Закон о невозможности использования сельскохозяйственных земель статья. Изъятие земельных участков сельхозназначения. Своевременное использование земельного участка

Президент России Дмитрий Медведев внес изменения в отдельные законодательные акты РФ в части совершенствования оборота земель сельскохозяйственного назначения.

А принятый Госдумой новый закон №435-ФЗ от 29.12.2010г. «О внесении в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования оборота земель сельскохозяйственного назначения» установил принудительный порядок изъятия у юридических лиц и граждан земельных участков сельскохозяйственного назначения, которые не использовались или используются ненадлежащим образом в течение 3-х и более лет.

Согласно закону, земли сельхозназначения могут быть принудительно изъяты только в судебном порядке у тех собственников и арендаторов, которые используют их нерационально.

Изъятию должны подлежать те земельные участки, где выявлено существенное снижение плодородия земель или значительное ухудшение экологической обстановки.

Вместо налогового ужесточения, как меры «наказания» за нерадивое использование земель, как планировалось изначально, законом введена усиленная административная ответственность владельцев таких земель (граждан, должностных лиц, юридических лиц), которые не ведут сельскохозяйственных работ.

Ставка же земельного налога, определённая законом, должна составлять 1,2 % кадастровой стоимости земельного участка.

Новый закон уточняет, что земельные участки могут быть изъяты и в случае, если они не используются в течение 3-х лет для ведения сельхозпроизводства и связанной с этим деятельности. В срок 3 года не включается срок освоения сельхозземель, который не может превышать двух лет, и период стихийных и иных бедствий.

Если рассматриваются участки под строительство, то критический срок повышается до 5 лет.
Положение дел у частных собственников будет контролироваться региональными и муниципальными органами.

Перед изъятием земельного участка собственнику (арендатору) администрацией муниципального образования должно быть предложено проведение конкретных для его случая мероприятий по улучшению ситуации на его земельном объекте. В случае невыполнения предложенных условий в указанные сроки участок будет изыматься.

Изъятые земельные участки могут быть проданы с аукциона на публичных торгах.

Участки могут предоставляться в собственность сельхозорганизации без проведения торгов по цене, не превышающей 15% кадастровой стоимости, или аренду с платой 0,3% кадастровой стоимости.

Новый закон коснулся и невостребованных земельных долей (не выделенных в натуре в счёт долей), предоставив возможность отказа от собственности на такие земельные доли. Упрощена процедура выдела долей.

Новый закон, получивший негласное название «передела земли», по словам Руководителя комитета Госдумы по строительству и земельным отношениям и одного из активных инициаторов его продвижения Мартина Шаккума , нацелен на изъятие в пользу государства земельной собственности тех граждан, которые скупили десятки и сотни гектаров земли и не используют или используют их не по назначению.

А главной целью нового закона является задача вернуть в Агропромышленный комплекс страны порядка 20 миллионов гектаров земель «под паром»,заставить все пахотные земли работать, поскольку качество неиспользуемых земель ухудшается из-за эрозии.

3 декабря 2015 года в послании Федеральному собранию Президент страны Владимир Путин предложил изымать простаивающие земли сельскохозяйственного назначения у недобросовестных владельцев и продавать их на аукционах:

По мнению экспертов, определённая часть земельных инвесторов потеряет свои земельные наделы. Но уйти от обвинения в неиспользовании земли можно будет и после вступления закона в силу: собственники просто выборочно засеют такие площади, или соберут необходимые лекарственные травы, которые вообще засеиваются раз в 3-5 лет, или перепашут участки, засадят картошкой и заявят, что у них всё развивается, земля «работает».

Если человек проводит сенокос каждый год или просто на этой земле пасёт скот - он обрабатывает землю или нет? Фермер всегда сможет доказать и показать, что «деятельность» ведётся. Он будет вне подозрений.

Немаловажным фактором станет и тот, что 5 лет простоя для земель сельхозназначения - это довольно приличный срок для того, чтобы начало снижаться их качество. Есть так называемая угроза «не возврата», то есть фиксация состояния, когда вернуть этим землям именно сельскохозяйственное назначение станет бешено накладным и экономически невыгодным процессом.

Представляется, что готовится чёткий и ограниченный перечень оснований для изъятия земель сельхозназначения. В противном случае, у должностных лиц появится «соблазн» и возможность для злоупотребления данным правом.

Если в законе не будет прописан исчерпывающий список возможностей использования земли, то он станет основой постановки «под удар» тех земель, которые как раз и используются, с помощью «найденной закорючки», за которую можно зацепиться и отобрать землю.

Можно только надеяться, что новый закон не приведёт всё-таки к крупному земельному переделу, не разрушит агропромышленный комплекс и не нанесёт сокрушительный удар по собственникам земельных участков, которые, возможно, и не в полной мере осваивали свои земельные владения, но налоги государству платили.

Полезная информация

  • О возможности строительства жилого дома на фермерской земле читайте .
  • С расчётом налогов на объекты недвижимости по новым правилам 2019 года можно ознакомиться .
  • С особенностями перевода сельхозугодий в иные земли можно ознакомиться .
  • С правилами сноса самостроя по новому закону-2018 можно ознакомиться .
  • Новое в земельном законодательстве - выпуск ФЗ" О ведении гражданами садоводства и огородничества...". с особенностями которого можно ознакомиться .
  • Проверить состояние вопроса и уточнить статус своей земли можно на публичной кадастровой карте. Как получить необходимые сведения по имеющейся информации - кадастровому номеру или адресу участка, помогут советы, представленные .
  • С порядком изменения территориальной зоны земельного участка позволит ознакомиться .

Миронов Илья Борисович, руководитель аппарата Комитета Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству, кандидат юридических наук — ст. ст. 279 — 282; 283 (в соавт. с В.В. Андроповым).

Михеева Лидия Юрьевна, заместитель руководителя аппарата Комитета Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству, доктор юридических наук, профессор — ст. ст. 265 — 267, 274 — 277.

Могут ли изъять землю при неиспользовании? Ответ юриста

Земельные участки изымаются для государственных (муниципальных) нужд в исключительных случаях. Решение при этом принимают исполнительные органы власти федерального, регионального или районного значения. Порядок и условия изъятия регламентируются ст. 279 ГК РФ и ст. 49, 56.2 ЗК РФ.

В зависимости от того, при каких обстоятельствах изымается участок, инициаторами процесса могут быть как федеральные органы, так и представители местного самоуправления. В некоторых ситуациях возможно изъятие по ускоренной процедуре, без предварительного судебного разбирательства.

Неиспользование земельного участка

В данном случае важно исходить от целевого назначения и вида разрешенного использования Вашего земельного участка. Например, если земельный участок предназначен для жилищного строительства и не используется для соответствующей цели в течение трех лет, то он может быть изъят у собственника.

