Категории земель и виды разрешенного использования. Действие закона о земельных паях Закон о землях сельскохозяйственного назначения

*информация размещена в ознакомительных целях, чтобы поблагодарить нас, поделитесь ссылкой на страницу с друзьями. Вы можете прислать интересный нашим читателям материал. Мы будем рады ответить на все ваши вопросы и предложения, а также услышать критику и пожелания по адресу [email protected]

Вопросы, которые относятся к праву собственности и использованию земли всегда имели особый резонанс. С каждым годом всё больше внимания уделяется именно использованию земли по целевому назначению. Согласно статистике 386 миллионов 500 тысяч га в Российской Федерации занимают земли сельхоз назначения. По предоставленным данным Минсельхоза России около 18% земли не используется, а некоторые собственники используют её не по назначению.

На сегодняшний день Президент ужесточил санкции за неиспользование сельхозугодья, в том числе использование не по назначению. Он дал распоряжение о разработке законопроекта «об изъятии земель у недобросовестных хозяев и перепродаже его на аукционах». Вступить в силу этот законодательный акт должен будет осенью 2016 года. Обратите внимание, по ссылке http://www.build.su/index.php?s=98f3b0cda51061b83568607586397697&act=SF&f=356 представлена информация форума строителей про земельные участки.

Землевладение регулируется законодательством, а именно Гражданским и Земельным кодексами, Законом № 101 от 24.08.2002 года и рядом иных нормативно-правовых актов. Закон № 101 ФЗ гласит, что государственный орган может изъять земельный участок, в случаях если:

  • собственник использует его с нарушением законодательства — иррациональное использование, нанесение ущерба составу.
  • хозяин участка в течение трёх или более лет не использует участок.

В Постановлении №369 Правительства РФ выделены характерные черты неиспользования земельного участка:

  • не обрабатывается пахотный участок;
  • не высаживаются, культивируются сельскохозяйственные культуры;
  • не проводится скашивание сена;
  • более 30% от культурных растений на сенокосе занимают сорные травы;
  • не производится уход за многолетними насаждениями, в том числе уборка и выкорчёвывание;
  • на вспаханном участке более 15% — кустарников и деревьев, а на сельхозугодье — 30%;
  • закочкаренность и (или) заболачивание свыше 20% от площади всего участка.

Если собственник не использует землю в течение 3 лет, с момента вступления в право собственности, то у государственных органов есть все основания для изъятия участка. При грубом нарушении законодательства, срок не имеет значения. В случае если была нарушена экологичность земли, органы госконтроля могут её изъять после невыполнения собственником административного предписания. Если земля находится в праве пользования (по договору аренды), то он расторгается и более не продлевается. Когда участок принадлежит на праве постоянного пользования (бессрочного), земля также может быть изъята. Для этого нужно официальное решение органов государственной власти.

Решение государственные органы могут вынести в отношении любого субъекта как гражданина, юридического лица, так и муниципального органа. Кроме изъятия, возможна административная ответственность — наложение штрафа. Размер санкции зависит от субъекта. Так, для физических лиц сумма будет составлять 0,3 — 0,5% от стоимости земли, которую проводит государственная кадастровая службы, для организаций (юридических лиц) — от 2 до 10%, а для муниципального органа — от 0,5 до 1,5%.

Законодатель установил минимальную сумму штрафа:

  • юридическое лицо — 200 тысяч рублей;
  • муниципальный орган — 50 тысяч рублей.

Максимальная сумма взыскания для всех субъектов — 500 тысяч рублей.

В случае если вы подготавливаете земли для использования, но не успели выполнить работу в срок, также предусмотрен штраф. Для физических лиц — 2-2 тысячи пятьсот рублей, для организаций и предпринимателей — от 70 до 100 тысяч рублей, а для государственных служащих — от 4 до 4 тысяч пятисот рублей.

Контроль за использованием земли сельхоз назначения ведёт Россельхознадзор. Не зря эта тема так часто затрагивается правительством. Решение этого вопроса непосредственно влияет на состояние сельскохозяйственной промышленности и экономики России.

МОСКВА, 17 июн — РИА Новости. Госдума в пятницу приняла в третьем окончательном чтении закон об изъятии земель сельскохозяйственного назначения в случае их ненадлежащего использования.

Закон был подготовлен группой депутатов во главе с вице-спикером Госдумы и секретарем Генсовета "Единой России" Сергеем Неверовым, главой фракции единороссов в Госдуме Владимиром Васильевым и главой аграрного думского комитета Николаем Панковым.

