Государственные федеральные целевые жилищные программы. Федеральная программа «Жилище. Условия участия в программе

Первая по актуальности проблема для новоиспеченной семьи - отсутствие своего жилья. В некоторых случаях материальная база молодоженов позволяет обзавестись в скором времени собственным жильем. Часто жилье молодая семья получает от родителей. Но большинству приходится ютиться в съемных квартирах, пока не появляется возможность приобрести что-то свое. Поэтому государством реализуется специальная целевая Федеральная программа «Жилище», в рамках которой функционирует подпрограмма «Обеспечение жильем молодых семей». Работа программы началась еще в 2011 году. В настоящее время она пролонгирована до 2020 года.

Законодательная база программы едина для всех регионов страны, реализация ее незначительно отличается в разных субъектах РФ. С 2016 года новым Постановлением Правительства России от 26.05.2016 г. возвращается право молодой семье пользоваться для погашения взятого ранее ипотечного кредита специальной социальной выплатой. До 2016 года это запрещалось.

Цели программы по субсидированию молодежи

Молодая семья может получить в рамках программы специальные субсидии. Субсидии носят целевой характер и могут быть реализованы в таких случаях:

  1. Для покупки дома или квартиры на первичном жилищном рынке либо вторичном. Приобретение недвижимости вторичного рынка реализовано не во всех субъектах РФ.
  2. Для оплаты заключенного договора подряда по строительству жилого помещения.
  3. Для оплаты первого взноса при предоставлении семье ипотечного кредита.
  4. Для погашения остатка долга по уже действующему договору ипотечного кредитования или для уплаты первого взноса по договору ЖСК.

Недвижимость, под которую молодая семья сможет получить субсидии, должна быть пригодна для ее постоянного проживания, а также находиться в регионе, где выдавалась субсидия. Общая площадь покупаемого жилья или строящегося не должна быть меньше специальных норм в расчете на каждого члена семьи.

Условия получения субсидии на жилище молодой семье

Государством реализуется программа поддержки молодой семьи, если соблюдается ряд условий:

  1. Оба супруга являются гражданами РФ.
  2. Семья официально зарегистрирована нуждающейся в улучшении условий ее проживания.
  3. Оба супруга на момент утверждения списка на помощь не достигли возраста 35 лет.
  4. В семье есть дети, и хоть один родитель является гражданином РФ. Некоторые регионы считают обязательным условием наличие ребенка в семье.
  5. Совокупный доход семьи позволяет заключить договор ипотеки в банке. Либо семья располагает средствами, которых в сумме с субсидией хватит для покупки жилья.

Правом субсидирования на приобретение живой недвижимости от государства воспользоваться можно лишь единожды.

Как определяется размер субсидии для жилья молодой семье

Размер субсидии определяется на момент окончательного утверждения списка семей, которым она будет предоставлена. Согласно программе, семьи без детей получат 30% от расчетной стоимости приобретаемой недвижимости. А семьи с детьми - 35%. Если целью использования субсидии является погашение остатка взноса за пай в ЖСК или внесение остатка долга банку по ипотечному кредиту, то ее размер ограничивается такими суммами.

Рассчитывается субсидирование исходя из нормы по общей площади на семью и нормативной стоимости 1 метра квадр. жилья в данном населенном пункте. При определении норматива учитывается средняя региональная рыночная стоимость жилья. Эту цифру утверждает ежеквартально Минстрой России с обязательной публикацией на официальном сайте. Норматив стоимости не может превышать этот показатель.

По стандартам норма общей площади для семьи, не успевшей еще обзавестись детьми, составляет 42 метра квадр. Если в семье три человека или больше, то в расчете на одного члена семьи приходится норма 18 метров квадр. Общая сумма субсидии для семьи без детей (2 человека) не превысит 600 тысяч рублей. Семья из трех человек может максимально рассчитывать на 800 тысяч рублей. Если же в семье более 4-х человек, то максимальная субсидия составит 1 миллион рублей.

