Ордер на работы. Выдача разрешения на проведение земляных работ. Перечень необходимых сведений

Выбор земельных участков для строительства

Комментарий к статье 31 ЗК РФ:

1. Целями выбора земельного участка и предварительного согласования места размещения объекта является определение возможности на земельном участке построить конкретные здание, строение, сооружение.

Заявление о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта предполагает первичное предоставление земельного участка (см. Постановление ФАС Поволжского округа от 11.12.2007 по делу N А55-4257/2007). Заинтересованные в предоставлении земельного участка лица должны обратиться в орган, осуществляющий распоряжение соответствующим земельным участком, с заявлением о выборе и предоставлении земельного участка. Комментируемая статья устанавливает требования к содержанию такого заявления.

В заявлении указывается, во-первых, назначение объекта, т.е. для каких целей будет использоваться возведенный объект. При определении назначения зданий, сооружений можно руководствоваться Классификатором назначений объектов технического учета, входящим в "Сборник классификаторов и справочников автоматизированной информационной системы ведения государственного кадастра недвижимости", утвержденный Приказом Федерального агентства кадастра объектов недвижимости от 27.12.2006 N П/0425. Информация о назначении объекта требуется для установления соответствия планируемого к размещению объекта требованиям земельного, градостроительного, санитарно-эпидемиологического и иного законодательства, обязательным нормам и правилам, а также для определения целевого назначения и разрешенного использования земельного участка при принятии решения о предоставлении земельного участка. Во-вторых, указываются предполагаемое место размещения земельного участка и обоснование его примерного размера. В данном случае необходимо осуществить привязку к адресному или иному ориентиру, произвести расчет запрашиваемой площади земельного участка с учетом установленных предельных размеров земельных участков и иных требований, например содержащихся в правилах землепользования и застройки соответствующего муниципального образования. В-третьих, указывается испрашиваемое право на земельный участок, которое зависит от субъекта - заинтересованного лица и определяется с учетом положений п. 3 ст. 30 ЗК.

Отсутствие в заявлении требуемой в п. 1 комментируемой статьи информации может служить основанием для отказа в выборе земельного участка (см. Определение ВАС РФ от 01.03.2007 N 1454/07, Постановление ФАС Московского округа от 16.11.2007 по делу N А40-17558/-7-7-154, Постановление ФАС Уральского округа от 29.04.2008 по делу N А76-5029/2007). По желанию заявителя возможно приложение к заявлению технико-экономического обоснования проекта строительства или необходимых расчетов. Иную информацию органы, осуществляющие распоряжение земельными участками, не вправе требовать.

2. Согласно п. 2 комментируемой статьи при рассмотрении заявления гражданина или юридического лица и выборе земельного участка должны учитываться все условия и последствия предполагаемого размещения объекта. В частности, в целях обеспечения безопасности населения и в соответствии с ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" вокруг объектов и производств, являющихся источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека, устанавливается специальная территория с особым режимом использования (санитарно-защитная зона). Размер санитарно-защитных зон обеспечивает уменьшение воздействия загрязнения на атмосферный воздух (химического, биологического, физического) до значений, установленных гигиеническими нормативами, а для предприятий I и II классов опасности - как до значений, установленных гигиеническими нормативами, так и до величин приемлемого риска для здоровья населения. По своему функциональному назначению санитарно-защитная зона является защитным барьером, обеспечивающим уровень безопасности населения при эксплуатации объекта в штатном режиме. Соответственно, для объектов, являющихся источниками воздействия на среду обитания, обязательно разрабатывается проект обоснования размера санитарно-защитной зоны (см. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 25.09.2007 N 74 "О введении в действие новой редакции санитарно-эпидемиологических правил и нормативов САНПИН 2.2.1/2.1.1.1200-03 "Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов" // РГ. 2008. N 28).

Процедура согласования заключается в определении соответствия или несоответствия будущего здания, строения, сооружения положениям нормативных правовых актов, технических регламентов, строительным и санитарным нормам и правилам, иным обязательным требованиям. ЗК не устанавливает конкретный перечень органов и муниципальных организаций, согласующих место размещения объекта. Состав таких органов определяется исходя из положений иных нормативных правовых актов Российской Федерации, субъектов РФ и муниципальных образований. Такое согласование проводится только в случаях, установленных в федеральных законах. Например, в соответствии со ст. 52 ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" проектирование и проведение землеустроительных, земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных и иных работ на территории объекта культурного наследия либо на земельном участке или участке водного объекта, в пределах которых располагается объект археологического наследия, осуществляется по согласованию с компетентным органом, который определяется на основании положений названного Закона.

На органы местного самоуправления возложена обязанность по получению информации о разрешенном использовании земельного участка, об обеспечении участков объектами инфраструктуры, получению технических условий подключения объектов к сетям инженерно-технического обеспечения. Ввиду значительной стоимости работ по подведению коммуникаций к объекту возложение на органы местного самоуправления такой обязанности имеет большое значение. В настоящее время данные вопросы регулируются ст. 48 ГрК , Правилами определения и предоставления технических условий подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения и Правилами подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 13.02.2006 N 83 (СЗ РФ. 2006. N 8. Ст. 920).

