Метод изучения анатомии на живом человеке. Методы анатомии человека. Методы исследования анатомии

Лекция № 1 Тема: Введение в анатомию

План

    Предмет, цели и задачи анатомии.

    Классификация анатомических наук. Современные принципы изучения анатомии.

    Методы изучения анатомии человека.

    Краткий исторический очерк развития анатомии.

1. Предмет, цели и задачи анатомии.

АНАТОМИЯ ЧЕЛОВЕКА (от греч. anatemno - "рассекаю") -наука, изучающая форму и строение человеческого организма в связи с его функциями, развитием и влиянием на организм окружающей среды.

Современная анатомия стремится не только описывать факты, но и обобщать их, выяснять не только как устроен организм, но и почему он имеет такое строение. Для ответа на этот вопрос она исследует как внутренние, так и внешние связи организма.

Известно, что все в природе взаимосвязано. Также и живой организм человека является целостной системой. Поэтому анатомия изучает организм не как простую механическую сумму составляющих его частей, не зависимую от окружающей его среды, а как целое, находящееся в единстве с условиями существования.

Анатомия изучает не только строение современного взрослого человека, но и исследует, как сложился человеческий организм в его историческом развитии. С этой целью:

изучается развитие человеческого рода в процессе эволюции животного мира - филогенез;

исследуется процесс становления и развития человека в связи с развитием общества - антропогенез;

рассматривается процесс индивидуального развития человеческого организма - онтогенез;

учитываются индивидуальные и половые различия формы, строения и положения тела, составляющих его органов, а также их топографических взаимоотношений.

Для всех позвоночных, в том числе и человека, характерно множество общих признаков строения. Главнейшими принципами или законами, проявляющимися в строении тела человека, являются следующие:

1. Полярность - наличие двух различно дифференцированных
концов тела или полюсов.

2. Двубокая симметрия: обе половины тела являются сходными.
З.Сегментарность, или метамерность, - деление той или иной

части тела на сегменты (метамеры). Человек, пройдя длительный путь эволюции, сохранил метамерное строение не во всем теле, а только в туловище.

4.Корреляция - закономерное соотношение между отдельными частями организма. На основании закона корреляции, разработанного Кювье, по отдельным частям тела можно судить о других особенностях строения тела человека.

ЗАДА ЧИ СОВРЕМЕННОЙ AHA ТОМИИ:

1.Описание строения, формы, положения органов и их взаимоотношений с учетом возрастных, половых и индивидуальных особенностей человеческого организма.

2.Изучение взаимозависимостей строения и формы органов с их функциями.

3.Выяснение закономерностей конституции тела в целом и составляющих его частей.

Изучение анатомии в системе высшего физкультурного образования определяется следующими факторами:

во-первых, анатомия, как одна из фундаментальных морфологических наук, имеет общеобразовательное, мировоззренческое и воспитательное значение;

во-вторых, анатомия закладывает фундамент для изучения других медико-биологических и спортивных дисциплин;

в-третьих, анатомия имеет прикладное значение для студентов и тренеров.

2. КЛАССИФИКАЦИЯ АНАТОМИЧЕСКИХ НАУК Принципы изучения анатомии

Все биологические науки делятся на две большие группы:

    Морфологические науки (morphe - форма) - изучают форму и строение живых организмов.

    Физиологические науки (physis -природа) - исследуют функции этих организмов.

Среди морфологических наук выделяют микроскопические, к которым относятся гистология и цитология; а также макроскопические науки, к которым относится анатомия.

Анатомию подразделяют на нормальную, изучающую здоровый организм, и патологическую, изучающую структурные изменения в организме, возникающие в результате болезни.

В свою очередь, нормальная анатомия подразделяется на:

« Систематическую анатомию - рассматривает организм по системам, т.е. как бы расчленяя организм на части - системы (Андрей Везалий, 1514-1565);

Топографическую анатомию - исследует пространственные взаимоотношения органов в различных областях тела. Она имеет прикладное значение, особенно в хирургии (Н.И. Пирогов, 1810-1881).

Пластическую анатомию - излагает сведения о статике и динамике внешних форм тела человека. Внутреннее строение организма рассматривается только для понимания внешних форм тела. Пластическая анатомия служит изобразительному искусству (И.В.Буяльский, 1789-1866; Леонардо да Винчи, 1452-1519).

* Динамич ескую анатомию - изучает спортивные, трудовые,
художественные и другие движения человеческого тела (М.Ф. Иваницкий
1895-1969).

* Спортивную анатомию - исследует анатомические изменения в
организме, происходящие при выполнении различных положений и
движений, т.е. как адаптационные изменения, так и в результате
спортивного отбора (П.Ф. Лесгафт, 1837-1908).

Возрастную анатомию - рассматривает анатомические особенности человеческого организма с точки зрения его возрастных изменений (Н.П. Гундобин, 1860-1908).

«Типовую анатомию - изучает соотношение между внутренним строением тела и его внешними формами. Все многообразие особенностей этого соотношения подразделяется на основные группы или типы (В.Н. Шевкуненко, 1872-1952).

« Проекционную анатомию - исследует проекцию органов человеческого тела на его наружную поверхность.

В конце XX в. возникли и развиваются новые направления в анатомии-экологическая анатомия, лучевая анатомия или анатомия живого человека (с использование методов ядерно-магнитного резонанса, ультразвуковой эхолокации, томографии и т.п.)

Современные принципы изучения анатомии человека

Форма и строение человеческого тела изучается:

    Во всем их многообразии (диалектический принцип);

    Неразрывно с функцией (принцип связи структуры и функции);

    В связи с развитием:

А) индивидуальным (в онтогенезе); Б) эволюционным (в филогенезе).

4. В связи с практикой (принцип связи теории и практики)

5. В историческом аспекте (с учетом развития человеческого

общества).

3. Методы изучения анатомии человека

В анатомии применяют различные методы, которые можно разделить на 3 группы:

    только на трупном материале;

    как на трупном материале, так и на живом организме;

    только на живом организме.

Методы исследования на трупном материале

    Метод рассечения (К. Гален) - для визуального осмотра органов при вскрытии.

    Метод мацерации ("вымачивания") - для получения и изучения целого скелета труп помещали в проточную воду, ткани вымывались, разлагались и оставался один скелет.

