Древняя Индия: Каутилья «Артхашастра». Экономическая мысль Древнего Востока: Индия Артхашастра краткая характеристика

Издательство академии наук СССР, Москва, Ленинград, - 1959 г. - 802 с. перевод с санскрита.Артхашаетра, или «Наука политики» («Наука о государственном устройстве») — замечательный политико-экономический трактат древней Индии. Он содержит ценнейшие сведения ло государственному, политическому и хозяйственному устройству древнего индийского общества и является настоящей энциклопедией политической и экономической жизни страны своей эпохи.
Артхашастра, согласно индийской традиции, приписывается мудрому брахману Каутилье (известному также под именем Чанакья). однако, по данным современной исторической науки, она оформлялась на протяжении длительного времени между первыми веками до нашей эры и первыми веками нашей эры, суммируя и критически воспринимая все то, что было создано до нее древними мыслителями Индии.
По своему содержанию и значению это произведение не только представляет собой руководство к управлению государством, но и является выдающимся памятником политической, экономической, дипломатической, юридической, философской и военной мысли в древней Индии. Поэтому совершенно очевидно то огромное значение, которое имеет опубликование русского перевода Артхашастры для дальнейшего изучения богатой и многовековой истории и культуры Индии.
Современной науке текст Артхашастры стал впервые известен в 1905 г., когда выдающийся индийский ученый Р. Шамашастри начал публиковать переводы на английский язык отдельных фрагментов этого памятника. В настоящее время этот трактат выдержал уже ряд изданий (текста и переводов) и вызвал большую литературу в странах Востока и Запада.Содержание
От редакции
О правилах поведения
Это перечисление отделов и разделов руководства
Определение наук
Общение с учеными
Победа над чувствами
Назначение министров
Назначение главного советника и домашнего жреца
Испытание честности и нечестности министров посредством хитростей
Назначение тайных агентов
Применение тайных агентов
Наблюдение в своей стране за партиями людей преданных и людей, предательски настроенных
Привлечение во вражеской стране партий людей преданных и людей, склонных к предательству
Значение совещания
Правила для послов
Наблюдение за царскими сыновьями
Поведение находящегося в удалении (царевича) и поведение (царя) по отношению к удаленному (царскому сыну)
Обязанности царя
Предписания для царского жилища
Охрана особы (царя)
Обязанности надзирателей
Заселение и устройство области
Использование негодной для обработки земли
Постройка крепости
Внутреннее устройство крепости
Собирание (в сокровищницу ценностей) хранителем казны
Установление прихода собирателем дохода
Ведение счетов в учетном ведомстве
Возвращение дохода, похищенного чиновниками
Испытание чиновников
Составление указов
Проверка драгоценностей, поступающих в казну
Управление копями и мастерскими
Надзиратель за золотом в ювелирной мастерской
Деятельность золотых дел мастера на торговой улице
Надзиратель за кладовыми
Надзиратель за торговлей
Надзиратель за сырыми материалами
Надзиратель за оружейными складами
Установление мер и весов
Меры пространства и времени
Надзиратель за пошлинами
Надзиратель за прядильным делом
Надзиратель за земледелием
Надзиратель за питейным делом
Надзиратель за скотобойнями
Надзиратель за гетерами
Надзиратель за судоходством
Надзиратель за скотом
Надзиратель за лошадьми
Надзиратель за слонами
Начальник колесниц, начальник пехоты и обязанности главного военачальника
Хранитель печати и надзиратель за пастбищами
Обязанности главного сборщика податей. Действия агентов под видом домохозяев, купцов и отшельников
Обязанности градоначальника
О судопроизводстве
Порядок заключения сделок. Основания для ведения тяжб
Дела, связанные с браком
О наследстве
О недвижимостях
О недвижимостях (продолжение) и о несоблюдении взаимных соглашений
Взыскание долгов
О вкладах и закладах
Правила, касающиеся рабов и работников
Права и обязанности работников и совместные предприятия
О неисполнении обязательств при купле и продаже
Об отказе от дарения, продаже имущества без владельца и о праве собственности
Грабеж
Оскорбление словами
Оскорбление действием
Об игре в кости, состязаниях и разном
Об устранении препятствий (на пути к общественному порядку)
О надзоре за ремесленниками
О наблюдении за купцами
Меры против стихийных бедствий
Наблюдение за живущими от тайных доходов
Выявление молодых (преступников) лицами под видом кудесников
О задержании (преступников) по подозрению, с поличным и по наводящим признакам
О расследовании случаев внезапной смерти
Допрос словесный и посредством пыток
Наблюдение за всеми ведомствами
Выкуп взамен (назначаемого) увечья
Простые и осложненные способы наказания
Об изнасиловании девушки
Наказания за нарушение установленного порядка
О применении утонченных средств (государственной политики)
О назначении тайных наказаний
О пополнении государственной казны
О содержании государственных служащих
О поведении прислужников царя
О поведении в соответствии с обстоятельствами
Об укреплении государственной власти и единовластии
Об основах государства
О совершенстве основ государства
О мире и труде
О шести методах (внешней) политики
Краткое изложение шести методов политики. Определение состояния упадка, застоя и развития
Об искании помощи (у более сильного)
Применение методов политики (царем), равным (врагу), более сильным и более слабым. Заключение мира более слабым
О выжидательном положении после объяв ления войны. О выжидательном положении после заключения мира. О наступлении после объявления войны. О наступлении после заключения мира. О походе объединенными силами
Соображения по поводу того, на кого на падать— на такого, который (по своему положению) является удобным объектом нападения, или же на основного врага. При чины, вследствие которых подданные терпят нужду, проявляют алчность и становятся враждебными (своему правителю). Соображения о (выборе) союзников
походе двух (желающих победить) совместными силами. О заключении мира с определенными условиями и без них, а также о мире с отпавшими
О мире и войне при двойственной политике
Образ действий (царя), против которого предпринимается поход. Различные виды союзников, которым надлежит оказывать помощь
Договоры с союзниками и относительно золота, земли и предприятий
Соображения по поводу врага, нападающего с тыла
Об укреплении сил более слабого
Способы отражения при нападении более сильного (врага). Образ действий того, кто уступает силе
Образ действия (царя), представляющего свои войска (более сильному, под покровительство которого он от дался)
О заключении мирного договора и о его расторжении
Образ действий в отношении (царя) «срединного» и (царя), стоящего в стороне, а также в отношении всего круга государств
О бедствиях в государстве
Затруднения, касающиеся государственных факторов
Размышления о бедствиях, коим подвергается царь и государство
Бедствия, проистекающие от (пороков) людей
Всеобщие бедствия. Препятствия. Затруднения, связанные с казной
Затруднения, касающиеся войска, и затруднения, касающиеся союзников
Действия намеревающегося напасть
Знания о возможностях, местности, времени, силе и слабости (врага) Подходящее время для выступления в поход
Время применения войск. Качество вооружения. Подбор войск для отражения врага
Размышления о волнениях в тылу. Меры против волнений внешних п возникающих среди подданных внутри (страны)
Размышления относительно потерь в людях, убыли имущества и о выгоде
Опасности внешние и внутренние
Лица, связанные с внутренними врагами и внешними
Опасности, стоящие в связи с сомнениями относительно выгоды и вреда. Успехи, достигаемые от применения предупредительных мер против этих (опасностей)
Относящееся к войне
Устройство лагеря
Продвижение лагеря. Охрана войска во время опасности и (при угрозе) нападения
Различные способы ведения войны хитростью. Воодушевление собственного войска. Расположение собственного и вражеского войска
Местность для сражений. Действия пехоты, конницы, колесниц и слонов
Разделение войск на крылья, фланги и центр перед войском (противника). Разделение войска на сильное и слабое. Сражения с применением пехоты, конницы, колес ниц и слонов
Построение боевых порядков в виде ровного, неровного, кольцевого и расчлененного и противопостроение им
Образ действий в отношении объединений
Действия, вызывающие раздоры (в объединениях), и тайное убийство
О положении сильнейшего (царя)
Об обязанностях посла
Война при помощи интриг
Об убийстве военачальников. Сеяние смуты в кругу государств
О шпионах, действующих оружием, огнем и ядом. Уничтожение провианта, припасов, фуража
Уничтожение (врага) посредством тайных мер. Одоление (врага) при помощи войска. Единоличная победа
О средствах к овладению укреплением
Подстрекательство и подговоры (среди врагов)
Об устранении (врага) посредством тайных мер
О применении тайных агентов
Об осаде и взятии приступом (вражеского укрепления)
Об умиротворении приобретенной области
Применение тайных средств
Средства для уничтожения врага
Применение средств обмана. Применение лекарств и заклинаний в целях обмана
Противодействие вреду, наносимому своему войску
Методика (трактата)
Методы науки
Приложения

