Федеральный закон 44 фз в схемах. Обучение госзакупкам. Планы закупок и планы-графики закупок

Здравствуйте, уважаемый(ая) коллега! В сегодняшней статье мы с Вами поговорим о схемах по 44-ФЗ. Так уж сложилось и это научно доказано, что человек хуже воспринимает и запоминает большие массивы текста,

нежели схемы или таблицы. Вспомните то время, когда Вы были студентом. Приходилось много конспектировать на лекциях, работать с большим количеством источников информации для написания курсовых и конспектов. И для того, чтобы хоть как-то упорядочить этот объем информации у себя в голове, мы рисовали различные схемы, таблицы и рисунки. Уверен, что многие из Вас до сих пор прибегают к помощи этих инструментов.

Однако есть ещё один очень мощный инструмент – интеллект-карты (умственные карты). Это красочный, пространственно организованный инструмент обучения направляющий Вашу память и позволяющий упорядочить информацию и мысли таким образом, что Ваш мозг с самого начала будет действовать наиболее естественными и привычными для него методами. Это означает, что усвоение и последующее воспоминание соответствующей информации будет происходить намного легче и надежнее, нежели это бывает при использовании традиционных методов изучения и конспектирования.

Так вот, к чему я Вам сейчас все это рассказал? Уже более 2-х лет я использую этот метод (интеллект-карты) для обучения госзакупкам моих подписчиков и клиентов. И он удачно себя зарекомендовал.

Посмотрите сейчас на 44-ФЗ у меня это вордовский файл, выполненный 10 шрифтом почти на 150 страницах. Согласитесь, что одним прочтением здесь не обойтись, т.к. это закон, и он написан юридическим языком, сложным для восприятия большинства обывателей. Когда я своим клиентам предлагал для начала обучения предварительно прочитать 94-ФЗ или 44-ФЗ они были в тихом ужасе. Гораздо проще и понятней воспринимать ФЗ 44 в схемах, где все упорядочено и разложено по полочкам. Так и возникла идея создания интеллект-карт сначала к 94-ФЗ, а затем и для 44-ФЗ.

Так что же это такое и как это выглядит?

В настоящий момент это состоящий из 115 интеллект-карт (схем). Т.е. для каждой статьи 44-ФЗ подготовлена своя отдельная интеллект-карта.

Ниже я привел для Вас несколько интеллект-карт из сборника. Все картинки кликабельные, после нажатия по картинке, она откроется в полном размере.

Статья 31

  • On 29.12.2016
  • 0 Комментарии
  • 223-ФЗ, 44-ФЗ, Банковская гарантия, Допуск к закупкам, ЕИС, Закупки у единственного поставщика, Запрос котировок, Запрос предложений, Конкурс, Статьи, Электронный аукцион, ЭТП

О системе госзакупок слышали, наверное, все, но до сих пор многие бизнесмены относятся к ней с настороженностью. В большинстве случаев это связано с недостаточной информированностью. На самом деле все, что нужно для участия в госзакупках - предпринять несколько несложных предварительных шагов.

Госзакупки - не только прибыль, но и престиж

Крупные и мелкие компании, индивидуальные предприниматели и даже физические лица могут стать участниками госзакупок. Зачем это нужно поставщикам? Во-первых, это, конечно же, дополнительный источник прибыли. А, во-вторых, исполненный надлежащим образом государственный контракт как нельзя лучше подтвердит надежность компании и ее положительную репутацию.

Основные понятия

Компании, которые только планируют участвовать в закупках, очень часто «плавают» в терминах и нередко отождествляют такие понятия, как тендеры, закупки, конкурсы, аукционы и другие. Однако это не совсем верно.

Регистрация в ЕРУЗ ЕИС

С 1 января 2019 года для участия в торгах по 44-ФЗ, 223-ФЗ и 615-ПП обязательна регистрация в реестре ЕРУЗ (Единый реестр участников закупок) на портале ЕИС (Единая информационная система) в сфере закупок zakupki.gov.ru.