    Метод препарирования - это послойное отделение тканей. Сейчас выделяют микро- и макропрепарирование. Основоположником метода был А.Везалий (1514-1564).

Метод инъекций (Ф. Рюши, В.М. Шумлянский) - заполнение
сосудов или протоков окрашенными затвердевающими массами
(свинцовый сурик, китайская тушь на желатине, железный сурик, газовая
сажа на мыльном спирте) с дальнейшим препарированием и
просветлением (глицерин, касторовое масло, ксилол).

Метод коррозии (И.В. Буяльский, П.Ф. Лесгафт) - вытекает из
предыдущего метода. Разница в том, что полости органов или сосудов
заполняют окрашенной пластмассой, жидким металлом, которые затем
затвердевают. Далее мягкие ткани удаляют с помощью кислоты или
щелочи, получая слепок органа (например, бронхиальное дерево, сосуды
почки и т.д.). Раньше для этой цели использовали воск, теперь -
пластмассы, металлы.

Метод просветления тканей (Ф. Рюиш) - сочетается с методом инъекции, после чего объект специально обрабатывается особыми растворами (глицерин, касторовое масло, ксилол) и становится прозрачным, а сосуды контрастными.

Метод распила замороженных трупов (И.В. Буялъский, НИ. Пирогов) показывает взаимоотношение органов между собой (основоположник Н.И.Пирогов). Это так называемая ледяная анатомия или скульптурный метод.

Методы исследования как на трупе, так и на живом материале

Метод макро-мшрокопического исследования (В.П. Воробьев).
Этот метод начал использоваться с момента открытия оптических

линз. Он позволяет изучать структурные образования с помощью лупы на пограничном уровне: орган-ткань.

Метод проекционной и сканирующей электронной микроскопии
- дает изображение клетки и ее субклеточных компонентов (ядра,
комплекса Гольджи, лизосом, митохондрий и т.д.)

Рентгеновский метод - основан на задержке рентгеновских лучей
солями кальция. С помощью этого метода можно изучать процессы
окостенения, форму костей, суставов и т.п. Иногда этот метод используют
при искусственном введении вещества, задерживающего лучи (например,
при исследовании пищеварительного тракта). Его разновидности -
рентгенография и рентгеноскопия.

Методы исследования на живом организме

Новейшие методы рентгеновского исследования:

А) электрорентгенография получает изображение мягких тканей

(хрящи, связки); разновидность его - рентгенокимография (изображение

мышц);

Б) томография позволяет получить изображение органа в заданной

плоскости;

В) компьютерная томография позволяет суммировать изображения множества томограмм, создавая объемное изображение объекта;

Г) рентгеноденситометрия позволяет прижизненно определить количество минеральных солей в костях.

2.Соматоскопическийметод - это визуальный осмотр тела человека или его отдельных частей. Метод позволяет определить форму грудной клетки, степень развития отдельных групп мышц, подкожного жира, искривления позвоночного столба и др.

В клинике наряду с соматоскопией производят ощупывание (пальпация), выстукивание (перкуссия), выслушивание (аускультация) отдельных областей тела.

3.Соматометрический метод (антропометрический) - заключается в измерении размеров человеческого тела и отдельных его частей, жирового, костного и мышечного компонентов, определении физического развития. Этот метод приобретает все большее значение в спортивном отборе, при контроле за тренировочным процессом и т.п.

4.Метод анатомического анализа положений и движений тела спортсмена (М.Ф.Иваницкий) лежит в основе динамической морфологии.

5. Метод биопсии - изучаются структурные элементы живых клеток и тканей. Этот метод часто сочетается с ультрамикроскопией. При этом можно определять композицию мышечных волокон, что важно для спортивной ориентации, а также выявлять различные патологические изменения в тканях и органах.

6. Метод ультразвуковой эхолокации - основан на различной пропускной способности ультразвука органами и тканями. Метод позволяет определить прижизненные размеры органов, их взаимоотношения, недоступные прямому изучению.

7. Метод эндоскопии трубчатых органов ( органов дыхательной, пищеварительной систем и т.д.).

8.Метод меченых атомов (радиометрия)-въедете веществ(радионуклиды Р, Тс (технеций-фосфат), содержащих малое количество какого-либо радиоактивного элемента. По его содержанию в том или ином органе определяют его массу и функциональную активность.

9. Метод магнито-резонансного изображения (магнито-ядерного
резонанса, 1987) - исследование костей, суставов, и их топография. С
2003 г. развивается цветная МЯР.

10. Экспериментальный метод (В. Ру, П.Ф. Лесгафт) на животных вбирает в себя несколько методик и заключается в моделировании на животных различных внешних воздействий. Цель метода - изучить механизмы приспособления организма на всех его уровнях к экстремальным воздействиям, а затем экстраполировать полученные результаты на человека. В спортивной практике метод используется
редко.

Таким образом, в настоящее время строение человеческого организма изучается на разных уровнях:

    на уровне систем органов (системном);

    на уровне отдельных органов (органном);

    на уровне тканей (тканевом);

    на уровне клеток (клеточном);

    на уровне молекул (молекулярном).

Следовательно, анатомия тесно связана с рядом биологических наук, таких как гистология, эмбриология, цитология и др.

4. Краткий исторический очерк развития анатомии.

История анатомии - это история борьбы материализма и идеализма во взглядах на строение и развитие организма человека. Стремление получить новые, более точные сведения о строении тела человека в течение многих веков часто встречало сопротивление со

стороны реакционных властей и особенно церкви.

Истоки анатомии уходят глубоко в древность. У древних людей сведения о строении животных и человека складывались из случайных наблюдений при жертвоприношениях, на охоте, во время приготовления пищи и т.д.

Определенную роль в развитии анатомии сыграли успехи, достигнутые в Древнем Египте в связи с культом бальзамирования трупов. Ценные данные в области анатомии были получены в Античной Греции. Там под влиянием материализма Демокрита и диалектики Гераклита, высказавшего знаменитое положение "все течет", формируется материалистический взгляд на строение человеческого тела. Древним грекам принадлежит заслуга создания анатомической терминологии.

Выдающимися представителями греческой медицины и анатомии были Гиппократ, Аристотель и Герофил.