Политико-правовая мысль Древней Индии ("Артхашастра")

Политико-правовая мысль Индии начинает развиваться во второй половине III тыс. до н.э. История ее развития подразделяется на три больших этапа:

  • первый - ведический (2500 до н.э. - 500 до н.э.);
  • второй - брахмано-буддийский (классический) (500 до н.э. - 100 н.э.);
  • третий - постклассический (1000 - Новое время). Первоначально политико-правовая мысль развивалась

в рамках ведической литературы, древнейших религиозных текстов. Параллельно с Ведами шла разработка религиозно-философских комментариев к ним - Упанишад.

На втором этапе сложились философско-правовые школы Индии, разделившиеся на две группы: ортодоксальные, т.е. признающие авторитет Вед и Упанишад, и неортодоксальные, не признающие их единственными источниками познания истины. К первым относятся шесть основных философско-правовых школ: санкхья, йога, ньяя, вайшешика, миманса и веданта. Ко вторым - локаята (чарвака) и адживика, а также буддистские и джайнистские течения. Все названные школы характеризуются органической общностью морально-нравственных и правовых взглядов, постоянным взаимообогащением и стремлением к дальнейшему совершенствованию. К этом} следует добавить, что все философско-правовое знание Древней Индии было направлено на саморазвитие человека, предусматривающее исправление всех его недостатков.

На ранних этапах развития древнеиндийской государственности основными регуляторами общественных отношений выступали религия, мораль и традиции, основными знатоками и хранителями которых была варна жрецов - брахманов.

По мере своего развития государство, формируя праве и профессиональное чиновничество, которое объединилось с военными в единую варну кшатриев, так или иначе подрывало положение брахманов. Последние, отстаивая свои позиции, стремились установить контроль над государственной властью. Правда, и среди брахманов - интеллектуальной элиты древнеиндийского общества - имелись сторонники усиления государственной власти и верховенства права.

Названные противоречия получили свое разрешение прежде всего в сфере политико-правовой мысли. Система политических воззрений брахманов, защитников старых традиций, была сформулирована в дхармашастрах - сборниках религиозно-нравственных правовых предписаний и правил (дхарм), а их оппонентов - в артхашастрах - трактатах о политике и праве. Один из таких трактатов, получивший в начале XX в. мировую известность, был составлен Каутильей (Чанакья). первым министром основателя империи Маурьев - Чандра-гупты I в IV-III вв. до н.э.

Следует сказать, существует точка зрения, что "Артхашастра" является результатом творения целого ряда мудрецов. Каутилья лишь суммировал и критически осмыслил то, что было создано до него. Сегодня название трактата переводя! как "Наука политики", хотя в буквальном переводе оно означает "наука о выгоде", или "руководство к достижению последнего", или "наука о накоплении ценностей".

В произведении Каутильи создана впечатляющая панораму организации политической жизни в условиях деспотической монархии Древней Индии. Прежде всего необходимо подчеркнуть, что политическую и правовую мысль этой страны отличали не только форма выражения, но и более углубленная, чем в Египте и Месопотамии, разработка традиционных для Востока проблем, в первую очередь таких, как природа, существо и характер власти монарха.

Монарх, согласно "Артхашастре", должен быть "дальновидным, обращающим основное внимание на правильное применение людей в надлежащее время и в подобающем месте, искусным при выборе мира, войны, послаблений, крутых мер, верности договорам или использовании слабых мест врагов, сдержанным, веселым, смеющимся, имеющим прямой и не холодный взгляд, свободным от страстей, гнева, жадности, надменности, рассеянности, вспыльчивости и наклонности к клевете. Он должен говорить приятное, в разговоре улыбаться и вместе с тем держать себя достойно и поступать согласно наставлениям опытных людей". И кроме всего этого государь должен уметь понимать, а главное, "удерживать в памяти, познавать, размышлять и проникать в истину". К сказанному следует добавить, что в "Артхашастре" выводится одна из первых моделей меритократии - политического режима, в основу которого положены принципы индивидуальной заслуги и общего блага. "Счастье царя - в счастье подданных, в пользе подданных - его польза. Польза для царя - не то, что ему приятно, а что приятно подданным". (Чем-то это напоминает проповедь просвещенного абсолютизма.)

В то же время не следует особенно обольщаться. Ведь в данном случае речь идет о должном. Нельзя забывать, что своим особым местом в истории индийской политической мысли "Артхашастра" обязана своду приемов политики и управления. Хотя хороший царь выступает у Каутильи как отец народа, рисуемая им система управления далека от идиллии, она насыщена острыми противоречиями, взаимным недоверием, подозрительностью и интригами. Отсюда тщательно разработанная система шпионажа, слежки и контроля.

Автор убежден, что политическую власть в государстве следует брать и отстаивать всеми доступными средствами, не утруждая себя рассуждениями на темы морали. И это сближает Каутилью не с Аристотелем, современником которого он был, и не с Монтескье, а с Макиавелли.

Много внимания в трактате уделено непосредственно государству. Оно должно служить в равной мере трем целям: закону, пользе и любви. В случае выбора предпочтение отдается пользе, ибо закон и любовь основаны на ней.

