Аварии на водном транспорте основные профилактические правила. Аварии на водном транспорте: причины и порядок действий. Причины и последствия

6. Аварии на водном транспорте

Большинство крупных аварий и катастроф на судах происходят под воздействием ураганов, штормов, туманов, льдов, а также по вине людей: капитанов, лоцманов и членов экипажа. Многие аварии происходят из-за промахов и ошибок при проектировании и строительстве судов. Половина из них является следствием неумелой эксплуатации. Например, часты столкновения и опрокидывание судов, посадка на мель, взрывы и пожары на борту, неправильное расположение грузов и плохое их крепление.

К работе по ликвидации последствий аварий, катастроф и спасению утопающих привлекаются все члены экипажа, при необходимости капитан может обратиться и к другим лицам, находящимся на судне. Общее руководство всеми работами осуществляет капитан, как начальник ГО. Основные задачи: спасение людей, терпящих бедствие, борьба за живучесть корабля, ликвидация пожара, пробоин. К работам по спасению судна привлекаются специальные суда-спасатели, буксиры, пожарные катера, экипажи других плавсредств, специальные подразделения аварийно-спасательных, судоподъемных и подъемно-технических работ.

Аварии и катастрофы

Большинство крупных аварий и катастроф на судах происходят под воздействием ураганов, штормов, туманов, льдов, а также по вине людей: капитанов, лоцманов и членов экипажа...

авария транспорт дорожный происшествие Водный транспорт - транспорт, использующий естественные и искусственные водоёмы. Основным транспортным средством является судно...

Аварии и катастрофы на транспорте

Авиакатастрофы делят на два вида: летные и наземные и связаны с пассажирскими перевозками и нахождением экипажа. Наземная неисправность воздушного судна не влечет за собой гибель людей, в отличие он летных катастроф...

Безопасность человека в общественном транспорте

Большинство крупных аварий и катастроф на судах происходит под воздействием ураганов, штормов, туманов, льдов, а также по вине людей - капитанов, лоцманов и членов экипажа...

Изучение чрезвычайных ситуаций, характерных для Республики Беларусь

Дорожно-транспортные происшествия - ежегодно в мире от них погибает более 300 тысяч человек и более 15 тысяч получает травмы. В республике ежегодно происходит от 7000 до 8000 ДТП, в которых погибают 1,5 - 2 тысячи человек...

Техногенные аварии

Чрезвычайные ситуации на железной дороге могут быть вызваны столкновением поездов, их сходом с рельсов, пожарами и взрывами. При возгорании непосредственную опасность для пассажиров представляют огонь и дым...

Техногенные аварии

Безопасность полета зависит не только от экипажа, но и от пассажиров. Пассажиры обязаны занимать места согласно номерам, указанным в авиабилетах. Садиться в кресло следует так, чтобы в случае аварии не травмировать ноги...

Техногенные чрезвычайные ситуации

Сегодня любой вид транспорта представляет потенциальную опасность. Технический прогресс снизил степень безопасности жизнедеятельности человека. Транспортная авария (ТА) - авария на транспорте, повлекшая за собой гибель людей...

Причины дорожно-транспортных происшествий могут быть самые различные. Это, прежде всего, нарушение правил дорожного движения, техническая неисправность автотранспорта, превышение скорости движения, недостаточная подготовка лиц...

Транспортные аварии и катастрофы

Основными причинами аварий и катастроф на железнодорожном транспорте являются неисправности путей подвижного состава, средств сигнализации и блокировки, ошибки диспетчеров, невнимательность и халатность машинистов...

Транспортные аварии и катастрофы

При авиационных авариях происходит разрушение самолета различной степени, при катастрофах имеются человеческие жертвы. А происходит их довольно много. Так, в 1994 г. в результате почти 20 авиакатастроф в Росси погибло приблизительно 400 человек...

Транспортные аварии и катастрофы

Основными причинами аварий на водном транспорте являются: потеря остойчивости с опрокидыванием судна на борт или вверх килем; потеря судном плавучести; столкновение с другим судном или препятствием (рифы, подводные скалы, платформы...

Чрезвычайные ситуации и защита от них

На сегодняшний день любой вид транспорта представляет потенциальную опасность. К основным причинам аварий и катастроф на железнодорожном транспорте относят: неисправность пути, неисправность подвижного состава...

Чрезвычайные ситуации техногенного происхождения: группы и виды

Аварии на железнодорожном транспорте Основными причинами аварий и катастроф на железнодорожном транспорте являются неисправности пути, подвижного состава, средств сигнализации, централизации и блокировки, ошибки диспетчеров...

Чрезвычайные ситуации техногенного характера

Аварии на железнодорожном транспорте. Чрезвычайные ситуации на железной дороге могут быть вызваны столкновением поездов, их сходом с рельсов, пожарами и взрывами...

Причинами аварийных ситуаций на воде всегда были: морская стихия, поломка техники и ошибочные действия человека.

К наиболее тяжелым последствиям при ЧС на водном транспорте можно отнести:

    взрывы опасных грузов, приводящие к гибели пассажиров и экипажей судов, работников портов и пристаней;

    пожары на грузовых, пассажирских, промысловых и особенно нефтеналив­ных судах, приводящие к тем же последствиям;

    разлив нефтепродуктов, образование крупных нефтяных пятен на акватории моря и побережье, уничтожение пляжей, нанесение огромного экологического ущерба окружающей среде;

    огромный материальный ущерб морскому, речному и промысловому флоту.

Организация и оказание помощи терпящим бедствие судам отличаются исключитель­ной сложностью, затруднены розыск пораженных и оказание им медицинской помощи.

