Нарушение правил пожарной безопасности может наказываться. Нарушение требований пожарной безопасности. Примеры из судебной практики

"Бюджетные организации: бухгалтерский учет и налогообложение", 2011, N 8

Федеральным законом от 03.06.2011 N 120-ФЗ "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях по вопросам пожарной безопасности" (далее - Федеральный закон N 120-ФЗ) значительно усилены меры административной ответственности за нарушение требований пожарной безопасности. В статье будут рассмотрены виды административной ответственности и санкции за нарушение пожарной безопасности.

Что такое административное правонарушение?

Административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ установлена административная ответственность (ч. 1 ст. 2.1 КоАП РФ). Юридические лица подлежат административной ответственности за совершение административных правонарушений в случаях, предусмотренных статьями разд. II КоАП РФ или законами субъектов РФ об административных правонарушениях (ч. 1 ст. 2.10 КоАП РФ). Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта РФ предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ).

Согласно ст. 2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей. Под должностным лицом подразумевается лицо, постоянно, временно или в соответствии со специальными полномочиями осуществляющее функции представителя власти, то есть наделенное в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся в служебной зависимости от него, а равно лицо, выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных организациях, а также в ВС РФ, других войсках и воинских формированиях РФ.

Каков срок давности привлечения к административной ответственности?

По общему правилу постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено по истечении двух месяцев со дня совершения административного правонарушения, за исключением случаев, прямо указанных в ст. 4.5 КоАП РФ. Федеральным законом N 120-ФЗ указанный перечень случаев дополнен нарушением пожарной безопасности. Таким образом, начиная со дня вступления в силу Федерального закона N 120-ФЗ (17.06.2011) привлечь к ответственности за нарушение требований пожарной безопасности возможно не в течение двух месяцев, а в течение года со дня совершения правонарушения. Заметим, что истечение срока давности привлечения к административной ответственности является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении (п. 6 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ).

Кто имеет право привлекать к ответственности?

В соответствии с ч. 1 ст. 23.34 КоАП РФ рассматривать дела о нарушениях пожарной безопасности имеют право органы, осуществляющие государственный пожарный надзор, к которым относятся органы Федеральной противопожарной службы МЧС и Ростехнадзор (в части нарушения требований пожарной безопасности на подземных объектах и при ведении взрывных работ).

За что предусмотрена ответственность?

Нарушение требований пожарной безопасности. В соответствии со ст. 37 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" (далее - Федеральный закон N 69-ФЗ) бюджетные учреждения, как и любые другие организации, обязаны:

  • соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны;
  • разрабатывать и осуществлять меры по обеспечению пожарной безопасности;
  • проводить противопожарную пропаганду, а также обучать своих работников мерам пожарной безопасности;
  • включать в коллективный договор (соглашение) вопросы пожарной безопасности;
  • содержать в исправном состоянии системы и средства противопожарной защиты, включая первичные средства тушения пожаров, не допускать их использования не по назначению;
  • оказывать содействие пожарной охране при тушении пожаров, установлении причин и условий их возникновения и развития, а также при выявлении лиц, виновных в нарушении требований пожарной безопасности и возникновении пожаров;
  • предоставлять в установленном порядке при тушении пожаров на территориях предприятий необходимые силы и средства;
  • обеспечивать доступ должностным лицам пожарной охраны при осуществлении ими служебных обязанностей на территории, в здания, сооружения и на иные объекты предприятий;
  • предоставлять по требованию должностных лиц государственного пожарного надзора сведения и документы о состоянии пожарной безопасности на предприятиях, в том числе о пожарной опасности производимой ими продукции, а также о происшедших на их территориях пожарах и их последствиях;
  • незамедлительно сообщать в пожарную охрану о возникших пожарах, неисправностях имеющихся систем и средств противопожарной защиты, об изменении состояния дорог и проездов;
  • содействовать добровольным пожарным;
  • обеспечивать создание и содержание подразделений пожарной охраны на объектах, входящих в утверждаемый Правительством РФ перечень объектов, критически важных для национальной безопасности страны, других особо важных пожароопасных объектов, особо ценных объектов культурного наследия народов РФ, на которых в обязательном порядке создается пожарная охрана (за исключением объектов, на которых создаются объектовые, специальные и воинские подразделения федеральной противопожарной службы).

