Смешной случай из жизни. Урок по обществознанию на тему «Социальные права Технологическая карта урока

Вопрос: В периодической печати описано немало случаев, когда продажа собственником своей квартиры приводила к тому, что он оказывался на улице (в силу недобросовестности посреднической фирмы, собственной беспечности и других причин). Выскажите свое мнение, должно ли государство в этом случае оказать помощь пострадавшему в получении нового жилья? Объясните, почему вы так считаете.

В периодической печати описано немало случаев, когда продажа собственником своей квартиры приводила к тому, что он оказывался на улице (в силу недобросовестности посреднической фирмы, собственной беспечности и других причин). Выскажите свое мнение, должно ли государство в этом случае оказать помощь пострадавшему в получении нового жилья? Объясните, почему вы так считаете.

Ответы:

Для начало хочу принести справку из конституции РФ: Статья №35 1. Право частной собственности охраняется законом. 2. Каждый вправе иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами. 3. Никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда. Принудительное отчуждение имущества для государственных нужд может быть произведено только при условии предварительного и равноценного возмещения. 4. Право наследования гарантируется. Тут много говорить не надо- Если не нарушен не один из выше перечисленных пунктов (И Собственник сам нарушил какие-либо правила по не знанию или по ошибкам и недобросовестности фирм) то государство не чего ему не обязано! Я даже больше скажу-фирме ничего не будет! Ведь по существу она ничего не нарушила..... Но если вы сможете доказать в суде что нарушена конституция РФ, то дело в ваших руках. Государство не просто должно-оно обязанно возместить вам ущерб и наказать виновных

Похожие вопросы

  • Как решить такую задачу ушёл Миша утром в 6 часов 40 минут утра и вернулся в 2 часа 15 минут дня вопрос сколько его не было дома
  • реши уравнения с объяснением 17+17=17*х, х+х+х+х=45*4
  • (по "Ревизору") какого цвета платье носят ляпкина-тяпкина и дочь земляники? Какой дамой никогда не была Анна Андреевна? Кого называл Н.В.Гоголь единственным положительным лицом в комедии "Ревизор"? Извествно, что Пушкин подсказал Гоголю 2 сюжета для произведений. Какие это произведения? Кого городничий называет другом? Заранее спасибо:*
  • Допоможіть, узнати про кого такі слова???? у повісті "Земля" "Лінива до орзлуки, пленталась цілими днями бездільно по селу, балакаючи та оглядаючи все, що впало їй у вічі????????????

Едисеева Людмила Анатольевна
Должность: учитель истории
Учебное заведение: МБОУ Булгунняхтахская СОШ им.С.П.Ефремова
Населённый пункт: с.Булгунняхтах,Хангаласский улус,Республика Саха/якутия
Наименование материала: Технологическая карта урока
Тема: Социальные права
Дата публикации: 15.01.2016
Раздел: полное образование

Фамилия,имя,отчество Едисеева Людмила Анатольевна Школа,улус МБОУ «Булгунняхтахская СОШ им. С.П. Ефремова» Хангаласский улус Должность Учитель истории, обществознания Категория высшая Тема урока, класс Социальные права,9 класс Адрес 677022,Хангаласский улус, с.Булгунняхтах пер.Учительский,3 Электронный адрес ediseeva_lyudmila@mail/ru ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА Социальные права человека (Тема урока) Тема и номер урока в теме: Глава «Право». Тема «Социальные права». 1 урок в теме, на которую предусмотрен 1 час. Базовый учебник: Обществознание. 9 класс: учеб.для общеобразоват. учреждений/ под ред. Боголюбова Л.Н., Матвеева А.И. – М.: Просвещение – 2-е изд, 2014 Цель урока: I. Ближайшая: продолжение формирования целостного представления о правах граждан РФ. II. II. Перспективная: создание модели деятельности, которая будет использована на уроках «открытия» нового знания по другим темам раздела «Право». Деятельностная цель: формирование способности обучающихся к новому способу действия. Образовательная цель: расширение понятийной базы за счёт включение в неё новых элементов. Формирование УУД: Личностные действия: (самоопределение, смыслообразование, нравственно-этическая ориентация) Регулятивные действия: (целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка, саморегуляция) Познавательные действия: (общеучебные, логические, постановка и решение проблемы) Коммуникативные действия: (планирование учебного сотрудничества, постановка вопросов, разрешение конфликтов, управление поведением партнера, умение с достаточной точностью и полнотой выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации) Задачи: 1. Развитие критического мышления 2. Формирование умений работать с неадаптированной информацией. 3. Формирование базы знаний о социальных правах. 4. Воспитание гуманизма и толерантности у обучающихся 9-го класса. Тип урока: Урок «открытия» нового знания Формы работы учащихся: фронтальная, в группах, индивидуальна Техническое оборудование: учебник, дидактические материалы, компьютер, видеопроектор, экран, мультимедийная презентация,.

