Социальная защита. Система социальной защиты населения в современной россии. Выплаты приемным родителям, опекунам и попечителям

Совокупность средств и мероприятий, направляемых на охрану прав граждан РФ, а также удовлетворение их социальных нужд называется социальной защитой населения России. Ее проблемы в 2019 по-прежнему остаются актуальными, что напрямую связано с недостаточным финансированием данной сферы, пробелами в законодательстве и прочими аспектами. Несмотря на трудности, можно наблюдать положительные изменения.

Проблемы социальной защиты населения России в 2019 году

Соцобеспечение появилось на территории России два века тому назад. Уже изначально оно подразумевало создание государственной системы, ответственной за обслуживание, а также материальную поддержку стариков, больных людей, больших семей. Финансирование происходило за счет поступлений из т. н. фондов потребления.

Наряду с и инвалидности, соцобеспечение предусматривало выдачу специальных пособий роженицам, ухаживающим за младенцами женщинам (до 1-го года), гражданам, внезапно потерявшим трудоспособность или кормильца. Были разработаны программы по созданию учреждений типа домов для престарелых, сиротских приютов. Со временем первоначальные функции системы соцобеспечения несколько трансформировались, хотя львиная доля ее элементов мигрировала в современный аппарат соцзащиты.

Под политикой социальной защиты 2019 г. нужно понимать систему законодательных актов, мер и норм, которые применяются правительством для создания благоприятных жизненных условий для граждан, гарантии государственной поддержки на случай повышенных социальных рисков. Последние означают опасность возникновения обстоятельств, которые потенциально могут нанести серьезный ущерб благополучию человека из-за не зависящих от него факторов :

  • увольнения;
  • потери кормильца;
  • инфляции;
  • необратимых последствий возрастных изменений;
  • получения травм;
  • возникновения психических или соматических патологий, провоцирующих стабильную/преходящую нетрудоспособность и т. д.

В 2019 году система социальной защиты населения будет опираться на целый комплекс принципов, среди которых адресность попечительства, уважение к личности каждого гражданина, гибкость, законность и др.

В особом внимании соцслужб нуждаются инвалиды, безработные, дети-сироты, пенсионеры, матери-одиночки, военные ветераны, неполные семейства и др. Им положена всесторонняя помощь. Ее суть разъясняется в ФЗ от 17.07.1999 N 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» (ред. 01.01.2018):

«Государственная социальная помощь – предоставление малоимущим семьям, малоимущим одиноко проживающим гражданам, а также иным категориям граждан, указанным в настоящем Федеральном Законе, социальных пособий, социальных доплат к пенсии, субсидий, социальных услуг и жизненно необходимых товаров».

В РФ за данную сферу отвечает Министерство труда и соцзащиты. Ее стратегия осуществляется благодаря функционированию органов социальной защиты. В 2019 году по этому направлению действуют, например, такие организации, как Ассоциация соцслужб, Пенсионный фонд и др.

Положительным результатом стараний соцработников считается удовлетворение острых нужд и улучшение финансового состояния граждан, повышение средней продолжительности их жизни, минимизация уровня заболеваемости, наркомании, подростковой преступности и пр.

Изменения в системе социальной защиты в 2019 году

Социальная защита населения РФ в 2019 г. реализуется по-разному. Государство предоставляет одноразовые выплаты, регулярно начисляемые пособия, субсидии. Выдаются бесплатно школьные завтраки или обеды, гуманитарная помощь – поставка одежды, игрушек, продовольствия. Помощь, положенная очутившимся в затруднительном финансовом положении людям, осуществляется посредством применения средств из общих налоговых поступлений. Поддержка предусмотрена также для тех членов общества, реальная ежемесячная прибыль которых не соответствует параметрам действующей прожиточной нормы.

Помощь также может выражаться в прямом обслуживании лиц, лишившихся способности самостоятельно за собой ухаживать, подразумевает оказание врачебного (медсестринского), бытового, юридического сервиса на дому.

Предоставление услуг и привилегий гражданам на основе принципа распределения по потребностям называется социальной гарантией. Правительством РФ такими признаны, например:

  • безвозмездный медицинский сервис;
  • равноправный доступ к образованию;
  • закрепление обязательного зарплатного минимума;
  • пособия инвалидам, сиротам, неполным семействам;
  • выплата денег при рождении ребенка.

