По контролю за соблюдением. Государственный контроль и государственный надзор. Органы государственного контроля и надзора. Статус и задачи Комиссии
Государственный надзор и контроль за соблюдением требований
стандартов в Российской Федерации осуществляется:
– федеральными органами исполнительной власти;
– органами исполнительной власти субъектов Российской Федера-
– государственными учреждениями, уполномоченными на прове-
дение государственного контроля.
Нормативной базой для проведения проверок является федераль-
ный закон от 08.08.2001 № 134–ФЗ ≪О защите юридических лиц и инди-
видуальных предпринимателей при проведении государственного
контроля и надзора≫, а также постановление Правительства РФ от
16.05.2003 № 28 ≪Об утверждении Положения об организации и осуще-
ствлении государственного контроля и надзора в области стандартиза-
ции, обеспечения единства измерений и обязательной сертификации≫.
Объектами государственного надзора являются продукция, услуги
населению, работы. Надзор может осуществляться на стадиях разра-
ботки, изготовления, реализации, эксплуатации, хранения, транспорти-
ровки продукции, а также при выполнении работ и оказании услуг.
Основная цель проведения надзора – выявление и пресечение на-
рушений обязательных требований в области стандартизации, подтвер-
ждение качества и безопасности продукции, работ и услуг. Другими
словами, основная цель надзора – это обеспечение безопасности про-
дукции, работ и услуг, а также выявление фальсифицированной продук-
Контроль и надзор осуществляют государственные инспектора по
надзору за государственными стандартами. Государственные инспекто-
ра имеют право:
– доступа в служебные и производственные помещения;
– получения необходимой для проведения проверки документации;
– использования технических средств и привлечения специали-
стов проверяемого предприятия.
В ходе проведения надзора применяются различные методы – из-
мерительный контроль, технический осмотр и другие методы, обеспечи-
вающие достоверность и объективность результатов надзора.
Руководители предприятий обязаны обеспечить для проверки:
– свободный доступ в служебные и производственные помещения;
– отбор проб и образцов продукции для контроля;
– документы и сведения, необходимые для проведения надзора.
Результаты проверок оформляются в соответствующем документе –
акте проверки. Содержание данного документа доводится до сведения
руководителя проверенного предприятия. При необходимости материа-
лы проверки могут быть направлены соответствующим органам испол-
нительной власти или общественным организациям. По результатам
проверок органы государственного контроля и надзора вправе:
– выдавать предписания об устранении нарушений в установлен-
ный срок;
– принимать решения о полном или частичном приостановлении
производства продукции, если невозможно устранить нарушения;
– приостановить или прекратить действие декларации о соответ-
ствии или сертификата о соответствии;
– привлекать изготовителя к ответственности, предусмотренной
законодательством РФ.
Плановые мероприятия по контролю и надзору проводятся один
раз в два года. Внеплановые мероприятия могут проводиться чаще –
при получении информации об имеющихся нарушениях.
При выявлении нарушений в ходе проведения надзора в Россий-
ской Федерации предусмотрена ответственность изготовителя, исполни-
теля или продавца. Ответственность устанавливается Гражданским ко-
дексом РФ, Кодексом РФ об административных правонарушениях, Уго-
ловным кодексом РФ, ФЗ ≪О техническом регулировании≫ и другими
законодательными актами.
Гражданско-правовая ответственность выражается в примене-
нии судом к правонарушителю в интересах потерпевшего таких мер,
как возмещение вреда, убытков; уплата неустойки, пени, штрафов.
Одно из оснований ответственности – это недостаток товара
производственного, конструктивного, рецептурного или иного харак-
тера или недостоверной или недостаточной информации о товаре, рабо-
те или услуге. Ещё одно основание – это вред жизни, здоровью или иму-
ществу потребителя, если вред находится в причинной связи с недостат-
ками товара, работы, услуги.
Право требовать возмещения вреда признается за любым потреби-
телем (не только покупателем). Например, при возгорании телевизора
возмещение вреда может требовать не только покупатель, но и соседи,
Также стоит отметить, что возмещение вреда предусмотрено,
только если он причинен в течение установленного срока службы, срока
годности товара.