Использование земельного участка не по целевому назначению в соответствии с его принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием или неиспользование земельного участка, предназначенного для сельскохозяйственного производства либо жилищного или иного строительства, в указанных целях в течение срока, установленного федеральным законом, за исключением случая, предусмотренного частью 1.1 настоящей статьи,-

Как может быть ужесточена ответственность за неиспользование или нарушение правил использования земли

Тем более непоследовательным на их фоне выглядит решение об упрощении порядка изъятия земель в Подмосковье в связи с присоединением к Москве некоторых территорий - ведь никакими жесткими сроками развитие московской агломерации не ограничено (Федеральный закон от 5 апреля 2013 г. № 43-ФЗ «Об особенностях регулирования отдельных правоотношений в связи с присоединением к субъекту Российской Федерации — городу федерального значения Москве территорий и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»). Так, до 1 января 2015 года изъятие земельных участков допускается при отсутствии документов территориального планирования (ч. 2 ст. 7), собственник должен быть извещен о предстоящем выкупе не позднее чем за пять месяцев (ч. 7 ст. 10), а срок для принятия им решения о согласии на выкуп сокращен с одного года до трех месяцев со дня направления проекта соответствующего соглашения (ч. 4 ст. 10). Срок для оспаривания решения об изъятии земли тоже установлен и составляет два месяца со дня его принятия (ч. 19 ст. 9), однако инициация собственником судебного процесса не будет являться препятствием для изъятия участка (ч. 12 ст. 10).

Действительно, при выделении земельного участка под жилищное строительство с последним могут возникнуть проблемы из-за дороговизны постройки дома. Но если у таких землевладельцев есть возможность продлить срок разрешения на строительство (ч. 20 ст. 51 Градостроительного кодекса РФ), то осваивающим земли сельскохозяйственного назначения придется сложнее.

Ответственность за неиспользование земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения

В прежней редакции ответственность за это правонарушение была следующей: наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц — от четырех тысяч до шести тысяч рублей; на юридических лиц — от восьмидесяти тысяч до ста тысяч рублей.

Согласно ч. 1.1. ст. 8.8. КоАП РФ объективная сторона правонарушения состоит в неиспользовании земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения, оборот которого регулируется Федеральным законом от 24 июля 2002 года N 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», для ведения сельскохозяйственного производства или осуществления иной связанной с сельскохозяйственным производством деятельности в течение срока, установленного указанным Федеральным законом.

Неиспользование земельного участка более 3 лет

В последнее время довольно остро встала проблема нарушения собственниками и арендаторами земельных участков сельхозназначения требований земельного законодательства, в части нецелевого использования либо вовсе не использования земельных участков. В результате указанных действий (бездействия) землепользователей огромные площади сельскохозяйственных угодий приходят в негодность, утрачивают свои плодородные качества.

С 15 февраля 2014 г. вступил в силу Федеральный закон от 03. 02. 2014 № 6 — ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях», об усилении административной ответственности за длительное (три года и более) неиспользование земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения. Размеры штрафов возросли для тех лиц, которые обязаны использовать такие участки в соответствии с их целевым назначением, а именно для собственников участков, арендаторов, землевладельцев, землепользователей.

Постановление Правительства РФ от 23 апреля 2012 г

Постановление Правительства РФ от 23 апреля 2012 г. N 369
«О признаках неиспользования земельных участков с учетом особенностей ведения сельскохозяйственного производства или осуществления иной связанной с сельскохозяйственным производством деятельности в субъектах Российской Федерации»

Определен перечень признаков неиспользования земельных участков для ведения сельскохозяйственного производства или осуществления иной связанной с этим деятельности. Они применяются на территории субъектов Федерации с учетом региональной специализации сельскохозяйственного производства.

Изъятие земельного участка в связи с неиспользованием

В соответствии с поправкой 3 ст.6 закона о «Обороте земли сельскохозяйственного назначения» участок земли, который предназначен непосредственно для сельскохозяйственного использования может быть изъят у владельца только в судебном порядке, причиной для изъятия может послужить несоответствующее использование или полное неиспользование данного земельного участка в течение установленного срока (3 года). Факты ненадлежащего использование участка земли определяются Земельным Кодексом.

Впрочем, законодательством предусмотрено и наложение административного штрафа на собственников, которые не используют свои земли по назначению или не используют их вообще. Вместе с требованием оплаты штрафа, гражданину выдается соответствующее предписание о необходимости устранить выявленное нарушение земельного законодательства в виде использования не по назначению или неиспользования земельного участка, предписание должно содержать сроки отведенные собственнику для исправления ситуации. Если же гражданин не устранит правонарушение в нужный срок, в отношении него может быть составлен соответствующий протокол административного нарушения, который впоследствии направляется в суд. Одновременно с этим подготавливаются материалы лишения права собственности на данный земельный участок, которые направляются на рассмотрение должностными лицами органов гос. земельного контроля.

Неиспользование участка

Срок, предоставленный законом для освоения участка, составляет два года (ч. 5 ст. 6 Закона № 101-ФЗ). Если в течение этого времени участок не использовался, наступает ответственность. Чтобы рассчитать этот двухлетний срок, нужно установить его начало. Если административный орган не сможет указать, от какой даты рассчитывать срок, то суд отменит постановление. При этом речь идет о первом подходе к исчислению срока неиспользования земельного участка для привлечения к ответственности.

Такая позиция Конституционного суда РФ изложена в постановлении от 25 февраля 2014 г. № 4-П «По делу о проверке конституционности ряда положений статей 7.3, 9.1, 14.43, 15.19, 15.23.1 и 19.7.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с запросом Арбитражного суда Нижегородской области и жалобами обществ с ограниченной ответственностью «Барышский мясокомбинат» и «ВОЛМЕТ», открытых акционерных обществ «Завод «Реконд», «Эксплуатационно-технический узел связи» и «Электронкомплекс», закрытых акционерных обществ «ГЕОТЕХНИКА П» и «РАНГ» и бюджетного учреждения здравоохранения Удмуртской Республики «Детская городская больница № 3 «Нейрон» Министерства здравоохранения Удмуртской Республики».

Изъятие земли за неиспользование

Такие действия снижают ценность почв, а лица, которые хотели бы заняться обработкой земли, но не сумели получить наделов, вправе доводить до сведения администрации о подобных инцидентах. Администрация уполномочена переводить такую недвижимость в разряд бесхозной, что требует соблюдения установленного алгоритма.

Если на землях сельскохозяйственного назначения, предназначенных для ЛПХ, начато возведение капитального строения, оно рискует попасть в категорию «самострой» с вытекающими юридическими последствиями, в числе которых кроме штрафов – приведение в первоначальный вид участка, за счёт средств владельца.

05 Авг 2018 450

Как прекрасны поля поздней весной, покрытые ровным ковром изумрудных всходов озимой пшеницы или ранней осенью, когда кажется, что каждый колос, туго налитый янтарным зерном, излучает весь солнечный свет, что он впитал в себя за лето! И как безрадостна и уныла картина поля, на котором царствуют разбушевавшиеся сорняки и дикоросы… Бесхозяйственность, безусловно, должна быть наказана. О проблемах применения земельного законодательства и его несовершенстве, а также о передаче полномочий по надзору в этой сфере, мы говорили с начальником отдела государственного земельного надзора Управления Россельхознадзора по Курганской области Сергеем Извековым – человеком неравнодушным к проблемам землепользования и искренне радеющим за свое дело.