В результате морских катастроф ежегодно в мире погибает около 200 тыс. чел., из них 50 тыс. - непосредственно в воде после кораблекрушения, а 50 тыс. погибает на спасательных средствах в условиях, не являющихся на самом деле чрезвычайны­ми. Остальные гибнут вместе с потерпевшими бедствие судами и кораблями.

В качестве примеров массовой гибели людей можно привести следующие ЧС на водном транспорте.

    В 1954 г. у берегов Японии затонул японский паром «Тойя мару», погибло 1172 пассажира.

    В 1986 г. при столкновении сухогруза «Петр Васев» с пассажирским лайнером «Адмирал Нахимов» вблизи Новороссийска погибло 423 пассажира.

    В 1987 г. у берегов Бельгии опрокинулся и затонул британский паром «Ге­ральд оф Фри Энтерпрайз», погибло 209 чел., пропало без вести 164, спасено 349 пассажиров.

    В 1994 г. в Балтийском море затонул паром «Эстония», вследствие чего погибло более 1000 чел.

Кроме «чисто» морских происшествий, имеют место промышленно-транспортные катастрофы с массовыми санитарными и колоссальными материальными потерями.

Так, в 1917 г. в порту Галифакс (Канада) пароход «Монблан» столкнулся с паро­ ходом «Имо». Вследствие этого столкновения «Монблан» взорвался, так как в его трю­ мах было 200 т тринитротолуола, 2300 т пикриновой кислоты, 35 т бензола, 10 т поро­хового хлопка. В результате трагедии погибло 1963 чел., более 2000 пропало без вести, город был практически уничтожен, 25 тыс. жителей остались без крова. Это был самый мощный взрыв в истории человечества до момента создания атомной бомбы.

На рейде Бомбея в 1942 г. взорвалось английское грузовое судно «Форт-Стайкин» с 300 т тринитротолуола и 1395 т боеприпасов на борту. В результате возникших двух гигантских волн было разбито и повреждено 50 крупных судов, загорелось 12 судов, погибло 1500 и ранено более 3000 чел.; практически сметены порт и часть города.

Любая ЧС на воде характеризуется изолированностью людей, в том числе и по­раженных, относительной скудостью спасательных средств и сил медицинской помо­щи, возможностью возникновения паники среди терпящих бедствие людей. При этом возможными видами поражений могут быть: механические травмы, термические ожоги, острые химические отравления, переохлаждения в воде, утопления. Обычно последствия катастроф оценивают по числу погибших и количеству раненых, хотя в число пострадавших входят также люди, перенесшие тяжелую психическую травму, и люди, на которых самым неблагоприятным образом сказались экстремальные усло­вия внешней среды в ЧС (низкая или высокая температура, ветер и др.).

Большинство крупных аварий и катастроф на судах происходит под воздействием ураганов, штормов, туманов, льдов, а также по вине людей - капитанов, лоцманов и членов экипажа.

Оставление судна при аварии или кораблекрушении производится только по указанию капитана.

Он отдает такое распоряжение в следующих случаях:

    имеются явные признаки наступающей гибели судна (опасный крен, вход в воду палубы, кормы, носовой части);

    судно остается на плаву, но распространение воды по судну ведет к его затоплению, а остаточных средств для борьбы с водой экипаж не имеет;

    происходит смещение груза или обледенение судна, которое в конечном итоге приведет к его опрокидыванию (оверкиль), а экипаж не имеет средств борьбы с обледенением, со смещением груза;

    по судну распространяется пожар, а экипаж не имеет средств для его локализации и ликвидации;

    под воздействием ветра, волн или течения судно дрейфует на рифы, где оно может быть разбито или опрокинуто; при этом судно не имеет хода или лишено возможности управляться и не может противодействовать стихии.

На крупных морских и речных судах все действия, связанные в самоспасением, сводятся к возможно более быстрому выходу на шлюпочную палубу и четкому исполнению команд экипажа, организующего спасательные работы.

Действия пассажиров при объявлении шлюпочной тревоги:

    Выполняйте все требования членов команды;

    Наденьте как можно больше теплой одежды, возьмите документы и спасательный жилет;

    Быстро пройдите на шлюпочную палубу;

    Подготовьтесь к посадке в спасательное средство.

Первыми, согласно старинному морскому правилу, на коллективное средство спасения переходят дети, женщины, раненые, ослабленные люди. Им необходимо организовать страховку, для чего на спассредство может спуститься один взрослый мужчина.

Люди, оказавшиеся в спасательном средстве первыми, должны страховать его от повреждений - отталкиваться веслами или руками от судна, отгонять представляющие угрозу плавающие на поверхности воды предметы, а также помогать своим товарищам.

Оставление гибнущего судна может осуществляться на спасательных шлюпках и надувных плотах, эвакуацией на борт вертолета-спасателя и прыжком в воду.

Оставление судна прыжком в воду:

    Осмотрите место приводнения, вдохните и задержите дыхание;

    Подбородок поджать к груди, но голову сильно не наклонять;

    Одной рукой зажмите рот и нос, другой - оттяните вниз спасательный жилет (одежду);

    Прыгать ногами вниз, ступни прижать друг к другу, ноги слегка согнуть и напрячь;

    Выныривать с открытыми глазами и быстро отплывать в сторону от гибнущего судна.

При отсутствии спасательных средств , находясь в воде, подавайте сигналы свистком (если вы в жилете) или поднятием руки. Двигайтесь как можно меньше, чтобы сохранить тепло. В спасательном жилете для этого сгруппируйтесь, обхватите руками с боков грудную клетку и поднимите бедра повыше, чтобы вода меньше омывала область паха. Этот способ увеличит расчетный срок выживания в холодной воде почти на 50 %.

