В чем состоит потенциальная опасность трудовой деятельности. Open Library - открытая библиотека учебной информации. В результате изучения этого раздела вы будете знать

Профессиональные опасности – это ни что иное как вероятность повреждения и утраты работником здоровья либо его смерти в зависимости от условий его труда и рисков получения травм на рабочем месте с учетом состояния здоровья работника и его возраста.

Профессиональным опасностям чаще всего подвергаются работники, которые вынуждены трудиться во вредных условиях труда. Такие условия характеризуются присутствием вредных производственных факторов, которые превышают гигиенические нормативы и оказывают неблагоприятное влияние на организм работника, а также на его потомство.

Следует учитывать, что одни профессиональные опасности могут оказывать влияние только на самого работника (например, вращающиеся части механизмов или отлетающие части металла), а другие опасности – и на человека, и на среду, которая окружает рабочие места (например, пыль, шум).

Профессиональные опасности могут носить природный характер или порождаться деятельностью человека. Поэтому они делятся на природные и антропогенные опасности. Антропогенные опасности взаимосвязаны с определенным родом деятельности людей. Опасности могут быть как непосредственными, так и косвенными.

К непосредственным опасностям можно отнести:

  • повышенную температуру,
  • электромагнитные поля,
  • влажность,
  • вибрацию,
  • ионизирующее излучение.

Данные опасности, воздействуя на живой организм, способны вызвать те или другие ощущения. Очень часто такого рода воздействия являются небезопасными.

А косвенные опасности могут оказывать воздействие на людей не сразу. К примеру, коррозия металлов не представляет непосредственной угрозы для людей. Но в результате ее воздействия уменьшается прочность конструкций, деталей, сооружений, машин. Если не предпринимать соответствующих мер для их защиты, то могут случиться аварии, которые уже представляют непосредственную опасность для человека.

Свойства профессиональных опасностей проявляются лишь в определенных условиях, которые называются потенциальностью. Уберечь работника от скрытых потенциальных профессиональных опасностей не всегда удается.

  • Во-первых, они носят скрытый характер, который можно сразу и не обнаружить.
  • Во-вторых, работник не всегда подчиняется сигналам, он может не соблюдать правила безопасности, которые он хорошо знает.

Вследствие чего опасности потенциальные становятся действительными, которые наносят большой ущерб отдельным работникам и обществу в целом.

В обществе используются различные средства, которые должны обеспечивать определенный уровень профессиональной безопасности, но абсолютную безопасность создать невозможно.

Среди профессий, которые связаны с наиболее опасными работами и моментами, можно выделить следующие.

Человека, которая существенно отличается от психики самого высшего животного. Во-первых, человек научился создавать, совершенствовать и сохранять . Во-вторых, человек способен абстрагироваться (отвлекаться) от данной конкретной ситуации и предвосхищать последствия, которые могут возникнуть при реализации этой ситуации (примеры из различных областей знаний). Например, представить ситуацию-поражение в битве, ранение на охоте, аварию на производстве и т. д. В этих экстремальных условиях оценить свои действия и при необходимости

изменить их. В-третьих, отличительной чертой психической деятельности является общественного опыта. Личный опыт имеет и человек и животное в виде инстинктивных действий, но только человек усваивает общественный . Психику человека в наибольшей мере развивает передаваемый ему общественный опыт. У человека развиваются высшие (человеческие) функции (произвольная , произвольное внимание, абстрактное ). В-четвертых, только человеку свойственно различие в чувствах - сопереживание в радости и к другому человеку. Воздействуя на природу и изменяя ее, человек меняет и свою собственную природу. Необходимость передавать опыт предыдущих поколений, обучать тру-довым действием соплеменников, распределять отдельные действия между людьми создала потребность общения, главным инструментом которого стал (рис. 16).

