Военные пенсионеры за россию и её вооруженные силы

Сегодня в широких слоях общественности бурно обсуждается проект закона «О полиции». Обсуждение идет и на федеральном, и на местном уровнях, и среди простых обывателей. Но все приходят к единому мнению – проект необходимо доработать, и очень существенно.

Для чего нам вообще нужна полиция?

Многие видят в преобразовании милиции в полицию ряд плюсов. Например, на круглом столе в Общественной палате Ульяновской области пришли к мнению, что в настоящее время недостаточно высокая эффективность работы милиции не отвечает современным требованиям к обеспечению безопасности общества и целям модернизации экономики России. В общественном сознании наличествует негативное восприятие образа сотрудника милиции и низкий уровень доверия к правоохранительным органам, что подрывает авторитет государства и способствует распространению правового нигилизма.

Для укрепления общественного правопорядка в России необходимо сформировать иную культуру взаимоотношений граждан и правоохранительных органов – культуру сотрудничества и партнёрства. Это, в свою очередь, требует использования лучшего зарубежного и отечественного опыта организации работы полиции, ликвидации пробелов и несогласованности норм в правовом регулировании её деятельности, четкой регламентации прав и обязанностей сотрудников правоохранительных органов. В целях создания благоприятных условий для обеспечения соблюдения прав и свобод граждан и борьбы с коррупцией не менее важно создать эффективные механизмы общественного контроля. Деятельность правоохранительных органов должна строиться на принципах профессионализма, а сотрудники должны обладать высокими моральными качествами.

Руководство Министерства внутренних дел обещает, что новая служба будет более гуманной и более продвинутой в плане Интернета и других современных технологий.

Мы знаем только название?

Однако, на самом деле, кроме названия новой службы в проекте пока ничего особенно не проработано. Федеральный закон «О полиции» является лишь одной из составных частей реформирования системы МВД. При этом общая концепция реформирования не разработана и не представлена обществу, а законопроект «О полиции» обсуждается отдельно от остального пакета предлагаемых законов. Законопроект содержит в себе большое число неоднозначных формулировок. Он перечисляет лишь основные направления деятельности полиции, оставляя возможность для расширения их списка вне текста закона. Не во всех случаях прописаны временные рамки тех или иных процессуальных действий полицейских. Таким образом, проект закона небезупречен с точки зрения юридической техники. В этих условиях доступным и однозначным для понимания простых граждан становится только название новой службы, и действительно, именно оно стало предметом споров. Одни посмеиваются над самой перспективой появления полицейских в российской глубинке, другие радуются возвращению дореволюционной структуры, третьи наоборот считают, что дореволюционная полиция себя дискредитировала. Часть населения, не привыкшая заглядывать так далеко в историю, ассоциирует образ полицейского скорее с полицейскими из американских фильмов. А между тем вполне возможно, что смена названия службы не имеет решающего значения и была придумана только для того, чтобы отвлечь внимание граждан собственно от содержания реформы.

Большинство россиян (63%) уверены, что замена милиции полицией на практике ничего не изменит, всё останется по-прежнему. Положительных результатов от реформы ждут всего 11% опрошенных.

По материалам ВЦИОМ

Что настораживает в проекте закона?

В проекте выявлен ряд недостатков и возможные негативные последствия в случае его реализации.

1. В законе не дано чёткого определения полиции и не описаны структура создаваемой полиции, цели и задачи отдельных структурных подразделений.

2. В функции полиции законом включён очень широкий спектр направлений деятельности, без чёткого разграничения полномочий.

3. В законопроекте не прописаны детально механизмы общественного контроля за деятельностью полиции. Ничего не говорится об ответственности руководителей полиции при негативных оценках их деятельности со стороны общества, общественных организаций и представительных органов власти.

4. В проекте закона некоторые императивные нормы, ограничивающие действия полиции, снабжены исключениями, которые оставлены на ситуационное усмотрение сотрудника полиции (например, оговорки в ст.9, п 3. и п.4. «кроме случаев, когда… невозможно либо неуместно»). Это значительно расширяет возможности отдельных сотрудников по ограничению и ущемлению прав граждан и юридических лиц.

5. Проект сохраняет и расширяет право сотрудников полиции на досмотр, изъятие и использование собственности граждан без указания на возможную компенсацию материального ущерба.