Документ направлен на реализацию одного из положений декабрьского прошлогоднего послания президента РФ Владимира Путина Федеральному Собранию.

Изъятие

Согласно документу, срок, по истечении которого участок может быть изъят у собственника, если его использование приводит к существенному снижению плодородия земель либо причинению вреда окружающей среде, составит три года. Затем он может быть продан на торгах.

Материалы об использовании или неиспользовании земли сельхозназначения должны быть отправлены в органы исполнительной власти Россельхознадзором. Власти в течение двух месяцев после получения материалов должны обратиться в суд с требованием изъять участок и продать его с публичных торгов. Рыночная или кадастровая стоимость будет определяться судом.

Торги

Публичные торги будут проходить в три этапа. Они должны быть проведены в течение полугода с момента вступления в силу решения суда об изъятии земли. Если земельный участок непригоден для сельхозпроизводства и необходима мелиорация, то начальная цена участка может быть снижена не более чем на 20%.

Вторые торги проводятся через два месяца, цена земельного участка снижается на 20%. Если участок не продан и на третьих торгах, то дисконт на землю сельхозназначения не должен составлять менее 50%.

Запрещается участвовать в таких торгах юридическим лицам, участником которых является собственник изымаемого земельного участка, членам его семьи, организациям, на которые возложена оценка такого участка и их работникам, а также должностным лицам органов власти, чье участие в торгах может повлиять на условия и результаты торгов, членам семей таких лиц.

Следующий собственник земли, который приобрел ее на торгах, должен в течение одного года начать ее обрабатывать и использовать только для производства сельскохозяйственной продукции, то есть по назначению. За нарушение этой нормы предусмотрены штрафы.

Причины изъятия и вступление в силу

Закон не определяет признаки, по которым будет определяться, используется участок не по назначению или нет — их будет устанавливать правительство РФ.

Действие закона не распространяется на садовые, огородные, дачные земли, личные подсобные хозяйства, земли гаражного строительства, на которых расположена недвижимость, в ипотеке и земли банкротов.

Закон вступает в силу со дня его официального опубликования, за исключением некоторых положений, например, нормы о продаже земель с публичных торгов вступают в силу с 1 января 2017 года.

Что даст закон?

По мнению главы комитета ГД по аграрным вопросам Николая Панкова, принятие закона позволит увеличить производство сельскохозяйственной продукции, а также создать новые рабочие места.

"Целью закона не является отнять землю у тех, кто ее не обрабатывает. Прежде всего, мы исходили из того, что необходимо создать условия для того, чтобы собственники этой земли начали ее обрабатывать", — сказал парламентарий в пятницу журналистам.

По данным Счетной палаты, в России не используется 56 миллионов гектар земель сельхозназначения (14,5%).

Российская правовая база регулирует все операции, которые осуществляются над земельными паями. А это купля-продажа, аренда, получение земель в наследство и другое.

Правовая база в России

Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь к консультанту:

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ .

Это быстро и БЕСПЛАТНО !

Закон о владении земельными паями, а именно «О реорганизации колхозов и совхозов» был выдан Президентом РФ в 1991 году в декабре.

В нем идет речь о закреплении отдельных земельных паев за отдельными лицами.

В качестве владельцев этих паев выступали, как правило, работники и бывшие владельцы совхозов и колхозов, а также социальные служащие, которые работали неподалеку от данных объектов.

С тех пор часть земель страны находится в свободном владении граждан и полностью принадлежит им.

Об обороте земель

Правовое регулирование земель на территории Российской Федерации в первую очередь базируется на Земельном кодексе, но и тот отправляет нас к закону, принятому в 2002 году, а именно «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения».

Он также является одним из основоположных законов, которые регулируют распределение и назначение земель под сельское хозяйство.

После переворота, который произошел ранее, во время которого колхозы и совхозы потеряли более 10% всех своих земель, стали появляться различные обьединения, сообщества и кооперативы земельной собственности и сельского хозяйства.

За ними стали закреплять все права на бессрочное использование территорий бывших колхозов. Это право было выдано исключительно на пользование несельскохозяйственными угодьями. Но почему так?

Каждая страна пытается защитить сельскохозяйственные угодья, Россия в этом не стала исключением.

Для этого был придуман ряд ограничений по установлению права собственности на эти территории.

Около половины из принятых 14 позиций используются и в Законе «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения».

