Управление ф гуэбипк. Чем занимается отдел по борьбе с экономическими преступлениями (обэп)? На что имеют право сотрудники

Факт ведения информационной войны против экс-сотрудников ГУЭБиПК МВД России очевиден: после их ареста СМИ публикуют материалы, которые представляют только одну – негативную, дискредитирующую – оценку деятельности экс-сотрудников ведомства и их бывшего начальника генерала Сугробова. О том, что эта война ведется, и ведется профессионально, заявил и сам в одном из интервью ПАСМИ.

Благодаря представителям четвертой власти в общественном сознании закрепилось мнение, что взяточничество массово провоцировалось сотрудниками ГУЭБиПК МВД, а сами экс-сотрудники — коррупционеры. Не без участия журналистов сформирован и другой миф: Денис Сугробов и его подчиненные — банда. Миф формируется на основе вменяемого гуэбовцам состава преступления — организация преступного сообщества, однако к следствию есть серьезные вопросы об этой квалификации преступления. Первое Антикоррупционное СМИ расскажет здесь об этих мифах подробнее.

Миф №1. Провокация или оперативный эксперимент

Правовое толкование провокации взятки зафиксировано в ст. 304 УК РФ «попытка передачи должностному лицу либо лицу, выполняющему управленческие функции в коммерческих или иных организациях, без его согласия денег, ценных бумаг, иного имущества или оказания ему услуг имущественного характера в целях искусственного создания доказательств совершения преступления либо шантажа…». Обратите внимание на ключевые слова – «без его согласия». Значит, по букве закона, спровоцированным на взяточничество можно назвать того, кто отказался принимать взятку, но по каким-то причинам, вопреки своему желанию, ее получил: такое возможно, когда деньги подкинули, подложили в карман или в салон автомобиля, перевели на счет в банке и т.п.

В своей работе бывшие подчиненные Дениса Сугробова опирались на закон «Об оперативно-розыскной деятельности» (Об ОРД), в ст.6 которого приводятся допустимые способы проведения оперативно-розыскных мероприятий (ОРМ), и их в числе – оперативный эксперимент. Он занимает особое место в ряде других ОРМ, потому что пределы допустимости проведения оперативного эксперимента (той границы, за которой он превращается в провокацию преступления) в законе не обозначены. Законодатель не дает определение оперативного эксперимента. В публикациях авторитетных правоведов находим такое толкование этого понятия: оперативный эксперимент – это ОРМ, заключающееся в осуществлении наблюдения за объектами оперативной заинтересованности в контролируемых оперативными работниками ситуациях, данные которого позволяют делать вывод о причастности проверяемых лиц к преступной деятельности, выяснять различные обстоятельства, осуществлять захват виновных с поличным.

Представьте: сотрудница полиции в короткой юбке и в блузке с глубоким декольте под прикрытием коллег проводит оперативный эксперимент, ловя «на живца» серийного маньяка-насильника. Любой из нас к таким оперативным действиям полицейских относится как к правильным, как к чуть ли не единственной возможности поймать маньяка. Мало того, поступок женщины-полицейского многие назвали бы геройским. Но в народе это называют провокацией преступления или (на жаргоне) «подстава», однако это оперативный эксперимент, и действия правоохранителей оправданы ситуацией и абсолютно законны.

По мнению большинства ученых и практиков в сфере уголовного права, оперативный эксперимент – наиболее эффективное из всех оперативно-розыскных мероприятий средство борьбы с коррупцией. В таблице представлена статистика соотношения общего числа оперативных экспериментов к числу зафиксированных преступлений коррупционной направленности в 2012-2013 годах.

Однако СМИ уверенно формируют в общественном сознании миф о том, что офицеры Главка направо и налево провоцировали кристально честных чиновников и вымогали деньги.

Заметьте, более чем в 60% случаев для установления факта коррупции оперативники использовали оперативный эксперимент. То есть они разрабатывали сценарий, по которому взяткополучателю (подозреваемому в коррупции чиновнику) передавались деньги, чаще всего через посредника (посредников). Должностное лицо в явной и недвусмысленной форме соглашалось за вознаграждение совершить в пользу предлагающего взятку агента какие-либо действия, идущие как вопреки интересам службы, так и в нарушение закона. Решение брать или не брать взятку чиновники принимали всегда самостоятельно. По данным ПАСМИ, ни одному из задержанных сотрудниками ГУЭБиПК МВД России должностных лиц деньги не передавались без его ведома. Фигуранты инициированных сотрудниками Главка уголовных дел, на которые впоследствии была наложена резолюция «сфабриковано», принимали взятки по доброй воле.

