Международно правовой договор российской федерации. Международные договоры и соглашения рф. Раздел i. общие положения

Основу правил Федерального закона от 15 июля 1995 г. № 101-ФЗ "О международных договорах Российской Федерации", раскрывающих понятие международного договора РФ, составляют нормы Венской конвенции о праве международных договоров 1969 г. и Венской конвенции о праве договоров между государствами и международными организациями и между международными организациями 1986 г. Под международным договором РФ понимается международное соглашение, заключенное Российской Федерацией с иностранным государством (или государствами), с международной организацией либо с иным образованием, обладающим правом заключать международные договоры (далее – иное образование), в письменной форме и регулируемое международным правом, независимо от того, содержится такое соглашение в одном документе или в нескольких связанных между собой документах, а также независимо от его конкретного наименования.

Конституцией РФ, как уже было отмечено, предусмотрено: общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры РФ являются составной частью правовой системы РФ. Включение в силу конституционного положения общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров РФ в состав ее правовой системы позволяет считать отпавшими основания для утверждения (согласно известной доктрине трансформации) о приобретении международно-правовой нормой юридической силы во внутригосударственной сфере лишь в результате ее трансформации в норму внутригосударственного права.

Если международным договором РФ установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора. До принятия в 1993 г. Конституции РФ правило о приоритете применения международного договора по отношению к закону закреплялось в отдельных российских (ранее – союзных) нормативных актах применительно к определяемым ими сферам законодательства, но в столь широком объеме ни в эти акты, ни в состав ранее действовавших конституционных норм не включалось. Норма о приоритете применения международного договора приводится в Федеральном законе "О международных договорах Российской Федерации" (ст. 5), ГК РФ (ст. 7), СК РФ (ст. 6), иных федеральных законах.

Разъяснения по вопросам применения судами общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров РФ приводятся в постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 10 октября 2003 г. № 5 "О применении судами общей юрисдикции общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации" и постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 11 июня 1999 г. № 8 "О действии международных договоров Российской Федерации применительно к вопросам арбитражного процесса".

В составе международных договоров РФ, выступающих в качестве источников норм международного частного права, значительный объем составляют договоры, заключенные СССР. С прекращением существования СССР Россия продолжает осуществлять права и обязательства, предусмотренные многими такими договорами. С 24 декабря 1991 г. она продолжает членство бывшего СССР в ООН и, начиная с этой даты, несет в полном объеме ответственность по всем правам и обязательствам СССР согласно Уставу ООН и многосторонним договорам, депозитарием которых является Генеральный секретарь ООН.

Нота Министерства иностранных дел РФ главам дипломатических представительств от 13 января 1992 г. содержала просьбу довести до сведения правительств аккредитующих государств, что Российская Федерация продолжает осуществлять права и выполнять обязательства, вытекающие из международных договоров, заключенных СССР, и что соответственно Правительство РФ будет выполнять вместо Правительства СССР функции депозитария по соответствующим многосторонним договорам. В связи с этим Министерство просило рассматривать Российскую Федерацию в качестве стороны всех действующих международных договоров вместо Союза ССР.

Рассмотрение круга международных договоров РФ, выступающих источниками международного частного права, необходимо начать с договоров, предметом которых являются основные права и свободы человека и гражданина. Вряд ли следует доказывать, что выработка международноправовых гарантий защиты прав и свобод человека служит необходимой предпосылкой международного гражданского обмена, обязательным условием формирования правового статуса личности.

Исходное начало договорных норм о статусе личности составляют положения Устава ООН. В ст. 1 Устава в качестве цели ООН называется осуществление международного сотрудничества в поощрении и развитии уважения к правам человека и основным свободам для всех без различия расы, пола, языка и религии, а в ст. 55 Устава говорится об оказании Организацией содействия всеобщему уважению и соблюдению прав человека и основных свобод для всех. Всеобщая декларация прав человека от 10 декабря 1948 г., положения которой приобрели значение обычных норм международного права, Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах, Международный пакт о гражданских и политических правах, первый и второй Факультативные протоколы к Международному пакту о гражданских и политических правах, образующие так называемый Международный билль о правах человека, а также некоторые другие международные договоры и договоренности развивают и конкретизируют сформулированные в Уставе ООН требования к соблюдению и уважению прав человека, формируют стандарты, из которых должно исходить национальное законодательство.

Таким образом, на сегодня сложилась развернутая система договоров, призванная средствами международного права защищать человека и гражданина от различных посягательств на его права и свободы. Событием большого политического и правового значения явилось присоединение Российской Федерации к Уставу Совета Европы. Российский парламент ратифицировал Европейскую конвенцию о защите прав человека и основных свобод 1950 г. и Протоколы к ней. В Федеральном законе от 30 марта 1998 г. № 54-ФЗ "О ратификации Конвенции о защите прав человека и основных свобод и Протоколов к ней" содержится заявление о признании обязательности для Российской Федерации как юрисдикции Европейского суда по правам человека, так и решений этого суда.

Устав СНГ, перечисляя цели Содружества (ст. 2), назвал одной из них обеспечение прав и свобод человека в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и документами Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ). Главы государств – членов СНГ в сентябре 1993 г. приняли Декларацию о международных обязательствах в области прав человека и основных свобод. 26 мая 1995 г. в Минске подписана Конвенция СНГ о правах и основных свободах человека (ратифицирована Российской Федерацией 4 ноября 1995 г.).

Наряду с международными договорами РФ, посвященными правам и свободам человека и гражданина, к источникам международного частного права относятся двусторонние и многосторонние международные договоры РФ, включающие материально-правовые, коллизионные и процессуальные нормы, предназначенные для применения в сфере отношений гражданско-правового характера (в широком смысле слова) с иностранным элементом и отношений в области международного гражданского процесса.

К двусторонним договорам такого рода принадлежат: договоры о торговле, торгово-экономическом сотрудничестве, товарообороте и платежах, торговле и мореплавании, режиме свободной торговли, платежные соглашения; договоры о правовой помощи по гражданским, семейным и уголовным делам; о поощрении и взаимной защите капиталовложений; об урегулировании взаимных финансовых и имущественных претензий; о международном автомобильном сообщении, международном железнодорожном сообщении, международном воздушном сообщении, торговом судоходстве; о правах на результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации; о трудовой деятельности и социальной защите трудящихся-мигрантов; о сотрудничестве в области социального обеспечения; консульские соглашения; соглашения по вопросам гражданского процесса и др.

Принципиальное значение для совершенствования международного частного права и расширения сферы его действия имеют многосторонние универсальные и региональные международные договоры, унифицирующие материально-правовые и (или) коллизионные нормы. В современных условиях унификация международного частного права на основе международного договора стала важнейшим инструментом преодоления коллизионной проблемы, сближения и гармонизации национальных правовых систем, развития интеграционных процессов, углубления международного сотрудничества.

К многосторонним международным договорам, относимым к источникам международного частного права и международного гражданского процесса, принадлежат (приводимый далее перечень не является исчерпывающим):