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА. Тема: Социальные права. 9 класс. Этапы урока Действия учителя Действия учащихся Личностные результаты Предметные результаты Метапредметные результаты Приветствие (1-2 минуты). Оргмомент, целевая установка Приветствуют учителя. Организуют личное рабочее пространство занятия (готовятся к уроку) Формирование этических норм. Определение своего отношения к предстоящему уроку; определения своего отношения к соседу; определение своей готовности к сотрудничеству на уроке с одноклассниками и учителем Умение устанавливать контакт с цель дальнейшей совместной деятельности I этап: Вызов (6-7 минут) 2. Мотивация формулирования темы учебного занятия обучающимися Слайды с фотографиями нищих, протягивающих за подаянием руки, пенсионеров, перебирающих копейки, лица голодных детей. Звучит песня из К/ф «Генералы песчаных карьеров» Восприятие информации, содержащей противоречия (просмотр: видео, аудио, вербальной, текста). Краткие записи в тетради в виде тезисов или символов. Формирование личностного отношения к проблеме социального неравенства, обращение к семейным, религиозным и гражданским ценностям и идеалам. Актуализация ранее полученных знаний: 1) что включает в себя социальная сфера жизни общества; как связаны социальные и экономические процессы в развитии общества?; каковы основные внутренние функции государства в демократическом обществе? Фиксация информации: краткие записи в тетради, перевод информации в иные знаково- символические системы. Умение ло- гически мыслить;самостояте льно выделять и формулировать познавательную цель.Умение выстраивать
ассоциативные связи 3. Подведение обучающихся к формулированию темы занятия Вопросы:1)Как вы считаете, справедливо ли такое положение, когда у одних есть всё, о чём можно только мечтать,другие не испытывают недостатка, покрайней мере, в необходимом, а третьи нуждаются в самом насущном? 2) Почему эти люди в таком положении? 3) Заслужили ли они такое социальное положение? 4) И следует ли помогать им? Знакомство с результатами опроса, проведённого несколькими обучающимися класса (опережающее задание). Работа в парах. Выделяют предмет спора (постановка вопросов), определяют сущность противоречий: 1) существует/не существует социальное равенство 2) осуществляется/не осуществляется декларированное ООН равенство и братство 3) помогать/не помогать Умение принимать иную позицию, уважать иное мнение Приобретают знания, относящиеся к теме «социальные права» из учебника Умение осознанно строить речевое высказывание, умение слушать других. 4. Формулирование Вопросы:О чём мы сегодня будем Дают собственные формулировки темы Приобретают знания о дефиниции Умение излагать своё мнение (в
темы занятия на уровне обучающихся говорить с вами? Какую проблему будет обсуждать наш молодёжный парламент? Выслушивает ответы. Обращает внимание, что социальные права неразрывно связаны с экономическими, поэтому их нередко объединяют в одну группу социально- экономических прав. занятия. Комментарий: Вероятно, что обучающие будут говорить, что это проблема голода, проблема нищеты, проблема гуманности (чёрствости людей, допускающих такое). Вряд ли тема занятия «Социальные права человека» будет названа. «социальные права» монологе, диалоге,), аргументируя его, подтверждая фактами, выдвигая контраргументы в дискуссии 5. Коррекция формулировок Вопросы: 1)Считаете ли вы, что проблему этих людей возможно решить, подавая милостыню, деятельностью религиозных организаций, акциями благотворительных организаций или без вмешательства государства решить проблему нельзя? Возможные ответы на вопрос №1: а) если каждый подаст, проходя мимо, то средств на жизнь хватит. б) Если люди активно будут сдавать средства благотворительным организациям, то их хватит многим и надолго Возможные ответы на вопрос №2: а) нет, это можно видеть и у нас б) это явление характерное и для развитых стран в) нищета и просящие милостыню Формирование личностного отношения к проблеме, выбор собственной позиции Приобретают знания, относящиеся к теме «социальные права» Самостоятельно вычитывать подтекстовую информацию, устанавливать аналогии для понимания закономерностей.