3. В п. 3 комментируемой статьи закреплено право населения на информацию о возможном или предстоящем предоставлении земельных участков и соответствующая обязанность органов местного самоуправления городских или сельских поселений об информировании населения. С учетом необходимости реализации положений подп. 4 п. 1 ст. 1 и абз. 2, 3 п. 3 комментируемой статьи ЗК, данные нормы должны применяться и в тех случаях, когда земельные участки расположены за границами поселений, например, в границах межселенных территорий. В этом случае соответствующая информация должна быть доведена до тех лиц, чьи интересы затрагиваются строительством (размещением) объектов. Чаще всего информирование проводится путем публикации сообщения в местном официальном средстве массовой информации.

Требования информирования населения о возможном или предстоящем предоставлении земельного участка для строительства имеет обязательный, а не рекомендательный характер. Как было указано по одному из дел, из смысла закона следует, что информирование населения должно производиться через средства массовой информации, доступные всем гражданам, проживающим в муниципальном образовании (Постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 06.09.2005 N Ф08-3563/2005).

Помимо обязанности информировать население комментируемая статья устанавливает обязанность органов, осуществляющих предоставление земельных участков, выяснить мнение граждан, общественных организаций и иных указанных в законе субъектов (общественности) по вопросу предоставления участка, если при этом затрагиваются их интересы. Формы участия общественности в принятии решения о предоставлении земельных участков различны (референдумы, сходы, общественные слушания и т.п.) и четко определены только для предоставления земельных участков в местах традиционного проживания и хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов России и этнических общностей (референдумы или сходы).

Для органов, принимающих решение о предоставлении земельных участков, мнение населения, общественности имеет лишь рекомендательный характер. В практике арбитражных судов можно встретить и иные решения. Так, при рассмотрении одного из дел было указано, что информирование граждан о предоставлении участка для строительства, целью которого является соблюдение их прав на благоприятную окружающую среду, не должно носить декларативный характер. Органы, уполномоченные распоряжаться земельными участками, обязаны учитывать мнение граждан и их объединений, касающееся возможности застройки конкретных участков, и не вправе принимать решение о предварительном согласовании места размещения объекта и утверждении акта выбора такого участка, а также о предоставлении участка для строительства при наличии мотивированных возражений граждан (Постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 30.01.2007 N Ф08-5715/2006).

Нарушение требований законодательства об информировании населения и о необходимости выяснения мнения общественности о предстоящем или возможном предоставлении земельных участков для строительства должно служить основанием для отмены принятых решений о предоставлении земельных участков (см.: Постановление Президиума ВАС РФ от 15.06.2005 N 2479/05; Постановление ФАС Поволжского округа от 18.03.2004 N А55-4628/03-8; Постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 06.09.2005 N Ф08-3563/2005). Необходимо учитывать, что по смыслу ст. 198 АПК для признания ненормативного правового акта недействительным, а действий (бездействия) органов местного самоуправления незаконными необходимо наличие одновременно двух условий: 1) несоответствия его закону или иному нормативному правовому акту и 2) нарушения прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности (в соответствии со статьёй 247 ГПК - требуется нарушение прав и свобод обращающегося в суд лица).

4. Пункт 4 комментируемой статьи требует информировать правообладателей земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, законные интересы которых могут быть затронуты в результате возможного изъятия (выкупа) их земельных участков для государственных и муниципальных нужд. Учитывая достаточную индивидуализацию в данном случае субъектов (в отличие от субъектов, указанных в п. 3 комментируемой статьи), информирование о возможном изъятии земельных участков в связи с их предоставлением для строительства должно иметь индивидуальный характер (письменное уведомление каждого правообладателя).

Правовое значение такого информирования заключается в том, что с момента информирования правообладатели земельных участков несут риск отнесения на них затрат и убытков, связанных со строительством на земельном участке или иным его улучшением (п. 8 комментируемой статьи).

5. При рассмотрении заявления в порядке п. п. 1 - 4 комментируемой статьи органы местного самоуправления первоначально осуществляют выбор земельного участка и разрабатывают исходно-разрешительную документацию, включающую все предусмотренные процедурой ведомственные согласования. Результаты выбора земельного участка оформляются актом выбора земельного участка, к которому прилагаются утвержденные схемы расположения каждого земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Еще одним обязательным документом, прилагаемым к акту выбора земельного участка, если предполагается его изъятие для государственных или муниципальных нужд, является расчет убытков правообладателей земельных участков. Данные документы должны быть в наличии именно на момент оформления акта о выборе земельного участка (см. Постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 28.02.2006 N Ф08-510/2006).