Многодетные молодые семьи могут рассчитывать дополнительно к программе на специфические льготы. В каждом регионе они различны. В некоторых случаях многодетная семья получает помощь от государства на 100% покрытие расходов на приобретение жилой недвижимости.

Как оформить субсидию?

Если молодая семья соответствует описанным выше условиям, то ей можно рассчитывать на государственную поддержку при покупке жилья.

Для начала необходимо проконсультироваться в местном департаменте по вопросам жилищной политики, либо в комитете по делам молодежи. Там можно уточнить список документов для оформления заявки на помощь.

После подачи заявки муниципальные органы включат указанную в ней семью в список на получение субсидии, который будет формироваться на следующий год. Заявки включаются в список в порядке очередности. Право попасть в список без очереди имеют семьи, где есть трое и более детей.

На основании составленных списков и информации от субъекта РФ о размерах финансирования формируются финальные списки. Если возраст хоть одного члена семьи на момент утверждения списков превысил 35 лет, то семья из списка исключается.

В течение 5-15 дней после окончательного утверждения списков на субсидирование муниципальные органы должны уведомить семьи о том, что они включены в программу на получение помощи на следующий год, и выдать им специальные свидетельства, являющиеся основанием для получения субсидий. Этот документ семья сдает в банк в течение месяца, чтобы открыть счет на получение целевых средств по программе.

Местные программы решения жилищного вопроса молодых семей

В субъектах РФ существуют и местные программы, которые нацелены на помощь молодым семьям в покупке жилья. Чтобы воспользоваться региональными социальными программами, нужно собрать пакет документов и подать в муниципальные местные органы.

Заявитель предоставляет такие документы:

  • заявление по утвержденной форме;
  • копии документов на каждого члена семьи - паспорт, свидетельство о браке, о рождении детей;
  • документ, который подтверждает необходимость приобретения жилья;
  • документ с подтверждением совокупного дохода семьи либо выписку из банка о наличии у семьи средств для покупки жилья в случае получения субсидии.

Если молодая семья уже приобрела жилье посредством получения ипотечного кредита, либо построила его, то можно получить компенсацию понесенных расходов. Для этого потребуется предоставить в муниципальные органы такие документы:

  • копия свидетельства в подтверждение государственной регистрации либо договор строительного подряда, который является доказательством понесенных расходов на строительство недвижимости;
  • справка из банка с информацией о сумме долга по ипотечному кредиту.

Муниципальные органы проверяют предоставленные документы, после чего в течение 10 дней включают семью в программу получения помощи. Если в получении субсидии отказано, то в пятидневный срок об этом обязаны уведомить заявителя и указать причину отказа.

Почему могут отказать в получении субсидии

Не всегда муниципальные органы принимают положительное решение об оказании помощи молодежи в приобретении жилья. Иногда можно столкнуться с отказом. На это есть ряд причин:

  1. Не соответствует возраст или гражданство требованиям программы.
  2. Пакет документов не полный.
  3. Заявление о субсидии подается повторно.

Основная проблема, с которой сталкиваются новоиспеченные молодые семьи - огромная очередь. Включения в программу можно так и не дождаться, достигнув граничных 35 лет. Также во многих регионах субсидия не распространяется на покупку нового готового жилья первичного рынка или вторичного. Также не попадают под действие программы семьи с низким уровнем дохода

Социальная выплата предоставляется владельцу свидетельства о праве на получение социальной выплаты (далее – свидетельство) в безналичной форме путем зачисления соответствующих средств на его банковский счет, открытый в банке, на основании заявки банка на перечисление бюджетных средств.

Владелец свидетельства о праве на получение социальной выплаты в течение 1 месяца со дня его выдачи сдает это свидетельство в банк.