были, есть и будут всегда и везде Возможные ответы на вопрос № 3: а) это проблема тех, кто не хочет работать в) это проблема всего общества г) пусть этим занимается государство д) это проблема людей, общества и государства 6. Рефлексия эмоционального состояния аудитории Фронтальная работа с классом (у каждого по 2 символа: белый – за оказание помощи, тёмный – нет). Демонстрируют личностное отношение к проблеме поднятием символов. Самоопределение. Умение делать выбор. Приобретают знания, относящиеся к теме «социальные права» Аргументация собственной позиции.Умение выражать собственное мнение в форме правильно построенных предложений, умение убеждать 7. Окончательная формулировка темы занятия Выводы Соотносят свои представления с формулировкой темы. Формирование личностного отношения к проблеме, выбор собственной позиции Приобретают знания, относящиеся к теме «социальные права» Сравнение собственной формулировки с образцом ЭтапII. Самостоятельная работа. (15-18) минут) Работа в группах, индивидуальная работа. Использование Разделение класса на группы.Объяснение цели работы каждой группы. Консультация Устанавливают контакты в группе. Распределяют роли. Формируют самостоятельно или при помощи учителя правила работы в группе. Группы формируют вопросы о том, что именно Выделение себя в качестве лидера, способного взять на себя ответственность за начало занятия, умение задать ритм занятию. Проявление интереса и активности Приобретают знания, относящиеся к теме «социальные права» Умение логически мыслить; анализировать, сравнивать, уточнять, делать выводы
разнообразных источников для поиска информации. Самоанализ и самоконтроль. им нужно узнать, из каких источников в выборе группы; Установление личностного смысла знания Контроль и помощь группам Какую же цель вашей группе надо поставить? Как бы вы предложили сформулировать цель работы для каждого участника? Что сделаем сначала? Что сделаем потом? Уточняются средства, которые нужны для проектирования. Контролирует деятельности групп, при необходимости – консультативная помощь. 1)Составление глоссария 2) решения задач из учебника: Задания: 1. Раскройте, в чем вы видите связь экономических и социальных прав. Покажите ее на конкретных примерах. 2. Объясните, что означает процесс приватизации жилья. Считаете ли вы, что право на приватизацию жилья должно быть закреплено в Конституции? 3. В периодической печати описано немало случаев, когда продажа собственником своей квартиры приводила к тому, что он оказывался на улице (в силу недобросовестности посреднической фирмы, собственной беспечности и других причин). Выскажите Проявление качеств лидера, умение взять ответственность на себя. Умение работать в команде. Осознавать многообразие взглядов на проблему. Самооценка: не знаю и могу прзнать это. Могу предположить. Умение овладеть нормами и правилами научной организации труда; Развитие трудолюбия и ответствен-ности за качество своей и коллективной деятельности. Расширение понятийной базы, относящейся к теме «социальные права». Приобретают знания о том, что к социально- экономическим правам человека относятся право на труд (ст. 37 Конституции РФ), право на отдых (ст. 37. Ч.5), право на материнство и детство (ст.38), право на социальное обеспечение (ст.39), право на жилище (ст.40), право на охрану здоровья и медицинскую помощь (с т.41), право на образование (ст. 43) (С.182 учебника). Приобретают знания о том, что социальное Использование текста, предоставленного учителем. Выбор высказываний, цитат, афоризмов, выдержек из документов. Определение недостаточности информации и путей её поиска в учебнике, обращение к товарищам по группе, обращение за консультацией к учителю, поиск в интернете. Проводят анализ полученной информации. Составляют коллаж. Использование чужих мыслей в виде основы для
свое мнение, должно ли государство в этом случае оказать помощь пострадавшему в получении нового жилья. Объясните, почему вы так считаете. 4. Подумайте, следует ли развивать страховую медицину. Можно ли ее считать разновидностью платных медицинских услуг? 5. Одним из видов социальных пособий являются студенческие стипендии. Многие студенты считают их нынешние размеры явно недостаточными и активно выступают за то, чтобы выплачиваемой суммы хватало на обеспечение прожиточного минимума. Только в этом случае молодые люди будут относительно независимы от своих родителей и смогут сосредоточиться на учебе, не думая о дополнительных заработках. В то же время в обществе немало и тех, кто положение человека прежде всего зависит от него самого, от полученного им образования, приобретённой специальности, умения гибко реагировать на социальные изменения, овладевать новыми знаниями и профессией… Приобретают знания о сущности социального государства (С. 183 учебника) Получают информацию о мнениии общественного и государственного деятеля Германии Вилли Брандта о социальном государстве (С. 183 учебника), что является посылкой для обращения к опыту построения социального государства в ФРГ. формулирования своей позиции. Умение самостоятельно определять где возникло затруднение в ходе работы? Для выявления причины личностного затруднения задаются вопросы типа: Почему здесь возникло затруднение? Каковы пути выхода из затруднения? Формирование умения работы над основными понятиями по алгоритму.