– Сергей Владимирович, формулировка «не используется по целевому назначению» – нередкий гость ваших отчетов по результатам плановых и внеплано-вых проверок сельхозугодий, находящихся в собственности или аренде у хозяйствующих субъектов. Знаю, что крайняя мера борьбы с подобным нарушением земельного законодательства – принудительное изъятие земельного участка. Насколько она действенна и эффективна?

– Принудительное изъятие земельного участка из состава земель сельскохозяйственного назначения у его собственника или иных правообладателей осуществляется в соответствии с Гражданским Кодексом Российской Федерации, Земельным Кодексом Российской Федерации и Федеральным законом от 24.07.2002 г. № 101 – ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения».

На основании п. 2 ст. 6 Федерального закона от 24.07.2002 г. № 101 – ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» земельный участок может быть изъят у его собственника в судебном порядке в случае, если участок используется с нарушением требований, установленных земельным законодательством Российской Федерации, повлекшим за собой существенное снижение плодородия почв земель сельхозназначения или причинения вреда окружающей среде.

Но, к сожалению, применение данной нормы осложнено наличием некоторых пробелов в действующем законодательстве. Так, на практике, причинение вреда почвам и иные действия, повлекшие существенное снижение плодородия почв осуществляются не только собственником, но и иными правообладателями (арендаторами, землепользователями) или лицом, не имеющим никаких законных прав на данный земельный участок (самовольное снятие плодородного слоя почвы). Ни в одной из законодательных норм, вышеуказанного земельного законодательства Российской Федерации, не прописаны взаимоотношения с иными лицами, не являющимися правообладателями, влекущие принудительное изъятие земельного участка.

– И как же быть?

– В этой ситуации можно обратиться к требованиям п. 3 ст. 6 Федерального закона от 24.07.2002 г. № 101 – ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения». В них говорится о том, что земельный участок может быть изъят у собственника в судебном порядке в случае, если в течение 3-х лет подряд с момента выявления правонарушения и более участок не используется по целевому назначению или используется с нарушением законодательства Российской Федерации . Таким образом, собственнику предоставляется довольно длительный период времени (с момента фиксации нарушения в рамках государственного земельного надзора) для того, чтобы принять меры для устранения допущенного им правонарушения или для обращения в соответствующий орган по надзору за соблюдением земельного зако-нодательства с целью привлечения к ответственно-сти стороннего лица, допустившего правонарушение. Но, применение данной нормы на практике также ограничено. Дело в том, что Правительством Российской Федерации до сих пор не установлены признаки, подтверждающие использование земельного участка с нарушением законодательства РФ, на основании которых такой участок может быть изъят у собственника в судебном порядке.

Поэтому, мы подготовили и направили в адрес Федеральной службы Россельхознадзора письмо, где высказали свое мнение о необходимости разработать и утвердить признаки ненадлежащего использования земельного участка из состава земель сельскохозяйственного назначения, на основании которых у нас будет законное право для изъятия такового у собственника в судебном порядке.

– «Изъять нельзя оставить», где же поставить запятую?!

– Свои предложения мы довели и до Правительства Курганской области. Надеемся, что региональные власти на уровне субъекта РФ, с учетом своих замечаний, также выскажутся о необходимости внесения изменений в Федеральный закон от 24.07.2002 г. № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения». Мы считаем необходимым исчислять срок неиспользования земельного участка, влекущий принудительное его изъятие не «с момента выявления (факта) в рамках государственного земельного надзора», а «с момента регистрации права собственности в установленном законом порядке».

– Каково мнение Управления Россельхознадзора по Курганской области относительно передачи федеральных полномочий в области государственного земельного надзора в отношении земель сельскохозяйственного назначения на уровень субъектов Российской Федерации?

– Статьей 10 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что субъекты Российской Федерации осуществляют управление и распоряжение земельными участками, находящимися в собственности субъектов Российской Федерации. Исходя из положений нормативных правовых актов, регулирующих государственный земельный надзор (муниципальный контроль), передача функций по надзору тому же органу власти, который осуществляет управление и распоряжение земельными ресурсами не только заведомо неэффективна, но и противоречит основополагающему требованию государственного управления по отделению контрольно-надзорных функций от регулятивно-распорядительных.

Более того, включение в компетенцию органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, в том числе и контрольно-надзорных функций, создаст организационные основы для коррупции, когда органы власти и управления на местах будут выступать не с общегосударственных позиций, а как небескорыстные «проводники» своих интересов. Наглядный пример тому – возбужденные уголовные дела в отношении нескольких глав муниципальных образований Курганской области, злоупотреблявших своим должностными полномочиями в сфере земельных отношений.

К тому же, передача вышеуказанных полномочий на уровень субъектов Российской Федерации может спровоцировать сокрытие фактов причинения вреда почвам (в том числе и в результате загрязнения опасными химическими веществами, патогенами и экопатогенами), что будет выражаться в не принятии к нарушителям мер направленных на возмещение нанесенного почвам ущерба.

– А как часто ваше ведомство рассматривает результаты проверок хозяйствующих субъектов, проведенных органами муниципального контроля?

– В соответствии с Правилами взаимодействия федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих государственный земельный надзор, с органами, осуществляющими муниципальный земельный контроль, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 26.12.2014 № 1515 (далее – Правила), в 2017 году в Управление поступило семь проектов планов проверок на 2018 год, что составляет менее 30% от минимально возможного количества планов по муниципальному земельному контролю. Все проекты Управлением согласованы и касаются только физических лиц.

В течение 2017 года, органами местного самоуправления проведено 87 мероприятий по муниципальному земельному контролю, проконтролированная площадь составила 519,8 га. При этом было установлено 41 нарушение земельного законодательства на площади 314,52 га. В Управление поступил 41 материал по муниципальному земельному контролю. В связи с отказом в возбуждении административных дел, Управлением прекращено 10 материалов, что составило 25% от общего числа, поступивших на рассмотрение материалов.

Для сравнения скажу, что Управлением Россельхознадзора по Курганской области за отчетный период 2017 г. выявлено более 300 нарушений земельного законодательства на площади более 18 тыс. га.

– Нарушение земельного законодательства – это не только зарастание полей сорняками, но и захламление их отходами человеческой жизнедеятельности.

– Вы правы. Зачастую, в результате захламления земель сельскохозяйственного назначения несанкционированными свалками ТБО, органы местного самоуправления сами становятся нарушителями земельного законодательства.

Так, в 2017 году Управлением было выявлено 38 несанкционированных свалок на общей площа-ди 72,9 га. Выдано 27 предписаний о их ликвидации. В результате принятых Управлением мер, в 2017 году ликвидировано 11 несанкционированных свалок бытовых отходов на общей площади 14,24 га.

Кроме того, нами выявлялись случаи, когда органы местного самоуправления, в целях легализации несанкционированных свалок, под предлогом «временного складирования бытовых отходов» изменяли вид разрешенного использования земельных участков сельскохозяйственного назначения, на вид разрешенного использования «не связанного с сельскохозяйственным производством».

Но мы-то все знаем, что от временного до постоянного всего один шаг.