  • – Конвенция ООП о договорах международной купли- продажи товаров 1980 г. СССР принял участие в разработке и подписал, но не ратифицировал Конвенцию об исковой давности в международной купле-продаже товаров 1974 г. Не ратифицирована эта Конвенция (как и Протокол к ней 1980 г.) и Российской Федерацией. Общие условия поставок товаров между организациями стран – членов СЭВ 1968/1988 гг. в отношении контрактов, заключенных после 31 декабря 1990 г. с партнерами из стран, входивших в СЭВ, практически применяются лишь при наличии на них ссылки в контракте ;
  • – Конвенция УНИДРУА о международном финансовом лизинге от 28 мая 1988 г.; Конвенция об учреждении Многостороннего агентства по гарантиям инвестиций от 11 октября 1985 г. (Сеульская конвенция). Конвенция об урегулировании инвестиционных споров между государствами и физическими или юридическими лицами других государств от 18 марта 1965 г. (Вашингтонская конвенция) подписана, но не ратифицирована Российской Федерацией;
  • – Конвенция ООН по морскому праву 1982 г. (г. Монтего-Бей); Афинская конвенция о перевозке морем пассажиров и их багажа (г. Афины, 1974 г.) и Протокол 1976 г. к этой Конвенции; Международная конвенция об унификации некоторых правил относительно столкновения судов (г. Брюссель, 1910 г.); Конвенция о кодексе поведения линейных конференций (г. Женева, 1974 г.); Международная конвенция о спасании 1989 г. (г. Лондон); Протокол 1979 г. (г. Брюссель) об изменении Международной конвенции об унификации некоторых правил о коносаменте от 25 августа 1924 г., измененной Протоколом от 23 февраля 1968 г.; Международная конвенция об унификации некоторых правил, касающихся ареста морских судов (г. Брюссель, 1952 г.); Международная конвенция о гражданской ответственности за ущерб от загрязнения нефтью 1992 г. (г. Лондон); Международная конвенция о создании Международного фонда для компенсации ущерба от загрязнения нефтью 1922 г. (г. Лондон); Международная конвенция о морских залогах и ипотеках 1993 г. (г. Женева); Протокол 1996 г. (г. Лондон) об изменении Конвенции об ограничении ответственности по морским требованиям 1976 г.; Международная конвенция об ответственности и компенсации за ущерб в связи с перевозкой морем опасных и вредных веществ 1996 г. (г. Лондон) в силу не вступила;
  • – Конвенция для унификации некоторых правил, касающихся международных воздушных перевозок (г. Варшава, 1929 г.) и Протокол 1955 г. к этой Конвенции (Варшавская конвенция и Гаагский протокол); Конвенция для унификации некоторых правил международных воздушных перевозок (г. Монреаль, 1999 г.); Конвенция об ущербе, причиненном иностранными воздушными судами третьим лицам на поверхности (г. Рим, 1952 г.); Конвенция о договоре международной дорожной перевозки грузов (КДПГ; г. Женева, 1956 г.); Таможенная конвенция о международной перевозке грузов с применением книжки МДП (Конвенция МДП; г. Женева, 1975 г.); Конвенция о международных железнодорожных перевозках (КОТИФ; г. Берн, 1980 г.) и Протокол 1999 г. к этой Конвенции;
  • – Конвенция о единообразном законе о переводном и простом векселе (г. Женева, 1930 г.); Конвенция, имеющая целью разрешение некоторых коллизий законов о переводных и простых векселях (г. Женева, 1930 г.). Советский Союз подписал, по не ратифицировал Конвенцию ООН о международных переводных векселях и международных простых векселях, принятую Генеральной Ассамблеей ООН 9 декабря 1988 г. К настоящему времени Конвенция не набрала необходимого для вступления ее в силу количества ратификаций. Российской Федерацией Конвенция не ратифицирована;
  • – Конвенция, учреждающая Всемирную организацию интеллектуальной собственности (г. Стокгольм, 1967 г.); Бернская конвенция об охране литературных и художественных произведений 1886 г., пересмотренная в 1971 г.; Всемирная конвенция об авторском праве (СССР присоединился к Конвенции в редакции 1952 г.; Российская Федерация стала участницей Конвенции, пересмотренной в 1971 г.); Конвенция об охране интересов производителей фонограмм от незаконного воспроизводства их фонограмм (г. Женева, 1971 г.); Международная конвенция об охране прав исполнителей, изготовителей фонограмм и вещательных организаций (г. Рим, 1961 г.). Соглашение о сотрудничестве в области охраны авторского права и смежных прав (г. Москва, 1993 г.); Парижская конвенция по охране промышленной собственности 1883 г. (СССР присоединился к Конвенции во всех ее редакциях с 1 июля 1965 г., ратификация Советским Союзом Стокгольмского акта Парижской конвенции состоялась 19 сентября 1968 г.); Договор о патентной кооперации (г. Вашингтон, 1970 г.); Мадридское соглашение о международной регистрации знаков 1891 г. (в Стокгольмской редакции 1967 г.) и Протокол 1989 г. к этому Соглашению; Евразийская патентная конвенция (г. Москва, 1994 г.);
  • – Конвенция о гражданско-правовых аспектах международного похищения детей (г. Гаага, 1980 г.); Конвенция о юрисдикции, применимом праве, признании, исполнении и сотрудничестве в отношении родительской ответственности и мер по защите детей (г. Гаага, 1996 г.);
  • – Конвенция о мерах, направленных на запрещение и предупреждение незаконного ввоза, вывоза и передачи права собственности на культурные ценности (г. Париж, 1970 г.); Конвенция об охране всемирного культурного и природного наследия (г. Париж, 1972 г.);
  • – Соглашение о сотрудничестве в области трудовой миграции и социальной защиты трудящихся-мигрантов (г. Москва, 1994 г.); конвенции, разработанные и заключенные в рамках Международной организации труда.

Вопросам международного гражданского процесса посвящены такие многосторонние международные договоры с участием Российской Федерации как: Конвенция по вопросам гражданского процесса (г. Гаага, 1954 г.); Конвенция о вручении за границей судебных и внесудебных документов по гражданским или торговым делам (г. Гаага, 1965 г.); Конвенция о получении за границей доказательств по гражданским или торговым делам (г. Гаага, 1970 г.); Конвенция ООН о признании и приведении в исполнение иностранных арбитражных решений (г. Нью-Йорк, 1958 г.); Европейская конвенция о внешнеторговом арбитраже (г. Женева, 1961 г.); Конвенция о разрешении арбитражным путем гражданско-правовых споров, вытекающих из отношений экономического и научно-технического сотрудничества (г. Москва, 1972 г.); Конвенция, отменяющая требование легализации иностранных официальных документов (г. Гаага, 1961 г.). Российская Федерация подписала, но не ратифицировала Соглашение о порядке взаимного исполнения решений арбитражных, хозяйственных и экономических судов на территориях государств – участников Содружества 1998 г.

Источниками международного частного права являются многие региональные многосторонние международные договоры, включая: Соглашение о распределении всей собственности бывшего Союза ССР за рубежом (г. Москва, 1992 г.); Соглашение о взаимном признании прав и регулировании отношений собственности (г. Бишкек, 1992 г.); Договор о создании Экономического союза (г. Москва, 1993 г.); Соглашение о порядке разрешения споров, связанных с осуществлением хозяйственной деятельности (г. Киев, 1992 г.); Соглашение о сотрудничестве в области внешнеэкономической деятельности (г. Ташкент, 1992 г.); Соглашение об общих условиях поставок товаров между организациями государств – участников Содружества

Независимых Государств (г. Киев, 1992 г.); Конвенция о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам (г. Минск, 1993 г.); Договор об углублении интеграции в экономической и гуманитарных областях (г. Москва, 1996 г.); Договор об учреждении Евразийского экономического сообщества (г. Астана, 2000 г.); Соглашение о формировании Единого экономического пространства (г. Ялта, 2003 г.).

Некоторые из указанных международных договоров содержат нормы международного гражданского процесса.

7 октября 2002 г. большинство стран СНГ подписали в г. Кишиневе Конвенцию о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам, призванную заменить упомянутую выше одноименную Конвенцию 1993 г. (вступила в силу 27 апреля 2004 г.; Россия ее еще не ратицифировала).

Международный договор, заключенный без участия Российской Федерации, нередко входит в иностранную правовую систему, к которой отсылает российская коллизионная норма. Положения такого договора могут найти отражение в условиях контракта, заключенного с российским партнером.

Кодекс Бустаманте, являющийся приложением к Конвенции о международном частном праве 1928 г., принадлежит к числу наиболее значительных региональных кодификационных актов в области международного частного права. Принятый в Гаване на организованной Панамериканским союзом шестой международной конференции американских государств, Кодекс был ратифицирован Боливией, Бразилией, Венесуэлой, Гаити, Гватемалой, Гондурасом, Доминиканской Республикой, Коста-Рикой, Кубой, Мексикой, Никарагуа, Сальвадором, Панамой, Перу, Эквадором. В других американских государствах Кодекс применялся судами в силу "разумности и целесообразности".

Подписание странами – членами ЕС Брюссельской конвенции о юрисдикции и о признании и исполнении судебных решений по гражданским делам 1968 г. (в настоящее время практически утратила силу), Конвенции о взаимном признании торговых товариществ и юридических лиц 1975 г., Конвенции о патенте для стран Общего рынка 1980 г., Римской конвенции о праве, применимом к договорным обязательствам 1980 г. обозначило роль международного договора в унификации международного частного права и международного гражданского процесса этих стран. В 2008 г. в г. Страсбурге был принят Регламент № 593/2008 Европейского парламента и Совета Европейского Союза "О праве, подлежащем применению к договорным обязательствам (“Рим I”)", вступивший в силу 24 июля 2008 г. "Рим I" применяется с 17 декабря 2009 г. и заменяет между государствами-членами Римскую конвенцию о праве, применимом к договорным обязательствам 1980 г. В Европейском Союзе действует также принятый в 2007 г. в г. Страсбурге Регламент № 864/2007 Европейского парламента и Совета Европейского Союза "О праве, подлежащем применению к внедоговорным обязательствам (“Рим II”)". Регламент применяется с 11 января 2009 г. В отношениях между странами – членам ЕС и странами – членами ЕАСТ (Европейская ассоциация свободной торговли) действует Конвенция о юрисдикции и принудительном исполнении судебных решений по гражданским и торговым делам 1988 г. (г. Лугано).