Сроки выживания человека в воде в зависимости от ее температуры

Температура воды, о С*

Время до наступления (без спецодежды и

снаряжения)

Способ нахождения

Прогнозируемое время выживания, Ч, при температуре

сознания

Вероятная смерть

Плавание без спасательного жилета

Плавание в спасательном жилете

Нахождение в неподвижной позе в спасательном жилете

Нахождение в спасательном жилете (в положении сгруппировавшись)

Нахождение в воде группы в спасательных жилетах, тесно прижавшись друг к другу

Безопасно для жизни

При нахождении на спасательном средстве примите таблетки от морской болезни. Для сбережения тепла находитесь ближек другим пострадавшим, делайте физические упражнения.

Держите ноги по возможности сухими. Регулярно поднимайте и двигайте ими для снятия отечности. Никогда не пейте морскую воду .

Употребляйте в день не более 500-600 мл воды, разделив их на многочисленные малые дозы с приемом самой большой дозы вечером.

Питайтесь только аварийным запасом пищи. Сохраняйте дымовые шашки (сигнальные ракеты) до момента, когда появится реальная возможность того, что сигнал, поданный вами, заметят. Поручите подачу световых сигналов одному человеку.

Мореплавание исторически было и остается одной из главнейших и необходимых сфер деятельности человечества, несмотря на то, что риск для жизни человека на морском транспорте значительно выше, чем на железнодорожном и авиационном.

Известно, что в среднем в Мировом океане ежесуточно находится около 25 тыс. судов с экипажем в 1 млн. человек. Несмотря на совершенство конструкций судов, оснащенность новейшими средствами кораблевождения и так далее, возникает значительное число аварий, катастроф. Ежегодно в мировом морском флоте терпят аварию свыше 8000 судов вместимостью более 500 рег. т и из них гибнет более 200, при этом в результате кораблекрушений ежегодно погибает около 200 тыс. человек.

Под кораблекрушением понимается гибель судна и его полное разрушение.

Анализ произошедших крупных аварий и катастроф на судах показывает, что 10% аварий возникает по причине стихийных бедствий, 15% - как следствие недостатков конструкций судов, но большинство чрезвычайных ситуаций на море (75%) происходит по вине людей и, прежде всего, по причинам неправильной эксплуатации судна. К ним следует отнести:

― отсутствие чувства ответственности, беспечность, пренебрежение мерами безопасности;

― недостаточную профессиональную подготовку;

― плохую организацию судовой и спасательной служб.

Все члены экипажа должны быть готовы к действиям на море в чрезвычайных ситуациях, уметь бороться за живучесть судна, а в случае его гибели аффективно использовать все имеющиеся спасательные средства в экстремальных условиях. В этом решающую роль играет профессиональная и морально-психологическая подготовка. Приведем некоторые трагические уроки гибели судов в последние годы.

В 1981 г. в Яванском море затонуло индонезийское судно «Тампонак-2», на борту которого находилось 1055 пассажиров и 68 членов экипажа. Взрыв и пожар на судне произошел из-за неисправности силовой установки.

5 июня 1983 г. на Волге, вблизи Ульяновска на пассажирском теплоходе «Александр Суворов» из-за грубой ошибки вахтенного, направившего теплоход в несудоходный пролет железнодорожного моста, произошла тяжелая катастрофа с человеческими жертвами.

В 1985 г. теплоход «Михаил Лермонтов», совершавший туристический круиз в водах Новой Зеландии, из-за ошибки местного лоцмана налетел на подводную скалу и затонул.

В районе Новороссийска пароход «Адмирал Нахимов» в 1986 г. вследствие ошибок в судовождении столкнулся с грузовым судном.

Оба судна потерпели кораблекрушение, а пассажирский лайнер затонул, унеся с собой 430 жизней.

20 декабря 1987 г. недалеко от Филиппинского острова Сариндуке столкнулись нефтяной танкер «Виктор» и пассажирское судно «Дона Пасс». Погибло около 3 тыс. человек.

28 сентября 1994 г. затонул в Балтийском море, недалеко от острова Уте паром «Эстония». На борту находилось 965 человек, из них шведов - 444 человека, эстонцев - 200 человек, экипаж - 169 человек. Паром был построен в Германии в 1980 г. Он был тогда самым современным, безопасным и комфортабельным паромом на всей Балтике, Причиной крушения парома по выводу комиссии послужило проникновение большой массы воды через автомобильный люк, т.к. подъемная носовая часть отделилась от корпуса. Крен оказался равным 90°, остановились машины. Удалось спасти 132 человека.

Подобных примеров можно привести множество. Что же касается военно-морского флота, то история хранит множество тайн морских катастроф. Особую опасность для экипажей здесь представляют аварии на подводных лодках. И хуже всего, если возникает пожар. Когда при пожаре в соседнем отсеке лодки кричат, стонут горящие заживо матросы, офицеры, от этого ужаса седеют. А открыть для них отсек, переборку нельзя: огонь мгновенно перекинется из отсека в отсек, поэтому другая часть экипажа, задраившись, слышит за переборкой крики и тихо, в ужасе сходит с ума.

В табл. 2.9 представлена хроника катастроф советских подводных лодок за период с 1977 г. по 1989 г. по зарубежным источникам.

В последнее время многие морские государства усиленно создают танкерный флот (морской, река–море). Из аварий на море особенно опасны столкновения нефтеналивных судов, т. к. при этом возникают мощные взрывы, гигантские пожары, гибель людей, разлив сотен тысяч тонн нефтепродуктов на акватории и побережье.

Так, в 1978 г. супертанкер «Амоко Кадис» затонул недалеко от французского порта Брест. 230 тыс. т нефти образовало самое большое нефтяное пятно в истории судоходства.

В 1979 г. в Босфоре греческое судно столкнулось с румынским танкером «Индепенденто» с 95 тыс. т нефти. Возникли взрывы, нефть вылилась в море, вспыхнул сильнейший пожар, продолжавшийся 28 дней.