Эти пункты таковы:

  1. Невозможность изменять целевое назначение земли.
  2. Запрет на приватизацию определенных территорий (например, на территории, которые заняты оленьими пастбищами и другое).
  3. Запрет на использование и приватизацию иностранными лицами.
  4. Установка ограничения на границы.
  5. Установка перечня лиц, которые не могут приватизировать земли сельскохозяйственного назначения.
  6. Неиспользуемые по праву земли изымаются.

Закон о земельных паях

Закон «О земельных» паях регулирует использование и приобретение земель сельскохозяйственного назначения, а также передающиеся территории земельных паев.

Сельхозназначения

После расформирования колхозов, о которых говорилось выше, остались земли, которые не были отнесены ни к одной форме собственности.

Часть земель была передана к колективной собственности, которую тогда же и отменили, куда же пропали эти земли и куда их следует отнести? С юридической точки зрения эта категория земель не имеет определенного статуса. Их называют «неистребованными паями».

Такие земли регулируются также Законом «О земельных паях».

Исходя из трактовки данного юридического акта, можно прийти к выводу, что при аренде или договоре о таких земель, мы имеем дело с необычной территорией паев, которые не имеют точно очерченных границ и размеров, а являются особой территорией, которая не считается недвижимостью.

Закон «О земельных паях» устанавливает также и правила или купли-продажи всех паев на территории страны.

После покупки или аренды вы получаете сертификат.

Аукционы на сегодняшний день проводятся очень редко, а точнее, практически не проводятся никогда, ведь не считаются ни государственной, ни коммунальной собственностью.

Приобретение участка

Владение паями легко установить, получив сертификат и все права.

Установление права собственности земельным паем возможно при или аренде территории.

Купля-продажа

Практически каждый собственник земельного пая является не наследственным, а приобретенным владельцем земли сельскохозяйственного назначения.

Как правило, земельные паи покупают люди, которые занимаются фермерством для выращивания на этой территории различных сельскохозяйственных культур.

Покупка земельного пая на законных основаниях возможна и в России. Но, как правило, мало кто продает цельные земельные паи, ведь обычно их разделяют на доли, чтобы продать .

Разделить пай можно в соответствии с правом собственности, которое определяется Законом «О земельных паях».

Сертификат, который имеет каждый владелец, можно использовать для деления, в результате которого появится не один пай, а сразу несколько, но с меньшими территориями в соответствии с пропорциями выполненного деления.

Аренда

Закон говорит о том, что аренда является абсолютно законным способом получения права собственности.

Аренда паев, как правило, происходит в совокупности, то есть выдается не только один пай в отдельности, а сразу несколько.

Это удобно в первую очередь непосредственно для самого арендатора, а также для арендодателя, ведь они получают документ сразу на комплекс паев, а не на каждый по отдельности.

Если же понадобится отделение пая, то договор регистрации придется перезаключать для паев по отдельности, чтобы выделить один из них.

Наследование

Территории сельхозназначения могут быть получены в собственность того или иного лица и путем наследственным, при этом в соответствии с законодательством, эти земли можно изымать, передавать далее по наследству или продавать.

Также имеет место быть и бартер, что означает обмен территорией с возможностью доплаты.

При этом территории, которыми обмениваются, не обязательно должны быть равны по размеру, ведь главное, чтобы выполнялся договор: обе стороны дают друг другу какую-то землю.

Последующее оформление

Как собственность, которая вам принадлежит, можно в соответствии с законом Россиийской Федерации.

После покупки земельные паи сельхозназначения, как гласит закон, должны быть оформлены по месту жительства в комитете.

В этом же органе вы сможете получить сертификат владельца, который подтвердит ваши права на этот участок.

Права собственника надела

Гражданский и Земельный кодексы России говорят о том, что собственник надела имеет право на:

  1. Использование земельного пая в соответствии с правом собственности в собственных нуждах и целях.
  2. Возведение жилищных построений или выполнение любых работ на территории участка земли, который ему принадлежит.
  3. Проведение мелиоративных работ.
  4. Осуществление всех других прав по законодательству.

Другие лица, которые не являются собственниками земельных паев, также вправе осуществлять вышеуказанное с территориями, но при этом право собственности отсутствует и не выполняется.