Правда, надо сказать, что сегодня сделать такое на законных основаниях невозможно, по причине полного запрета. В соответствии с требованиями ч. 4 ст.78 Земельного кодекса РФ, которая гласит: «земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, расположенные на расстоянии менее тридцати километров от границ сельских населенных пунктов, не могут использоваться для целей, не связанных с ведением сельского хозяйства».

Учитывая вышеизложенное, Управление Россельхознадзора по Курганской области считает, что в Российской Федерации существует объективная необходимость осуществления контрольно-надзорных полномочий в отношении земель сельскохозяйственного назначения, оборот которых регулируется Федеральным законом от 24.07.2002 г. № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», исключительно на федеральном уровне.

Считаем, что передача полномочий по осуществлению государственного земельного надзора в полном объеме на региональный и муниципальный уровни на данный момент преждевременна и не даст должного эффекта.

– Сергей Владимирович, спасибо вам за столь подробное раскрытие наболевших вопросов. Искренне надеемся, что ваши предложения будут рассмотрены, а чаяния услышаны.

Подготовила Фиала Баскакова,
специально для журнала «Нивы России»
Информационное агентство «Светич»
Журнал «Нивы России» №3 (158), апрель 2018

Земельное законодательство определяет земли сельскохозяйственного назначения как территории, которые расположены за границами населенных пунктов и предназначенные для сельскохозяйственных нужд.

Емкое определение раскрывает сущность таких земель: они выделаются исключительно для занятия сельскохозяйственной деятельностью. По этой причине государством на всех уровнях власти ведется постоянный контроль за использованием этих территорий.

Он заключается в особом порядке предоставления и продажи таких земельных участков, правилах использования и эксплуатации, а также в строгих сроках, за которые владелец должен начать пользование участком.


Освоение сельхозугодий — что говорит закон

Особенность сельскохозяйственных земель заключается в том, что не всегда собственник сразу после приобретения прав на эту землю может начать ее использовать по назначению. Дело в том, что для выращивания сельскохозяйственной продукции требуется создание специальных условий, и не каждое сельскохозяйственное угодье может им соответствовать.

Процесс подготовки земли к использованию для сельскохозяйственных нужд называется освоением земельного участка. Это понятие следует отличать от эксплуатации участка. Освоение — комплекс мер, направленных на создание условий для нормального использования земельного участка. Под эксплуатацией же понимается процесс фактического использования земли с целью получения какой-либо пользы.

Статья 42 Земельного кодекса среди всех обязанностей владельцев земельного участка выделяет необходимость своевременного освоения и использования земли.

Законодатель ни в одном нормативном правовом акте не указывает конкретные сроки, необходимые для освоения земли сельскохозяйственного назначения. Вместе с тем установленные предельные сроки, за которые владелец такой земли не только должен освоить территорию для выращивания сельскохозяйственных культур, но и непосредственно приступить к осуществлению такой деятельности.

Таким образом, понятия освоение земли и использование тесно связаны между собой, но имеют отличное значение.

Нарушение сроков, установленных для начала фактического осуществления деятельности на земельном участке из сельхозугодий, может стать причиной огромных санкций со стороны надзорных органов. Но главное — безразличное отношение к действующим требованиям является причиной лишения прав на земельный участок.


Ответственность за неиспользование земель сельскохозяйственного назначения

Действующее законодательство устанавливает обязанность для правообладателей своевременно приступать к использованию земли сельскохозяйственного назначения.

При нарушении этой обязанности государство применяет санкции согласно следующим правовым актам:

  • Кодексу об административных правонарушениях;
  • Земельному кодексу;
  • Гражданскому кодексу;
  • ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения».

Такая обязанность устанавливается в пункте 3 статьи 6 ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения». Законодатель устанавливает срок, в течение которого владелец должен приступить к использованию земли. Он составляет три года с момента получения права на участок. При этом в этот срок включается и время, необходимое для освоения земли под сельскохозяйственные нужды.

Функция контроля за соблюдением такого требования лежит на плечах инспекторов Россельхознадзора.

Выявление нарушений, связанных с неиспользованием земель сельскохозяйственного назначения, осуществляется посредством следующих процедур:

  • надзорные проверки;
  • административные обследования;
  • предварительные проверки информации обращений и писем органов власти.

В рамках проведения указанных проверочных процедур инспектора выезжают на земельный участок, осуществляются необходимые мероприятия, комплекс которых в обязательном порядке должен быть указан в распоряжении о проведении проверки, после чего оформляют мероприятие соответствующим актом и при выявлении нарушения привлекают лиц к ответственности.

Владельцу земельного участка сельскохозяйственного назначения, который несвоевременно приступил к использованию земли, грозят негативные последствия.

  • Штрафные санкции, которые предусмотрены частью 2 статьи 8.8 КоАП РФ. Их величина зависит от кадастровой стоимости земли, а также наличия отягчающих обстоятельств. Следует обратить внимание на часть 2.1 этой же статьи, которая добавляет отдельный состав правонарушения. Если земля сельскохозяйственного назначения уже была изъята у собственника и передана для использования иным лицам, которые аналогично не принимают меры к эксплуатации, то новый собственник понесет также ответственность за это.
  • Предписание, которое будет находиться на постоянном контроле государственного органа. Предписание содержит в себе требование об устранении нарушения, в нем установлены соответствующие сроки.

В случае невыполнения такого предписания лицо не только будет привлечено к ответственности в виде больших штрафов, но и будет решаться вопрос о лишении его права на участок.


Ответственность за использование земель не по целевому назначению

Статьей 42 Земельного кодекса устанавливается обязанность для фактического землепользователя участка по обязательному соблюдению категории земель и вида разрешенного использования.

Причиной строгой регламентации такого правила являются следующие обстоятельства:

  • разные способы использования земли предусматривают определенные коэффициенты налога на землю;
  • при использовании участков с нарушением разрешенного вида может быть причинен непоправимый вред земле как природному объекту;
  • может возникнуть угроза причинения имущественного или физического вреда соседним владельцам земли.

Примером нецелевого использования земли может служить организация свалки мусора на земле, которая предназначена для сельскохозяйственного производства. В результате таких действий плодородный слой почвы будет уничтожен, а земля еще долгое время не сможет быть использована для выращивания сельскохозяйственных культур.

Следят за соблюдением этого требования органы госземнадзора Росреестра путем проведения проверочных мероприятий. В случае выявления нарушений органом также выдается предписание, а также виновное лицо привлекается к ответственности, но уже по части 1 статьи 8.8 КоАП РФ.

Обращаем внимание, что ответственность за нарушение данного требования лежит на фактическом землепользователе земельного участка. Если вам по дружбе отдали на время участок, а вы нарушили целевое назначение земли, то виновным в совершении правонарушения будете вы.

Если не исполнять предписания органа госземнадзора или своевременно не продлить установленный срок, через суд вас могут лишить права на участок путем его изъятия.


Изъятие земель у собственника

Основания и порядок осуществления данной процедуры детально регулируется нормами Федерального закона «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения». Иные нормативные правовые акты также включают в себя общие нормы, указывающие на возможность изъятия земель.