Мы оказываем услугу по регистрации в ЕРУЗ в ЕИС :

Тендер или закупка – это процедура выбора поставщика товара (услуги) либо исполнителя работы на конкурентной основе. Выбор осуществляется по предложениям участников, которые они делают в соответствии с заранее оговоренными заказчиком условиями. Главные принципы тендера - соревновательный характер, справедливость и эффективность.

Государственными закупками (госзакупками ) называют тендеры, которые проводятся для обеспечения нужд федеральных и муниципальных органов власти. Они проводятся в соответствии с Федеральным законом № 44-ФЗ. Кроме того, определенные юридические лица, например, государственные корпорации, субъекты естественных монополий, хозяйственные общества, в том числе дочерние, с государственным участием в размере более 50%, а также некоторые другие организации, обязаны производить закупки в соответствии с Федеральным законом № 223-ФЗ. Эти закупки тоже причисляют к разряду государственных, а также иногда называют корпоративными закупками . Наряду с этими видами, существуют и коммерческие закупки - это тендеры, организованные всеми прочими компаниями, не попадающими под действие указанных законов.

Как узнать о тендере? Все закупки в соответствии с законами 44-ФЗ и 223-ФЗ публикуются в открытой Единой информационной системе (ЕИС). Кроме того, для удобства поставщиков существуют , например, Контур.Закупки.

Что такое конкурс и аукцион?

Конкурс и электронный аукцион – это наиболее популярные процедуры проведения закупок. В рамках госзаказа существует еще запрос котировок и запрос предложений. Закон четко определяет, в каких случаях государственные заказчики обязаны применять те или иные способы закупки. Заказчикам по закону № 223-ФЗ предоставляется гораздо большая свободы выбора.

Помимо конкурентных видов закупок, существует способ закупки у единственного поставщика. Возможности его применения строго регламентированы упомянутыми выше законами, поскольку этот способ влечет коррупционные риски.

Электронный аукцион представляет собой процедуру, в ходе которой с каждым новым предложением участника цена снижается. Таким образом, из допущенных к процедуре поставщиков побеждает тот, кто предложит наименьшую цену.

Электронный аукцион проводится оператором - Электронной торговой площадкой (ЭТП). Чтобы получить доступ к аукциону, нужно заранее получить аккредитацию на той площадке, где он проводится. Для этого нужно собрать определенный комплект документов и получить электронную подпись в одном из Удостоверяющих центров. Подробности о порядке аккредитации можно найти на сайтах площадок.

Для того чтобы участвовать в конкурсе , нужно подготовить комплект документов в соответствии с требованиями заказчика и в установленный срок направить свою заявку. Конкурс может проводиться в «бумажной» или в электронной форме - это определяется в закупочной документации. В первом случае заявки подаются в запечатанных конвертах, а во втором – в электронном виде. Кроме того, в рамках одного конкурса заявки могут приниматься как в конвертах, так и в электронном формате. Вскрытие конвертов с заявками и открытие доступа к электронным заявкам происходит одновременно. После этого конкурсная комиссия оценивает поступившие заявки и выбирает победителя. В отличие от аукциона, победителем конкурса становится участник, предложивший не самую низкую цену, а лучшие условия по совокупности критериев, указанных в закупочной документации. Кроме цены, это могут быть, например, опыт, репутация, гарантия на поставленный товар и другие критерии.

В заключение отметим, что участие в закупках лучше планировать заблаговременно. Как показывает практика, в среднем пакет документов на участие в процедуре формируется в течение 20 дней. А вот срок, отведенный для подачи участниками заявок, зачастую бывает меньше. Чтобы избежать таких несостыковок, следует заранее подготовиться. Можно изучить документацию нескольких интересующих закупок - это позволит сделать примерный вывод о том, какие документы потребуются от поставщика. Кроме того, целесообразно разработать план мероприятий, которые необходимо провести для участия компании в закупках, установить сроки их проведения, а также круг ответственных лиц.

Исходя из наименования, данный нормативный документ регламентирует внедрение контрактной системы для проведения закупок для муниципальных и государственных нужд. Проще говоря - закон делает систему формирования и размещения госзаказа для торгов, также его выполнения прозрачной и ясной для всех сторон-участников.

