Что нужно делать для развития голоса. Правильный выбор метода занятий - это залог успеха. Четкое произношение звуков и слов в речи

Практически каждый человек любит петь. Несмотря на то что для постановки голоса многие учатся в музыкальной школе, развить свой собственный стиль пения и уверенность в собственном исполнительском мастерстве можно даже самостоятельно. Для общей практики начните с регулярного ежедневного пения. Это может быть исполнение вашей любимой песни или просто распевание гамм. Не бойтесь проявлять творческий подход к работе с голосом. Кроме того, добиться наилучшего звучания голоса вам поможет забота о собственном здоровье и поддержании водного баланса, а также отказ от курения.

Шаги

Определите свой вокальный диапазон

    Запишите свой голос с помощью микрофона. Запустите звукозаписывающее приложение на компьютере или смартфоне. Затем проверьте настройки, чтобы запись велась в чистом виде без каких-либо изменений голоса. Попробуйте спеть различные песни и записать свой голос.

    • Чтобы вам было комфортнее, подсоедините настоящий музыкальный микрофон к компьютеру или смартфону. Так вы лучше поймете, как способы держания микрофона и пения в него будут влиять на финальный звук.
    • Неплохими приложениями для певцов считаются Perfect Piano и Pocket Pitch.
    • Также можно воспользоваться цифровым тюнером или скачать такое приложение, как Vanido, которое покажет вам уровень владения голосовым диапазоном.
  1. Пойте знакомую вам песню снова и снова. Распечатайте слова песни, которая вам нравится. Уделите время изучению всех нюансов текста. Затем поработайте над деталями песни с модуляцией собственного голоса, тем самым изменяя саму песню.

    • Важно выбрать песню, которая вам действительно нравится, так как некоторое время вам придется работать над ней снова и снова.
    • Когда только начинаете заниматься, постарайтесь использовать песню, которая находится в пределах вашего вокального диапазона, чтобы не перенапрягать голосовые связки.
  2. Поработайте над извлечением звука различными частями голосового аппарата. Пение не сводится к звукам, идущим из горла через открытый рот. Сконцентрируйтесь на исполнении той же песни, но с различными подходами к управлению положением языка, рта, диафрагмы, горла и даже к работе носа. Запись полученных результатов и их прослушивание позволят вам лучше понять собственное тело и те звуки, которые оно способно издавать.

    • Например, пропускание большего потока воздуха через нос может создать более высокие назальные звуки, что не удивительно. Если вы во время пения осторожно зажмете одну ноздрю, то ваш голос тоже изменится.
    • Переместите язык ближе к своду нёба, когда будете петь, чтобы проверить, насколько изменится голос. Также можно попробовать переместить язык к щеке. Смещение челюсти в сторону тоже позволит вокализировать другие звуки.
    • Для экспериментов с диафрагмой попробуйте выпустить во время пения сразу весь воздух из легких. В качестве альтернативы посмотрите, что произойдет, если вы станете петь с минимальным расходом воздуха.
    • Самое главное заключается в том, чтобы поймать нужный эмоциональный настрой, но не оказаться во власти эмоций. К тому же, качество вашего пения не станет лучше, если вы будете плакать во время исполнения любой грустной песни.
    • Например, если вы поете о размолвке, попробуйте вспомнить негативные моменты ваших прошлых личных взаимоотношений.
    • Чтобы не погрязнуть в эмоциях, подумав о конкретном событии, сразу же верните фокус своего внимания на исполняемый текст и ноты.
  3. Распевайтесь перед пением, чтобы не перенапрягать голосовые связки. Начните с мягкой распевки звука "И" на одной ноте (например, фа первой октавы для женщин и фа малой октавы для мужчин) и держите ноту как можно дольше. Повторите упражнение два раза. Также можно распеваться на одной ноте фразой "Ми-мэ-ма-мо-му", после чего переходить к распевке от низких нот к высоким. Повторите упражнение два раза. Затем перейдите к распевке в другом направлении от высоких нот к низким, повторите упражнение три раза.

    • В середине своего диапазона пропойте "Ой!" по пяти нотам вверх по гамме (до-ре-ми-фа-соль). Повторите упражнение два раза.
  4. Пойте звук "А" по нотам "До, ре, ми. .." вверх и вниз по гамме в пределах вашего вокального диапазона. Это еще один отличный способ разогреть голосовые связки и попрактиковать удержание необходимых нот. Начните с гаммы до мажор в первой октаве, затем перейдите к более высокой октаве, другой гамме и так далее. Не торопитесь, четко пропевайте каждую ноту, вместо того чтобы плавно смещать тон предыдущей ноты по направлению к следующей.

    • Сконцентрируйтесь на работе в основной гамме до мажор по нотам: “До, ре, ми, фа, соль, ля, си, до”. Для усложнения можно попробовать пропевать две ноты подряд, а затем перепрыгивать через одну или использовать другой порядок.
    • Затем еще усложните упражнение, пропевая две ноты вверх, одну вниз и так далее по гамме.
    • Гамма представляет собой набор звуков, последовательно повышающихся на определенные интервалы (тоны и полутоны). Когда вы двигаетесь вверх и вниз по гамме, то исполняете и низкие, и высокие ноты. Например, между нотами до и до-диез интервал равен полутону, а между нотами до-диез и ре-диез интервал равен тону.
  5. Старайтесь петь не менее 30 минут в день. Этого будет достаточно, чтобы размять голосовые связки, и при этом не слишком продолжительно, чтобы перенапрячь их. Лучше заниматься тогда, когда вас никто не будет беспокоить. Тем не менее, если вы зарабатываете себе на жизнь пением, то такая работа позволит вам развивать свои навыки пения на публике.

    • Непродолжительные ежедневные выступления перед зрителями могут научить вас считывать настроение публики и подстраивать свою работу с ней соответствующим образом.
    • Подработать пением можно на небольших сценах развлекательных заведений, кафе и ресторанов. Если вам не нравится такой вариант, можно попробовать предложить свое добровольное участие в какой-нибудь местной музыкальной группе.
  6. Поработайте над поддержанием надлежащей осанки во время пения. Встаньте, держите спину прямо, смотрите вперед. Следите за тем, чтобы ваши плечи были отведены назад, а шея не изгибалась слишком сильно. Расположите язык в нижней части ротовой полости, чтобы он едва касался нижнего ряда зубов. Осторожно поводите челюстью из стороны в стороны, чтобы расслабить мышцы.