В договоре банковского счета устанавливаются условия обслуживания банковского счета, порядок взаимоотношений банка и владельца свидетельства о праве на получение социальной выплаты, а также порядок перевода средств с банковского счета.

Договор банковского счета заключается на срок, оставшийся до истечения срока действия свидетельства о праве на получение социальной выплаты, и может быть расторгнут в течение срока действия договора по письменному заявлению владельца счета. В случае досрочного расторжения договора банковского счета (если на указанный счет не были зачислены средства, предоставляемые в качестве социальной выплаты) Банк выдает владельцу счета справку о расторжении договора банковского счета без перечисления средств социальной выплаты.

Свидетельство о праве на получение социальной выплаты, представленное в банк, после заключения договора банковского счета владельцу не возвращается.

Участник подпрограммы имеет право использовать социальную выплату для приобретения у любых физических и (или) юридических лиц жилого(ых) помещения(ий) как на первичном, так и на вторичном рынках жилья или для строительства жилого дома, отвечающих требованиям, установленным статьями 15 и16 Жилищного кодекса Российской Федерации, благоустроенных применительно к условиям населенного пункта, в котором приобретается (строится) жилое(ые) помещение(я) для постоянного проживания.

Приобретаемое жилое(ые) помещение(я) должно находиться или строительство жилого дома должно осуществляться на территории субъекта Российской Федерации, орган исполнительной власти которого включил молодую семью - участницу подпрограммы в список претендентов на получение социальной выплаты.

Приобретаемое жилое помещение или построенный жилой дом оформляются в общую собственность всех членов молодой семьи, указанных в свидетельстве.

Документы, предоставляемые владельцем счета в банк для оплаты приобретаемого жилого(ых) помещения(й) (Приложение №1 к Договору банковского счета для обслуживания подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2015-2020 годы).

1. Для оплаты приобретаемого жилого(ых) помещения(й) владелец счета представляет в банк:

а) договор банковского счета;

б) Договор на жилое(ые) помещение(я);

в) выписка из Единого государственного реестра недвижимости (ЕГРН). Выписка из ЕГРН должна содержать полные данные о каждом лице, за которым зарегистрировано право на жилое помещение. Выписка из ЕГРН предоставляется самим правообладателям или их законным представителям, или физическим и юридическим лицам, имеющим доверенность от правообладателя или его законного представителя. Для получения в органе регистрации прав Выписки из ЕГРН, содержащей полные данные о каждом правообладателе, необходимо обратиться всем правообладателям одновременно или их законным представителям, или лицам, имеющим нотариально удостоверенную(ые) доверенность(и) от правообладателя(ей) или его(их) законного(ых) представителя(ей);

г) документы, подтверждающие наличие достаточных средств для оплаты приобретаемого жилого(ых) помещения(й) в части, превышающей размер предоставляемой социальной выплаты.

В Договоре на жилое(ые) помещение(я) указываются реквизиты свидетельства (серия, номер, дата выдачи, орган, выдавший свидетельство) и банковского счета (банковских счетов), с которого будут осуществляться операции по оплате жилого(ых) помещения(й), приобретаемого на основании этого договора, а также определяется порядок уплаты суммы, превышающей размер предоставляемой социальной выплаты.

2. В случае приобретения жилого(ых) помещения(й) экономкласса уполномоченной организацией, осуществляющей оказание услуг для молодых семей - участников Подпрограммы, владелец счета представляет в банк:

а) договор банковского счета;

б) договор с уполномоченной организацией.

Условия примерного договора с уполномоченной организацией утверждаются Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации.

В договоре с уполномоченной организацией, осуществляющей оказание услуг для молодых семей - участников Подпрограммы, указываются реквизиты свидетельства (серия, номер, дата выдачи, орган, выдавший свидетельство) уполномоченной организации и ее банковского счета (банковских счетов), а также определяется порядок уплаты суммы, превышающей размер предоставляемой социальной выплаты, необходимой для приобретения жилого(ых) помещения(й) экономкласса на первичном рынке жилья.