Таблица 2.9

Дата Район плавания Характер катастрофы Жертвы
28.08.77 г. Средиземное море Столкновение Неизвестны
19.08.78 г. У берегов Шотландии Неизвестен Неизвестны
21.08.80 г. Район Окинавы Пожар 9 погибших
09.81 г. Балтика Неизвестен Поражение радиацией
06.83 г. Камчатка Неизвестен Неизвестны
09.83 г. Северная часть Тихого океана Неизвестен Неизвестны
31.10.83 г. Восточное побережье США Неисправность электросистемы Неизвестны
21.03.84 г. Японское море Столкновение Неизвестны
20.09.84 г. Японское море Пожар Неизвестны
21.09.84 г. Гибралтар Столкновение Неизвестны
13.01.86 г. Район Окинавы Неизвестен Неизвестны
03.10.86 г. Бермудские острова Взрыв в ракетной установке 3 погибших
07.04.89 г. Норвежское море Взрыв и пожар 42 погибшие

Из представленных материалов следует, что основными последствиями аварий, катастроф водного транспорта на акваториях, в портах являются взрывы опасных грузов, пожары, приводящие к потоплению судов. При этом разрушаются порты, пристани, гибнут пассажиры и экипажи судов, работники портов, наносится значительный материальный урон, морскому, речному флоту. В результате разлива нефтепродуктов наносится огромный экологический ущерб окружающей среде.

С учетом мировых статистических данных проанализируем различные аварийные ситуации, наиболее часто встречающиеся при эксплуатации водного транспорта.

Из приведенных примеров видно, что большинство аварий, катастроф на водном транспорте влекут за собой человеческие жертвы, которые можно разделить на две группы. Первая группа - люди, погибшие непосредственно при катастрофе. Вторая группа - погибшие в результате плохой организации спасательных операций, например, недостаточного количества спасательных средств и т.п. Следовательно, число жертв можно уменьшить, с одной стороны, путем предотвращения аварии, катастрофы на судне, хорошей подготовкой членов экипажа и, с другой стороны, за счет повышения надежности и эффективности спасательных средств.

С учетом мировых статистических данных аварии, катастрофы на водном транспорте можно разделить на следующие основные группы:

― аварии с повреждением корпуса судна (столкновения, штормовые повреждения, удары о рифы и т.п.);

― пожары и взрывы;

― опрокидывание судна (потеря остойчивости);

― повреждения механизмов.

Наибольшее количество аварий возникает по причине повреждения корпуса судна и в результате повреждения механизмов. Так, повреждения корпуса судна составляют 53% всех аварий и в среднем один раз в 10 лет каждое судно мирового флота получает повреждения корпуса. Время гибели судна с поврежденным корпусом лежит в интервале 1–20 минут. Повреждения механизмов составляют 27% всех видов аварий. Остановка главного двигателя при плавании в штормовом море может привести к опрокидыванию (гибели) судна. Пожар в машинном отделении может также вызвать остановку двигателя, вспомогательных механизмов и привести к аварии и т.д. Пожары и взрывы составляют около 6% от всех видов аварий на судне. Опрокидывание судов в море составляет 1% всех аварий, но это наиболее опасный вид аварий, т. к. на него приходится более 70% всех жертв кораблекрушений. Основной причиной гибели грузовых судов большой длины является накренение судна и затопление с креном вследствие смещения грузов на палубе и в трюме.

Вероятность гибели судна вследствие конкретного вида аварии - Р г определяется вероятностью возникновения аварийной ситуации на судне - Р 1 , условной вероятностью данного вида аварий - Р 2 и условной вероятностью гибели судна при этом виде аварии - Р 3:

Вероятность возникновения аварийной ситуации на судах мирового флота по статистическим данным составляет Р ≈ 0,2, т. е. каждое пятое судно в течение года подвергается аварии.

В табл. 2.10 представлены условные вероятности видов аварий и гибели судов при этих авариях.

Таблица 2.10

Вид аварии Условная вероятность данного вида Условная вероятность гибели судна
Столкновение 0,2 1,6∙10 –2
Посадка на мель 0,15 3,5∙10 –2
Навал 0,12 8,1∙10 –3
Воздействия гидрометеофакторов 0,08 7,9∙10 –2
Пожар, взрыв 0,06 0,15
Повреждения механизмов 0,27 1,1∙10 –3
Потеря остойчивости 4,1∙10 –3 1,0
Пропали без вести 3∙10 –4 1,0
Прочие 0,12 1,7∙10 –2
Всего 1,0 3,1∙10 –2

Из табл. 2.10 видно, что наибольшая вероятность аварий по виду приходится на столкновения, посадки на мель и навал, что приводит к повреждению корпуса и к повреждению механизмов. Исходя из данных таблиц, можно приближенно оценить вероятное количество судов n i погибающих при этих авариях, по формуле:

(2.19)

где N - среднее количество судов, находящихся в эксплуатации в течение года.

Для предупреждения возникновения чрезвычайных ситуаций на водном транспорте рекомендуется проводить ежегодный технический надзор в судостроении и судоходстве с освидетельствованием каждого судна, проверять готовность членов экипажа к выполнению своих обязанностей, особенно в возможных авариях, катастрофах и т. п.

Причинами аварийных ситуаций на воде всегда были: морская стихия, поломка техники и ошибочные действия человека.

К наиболее тяжелым последствиям при ЧС на водном транспорте можно отнести:

    взрывы опасных грузов, приводящие к гибели пассажиров и экипажей судов, работников портов и пристаней;

    пожары на грузовых, пассажирских, промысловых и особенно нефтеналив­ных судах, приводящие к тем же последствиям;

    разлив нефтепродуктов, образование крупных нефтяных пятен на акватории моря и побережье, уничтожение пляжей, нанесение огромного экологического ущерба окружающей среде;

    огромный материальный ущерб морскому, речному и промысловому флоту.