  7. Выполняйте упражнения на дыхание, чтобы укрепить диафрагму. Попробуйте реберное дыхание, которое подразумевает расширение грудной клетки во время вдоха. На вдохе расправьте грудную клетку и позвольте брюшным мышцам расслабиться. А для выдоха, наоборот, задействуйте брюшные мышцы. Также попробуйте во время дыхания диафрагмой выполнять нижеуказанное упражнение:

    • на счет 1 вдохните и наполните легкие на 1/4;
    • на счет 2 вдохните и наполните легкие на 2/4 объема;
    • на счет 3 вдохните и наполните легкие на 3/4;.
    • на счет 4 вдохните и до конца наполните легкие;
    • на счет 5-12 медленно и постепенно выдохните;
    • затем повторите все с самого начала.

Заботьтесь о собственном здоровье и сохранении голоса

  1. Употребляйте не менее 6–8 стаканов жидкости в день. Поддержание горла в увлажненном состоянии позволяет ему издавать более глубокие и насыщенные звуки. Лучшим выбором для вас станет обычная теплая (но не горячая) вода. Холодная вода напрягает горло. Также в воду для вкуса и смягчения горла можно добавить 1 чайную ложку меда или дольку лимона.

    • Если вы решили добавить в воду мед, постарайтесь использовать как можно более натуральный продукт. По возможности старайтесь избегать употребления продуктов с химическими добавками.
  2. Обеспечьте себе не менее 8 часов ночного сна. Если вы будете чувствовать усталость, то голос от этого тоже пострадает. Выполнять данную рекомендацию особенно важно, если вам предстоит петь в течение длительного времени. Когда у вас нет возможности обеспечить себе 8 часов сна ночью, постарайтесь немного поспать днем.

    • Попробуйте полежать в постели непосредственно перед распевкой и выступлением - такой отдых поможет повысить качество звучания вашего голоса.

Есть мнение, что петь способен только тот, кому это дано от природы. Да, в этом действительно есть доля правды. Однако не стоит забывать и о том, что человек без природных способностей может научиться неплохо петь, а тот, кто изначально имеет хороший голос, может потерять свой дар. Последнее часто происходит тогда, когда люди забывают о важности специальных упражнений, укрепляющий голос и помогающих научиться правильно дышать, подавать звук и так далее.

Как развить голос? Данный вопрос интересует многих. Конечно же, хорошо спеть какую-нибудь песню в кругу друзей, причем спеть так, чтобы попросили продолжить мини-концерт. Старающийся рано или поздно все равно добьется хоть какого-то результата. Говоря о том, как развить голос для пения, важно особое внимание уделить дыханию, подаче звука, артикуляции, так как без них красивое пение невозможно. Не стоит думать, что все получиться легко и просто. Усилий придется приложить много.

Давайте для начала остановимся на тех составляющих, без которых нельзя петь красиво. Начнем с дыхания.

Вдох должен быть стремительным, молниеносным, но в то же самое время совершенно бесшумным. Практически все люди, которые никогда не брали уроков вокала, пытаются при вдохе набрать полную грудь воздуха. Что получается в итоге? В итоге они начинают задыхаться во время пения. Запомните: при вдохе раздуваться должен живот, грудь же всегда остается неподвижной. Упражнения здесь могут быть различными. Научиться правильно дышать можно следующим образом: встаньте к стенке, руку положите на живот, глубоко и резко вдохните носом. Живот при этом выдвигается вперед - рука нужна для того, чтобы это прочувствовать. Далее следует медленный выдох через рот. Рука опускается вместе с животом.

При помощи такого упражнения вы научитесь контролировать и правильно брать дыхание.

При пении важна артикуляция. Обратите внимание на то, как поют академические певцы: их рот всегда открыт широко. Если вы действительно задаетесь вопросом, как развить голос, то обязательно должны научиться открывать рот во время пения.

Упражнение следующее: подойдите к зеркалу и начните проговаривать гласные буквы, максимально открывая рот и шевеля губами, как только можете. Поначалу это покажется очень смешным, но поверьте - польза от такого упражнения велика. Привыкнув, попробуйте пропеть их. Затем начните разучивать какую-либо песню, все так же артикулируя. Конечно же, исполняя произведения в кругу друзей, никто не артикулирует как оперный певец, но все же стоит помнить, что красиво петь с закрытым ртом невозможно.

Важно помнить об эмоциональности, тембровой окраске и всем прочем, без чего любая песня будет сухой и неинтересной. Важно понимать то, о чем вы поете. Прочувствуйте произведение, живите им, выявите места, где нужно петь громче, а где тише.

Не забываем и о том, что хорошо петь может лишь тот, у кого есть хоть какой-то слух. У вас его нет? Не переживайте, так как развить его вполне реально. Для начала научитесь слушать то, что поете. Прежде чем начинать петь, обязательно прокрутите мелодию у себя в голове, определите места, где она идет вверх, а где вниз. Развить слух можно при помощи пения гамм, аккордов, интервалов.

Как развит голос? Кроме всего перечисленного выше, хочется посоветовать петь как можно больше. Практика важна всегда. Пойте только на дыхании. При этом рекомендуется опускать гортань вниз. Гаммы и интервалы, о которых говорилось выше, помогут развить не только слух, но и сам голос. Задающийся вопросом, как развить голос, может найти множество упражнений в специальной литературе (самоучители, пособия и прочее). Потребуется много практики, но упорный все равно добьется успеха. Безнадежных людей не бывает.

Часто люди, которые хотят научиться петь, не понимают, что такое вокальная опора. Они ищут ответы в интернете, пытаются повторить ощущения других людей, которые достигли вокальной опоры. В действительности же, ощущения при достижении вокальной опоры у всех разные. Сегодня я попробую помочь Вам разобраться в вопросе: "", что и означает "Как достигнуть вокальной опоры".

Вокальная опора - это, по сути, пение с помощью диафрагмы. Когда задействуется диафрагма, наши голосовые связки не будут сильно напрягаться, потому что все напряжение идет на диафрагму. Если вы поете на вокальной опоре, то вы можете пропеть хоть несколько часов. В противном случае, у вас будет напряжение в голосовых связках. Вот почему нужно обязательно развить вокальную опору, если Вы собираетесь всерьез заниматься вокалом.

Без развитой вокальной опоры у новичков часто возникают проблемы:

  • Голос быстро устает;
  • Новичок без вокальной опоры не может брать высокие ноты;
  • Новичок не попадает в ноты. Да-да! Часто эта проблема не является лишь следствием отсутствия слуха. Иногда виной тому - слабое владение вокальной опорой.