3. В случае использования социальной выплаты на оплату первоначального взноса при получении жилищного кредита (займа), в том числе ипотечного, на приобретение жилого(ых) помещения(й) или строительство индивидуального жилого дома владелец счета представляет в банк:

а) договор банковского счета;

в) в случае приобретения жилого(ых) помещения(й) - Договор на жилое(ые) помещение(я);

г) в случае строительства индивидуального жилого дома - договор строительного подряда.

4. В случае использования социальной выплаты для погашения основной суммы долга и уплаты процентов по кредитам (займам), за исключением иных процентов, штрафов, комиссий и пеней за просрочку исполнения обязательств по этим кредитам или займам, владелец счета представляет в банк:

а) договор банковского счета;

б) кредитный договор (договор займа);

в) выписку из Единого государственного реестра недвижимости или документы на строительство - при незавершенном строительстве жилого дома;

г) справку кредитора (заимодавца) об оставшейся части основного долга и сумме задолженности по выплате процентов за пользование ипотечным жилищным кредитом (займом).

5. В случае направления социальной выплаты в качестве последнего платежа в счет оплаты паевого взноса в полном размере, после чего это жилое помещение переходит в собственность молодой семьи - члена кооператива (или одного из членов молодой семьи - члена кооператива), владелец счета должен представить в банк:

а) справку об оставшейся неуплаченной сумме паевого взноса, необходимой для приобретения им/ими права собственности на жилое помещение, переданное кооперативом в его/их пользование;

б) копию устава кооператива;

в) выписку из реестра членов кооператива, подтверждающую его членство в кооперативе;

г) копию выписки из Единого государственного реестра недвижимости, удостоверяющей проведенную государственную регистрацию права собственности кооператива на жилое помещение, которое приобретено для молодой семьи - участницы Подпрограммы;

д) копию решения о передаче жилого помещения в пользование члена кооператива.

6. В случае направления социальной выплаты для оплаты цены договора строительного подряда владелец счета должен представить в банк:

а) документы, подтверждающие право собственности, постоянного (бессрочного) пользования или пожизненного наследуемого владения членов молодой семьи на земельный участок;

б) разрешение на строительство, выданное одному из членов молодой семьи;

в) договор строительного подряда, предусматривающий информацию об общей площади жилого дома, планируемого к строительству, и расчет стоимости производимых работ по строительству жилого дома.

ПОДПРОГРАММА

"ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЖИЛЬЕМ МОЛОДЫХ СЕМЕЙ" ФЕДЕРАЛЬНОЙ ЦЕЛЕВОЙ

ПРОГРАММЫ "ЖИЛИЩЕ" НА 2015 - 2020 ГОДЫ

Список изменяющих документов

(в ред. Постановлений Правительства РФ от 01.01.2001 N 464,

от 01.01.2001 N 466, от 01.01.2001 N 1562, от 01.01.2001 N 609)

подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной

Наименование подпрограммы

подпрограмма "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2015 - 2020 годы

Дата принятия решения о разработке подпрограммы

поручение Председателя Правительства Российской Федерации от 25 сентября 2014 г. N ДМ-П9-7244р

Государственный заказчик подпрограммы

Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации

Основной разработчик подпрограммы

Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации

Цель и задачи подпрограммы

цель подпрограммы - государственная поддержка в решении жилищной проблемы молодых семей, признанных в установленном порядке нуждающимися в улучшении жилищных условий.

