Уголовный кодекс 142. Теория всего. Наказание за получение бюллетеня вместо избирателей

Уголовный кодекс, N 63-ФЗ | ст. 142 УК РФ

Статья 142 УК РФ. Фальсификация избирательных документов, документов референдума (действующая редакция)

1. Фальсификация избирательных документов, документов референдума, если это деяние совершено членом избирательной комиссии, комиссии референдума, уполномоченным представителем избирательного объединения, группы избирателей, инициативной группы по проведению референдума, иной группы участников референдума, а также кандидатом или уполномоченным им представителем, -

наказывается штрафом в размере от ста тысяч до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до двух лет, либо принудительными работами на срок до четырех лет, либо лишением свободы на тот же срок.

2. Подделка подписей избирателей, участников референдума в поддержку выдвижения кандидата, списка кандидатов, выдвинутого избирательным объединением, инициативы проведения референдума или заверение заведомо подделанных подписей (подписных листов), совершенные группой лиц по предварительному сговору или организованной группой, либо соединенные с подкупом, принуждением, применением насилия или угрозой его применения, а также с уничтожением имущества или угрозой его уничтожения, либо повлекшие существенное нарушение прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества или государства, -

3. Незаконное изготовление, а равно хранение либо перевозка незаконно изготовленных избирательных бюллетеней, бюллетеней для голосования на референдуме, открепительных удостоверений -

наказываются штрафом в размере от двухсот тысяч до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до трех лет, либо лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок от двух до пяти лет, либо принудительными работами на срок до трех лет, либо лишением свободы на тот же срок.

  • BB-код
  • Текст

URL документа [скопировать ]

Комментарий к ст. 142 УК РФ

Судебная практика по статье 142 УК РФ:

  • Решение Верховного суда: Определение N 5-АПУ16-42, Судебная коллегия по уголовным делам, апелляция

    Согласно выписке из Уголовного кодекса Туркменистана в ст. 129* установлена ответственность за торговлю людьми, в ст. 139 - за вовлечение в занятие проституцией, в ст. 141 - за сводничество, в ст. 142 - за сутенерство. Действия Гуйджовой по российскому уголовному законодательству также являются наказуемыми и соответствуют ст.1271 УК РФ (торговля людьми ст.240 УК РФ (вовлечение в занятие проституцией), ст.241 УК РФ (организация занятия проституцией). При этом Уголовный кодекс РФ предусматривает за каждое из указанных преступлений наказание в виде лишения свободы на срок свыше одного года...

  • Решение Верховного суда: Определение N 18-О12-23, Судебная коллегия по уголовным делам, кассация

    Как видно из материалов дела Кулинич Д.Н. обвиняется правоохранительными органами Республики Украина в умышленном убийстве и разбое, то есть в совершении преступлений предусмотренных ч.З ст. 142 и п. «а, ж» ст. 93 УК Украины, что по Российскому законодательству соответствует п. «в» ч. 4 ст. 162 и п. «к» ч.2 ст. 105 УК РФ, санкции которых предусматривают наказание в виде лишения свободы сроком свыше одного года. Сроки давности привлечения Кулинича Д.Н. к уголовной ответственности, как по законодательству Российской Федерации, так и Республики Украина, не истекли...

  • Решение Верховного суда: Определение N 20-Д13-14, Судебная коллегия по уголовным делам, надзор

    Между тем, эти доводы суда не основаны на законе. При решении вопроса о том, является ли сделанное заявление явкой с повинной, суд в соответствии с требованиями ст. 142 УК РФ должен выяснить, является ли такое заявление добровольным. Последующее изменение своих показаний лицом, давшим явку с повинной, не имеет правового значения и не может изменить статус сделанного им заявления...

+Еще...

1. Фальсификация избирательных документов, документов референдума, если это деяние совершено членом избирательной комиссии, комиссии референдума, уполномоченным представителем избирательного объединения, группы избирателей, инициативной группы по проведению референдума, иной группы участников референдума, а также кандидатом или уполномоченным им представителем, -

наказывается штрафом в размере от ста тысяч до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до двух лет, либо принудительными работами на срок до четырех лет, либо лишением свободы на тот же срок.