С заключением Амстердамского договора правовое регулирование сотрудничества по гражданским делам осуществляется не Европейским Союзом (разд. IV Договора о Европейском Союзе), а Европейским Сообществом (разд. IV Договора о Европейском Сообществе), т.е., иными словами, оно перенесено из сферы действия международного права в сферу действия права ЕС. Соответственно Советом ЕС 22 декабря 2000 г. был принят Регламент 44/2001 о юрисдикции, признании и принудительном исполнении судебных решений по гражданским и торговым делам, заменивший с некоторыми оговорками в отношениях между странами ЕС Брюссельскую конвенцию. Приняты и другие регламенты.

Достижения в унификации норм международного частного права, осуществляемой на основе международных договоров, типовых (модельных) законов, рекомендаций, неразрывно связаны с деятельностью ряда международных органов и организаций. Наиболее значительные результаты в этой области достигнуты благодаря усилиям Гаагской конференции по международному частному праву(в особенности в отношении семейного и процессуального права), а также УНИДРУА и ЮНСИТРАЛ. Большую работу по унификации норм международного частного права выполняют Конференция ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД), Международная морская организация (ИМО), Международная организация гражданской авиации (ИКАО), Всемирная организация интеллектуальной собственности (ВОИС), ряд других международных организаций.

  • См.: Розенберг М. Г . Контракт международной купли-продажи. Современная практика заключения. Разрешение споров. 4-е изд., перераб. и доп. М., 2003. С. 18-19.

План

1. Понятие и виды источников МЧП.

2. Международные договоры РФ.

3. Российское законодательство.

4. Обычаи, признаваемые в РФ.

5. Значение судебной и арбитражной практики. Судебный прецедент. Роль доктрины МЧП.

Понятие и виды источников МЧП.

Источник права - это официальные юридические формы (акты), в которых закреплена та или иная правовая норма.

В статье 1186 ГК РФ закреплён перечень источников МЧП РФ:

Международные договоры РФ;

Российское законодательство;

Обычаи, признаваемые в РФ.

Специфическая особенность источников МЧП состоит в их двойственном характере . Нормы МЧП закреплены не только во внутреннем национальном законодательстве, но и в международных договорах, в состав которых входят унифицированные частноправовые нормы. В качестве источника закрепления частноправовых норм выступает также международный обычай. Таким образом, двойственный характер источников МЧП выражается в том, что к ним относятся как национально-правовые формы (внутреннее национальное законодательство, национальные обычаи), так и международно-правовые формы (международные договоры и международные обычаи).

В некоторых странах в качестве источника МЧП официально признан судебный прецедент. В РФ ни судебная и арбитражная практика, ни наука официально не признаются источником МЧП. Однако они играют большую роль в деле создания норм права, их толкования и правильного применения.

Некоторые авторы, на мой взгляд, необоснованно относят судебную и арбитражную практику и науку к источникам МЧП РФ. Более того, совершенно феерический список источников МЧП называет И.В. Гетьман-Павлова, относя к ним международное коммерческое право (lex mercatoria), доктрину (науку) права, аналогию права и аналогию закона, автономию воли сторон, общие принципы права цивилизованных народов. Всё это свидетельствует о неоднозначном понимании термина источник права различными авторами, что не даёт терминологической ясности и не способствует правильному и единообразному пониманию основных категорий права .

Международные договоры РФ.

Понятие международного договора РФ и его соотношение с национальным законодательством. Определение международного договора дано в ФЗ РФ «О международных договорах Российской Федерации».Это определение соответствует определениям Венской конвенции о праве международных договоров 1969 г. и Венской конвенции о праве договоров между государствами и международными организациями или международными организациями 1986 г.

Под международным договором РФ понимается международное соглашение, заключённое Российской Федерацией с иностранным государством (государствами) либо с международной организацией в письменной форме и регулируемое международным правом независимо от того, содержится такое соглашение в одном документе или в нескольких, связанных между собой документах, а также независимо от его конкретного наименования.


Международные договоры - это публично-правовые акты, сторонами которых являются суверенные государства. Международный договор - источник международного права и его нормы адресованы к государствам - участникам таких отношений.

Соотношение международных договоров и российского национального законодательства определено в п.4 ст.15 Конституции РФ (см. тему 1) и сводится к следующему:

1. Международные договоры РФ входят в национальную правовую систему РФ;

2. Международные договоры имеют приоритетное значение в применении перед нормами национального законодательства.

Соответствующие правила содержатся и в отраслевом законодательстве (ст. 7 ГК РФ, ст.6 СК РФ).

В федеральном законе «О международных договорах РФ» определены порядок и правовые формы присоединения России к международным договорам. Согласие России на обязательность для неё международного договора может быть выражено в форме федерального закона. Например, ФЗ о ратификации принимается, если исполнение договора требует изменения действующих или принятия новых законов или договор устанавливает иные правила, чем предусмотрены законом, и в некоторых др. случаях (п.1 ст. 15 ФЗ).

Такое согласие может быть выражено также в форме Указа Президента или постановления Правительства РФ. Все эти акты являются теми формами, с помощью которых международный договор вводится в правовую систему России и становится обязательным для применения внутри государства.

Международный договор подлежит применению российскими правоприменительными органами, если:

1. Договор вступил в силу;

2. Согласие на обязательность договора для России дали компетентные российские органы;

По этому вопросу соответствующие разъяснения даны в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ и Высшего арбитражного Суда РФ от 31 октября 1995 г. «О некоторых вопросах применения судами Конституции Российской Федерации при осуществлении правосудия».

Согласно этому постановлению суд при рассмотрении дела не вправе применять нормы закона, т.е. российского национального акта в случаях, когда вступившим в силу для Российской Федерации международным договором, решение на обязательность которого для РФ было принято в форме федерального закона, установлены иные правила, чем предусмотрены в законе. В указанных случаях применяются правила международного договора.

Соответствующие разъяснения даны в постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 10 октября 2003 г. «О применении судами общей юрисдикции общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации».

Некоторые международные договоры содержат в своём составе частноправовые нормы, направленные на регулирование отношений не между суверенными государствами, а между частными субъектами - физическими и юридическими лицами. Эти нормы, хотя и являются международными по своему происхождению, в состав международного права не входят, а являются нормами МЧП государств - участников таких международных договоров.

Теория трансформации. В российской юридической науке существует теория трансформации, объясняющая, каким образом нормы международных договоров приобретают юридическую силу внутри страны.

Трансформация - (от позднелатинского transformation - превращение) преобразование, изменение вида, формы. Вот как объясняется этот термин в Юридическом словаре (М., 2000 г.): Трансформация - один из способов превращения, преобразования норм международного права в нормы внутригосударственного права. Трансформация может осуществляться специальным законом либо законодательным провозглашением действия международного договора на территории данного государства и обязанности всех лиц его соблюдать.

Теория трансформации - теория, объясняющаямеханизм действия международно-правовых норм в отношениях между субъектами различных национальных правовых систем. Термин «трансформация» является условным и означает преобразование. Трансформация является одной из форм согласования международного и внутригосударственного права (Синёва Н., Шугурова И.В. Международное частное право: глоссарий).

Суть теории трансформации с учётом высказываний разных учёных можно свести к следующим положениям :

1. Международно-правовая норма приобретает юридическую силу внутри государства в результате её трансформации в норму национального права;

2. Трансформация осуществляется в различных правовых формах, посредством издания различных внутригосударственных актов;

3. Выбор формы зависит от содержания международных договоров и характера отношений;

4. Норма национального права, явившаяся продуктом трансформации, применяется в качестве lex specialis по отношению к иным внутригосударственным нормам.

5. Трансформированная норма отличается определённой автономией в системе внутригосударственных норм, что объясняется её связью с породившим её международным договором;

6. При трансформации международный договор как акт международного права остаётся формой правовой связи заключивших её государств.

До последнего времени теория трансформации была доминирующей в российской науке МЧП. Некоторые учёные считают, что при наличии конституционной нормы (п.4 ст.15) обращение к фикции трансформации для объяснения механизма применения международно-правовой нормы к внутренним отношениям оказывается излишним.

Правило, закреплённое в п.4 ст.15 Конституции РФ следует считать выражением генеральной трансформации, заключающейся в установлении государством в своём внутреннем праве общей нормы, придающей международно-правовым нормам силу внутригосударственного действия (Е.Т. Усенко).

Специальная трансформация состоит в придании нормам международного права силы внутригосударственного действия либо путём принятия внутреннего закона либо путём законодательного выражения согласия на их применение (Е.Т. Усенко). И хотя Е.Т. Усенко сохраняет термин «трансформация», но здесь речь идёт не о преобразовании норм, а о придании им силы внутригосударственного действия.

В качестве синонимов термину «трансформация» встречаются и другие термины.