6. Расширяются права по проникновению в жилище – «в любое время суток», в том числе «с повреждением запирающих устройств» и без санкции суда, что противоречит принципу неприкосновенности жилища и мировой практике в целом. Непонятно, кто будет определять основания для такого проникновения, ведь теоретически сотрудник правоохранительных органов по такому закону может взломать дверь в любую квартиру первой же ночью – хотя бы на основании проверки компьютера на наличие нелицензионного программного обеспечения.

7. Вводится возможность задерживать граждан в обход действующих норм законодательства. При этом присутствие адвоката с момента задержания не предусматривается, что противоречит действующему законодательству и серьёзно ущемляет права и свободы граждан.

8. «Презумпция законности» требований и действий полицейского, вводимая ст. 32. п.2., входит в противоречие с принципами примата субъективного права, презумпции невиновности и рядом положений самого рассматриваемого проекта закона. Это значительно ограничивает и ущемляет права и свободы граждан.

9. Некоторые статьи проекта закона содержат формулировки, отсылающие к другим законам, без уточнения, к каким именно, например, такую: «определяются федеральными конституционными законами и федеральными законами». Казалось бы, мелочь, временный недочет, но на практике он проявляется в том, что четко не регламентировано, в какой срок нужно известить близких гражданина о его задержании. Что, если на месте этих близких окажетесь вы?

10. Непропорциональным является соотношение высокой ответственности сотрудников полиции (высокие требования, широкий перечень запретов и ограничений, ненормированный рабочий день) с несовершенной системой стимулирования сотрудников (расплывчатые социальные гарантии, в том числе по вопросу обеспечения жильём, небольшой размер выплат). Завышение требований к кандидатам в сотрудники полиции могут привести к кадровому голоду во вновь создаваемой полиции. При этом отдельные бывшие сотрудники МВД, не прошедшие отбор, имеют риск испытать сложности при дальнейшей социальной адаптации.

Если предположить, что «Закон о полиции» будет реализован именно в том виде, в каком мы сейчас видим его проект, то картина вырисовывается нерадостная. Можно даже сказать, что Россия станет «полицейским государством», где граждане никак не защищены от собственной полиции. В таких условиях сам собой возникает вопрос, нужен ли россиянам этот новый закон? Остается надеяться, что спорные моменты законопроекта всё же будут прояснены в соответствии с Конституцией РФ и правами человека, а существующий законопроект – только «набросок», из которого будет выкристаллизовываться действительно разумный и нужный закон о модернизации правоохранительной системы.

А что Мы можем?

Законопроект активно обсуждается пользователями сети Интернет, на специальном сайте все желающие оставляют свои предложения по поправкам. Кроме того, уже предлагаются эпатажные акции, связанные с созданием полиции. 10 ноября — День милиции — сообщество предлагает отмечать не банкетами, а вывешиванием в окнах белой простыни в знак рождения новой, чистой милиции; также можно привязать к одежде или сумке цветной шнурок — символ того, что с прежней милицией и порядками, царящими в ней, пора завязывать. Возможно, авторы таких предложений видят в них единственный шанс привлечь внимание большей части общества к проблемам взаимоотношений гражданина и правоохранительных органов.

Так или иначе, массовое обсуждение законопроекта – это одна из первых попыток россиян оказывать влияние на реформы в стране. Среди высказываемых предложений есть и объективные, например, объединение «полиции» и ГИБДД для того, чтобы сократить штат сотрудников и повысить уровень подготовки.

Таким образом, проект закона «О полиции» не лишен недостатков, есть в нем и нарушения некоторых прав человека, но потребность в реформировании правоохранительной системы России – налицо, а значит, закон будет создан. Каким он будет — во многом зависит от нас, от инициативы, которую мы проявим при его обсуждении. А пока обсуждение продолжается, есть шанс внести свою лепту в формирование гражданского общества нашей страны, не ждать, пока все решат за нас.

В отличие от «гражданских», высшим офицерам МВД кабмин обеспечит комфортную жизнь в старости

Материал комментируют:
Александр Шершуков Анатолий Баранов Михаил Пашкин
Пенсионная реформа тяжелой поступью шагает по стране. Теперь она коснется и правоохранительных органов, которых ранее вывели из-под закона о повышении пенсионного возраста. Соответствующий законопроект, разработанный МВД, опубликован на портале правовой информации.