Административная ответственность регулирует отношения в
области охраны здоровья и безопасности граждан, окружающей среды,
санитарно-эпидемиологического благополучия населения, защиты госу-
дарственной, общественной безопасности. Мера ответственности –
административное наказание, установленное конкретной статьей Кодек-
са РФ об административных правонарушениях. В частности, наложение
штрафов (от 5 до 500 минимальных размеров оплаты труда), конфиска-
ция предметов административного правонарушения.
Уголовная ответственность установлена ст. 238 Уголовного ко-
декса РФ за следующие нарушения:
Производство, хранение или перевозка в целях сбыта либо сбыт
товаров и продукции, выполнение работ или оказание услуг, не отвечаю-
щих требованиям безопасности жизни или здоровья потребителей (штраф
до трехсот тысяч рублей либо ограничение свободы до двух лет).
Те же деяния, если они:
а) совершены группой лиц по предварительному сговору или
организованной группой;
б) совершены в отношении товаров, работ или услуг, предна-
значенных для детей в возрасте до шести лет;
в) повлекли по неосторожности причинение тяжкого вреда здо-
ровью либо смерть человека (штраф от ста тысяч до пятисот тысяч ру-
блей либо ограничение свободы до трех лет).
Деяния, предусмотренные частями первой или второй, повлек-
шие по неосторожности смерть двух или более лиц (лишение свободы
от четырех до десяти лет).
По статистическим сведениям, в соответствии с планом, а также
с учетом обращений юридических лиц, индивидуальных предпринима-
телей, граждан, органов исполнительной власти, в 2006 г. межрегио-
нальными территориальными управлениями проведено 12 335 проверок
в 11 065 субъектах хозяйственной деятельности. В результате контроль-
но-надзорных мероприятий на 69 % предприятий выявлены нарушения
обязательных требований. Анализ выявленных нарушений при проведе-
нии надзора показывает, что в основном несоблюдения обязательных
требований установлены по следующим показателям:
– несоответствие требованиям к безопасности;
– несоответствие маркировки продукции;
– нарушение правил сертификации;
– нарушение требований к документации;
– несоответствие физико-химических показателей;
– несоответствие органолептических показателей2.
Из приведенных данных очевидна большая роль государственного
контроля за соблюдением обязательных требований стандартов с целью
обеспечения безопасности и качества продукции, работ и услуг.__
размер шрифта
ПОСТАНОВЛЕНИЕ Главного государственного санитарного врача РФ от 03-02-99 4 ОБ УТВЕРЖДЕНИИ САНИТАРНЫХ ПРАВИЛ (вместе с... Актуально в 2018 году
ПОЛОЖЕНИЕ О КОМИССИИ ПО КОНТРОЛЮ ЗА СОБЛЮДЕНИЕМ ТРЕБОВАНИЙ БИОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ В УЧРЕЖДЕНИИ (ОРГАНИЗАЦИИ)
1. Комиссия по контролю за соблюдением требований биологической безопасности в организации (далее - "Комиссия") является исполнительно - консультативным органом при руководителе учреждения, контролирующим порядок проведения работы с ПБА.
2. Комиссия создается в учреждениях, на базе которых проводятся любые виды работ с ПБА III - IV групп патогенности.
3. Комиссия в составе не менее 3 человек, компетентных в вопросах безопасности работы с ПБА, назначается приказом по учреждению сроком на 5 лет.
Председателем Комиссии назначается заместитель руководителя учреждения по эпидвопросам (науке) или специалист, имеющий соответствующие знания и опыт работы.
4. В своей деятельности Комиссия руководствуется настоящими Санитарными правилами, другими нормативными документами по обеспечению биологической безопасности.
5. Комиссия по административной линии подчиняется руководителю учреждения.
6. В целях обеспечения безопасности работы с ПБА Комиссия решает следующие задачи:
Организация и проведение постоянного контроля за соблюдением регламентированного порядка обеспечения биологической безопасности в учреждении;
Организация и проведение комплекса мероприятий, направленных на предупреждение аварийных ситуаций и ликвидацию их последствий;
Контроль за подготовленностью сотрудников к работе с инфекционным материалом и организация наблюдения за состоянием их здоровья;
Осуществление контроля за выполнением требований соответствующих нормативных документов, а также распоряжений руководителя учреждения и предложений Комиссии;
Проведение анализа состояния биологической безопасности и разработка комплекса мер по ее совершенствованию;
Подготовка отчетной и другой документации по вопросам биологической безопасности.