В качестве основных элементов государства наряду с монархом выделяются министры, сельская местность, укрепленные города, наука, армия и союзники. В трактате подмечаются как внутренние, так и внешние моменты существования государства, фиксируются его структурные, иерархические, хозяйственно-территориальные особенности, финансовые и людские ресурсы, внутренняя и внешняя деятельность государства, его природа.

Государство также рассматривается в системе межгосударственных отношений. При этом в "Артхашастре" выделяются шесть специальных методов внешней политики государства: мир, война, выжидательное положение, наступление, поиск защиты и двойственная политика.

Относительно вопросов права следует отметить, что в "Артхашастре" подчеркивается необходимость соблюдения законов. Много внимания Каутилья уделяет источникам права, выстраивая их в иерархическом порядке: правительственные распоряжения, закон, обычай, судебные решения. Если в основе правительственных распоряжений должна лежать польза, то закон основывается на истине, обычай - на соглашении народа, а судебное разбирательство - на показаниях свидетелей.

В целом, трактат "Артхашастра" - один из выдающихся трактатов древней политико-правовой мысли. Самого автора называют индийским предшественником Макиавелли, а его произведение по своему значению сопоставимо с таким выдающимся древнегреческим трактатом, как "Политика" Аристотеля.

Текст: Майкл Лейбих | 2015-11-04 | Фото: JeremyRichards, Rawpixel, oneinchpunch, davidevison / dollarphotoclub; Jayakumar, Perfect Lazybones, neelsky, ostill / shutterstock; Jeremy Richards / 123rf; pixabay. | 15443

Говоря об искусстве управления государством, первое, что приходит в голову – это труды Платона, Аристотеля, Макиавелли и ряда других широкоизвестных философов и политических деятелей. Мы решили расширить знания в этом вопросе и познакомить читателей с «Артхашастрой» – незаслуженно малоизвестным, но до сих пор актуальным классическим трактатом по государственному управлению, написанным индийским брахманом Каутильей более двух тысячелетий назад.

Майкл Лейбих

Доктор политических наук, специалист в области негосударственной разведки, эксперт по Индии.

Вконтакте

Одноклассники

Даже хорошо образованные люди, живущие за пределами Индии, вряд ли знают, кто такой Каутилья. Разве Индия – не страна мистиков и аполитичных мудрецов? Разве теории государства и государственного управления не являлись ещё с Античности исключительно европейской сферой? Может ли хоть один политический мыслитель из Азии (кроме Конфуция) сравниться с Платоном, Фукидидом, Цицероном или, позднее, в эпоху Возрождения, с Макиавелли? Но Каутилья, политический мыслитель из Древней Индии, тоже принадлежит к той же самой интеллектуальной лиге, что и признанные европейские философы. Идеи и концепции Каутильи по государственному управлению по-прежнему глубокомысленны и дают обширную пищу для размышлений, несмотря на то, что с того времени, когда они были записаны, прошло около 2300 лет.

Достоверные биографические данные по Каутилье, который в Индии также известен как Чанакья, очень скудны. С известной степенью определённости мы можем сказать, что он был почти современником Аристотеля и Александра Великого. Также известно, что Каутилья был не «оторванным» от жизни учёным, а активным политическим деятелем, игравшим ключевую роль в установлении Империи Маурьев (ок. 320-180 до н.э.) – первого паниндийского государства, протянувшегося через бо́льшую часть Индийского субконтинента до границ современного Афганистана. Столица Империи Маурьев Паталипутра (нынешняя Патна) была крупнейшим городом Древнего Мира.


Каутилья написал «Артхашастру» после того, как оставил активную политическую деятельность. Слово «артха» в переводе с санскрита означает «материальное богатство» или «политическая сила», а «шастра» переводится как «учебник» или «руководство». Таким образом, название «Артхашастра» можно перевести как «учебник по политике» или «руководство по политической экономии». «Артхашастра» Каутильи – это энциклопедический труд, посвящённый государственному управлению, власти, государственной службе, экономике, праву, внешней политике, военному делу и разведке. Текст наиболее авторитетного перевода трактата на английский язык насчитывает более 500 страниц.

Каутилья создаёт научную теорию государственного управления, а одну из глав книги полностью посвящает вопросам методологии, чтобы подчеркнуть научный характер своей работы. И хотя в ней явно прослеживается концепция идеалистического типа, она не является утопическим проектом «идеального» государства. «Артхашастра» основана на большом опыте Каутильи как политического деятеля, хорошо знакомого с реалиями политической жизни как во внутренней, так и во внешнеполитической сфере.


Каутилья и современная Индия

В Индии «Артхашастра» оставалась авторитетным трудом на протяжении всех лет своего существования, хотя передавалась главным образом устно. Письменный текст на санскрите тоже существовал и постоянно переписывался. В 1904 году полная рукопись «Артхашастры», датированная XVII веком, была найдена индологом Р. Шамашастри, который опубликовал её в виде книги.

Джавахарлал Неру посвятил Каутилье и его «Артхашастре» несколько страниц своей книги «Открытие Индии», которая является фундаментальным текстом для современной индийской политики. Неру называет Каутилью «великим деятелем политической науки», затрагивающим практически все аспекты теории и практики государства. Он упоминает и широко распространённое сравнение Каутильи с Макиавелли и приходит к следующему заключению: «Чанакью называли индийским Макиавелли, и до некоторой степени это сравнение оправдано. Однако он был во всех отношениях гораздо более значимой личностью, превосходя Макиавелли и в интеллекте, и в действиях».

Можно обратить взгляд и на действующего президента Индии Пранабу Мукерджи, который ранее занимал посты министра иностранных дел, обороны и финансов. Когда в 2012 году Мукерджи был избран президентом, индийский тележурналист Санджай Брагта написал: «Мукерджи равняется на портрет Каутильи, висящий у него на стене… Он заядлый книголюб и обычно читает три книги одновременно, но «Артхашастра» Каутильи, древнеиндийский трактат по государственному управлению, экономической политике и военной стратегии, – это его любимая книга, которую он часто цитирует в своих докладах о бюджете».



По всей видимости, Каутилья был первым, кто перестал сводить силу государства лишь к его военной мощи.

Современные идеи в древнеиндийском тексте

В 1915 году был опубликован первый перевод «Артхашастры» на английский язык, в 1926-м последовал перевод на немецкий, в 1956-м – на русский. Однако до недавнего времени интерес к Каутилье проявляли лишь индологи и филологи-санскритологи, тогда как политологи предпочитали игнорировать его фундаментальную работу. Вместе с этим они игнорировали и намёк выдающегося социолога Макса Вебера, который ещё в 1919 году указал на значимость Каутильи. В своей знаменитой работе «Политика как призвание и профессия» Вебер утверждает, что Макиавелли – «беззубый» по сравнению с Каутильей. Но только почти век спустя, уже после того, как Индия стала одним из важнейших игроков многополярного мира XXI века, отдельные западные политологи обратили на Каутилью своё внимание.