Особой вариацией гарантий являются льготы. Их назначают отдельным категориям населения – инвалидам, участникам военных операций, ветеранам труда, детям-сиротам и др. Льготники ежемесячно получают пенсии. Эти люди могут безвозмездно пользоваться общественным транспортом (автобусами, электричками, трамваями, троллейбусами), бесплатно получать некоторые медикаменты при необходимости, путевки на курорты (по показаниям).

Соцстрахованием называют государственную/частную систему предоставления денежной помощи. Она выделяется из специальных платежей (принудительных или добровольных), при соблюдении равновесия между масштабами (ценой) услуги и размерами осуществленного вклада. Финансы поступают из фондов, сформированных за счет взносов работодателей и работающих лиц, правительственных субсидий.

Выполнение программ соцзащиты осуществляется посредством соблюдения определенных принципов. Во-первых, это принцип сочетания мер государственной политики и актов благотворительности, которая опирается на общепринятые ценности гражданской солидарности, сочувствия, взаимовыручки. Во-вторых, это принцип «гибкости», который означает рациональную смену ключевых приоритетов социальной стратегии во время переломного периода, дефицита финансов.

Качественные изменения в социальной защите в 2019 году будут происходить регулярно, правительство планирует внедрение инновационных техник, способов оптимизации работы.

Социальная защита военных пенсионеров, инвалидов и детей в 2019 году

Социальная защита военных пенсионеров в 2019 году предусматривает повышение выплат при возрастании понижающего коэффициента до 58%. По прогнозам, годовая выплата должна подняться на 12% (при инфляции 8%). Те граждане, которые во время несения военной службы получили ранения (травму) и имеют статус военного инвалида, также будут обеспечены пенсионной прибавкой. Размер последней составит 100% от величины пенсии.

В сфере социальной защиты инвалидов в 2019 году также ожидаются положительные изменения. С 1 января люди, получившие группу инвалидности, могут претендовать на сопровождение. Это услуга будет оказываться соцработниками, сотрудниками сервисных служб по программе соцобеспечения инвалидов. Принципиально новым направлением работы по реализации доступности услуг станет развитие диспетчерских пунктов связи для инвалидов по слуху. Людям будет оказано активное содействие по поводу обращения к экстренным службам, регистрации заявок на прием к доктору.

В 2019 году принципы социальной защиты детей и женщин будут пересмотрены. Правительство обещает:

  • повышение ежемесячных пособий на 3-го родившегося ребенка;
  • подтверждение права подростков на бесплатное обучение в вузах;
  • увеличение размеров денежной помощи по факту рождения малыша, ухода за ним.

2018 год ознаменуется расширением графика проведения различных мероприятий, имеющих воспитательный, развивающий, культурный, обучающий характер. Для участия в подобных акциях будут массово привлекаться ребята из многодетных, неполных, неблагополучных семей.

Итак, социальная защита России в текущем 2019 году будет нацелена на реализацию необходимых условий для улучшения демографической обстановки и уровня жизни населения в целом. Первостепенными задачами данной стратегии являются преодоление безработицы, финансовая поддержка многодетных семейств, обеспечение справедливого доступа граждан к образованию, гарантия соблюдения прав взрослых граждан, детей, предоставление льгот и т. д.

Государственная социальная помощь в соответствии с Национальным стандартом РФ ГОСТ Р 52495-2005 "Социальное обслуживание населения. Термины и определения", утвержденным приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 30.12.2005 г. N 532-ст - это "социально-экономическая услуга, состоящая в предоставлении клиентам денежных средств, продуктов питания, средств санитарии и гигиены, средств ухода за детьми, одежды, обуви и других предметов первой необходимости, топлива, а также специальных транспортных средств, технических средств реабилитации инвалидов и лиц, нуждающихся в постороннем уходе".

Государственная социальная помощь предназначена прежде всего для малоимущих граждан, малоимущих одиноко проживающих граждан и иных категорий граждан, предусмотренных Федеральным законом от 17 июля 1999 г. N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи" .