Земля по праву считается одним из наиболее ценных активов, чья стоимость мало подвержена сезонным колебаниям. Однако не только это делает сельхозучастки привлекательной инвестицией. Агропроизводство - всегда выгодное вложение денег, гарантирующее их возврат с немалой прибылью. Положения Закона об обороте земель сельскохозяйственного назначения значительно облегчат составление соглашения о долгосрочной аренде. Также знакомство с этими законодательными нормами защитит от типичных ошибок, допускаемых многими гражданами во время процедуры оформления аренды сельхозугодий.

Со времени вступления в силу (2002) Федеральный закон «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» претерпел ряд существенных корректив. В настоящее время действительна редакция с последними видоизменениями от 03.07.2016.

Новый текст документа состоит из 4 глав и 20 статей. Как и большинство аналогичных актов, закон № 101 ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» начинается с общих положений, регламентирующих не только способы обработки земли и ее аренды, но и возможность дальнейшей приватизации или выкупа. Ко всему прочему, в первой главе оговаривается, при каких условиях не допускается возможность приватизации земель сельхозназначения, выделения иных участков.

В положениях закона (точнее статьи 6) обозначаются случаи, когда допускается изъятие участка, выделенного ранее принудительно. Как правило, к подобной проблеме приводят захламление надела, неиспользование земли по своему прямому назначению, нецелевое использование земель, загрязнение/уничтожение плодородного (верхнего) слоя, разрушение/порча системы мелиорации.

Специфика использования сельхозземель

Закон (глава 2) уточняет особенности оборота земель сельскохозяйственного назначения. Она состоит всего из четырех статей, каждая из которых разъясняет нюансы:

  • покупки и/или продажи земли;
  • аренды;
  • выкупа;
  • передачи в наследство.

Согласно статье 8 ФЗ правовое регулирование оборота земель, относящихся к сельхозназначению, связанное с их изъятием у владельца или арендатора согласно действующему законодательству, предполагает преимущественное право выкупа участка муниципальным образованием. Однако это не имеет отношения к случаям, когда земля выставляется на открытые торги.

Если же местные органы власти не заинтересованы в приобретении сельскохозяйственного участка, от которого желает отказаться его владелец, он имеет право продать его третьему лицу. Следует учесть, что несоблюдение процедуры продажи земли, касающегося преимущественного права выкупа муниципальным учреждением, влечет серьезные последствия. Согласно закону последующая сделка при покупке или продаже (физическому либо юридическому лицу) объявляется ничтожной.

Определенные ограничения имеются и относительно аренды земли, используемой для аграрного производства. В частности, положения статьи 9 ФЗ предусматривают, что договор аренды подписывается на срок от 3 до 49 лет лишь на участки, зарегистрированные в Росреестре (имеющие кадастровый номер). Если же арендуемая земля - это собственность группы лиц - владельцев земельных паев, то законодательные особенности оборота земельных долей предусматривают обязательное проведение собрания совладельцев с голосованием по поводу аренды земли.

Если необходимо пасти скот или использовать угодья под сенокос, соглашение аренды заключается на срок до 3 лет. Однако это ограничение касается лишь государственных/муниципальных земель.

Действующие правовые нормы вполне допускают выкуп сельхозугодий. Для фермеров или владельцев аграрных предприятий подобная возможность чрезвычайно привлекательна, учитывая, что цена выкупа сельхозземли, арендованной у претендента на покупку, но при этом имеющей статус муниципальной, составляет всего лишь 15% от ее кадастровой стоимости (статья 10 ФЗ).

Оборот долевых участков

Закон 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» имеет четкие правила заключения сделок с участками с не выделенной долей (глава 3). Как вы знаете, с началом разгосударствления колхозного имущества (1992) земля, ранее принадлежащая колхозам/совхозам, в виде паев была передана в собственность сельских жителей. Сегодня в паевом землевладении находятся десятки миллионов гектаров.

Несмотря на то что владелец пая имеет юридическое право выделить свою долю в натуральном виде, образовав крестьянское хозяйство, большинство жителей сельской местности по ряду причин свои паи предпочитают арендовать. Следует уточнить, что арендаторами могут выступать и агрокомплексы, и фермеры.

Законодательные нормы (ФЗ, статья 12) допускают возможность дарения/продажи земельного пая. Правда, существует сервитут: когда наследование пая не ограничивается определенным перечнем физических лиц, купля-продажа или дарственная подписываются лишь по отношению к другим владельцам паев. При этом паи разрешается продавать либо дарить фермерам или владельцам агрокомплекса, тем, кто арендует эти сельхозугодья.