2. Подделка подписей избирателей, участников референдума в поддержку выдвижения кандидата, списка кандидатов, выдвинутого избирательным объединением, инициативы проведения референдума или заверение заведомо подделанных подписей (подписных листов), совершенные группой лиц по предварительному сговору или организованной группой, либо соединенные с подкупом, принуждением, применением насилия или угрозой его применения, а также с уничтожением имущества или угрозой его уничтожения, либо повлекшие существенное нарушение прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества или государства, -

3. Незаконное изготовление, а равно хранение либо перевозка незаконно изготовленных избирательных бюллетеней, бюллетеней для голосования на референдуме, открепительных удостоверений -

наказываются штрафом в размере от двухсот тысяч до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до трех лет, либо лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок от двух до пяти лет, либо принудительными работами на срок до трех лет, либо лишением свободы на тот же срок.

Комментарий к статье 142 Уголовного Кодекса РФ

1. Избирательные права и права граждан РФ на участие в референдуме гарантируются федеральным законодательством о выборах в Российской Федерации посредством закрепления положений о полномочиях и порядке деятельности комиссий по выборам Президента РФ, депутатов Государственной Думы Федерального Собрания РФ и комиссий по проведению референдума. Этим законодательством определяется содержание и перечень избирательных документов и документов референдума. С учетом этих положений определяется содержание признаков деяний, предусмотренных в ст. 142 УК.

2. Фальсификация избирательных документов и документов голосования заключается в подделке, подмене документов, внесении в них ложных сведений (как при составлении документа, так и при изменении или дополнении его содержания) или удалении любыми способами и средствами из документов сведений, могущих повлиять на итоги выборов или референдума, выдвижения, регистрации кандидатов и т.п.

При проведении выборов или референдума в установленном федеральным законодательством порядке в избирательные документы и документы референдума могут вноситься изменения. Состав преступления, предусмотренного ст. 142 УК, образуют только такие действия, которые совершаются в нарушение установленного порядка, а также те, посредством которых в избирательных документах (документах референдума) отражаются заведомо ложные сведения.

Перечни избирательных документов и документов референдума устанавливаются федеральным законодательством о выборах и проведении референдума.

Преступление является оконченным с момента совершения деяний, указанных в комментируемой статье.

3. Субъективная сторона состава этого преступления характеризуется наличием прямого умысла. Мотив и цель на квалификацию преступления по ст. 142 УК не влияют.

4. Для состава ст. 142 УК необходим специальный субъект - член избирательной комиссии или комиссии референдума (члены центральных комиссий Российской Федерации, комиссий субъектов РФ, территориальных и участковых комиссий), уполномоченный представитель избирательного объединения, блока, группы избирателей, инициативной группы по проведению референдума, иной группы участников референдума, кандидат или его уполномоченный представитель.

5. Разновидностью фальсификации избирательных документов или документов референдума является подделка подписей избирателей (ч. 2 ст. 142 УК) или удостоверение заведомо поддельных подписей избирателей на избирательных документах или документах референдума.

По ч. 2 ст. 142 УК такая фальсификация квалифицируется в случаях: 1) совершения преступления группой лиц по предварительному сговору или организованной группой (см. комментарий к ст. 35 УК РФ); 2) когда эти действия соединены подкупом (обещанием или предоставлением материальной выгоды), принуждением (оказанием психологического давления, угрозой неблагоприятных последствий или создание условий для их наступления), применением насилия или угрозы его применения, уничтожением имущества или угрозой его уничтожения; 3) когда эти действия повлекли существенное нарушение прав и законных интересов граждан или организаций, общества или государства.

При квалификации преступления по ч. 2 комментируемой статьи по признакам применения насилия (угрозы применения насилия), уничтожения имущества (угрозы уничтожения имущества) не требуется дополнительной квалификации по статьям 115, 116, 118, ч. 1 ст. 167 и ст. 168 УК.

6. В ч. 3 ст. 142 УК определяются признаки самостоятельного состава преступления - незаконного изготовления, хранения, перевозки незаконно изготовленных избирательных бюллетеней, бюллетеней голосования на референдуме.

Ответственность по ч. 3, а также и по ч. 2 ст. 142 УК могут нести не только специальные субъекты (предусмотренные в ч. 1 этой статьи), но и лица, не обладающие указанными в законе специальными признаками. Квалификация содеянного при наличии множественности участников преступления и различий в их признаках как субъектов преступления осуществляется по правилам, предусмотренным ст. 34 УК.