Схемы расположения каждого земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории могут утверждаться органом местного самоуправления путем издания отдельного распоряжения или путем проставления подписи и печати на самой схеме. До 1 ноября 2008 г. вместо изготовления, утверждения и использования схем расположения земельных участков на кадастровых планах или кадастровых картах соответствующих территорий допускалось изготовление, утверждение и использование проектов границ земельных участков. Такие проекты границ земельного участка, утвержденные до 1 ноября 2008 г., признаются действительными и имеют равную юридическую силу с утвержденной схемой расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории, соответственно, могут прилагаться к актам выбора земельного участка (см. ст. 21 ФЗ от 13.05.2008 N 66-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости" // СЗ РФ. 2008. N 20. Ст. 2251).

Только после проведения данных мероприятий и подготовки указанной документации органами местного самоуправления принимается решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка, или об отказе в размещении объекта. При этом наличие предварительного согласования места размещения объекта на земельном участке является основанием для отказа в утверждении акта выбора этого участка другому лицу.

6. Выбор земельного участка и принятие решения о предварительном согласовании места размещения объекта являются одним из этапов процедуры, осуществляемой при предоставлении земельного участка для строительства, и не влекут последствий в виде обязательного предоставления земельного участка для строительства (Постановление ФАС Уральского округа от 03.07.2006 N Ф09-5107/06-С6).

В п. 8 комментируемой статьи императивно установлен срок действия решения о предварительном согласовании места размещения объекта - 3 года. Этот срок не может быть изменен нормативными правовыми актами субъектов РФ или органов местного самоуправления. Истечение срока действия решения о предварительном согласовании места размещения объекта лишает заявителя права требовать предоставления ему земельного участка на основании такого решения (Постановление ФАС Северо-Западного округа от 11.10.2006 по делу N А26-6110/2005-17, Постановление ФАС Дальневосточного округа от 08.05.2007 N Ф03-А59/07-1/959).

Решение о предварительном согласовании места размещения объекта не порождает каких-либо прав заявителя на выбранный земельный участок, оно лишь является основанием последующего принятия решения о предоставлении земельного участка для строительства. Соответственно, само по себе данное решение не является нарушением прав и законных интересов правообладателей земельных участков в пределах выбираемого участка, поскольку не рассматривается законодателем в качестве основания изменения или прекращения уже существующих прав на землю частных лиц.

Незаконное решение органа местного самоуправления, органа государственной власти о предварительном согласовании места размещения объекта может быть отменено этим органом в целях обеспечения законности своей деятельности. Принятое решение должно быть мотивированным и обоснованным. Данное право следует из положений ст. 48 ФЗ о местном самоуправлении, в соответствии с которой муниципальные правовые акты могут быть отменены или их действие может быть приостановлено органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления, принявшими (издавшими) соответствующий муниципальный правовой акт. При этом следует учитывать, что в силу ст. 16 ГК убытки, причиненные гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, в том числе издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежат возмещению Российской Федерацией, соответствующим субъектом РФ или муниципальным образованием.

Положения комментируемой статьи о риске правообладателя земельного участка отнесения на него затрат и убытков, связанных с улучшением земельного участка, после информирования его о возможном изъятии участка во многом схожи с положением п. 3 ст. 63 ЗК. Пункт 8 комментируемой статьи указанный риск распространил и на тех правообладателей, земельные участки которых входят в состав зарезервированных земель. Такое ограничение имеет весьма существенный характер, поскольку срок резервирования может составлять до 7 лет (см. ст. 70.1 ЗК).

7. Заинтересованные лица могут не только заявлять требования о признании недействительными решений о предварительном согласовании места размещения объекта или об отказе в принятии такого решения, но и вправе обжаловать незаконное бездействие исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, выразившееся в непринятии соответствующего решения по такому заявлению заинтересованного лица. Поскольку сама по себе подача заявления о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта не влечет обязательное предоставление земельного участка для строительства, незаконность бездействия уполномоченного органа, не принявшего решение по заявлению, не является достаточным основанием для удовлетворения судом требования о предоставлении земельного участка.

При применении комментируемой статьи необходимо учитывать, что акт выбора земельного участка не является ненормативным правовым актом, который может быть оспорен самостоятельно, поскольку не устанавливает, не изменяет и не прекращает субъективные права. Акт выбора является документом, свидетельствующим о комиссионном рассмотрении и согласовании с уполномоченными органами и организациями варианта размещения объекта. Оспаривание акта выбора земельного участка производится путем оспаривания решения о предварительном согласовании места размещения объекта, которым утвержден этот акт.

Признание судом недействительным решения уполномоченного органа о предварительном согласовании места размещения объекта предоставляет заинтересованному лицу право компенсации своих расходов, при условии их документального подтверждения и доказанности их необходимости для принятия такого решения.

8. Пункт 10 комментируемой статьи устанавливает специальное правило о выборе земельных участков для строительства на территории городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга, которое вызвано особенностями организации местного самоуправления на данных территориях.