Существуют разные техники вокала, множество различных вокальных школ. Но существует нечто одинаковое для всех - и для оперного певца, и для рок-певца - "Техника вокального выдоха ". По-простому, можно было бы сказать "дыхание ", но дыхание - это и вдох тоже. А вот вдох как раз в разных вокальных техниках может быть разным.

Как самостоятельно поставить голос?

1. Вдохните немного воздуха "в живот" (как в живот?) , где-то половину объема легких. Обратите внимание, что когда Вы набрали воздух, живот выпячился вперед, а, вместе с тем, немного напрягся. Совсем немного! При чем это как бы внутреннее ощущение, что все органы "пришли в тонус", но прес не напрягается.

2. После того, как все органы "пришли в тонус", перенесите свое внимание на связки (Строение голосового аппарата). А теперь подайте немного воздуха из надутого живота на связки. Как это сделать? Представьте, что Вы хотели что-то сказать, но Вас оборвали на получлове: "Я ска...". Но тут Вы замолчали, и воздух уперся Вам в связки.
Повторите весь процесс несколько раз для лучшего запоминания.

3. После того, как Вы потренировались в "беззвучном режиме", переходим на звук. Итак, после того, как воздух уперся Вам в связки - начинайте произносить звук. Любой, но обязательно гласный, а лучше А, О или Э, на любой удобной Вам высоте . Это должен быть короткий звук.

4. Теперь повторяем все от начала до конца . Необходимы многократные повторения, чтобы скоординировалась необходимая работа диафрагмы и голосовых складок. После того, как это произойдет, Вы больше внимания станете уделять самому звуку, а на процессе, описанном выше, уже не будете зацикливаться.

Постепенно, день за днем, увеличивайте продолжительность звука, а также меняйте гласные: И, Е, У, Я ... Начните с 2-3х секунд, вначале этого будет вполне достаточно. Следите за тем, чтобы звук был ровным и одинаковым по громкости на всем протяжении звука.
Ровный звук, который Вы пропели с помощью описанного выше процесса - и называется звуком на "Вокальной опоре ".

Видео о вокальной опоре

Предлагаю посмотреть видео преподавателя по вокалу - Василия Кашеварова, в котором объясняется, что такое вокальная опора, а также предлагается пара упражнений:

Заключение

Вот мы с Вами и выяснили "Как самостоятельно поставить голос" . А дальше - еще интересней! переходим к следующему уроку, из которого Вы узнаете о том, как развить музыкальный слух.

Красивый, звонкий, низкий голос всегда привлекает внимание других людей к своей персоне. Такому человеку с хорошо развитым голосовыми связками достаточно сказать пару слов, как другие люди обращают на него внимание. Окружающим просто интересно становится узнать об обладателе такого замечательного голоса. Звучащим, низким голосом, прежде всего, следует обладать мужчинам. Тогда на него женщины будут обращать намного больше внимание, будут стремиться с ним заговорить (читать также – ?). Ведь согласитесь, что приятно, когда будучи в ресторане и сказав что-то официанту или человеку, с которым пришел в это заведение, на тебя завороженно оглядываются все женщины, да и мужчины тоже. С развитым голосом не рождаются – его приобретают. Как тренируют мышцы для их роста (например, для того, чтобы лучше были развиты их постоянно тренируют), так и голос следует тренировать. Порой, чтобы иметь хорошо поставленный голос можно обойтись без специальных тренировок. Но просто так он не приходит. Всё равно человек его как-то развивает — например, постоянно общается и следит за своей дикцией или часто поет песни под гитару. То есть, он систематически не осознавая того тренирует свои голосовые связки.

Развивать голос полезно не только певцам, людям, выступающим на сцене со своей речью, но и обычным людям. Есть некоторые упражнения, которые изменят ваш голос в лучшую сторону. Да и вы точно приобретете на рынке большее преимущество. Люди неосознанно тянутся и больше проявляют симпатию к тому человеку, у кого красивый и развитый голос. И это не случайно. Ведь мы же живем в обществе, где нам постоянно приходится общаться с другими людьми.

Человек, который обладает развитым голосом может не только стать популярным певцом, но и легко найдет себе партнеров по бизнесу, его с большей вероятностью примут на любую работу, связанную с общением или произношением слов. Взлет по карьерной лестнице таким людям обеспечен.

Как поставить (развить, тренировать) голос самостоятельно дома?

Доверие вызывают глубокие и низкие тона голоса. На такой голос обращают внимание и его приятно слышать. Поэтому, если у вас высокий голос, то нужно придавать ему больше выразительности и развивать его. Чем у человека ниже голос, тем его обладатель больше производит впечатление серьезного и уравновешенного человека.

Упражнения для развития голоса

Предлагаемые далее упражнения желательно выполнять каждый день, лучше всего с утра, чтобы с ранних часов зарядиться энергий с помощью этих упражнений на целый день. С помощью данных упражнений вы не только разовьете свой голос, но и улучшите свое общее состояние здоровья.


Встаньте перед зеркалом. Сделайте вдох и на выдохе произносите каждый звук по отдельности до тех пор, насколько у вас хватит дыхания. Итак, вдохните и начинайте:

1) звук – И –

2) звук — Э –

3) звук – А-

4) звук – О –

5) звук – У –

Последовательность данных звуков не случайна. «И » — самая высокая частота, с которой вы начинаете упражнение по развитию голоса. Если при произношении данного звука ладонь положить на голову, то можно ощутить небольшую вибрацию кожи. Это свидетельствует об улучшении кровообращения. Звук «Э » активизирует область горла и шеи – приложив руки к шее, вы можете это почувствовать. Звук «А » положительным образом воздействует на область грудной клетки. Произнесение звука «О » усиливает сердечное кровоснабжение, а звук «У » оказывает благотворное воздействие на нижнюю часть живота. Один за другим медленно произносите данные звуки три раза подряд. Если хотите, чтобы ваш голос был более глубоким и низким, то нужно чаще в течение суток произносить звук «У».

Далее активизируем область живота и груди – для этого следует с закрытым ртом произносить звук «м». Три раза проделайте упражнение на звук «М». В первый раз совсем тихо, во второй раз уже громче, и в третий раз как можно громче, чтобы напряглись голосовые связки. Если положите на живот ладонь, то ощутите сильную вибрацию.