считает, что студентам государственных вузов вообще не следует платить стипендию. Достаточно того, что государство оплачивает их обучение, которое, как известно, весьма дорогостояще. Выскажите и обоснуйте свою позицию по этой проблеме. Работают с учебником. С. 182 – 189. Формирование личностного отношения к Конституции, как основному документу, закрепляющему социальные права Знакомство с нормативно- правовыми актами, закрепляющими социальные права. Приобретают знания о том. Что такое минимум оплаты труда (минимальная оплата труда), служба занятости и её основные функции, материнский капитал, ипотека, приватизация жилья, социальная пенсия, социальное пособие, медицинское страхование Использование научной терминологии, развитие интеллектуаль-ных способностей III этап: Рефлексия Обобщение трактовки принципа Итогом работы всех трёх групп будет: афиширование Умение оценивать свою и чужую Закрепление полученных из Формирование (развитие) умения
деятельности (10- 12 минут). социальной справедливости: -равная оплата за равный труд, -недопущение дискриминации на любых основаниях, -поддержка слабых слоёв населения со стороны государства. -Ответственность должностных лиц за нарушение конституционных прав граждан, -социальная ответственность бизнеса. Из такого понимания социальной справедливости вытекают и фундаментальные принципы социальной политики демократического государства: - предоставление государством каждому члену общества коллажей (коллажа, таблицы), схемы. Комментирование проделанной работы. Самооценка. Обсуждают итоги работы, дополняют выводы других групп, учителя Кроме указанных образовательных продуктов должен быть ещё один: создание универсального алгоритма работы над проблемой. Обучающиеся совместно с учителем создают его в течении занятия. После каждого этапа. Затем сверяют с тем, что является образцом (создан учителем). Этот универсальный алгоритм (универсальный маршрутный листом) они унесут с собой для дальнейшего использования. деятельность. Формирование критериев успешности. Умение принять ошибки. Умение брать на себя ответственность выступать от имени группы, умение делегировать полномочия другому, объективно оценивая, что другой представит работу группы лучшим образом. различных источников знаний по теме. Закрепление знаний о признаках социального государства: 1)законодательно определены и закреплены социальные права человека на уровне не ниже международно- признанных норм и стандартов; 2) обеспечены приемлемые уровни социальной поддержки, помощи и защиты всех слоев населения; 3) государственная социальная политика направлена на динамичное повышение качества жизни всего населения, на принятие мер по выравниванию возможностей населения в основных сферах жизнедеятельности. доказывать по алгоритму: 1) проанализровать задание, уяснить, что требуется доказать. 2. Определить вывод, который следует доказать. 3. Определить источник, каким пользоваться для аргументации своих выводов. 4. Выделить существенные факты, подтверждающие вывод систематизировать их.5. Логично построить свои доказательства, связать их с выводами. 6. Выяснить, все ли аргументы исчерпаны
социальных гарантий существования; - контроль над имущественной и статусной дифференциацией; - перераспределение налоговых поступлений с целью поддержки малоимущих; - создание законодательной базы, исключающей нарушения равноправия в сфере трудовых отношений. Итог урока (2- 5минуты) Выставление отметок за работу на уроке (Работа оценивалась по ходу выполнения заданий обучающимися, проводилась самооценка). Воспринимают информацию. Соотносят свои притязания, свою самооценку и оценку «извне». Уточняют свою представление о критериях оценки. Оценивать свои возможности на основании проделанной в классе работы Формируют (закрепляют) представление о критериях оценки сообщений: 1) Содержательность, глубина, полнота и конкретность освещения проблемы. 2. Логичность: последовательность изложения, его пропорциональность
, обоснованность теоретических положений фактами или обобщение фактов и формулирование выводов. Домашнее задание Домашнее задание по выбору Получают домашнее задание и осознанно записывают свое задание Выбирать и мотивировать выбор

Технологическая карта урока

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА Социальные права человека Глава «Право». Тема «Социальные права». 1 урок в теме(1 час.) Базовый учебник: Обществознание. 9 класс: учеб.для общеобразоват. учреждений/ под ред. Боголюбова Л.Н., Матвеева А.И. – М.: Просвещение – 2-е изд, 2014 Цель урока: I. Ближайшая: продолжение формирования целостного представления о правах граждан РФ. II. II. Перспективная: создание модели деятельности, которая будет использована на уроках «открытия» нового знания по другим темам раздела «Право». Деятельностная цель: формирование способности обучающихся к новому способу действия. Образовательная цель: расширение понятийной базы за счёт включение в неё новых элементов. Формирование УУД: Личностные действия: (самоопределение, смыслообразование, нравственно-этическая ориентация) Регулятивные действия: (целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка, саморегуляция) Познавательные действия: (общеучебные, логические, постановка и решение проблемы) Коммуникативные действия: (планирование учебного сотрудничества, постановка вопросов, разрешение конфликтов, управление поведением партнера, умение с достаточной точностью и полнотой выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации) Задачи: 1. Развитие критического мышления 2. Формирование умений работать с неадаптированной информацией. 3. Формирование базы знаний о социальных правах. 4. Воспитание гуманизма и толерантности у обучающихся 9-го класса. Тип урока: Урок «открытия» нового знания Формы работы учащихся: фронтальная, в группах, индивидуальна Техническое оборудование: учебник, дидактические материалы, компьютер, видеопроектор, экран, мультимедийная презентация,.