Обратите особое внимание: адвокаты экс-подчиненных Дениса Сугробова утверждают, что ст.304 УК РФ «провокация во взяточничестве» вменяется бывшим борцам с коррупцией только по одному эпизоду, в остальных – им предъявляется обвинение по ст. 286 УК РФ «превышение должностных полномочий» в проведении оперативных экспериментов при задержании с поличным чиновников. Кроме того, бывшим гуэбовцам в течение года расследования дела не смогли предъявить ни одного обвинения во взяточничестве – и это при активной позиции СК РФ и УСБ ФСБ. Кроме того, арестованные сотрудники ( , и др.) и их агенты настаивают на том, что проводили оперативно-розыскные мероприятия в соответствии с действующим законодательством и с ведомственными нормативными актами.

Миф №2. Один и тот же агент

Журналисты часто делают акцент на том, что вместе с оперативниками ГУЭБиПК в оперативно-розыскных мероприятиях выступали одни и те же агенты либо одни и те же заявители о преступлении, при этом они использовали поддельные паспорта. Однако законодательством РФ не запрещается участие в ОРМ одних и тех же граждан, а ФЗ «Об ОРД» предусматривает длительные контракты сотрудников органов внутренних дел с гражданами на безвозмездной/возмездной основе для помощи в раскрытии преступлений. Кроме того, заявителем о преступлении может быть кто угодно и заявлять может сколько угодно раз. Ситуации, в которых призадержании с поличным, например, наркодилеров или сбытчиков оружия правоохранители, как правило, используют одних и тех же своих агентов, внедряя их в преступную среду, — вопросов не вызывают. Гуэбовцы использовали те же приемы, чтобы задержать взяточников.

Чтобы раскрыть деятельность коррупционеров, создаются специальные подразделения, для участников которых оформляются «документы прикрытия» (паспорта, госномера машин и т.д.), разрабатываются правдоподобные истории (легенды) для входа в контакт с преступниками и дальнейшим документированием их преступной деятельности.

Миф №3. Преступное сообщество и функциональные обязанности его участников

Бывших борцов с коррупцией обвиняют в организации преступного сообщества (ПС) или участии в нем. Цели, ради которых оперативники объединились в преступное сообщество, были сформулированы, мягко говоря, неожиданно: по версии следствия, гуэбовцы объединились в ПС, чтобы получать новые звания, награды, премии или повышение по службе.

Однако, подхватив идею об организации экс-гуэбовцами преступного сообщества, журналисты волей или неволей сыграли на одном из стереотипных представлений об организованной преступности лихих 90-х. Вооруженная группа преступников, мошенников, вымогателей и рэкетиров, иными словами, банда — именно так в обыденной картине мира большинства россиян предстает преступное сообщество.

Юридические признаки преступного сообщества раскрываются в ч. 4 ст. 35 УК РФ. Преступление признается совершенным преступным сообществом (преступной организацией), если оно совершено структурированной организованной группой или объединением организованных групп, действующих под единым руководством, члены которых объединены в целях совместного совершения одного или нескольких тяжких либо особо тяжких преступлений для получения прямо или косвенно финансовой или иной материальной выгоды. Исходя из этого, бывших подчиненных генерала Сугробова обвиняют в том, что их подразделение было структурировано и над ними осуществлялось руководство. Но любое профессиональное сообщество, тем более людей в погонах, имеет структуру и определенную иерархию управления и подчинения, причем это закреплено должностными инструкциями.

В деле ГУЭБиПК следствие создало неожиданный прецедент: оно примеряет статью об организации ПС к изначально структурированной и иерархически построенной системе. Интересно, почему ст.210 («организация преступного сообщества») не примеряется, например, к делу Оборонсервиса и другим подобным делам?

В завершение напомним историю организации «преступного сообщества», которому была посвящена эта статья. Итак, назначали «участников» ПС в разные сроки президенты Дмитрий Медведев и Владимир Путин, они же и вручали досрочные генеральские звания, в кадровой политике «ПС» участвовал и министр Владимир Колокольцев. Кроме того, все это проходило в период реформирования МВД под особым вниманием проверки кадров Администрацией президента , а также кураторами ФСБ. Возникает вопрос:может быть, не только генерал Сугробов причастен к организации этого преступного сообщества?

Алена Подлесных

Интересное дело получается, кто отвечает, каким образом на жалобы в ГУЭБ и ПК РФ. В ответе от 9.02.18г подписанном начальником генерал-майором полиции А.А. Курносенко, мне дали понять, что не хотят со мной общаться и прекращают переписку. Написала жалобу на Курносенко А.А. Адресовала министру МВД.

ЖАЛОБА НА НЕПРАВОМЕРНЫЕ ДЕЙСТВИЯ Начальника Главного управления экономической безопасности и противодействия коррупции генерал-майор полиции КУРНОСЕНКО АНДРЕЯ АНАТОЛЬЕВИЧА, О ПРЕКРАЩЕНИИ ПЕРЕПИСКИ С ЗАЯВИТЕЛЕМ ПО ВОПРОСАМ НЕСОГЛАСИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ ПРОВЕРКИ ОРГАНАМИ УПРАВЛЕНИЯ ОЭБ и ПК г. Ульяновска и ГУЭБ и ПК МВД РФ.