Пристальное внимание нужно уделить звуку «Р», так как он придает голосу энергичность и силу, способствует улучшению произношения. Проведите предварительную подготовку, чтобы расслабить язык: кончик языка поднимите к небу за передними верхними зубами и «порычите» будто трактор. Выдохните, вдохните и начинайте рычать: «рррр». После рычания эмоционально и выразительно произносите следующие слова, выделяя букву «р»:

— сирень

— и прочие.

Заключительное «упражнение Тарзана», которое также является хорошей профилактикой к инфаркту миокарда и простудным заболеваниям (например, к , ). Встаньте прямо, сделайте вначале глубокий выдох, а потом глубокий вдох. Руки сожмите в кулаки. Произносите громко звуки из первого упражнения (-И-Э-А-О-У-) и одновременно колотите руками по своей груди, как это делал Тарзан из именитого фильма. Начинайте со звука – И – и колотите себя по груди, потом звук – Э – и так далее. Заканчивая упражнение, вы заметите, как очищаются от слизи легкие, дыхание становится более свободными, и вы заряжаетесь энергией. Хорошенько откашляйтесь, избавляя тело от всего ненужного. Упражнение Тарзана следует делать только по утрам, так как он обладает активизирующим и возбуждающим действием.

Спустя три месяца выполнения данных упражнений по развитию голоса сравните свой результат с тем, который был в начале тренировок. Для этого перед началом выполнения упражнений запишите свой голос на магнитофон, прочее звукозаписывающее устройство. Вы убедитесь, что за это время ваш голос значительно изменился. Он стал обладать большей силой, а значит, что вы можете говорить более убедительно и лучше воздействовать на других людей через свои слова.

В результате тренировки по развитию голоса глубже и спокойнее становится не только голос, но и ваши мысли. Чем ниже и глубже голос, тем глубже он оседает в сознании, а значит, большее влияние оказывают ваши слова на других людей. Никогда не прекращайте работать над своим голосом – ведь это в некотором смысле – ваша визитная карточка. Если перестать над ним работать, то он увянет, как и мышцы увядают, если спортсмен перестает их качать.

Содержание:

Своему успеху многие люди обязаны собственному голосу. Его тембр важен для нас так же как внешний вид, имидж и манеры поведения. Развитию голоса следует уделять достаточно времени, ведь это тот инструмент, при помощи которого мы доносим свои мысли до окружающих. От наших голосовых и речевых данных зависит взаимопонимание между нами и людьми. Хорошо поставленный голос делает речь ясной и приятной для окружающих, помогает произвести первое впечатление, может помочь убедить человека в нашей правоте, перетянуть его на нашу сторону.

Вам нравится свой голос?

Давно установлено, впечатления людей от общения друг с другом основано на языке тела (54 процента), 37 процентов уделяется тембру голоса и дикции речи и лишь 6 процентов словам, которые они произносят. Поэтому проблема хорошего голоса для человека чрезвычайно актуальна, поскольку определяет около 35 процентов его успеха в жизни.

Другими словами, ваш голос должен содействовать судьбе и карьере, а не портить их. Не важно, кто вы: политик или актер. Каждому из нас приходится разговаривать с людьми с целью получения от них той реакции, которая нам нужна. Мы заинтересованы в том, чтобы нас выслушали и поняли, чтобы наши слова подействовали, дошли до другого человека. А в случае произнесения позитивных утверждений или аффирмаций, что бы они дошли до нас самих.

Ваш голосовой инструмент принадлежит только вам, и только вы можете им воспользоваться. По возможности, запишите свой голос на диктофон и прослушайте записанное. Понравилось ли вам? Устраивает ли вас ? Или вы воскликнули: «Неужели этот голос — мой?». После того, как вы поймете, что участвует в образовании голоса, вы сможете выработать свои способы его улучшения.

Он создается в глубине нашего организма, а не только в области голосовых связок. Диафрагмальное дыхание поддерживает голосовой процесс, гортань выталкивает воздух сквозь резонаторы, а органы артикуляции позволяют нам произносить звуки и слова. Этими процессами управляет подсознание, отражая голосом всю вашу сущность и то состояние, в котором вы в данный момент находитесь.

К примеру:

Из-за волнения вы теряете контроль над собой – у вас повышается тон голоса

Ускоренный темп речи говорит о вашей неуверенности в себе

Вы отвечаете раньше заданного вопроса – вы оправдываетесь или чем-то раздражены

Взяв трубку телефона, бесцельно начинаете ходить по комнате – вы волнуетесь или смущены

Если вы устраиваетесь поудобнее в кресле или делаете паузу перед ответом на звонок, то вы спокойны и уверенны в себе.

Существуют гласные звуки, оказывающие воздействие на разные органы человека.

Вот, например:

а-а-а, и-и-и — вызывают колебания в голове

э-э-э — в железах и в мозг

у-у-у — в глотке, гортани

м-м-м — в легких

о-о-о — в средней части груди

су-су-су — в нижней части легких

о-о-о — в диафрагме

Как понять, нужно ли вам заниматься развитием голоса? Вот некоторые сигналы, свидетельствующие об этом:

Часто люди просят вас повторить то, что вы им сказали

У вас есть страх публичных выступлений

У вас заметный акцент

Чувствуете, как устает ваше горло после двенадцатиминутного разговора

Вам приходится объяснять слушателям, что вы занимаете высокую должность, потому что по вашей речи они этого не чувствуют

Забудьте нижеперечисленные прилагательные, которые будут мешать вам в жизни из-за неприятного голоса:

Монотонный

Скрипучий

Гнусавый

Картавый

Писклявый

Дрожащий

Плаксивый

Неуверенный

Саркастический

Слишком громкий

С одышкой

Замените их следующими, хорошо подходящими для аффирмаций:

Уверенный

Приятный

Красивый

Спокойный

Доверительный

Дружеский

Выразительный

Мелодичный

Властный

Естественный

Заботливый

Прослушав свой голос на диктофоне, вы поймете для себя: стоит ли вам работать над своим голосом. Если ответ положительный, то в каком направлении? Вспоминая о том, что процесс формирования голоса управляется на подсознательном уровне, становится очевидно: плохой голос — это прежде всего ваша ситуация, которую можно «лечить» перепрограммированием подсознания. А сформулировать ситуацию для перепрограммирования чрезвычайно просто: «У меня скучный голос (монотонный, скрипучий, гнусавый и т.д)». При этом подсознание укажет вам причины, по которым оно генерирует именно такой голос. Чаще всего возникают мысли по поводу заносчивости или гордыни (громкий и резкий голос – «нечего общаться с шутами!») или из-за низкой самооценки (тихий, слабый голос – «я недостойный, больной, слабый, ничтожный и т.д.). Но вполне возможны и другие варианты. После перепрограммирования подсознания вы узнаете позитивное намерение, которое обычно бывает весьма одобрительным. Что-то вроде «не тратить время и силы на тех, кто всё равно этого не поймёт (для заносчивости и гордыни) или «уберечь себя от ненужных проблем» (в других случаях).