Новая редакция Ст. 142 УК РФ

1. Фальсификация избирательных документов, документов референдума, если это деяние совершено членом избирательной комиссии, комиссии референдума, уполномоченным представителем избирательного объединения, группы избирателей, инициативной группы по проведению референдума, иной группы участников референдума, а также кандидатом или уполномоченным им представителем, -

наказывается штрафом в размере от ста тысяч до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до двух лет, либо принудительными работами на срок до четырех лет, либо лишением свободы на тот же срок.

2. Подделка подписей избирателей, участников референдума в поддержку выдвижения кандидата, списка кандидатов, выдвинутого избирательным объединением, инициативы проведения референдума или заверение заведомо подделанных подписей (подписных листов), совершенные группой лиц по предварительному сговору или организованной группой, либо соединенные с подкупом, принуждением, применением насилия или угрозой его применения, а также с уничтожением имущества или угрозой его уничтожения, либо повлекшие существенное нарушение прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества или государства, -

3. Незаконное изготовление, а равно хранение либо перевозка незаконно изготовленных избирательных бюллетеней, бюллетеней для голосования на референдуме, открепительных удостоверений -

наказываются штрафом в размере от двухсот тысяч до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до трех лет, либо лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок от двух до пяти лет, либо принудительными работами на срок до трех лет, либо лишением свободы на тот же срок.

Комментарий к Статье 142 УК РФ

1. Общественная опасность преступления заключается в подрыве гарантированного Конституцией России свободного и равного осуществления гражданином своего избирательного права, права на участие в референдуме (см. ч. 2 ст. 32 Конституции, ст. 5 Закона об основных гарантиях избирательных прав).

Комментируемая статья состоит из трех частей, отражающих основные альтернативные составы преступления. Составы преступления выражают общественно опасные деяния, относящиеся к категории преступлений средней тяжести.

2. Основной объект преступного посягательства - конституционное право гражданина на реализацию своего избирательного права (права на участие в референдуме). Факультативные объекты - установленная законом деятельность избирательной комиссии или комиссии референдума, неприкосновенность личности, чужая собственность, интересы государственной власти, государственной службы, службы в органах местного самоуправления.

3. В качестве предметов посягательства могут выступать избирательные документы, документы референдума (в том числе подписные листы), а также чужое имущество.

3.1. Избирательные документы, документы референдума - подписной лист с подписью избирателя или участника референдума, избирательный бюллетень или бюллетень для голосования на референдуме, открепительное удостоверение, список избирателей или участников референдума, протокол об итогах голосования, сводная таблица об итогах голосования.

3.2. Подписной лист - установленной законом формы лист, содержащий подписи избирателей, участников референдума в поддержку выдвижения кандидатов, списков кандидатов, инициативы проведения референдума.

4. Объективная сторона составов преступления выражается в форме как действия, так и бездействия. Активное преступное поведение может выразиться в уничтожении избирательных документов (документов по подготовке и проведению референдума), в подделке подписей избирателей, в незаконном изготовлении избирательных бюллетеней (бюллетеней для голосования на референдуме). Пассивное преступное поведение возможно, например, в невнесении в избирательные документы (документы референдума) полученных данных.

5. Фальсификация избирательных документов (документов референдума) может быть выражена в их подмене, подчистке, дописке в данных документов, искаженном отражении в них действительных данных, полученных в ходе подготовки и (или) проведения избирательной кампании (кампании по проведению референдума).

6. В ч. 2 коммент. статьи раскрывается состав преступления альтернативный составам, описанным в ч. 1 и 3, который предусматривает УО, во-первых, за подделку подписей избирателей, участников референдума в поддержку выдвижения кандидата, списка кандидатов, выдвинутого избирательным объединением, [избирательным блоком,] инициативы проведения референдума; во-вторых, за заверение заведомо подделанных подписей (подписных листов). Причем общественно опасное деяние должно быть совершено либо группой лиц по предварительному сговору или организованной группой, либо соединено хотя бы с одним из способов преступного поведения: а) подкупом; б) принуждением; в) применением насилия; г) угрозой применения насилия; д) уничтожением имущества; е) угрозой уничтожения имущества, либо повлечь существенное нарушение прав и законных интересов граждан или организаций, а равно охраняемых законом интересов общества или государства. В иных случаях лицо, осуществляющее сбор подписей избирателей, либо уполномоченное лицо, уличенное в подделке подписей избирателей или участников референдума, подлежит административной ответственности (см. ст. 5.46 КоАП).