Требования к пожарной безопасности установлены Правилами пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-03), утвержденными Приказом МЧС России от 18.06.2003 N 313 (далее - Правила). Кроме того, учреждению необходимо руководствоваться, в частности:

  • СНиП 21-01-97 "Пожарная безопасность зданий и сооружений", принятыми и введенными в действие Постановлением Минстроя России от 13.02.1997 N 18-7;
  • НПБ 253-98 "Нормы пожарной безопасности. Оборудование противодымной защиты зданий и сооружений. Вентиляторы. Методы испытания на огнестойкость", утвержденными Приказом ГУГПС МВД России от 29.05.1998 N 39.

Несоблюдение требований пожарной безопасности влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 6000 до 15 000 руб., а на юридических лиц - от 150 000 до 200 000 руб. (ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ). Отметим, что до внесения изменений Федеральным законом N 120-ФЗ максимальный размер санкций для должностных лиц составлял 2000 руб., а для юридических лиц - 20 000 руб.

Если же нарушение требований пожарной безопасности допущено в условиях особого противопожарного режима, предусмотренного ст. 30 Федерального закона N 69-ФЗ, то санкции составят: для должностных лиц - от 15 000 до 30 000 руб.; для юридических лиц - от 400 000 до 500 000 руб.

Несоблюдение требований пожарной безопасности к внутреннему противопожарному водоснабжению, электроустановкам зданий, сооружений и строений, электротехнической продукции или первичным средствам пожаротушения либо требований пожарной безопасности об обеспечении зданий, сооружений и строений первичными средствами пожаротушения. Указанные требования регламентированы, в частности, следующими нормативными актами:

  • "СП 8.13130.2009. Свод правил. Системы противопожарной защиты. Источники наружного противопожарного водоснабжения. Требования пожарной безопасности", утвержденные Приказом МЧС России от 25.03.2009 N 178;
  • "СП 9.13130.2009. Свод правил. Техника пожарная. Огнетушители. Требования к эксплуатации", утвержденные Приказом МЧС России от 25.03.2009 N 179;
  • НПБ 166-97 "Пожарная техника. Огнетушители. Требования к эксплуатации", утвержденные Приказом ГУГПС МВД России от 31.12.1997 N 84.

Несоблюдение вышеуказанных нормативных актов влечет наложение административного штрафа на должностных лиц - от 6000 до 15 000 руб., а на юридических лиц - от 150 000 до 200 000 руб. (ч. 3 ст. 20.4 КоАП РФ).

Несоблюдение требований пожарной безопасности к эвакуационным путям, эвакуационным и аварийным выходам либо системам автоматического пожаротушения и системам пожарной сигнализации, системам оповещения людей о пожаре и управления эвакуацией людей в зданиях, сооружениях и строениях или системам противодымной защиты зданий, сооружений и строений. Указанные требования регламентированы, в частности, следующими нормативными актами:

  • "СП 5.13130.2009. Свод правил. Системы противопожарной защиты. Установки пожарной сигнализации и пожаротушения автоматические. Нормы и правила проектирования", утвержденные Приказом МЧС России от 25.03.2009 N 175;
  • "СП 1.13130.2009. Свод правил. Системы противопожарной защиты. Эвакуационные пути и выходы", утвержденные Приказом МЧС России от 25.03.2009 N 171;
  • "СП 3.13130.2009. Свод правил. Системы противопожарной защиты. Система оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре. Требования пожарной безопасности", утвержденные Приказом МЧС России от 25.03.2009 N 173;
  • "НПБ 58-97. Нормы пожарной безопасности. Системы пожарной сигнализации адресные. Общие технические требования. Методы испытаний", утвержденные Приказом ГУГПС МВД России от 31.12.1996 N 64.

Несоблюдение вышеуказанных требований влечет наложение административного штрафа на должностных лиц - от 15 000 до 20 000 руб., а на юридических лиц - от 150 000 до 200 000 руб. (ч. 4 ст. 20.4 КоАП РФ).