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА. Тема: Социальные права. 9 класс. Этапы урока Действия учителя Действия учащихся Личностные результаты Предметные результаты Метапредметные результаты Приветствие (1-2 минуты). Оргмомент, целевая установка Приветствуют учителя. Организуют личное рабочее пространство занятия (готовятся к уроку) Формирование этических норм. Определение своего отношения к предстоящему уроку; определения своего отношения к соседу; определение своей готовности к сотрудничеству на уроке с одноклассниками и учителем Умение устанавливать контакт с цель дальнейшей совместной деятельности I этап: Вызов (6-7 минут) 2. Мотивация формулирования темы учебного занятия обучающимися Слайды с фотографиями нищих, протягивающих за подаянием руки, пенсионеров, перебирающих копейки, лица голодных детей. Звучит песня из К/ф «Генералы песчаных карьеров» Восприятие информации, содержащей противоречия (просмотр: видео, аудио, вербальной, текста). Краткие записи в тетради в виде тезисов или символов. Формирование личностного отношения к проблеме социального неравенства, обращение к семейным, религиозным и гражданским ценностям и идеалам. Актуализация ранее полученных знаний: 1) что включает в себя социальная сфера жизни общества; как связаны социальные и экономические процессы в развитии общества?; каковы основные внутренние функции государства в демократическом обществе? Фиксация информации: краткие записи в тетради, перевод информации в иные знаково- символические системы. Умение ло- гически мыслить;самостояте льно выделять и формулировать познавательную цель.Умение выстраивать
ассоциативные связи 3. Подведение обучающихся к формулированию темы занятия Вопросы:1)Как вы считаете, справедливо ли такое положение, когда у одних есть всё, о чём можно только мечтать,другие не испытывают недостатка, покрайней мере, в необходимом, а третьи нуждаются в самом насущном? 2) Почему эти люди в таком положении? 3) Заслужили ли они такое социальное положение? 4) И следует ли помогать им? Знакомство с результатами опроса, проведённого несколькими обучающимися класса (опережающее задание). Работа в парах. Выделяют предмет спора (постановка вопросов), определяют сущность противоречий: 1) существует/не существует социальное равенство 2) осуществляется/не осуществляется декларированное ООН равенство и братство 3) помогать/не помогать Умение принимать иную позицию, уважать иное мнение Приобретают знания, относящиеся к теме «социальные права» из учебника Умение осознанно строить речевое высказывание, умение слушать других. 4. Формулирование Вопросы:О чём мы сегодня будем Дают собственные формулировки темы Приобретают знания о дефиниции Умение излагать своё мнение (в
темы занятия на уровне обучающихся говорить с вами? Какую проблему будет обсуждать наш молодёжный парламент? Выслушивает ответы. Обращает внимание, что социальные права неразрывно связаны с экономическими, поэтому их нередко объединяют в одну группу социально- экономических прав. занятия. Комментарий: Вероятно, что обучающие будут говорить, что это проблема голода, проблема нищеты, проблема гуманности (чёрствости людей, допускающих такое). Вряд ли тема занятия «Социальные права человека» будет названа. «социальные права» монологе, диалоге,), аргументируя его, подтверждая фактами, выдвигая контраргументы в дискуссии 5. Коррекция формулировок Вопросы: 1)Считаете ли вы, что проблему этих людей возможно решить, подавая милостыню, деятельностью религиозных организаций, акциями благотворительных организаций или без вмешательства государства решить проблему нельзя? Возможные ответы на вопрос №1: а) если каждый подаст, проходя мимо, то средств на жизнь хватит. б) Если люди активно будут сдавать средства благотворительным организациям, то их хватит многим и надолго Возможные ответы на вопрос №2: а) нет, это можно видеть и у нас б) это явление характерное и для развитых стран в) нищета и просящие милостыню Формирование личностного отношения к проблеме, выбор собственной позиции Приобретают знания, относящиеся к теме «социальные права» Самостоятельно вычитывать подтекстовую информацию, устанавливать аналогии для понимания закономерностей.
были, есть и будут всегда и везде Возможные ответы на вопрос № 3: а) это проблема тех, кто не хочет работать в) это проблема всего общества г) пусть этим занимается государство д) это проблема людей, общества и государства 6. Рефлексия эмоционального состояния аудитории Фронтальная работа с классом (у каждого по 2 символа: белый – за оказание помощи, тёмный – нет). Демонстрируют личностное отношение к проблеме поднятием символов. Самоопределение. Умение делать выбор. Приобретают знания, относящиеся к теме «социальные права» Аргументация собственной позиции.Умение выражать собственное мнение в форме правильно построенных предложений, умение убеждать 7. Окончательная формулировка темы занятия Выводы Соотносят свои представления с формулировкой темы. Формирование личностного отношения к проблеме, выбор собственной позиции Приобретают знания, относящиеся к теме «социальные права» Сравнение собственной формулировки с образцом ЭтапII. Самостоятельная работа. (15-18) минут) Работа в группах, индивидуальная работа. Использование Разделение класса на группы.Объяснение цели работы каждой группы. Консультация Устанавливают контакты в группе. Распределяют роли. Формируют самостоятельно или при помощи учителя правила работы в группе. Группы формируют вопросы о том, что именно Выделение себя в качестве лидера, способного взять на себя ответственность за начало занятия, умение задать ритм занятию. Проявление интереса и активности Приобретают знания, относящиеся к теме «социальные права» Умение логически мыслить; анализировать, сравнивать, уточнять, делать выводы