Если кто-то добровольно отказывается от пая, он переходит к местному районному/муниципальному образованию (статья 12 ФЗ). Впоследствии этот земельный пай может быть продан по цене, составляющей 15% от ее кадастровой стоимости, арендатору. Если арендатор не заинтересовался покупкой выставленной на продажу доли в течение четырех месяцев, на протяжении последующего года орган местного самоуправления обязан выделить участок для предоставления его другим заинтересованным.

Выделение из общественной собственности

Выделение земельного участка - экономически выгодное решение, поскольку с владельца сельхозугодий снимаются все существующие ограничения, касающиеся права распоряжения землей. Кроме того, образование фермерского хозяйства на выделенной из пая земле способно принести гораздо больше прибыли, чем при его аренде.

Исходя из норм ФЗ (статья 13) для выделения участка из коллективного поля на основании наличия у инициатора этого процесса земельной доли, перешедшей к нему или его семье после расформирования колхоза/совхоза, потребуется собрание владельцев земельных паев, где простым большинством голосов будет принято решение о предоставлении права выхода владельца одного пая из общего землевладения. Обычно на подобном собрании рассматривается вопрос, следует ли собственнику выделить на местности участок определенного размера.

После того как собрание владельцев земельных паев утвердило выделение участка в натуре, будущий фермер за свой счет должен заказать межевание выделенной территории с последующим оформлением кадастрового паспорта и постановкой на учет в Росреестре. Стоит отметить, что законом не допускается возможность отказа в выделении из-за отсутствия кворума на собрании пайщиков. В этом случае гражданин может инициировать подачу судебного иска и требовать, чтобы суд признал его законное право в выделении доли в натуре.

Собрание пайщиков может самостоятельно решить, где участок будет выделен. Поскольку важное условие здесь - выход за пределы общественного поля, в большинстве случаев выделение в натуральном виде происходит на краю коллективного землевладения.

Добившись выделения доли, гражданин не имеет права досрочно разорвать ранее заключенный договор без компенсации убытков арендатору (статья 393 ГК РФ). Если же срок аренды заканчивается в текущем году, следует учитывать, что оборот земель сельскохозяйственного назначения имеет четко выраженный сезонный характер. Получается, что если арендатор провел весенние полевые работы, планируя летом или осенью собрать урожай, владелец выделенного пая не может этому препятствовать. В противном случае арендатор может подать судебный иск о возмещении неполученной прибыли.

Межевание сельхозугодий

Характерной особенностью сельскохозяйственных земель, отличающей их от приусадебных участков, является значительная площадь, которая иногда в десятки или даже в сотни раз превышает стандартные 10–20 соток, выделяемых под индивидуальное жилое строительство. Следовательно, это вносит свои изменения в процедуру межевания, заметно усложняя полевые работы. Вместе с тем во всем остальном процедура создания кадастровой документации для участков, выделенных под аграрное производство, мало чем отличается от межевания других объектов недвижимости.

Исходя из норм статьи 13.1 ФЗ проект межевых работ для аграрного землевладения должен выполняться кадастровым инженером - членом местной саморегулирующейся организации. Если речь идет о том, чтобы провести границы участка, не принадлежащего какому-либо одному собственнику, будущий проект обязан пройти одобрение большинства участников коллективного землевладения. Поскольку результат межевания - весьма важная информация для дальнейшего пользования, оповещение о будущем собрании лично направляется каждому владельцу пая общего поля. Если это невозможно, анонс о проведении собрания обязательно публикуется в региональных СМИ.

Когда в ходе собрания утверждается проект определения границ участка, отведенного для отдельного фермерского хозяйства или надела, документ следует заранее согласовать с его владельцем. В случае наличия со стороны собственника каких-либо возражений по поводу границ, конфигурации или места выделения его аргументы должны быть представлены в дополнении к проекту.

Особенности распоряжения долевым сельхозучастком

Известно, что владение земельным паем или долей имущества сельхозпредприятия имеет ряд существенных ограничений. К примеру, собственник пая не может самостоятельно распоряжаться принадлежащей ему землей в полном объеме без выделения земли. В то же время ему предоставляется возможность частичного отчуждения пая способом дарения, передачи в наследство, продажи. Причем в последнем случае соглашение о продаже пая может быть заключено лишь с другими владельцами или с арендатором, который обрабатывает эту землю на основании ранее подписанного соглашения.