Вот некоторые виды социальной материальной помощи, установленные законодательно в настоящее время на федеральном уровне:

  • Материальная помощь на первоначальное обзаведение хозяйством гражданам, работавшим до призыва на военную службу и принятым в течение года на прежнее место работы впервые после увольнения с военной службы
    • Не менее 500 руб.
    Основание для назначения:
    • Пункт 5 статьи 23 Федерального закона от 27 мая 1998 г. №76-ФЗ "О статусе военнослужащих"
    • Постановление Правительства Российской Федерации от 25 ноября 1998 г. N 1394
  • Социальный контракт
    • Договор о взаимных обязательствах между малоимущей семьей (гражданином) и органами социальной защиты населения по месту жительства или месту пребывания, заключаемый в целях стимулирования активных действий по преодолению трудной жизненной ситуации.
    Основание:
    • Статья 8.1 Федерального закона от 17 июля 1999 г. N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи"

Материальная помощь предоставляется гражданам, находящимся в трудной жизненной ситуации, в виде денежных средств, продуктов питания, средств санитарии и гигиены, средств ухода за детьми, одежды, обуви и других предметов первой необходимости, топлива, а также специальных транспортных средств, технических средств реабилитации инвалидов и лиц, нуждающихся в постороннем уходе. Основания и порядок предоставления материальной помощи устанавливаются органами исполнительной власти субъектов РФ.

На региональном уровне социальная материальная помощь носит адресный характер и является важной составляющей господдержки малоимущих семей и граждан, оказавшихся в трудной жизненной ситуации.

Так, в соответствии с Законом Московской области от 16.05.2002 № 39/2002-ОЗ "О размере государственной социальной помощи в Московской области" социальная материальная помощь оказывается малоимущим семьям, малоимущим одиноко проживающим гражданам, которые по независящим от них причинам имеют среднедушевой доход ниже величины прожиточного минимума, установленной в Московской области.

При этом размер государственной социальной помощи для малоимущей семьи или малоимущего одиноко проживающего гражданина не может быть менее 300 руб., не более 1000 руб. в месяц или 6 000 руб. за календарный год.

Материальная помощь за счет средств областного бюджета оказывается гражданам, имеющим место жительства в Московской области и находящимся в трудной жизненной ситуации, в следующих размерах:

  • малоимущим одиноко проживающим гражданам - до 10,0 тыс. руб.;
  • малоимущим семьям - до 7,0 тыс. рублей на каждого члена семьи.

В случае имущественных и других потерь:

  • одиноко проживающим гражданам - до 50,0 тыс. рублей;
  • семьям - до 30,0 тыс. рублей на каждого члена семьи.

В целом же, материальная помощь гражданам, которые имеют статус малоимущих, конечно, мала - от 500 рублей до 3 тысяч рублей в год. Поддерживать материальное положение целый год на такие деньги совершенно нереально.

Но надо иметь ввиду, что порядок выплаты социальной материальной помощи и ее размер в последнее время претерпел серьезные изменения.

С 2011 года в нашей стране проводится эксперимент в 17 регионах по заключению с государством социальных контрактов. Социальный контракт - это трехсторонний договор о взаимных обязательствах между малоимущей семьей, органами социальной защиты населения и администрацией муниципального образования. Его цель - предоставление адресной социальной помощи в виде денежных выплат, социальных услуг или натуральной помощи.

Подробнее познакомиться с правилами назначения, категориями получателей и размерами социальной материальной помощи в своем регионе проживания можно в разделе "

Тяпкина Екатерина Юрьевна

специалист по социальной работе с молодежью Комитет по культуре, делам молодежи и спорту администрации г/о Домодедово г/о Домодедово, Российская Федерация

Аннотация: В статье представлен анализ составляющих системы социальной защиты населения в современных условиях российской действительности. Представлены основные направления развития системы социальной защиты населения, а также выявлены актуальные проблемы.

Ключевые слова: социальная защита, социальные проблемы, социальное обслуживание, система социальной защиты

The system of social protection of population in modern Russia

Tyapkina Ekaterina Yurievna

specialist social work with youth The Committee on culture, Affairs of youth and sports g/o Domodedovo, Russian Federation

Abstract: the article presents the analysis of the components of the system of social protection of the population in modern conditions of Russian reality. The basic directions of development of system of social protection of the population and also identified current problems.