Почему же «Артхашастра» является фундаментальным трудом политологической науки? И почему его основные идеи остаются актуальными на протяжении нескольких эпох?

Трактат содержит три понятийных блока. Первый из них – это теория «саптанга», позволяющая «измерить» потенциальную силу государства. Каутилья подразделяет государство как единое целое на семь структурных элементов: 1) правитель; 2) министр [правительство и государственная администрация]; 3) народ [сельские жители]; 4) крепость [столица]; 5) казна [экономика]; 6) вооружённые силы; 7) союзник [во внешней политике]. Эти семь «факторов государства» могут быть оценены объективно, причём не только с точки зрения их заданного статуса, но и в плане тенденций их развития. Рассмотрение всех семи факторов государства в совокупности позволяет дать достоверную оценку силы государства. Теория «саптанга» представляет собой поистине выдающийся идейный прорыв в истории политологии: сила государства не сводится лишь к его военной мощи, а определяется путём комплексного анализа, включающего в себя демографические, экономические и управленческие параметры.

1800 лет спустя Макиавелли озаглавит десятую главу своего трактата «Государь» так: «Как следует оценивать силу всех государств». В этой главе он назовёт шесть из семи факторов государства Каутильи, однако без какой-либо связной теоретической концепции. Спустя ещё примерно 500 лет Ганс Моргентау в своём известном программном тексте современного политического реализма «Политика между нациями» разработает понятие «сила нации», в которое включит такие составляющие: 1) географическое положение государства; 2) наличие сырья и сельскохозяйственных продуктов; 3) промышленный потенциал; 4) численность населения; 5) военный потенциал; 6) «национальный характер»; 7) «моральный облик нации»; 8) «качество» правительства и дипломатии. Здесь мы видим очевидные параллели между Каутильей, Макиавелли и Моргентау, несмотря на то, что этих трёх авторов разделяют многие века. Моргентау по этому поводу писал: «Человеческая природа, в которой укоренены политические законы, не изменилась с того времени, когда классические философы Древнего Китая, Индии и Греции пытались их открыть. Следовательно, новаторство в политической теории вовсе не обязательно является достоинством, равно как старость – не всегда недостаток».



Идея «рэзон д’этра» (государственной необходимости) Каутильи влечёт за собой оптимизацию всех семи факторов государства. Государственное руководство, оптимизирующее факторы государства, служит поддержанию и расширению силы государства, равно как и благосостоянию народа. «Рэзон д’этра» – это концепция, которую можно определить через практические задачи:

– поддержание и расширение силы государства (то есть поддержание, расширение и улучшение семи факторов государства);

– поддержание, расширение и улучшение благосостояния народа;

– способствование политической унификации Индийского субконтинента.

Интересная проблема с этой блестящей и содержательной идеей Каутильи заключается в отсутствии в «Артхашастре» собственно термина «рэзон д’этра». И в этом обнаруживается общность с Макиавелли, чьи политологические сочинения настолько пронизаны идеей «рэзон д’этра», что распространённым заблуждением является, будто бы этот термин придумал именно он. Тем не менее Каутилья и Макиавелли объединены идеей «рэзон д’этра», и Каутилья может претендовать не только на первенство, но и на более глубокое осмысление этой идеи через теорию «саптанга» и утверждение необходимости оптимизации семи факторов государства.

Теория «саптанга» также логически и практически связана со вторым понятийным блоком Каутильи: «шестью методами внешней политики» («шадгунья»). Исходя из состояния и тенденций развития своих собственных факторов государства и таковых у государств-соперников, можно оценить соотношение сил между ними. В зависимости от соотношения сил, отправной точкой для которых служит теоретическая матрица «саптанги», государство применяет один из шести вариантов внешней политики. Каутилья с недоверием относится к «внутреннему чутью» и «единоличным решениям» политических лидеров, вместо которых он предлагает объективную оценку, «признание относительной силы или слабости государства», из которых и должны вытекать конкретные действия во внешней политике в той или иной ситуации. А методы внешней политики он предлагает следующие:

1. Мир: государство-соперник сильнее и останется таковым в обозримом будущем.

2. Война: государство-противник значительно уступает по силе.

3. Нейтралитет: соотношение сил сбалансировано.

4. Подготовка к войне, силовая дипломатия: сила собственного государства растёт по отношению к силе государства-соперника.

5. Построение союза: сила государства-соперника растёт быстрее, чем сила собственного государства.

6. Дипломатическая двойная игра: раскладка сил между соперниками и союзниками очень переменчива.

Схема «шадгуньи» Каутильи содержит настоящую кладезь идей и концептов для теории международных отношений. Однако следует отметить, что в «Артхашастре» принята специфическая внешнеполитическая позиция – позиция правителя, целью которого является устранение политической раздробленности Индийского субконтинента и формирование паниндийского государства. В этой связи вновь наблюдается поразительное сходство между Каутильей и Макиавелли, чью политическую теорию следует рассматривать в свете политической унификации Италии и её освобождения от иноземного господства. При этом Каутилья вовсе не вынашивает каких-либо имперских или экспансионистских идей против соседских греко-персидских государств диадохов, Китая или государств Центральной Азии и рубежа Индийского океана.


Основоположник политического реализма

Очевидно, что Каутилья – политический реалист и фактически является концептуальным основателем теории политического реализма. Основан он на политической антропологии, которая предполагает неизменность человеческой предрасположенности к вожделению, алчности и доминированию над другими людьми. Все эти страсти можно контролировать, но они тем не менее остаются «суровой реальностью жизни». Таким образом, естественное состояние человека характеризуется конфликтами интересов между индивидами, общественными группами и политическими объединениями. Если не принимать каких-либо мер, то эти непрекращающиеся конфликты чаще всего разрешаются тем, что более сильный навязывает свою волю более слабому – «большие рыбы пожирают маленьких». Сегодня мы бы назвали это анархией. Внутри государства анархия преодолевается монополией государства на использование силы, которая, в первую очередь, приводится в действие через систему правосудия. Однако отношения между государствами по существу остаются анархическими. Следовательно, государства вступают в отношения друг с другом по принципу очерченных выше «шести методов внешней политики» – как в то время, так и сейчас.

Как и Макиавелли, Каутилью часто обвиняют в «аморальности». В действительности же оба эти мыслителя всецело преданы первичной «коммунитарной» морали, подкрепляющей всякое человеческое общество. Каутилья определяет её как «избегание причинения вреда живым существам, правдивость, честность, отсутствие злобы, сострадание и терпеливость». Однако, тогда и только тогда, когда существование государства подвергается внутренней или внешней угрозе, «рэзон д’этра» получает приоритет над этими моральными нормами. Лишь в этом случае могут и должны быть приняты меры, противоречащие обычной этике, – например, ложь, обман, нарушение соглашений и внесудебные казни. Те, кто питает отвращение к такой явной аморальности, должны помнить, что даже Платон признаёт, что государство действует в иной нормативной сфере, нежели обычный человек. Платон допускает, что предосудительные с точки зрения нравственности действия со стороны государства могут быть необходимы для того, чтобы обеспечить его безопасность от внутренних и внешних угроз.