Таким образом, человек является продуктом общественных отношений, и трудовая деятельность создала из первобытного стада людей. Благодаря труду и совершенствованию навыков изготовлений орудий труда происходило формирование человеческого общества и постепенное развитие производительных сил. постоянно расширяет сферу воздействия на природу, а это способствует увеличению материальных благ, возникновению новых отраслей хозяйства с новыми условиями труда, требующими более совершенных орудий труда.

Трудовая деятельность человека является многоплановой. Однако в конечном счете в работу включается двигательный организма - его скелетные . Тяжелая физическая работа требует правильной организации труда на основе учета ее интенсивности, которая обусловлена уровнем энергетических затрат (табл. 4.1).

При выполнении работы несколькими людьми успех ее зависит от согласованности, умения, надежности и многих других факторов.

В процессе формирования любой профессиональной группы складывается своеобразный резерв ее возможностей или «коллективная способность». Групповая особенно эффективна при решении проблем, которые могут иметь несколько решений.

Для организации безопасной высокопроизводительной и эффективной работы необходимо выполнить ряд мероприятий:

1. Установить состав группы, когда достигается эффективность в работе.

2. Обеспечить совместимость рабочих. Проблема совместимости может рассматриваться на физиологическом, психофизиологическом, социально-психологическом уровне.

3. Организовать возможность общения рабочих в процессе выполнения совместной работы.

4. Организовать сработанность рабочих, когда взаимодействия дает максимально возможный эффект при энергетических затратах и субъективной удовлетворенности друг другом.

Надежность работы человека определяется вероятностью безошибочной работы (Р).

где N - общее число выполненных операций;

п - число ошибок при выполнении данных операций. По мере утомления, недостаточности опыта и т. д. количество ошибок при выполнении работ увеличивается, что может привести к аварии, травме, появлению брака. Поэтому необходимо учитывать и интенсивность ошибок (Х0) при выполнении различных операций:

где Т - среднее время выполнения операций.

Для опасных и вредных работ и работ с высокой производительностью важным показателем является коэффициент рабочей установки (Кус):

Кус^Т1. (4-3)

где тср - среднее значение времени реакции; тм - время реакции в данный момент работы. Для стабильности работы группы в целом важное значение имеет «живучесть» группы. Под «живучестью» группы понимается число ее состояний, при которых сохраняет

работоспособность (Р):

Vd - 2(C- I) ■

p-”’2(c-i) ■ <4-4>

где С - число рабочих в группе;

d - число освоенных специальностей, профессий, число

связей оператора и т. д.

В настоящее время организацию работы невозможно представить без эргономики. - конструирования работы - основывается на медико-биологических науках: анатомии, физиологии и психологии.

Из анатомических аспектов (рис. 17) особое внимание уделяется антрогеометрии (размеры тела) и биомеханике (учет точки приложения сил при выполнении различных видов работ).

В проблемах физиологии выделяют физиологию труда (затраты энергии) и физиологию окружающей среды (влияние физических факторов окружающей среды), которые существенно могут влиять на качество, производительность работ, на травматизм и профессиональные заболевания (рис. 17).

Из психологических аспектов необходимо выделить психологию овладения навыками ( информации и принятие решений) и профессиональную психологию (предшествующая подготовка, усилия и индивидуальные различия).

Таким образом, за многие тысячи лет труд преобразовал структуру и функции человеческого организма.

4.2. Потенциальные источники опасности труда и их последствия

С позиций жизнедеятельности человека при сложившемся равновесии (стабильности) любых систем, когда отсутствует риск последствий (уравнение 2.1), отсутствуют и источники qria нести. Труд как основная жизнедеятельности человека тоже представляет систему, которая должна характеризоваться стабильностью, а следовательно, и безопасностью труда.

На безопасность труда влияют очень многие разнородные факторы: внешняя среда, организация производственного процесса в и на рабочих местах, инструмента и машин и т. д. Не меньшее на безопасность оказывает и функциональное состояние организма.