После процесса «перепрошивки» подсознания, ваш голос может настолько измениться, что не потребуется никаких совершенствований. Но если вы хотите придать определенный тембр, увеличить его силу или что-то еще, то вам следует выполнять упражнения для развития голоса. Лучше всего начать с постановки правильного речевого дыхания, которое обеспечит оптимальное звукообразование и мелодичность речи.

Упражнения для постановки речевого дыхания

1. Выберите удобную для вас позу, положите одну руку на живот, другую – на нижнюю часть грудной клетки сбоку. Глубоко вдохните через нос (живот при этом должен выпятиться вперед, а нижняя часть грудной клетки должна расшириться). Сразу же после вдоха сделайте плавный выдох (живот и нижняя часть грудной клетки принимают исходное положение).

2. Сделайте короткий и спокойный вдох через нос, задержав воздух в легких на 3-4 секунды. После этого произведите плавный и протяжный выдох через рот.

3. Произведите короткий вдох (рот при этом открыт) и на плавном продолжительном выдохе произнесите один из гласных звуков (у, а, о, ы, и, э).

4. Плавно произнесите на одном выдохе несколько звуков:

аaaaaуууууу

аaaaaыыыыы

5. Гудение

Встаньте и громко «прогудите» гласные 3 раза: «А», «Э», «И», «О», «У». При этом обратите внимание:

  1. Замечайте, где звук рождается, как он движется внутри вас.
  2. Когда гудите, воздух выдыхайте не до конца. Заканчивайте гудеть, когда внутри еще остается запас воздуха на 20-22% от объема легких. Так вам будет легко набрать дыхание.
  3. Старайтесь посочувствовать вибрации, которые возникает в грудной клетке при гудении.
  4. Максимально расслабьте свое тело: плечи, шея, спина, руки, ноги, живот…

Если гудеть вслух не получается, то попробуйте сделать это беззвучно. Вы заметите, что когда вы слегка приоткрываете рот и начинаете гудеть без звука, то на 85% напрягаются те же самые мышцы, которые работают, когда вы гудите в полный голос.

7. Прочтите скороговорки, пословицы, поговорки на одном выдохе. Обязательно обращая внимания на указания в первом упражнении.

На дворе трава, на траве дрова: раз дрова, два дрова – не руби дрова на траве двора.

На скамеечке у дома целый день рыдала Тома.

Правой рукой строят – левой ломают.

Живи не как хочется, а как Бог велит.

Есть время плакать, есть и веселиться

Как у горки на пригорке жили тридцать три Егорки: раз Егорка, два Егорка, три Егорка…

Психологические упражнения для развития голоса, отработка благозвучности

Развить свой голос вы можете также как, например, развить мускулатуру при занятии спортом. Как результат, ваш тембр измениться, голос станет благозвучным, его диапазон расшириться, а произношение станет более отчетливым. Рекомендуем выполнять эти упражнения ежедневно, по утрам. Это зарядит вас бодростью на весь последующий день. Помимо красивого и приятного голоса, вы будете чувствовать себя значительно лучше.

1. Сделайте выдох, затем вдохните и произносите каждый звук насколько вам хватит дыхания. Вдохните и начинайте:

ииииииииии

эээээээээээ

аааааааааа

оооооооооо

уууууууууу

Звуки даны в такой последовательности не случайно. Вы начинаете со звука «и» — он имеет самую высокую частоту. Если вы при этом положите ладонь на голову, то ощутите легкую вибрацию. Это свидетельствует о более интенсивном кровообращении.

При звуке «э» активизируется область горла и шеи. Вы также это можете почувствовать – приложите руки к этим областям.

Произнесение звука «а» благоприятно воздействует на область грудной клетки.

Произнося звук «о», вы усиливаете кровоснабжение сердца.

А упражнение со звуком «у» оказывает полезное воздействие на нижнюю часть живота.

Медленно произносите все звуки один за другим четыре раза. Если вы хотите, чтобы тембр голоса стал более низким, а голос более выразительным и глубоким, то в течение дня многократно произносите звук «у».

2. Теперь следует активизировать область груди и живота. Для этого надо произносить звук «м» с закрытым ртом. Упражнения на звук «м» проделайте три-четыре раза. В первый раз очень тихо, второй раз – погромче, в третий и четвертый раз — как можно громче. Если вы положите ладонь на живот, ощутите сильную вибрацию.

Особое внимание следует уделить звуку «р», так как он способствует улучшению произношения и придает голосу силу. Для того, чтобы расслабить язык, проведите предварительную подготовку: поднимите кончик языка к небу за передними верхними зубами и «порычите» как тигр. Итак, выдохните, потом вдохните и начинайте «рычать». После этого выразительно и громко произнесите следующие слова:

Радио, рулет, ракетка, роль, рояль, рысь, ковер, напор, тропа, тростник и т.д.

3. Произнесите протяжно и плавно слоги:

ми, мэ, ма, мо, му, мы.

4. Упражнение «Тарзан»

Итак, Встаньте прямо, сделайте выдох, затем глубокий вдох. Сожмите руки в кулаки. Помните, как Тарзан колотил себя кулаками по груди? Громко произносите звуки «ииииииииии» и одновременно сделайте то же самое.

Теперь продолжите выполнять это упражнение со звуками:

аааааааааа

оооооооооо

ууууууууууу

эээээээээээ

По окончании упражнения вы заметите, как очищаются ваши бронхи от слизи, как ваше дыхание становится естественным, как вы заряжаетесь энергией. Хорошенько откашляйтесь, избавьтесь от всего ненужного! Следует выполнять это упражнение для развития голоса только по утрам, поскольку оно обладает возбуждающим действием.

4. Индийские йоги известны своим глубоким и красивым голосом, который достигается с помощью одного простого упражнения.