Организация и оказание помощи терпящим бедствие судам отличаются исключитель­ной сложностью, затруднены розыск пораженных и оказание им медицинской помощи.

В результате морских катастроф ежегодно в мире погибает около 200 тыс. чел., из них 50 тыс. - непосредственно в воде после кораблекрушения, а 50 тыс. погибает на спасательных средствах в условиях, не являющихся на самом деле чрезвычайны­ми. Остальные гибнут вместе с потерпевшими бедствие судами и кораблями.

В качестве примеров массовой гибели людей можно привести следующие ЧС на водном транспорте.

    В 1954 г. у берегов Японии затонул японский паром «Тойя мару», погибло 1172 пассажира.

    В 1986 г. при столкновении сухогруза «Петр Васев» с пассажирским лайнером «Адмирал Нахимов» вблизи Новороссийска погибло 423 пассажира.

    В 1987 г. у берегов Бельгии опрокинулся и затонул британский паром «Ге­ральд оф Фри Энтерпрайз», погибло 209 чел., пропало без вести 164, спасено 349 пассажиров.

    В 1994 г. в Балтийском море затонул паром «Эстония», вследствие чего погибло более 1000 чел.

Кроме «чисто» морских происшествий, имеют место промышленно-транспортные катастрофы с массовыми санитарными и колоссальными материальными потерями.

Так, в 1917 г. в порту Галифакс (Канада) пароход «Монблан» столкнулся с паро­ ходом «Имо». Вследствие этого столкновения «Монблан» взорвался, так как в его трю­ мах было 200 т тринитротолуола, 2300 т пикриновой кислоты, 35 т бензола, 10 т поро­хового хлопка. В результате трагедии погибло 1963 чел., более 2000 пропало без вести, город был практически уничтожен, 25 тыс. жителей остались без крова. Это был самый мощный взрыв в истории человечества до момента создания атомной бомбы.

На рейде Бомбея в 1942 г. взорвалось английское грузовое судно «Форт-Стайкин» с 300 т тринитротолуола и 1395 т боеприпасов на борту. В результате возникших двух гигантских волн было разбито и повреждено 50 крупных судов, загорелось 12 судов, погибло 1500 и ранено более 3000 чел.; практически сметены порт и часть города.

Любая ЧС на воде характеризуется изолированностью людей, в том числе и по­раженных, относительной скудостью спасательных средств и сил медицинской помо­щи, возможностью возникновения паники среди терпящих бедствие людей. При этом возможными видами поражений могут быть: механические травмы, термические ожоги, острые химические отравления, переохлаждения в воде, утопления. Обычно последствия катастроф оценивают по числу погибших и количеству раненых, хотя в число пострадавших входят также люди, перенесшие тяжелую психическую травму, и люди, на которых самым неблагоприятным образом сказались экстремальные усло­вия внешней среды в ЧС (низкая или высокая температура, ветер и др.).

Большинство крупных аварий и катастроф на судах происходит под воздействием ураганов, штормов, туманов, льдов, а также по вине людей - капитанов, лоцманов и членов экипажа.

Оставление судна при аварии или кораблекрушении производится только по указанию капитана.

Он отдает такое распоряжение в следующих случаях:

    имеются явные признаки наступающей гибели судна (опасный крен, вход в воду палубы, кормы, носовой части);

    судно остается на плаву, но распространение воды по судну ведет к его затоплению, а остаточных средств для борьбы с водой экипаж не имеет;

    происходит смещение груза или обледенение судна, которое в конечном итоге приведет к его опрокидыванию (оверкиль), а экипаж не имеет средств борьбы с обледенением, со смещением груза;

    по судну распространяется пожар, а экипаж не имеет средств для его локализации и ликвидации;

    под воздействием ветра, волн или течения судно дрейфует на рифы, где оно может быть разбито или опрокинуто; при этом судно не имеет хода или лишено возможности управляться и не может противодействовать стихии.

На крупных морских и речных судах все действия, связанные в самоспасением, сводятся к возможно более быстрому выходу на шлюпочную палубу и четкому исполнению команд экипажа, организующего спасательные работы.

Действия пассажиров при объявлении шлюпочной тревоги:

    Выполняйте все требования членов команды;

    Наденьте как можно больше теплой одежды, возьмите документы и спасательный жилет;

    Быстро пройдите на шлюпочную палубу;

    Подготовьтесь к посадке в спасательное средство.

Первыми, согласно старинному морскому правилу, на коллективное средство спасения переходят дети, женщины, раненые, ослабленные люди. Им необходимо организовать страховку, для чего на спассредство может спуститься один взрослый мужчина.

Люди, оказавшиеся в спасательном средстве первыми, должны страховать его от повреждений - отталкиваться веслами или руками от судна, отгонять представляющие угрозу плавающие на поверхности воды предметы, а также помогать своим товарищам.

Оставление гибнущего судна может осуществляться на спасательных шлюпках и надувных плотах, эвакуацией на борт вертолета-спасателя и прыжком в воду.

Оставление судна прыжком в воду:

    Осмотрите место приводнения, вдохните и задержите дыхание;

    Подбородок поджать к груди, но голову сильно не наклонять;

    Одной рукой зажмите рот и нос, другой - оттяните вниз спасательный жилет (одежду);

    Прыгать ногами вниз, ступни прижать друг к другу, ноги слегка согнуть и напрячь;

    Выныривать с открытыми глазами и быстро отплывать в сторону от гибнущего судна.

