Список литературы по личной гигиене. Список основной литературы по подготовке врача по специальности «гигиена труда. Использование ионизирующих излучений в промышленности и в медицине: открытые и закрытые источники ионизирующих излучений

К. Маркс и Ф. Энгельс. Сочинения, 1960, изд. II. Т. 23.
Андреева-Галанина Е. Ц., Бурлова Л. Я. Гигиена труда и промышленная санитария. Л., 1966.
Большая медицинская энциклопедия, 1961, т. 22, изд. 2.
Беликова-Алдакова В. Д., Додонов В. Н. Практикум по эпидемиологии, 1968.
Вашков В. И. Дезинфекция, дезинсекция и дератизация. М., 1956.
Ващков В. И. Справочник по дезинфекции, дезинсекции и дератизации. М., 1962.
Виноградов В. И. Физиология трудовых процессов. Л., 1958.
Виноградов Н. В., Надеждин В. Г. Учебник гигиены. М., 1954.
Вредные вещества в промышленности. Ч. I и II. Под ред. Н. В. Лазарева. Л., 1963.
Габович Р. Д., Познанский С. С., Шахбазян Г. X. Учебник гигиены. М., 1964,
Гаузе Г. Ф. Лекции по антибиотикам. М., 1958.
Герольд М. Антибиотики. М., 1966.
Громашевский Л. В. Общая эпидемиология. М., 1965.
Данциг Н. М. Гигиеническое нормирование освещения жилых и общественных зданий. М., 1948.
Егоров Н. С. Основы учения об антибиотиках М., 1964.
Елкин И. И. Курс эпидемиологии. М., 1958.
Жданов В. М. Эпидемиология. М., 1961.
Зильбер Д. А. Гигиена аптеки. Л., 1962.
Майофис Л. С. Химия и технология химико-фармацевтических препаратов. Л., 1964.
Марзеев А. Н. Коммунальная гигиена. М., 1958.
Методические указания по организации в аптеках асептических блоков для изготовления лекарств (Информационные материалы № 6 ГАПУ Министерства здравоохранения РСФСР. М, 1966).
Минх А. А. Методы гигиенических исследований. М., 1967.
Моисеев С. В. Учебник общей гигиены. Л., 1947.
Муравьев И. А. Учебник технологии лекарств и галеновых препаратов. М., 1961.
Петров Б. Д. В. И. Ленин и охрана здоровья народа. Гиг. и сан., 1969,1.
Петровский Б. В. Состояние медицинской помощи населению и меры по улучшению здравоохранения в СССР (доклад на 4-й сессии Верховного Совета СССР 7-го созыва 25/VI 1968 г.).
Покровский В. А. Учебник гигиены. М., 1961.
Правила и нормы техники безопасности и промышленной санитарии для строительства и эксплуатации цехов производства инъекционных растворов в ампулах. М., 1960.
Правила и нормы по технике безопасности и промышленной санитарии для проектирования, строительства и эксплуатации ряда химико-фармацевтических производств. М., 1962.
Правила и нормы техники безопасности и промышленной санитарии для проектирования, строительства и эксплуатации производства антибиотиков пенициллина, стрептомицина, биомицина и тетрациклина. М., 1961.
Профессиональные болезни. Под ред. А. А. Летавета, П. П. Движкова и др. М., 1957.
Розенцвейг П. Э. Технология лекарственных форм. Л., 1963.
Руководство по гигиене труда. Под ред. Ф. Г. Кроткова. Т. I, II, III. М., 1961-1965.
Руководство по коммунальной гигиене. Под ред. Ф. Г. Кроткова. Т. I, II, III. М., 1962-1963.
Сандлер Ю. К. Технология и оборудование галеновых производств. Л., 1956.
Учебник организации фармацевтического дела. Под ред. Т. И. Тольцман. М., 1961.
Коцянов Л. К., Лейтес Р. Г., Марцинковский Б. И. Гигиена труда, 1958.

ПЛАН.

ВВЕДЕНИЕ

I. ОБЩАЯ ГИГИЕНА

1. Коммунальная гигиена

2. Гигиена питания

3. Гигиена труда, или профессиональная гигиена

4. Гигиена детей и подростков

II. ЛИЧНАЯ ГИГИЕНА

1. Гигиена женщины

2. Гигиена мужчины

3. Особенности личной гигиены в пожилом возрасте

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

ВВЕДЕНИЕ.

Гигиена - медицинская наука, изучающая влияние окружающей среды и

производственной деятельности на здоровье человека и разрабатывающая

оптимальные, научно-обоснованные требования к условиям жизни и труда

населения.

Здоровье населения неразрывно связано с общественным строем. Мероприятия,

направленные на улучшение здоровья людей, эффективны тогда, когда они

проводятся в масштабе всего населения. Впервые это стало возможным в нашей

стране после Великой Октябрьской революции. Поэтому и основные задачи

гигиенических исследований, проводимых в России, определены системой

государственных, общественных и медицинских мероприятий, направленных на

предупреждение заболеваний, сохранение и укрепление здоровья, повышение

работоспособности и воспитание здорового поколения.