Keywords: social protection, social issues, social services, social protection system

Российская Федерация в настоящий момент переживает переходный период, который характеризуется экономическим кризисом, безработицей, повышением цен на продукты питания и медикаменты. Безусловно, населению, а особенно его самым незащищенным слоям, необходима помощь. Помощь со стороны государства должна оказываться путем комплексного содействия человеку в решении его актуальных проблем и предотвращения появления новых.

Конституция Российской Федерации 1993 года провозгласила Россию социальным государством. Поэтому в статье 7 закреплены основные направления политики Российской Федерации, которые заключаются в создании условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В части 2 той же статьи перечислены обязанности Российской Федерации как социального государства:

  • охрана труда и здоровья людей;
  • установление гарантированного минимального размера оплаты труда;
  • обеспечение государственной поддержки материнства, отцовства, инвалидов, пожилых людей, семьи и детства;
  • развитие систем социальных служб;
  • установление государственных пенсий, пособий и иных гарантий социальной защиты.

Согласно определению, данному в Социальной энциклопедии, «социальная политика - это сфера практического осуществления важнейшей функции государства по созданию условий, обеспечивающих каждому члену общества реализацию его потребностей с учетом одобряемой обществом системы ценностей». Таким образом, именно человек является целью, предметом и субъектом социальной политики государства, то есть ее центральной фигурой.

Социальная политика является важнейшей частью общей политики Российской Федерации, так как она:

  • регулирует отношения между обществом и его членами, а также между различными социальными группами;
  • способствует росту благосостояния граждан и улучшению качества их жизни;
  • занимается удовлетворением не только материальных, но и духовных потребностей людей;
  • способствует улучшению образа жизни граждан .

Мы считаем, что на современном этапе развития общества, социальная работа является главенствующим направлением социальной политики нашей страны. Это обусловлено тем, что социальная защита населения представляет собой систему методов, принципов, а также социальных гарантий, которые законодательно закреплены государством. Также в систему социальной защиты населения включены мероприятия и учреждения, которые занимаются обеспечением оптимальных условий жизни, удовлетворением потребностей и т.д., совокупность средств, действий и мер общества и государства, которые направлены на минимизацию ситуаций риска в жизни граждан.

«Социальная защита населения в широком смысле слова - это совокупность социально-экономических мероприятий, проводимых государством и обществом и обеспечивающих предоставление оптимальных условий жизни, удовлетворение потребностей, поддержание жизнеобеспечения и деятельного существования личности и социальной группы, совокупность мер, преодолевающих последствия ситуаций риска в жизни граждан, комплекс мер по обеспечению гарантированного государством минимального уровня материальной поддержки социально уязвимых слоев населения в период экономических преобразований и связанного с этим снижения уровня жизни» .

Современный этап развития социальной защиты населения характеризуется довольно быстрым совершенствованием методологии и методики социальной защиты граждан Российской Федерации.

«Методология социальной защиты – это система принципов и способов организации и построения теоретической и практической деятельности, направленной против ситуаций риска в нормальной жизни граждан, таких, как болезнь, безработица, старость, инвалидность, смерть кормильца и другие».

«Методика социальной защиты – это совокупность средств применения общих теоретических и методологических принципов к специфике решаемых задач, к особенностям изучаемого объекта или ситуации» .

На современном этапе развития система социальной защиты населения включает в себя:

1. «Социальное обеспечение – форма социальной политики государства, направленная на материальное обеспечение определенных категорий граждан из средств госбюджета и специальных внебюджетных государственных фондов в случае наступления событий, признаваемых государством на данном этапе своего развития социально значимыми, с целью выравнивания социального положения этих граждан по сравнению с остальными членами общества».

Выделяют четыре функции социального обеспечения:

1) Экономическая – оказание материальной поддержки людям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации; поддержка развития каких-либо отраслей народного хозяйства или общественного производства в целом и т.д.

2) Демографическая – стимулирование роста числа населения страны, роста продолжительности жизни и т.д.