Приведем ключевые факторы вышеуказанного документа:

  • Заказчиков обязали планировать закупки (предоставлять ежегодные планы-графики). При этом в созданной единой информационной системе размещаются планы закупок, данные об их реализации, реестры заключенных контрактов и недобросовестных поставщиков и т.д.
  • Установлены требования к товарам, услугам, работам. В том числе подлежат обязательному общественному обсуждению закупки на сумму более 1 000 000 000 рублей.
  • Регламентируются способы размещения заказа: электронные, закрытые аукционы, конкурсы, запросы котировок, закупки у единственного поставщика (при ограничениях).
  • В законе прописаны способы борьбы с демпингом (повышение обеспечения при понижении начальной цены на услуги более чем на 25%).
  • Введено банковское сопровождение контрактов.
  • Преимущество при выборе поставщика отдается учреждениям УИС, организациям людей с ограниченными возможностями здоровья, малому бизнесу и социально ориентированным некоммерческим организациям. Также приоритет закреплен за инновационной продукцией.
  • Установлены ограничения на закупку иностранных товаров и услуг.
  • Введен обязательный единый реестр банковских гарантий (как на обеспечение заявок, так и на обеспечение исполнения контракта). При этом электронные площадки обязаны вернуть участнику и полученное обеспечение, и доход с него.
  • Изменен порядок изменения и расторжения контрактов.
  • Введен общественный контроль над закупками.

Ниже мы разберем некоторые пункты.

В целях исполнения…

Конечно, написать и принять закон - мало, важнее - принять меры, чтобы он мог правильно работать. Для этого законодательные и исполнительные органы инициируют создание различных ресурсов (наличие которых предусмотрено законом) и подзаконных документов. Все основные материалы, касающиеся проведения государственных закупок, в том числе список ЭТП, ссылки на нормативную документацию, планы закупок - можно найти на сайте .

Электронные площадки

На сегодняшний день пять ЭТП (электронных торговых площадок) являются официальными для проведения электронных торгов и аукционов для муниципальных или государственных нужд:

  • ЗАО «Сбербанк-АСТ» ()
  • ОАО «Единая электронная торговая площадка» (etp.roseltorg.ru)
  • ООО «РТС-тендер» (www.rts-tender.ru)
  • ЗАО «ММВБ-Инфомационые технологии» ()
  • ГУП «Агентство по государственному заказу РТ» ()

Планы закупок

Как уже говорилось, теперь все заказчики обязаны составлять графики-планы закупок на ближайший год. На сайте госзакупок можно с помощью поисковой системы найти:

  • План закупок (введя наименование или номер реестровой записи плана, а также по наименованию или ИНН заказчика).
  • Планы-графики закупок по № 44-ФЗ.
  • Запросы цен работ, товаров и услуг по закону о контрактной системе в сфере закупок (по уникальному номеру, наименованию объекта закупки либо по наименованию или ИНН организации, поставившей запрос).
  • Правила нормирования в сфере закупок (по номеру или наименованию правила либо по наименованию/ИНН организации, его разместившей).

Реестры

В целях выполнения нормативного акта создан реестр недобросовестных поставщиков. Кроме того, с 01.08.2016 года заказчики получили право применять реестр субъектов МСП для выяснения соответствия участника закупки аспектам отнесения к субъектам малого и среднего бизнеса. В начале октября 2016 года Минкомсвязи заявил о намерениях создания автоматического реестра добросовестных поставщиков. На портале госзакупок кроме того можно найти реестр организаций и реестр сведений о размере выручки (№ 223-ФЗ), реестр контрактов и договоров.

В единый реестр вносятся данные о выданных поставщикам банковских гарантиях для обеспечения заявки или обеспечения исполнения контракта.

Главная миссия всех перечисленных реестров - обеспечить защиту заказчика (у него есть возможность незамедлительно узнать, не внесен ли поставщик в перечень недобросовестных поставщиков и получить сведения о гарантии, также проанализировать опыт участия заявителя в тендерах). Но и поставщик в выигрыше - ему предоставляется возможность моментально выяснить подлинность банковской гарантии, выданной ему и выяснить о потенциальном заказчике своих услуг/товаров/работ.