Гигиена - сложная, разносторонняя наука, охватывающая все стороны постоянно

изменяющейся и развивающейся жизнедеятельности человека.

Гигиена, как и любая другая наука, прошла долгий путь развития. Важную роль в

развитии гигиены сыграли основоположники отечественной медицины С.Г. Зыбелин

и М.Я. Мудров, которые обобщили и разработали систему гигиенических

мероприятий по предупреждению многих болезней, и основоположники

отечественной гигиенической науки Ф.Ф. Эрисман, В.Г. Хлопин и др. Самобытный

характер развития гигиены в России был связан с деятельностью земских

санитарных учреждений. Однако гигиеническая наука в царской России, несмотря

на усилия прогрессивных ученых, не могла решить задач по укреплению здоровья

народных масс; состояние здоровья населения находилось на крайне низком

уровне. Ежегодно умирало около 1 млн. человек от эпидемических заболеваний и

почти 2 млн. детей в возрасте до 1 года, или четвертая часть всех родившихся.

После Великой Октябрьской революции положение коренным образом изменилось. В

программе Коммунистической партии, принятой на VIII съезде в марте 1919 г.,

были определены основные принципы советского здравоохранения, в частности

профилактическая направленность здравоохранения. Проводимые в первые годы

советской власти санитарно-гигиенические мероприятия приобрели

государственное значение и послужили началом становления советской

гигиенической науки. Фундаментом этой науки явились ленинские идеи об

общественном здоровье, а личное участие В.И. Ленина в обеспечении санитарного

благополучия в стране послужило мощным стимулом для быстрого развития этой

науки. Постепенно из общей гигиены, в которой рассматривались фактически все

санитарно-гигиенические проблемы, выделились ее разделы: коммунальная

гигиена, гигиена питания, гигиена труда, гигиена детей и подростков, военная

гигиена, а в дальнейшем радиационная гигиена, космическая гигиена и т.д.

I. ОБЩАЯ ГИГИЕНА.

1. Коммунальная гигиена.

Коммунальная гигиена - раздел гигиены, изучающий влияние факторов окружающей

среды на здоровье и санитарные условия жизни населения. На основе изучения

этих факторов разрабатываются гигиенические нормативы и санитарные

мероприятия, необходимые для обеспечения здоровых и благоприятных условий

жизни населения.

Исследования в области коммунальной гигиены направлены на изучение

неблагоприятных химических, физических и биологических факторов окружающей

среды и разработку санитарных правил, гигиенических положений и нормативов по

гигиене атмосферного воздуха, гигиене воды и водоснабжения, санитарной охране

водоемов, гигиене почвы и санитарной очистке населенных мест, гигиене жилых и

общественных зданий, гигиене планировки и застройки населенных мест. Контроль

за соблюдением санитарных правил, гигиенических рекомендаций и нормативов

осуществляет служба санитарно-эпидемиологического надзора РФ через санитарно-

эпидемиологические станции.

Строительство, реконструкция и пуск в эксплуатацию коммунальных объектов,

очистных и других сооружений допускаются только с разрешения органов

санитарного надзора. К решению задач коммунальной гигиены привлекаются также

инженеры по сан. технике, строители, архитекторы.

2. Гигиена питания.

Гигиена питания-раздел гигены, изучающий проблемы полноценного и

рационального питания здорового человека. Вопросы питания больных и принципы

лечебного питания разрабатываются диетологией.

Исследования по гигиене питания направлены на обоснование оптимального режима

и характера питания населения, а также предупреждение заболеваний,

возникающих при недостатке в продуктах питания тех или иных пищевых веществ

или вследствие попадания в организм с пищей микроорганизмов, способных

вызвать заболевание, токсинов и различных химических веществ.

Изучение питания здорового человека производится с учетом возраста,

профессии, физической и нервно-психической нагрузки в процессе труда, условий

быта и коммунального обеспечения, а также национальных и климатографических

особенностей. Гигиена питания разрабатывает нормы питания, меры профилактики

авитаминозов и гиповитаминозов. Важной проблемой гигиены питания является

изучение энергетических затрат организма и его потребности в белках, жирах,

углеводах, минеральных солях, витаминах у различных проф. Групп населения,

например, у рабочих проышленных предприятий с различной степенью механизации

и автоматизации труда, лиц умственного труда и др. Увеличение количества

людей пожилого возраста выдвинуло перед гигиеной питания задачу научного

обоснования питания пожилых людей. Гигиена питания занимается разработкой

методов контроля качества продуктов на предприятиях общественного питания,

пищевой промышленности и в торговой сети, направленных на своевременное

предупреждение проникновения или внесения в продукты питания посторонних, в

том числе вредных веществ, а также разработкой мероприятий по профилактике

пищевых отравлений, токсикоинфекций, интоксикаций. Гигиена питания занимается

изучением биологической ценности, химического состава и калорийности как

традиционных, так и новых пищевых продуктов. Результаты этих исследований

издаются в виде официальных таблиц калорийности и химического состава

продуктов. В задачи отделов гигиены питания СЭС входит предупредительный и

текущий санитарный надзор за проектированием, строительством и эксплуатацией

предприятий пищевой промышленности, торговли, общественного питания.