Государство Каутильи не тоталитарно, но всё ещё «воплощается» в его правителе. Однако правитель прочно связан обязательствами сохранять не только силу своего государства, но и благосостояние народа как в материальном плане, так и с точки зрения человеческого достоинства. Поэтому знаменитое изречение Каутильи действительно означает ровно то, что в нём сказано: «Счастье правителя заключено в счастье его подчинённых, и то, что благотворно для подчинённых, является благом и для него самого. Благо для правителя есть не то, что дорого ему самому, но то, что дорого его подчинённым». Правитель государства Каутильи – монарх-абсолютист, но в том смысле, что он является «первым слугой народа», как выразился король Пруссии Фредерик   II примерно через 2000 лет после того, как Каутилья впервые высказал эту идею.

Современность государства Каутильи также проявляется в том, что это светское государство, характеризующееся этническим, религиозным, языковым и идеологическим многообразием. В нём нет ни «государственного языка», ни «государственной религии», ни «государственной культуры». Да, социальной основой государства Каутильи является кастовая система, которая с точки зрения XXI века является неприемлемой общественной структурой. Однако в своём историческом контексте она вызовет гораздо меньшую неприязнь, если сравнить её с обществом Древней Греции или Рима, где бо́льшую часть населения составляли рабы. И не стоит забывать, что и в Соединённых Штатах Америки рабство было запрещено лишь в 1861 году. В Древней Индии же даже к низшим кастам шудр и адиваси («неприкасаемых») никогда не относились как к «вещам», которые можно покупать и продавать на рабовладельческом рынке.


Политическая экономия Каутильи

Другая новаторская черта «Артхашастры» – глубокое понимание экономических процессов. Для Каутильи экономика – это материальная основа работоспособности государства, что для того времени является поистине уникальной идеей. Государство обязано способствовать экономическому развитию и росту, в частности через расширение пахотных земель и создание инфраструктур. Увеличение объёма производства влечёт за собой увеличение доходов от налогов, но без неоправданного обременения народа и, соответственно, без ущерба экономическим показателям. Доходы от налогов подпитывают работоспособность государства: правительства и администрации, вооружённых сил, юридической системы и инфраструктуры.

Политическая экономия Каутильи предполагает смешанную экономику. Бо́льшая часть сельского хозяйства, ремёсел и торговли находятся в частном владении, но государство само по себе является субъектом экономической деятельности, контролирующим стратегические секторы экономики: горное дело и металлургию, военное производство, добычу драгоценных металлов, инфраструктуру. Интересно, что государство, по Каутилье, также управляет и индустрией развлечений – тавернами, публичными и игорными домами. Каутилья настаивает на том, чтобы все государственные предприятия приносили прибыль и таким образом являлись для него вторым источником дохода после налогов и пошлин.

В значительной степени экономика Каутильи – это денежная экономика с государственной монополией на чеканку монет, имеющая удивительные сходства с европейским меркантилизмом XVI–XVIII вв. Государство Каутильи проводит всесторонний надзор над частным сектором и его регулирование, включая защиту прав потребителей, контроль над торговлей, проверку условий труда, таблицу мер и весов, охрану животных и природы.

Третья новаторская черта «Артхашастры» – это глубокое исследование понятия «спецслужба». Каутилья – первый автор в истории, рассмотревший агентурную разведку с научной и комплексной точки зрения. Для него тайная служба является неотъемлемой частью государственного управления – как для внутреннего руководства, так и для внешней политики.


«Артхашастра» Каутильи действительно является фундаментальным текстом политической науки. До нынешнего времени эта работа была в значительной степени отодвинута на второй план европоцентристским высокомерием и невежеством. Необходимость признания того, что «Артхашастра» Каутильи является неотъемлемой частью евразийского наследия политической мысли, назрела очень давно.

Такому признанию также способствует и тот факт, что наследие Каутильи – это ключевой компонент современной политико-стратегической культуры Индии – одной из немногих великих держав в многополярном мире XXI века. В 2013 году Советник по национальной безопасности Индии Шившанкар Менон высоко отозвался об «Артхашастре» Каутильи и рекомендовал книгу к прочтению для расширения кругозора в области государственного управления и для понимания текущих стратегических вопросов: «Нельзя отрицать фундаментальную важность «Артхашастры» для нашего мышления. Принадлежащие Каутилье идеи являются частью всеобщего лексикона и мышления в сфере политики и международных отношений в Индии». К этому можно добавить, что последователь Менона Аджит Довал, Советник по национальной безопасности действующего премьер-министра Нарендры Моди, также является приверженцем идей Каутильи.

2. Правовое положение основных групп населения в Дхарма-шастре Ману и в Артхашастре Каутильи.

3. Институты брачно-семейного права в Дхармашастре Ману и в Артхашастре Каутильи.

4. Институты вещного права. Виды договоров в Дхармашастре Ману и в Артхашастре Каутильи.

5. Преступления и наказания в Дхармашастре Ману и в Арт­хашастре Каутильи.

6. Суд и судебный процесс в Дхармашастре Ману и в Артха­шастре Каутильи.

Первый вопрос. Дхармашастра Ману и Артхашастра Ка­утильи являются произведениями, каж­дое из которых представляет собой целый жанр традицион­ной древнеиндусской литературы, развивавшийся, по мень­шей мере, тысячелетие. В рамках этого жанра сложились оп­ределенные правила системного построения текста, его кон­цептуальная основа, понятийный и терминологический аппа­рат. В свою очередь, произведения в жанрах дхармашастры и артхашастры были неотъемлемой частью более широкой литературной традиции, истоки которой таились в священ­ных книгах индуизма - Ведах. Естественно, что при таком положении тексты дхармашастр и артхашастр неизбежно впитывали в себя нормы, содержавшиеся в произведениях других жанров древнеиндусской литературы. В связи с этим, прежде чем обратиться к текстам Дхармашастры Ману и Артхашастры Каутильи, необходимо описать всю систему источников права древней Индии. При этом следует особо выделить Веды, дхармашастры, артхашастры, обычаи, судеб­ные решения, указы правителей, советы знатоков традици­онных правил поведения. Значение всех названных источни­ков права определяется в соответствующих статьях Дхарма­шастры Ману и Артхашастры Каутильи. Студенты должны проанализировать эти статьи и объяснить их смысл. Главной же целью рассмотрения системы источников права древней Индии является определение места и роли дхармашастр и артхашастр в данной системе.

После этого необходимо остановиться на основных вехах истории дхармашастр. Студенты должны кратко охарактери­зовать: во-первых, ранние дхармашастры - так называемые дхармасутры (Апастамбы, Гаутамы, Баудхаяны, Васиштхи), создание которых датируется IV-II вв. до н. э.; во-вторых, дхармашастры Ману и Яджнавалкьи, датируемые II в. до н. э. - II в. н. э.; и в-третъих, Дхармашастру Парады, со­зданную во II-IV вв. н. э.