Встаньте прямо и поставьте ноги на ширину плеч. Выполните несколько спокойных вдохов и выдохов. Затем наберите воздух в живот и сделайте один резкий выдох, сопровождаемый звуком «Ха-а». Выдох должен быть полным, а звук таким громким, как это только возможно. При этом можете чуть наклонить корпус вперед.

Работа над дикцией

Дикцией — ясное и отчетливое произношение всех звуков родного языка с правильной их артикуляцией. Четкое произношение слов обеспечивается за счет правильной артикуляции каждого звука и умения широко открывать рот. Поскольку если вы недостаточно широко открываете рот, то речь у вас будет «цедиться сквозь зубы».

Артикуляция также управляется на уровне подсознания. Поэтому следует понять те причины, по которым у вас плохая дикция, и перепрограммировать их уже известными приёмами.

Например: «У меня плохая дикция», «Я говорю нечетко», «Я не могу произнести звук «Р». Причинами плохой дикции чаще всего являются отрицательные мысли типа «Моё дело молчать» или «В моём роду нет «.

После перепрограммирования подсознания дикция, как правило, заметно улучшается. А для последующего развития подвижности органов артикуляции и умения широко открывать рот в процессе речи используются специальные упражнения.

Развитие подвижности нижней челюсти

1. Свободно опускайте нижнюю челюсть до тех пор, пока между зубами не будет промежуток в один большой палец.

2. Беззвучно и протяжно, на одном выдохе, произнесите гласные звуки:

ааааааааааааа

ооооооооооооо

ууууууууууууу

иииииииииииии (рот приоткрыт)

ёёёёёёёёёёёёё (расстояние между зубами в один палец);

яяяяяяяяяяяяяя (расстояние между зубами в два пальца);

ооооооооооооо

ууууууууууууу

иииииииииииии

ёёёёёёёёёёёёё

яяяяяяяяяяяяяя

4.Слитно и протяжно произнесите несколько гласных звуков на одном выдохе:

аааааооооо

ааааауууууу

аааааиииии

оооооааааа

оооооууууу

ааааауууууооооо

иииииээээээаааааа

аааааиииииэээээооооооуууууу

При произнесении следите за своим ртом: он должен быть широко открытым.

5. Произнесите скороговорки, поговорки, пословицы, в которых присутствуют несколько гласных звуков, требующими широкого раскрытия рта.

Например:

Щипцы да клещи, вот наши вещи.

У ужа ужата, у ежа ежата.

Два сапога — пара.

Мал, да удал.

Знай край, да не падай.

Каков рыбак, такова и рыбка.

Под лежачий камень вода не течет.

6. Прочтите стихотворение, четко произнося звуки а, о, я:

Служив отлично благородно,

Долгами жил его отец,

Давал три бала ежегодно

И промотался наконец.

Судьба Евгения хранила:

Сперва Madame за ним ходила,

Потом Monsieur ее сменил.

Ребенок был резов, но мил.

Monsieur l’Abbe, француз убогой,

Чтоб не измучилось дитя,

Учил его всему шутя,

Не докучал моралью строгой,

Слегка за шалости бранил

И в Летний сад гулять водил.

А.С. Пушкин

В процессе выполнения упражнений следите за тем, чтобы нижняя челюсть опускалась свободно вниз, гласные звуки произносите, слегка подчеркивая их.

Упражнения для развития подвижности губ

При недостаточной подвижности губ страдает четкость и ясность произношения многих звуков. Так, для произнесения звуков «у» и «ю» требуется вытянуть губы вперед трубочкой. Для «о», «ё» — округлить губы, а для звуков «с» и «з» — растянуть губы в улыбке.

Используйте следующие упражнения для развития губ:

1. Растяните губы в улыбке, не обнажая зубы.

2. Растяните губы в улыбке с обнажением зубов. Рот при этом закрыт.

3. Плотно сомкнутые губы вытяните вперед (как при свисте).

4. Вытяните губы вперед в форме трубочки.

5. Чередуйте «трубочку» и «улыбку».

6. Поднимите верхнюю губу, обнажив верхние зубы, затем опустите нижнюю губу, обнажив нижние зубы.

7. Медленно произнесите гласные звуки (сначала без голоса, но тщательно звуки, затем с ним):

оооооо (губы овалом)

уууууу (губы трубочкой)

ииииии (губы растянуты в улыбке)

8. Произнесите согласные (сначала беззвучно, затем с голосом):

сссссс, зззззз (губы растянуты в улыбке)

шшшшшш, жжжжжж (губы вытянуты вперед)

9. Теперь, Слитно и протяжно произнесите несколько звуков на одном выдохе:

ииииуууу (губы сначала растянуты, затем принимают форму трубочки)

оооуууииии (округлены, «трубочка», «улыбка»)

ууууииии (губы из формы трубочки переходят в форму улыбки)

ааааииииууууыыыы

ссссссшшшшш (при произнесении звука «с» губы растянуты, при произнесении «ш» вытянуты вперед)

ззззззжжжжж (при произнесении «з» растянуть губы, при произнесении «ж» вытянуть вперед)

10. При плотно сомкнутых губах произносить взрывные звуки «п» и «б» (поп, бобы, бобер, крупа, барабан, полет).

11. Закрепите ясность и четкость произношения звуков в словах:

Ева, игра, утка, курок, стиль, овес, ослик, юла, юнга, юг, ёжик, Ира, институт, инкубатор, укрытие, улитка, ощущение, окулист, оборудование, сок, колесо, шапка, шторы, жук, живот, Саша, солнышко, железо, палка, веник, велосипед, фартук, фуфайка, куртка.

Следите за положением губ перед зеркалом при произношении слов.

12. Прочтите скороговорки, пословицы, и поговорки. Не забывайте следить за правильным положением губ и за четкостью произнесения слов.

У осы не усы, не усищи, а усики.

У ёлки иголки колки.

Радость не вечна, печаль не бесконечна.

Друг за друга стой и выиграешь бой.

Капуста любит воду и хорошую погоду.

От умного научишься, от глупого разучишься.

13. Прочтите вслух рассказ и проследите за тем, чтобы губы принимали активное участие в произнесении звуков и слов.

Весна

На солнце нельзя было теперь взглянуть, - лохматыми ослепительными потоками оно лилось с вышины. По синему-синему небу плыли облака, словно кучи снега. Весенние ветерки пахнули свежей травой и птичьими гнездами.