7. В соответствии с возложенными на нее задачами Комиссия проводит следующий комплекс мероприятий:
Осуществляет плановый, не реже 2-х раз в год, и периодический внеплановый контроль за выполнением регламентированного порядка обеспечения биологической безопасности;
В случае "аварии" при работе с ПБА разрабатывает и представляет руководителю учреждения план мероприятий по ликвидации ее последствий;
Проводит анализ установленных нарушений правил безопасности, предпосылок к этому, причин аварий и представляет руководителю учреждения план мероприятий по повышению эффективности системы биологической безопасности;
Оформляет необходимую документацию для получения (продления) разрешения на проведение работы с ПБА;
Проводит проверку знаний по вопросам обеспечения биологической безопасности персонала, работающего с ПБА;
Готовит отчет о работе Комиссии за год и представляет его в организации, осуществляющие надзорные функции;
Имеет план работы, утвержденный руководителем учреждения, нормативные и другие документы, необходимость которых определяется ее задачами и функциями.
8. В целях эффективной реализации своих задач Комиссия имеет следующие права:
Требовать от руководителей подразделений и отдельных лиц безусловного выполнения правил биологической безопасности, а также ходатайствовать перед руководителем учреждения об устранении имеющихся нарушений;
Проводить самостоятельно или с привлечением других квалифицированных специалистов плановые и внеплановые проверки соблюдения правил биологической безопасности в учреждении;
Ходатайствовать перед руководителем учреждения о приостановлении работы с биологическим материалом в случае невозможности выполнения правил биологической безопасности или их систематического нарушения, а также о приостановлении или лишении допуска к работе с биологическим материалом отдельных лиц;
Рассматривать документы и давать заключения по вопросам биологической безопасности;
Заслушивать на заседании Комиссии руководителей подразделений и других сотрудников о выполнении требований биологической безопасности;
Ходатайствовать перед руководителем учреждения о привлечении к административной ответственности лиц за нарушение установленных правил безопасной работы с ПБА.
В соответствии с Федеральным законом «Об основах охраны труда в РФ » управление охраной труда осуществляется органами исполнительной и законодательной власти.
В настоящее время основным органом управления охраной труда является Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации (Минздравсоцразвития Россини), на которое возложены функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения, социального развития, труда, социального страхования, условий и охраны труда, а также по ряду других направлений.
Минздравсоцразвитие России не вправе осуществлять функции по контролю и надзору в области безопасности (охраны) труда, которые закреплены за другими службами.
Формирование государственной политики в области охраны труда возложено на отдел политики охраны труда Департамента социальных отношений Минздравсоцразвития России.
Подразделения по охране труда созданы в органах исполнительской власти субъектов федерации и в территориальных подразделениях Минздравсоцразвития России.
Местная администрация в соответствии с федеральным законом «О местном самоуправлении в РФ » обеспечивает соблюдение санитарных правил, норм и гигиенических нормативов на территории своих районов, в том числе на производственных объектах.
Важнейшей функцией системы управления безопасностью труда является надзор и контроль за соблюдением законодательных и нормативных правовых актов. Надзор и контроль за охраной труда осуществляется через государственный надзор и ведомственный контроль.
В настоящее время основными органами, осуществляющими надзор и контроль в сфере безопасности (охраны) труда, являются следующие службы (федеральные надзоры) :
1. Федеральная служба по труду и занятости (Роструд), которая находится в ведении Минздравсоцразвития России;
2. Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия населения (Роспотребнадзор), подведомственная Минздравсоцразвития России;
3. Федеральная служба по надзору в сфере здравоохранения и социального развития (Росздравнадзор), подведомственная Минздравсоцразвития России;
4. Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор), подчиняющаяся непосредственно Правительству РФ;
5. Государственный пожарный надзор (Роспожнадзор);
6. Государственная инспекция безопасности дорожного движения (ГИБДД).
Рассмотрим основные надзорные и контрольные функции указанных служб и органов.
Федеральная служба по труду и занятости (Роструд) осуществляет надзор и контроль за соблюдением трудового законодательства и нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, а также осуществляет проверки, обследования, выдачу обязательных для исполнения предписаний об устранении нарушений трудового законодательства и привлечение виновных к ответственности, анализ состояния и причин производственного травматизма и разработку предложений по его профилактике и ряд других функций.
Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия населения (Роспотребнадзор) осуществляет государственный санитарно-эпидемиологический надзор за соблюдением санитарного законодательства (гигиенических санитарных норм и правил) и организует ведение социально-гигиенического мониторинга и деятельность санитарно-эпидемиологической службы России.
Федеральная служба по надзору в сфере здравоохранения и социального развития (Росздравнадзор) осуществляет контроль за порядком осуществления медико-социальной экспертизы и установлением степени утраты профессиональной трудоспособности в результате несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор) является самой крупной надзорной службой, ее полномочия очень широки и в равной мере касаются охраны труда, окружающей среды и чрезвычайных ситуаций. Служба является органом государственного регулирования безопасности при использовании атомной энергии, уполномоченным органом в области промышленной безопасности, органом государственного горного надзора, органом государственного энергетического надзора, уполномоченным органом в области охраны атмосферного воздуха. Надзорные и контрольные функции Ростехнадзора весьма обширны.
В области безопасности труда Ростехнадзор осуществляет надзор и контроль за безопасностью эксплуатации грузоподъемных машин и механизмов, сосудов под давлением, безопасным ведением работ при разработке полезных ископаемых, за правильность устройства и безопасность эксплуатации электрических и теплоиспользующих установок, соблюдением правил эксплуатации установок, являющихся источником ионизирующих излучений.
В отличие от других надзорных служб Ростехнадзору предоставлено право принимать нормативно-правовые акты и осуществлять лицензирование работы предприятий и организаций в закрепленной за ним сфере деятельности.
Государственный пожарный надзор (Роспожнадзор) осуществляет надзор за соблюдением требований пожарной безопасности и выполнением пожарно-профилактических мероприятий.
Государственная инспекция безопасности дорожного движения (ГИБДД) осуществляет надзор за безопасной эксплуатацией транспортных средств.
Перечисленные надзорные органы построены по территориальному признаку.
Представители указанных органов имеют право:
1) беспрепятственного доступа на подведомственные объекты;
2) на получение от органов исполнительной власти, местного самоуправления и руководства предприятий, организаций и учреждений всей необходимой для их работы информации;
3) выдавать работодателям и должностным лицам обязательные для исполнения предписания: налагать на них в соответствии с установленным законодательством РФ об административных правонарушениях порядке штрафы;
4) приостанавливать работу отдельных подразделений и оборудования, если имеет место угроза жизни и здоровью работников до ее устранения.
Государственный надзор за исполнением трудового законодательства и иных правовых актов, расследование несчастных случаев на производстве в установленном порядке может осуществлять Прокуратура Российской Федерации. Решение по результатам прокурорских расследований принимают органы судебной власти (суды).
Федеральная инспекция труда (Рострудинспекция) . Одним из органов государственного надзора и контроля является Федеральная инспекция труда (Рострудинспекция) при Роструде России. В подчинении Рострудинспекции находятся государственные инспекции труда субъектов РФ, местных органов исполнительной власти и Межрегиональные инспекции, которые создаются в составе территориальных органов по труду. Система инспекции труда осуществляет надзор и контроль за соблюдением законодательства РФ о труде и охране труда, нормативных правовых актов о возмещении вреда, причиненного здоровью работника, о социальном страховании и выполнении коллективных договоров на предприятиях, организациях и учреждениях независимо от форм собственности.
Государственная экспертиза условий труда Российской Федерации работает во взаимодействии с перечисленными органами надзора. Она осуществляет контроль за опасными и вредными видами работ, определяет список производств, работ, профессий, должностей и показателей, по которым устанавливаются льготные пенсии, предоставляются дополнительные отпуска, льготы и компенсации, осуществляет организационно-методическое руководство аттестацией рабочих мест по условиям труда и контроль за ее результатами, сертификацию производственных объектов на соответствие требованиям по охране труда.
Ведомственный контроль за охраной труда ведут службы охраны труда министерств, ведомств, ассоциаций, концернов.
На предприятиях, организациях и учреждениях этот контроль осуществляют службы охраны труда предприятий, а при их отсутствии (при небольшой численности работников) - инженеры по охране труда либо лица, на которых по приказу возложено исполнение этих обязанностей. Кроме того, этот вид контроля осуществляют руководители подразделений, участков.
Общественный контроль за соблюдением законодательства о труде и по охране труда осуществляют профсоюзы, в частности профсоюзные комиссии. Кроме того, выбираются уполномоченные (доверенные лица) трудового коллектива, которые осуществляют общественный контроль.