Закон выделяет несколько оснований для проведения процедуры изъятия:

  • снижение плодородности земли в результате нарушения владельцем действующих правил и норм;
  • не использование земли в течение трех лет с момента выявления такого нарушения органами госземнадзора;
  • эксплуатация участка с нарушением вида разрешенного использования или целевого назначения.

Изъятие земельных участков может осуществляться у любых правообладателей, независимо от вида права. При этом такое изъятие может выражаться в прекращении арендных правоотношений.

Непосредственной причиной для изъятия служит неисполнение предписания органа земндзора, которое выдано в одно время с привлечением владельца к административной ответственности. При этом если административного наказания не было, предписание не может считаться действующим, и оно подлежит отмене по заявлению лица, которому оно выдано.

При выявлении факта неисполнения предписания начинается процедура изъятия.

  1. Инспектор подает необходимую информацию в региональную администрацию.
  2. Этот орган обращается в суд с иском об изъятии земли.
  3. По истечению полугода после вынесения положительного решения суда организуется процедура публичных торгов.
  4. Все полученные средства от продажи поступают бывшему собственнику, но из суммы вычитаются реально понесенные убытки на организацию торгов.


Что еще важно знать об использовании земель сельскохозяйственного назначения

Чтобы фермерский бизнес рос в гору, а пользование сельскохозяйственной землей приносило только удовольствие, следует придерживаться следующих положений.

  • Установите фактические границы участка, так как в случае занятии земли смежным землепользователем надзорным органам будет проще устранить нарушение.
  • Осуществляйте постоянный мониторинг изменения соответствующего законодательства. Новые нормы, регламентирующие правила использования участков сельскохозяйственного назначения, могут ввести ряд требований и ответственность за их нарушение.
  • Не откладывайте использование земли на потом, так как надзорные органы могут в любой момент прийти к вам на участок.
  • Не следует строить жилые дома на сельскохозяйственных землях, так как это является нарушением целевого использования.

Любой владелец сельхозугодий должен хотя бы примерно знать основные положения действующего законодательства.

  1. Земельный кодекс Российской Федерации от 25.10.2001 № 136-ФЗ (с изм. и доп. вступ. в силу с 31.12.2017) - Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_33773/ .
  2. Гражданский кодекс Российской Федерации от 30.11.1994 № 51-ФЗ (первая часть) - Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_5142/.
  3. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ (с изм. и доп. вступ. в силу с 05.02.2018) - Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_34661/ .
  4. Федеральный закон от 24.07.2002 № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» (с изм. и доп. вступ. в силу с 03.07.2016) - Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_37816/ .

Читайте также

Садоводческие некоммерческие товарищества (СНТ): изменения 2018

С января 2019 года в силу вступает новый закон, регулирующий деятельность садоводческих и огороднических объединений. Одновременно указанный закон вносит существенные изменения в тридцать девять законов, которые действуют на территории нашей страны.

Если заняли участок: что делать при самовольном занятии вашего участка (2017)

Самовольное занятие чужого земельного участка может быть умышленным или неумышленным, может иметь как негативные, так и позитивные последствия. Но при выявлении фактов самозахвата территории нужно принять меры по приведению ситуации в легальное правовое поле. Если вас каким-либо образом коснулась проблема захвата земли (захватили ваш участок или вы обнаружили, что нарушили чужие границы), рекомендуем ознакомиться с данным материалом.

Вентиляция в частном доме: схемы (2017)

Парадокс, но грамотной вентиляционной системы нет в большинстве частных домов. Причем, речь идет не только о домах, построенных 50-60 лет назад, а и о современных коттеджах. С ростом популярности окон ПВХ и металлических дверей проблема только усугубляется - из-за высокой герметичности оконных и дверных проемов нет притока свежего воздуха в комнаты. Сам дом часто напоминает «газовую камеру» с застоявшимся воздухом и специфическим запахом. Как решать проблему?

Садовые дорожки - часть ландшафтного дизайна. Они делают дачный участок ухоженным и привлекательным, облегчают перемещение по территории. В нашей статье мы собрали подробные инструкции, фотографии и видео, как сделать дорожки своими руками.

Дорожки на даче своими руками: эконом-варианты с фото и видео

Садовые дорожки - часть ландшафтного дизайна. Они делают дачный участок ухоженным и привлекательным, облегчают перемещение по территории.

В нашей статье мы собрали подробные инструкции, фотографии и видео, как сделать дорожки своими руками.

Эконом-варианты дорожек на даче своими руками

Для обустройства садовых дорожек используются разные материалы, но есть общие требования, которым они соответствуют:

Эстетика

Безопасность

Устойчивость к влаге

Ремонтопригодность

Всесезонность

Прочность

Простой уход

Садоводы и дачники делают дорожки из бетона, дерева, природного камня, тротуарной плитки и других материалов. Посмотрите, как они выглядят.

Дорожка из бетона с использованием готовых форм

Дорожка, вымощенная природным камнем

Садовая дорожка из дерева

Дорожка из бетона и тротуарной плитки

Дорожка из бетона, имитирующего природный камень

Дорожка из гравия

Комбинированная садовая дорожка из камня и щебня

Еще один вариант комбинирования щебня, камня и тротуарной плитки

Дорожка из тротуарной плитки

Дорожка из клинкерного кирпича

Дорожка из камня

В идеале садовые дорожки сочетаются с наружной отделкой дома и дополняют ландшафт. Материал для дорожек подбирают с учетом предполагаемой нагрузки.

Декоративные тропинки редко используются по назначению. Для них подходят сыпучие материалы: гравий, песок, щебень.

Передвигаться лучше по дорожкам из прочного бетона, кирпича или тротуарной плитки. Парковку для машин рекомендуется вымащивать бетоном, брусчаткой или камнем.

Бетонные дорожки на даче своими руками

Садовые дорожки из бетона практичны, долговечны, выдерживают большую нагрузку. Шероховатая поверхность бетонных покрытий не скользит.

Такие дорожки обустраивают двумя способами: с помощью опалубки или специальных форм.

Заливка с опалубкой

Сначала подготовьте основание: снимите верхний слой земли и утрамбуйте его. Дальше действуйте по схеме.

Серый бетон смотрится скучно, но есть способы его облагородить.

На небольших участках прокладывайте извилистые дорожки с плавными поворотами и изгибами. Это визуально расширит пространство.

Добавьте пигмент в бетонную смесь, чтобы окрасить дорожку в нужный цвет. Красящие пигменты вводите на стадии приготовления смеси для заливки.

Проявите фантазию, и серый бетон превратится в имитацию дикого камня, как на фотографии ниже. Для этого нужен острый нож и твердая рука, чтобы проложить бороздки в форме камня на поверхности, когда бетон уже схватился, но окончательно не затвердел.

https://www.youtube.com/watch?time_continue=2&v=vTUxpgtgZoA

Заливка в специальные формы

Пластиковые формы для заливки бетона продаются в строительных и садовых магазинах.

Подготовьте основание для дорожки. Для этого углубитесь в грунт на 10 см. Далее утрамбуйте грунт и уложите подушку из песка и щебня. Если вы добавляете в бетонную смесь щебень, делайте песчаное основание.