14.10.2017г. я отправила в МВД РФ ЗАЯВЛЕНИЕ О НАРУШЕНИИ ГУЭБ и ПК МВД РОССИИ СТ. 33 КОНСТИТУЦИИ, ЗАКОНА ФЗ №59 "ОБ ОБРАЩЕНИЯХ ГРАЖДАН", ИНСТРУКЦИИ №707.

В нем я заявляла о

1. Нарушении сроков рассмотрения моих обращений(закон №59, Инструкция №707).

2.Нарушение рассмотрения моих жалоб по существу.

3. Нарушение ст 148 УПК РФ.

4. Просила рассмотреть и ответить на все поставленные мной 8 вопросов

5 14.11.2017г пришло уведомление, что проводится проверка, которая не завершена и продлевается до 14.12.2017г.

13.12.17г пришел ответ, подписанный Е.М Богородовой, врио зам. начальника Управления организации проверочных мероприятий.

1. В нарушении инструкции №707 п.108.1, не проведен обьективный анализ фактов и обстоятельств, установленный по результатам проверки

2.Не рассмотрен вопрос о нарушении сроков рассмотрения моих обращений.

3.Не рассмотрен вопрос о нарушении рассмотрения моих жалоб по существу.

4. Ни один из 8ми поставленных мной вопросов, не был рассмотрен.

5. Не рассмотрен вопрос нарушения ст. 148 УПК Рф, так как постановления об отказе о возбуждении уголовного дела, мне так и не поступают.

6. НЕ предоставили информацию о проведенной служебной проверке, по результатам которой должностные лица УМВД России по Ульяновской области привлечены к дисциплинарной ответственности, согласно приказу МВД №707.111.

7.Не предоставили информацию о взятие на контроль УМВД Ульяновской области нашего обращения, так как Черномазовым Д.Н не было предоставлено оригинала нашего обращения с печатью со словами "контроль", что указывает на нарушение п.218 приказа №707.

8 Не предоставили информацию о том, когда закончится доследственная проверка и почему она затянулась на 2года. Не предоставили информацию о ходе проведения доследственной проверки.

9. НЕ провели проверку обоснованности постановлений об отказе от возбуждения уголовного дела по ст.327 УПК РФ.

При том, что Богородова Е.М не ответила ни на один из поставленных мной вопросов по существу, она не преминула напомнить мне, что с назойливыми, с точки зрения МВД, заявителями, они просто прекращают переписку.

14.12.2017г написала новое обращение в МВД РФ с Жалобой на решения сотрудников ГУЭБ и ПК РФ Богородову Е.М, Горкавцева В.С. Согласна, что моя жалоба носит больше импульсивный характер, чем деловой, с юридической точки зрения. Но, несмотря на это, я все таки хотела получить ответы на все поставленные мной вопросы.

30.12.2017г пришло уведомление о том, что проверка не завершена и срок продлен до 11.02.2017г. Возникает вопрос о том, для чего продлевать срок рассмотрения моей жалобы? Чтобы написать мне о том, что переписка прекращается? А как же тогда быть с проверкой, из за которой был продлен срок рассмотрения?

Несмотря на то, что мои вопросы так и повисли в воздухе, несмотря на то, что сотрудники МВД продолжили нарушать ФЗ №59 и инструкцию №707, однако при этом начальник Курносенко А.А счел, что органы МВД должны прекратить со мной переписку. При этом, так и не ответив на все заданные мной вопросы и по сути не проведя проверку.

135. Переписка с гражданином по вопросу, на который ему ранее давался ответ, прекращается решением руководителя органа внутренних дел по мотивированному заключению (в центральном аппарате Министерства - докладной записке) о признании неоднократного обращения безосновательным. От имени органа внутренних дел гражданину письменно сообщается о прекращении с ним переписки с подробным обоснованием решений, принятых по поставленным вопросам, и указанием реквизитов предыдущих ответов.

ВЫВОД-Мне, как заявителю, сообщили только о прекращении со мной переписки, но подробного обоснования решений, принятых по моим вопросам, я так и не получила.

137. Если в обращении усматриваются признаки неправомерных действий (бездействия) сотрудников органов внутренних дел, проверка продолжается в порядке, установленном нормативными правовыми актами МВД России "1". Заявление о прекращении рассмотрения обращения приобщается к материалу первого обращения, о чем письменно сообщается гражданину.

ВЫВОД-Постоянное бездействие органов МВД, требует продолжения проверки моих жалоб.

Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда в январе 2012 года приняла решение по делу № 33-957/2012, в котором попытка прекратить переписку с таким «назойливым» гражданином была признана незаконной. Позиция Перовского районного суда г. Москвы Перовский районный суд г. Москвы в ноябре 2011 года учел, что в направленном в адрес гражданки сообщении о прекращении с нею переписки в нарушение требований ч.5 ст.11 федерального закона № 59-ФЗ отсутствовало указание на то, по какому вопросу прекращена переписка. Возможность полного (а не по конкретному вопросу) прекращения государственным органом, органом местного самоуправления или их должностными лицами переписки с гражданином законом не предусмотрена.

