерес к диспутам, не надо критиковать неудачные суждения, указывать на допущенные ошибки, но обращать внимание всех на наиболее меткие суждения, логику изложения, аргументацию выводов.

Неделю географии в школе следует максимально использовать для пропаганды научно-популярной, художественной литературы, которая оказывает влияние на формирование мировоззрения, познавательных интересов учащихся, возбуждает интерес к науке, оказывает влияние на выбор профессии.

Опытный методист Е.Д. Воробьева писала: «Свою внеклассную работу по географии я начинаю с организации внеклассного чтения. Через книгу, скорее всего можно узнать учеников, их интересы, стремления, мечты. Учащиеся любят и интересуются географией, и учитель должен всеми силами и возможностями поддерживать этот интерес через хорошую географическую книгу».

Основными формами внеклассного чтения географической литературы являются коллективное чтение, написание отзывов и аннотаций на прочитанные книги, обсуждение их, читательские конференции, игры с привлечением прочитанных книг. Необходимым условием организации внеклассного чтения являются беседа и обсуждение прочитанного учащимися.

Темы читательских конференций по географии могут быть различны. Они могут быть направлены на обсуждение одной книги или двух-трех по одной проблеме. Конференции дают возможность увязать программный географический материал с интересами учащихся, современными географическими проблемами.

Конкурсы рефератов по различным проблемам географии способствуют повышению качества знаний учащихся, знакомству с научно-исследовательской работой по географии, выбору профессии, связанной с географией и смежными с ней областями.

Для организации конкурса учитель предварительно должен провести определенную работу. Прежде всего, в стенной газете необходимо рассказать о проведении конкурса, указать основные темы рефератов.

Каждый школьник, готовящий реферат по географии, должен иметь научного консультанта и рецензента. Ими могут быть учитель географии, учитель смежных предметов, если тема реферата межпредметного характера, родители учеников и т. д.

Реферат должен сопровождаться рецензией. Защищающий реферат должен кратко (в течение 5-7 мин) сообщить основные положения работы, используя при этом схемы, графики, фотографии, слайды, таблицы.

Темы рефератов должны быть актуальными, а также связаны с работой со статистическим и краеведческим материалом, работой непосредственно в природе.

В число мероприятий, проводимых в рамках недели географии, входят вечера, конференции, диспуты, олимпиады.

Подводя итоги вышесказанному, отметим, что обязательными условиями, обеспечивающими успех в проведении недели географии, являются:

  • а) четкое и своевременное планирование всех мероприятии недели;
  • б) опора при организации и проведении мероприятий на актив учащихся разных классов, работающих в географических кружках, клубах и т. д.;
  • в) установление связей с учителями других предметов (истории, биологии, рисования, музыки, труда и т.д.), с родителями и шефами;
  • г) выбор посильных заданий для участников разного возраста;
  • д) сочетание различных форм и методов работы.

Важно из всего многообразия внеклассных мероприятий выбрать самые интересные для учащихся школы.

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение –

Чемерновская средняя общеобразовательная школа

Рассмотрено. Согласовано. Утверждаю.

Руководитель Заместитель Директор школы

методического директора по УВР

объединения учителей ________/Цыбанова Л.А./ ________ /Швед А.К./

естественного цикла

_______ /Носова М.В./ Приказ № ________

Протокол №______ «____» ………….. 2017 г.

от «___» ………… 2017 г. от «____» сентября 2017 г.

Рабочая программа курса

«ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ ГЕОГРАФИЯ»

для 5 класса

на 2017 / 2018 учебный год

Направление внеурочной деятельности: общеинтеллектуальное

Составитель программы:

Рылина Елена Константиновна

учитель географии

2017 год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Богатое содержание курса географии предоставляет большие возможности для организации разнообразной деятельности, как на уроке, так и внеурочное время. Внеурочная работа способствует улучшению учебной мотивации и развитию познавательных интересов учащихся. Соединение практической и интеллектуальной деятельности способствует умственному развитию учащихся, является средством укрепления здоровья и рационального использования свободного времени, воспитывает культуру интеллектуального труда. У ребят формируется потребность применять знания в повседневной жизни.

Настоящая программа предназначена для организации обучения основам географических знаний учащихся. Эта программа особенно актуальна если на изучение основного предмета в 5 классе в школьном учебном плане дан 1 час в неделю. Это первый год изучения географии обучающимися и то, как они освоят предмет и научатся применять полученные знания зависит дальнейшее понимание предмета.