При отсутствии спасательных средств , находясь в воде, подавайте сигналы свистком (если вы в жилете) или поднятием руки. Двигайтесь как можно меньше, чтобы сохранить тепло. В спасательном жилете для этого сгруппируйтесь, обхватите руками с боков грудную клетку и поднимите бедра повыше, чтобы вода меньше омывала область паха. Этот способ увеличит расчетный срок выживания в холодной воде почти на 50 %.

Сроки выживания человека в воде в зависимости от ее температуры

Температура воды, о С*

Время до наступления (без спецодежды и

снаряжения)

Способ нахождения

Прогнозируемое время выживания, Ч, при температуре

сознания

Вероятная смерть

Плавание без спасательного жилета

Плавание в спасательном жилете

Нахождение в неподвижной позе в спасательном жилете

Нахождение в спасательном жилете (в положении сгруппировавшись)

Нахождение в воде группы в спасательных жилетах, тесно прижавшись друг к другу

Безопасно для жизни

При нахождении на спасательном средстве примите таблетки от морской болезни. Для сбережения тепла находитесь ближек другим пострадавшим, делайте физические упражнения.

Держите ноги по возможности сухими. Регулярно поднимайте и двигайте ими для снятия отечности. Никогда не пейте морскую воду .

Употребляйте в день не более 500-600 мл воды, разделив их на многочисленные малые дозы с приемом самой большой дозы вечером.

Питайтесь только аварийным запасом пищи. Сохраняйте дымовые шашки (сигнальные ракеты) до момента, когда появится реальная возможность того, что сигнал, поданный вами, заметят. Поручите подачу световых сигналов одному человеку.

ТРАНСПОРТНЫЕ АВАРИИ


АВАРИИ НА ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОМ ТРАНСПОРТЕ


Основными причинами аварий и катастроф на железнодорожном транспорте являются неисправности пути, подвижного состава, средств сигнализации, централизации и блокировки, ошибки диспетчеров, невнимательность и халатность машинистов.

Чаще всего происходит сход подвижного состава с рельсов, столкновения, наезды на препятствия на переездах, пожары и взрывы непосредственно в вагонах. Тем не менее, ехать в поезде примерно в три раза безопаснее, чем лететь на самолете, и в 10 раз безопаснее, чем ехать в автомобиле.

ОСНОВНЫЕ ПРОФИЛАКТИЧЕСКИЕ ПРАВИЛА


Знайте, что с точки зрения безопасности самые лучшие места в поезде - центральные вагоны, купе с аварийным выходом-окном или расположенное ближе к выходу из вагона, нижние полки.

Как только Вы оказались в вагоне, узнайте, где расположены аварийные выходы и огнетушители. Соблюдайте следующие правила: - при движении поезда не открывайте наружные двери, не стойте на подножках и не высовывайтесь из окон; - тщательно укладывайте багаж на верхних багажных полках; - не срывайте без крайней необходимости стоп-кран; - запомните, что даже при пожаре нельзя останавливать поезд на мосту, в тоннеле и в других местах, где осложниться эвакуация; - курите только в установленных местах; - не возите с собой горючие, химически- и взрывоопасные вещества; - не включайте в электросеть вагона бытовые приборы; - при запахе горелой резины или появлении дыма немедленно обращайтесь к проводнику.

КАК ДЕЙСТВОВАТЬ ПРИ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОЙ АВАРИИ


При крушении или экстренном торможении закрепитесь, чтобы не упасть. Для этого схватитесь за поручни и упритесь в стену или сиденье ногами. Безопаснее всего опуститься на пол вагона. После первого удара не расслабляйтесь и держите все мышцы напряженными до тех пор, пока не станет окончательно ясно, что движения больше не будет.

КАК ДЕЙСТВОВАТЬ ПОСЛЕ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОЙ АВАРИИ


Сразу после аварии быстро выбирайтесь из вагона через дверь или окна – аварийные выходы (в зависимости от обстановки), так как высока вероятность пожара. При необходимости разбивайте окно купе только тяжелыми подручными предметами. При покидании вагона через аварийный выход выбирайтесь только на полевую сторону железнодорожного пути, взяв с собой документы, деньги, одежду или одеяла. При пожаре в вагоне закройте окна, чтобы ветер не раздувал пламя, и уходите от пожара в передние вагоны. Если не возможно – идите в конец поезда, плотно закрывая за собой все двери. Прежде чем выйти в коридор, подготовьте защиту для дыхания: шапки, шарфы, куски ткани, смоченные водой. Помните о том, что при пожаре материал, которым облицованы стены вагонов – малминит – выделяет токсичный газ, опасный для жизни.

Оказавшись снаружи, немедленно включайтесь в спасательные работы: при необходимости помогите пассажирам других купе разбить окна, вытаскивайте пострадавших и т.д.

Если при аварии разлилось топливо, отойдите от поезда на безопасное расстояние, т.к. возможен пожар и взрыв.

Если токонесущий провод оборван и касается земли, удаляйтесь от него прыжками или короткими шажками, чтобы обезопасить себя от шагового напряжения. Расстояние, на которое растекается электроток по земле, может быть от двух (сухая земля) до 30 м (влажная).

В настоящее время любой вид транспорта представляет потенциальную угрозу здоровью и жизни человека. Технический прогресс одновременно с комфортом и скоростью передвижения принес и значительную степень угрозы. В зависимости от вида транспортной аварии возможно получение множественных травм и ожогов, в том числе опасных для жизни человека.

АВАРИИ НА АВТОМОБИЛЬНОМ ТРАНСПОРТЕ

Около 75% всех аварий на автомобильном транспорте происходит из-за нарушения водителями правил дорожного движения. Наиболее опасными видами нарушений по-прежнему остаются превышение скорости, игнорирование дорожных знаков, выезд на полосу встречного движения и управление автомобилем в нетрезвом состоянии. Очень часто приводят к авариям плохие дороги (главным образом скользкие), неисправность машин (на первом месте – тормоза, на втором – рулевое управление, на третьем – колеса и шины).