3. Гигиена труда, или профессиональная гигиена.

Гигиена труда или профессиональная гигиена-раздел гигиены, изучающий

воздействие трудового процесса и окружающей производственной среды на

организм работающих с целью разработки санитарно-гигиенических и лечебно-

профилактических нормативов и мероприятий, направленных на создание более

благоприятных условий труда, обеспечение здоровья и высокого уровня

трудоспособности человека.

В условиях промышленного производства на человека нередко воздействуют низкая

и высокая температура воздуха, сильное тепловое излучение, пыль, вредные

химические вещества, шум, вибрация, электромагнитные волны, а также самые

разнообразные сочетания этих факторов, которые могут привести к тем или иным

нарушениям в состоянии здоровья, к снижению работоспособности. Для

предупреждения устранения этих неблагоприятных воздействий и их последствий

проводится изучение особенностей производственных процессов, оборудования и

обрабатываемых материалов (сырье, вспомогательные, промежуточные, побочные

продукты, отходы производства) с точки зрения их влияния на организм

работающих; санитарных условий труда (метеорологические факторы, загрязнение

воздуха пылью и газами, шум, вибрация, ультразвук и др.); характера и

организации трудовых процессов, изменений физиологических функций в процессе

работы. Детально исследуется состояние здоровья работающих (общая и

профзаболеваемость), а также состояние и гигиеническая эффективность

санитарно-технических устройств и установок (вентиляционных, осветительных),

санитарно-бытового оборудования, средств индивидуальной защиты.

В России, а также в некоторых других странах (США, Англия и др.) широко

используется система гигиенического нормирования предельно допустимых

концентраций неблагоприятных химических веществ в воздухе рабочей зоны и

некоторых физических факторов (температура воздуха, влажность, шум, вибрация

и т.д.). Гигиенические нормативы, установленные в России гарантируют

сохранение здоровья работающих. Выполнение этих нормативов является

обязательным для администрации предприятий, хозяйств и учреждений, что

закреплено законодательством.

Внедренные поточные и конвеерно-сборочные линии, механизация и автоматизация

трудовых процессов, освобождая работающего от тяжелого физического

напряжения, предъявляют повышенные требования прежде всего к состоянию

нервной системы и зрению. При выполнении подобных работ крайне важно

установить такой режим труда и отдыха, чтобы он обеспечивал высокую

производительность труда, не нарушая физиологических реакций организма на

протяжении всей рабочей смены.

К решению задач гигиены труда привлекаются также специалисты по промышленной

вентиляции и по промышленному освещению, конструкторы машин и инструментов,

технологи-строители и организаторы производства.

4. Гигиена детей и подростков.

Гигиена детей и подростков - раздел гигиены, изучающий проблемы охраны и

укрепления здоровья детей и подростков, разрабатывающий гигиенические

школах, профтехучилищах и детских учреждениях.

В нашей стране гигиена детей и подростков получила принципиально иное, новое

направление по сравнению со школьной гигиеной, которая существует в ряде

других стран и занимается решением частных проблем школ. У нас исследования в

области гигиены детей и подростков направлены на гигиеническое обоснование

организации учебно-воспитательного и трудового процесса, на изучение

комплексного влияния факторов окружающей среды на организм детей и

подростков, на обоснование санитарных норм строительства детских учреждений.

Важное место в работе медиков, работающих в области гигиены детей и

подростков, отводится мероприятиям по профилактике утомления и переутомления,

по разработке наиболее благоприятных режимов учебных и производственных

занятий для учащихся, обучающихся в средних учебных заведениях различных

отраслей промышленности.

Врачи школьных отделов СЭС и врачи, работающие в школах, контролируют

физическое состояние и развитие детей и подростков, следят за правильной

организацией физкультурных занятий, за учебной нагрузкой, а также за

санитарным режимом школ и детских учреждений.

II. ЛИЧНАЯ ГИГИЕНА

Личная гигиена - совокупность гигиенических правил, выполнение которых

способствует сохранению и укреплению здоровья человека. Личная гигиена включает

общие гигиенические правила, одинаковые для людей любого возраста: правильное

чередование умственного и физического труда, занятия физкультурой,

регулярные приемы полноценной пищи, чередование труда и активного отдыха

Полноценный сон. К личной гигиене в узком понимании относятся

гигиенические требования к содержанию в чистоте тела, белья, одежды, жилища, а

также к приготовлению пищи. Первоочередным является соблюдение чистоты тела.

Подсчитано, что в течение недели сальные железы выделяют на поверхность кожи

человека от 100 до 300 г кожного сала, а потовые железы - от 3,5 до 7 л пота.

Поэтому кожу нужно своевременно и регулярно мыть, иначе нарушаются ее защитные

свойства и соотношение микроорганизмов, постоянно населяющих покровы тела,

создаются благоприятные условия для размножения гноеродных микробов,

Особенно легко загрязняются открытые части тела. Доказано, что при нанесении

бактериальных культур на кожу чисто вымытых рук количество бактерий через 10

мин. уменьшается на 85%, а при нанесении на кожу немытых рук - через 20 мин.