Гиппократ (460-377 гг. до н.э.) описал некоторые кости черепа, соединения их посредством швов, развитие цыпленка, образование алантоиса. Он считал, что основу строения организма составляют четыре "сока": кровь, слизь, желчь и черная желчь. Темперамент человека как одно из проявлений его душевной деятельности обусловлен состоянием соков тела, т.е. материи. В этом был материализм Гиппократа.

Аристотель (384-322 гг. до н.э.) - великий древнегреческий врач и анатом оставил многочисленные труды, в которых изложил процесс внутриутробного развития и систематизировал около 500 видов животных; описал ряд черепных нервов (зрительный, обонятельный и др.), сосуды плаценты и желточного мешка, отличал нервы от сухожилий и пр.

Герофил (род в 304 г. до н.э.) выделял анатомию как самостоятельную науку; описал оболочки мозга, венозные пазухи, желудочки мозга и сосудистые сплетения, двенадцатиперстную кишку, простату (предстательную железу) и др.

Вопросы функциональной анатомии применительно к спортивной практике, создал оригинальный курс динамической анатомии, заложил научные основы спортивной морфологии.

Таким образом, анатомическая наука в нашей стране характеризуется стремлением рассматривать организм как морфологическое и функциональное целое, связанное с условиями окружающей среды.

Вопросы для самоконтроля

1. Что изучает анатомия как наука. Сформулируйте цели и задачи
современной анатомии.

2. Представьте классификацию анатомических наук, их
особенности и взаимосвязи.

    Назовите основные принципы изучения анатомии человека.

    Перечислите методы анатомических исследований.

    Дайте характеристику методам исследования анатомии на трупном материале.

    Охарактеризуйте основные методы исследования анатомии на живом организме.

    Охарактеризуйте основные исторические вехи развития анатомии в Европе (Гиппократ, К.Гален, Леонардо да Винчи, А. Везалий и др.

    Опишите развитие отечественной анатомии (А.П. Протасов, М.И. Шеин, Н.И. Пирогов, П.Ф. Лесгафг, В.Н. Тонкое, М.Ф. Иваницкий и др.).

100 р бонус за первый заказ

Выберите тип работы Дипломная работа Курсовая работа Реферат Магистерская диссертация Отчёт по практике Статья Доклад Рецензия Контрольная работа Монография Решение задач Бизнес-план Ответы на вопросы Творческая работа Эссе Чертёж Сочинения Перевод Презентации Набор текста Другое Повышение уникальности текста Кандидатская диссертация Лабораторная работа Помощь on-line

Узнать цену

1. Препарирование трупа (послойное расчленение тканей с целью их удаления и выделения из окружающих тканей мышц, сосудов, нервов и т.д. и их изучение).

2. Метод антропометрии (рост, взаимоотношение частей, масса тела, конституция, раса, индивидуальные особенности человека).

3. Макро - микроскопические методы (небольшое увеличение).

4. Метод инъекции (окрашенная масса).

5. Метод коррозии.

6. Метод рентгеноскопии и рентгенографии (прижизненное изучение костей, лёгких, кишечника и т.д.).

7. Метод эндоскопических исследований.

8. Метод ультразвукового сканирования.

9. Экспериментальный метод в анатомии, применяется для выяснения функциональных значений органа, ткани или системы. Он позволяет установить пластичность тканей, их восстановительные способности и т.д. С помощью эксперимента можно получать много новых данных по перестройке органов и организма в ответ на внешние воздействия.

Анатомию человека методически можно изучать различно: по отдельным системам (систематическая анатомия или описательная), описывать только внешнюю форму человека (пластическая или рельефная анатомия), исследовать строение органов и систем в зависимости от их функций (функциональная анатомия), изучать взаиморасположение систем и органов с учётом возрастных и индивидуальных особенностей (топографическая анатомия), изучать строение органов в различные возрастные периоды (возрастная анатомия), изучать состояние и форму органа при патологических процессах (патологическая анатомия), изучение и сравнение особенностей строения различных органов человека и животных (сравнительная анатомия).

Систематическая анатомия (описательная) - излагает форму, строение, топографию, возрастные особенности, индивидуальные различия, развитие и аномалии и т. д.

Пластическая анатомия - содержит сведения о внешних формах тела, которые определяются развитием костного скелета, контурами мышечных групп и тонусом мышц, эластичностью и цветом кожи, толщиной подкожной клетчатки. Состояние внутренних органов только в таком объёме, чтобы показать, как это отражается на внешнем строении.

Функциональная анатомия - дополняет данные описательной анатомии. Цель функциональной анатомии - изучение строения органов в связи с функцией, рассматривая тело человека в динамике, выявляя механизмы перестройки формы под влиянием внешних факторов.

Топографическая анатомия - изучает строение человека по отдельным областям, пространственное соотношение органов и систем с учётом индивидуальных и возрастных особенностей.

Возрастная анатомия изучает строение человека в различные возрастные периоды.

Сравнительная анатомия - анатомия животных. На основе данных сравнительной анатомии можно понять эволюцию и развитие живых существ.

Организм человека состоит из клеток, тканей, органов и систем, функционирующих под управлением нервной, эндокринной и сосудистой систем. Нервная система не только объединяет и согласовывает функции всех органов, но и устанавливает взаимоотношения организма с внешней средой.

Выделяют несколько уровней изучения организма:

1.Молекулярный;

2. Клеточный;

3. Тканевый;

4. Органный;

5. Системный;

1. Метод исследования в анатомии - Препарирование трупов.

Препарирование трупов - процесс изготовления препарата для научных (преимущественно: анатомия и биология) исследований, а также вскрытие материала (труп) для изучения структуры исследуемого материала.

Метод исследования в анатомии Препарирование трупов позволяет при помощи простых анатомических инструментов (скальпель, пинцет, пила и др.) исследовать строение и взаимное расположение, топографию органов. Впервые применённый Герофилом и Эразистратом, метод препарирования трупов был до совершенства доведён Везалием.

2. Метод исследования в анатомии - Бальзамирование.

Бальзамирование - способы предохранения трупов от разложения и гниения; для этого мягкие части трупа обрабатывают веществами, предотвращающими гниение, или так называемыми антисептическими веществами. Подобного рода бальзамирование было известно уже ассириянам, мидянам и персам, но наибольшего совершенства в искусстве бальзамирования достигли древние египтяне, у которых все трупы людей и даже многие животные подвергались бальзамированию.