Задачи подпрограммы - предоставление молодым семьям - участникам подпрограммы социальных выплат на приобретение жилья экономкласса или строительство жилого дома экономкласса;

создание условий для привлечения молодыми семьями собственных средств, дополнительных финансовых средств кредитных и других организаций, предоставляющих жилищные кредиты и займы, в том числе ипотечные, для приобретения жилья или строительства жилого дома экономкласса

Важнейшие целевые индикаторы и показатели подпрограммы

количество молодых семей, получивших свидетельство о праве на получение социальной выплаты на приобретение (строительство) жилого помещения в 2015 - 2020 годах, - 98,49 тыс. семей

Сроки и этапы реализации подпрограммы

2015 - 2020 годы

Объемы и подпрограммы

общий объем финансирования подпрограммы в 2015 - 2020 годах составит 250,31 млрд. рублей,

в том числе средства федерального бюджета - 29,12 млрд. рублей;

средства бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов - 59,56 млрд. рублей;

(в ред. Постановлений Правительства РФ от 01.01.2001 N 466, от 01.01.2001 N 609)

Ожидаемые конечные результаты реализации подпрограммы и показатели социально-экономической эффективности

успешное выполнение мероприятий подпрограммы позволит:

создать условия для повышения уровня обеспеченности жильем молодых семей;

привлечь в жилищную сферу дополнительные финансовые средства кредитных и других организаций, предоставляющих жилищные кредиты и займы, в том числе ипотечные, а также собственные средства граждан;

укрепить семейные отношения и снизить социальную напряженность в обществе;

улучшить демографическую ситуацию в Российской Федерации

(в ред. Постановлений Правительства РФ от 01.01.2001 N 466, от 01.01.2001 N 609)


I. Характеристика проблемы, на решение которой

направлена подпрограмма

В рамках подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы за период 2011 - 2014 годов улучшили жилищные условия, в том числе с использованием ипотечных жилищных кредитов и займов, при оказании поддержки за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов 108,5 тыс. молодых семей. Существенно возросло число субъектов Российской Федерации, участвующих в реализации мероприятий подпрограммы, что способствовало разработке и принятию в субъектах Российской Федерации программ по поддержке молодых семей в улучшении жилищных условий и региональных программ по развитию ипотечного жилищного кредитования.

В текущих условиях, когда кредитные организации установили минимальный размер первоначального взноса не менее 30 процентов стоимости жилья, основными факторами, сдерживающими использование заемных средств для приобретения или строительства жилья , являются отсутствие у значительного числа граждан средств для уплаты первоначального взноса по жилищному или ипотечному жилищному кредиту, а также высокая процентная ставка за использование кредитных средств, в 2 - 2,5 раза превышающая средний уровень процентной ставки в развитых странах.

Как правило, молодые семьи не могут получить доступ на рынок жилья без государственной поддержки. Даже имея достаточный уровень дохода для получения ипотечного жилищного кредита, молодые семьи не могут уплатить первоначальный взнос при получении кредита. Молодые семьи в основном являются приобретателями первого в своей жизни жилья, а значит, не имеют в собственности жилого помещения, которое можно было бы использовать в качестве обеспечения уплаты первоначального взноса при получении ипотечного жилищного кредита или займа. К тому же чаще всего молодые семьи еще не имеют возможности накопить на эти цели необходимые средства. Однако такая категория населения имеет хорошие перспективы роста заработной платы по мере повышения квалификации, и государственная помощь в предоставлении средств на уплату первоначального взноса при получении ипотечных жилищных кредитов или займов будет являться хорошим стимулом дальнейшего профессионального роста.

Поддержка молодых семей при решении жилищной проблемы станет основой стабильных условий жизни для этой наиболее активной части населения и повлияет на улучшение демографической ситуации в стране. Возможность решения жилищной проблемы, в том числе с привлечением средств ипотечного жилищного кредита или займа, создаст для молодежи стимул к повышению качества трудовой деятельности и уровня квалификации в целях роста заработной платы. Решение жилищной проблемы молодых граждан России позволит сформировать экономически активный слой населения.

Необходимость устойчивого функционирования системы улучшения жилищных условий молодых семей определяет целесообразность использования программно-целевого метода для решения их жилищной проблемы, поскольку эта проблема:

не может быть решена в пределах одного финансового года и требует бюджетных расходов в течение нескольких лет;

носит комплексный характер и ее решение окажет влияние на рост социального благополучия и общее экономическое развитие.