Характеристика дхармашастр в качестве источников права должна начинаться с установления значения понятия "дхармашастра".

Дхарма представляет собой необыкновенно сложное, не имеющее никаких аналогов в европейских языках понятие 1 . В самом широком смысле оно обозначает всеобщий порядок в мире - порядок, пронизывающий все живые существа и всю неживую материю. В более же узком и распространенном значении дхарма - это долг, обязанности, правила поведе­ния, образ жизни идеально благочестивого, добродетельного индуса. Причем образ жизни во всей его полноте, во всех его деталях: понятие дхармы охватывает своим значением одно­временно и религиозные, и моральные, и правовые нормы.

Термин "шастра" обозначает трактат. Поэтому любую дхармашастру можно назвать трактатом о дхарме.

Центральное место в содержании дхармашастр занима­ет концепция "варнадхармы", оформляющая деление древне-индусского общества на четыре варны (брахманов, кшатриев, вайшиев, шудр), иерархию этих варн, их социальные функ­ции, права и обязанности. С концепцией "варнадхармы" тесно связана теория "ашрамадхармы", согласно которой вся жизнь брахманов, кшатриев и вайшиев подразделяется на четыре стадии - "ашрамы": 1) стадия ученика, 2) стадия домохозя­ина, 3) стадия отшельника и 4) стадия аскета. Пребывание на:каждой из этих стадий налагает на индуса свои специфичес­кие обязанности, требует определенного образа жизни. Кроме того, дхармашастра, как правило, включает в себя дхарму мужа и жены, дхарму о наследовании, дхарму правителя го­сударства, дхарму об эпитимии (покаянии).

Выявляя типические для дхармашастры признаки, сту­денты должны на примере "Законов Ману" показать комп­лексный характер данного рода произведений, где правовые нормы вплетены в массив религиозно-этических правил, ми­фологических и философских концепций.

После рассмотрения системы изучаемой дхармашастры необходимо предпринять попытку выявить закономерности в изложении собственно правового материала данного произве­дения, то есть 8-ой главы "Законов Ману". Следует, в частности, обратить внимание на порядок расположения правовых норм, их группировку, особенности терминологии.

В тексте "Законов Ману" имеется уже определенная тенденция к преодолению казуистичности, закономерной для правовых памятников эпохи Древности. В частности, здесь присутствуют элементы простейшего юридического поня­тийного аппарата. В чем проявляется указанная тенденция? Какие простейшие юридические понятия можно обнаружить Р "Законах Ману"?

Общая характеристика Артхашастры Каутильи должна начинаться с установления значения термина "артхашастра". В переводе с санскрита "артха" - это польза. Следовательно, термин "артхашастра" обозначает дословно трактат о пользе. Согласно древнеиндусскому учению, положенному в основа­ние Артхашастры Каутильи, в человеческой жизни сущест­вуют три ценности или цели: 1) артха, 2) дхарма, и 3) кама. Названным ценностям или целям должен был, по мнению Ка­утильи, служить мудрый правитель государства. При этом род служением артхе понималось стремление правителя к накоплению в стране материальных богатств, под служени­ем дхарме - поддержание правителем общественного поряд­ка, соблюдение им и его подданными моральных и правовых норм, служение же каме осознавалось автором рассматрива­емого трактата как достижение правителем любви к себе со стороны своих подданных. Возводя артху на самое высокое место в иерархии указанных ценностей или целей, Каутилья пояснял, что дхарма и кама основаны на артхе. В дхармашастрах на высшее место ставилась, естественно, дхарма.

Артхашастра Каутильи признает разработанные в дхармашастрах концепции "варнадхармы" и "ашрамадхар-мы", однако излагает их не столь подробно, как это делает Дхармашастра Ману. С другой стороны, в Артхашастре Ка­утильи более детально излагаются правила судопроизводства и нормы, регулирующие имущественные отношения.

В тексте Артхашастры Каутильи так же, как и в Дхармашастре Ману, можно увидеть простейший юридический понятийный аппарат, очевидную тенденцию к преодолению казуистичности. Студенты должны сравнить с этой точки зрения Артхашастру Каутильи с Дхармашастрой Ману для того, чтобы определить, в каком из этих двух произведений элементы абстрактного юридического мышления выражены сильнее и соответственно юридический понятийный аппарат развит в большей степени.

Второй вопрос. Начиная рассмотрение данного вопроса, следует в первую очередь установить, о каких социальных группах идет речь в тексте Дхармашаст­ры Ману и Артхашастры Каутильи. Наиболее подробно здесь описывается правовой статус варн. При анализе статей, из­лагающих права и обязанности брахманов, кшатриев, вайшиев и шудр, следует выделить способы закрепления варновой иерархии, обеспечивающие господствующее положение в об­ществе брахманов. Студенты должны выявить в тексте изу­чаемых трактатов служащие достижению указанной цели идеологические концепции, религиозно-обрядовые правила, моральные и правовые нормы. На основе конкретных статей Дхармашастры Ману и Артхашастры Каутильи необходимо показать характер взаимоотношений правителя государства с брахманами.

При рассмотрении правового статуса варн следует так­же обратить внимание на предписания, закрепляющие обо­собленное положение шудр по отношению к остальным трем варнам.

Текст дхармашастры Ману показывает, что в рамках каждой из варн выделялись отдельные социальные группы со своим особым статусом, отличавшим их от других представи­телей той же самой варны. Что это за группы? Какие факто­ры определяли их особый статус?

После рассмотрения норм, закрепляющих правовое поло­жение варн, следует обратиться к статьям Дхармашастры Ману и Артхашастры Каутильи, устанавливающим статус других социальных групп.

В частности, необходимо остановиться на статьях, от­ражающих правовой статус рабов в древнеиндийском обществе. Следует иметь в виду, что в переводе "Законов Ману" на русский язык для обозначения рабов иногда употребляет­ся санскритский термин "дасью". Студенты должны назвать семь разрядов рабов, выделяемых в указанном произведении. Рекомендуется также сравнить правовое положение рабов с правовым статутом шудр.

Третий вопрос.

Институтам брачно-семейного права по­священо более половины статей 9-ой главы "Законов Ману", излагающих так называемую "вечную дхарму для мужа и жены, пребывающих на пути дхармы, - будут ли они вместе или в разлуке". Вместе с тем статьи, ре­гулирующие брачно-семейные отношения, имеются и в дру­гих главах указанного произведения (см.: гл. II, III, V, VIII). В Артхашастре Каутильи нормы брачно-семейного права вы­деляются в особую группу статей, которая обозначается как "правила, связанные с браком" (см.: главы 2, 3, 4 книги III).

В "Правилах, связанных с браком" Артхашастры Каути­льи принцип сословности проявляется менее заметно. Данный принцип обнаруживается здесь лишь там, где говорится о вторичном выходе замуж. По правилам, установленным Артхашастрой Каутильи, "жены шудр, вайшиев, кшатриев и брахманов, уехавших на короткое время (но не возвращаю­щихся), должны ждать соответственно: один, два, три и че­тыре года, если У них нет потомства. Если жены имеют по­томство, то они (соответственно) должны ждать на год боль­ше".