Египетский метод исслеования в анатомии бальзамирования был описан Диодором, но его описание во многих частях страдает неясностью изложения. Во всяком случае нужно полагать, что египтяне обладали многими методами бальзамирования трупов. Самый совершенный метод бальзамирования состоит в опорожнении полости черепа с замещением мозга ароматическими веществами, в удалении всех внутренностей, пропитывании их ароматическими веществами и наполнении брюшной полости пахучими смолами или асфальтом. Затем производилось вымачивание всего трупа в растворах натриевых солей и, наконец, заворачивание его в непроницаемые для воздуха и ароматизированные ткани. Что при египетском способе бальзамирования трупы не предохранялись от разложения - это доказывается простым осмотром мумий. Все мягкие части оказываются совершенно изменившимися в своем строении, и даже наружные формы их еле сохранены. В общем, у египтян достигалось лишь превращение гниения в продолжительное изменение и распадение тканей, что производилось частью при помощи применения антисептических веществ, частью путем устранения доступа воздуха, частью, наконец, условиями, способствовавшими высыханию трупа. В новейшее время бальзамирование применяется лишь в крайне редких случаях. Простейший способ, при котором, однако, теряется форма мягких частей, применявшийся уже у многих древних народов и у народов Южной Америки и состоящий в высушивании трупов, применяется и теперь при посредстве очень сухих гробниц и склепов, причем мумификация происходит сама собой. К числу искусственных способов относится обработка трупов веществами, поглощающими влагу и свертывающими белковые вещества, например креозотом, древесным уксусом, некоторыми солями, особенно сулемой, мышьяком и другими минеральными средствами. Вводить их лучше всего путем впрыскивания растворов в кровеносные сосуды.

Чаще всего сохранение трупов еще и по настоящее время практикуется в Англии: там во многих больницах применяют впрыскивание так называемой Garstin"cкой жидкости (глицерин, мышьяк, карболовая кислота) и на каждый труп расходуют 6 пинт (около 3 кружек) жидкости; в других английских больницах берут 8 пинты глицерина, в котором предварительно было сварено полтора фунта мышьяковой кислоты, а затем 2 галлона чистого глицерина, при этом труп заворачивается в ткани, пропитанные карболовой кислотой. Наконец, в некоторых госпиталях пользуются так называемой Stоrling"oвской жидкостью, состоящей из креозота, древесного спирта и сулемы. Большие полости тела промываются карболовой кислотой и, в конце концов, наполняются свежепрокаленным древесным углем.

Применение смол и ароматических веществ к бальзамированию, помимо получения приятного запаха, направлено преимущественно к прекращению деятельности трупных червей. В анатомических театрах с этой целью часто пользуются терпентинным маслом или иными бальзамическими жидкостями. Если даже и считать способы, применяемые для бальзамирования таких трупов, которые должны лежать в гробу, самыми лучшими, то во всяком случае они оказываются нецелесообразными там, где трупы сохраняются для анатомических исследований и на долгое время (мозг). Здесь не столько нужно добиваться абсолютной, так сказать, прочности трупа, сколько предохранения его от разложения, причем однако же все формы тела должны быть вполне сохранены (например, для судебно-медицинских целей).

Обработка винным спиртом и сохранение в спирту есть одно из известнейших средств консервирования у анатомов, но однако же, при долговременном применении этого способа ткани трупа изменяются и обесцвечиваются. Cannal показал, что соли глинозема, будучи вспрыснуты в сосуды, дают такое соединение глинозема с тканями тела, при котором естестственный turgor, округлость и форма всех частей довольно долгое время остаются неизменными и надолго задерживается гниение трупа. Соли, обыкновенно применяемые Gannal"ем, суть сернокислый и солянокислый глинозем. Еще лучше, чем способ Gаnnаl"я, предохраняет от гниения метод, предложенный Sucquet, состоящий в наполнении сосудов при помощи шприца раствором хлористого цинка (труп мальчика, инъецированного хлористыми цинком много лет тому назад покойным проф. В. Грубером, до сих пор еще можно видеть прекрасно сохранившимся в анатомическом музее С.-Петербургской военно-медицинской академии). В последнее время с этой целью примеяяется преимущественно жидкость Wieckersheimer"a. Cp. G annal, "Histoire des embaumements" (Париж, 1841).

Что касается русских врачей, занимавшихся вопросом о бальзамировании и практическом его применении, то много труда было посвящено этому делу доктором Д. И. Выводцевым, написавшим довольно обстоятельную монографию на эту тему и предложившим свой способ бальзамирования трупов. Он в первый раз был опубликован автором в 1870 году и вскоре нашел себе широкое применение на практике. В настоящее время благодаря доктору Выводцеву и ближайшим ученикам его способ этот сделался общим достоянием русской медицинской науки, но так как само бальзамирование не имеет у нас особенно широкого распространения, то мы считаем нелишним, ввиду отсутствия сведений по этому вопросу у лиц, не занимающихся им специально, сообщить здесь некоторые сведения об этом изящном и вполне надежном способе.

Мы опишем последовательно: аппарат для бальзамирования, необходимые инстументы и само производство всей операции, руководствуясь при этом описанием самого автора. Аппарат доктора Выводцева, называемый им инъектором, состоит из стеклянной цилиндрической банки (длиной или высотой 17, а в поперечнике 11 см), емкостью около 4 ф. вод. Банка является резервуаром для инъекционной жидкости; он герметически закрыт медной крышкой, соединенной с медной же ставкой посредством стержней. Через крышку проходят: медная воронка с краном для приливания жидкости, медная трубка с краном для выпускания воздуха при вливании жидкости и нагнетательный насос с поршнем, у которого клапан снабжен нажимом из спиральной пружины. Через штатив насоса, кроме канала для накачивания воздуха, идет стеклянная трубка до дна банки, служащая для пропуска жидкости в каучуковый рукав. Стеклянная трубка, загибаясь в штативе под прямым углом, направляется к горизонтальной медной трубке, оканчивающейся наконечником для надевания каучукового рукава. Конец упомянутой медной трубки снабжен краном и манометром, показывающим силу давления протекающей жидкости. С наконечником каучукового рукава соединяется посредством каучуковой же трубки Т-образная трубка, вводимая в артерию.