Любой из этих многочисленных факторов может оказать влияние на стабильность системы и привести к возникновению риска последствий (уравнения 2.2 и 2.11). Следовательно, во всей этой огромной массе факторов каждый их них может иметь скрытый (потенциально опасный) , влияющий на опасность труда (рис. 18). Например, поломка инструмента. На основании анализа этих уравнений следует , что любая трудовая деятельность потенциально опасна и охраны труда заключается в том, чтобы опасность труда свести к минимуму. Однако даже специалисты считали и считают, что существуют и могут существовать безопасные условия труда (уравнение 2.1). Даже существовал такой «От техники безопасности - к безопасной технике». Следует помнить, что даже при самом высоком уровне развития техники абсолютное устранение источников опасности невозможно. В этой работе” невозможно проанализировать все вопросы безопасности труда. Это и не входит в задачи данной работы. Основные вопросы безопасности труда будут проанализированы при изложении материала, освещающего различные виды строительных работ. Кроме того, вопросы безопасности рассматриваются в различных инструктажей и формах обучения рабочих и ИТР. Поэтому в данном параграфе попытаемся коротко охарактеризовать лишь некоторые отрицательные факторы, характерные для любых видов работ (рис. 18).


Классификация вредных опасных факторов трудовой деятельности и их санитарно- гигиеническая характеристика.

Производственные факторы - св-ва элементов среды и деятельности. Опасные (приводящие к мгновенным разрушениям функций организма).вредные (при длительном воздейсвии выше уровня приводят к заболеваниям)



По природе факторы различаются на: физические, химические, биологические, психофизиологические.

Физические:

1) Движущие машины и механизмы, передвигающиеся изделия.

2) Повышенная или пониженная температура поверхностей предметов работы.

3) Повышенный уровень вибрации, ультра и инфра звука, шума на рабочем месте.

4) Повышенное или пониженное давление и его резкое изменение, влажность воздуха, подвижность, ионизация.

5) Повышенная запылённость и загазованность воздуха в рабочей зоне.

6) Повышенный уровень ионизирующих излучений.

7) Опасное действие электрического тока

8) Повышенный потенциал статического поля.

9) Повышенная интенсивность оптического излучения.

10) Неправильно подобранное освещение и др.

Химические: По характеру воздействия на организм

1) Обще токсические

2) Раздражающие

3) Канцерогенные

4) Мутагенные

5) Сенсибилизирующие

6) Влияющие на репродуктивную фун.

По пути проникновения: дыхательные пути, пищеварительная система, кожные покровы.

Биологические факторы 1) Микроорганизмы (бактерии, вирусы, микробы) 2) Макро организмы (растения и животные).

Психофизиологические

Физические перегрузки.

1) Статические перегрузки.

2) Динамические перегрузки.

3) Гиподинамические перегрузки.

Нервно-психические перегрузки.

1) Умственное перенапряжение анализаторов.

2) Монотонность труда.

3) Эмоциональные перегрузки, торможение.

3. Госупр ОТ в РБ осущ на прнципахсоц партнерства в рамках соглашения на респ, отрасл и местном уровнях. Цел ь – созд условий, обеспечсохран жизни и здоровья граждан в процессе труд деят. Направления :

4) -разраб и прин закон и норм актов, в т.ч. технич;

5) -разраб и реализ целевых программ по улучшут;

6) -созд систем управл от, обеспечпрофилактнаправлдеят;

7) -разраб научно обоснов методов оценок и прогнозир рисков нс;

8) -эконом стимулир;

9) -обучение и повышквалифик;

10) -финансовое обеспеч;

11) --междунар сотрудничество.


4. Нормативно-правовая основа ОТ:

12) 1- Конституция РБ

14) 3-Постановления палат Нац. Собрания,Совета Министров, Судов, Прокуратуры.

15) 4-Решения, постановления правила и др. нормативно-правовые акты (НПА) республик, органов гос. управл., обязательные для всех(санитарн., гигиенич. гос. стандарты, строит, нормы РБ, отраслевые нормы безопасн.)