Участие школьников в занятиях курса открывает широкие возможности для формирования практических навыков работы с картой, книгой и другими источниками информации, а коллективная работа над творческими проектами и исследованиями является важным моментом этой деятельности, помогает легче освоить и хорошо запомнить научную информацию, формирует коллектив единомышленников, учит детей общаться со сверстниками, отстаивать свою точку зрения.

Программа внеурочной деятельности “Занимательная география” по обще-интеллектуальному направлению разработана для занятий обучающихся 5- 6 класса в соответствии с новыми требованиями ФГОС ООО.

Цель изучения курса «Занимательная география» - воспитание творческой личности, способной к успешной самореализации в современном мире, через целенаправленное приобщение к географической культуре.

Задачи :

    создание условий для формирования и развития у учащихся интереса к изучению предмета география;

    формирование умения самостоятельно приобретать и применять на практике знания по теории предмета;

    развитие творческих способностей учащихся, коммуникативных навыков по умению работать в группе, отстаивать свою точку зрения;

    обучение учащихся приемам и правилам ведения дискуссии, аргументировано высказывать свое мнение и внимательно слушать мнение собеседника.

    развитие наблюдательности, исследовательских навыков, любви к природе и гуманного отношения к окружающему миру.

Режим занятий : курс «Занимательная география» рассчитан на 17 часов.

Результаты освоения курса внеурочной деятельности

В соответствии с ФГОС, личностными результатами обучения внеурочной деятельности «Занимательная география» является формирование всесторонне образованной, инициативной и успешной личности, обладающей системой современных мировоззренческих взглядов, ценностных ориентаций, идейно-нравственных, культурных и этических принципов и норм поведения.

Формирование личностных результатов выражает:

– умение формулировать своё отношение к актуальным проблемным ситуациям;

– умение толерантно определять своё отношение к разным народам;

– умение использовать географические знания для адаптации и созидательной деятельности.

Метапредметными результатами изучения внеурочной деятельности «Занимательная география» является формирование универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД выражаются в способности к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений, умении управлять своей познавательной деятельностью; умении организовывать свою деятельность, определять ее цели и задачи, выбирать средства реализации цели и применять их на практике, оценивать достигнутые результаты.

Формированию регулятивных УУД служат технология проблемного диалога и технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).

Познавательные УУД :

– формирование и развитие посредством географического знания познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся;

– умения вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, её преобразование, сохранение, передачу и презентацию с помощью технических средств и информационных технологий.

Результатом формирования познавательных УУД являются:

– осознание роли географии в познании окружающего мира и его устойчивого развития;

– освоение системы географических знаний о природе, населении, хозяйстве мира и его отдельных регионов, на основе которых формируется географическое мышление учащихся;

– использование географических умений для анализа, оценки, прогнозирования современных социоприродных проблем и проектирования путей их решения;

– использование карт как информационных образно-знаковых моделей действительности.

Коммуникативные УУД:

Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.).

Отстаивая свою точку зрения, приводить аргументы, подтверждая их фактами.

В дискуссии уметь выдвинуть контраргументы, перефразировать свою мысль (владение механизмом эквивалентных замен).

Учиться критично относиться к своему мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения (если оно таково) и корректировать его.

Понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты; гипотезы, аксиомы, теории.

Уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми иных позиций.

Средством формирования коммуникативных УУД служат технология проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог) и организация работы в малых группах, а также использование на уроках элементов технологии продуктивного чтения.

Предметными результатами изучения внеурочной деятельности «Занимательная география» являются следующие умения:

– осознание роли географии в познании окружающего мира:

– объяснять роль различных источников географической информации.

– освоение системы географических знаний о природе, населении, хозяйстве мира:

– объяснять географические следствия формы, размеров и движения Земли;

– формулировать природные и антропогенные причины изменения окружающей среды;

– выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений.

– использование географических умений:

– находить в различных источниках и анализировать географическую информацию;

– составлять описания различных географических объектов на основе анализа разнообразных источников географической информации;

– применять приборы и инструменты для определения количественных и качественных характеристик компонентов природы.

– использование карт как моделей:

– определять на карте местоположение географических объектов.

– понимание смысла собственной действительности:

– определять роль результатов выдающихся географических открытий;

– использовать географические знания для осуществления мер по сохранению природы и защите людей от стихийных природных и техногенных явлений;

– приводить примеры использования и охраны природных ресурсов, адаптации человека к условиям окружающей среды.