Особенность автомобильных аварий состоит в том, что 80% раненых погибает в первые три часа из-за обильных кровопотерь.

КАК ДЕЙСТВОВАТЬ ПРИ НЕИЗБЕЖНОСТИ СТОЛКНОВЕНИЯ

Сохраняйте самообладание – это позволит управлять машиной до последней возможности. До предела напрягите все мышцы, не расслабляйтесь до полной остановки. Сделайте все, чтобы уйти от встречного удара: кювет, забор, кустарник, даже дерево лучше идущего на Вас автомобиля. Помните о том, что при столкновении с неподвижным предметом удар левым или правым крылом хуже, чем всем бампером. При неизбежности удара защитите голову. Если автомашина идет на малой скорости, вдавитесь в сиденье спиной, и, напрягая все мышцы, упритесь руками в рулевое колесо. Если же скорость превышает 60 км/ч и Вы не пристегнуты ремнем безопасности, прижмитесь грудью к рулевой колонке.

Если Вы едете на переднем месте пассажира, закройте голову руками и завалитесь на бок, распростершись на сидении. Сидя на заднем сидении, постарайтесь упасть на пол. Если рядом с Вами ребенок – накройте его собой.

КАК ДЕЙСТВОВАТЬ ПОСЛЕ АВАРИИ

Определитесь, в каком месте автомобиля, и в каком положении Вы находитесь, не горит ли автомобиль и не подтекает ли бензин (особенно при опрокидывании). Если двери заклинены, покиньте салон автомобиля через окна, открыв их или разбив тяжелыми подручными предметами. Выбравшись из машины, отойдите от нее как можно дальше – возможен взрыв.

КАК ДЕЙСТВОВАТЬ ПРИ ПАДЕНИИ АВТОМОБИЛЯ В ВОДУ

При падении в воду машина может держаться на плаву некоторое время, достаточное для того, чтобы покинуть ее. Выбирайтесь через открытое окно, т.к. при открывании двери машина резко начнет тонуть.

При погружении на дно с закрытыми окнами и дверьми воздух в салоне автомобиля держится несколько минут. Включите фары (чтобы машину было легче искать), активно провентилируйте легкие (глубокие вдохи и выдохи позволяют наполнить кровь кислородом «впрок»), избавьтесь от лишней одежды, захватите документы и деньги. Выбирайтесь из машины через дверь или окно при заполнении машины водой наполовину, иначе Вам помешает поток воды, идущей в салон. При необходимости разбейте лобовое стекло тяжелыми подручными предметами. Протиснитесь наружу, взявшись руками за крышу машины, а затем резко плывите вверх.

КАК ОБЕСПЕЧИТЬ ЛИЧНУЮ БЕЗОПАСНОСТЬ ПРИ ДВИЖЕНИИ В ОБЩЕСТВЕННОМ ТРАНСПОРТЕ

Находясь в общественном транспорте, при отсутствии свободных сидячих мест постарайтесь встать в центре салона, держась за поручень для большей устойчивости. Обратите внимание на расположение аварийных и запасных выходов.

Электрическое питание трамваев и троллейбусов создает дополнительную угрозу поражения человека электричеством (особенно в дождливую погоду), поэтому наиболее безопасными являются сидячие места. Если обнаружилось, что салон находится под напряжением – покиньте его. При аварии у выходов возможна паника и давка. В этом случае воспользуйтесь аварийным выходом, выдернув специальный шнур и выдавив стекло.

В случае пожара в салоне сообщите об этом водителю, откройте двери (с помощью аварийного открывания), аварийные выходы или разбейте окно. При наличии в салоне огнетушителя примите меры к ликвидации очага пожара. Защитите органы дыхания от дыма платком, шарфом или другими элементами одежды. Выбирайтесь из салона наружу пригнувшись и не касаясь металлических частей, так как в трамвае и троллейбусе возможно поражение электричеством.

При падении автобуса в воду дождитесь заполнения салона водой наполовину, задержите дыхание и выныривайте через дверь, аварийный выход или разбитое окно.

АВАРИИ НА ВОЗДУШНОМ ТРАНСПОРТЕ


Авиационные аварии и катастрофы возможны по многим причинам. К тяжелым последствиям приводят разрушения отдельных конструкций самолета, отказ двигателей, нарушение работы систем управления, электропитания, связи, пилотирования, недостаток топлива, перебои в жизнеобеспечении экипажа и пассажиров.

КАК ДЕЙСТВОВАТЬ ПРИ ДЕКОМПРЕССИИ

ДЕКОМПРЕССИЯ
– это разряжение воздуха в салоне самолета при нарушении его герметичности. Быстрая декомпрессия обычно начинается с оглушительного рева (уходит воздух). Салон наполняется пылью и туманом. Резко снижается видимость. Из легких человека быстро выходит возд3ух, и его нельзя задержать. Одновременно могут возникнуть звон в ушах и боли в кишечнике. В этом случае, не дожидаясь команды, немедленно наденьте кислородную маску. Не пытайтесь оказать кому-либо помощь до того, как сами наденете маску, даже если это Ваш ребенок: если Вы не успеете помочь себе и потеряете сознание, вы оба окажетесь без кислорода. Сразу же после надевания маски пристигните ремни безопасности и подготовьтесь к резкому снижению.