Без ордера ОАТИ (Объединение административно-технических инспекций) невозможно в Москве проводить земляные работы на глубине более полуметра, устанавливать временные ограждения и размещать временные объекты во время строительства. Если стройка началась без ордера, то в этом случае предусмотрено административное наказание в виде штрафа. Оформить ордер можно исключительно в электронном виде с 18 апреля 2016 года через портал государственных услуг pgu.mos.ru. Чтобы направить заявку на получение услуги, заявителю нужно получить электронную цифровую подпись и создать личный кабинет на портале. Перевод услуги в электронный вид сократил комплект предоставляемых документов и время их оформления, обеспечил круглосуточную и территориальную доступность подачи заявки. Причем заявителю теперь не нужно приходить в ОАТИ за результатом: ход оформления всей документации можно отследить в личном кабинете. Услуга полностью бесплатная. Получить ее могут лишь юридические лица или индивидуальные предприниматели, образованные в соответствии с российским законодательством.

Выдача ордеров производится в течение 13 рабочих дней с момента подачи заявки. Сроки предоставления госуслуги с целью возведения объектов капитального строительства могут быть сокращены уже в сентябре 2016 года с 13 до 7 дней при следующих условиях: наличие разрешения на строительство, работы должны вестись в рамках земельного участка, обозначенного в разрешении на строительство, и должны проводиться без занятия проезжей части.

Какие документы необходимы для получения ордера:

1. Проект производства работ (скан-копия)

2. График производства работ (скан-копия)

3. Информация о разрешении на строительство (реквизиты)

4. Информация о правоустанавливающем документе на земельный участок (реквизиты)

5. Информация о соответствии проекта сводному плану инженерных сетей (реквизиты)

Нередко застройщики при подаче документов допускают массу ошибок. Так, в проекте производства работ (ППР) нужно указывать только три вида работ - земляные работы, установка ограждений временных сооружений и размещение временных объектов. Застройщики обычно присылают специалистам весь проект, где пошагово описано все строительство объекта. То есть вместо ППР на указанные три вида работ они представляют проект организации строительства на весь объект. Также в графике производства работ заявители часто указывают работы, которые касаются непосредственно деталей строительства. К примеру, «разработка фундамента», «установка стеновых панелей» и так далее. А нужно указать лишь три пункта - земляные работы, установка ограждений временных сооружений и размещение временных объектов. Если вышеперечисленные пункты оформлены неверно, то заявитель получает отказ на предоставление госуслуги с разъяснением ошибок. После исправления документации застройщик может повторить подачу заявки.

Практически ни одно строительство не обходится без проведения земляных работ. Сюда относится заложение фундамента здания, подведение водопровода, газопровода, канализации и прочих коммуникационных сетей. В зависимости от типа и размеров будущей постройки объёмы земельных работ могут быть весьма значительными.

Вместе с тем, выемка грунта вблизи других строений и объектов инфраструктуры может привести к их повреждению и даже разрушению. Поэтому рытьё котлованов и прокладка траншей требует выдачи разрешения на проведение земляных работ со стороны соответствующих надзорных органов.

Порядок произведения работ по капитальному строительству достаточно чётко регламентирован положениями градостроительного законодательства. Статья No52 прописывает необходимость наличия у строительных организаций лицензии, а также получения допусков и разрешений. Любые работы, производимые на глубине более 2-х метров, либо рядом с ранее проложенными подземными коммуникациями, сопряжены с повышенной опасностью.

В связи с этим, при их проведении необходимо соблюдать требования техники безопасности (ТБ), а также получить отдельное разрешение от строительно-надзорных организаций. Данные требования прописаны в положениях официальных строительных нормативов и даны в следующих главах СНиП:

  • ТБ при проведении строительных и ремонтных работ жилого фонда.
  • ТБ при строительстве и ремонте зданий промышленного назначения.
  • Охрана труда рабочих при дорожном строительстве.
  • Охрана труда при использовании строительного оборудования и техники.
  • Правила эксплуатации электрических и газовых сетей.

Кроме этого, правила земельных работ устанавливаются в нормативных актах, разработанных Минстроем и Минрегионом. Если строительство производится в природоохранных зонах и на заповедных территориях, потребуется получение одобрения Минприроды или местных природоохранных организаций. Постановление Минрегиона от 2009 года предписывает обязательное получение строительными компаниями допуска на оказание строительно-ремонтных услуг.

К ним относятся:

  • Устройство несущих фундаментов зданий.
  • Монтаж стен и межэтажных перекрытий.
  • Прокладка временных подъездных путей и погрузочно-разгрузочных площадок, прокладка коммуникаций к объекту строительства.

Выдача подобных допусков находится в ведении местных саморегулирующихся организаций – СРО.

Саморегулирующая организация перед выдачей разрешения на проведение земляных работ, прокладку коммуникаций и непосредственный монтаж здания, производит проверку фирмы-застройщика на предмет наличия всех необходимых для этого лицензий. Данная процедура производится на основании стандартных нормативов, поэтому полученное разрешение действительно на всей территории Российской Федерации.