Виды контроля условий и охраны труда могут быть выборочные, сплошные, аттестационные, плановые, внеплановые, целевые, комплексные.
Внеплановые проверки осуществляются службой охраны труда в связи с разными отказами, авариями, происшествиями.
Целевые проверки проводятся, как правило, в масштабах всего производства. При их проведении контролируется определенного вида производственное оборудование или средства коллективной защиты (например, вентиляция, освещение).
Комплексные проверки проводятся в масштабах отдельного производственного участка, при этом контролируются на соответствие требованиям безопасности все виды оборудования, технологических процессов, средств коллективной и индивидуальной защиты, а также состояние строительных конструкций помещения (цеха).
Осуществление государственного контроля, надзора муниципального или регионального предприятия направлено на выявление, предупреждение и пресечение нарушений установленных обязательных требований в сфере безопасности и качества, а также в области стандартизации изделий, работ, услуг. Нормативными актами определен порядок его проведения, а также круг субъектов, в чьи полномочия он входит. Рассмотрим далее, что собой представляет государственный надзор и контроль за соблюдением обязательных требований.
Общие сведения
Федеральный государственный контроль и надзор выполняется:
- У предпринимателей, юрлиц, разрабатывающих, изготавливающих, реализующих, эксплуатирующих, утилизирующих, хранящих и транспортирующих продукцию, предоставляющих услуги и производящих работы.
- В испытательных центрах (лабораториях).
- В ведущих деятельность по подтверждению соответствия.
Специфика
Идентичны по своему содержанию. Разница состоит в полномочиях лиц, их выполняющих. Надзор, в частности, распространяется на объекты, которые не находятся в ведомственном подчинении проверяющих структур. К примеру, служащие Госстандарта вправе посетить любое предприятие, функционирующее в сфере обслуживания или промышленности. Аналогичное правило действует и в отношении иных органов, обладающих правом административного надзора в конкретной области. Среди них, в частности, различные комитеты, службы, инспекции, действующие в сфере противопожарной безопасности, экологии, лекарственных веществ, охраны труда, горного дела, санитарно-эпидемиологического благополучия, морских, воздушных и речных судов, ветеринарии, строительства, торговли и так далее.
Цели
В настоящее время государственный надзор и приобретают социально-экономическую направленность. Это обуславливается тем, что основные его задачи связаны с проверкой строгого выполнения всеми экономическими субъектами установленных и обязательных для всех правил и норм, с помощью которых обеспечиваются интересы потребителей, защита имущества и здоровья населения, а также окружающей среды. В качестве ключевого направления следует назвать выявление, пресечение и предотвращение нарушений требований госстандартов и сертификации.
Нормативная база
Осуществление государственного контроля и надзора регламентируется в настоящее время на основании ФЗ "О техрегулировании", "О защите потребительских прав", "Об обеспечении единства измерений" и рядом других документов. Между тем на общественном обсуждении находится новый нормативный акт, обобщающий все положения и устанавливающий ключевые принципы выполнения проверок. Закон о государственном контроле и надзоре предположительно может вступить в силу 01.01.2017 г.
Структура деятельности
Государственный контроль (надзор), муниципальный контроль в области обеспечения единых измерений, стандартизации и предусматривает проверку выполнения:
- Юрлицами и ИП установленных требований госстандартов к услугам, изделиям и работам.
- Правил по обязательной сертификации.
- Требований при аккредитации структур, выполняющих оценку соответствия производственных процессов, продукции и услуг действующим нормативам по безопасности и качеству.
В структуру работы входят мероприятия по проверке выпуска, состояния и применения измерительных средств, аттестованных методик, эталонов единиц величин, количества товара, отчуждаемого при совершении операций, объема фасованных изделий в упаковках различного типа. контроля и надзора наделяются и иными полномочиями. В частности, они осуществляют утверждение типов, поверку измерительных средств, эталонов в том числе, лицензирование деятельности по их производству и ремонту.
Объекты
Государственный контроль и государственный надзор направлен на:
Государственный контроль и государственный надзор выполняется для проверки выполнения индивидуальными предпринимателями и юрлицами:
- Обязательных требований на этапах разработки, подготовки изделий к производству, их выпуска, реализации, эксплуатации, транспортировки, хранения и утилизации.
- Правил подтверждения соответствия услуг, продукции, работ действующим нормам посредством принятия декларации.