В основании вышесказанного, ПРОШУ

1.Отменить решение Курносенко А.А, ввиду его неправомерности.

2. Провести проверку всех моих доводов и ответить на все мои вопросы.

Михалькова С.Ш. 12.02.18г

Ответ пришел вчера. И, что я вижу? Ответ подписанный полковниками полиции. А писала то я жалобу на имя Колокольцева. Но, практика отдела ГУЭБ и ПК РФ, таково, что подписанный ответ начальником отдела спускается вниз.

врио начальника ГУЭБиПК МВД России 0О1 о рассмотрении обращения Михальковой С.Ш. полковнику полиции В. С. Горкавцеву

2 управлением ГУЭБиПК МВД России рассмотрено обращение Михальковой С.Ш.. поступившее по сети Интернет, о несогласии с прекращением ГУЭБиПК МВД России переписки (вх. № 3/187702298178 от 13.02.2018). Срок рассмотрения обращения - 14.03.2018.

Ранее ГУЭБиПК МВД России рассмотрены неоднократные обращения Михальковой СНГ о возможно незаконных действиях директора ООО «УК МЖК» Тагирова СП., связанных с подделкой протоколов общего собрания собственников помещений многоквартирного жилого дома, растраты денежных средств жильцов дома при проведении ремонтных работ, а также о несогласии с вынесенным ОЭБиПК УМВД России по г. Ульяновску постановлением об отказе в возбуждении уголовного дела от 29.09.2017 и ненадлежащем рассмотрении ГУЭБиПК МВД России ранее направленных обращений. С целью проверки доводов заявителя ГУЭБиПК МВД России из УМВД России по Ульяновской области истребованы сведения о результатах проверки, которые в дальнейшем проанализированы и использованы при подготовке полных и мотивированных ответов заявителю. Материал проверки изучен надзирающей прокуратурой и без отмены принятого процессуального решения возращен в ОМВД России по Заволжскому району г. Ульяновска для архивного хранения. Нарушений требований действующего законодательства в действиях сотрудников ГУЭБиПК МВД России при рассмотрении обращений Михальковой С.Ш. и ОЭБиПК УМВД России по г. Ульяновску при проведении проверки не установлено.

Решением начальника ГУЭБиПК МВД России генерал-майора полиции Курносенко А.А. в соответствии с ч. 5 ст. 11 «Порядок рассмотрения отдельных обращений» Федерального закона от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» и п. 135 «Инструкции об организации рассмотрения обращений граждан в системе Министерства внутренних дел Российской Федерации», утвержденной приказом МВД России от 12.09.2013 707, обращения Михальковой С.Ш. признаны безосновательными, переписка с ней по вопросам несогласия с результатами проверки ОЭБиПК УМВД России по г. Ульяновску но факту возможно незаконных действий директора ООО «УК МЖК» Тагирова СП., связанных с подделкой протоколов общего собрания и завладением денежными средствами граждан, а также с направленными ГУЭБиПК МВД России ответами прекращена. о чем заявителю направлено уведомление (исх. №> 3/177718461475 от 09.02.2018).

Учитывая, что поступившее обращение не содержит новых доводов, подлежащих проверке, полагала бы обращение Михальковой С.Ш. считать рассмотренным, автору обращения ответ не давать, материалы списать в дело Х« 78. Докладываю в порядке исполнения поручения. Начальник 2 управления ГУЭБиПК МВД России полковник полиции /(^февраля 2018 г. К.И. Карпухина

Какие будут предложения по дальнейшему продвижению жалоб? Каким образом моя жалоба может вырваться из порочного круга и лечь на стол министру, ну или хотя бы заму? В принципе есть у меня одна задумка, но я ее пока не буду озвучивать. Как вы думаете, уважаемые макспарковцы? Кстати, Карпухина уже тоже отвечала и на нее также была написана жалоба.

Экономические преступления являются чрезвычайно распространёнными. Вспомнить хотя бы коррупцию, которую не поносит разве что ленивый. Они подтачивают фундамент государства и негативно влияют на положение народа. Поэтому и существует такая структура, как управление по борьбе с экономическими преступлениями МВД. Что оно собой представляет? Как действует?

Общая информация

Более 80 лет назад в правоохранительных структурах появился отдел по борьбе с хищениями социалистической собственности и спекуляцией, кратко называемый ОБХСС. С начала перестройки были внесены изменения в его функционирование. А структура была переименована в управление по борьбе с экономическими преступлениями (УБЭП). Следует отметить, что это чрезвычайно необходимое подразделение в современных условиях, ведь прямые потери от них составляют сотни миллиардов рублей. В стране ежегодно совершаются сотни тысяч налоговых преступлений. И это только те, что регистрируются и входят в уголовные дела. Ежегодно десятки тысяч людей несут то или иное наказание. Но и это не останавливает преступников. Поэтому и необходимо управление по борьбе с экономическими преступлениями ГУВД, ФСБ и в рамках прочих структур.