Смочите подготовленное основание водой, а формы для заливки обработайте специальной смазкой с внутренней стороны.

Затем поместите формы в песчаную подушку, вдавите их так, чтобы верхняя часть выступала над грунтом на 0,5 — 1 см.

Приготовьте бетонную смесь, добавьте в нее пластификатор для придания дорожке прочности, введите цветной пигмент (не обязательно) и залейте в формы так, чтобы бетон равномерно распределился по всей площади. Выровняйте верхний слой шпателем или мастерком.

Через 30 — 40 минут, когда бетон схватится, аккуратно снимите формы, укройте дорожку пленкой на 1-2 суток. Ходить по дорожке можно через 5 дней.

Видео тематического мастер-класса в помощь.

https://www.youtube.com/watch?v=-BxEgbCAvII

Дорожки из плитки на даче своими руками

Для садовых дорожек используется тротуарная плитка разного дизайна, цвета и размера. Она укладывается на подготовленное основание с песчаной подложкой, как на схеме ниже.

Для укладки часто используются плитки 40×40 см. Большой размер сокращает время на обустройство садовых дорожек. Плитку укладывают так, чтобы расстояние между ее центрами было не больше шага.

Зазоры на местах стыковки заполняются песком, а края дорожки с обеих сторон ограничиваются бордюрами.

Преимущество тротуарной плитки в том, что она сочетается с загородными домами и дачами любого стиля, вписывается в простой и сложный ландшафты.

Деревянные дорожки на даче своими руками

Деревянные дорожки на даче выглядят естественно, стильно и долговечно. Садовые дорожки на даче изготавливают из обыкновенных досок толщиной не меньше 5 см. Возиться с ними придется меньше, чем с поштучной укладкой отдельных спилов. Преимущество таких деревянных троп - быстрый монтаж и аккуратный внешний вид. Изготовление начинается с подбора материалов и инструментов. Недорогие и распространенные пиломатериалы - доски из хвойных пород дерева. Лучше выбрать лиственницу, но себестоимость в этом случае будет выше.

Дерево обрабатывают по стандартной схеме: антисептиком, а затем покрывают лаком или краской - для дальнейшей защиты. Прозрачный лак подчеркивает текстуру древесины, а цветная краска расставляет акценты. Доски нарезают на отрезки одинаковой длины. Для дорожек сложной формы длина каждой дощечки подбирается индивидуально.

Основание тропинок из натурального дерева, как и для деревянной дорожки из спилов, делают из песчано-щебневой подушки. Подготовительные работы выполняют в следующей последовательности: разметка, котлован, геотекстиль, слой щебня, слой песка, утрамбовка.

Затем доски укладывают на основание или располагают их на возвышении - специально устроенном каркасе. Доски, уложенные в грунт, смотрятся естественно и непринужденно, но такая деревянная дорожка портится быстрее. Конструкция на каркасе будет прочнее и долговечнее, одним словом - капитальная. Такая задумка требует больше усилий.

https://www.youtube.com/watch?v=UENusTR1VOY

Устройство садовой дорожки из деревянных спилов напоминает брусчатку. Вместо камней укладывают плоские деревянные плашки одинаковой высоты. Для создания плотной дорожки чередуют большие спилы с пеньками маленького диаметра, свободное пространство заполняют большими ветками.

Из обыкновенных пеньков или срезов дерева получаются симпатичные извилистые тропинки. Правильно подберите материал, разберитесь в методиках укладки, и у вас получится сделать садовую дорожку из спилов дерева своими руками в саду или на даче.

Уделите внимание подготовке дерева. Необработанная древесина быстро придет в негодность, и дорожку из колец дерева придется переделывать. Для начала выберите породу древесины. Подойдут:

дуб

сосна

лиственница

береза

бук.

Разница между древесиной твердых пород (лиственница, бук, дуб) и остальными видами заключается в сроке службы. Лиственница прослужит 25 лет, сосна будет в эксплуатации 5 — 7 лет.

Используйте сухое дерево без следов вредителей. Поленья распустите на плашки одинаковой высоты. Оптимальный размер - 15 см. Для удобства используйте шаблон. Если делаете заготовку самостоятельно, следите, чтобы спил производился строго перпендикулярно бревну. Нарезанные «блинчики» отсортируйте по размеру, треснутые экземпляры удалите. Очистите колечки от коры.

Далее обработайте спилы дерева для дорожек, чтобы защитить их от гниения и разрушения. Элементарный метод - обработка олифой. Доведите олифу до кипения, затем окунайте каждую плашку в горячее масло. Кипящее вещество запечатывает поры дерева и препятствует попаданию внутрь влаги - первого врага деревянных изделий. Недостатки этого метода: долго и опасно. Горячей олифой можно обжечься.

Другой вариант - специальные составы. Вооружитесь кистью или пульверизатором и обработайте дерево противогрибковым средством. После профилактической обработки дайте дереву высохнуть.

Подготовка основания под мощение

После подготовки материала приступайте к устройству тропинки. Не торопитесь укладывать дорожку из спилов дерева. Сначала выполните подготовительные и земляные работы:

Разметьте дорожку в саду

Снимите верхний слой грунта

Выройте траншею

Устройте гидроизоляцию

Подготовьте основание.

Теперь можно браться за лопаты. Не делайте траншею глубокой. Прибавьте к высоте плашек 10 см - такая глубина будет оптимальной.

Уложите в траншее гидроизоляционный слой. Некоторые применяют пленку, рубероид, но лучше в таких случаях брать геотекстиль. Этот материал не допускает застаивания воды и прорастания сорной травы.

На гидроизоляцию насыпьте слой гравия в 10 см - это дренаж для отвода воды. Утрамбуйте и засыпьте на 5 — 10 см песком.

Намочите песок, чтобы лучше утрамбовать и выровнять основание под садовую тропинку из пеньков. В мокром виде песок трамбуют руками.

Древесину укладывают с соблюдением узора или в произвольном порядке. Бревнышки ставятся на песчаную подушку, затем их утрамбовывают и выставляют по уровню. В зазоры засыпают песок или щебень. Для швов сверху подходят мульча, древесные опилки, галька, мох.

Сухой ручей своими руками: оформляем дачный участок в японском стиле

Сухой ручей — это имитация русла высохшего ручья, которая часто используется в ландшафтном дизайне. Такой прием позволяет не только придать участку особое очарование, но и скрывает возможные дефекты рельефа. При правильном проектировании он визуально расширяет пространство, делая его более органичным.

Стаканчики для рассады своими руками: фото, видео

Каждый дачный сезон огородники начинают с выращивания рассады в собственной квартире. Подоконники загромождаются невероятным количеством банок-склянок и всевозможных пакетов разных размеров, форм и конструкций. Ассортимент покупных рассадных контейнеров и горшков достаточно велик.

Сегодня законодатель идет по пути ужесточения мер за ненадлежащую эксплуатацию наделов земли.

Контролирующим органам теперь доступны высокотехничные методы обследования территорий: спутниковая система съемки, расчет координат при помощи системы ГЛОНАСС. Единый государственный реестр прав, база государственного фонда данных и инвентаризации земель позволяет безошибочно определить закрепленный за определенной частью поверхности вид допустимого использования.