КАК ДЕЙСТВОВАТЬ ПРИ ПОЖАРЕ НА САМОЛЕТЕ

Помните, что в случае пожара на борту самолета наибольшую опасность представляет дым, а не огонь. Дышите только через хлопчатобумажные или шерстяные элементы одежды, по возможности, смоченные водой. Пробираясь к выходу, двигайтесь пригнувшись или на четвереньках, так как внизу салона задымленность меньше. Защитите открытые участки тела от прямого воздействия огня, используя имеющуюся одежду, пледы и т.д. После приземления и остановки самолета немедленно направляйтесь к ближайшему выходу, так как высока вероятность взрыва. Если проход завален, пробирайтесь через кресла, опуская их спинки. При эвакуации избавьтесь от ручной клади и избегайте выхода через люки, вблизи которых имеется открытый огонь или сильная задымленность.

После выхода из самолета удалитесь от него как можно дальше и лягте на землю, прижав голову руками – возможен взрыв.

В любой ситуации действуйте без паники и решительно, это способствует Вашему спасению.

КАК ДЕЙСТВОВАТЬ ПРИ «ЖЕСТКОЙ» ПОСАДКЕ И ПОСЛЕ НЕЕ

Перед каждым взлетом и посадкой тщательно подгоняйте ремень безопасности. Он должен быть плотно закреплен как можно ниже у Ваших бедер. Проверьте, нет ли у Вас над головой тяжелых чемоданов.

Аварии на взлете и посадке внезапны, поэтому обращайте внимание на дым, резкое снижение, остановку двигателей и т.д. Освободите карманы от острых предметов, согнитесь и плотно сцепите руки под коленями (или схватитесь за лодыжки). Голову уложите на колени или наклоните ее как можно ниже. Ноги уприте в пол, выдвинув их как можно дальше, но не под переднее кресло. В момент удара максимально напрягитесь и подготовьтесь к значительной перегрузке. Ни при каких обстоятельствах не покидайте своего места до полной остановки самолета, не поднимайте панику.

АВАРИИ НА ВОДНОМ ТРАНСПОРТЕ


Большинство крупных аварий и катастроф на судах происходит под воздействием ураганов, штормов, туманов, льдов, а также по вине людей – капитанов, лоцманов и членов экипажа. Зачастую аварии происходят из-за промахов и ошибок при проектировании и строительстве судов.

Среди предварительных мер защиты пассажиру можно посоветовать запомнить дорогу из своей каюты к спасательным шлюпкам на верхнюю палубу, так как во время катастрофы ориентироваться очень трудно, особенно при задымлении и крене судна.

КАК ДЕЙСТВОВАТЬ ПРИ ВЫСАДКЕ С СУДНА

Помните, что решение об оставлении судна принимает только капитан. При высадке с судна выполняйте указания членов экипажа и соблюдайте следующие правила:

В первую очередь в шлюпках предоставляются места женщинам, детям, раненым и старикам;

Перед посадкой в шлюпку или на спасательный плот наденьте на себя побольше одежды, а сверху – спасательный жилет. Если есть возможность, погрузите в шлюпку одеяла, дополнительную одежду, аварийное радио, питьевую воду и еду;

Если Вы вынуждены прыгать с борта корабля в воду, то желательно с высоты не более пяти метров, закрыв рот и нос одной рукой, второй крепко держась за жилет;

Так как в воде с каждым движением увеличиваются потери тепла, плывите только к спасательному средству;

После погрузки на спасательное средство необходимо отплыть на безопасное расстояние от тонущего судна (не менее 100 м).

КАК ДЕЙСТВОВАТЬ ПРИ ОТСУТСТВИИ СПАСАТЕЛЬНЫХ СРЕДСТВ

Находясь в воде, подавайте сигналы свистком или поднятием руки.

Двигайтесь как можно меньше, чтобы сохранить тепло. Потеря тепла в воде происходит в несколько раз быстрее, чем на воздухе, поэтому движения даже в теплой воде должны быть сведены к тому, чтобы только держаться на плаву. В спасательном жилете для сохранения тепла сгруппируйтесь, обхватите руками с боков грудную клетку и поднимите бедра повыше, чтобы вода меньше омывала область паха. Этот способ увеличит расчетный срок выживания в холодной воде почти на 50%. Если на Вас нет спасательного жилета, поищите глазами какой-нибудь плавающий предмет и ухватитесь за него, чтобы было легче держаться на плаву до прибытия спасателей. Отдыхайте, лежа на спине.

КАК ДЕЙСТВОВАТЬ ПРИ НАХОЖДЕНИИ НА СПАСАТЕЛЬНОМ ПЛАВАТЕЛЬНОМ СРЕДСТВЕ

Примите таблетки от морской болезни. Чтобы сберечь тепло, на шлюпке держитесь ближе к другим пострадавшим, делайте физические упражнения. Давайте пить только больным и раненым. В открытом море, если нет обоснованной надежды достичь берега или выйти на судовые пути, старайтесь держаться вместе с другими шлюпками вблизи места гибели судна.

Держите ноги по возможности сухими. Регулярно поднимайте ноги и двигайте ими для снятия отечности. Никогда не пейте морскую воду. Сохраняйте жидкость в организме, сокращая бесполезные движения. Для сокращения потоотделения днем увлажняйте одежду, а для снижения температуры внутри плота смачивайте водой его наружную оболочку. Употребляйте в день не более 500-600 мл воды, разделив их на многочисленные малые дозы с самой большой дозой вечером. Питайтесь только аварийным запасом пищи. Сохраняйте дымовые шашки до момента, когда появится реальная возможность того, что их заметят. Не применяйте шашки все вместе в надежде обнаружить себя, поручите их применение одному человеку.

Не паникуйте! Помните, что без питья средний взрослый человек может оставаться в живых от 3 до 10 дней. При рационе 500-600 мл воды в сутки разумно действующий взрослый человек способен продержаться даже в тропиках не меньше 10 дней без серьезных изменений в организме. Без пищи можно прожить месяц и более.



Просмотров