Собственник должен учитывать, что отсутствие выделенного на местности участка делает его распоряжение полностью зависящим от решений коллективного собрания. Так, исходя их норм ФЗ, указанных в статье 14, общее заседание участников долевой собственности имеет право:

  • утверждать, отклонять или вносить коррективы в кадастровый проект как общего поля, так и выделяемой в нем доли;
  • утверждать список владельцев долей в коллективной собственности;
  • вносить предложения и утверждать условия арендного договора;
  • рассчитывать сумму арендной платы, причитающийся каждому участнику, исходя из размера его доли;
  • давать полномочия одному из участников представлять интересы всех членов перед государственными органами или другими хозяйственными организациями.

Избранное общим собранием лицо имеет право выполнять функции доверительного распорядителя доли одного из умерших участников до вступления его наследников в свои законные права.

Проведение собрания участников долевой собственности

Поскольку ранее порядок проведения общего собрания владельцев долевой собственности не прошел законодательного урегулирования, это нередко давало основание для подачи судебных исков. Несоблюдение регламента, отсутствие оповещения о месте проведения собрания, недостаточный кворум - все эти моменты могли существенно повлиять на правовой статус землевладения в дальнейшем. Чтобы исключить возможные неприятные последствия, в 2010 году Госдумой были утверждены дополнения в ФЗ № 435, где, помимо прочего, были разъяснены процедуры подготовки и проведения собрания держателей земельных паев.

В пункте 2 статьи 14.1 ФЗ уточняется, что оповещение о будущем проведении собрания должно публиковаться в местных СМИ или на официальном сайте районной (городской) администрации как минимум за 40 дней до встречи. Текст анонса должен обязательно иметь дату, точный адрес и повестку собрания.

В законе также указывается, что в собрании имеют право голосовать только владельцы доли, а также те присутствующие, которые обладают полномочиями представлять их интересы по доверенности. При этом само голосование должно происходить в открытом режиме методом поднятия рук или удостоверений (приглашений).

Чтобы исключить возможность оспаривания легитимности результатов голосования, собрание может считаться правомочным лишь при присутствии не меньше 50% от владельцев долей. При этом решение утверждается при наличии простого большинства голосов (50% + 1 голос) от числа участников. Решение может быть также принято большинством из числа присутствующих.


В собрании должен участвовать официальный представитель органов местного самоуправления. Он не принимает участия в голосовании, однако следит за соблюдением правовых норм, удостоверяет полномочия участников и подписывает итоговый протокол. После окончания собрания любой из участников, а также другие заинтересованные лица, имеют право на предоставление им ксерокопии протокола.

Определение доли

Точное и правильное определение земельных долей необходимо не только для подсчета будущей арендной платы или при решении проблем, связанных с выделением участка. Оно также должно сыграть существенную роль в голосовании при рассмотрении различных вопросов, касающихся продолжения срока аренды, вариантов использования земли или выбора арендатора.

Статья 15 ФЗ позволяет определять земельную долю различными способами: в метрической системе (гектарах или сотках), в процентном соотношении к общей площади или в виде дробного числа (1/2, 1/3, 1/16 и т.д.). Единственное условие - чтобы все другие доли также определялись по единому методу.

Согласно статье 18 ФЗ при отсутствии информации в ГКН относительно прав на земельную долю наличие сертификата (земельного пая), который был получен гражданином после расформирования колхоза (совхоза), но до принятия данного закона, имеет равноценную юридическую силу, в том числе для заключения сделок.

Наследники, еще не вступившие в свои законные права на имущество, находящееся в долевой собственности, могут участвовать в голосованиях наряду с другими участниками при предъявлении свидетельства о праве на наследство, выданного нотариусом.

Восстановление земельного пая

Как и при потере любого другого выданного документа, земельный пай можно восстановить. Однако здесь следует понимать, что сравнивать сертификат на землю с паспортом нельзя - разница в юридическом смысле здесь весьма ощутима. Процедура восстановления паспорта или, например, домовой книги отнимет у вас значительно больше усилий, чем получение нового земельного пая. Это объясняется тем, что восстановление самого бланка паевого сертификата может и не понадобиться. Согласно статье 18 (глава 4) ФЗ земельный пай имеет одинаковую юридическую силу с выпиской из ЕГРЛ.