Что такое нецелевое использование земли и неосвоение участка

Понятие использования территории вразрез с предусмотренными целями раскрыто в ст. 42 ЗК РФ и 285 ГК РФ. Данные нормы регламентируют, что такая эксплуатация надела – это освоение предоставленной территории в нарушение закрепленного за ней целевого назначения, категории и разрешенного использования.

Также неправомерной является разработка земельного надела способом, нарушающим правила рационального пользования землей, наносящим вред участку как природному объекту и травмирующим окружающую среду.

Под неиспользованием (неосвоением) земельного участка следует понимать отсутствие в течение определенного законодательством срока признаков его освоения, за исключением периода времени, когда пользоваться территорией по целевому предназначению было невозможно из-за природных катаклизмов либо других исключительных обстоятельств.

Рассмотрим применяемые к нарушителям меры воздействия и их последствия.

Штраф за нецелевое использование земельного участка

Административные санкции применяются при пользовании землей вопреки ее целевому назначению, обозначенному типу земель и (или) установленному разрешенному использованию. Величина варьируется в зависимости от наличия кадастровой оценки земель.

Пунктом 1 ст. 8.8 КоАП России установлено взыскание в следующих размерах:

Штраф за неиспользование земель сельскохозяйственного назначения

Правоотношения, связанные с освоением сельхозземель, урегулированы отдельным ФЗ «Об обороте земель с/х назначения». Действие последнего не распространяется на дачные, огородные, садовые наделы земли, территории гаражного и личного подсобного хозяйства, а также земли с возведенными на них объектами недвижимости.

Статья 8.8 КоАП России (п. 2) регулирует штрафные санкции, также зависящие от оценки:

Штрафы за неиспользование земельного участка под ИЖС

Пунктом 3 ст. 8.8 КоАП России регламентировано взыскание при неосвоении территории под жилищное строительство, строительство иных объектов, для ведения огородничества и садоводства на протяжении 3 лет:

Штраф и предписание об устранении выявленных нарушений законодательства выносит уполномоченный орган исполнительной государственной власти. Такими функциями наделены территориальные органы Росреестра.

Административные меры также применяются в соответствии с п.4 ст. 8.8 КоАП России

за невыполнение или несвоевременное выполнение обязанностей по приведению земель в состояние, пригодное для использования по целевому назначению, в отношении:

    граждан в размере от 20 000 до 50 000 р.;

    должностных лиц — от 100 000 до 200 000 р.;

    юридических лиц — от 200 000 до 400 000 р.

Изъятие земли за ненадлежащее освоение

Последствием неуплаты назначенного штрафа и неисполнения предписания контролирующего органа об устранении ненадлежащего освоения территории, может являться принудительное изъятие земельного надела.

Статьями 284 и 285 ГК РФ определено, что изъятие земли происходит и в случае ее нецелевого применения, и при неосвоении участка на протяжении времени, установленного законодательством. При этом землю у нарушителя отберут вне зависимости от вида прав на нее. Закон действует как на собственников, так и на пользователей всех категорий земель, перечисленных в ст.7 ЗК РФ.

Поводом для принудительного изъятия служит выявление всех вышеперечисленных злоупотреблений правами на землю:

    неиспользование надела земли на протяжении срока, предусмотренного законом;

    грубое нарушение рационального землепользования;

    эксплуатация территории не по целевому предназначению, вопреки установленному виду допустимого использования;

    неприведение земельного участка в состояние, пригодное для его дальнейшего освоения.

Изъятие осуществляется на основании судебного решения, кроме случаев принадлежности участков публично-правовым образованиям. Неправомерное, с Вашей точки зрения, вменение административных мер либо изъятие можно обжаловать. Лучше обращаться в суд, заручившись помощью профессионального юриста.

Осуществлять эксплуатацию надела земли строго по целевому предназначению, с учетом вида его разрешенного использования, и своевременно приступать к его освоению — прямая обязанность землепользователей, закрепленная законодательно. Ведь земля — самая главная ценность, требующая постоянной охраны и очень бережного отношения к ней.

Здравствуйте, по существу Вашего вопроса сообщаем следующее.

Инкриминируемое Вам административное правонарушение предусмотрено ч. 1.1. ст. 8.8. КоАП РФ.

Согласно ч. 1.1. ст.

Как можно оформить участок, который не используется по назначению более 3 лет?

8.8. КоАП РФ объективная сторона правонарушения состоит в неиспользовании земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения, оборот которого регулируется Федеральным законом от 24 июля 2002 года N 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», для ведения сельскохозяйственного производства или осуществления иной связанной с сельскохозяйственным производством деятельности в течение срока, установленного указанным Федеральным законом.

В прежней редакции ответственность за это правонарушение была следующей: наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц — от четырех тысяч до шести тысяч рублей; на юридических лиц — от восьмидесяти тысяч до ста тысяч рублей.

Однако, Федеральным законом от 03.02.2014 N 6-ФЗ указанная часть статьи 8.8. КоАП РФ была изменена и, в настоящий момент, ответственность за указанное правонарушение предусмотрена следующая: наложение административного штрафа на граждан в размере от 0,3 до 0,5 процента кадастровой стоимости земельного участка, являющегося предметом административного правонарушения, но не менее трех тысяч рублей; на должностных лиц — от 0,5 до 1,5 процента кадастровой стоимости земельного участка, являющегося предметом административного правонарушения, но не менее пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц — от 2 до 10 процентов кадастровой стоимости земельного участка, являющегося предметом административного правонарушения, но не менее двухсот тысяч рублей.

Таким образом, в настоящее время ответственность была ужесточена.

Следует сказать, что в ч. 1.1. ст. 8.8. КоАП РФ содержится указание на срок неиспользования земель сельскохозяйственного назначения, определяемый Федеральным законом от 24 июля 2002 года N 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения».

В силу ч. 4 ст. 6 ФЗ от 24 июля 2002 года N 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» этот срок равен трем и более лет подряд.

Следует отметить, что помимо административной ответственности в отношении Вас может быть применены и другие меры ответственности.

Согласно ч. 4 ст. 6 ФЗ от 24 июля 2002 года N 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения принудительно может быть изъят у его собственника в судебном порядке в случае, если в течение трех и более лет подряд со дня возникновения у такого собственника права собственности на земельный участок он не используется для ведения сельскохозяйственного производства или осуществления иной связанной с сельскохозяйственным производством деятельности. Признаки неиспользования земельных участков с учетом особенностей ведения сельскохозяйственного производства или осуществления иной связанной с сельскохозяйственным производством деятельности в субъектах Российской Федерации устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Признаки неиспользования земельных участков установлены в Перечне
признаков неиспользования земельных участков для ведения сельскохозяйственного производства или осуществления иной связанной с сельскохозяйственным производством деятельности утвержденном постановлением Правительства РФ от 23 апреля 2012 г. N 369.