Принадлежность индивида к той или иной варне учиты­вается Артхашастрой Каутильи и в правилах, регламентиру­ющих порядок наследования. В частности, по предписаниям Артхашастры, при отсутствии наследников имущество посту­пает в пользу правителя государства. Однако для вымороч­ного имущества, принадлежавшего умершему брахману, ко­торый являлся знатоком вед, Артхашастра Каутильи уста­навливает исключение из данного правила - такое имуще­ство отдается не государству, а другим знатокам вед. Если умерший брахман оставил после себя детей от разных жен, принадлежащих к различным варнам, то, согласно Артхаша­стре, сын брахманки получает 4 доли в наследстве, сын кшатрийки - 3 доли, сын женщины-вайшьи - 2 доли, сын шудрянки - 1 долю.

И Дхармашастра Ману, и Артхашастра Каутильи выра­жают вполне определенные представления о сущности бра­ка и семьи. В чем заключается суть этих представлений?

Какие формы брака выделяют указанные правовые па­мятники?

При рассмотрении правового положения женщины в се­мье, следует обратить внимание, с одной стороны, на такие статьи, как 56 и 57 главы III "Законов Ману", и с другой сто­роны, на статьи, подобные 147, 148, 154 главы V, статьи 13, 14, 15 и 17 главы IX "Законов Ману". Студенты должны сравнить содержание этих двух групп статей и ответить на вопрос, каков смысл расхождений между ними? Не отражают ли они два противоречащих друг другу представления о положении женщины в семье? Или же противоречие между названными группами статей только кажущееся, внешнее?

Подобным же образом следует сравнить статьи 213 и 214 главы II со статьями 226 и 233 той же главы "Законов Ману". Не противоречат ли они друг другу?

Для общей оценки установленного "Законами Ману" пра­вового положения женщины и детей в семье большое значе­ние имеет и статья 416 главы VIII данного произведения. Какое представление о положении жены и сына в семье вы­ражает эта статья?

Четвертый вопрос.

При рассмотрении статей Дхармашастры

Ману и Артхашастры Каутильи, посвященных вещным правам, необходимо в

первую очередь провести различие между правовыми норма­ми, отражающими практику, и чисто идеологическими декла­рациями, выражающими скорее желания автора указанного произведения, нежели действительность. Статей последнего рода особенно много в Дхармашастре Ману. Какие статьи данного трактата можно отнести к разряду идеологических деклараций?

В обоих рассматриваемых произведениях проводится до­статочно четкое различие между институтами права собст­венности и владения. Студенты должны показать это на при­мере конкретных статей Дхармашастры Ману и Артхашаст­ры Каутильи. Далее необходимо рассмотреть статьи, касающиеся спо­ров по поводу границ земельных участков (статьи 245, 254, 262, 263, 265 главы VIII "Законов Ману"; 8 и 9 главы книги III Артхашастры Каутильи). Какую роль играет правитель госу­дарства в разрешении данных споров? Является ли она ролью только судьи, арбитра или же выражает нечто большее?

Как регулируется Артхашастрой Каутильи право владе­ния оросительными сооружениями?

Обращаясь к нормам, регулирующим договорные отно­шения, следует прежде всего уделить внимание условиям действительности сделок, а также факторам, которые дава­ли основание признать ту или иную сделку недействительной. При каких обстоятельствах та или иная сделка могла быть признана недействительной в рассматриваемых правовых па­мятниках?

При анализе статей, посвященных отдельным видам сде­лок, необходимо уделить главное внимание наиболее разра­ботанным в Дхармашастре Ману и Артхашастре Каутильи разновидностям договора, например - договору купли-про­дажи, договору займа, договору найма. Тексты указанных трактатов зафиксировали некоторые специфические черты указанных договоров, отражающие уровень развития древне­индийского общества и государства в ту эпоху, когда созда­вались Дхармашастра Ману и Артхашастра Каутильи. Какие это черты?

Пятый вопрос . Приступая к изучению указанного вопро­са, необходимо в первую очередь выяс­нить, какие деяния трактуются в Дхармашастре Ману и Ар­тхашастре Каутильи в качестве преступлений? В чем усмат­ривают данные произведения сущность наказания?

Отвечая на эти вопросы, следует иметь в виду, что вы­раженные в текстах Дхармашастры Ману и Артхашастры Каутильи представления о сущности преступления и нака­зания несут на себе заметный отпечаток общих мировоззрен­ческих установок и религиозно-этических принципов инду­изма. В большей степени это касается Дхармашастры, в меньшей - Артхашастры.

С другой стороны, указанные представления отражают соответствующий этап исторической эволюции древнеиндий­ского общества и государства.

В чем конкретно - в каких статьях "Законов Ману" и Артхашастры Каутильи - проявляется влияние индусской философии и религиозной этики на понятия преступления и наказания?

Как отразились на содержании норм уголовного права рассматриваемых правовых памятников сословность древне­индийского общества, неразвитость функционировавшего в его рамках аппарата государственной власти?

В поисках ответа на поставленные вопросы следует об­ратиться прежде всего к седьмой и восьмой главам "Законов Ману", но при этом нельзя игнорировать содержание и дру­гих глав данного трактата: тема преступления (нарушения дхармы) и наказания за него - стержневая тема любой дхармашастры.

В Артхашастре Каутильи преступлениям и наказаниям специально посвящены главы 17, 18, 19 и 20 книги III. Одна­ко отдельные статьи, устанавливающие наказания за совер­шенные правонарушения, встречаются и в других главах дан­ной книги.

Уяснив смысл воплощенных в Дхармашастре Ману и Арт­хашастре Каутильи представлений о сущности преступления и наказания, можно приступать к более конкретному ана­лизу содержащихся в указанных произведениях уголовно-правовых норм.

В процессе этого анализа следует определить, выделяют­ся ли в них различные стадии совершения преступления, формы соучастия в преступном деянии, различаются ли пре­ступления умышленные и неосторожные. Далее необходимо определить правила или принципы, по которым в Дхармаша­стре Ману и Артхашастре Каутильи назначается то или иное наказание за совершенное преступление, выделить обстоя­тельства, смягчающие или отягчающие наказание.

Какое влияние на характер наказания за преступление оказывает сословный (варновый) статус преступника и потер­певшего?

Студенты должны научиться отличать в тексте "Законов Ману" уголовно-правовые нормы от простых деклараций или призывов. Юридическая норма ближе к практике, она конк­ретна - декларация же или призыв носят предельно общий характер. К примеру, статья 358 главы VIII "Законов Ману", устанавливающая, что "брахман, виновный в прелюбодеянии, заслуживает смертной казни: жены [всех] четырех варн все­гда должны быть охраняемы", или ранее идущая статья 350, разрешающая "убивать, не колеблясь, нападающего убийцу - [даже] гуру, ребенка, престарелого или брахмана, весьма ученого в Веде", более похожи на юридические нормы, нежели статья 380 той же главы, гласящая: "Никогда нельзя убивать брахмана, даже погрязшего во всяческих пороках; надо из­гнать его из страны со всем его имуществом без [телесных] повреждений". В последнем случае перед нами лишь призыв. Таким же призывом является и статья 102 главы VIII, заяв­ляющая, что "к брахманам, пасущим скот, занимающимся торговлей, а также к [брахманам] - ремесленникам, актерам, слугам и ростовщикам надо относиться, как к шудрам".