Инкорпорация - (от позднелатинского incorporatio - включение в свой состав, от лат. in - в и corpus - тело, единое целое), (БСЭ). В соответствии со ст. 15 Конституции можно говорить об инкорпорации общих норм международного права и международных договоров в правовую систему РФ.

Имплементация - (англ. implementation - осуществление, выполнение), фактическая реализация международных обязательств на внутригосударственном уровне. Имплементация (от лат. impleo - наполняю, исполняю) - осуществление, исполнение государством международных правовых норм. Каждое государство само определяет методы и средства имплементации (БЭС).

Существует и другая точка зрения, согласно которой международные соглашения, которыми связано государство, применяются внутри этого государства как таковые, без какой-либо трансформации в нормы внутреннего права, т.е. они применяются proprio vigore. Е.Т. Усенко на это замечает, что международное право proprio vigore не имеет действия в пределах государства.

Представляется, что термин «трансформация» менее всего подходит к рассматриваемому явлению. Никакого превращения, преобразования, изменение вида, формы правовых норм здесь не происходит.

Дело в том, что некоторые международные договоры содержат в своём составе и частноправовые нормы, направленные на регулирование отношений не между суверенными государствами, а между частными субъектами - физическими и юридическими лицами. Эти нормы, хотя и являются международными по своему происхождению в состав международного права не входят, а являются нормами МЧП государств - участников таких международных договоров.

Если не мыслить штампами, то следует признать тот очевидный факт, что в сегодняшнем мире интеграции и глобализации внутринациональное право государств в своём составе имеет правовые нормы не только внутреннего, но и международного происхождения (так называемые унифицированные нормы). Можно ли считать, что нормы, адресованные физическим и юридическим лицам, являются нормами международного права, если иметь в виду традиционное понимание международного права, субъектами которого выступают суверенные государства.

Если в комплексном законодательном акте какого-либо государства содержатся нормы гражданско-правовые, административно-правовые и т.п., мы же не станем считать эти нормы, принадлежащими к одной отрасли права, только потому, что они находятся в одном нормативном акте. Государство в соответствии со своим правом признаёт для себя обязательным тот или иной международный договор, и тем самым инкорпорирует нормы международного права и иные нормы (частноправовые, если речь идёт о МЧП) международного происхождения в составе этих договоров в свою правовую систему.

И поскольку на сегодняшний день нет единого для всех государств частного права, которое было бы международным не в условном значении этого слова, эти нормы становятся унифицированными нормами международного частного права соответствующего государства. Таким образом, можно констатировать тот очевидный факт, что отрасли российского права (здесь речь идёт о МЧП) содержат в своём составе нормы национального происхождения и нормы международного происхождения, имеющие приоритет в применении.

Классификация международных договоров. В зависимости от оснований классификации существует ряд классификаций международных договоров.

1. Большое значение имеет деление договоров самояисполняемые и неисполняемые договоры. Самоиполняемые договоры являются непосредственно действующими . Для их применения не требуется издания внутригосударственного правового акта, они применяются в силу указаний закона (ст. 15 Конституции, ст. 7 ГК и др.) непосредственно.

Несамоисполняемые договоры требуют для своего осуществления принятия соответствующих внутригосударственных правовых актов. К признакам, свидетельствующим о невозможности непосредственного применения положений международного договора РФ, относятся, в частности, содержащиеся в договоре указания на обязательства государств-участников по внесению изменений во внутреннее законодательство этих государств.

Так не могут непосредственно применяться международные договоры, нормы которых предусматривают признаки составов уголовно-наказуемых деяний. Международные договоры, содержащие частноправовые нормы, как правило, являются самоисполняемыми и действуют непосредственно. В качестве несамоисполняемого международного договора, действующего в частноправовой сфере можно привести Женевскую вексельную конвенцию 1930 г., в связи с присоединением к которой в СССР было принято Положение о простом и переводном векселе 1937 г.

По этому вопросу в постановлении Пленума Верховного Суда от 31 октября 1995 г. было дано следующее разъяснение: положения официально опубликованных международных договоров РФ, не требующие издания внутригосударственных актов для применения, действуют в РФ непосредственно. В иных случаях наряду с международным договором следует применять и соответствующий внутригосударственный акт, принятый для осуществления положений указанного международного договора.

2. Международные договоры могут быть межгосударственными (заключаются от имени РФ), межправительственными (заключаются от имени правительства) и межведомственными (заключаются от имени федеральных органов исполнительной власти).

3. Многосторонние и двусторонние договоры соответственно указывают на число участвующих в них государств. Основополагающее значение для определения правового положения иностранцев в России имеет участие России в международных соглашениях, посвящённых правам и свободам человека и гражданина. В качестве многосторонней конвенции, в которой участвуют более 150 государств, в том числе и РФ, можно назвать Бернскую конвенцию 1886 г. об охране литературных и художественных произведений. Более 60 государств (и РФ) участвуют в Венской конвенции о договорах международной купли-продажи товаров 1980 г. Более 130 государств, в том числе и РФ, участвуют в Нью-Йоркской конвенции о признании и приведение в исполнение арбитражных решений 1958 г.

Россия заключила большое число двусторонних международных договоров с различными государствами. Это договоры о правовой помощи, о торговле и экономическом сотрудничестве, о поощрении и взаимной защите капиталовложений, консульские конвенции и т.п.

В настоящее время общепризнанным с точки зрения правящих кругов стран СНГ и наиболее оптимальным способом унификации норм права в сфере частноправовых отношений считаются двусторонние соглашения, которые следует рассматривать в качестве первого и на сегодняшний день наиболее успешного этапа в создании унифицированных норм между странами СНГ хотя бы на двустороннем уровне.

При этом в двусторонних договорах можно с успехом унифицировать не только коллизионные, но и материально-правовые нормы. Однако успехи унификации и в рамках двусторонних соглашений о правовой помощи на постсоветском пространстве оставляют желать лучшего. Латвия (1993 г.), Литва (1992 г.) и Эстония (1993 г.), не будучи участниками СНГ, заключили двусторонние договоры с РФ о правовой помощи и правовых отношениях. Со странами СНГ Россия заключила только 3 таких договора (Азербайджан, Киргизия, Молдова). Между РФ и Республикой Беларусь заключено Соглашение о порядке взаимного исполнения судебных актов арбитражных судов Российской Федерации и хозяйственных судов Республики Беларусь (2001 г.)

Выйдя из многосторонней Конвенции о защите прав инвесторов 1997 г, Россия подписала целый ряд двусторонних межправительственных соглашений о защите прав инвесторов. Такие соглашения подписаны с Арменией, Казахстаном, Узбекистаном, Украиной, Таджикистаном. Эти двусторонние соглашения предусматривают гарантии прав иностранных инвесторов и в частности запрещение национализации и реквизиции иностранных инвестиций без адекватной компенсации.

4. Универсальные и региональные международные договорыуказывают на географические (территориальные) пределы действия договоров. Универсальные конвенции доступны для участия государств любого региона мира. Региональные договоры, как правило, действуют в пределах определённого региона.

Большое количество международных региональных соглашений заключили страны, входящие в состав Содружества Независимых Государств (СНГ).

В качестве примера следует назвать Минскую (1993г.) и Кишинёвскую (2002 г.) конвенции «О правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам».

Структура Конвенции. Конвенция состоит из 5 разделов и 87 статей. Первый, второй и четвёртый раздел имеют в своём составе части. Первый раздел посвящён общим положениям: правовой защите (часть 1) и правовой помощи (часть 2). Второй раздел регулирует правовые отношения по гражданским и семейным делам. Он состоит из 5 частей.

При этом в нём затрагиваются не только вопросы выбора применимого права, но и процессуальные вопросы компетентной юрисдикции. Раздел 4 посвящён правовой помощи по уголовным делам и содержит три части: Выдача, Осуществление уголовного преследования, Специальные положения о правовой помощи по уголовным делам. Третий раздел содержит нормы о признании и исполнении решений. Пятый раздел - Заключительные положения.

Кишинёвская конвенция вступила в силу 27.04.2004 г. На 20 мая 2004 г. в ней участвуют Азербайджан, Беларусь, Казахстан. Она призвана заменить Минскую конвенцию. Однако часть 4 второго раздела («Имущественные отношения») являющаяся основной в коллизионном регулировании частноправовой сферы отношений, лишь повторяет нормы Минской конвенции.

Конвенция имеет ту же структуру и названия разделов и частей (с некоторыми несущественными уточнениями), но в ней 124 статьи. В основном дополнен раздел 4 «Правовая помощь и правовые отношения по уголовным делам».

Толкование международных договоров . Оно должно осуществляться в соответствии с Венской конвенцией о праве международных договоров от 23.05.1969 г. В соответствие с п. «в» ч.3 ст. 31 Конвенции при толковании международного договора наряду с его контекстом должна учитываться последующая практика применения, которая устанавливает соглашение участников относительно его толкования.