Перед домом лопнули большие почки на душистых тополях, на припеке стонали куры. В саду, из разогретой земли, протыкая зелеными кочетками догнивающие листья, лезла трава, весь луг подернулся белыми и желтыми звездочками. С каждым днем прибывало птиц в саду. Забегали между стволами черные дрозды - ловкачи ходить пешком. В липах завелась иволга, большая птица, зеленая, с желтой, как золото, подпушкой на крыльях, - суетясь, свистела медовым голосом.

Как солнцу вставать, на всех крышах и скворечниках просыпались, заливались разными голосами скворцы, хрипели, насвистывали то соловьем, то жаворонком, то какими-то африканскими птицами, которых они наслушались за зиму за морем, - пересмешничали, фальшивили ужасно. Сереньким платочком сквозь прозрачные березы пролетел дятел, садясь на ствол, оборачивался, дыбом поднимал красный хохолок.

И вот в воскресенье, в солнечное утро, в еше не просохших от росы деревьях, у пруда закуковала кукушка: печальным, одиноким, нежным голосом благословила всех, кто жил в саду, начиная от червяков;

Живите, любите, будьте счастливы, ку-ку. А я уж одна проживу ни при чем, ку-ку…

Весь сад слушал молча кукушку. Божьи коровки, птицы, всегда всем удивленные лягушки, сидевшие на животе, кто на дорожке, кто на ступеньках балкона, - все загадали судьбу. Кукушка куковала, и еше веселее засвистал весь сад, зашумел листьями… Медовым голосом, точно в дудку с водой, свистит иволга. Окно было раскрыто, в комнате пахло травой и свежестью, свет солнца затенен мокрой листвой. Налетел ветерок, и на подоконник упали капли росы… До того было хорошо, проснувшись, слушать свист иволги, глядеть в окно на мокрые листья.

Толстой Алексей Николаевич

Развитие мышц языка

Язык активно участвует в образовании большинства звуков. От его работы во многом зависит четкость речи. Особые трудности возникают, когда необходимо быстро переключить движение языка с одного положения на другое. Для укрепления мышц языка, улучшения его подвижности, следует четко отработать следующие движения.

1. Высуньте язык наружу и двигайте им влево, вправо, вверх, вниз несколько раз.

2. Высуньте наружу язык и произведите круговые движения слева направо, затем наоборот.

3. При открытом рте и слегка высунутом языке сделайте его широким, узким (кончик и боковые края приподняты).

4. Слегка приподнятым напряженным кончиком языка «почистите» верхние зубы с наружной и внутренней стороны, в направлении от внутренней стороны зубов к наружной и наоборот.

Вы поможете использовать зеркало при необходимости. Добейтесь, чтобы все движения языком выполнялись свободно и естественно.

Развиваем силу голоса

1. Прочитайте тексты, меняя в зависимости от содержания силу голоса:

Была тишина, тишина, тишина.
Вдруг грохотом грома сменилась она!
И вот уже дождик тихонько - ты слышишь? -
Закрапал, закрапал, закрапал по крыше.

Гром грохочет - бух! Трах!
Словно горы рушит.
Тишина в испуге - ах! -
Затыкает уши.
Наверно, сейчас барабанить он станет.
Уже барабанит! Уже барабанит!
Скажи погромче слово «гром» —
Грохочет слово, словно гром!
Я сижу и слушаю, не дыша,
Шорох шуршащего камыша.
Камышинки шепчутся:
- Ши, ши, ши!
- Что вы тихо шепчете, камыши?
Разве так шушукаться хорошо?
А в ответ шуршание:
- Шо, шо, шо!
- С вами я шушукаться не хочу!
Я спою над речкой и спляшу,
Даже разрешения не спрошу!

Я спляшу у самого камыша!
Камышинки шепчутся:
- Ша, ша, ша…
Словно просят шепотом:
- Не пляши!..
До чего пугливые камыши!

Иду вперед (топ-топ-топ) -
И снег идет (тирлим-бом-бом),
Хоть нам совсем, совсем не по дороге!
Но только вот (топ-топ-топ)
Скажите, от - (тирлим-бом-бом),
Скажите, от - чего так зябнут ноги?

Упражнения на изменение высоты голоса и расширение его диапазона

1. «Этажи»

Называйте этажи, по которым вы мысленно поднимаетесь, повышая каждый раз тон голоса, а затем “спускайтесь” вниз, понижая его тон.

«Гнев, о богиня, воспой Ахиллеса, Пелеева сына!»

3. Прочитайте стихотворение таким образом, чтобы повышение и понижение высоты голоса соответствовало содержанию высказывания:

Чтоб овладеть грудным регистром,
Я становлюсь аквалангистом.
Все ниже опускаюсь, ниже!
А дно морское ближе, ближе!..
И вот уж в царстве я подводном!
Хоть погрузился глубоко,
Но голосом грудным, свободным
Распоряжаюсь я легко.
Чтоб овладеть грудным регистром,
Полезно стать аквалангистом.

Отработка полетности голоса

1. Для выполнения этого упражнения нужны два человека. Между ними должно быть достаточно большое расстояние (7-10 метров). Говорить нужно тихо, но отчетливо. Тема беседы заранее не обговаривается. Перед выполнением упражнения вы должны разработать речевую ситуацию (например, представить, что рядом находится кто-то третий, которому по каким-либо причинам не должно стать известным содержание вашей беседы).

Упражнение на выработку подвижности голоса

1. Сначала медленно произносите слова, затем постепенно ускоряйте темп до очень быстрого с последующим замедлением:

«Быстро мчались, быстро мчались, быстро мчались… быстро мчались… быстро мчались».

2. Прочитайте приговорку с постепенным ускорением:

Божья коровушка,
Полети на облышко,
Принеси нам с неба,
Чтобы было летом:
В огороде бобы,
В лесу ягоды, грибы,
В роднике водица,
Во поле пшеница.

3. Прочитайте стихотворение в заданном темпе:

Еле-еле, еле-еле — — -(медленный темп)
Завертелись карусели. — — -(медленный темп)
А потом, потом, потом — — -(средний темп)
Все бегом, бегом, бегом! — — -(быстрый темп)
Все быстрей, быстрей, бегом, — — -(очень быстрый темп)
Карусель кругом, кругом! — — -(очень быстрый темп)
Тише, тише, не спешите — — -(средний темп)
Карусель остановите. — — -(средний темп)
Раз, два, раз, два — — -(медленный темп)
Вот и кончилась игра. — — -(медленный темп)

Мы идем по кругу,
Посмотри.
И шагаем дружно: раз, два, три.
Мы скачем по дороге,
Меняем часто ноги.
Поскакали, поскакали:
Скок-скок-скок!
А потом как аист встали -
и молчок!