16) 5- реш местных органов власти.

17) 6-Локальные объекты - производств, приказы, распоряжения, стандарты предприятия, инструкции и др.


Трудоохранные обязанности работодателей.

В трудоохранные функции нанимателя входит обеспечить:

1) безопасность производства и основных фондов(зданий, оборудования, технологии, процессов, обращение с материалами и средствами труда и т.д.).

2) условия труда на раб.месте в соответствии с требованиями безопасности и санитарии.

3) санитарно-6ытовое обслуживание работников.

4) медико-профилактическое обслуживание работников.

5) режим труда и отдыха согласно трудовым договорам.

6) средства индивидуальной защиты

7) контроль безопасн. помещений, раб.мест, уровней вредных и опасных производств. факторов

8) аттестацию раб.мест и условий труда

9) обучение,подготовку, инструктажи высокой квалификации, проверку знаний по условиям труда

10) информзц. обслуживание рабочих

11) ведение расследования и учёта НС, проф. заболеваний и аварий. Их профилактика

12) возмещение вреда, причиненного жизни и здоровью работника

13) выделение финанс. средств на реализацию мероприятий по ОТ

14) назначение ответственных за ОТ на объектах и должностная регламентация обязанностей и ответственности

15) беспрепятственный доступ органов надзора на объекты для их проверки и выполнение их предписаний

16) соблюдение трудоохранных гарантий, предусмотр. законодательством для опред. работников


Обращаем Ваше внимание, что СУОТ не является ни удостоверениями по охране труда, ни инструкциями по охране труда.

СУОТ представляет собой 17 взаимосвязанных процедур, разработанных на основании государственного стандарта Республики Беларусь СТБ 18001-2009 «Системы управления охраной труда. Требования», а также около 200 нормативных правовых актов.

Трудоохранный менеджмент является составной частью системы менеджмента организации, включает управление трудоохранной культурой, гигиеной труда, технической безопасностью на предприятии, трудоохранной психологией и информационной технологией. Научные и практические задачи охраны труда и трудоохранного менеджмента едины.

Система трудоохранного менеджмента включает взаимосвязанные элементы: трудоохранную управляющую систему (субъект управления) трудоохранную управляемую системой (объект управления), систему надзорных трудоохранных органов, трудоохранную информационную систему.

Задачи трудооххранного менеджмен та – выявление и реализация управленческих решений по обеспечению охраны труда.

К функциям трудоохранного менеджмента на любом уровне относятся: организация, планирование, контроль за состоянием безопасности труда, стимулирование выполнения трудоохранных мероприятий, но и анализ производственного травматизма и заболеваемости, оценку состояния охраны труда, повышение трудоохранной культуры, регламентирование допуска к руководству работами и их ведению.


Формирование и использование информационных ресурсов для оценки состояния ОТ. Планирование организационно-технического обеспечения трудоохраняемых мероприятий.

· - технологические журналы, инструктажи

· - материалы мед осмотров

· - журналы контроля безопасности оборудования, сетей, защитных средств

· - кол-во выявленных нарушений

· - кол-во запланир. мероприятий


16. Аттестация рабочего места по условиям труда: ее задачи, организация и содержание деятельности аттестационной комиссии, итоги ее работы.

Аттестация рабочих мест по условиям труда включает гигиеническую оценку условий труда, оценку травмобезопасности рабочих мест и обеспеченности работников средствами индивидуальной защиты. Условия труда - это совокупность факторов производственной среды и трудового процесса, оказывающих влияние на работоспособность и здоровье работника.

Результаты аттестации рабочих мест по условиям труда используются в целях:

Контроля состояния условий труда на рабочих местах и правильности обеспечения работников сертифицированными средствами индивидуальной и коллективной защиты;

Оценки профессионального риска как вероятности повреждения(утраты) здоровья или смерти работника, связанной с исполнением им обязанностей по трудовому договору.