Для получения допуска строительная компания должна вступить в членство СРО. Сегодня они подразделяются по видам деятельности и отвечают за лицензирование:

  • Строительных организаций.
  • Проектных бюро.
  • Организаций, занимающихся изыскательной деятельностью.

Соответственно, если нормативные акты для проведения строительства требуют наличия допуска проектного СРО, то его невозможно заменить разрешением, выданным строительной СРО. Часто для оказания целого спектра строительно-монтажных или ремонтно-реставрационных услуг застройщик должен иметь на руках все три вида допусков.

Чтобы стать членом СРО, руководство компании должно подать заявку в его правление и заполняются анкеты, содержащие полную информацию о реквизитах фирмы, о количестве сотрудников и их профессиональных навыках, строительной специализации и так далее. К рассмотрению правления представляются документы работников, подтверждающие их квалификацию – дипломы, допуски, удостоверения, сертификаты. Если фирма не имеет в своём штате профессионалов, требуемых для проведения строительных работ, во вступление в СРО и получении допуска ей будет отказано.

Также потребуется перечислить в фонд организации ряд платежей:

  • 5 тысяч рублей в качестве вступительного взноса.
  • Денежный взнос в компенсационный фонд организации.
  • Минимальный его размер составляет от 150 тысячей рублей, а максимальный зависит от стоимости взятого компанией-застройщиком подряда.
  • Ежемесячные или ежеквартальные взносы, составляющие порядка 5 тысячей рублей. Различные целевые взносы.
  • Возможность участвовать в тендерах и прочих конкурсах на предоставление строительных услуг.
  • Допускает работу на опасных и охранных объектах: связанных с высоковольтным напряжением, взрывоопасными и горючими материалами; производить реставрацию архитектурных памятников; производить строительно-ремонтную деятельность в природоохранных и водоохранных зонах.
  • Возводить здания, относящиеся к категории капитального строительства.

Попытки застройщика начать работу без получения указанных выше допусков могут привести к неприятным последствиям. Например, к начислению крупных штрафов, запрету осуществлять какую-либо строительно-ремонтную деятельность. В крайних случаях – к принудительной ликвидации предприятия в соответствии с постановлением судебных органов и к уголовной ответственности руководящих работников фирмы. Деятельность самих СРО регулируется государственными службами по технологическому и экологическому надзору.

После вступления в СРО и получения всех необходимых допусков, компания несёт перед ней непосредственную ответственность за качество предоставляемых услуг. В соответствии с Федеральным законодательством о саморегулируемых организациях, они обязаны производить плановые проверки деятельности своих членов. В некоторых случаях производятся и внеплановые проверки. Причиной для них являются претензии заказчика к качеству оказываемых услуг, и в случае выявления нарушений, к застройщику применяются различные меры дисциплинарных взысканий.

Среди прочих возможных нарушений, караемых в соответствии с административным законодательством, следует упомянуть неправильное оформление рабочих-гастарбайтеров и работников, не достигших возраста совершеннолетия. Такие категории рабочих оформляются в соответствии с действующими нормативно-правовыми актами и параграфами КЗоТ.

Работы с землёй в большинстве случаев требуют наличия особого разрешения на проведения земляных работ, которое выдаётся в виде ордера. Для получения подобного ордера уполномоченному представителю строительной компании следует обратиться непосредственно в местную администрацию, либо направить заявку при помощи интернет-сайта «Госуслуги». В последнем случае заявителю не нужно собирать полный пакет документации с полной информацией о своей фирме. Часть этих данных передаётся посредством электронной переписки, в виде ответа от СРО и прочих надзорных органов на соответствующий запрос администрации.

Письменное ходатайство подаётся в отдел местной администрации, занимающийся техническим инспектированием. Проследить за порядком прохождения заявки по инстанции можно на электронном сайте Госуслуг. Обращаться с заявлением о выдачи разрешения на проведение земельных работ имеет право как физическое (организация), так и частное (индивидуальный предприниматель) лицо. Для получения ордера к заявлению необходимо приложить следующую документацию:

  • Паспорт лица, непосредственно занимающегося получением ордера.
  • Документ, подтверждающий полномочия данного гражданина как доверенного лица такой-то компании.
  • Документ должен быть заверен подписью генерального директора и печатью организации.
  • Заявление в письменной или электронной форме. В последнем случае и весь пакет документов подаётся в онлайн-режиме, а для его заверения используется электронная подпись. Временной график проводимых работ. В нём следует указать все этапы строительства с ориентировочными сроками их выполнения.
  • Строительно-проектная документация предстоящих работ. Если строительно-ремонтные работы будут производиться на режимных объектах или в охраняемых зонах, потребуется составить список всех задействованных в них сотрудников фирмы. Это необходимо для предоставления им личного разрешения на проход внутрь охраняемой территории.
  • Имеющиеся разрешительные документы – лицензии и допуски, дающие компании право заниматься данным видом деятельности. Полный перечень разрешительной документации зависит от специфики предстоящих работ.