Краткая характеристика содержания

Формы организации и виды деятельности

Каменная летопись планеты

Эндогенные и экзогенные процессы, метеориты и астероиды – создатели каменной летописи. Башня Дьявола – самая причудливая из скал Запада США. Священная гора Улуру в самом сердце Австралии. Причудливый ландшафт и пещерные комплексы в горах Каппадокии (Турция). Долина привидений горы Демерджи в Крымских горах.

: коллективная, работа в парах, индивидуальная.

Виды деятельности : беседа, создание памяток, изучение памятки, выполнение аналитических, практических заданий, представление индивидуальных заданий, защита индивидуальных мини-проектов, дискуссия, просмотр/подготовка презентации и др.

В мире песка и камня

Что такое пустыня. Как образовались пустыни. Какие бывают пустыни. Где расположены самые известные пустыни мира. Свирепые ветры пустынь. Вода и жизнь в пустыне. Пустыни мира: Сахара, Намиб, Пустыня Кающихся Грешников, Гоби, Высокогорные пустыни Азии и Южной Америки

Формы организации деятельности

Виды деятельности : просмотр видеофрагментов, творческие и аналитические задания, просмотр/подготовка презентации, работа с иллюстративным материалом, защита индивидуальных мини-проектов, игровые упражнения и др.

Каньоны мира

Почему и где образуются Каньоны. Самый величественный каньон мира – Колорадо. Жизнь в Большом Каньоне. Как открыли Большой Каньон.

Формы организации деятельности : коллективная, работа в парах, индивидуальная, групповая.

Виды деятельности

В мире падающей воды

Водопад Анхель – самый высокий водопад мира. Водопад Йосемитский в сердце гор Сьерра – Невада. Самые широкие водопады мира. Как и когда возник Ниагарский водопад. Водопады Игуасу, Гуаира, Виктория. Другие водопады мира. Карельский водопад Кивач. Сказочные падуны Сибири и Дальнего Востока. Культ и праздники водопадов.

Формы организации деятельности : коллективная, работа в парах, индивидуальная, групповая.

Виды деятельности : защита творческого проекта, редактирование, исследовательские и занимательные упражнения, просмотр/подготовка презентации и др.

В мире мрака и безмолвия

Пещеры священные, легендарные, таинственные. Сокровища пещер. Пещерные города. Сказочный мир подземных дворцов, сталактиты, сталагмиты, сталагнаты, геликтиты. Пещерная система Флинт – Мамонтова – самая длинная в мире. Пещера Оптимистическая – вторая в мире по общей длине ходов и первая среди пещер в гипсовых породах.

Глубочайшие пропасти планеты. Пещеры России: Конституционная, Сумганская, Большая Орешная, Торгашенский провал, пещера Макрушинская. Жители подземелий – троглобионты. Что такое клаустрофобия. Пещеры и полезные ископаемые.

Формы организации деятельности : коллективная, работа в парах, индивидуальная, групповая.

Виды деятельности : защита творческого проекта, просмотр/подготовка презентации, просмотр и анализ фидеофрагментов, игровые упражнения и др.

Что такое лёд и в чём его уникальность. Сколько же льда на Земле? Формы оледенения: наземная, подземная, морская. Ледники Гренландии. Ледники Антарктиды. Айсберги. Великие оледенения прошлого: окское, днепровское, московское, валдайское.

Формы организации деятельности : коллективная, работа в парах, индивидуальная, групповая.

Виды деятельности : защита творческого проекта, просмотр/подготовка презентации, просмотр и анализ фидеофрагментов, игровые упражнения и др.

Тематическое планирование

Тема

Кол-во часов

Каменная летопись планеты

В мире песка и камня

Каньоны мира

В мире падающей воды

В мире мрака и безмолвия

Этот удивительный ледяной мир

Календарно-тематическое планирование

№ урока в теме

Тема занятия

Кол-во часов

Каменная летопись планеты

Башня Дьявола – самая причудливая из скал Запада США.

Священная гора Улуру в самом сердце Австралии.

Причудливый ландшафт и пещерные комплексы в горах Каппадокии (Турция).

Долина привидений горы Демерджи в Крымских горах

В мире песка и камня

Что такое пустыня. Как образовались пустыни. Какие бывают пустыни.

Пустыни мира: Сахара, Намиб, Пустыня Кающихся Грешников, Гоби, Высокогорные пустыни Азии и Южной Америки.

Защита творческого проекта.

Каньоны мира

Самый величественный каньон мира – Колорадо. Жизнь в Большом Каньоне.

В мире падающей воды

Водопад Анхель – самый высокий водопад мира

Как и когда возник Ниагарский водопад.