Просветительская деятельность

Официальный портал госзакупок в качестве одного из важнейших направлений своей работы декларирует обучение поставщиков (да и заказчиков тоже) правильному проведению процедуры конкурса/аукциона и подготовки к ней. Здесь предложены руководства пользователя: как в текстовом, так и в видеоформате. Текстовые материалы разнообразны: описание системы ЕИС, ее возможностей и функций, правила формирования и размещения планов закупок, руководство по общественному обсуждению, контролю, аудиту и т.п.

Проблемы и перспективы применения Закона о госзакупках

Любой закон всегда нуждается в «обкатке» и доработке. Минэкономразвития провел мониторинг эффективности ЕИС, выявил ряд проблем и недостатков. Они отражены в докладе о результатах мониторинга применения документа за I полугодие 2016 года. Например, в этом докладе выявлена возможность различных нарушений со стороны заказчиков:

  • неверное указание заказчиком информации о контрактах, размещаемых в реестрах контрактов;
  • указание заказчиком на применение типового контракта, который не соответствует
  • объекту закупки;
  • указание единиц измерения количества товаров/объема работ/ услуг, не соответствующих объекту закупки;
  • прикрепление к одному реестровому номеру закупки нескольких контрактов с различными реестровыми номерами, и наоборот - присвоения одному контракту различных реестровых номеров.

На данный момент в целях улучшения работы ФЗ прорабатывают ряд вопросов, в том числе:

  • установление порядка формирования и ведения каталога товаров/работ/услуг;
  • определение критериев включения товаров российских производителей/работ/услуг, изготавливаемых/оказываемых российскими юрлицами, в перечни, которыми устанавливаются запреты и ограничения допуска товаров/работ/услуг от иностранных государств;
  • исключение случаев определения единственными поставщиками (исполнителями, подрядчиками) посредников при реализации государственных контрактов;
  • установление закрытого перечня оснований для одностороннего отказа от исполнения контрактов;
  • снижение значимости субъективных факторов при оценке заявок;
  • ограничение сроков расчетов по контрактам;
  • совершенствование системы контроля в сфере закупок;
  • введение системы электронной подачи жалоб;
  • установление порядка расчетов неустоек и т.д.

Закон о госзакупках (как 44-ФЗ, так и 223-ФЗ) регулирует условия и порядок заключения сделок по приобретению товарных продуктов, выполнению работ или оказанию услуг, где одной из сторон выступает орган публичной власти или организация с государственным участием в капитале. Однако изучение всех деталей может занять довольно много времени и далеко не всегда целесообразно, т. к. иногда достаточно краткого описания содержания, которое мы и предлагаем в нашей статье.

Законодательство о госзакупках 2017-2018 годов (основные документы)

Госзакупки — аукционно-конкурсная форма размещения заказов на предоставление товарных продуктов, выполнения работ или оказания услуг для государственных/муниципальных нужд. При этом условия заключения сделки оговариваются заранее в торговой документации. Такая система призвана регулировать контрактные отношения между госзаказчиками и поставщиками.

Ядро нормативной базы, регулирующей вопросы госзакупок, составляют следующие законодательные акты:

  1. Закон «О контрактной системе…» от 05.04.2013 № 44-ФЗ.
  2. Закон «О закупках товаров…» от 18.07.2011 № 223-ФЗ.

Основные различия между указанными нормативными актами состоят в том, что:

  1. В качестве заказчика закон 44 о госзакупках рассматривает только государственные организации, тогда как закон о закупках 223-ФЗ относит к заказчикам также предприятия с государственной долей в уставном капитале и некоторые бюджетные организации.
  2. Процедуру закупки закон о госзакупках 44-ФЗ регулирует полностью,закон же 223-ФЗсодержит отсылочные нормы к положению о закупках на каждый конкретный случай (пп. 2, 3 ст. 3 закона № 223-ФЗ).
  3. Способы госзакупок законом № 44-ФЗ определены исчерпывающе, закон же № 223-ФЗ оставляет этот выбор за заказчиком.