Предоставления работникам, принимаемым на работу, достоверной информации об условиях труда на рабочих местах.

Подготовки статистической отчетности об условиях труда;

Принятия мер по надлежащему санитарно-бытовому и профилактическому обеспечению работников организации;

Аттестации проходит не реже одного раза в 5 лет с момента проведения последних измерений. Обязательной переаттестации подлежат рабочие места после замены производственного оборудования, изменения технологического процесса, реконструкции средств коллективной защиты и др., а также при выявлении нарушений. Для организации и проведения аттестации рабочих мест по условиям труда в организации издается приказ, в соответствии с которым создается аттестационная комиссия, определяется ее состав, а также определяются сроки и графики проведения работ по аттестации рабочих мест по условиям труда.


17. Методика определения состава и уровня нормативных гарантий и компенсаций за работу во вредных и опасных условиях труда

По степени вредности и тяжести выделяют 3 степени вредных и тяжелых условий труда

1-я степень. Условия и характер труда, вызывающие функциональные изменения в организме работающих, которые при раннем выявлении и после прекращения их воздействия и отдыха носят обратимый характер

2-я степень. Условия и характер труда, вызывающие в организме работающих стойкие функциональные нарушения, способствующие росту уровня заболеваемости с временной утратой трудоспособности, в отдельных случаях появлению признаков легких форм профессиональных заболеваний

3-я степень(особо вредные и особо опасные). Условия и характер труда с повышенной опасностью развития заболеваний с временной утратой трудоспособности работающих и развития профессиональных заболеваний

Для того чтобы определить степень вредности и тяжести на конкретном рабочем месте, должна быть проведена аттестация рабочих мест по условиям труда.

Аттестация рабочих мест по условиям труда (см. таблицу 2) представляет собой систему учета, анализа и комплексной оценки на конкретном рабочем месте всех факторов производственной среды и трудового процесса, воздействующих на здоровье и трудоспособность человека в процессе трудовой деятельности. Порядок и методика проведения аттестации закреплены законодательно

За работу во вредных и тяжелых условиях труда законодательством установлены компенсации - комплекс предоставляемых нанимателем обязательных вознаграждений и преимуществ за работу в условиях, не гарантирующих здоровые и безопасные условия труда.

Статьей 225 Трудового кодекса РБ предусмотрены следующие виды компенсаций, на которые имеют право работники за работу во вредных условиях труда:

· Пенсия по возрасту за работу с особыми условиями труда

· Оплата труда в повышенном размере

· Доплаты в процентах тарифной ставки 1-го разряда за каждый час работы во вредных и тяжелых условиях труда

· Бесплатное обеспечение лечебно-профилактическим питанием, молоком или равноценными пищевыми продуктами

· Оплачиваемые перерывы по условиям труда

· Сокращенный рабочий день

· Дополнительный отпуск

· Обеспечение работников средствами индивидуальной защиты

· Выдача смывающих и обезвреживающих средств


Производственное освещение как Фактор условий и безопасности труда, работоспособности человека и качества продукции. Классификация видов и систем искусственного освещения. Нормирование освещенности РМ.

Освещенность - это плотность светового потока падающего от источника света на поверхность. Единицей освещенности является люкс (лк).

Классификация видов и систем освещения:

· -рабочие - обеспечивают нормированные условия труда

· -освещение безопасности - для продолжения работы в аварийных условиях

· -аварийное освещение на путях выхода при эвакуации людей

· -дежурное освещение

· - индустриальное освещение

По источникам света:

Естественное освещение осуществляется через световые проемы в стенах и кровле. Искусственное освещение производится путем применения искусственных источников света, подразделяется на: рабочее, аварийное (не менее 2 лк.), эвакуационное (0,2-0,5 лк) охранное (0,5 лк.). Совмещенное освещение применяют для помещений, в которых недостаточное по нормам естественное освещение дополняется искусственным.