6.1. Подделка подписей избирателей (участников референдума) подразумевает выполнение подписей от имени соответствующих избирателей (участников референдума) другими лицами.

6.2. О совершении преступного деяния группой лиц по предварительному сговору см. в п. 3 коммент. к ст. 35.

6.3. Организованная группа - см. п. 7 коммент. к ст. 35.

6.4. О подкупе, принуждении, применении насилия или угрозы его применения см. в п. 8.1, 8.2 коммент. к ст. 141.

6.5. Уничтожение имущества предполагает полную утрату его потребительских свойств и экономической ценности (имущество восстановлению не подлежит).

Угроза уничтожения имущества означает психическое воздействие на потерпевшего, которое свидетельствует о реальной возможности уничтожения принадлежащего или вверенного ему имущества.

6.6. Существенное нарушение прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества или государства является оценочным и может быть выражено в причинении убытков в крупном размере, в срыве избирательной кампании или кампании по проведению референдума, в дезорганизации деятельности органа государственной власти или органа местного самоуправления, в подрыве деловой репутации гражданина, организации.

7. В ч. 3 коммент. статьи раскрывается состав преступления альтернативный составам, описанным в ч. 1 и 2, который предусматривает УО за незаконное изготовление, хранение либо перевозку незаконно изготовленных избирательных бюллетеней, бюллетеней для голосования на референдуме.

7.1. Незаконное изготовление избирательных бюллетеней (бюллетеней для голосования на референдуме) предполагает производство не предусмотренных законодательством о выборах (референдуме) указанных бюллетеней (в дополнительном количестве, в неустановленное время, в ином месте и т.д.).

7.2. Хранение незаконно изготовленных избирательных бюллетеней (бюллетеней для голосования на референдуме) подразумевает фактическое нахождение указанных бюллетеней во владении виновного лица (при себе, в тайнике, в учреждении или организации и т.д.).

7.3. Перевозка незаконно изготовленных избирательных бюллетеней (бюллетеней для голосования на референдуме) означает перемещение указанных бюллетеней из одного места в другое с использованием любого вида транспортного средства.

8. По законодательной конструкции составы преступления, описанного в ч. 1 и 3 коммент. статьи, являются формальными. Преступление окончено (составами) в момент осуществления общественно опасного поведения независимо от наступления материального общественно опасного последствия. Состав преступления, закрепленный в ч. 2, - формально-материальный.

9. Диспозиции статьи имеют ссылочный характер. Подробнее см. п. 11 коммент. к ст. 141.

10. Субъективная сторона составов преступления характеризуется виной в форме прямого умысла. Возможен и косвенный умысел в случае существенного нарушения прав и законных интересов граждан или организаций, охраняемых законом интересов общества или государства.

11. Субъект преступного посягательства - физическое вменяемое лицо, достигшее к моменту его совершения 16-летнего возраста и в некоторых случаях наделенное дополнительным (специальным) признаком: а) являющееся членом избирательной комиссии, комиссии референдума, уполномоченным представителем избирательного объединения, [избирательного блока,] группы избирателей, инициативной группы по проведению референдума, иной группы участников референдума, а равно кандидатом или уполномоченным им представителем (ч. 1); б) являющееся участником преступной группы (ч. 2).

Другой комментарий к Ст. 142 Уголовного кодекса Российской Федерации

1. Предметом преступления являются избирательные документы либо документы референдума, т.е. надлежащим образом оформленные документы, влекущие возникновение, изменение или прекращение прав и обязанностей в ходе избирательного процесса либо устанавливающие итоги голосования на выборах или референдуме.

2. Объективная сторона (ч. 1) характеризуется действием в виде фальсификации (т.е. полной подделки, искажения или подлога) избирательных документов, документов референдума.

3. В ч. 2 объективная сторона предполагает альтернативно предусмотренные действия: а) подделку подписей избирателей, участников референдума в подписных листах; б) заверение заведомо подделанных подписей (подписных листов).

Уголовно наказуемый характер этим действиям придает либо особая характеристика субъектного состава совершающих преступление лиц (группа лиц по предварительному сговору или организованная группа), либо способ совершения преступления (подкуп, принуждение, применение насилия или угроза его применения, уничтожение имущества или угроза его уничтожения), либо наступление общественно опасных последствий (существенное нарушение прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества или государства).

Преступление является оконченным либо с момента совершения соответствующих действий, либо с момента наступления последствий.