Согласно нормативным актам, сроки рассмотрения заявки и выдачи ответа не должны превышать двух календарных недель, закрытие ордера потребует максимум 8 дней, а внесение в него изменений и корректировок – не более 5 дней. Выдача разрешения на проведение земляных работ производится абсолютно бесплатно. Администрация может не принять поданные документы и отказать в выдаче разрешения по следующим мотивам:

  • Неполный или неправильно составленный пакет документации.
  • Окончился срок действия разрешительной документации – лицензий и допусков. Случайное или предумышленное искажение информации о фирме или объекте строительства.
  • Некорректное использование электронной подписи.
  • Нарушения в составлении письменной или электронной заявки.
  • Неверный формат подачи документации в электронном виде.

После того, как все работы закончены, застройщик обязан удостоверить сдачу построенного объекта. Одним из этапов сдачи является закрытие ордера земельных работ. Для этого либо отправляют онлайн-заявку при посредстве сайта «Госуслуги», либо передают заявление в администрацию через доверенное лицо. Для закрытия ордера компания-производитель работ должна вернуть земельный участок в состояние, приемлемое для дальнейшего использования, то есть рекультивировать его.

Под рекультивацией подразумевается прокладка пешеходных дорожек, автомобильной трассы, разбивка газонов, высаживание деревьев и кустарников. В ряде случаев, когда рабочий процесс происходил вне населённых пунктов, для закрытия ордера достаточно просто привести землю в исходное состояние – засыпать ямы и траншеи, завезти обратно снятый плодородный слой почвы.

Если работы затянулись сверх срока, законодательство предусматривает возможность продления времени действия ордера. Для этого необходимо подать заявление об его пролонгации в ту же организацию, где был получен данный ордер. В некоторых случаях ордер может быть закрыт раньше срока: например, при выявлении нарушений застройщиком предписаний надзорных органов, при обнаружении грубых нарушений им строительных нормативов и так далее.

В этом и подобном случаях компания-застройщик может автоматически лишиться и лицензии на произведение всевозможных строительно-монтажных работ.

Для максимально скорого получения разрешения на проведение земляных работ следует воспользоваться помощью юриста. Любые задержки в получении любой разрешительной документации крайне нежелательны для любой коммерческой организации. Не являются исключением и строительные фирмы – не зря говориться «время – деньги»: чем раньше будет начато и завершено строительство, тем больше прибыли оно принесёт застройщику.

Получение ордера или допуска требует корректного и юридически грамотного составления всех документов – от заявки до проектной документации. Малейшие нарушения регламента заполнения становятся причиной отказа в выдачи разрешения. А это простой рабочих, техники, и в итоге – штрафные санкции за не сданный вовремя объект. Потратив мизерную часть своего бюджет на услуги высококвалифицированного юриста, строительная компания сэкономит в сотни раз больше средств и времени на получении всей разрешительной документации.

Земляные работы в начале строительства: порядок и правила проведения

Ордер ОАТИ (Объединения административно-технических инспекций) служит основанием для проведения земляных работ на территории Москвы. Без этого документа в городе нельзя проводить работы на глубине более полуметра, устанавливать временные ограждения и размещать временные объекты с целью проведения строительных работ. Если стройка началась без ордера, то в этом случае предусмотрено административное наказание в виде штрафа.

Оформить ордер можно исключительно в электронном виде с 18 апреля 2016 года через портал государственных услуг: pgu.mos.ru. Чтобы направить заявку на получение услуги заявителю, нужно получить электронную цифровую подпись и создать личный кабинет на портале.

Перевод услуги в электронный вид сократил комплект предоставляемых документов и время их оформления, обеспечил круглосуточную и территориальную доступность подачи заявки. Причем заявителю теперь не нужно приходить в ОАТИ за результатом: ход оформления всей документации можно отследить в личном кабинете.

Ордер может быть оформлен на проведение земляных работ, установку временных ограждений, а также размещение временных объектов. Услуга полностью бесплатная. Получить ее могут лишь юридические лица или индивидуальные предприниматели, образованные в соответствии с законодательством РФ.

Выдача ордеров производится в течение 13 рабочих дней с момента подачи заявки. Сроки предоставления госуслуги с целью возведения объектов капитального строительства могут быть сокращены уже в сентябре 2016 года с 13 до 7 дней при следующих условиях:

  1. наличие разрешения на строительство;
  2. работы должны вестись в рамках земельного участка, обозначенного в разрешении на строительство;
  3. работы должны проводиться без занятия проезжей части.

Все эти меры предусмотрены с целью оптимизации административных процедур для застройщиков.

Итак, для получения ордера заявителю нужно заполнить заявку и к ней прикрепить следующие документы:

  1. проект производства работ (скан-копия);
  2. график производства работ (скан-копия);
  3. информация о разрешении на строительство (реквизиты);
  4. информация о правоустанавливающем документе на земельный участок (реквизиты);
  5. информация о соответствии проекта сводному плану инженерных сетей (реквизиты).