разнообразных источников для поиска информации. Самоанализ и самоконтроль. им нужно узнать, из каких источников в выборе группы; Установление личностного смысла знания Контроль и помощь группам Какую же цель вашей группе надо поставить? Как бы вы предложили сформулировать цель работы для каждого участника? Что сделаем сначала? Что сделаем потом? Уточняются средства, которые нужны для проектирования. Контролирует деятельности групп, при необходимости – консультативная помощь. 1)Составление глоссария 2) решения задач из учебника: Задания: 1. Раскройте, в чем вы видите связь экономических и социальных прав. Покажите ее на конкретных примерах. 2. Объясните, что означает процесс приватизации жилья. Считаете ли вы, что право на приватизацию жилья должно быть закреплено в Конституции? 3. В периодической печати описано немало случаев, когда продажа собственником своей квартиры приводила к тому, что он оказывался на улице (в силу недобросовестности посреднической фирмы, собственной беспечности и других причин). Выскажите Проявление качеств лидера, умение взять ответственность на себя. Умение работать в команде. Осознавать многообразие взглядов на проблему. Самооценка: не знаю и могу прзнать это. Могу предположить. Умение овладеть нормами и правилами научной организации труда; Развитие трудолюбия и ответствен-ности за качество своей и коллективной деятельности. Расширение понятийной базы, относящейся к теме «социальные права». Приобретают знания о том, что к социально- экономическим правам человека относятся право на труд (ст. 37 Конституции РФ), право на отдых (ст. 37. Ч.5), право на материнство и детство (ст.38), право на социальное обеспечение (ст.39), право на жилище (ст.40), право на охрану здоровья и медицинскую помощь (с т.41), право на образование (ст. 43) (С.182 учебника). Приобретают знания о том, что социальное Использование текста, предоставленного учителем. Выбор высказываний, цитат, афоризмов, выдержек из документов. Определение недостаточности информации и путей её поиска в учебнике, обращение к товарищам по группе, обращение за консультацией к учителю, поиск в интернете. Проводят анализ полученной информации. Составляют коллаж. Использование чужих мыслей в виде основы для
свое мнение, должно ли государство в этом случае оказать помощь пострадавшему в получении нового жилья. Объясните, почему вы так считаете. 4. Подумайте, следует ли развивать страховую медицину. Можно ли ее считать разновидностью платных медицинских услуг? 5. Одним из видов социальных пособий являются студенческие стипендии. Многие студенты считают их нынешние размеры явно недостаточными и активно выступают за то, чтобы выплачиваемой суммы хватало на обеспечение прожиточного минимума. Только в этом случае молодые люди будут относительно независимы от своих родителей и смогут сосредоточиться на учебе, не думая о дополнительных заработках. В то же время в обществе немало и тех, кто положение человека прежде всего зависит от него самого, от полученного им образования, приобретённой специальности, умения гибко реагировать на социальные изменения, овладевать новыми знаниями и профессией… Приобретают знания о сущности социального государства (С. 183 учебника) Получают информацию о мнениии общественного и государственного деятеля Германии Вилли Брандта о социальном государстве (С. 183 учебника), что является посылкой для обращения к опыту построения социального государства в ФРГ. формулирования своей позиции. Умение самостоятельно определять где возникло затруднение в ходе работы? Для выявления причины личностного затруднения задаются вопросы типа: Почему здесь возникло затруднение? Каковы пути выхода из затруднения? Формирование умения работы над основными понятиями по алгоритму.
считает, что студентам государственных вузов вообще не следует платить стипендию. Достаточно того, что государство оплачивает их обучение, которое, как известно, весьма дорогостояще. Выскажите и обоснуйте свою позицию по этой проблеме. Работают с учебником. С. 182 – 189. Формирование личностного отношения к Конституции, как основному документу, закрепляющему социальные права Знакомство с нормативно- правовыми актами, закрепляющими социальные права. Приобретают знания о том. Что такое минимум оплаты труда (минимальная оплата труда), служба занятости и её основные функции, материнский капитал, ипотека, приватизация жилья, социальная пенсия, социальное пособие, медицинское страхование Использование научной терминологии, развитие интеллектуаль-ных способностей III этап: Рефлексия Обобщение трактовки принципа Итогом работы всех трёх групп будет: афиширование Умение оценивать свою и чужую Закрепление полученных из Формирование (развитие) умения
деятельности (10- 12 минут). социальной справедливости: -равная оплата за равный труд, -недопущение дискриминации на любых основаниях, -поддержка слабых слоёв населения со стороны государства. -Ответственность должностных лиц за нарушение конституционных прав граждан, -социальная ответственность бизнеса. Из такого понимания социальной справедливости вытекают и фундаментальные принципы социальной политики демократического государства: - предоставление государством каждому члену общества коллажей (коллажа, таблицы), схемы. Комментирование проделанной работы. Самооценка. Обсуждают итоги работы, дополняют выводы других групп, учителя Кроме указанных образовательных продуктов должен быть ещё один: создание универсального алгоритма работы над проблемой. Обучающиеся совместно с учителем создают его в течении занятия. После каждого этапа. Затем сверяют с тем, что является образцом (создан учителем). Этот универсальный алгоритм (универсальный маршрутный листом) они унесут с собой для дальнейшего использования. деятельность. Формирование критериев успешности. Умение принять ошибки. Умение брать на себя ответственность выступать от имени группы, умение делегировать полномочия другому, объективно оценивая, что другой представит работу группы лучшим образом. различных источников знаний по теме. Закрепление знаний о признаках социального государства: 1)законодательно определены и закреплены социальные права человека на уровне не ниже международно- признанных норм и стандартов; 2) обеспечены приемлемые уровни социальной поддержки, помощи и защиты всех слоев населения; 3) государственная социальная политика направлена на динамичное повышение качества жизни всего населения, на принятие мер по выравниванию возможностей населения в основных сферах жизнедеятельности. доказывать по алгоритму: 1) проанализровать задание, уяснить, что требуется доказать. 