Согласно законопроекту, высшему офицерскому составу на 5 лет будет повышен предельный возраст службы. Майоры и подполковники смогут служить до 55 лет, полковники - до 60 лет, генерал-полковники, генерал-майоры и генерал-лейтенанты - до 65 лет.

Если закон будет принят, продлить срок службы офицеры смогут на любой срок в пределах 5 лет. Правда, делать это придется ежегодно, а кроме того нужно будет получить одобрение врачей.

При этом новый предельный возраст на самом деле предельным не будет. Тем, кто годен по состоянию здоровья и прошел аттестацию, будет позволено заключить новый контракт на срок до 5 лет. Таким образом, руководящий состав МВД сможет служить до 60−65−70 лет.

Также в полиции озаботились притоком свежих кадров на верхние этажи системы. Теперь поступить на службу на должности среднего, старшего и высшего начальствующего состава можно будет до 40 лет, а не до 35 лет, как было ранее. Сыновья генералов будут начинать службу майорами?

В МВД объясняют свое новаторство стремлением сохранить для ведомства квалифицированные кадры, эффективно использовать опыт таких сотрудников. Предполагается, что в течение 5 лет продлить срок службы смогут до 26 тысяч сотрудников.

Еще один аргумент - выплаты сотрудникам при их увольнении (при стаже в 20 лет это 7 окладов и пенсия по выслуге лет) будут перенесены на более поздний срок, что «даст экономию бюджетных средств в первые годы реализации законопроекта».

Что касается младшего состава правоохранительных органов, то для них никаких существенных изменений не произойдет. Выслуга лет останется прежней - 20 лет. Страхи большинства полицейских быть приравненными в пенсионных правах к остальному народу оказались беспочвенными.

Это значит, что в случае продолжения протестов против пенсионной реформы граждане могут вновь столкнуться с жесткой реакцией полиции, аналогичной той, что наблюдалась 9 сентября 2018 года. Напомним, протестующих в тот день задерживали показательно жестко, избивая дубинками. Всего по России было задержано свыше 1 тысячи человек. СК начал по этим фактам проверку.

Глава Московского профсоюза полиции Михаил Пашкин удовлетворен законопроектом.

Этим законом для старшего офицерского состава, для начальников, сделали нормально. Младший состав тоже пока не тронули. Дали кое-какие гарантии. То есть в целом, этот закон для правоохранителей более-менее разумный, нейтральный. В МВД наверху не глупые люди сидят.

«СП»: - Что значит «пока» не тронули младший состав?

Если бы такое сделали для рядовых сотрудников, половина бы уволилась. Люди и так стали увольняться. Даже на слухах об увеличении выслуги лет до 25 лет, которые циркулировали целый год.

По мнению экс-президента Всероссийской полицейской ассоциации Алексея Ганькина, условия выхода на пенсию сотрудников МВД не должны сильно отличаться от условий обычных людей.

Если такая возможность (служить дополнительные 5 лет - авт.) людям будет предоставлена, исходя из их добровольных пожеланий, как возможность, то в этом ничего плохого нет.

«СП»: - Вы, помимо прочего, редактировали журнал «Полицейское братство». Не разрушат ли его подобные преференции высшим офицерам? Да и к народу быть поближе не грех…

Конечно, правоохранители - это часть общества. У нас увеличили для гражданских возраст выхода на пенсию. Логично, что не должно быть каких-то «ножниц», разрывов. Поэтому надо подтягивать и правоохранителей.

«СП»: - Так значит и рядовому составу надо увеличить выслугу лет? Не только генералам?

Есть разные сотрудники. Некоторые служат 20 лет, как полных 60 лет. Есть оперативные службы, спецподразделения, которые каждый день жизнью рискуют - те, кто «на земле» трудятся. А есть те, кто сидит, в носу ковыряется. Поэтому всех грести под одну гребенку, наверное, не совсем правильно. Возможно, часть должностей нужно выделить и сделать гражданскими.

А вот главный редактор ФОРУМ. мск Анатолий Баранов видит в законопроекте стремление МВД продлить комфортную жизнь высших офицеров.