Вместе с тем применение программно-целевого метода к решению поставленных подпрограммой "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2015 - 2020 годы (далее - подпрограмма) задач сопряжено с определенными рисками. Так, в процессе реализации подпрограммы возможны отклонения в достижении результатов из-за финансово-экономических изменений на жилищном рынке.

Для выбора вариантов решения выявленной проблемы были рассмотрены два сценария реализации подпрограммы.

Первый сценарий (базовый) предполагает реализацию подпрограммы с учетом имеющихся ограничений федерального бюджета и направлен на достижение целевых значений показателей результативности.

Второй сценарий (оптимистичный) предусматривает ускорение реализации мероприятий подпрограммы в целях оказания государственной поддержки в обеспечении жильем всем молодым семьям, состоящим на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, в течение срока реализации подпрограммы.

Реализация оптимистичного сценария предполагает достижение существенно более высоких значений показателей результативности подпрограммы, однако потребует увеличения ее финансирования из федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации на 140 процентов (на 51,74 млрд. рублей и 120,15 млрд. рублей соответственно), что значительно превосходит их возможности. В связи с этим в качестве оптимального выбран базовый сценарий реализации подпрограммы.

II. Цель и задачи, сроки реализации и перечень целевых

индикаторов и показателей подпрограммы

Целью подпрограммы является предоставление государственной поддержки в решении жилищной проблемы молодым семьям, признанным в установленном порядке нуждающимися в улучшении жилищных условий.

Задачами подпрограммы являются:

предоставление молодым семьям - участникам подпрограммы социальных выплат на приобретение жилья экономкласса или строительство жилого дома экономкласса (далее - социальные выплаты);

создание условий для привлечения молодыми семьями собственных средств, дополнительных финансовых средств кредитных и других организаций, предоставляющих жилищные кредиты и займы, в том числе ипотечные, для приобретения жилья или строительства индивидуального жилья.

Программа реализуется с 2015 по 2020 годы.

Молодые семьи - участники подпрограммы могут обратиться в уполномоченную организацию, которая приобретет в их интересах жилое помещение экономкласса на первичном рынке жилья.

Отбор уполномоченных организаций, участвующих в реализации подпрограммы, осуществляется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Критерии отбора таких уполномоченных организаций, требования к ним и правила оказания ими услуг будут определены государственным заказчиком подпрограммы.

Основными принципами реализации подпрограммы являются:

добровольность участия в подпрограмме молодых семей;

признание молодой семьи нуждающейся в улучшении жилищных условий в соответствии с требованиями подпрограммы;

возможность для молодых семей реализовать свое право на получение поддержки за счет средств, предоставляемых в рамках подпрограммы из федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и (или) местных бюджетов на улучшение жилищных условий только один раз.

Московская программа "Жилище", разработанная еще в 2002 году, по-прежнему не теряет своей актуальности. Сейчас крайний срок ее работы назначен на конец 2020 года. Основной целью программы выступает совершенствование условий жизни россиян, на что направлено формирование рынка жилья, доступного различным категориям граждан. Проект функционирует на всей территории страны, при этом подпрограммы и условия устанавливаются региональными органами власти.

На территории России актуальность жилищного вопроса всегда была на высоте, но некоторое время назад проблема предстала в настолько масштабном свете, что Правительство страны всерьез приступило к разработке плана по ее решению. Результатом выступил федеральный проект под названием «Жилище», предназначенный для положительной корректировки условий проживания различных категорий граждан. Более всего замысел направлен на создание доступного рынка недвижимости и внедрение всевозможных льгот и субсидий на жилье.