Нередко застройщики при подаче документов допускают массу ошибок. Так, в проекте производства работ (ППР) нужно указывать только три вида работ — земляные работы, установка ограждений временных сооружений и размещение временных объектов. Застройщики обычно присылают специалистам весь проект, где пошагово описано все строительство объекта. Т.е. вместо ППР на указанные три вида работы они представляют проект организации строительства (ПОС) на весь объект.

Также в графике производства работ заявители часто указывают работы, которые касаются непосредственно деталей строительства. К примеру, «разработка фундамента», «установка стеновых панелей» и так далее. А нужно указать лишь три пункта — земляные работы, установка ограждений временных сооружений и размещение временных объектов.

Если вышеперечисленные пункты оформлены неверно, то заявитель получает отказ на предоставление госуслуги с разъяснением ошибок. После исправления документации застройщик может повторить подачу заявки.

Для выполнения земляных работ на территории городского поселения (на переулках, улицах, тротуарах, дорогах, в зеленых зонах и пр.) необходимо получить ордер от местных органов власти. Такое требование обуславливается необходимостью недопущения повреждений элементов благоустройства, инженерных сетей. Установленный порядок предоставления разрешений направлен на создание надлежащих условий эксплуатации объектов, предупреждение ДТП. Рассмотрим далее, что собой представляет ордер на земляные работы. Образец документа также будет представлен в статье.

Общая характеристика

Ордер на земляные работы в Москве, как и в любом другом городе страны, представляет собой бланк унифицированной формы. Он заполняется перед непосредственным осуществлением мероприятий. предоставляет исполнителю право начать необходимые процедуры в соответствии с проектными документами. Регистрация разрешения, а также контроль осуществления запланированных мероприятий возлагаются на территориальное управление ЖКХ. Законодательство запрещает выполнять работы без ордера.

Условия предоставления

Получение ордера на земляные работы - законодательно установленная процедура, предусматривающая предъявление определенных документов. Сбор необходимых бумаг выполняется исполнителем. Основными документами, на основании которых осуществляется , являются:

  1. Письменное заявление. Оно составляется исполнителем. В заявлении указываются вид и сроки мероприятий.
  2. Копии паспорта субъекта, ответственного за проведение работ, и приказа о его назначении.

Новое строительство/реконструкция/капремонт сооружений

Оформление ордера на земляные работы в указанных случаях осуществляется при представлении следующих документов:


Указанные документы прилагаются к основным бумагам, перечень которых приведен выше. Аналогичные сведения предоставляются и в том случае, если выдается для устройства скверов и парков.

Дополнительные бумаги

Кроме приведенных выше документов, уполномоченная инстанция запрашивает:

  1. Разрешение на строительство или реконструкцию.
  2. Правоустанавливающую документацию на участок. Это может быть арендный договор, св-во о госрегистрации права собственности.
  3. Уведомление о переводе помещения в категорию жилых/нежилых, если оно необходимо.
  4. Постановление администрации о закрытии движения на автодорогах. Оно представляется, если земляные работы проводятся открытым способом.
  5. Планировочная схема участка, согласованная с главным архитектором города.

Установка рекламных конструкций

Ордер на проведение земляных работ в этом случае представляется при предъявлении основных документов, а также копии дежурного плана городской территории. На нем указывается участок размещения конструкции. Как и в предыдущем случае, исполнитель представляет утвержденный график выполнения мероприятий с информацией о сроках окончания восстановления нарушенных объектов. Дополнительно запрашиваются следующие документы:


Капитальный и инженерных коммуникаций

Чтобы получить необходимо представить следующее:

  1. Исполнительную съемку сетей. На ней должно быть указано место, где будут выполняться работы.
  2. Схему организации закрытия или ограничения движения, согласованную с ГИБДД.
  3. График выполнения мероприятий по полному восстановлению нарушенных объектов.

Дополнительно представляются:

  1. Разрешение на прокладку инженерных сетей.
  2. Постановление администрации о закрытии движения по дорогам.
  3. Планировочная схема территории, согласованная с главным архитектором.

Аварийный ордер на земляные работы

Разрешение на выполнение восстановительных мероприятий на участках инженерных сетей представляется при предъявлении основной документации. А также:

  1. Исполнительная съемка сетей. На ней должно указываться место выполнения работ.
  2. Правоустанавливающие документы на участок.
  3. Схема, согласованная с ГИБДД, и постановление главы администрации о закрытии движения на дорогах.
  4. График выполнения мероприятий по восстановлению нарушенных элементов благоустройства.

При ликвидации аварий на водопроводных, канализационных сетях и в прочих допускается производить работы безотлагательно. Однако при этом балансодержатель объекта, управление ЖКХ должны быть уведомлены о них. В извещении указываются точное место проведения работ, их характер. В течение двух последующих дней исполнитель должен направить заявку на предоставление ему разрешения.

Получение ордера на производство земляных работ

Рассмотрение представленных документов осуществляется уполномоченной инстанцией в течение трех дней. По окончании данного срока принимается решение. Если заявителю отказано, ему направляется уведомление. В извещении приводятся причины, по которым было принято отрицательное решение. Если у уполномоченной инстанции отсутствуют претензии к представленным документам, осуществляется выдача ордера на производство земляных работ.