Нормирование освещения -это процесс установления освещенности, при котором работа, выполняемая еженедельно по 40 часов не приведет к заболеваниям человека.

Общее освещение обеспечивает одинаковое освещение строительной площадки, помещения. Местное освещение обеспечивает освещение только отдельных рабочих мест и поверхностей. Комбинированное освещение - совокупность общего и местного освещения. Применение толькс местного освещения не допускается, так как это требует переадаптации зрения, что может привести к опасной ситуации.

Освещенность рабочих мест в зависимости от точности выполняемых работ, операций (сборка часов, операции на сердце и т.д.) определяется санитарными нормами, например: норма освещенности малярных работ- 50 лк., стекольных - 75 лк., высокоточных работ - до 2000 лк.

Требования к производственному освещению:

· соответствие освещенности раб.поверхности норме

· 2.равномерное распределение яркости в пределах рабочей поверхности и окружающего пространства

· 3.постоянство освещенности во времени (отсутствие пульсации)

· 4.отсутствие прямой и отраженной блеклости коэффициент естественной освещенности (КЕО)


Санитарно-гигиеническая характеристика условий труда оператора при управлении техническими средствами деятельности (ПЭВМ) и обеспечение здоровьесберегающей эффективности его работы на основе эргономизации РМ.

Негативное влияние на здоровье пользователей, прежде всего, выражается в повышенном зрительном напряжении, психологической перегрузке, длительном неизменном положении тела в процессе работы, а также воздействие некоторых физических факторов (электромагнитные излучения, статическое электричество, ультрафиолетовое и рентгеновское излучения).

Указанные факторы могут явиться причиной заболевания органов зрения, сердечно-сосудистой системы, желудочно-кишечного тракта, кожных заболеваний, а также опухолей мозга и др. В наибольшей степени подвержены этим опасностям детский организм и беременные женщины.

Симптомокомплекс психофизиологических реакций организма пользователей при длительной работе с ПЭВМ принято называть компьютерной болезнью или синдромом стресса оператора дисплея.


Причины и опасные факторы пожаров и взрывов в помещениях. Самостоятельные действия людей при пожарах

Причины возникновения пожаров:

Неосторожное обращение с огнем (курение в неположенных местах, нарушение правил при огневых работах); Нарушение правил эксплуатации электрооборудования
(перегрузки, короткие замыкания, нарушения изоляции при применении электронагревательных приборов в помещениях с наличием паров легковоспламеняющихся жидкостей и газов и т.д.); Нарушение технологического процесса производства и правил пожарной безопасности (на угольных производствах - нарушение герметичности оборудования - прорыв прокладок, сальников, разрыв трубопроводов;завышение температур давлений); Самовозгорание сырья , полуфабрикатов, готовой продукции, пакли, ветоши, спецодежды, пропитанной растительными маслами, угля каменного;незнание персоналом горючих св-в материалов, противопожарных требований

Опасные факторы пожаров и взрывов:

открытый огонь и искры; повышенная температура воздуха и предметов; токсичные продукты горения; задымление; пониженная концентрация кислорода; обрушение строительных построек; взрыв технологических емкостей.

В случае пожара необходимо срочно покинуть здание, используя основные и запасные (пожарные) выходы или лестницы (не лифтами), позвонить в по­жарную службу. В начальной стадии развития пожара можно попытаться поту­шить его, используя все имеющиеся средства пожаротушения (огне­тушители, внутренние пожарные краны, покрывала, песок, воду и др.).


Характеристика производственных опасностей, их источники и последствия воздействия на работающих. Определение охраны труда (ОТ).

ОТ - системная деятельность, направленная на сохранение жизни, поддержание здоровья и работоспособности чел-ка в процессе труда на основе реализации и разработки: правовых, СОЦ.-ЭКОН., организационных, технич., технологич., санитарно-гигиенич., медико-профилактич., образовательных, воспитательных и др. меропритий.