С самого начала дейстия аппарата открывают в нем все краны; затем наполняют банку инъекционной жидкостью через воронку, выпуская воздух через вышеупомянутую трубку. Затем все краны запирают и накачивают воздух насосом. Под этим давлением воздуха, жидкость идет по трубке, переходит в горизонтальную ветвь ее, из которой часть жидкости, устремляясь в манометр, показывает силу давления, а другая часть идет в каучуковый рукав, переходя из последнего наконец в Т-образную трубку, соединенную с артерией.

Самой лучшей жидкостью для бальзамирования трупов Выводцев считает следующую смесь: Thymol 5,0 gr., Alcohol 4,5, Glycerini 2160,0, Aq. destоllat 1080,0 gr. Для исхудалых или нежных субъектов предназначается раствор такого состава: Thymol. 5,0, Alcohol 45,0, Glycerini Aq. destillat. аа 1620 gr.

Для бальзамирования трупа без вскрытия полостей, количество инъекционной жидкости должно быть почти равным половине веса трупа. Если же вскрываются полости, то количество инъекционной жидкости возрастает в неопределенном количестве и ее берут столько, сколько понадобится, так как много жидкости теряется, вытекая из вскрытых полостей. Кроме описанного инъекционного аппарата, при бальзамировании по способу Выводцева требуются еще такие инструменты как скальпели, ножницы, пинцеты, крючки (ординарн. и двойные), иглы анатомические, троакары, Т-образные разные и простые канюли разной величины (дюжина), шелк, катетеры, губки, гигроскопическая вата. Затем нужны ведра, миски, простыни и полотенца. Стол, на котором производится бальзамирование, в частных домах обыкновенно заменяют досками и скамьями.

Ввиду неудобства, представляемого такими приспособлениями, Выводцев брал с собой складной стол, сделанный в Париже, по образцу стола Лефора. Само бальзамирование выполняется так: выпускается катетером моча и опорожняется промывкой содержимое кишок; двумя разрезами на шее обнажаются обе общие сонные артерии и соответственные им вены. Под каждую из артерий и вен подводится по две лигатуры (расстояние между лигатурами = 2 сант.). Затем делаются продольные разрезы всех 4-х упомянутых сосудов, причем длина разреза не меньше 1 см. В каждый разрез вводится по Т-образной трубке, горизонтальные ветви которых укрепляются подведенными лигатурами. Тогда приступают к инъекции обеих сонных артерий. Если жидкость не проникает в нижние конечности, то наливают главные и бедренные артерии. По окончании инъекции артерии и вены перевязывают лигатурами. Вот общие указания при бальзамировании без вскрытия полостей.

При бальзамировании со вскрытием полостей нужно щадить большие стволы артерий и вен. Все внутренности грудной и брюшной полостей вынимают. Оставшиеся концы дыхательного горла, пищевода, прямой кишки (у женщины и молочный рукав) крепко завязываются. На массивных органах делаются продольные разрезы. Полые и перепончатые внутренности разрезываются во всю длину, вычищаются и кладутся на несколько часов в раствор спирта и глицерина (поровну), на трупе перевязываются по возможности все перерезанные сосуды, а затем уже делается инъекция сосудов головы, верхней и нижней конечностей. Перед наливанием сосудов головы, основание шеи перетягивается каучуковым бинтом (как в способе Эсмарха при обескровлении). В сами артерии вводятся прямые канюли. Все это соединяется с аппаратом (так же как и вскрытые вены) и инъецируется. Череп и мозг должны остаться невскрытыми.

3. Метод исследования в анатомии - Распил замороженых трупов для исследования органов.

4. Метод исслеования в анатомии - Метод наливки органов имеющих полость (говорили об этом методе выше).

5. Метод исследования в анатомии - Рентгенологический метод исследования в анатомии.

Рентгеновское излучение - электромагнитные волны, энергия фотонов которых лежит на шкале электромагнитных волн между ультрафиолетовым излучением и гамма-излучением, что соответствует длинам волн от 10 -2 до 10 -3 A (от 10 -12 до 10 -7 м).

6. Метод исследования в анатомии - Эндоскопический метод исследования в анатомии.

Эндоскопия - способ осмотра некоторых внутренних органов при помощи эндоскопа. При эндоскопии эндоскопы вводятся в полости через естественные пути, например, в желудок - через рот и пищевод, в бронхи и легкие - через гортань, в мочевой пузырь - через мочеиспускательный канал, а также путем проколов или операционных доступов (лапароскопия и др.)

В настоящее время эндоскопические методы исследования в анатомии используются как для диагностики, так и для лечения различных заболеваний. Современная эндоскопия играет особую роль в распознавании ранних стадий многих заболеваний, в особенности - онкологических заболеваний (рак) различных органов (желудок, мочевой пузырь, легкие).

Чаще всего эндоскопию сочетают с прицельной (под контролем зрения) биопсией, лечебными мероприятиями (введение лекарств), зондированием.

Бронхоскопия - осмотр бронхов

Гастроскопия - осмотр желудка

Гистероскопия - осмотр полости матки

Колоноскопия - слизистой оболочки толстой кишки

Кольпоскопия - входа во влагалище и влагалищных стенок

Лапароскопия - брюшной полости

Отоскопия - наружного слухового прохода и барабанной перепонки

Ректороманоскопия - прямой кишки и дистального отдела сигмовидной кишки

Уретероскопия - мочеточника

Холангиоскопия - желчных протоков

Цистоскопия - мочевого пузыря

Эзофагогастродуоденоскопия - осмотр пищевода, полости желудка и двенадцатиперстной кишки

Фистулоскопия - исследование внутренних и наружных свищей

Торакоскопия - грудной полости

Кардиоскопия - полостей (камер) сердца

Ангиоскопия - сосудов

Артроскопия - суставов

7. Метод исследования в анатомии - Микроскопический метод исследования.

Исследования производятся с помощью увеличивающих приборов. Например, под микроскопом.

В физиологии исследования проводяться с помощью эксперементов. Например, над животными (крысы, мыши, собаки).