5. Прочитайте стихотворение. Выбирайте темп речи, соответствующий содержанию текста:

Убежало молоко,
Убежало молоко!
Вниз по лестнице скатилось,
Вдоль по улице пустилось,
Через площадь потекло,
Постового обошло,
Под скамейкой проскочило,
Трех старушек подмочило,
Угостило трех котят,
Разогрелось - и назад:
Вдоль по улице летело,
Вверх по лестнице пыхтело
И в кастрюлю заползло,
Отдуваясь тяжело.
Тут хозяйка подоспела:
- Закипело?
- Закипело!

6. Подберите стихотворное произведение, в котором изменение темпа речи играет важную роль для понимания содержания.

Отрабатываем тон речи

1. Произнесите фразу «Ах, какая женщина» так, чтобы выразить:

  • вопрос
  • удивление
  • восхищение
  • презрение
  • сочувствие
  • пренебрежение
  • зависть
  • вопрос-переспрос

2. Прочитайте текст в соответствии с примечаниями:

Пришла?! Мне страшно за тебя! — — -(со страхом)
Во всем вини саму себя! — — -(со страхом)

Пришла?! А самолюбье где? — — -(с осуждением)
За ним как верный пес везде! — — -(с осуждением)

Пришел!? Так обмануть меня! — — -(с презрением)
Ты не мужик, а размазня! — — -(с презрением)

Пришел?! Вот и попался, друг! — — -(с ехидством)
Меня ведь не обманешь вдруг! — — -(с ехидством)

Пришла! Знать, так тому и быть! — — -(радостно)
Нам друг без друга не прожить! — — -(радостно)

Ушел!.. Придет иль нет? Загадка. — — -(с тревогой)
Я поступила с ним так гадко! — — -(с тревогой)

Ушел! Гора свалилась с плеч! — — -(с облегчением)
Избави бог от этих встреч! — — -(с облегчением)

«Миша, хватит сердиться! Извини меня, если я тебя обидела…»

«И ты еще издеваешься? И ты еще осмеливаешься спрашивать?»

«Я на тебя нисколько не сержусь. Честное слово.»

«Я ни в чем не виновата!»

«Да-а-а, с тобой каши не сваришь…»

Сказала она тихо, но решительно.

С сожалением протянула она.

Кричала и даже взвизгивала она, размахивая руками.

4. Определите, каким тоном разговаривают с Золушкой отец, мачеха, сестры, фея, принц. Слова для справок: добрый, злой, восторженный, равнодушный, грубый, нежный, удивленный, испуганный, грустный, официальный, дружеский.

5. Расскажите об опоздании работника на работу от лица начальника и самого сотрудника.

6. Придумайте сами речевую ситуацию, в которой об одном и том же событии можно рассказать от лица разных героев. Обратите внимание на тон речи.
7. Подберите отрывок из детского произведения с прямой речью героев. Проанализируйте, каким тоном надо читать реплики. Какие средства в тесте помогают правильно выбрать тон речи?

Упражнения для четкого произношения согласных звуков в слогах

Прочтите следующие слоги:

1. па, по, пу, пы, пэ, пя, пё, пю, пи, пе,

та, то, ту, ты, тэ, тя, тё, тю, ти, те,

са, со, су, сы, сэ, ся, сё, сю, си, се,

жа, жо, жу, жи, же;

2. ап, оп, уп, ып, эп, ат, от, ут, ыт, эт,

ас, ос, ус, ыс, эс,

аш, ош, уш, ыш, эш

Отработка слов со стечением согласных звуков

Прочтите вслух слова со стечением двух, трех и четырех согласных звуков:

Вход, вложить, поклажа, турист, карта, клумба, служба, хвост, смахнуть, смекнуть, собрать, ястреб, канадцы, мгновение, плотва, штамп, прыщ, чванливый, вплавь, вплести, вправить, сдвинуть, искра, раскармливать, холст, взгляд, гротескный, груздь, застлать, сгладить, столбняк, сгладить, столбняк, ствол, шпроты, всплыть, вскрыть, здравница, схватка, встретить, надсмотрщик, обмундирование, метростроевец, дуршлаг, странствие, транскрипция.

Четкое произношение звуков и слов в речи

Для отработки четкости и ясности произнесения согласных звуков полезно использовать скороговорки, построенные на сочетании согласных звуков. Чтение скороговорок следует начинать в замедленном темпе, отчетливо произнося при этом каждое слово и каждый звук. Постепенно ускоряйте темп, но следите за тем, чтобы четкость и ясность произнесения не снижалась.

Ткет ткач ткани на платки Тане.

Купи кипу пик.

Водовоз вез воду из водопровода.

Галка села на палку, палка ударила галку.

У быка бела губа была тупа.

Колпак на колпаке, под колпаком колпак.

На семеро саней по семеро в сани уселись сами.

Цыпленок цыпли цепко цеплялся за цепь.

У боярина бобра нет богатства, нет добра – два бобренка у бобра лучше всякого добра.

Чешуя у щучки, щетина у чушки.

Мамаша Ромаше дала сыворотку из-под простокваши.

Зажужжала пчела, дожужжалась паука.

На дворе трава, на траве дрова: раз дрова, два дрова — не руби дрова на траве двора.

Корабли лавировали, лавировали, да не вылавировали.

Всех скороговорок не перескороговоришь, не перевыскороговоришь.

Короткие и небольшие скороговорки произносите на одном выдохе. Соблюдайте слитность их произнесения.

Заключение

Для дальнейшего закрепления хорошей дикции вы можете читать вслух поэтические тексты. При этом следует также следить за работой губ, языка, нижней челюсти, за отчетливым произнесением гласных и согласных звуков, не допуская при этом подчеркнутого их произнесения.

Каждое упражнение отрабатывается до тех пор, пока оно не будет выполняться легко и естественно.

При работе над дикцией необходимо учитывать правильное использование речевого дыхания и голоса. А при произнесении скороговорок необходимо правильно доносить их смысл и содержание, уместно делать паузы, своевременно набирать воздух.

Проводите занятия по отработке хорошей дикции речи ежедневно, уделяя минимум 12-15 минут. Переход к следующему упражнению осуществляется только после того, как будет достаточно четко отработано предыдущее.



Просмотров