Нарушение требований пожарной безопасности, повлекшее возникновение пожара и уничтожение или повреждение чужого имущества либо причинение легкого или средней тяжести вреда здоровью человека. Совершение указанного правонарушения влечет наложение административного штрафа на должностных лиц - от 40 000 до 50 000 руб., а на юридических лиц - от 350 000 до 400 000 руб. (ч. 6 ст. 20.4 КоАП РФ).

Несоблюдение требований пожарной безопасности об обеспечении проходов, проездов и подъездов к зданиям, сооружениям и строениям. Требования пожарной безопасности об обеспечении проходов, проездов и подъездов к зданиям, сооружениям и строениям установлены в ст. 67 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности". Несоблюдение указанных требований влечет наложение административного штрафа на должностных лиц - от 7000 до 10 000 руб., а на юридических лиц - от 120 000 до 150 000 руб. (ч. 8 ст. 20.4 КоАП РФ).

Невыполнение в установленный срок законного предписания органа, осуществляющего государственный пожарный надзор. Значительно усилена ответственность за невыполнение в срок предписания органа госпожнадзора. Если ранее максимальный размер санкции за данное нарушение составлял для должностных лиц - 2000 руб., а для юридических лиц - 20 000 руб., то теперь штраф может составлять для должностных лиц - от 3000 до 4000 руб., а для юридических лиц - от 70 000 до 80 000 руб. (ч. 12 ст. 19.5 КоАП РФ).

В свою очередь, совершение указанного правонарушения на объектах защиты, на которых осуществляется деятельность в сфере здравоохранения, образования и социального обслуживания, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц - от 5000 до 6000 руб. (или дисквалификацию на срок до трех лет), а на юридических лиц - от 90 000 до 100 000 руб. (ч. 13 ст. 19.5 КоАП РФ).

В случае же повторного совершения вышеуказанных правонарушений на должностных лиц может быть наложен административный штраф в размере от 15 000 до 20 000 руб. (или они могут быть дисквалифицированы на срок до трех лет), а на юридических лиц - от 150 000 до 200 000 руб. (ч. 14 ст. 19.5 КоАП РФ).

Эксперт журнала

"Бюджетные организации:

бухгалтерский учет и налогообложение"

Казенное учреждение: переходный период
Выездные проверки ПФР

В Российской Федерации существует три меры пресечения нарушений в области ПБ – это дисциплинарная, административная и уголовная ответственность. Мы предлагаем разобраться: кто и за какие деяния может понести то или иное наказание.

И так, ответственность за нарушение требований пожарной безопасности на предприятии – это правовой аспект обеспечения ПБ в организациях и на производстве. Он предусматривает привлечение виновных лиц к дисциплинарной, административной или же уголовной ответственности за невыполнение или ненадлежащее выполнение требований ПБ. Иными словами, нести ответственность за халатное отношение к мерам предосторожности в области пожарной безопасности может, как любой сотрудник организации, так и ее руководитель.

Дисциплинарное взыскание за нарушение соответствующих требований пожарной безопасности возлагается на работника (на должностное лицо) работодателем, на котором лежали обязанности по соблюдению этих требований в соответствии с заключённым трудовым договором на основании статьи 192 Трудового кодекса РФ. Работодатель имеет право применить следующие виды дисциплинарных взысканий:

— замечание;

— выговор;

— увольнение (в случае, если имеются соответствующие основания).

Административное наказание применяется в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях (далее КоАП РФ) от 30 декабря 2010г. №195-ФЗ.

Административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица. Такому виду ответственности подлежит должностное лицо в случае неисполнения либо ненадлежащего исполнения своих служебных обязанностей.

За совершение таких правонарушений могут устанавливаться и применяться следующие административные наказания:

— предупреждение;

— административный штраф;

— лишение специального права, предоставленного физическому лицу;

— административный арест;

Дисквалификация;

Административное приостановление деятельности.