Основными методами анатомического исследования являются:

  • наблюдение (также наблюдение, изучение отдельного органа или группы органов (макроскопическая анатомия), их внутреннего строения (микроскопическая анатомия));
  • осмотр тела (cоматоскопия);
  • вскрытие (от греч. anatome – рассечение, расчленение);

Строение органов и их функции полностью можно познать только при сочетании многих методов исследования:

  • метод антропометрия (соматометрия) (измеряется, отдельные части тела и рассчитывается их соотношение, определяющие пропорции тела);
  • метод препарирования (рассечения) (изучается внешнее строения и топография крупных частей и образований);
  • метод распила замороженного тела (метод Пирогова);
  • метод инъекции (в основном применяется для изучении сосудов, полостей и протоков);
  • метод коррозии (инъекция сосудов, протоков и полостей пластическими массами с последующим растворением тканей в кислотах или щелочах);
  • метод просветления;
  • микроскопический метод (гистотопография, гистологические и гистохимические методы, электронная микроскопия);
  • метод рентгеноскопии (рентгеноскопия, рентгенография, компьютерная томография);
  • ядерно-магнитно-резонансная (ЯМР) томография;
  • эндоскопические методы;
  • метод просвечивания;
  • компьютерные программы (интерактивные графические компьютерные программы позволяют не только детально изучить строение и топографию органов, но и индивидуализировать обучение и контроль знаний с помощью задания и тестов разной степени трудности);
  • учебные кинофильмы, видеофильмы, диапозитивы, таблицы, муляжи органов, учебные игры;

Макроскопическая анатомия – (от греч. makros – большой) изучает строение тела, отдельных органов и их частей на уровнях, доступных невооруженному глазу, или при помощи приборов, дающих небольшое увеличение (лупа).

Микроскопическая анатомия (от греч. mikros – малый) изучает строение органов при помощи микроскопа.

С появлением микроскопов из анатомии выделилась:

  • гистология (от греч. histos – ткань) – учение о тканях;
  • цитология (от греч. cytos – клетка) – наука о строении и функциях клетки;

Познание строения тела человека по системам (костная, мышечная, пищеварительная и т. д.) получило название систематической анатомии.

Систематическая (нормальная) анатомия изучает строение "нормального", т. е. здорового, человека, у которого ткани и органы не изменены в результате болезни или нарушения развития.
В связи с этим нормальным (от лат. normalis – правильный) можно считать такое строение человека, при котором обеспечиваются функции здорового организма. В то же время показатели нормы для большего или меньшего числа людей (масса, рост, форма тела, особенности строения и др.) всегда будут находиться в диапазоне максимальных и минимальных величин вследствие индивидуальных черт строения. По определению Г. И. Царегородцева, «Норма – это особая форма приспособления к условиям внешней среды, при которой обеспечивается оптимальная жизнедеятельность для организма».
Систематическую анатомию называют нормальной анатомией в отличие от патологической анатомии , изучающей пораженные той или иной болезнью органы и ткани.

Разделами нормальной (систематической) анатомии человека являются:

  • остеология (учение о костях);
  • синдесмология (учение о соединениях частей скелета);
  • миология (учение о мышцах);
  • спланхнология (учение о внутренних органах пищеварительной, дыхательной и мочеполовой систем);
  • ангиология (учение о кровеносной и лимфатической системах);
  • анатомия нервной системы (неврология) (учение о центральной и периферической нервной системах);
  • эстезиология (учение об органах чувств);

Наличие индивидуальной изменчивости формы и строения тела человека позволяет говорить о вариантах (вариациях ) строения организма (от лат. variatio – изменение), которые выражаются в виде отклонений от наиболее часто встречающихся случаев, принимаемым за норму.
Наиболее резко выраженные стойкие врожденные отклонения от нормы называют аномалиями (от греч. anomalia – неправильность). Одни аномалии не изменяют внешнего вида человека (правостороннее положение сердца, всех или части внутренним органов), другие резко выражены и имеют внешние проявления. Такие аномалии развития называют уродствами (недоразвитие черепа, конечностей и др.). Уродства изучает наука тератология (от греч. teras , род. падеж, teratos – урод).
Внешние формы тела человека, пропорции изучает пластическая анатомия . Она исследует также топографию органов в связи с необходимостью объяснения особенностей телосложения.
Сравнительная анатомия исследует и сопоставляет строение тела животных, стоящих на разных этапах эволюции. Строение тела человека – результат длительной эволюции животного мира. Для понимания развития человека в филогенезе (развитие рода, от греч. phylon – род, genesis – происхождение) анатомия использует данные палеонтологии, ископаемые остатки костей предков человека.

Возрастная анатомия изучает развитие конкретного человека в онтогенезе (от греч. on , род, падеж, ontos – сущее, существующее), в котором выделяют пренатальный период (изучает эмбриология), и постнатальный период, (от лат. natus – рожденный).

Современную анатомию называют функциональной анотомии, поскольку она рассматривает строение тела человека в связи с его функциями. Нельзя понять механизм перестройки кости без учета функций действующих на нее мышц, анатомию кровеносных сосудов без знания гемодинамики.

Для обозначения областей тела, органов и их частей, различных понятий в анатомии пользуются специальными терминами на латинском языке, список которых называют анатомической номенклатурой (Nomina Anatomica ). Анатомическая номенклатура. До 1955 г. в анатомии и медицине пользовались списком анатомических терминов, принятым на конгрессе Германского анатомического общества, состоявшемся в Базеле (Швейцария) в 1895 г. Этот список назывался Базельской анатомической номенклатурой (BNA) и содержал 5600 терминов. Анатомическая номенклатура, которой мы сейчас пользуемся, была принята на VI Международном конгрессе анатомов в Париже (1955) и получила название Парижской анатомической номенклатуры (Parisiana Nomina Anatomica - PNA ). Список русских эквивалентов был утвержден в 1974 г. на VIII Всесоюзном съезде анатомов, гистологов и эмбриологов (г. Ташкент).

Анатомическая терминология
Типы телосложения человека

В соответствии с длиной тела и другими антропометрическими признаками в анатомии выделяют следующие типы телосложения человека:

  • долихоморфный тип (астеник ) (от греч. dolichos – длинный) – узкое и длинное туловище, длинные конечности;
  • брахиморфный тип (гиперстеник ) (от греч. brachys – короткий) – короткое, широкое туловище, короткие конечности;
  • промежуточный тип (нормостеник ) мезоморфный тип (от греч. mesos – средний) – наиболее близкий к "идеальному" (нормальному) человеку.