Рассмотрим подробнее каждый законодательный акт отдельно.

Сфера применения закона о закупках 44-ФЗ

Федеральный закон 44 о закупках достаточно подробен и объемен. Связано это с тем, что он регламентирует отношения в сфере закупок для госнужд на всех этапах проведения процедуры закупки — от планирования до осуществления контроля. Детально область применения закона № 44-ФЗ отражена в статье 1.

По правилам закона о госзакупках № 44-ФЗ сделки должны производиться, если в качестве заказчика выступает (п. 3 ч. 1 ст. 1):

  • государственный орган или орган муниципальной власти;
  • орган управления государственным внебюджетным фондом;
  • бюджетное или казенное учреждение;
  • корпорации «Росатом» и «Роскосмос»;
  • государственное или муниципальное унитарное предприятие (за некоторым исключением).

При этом положения закона № 44-ФЗ не применяются в случаях (ч. 2 ст. 1):

Не знаете свои права?

  1. Оформления сделки по получению услуг международных финансовых учреждений, созданных согласно международным договорам, участником которых является Россия.
  2. Проведения закупок в процессе обеспечения безопасности свидетелей, потерпевших, судей и т. д. (в рамках законов «О госзащите потерпевших…» от 20.08.2004 № 119-ФЗ и «О госзащите судей…» от 20.04.1995 № 45-ФЗ).
  3. Приобретения драгметаллов и драгоценных камней для наполнения Госфонда России, включая госфонды субъектов РФ.
  4. Предоставления или назначения бесплатного адвоката гражданам.
  5. Осуществления закупок избирательными комиссиями в период выборов, референдумов (за небольшим исключением, в соответствии с пп. 6, 7 и 9 ч. 2 ст. 1).
  6. В рамках подготовки к чемпионату мира ФИФА-2018 и Кубка конфедераций 2017 года, согласно требованиям п. 8 ч. 2 ст. 1.

Краткое содержание федерального закона 44 о госзакупках

Закон № 44-ФЗ состоит из 8 глав, включающих в себя 114 статей (120, считая с дополнениями). Кратко содержание рассматриваемого нормативного акта можно условно разделить на 2 части:

Часть 1

  1. Глава 1 посвящена общим положениям, представляет собой вводную часть закона, которая в числе прочего определяет сферу применения документа, основные понятия, принципы контрактной системы, цели осуществления закупок. Так, к принципам контрактной системы закупок закон относит (ст. 6-12):
  • открытость и прозрачность в сфере информации;
  • обеспечение конкуренции;
  • профессионализм заказчиков;
  • единство контрактной системы;
  • другие.

Кроме того, в 1-й главе регулируются нюансы осуществления закупок некоторыми юридическими лицами (ст. 15), что, по сути, является проведением разграничения между применением ими данного закона и закона № 223-ФЗ.

  1. Глава 2 посвящена планированию в сфере закупок. Для этих целей закон определяет порядок формирования планов и планов-графиков, внесения в них изменений и процедуру ознакомления с этими документами заинтересованных лиц.
  2. Глава 3 посвящена осуществлению закупок. Это основная часть закона, состоит из 7 параграфов, положения которых регулируют:
    • общие основы проведения закупок;
    • порядок определения стороны сделки через конкурсы, аукционы, запрос котировок и запрос предложений;
    • закрытые способы определения поставщика;
    • порядок закупок у единственного поставщика;
    • процедуры исполнения, обеспечения исполнения, изменения и расторжения контракта.

Часть 2

Вторая часть закона представлена главами, посвященными контролирующим и надзорным процедурам, порядку обжалования действий некоторых участников, а также особенностям проведения определенных видов закупок.