Важный момент

Ордер на земляные работы хранится у субъекта, назначенного ответственным за выполнение мероприятий. Разрешение должно предъявляться по требованию лиц, обладающих правом вести контроль деятельности исполнителя, состояния элементов благоустройства и иных инфраструктурных объектов. Мероприятия, которые выполняются без ордера, должны быть незамедлительно прекращены.

Продление

Ордер на земляные работы предоставляется на 30 дней. Разрешение может быть продлено. Для этого исполнитель направляет письменное ходатайство, в котором разъясняет причины, по которым возникла соответствующая необходимость. Запрос предоставляется не позднее трех дней до завершения срока действия предыдущего документа. После окончания установленного периода ордер теряет свою силу. Соответственно, просроченный документ не может использоваться в качестве основания для выполнения запланированных мероприятий. Производство работ с истекшим сроком ордера расценивается как самовольное их осуществление. Продление разрешения в этом случае допускается только после привлечения всех виновных лиц к административной ответственности. Срок действия ордера на выполнение аварийно-восстановительных работ в сооружениях и инженерных коммуникациях увеличивать не допускается.

Процедурный вопрос

Для продления ордера необходимо представить в администрацию или территориальное управление ЖКХ следующие документы:

  1. Выданное ранее разрешение.
  2. График выполнения мероприятий.

Указанные бумаги представляются лично заявителем. По истечении срока действия документации, представленной ранее, ответственное лицо обязано их продлить и предъявить при передаче ходатайства. Речь, в частности, о доверенности, договоре подряда и пр.

Обязанности исполнителя

До начала выполнения мероприятий субъект должен:

  1. Согласовать схему производства работ с территориальным подразделением ГИБДД.
  2. Выставить знаки, обеспечивающие безопасность движения пешеходов и транспорта в течение суток.
  3. В ночное и вечернее время обозначить участок световыми сигналами красного цвета.
  4. Вызвать представителей предприятий, имеющих коммуникационные сети под землей.

На ограждениях вывешиваются таблички с наименованием организации, выполняющей мероприятия. Если работы влияют на график или маршруты движения общественного транспорта, исполнитель обязан проинформировать об этом население через СМИ. ограждений, создание временных переездов и переходов осуществляется средствами и силами организации, выполняющей мероприятия. При этом исполнитель руководствуется утвержденными схемами их размещения. Отклонение от них в процессе производства работ не допускается. К осуществлению мероприятий исполнитель может приступать только после полного обустройства участка всеми необходимыми ограждениями, знаками и средствами сигнализации. Персонал, задействованный в производстве работ, должен иметь спецодежду и СИЗ в соответствии с видом деятельности и условиями ее осуществления.

Особые правила

В период раскапывания котлованов/траншей на магистралях запрещено складирование грунта на проезжей части. Все материалы должны размещаться в границах огороженного участка. Грунт, который непригоден для обратной засыпки, вывозится по ходу выполнения работ. В процессе ликвидации повреждений тепловых, канализационных, водопроводных сетей запрещена откачка воды на проезжую часть, территорию тротуаров и прочие места, откуда она может поступать на дорожное покрытие. Запрещено заваливать строительными материалами и грунтом колодцы подземных сооружений. К ним должен обеспечиваться беспрепятственный доступ в любое время. Засыпка котлованов и траншей на участках с усовершенствованным покрытием осуществляется, в соответствии с нормативами, с тщательной утрамбовкой.

Восстановление элементов благоустройства

Его осуществляет исполнитель земляных работ своими средствами и силами либо по согласованию с балансодержателем объекта. В последнем случае выполняется перечисление предоплаты на расчетный счет в размере восстановительной стоимости. Величина ущерба, причиненного объекту благоустройства, устанавливается балансодержателем. При этом он руководствуется Методикой определения восстановительной стоимости. Если субъект, повредивший или уничтоживший объект благоустройства, не установлен, необходимые мероприятия выполняются за счет средств собственника.

Ответственность исполнителя

Организация эксплуатационных, ремонтных и прочих работ должна осуществляться согласно и прочим бумагам. В процессе деятельности исполнители, кроме прочего, руководствуются государственными стандартами. Для субъектов устанавливается административное наказание в случае:

  1. Проведения земляных работ при отсутствии ордера.
  2. Перекрытия проезжей части без согласования с территориальным подразделением ГИБДД.
  3. Несоблюдения сроков производства земляных работ и восстановительных мероприятий по устранению ущерба, причиненного элементам и объектам благоустройства.
  4. Невыполнение установленных санитарно-эпидемиологических правил на участке.
  5. Несоблюдение условий ордера по восстановлению и благоустройству поврежденных поверхностей.

Исполнители, виновные в нарушениях, привлекаются к ответственности в зависимости от серьезности проступка. Законодательство предусматривает также дисциплинарные и уголовные наказания для таких лиц.



Просмотров