Впервые о программе заговорили в 2002 году. Тогда ее действие продолжалось до 2010 года. После чего проект был продлен до 2015 года. Сейчас «Жилище» продолжает свою работу, поскольку срок увеличен до 2020 года включительно. Примечательно, что с каждой пролонгацией проекта, несколько изменялся список его составляющих, но основные цели оставались и остаются прежними.

Цели

Назначение проекта можно выразить в следующих основных аспектах:

  1. Формирование рынка экологичного и энергоэффективного жилья, покупка которого будет доступна различным категориям граждан, в частности, с небольшим либо средним доходом.
  2. Исполнение обязательств по обеспечению жильем граждан, обладающих льготами и привилегиями, перечень которых указан в законодательстве. Если говорить проще, то предоставление субсидий и оказание всевозможной помощи в приобретении недвижимости лицам, отвечающим определенным требованиям.

Для работы по основным направлениям предварительно было проведено небольшое обновление на законодательном уровне. Благодаря чему, упростилась схема взаимоотношений между коммерческими строительными фирмами, индивидуальными застройщиками, жилищными объединениями граждан и государством. Соответственно возможности партнерских отношений существенно расширились, как и повысились шансы для возведения жилых домов.

Задачи

Достижение целей государственного плана по улучшению жилищных условий отдельных категорий граждан и семей, напрямую зависит от выполнения основных задач:

  • создание возможностей для увеличения объемов строительства домов экономкласса;
  • увеличение степени обеспеченности граждан квадратными метрами за счет активного строительства жилья.

Если смотреть более конкретно, то основным направлением работы по программе считается предоставление помощи в приобретении недвижимости тем гражданам, которые нуждаются в этом более других, в частности, молодым семьям, малоимущим слоям населения, а также льготникам.

Подпрограммы на 2015-2020 годы

Перечень основных подпрограмм очередного этапа проекта, конец которого назначен на 2020 год, включает:

  • обеспечение молодых семей жильем;
  • выполнение обязательств по предоставлению жилья категориям граждан, установленных законодательством;
  • стимулирование развития проектов по жилищному строительству на региональном уровне;
  • модернизация коммунальных объектов и реконструкция ветхого жилья.

Помимо решения основных вопросов, программа «Жилище» предполагает увеличение спроса на недвижимость, особенно среди молодых семей, и в целом повышение качества жилищного фонда в стране.

Если касаться столицы РФ - Москвы, здесь программа «Жилище» включает разработку таких проектов:

  1. рассрочка на покупку жилья;
  2. компенсация найма жилого помещения;
  3. субсидии на покупку либо постройку дома;
  4. вручение жилищных сертификатов;
  5. доступность жилья для молодых семей.

Федеральный проект действует на общегосударственном уровне, при этом власти каждого региона вправе самостоятельно выбирать подпрограммы, в рамках которых будут предоставляться льготы и субсидии на жилье.

Условия программы и требования к участникам

​Схема федеральной программы, прежде всего, предполагает помощь в покупке недвижимости в домах экономкласса. Проще говоря, часть от суммы средств на приобретение жилья предоставляется из бюджета страны, а остаток оформляется в виде кредита. При этом ставка по займу будет льготной - 10-12%.

Государство в свою очередь обещает погасить не менее 30-40% от общей стоимости выбранной недвижимости. Конкретное значение зависит от льготной категории участника программы. В некоторых случаях сумма субсидии достигает немалых размеров и способна покрыть затраты на жилье если не в полном объеме, то большую часть таковых.

В проекте «Жилище» 2012-2018 для Москвы, как было сообщено 21 декабря, произошел ряд изменений, касающийся помощи многодетным семьям. Новые условия гласят, что при рождении (усыновлении) третьего либо последующего ребенка в момент действия соглашения купли-продажи с рассрочкой взноса, семье будет предоставлена возможность списать 30% от стоимости жилища, приобретенного у города. Нововведение распространяется и на семьи, в которых в период действия договора один из детей был признан инвалидом.