лишь на 5%. Особенно много бактерий обнаруживается под ногтями (примерно 95%

микроорганизмов, находящихся на коже рук), поэтому так важно систематически и

правильно ухаживать за ногтями. Чистота рук обязательна при работе в

учреждениях общественного питания, при приготовлении пищи дома. Не случайно

дизентерию, например, часто называют болезнью грязных рук. Навыки личной

гигиены нужно прививать детям с раннего возраста.

Основные средства для очищения кожи - мыло и вода. Для мытья пользуются

туалетным мылом, предпочтительнее мягкая вода. Каждый человек должен знать

особенности своей кожи (сухая, жирная, нормальная) и учитывать это при уходе за

ней. Душ желательно принимать ежедневно, особенно после работы, связанной с

загрязнением кожи и сильным потоотделением, а также людям, страдающим

потливостью; температура воды не выше 37-38°. Если в квартире нет водоснабжения

и душевых установок, обмывают открытые участки тела, подмышечные впадины, кожу

под молочными железами теплой водой с мылом; при этом лучше сменить

загрязненное нательное белье. Мыться в ванне или бане с применением мыла и

мочалки необходимо не реже одного раза в неделю; после мытья обязательно меняют

нательное белье. При мытье, особенно с применением мочалки, кожа массируется,

что улучшает ее кровоснабжение и общее самочувствие человека. После мытья

полезно протирать складки кожи туалетным уксусом или лосьоном, выпускаемым

парфюмерной промышленностью. Ноги моют с мылом на ночь, лучше ежедневно,

особенно летом. При возникновении потертости, опрелости в межпальцевых

складках нужно обратиться к врачу. Следует помнить, что при нарушении целости

кожи ног легко могут возникнуть грибковые заболевания кожи и гнойничковые

заболевания кожи. При появлении мозолей их необходимо соответствующим

образом снимать.

Волосы лучше мыть в мягкой воде; если же вода жесткая, то к ней добавляют буру

или пищевую соду (1-2 чайн. л. на 5-6 л воды). Жирные или сухие волосы

нуждаются в специальном уходе. Уход за по­лостью рта помогает сохранить

зубы, предупредить многие заболевания внутренних органов. Чистят зубы ежедневно

утром, полощут рот после еды; при появлении неприятного запаха изо рта

необходимо обратиться за советом к врачу. Для обнаружения начальной формы

кариеса зубов, снятия зубного камня и других мероприятий, связанных с

санацией полости рта, нужно не реже двух раз в год посещать стоматолога.

Помимо общегигиенических мероприятий, личная гигиена включает уход за

наружными половыми органами. Эти специальные гигиенические мероприятия

следует начинать не со времени наступления половой зрелости, а с момента

рождения ребенка и проводить постоянно (см. ниже).

Важное место в личной гигиене занимают соблюдение чистоты нательного белья,

одежды, ежедневная смена носков (чулок), особенно при повышенной

потливости. Чистота тела и одежды немыслима без соблюдения чистоты в жилых

комнатах, кухне, в производ­ственных помещениях.

(личное и банное); смену постельного белья приурочивают к посещению бани.

Все эти гигиенические мероприятия, необходимые повседневно, приобретают особое

значение в тех случаях, когда в семье кто-нибудь заболевает, т. к. нарушение

требований гигиены может отрицательно сказаться на здоровье и трудоспособности

окружающих больного людей, особенно детей.

При разработке правил личной гигиены, по существу общих для всех людей,

учитываются возрастные, а также анатомо-физиологические особенности женского

и мужского организма.

Для правильного развития детей исключительно важно влияние таких общеукрепляющих

факторов, как воздух, солнце, водные процедуры, физические

упражнения и подвижные игры, полноценное питание. Опасайтесь

перекармливания - оно приводит к ожирению с последующими эндокринными

нарушениями, в частности к расстройству гормональной функции яичников и

нарушению менструального цикла у девочек-подростков. Основные правила

гигиенического ухода за мальчиком и девочкой грудного и ясельного возраста

общие.

Половые органы девочки необходимо содержать в особой чистоте, так как они

очень нежны, легко ранимы и обладают сравнительно низкой сопротивляемостью к

инфекции. При отсутствии надлежащего ухода может развиться вульвит

(воспаление наружных половых органов). Каждый раз после мочеиспускания и

дефекации половые органы детей необходимо обмывать теплой кипяченой водой.

После этого следует осушить кожу, слегка прикладывая мягкую чистую пеленку.

При малейших признаках раздражения, опрелости кожу после высушивания

смазывают тонким слоем прокипяченного растительного масла или припудривают

тонким слоем детской присыпки (если раздражения нет, смазывать или

припудривать не нужно). Прежде чем приступить к этим процедурам, тщательно

моют руки.