- Порядка обязательной сертификации.
Уполномоченные инстанции
Государственный контроль и государственный надзор выполняется по правилам, установленным Госстандартом с учетом предписаний ФЗ, регламентирующего защиту прав юрлиц и предпринимателей в ходе проведения проверок. Уполномоченными структурами выступают:
Компетентные должностные лица
Служащими, уполномоченными выполнять госконтроль и надзор от лица органов сертификации, метрологии и стандартизации, выступают:
- Председатель Госстандарта. Он является главным госинспектором РФ по надзору за нормами и обеспечению единых измерений.
- Зампредседателя Госстандарта, руководитель подразделения. В их обязанности входит решение вопросов, связанных с организацией и выполнением контроля и надзора.
- Руководители центров сертификации, метрологии, стандартизации. Они являются главными госинспекторами регионов и их заместителями. Назначение их на должности и освобождение от них осуществляется председателем Госстандарта.
- Работники структурного подразделения - госинспекторы.
- Сотрудники отделов центров сертификации, метрологии, стандартизации.
Надзор за соблюдением норм и сертифицированной продукцией выполняют госинспектор либо комиссия, которую он возглавляет. Проверку выполнения правил сертификации производит группа, состав которой определяется председателем Госстандарта.
Дополнительные структуры
Госстандарт осуществляет координацию деятельности исполнительных институтов, в полномочия которых входи надзор за безопасностью и качеством услуг, изделий и работ. К таким структурам, в частности, относят:
- Госинспекцию по торговле, защите потребительских прав.
- Госкомитет по охране природы.
- Государственная санэпидемслужба. Она производит проверку выполнения нормативных предписаний при разработке, выпуске и эксплуатации всех типов продукции, импортируемой в том числе.
Общий порядок
Госконтроль и надзор осуществляется, согласно планам, которые утверждаются главными госинспекторами РФ и регионов. Деятельность ведется путем проведения выборочных проверок. Не чаще 1 р./год выполняются плановые мероприятия по госконтролю и надзору в отношении одного предпринимателя либо юрлица. Внеплановая работа производится в случаях:
Права уполномоченных служащих
Госинспекторы могут:
- Иметь доступ в производственные и служебные помещения предприятия или ИП с соблюдением порядка, установленного в нормативных актах.
- Получать от субъектов документацию, необходимую для выполнения проверочных мероприятий.
- Применять технические средства либо привлекать компетентных специалистов ИП или организации при осуществлении своих обязанностей.
- Проводить отбор проб/образцов услуг, изделий, работ, в соответствии с нормативной документацией, для проверки их соответствия.
- Получать экземпляры документации, необходимой для госнадзора и контроля, оформления полученных результатов.
Руководитель либо другое организации или ИП обеспечивает госинспекторам надлежащие условия для исполнения ими своих прямых обязанностей, согласно действующим нормативным предписаниям.
Федерального закона ФЗ-66 от 15.04.1998 поясняет, каким образом выполняется общественный контроль за работой садоводческого сообщества или дачного товарищества.
После того как сообщество организовано, выбран председатель и , требуется также выбрать такой специальный орган, как комиссия по контролю за соблюдением законодательства . Целью создания данного отдела являются:
- предотвращение и устранение загрязнений почвы, грунта, атмосферы и вод продуктами хозяйственной и иной деятельности участников объединения;
- соблюдение назначенных санитарных норм и других правил пользования территорией;
- контроль за исполнением обязательств по обеспечению пожарной безопасности, использования электроэнергии;
- соблюдение особого режима природопользования для охраны памятников и архитектурных сооружений.
Члены комиссии работают исключительно под началом правления.
Непосредственно члены комиссии и ее председатель выбираются на общем созыве участников объединения из их же числа. Основным условием традиционно является наличие образования (средне-специального или высшего) юридической направленности либо в сфере управления, а также опыт работы в строительных или сельскохозяйственных отраслях. Также подойдет специальность в области экологии и природопользования. Стаж занятости в указанных сферах должен составлять не менее пяти лет . Стоит подчеркнуть, что данные требования сложились в рамках практики деятельности товариществ и законом к обязательному исполнению не установлены.
Допускается включение в комиссию членов правления , но с условием, что в составе одного органа не находится больше 50% участников другого. Совмещение полномочий руководителя правления и председателя комиссии не разрешается.