4. В ч. 3 объективная сторона характеризуется: а) незаконным изготовлением избирательных бюллетеней, бюллетеней для голосования на референдуме, открепительных удостоверений; б) хранением либо в) перевозкой незаконно изготовленных избирательных бюллетеней, бюллетеней для голосования на референдуме, открепительных удостоверений.

  • Вверх

(введена Федеральным законом от 29.07.2017 N 249-ФЗ)

ч 1. Выдача членом избирательной комиссии, комиссии референдума гражданину (гражданам) избирательных бюллетеней, бюллетеней для голосования на референдуме в целях предоставления ему (им) возможности проголосовать вместо избирателей, участников референдума, в том числе вместо других избирателей, участников референдума, или проголосовать более двух раз в ходе одного и того же голосования либо выдача гражданам заполненных избирательных бюллетеней, бюллетеней для голосования на референдуме -

наказываются штрафом в размере от двухсот тысяч до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от восемнадцати месяцев до трех лет, либо принудительными работами на срок до четырех лет, либо лишением свободы на тот же срок.

ч 2. Получение в избирательной комиссии, комиссии референдума избирательных бюллетеней, бюллетеней для голосования на референдуме для участия в голосовании вместо избирателей, участников референдума, в том числе вместо других избирателей, участников референдума, или для участия в голосовании более двух раз в ходе одного и того же голосования -

наказывается штрафом в размере от ста тысяч до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до двух лет, либо принудительными работами на срок до трех лет, либо лишением свободы на тот же срок.

ч 3. Деяния, предусмотренные частями первой или второй настоящей статьи, совершенные группой лиц, группой лиц по предварительному сговору или организованной группой, -

наказываются штрафом в размере от четырехсот тысяч до семисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от двух до четырех лет, либо обязательными работами на срок до четырехсот восьмидесяти часов, либо исправительными работами на срок до двух лет, либо принудительными работами на срок до пяти лет, либо лишением свободы на тот же срок.

Комментарий к ст. 142.2 УК РФ

Статья определяет отсутствие возможности нарушения прав в процессе голосования на референдуме. Ответственность формируется при нарушениях следующего характера:

  • Предоставление бюллетеня лицам, которые не имеют права голосовать;
  • Вторичное предоставление бюллетеня;
  • Совершение действий по предоставлению бюллетеней для голосования, с учетом действия группы лиц.

То есть, по сути, формируется наказание, которое определяет отсутствие возможности совершать своеобразные мошеннические действия, с целью формирования определенного результата голосования на референдуме. Ответственность по статье предусмотрена достаточно серьёзная, и она определяет наказание в виде штрафа и даже лишения свободы. Степень тяжести совершенных деяний скажется на определении конечного наказания. Например, если деятельность осуществлялась группой лиц и в достаточно крупном масштабе, то будет использована максимальная мера наказания. Если речь идет о нарушении, спровоцировавшем незначительные действия, не имеющие возможность влияния на конечный результат референдума, может быть использовано минимальное наказание.

Судебная практика показывает, что ситуация рассматривается в индивидуальном порядке, причем во внимание берется не только прецедент, но и его последствия, что позволяет четко определить степень тяжести деяний, и формирует возможность грамотного применения наказания.

В рамках данной статьи под референдумом считается особый процесс голосования по наиболее важным и значимым вопросам в государстве. Принять участие в нем могут все совершеннолетние граждане, которые проживают не только на территории страны, но и которые находятся за ее пределами. Результаты такого голосования определяются по количеству голосов, которые были отданы за то или же иное решение. Подсчет производится с учетом количества человек, проживающих на территории страны, а также с учетом тех граждан, которые явились на избирательные участки.

Мошеннические действия в данном вопросе могут привести к тому, что волеизъявление большинства людей не будут приняты во внимание, так как более существенное количество голосов будет поддельным. Поэтому, формируется структура ответственности, предотвращающая такие действия. Причем данное дополнение статьи формирует более серьезные варианты наказания, которые должно спровоцировать отсутствие желания проводить такие действия при проведении референдума. Референдум считается одним из важных моментов формирования демократии, что провоцирует необходимость защиты всех этапов его проведения.

Бюллетень - документ, который выдается человеку при предоставлении паспорта, и выступает основным элементом волеизъявления. Незаконное использование бюллетеней может повлиять на конечные результаты, что провоцирует необходимость применения серьезных наказаний.