Карельский водопад Кивач.

В мире мрака и безмолвия

Пещерная система Флинт – Мамонтова – самая длинная в мире.

Пещера Оптимистическая – вторая в мире по общей длине ходов и первая среди пещер в гипсовых породах.

Пещеры России: Конституционная, Сумганская, Большая Орешная, Торгашенский провал, пещера Макрушинская.

Этот удивительный ледяной мир

Что такое лёд и в чём его уникальность. Сколько же льда на Земле?

Ледники Гренландии. Ледники Антарктиды. Айсберги

Защитатворческого проекта

Защитатворческого проекта

Описание учебно – методического и материально-технического обеспечения:

1.Пичугин Б.В. ФисуненкоО.П. Школьные геологические экскурсии –М. «Просвещение» 1981г.

2.Разумовская О.К. Веселая география –Ярославль «Академия развития»1997г.

3.. Новенко Д.В. Практические работы на местности –М. «Дрофа» 1997г.

4. Клюшникова Н. М «Внеклассная работа по географии, - «Корифей», Волгоград,2000

5. Настольная книга учителя географии. / Составители Н.Н.Петрова, В.И.Сиротин.М.:ООО «Издательство Астрель».2002-302 с.:ил/

6. Предметная неделя географии в школе Серия: Библиотека учителя

7. География:\"Раннее развитие детей\" - География детям
Сайт:http://www.danilova.ru

9. География:Энциклопедическая библиотека.
Сайт:http://megacollection.ru

Рабочая программа кружка «Олимп» для 8-9 классов

1. Пояснительная записка.

1.1. Обоснованность и цели учебного предмета, курса

Данная программа разработана для учащихся 8-10 классов.

Основные цели курса: углубление знаний по школьному курсу географии, формирование умений применять географические знания на практике, в нетиповых ситуациях, при решении заданий повышенной сложности.

Задачи кружка «Олимп»:

1.Усилить интерес к предмету, повысить познавательную активность учащихся.

2.Развивать у школьников склонность к научному анализу (умение мыслить логически, делать собственные заключения и прогнозы), творческому мыщлению.

Задания различного уровня формируются в блоки по основным темам и прорешиваются после повторения теоретического материала. Олимпиадные задания усложняют базовые знания, облекают их в более занимательную форму. При решении заданий вырабатывается нестандартный подход к проблеме, комплексность мышления, способность к самостоятельным выводам.

Курс реализуется в 8-9 классах с нагрузкой 1 ч в неделю (34 часа в год).

Содержание программы:

План и карта. Карты. Картографические проекции. Форма, размеры и движение Земли. Решение олимпиадных заданий.

Тектоника и рельеф Земли. Тектоника и рельеф Земли. Решение олимпиадных заданий.

Погода и климат. Общая циркуляция атмосферы. Типы климатов мира. Решение олимпиадных заданий.

Гидросфера. Мировой океан и воды суши. Решение олимпиадных заданий.

Биосфера. Природная зональность мира и географическая оболочка. Решение олимпиадных заданий.

Физико- географический обзор южных материков. Физико- географический обзор северных материков. Решение олимпиадных заданий.

Физико-географический обзор России. Общая характеристика природы России. Физико-географическая характеристика регионов РФ. Решение олимпиадных заданий.

Население России. Население России. Решение олимпиадных заданий.

Хозяйство России. ТЭК. Металлургический комплекс. Машиностроительный комплекс. Химико- лесной комплекс. АПК. Инфраструктурный комплекс. Решение олимпиадных заданий.

Хозяйство регионов России. Центральная Россия. Европейский Север. Европейский Юг. Поволжье. Урал. Восточный макрорегион. Решение олимпиадных заданий.

Методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности : словесные (рассказ, диалог), наглядные (иллюстрационные и демонстрационные с привлечением ИКТ, различных источников географической информации), практические (разбор учебных и олимпиадных заданий), проблемно-поисковые и исследовательские под руководством преподавателя и самостоятельной работой учащихся.