Последняя статья противоречит своим содержанием вы­ше цитированной статье 380, но в этом ничего удивительно­го нет - различные призывы или декларации часто проти­воречат друг другу, поскольку они отражают более желания их авторов, нежели общественную практику.

При рассмотрении отдельных видов преступлений и на­казаний следует прежде всего обратить внимание на то, что в Дхармашастре Ману и в Артхашастре Каутильи предпри­нимаются отдельные попытки дать определения преступле­ний. Наиболее очевидные случаи - статья 332 главы VIII "Законов Ману" и первые по счету статьи глав 17, 18, 19 кни­ги III Артхашастры Каутильи.

После рассмотрения отдельных видов преступлений и наказаний рекомендуется провести сравнение уголовно-пра­вовых норм Дхармашастры Ману с подобными нормами Артхашастры Каутильи.

Шестой вопрос. Текст "Законов Ману" дает лишь самое общее представление о суде и судебном

процессе. Тем не менее, на основе анализа конкретных ста­тей данного произведения можно сделать определенные вы­воды относительно характера суда, его состава, видов, проце­дур судебного разбирательства и т. д. (См., например: ст. 16, 31, 140, 141 главы VII и ст. 1, 2, 3, 8, 20, 53, 54, 55, 56, 58, 60, 63, 64,65, 66, 70, 73 главы VIII и др.).

Более детально регламентируется судоустройство и су­допроизводство в Артхашастре Каутильи. Следует обратить особое внимание на главу 1 книги III Артхашастры, но нельзя упускать из виду и другие главы данной книги (например: ст. 1 главы 8, ст. 15 главы 9, ст. 25, 26, 27, 28, 30, 31, 32, 34, 39, 45, 50 главы 11, ст. 17, 19, 20 главы 19, ст. 17, 22 главы 20 и др.). После рассмотрения статей, которыми регулируются все перечисленные аспекты судоустройства и судопроизводства, необходимо обратиться к нормам, юридически санкционирующим самоуправство (см., например: ст. 48, 49, 50 главы VIII "Законов Ману" и другие). Студенты должны проанализиро­вать их и установить, в каких случаях и каким лицам "Зако­ны Ману" разрешают применять внесудебные средства вос­становления нарушенного права.

Законы Ману:

В источниках права Древней Индии особое место принадлежит дхармашастрам - сборникам религиозно-правовых предписаний. Нормы поведения одновременно наполнены религиозным, моральным и правовым содержанием. Появление дхармашастр связано с социально-классовым расслоением. Первое упоминание о законах Ману относится к IX-му веку до н.э. Современным исследователям законы Ману известны лишь в списках III-го века до н.э.

Объем - 12 глав, 2685 стихов (стих на санскрите - шлока). Полное название – Manavadharmasastra. Поэтому часто данный памятник именуется “Откровения царевича Ману”. Из такого названия очевидно прослеживается глубинная связь права и религии, особенно характерная для древнеиндийского общества. Законы Ману - это памятник сакрального права.

Законам Ману принадлежит особое место среди дхармашастр. Законы Ману закрепляли рабство и др. формы эксплуатации. Собственно праву посвящены главным образом VIII и IX главы. Делается попытка систематизировать нормы права, при этом смешиваются частные правонарушения и преступления.

На первый план в законах Ману выступает сословно-варновое деление общества (брахманы, кшатрии, вайшии, шудры + неприкасаемые).

В законах Ману прослеживается определенная логика изложения материала, но нет еще выделения отдельных отраслей права, норму права нельзя отделить от религиозной и моральной нормы. Указывается наследственно-профессиональный характер варн.

Многие нормы направлены на охрану собственности на движимое имущество, в них рассматриваются договоры займа, купли-продажи, личного найма, дарения и др. Среди гарантий исполнения договора - поручительство и залог или заклад. Детально разрабатывается, но еще не совсем юридически грамотен договор займа, что свидетельствует о расцвете ростовщичества. Найм - рабы и наемные работники упоминаются вместе, а сам наемный труд презирается, что создает тяжелые условия найма.

В семейных отношениях(гл.9) - подчиненное положение женщин, многоженство, несмешение варн.

Артхашаста

наставления царю для правильного управления страной. Это наиболее полный свод прикладных знаний о политике, это энциклопедия индийского политического искусства. Трактат содержит положения брахманизма о кастовых предписаниях, о необходимости обеспечения закона дхармы суровыми наказаниями, о превосходстве жречества над другими сословиями, его монополии на отправление религиозного культа. В полном соответствии с постулатами брахманизма проводятся идеи господства наследственной знати и подчинения светских правителей жрецам. Царь должен следовать дворцовому жрецу, говорится в трактате, «как ученик учителю, как сын отцу, как слуга господину». Однако авторы трактата главную роль в законодательной отводили деятельности государю и рекомендовали царям руководствоваться в первую очередь интересами укрепления государства, соображениями государственной пользы и не останавливаться, если того требуют обстоятельства, перед нарушением религиозного долга. Основное внимание создатели трактата уделяют не религиозному обоснованию царской власти, а практическим рекомендациям по управлению государством.

КА состоит из 15 отделов или «книг», последние подразделяются на разделы и главы. Каждая из «книг» содержит в себе какую-либо из важных составляющих управления государством. Следует заметить, что в произведении указываются только действия царя, и посвящена целая глава действиям против республик. Итак, можно предположить, что либо автор КА жил в условиях монархии и был ярым монархистом, либо наоборот, живя в немонархии, считал монархическую власть более правильной.

«Артхашастра» считается одним из самых лучших памятников, по которым реконструируют социальную структуру общества. Этому есть несколько доказательств.

Каутилья признавал «четыре основных отрасли знаний», в числе и локаяту - древнеиндийский материализм:

    Философия - санкхья, йога и локаята.

    «Учение о трёх Ведах».

    Учение о хозяйстве.

    Учение о государственном управлении.

Автор отходит от ортодоксальных брахманских позиций, что может быть объяснено общей практической направленностью трактата и близостью к уже упоминаемым локаятикам. За все это Каутилья подвергался резкой критике с многих сторон.

Говоря об областях применения трактата, не следует думать, что он был «настольной книгой» царя. Если рассматривать указания для подчиненных, то, конечно же, им не следовали строго в каждой провинции, более того, наверное, с ним не были знакомы широкие слои населения. Он был предметом изучения ограниченной группы людей. Однако памятник занимает значительное место в культуре Индии.



Просмотров