Что это означает на практике? Нормы, указанные в вышеупомянутой статье закона, позволяют в случае утери пая его не восстанавливать, а воспользоваться получением выписки из реестра. Поскольку все данные о владельцах земельных участков (в том числе и находящихся в долевой собственности) занесены в единую электронную базу, для использования документа, свидетельствующего о владении долевой собственностью, достаточно посетить местный многофункциональный центр или управление Росреестра, где в течение считанных минут вы получите необходимую выписку. Кроме того, для большего удобства граждан предоставление выписок ЕГРЛ и других документов можно также заказать в электронной форме через интернет.

Собственникам или арендаторам сельхоз участков требуется знать содержание закона об обороте земель сельскохозяйственного назначения 101-ФЗ, особенно в его последней редакции.

Уважаемые посетители!

Наши статьи носят информационный характер о решении тех или иных юридических вопросов. Вместе с тем каждая ситуация индивидуальна.

Для решения конкретной задачи заполните форму ниже, либо задайте вопрос онлайн консультанту во всплывающем окне внизу или звоните по телефонам указанным на сайте.

Данный закон об обороте достаточно специфичен, поэтому без помощи специалиста в этом случае не обойтись. Безусловно, можно обратиться в специализированную юридическую контору, выставляющую заоблачные цены на свои услуги.

Но в 2017 г. есть более простой и менее затратный способ решения проблемы – просто напишите свой вопрос в форме в правом нижнем углу монитора, и квалифицированный юрист с удовольствием вас проконсультирует.

Онлайн консультация бесплатна и работает круглосуточно.

Правовой акт, регулирующий отношения с землями сельскохозяйственного назначения, распространяет свое действие на участки с одноименной категорией земель, но не на все. Земли с некоторыми видами разрешенного использования не подпадают под его действие. Это участки со следующими видами разрешенного использования: для постройки одного гаража, ведения ЛПХ и дачного хоз-ва, оборудования садов и огородов.

То есть, проще говоря, закон 101-ФЗ распространяет свое действие только на поля, пашни и так далее, а ваш дачный участок относится к сфере регулирования Земельного кодекса РФ.

Если вы гражданин другой страны или вовсе без гражданства, то в 2017 году участок из земель сельхозназначения по закону может быть передан только под аренду.

Ограничения площади сельскохозяйственных участков

Не нашли ответ? Консультация юриста бесплатно!

Законом 101-ФЗ также устанавливается процесс установления минимума и максимума размеров земельных участков из земель сельхозназначения.

Так, минимальный размер в 2017 г. устанавливается внутренним законом субъекта РФ, на территории которого находится земля. Конечно, в соответствии с Конституцией РФ, закон субъекта не может противоречить вышестоящему законодательству, то есть не должны нарушаться требования Земельного кодекса РФ или других ФЗ.

Какой самый большой участок может находиться у одного человека или организации, также определяется правительством региона. Но здесь существуют некоторые требования, которые прямо прописаны в 101-ФЗ: субъект может установить максимальный размер, который начинается от 10% всей территории сельскохозяйственных угодий, расположенных на землях муниципалитета.

Отчуждение земель при нарушении закона

Если выясняется, что в 2017 г вы нарушили вышеописанные условия, то нужно немедленно устранить противоречия закону, например, продать кусочек участка с/х назначения (или весь ЗУ) или сдать в аренду. В случае приобретения земель до вступления в силу 101-ФЗ (до 24 июля 2002 года), то в срок один год с указанной даты, а если право было получено после 2002 года, то в течение 12 месяцев с момента доказательства права. Причем, вы имеете преимущественное право на подписание с вами договора аренды, если отчуждаете участок муниципалитету или субъекту РФ.

Если отчуждение в течение года не произведено, то регистрирующий орган (Росреестр) за десять дней должен отправить письмо в администрацию субъекта с сообщением о том, что законодательный порядок не выполняется.

И орган гос. власти в срок до одного месяца с того момента, как получит письмо от Росреестра, будет обращаться в суд, чтобы принудить вас наконец выполнить закон.

По 101-ФЗ земельный участок в 2017 году может быть у вас отобран и в других случаях. К примеру, вид разрешенного использования установлен «пчеловодство», а вы сажаете на участке пшеницу. Это нарушение. Если вы будете делать так три года подряд, то участок изымут принудительно.

Некоторые аспекты оборота земель сельхозназначения

Регион, на землях которого расположился сельскохозяйственный участок, имеет на него преимущественное право выкупа. А это значит, что его о продаже нужно уведомлять. В уведомлении обязательно должна быть указана продажная цена и все остальные условия. Если орган субъекта, в который вы направили уведомление не будет отвечать месяц, то можно абсолютно спокойно продавать землю, но только в течение года. Через год или в случае, если собственник решил снизить продажную цену участка с/х назначения, то процедуру уведомления нужно повторять заново. В случае несоблюдения указанных условий сделку можно признать ничтожной.