Должностные лица органов, осуществляющих государственный пожарный надзор могут привлекаться к административной ответственности в таких случаях:

1. Нарушение требований пожарной безопасности, повлекшее возникновение пожара без причинения тяжкого вреда здоровью человека;

2. Выдача сертификата соответствия на продукцию без сертификата пожарной безопасности в случае, если сертификат пожарной безопасности обязателен;

3. Продажа продукции или оказание услуг, подлежащих обязательной сертификации в области пожарной безопасности, без сертификата соответствия;

4. Несанкционированное перекрытие проездов к зданиям и сооружениям, установленных для пожарных машин и техники;

5. Разработка и утверждение схемы размещения торговых мест на розничном рынке без согласования с органами, уполномоченными на осуществление контроля за обеспечением пожарной безопасности, а также с органами по контролю и надзору в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения или органами по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека;

6. Неповиновение законному распоряжению или требованию должностного лица органа, осуществляющего государственный надзор (контроль), а равно воспрепятствование осуществлению этим должностным лицом служебных обязанностей;

7. Невыполнение в установленный срок законного предписания (постановления, представления, решения) органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль), об устранении нарушений законодательства;

8. Нарушение требований технических регламентов, обязательных требований государственных стандартов при реализации (поставке, продаже), использовании (эксплуатации), хранении, транспортировании либо утилизации продукции, а равно уклонение от представления продукции, документов или сведений, необходимых для осуществления государственного контроля и надзора;

9. Реализация сертифицированной продукции, не отвечающей требованиям нормативных документов, на соответствие которым она сертифицирована, либо реализация сертифицированной продукции без сертификата соответствия (декларации о соответствии), или без знака соответствия, или без указания в сопроводительной технической документации сведений о сертификации.

Уголовное наказание должностных лиц за нарушение правил пожарной безопасности, присуждается, согласно постановлениям Статьи 219. Нарушение требований пожарной безопасности:

1. Нарушение требований пожарной безопасности, совершенное лицом, на котором лежала обязанность по их соблюдению, если это повлекло по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью человека;

2. То же деяние, повлекшее по неосторожности смерть человека;

3. Деяние, предусмотренное частью первой настоящей статьи, повлекшее по неосторожности смерть двух или более лиц наказывается лишением свободы на срок до семи лет.

Подводя итог, хотелось бы сказать, что на сегодняшний день, к сожалению, нарушения правил пожарной безопасности на предприятии – это не редкость. Зачастую это минимальные нарушения, однако, следует помнить, что даже незначительные несоответствия требованиям ПБ могут стать причиной масштабного пожара, который влечет за собой потерю имущества, а иногда и человеческие жертвы.

Ответственность за нарушение требований пожарной безопасности

За нормы касательно безопасности относительно пожаров привлекаются к ответственности должностные уполномоченные представители организации. В случае нарушения основных норм безопасности человек подлежит определённому наказанию, предусмотренным действующим законодательством страны.

Различают три вида ответственности в зависимости от тяжести нарушения и вытекающих из него последствий. Человек может нести такие виды ответственности, как:

1.Административную.

2.Дисциплинарную.

3.Уголовную.

Дисциплинарная ответственность

Дисциплинарная ответственность представляет собой одну из правовых норм, наказуемая взысканием. Она накладывается на человека в случае невыполнения им должностных обязательств и обязанностей касательно пожарной безопасности организации.

Ответственность за нарушения требований пожарной безопасности может проявляться виде:

  1. Замечаний.
  2. Выговоров.
  3. Увольнений.

Причём человека могут уволить не только с занимаемой должности, но и вовсе из организации. Всё зависит напрямую от тяжести поступка.

Дисциплинарное взыскание накладывается непосредственно руководящим лицом. При этом должностное лицо должно учитывать и выяснить такие факторы, как:

  1. Обстоятельства, при которых было произведено нарушение.
  2. Степень тяжести.
  3. Последствия от совершённого действия.
  4. Характеристику.

Нарушитель должен написать объяснительную записку, в которой указывается причина содеянного поступка, после чего руководитель принимает её к изучению и принимает решение о способе взыскания.

Административная ответственность

Ответственность за нарушение требований пожарной безопасности заключается в таких административных наказаниях, как:

  1. Предупреждении.
  2. Штрафе.
  3. Дисквалификации.
  4. Административном приостановлении деятельности.