С раннего возраста детей надо приучать к ежедневному опорожнению кишечника в

определенное время и регулярному мочеиспусканию. Переполнение прямой кишки и

мочевого пузыря отрицательно сказывается на функции этих органов, а у девочек

может привести к неправильному положению матки, что в будущем может явиться

причиной ряда расстройств (например, болезненных месячных). Начиная с 5- б

лет, после того как дети овладели основными гигиеническими навыками, их

следует приучать к самостоятель­ному уходу за половыми органами. Ежедневные

обмывания половых орга­нов, если их делать осторожно, не вызывают у ребенка

пробуждения полового чувства, чего опасаются некоторые родители. Наоборот,

моча, остатки ка­ловых масс могут вызвать раздражение и зуд половых органов.

Дети должны носить удобные трусы, не стесняющие движений, не прилегающие

плотно к половым органам.

Девочкам нужно носить закрытые трусы (зимой и летом) во избежание

переохлаждения, попадания грязи на область вульвы; трусы необходимо менять

ежедневно. Влагалищные выделения, которые имеются и у маленьких девочек,

попадают на трусы вместе с мочой и затвердевают, что приводит к раздражению

кожи и слизистой оболочки вульвы. В этих выделениях хорошо размножаются

бактерии, которые могут вызвать вульвовагинит (воспаление наружных половых

органов и влагалища). Помимо гигиенических нарушений, причиной заболевания

половых органов могут быть инфекционные болезни (корь, скарлатина,

дифтерия и др.). При ненормальных выделениях или других признаках воспаления

следует показать ребенка врачу.

В школьном возрасте особенно важно, чтобы дети как можно больше бывали на свежем

воздухе, находились в движении, регулярно занимались физкультурой, правильно

чередовали учебные занятия с отдыхом, соблюдали режим сна. Тяжелые

физические нагрузки, длительное сидение в школе за партой и дома за уроками

могут вызвать искривление позвоночника и деформацию костей таза. Как учителя,

так и родители должны следить за пра­вильной осанкой детей. Необходимо, чтобы

парта и стол для домашних занятий соответствовали росту ребенка и правильно

освещались; надо следить за тем, чтобы у детей не развивались близорукость и

дальнозоркость. В период полового созревания, когда

перестраиваются нервная и эндокринная системы и напряжены все приспособительные

механизмы, особенно важны регулярные занятия физкультурой, закаливающие

процедуры, благотворно влияющие на нервную систему.

1. Гигиена женщины

К подростковому возрасту девочка должна иметь полное представление об общих

правилах личной гигиены. и освоить все необходимые навыки ухода за собой. Ее

необходимо подготовить заранее к появлению менструации. Мать или старшая

сестра, школьные медработники или учительница рассказывают девочкам в доступной

форме об анатомо-физиологических особенностях женского организма, объясняют,

что выделение крови из половых органов - нормальное явление, которое впредь

будет повторяться регулярно. При отсутствии такой подготовки появление

менструации у нервно-возбудимых девочек может вызвать психическую травму и как

следствие - расстройства менструального цикла. Если менструация сопровождается

большой кровопотерей, покажите девочку врачу-гинекологу.

Во время менструации половые органы более восприимчивы к инфекции в связи с

некоторым понижением защитных сил организма и наличием раневой поверхности

слизистой оболочки матки. Поэтому в эти дни особенно важно следить за

чистотой тела и белья. Научите девочек правилам, которые нужно соблюдать во

время менструации. При нормальном ее течении занятия и образ жизни не

меняются. Занятия физкультурой разрешаются, но при этом следует

воздерживаться от прыжков и тяжелых физических упражнений, а также некоторых

видов спорта (езды на велосипеде, плавания). Участие в соревнованиях не

разрешается. Важно остерегаться охлаждения тела, особенно ног и нижней части

живота. Мыться лучше под душем. Можно принимать ванну, но вода при этом

должна быть не слишком горячей и не слишком холодной, чтобы не вызывать

расширения или сужения сосудов. Не реже 2 раз в день надо обмывать наружные

половые органы теплой кипяченой водой с мылом, предварительно тщательно вымыв

руки. Сначала обмывают наружные половые органы, потом кожу бедер и в

последнюю очередь - область заднего прохода. Производить подмывание

непосредственно в тазике недопустимо.

прокладками из бинта и ваты; их можно приобрести в аптеке или сшить самим из

двойного слоя марли. Длина повязки 30-35 см, ширина 7-8 см. С

внутренней стороны повязки, ближе к одному из концов, делают отверстие по длине

повязки, через которое вкладывают внутрь ватный тампон. Повязку следует менять

несколько раз в сутки по мере пропитывания ее кровью, не допуская высыхания

крови, т. к. при этом травмируется кожа промежности, что способствует

проникновению возбудителей инфекции. Кроме того, следует иметь несколько

специальных трусов-плавок из хлопчатобумажной ткани или трикотажа, которые

также нужно часто менять, не допуская засыхания на них крови; после стирки

трусы проглаживают утюгом. В подростковом возрасте нужно уделить внимание и

вопросам полового воспитания девочек.