3) Политическая – сближение социального уровня разных слоев населения; обеспечение достойной жизни каждому гражданину; стабилизация общественных отношений в сфере социальной защиты населения.

4) Социально-реабилитационная – удовлетворение специфических потребностей нетрудоспособных и престарелых граждан, которое выражается в создании определенных условий, способствующих сохранению их правового статуса и охране здоровья всех людей.

По мнению К.Н. Гусловой, социальная защита выполняет еще одну функцию – защитную. «Прежде всего, именно эту задачу ставят перед собой общество, предоставляя социальное обеспечение своим гражданам, ибо защита их в трудной жизненной ситуации, помощь в решении различных проблем (материальных, психологических, возрастных и т.д.) являются основным назначением социального обеспечения» .

2. «Социальное страхование – это разработанная и реализуемая государством система поддержки нетрудоспособных и престарелых граждан за счет средств государственного страхового фонда, а также частных либо коллективных страховых фондов».

Существует два вида социального страхования: обязательное и добровольное.

Обязательное социальное страхование представляет собой разновидность государственных социальных гарантий, которые обеспечиваются с помощью целевых внебюджетных (общественных или государственных) фондов по принципу неполного самофинансирования. При нехватке средств в данных фондах государство оказывает им финансовую помощь за счет государственного бюджета.

Обязательное социальное страхование бывает двух видов: обязательное общее страхование и обязательное профессиональное страхование.

На обязательное общее страхование имеют право все люди, работающие по контракту или трудовому договору, а обязательное профессиональное только на тех людей, чья трудовая деятельность которых связана с повышенным травматизмом, неблагоприятными либо особо опасными труда .

Добровольное медицинское страхование не имеет бюджетной поддержки государства и основано на доброй воле работодателя или самого человека.

3. Социальная помощь (поддержка). Является одним из важных элементов социальной защиты населения. Государственная социальная помощь может быть выражена:

  • в денежных выплатах (компенсации, денежные пособия, субсидии и другие выплаты);
  • в предоставлении натуральной помощи (обувь, одежда, лекарства, продукты питания и т.д.) .

Одной из наиболее важных составляющих социальной защиты населения считается институт органов социальной работы, основной целью деятельности которого является проведение такой политики государства, которая направлена на установление прочной связи между различными уровнями организационной системы. Также органы социальной работы занимаются формированием социальных отношений в обществе, обеспечением людей потенциальными жизненными благами и т.д.

Органы социальной работы функционируют на четырех уровнях:

1. Федеральный или республиканский уровень. На данном уровне органы социальной работы выполняют следующие функции:

1) Социальная помощь семье и детям.

2) Разработка социальных нормативов.

3) Медико-социальная экспертиза.

4) Социальное обслуживание.

5) Организация обеспечения пособиями.

6) Организация пенсионного обеспечения и другие.

2. Региональный или местный уровень. Функции социальной работы на этом уровне включают в себя:

1) Решение экономических проблем.

2) Создание разнообразных фондов социальной помощи.

3) Плановая и финансово-экономическая деятельность и т.д.

3. Уровень трудового коллектива. На данном уровне выполняются следующие функции:

1) Социальная.

2) Воспитательная.

3) Политическая и т.д.

4. Уровень благотворительных негосударственных общественных организаций выполняет следующие функции:

1) Правовая помощь социально нуждающимся людям.

2) Социальная реабилитация инвалидов.

3) Социально-медицинская помощь престарелым гражданам и другие .

Социальная защита населения в Российской Федерации ведется по четырем основным направлениям:

1. Социальная защита детей, детства и отрочества. Она направлена на создание условий для лучшего развития и воспитания детей, на сохранение их физического, психического и психологического здоровья, на гармоничное духовное развитие и т.д. Данное направление базируется на Федеральном законе «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», принятом 24 июля 1998 года. В данном Федеральном законе даются определения ребенка, социальной адаптации и реабилитации детей и т.д. Также в нем закреплены основные цели и принципы государственной политики в интересах детей. Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка» устанавливает «основные гарантии прав и законных интересов ребенка, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, в целях создания правовых, социально-экономических условий для реализации прав и законных интересов ребенка» .