Применение судами Конвенции о защите прав человека и основных свобод, участницей которой является и Россия, должно осуществляться с учётом практики Европейского Суда по правам человека (п.10 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 2003 г.).

В Конвенциях обычно содержатся нормы об их толковании. Так, в п.1ст. 7 Конвенции ООН о договорах международной купли-продажи товаров 1980 г. указывается: «При толковании настоящей Конвенции надлежит учитывать её международный характер и необходимость содействовать достижению единообразия в её применении и соблюдению добросовестности в международной торговле».

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://allbest.ru

Международные договоры России и их реализация в российской правовой системе

Введение

Государства с древнейших времен определяли свои права и обязанности путем заключения договоров на основе традиций и обычаев своих народов. Документы Древнего мира свидетельствуют о нравственной вседозволенности в межгосударственных отношениях того времени. В частности, в древнейших нормативно-правовых и договорных актах Древней Месопотамии и Армянского нагорья, Египта и Древнего Китая, древнеиндийских Законах Ману, в договорах между Хайаским (армянским) царем (XIV в до н.э.) и царем Хеттской державы и др. относительно мирных договоров говорилось, что они должны заключаться с равными или более сильными царями, а на слабого - надо нападать. Одновременно отмечалось, что “враг - это ваш сосед...” поэтому войны в истории были повседневным явлением. Только в результате длительной истории применения договоров в качестве регулятора международных отношений выработались определенные международно-правовые нормы, устанавливающие порядок заключения, применения, толкования и прекращения действия договоров.

Следует отметить, что длительное время единственным источником права международных договоров являлись обычаи и традиции народов мира. Первый акт в области права международных договоров был принят в 1928 году на Конференции американских государств, который действовал лишь в Латинской Америке - это Гаванская конвенция о договорах 1928 года.

В 1968-1969 годах в Вене состоялась конференция, созванная в целях кодификации и прогрессивного развития права международных договоров. Результатом конференции явилась Венская конвенция о праве международных договоров (далее - Венская конвенция 1969 г.), которая вступила в силу в 1980 году (СССР в свое время присоединился к данной Конвенции в 1986 году). Между тем характерной особенностью XX - начала XXI столетия является то, что в международных отношениях активное участие в качестве субъектов международного права принимают межгосударственные организации. Это, в свою очередь, способствует увеличению числа договоров с участием вышеназванных организаций. Особенности, присущие межгосударственным организациям как субъектам международного права, оказали влияние и на договоры с их участием, что обусловило необходимость принятия специального акта, который определял бы правила, касающиеся таких договоров. В 1986 году в Вене на международной конференции была принята Конвенция о праве договоров между государствами и международными организациями или между международными организациями (далее - Венская конвенция 1986 г.).

В 1978 году была принята Венская конвенция о правопреемстве государств в отношении договоров, кодифицировавшая соответствующие обычные международно-правовые нормы. Эта Конвенция вступила в силу 6 ноября 1996 г.

Кроме норм права международных договоров определенное значение имеют нормы национального права, устанавливающие внутригосударственный порядок заключения и обеспечения выполнения международных договоров. Такие нормы содержатся, как правило, в конституциях либо в специальных законах. В частности, в РФ действует ФЗ “О международных договорах РФ”.

Однако следует заметить, что при появлении глобальных проблем, имеющих жизненное значение для судеб цивилизации, стало очевидным, что ни одно государство не в состоянии решить их в одиночку. Только международное сотрудничество с учетом интересов всех при полной свободе выбора участников международного сообщества решать эти проблемы и идти по пути прогресса.

В этих условиях международный договор должен стать основным инструментом правового регулирования международных отношений. Вот почему сегодня уделяется так много внимания вопросам реализации конкретных форм международных договоров, что определяет актуальность данной темы.

Цель данной работы состоит в том, что она предусматривает описание форм и правовых основ международного договора, выявляет пути их реализации в правовой системе Российской Федерации.

1. Понятие международного договора

В соответствии со статьями Венской конвенции о праве международных договоров (далее - Венская конвенция 1969 г.) и Венской конвенции о праве договоров между государствами и международными организациями или между международными организациями (далее - Венская конвенция 1986 г.), международный договор - это регулируемое международным правом соглашение, заключенное государствами и другими субъектами международного права в письменной форме, независимо от того, содержится ли такое соглашение в одном, двух или нескольких связанных между собой документах, а также независимо от его конкретного наименования. Хотя в определении не говорится о договорах в устной форме, государства и другие субъекты международного права могут по взаимному согласию распространить на устные договоры действия положений Венских конвенций 1969 и 1986 годов. В международной практике применяются и другие письменные акты, в которых находят отражение согласованные позиции государств по различным вопросам международных отношений. Так, в рамках Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе действуют такие документы в письменной форме, как Заключительный акт 1975 года и Парижская хартия для новой Европы 1989 года. Эти документы внешне напоминают договоры, однако государства - участники СБСЕ не пожелали придать им форму договоров. Это подтверждается, в частности, тем, что документы не подлежали регистрации в Секретариате ООН. Между тем такое требование содержится в ст. 102 Устава ООН. Объект и цель международного договора. Объектом международного договора являются отношения субъектов международного права по поводу материальных и нематериальных благ, действий и воздержаний от действий. Любой объект международного права может быть объектом международного договора. Сами государства определяют, что должно быть объектом международного договора. Как следует из международной практики, любой вопрос, как относящийся к международным делам, так и входящий во внутренние дела государства, может стать объектом международного договора. Однако государства воздерживаются от того, чтобы объектом договоров становились вопросы, составляющие исключительно внутреннюю компетенцию государств. Как правило, объект договора отражается в наименовании договора. Под целью международного договора понимается то, что стремятся осуществить или достигнуть субъекты международного права, заключая договор. Договор является тем средством, с помощью которого государства и другие субъекты международного права осуществляют поставленную перед собой цель. Цель обычно определяется в преамбуле либо в первых статьях договора. Так, в преамбуле и в ст. 1 Устава ООН сформулированы цели принятия Устава и создания ООН. Стороны в договоре. Сторонами или субъектами международных договоров выступают только субъекты международного права. Как следует из ст. 6 Венской конвенции 1969 года, «каждое государство обладает правоспособностью заключать договоры». В свою очередь, правоспособность международной организации заключать договоры «регулируется правилами этой организации» (ст. 6 Венской конвенции 1986 г.). Под правилами понимаются, в частности, «учредительные акты организации, принятые в соответствии с ними решения и резолюции, а также установившаяся практика этой организации» (п. 1 ст. 1 Венской конвенции 1986 г.). Другими словами, если правоспособность государств относительно договоров ничем не ограничена и они могут заключать договоры по любым вопросам, то правоспособность международных организаций заключать договоры определяется в первую очередь их учредительными актами. Исходя из практики, в статьях 1 Венских конвенций 1969 и 1986 годов используются такие понятия, как «участвующее в переговорах государство», «участвующая в переговорах организация», «договаривающееся государство», «договаривающаяся организация», «участник», «третье государство» и «третья организация». Участвующее в переговорах государство - это государство, которое принимало участие в составлении и принятии текста договора; договаривающееся - государство, которое согласилось на обязательность для него договора, независимо от того, вступил ли договор в силу. К участникам договора относятся государства, которые согласились на обязательность для них договора и для которых договор находится в силе. Государства, которые не являются участниками договора, называются третьими государствами. Все сказанное относительно государств применяется и к международным организациям.

1.1 Классификация международных договоров

Договоры могут классифицироваться по различным основаниям.

1. По кругу участников договоры подразделяются на двусторонние и многосторонние. Двусторонними являются договоры, в которых участвуют два государства. Двусторонними могут быть и такие договоры, когда с одной стороны выступает одно государство, а с другой - несколько (например, мирные договоры 1947 г.).К многосторонним договорам относятся универсальные (общие) договоры, рассчитанные на участие всех государств, и договоры с ограниченным числом участников. К первому виду договоров относятся, например, Венские конвенции 1969 и 1986 годов, а ко второму - Римский договор о создании ЕЭС 1957 года.2. По степени доступа договоры могут быть открытыми и закрытыми. К открытым относятся такие договоры, участниками которых могут быть любые государства, независимо от того, имеется ли согласие или нет других участвующих в них государств. Закрытыми являются договоры, участие в которых зависит от согласия их участников. Открытым договором является, например, Венская конвенция 1986 года, а закрытым - названный выше Римский договор 1957 года.

3. В зависимости от срока действия международные договоры можно объединить в три группы: срочные, бессрочные и неопределенно-срочные. Чаще всего срок действия договора устанавливается положениями самого договора. Договор, заключенный на определенный срок, автоматически прекращает свое действие по истечении этого срока, если стороны специально не договорятся о продлении этого срока или возобновлении действия договора на новый срок.