В основе гигиены взрослой женщины лежат те же правила. С началом половой жизни

нужно придерживаться следующих гигиенических рекомендаций. После первого

полового сношения в течение 2-3 дней необходимо воздержаться от полового акта,

чтобы разрывы девственной плевы могли зажить. Следует воздерживаться от

полового контакта и в дни менструации, чтобы в половые пути не попали

возбудители инфекции и не возникло кровотечение; по этой же причине запрещаются

в этот период влагалищные спринцевания. Во время беременности в течение первых

2-3 мес. ограничивают половую жизнь, а в последние 2 мес. перед родами

пол­ностью исключают. Половая жизнь запрещается и в течение 6-8 нед. после

родов. Если женщина по каким-либо причинам не может иметь ребенка, ей

необходимо серьезно продумать вместе с врачом меры предупреждения беременности

Чтобы не прибегать к абортам, которые причиняют вред здоровью.

В климактерическом периоде, кроме общегигиенических мероприятий и

тела водой (t° 36-22°), занятия физкультурой, пребывание на свежем воздухе,

правильное питание. Все это способствует ослаблению некоторых нарушений,

связанных с возрастной перестройкой эндокринной системы. Следует регулярно, 2

раза в год, посещать врача-гинеколога, а при появлении даже незначительных

выделений из половых органов сразу же показаться врачу.

2. Гигиена мужчины

В подростковом возрасте мальчик, как и девочка, должен приобрести навыки личной

гигиены, соблюдать чистоту тела, волос, одежды. О появляющихся у подростков

непроизвольных семяизвержениях, обычно происходящих во время ночного сна,

взрослые должны предупредить мальчика, рассказать о том, что поллюции -

нормальное проявление полового созревания.

Основная цель полового воспитания в этом возрасте - научить мальчика управлять

своими чувствами, развить правильный взгляд на взаимоотношение полов,

подготовить его к будущей Я половой жизни не только в нравственном, но и в

гигиеническом отношении. Важно предостеречь подростка от случайной половой

связи, деликатно предупредить о возможных пагубных последствиях.

Каждый мальчик и взрослый мужчина должны содержать в чистоте половые органы.

Их следует ежедневно мыть теплой водой с мылом, при этом надо обязательно

раскрывать препуциальный мешок, т. е. сдвигать кожную складку (крайнюю плоть) с

головки полового члена, и смывать накапливающееся там жироподобное вещество -

смегму. Иногда крайняя плоть бывает узкой и не позволяет обнажить

головку члена, в таких случаях надо обратиться к врачу. После поллюции или

должны знать, что половой акт в период менструации у жены может привести не

только к патологическим отклонениям в женской половой сфере, но и к воспалению

мочеиспускательного канала у мужчины, что связано с попаданием в канал сгустков

крови, которые могут содержать возбудителей инфекции.

3. Особенности личной гигиены в пожилом возрасте

В пожилом возрасте у женщин и мужчин соблюдение правил личной гигиены

приобретает особое значение. Общегигиенические мероприятия, рациональное (по

возрасту) питание, активный отдых, физкультура стимулируют

компенсаторные процессы стареющего организма, повышают устойчивость к

заболеваниям. Всегда советуйтесь с врачом, он порекомендует физическую нагрузку

и режим питания, соответствующие вашему возрасту и состоянию здоровья.

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Г.И. Румянцев, М.П. Воронцов, Общая гигиена, М., 1990.

2. А.В. Хрипкова, Д.В. Колесов, Гигиена и здоровье школьника, М., 1988.

3. И.Д. Зверев, Книга для чтения по анатомии, физиологии и гигиене человека,

4. Е.П. Бруновт, Методика обучения анатомии, физиологии и гигиене человека,

5. Анна Ласица, уроки красоты, Минск, 1995

6. А.А. Минх, Общая гигиена., М., 1984.

7. Б.В. Петровский, Популярная медицинская энциклопедия, М., 1987.

    Закон РСФСР «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от 19.04.1991 г.

    Руководство по гигиене труда. Под общей редакцией Н.Ф.Измерова, М., «Медицина», 1987, т.1, с.368, т.2, с.446.

    Руководство по профессиональным заболеваниям. Под редакцией Н.Ф.Измерова, М., «Медицина», 1983, т.1, с.320, т.2, с.383.

    С.В.Алексеев, В.Р.Усенко. Гигиена труда. М., «Медицина», 1988, с.576.

    А.А.Каспаров. Гигиена труда. М., «Медицина», с.352.

    Текущий санитарный надзор в промышленности и сельском хозяйстве. Киев, «Здоровья», 1988, с.240.

    Н.Ф.Измеров, Н.В.Лебедева. Профессиональная заболеваемость. М., «Медицина», 1993, с.224.

    С.В.Алексеев, М.Л.Хайловская, Е.Н.Кадыскина, Г.А.Суворов. Производственный шум. М., «Медицина», 1991, с.136.

    Гигиена труда в сельскохозяйственном производстве. Руководство. Ред. Л.И.Медведь, Ю.И.Кундиев. М., «Медицина», 1981, с.456.

    Н.Ф.Измеров, Х.Г.Хойбляйн. Гигиена труда женщин. М., «Медицина», 1985, с.240.

    Методы оценки производственной среды промышленных предприятий. Под ред. Н.Ф.Измерова, Ю.Г.Широкова. М., «Медицина», 1980, с.208.