Социальная защита детей и подростков имеет множество направлений, которые затрагивают все сферы их жизни, но главенствует в данных направлениях все же работа с детьми и подростками, которые имеют какую-либо степень социальной дезадаптации, девиантное поведение, больны наркоманией и т.д.

2. Социальная защита трудоспособного населения. Данное направление социальной защиты предусматривает создание таких условий, чтобы трудящийся был уверен в завтрашнем дне и в том, что государство окажет необходимую поддержку в случае его болезни, потери работы и т.д.

В правовом аспекте социальная защита трудоспособного населения базируется на Конституции Российской Федерации, Федеральном законе «Об основах охраны труда в Российской Федерации» и других законах и нормативно-правовых актах Российской Федерации и ее субъектов.

3. Социальная защита нетрудоспособных граждан. Это направление занимается защитой прав и интересов, инвалидов, граждан пожилого возраста. Оно нацелено на гуманизацию всех сфер жизни данной части населения, на их активное участие в социальной жизни общества, на предоставление им возможностей пользоваться всеми благами и т.д.

Социальное обслуживание граждан пожилого возраста и инвалидов основана на деятельности по удовлетворению их потребностей. То есть заключается в предоставлении такого вида услуг, как:

  • уход;
  • содействие в получении правовой, медицинской, социальной помощи;
  • организация питания;
  • содействие в трудоустройстве;
  • профессиональная подготовка и переподготовка и т.д.

4. Социальная защита семьи. Данное направление способствует созданию и сохранению семьи; сохранению института семьи; обеспечению всем женщинам права на максимально возможное количество услуг в сфере планирования семьи; созданию мер по снижению детской и материнской смертности и т.д.

Именно в семье в полной мере отражаются все социальные проблемы современного общества, поэтому социальная защита семьи является наиболее развивающимся направлением социальной защиты населения.

Таким образом, основным направлением государственной политики Российской Федерации является социальное. Деятельность ее направлена на регулирование общественных отношений, социальную защиту граждан, удовлетворение их потребностей и совершенствование образа жизни. Социальная защита в России охватывает все проблемные группы граждан, а также способствует предотвращению возникновению трудных жизненных ситуаций.

Список литературы:

1. Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации: Федеральный закон от 24 июля 1998 г. №124-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. – 1998. – 03 августа. - №31. – Ст. 3802.

2. Актуальные проблемы развития теории и практики социальной работы в России Демидова Т.Е., Калабухова Г.В., Кононова Т.Б., Медведева Г.П., Семин О.В., Старовойтова Л.И., Тяпкина Т.Ю., Фирсов М.В., Щеглова А.С. Монография / Под общей редакцией Г.П. Медведевой. Москва, 2016.

3. Гуслова М.Н. Организация и содержание социальной работы с населением. – М.: Издательский центр «Академия», 2010. – 256 с.

4. Нестерова Г.Ф. Технология и методика социальной работы:. – М.: Издательский центр «Академия», 2011. – 208 с.

5. Тяпкина Т.Ю. Исторические аспекты становления и развития системы социального обслуживания в России // Science and Practice: new Discoveries Proceedings of materials the international scientific conference. Editors: I.M. Shvec, L.A. Ismagilova, V.A. Gur"eva, E.A. Telegina, V.I. Sedenko. 2015. С. 190-199.

6. Тяпкина Т.Ю. Особенности пенсионной системы в современной России В сборнике: Профессионализм и творчество в социальной работе сборник научных статей. Москва, 2016. С. 120-125.

7. Тяпкина Т.Ю. Пенсионная система Российской Федерации // В сборнике: Профессионализм и творчество в социальной работе сборник научных статей. Москва, 2016. С. 125-133.

8. Фирсов М.В., Студенова Е.Г. Технология социальной работы. – М.: Юрайт, 2016. – 557 с.

9. Шимановская К.А., Тяпкина Т.Ю., Козловская Д.И. Сущность, направления и функции социальной защиты населения Российской Федерации В сборнике: Организационно-административная деятельность в системе социальной защиты населения Сборник научных статей. Москва, 2016. С. 46-52.

10. Экономические основы социальной работы / Под ред. И.Н. Маяцкой. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2013. С. 264.



Просмотров