В том случае, когда в товариществе число участников не превышает тридцати , комиссия по контролю не избирается, а все функции выполняются уполномоченными участниками правления сообщества.
Деятельность комиссии по контролю за соблюдением законодательства садоводческого (дачного) товарищества
Комиссия избирается с определенными целями и после официальных мероприятий начинает выполнять обязанности, прописанные в уставе сообщества. Обязанности комиссии производны от закрепленных за ней полномочий, а именно:
- Оказание консультационных услуг для участников садоводческого или дачного товарищества.
- Осуществление контроля за исполнением действующих законодательных актов , включая земельный и градостроительный кодексы, а также ряд федеральных законов.
- Составление актов о правонарушениях и направление их для рассмотрения руководству сообщества, которое в, свою очередь, передает их в госорганы .
При определенных обстоятельствах члены общественной комиссии вправе обратиться в для получения обязательной консультации. При этом закон обязывает соответствующие ведомства рассмотреть представленные акты о нарушениях законодательства.
Ведение делопроизводства в садоводческом или дачном товариществе
Порядок ведения делопроизводства в СНТ описан в от 15.04.1998. Согласно положениям статьи, в отношении процедуры оформления общих , выдвигаются определенные требования:
- данный документ подписывают председатель и секретарь собрания ;
- акт заверяется печатью общества и передается на постоянное хранение в документацию сообщества;
- все сопутствующие документы – протоколы ревизоров, акты контрольного органа, подписываются председателями данных органов, а также заверяются печатью и хранятся в документации сообщества;
- копии подобных актов передаются для изучения участникам сообщества, административному аппарату, в региональные ведомства , силовым структурам, при наличии официального письменного запроса.
Заработная плата работников товарищества
Поскольку СНТ обладает правом на привлечение к сотрудничеству не только членов сообщества, но и других граждан, входящих в организацию, согласно действующему законодательству, с работниками должен быть заключен трудовой договор и назначена заработная плата. Следует упомянуть, что средства будут выплачиваться за счет тех денег, которые поступают в кассу товарищества в виде обязательных членских и в некоторых случаях от ведения коммерческой деятельности. Именно по этой причине, заработная плата работников сообщества не может превышать размера указанных показателей.
В процессе формирования фонда товарищества необходимо выделить часть в виде должностного оклада , а также компенсационных и стимулирующих выплат. Дело в том, что рабочий день у таких сотрудников ненормированный, и оплата должна производиться по табелю за отработанное время.
Как и все остальные группы работников, сотрудники товарищества имеют полное право на получение всех социальных льгот и выплат пособий, а также на предоставление отпуска.
Заключение
В итоге можно сделать несколько выводов:
- Общественный контроль соблюдения законодательства представляет собой деятельность, которую осуществляет специальный орган.
- Членами комиссии могут быть участники сообщества, а руководит таким органом председатель. Руководитель товарищества не может быть руководителем комиссии по контролю.
- Делопроизводство ведется в СНТ согласно правилам, прописанным в уставе организации. Правление и члены спецкомиссий обязаны исполнять все требования законодательства к оформлению протоколов о работе предприятия.
- Зарплата сотрудников СНТ устанавливается в соответствии с общим порядком ее начисления и назначения с учетом объемов целевых взносов, поступивших в кассу предприятия.
Наиболее популярные вопросы и ответы на них по общественному контролю садоводческого (дачного) товарищества
Вопрос: Добрый день, меня зовут Виктор. Уважаемые эксперты, поясните, пожалуйста, каким образом происходит избрание контрольного органа, если у нас в объединении дачников только 25 человек? Может ли претендовать председатель правления на должность руководителя комиссии по общественному контролю? Обстоятельства таковы, что руководитель выдвинул свою кандидатуру и объявил о проведении общего собрания, а мне кажется, что подобные меры не совсем правомерны.
Ответ: Здравствуйте, Виктор. Вы абсолютно правы. В статье 26 ФЗ-66 от 15.04.1998 указано, что председатель не имеет права быть одновременно и руководителем комиссии по общественному контролю, поскольку орган должен работать независимо. Поэтому действия вашего руководителя незаконны, и он не может выдвигать свою кандидатуру на голосование.
Что касается процедуры избрания, то в вашей ситуации голосование не проводится, а комиссия назначается из членов правления, поскольку количество участников объединения меньше тридцати человек.