    Ю.П.Пальцев, А.Я.Кармолин. Гигиенические проблемы безопасного использования лазеров. М., «Медицина», 1983.

    Справочник. Метрологическое обеспечение безопасности труда. Под ред. И.Х.Сологяна. М., Издательство стандартов, 1989. Т.1 «Измеряемые параметры физических опасных и вредных производственных факторов», с.240. Т.2 «Измеряемые параметры химических, биологических, психобиологических опасных и вредных факторов», с.253.

    Руководство по физиологии труда. Под ред. З.М.Золиной, Н.Ф.Измерова. М., «Медицина», 1983, с.527.

15 О.М.Хромченко, Г.И.Куценко. Санитарно-эпидемиологическая служба. М., «Медицина», 1990, с.272.

    Федеральный закон «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» № 52-ФЗ от 12 марта, М., 1999.

    Закон «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профзаболевании» № 125-ФЗ от 24.07.1998.

    Киселев А.В., Фридман К.Б. «Оценка риска здоровью», СПб, 1997, 53 с.

    Михайлуц А.П., Зайцев В.И., Иванов С.В. и др. «Эколого-гигиенические проблемы городов с развитой химической промышленностью», Новосибирск, 1997, 190 с.

    Суворов Г.А., Пальцев Ю.П., Жилов Ю.Д. «Освещение на производстве. Эколого-гигиеническая оценка и контроль», М., 1998, 135 с.

    Измеров Н.Ф., Суворов Г.А., Куралесин Н.А. и др. «Инфразвук как фактор риска здоровью человека», Воронеж, 1998, 275 с.

    Суворов Г.А., Афанасьева Р.Ф., Губернский Ю.Д. «Микроклимат промышленных и гражданских зданий. Эколого-гигиенические аспекты. Нормативные требования.», М., 1999, 107 с.

    Суворов Г.А., Прокопенко Л.В. Акустические колебания: шум, инфразвук, ультразвук: Эколого-гигиеническая ойценка и контроль. – М. Ред. Журнала «Охрана труда и социальное страхование», 2000. – 216 с.

    Измеров Н.Ф. и др. «Руководство для врачей «Профессиональные заболевания», В 2 т., М., 1996.

    Большаков А.М., Крутько В.Н., Пуцилло Е.В. «Оценка и управление рисками влияния окружающей среды на здоровье населения», М., 1999, 233 с.

    Измеров Н.Ф., Молодкина Н.Н., Корбакова А.И. Руководство Р.2.2.755-99 «Гигиенические критерии оценки и классификация условий труда по показателям вредности и опасности факторов производственной среды, тяжести и напряженности трудового процесса», М., 190 с.

    Измеров Н.Ф., Суворов Г.А., Куралесин Н.А. и др. Руководство «Физические факторы. Экологическая оценка и контроль». В 2 т., М., 1999, 325 с., 439 с.

    «Справочник по токсикологическим и гигиеническим нормативам (ПДК) потенциально опасных химических веществ» под общ. ред. Кушневой В.С. и Горшковой Р.Б., М., 1999, 272 с.

Гигиена труда

работоспособность труд рабочий

Исходя из гигиенических критериев, условия труда подразделяются на 4 класса: оптимальные, допустимые, вредные и опасные.

Оптимальные условия труда (1-й класс) - такие условия, при которых сохраняется здоровье работающих, и создаются предпосылки для поддержания высокого уровня работоспособности. Оптимальные нормативы производственных факторов установлены для микроклиматических параметров и факторов трудового процесса. Для других факторов условно за оптимальные принимаются такие условия труда, при которых неблагоприятные факторы отсутствуют, либо не превышают уровни, принятые в качестве безопасных для населения.

Допустимые условия труда (2-й класс) характеризуются такими уровнями факторов среды и трудового процесса, которые не превышают установленных гигиенических нормативов для рабочих мест,а возможные изменения функционального состояния организма восстанавливаются во время регламентированного отдыха или к началу следующей смены и не должны оказывать неблагоприятного действия в ближайшем и отдаленном периоде на состояние здоровья работающих и их потомство. Допустимые условия труда условно относят к безопасным.

Вредные условия труда (3-й класс) характеризуются наличием вредных производственных факторов, превышающих гигиенические нормативы и оказывающих неблагоприятное действие на организм работающего или его потомство.

Опасные условия труда характеризуют способность причинять вред.

Заключение

Современные формы и виды труда коренным образом меняют направление функциональной нагрузки на системы организма работающих. Труд становится интеллектуально напряжённым в сочетании с вынужденными производственными позами. Все виды труда, к тому же, могут происходить в разных условиях производственной обстановки при одновременном воздействии нескольких санитарно-гигиенических факторов. Совершенствование и усложнение труда, трудового процесса предъявляют иные требования к функциональным системам. Основными нагрузочными являются опорно-двигательный аппарат. Технический прогресс вносит свои особенности в технологические процессы, расширяется сфера вредных и опасных факторов, воздействующих на организм работающего не только в производственной, но и непроизводственной сферах - экономические работы, операторские, труд врачей и педагогов, учащейся молодёжи.