Взыскания возможны в таких случаях, как:

  1. Сознательное нарушение правил пожарной безопасности. К ним можно отнести несвоевременную проверку пожарных систем и организаций, а также пренебрежение основными требованиями.
  2. Ведение предпринимательской деятельности без сопутствующей необходимой на то документации.
  3. Дача ложных показаний относительно общего состояния пожарных систем.
  4. Невыполнение требований инспекторов.
  5. Нарушение основных норм пожарной безопасности, прописанных на государственном уровне.

Нарушение требований и необходимых норм безопасности может повлечь за собой неисправность пожарных систем и сигнализаций, которые при возникновении пожара не смогут нормально функционировать.

Установкой подобного оборудования в нашей стране занимается огромное количество организаций. Одной из них является компания ООО «Стройбезопасность», специализирующаяся не только на монтаже, но и на настройке оборудования. Сотрудники компании Стройбезопасность осуществляют установку требуемых пожарных систем согласно всем нормам и требованиям.

Вследствие нарушений работы пожарных систем может возникнуть возгорание, которое повлечёт за собой как финансовые затраты, так и ущерб человеческому здоровью.

Предприятие обязано иметь сертификат, подтверждающий наличие систем безопасности. Его отсутствие также можно считать административным нарушением.

К списку нарушений также можно добавить перекрытие имеющихся маршрутов к различным постройкам для пожарных машин.

Последствия нарушений могут быть различными, порой даже угрожающие не только здоровью самого человека, но и его жизни.

Административными методами возможно наказать лишь человека, переступившего рубеж в 16 полных лет.

Уголовная ответственность

Уголовная ответственность является самой тяжёлой мерой наказания за содеянный поступок.

Уголовная ответственность возможна при умышленном повреждении или частичном, или полном уничтожении имущества чужого человека. Это может произойти впоследствии таких действий, как:

  1. Поджог.
  2. Взрыв.
  3. Неаккуратное обращение с огнём.

Уголовная ответственность на человека всегда накладывается в случаях нарушений, которые повлекли за собой смерть одного или нескольких людей. Также в эту категорию можно отнести и тяжкие телесные повреждения.

Также уголовная ответственность предусматривается для людей, которые причинили ущерб лесным насаждениям любой тяжести. Умышленно ли это было сделано или нет, никакой роли не играет.

Уголовная ответственность проявляется в виде:

  1. Штрафа за нарушение. Он составляет от 50 до 200 минимальных заработков человека. Также возможен вариант присвоения штрафа в виде суммы одного месячного оклада. Но это актуально лишь в случаях незначительных нарушений.
  2. Лишения прав на занимающую должность или рабочее место. Человек не может устроиться на аналогичную работу на протяжении 3 последующих лет.
  3. Ограничения личной свободы человека. Срок его действия 5 лет.
  4. Исправительных работ. Их срок колеблется от 100 до 190 часов общего времени. В некоторых случаях предусматривается период исправительных работ в 1 год.
  5. Лишения свободы на предусмотренный законодательством срок. Максимальным является срок в 10 лет.

Наложить на человека уголовную ответственность возможно лишь по достижению им четырнадцатилетнего возраста. До этого времени всю ответственность за человека несут его родители или опекуны.

    Дисциплинарная ответственность за совершение дисциплинарного проступка работниками орга­низаций предусмотрена Трудовым кодексом РФ. При наложении дисциплинарного взыскания учиты­ваются тяжесть совершенного проступка, обстоятельства, при которых он совершён, предшествующая работа и поведение рабочего и служащего. До наложения взыскания от нарушителя трудовой дисцип­лины должны быть затребованы объяснения. В соответствии с Трудовым кодексом за совершение дисциплинар­ного проступка, то есть неисполнение или ненадлежащее исполнение работником по его вине возложен­ных на него трудовых обязанностей, работодатель имеет право применить следующие дисциплинарные взы­скания:

  • замечание;
  • выговор;
  • увольнение по соответствующим основаниям.

ФЗ, уставами и положениями о дисциплине для отдельных категорий работников могут быть предусмотрены также и другие дисциплинарные взыска­ния.