Анатомические плоскости и оси, линии и движение

Области, расположенные ближе к голове, называются верхними; дальше – нижними.

Анатомические плоскости

Сагиттальная плоскость (от лат. sagitta - стрела) – плоскость, ориентированная спереди назад и отделяет правую половину тела (правый - dexter ) от левой (левый – siniter ).
Фронтальная плоскость (от лат. frons – лоб) – вертикальная плоскость, ориентированная перпендикулярно сагиттальной и отделяющая переднюю часть тела (передний – anterior ) от задней (задний – posterior ), по своему направлению соответствует плоскости лба.
Горизонтальная (аксиальная, поперечная) плоскость – ориентирована перпендикулярно двум предыдущим и отделяет лежащие ниже отделы тела (нижний – inferior ) от вышележащих (верхний – superior ).

Анатомические оси

Соответственно плоскостям можно выделить направления – оси.
Вертикальная ось (вертикальный - verticalis ) направлена вдоль тела стоящего человека, она совпадает с продольной осью (продольный - longitudinalis ), которая также ориентирована вдоль тела человека независимо от его положения в пространстве.
Фронтальная (поперечная) ось (поперечный - transversus, transversalis ) по направлению совпадает с фронтальной плоскостью. Эта ось ориентирована справа налево или слева направо.
Сагиттальная ось (сагиттальный sagittalis ) расположена в переднезаднем направлении, как и сагиттальная плоскость.
Верхний (superior ), и нижний (inferior краниальный и каудальный .
Передний (anterior ) и задний (posterior ), соответствуют обще анатомическим понятиям вентральный и дорсальный .
Анатомические образования, лежащие ближе к срединной линии – медиальные (medialis ), а расположенные дальше – латеральные (lateralis ).
Образования, расположенные на срединной линии, называют срединными , medianus . Образования, расположенные ближе к середине туловища будут проксимальными по отношению к более удалённым, дистальными .

Анатомические линии

Для определения проекции границ органов (сердце, лёгкие, плевра и др.) на поверхности тела условно проводят вертикальные линии, ориентированные вдоль тела человека.
Передняя срединная линия (linea mediana antirior ), проходит по передней поверхности тела человека, на границе между правой и левой его половинами.
Задняя срединная линия (linea mediana posterior ), ит. д. вдоль позвоночного столба, над вершинами остистых отростков иемвонков. Между этими двумя линиями с каждой стороны можно провести еще несколько линий через анатомические образования на поверхности тела.
Грудинная линия (linea sternalis ), идёт но краю грудины.
Среднеключичная линия (linea medioclavicularis ), проходит через середину ключицы, нередко совпадает с положением соска молочной железы, в связи с чем её называют также linea mammilaris сосковая линия .
Передняя подмышечная линия (linea axilldris anterior ), начинается от одноименной складки (plica axillaris anterior ) в области подмышечной ямки и идёт вдоль тела.
Средняя подмышечная линия (linea axilldris media ), начинается от самой глубокой точки подмышечной ямки.
Задняя подмышечная линия (linea axilldris posterior ), от одноименной складки (plica axilldris posterior ).
Лопаточная линия (linea scapuldris ) проходит через нижний угол лопатки.
Околопозвоночная линия (linea paravertebrdlis ), вдоль позвоночного столба через рёберно-поперечные суставы (поперечные отростки позвонков).

Анатомические движение

Сгибание (flexio ) – движение костного рычага вокруг фронтальной оси, при котором уменьшается угол между сочленяющимися костями.
Разгибание (extensio ) – движение костного рычага вокруг фронтальной оси, при котором увеличивается угол между сочленяющимися костями.
Исключением является голеностопный (надтаранный) сустав, в котором разгибание сопровождается движением пальцев вверх, а при сгибании, например, когда человек встаёт на цыпочки, пальцы движутся книзу.
Приведение (adductio ) – движениями вокруг сагиттальной оси, при котором движение части тела идёт по направлению к срединной плоскости тела или (для пальцев) к оси конечности.
Отведение (abductio ) – движениями вокруг сагиттальной оси, при котором движение части тела идёт по направлению от срединной плоскости тела или (для пальцев) от оси конечности.
Вращение (rotatio ) – движение части тела вокруг своей продольной оси.

Вращение конечностей обозначают также терминами:

  • пронация (pronatio ) (вращение кнутри)
  • супинация (supinatio ) (вращение кнаружи)

При пронации ладонь свободно висящей верхней конечности поворачивается кзади, а при супинации кпереди. Если при движении вокруг всех трёх осей конец конечности описывает окружность, такое движение называют круговым (circumductio ).

Антероградное движение – движение по ходу естественного тока жидкостей и кишечного содержимого.
Ретроградное движение – движение против естественного тока жидкостей и кишечного содержимого.
Так, движение пищи изо рта в желудок антероградное, а при рвоте ретроградное.



Лекция № 1

СЕМЕСТР

предмет, цели и методы изучения анатомии.

Цель лекции . Рассмотреть предмет, цели и задачи анатомии. Воспитать у студентов определенные этические нормы поведения на анатомической кафедре (уважительное и бережное отношение к органам человеческого тела и к трупу). Раскрыть приоритет отечественных ученых в анатомии человека.

ПЛАН ЛЕКЦИИ:

1. Рассмотреть предмет, цели и задачи анатомии как науки.

2. Рассмотреть основные методы анатомического исследования.

3. Раскрыть связь анатомии со смежными дисциплинами.

4. Рассмотреть место анатомии среди медицинских дисциплин в системе подготовки врача.

5. Раскрыть приоритет отечественных ученых в анатомии.

Анатомией называется наука, изучающая форму и строение тела, происхождение и развитие органов и систем, включая их микроскопическую и ультрамикроскопическую организацию. Термин «анатомия» произошел от греческого слова - anatome - разрезать, рассекать. Основная задача анатомии человека - изучение строения, происхождения человеческого организма в процессе его развития и жизнедеятельности. Основным объектом изучения анатомии явля­ется человек. По методам исследования анатомия делится на макро­скопическую (изучает строение организма без помощи специальных оптических приборов) и микроскопическую (с использованием мик­роскопа и других оптических приборов – гистология, цитология).

Изучение строения тела человека по системам (костной, мышечной, и др.) называется систематической или описательной анатомией .