К бессрочным договорам, как правило, относятся мирные договоры, договоры о территориальных разграничениях, универсальные или региональные конвенции о кодификации и прогрессивном развитии международного права, разоружении. Например, таковыми является Конвенция о запрещении разработки, производства, накопления и применения химического оружия и о его уничтожении 1993 г. (ст. XVI). Если стороны не имеют в виду придать договору бессрочный характер и не определяют конкретного срока его действия, то в договор включаются положения о праве участника выйти из договора в любое время, обычно с заблаговременным предупреждением об этом других участников.

Довольно часто составляются неопределенно-срочные договоры. Так, многие двусторонние договоры заключаются на определенный срок, однако они предусматривают, что после этого срока договор будет оставаться в силе до тех пор, пока один из участников не заявит о своем намерении денонсировать договор. Часто в договоре устанавливается, что по истечении первоначального срока действия договор будет автоматически продлеваться на определенные периоды, если одна из сторон до истечения соответствующего срока не направит уведомление о намерении прекратить его действие.

От продления срока договора (пролонгации) следует отличать возобновление действия договора. Оно осуществляется в случае прекращения или приостановления договора. Реновация (возобновление) договора может происходить автоматически (например, после прекращения военных действий), молчаливо или путем обмена нотами. Так, в результате обмена нотами было возобновлено действие Советско-английского соглашения о научно-техническом сотрудничестве 1968 г.

4.По сфере действия (в пространстве) различают: универсальные договоры, в которых предполагается участие государств всего мира (например, Устав ООН, Венская конвенция 1969 г., Договор о нераспространении ядерного оружия 1968 г.); региональные, в которых предполагается участие только государств данного географического района (например, Договор о безъядерной зоне южной части Тихого океана 1985 г.); субрегиональные(например, Андский пакт - «Картахенский договор» 1969 г. и др.) и локальные, сфера действия которых ограничена пределами небольшого числа государств. Особо стоят договоры, регулирующие режим определенных видов территории, например: Договор об Антарктике 1959 г., Договор о принципах деятельности государств по исследованию и использованию космического пространства, включая Луну и другие небесные тела 1967 г.5. По объектам регулирования договоры могут подразделяться на политические, экономические, научно-технические, экологические и т. д. Однако такое деление носит условный характер, поскольку государства являются политическими образованиями. В то же время классификация договоров по объектам облегчает учет и систематизацию договоров.

6. В зависимости от органов, представляющих государство, различают межгосударственные договоры (заключаются на высшем уровне и от имени государства), межправительственные (от имени правительства), межведомственные (от имени ведомств).

1.2 Участники (стороны) международных договоров

Сторона или участник договора - государство или международная организация, которые согласились на обязательность для них договора и для которых он вступил в силу.

Стороны- важнейший элемент договорного правоотношения. Состав и характер сторон определяют содержание и роль договора. С изменением состава сторон может меняться реальное содержание и значение договора. Каждое государство имеет равное суверенное право на участие в договорах. Однако, реальные возможности у них неодинаковы. Поэтому по объему и значению договорное право США существенно отличается от договорного права, например, Гватемалы.

Субъект Федерации в порядке редкого исключения может участвовать в договорах, если это предусмотрено федеральной конституцией. Стороной в договоре является государство в целом.

Известны случаи, когда стороной является группа государств или даже государств и международных организаций, например, Соглашение о партнерстве между Российской Федерацией, с одной стороны, и Европейскими сообществами и их государствами-членами - с другой, 1994 г.

Растет число договоров с участием межгосударственных организаций. Поскольку организации обладают специальной правосубъектностью, возможности их участия в договорах ограничены их функциями и определяются их уставами.

Договоры обязывают только участников. Для третьих, т.е. не участвующих, государств они не создают ни прав, ни обязанностей. Договор может породить правовые последствия для третьих государств только в случае их согласия. Если такое государство пользуется вытекающими из договора правами, то оно должно соблюдать и связанные с этим обязанности. Так, государство, пользующееся правами по Конвенции о судоходстве по Дунаю, должно соблюдать установленные ею правила. Стороны вправе изменять содержание договора без согласия третьих государств, пользующихся вытекающими из него правами.

Государства - члены организации могут путем общего соглашения создавать для нее права и обязанности. Особую категорию представляют договоры, устанавливающие объективный режим.

Примером могут служить договоры о режиме Антарктики, в которых участвует ограниченный круг государств. Тем не менее, установленный ими и не вызвавший протеста других государств режим обязаны соблюдать все государства. Более того, порою такие договоры обязывают участников предпринимать необходимые меры с тем, чтобы третьи государства не нарушали установленный режим. В Протоколе об охране окружающей среды к Договору об Антарктике говорится: «Каждая Сторона прилагает надлежащие усилия, совместимые с Уставом Организации Объединенных Наций, с тем, чтобы никто не осуществлял деятельность, противоречащую настоящему Протоколу».

2. Реализация международных договоров России в правовой системе

Конституция Российской Федерации в части определения, какие международные договоры входят в правовую систему, придерживается следующей позиции: международные договоры Российской Федерации -- это те соглашения, на юридическую обязательность которых для себя она согласилась в той или иной предусмотренной внутригосударственным и международным правом форме (подписания, ратификации, присоединения и т.д.). При опосредованной трансформации имеется в виду, что конституция или другие законодательные акты регламентируют вопрос о способах введения в действие международных договоров внутри государств.

В России нормы международного права могут быть реализованы в двух формах.1) Издание внутригосударственного акта, регулирующего те же вопросы, что и международно-правовые нормы. Это осуществляется путем: определения порядка применения в нашей стране норм конкретного международного договора;издания нормативных актов для исполнения принятого международного договора; включения в действующее законодательство отсылок к международному договору.2) Непосредственное применение международных норм в РФ. Они могут применяться вместе с нормами российского права или вместо них без какой-либо трансформации, преобразования их в нормы национального права. Нормы международного права действуют практически как специальные по отношению к нормам российского законодательства и изымают отдельные отношения из сферы применения отечественного права. РФ разрешает, санкционирует непосредственное применение международно-правовых норм во внутригосударственной сфере отношений. Можно говорить об общем и специальном санкционировании.

В качестве универсальной санкции, адресованной всем субъектам российского права на применении в их деятельности международных норм, можно рассматривать норму ч. 4 ст. 15 Конституции РФ: «Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора». Как специальные санкции действуют отсылочные нормы, нормы, изданные во исполнение договоров или «привязок» к договорам и т.д.

Реализация международного договора является важнейшей стадией всего договорного процесса, это, естественно, не исключает значения и других стадий, в частности разработки проекта договора, заключения договора и т.д. «Международные договоры, -- писал В.П. Даневский, -- заключаются для того, чтобы быть исполняемы добросовестно».

Если вступивший в силу международный договор не реализуется или реализуется не должным образом, то и социально полезного результата такой договор не приносит или же его эффект гораздо меньше, чем мог бы быть при должном выполнении условий договора. Реализация международных договоров зависит от многих условий, в том числе политических, экономических, идеологических, правовых и т.д.

Основным международно-правовым актом, регулирующим процесс заключения, действия и прекращения договоров между государствами, является Венская конвенция о праве международных договоров 1969 г. (далее -- Венская конвенция). Она подробным образом не регулирует вопросы реализации международных договоров.

Вместе с тем в ней содержатся некоторые важные положения, касающиеся выполнения международных договоров. В частности, «каждый действующий договор обязателен для его участников и должен ими добросовестно выполняться» (ст. 26), «участник не может ссылаться на положения своего внутреннего права в качестве оправдания для невыполнения им договора» (ст. 27) и др.

Необходимо разработать дополнительный протокол к Венской конвенции, специально посвященный контролю за выполнением договоров с учетом практики применения Венской конвенции.

Государства в целом свободны в установлении порядка и выборе способов реализации международных договорных обязательств». Естественно, эти способы и принимаемые меры не должны выходить за рамки международного права и наносить ущерб третьим, т.е. не участвующим в договоре государствам.

В связи с тем, что международное право не предрешает всех вопросов, связанных с выполнением международных договоров, они должны быть урегулированы во внутригосударственном праве или соответствующей практике государственных органов. Отметим, что законы о международных договорах приняты во всех государствах -- участниках СНГ. Однако в большинстве своем указанные законы регулируют преимущественно процедуры заключения, действия и прекращения международных договоров, а вопросы реализации международных договоров в этих законах практически не отражены.

В этом отношении не является исключением и Федеральный закон от 15 июля 1995 г. N 101-ФЗ «О международных договорах Российской Федерации», так как, определяя преимущественно процедуру заключения международных договоров, Закон не уделяет должного внимания их реализации.