Административная ответственность за нарушение требований пожарной безопасности, а также за иные правонарушения в области пожарной безопасности предусмотрена следующими статьями КоАП РФ:

  • статья 8.32. Нару­шение ППБ в лесах;
  • статья 11.16. Нарушение установленных на железнодорожном, морском, внутреннем водном или воздуш­ном транспорте ППБ;
  • статья 14.1, часть 2. Осуществление предпринимательской деятельности без специального разре­шения (лицензии), если такое разрешение (такая лицензия) обязательно (обязательна);
  • статья 14.1, часть 3. Осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией);
  • статья 14.1, часть 4. Осуществление предпринимательской деятельности с грубым нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией);
  • статья 177. Умышленное невы­полнение требований прокурора, вытекающих из его полномочий, установленных ФЗ, а равно законных требований следователя, дознавателя или должностного лица, осуществляющего производство по делу об административном правонарушении;
  • статья 179. Заведомо ложные показание свидетеля, пояснение специалиста, за­ключение эксперта или заведомо неправильный перевод при производстве по делу об административном правонару­шении;
  • статья 19.4, часть 1. Неповиновение законному распоряжению или требованию должностного лица ор­гана, осуществляющего государственный надзор (контроль), а равно воспрепятствование осуществлению этим должностным лицом служебных обязанностей;
  • статья 19.5, часть 1. Невыполнение в установленный срок законного предписания (постановления, представления, решения) органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль), об устранении нарушений законодательства;
  • статья 19.6. Непринятие по постанов­лению (представлению) органа (должностного лица), рассмотревшего дело об административном правонарушении, мер по устранению причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения;
  • статья 19.7 Непредставление или несвоевременное представление в государственный орган (должностному лицу) сведений (ин­формации), представление которых предусмотрено законом и необходимо для осуществления этим ор­ганом (должностным лицом) его законной деятельности, а равно представление в государственный орган (должност­ному лицу) таких сведений (информации) в неполном объеме или в искажённом виде;
  • статья 19.19, часть 1. Нарушение обязательных требований ГОСТов при реализации (поставке, продаже), использовании (эксплуатации), хранении, транспортировании либо утилизации продукции, а равно уклонение от пред­ставления продукции, документов или сведений, необходимых для осуществления государственного контроля и над­зора;
  • статья 19.19, часть 2. Нарушение правил обязательной сертификации, то есть реализация сертифицирован­ной продукции, не отвечающей требованиям нормативных документов, на соответствие которым она сертифицирована, либо реализация сертифицированной продукции без сертификата соответствия (дек­ларации о соответствии), или без знака соответствия, или без указания в сопроводительной технической доку­ментации сведений о сертификации или о нормативных документах, которым должна соответствовать указанная продукция, либо недоведение этих сведений до потребителя (покупателя, заказчика), а равно представление недостоверных результатов испытаний продукции либо необоснованная выдача серти­фиката соответствия (декларации о соответствии) на продукцию, подлежащую обязательной сертифи­кации;
  • статья 19.20, часть 1. Осуществление деятельности, не связанной с извлечением прибыли, без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (такая лицензия) обязательно (обязательна);
  • статья 19.20, часть 2. Осуществление деятельности, не связанной с извлечением прибыли, нарушением требований или усло­вий специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (такая лицензия) обязательно (обязательна);
  • статья 19.20 часть 3. Осуществление деятельности, не связанной с извлечением прибыли, с грубым нарушением требований или условий специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (такая лицензия) обя­зательно (обязательна);
  • статья 19.26. Заведомо ложное заключение эксперта при осуществлении государственного кон­троля (надзора);
  • статья 20.4, часть 1. Нарушение требований пожарной безопасности, установленных стандар­тами, нормами и правилами;
  • статья 20.4, часть 2. Нарушение требований пожарной безопасности, установлен­ных стандартами, нормами и правилами, совершённое в условиях ;
  • статья 20.4, часть 3. Нарушение требований стандартов, НПБ и ППБ, повлекшее возникновение без причинения тяжкого или средней тяжести вреда здоровью человека либо без наступления иных тяжких последст­вий;
  • статья 20.4, часть 4. Выдача сертификата соответствия на продукцию без в случае, если сертификат пожарной безопасности обязателен;
  • статья 20.4, часть 5. Продажа продук­ции или оказание услуг, подлежащих обязательной сертификации в области пожарной безопасности, без сертификата соответствия;
  • статья 20.4, часть 6. Несанкционированное перекрытие проездов к зданиям и сооружениям, установленных для и техники;
  • статья 20.25, часть 1. Неуплата административного штрафа в срок.