Чем же оно важно?

Какими делами занимаются ответственные сотрудники МВД? На просторах Российской Федерации популярным является ведение незаконного бизнеса, осуществление фиктивных банкротств, а также присутствуют незаконные захваты предприятий. Кроме этого, не следует забывать и о должностных преступлениях, коррупции, производстве и распространении контрафактной продукции, а также возмещении причинённого экономического ущерба.

История развития

Чтобы лучше разобраться в теме статьи, давайте начнём с ОБХСС. Эта структура, согласно документам, была создала для борьбы со спекуляциями. Её сотрудники занимались тем, что следили за функционированием предприятий потребительской кооперации и государственной торговли. Они стали настоящим кошмаром для тех, кто желал поживиться за счет страны. Увы, эта структура так и не смогла искоренить воровство полностью как явление. Но всё же ощутимое продвижение было заметно. Так, выделяемые государством средства почти всегда доходили до адресатов, а о подпольных миллионерах вроде Корейко все на определённое время позабыли.

Но новые времена меняют вызовы. Так постепенно возник департамент экономической безопасности. Но это была только переходная структура, что в последующем тоже была реформирована. И сейчас к основным проблемам главное управление по борьбе с экономическими преступлениями относит коррупцию, взяточничество, расхищение государственных средств, преступления в кредитно-финансовой сфере, топливно-энергетическом комплексе, на объектах промышленности, во внешнеэкономической деятельности.

Почему была осуществлена реорганизация?

Почему ДЭБ был превращен в УБЭП? Официально всё было подано как изменение названий. Но реорганизация не свелась к одним именам. Так, во время изменения было смещено всё руководство времен ДЭБ. Ранее это подразделение было, по сути, неподконтрольным МВД. Причем оно являлось частью центра межведомственной группы влияния, куда входили сотрудники следственного комитета, а также офицеры из управлений К и М. Чтобы ослабить внутренние склоки и интриги, а также сконцентрировать снимание специалистов на деле, был осуществлен ряд перестановок.

Территориальное деление

Наибольшее значение имеет структура федерального значения. Но есть и структурные подразделения, которые занимаются определённой республикой, областью, районом или краем. В больших городах могут создаваться отдельные отделы, например управление по борьбе с экономическими преступлениями СПБ или Москвы. Как определяют структуру, которая должна заниматься расследованием? Если преступление было совершено на территории края и не является масштабным, то им занимаются местные специалисты. Допустим, на территории села был открыт нелегальный игровой зал. Зачем для такого дела привлекать специалистов федерального уровня? С таким экономическим преступлением справятся и сотрудники краевого отделения. А вот если организованной преступной группой было украдено 100 миллионов рублей с объекта федерального значения - это да, повод для привлечения федеральных специалистов.

Какие основные задачи?

Многие граждане видят только одну сторону деятельности этих подразделений. Но чтобы иметь полноценное представление об этих структурах, необходимо знать всё, чем они занимаются. И для начала можно перечислись основные задачи:

  1. Осуществление мер по борьбе с экономическими и налоговыми преступлениями в пределах компетенции.
  2. Участие в усовершенствовании нормативно-правового регулирования;
  3. Помощь в определении и формировании основных направлений государственной политики в сфере экономической безопасности.
  4. Определение существующих угроз и выработка мер по их нейтрализации.
  5. Участие в федеральных целевых программах и планировании.
  6. Выявление, предупреждение, пресечение и раскрытие наиболее опасных налоговых и экономических преступлений в сферах экономики, государственной службы и органах местного самоуправления.
  7. Организация оперативно-розыскных и профилактических мероприятий, направленных на защиту всех форм собственности от различных преступных посягательств для обеспечения благоприятных условий развития инвестиционной и предпринимательской деятельности.
  8. Проведение документальных ревизий и проверок для выявления, пресечения и раскрытия налоговых и экономических преступлений.
  9. Организация борьбы с легализацией денежных средств и прочего имущества, которые были получены преступным путём.
  10. Противостояние финансированию терроризма, экстремизма и прочей противоправной деятельности.

Выполнение функций

Как видите, задачи перед ними важные и масштабные. Но, увы, полностью выполнить их не получается. К сожалению, невозможно полностью искоренить воровство. И сейчас нужно констатировать, что свои функции управление по борьбе с экономическими преступлениями МВД выполняет не в полной мере. Почему же сложилась такая ситуация? Следует признать, что довольно многим преступникам удаётся уйти от наказания из-за тех же самых преступлений, по которым их ловят. А именно - коррупции. Так, даже если самый честный работник УБЭП поймает проворовавшегося чиновника, последний может дать взятку судье. Можно доказать, что здесь что-то не то, но на это требуется время, которого достаточно, чтобы улизнуть из Российской Федерации. Возможно даже такое, что ничего доказать не получится. А использовать в качестве аргумента «я чувствую здесь коррупцию» не выйдет, ведь у нас правовое государство, где необходимо доказать вину человека из-за действия презумпции невиновности. Так, пока суд не решит, что чиновник - вор, мы его так называть не можем.