  1. Глава 4 определяет порядок проведения мониторинга и аудита в сфере закупок.
  2. В главе 5 регулируется процедура контроля в сфере закупок, включая:
    • установление перечня контролирующих органов;
    • определение форм проведения контроля;
    • порядок осуществления контроля;
    • правила ведения реестров контрактов заказчика и неблагонадежных поставщиков.
  3. Глава 6 устанавливает процедуру обжалования некорректных действий участников закупок, в том числе порядок подачи/рассмотрения жалоб и ответственность за нарушение законодательства в сфере закупок.
  4. В главе 7 рассматриваются особенности осуществления отдельных видов закупок.
  5. Глава 8 определяет заключительные положения, включая:
    • порядок разработки, формирования и внедрения единой информационной системы по закупкам;
    • переходные положения на период с 2014 по 2017 год;
    • положения о вступлении закона в силу.

Когда применяется закон о закупках 223-ФЗ?

223-й закон о госзакупках с 2016 года имел более широкую сферу применения по сравнению с действующим в настоящее время вариантом. В соответствии с коррективами, внесенными законом «О внесении изменений в отдельные законодательные акты…» от 03.07.2016 № 321-ФЗ, которые вступили в силу 01.01.2017, из области регулирования рассматриваемого нормативного документа выведено безусловное проведение закупок государственными и муниципальными унитарными предприятиями.

Таким образом, положения закона о госзакупках № 223-ФЗ применяются, если в качестве заказчиков выступают следующие субъекты с государственной долей участия в их уставных капиталах, превышающей 50%:

  • государственные корпорации, естественные монополии, публично-правовые компании, автономные учреждения, хозяйственные общества с более чем 50-процентным участием публичных органов власти;
  • организации, осуществляющие регулируемые виды деятельности в сфере ресурсоснабжения (водоснабжения, электроснабжения и т. п.);
  • дочерние хозобщества с госучастием в капитале более 50%;
  • дочерние хозобщества, более 50% уставного капитала которых принадлежит дочерним хозобществам с госучастием в капитале более 50%.

Кроме того, по правилам закона № 223-ФЗ могут совершать закупки бюджетные учреждения, ГУПы и МУПы, если:

  1. Ими принято положение о закупках в соответствии с требованиями ст. 2 закона № 223-ФЗ.
  2. Закупки производятся:
  • за счет грантов;
  • за счет субсидий из бюджетов;
  • со стороны бюджетных организаций, ГУПов и МУПов, как исполнителей по контракту с привлечением иных лиц на основании договора для исполнения заключенного контракта;
  • ГУПы, МУПы являются аптечными организациями;
  • из средств от иной приносящей доход деятельности (для бюджетных организаций).
  • ГУП относится к предприятиям, имеющим существенное значение для обеспечения прав и интересов граждан, обороноспособности и безопасности государства и поименовано в перечне, утв. распоряжением Правительства РФ от 31.12.2016 № 2931-р.
  • Краткое содержание закона о закупках 223-ФЗ

    В сравнении с законом № 44-ФЗ закон № 223-ФЗ более компактен. Он состоит всего из 11 статей, каждая из которых, правда, достаточно объемна.

    Нормы закона 223-ФЗ определяют:

    • цели регулирования и отношения, регулируемые документом;
    • правовые основы закупки;
    • принципы и основные моменты при проведении закупки;
    • информационное обеспечение закупки, включая положения о реестрах договоров и неблагонадежных поставщиков;
    • контролирующие мероприятия при проведении закупок;
    • ответственность за нарушение законодательства о закупках.

    Почему законы о госзакупках стоит изучать с комментариями?

    Как видно из краткого содержания рассматриваемых документов, закон 223-ФЗ по своей структуре во многом схож с законом № 44-ФЗ. Именно поэтому очень важно правильно разграничить эти нормативные акты при проведении закупок в конкретных обстоятельствах. Существенной помощью в данном вопросе может стать изучение законов о госзакупках 44-ФЗ и 223-ФЗ с комментариями к ним, которые щедро предлагаются как на бумажных носителях, так и в электронном виде в интернете.

    Таким образом, краткое содержание указанных законов может носить лишь вспомогательный характер, помогая составить лишь общее представление о них. При фактическом применении потребуется не только скрупулезно изучить акты, но и обратиться к помощи правовых комментариев и практике.



    Просмотров