Рассмотрение вопросов реализации международных договоров РФ целесообразно начать с вышеупомянутой статьи 15 ч.4 Конституции РФ. Указанная конституционная норма имеет очень большое значение для российского права, правотворческого и правоприменительного процессов. Однако для реализации международных договоров этого конституционного положения недостаточно. Введение норм международного права в правовую систему государства и установление их приоритетного применения в случае коллизии с законами еще не предрешают вопроса об их добросовестном и эффективном выполнении.

Конституция РФ устанавливает основные направления для выполнения международных договоров РФ органами государственной власти, вместе с тем, кроме Конституции РФ, для выполнения международных договоров огромное значение имеют законы и подзаконные нормативно-правовые акты. К таким актам следует отнести: кодексы, федеральные законы, указы Президента РФ и постановления Правительства РФ, акты министерств и ведомств.

Особую роль играют решения судов, которые занимают отдельное место в механизме выполнения международных обязательств государства. Однако правовые основания реализации международных договоров в РФ не исчерпываются нормативными правовыми актами федерального уровня и находят свое воплощение в законодательстве субъектов РФ.

Реализацию международных договоров часто обозначают термином «имплементация». Этот термин прочно укоренился в доктрине международного права, как в отечественной, так и зарубежной, а также в практике государств (от англ. implementation -- осуществление, проведение в жизнь, выполнение, реализация).

Имплементация международных договоров представляет собой деятельность государства в лице его уполномоченных органов, направленную на реализацию обязательств, вытекающих из этих международных договоров.

О.И. Тиунов рассматривает имплементацию международных договоров как в узком, так и в широком смысле. В узком смысле имплементация связана с обязанностью государства принять внутригосударственные меры по созданию и обеспечению правовых механизмов реализации норм международного права. В широком смысле имплементация -- это не только работа по совершенствованию законодательства государства, созданию каких-то новых норм, но также и меры организационно-распорядительного характера, которые обязано предпринять государство.

На наш взгляд, такой подход представляется вполне обоснованным. Рассматривать имплементацию возможно и в широком, и в узком смысле. Имплементация включает в себя весь спектр необходимых действий и мероприятий, направленных на реализацию международных обязательств государства. Хотя это не исключает и более узкого подхода к понятию «имплементация». Все зависит от содержания конкретного международного договора, особенностей обязательств, вытекающих из него, политико-правовой системы государства, состояния законодательства, системы государственных органов, правовых обычаев и традиций и т.д.

Традиционно имплементацию международных договоров рассматривают применительно к сфере международных и внутригосударственных отношений. Характерной тенденцией является то, что большое значение ученые-правоведы придают именно внутригосударственной сфере при реализации международных договоров. Авторы Курса международного права отмечают, что решение проблемы эффективности международного права сегодня следует искать в значительной мере во внутригосударственной сфере.

Механизм реализации международного договора представляет собой совокупность органов государственной власти (как федеральных, так и субъектов Федерации), органов местного самоуправления, в необходимых случаях учреждений и организаций, которые участвуют в реализации международного договора, а также нормативно-правовых актов органов власти по вопросам, входящим в их компетенцию, направленных на выполнение международных договоров.

При рассмотрении вопроса о выполнении международных договоров, как правило, выделяют правовой и организационно-исполнительный (или организационно-распорядительный) механизмы.

Четко различать правовой и организационно-исполнительный механизмы реализации невозможно, да и этого не требуется. Эти механизмы должны быть согласованы и гармонизированы между собой, только таким способом можно обеспечить эффективное выполнение международных обязательств. Невозможно рассматривать меры правового характера, не касаясь организационно-исполнительных мер, также и организационно-исполнительные меры неосуществимы без определенных правовых решений.

Следует отметить, что согласно Федеральному закону «О международных договорах Российской Федерации» международные договоры России заключаются на трех уровнях: от имени РФ (межгосударственные договоры), от имени Правительства РФ (межправительственные договоры), от имени федеральных органов исполнительной власти или уполномоченных организаций (договоры межведомственного характера).

Таким образом, в российскую правовую систему входят три типа международных договоров, которые в широком смысле все являются межгосударственными договорами, т.е. международными договорами государства как субъекта международного права, которое и несет ответственность за их выполнение.

Основная нагрузка по реализации международных договоров ложится на органы исполнительной власти, т.е. министерства и ведомства. К сожалению, функции по выполнению международных договоров РФ практически не отражены в положениях о министерствах. Существует недооценка данной сферы и некоторая бессистемность в реализации международных норм.

Анализ положений о федеральных органах исполнительной власти (к ним относятся федеральные министерства, федеральные службы и федеральные агентства) дает нам основания для вывода о том, что функции по выполнению международных договоров РФ в положениях об этих органах практически не установлены. Все это не может не сказаться на эффективной реализации международных обязательств, которая в настоящее время носит стихийный и не систематизированный характер.

Представляется, что функция по реализации международных договоров РФ должна быть отражена во всех положениях о федеральных органах исполнительной власти.

Существенным фактором эффективности реализации международных договоров РФ является учет такой формы государственного устройства, как федерация. Согласно п. «о» ч. 1 ст. 72 Конституции РФ выполнение международных договоров Российской Федерации относится к сфере совместного ведения РФ и субъектов РФ. В развитие этого конституционного положения в Федеральном законе «О международных договорах Российской Федерации» установлено, что органы государственной власти соответствующих субъектов РФ обеспечивают в пределах своих полномочий выполнение международных договоров РФ (п. 3 ст. 32).

Эти положения чрезвычайно важны для эффективного выполнения международных договоров РФ, так как согласно ст. 29 Венской конвенции «международный договор обязателен в отношении всей территории государства-участника, если иное намерение не явствует из договора или не установлено иным образом».

Указанная выше конституционная норма находит свое развитие и в законодательстве субъектов РФ. Так, в Законе Республики Саха (Якутия) от 29 июня 2006 г. 357-З N 727-III (в ред. Закона РС (Я) от 19 июня 2008 г. 577-З N 45-IV) «Об охоте и охотничьем хозяйстве» установлено, что «к полномочиям органов государственной власти Республики Саха (Якутия) в области охраны и использования объектов животного мира, отнесенных к объектам охоты, относятся: участие в выполнении международных договоров Российской Федерации в области охраны и использования объектов животного мира, отнесенных к объектам охоты, в порядке, согласованном с федеральными органами исполнительной власти, выполняющими обязательства Российской Федерации по указанным договорам».

Заключение

Подводя итоги данной работы, следует кратко изложить описанную выше информацию. В процессе написания реферата было выявлено, что международный договор - это регулируемое международным правом соглашение, заключенное государствами и другими субъектами международного права в письменной форме. Такой договор может быть односторонним или двусторонним, открытым или закрытым, срочным, бессрочным или неопределенно-срочным. В зависимости от сферы действия их договоры подразделяют на локальные, региональные, субрегиональные или универсальные.

Важнейшим элементом договорного правоотношения являются стороны договора. Состав и характер сторон определяют содержание и роль договора.

В России нормы международного права могут быть реализованы в двух формах: путем издания внутригосударственного акта или путем непосредственное применения международных норм в РФ. Основополагающими документами в работе с международными договорами и их реализацией являются Венская конвенция 1969г., ФЗ «О международных договорах Российской Федерации» и Конституция РФ. Основным правилом взаимодействия государств является принцип главенствования международных норм по отношению к нормам конкретных государств.

Список используемой литературы

международный договор правовой

1. Венская конвенция о праве международных договоров (от 23.05.1969)

2. Конституция Российской Федерации (с учетом поправок, внесенных Законами Российской Федерации о поправках к Конституции Российской Федерации от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ)

3. Федеральный закон Российской Федерации «О международных договорах» (в ред. Федеральных законов от 01.12.2007 N 318-ФЗ, от 25.12.2012 N 254-ФЗ, от 12.03.2014 N 29-ФЗ)

4. «Пособие по изучению истории и системы международного права». Выпуск I. В.П.Даневский

5. «Международное право: учебник для вузов» (М., 1999, 2002), О.И.Тиунов

6. Тиунов О.И., Игнатенко Г.В. «Международное право». - М.: “Норма», 2004.

7. Ушаков Н.А. Право международных договоров // Международное право. - М.: “Юристъ”, 2004.

8. Справочно-правовая система «КонсультантПлюс», www.consultant.ru

9. Справочная правовая система «Гарант», www.garant.ru

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Понятие и разновидности источников международного права. Сравнительная характеристика международного договора и международного обычая, определение их места и значения в российской правовой системе и направления нормативного регулирования на сегодня.

    курсовая работа , добавлен 23.08.2013

    Анализ юридической природы международного договора как правовой основы международных отношений. Понятие международного договора во времени, пространстве и по кругу субъектов. Анализ места международных договоров в правовой системе Республики Беларусь.

    курсовая работа , добавлен 28.01.2011

    Теоретические аспекты понятия формы права. Характеристика нормативного и международного договора. Исследование видов источников международного и национального права, особенностей их взаимодействия. Международно-правовой договор в правовой системе России.