Заключение

Хотя каждый год за экономические преступления в Российской Федерации осуждаются десятки тысяч людей, конца-края не видно настоящему потоку нарушений. Необходимо поддержать наши органы безопасности в их нелегком деле, ведь сейчас многие уверены, что ничего не делается. Да, безусловно, есть негативные моменты, и их довольно много. Но существуют и позитивные тенденции. И они тоже заслуживают нашего внимания.

Отдел по борьбе с экономическими преступлениями (ОБЭП) - подразделение в составе управлений МВД России. Оно обеспечивает и осуществляет функции министерства в сфере экономической безопасности государства. Кроме того, ОБЭП решает иные задачи в соответствии с федеральным законодательством и приказами МВД.

Сейчас формирования БЭП называются подразделениями экономической безопасности и (ЭБиПК). Возглавляет их Главное управление (ГУЭБиПК МВД России), созданное 01.03.2011 в центральном аппарате министерства Указом Президента РФ № 248.

За всю историю часто менялось как название главка, так и его задачи и функции. Особенно когда в 2003 году в МВД был передан штат в 16 000 человек из расформированной в то время Федеральной полиции. Тогда же на министерство было возложено большинство функций уничтоженной ФСНП.

Отдел по борьбе с экономическими преступлениями, естественно, менял вывеску по образцу главка. Но между собой сотрудники называют его всё также - ОБЭП. Москва, как город федерального значения, имеет несколько иную структуру территориальной полиции, по сравнению с остальными субъектами РФ.

Структура подразделений БЭП ГУ МВД столицы

В структуре главка московской полиции есть управление ЭБиПК. Но это ещё не всё. Как известно, Москва состоит из десяти административных округов. В каждом из них имеется подчиняющееся напрямую руководству столичной полиции Управление МВД. ОБЭП в округе также присутствует и называется отделом ЭБиПК. Например, в ВАО г. Москвы это подразделение располагается по адресу: 2-я Владимирская улица, 14. До райотделов полиции опускаться не будем. А теперь перейдём к краткой истории.

Торговая полиция МВД Российской Империи

Впервые попытка создания особой службы для борьбы с преступлениями в экономике предпринята в XIX веке. Это было весьма своевременное решение.

Первый отдел по борьбе с экономическими преступлениями был создан руководителем Империи графом Л. А. Перовским в 1842 г. и получил название «торговая полиция». В её состав входили: гласные городской думы, попеременно выделяемые на месяц, и торговая депутация, которую ежегодно выбирало купечество. Эта служба функционировала параллельно с городской полицией и имела право в любой момент потребовать от неё помощи.

Завышение цен, обвес, обман, продажа негодных к употреблению продуктов существенно ухудшали тяжёлое положение бедного населения России. Поэтому торговая полиция была обязана:

  • устанавливать цены на хлеб и мясо;
  • следить за торговцами, чтобы исключить обманы, обмеры и обвесы;
  • запрещать скупку продуктов и их перепродажу по завышенным ценам;
  • клеймить меры и весы;
  • наблюдать за соблюдением правил санитарной гигиены.

Со временем торговую полицию расформировали, но она осталась в истории нашей страны как первая попытка создания особой службы для борьбы со злоупотреблениями в сфере экономики. На долгое время о контроле над торговлей со стороны МВД забыли.

В СССР

В Советской России начало формирования службы БХСС-ЭБиПК приходится на 1919 г. Тогда в НКВД приняли решение о немедленном создании промышленной милиции. Позже, 16.03.1937 г., в Главном управлении милиции Наркомата внутренних дел создаётся отдел по борьбе с хищениями соц. собственности и спекуляцией. Этот день считается датой образования службы БХСС.

Упомянутое подразделение просуществовало вплоть до 1991 г., т. е. до Затем служба БХСС входит в состав криминальной милиции как подразделение для борьбы с экономическими преступлениями (БЭП КМ МВД РСФСР). И, наконец, сегодня эта структура называется ГУЭБиПК.

Таким образом, история службы насчитывает более 170 лет.

Задачи и функции подразделений БЭП

Отдел по борьбе с экономическими преступлениями неоднократно менял своё название, и ОБЭПом был не долго. Но это не повлияло на его суть. Предупреждение, выявление, пресечение, раскрытие преступлений в области экономики и налогообложения - основные задачи ОБЭП. Чем занимается отдел, если посмотреть детальнее?

Первое - борьба с налоговыми правонарушениями. Для этого сотрудниками подразделений БЭП проводятся оперативно-розыскные мероприятия (ОРМ). Наиболее часто коммерсанты попадают в разработку при обнаружении признаков налоговых преступлений, квалифицируемых статьями 198, 199, 199.1 и 199.2 Уголовного кодекса России.

Но это еще не всё. ОБЭП также проводит ОРМ, направленные на противодействие другим правонарушениям. Они предусмотрены в разделе VIII УК РФ «Преступления в сфере экономики».