Новая редакция Ст. 142 ТК РФ

Работодатель и (или) уполномоченные им в установленном порядке представители работодателя, допустившие задержку выплаты работникам заработной платы и другие нарушения оплаты труда, несут ответственность в соответствии с настоящим Кодексом и иными федеральными законами.

В случае задержки выплаты заработной платы на срок более 15 дней работник имеет право, известив работодателя в письменной форме, приостановить работу на весь период до выплаты задержанной суммы. Не допускается приостановление работы:

в периоды введения военного, чрезвычайного положения или особых мер в соответствии с законодательством о чрезвычайном положении;

в органах и организациях Вооруженных Сил Российской Федерации, других военных, военизированных и иных формированиях и организациях, ведающих вопросами обеспечения обороны страны и безопасности государства, аварийно-спасательных, поисково-спасательных, противопожарных работ, работ по предупреждению или ликвидации стихийных бедствий и чрезвычайных ситуаций, в правоохранительных органах;

государственными служащими;

в организациях, непосредственно обслуживающих особо опасные виды производств, оборудования;

работниками, в трудовые обязанности которых входит выполнение работ, непосредственно связанных с обеспечением жизнедеятельности населения (энергообеспечение, отопление и теплоснабжение, водоснабжение, газоснабжение, связь, станции скорой и неотложной медицинской помощи).

В период приостановления работы работник имеет право в свое рабочее время отсутствовать на рабочем месте.

На период приостановления работы за работником сохраняется средний заработок.

Работник, отсутствовавший в свое рабочее время на рабочем месте в период приостановления работы, обязан выйти на работу не позднее следующего рабочего дня после получения письменного уведомления от работодателя о готовности произвести выплату задержанной заработной платы в день выхода работника на работу.

Комментарий к Статье 142 ТК РФ

В случае задержки выплаты заработной платы на срок более 15 дней работник имеет право, известив работодателя в письменной форме, приостановить работу на весь период до выплаты задержанной суммы. Так сказано в абзаце 2 статьи 142 Трудового кодекса РФ. В период приостановления работы работник имеет право в свое рабочее время отсутствовать на рабочем месте.

В статье 142 Трудового кодекса РФ также содержится перечень работ, которые приостанавливать нельзя.

Другой комментарий к Ст. 142 Трудового кодекса Российской Федерации

1. В последнее время принимается значительное число мер, направленных на обеспечение своевременности выплаты заработной платы. Это связано, прежде всего, с тем, что нарушение сроков выплаты заработной платы, приобретшее массовый характер, превратилось в одну из наиболее серьезных социально-экономических проблем. Задержка выплаты заработной платы не только нарушает конституционное право граждан на вознаграждение за труд, но и лишает их основного, а возможно и единственного, источника средств существования.

2. В соответствии со ст. 142 ТК РФ задержка выплаты заработной платы влечет ответственность в соответствии с Трудовым кодексом РФ и иными федеральными законами.

В соответствии с Трудовым кодексом возможно привлечение виновного в задержке выплаты заработной платы лица к дисциплинарной и материальной ответственности. О дисциплинарной ответственности см. ст. ст. 191 - 195 ТК РФ и комментарий к ним; о материальной ответственности см. ст. ст. 232 - 237 и комментарий к ним.

На основании иных федеральных законов предусмотрена административная и уголовная ответственность.

3. Кодекс РФ об административных правонарушениях не содержит статьи, специально посвященной ответственности за задержку выплаты заработной платы. Однако данное нарушение является нарушением законодательства о труде, и поэтому к ответственности виновное лицо может быть привлечено на основании ст. 5.27 (нарушение законодательства о труде и об охране труда). Нарушение законодательства о труде влечет наложение на должностных лиц либо на предпринимателей без образования юридического лица административного штрафа в размере от 5 до 50 минимальных размеров оплаты труда, а если это лицо ранее подвергалось административному наказанию за аналогичное административное правонарушение, - дисквалификацию на срок от одного года до трех лет; для лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, в качестве меры административного наказания возможно также административное приостановление деятельности на срок до 90 суток; юридическое лицо может быть оштрафовано на сумму от 300 до 500 минимальных размеров оплаты труда, а его деятельность может быть приостановлена на срок до 90 суток.