Кто может принимать участие

Прежде всего, участниками проекта могут стать молодые семьи, а также:

  • военные, получившие отставку по причине выслуги лет;
  • работники органов полиции, Следственного Комитета, прокуратуры;
  • ученые;
  • матери, воспитывающие детей самостоятельно;
  • многодетные семьи;
  • ликвидаторы последствий аварии в Чернобыле;
  • граждане, проживающие в ветхих и аварийных домах;
  • спасатели.

Допускается расширение или корректировка списка на региональном уровне в соответствии с критериями, по которым выясняется - нуждается человек в жилье или же нет.

Требования к претендентам

Перечень основных требований, предъявляемых к кандидатам, включает:

  1. Гражданство Российской Федерации.
  2. Возрастной порог участников - не более 35 лет для одного супруга либо обоих.
  3. Наличие стесненных условий проживания либо состояние жилища вовсе не пригодно к обитанию. Документальное подтверждение этого факта, предоставленной местными органами власти.
  4. Обладание суммой, необходимой для первоначального взноса за недвижимость - минимум 10% от общей стоимости жилья.
  5. Неполная семья обладает стопроцентным правом на участие в проекте.

Дополнительно претенденту потребуется доказать платежеспособность, поскольку основную часть стоимости квартиры либо дома следует погасить именно ему. Для этого необходим ежемесячный доход в той сумме средств, которая позволит впоследствии оплачивать взносы по льготной ставке жилищного кредита.

Как стать участником

Заявку на получение льгот по проекту «Жилище» следует предоставлять в органы местного самоуправления до 1 сентября каждого года. Предварительно потребуется узнать о подпрограммах, действующих в конкретном регионе.

Заявка представляет собой подачу заявления с просьбой включить семью либо отдельного гражданина в список участников. При этом бланк следует заполнять на месте, согласно образцу и обязательно в 2-х экземплярах.

Дополнительно следует подготовить бумаги:

  • паспорта всех членов семьи (для детей - свидетельства о рождении), а также копии документов;
  • свидетельство о заключении семейного союза, если имеется;
  • справки и выписки о доходах всех членов семейства, при этом засчитываются только документы, предоставленные официальными работодателями;
  • выписка со счета в банковском учреждении для доказательства, что в наличии имеется сумма для первого взноса (10% от стоимости жилья);
  • справка о состоянии жилища, в котором заявитель обитает на момент подачи заявления.

После передачи бумаг потребуется придерживаться следующего алгоритма действий:

  1. Подтвердить возможности оплаты той части стоимости жилья, которая не будет погашена за счет государственных средств.
  2. Получить расчет размера субсидии, положенной заявителю. Здесь все зависит от льгот, предоставляемых в рамках конкретной программы.
  3. Дождаться уведомления от комиссии - местные власти принимают решение в течение 10 дней с момента вручения заявления.
  4. Получить свидетельство, подтверждающее право использования субсидии на строительство либо покупку жилья.

В течение 2-х месяцев со дня вручения свидетельства, заявитель должен представить документ в выбранное банковское учреждение для заключения договора и открытия счета.

Приобрести жилье, будь то дом или квартира, либо вклад в строительство, необходимо в течение 9 месяцев со дня вручения сертификата.

Поскольку субсидия является целевой, в дальнейшем потребуется отчитаться за потраченные средства. Соответственно следует сохранять все чеки, договоры, платежки и прочие документы по операциям, производимым с деньгами.

Московский проект «Жилище» считается еще одной формой государственной поддержки молодым, малоимущим, многодетным семьям и категориям граждан, остро нуждающимся в улучшении условий проживания. В более широком смысле программа нацелена на развитие жилищного фонда страны, увеличение объемов строительства и модернизацию уже существующих объектов. Получить помощь из федерального бюджета могут граждане РФ, отвечающие определенным требованиям и обладающие возможностью оплаты части стоимости приобретаемого жилья.



Просмотров