В поле зрения отделов БЭП при проведении ими ОРМ часто попадает деятельность коммерсантов по следующим направлениям:

1. Незаконное обналичивание денежных средств (статьи 171 и 172 УК РФ соответственно). ОБЭП обращает внимание на организации, осуществляющие перечисления денег на счета фирм-однодневок.

2. Мошенничество РФ). Часто его очень трудно грамотно квалифицировать. ОБЭП может усмотреть в действиях коммерсантов признаки мошенничества, если:

1) отсутствует изначальная возможность исполнить договорные обязательства;

2) предприниматель уклоняется от контактов с контрагентом, игнорирует его официальные претензии и ряд других фактов.

Контрабанда и неуплата таможенных платежей (статьи 188 и 194 УК РФ соответственно). В данное время товары на территорию РФ часто ввозятся с нарушением действующего законодательства по различным «чёрным» и «серым» схемам.

4. Необоснованное возмещение НДС. Данное правонарушение тоже подпадает под статью «Мошенничество». Необходимо отметить, что сегодня государство занимает крайне жёсткую позицию по данному вопросу. Уголовные дела возбуждаются, если есть малейшие намёки на эту махинацию и, как правило, находятся на контроле в вышестоящих правоохранительных органах.

5. Коррупционные проявления. Сюда относятся преступления, предусмотренные статьями УК РФ 159 (мошенничество), 290 и 291 (получение и дача взятки соответственно). Стоит учесть, что сегодня борьба с коррупцией - одна из приоритетных задач подразделений БЭП.

Таким образом, мы рассмотрели, что собой представляют подразделения БЭП (сегодняшнее название ЭБиПК), их основные задачи, функции и краткую историю.

Перед назначением на пост начальника ГУЭБиПК генерал Андрей Курносенко избавился от особняков и земельных участков в Подмосковье на 100 млн рублей.

Третью неделю в ГУЭБиПК МВД идёт масштабная проверка в рамках уголовного дела, возбуждённого против экс-главы Управления "Т" полковника Дмитрия Захарченко. Полицейского задержали за взятку в 7 млн рублей, но при обыске квартиры его родственников была найдена наличность в рублях и валюте почти на 9 млрд рублей, а в его машине ещё 13 млн рублей, 170 тыс. долларов и 5 тыс. евро. Сам полицейский толком объяснить происхождение богатства не смог, а следователи считают, что он активно "крутился" в сфере ТЭК и теневом банковском бизнесе. Теперь Захарченко сидит в СИЗО под следствием.

Появились подозрения, что и другие сотрудники ГУЭБиПК были в доле с Захарченко, поэтому чекисты решили проверить его сослуживцев и начальников. В первую очередь от расследования дела отстранили оперативников Главного управления собственной безопасности (ГУСБ) МВД из-за утраты доверия: уж слишком часто стала утекать на сторону секретная информация о готовящихся спецоперациях.

Под проверку попал и начальник ГУЭБиПК - 47-летний генерал Андрей Курносенко. Дело в том, что в день обысков у Захарченко дома и на работе начальник антикоррупционного главка внезапно оказался в служебной командировке. Говорят, что он летал за границу. Чекисты сомневаются в случайности, потому что Курносенко - выходец из ГУСБ. Вероятно, о проводимой спецоперации его предупредили бывшие коллеги. Сам генерал также что-то подозревал: источники Лайфа в МВД говорят, что ещё 9 сентября он положил на стол своего шефа Владимира Колокольцева рапорт об отставке, но он пока не подписан. Судьба генерала будет решаться по итогам проверки его подразделения, но не в МВД, а в администрации президента.

Теперь у оперативников Управления "М" ФСБ появилось ещё больше подозрений и вопросов к Курносенко. Во время проверки у генерала нашлись активы на сотни миллионов рублей. Как оказалось, до недавнего времени он был владельцем дорогих особняков и земельных участков в престижных Истринском и Красногорском районах Подмосковья - стоимостью около 160 млн рублей.

В Истринском районе ему принадлежало четыре земельных участка общей площадью 5 тыс. кв. м, а также особняк, - рассказал Лайфу источник в спецслужбах.

Самый большой участок площадью 1,5 тыс. кв. м у Курносенко был в деревне Турово в Истринском районе. Его приблизительная стоимость оценивается в 10 млн рублей. В той же деревне Курносенко владел ещё тремя участками и особняком.

В ноябре 2015 года Курносенко, который был тогда первым замначальника главка, избавился от большей части своих активов. Как выяснилось, в это время он уже готовился к назначению на пост начальника ГУЭБиПК.

Земли и дом генерала в коттеджном посёлке "Турово" купила семья депутата Красногорского района Екатерины Севериновой. Все участки и сам особняк были переоформлены на Северинову и её мать 13 ноября 2015 года, а на должность начальника ГУЭБиПК Курносенко назначили 25 декабря. Сумма сделки оценивалась примерно в 100 млн рублей, - рассказал Лайфу источник в спецслужбах.