Топографическая (хирургическая) анатомия изучает строение тела человека с учетом положения (топографии) органов по отношению к полостям тела (голотопия) , скелету (скелетотопия) и взаиморасположение органов друг по отношению к другу (синтопия) .

Пропорции и внешние формы тела человека изучает пластическая анатомия. При изучении строения тела человека широко исполь­зуются данные сравнительной анатомии, изучающей строение жи­вотных в филогенезе (в процессе эволюции). Функциональная ана­томия рассматривает структуры организма в связи с выполняемы­ми ими функциями.

Из микроскопической анатомии выделились гистология (учение о тканях) и цитология (учение о клетке).

Современную анатомию называют функциональной , так как она рассматривает строение человека в связи с его функциями: стремится выяснить, не только как организм устроен, но и почему именно так он устроен.

В зависимости от методов исследования анатомия (в широком смысле) включает макроскопическую анатомию или нормальную человека, микроскопическую анатомию, ультрамикроскопическую. Гистология, цитология и эмбриология являются составными частями анатомии.


Гистология – наука о форме, строении, функции, происхождении и развитии тканей. Цитология - наука о форме, строении, функции, происхождении и развитии клеток. Эмбриология - наука о строении и закономерностях внутриутробного развития организма. Анатомия, гисто-логия, цитология и эмбриология составляют общую науку о строении, форме и развитии организма, называемой морфологией .

Для понимания филогенеза человека анатомия использует данные палеонтологии (наука, изучающая ископаемые остатки костей предков), сравнительной анатомии, антропологии (изучает историю человека, его физическую природу с учетом исторического развития общественной группы, к которой он принадлежит и роль труда в антропогенезе).

Строение и функции органов анатомия рассматривает с учетом происхождения и развития человека в филогенезе (развитие рода человека как биологического вида). Для этого анатомия изучает развитие человека в онтогенезе. Так эмбриология изучает развитие организма до рождения - пренатальный период развития. Развитие организма после рождения и до смерти - постнатальный период, изучает возрастная анато мия , в которой выделяют науку о старении - геронтологию (от греческого geron - старик).

Для понимания строения организма с точки зрения связи формы и функции анатомия пользуется данными физиологии – науки о жизнедеятельности организма. Тесно связана методологически с патологической анатомией , исследующей больной организм и болезненные изменения органов.

Основными методами исследования в анатомии являются :

1) секционный (рассечение трупов, органов, частей туловища, тканей;

2) препаровочный (выделение исследуемых органов и тканей для установления формы, размеров, синтопии, протяженности, трофики);

3) инъекционный (введение различных веществ: контрастных в кровеносные и лимфатические сосуды, межоболочечные пространства, полости);

4) коррозионный (развитие инъекционного). В качестве инъекционной массы используют эпоксидную смолу, гипс и др. После отвердевания опущение препарата в 10% H2SO4. Через 2-3 дня происходит разъедание мягких тканей и остается слепок отвердевшей массы. Этот метод используется для изучения характера ветвления сосудов, их диаметра. Бронхов, чашечно-лоханочной системы почек и др. органов;

5) рентгено­вский (рентгеноанатомия) – прижизненное изучение посредством рентгеновского излучения структуры, формы и функции органов и тканей. Первым в России занялся рентгеноанатомией В.Н.Тонков – изучал зародыши, новорожденных, детей, студентов с целью уточнить особенности роста скелета. П.Ф. Лесгафт изучал строение суставов и внутренних органов. М.Г. Привес – остеогенез. Именно рентгено­вский метод позволил установить, что анатомически мертвое тело по своим размерам и форме не идентично анатомически живому. Появилась возможность проследить все детали становления ряда структур, оценить их функциональную значимость, и не только с статике. Но и в динамике. Были выявлены пределы смещаемости внутренних органов при выполнении различных физических упражнений, влияние движений в суставах на положение артерий и вен;

6) экспериментальный – моделирование заболевания на животных. После умерщвления животного производится исследование органов и систем. Результаты эксперимента экстраполируются на человека (Тонков В.Н. исследовал коллатеральное кровообращение). Космическая анатомия является разделом экспериментальной анатомии;

7) эндоскопический – осмотр полых внутренних органов и полостей тела, как правило, через естественные отверстия с помощью эндоскопов;

8) томографический (изучение формы и структуры объектов на изображениях рентгеновских срезов;

9) макромикроскопический – исследование объектов с использованием различных контрастных методик:

10) световая микроскопия – традиционный метод. Разрешающая способность микроскопа 0,2мкм (1мкм = 10 -6 м; 1нм = 10-9 м);

11) электронная микроскопия . Разрешающая способность микроскопа 0,002нм, что в 100 000 раз больше, чем у светового микроскопа;

12) трансмиссионная (просвечивающая) электронная микроскопия (ТЭМ) – дает изображение при очень больших увеличениях (до 100 000 раз и более);

13) сканирующая (растровая) электронная микроскопия (СЭМ) – создает объемное изображение;

14) гистохимия – изучает химический состав и обменные процессы в тканях и клетках;

15) радиоизотопная микроскопия - изучение обменных процессов с использованием радиоактивных «меченых» элементов-радионуклидов: С 14 , Н 3 , Р 32 – они играют роль меток при фотографировании;

16) фазово-контрастная микроскопия с микрокиносъемкой – изучение деления, внутренних процессов, движения фибрилл, митохондрий, вакуолей;

17) темнопольная микроскопия – использует эффект рассеивания света на границе сред с разной преломляющей силой;

18) ультрафиолетовая микроскопия (увеличивает разрешающую способность до 0,1мкм) – исследование нуклеиновых кислот внутриклеточно;

19) люминесцентная микроскопия (добавление флюорохромов) – изучение микроструктуры в динамике и комбинирование с другим методом микроскопии, например, контрастированием;

20) биометрический и другие методы – достижения физики, химии и др. наук используются для создания разнообразных методов исследования в виде различных подходов (инструментов) анатомии.

Анатомия и физиология – это альфа и омега медицинских знаний. «Анатомия в союзе с физиологией – царица медицины». Создает фундамент, основу медицинским знаниям по различным направлениям профессиональной деятельности. Без качественных знаний в этих науках невозможна успешная профессиональная деятельность.



Просмотров