Основной задачей охраны труда является качественная и количественная оценка воздействия условий труда на организм, на основе которой производится разработка и внедрение мероприятий, способных обеспечить максимальную производительность труда при отсутствии влияния на здоровье работающих

Опасность - состояние окруж. чел-ка материи, среды и организация деятельности, кот.может привести к травмам (несчастным случаям), заболеванию, снижению работоспособности, ухудшению самочувствия и др.

Производственная опасность – возможность воздействия на работающих опасных и вредных раб.факторов.

Источники опасности: оборудование (предметы, инструменты); технологии, процессы, организация труда, рабочая операция; среда и планировка раб.мест, помещений, зданий, произв. территории; биологические объекты, в т.ч. микробиологическая загрязнённость; физико-химические св-ва используемых или образующихся вещ-в; объём, св-ва, интенсивность информац., энергетич потоков в производ. системе и структуре труд, деятельности.

Любой объект производства может стать при определенных условиях потенциальным источником опасности в результате невнимательности, неосторожности или халатности. Причиной несчастного случая может быть также наличие у рабочего дефекта какого-то органа, сильная усталость, эмоциональное возбуждение, словом состояние, мешающее концентрации психических процессов. Такие работники не должны использоваться на опасных работах.[ ...]

Несчастному случаю подвержены и рабочие, не удовлетворенные работой, не имеющие интереса к ней, вследствие чего они не могут психически правильно настроиться и сосредоточить свое внимание на выполнении приемов и движений.[ ...]

Количество несчастных случаев особенно увеличивается, если допускается несправедливость по отношению к рабочему.[ ...]

На практике можно встретиться и с такими факторами, когда неожиданно возникшее сильное чувство радости увеличивает невнимательность, что может привести к несчастному случаю. Повышенной опасности подвержен работник и в состоянии напряженного ожидания. Таким образом, неожиданное отвлечение внимания в момент, когда безусловно необходима концентрация внимания, приводит к несчастным случаям.[ ...]

При этом усматриваются две причины несчастных случаев: с одной стороны, работник становится временно неосторожным, с другой - утрачивается уверенность в движениях.[ ...]

Нередко труд бывает связан с опасностью как для самого трудящегося, так и для окружающих. Это может быть опасность травмы, ожога и других вредных или неприятных воздействий внешней среды, но это может быть н опасность моральных неприятностей.[ ...]

Деление профессий на опасные и безопасные сугубо условно. Техника безопасности стремится возможно более полно обезопасить рабочего от возможных травм и повреждений на производстве, «надеть намордники на все машины, которые могут кусаться». Одна из задач психологии безопасности труда- содействовать этому. В машиностроительной промышленности были очень опасны малые штамповальные прессы. Зарубежные фирмы, поставлявшие нам раньше эти машины, не ставили на них никаких приспособлений по технике безопасности, и отвлечение внимания работницы нередко вело к потере пальцев. Сейчас с введением специальных приспособлений эта работа стала безопасной. Однако работа водолаза, бактериолога противочумной станции, летчика, оперативного работника уголовного розыска, шофера, монтажника-высотни-ка, подрывника, электрика-высоковольтника, рабочих, изготавливающих взрывчатые вещества, и рабочих ряда других специальностей в большей или меньшей степени еще остается опасной для самих работающих.[ ...]

Многие из этих профессий опасны и для окружающих. Работа железнодорожного или авиационного диспетчера физически для него не опасна, но его ошибка может стоить жизни другим. Работа любого руководителя производства, который должен принимать ответственные решения, чревата для него опасностью моральных неприятностей.[ ...]

Осознание опасности может вызвать различные формы эмоциональных решений. Первая их форма - астеническая реакция страха - проявляется в оцепенении, дрожи, нецелесообразных поступках. Развивается она по механизму пассивнооборонительного рефлекса, унаследованного от животных, у которых он был биологически целесообразен. «То, что психологически называется страхом, трусостью, боязливостью, - писал И. П. Павлов, - имеет своим физиологическим субстратом тормозное состояние больших полушарий, представляют различные степени пассивно-оборонительного рефлекса» (Полное собрание сочинений. Т. IV. М. - Л., 1951, с. 432). Эта форма реакции на опасность отрицательно отражается на трудовой деятельности.[ ...]