Сама депутат Северинова подтвердила Лайфу сделку по покупке земельных участков в Турове, но говорит, что лично с бывшими их собственниками никогда не виделась, а фамилию генерала Курносенко слышит впервые.

Мы сопровождали сделку в агентстве. Поэтому я допускаю, что, возможно, он по сделке проходил, но мне для этого надо документы посмотреть хотя бы. Мне эта фамилия неизвестна, я с этим человеком не знакома, в нашем дачном некоммерческом партнёрстве он не проживает, - рассказала Северинова Лайфу.

Депутат даже не помнит точно, за сколько она покупала в прошлом году участки, но отметила, что обошлись они ей недорого.

Мне сложно сказать, сколько они стоили, рынок недвижимости очень сложный. Когда участки приобретались, к ним отсутствовала дорога, газ, что-либо. Крайне неудовлетворительное состояние было, - посетовала Северинова. - Соответственно, и цена у них была очень низкой по рыночной стоимости, поэтому мы их и покупали.

Хотя депутат не помнит, во сколько обошлась ей покупка, она привела в пример для сравнения стоимость участка соседей: по её словам, за свои 16 соток соседи отдали 4 млн рублей.

По оперативным данным, после этой сделки кроме участка площадью 1,5 тыс. кв. м в деревне Турово у генерала Курносенко остался двухэтажный особняк в посёлке Красногорочка в одноимённом районе Подмосковья. Вместе с землёй он тянет на 50 млн рублей. У Курносенко также есть трёхкомнатная квартира в доме неподалёку от проспекта Мира в Москве. Куплена она была давно.

Теперь генералу предстоит объяснить, откуда у него появились деньги на все эти покупки. Курносенко родился в июле 1969 года в Крыму. Выпускник Нахимовского училища, он в 2001-м окончил Московский государственный социальный университет по специальности "Юриспруденция". Курносенко всю жизнь работает в системе МВД. С 1995 года он служил оперуполномоченным в подразделениях по борьбе с оргпреступностью в ГУВД Москвы. С октября 2006 года по 2012-й - в Главном управлении собственной безопасности (ГУСБ) МВД России. В декабре 2012 года его назначили заместителем министра внутренних дел по Республике Башкортостан. А в 2014 году Курносенко вернули обратно в Москву на должность первого замначальника ГУЭБиПК. В декабре 2015-го он стал руководителем антикоррупционного главка.

Судя по декларации генерала о доходах и расходах за последние годы, особым богатством он сам и его семья не блистали. В последней декларации он указал, что в 2015 году владел на территории России двумя земельными участками площадью 1,5 тыс. и 610 кв. м, домом на 192 "квадрата" и гаражом. В пользовании у Курносенко есть две квартиры на 117 и 64 кв. м и хозяйственная постройка. Машины у генерала нет, а заработал он немногим меньше 2 млн рублей за год. Похожие декларации он подавал за 2014 и 2013 годы.

Знающие люди говорят, что честной службой в МВД на такое богатство не заработать.

Начальник Главного управления в МВД получает на руки примерно 200 тыс. рублей в месяц, а у его первого заместителя ненамного меньше - около 180 тыс., - рассказал Лайфу источник в МВД.

По его мнению, если у Курносенко действительно были особняки и участки в Подмосковье, то перед назначением на высокую должность он решил избавиться от них, чтобы успешно пройти антикоррупционные проверки и не привлекать к себе лишнего внимания.

Бывший следователь по особо важным делам Павел Зайцев рассказал Лайфу, что сотрудники Центрального аппарата МВД, к которым относится и Курносенко, регулярно проходят проверки.

При любом переводе, при назначении на должность очень тщательно изучается абсолютно всё - наличие компрометирующих материалов, в том числе декларация всех доходов о наличии движимости, недвижимости, - рассказал Лайфу Зайцев. - Чем выше должность в главке МВД, начиная, скажем, с замначальника отдела, тем серьёзнее проверки. Обычно людей проверяет ГУСБ МВД.

Он также считает, что, если некий чиновник незадолго до повышения избавляется от своих дорогостоящих активов, это может быть способом скрыть своё высокое материальное состояние.

Не исключено, что помимо Курносенко у чекистов появятся вопросы и к другим сотрудникам антикоррупционного главка МВД: ревизия продолжается.

Сейчас МВД ведёт параллельную проверку в ГУЭБиПК, которая была назначена 13 сентября 2016 года главой ведомства Владимиром Колокольцевым. По её итогам, как недавно сообщали официальные представители МВД, Курносенко получил дисциплинарные взыскания в виде предупреждения о неполном служебном соответствии - "за непринятие должных мер по укреплению служебной дисциплины и законности во вверенном подразделении".

Кроме того, сообщалось, что во время проверки было установлено, что начальник Управления "Ф" ГУЭБиПК МВД России Дмитрий Катков не указал в декларации о доходах недвижимость, которая находится за пределами России.



Просмотров