Что касается аренды таких земель, то максимальный срок для нее – 49 лет (для участков, принадлежащих региону или муниципалитету). Иногда договором аренды устанавливается, что по ее завершению участок отправляется во владение арендатора, или иное условие – арендатор имеет преимущество для оформления нового «проката» земельного участка. Причем максимальной площади для арендуемых земель 101-ФЗ не установлено.

К сведению: если вы пожелаете передать арендуемый земельный участок в залог (естественно, только в рамках срока пользования), согласие собственников других долей вам не потребуется.

Что можно сделать с земельной долей

Существует такое понятие, как доля в праве общей собственности на участок из земель сельхозназначения – это часть земли на большом с/х участке. Причем границы ее могут быть выделены в натуре или нет. С земельной долей допускаются некоторые действия без выделения:

  • отказ;
  • передача в наследство;
  • сделки между участниками собственности.

Но есть случаи, когда земельный участок с/х назначения все-таки нужно выделять в натуре. Например, если вы хотите его продать постороннему лицу. Тогда нужно будет обратиться к кадастровому инженеру, который, в свою очередь, осуществит измерения местности и сделает проект межевания. Согласовав межевой проект, можно ставить участок на кадастровый учет и регистрировать на него вещное право.

Если вы не пользуетесь земельной долей в соответствии со значением и видом разрешенного использования 3 года подряд (при этом право не оформлено в Росреестре), вполне возможно, что ваша доля будет признана невостребованной.

Соответственно, ее могут изъять для того, чтобы кто-то ее использовал. В случае ошибочного признания вашего надела невостребованным, можно передать в орган местного самоуправления обоснованное возражение или аргументировать это на собрании участников долевой собственности. Вышеуказанные действия по закону выступают отправными точками для того, чтобы вас или вашу землю убрали из списка не истребуемых никем долей.

Что такое собрание собственников земельных долей

Общую встречу всех владельцев по решению тех или иных вопросов, непосредственно касающихся их владений, можно назвать маленьким органом самоуправления. Собрание имеет право принимать решения, если на него пришли от 20% участников общей собственности или во владении собравшихся участников находится не менее 50% территории всего участка.

Нововведения этого года в 101-ФЗ

В июле 2017 года в описываемый ФЗ была введена поправка, которая вписала новую статью под номером 19.2, которая регулирует передачу региональных долей.

В соответствии с ней, с 2017 без организации торгов участки, образованные за счет не истребуемых никем долей (и которые стали собственностью субъектов РФ до начала второго полугодия 2011 г.), могут предоставляться сельхоз организациям или крестьянско-фермерским хозяйствам в собственность или аренду на льготных условиях. Цена выкупа с 2017 года не должна переходить порог 15 процентов от кадастровой стоимости, а плата за аренду не должна быть выше 0,3 процента от указанной базы.

Классификатор ВРИ

В землях сельхозназначения по ФЗ их 18:

  • растениеводство – делится еще на несколько видов разрешенного использования:
    • выращивание овощей;
    • выращивание зерновых культур;
    • чая, лекарственных цветов;
    • многолетних плодовых, иначе говоря, садоводство;
    • льна и конопли;
  • животноводство – выпас животных, сенокошение для прокорма, размещение зданий для нахождения и разведения сельскохозяйственных животных. Этот вид разрешенного использования также несет в себе разрешенные подвиды использования:
    • скотоводство;
    • звероводство;
    • птицеводство;
    • свиноводство;
  • пчеловодство – не только установка ульев, но и размещение помещений для переработки медовой продукции;
  • научная работа в сельском хозяйстве – на землях с таким видом разрешенного использования работают селекционеры и другие ученые;
  • хранение и переработка сельхоз продукции;
  • ведение ЛПХ на полях – то же самое, что и обычное личное подсобное хозяйство в деревнях и селах, только нельзя создавать капитальные постройки;
  • питомники – при таком виде разрешенного использования на участках располагаются парники, теплицы, строения, в которых выращивают ценные виды растения;
  • для обеспечения сельскохозяйственного производства – здесь располагаются МТС, гаражи, ангары, трансформаторы, водонапорные башни и другое.


Просмотров