Положительна для трудовой деятельности третья форма - стеническое боевое возбуждение, связанное с активной сознательной деятельностью в момент опасности; определяется второй сигнальной системой. В художественной литературе эта форма реакции на опасность описана А. С. Пушкиным в «Пире во время чумы», Л. Н. Толстым в «Войне и мире» и «Севастопольских рассказах». В психологическую литературу °на введена Б. М. Тепловым, показавшим, что опасность может совершенно непосредственно вызвать’ эмоциональное состояние стенического типа, положительно окрашенное, т. е. связанное со своеобразным наслаждением и активизирующее психическую деятельность.

Характеристика опасностей

Опасность - центральное понятие БЖД, под которым понимаются явления, процессы, объекты, способные в определенных условиях наносить ущерб здоровью человека непосредственно или косвенно, т.е. вызывать нежелательные последствия. Количество признаков характеризующих опасность, может быть увеличено или уменьшено в зависимости от целей анализа.

Опасность хранят все системы имеющие энергию, химически или биологически активные компоненты, а также характеристики не соответствующие условиям жизнедеятельности человека.

Таксономия – наука о классификации и систематизации сложных явлений, понятий, объектов. Поскольку опасность является понятием сложным, иерархическим, имеющим много признаков, таксономирование их выполняет важную роль в организации научного знания в области БЖД, позволяет глубже познать природу опасности. Совершенная достаточно полная таксономия пока не разработана.

По природе происхождения опасности бывают: природные, технические, антропогенные, экологические, смешанные.

Согласно ГОСТу опасности делятся на: физические, химические, биологические, психофизиологические.

По времени проявления отрицательных последствий опасности делятся на: импульсивные, кумулятивные.

По вызываемым последствиям: у томление, заболевания, травмы, аварии, летальные исходы.

По приносимому ущербу : социальный, технический, экологический и т.п.

По характеру воздействия на человека опасности можно разделить на: активные , проявляющиеся за счет своей энергии (электричество, ультразвука и т.д.), пассивные , проявляющиеся как бы опосредованно (ржавчина, накипь), активно-пассивные , активизирующиеся за счет энергии, носителем которой является сам человек (острые колющие и режущие неподвижные элементы; неровности поверхности по которой перемещается человек; уклоны, подъемы, незначительное трение между соприкасающимися поверхностями и др.)

Различают априорные признаки (предвестники) опасности и апостериорные (следы).

Опасности носят потенциальный, то есть скрытый характер.

Идентификация опасностей – процесс обнаружения и установления количественных, временных, пространственных и иных характеристик необходимых и достаточных для разработки профилактических и оперативных мероприятий направленных на обеспечение БЖД.

В процессе идентификации выявляются номенклатура опасности, вероятность их проявления, пространственная локализация, возможный ущерб и другие параметры, необходимые для решения конкретной задачи.

Причины и последствия – условия, при которых реализуются потенциальные опасности .

Другими словами причины характеризуют совокупность обстоятельств, благодаря которым опасности проявляются и вызывают те или иные нежелательные последствия или ущерб. Формы ущерба, или нежелательные последствия разнообразны: травмы различной тяжести, заболевания, определяемые современными методами, урон окружающей среде и др.

Опасность, причины, последствия являются основными характеристиками таких событий, как несчастный случай, ЧС, пожар и т.д.

Триада «опасность - причины - нежелательные последствия» - логический процесс развития, реализующий потенциальную опасность в реальный ущерб (последствия). Как правило, этот процесс включает несколько причин, т.е. является многопричинным.

Аксиома о потенциальной опасности – любая деятельность потенциально опасна. Это утверждение носит аксиоматический характер.



Просмотров