За совершение административных правонарушений в области пожарной безопасности могут устанавливаться и при­меняться следующие административные наказания:

  • предупреждение;
  • административный штраф;
  • дисквалификация;
  • админи­стративное приостановление деятельности.

Уголовная ответственность за преступления в области пожарной безопасности предусмотрена следующими статьями УК РФ:

  • статья 167, часть 1. Умышленные уничтожение или повреждение чужого имущества, если эти деяния повлекли причинение значительного ущерба;
  • статья 167, часть 2. Умышленные уничтожение или повреждение чужого имущества, совершённые из хулиганских побуждений, путём поджога, или иным общеопасным способом либо повлёкшие по неосторожности смерть человека или иные тяжкие последствия;
  • статья 219, часть 1. Нарушение ППБ, совершённое лицом, на котором лежала обязанность по их соблюдению, ес­ли это повлекло по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью человека;
  • статья 219, часть 2. Нарушение ППБ, совершённое лицом, на котором лежала обязанность по их соблюдению, повлекшее по неосто­рожности смерть человека;
  • статья 219, часть 3. Нарушение ППБ, совершённое лицом, на котором лежала обязан­ность по их соблюдению, повлекшее по неосторожности смерть двух или более лиц;
  • статья 261, часть 1. Унич­тожение или повреждение лесных насаждений и иных насаждений в результате или иными источниками повышенной опасности;
  • статья 261, часть 2. Уничтожение или повреж­дение лесных насаждений и иных насаждений путём поджога, иным общеопасным способом либо в ре­зультате загрязнения или иного негативного воздействия.

За совершение преступлений в области пожарной безопасности могут устанавливаться и применяться следующие уголовные наказания:

  • штраф;
  • лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью;
  • исправительные работы;
  • ограниче­ние свободы;
  • лишение свободы на определенный срок.

В рамках гражданско-правовой (имущественной) ответ­ственности может быть предусмотрено возмещение материальных убытков или вреда, причиненного вследст­вие нарушения требований пожарной безопасности.

Здравствуйте, дорогие читатели, с вами Владимир Раичев и сегодня я хотел бы сегодня поговорить на такую интересную тему как ответственность за нарушение требований пожарной безопасности (противопожарного режима). Сколько же стоит индульгенция за нарушение правил пожарной безопасности?

По собственному опыту расскажу вам, что занимаясь 5 лет пожарной безопасностью, мне удалось избежать наказания 2, от силы 3 раза, не более. К сожалению, это наша суровая действительность, что без нарушений обойтись не получается. В каком-то случае требуются значительные денежные средства для устранения, в каком-то вопросе нужно время, да и всех нюансов учесть практически невозможно.

У меня вот на работе не далее как совсем недавно тоже произошел вопиющий случай. Всех подробностей рассказывать не буду – это очень долго, да и не нужно. Моим постоянным читателям известно, что работаю я в школе, так вот, в школах перед каждым учебным годом подписывается паспорт готовности образовательного учреждения к новому учебному году.

Документ этот согласовывается, в том числе и с органами госпжонадзора. Новое веяние этого года – наличие системы дублирования сигнала о пожаре на пульт 01. Всем известные системы Стрелец-мониторинг и им подобные должны были быть установлены и подключены на пульт 01 еще в июле прошлого года, однако из-за ажиотажа подключение затянулось на длительный период.

Да и не все, кто брался монтировать эту систему, могли это сделать правильно. Есть некоторые особенности у этой системы: например, сам процесс подключения (наш мастер рассказывал мне про сопротивление, которое подключается не так как на старых приборах, которые передавали сигнал диспетчеру, например «Орфей») или процесс программирования устройства, о котором некоторые мастера забывают, капризничает эта система и при подключении внешней антенны).

Я уже делал некоторый краткий обзор самой системы «Стрелец-мониторинг», поэтому не буду вдаваться в подробности, если очень интересно, то прочитать о ней можно . Так вот, в этом году главное условие согласования паспорта готовности в МЧС – подключенная система дублирования сигнала о пожаре.