    курсовая работа , добавлен 02.05.2010

    Понятие и сущность международного договора в международном частном праве, классификация: договоры-конвенции как источники частного права; характеристика договоров-сделок. Нормативные правовые акты РФ и других стран, особенности регламентации отношений.

    курсовая работа , добавлен 27.08.2011

    Механизм имплементации норм международного права в законодательстве Республики Беларусь. Место норм международного права в правовой системе и способы воздействия на ее реформирование. Внутригосударственный механизм реализации норм международного права.

    реферат , добавлен 22.02.2011

    Определение права международных договоров. Классификация и форма международного договора. Порядок заключения международного договора. Вступление в силу, опубликование и регистрация международного договора. Оговорки и поправки к международному договору.

    курсовая работа , добавлен 15.09.2011

    дипломная работа , добавлен 11.10.2014

    Участие Российской Федерации в межгосударственных объединениях как элемент ее конституционного статуса. Общепризнанные нормы международного права в правовой системе страны. Международные организации, в деятельности которых Россия принимает участие.

    курсовая работа , добавлен 29.05.2017

    Понятие договора внешнеторговой купли-продажи и его место в системе внешнеторговых сделок. Правовое регулирование договора. Применение норм международного и российского права к договорам внешнеторговой купли-продажи товаров. Стороны и оформление договора.

Понятие международного договора РФ и его соотношение с национальным законодательством.

Определение международного договора дано в ФЗ РФ «О международных договорах Российской Федерации». Это определение соответствует определениям Венской конвенции о праве международных договоров 1969 г. и Венской конвенции о праве договоров между государствами и международными организациями или международными организациями 1986 г.

Под международным договором РФ понимается международное соглашение, заключённое Российской Федерацией с иностранным государством (государствами) либо с международной организацией в письменной форме и регулируемое международным правом независимо от того, содержится такое соглашение в одном документе или в нескольких, связанных между собой документах, а также независимо от его конкретного наименования.

Международные договоры

Это публично-правовые акты, сторонами которых являются суверенные государства. Международный договор – источник международного права и его нормы адресованы к государствам – участникам таких отношений.

Соотношение международных договоров и российского национального законодательства определено в п.4 ст.15 Конституции РФ (см. тему 1) и сводится к следующему:

  1. Международные договоры РФ входят в национальную правовую систему РФ;
  2. Международные договоры имеют приоритетное значение в применении перед нормами национального законодательства.

Соответствующие правила содержатся и в отраслевом законодательстве (ст. 7 ГК РФ, ст.6 СК РФ).

В федеральном законе «О международных договорах РФ» определены порядок и правовые формы присоединения России к международным договорам. Согласие России на обязательность для неё международного договора может быть выражено в форме федерального закона. Например, ФЗ о ратификации принимается, если исполнение договора требует изменения действующих или принятия новых законов или договор устанавливает иные правила, чем предусмотрены законом, и в некоторых др. случаях (п.1 ст. 15 ФЗ). Такое согласие может быть выражено также в форме Указа Президента или постановления Правительства РФ. Все эти акты являются теми формами, с помощью которых международный договор вводится в правовую систему России и становится обязательным для применения внутри государства.

Международный договор подлежит применению российскими правоприменительными органами, если:

  1. Договор вступил в силу;
  2. Согласие на обязательность договора для России дали компетентные российские органы;
  3. Договор официально опубликован.

По этому вопросу соответствующие разъяснения даны в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ и Высшего арбитражного Суда РФ от 31 октября 1995 г. «О некоторых вопросах применения судами Конституции Российской Федерации при осуществлении правосудия». Согласно этому постановлению суд при рассмотрении дела не вправе применять нормы закона, т.е. российского национального акта в случаях, когда вступившим в силу для Российской Федерации международным договором, решение на обязательность которого для РФ было принято в форме федерального закона, установлены иные правила, чем предусмотрены в законе. В указанных случаях применяются правила международного договора.
Соответствующие разъяснения даны в постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 10 октября 2003 г. «О применении судами общей юрисдикции общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации».
Некоторые международные договоры содержат в своём составе частноправовые нормы, направленные на регулирование отношений не между суверенными государствами, а между частными субъектами – физическими и юридическими лицами. Купить дипломную работу на тему договоров намного

В качестве основной формы права выступает договор в международном праве. Международный договор - это явно выраженное соглашение между государствами и другими субъектами международного права, заключенное по вопросам, имеющим для них общий интерес, и призванное регулировать их взаимоотношения путем создания взаимных прав и обязанностей. Статья 2 Венской конвенции о праве международных договоров содержит нормативное определение этого источника: «Договор означает международное соглашение, заключенное между государствами в письменной форме и регулируемое международным правом, независимо от того, содержится ли такое соглашение в одном документе, в двух или нескольких связанных между собой документах, а также независимо от его конкретного наименования»

Существуют различные виды международных договоров: двусторонние и многосторонние; политические, экономические договоры и договоры, заключаемые по специальным вопросам. Каждый из них содержит общие правила поведения вступает как результат согласования воль субъектов - участников того или иного договора.

В ряде государств, включая Россию, международные договоры, в которых участвуют эти государства, рассматриваются как составная часть национальной правовой системы.

Примером международно-правового договора нового типа может служить принятый 12 сентября 1990 г. Договор об окончательном урегулировании в отношении Германии, согласно которому «объединенная Германия будет включать территорию Германской Демократической Республики, Федеративной Республики Германия и всего Берлина».

Вопросы соотношения и взаимодействия международного права и правовой системы России приобретают особое значение в контексте процессов интеграции и глобализации.

Если международным договором РФ установлены правила, отличные от предусмотренных гражданским законодательством, то применяются положения международного договора.

Конституция Российской Федерации 1993 г. в ст.15 утверждает общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации в качестве составной части правовой системы Российской Федерации. Они действуют на основе принципа непосредственности действия международно-правовых норм. Однако речь идет не о любой норме международного права, а лишь об императивных нормах, обладающих общеобязательным характером.

На основе анализа положения Конституции РФ о том, что, если международным договором РФ установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора, нельзя утверждать, будто приоритет над национальным законодательством имеют любые договорные нормы международного права. Подобным договором является только международный договор Российской Федерации межгосударственного, межправительственного или межведомственного характера, ратифицированный и официально опубликованный. Хотя Конституция РФ не конкретизирует, что речь идет лишь о ратифицированном международном договоре, именно такой договор выступает в качестве источника российского права. Именно в момент ратификации международного договора Россия принимает на себя все обязательства по нему. Это нашло отражение в формулировке Верховного Суда РФ, отметившего, что речь идет о международном договоре, «решение о согласии на обязательность которого для РФ было принято в форме федерального закона».

Соотношение норм международного права и международных договоров России наряду с ч.4 ст.15 Конституции закрепляется в п.»б» ст.86, п.»г» ст.106, ч.6 ст.125 Конституции Российской Федерации и Федеральном законе «О международных договорах Российской Федерации».

Российское законодательство в ст.6 Федерального закона «О международных договорах Российской Федерации» закрепляет следующие процедуры включения положений международно-правовых актов, международных соглашений России в российскую правовую систему:

а) согласие Российской Федерации на обязательность для нее

международного договора;

  • б) подписание международного договора;
  • в) обмен документами, образующими договор;
  • г) ратификация;
  • д) утверждение;
  • е) принятие;
  • ж) присоединение;
  • з) иные способы выражения согласия по договоренности сторон.

Федеральным законом «О международных договорах Российской Федерации» устанавливаются процедуры ратификации и требования, предъявляемые к данной процедуре. Так, правом внесения в Государственную Думу ФС РФ на ратификацию международных договоров обладают только Президент Российской Федерации и Правительство Российской Федерации (единственное исключение из этого положения установлено ст.16 Закона). Закон выдвигает следующие требования к содержанию предложения о ратификации: оно должно содержать копию официального текста международного договора, обоснование целесообразности его ратификации, определение соответствия международного договора законодательству Российской Федерации и в первую очередь Конституции РФ, а также оценку возможных финансово-экономических и иных последствий ратификации международного договора.

Федеральный закон «О международных договорах Российской Федерации» впервые в отечественном праве закрепляет положение, что вместе с осуществлением процедуры ратификации должны быть определены меры по обеспечению выполнения Россией ратифицируемого договора и выработаны механизмы защиты интересов России в связи с участием в ратифицируемом договоре. На международные договоры в полной мере распространяется положение Конституции Российской Федерации об обязательном опубликовании нормативных правовых актов и о неприменении любых нормативных правовых актов, затрагивающих права, свободы и обязанности человека и гражданина, если они не опубликованы (ч.3 ст.15 Конституции РФ).



Просмотров