Согласно указанному постановлению неиспользование земельного участка определяется на основании одного из следующих признаков:

— на пашне не производятся работы по возделыванию сельскохозяйственных культур и обработке почвы;

— на сенокосах не производится сенокошение;

— на культурных сенокосах содержание сорных трав в структуре травостоя превышает 30 процентов площади земельного участка;

— на пастбищах не производится выпас скота;

— на многолетних насаждениях не производятся работы по уходу и уборке урожая многолетних насаждений и не осуществляется раскорчевка списанных многолетних насаждений;

— залесенность и (или) закустаренность составляет на пашне свыше 15 процентов площади земельного участка;

— залесенность и (или) закустаренность на иных видах сельскохозяйственных угодий составляет свыше 30 процентов;

— закочкаренность и (или) заболачивание составляет свыше 20 процентов площади земельного участка.

КоАП РФ Статья 8.8. Использование земельных участков не по целевому назначению, невыполнение обязанностей по приведению земель в состояние, пригодное для использования по целевому назначению

(в ред. Федерального закона от 08.03.2015 N 46-ФЗ)

(см. текст в предыдущей)

1. Использование земельного участка не по целевому назначению в соответствии с его принадлежностью к той или иной категории земель и (или) разрешенным использованием, за исключением случаев, предусмотренных частями 2, 2.1 и 3 настоящей статьи, —

(см. текст в предыдущей)

влечет наложение административного штрафа в случае, если определена кадастровая стоимость земельного участка, на граждан в размере от 0,5 до 1 процента кадастровой стоимости земельного участка, но не менее десяти тысяч рублей; на должностных лиц — от 1 до 1,5 процента кадастровой стоимости земельного участка, но не менее двадцати тысяч рублей; на юридических лиц — от 1,5 до 2 процентов кадастровой стоимости земельного участка, но не менее ста тысяч рублей, а в случае, если не определена кадастровая стоимость земельного участка, на граждан в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на должностных лиц — от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц — от ста тысяч до двухсот тысяч рублей.

2. Неиспользование земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения, оборот которого регулируется Федеральным законом от 24 июля 2002 года N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения", для ведения сельскохозяйственного производства или осуществления иной связанной с сельскохозяйственным производством деятельности в течение срока, установленного указанным Федеральным законом, за исключением случая, предусмотренного частью 2.1 настоящей статьи, —

(в ред. Федерального закона от 03.07.2016 N 354-ФЗ)

(см. текст в предыдущей)

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от 0,3 до 0,5 процента кадастровой стоимости земельного участка, но не менее трех тысяч рублей; на должностных лиц — от 0,5 до 1,5 процента кадастровой стоимости земельного участка, но не менее пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц — от 2 до 10 процентов кадастровой стоимости земельного участка, но не менее двухсот тысяч рублей.

Союз-Чернобыль-Сестрореченское

Неиспользование земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения, оборот которого регулируется Федеральным законом от 24 июля 2002 года N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения", по целевому назначению в течение одного года с момента возникновения права собственности, если такой земельный участок приобретен по результатам публичных торгов на основании решения суда о его изъятии в связи с неиспользованием по целевому назначению или использованием с нарушением законодательства Российской Федерации и (или) если в отношении земельного участка у уполномоченного органа исполнительной власти по осуществлению государственного земельного надзора имеются сведения о его неиспользовании по целевому назначению или использовании с нарушением законодательства Российской Федерации в течение срока, указанного в пункте 3 статьи 6 Федерального закона от 24 июля 2002 года N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения", —

влечет наложение административного штрафа на граждан и индивидуальных предпринимателей в размере от 0,1 до 0,3 процента кадастровой стоимости земельного участка, но не менее двух тысяч рублей; на юридических лиц — от 1 до 6 процентов кадастровой стоимости земельного участка, но не менее ста тысяч рублей.

(часть 2.1 введена Федеральным законом от 03.07.2016 N 354-ФЗ)

3. Неиспользование земельного участка, предназначенного для жилищного или иного строительства, садоводства, огородничества, в указанных целях в случае, если обязанность по использованию такого земельного участка в течение установленного срока предусмотрена федеральным законом, —

влечет наложение административного штрафа в случае, если определена кадастровая стоимость земельного участка, на граждан в размере от 1 до 1,5 процента кадастровой стоимости земельного участка, но не менее двадцати тысяч рублей; на должностных лиц — от 1,5 до 2 процентов кадастровой стоимости земельного участка, но не менее пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц — от 3 до 5 процентов кадастровой стоимости земельного участка, но не менее четырехсот тысяч рублей, а в случае, если не определена кадастровая стоимость земельного участка, на граждан в размере от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на должностных лиц — от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей; на юридических лиц — от четырехсот тысяч до семисот тысяч рублей.

4. Невыполнение или несвоевременное выполнение обязанностей по приведению земель в состояние, пригодное для использования по целевому назначению, —

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на должностных лиц — от ста тысяч до двухсот тысяч рублей; на юридических лиц — от двухсот тысяч до четырехсот тысяч рублей.

Ст. 8.8 КоАП РФ. Использование земельных участков не по целевому назначению, невыполнение обязанностей по приведению земель в состояние, пригодное для использования по целевому назначению

В соответствии с п.

Ст. 284 ГК РФ, изъятие земли. Дом на земле ИЖС обязан построить за 3 года. А если нет, то что?

4 ст. 6 Федерального закона от 24.07.2002 № 101-ФЗ (ред. от 03.07.2016) «ОБ обороте земель сельскохозяйственного назначения» земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения принудительно может быть изъят у его собственника в судебном порядке в случае, если в течение трех и более лет подряд со дня возникновения у такого собственника права собственности на земельный участок он не используется для ведения сельскохозяйственного производства или осуществления иной связанной с сельскохозяйственным производством деятельности.

Признаки неиспользования земельных участков с учетом особенностей ведения сельскохозяйственного производства или осуществления иной связанной с сельскохозяйственным производством деятельности в субъектах Российской Федерации устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 апреля 2012 года № 369 утвержден перечень признаков неиспользования земельных участков для ведения сельскохозяйственного производства или осуществления иной связанной с сельскохозяйственным производством деятельности.

Неиспользование земельного участка определяется на основании одного из следующих признаков:

на пашне не производятся работы по возделыванию сельскохозяйственных культур и обработке почвы;

на сенокосах не производится сенокошение;

на культурных сенокосах содержание сорных трав в структуре травостоя превышает 30 процентов площади земельного участка;

на пастбищах не производится выпас скота;

на многолетних насаждениях не производятся работы по уходу и уборке урожая многолетних насаждений и не осуществляется раскорчевка списанных многолетних насаждений;

залесенность и (или) закустаренность составляет на пашне свыше 15 процентов площади земельного участка;

залесенность и (или) закустаренность на иных видах сельскохозяйственных угодий составляет свыше 30 процентов;

закочкаренность и (или) заболачивание составляет свыше 20 процентов площади земельного участка.

Межмуниципальным отделом по Лабинскому и Курганинскому районам Управления Росреестра по Краснодарскому краю, за январь 2018г., были направлены в Управление Россельхознадзора по Краснодарскому краю и Республики Адыгея, материалы, в отношении трех земельным участков, имеющие признаки не использования.

Еще статьи по теме

Неиспользование земель сельскохозяйственного назначения



Просмотров