В несколько зданиях по разным независящим от нас причинам мы этот момент проворонили. В итоге – здания не готовы к учебному году. Подключение в ЦУКС занимает в среднем 30 дней согласно регламенту. А это означает, что в нескольких зданиях занятия проводиться не могут.

К нашему счастью, ситуация разрешилась, нашлись добрые и отзывчивые люди, которые помогли нам решить нашу проблему.

К чему вдруг я все это вам рассказал? Да все просто: на двух из трех зданиях человек, отвечающий за пожарную безопасность, новый, а от ответственного за пожарную безопасность очень многое зависит в любой организации. А вы как думаете, многое?

А кто же вообще несет ответственность за пожарную безопасность и какой она в принципе бывает эта ответственность. Для этого нам придется снова обратиться к Правилам противопожарного режима в Российской Федерации (ППР № 390). В пункте 5 написано следующее:

Руководитель организации назначает лицо, ответственное за пожарную безопасность, которое обеспечивает соблюдение требований пожарной безопасности на объекте.

То есть руководитель вправе назначить своего работника ответственным за ПБ. Другое дело, что не каждый может согласиться (хотя, как правило, эти предложения поступают в такой интересной форме, что обычно от них отказываться не стоит). Руководитель может возложить эту ответственность и на себя в принципе, но редко кто это делает, да и вообще это нецелесообразно.

Целесообразно назначить человека, который так или иначе связан с пожарной безопасностью – нанять специального человека или делегировать эту обязанность, например, завхозу или инженеру по охране труда.

Не будем на этом останавливаться, здесь ничего нового я вам не сказал, можно очень долго рассуждать кому руководитель вменит в обязанность обеспечение пожарной безопасности, но решать будет все равно руководитель. Давайте теперь об ответственности за нарушение противопожарного режима. Она бывает нескольких видов:

  • Дисциплинарная
  • Административная
  • Уголовная

С дисциплинарной все понятно: нарушение повлечет за собой объявление замечания или выговора, возможно строго выговора и т.п. То есть ответственность наступает в рамках одной организации и строгость наказания зависит напрямую от работодателя.

Административная ответственность

Административная ответственность – это штрафы и некоторые другие меры воздействия со стороны сотрудников ГПН, которым они подвергают нас после очередных проверок. В Кодексе об административных правонарушениях есть такая статья – 20.4 «Нарушение требований пожарной безопасности». Ну а теперь о преступлении и наказании, сколько и за что придется заплатить:

Уголовная ответственность

Я перечислил основные виды нарушений и предусмотренную за них ответственность. Изучить подробнее вы сможете самостоятельно. Сможете? Я думаю, что да, открываем КоАП РФ, находим статью 20.4 и читаем.

Осталось самое интересное и пугающее – уголовная ответственность. Для этого мы открываем с вами Уголовный кодекс Российской Федерации и ищем там статью 219 «Нарушение правил пожарной безопасности». Читаем:

Как правило, после прочтения такого рода информации желание отвечать за пожарную безопасность пропадает мгновенно, но, поверьте, это только эмоции. Для того, чтобы не попасть в неприятную ситуацию нужно соблюдать требования Правил противопожарного режима и ФЗ № 123. Только так можно обезопасить себя и других от разных опасных ситуаций.

Поэтому, обеспечивая пожарную безопасность, будьте внимательными и не откладывайте никаких мероприятий на завтра. Все нужно делать вовремя. Характерный тому пример то, о чем я говорил в самом начале статьи – если бы мы сразу отправили документы на подключение системы дублирования сигнала о пожаре в ЦУКС, то не было бы двухнедельного марафона, который, к счастью, закончился очень успешно.

Ответственность наступает только если вы что-то не сделали или позволили сознательно себе нарушить требования пожарной безопасности. А если строго следовать букве закона, то никаких претензий со стороны инспекторов ГПН к вам не будет.

Еще один маленький нюанс, о котором мне хотелось бы вам рассказать — это сам процесс назначения ответственного за ПБ. К этому вопросу нужно подходить очень вдумчиво и помнить, что на одном объекте — один ответственный, который обладает знаниями (читайте должен пройти обучение). Это не требование закона — это требование здравого смысла.



Просмотров