Список использованной литературы

1. Википедия: https://ru.wikipedia.org

2. Студопедия: http://studopedia.ru/

3. Медико-биологические основы безопасности жизнедеятельности: Учебник для студ. высш. учеб. заведений/Н. Г. Занько, В. М. Ретнев. -- М.: Издательский центр «Академия», 2004. -- 2-е изд., стер. -- 288 с.

4. Ляпина О.П. Безопасность жизнедеятельности. Управление охраной труда и промышленной безопасностью. Новосибирск: СГГА, 2009.-250 с.

5. Ляпина О.П., Мучин П.В. Безопасность жизнедеятельности: Вредные и опасные факторы производственных процессов. - Учебное пособие. - Новосибирск: СГГА, 1998. - 77с

6. Мучин П.В. Безопасность жизнедеятельности: Общие вопросы охраны труда. - Учебное пособие. - Новосибирск: СГГА, 2003. - 78с.

7. Фролов А.В., Бакаева Т.Н. Безопасность жизнедеятельности. Охрана труда: Учебное пособие для ВУЗов - Ростов-на-Дону, 2008 - 750с

8. Безопасность жизнедеятельности: Учебник для вузов / С.В. Белов, В.А. Девисилов, А.В. Ильинская и др.; Под общей редакцией С.В. Белова. 8-е издание, стереотипное - М.: Высшая школа, 2009. - 616 с.: ил.

9. Глебова Е.В. Производственная санитария и гигиена труда: Учебное пособие для вузов / Е.В. Глебова. - 2-е издание, переработанное и дополненное -- М: Высшая школа, 2007. - 382 с:

10. Опасные ситуации техногенного характера и защита от них. Учебник для вузов / Б.С. Мастрюков.- М.: Академия, 2009. - 320 с.: ил.

Заключение

Раздел гигиены, изучающий влияние факторов окружающей среды на здоровье и санитарные условия жизни населения называется коммунальная гигиена. Исследования в области коммунальной гигиены направлены на изучение неблагоприятных химических, физических и биологических факторов окружающей среды и разработку санитарных правил, гигиенических положений и нормативов по гигиене атмосферного воздуха, гигиене воды и водоснабжения, санитарной охране водоемов, гигиене почвы и санитарной очистке населенных мест и др. В работе были рассмотрены: гигиена воздуха, воды и почвы.

Воздух - естественная среда обитания человека. Воздух является источником кислорода, необходимого для процессов окисления в организме, естественной защитной оболочкой от смертельных космических излучений, средством термостабилизации. Взрослый человек вдыхает в течение суток 15-30 куб.м воздуха. Кроме этого того он находится во всех естественных полостях человеческого организма. Поэтому даже небольшие примеси к воздуху могут привести к заболеваниям. Кроме примесей на организм влияют физические факторы атмосферы - температура, давление, влажность, движение воздуха, т.е. метеорологические факторы.

Вода -- один из важнейших факторов здоровья. Она в значительных количествах требуется для технических целей, хозяйственно-бытовых и санитарных нужд. Вода также необходима для приготовления пищи, поддержания чистоты тела, стирки одежды, поливки улиц, зеленых насаждений и т.д. Поэтому снабжение населения достаточным количеством доброкачественной воды является важнейшим оздоровительным мероприятием. Качество питьевой воды характеризуется ее вкусовыми свойствами, химическим и бактериальным составом. Вода может быть причиной возникновения ряда инфекционных заболеваний. Поэтому для снабжения населенных пунктов должна использоваться вода, отвечающая требованиям ГОСТа, в котором регламентируются определенные свойства воды.

Почва - благоприятная среда для развития микроорганизмов. В этом заключается ее эпидемиологическое значение и гигиена почвы. На основе изучения этих факторов разрабатываются гигиенические нормативы и санитарные мероприятия, необходимые для обеспечения здоровых и благоприятных условий жизни населения. Гигиеническое значение почвы состоит в том, что она не только накапливает вредоносные отходы, но и обезвреживает их. Процессы самоочищения почвы направлены на восстановление ее естественного состояния.

Список используемой литературы

1. Волынская Е.В. Гигиенические основы здоровья: Методическое пособие / Е.В.Волынская. - Липецк: Изд-во ЛГПИ, 2000. - С.10-26.

2. Гимадеев М.М. Коммунальная гигиена / Гимадеев М.М., Королев А.А., Мазаев В.Т., Шлепнина Т.Г. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2007. - 352 с.

3. Гончарук Е.И. Коммунальная гигиена / Е.И.Гончарук. - К.: Здоровье, 2006. - 792 с.

4. Лаптев А.П. Гигиена: Учебник / А.П.Лаптев, С.А.Полиевский - М.: ФиС, 1990. - С.41-61.

5. Перечень основных действующих нормативных и методических документов по коммунальной гигиене - М.: ФЦ ГСЭН Минздрава России, 2004 - 24 с.

6. Рудейко В.А. Санитарная охрана водоемов, атмосферного воздуха и почвы / В.А.Рудейко. - М.: ЛСГМИ, 1991. - 64 с.



Просмотров