2. Определить вывод, который следует доказать. 3. Определить источник, каким пользоваться для аргументации своих выводов. 4. Выделить существенные факты, подтверждающие вывод систематизировать их.5. Логично построить свои доказательства, связать их с выводами. 6. Выяснить, все ли аргументы исчерпаны
социальных гарантий существования; - контроль над имущественной и статусной дифференциацией; - перераспределение налоговых поступлений с целью поддержки малоимущих; - создание законодательной базы, исключающей нарушения равноправия в сфере трудовых отношений. Итог урока (2- 5минуты) Выставление отметок за работу на уроке (Работа оценивалась по ходу выполнения заданий обучающимися, проводилась самооценка). Воспринимают информацию. Соотносят свои притязания, свою самооценку и оценку «извне». Уточняют свою представление о критериях оценки. Оценивать свои возможности на основании проделанной в классе работы Формируют (закрепляют) представление о критериях оценки сообщений: 1) Содержательность, глубина, полнота и конкретность освещения проблемы. 2. Логичность: последовательность изложения, его пропорциональность
, обоснованность теоретических положений фактами или обобщение фактов и формулирование выводов. Домашнее задание Домашнее задание по выбору Получают домашнее задание и осознанно записывают свое задание Выбирать и мотивировать выбор Едисеева Людмила Анатольевна учитель истории и обществознания МБОУ «Булгунняхтахская СОШ» с. Булгунняхтах, Республика Саха (Якутия) Формирование метапредметных результатов на уроках обществознания с позиции требований ФГОС нового поколения Аннотация: В статье описываются метапредметные результаты, умения и навыки, формируемые у учащихся на различных этапах урока, разработанного автором. Подчеркивается, что выпускники, владеющие метапредметными умениями и навыками, показывают высокую результативность при прохождении итоговой аттестации, быстро адаптируются в информационном пространстве современного общества. Ключевые слова: уроки обществознания, формирование метапредметных результатов, основная школа Ориентация на результаты образования – это важнейший компонент конструкции федеральных государственных образовательных стандартов второго поколения. Если раньше учитель учил, передавал знания, умения и навыки; то сегодня учитель должен помочь ученикам самим добывать знания, консультировать учащихся и корректировать процесс самообучения и самосовершенствования. От современного учителя требуется научить детей учиться, помочь развивать познавательные и творческие возможности учеников, воспитывать личность. Данные качества призваны обеспечить универсальные учебные действия (УУД), лежащие в основе ФГОС . Предметы обществоведческого цикла, такие как история и обществознание имеют особый потенциал с точки зрения сочетания достижения предметных, метапредметных и личностных результатов обучающимися. Именно они напрямую связаны с формированием таких ключевых понятий ФГОС как базовые национальные ценности и основы гражданской идентичности . В соответствии с концепцией образовательных стандартов второго поколения результаты образования включают: предметные результаты (знания и умения, опыт творческой деятельности и др.); метапредметные результаты (способы деятельности, освоенные на базе одного или нескольких предметов, применимые как в рамках образовательного процесса, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях); личностные результаты (система ценностных отношений, интересов, мотивации учащихся и др.). Оценка метапредметных результатов предполагает оценку универсальных учебных действий учащихся (регулятивных, коммуникативных, познавательных), т. е. таких умственных действий обучающихся, которые направлены на анализ своей познавательной деятельности и управление ею . В качестве примера приведем краткий сценарий урока обществознания в 9 классе «Социальные права человека» и распишем метапредметные результаты, формируемые на данном уроке. Цель урока – продолжение формирования целостного представления о правах граждан РФ и создание модели деятельности, которая будет использована на уроках
«открытия» нового знания по другим темам раздела «Право». Ход урока: 1. Организационный момент, целевая установка (1-2 мин). Метапредметные результаты: умение устанавливать контакт с целью дальнейшей совместной деятельности. I этап: Вызов (6-7 минут). 2. Мотивация формулирования темы учебного занятия обучающимися. Слайды с фотографиями нищих, протягивающих за подаянием руки, пенсионеров, перебирающих копейки, лица голодных детей. Звучит песня из К/ф «Генералы песчаных карьеров». Метапредметные результаты: Фиксация информации: краткие записи в тетради, перевод информации в иные знаково-символические системы. Умение логически мыслить; самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель. Умение выстраивать ассоциативные связи. 3. Подведение обучающихся к формулированию темы занятия. Вопросы: 1) Как вы считаете, справедливо ли такое положение, когда у одних есть всё, о чём можно только мечтать, другие не испытывают недостатка, по крайней мере, в необходимом, а третьи нуждаются в самом насущном? 2) Почему эти люди в таком положении? 3) Заслужили ли они такое социальное положение? 