4. Уголовная ответственность за невыплату заработной платы предусмотрена ст. 145.1 УК. В соответствии с ней невыплата заработной платы свыше двух месяцев, совершенная руководителем организации любой формы собственности из корыстной или иной личной заинтересованности, наказывается штрафом в размере до 80 тыс. руб. или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до шести месяцев, либо лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет, либо лишением свободы на срок до двух лет; то же деяние, повлекшее тяжкие последствия, наказывается штрафом в размере от 100 тыс. до 300 тыс. руб. или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до двух лет либо лишением свободы на срок от трех до семи лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

5. Субъектом ответственности за задержку выплаты заработной платы является работодатель и (или) уполномоченные им в установленном порядке представители работодателя. Такими представителями являются руководитель организации и (или) иное лицо, которые в соответствии с трудовыми обязанностями, установленными трудовым договором, должны обеспечить своевременную выплату заработной платы.

6. Статья 142 предусматривает ответственность не только за задержку выплаты заработной платы, но и за другие нарушения оплаты труда. К таким нарушениям могут относиться:

Выплата заработной платы не в полном размере;

Установление заработной платы ниже минимального размера оплаты труда;

Установление заработной платы в размере, ниже установленного законодательством о труде, коллективным договором, соглашением, локальными нормативными актами;

Выплата заработной платы в неденежной форме в размере более 20% от общей суммы;

Выплата заработной платы в виде предметов, в отношении которых установлены запреты или ограничения на их свободный оборот;

Дискриминация при установлении и изменении размеров заработной платы;

Выплата заработной платы не в месте, определенном коллективным договором или трудовым договором;

Удержание из заработной платы работника излишних сумм или необоснованное удержание;

Нарушение порядка исчисления средней заработной платы и т.п.

В этих случаях может устанавливаться дисциплинарная, материальная, административная (в связи с нарушением законодательства о труде) ответственность.

7. Статья 142 вводит принципиально новую для российского трудового законодательства меру самозащиты работников - право приостановить работу в случае задержки выплаты заработной платы. Такое право возникает у работника при задержке выплаты заработной платы на срок более 15 дней, т.е. начиная с 16-го дня задержки. О приостановке работы работник обязан письменно известить работодателя. Такое извещение должно быть сделано заблаговременно, т.е. до начала приостановки работы.

Приостановка работы в случае задержки выплаты заработной платы не является забастовкой и не требует соблюдения соответствующих предварительных процедур.

8. Поскольку невозможность выполнять трудовые обязанности в этом случае не связана с виной работника, этот период следует оплачивать как простой не по вине работника и в зависимости от наличия в просрочке выплаты заработной платы вины работодателя - в соответствии со ст. 157 ТК РФ в размере двух третей среднего заработка (ч. 1 ст. 157 ТК РФ) или двух третей тарифной ставки или оклада (ч. 2 ст. 157 ТК РФ).

Оплата может быть предусмотрена в коллективном договоре. В этом случае в коллективном договоре следует предусмотреть не только размер, но и другие условия оплаты.

9. В соответствии со ст. 236 ТК РФ при нарушении работодателем сроков выплаты заработной платы он обязан выплатить их с уплатой процентов (денежной компенсации) в размере не ниже одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка РФ от не выплаченных в срок сумм за каждый день задержки. Эта обязанность рассматривается как случай материальной ответственности работодателя, однако она наступает независимо от вины работодателя. Подробнее об этом см. ст. 236 ТК РФ и комментарий к ней.

10. Правом приостановить работу не обладают лица, непосредственно занятые на работах, обеспечивающих жизненно важные интересы государства и общества. Следует иметь в виду, что в прежней редакции ст. 142 речь шла об организациях, обеспечивающих жизнедеятельность населения, теперь же говорится только о тех работниках, в чьи трудовые обязанности входит исполнение соответствующих работ. Они перечислены в ч. 2 ст. 142.

Кроме того, закон запрещает всем работникам приостановку работы в период военного или чрезвычайного положения, а также в период введения особых мер в соответствии с законодательством о чрезвычайном положении. Об этих мерах см. Федеральный конституционный закон от 30 мая 2001 г. N 3-ФКЗ (в ред. от 7 марта 2005 г.) "О чрезвычайном положении".

11. В новой редакции ст. 142 предусмотрено право работника отсутствовать на своем рабочем месте в период приостановления работы. Подобная возможность была предусмотрена и ранее на основании абз. 2 п. 57 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17 марта 2004 г. N 2, теперь же такое право работника прямо закреплено законом.



Просмотров