1.2. Предполагаемые результаты освоения курса

Предметные действия:

Научиться извлекать информацию из карт атласа, научиться читать план

Выделять, описывать, объяснять признаки географических объектов и явлений

Личностные действия:

Формирование мотивации учебной деятельности к исследовательской деятельности

Формирование познавательного интереса к предмету исследования

Коммуникативные:

Учитывать различные мнения, аргументировать свое мнение

Познавательные:

Уметь объяснять взаимосвязи, устанавливать причинно-следственные связи

Уметь анализировать, сравнивать, классифицировать, обобщать факты

Преобразовывать информацию из одного вида в другой

Решать олимпиадные задания

Регулятивные:

Планировать свои действия в соответствии с поставленной целью

Самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, искать и выделять необходимую информацию

Применять методы информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств

Самостоятельно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных задач

п/п

дата

Поурочное планирование

Тема занятия

Всего часов

Практическая часть программы и использование ИКТ, РК

Контроль

План и карта. Карты. Картографические проекции.

Решение задач по картам и планам

Выполнение олимпиадных заданий.

Контроль

Форма, размеры и движение Земли.

Решение задач по теме

Выполнение олимпиадных заданий.

Выполнение олимпиадных заданий.

Контроль

Тектоника и рельеф Земли.

РК

Выполнение олимпиадных заданий

Контроль

Погода и климат. Общая циркуляция атмосферы.

РК Повторение и углубление теоретических знаний

Типы климатов мира.

Повторение и углубление теоретических знаний

Выполнение олимпиадных заданий.

Выполнение олимпиадных заданий.

Контроль

Гидросфера . Мировой океан и его части.

РК Повторение и углубление теоретических знаний

Выполнение олимпиадных заданий.

Выполнение олимпиадных заданий.

Контроль

Биосфера. Природные зоны мира и

географическая оболочка.

РК Повторение и углубление теоретических знаний

Выполнение олимпиадных заданий.

Выполнение олимпиадных заданий.

Контроль

Физико-географический обзор материков.

Обзор южных материков.

Повторение и углубление теоретических знаний

Обзор северных материков.

Повторение и углубление теоретических знаний

Выполнение олимпиадных заданий.

Выполнение олимпиадных заданий.

Контроль

Физико-географический обзор России . Общая характеристика природы.

Повторение и углубление теоретических знаний

Физико-географическая характеристика регионов РФ.

РК Повторение и углубление теоретических знаний

Выполнение олимпиадных заданий.

РК Выполнение олимпиадных заданий.

Контроль

Население России.

РК Повторение и углубление теоретических знаний

Выполнение олимпиадных заданий.

Выполнение олимпиадных заданий.

Контроль

Хозяйство России. Общая характеристика. ТЭК.

РК Повторение и углубление теоретических знаний

Металлургия РФ.

Повторение и углубление теоретических знаний

Машиностроительный комплекс.

РК Повторение и углубление теоретических знаний

Химико- лесной комплекс.

РК Повторение и углубление теоретических знаний

АПК.

РК Повторение и углубление теоретических знаний

Инфраструктурный комплекс.

Повторение и углубление теоретических знаний

Выполнение олимпиадных заданий.

РК Выполнение олимпиадных заданий.

Контроль

Хозяйство регионов РФ. Центральная Россия.

Повторение и углубление теоретических знаний

Европейский Север.

Повторение и углубление теоретических знаний

Европейский Юг.

Повторение и углубление теоретических знаний

Поволжье. Урал.

РК Повторение и углубление теоретических знаний

Восточный макрорегион.

Повторение и углубление теоретических знаний

Выполнение олимпиадных заданий.

РК Выполнение олимпиадных заданий.

Контроль

Список учебно-методической литературы:

1. Болысов С.И., Гладкевич Г.И., Зубаревич Н.В., Фетисов А.С. Пособие по географии для поступающих в вузы.- М.: ЧеРо, Genius loci ? 1995.-159 с.

2. География, экология, природопользование: Республиканские школьные олимпиады 2000-2005 гг.: Учебно-методическое пособие. Сост. Кудрявцев А. Ф., Малькова И.Л. Ижевск, УдГУ, 2006.-132 с.

3. Задачи по географии: Пособие для учителей под редакцией А.С. Наумова.- М.: МИРОС, 1993.-192с.

4. Курашева Е.М. География.9-10 кл.Задания на определение географических объектов.-М.: Дрофа, 2011.-106с.

5. Олимпиады по географии. 6-11 кл.: методическое пособие/Под редакцией О.А. Климановой, А.С. Наумова.- 3-е изд., стереотип.- М.: Дрофа, 2004.-205 стр.

6. Пармузин Ю.П., Карпов Г.В. Словарь по физической географии.-М.: Просвещение, 1994.-367 с.

7. Физическая география: Справочное пособие для подготовительных отделений вузов. Под редакцией К.В. Пашканга.-М.: Высш. Шк., 1991.-286 с.



Просмотров