4) И следует ли помогать им? Знакомство с результатами опроса, проведённого несколькими обучающимися класса (опережающее задание). Работа в парах. Учащиеся выделяют предмет спора (постановка вопросов), определяют сущность противоречий: 1) существует/не существует социальное равенство; 2) осуществляется/не осуществляется декларированное ООН равенство и братство 3) помогать/не помогать. Метапредметные результаты: Умение осознанно строить речевое высказывание, умение слушать других. 4. Формулирование темы занятия на уровне обучающихся. Вопросы: О чём мы сегодня будем говорить с вами? Какую проблему будет обсуждать наш молодёжный парламент? Выслушиваем ответы. Учащиеся дают собственные формулировки темы занятия. Метапредметные результаты: Умение излагать своё мнение (в монологе, диалоге,), аргументируя его, подтверждая фактами, выдвигая контраргументы в дискуссии. 5. Коррекция формулировок. Вопросы: 1) Считаете ли вы, что проблему этих людей возможно решить, подавая милостыню, деятельностью религиозных организаций, акциями благотворительных организаций или без вмешательства государства решить проблему нельзя? Метапредметные результаты: Самостоятельно вычитывать подтекстовую информацию, устанавливать аналогии для понимания закономерностей. 6. Рефлексия эмоционального состояния аудитории. Фронтальная работа с классом (у каждого по 2 символа: белый – за оказание помощи, тёмный – нет). Учащиеся демонстрируют личностное отношение к проблеме поднятием символов. Метапредметные результаты: Аргументация собственной позиции. Умение выражать собственное мнение в форме правильно построенных предложений, умение убеждать. 7. Окончательная формулировка темы занятия. Делаем выводы. Учащиеся соотносят свои представления с формулировкой темы. Метапредметные результаты: Сравнение собственной формулировки с образцом. Этап II. Самостоятельная работа (15-18 минут). Работа в группах, индивидуальная работа. Использование разнообразных источников для поиска информации. Самоанализ и самоконтроль. Разделение класса на группы. Объяснение цели работы каждой группы. Консультация. Установление контактов в группе. Распределение ролей. Формирование самостоятельно или при помощи учителя правил работы в группе. Метапредметные результаты: Умение логически мыслить; анализировать, сравнивать, уточнять, делать выводы. Учитель контролирует деятельности групп, при необходимости – консультирует. Какую же цель вашей группе надо поставить? Как бы вы предложили сформулировать цель работы для каждого участника? Что сделаем сначала? Что сделаем потом? Уточняются средства, которые нужны для проектирования. Учащиеся составляют глоссарий и решают задачи из учебника, работают по заданиям. Метапредметные результаты: Использование текста, предоставленного учителем. Выбор высказываний, цитат, афоризмов, выдержек из документов. Определение недостаточности информации и путей её поиска в учебнике, обращение к товарищам по группе, обращение за консультацией к учителю, поиск в интернете. Использование научной терминологии, развитие интеллектуальных способностей. III этап: Рефлексия деятельности (10-12 минут). Обобщение трактовки принципа социальной справедливости: равная оплата за равный труд; недопущение дискриминации на любых основаниях; поддержка слабых слоёв населения со стороны государства; ответственность должностных лиц за нарушение конституционных прав граждан; социальная ответственность бизнеса. Итогом работы всех трёх групп будет афиширование коллажей, таблиц, схем; комментирование проделанной работы; самооценка. Кроме указанных образовательных продуктов должен быть
ещё один – создание универсального алгоритма работы над проблемой. Обучающиеся совместно с учителем создают его в течении всего занятия. Этот универсальный алгоритм (универсальный маршрутный лист) они берут с собой для дальнейшего использования. Метапредметные результаты: Формирование (развитие) умения доказывать по алгоритму: 1) проанализировать задание, уяснить, что требуется доказать; 2) сделать вывод, который следует доказать; 3) определить источник, которым пользуются для аргументации своих выводов; 4) выделить существенные факты, подтверждающие вывод систематизировать их; 5) логично построить свои доказательства, связать их с выводами; 6) выяснить, все ли аргументы исчерпаны. Итог урока (2-5 минут) Выставление отметок за работу на уроке (работа оценивалась по ходу выполнения заданий обучающимися, проводилась самооценка). Метапредметные результаты: Формируют (закрепляют) представление о критериях оценки сообщений: 1) Содержательность, глубина, полнота и конкретность освещения проблемы; 2) Логичность: последовательность изложения, его пропорциональность, обоснованность теоретических положений фактами или обобщение фактов и формулирование выводов. Домашнее задание. Учащиеся получают домашнее задание и осознанно записывают свое задание. В заключение подчеркнем, что выпускники, владеющие метапредметными умениями и навыками, показывают высокую результативность при прохождении итоговой аттестации, быстро адаптируются в информационном пространстве высшей школы. Это говорит о том, что выпускник школы умеет быстро находить, анализировать и правильно использовать информацию, работать с базами данных, что позволяет ему социализироваться в современном обществе . Список литературы: 1. Медведева Е.А. Личностные УУД и способы оценки в процессе изучения раздела «Древняя Греция» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: niro.nnov?id=17776 2. Поврозюк С.Н. Особенности предметного урока [Электронный ресурс]. – Режим доступа: povrozyuk.ucozload/osobennosti_metapredmetnogo_uroka/1-1-0-1 3. Чепурнова Н.А. К вопросу об оценке личностных, предметных и метапредметных результатов при преподавании предметов обществоведческого цикла (в рамках ФГОС ООО) [Электронный ресурс]. – Режим доступа: niro.nnov?id=17776



Просмотров