Есть старый анекдот. Что такое генерал, должность или звание? Правильный ответ: не должность и не звание - это счастье! Ну вот, собственно, это счастье и предполагает продлить новый проект закона. Сотрудников, имеющих звания ниже майора он не касается, а вот старшим офицерам и особенно генералам позволяет находиться на службе лишних пять лет, генералам даже десять, если позволяет здоровье.

«СП»: - Говорят, полицейская служба - не сахар…

Но генерал ведь не бегает за преступниками и не стреляет с колена, так что если он не лежачий больной, то может продолжать служить родине в уютном кресле.

«СП»: - Так у всех силовиков, не только полиции…

Например, в Министерстве обороны давно существует так называемая «райская группа» - инспекторская служба для высших генералов. Скажем, бывший министр обороны Соколов, которого сняли с должности еще после посадки Руста на Красной площади, отметил там в своем рабочем кабинете 100-летний юбилей.

Думаю, и в МВД хотят завести нечто подобное, тем более что это не обязательная практика, а «по желанию». По чьему желанию - это уже другой вопрос, но генеральское счастье будет обеспечено, у меня нет никаких сомнений.

В свою очередь секретарь Федерации независимых профсоюзов Александр Шершуков, видит в происходящем новый этап расслоения российского общества.

Это продолжение темы разделения общества на сословия. Только в данном случае внутри сословия появляется более привилегированная его часть и не привилегированная.

«СП»: - В чем же привилегии полицейского генералитета? На них вся ответственность…

Мы прекрасно понимаем, что для высшего офицерского состава ограничение срока службы является скорее минусом, чем плюсом. Потому что там служат люди, которые находятся в достаточно комфортных условиях с хорошим уровнем заработной платы и другой материальной поддержки. Так что для них это дополнительный бонус.

«СП»: - Может, таким образом «покупается» лояльность всей полицейской вертикали? Генералы будут признательны за сытую старость и с особым рвением станут командовать подчиненными в случае необходимости подавить те же пенсионные протесты. Нижним же чинам деваться некуда - будут исполнять приказы…

Я бы не стал так говорить. Не факт, что эта мера принимается для этого. Думаю, это просто дополнительный бонус. А для борьбы с протестами у нас давно разработаны все необходимые технические и организационные модели, начиная от Росгвардии и заканчивая казаками. Все уже есть.

В общей сложности в правоохранительных органах России работает приблизительно миллион человек. Несмотря на внушительное число, есть сторонники всеобщего увольнения. Довод «Куда вы денете миллион человек?» пообтесался в спорах, отвечают на него по-разному, но суть одна: пристроятся, юристами ли, сторожами ли, но они же молодые и здоровые и работу себе найдут. Вот и толчок к развитию экономики, уйдут нахлебники с бюджета, возможно, даже начнут приносить какую-то добавленную стоимость.

Относиться к этому можно по-всякому - очевидно, что штаты правоохранки непомерно раздуты, они слишком дороги, и в любом случае их нужно пытаться сжимать, не радикально, но всё же. Нельзя допускать одного: безразличного «да разберутся как-нибудь». Псы опричнины не обучены сеять и жать. Они ждут и получают свою миску, а если её нет, отбирают у слабых. Впрочем, я не верю в миллион уволенных, на это не решится ни один теоретический лидер теоретической «прекрасной России будущего». Ибо нити управления государством исторически в России не у выборных органов, а в руках силовиков. Выпустить их разом не сможет себе позволить никто.

Мне намного интереснее рассуждения на тему, какой будет «полиция будущего». Глубоких профессиональных рассуждений на эту тему нет, в основном это мысли умных и добрых людей, мысли общефилософской направленности, иногда их можно брать за базу для проработки, но чаще всего они построены на представлениях, но не знаниях.

Возьмем одну из - дробление полиции, создание полицейских структур местного масштаба с подчинением выборным органам местного самоуправления. Федерального подчинения таких структур не планируется, на уровне государства предлагается оставить «компактную федеральную полицию для расследования самых серьёзных подразделений, а также преступлений сотрудников правоохранительных органов». Авторы подобных теоретических выкладок походя разрешают вопрос существования следственного комитета (в текущем состоянии, видимо, его сохранить не предполагается) и создания единого следственного органа (та самая компактная федеральная полиция).

Исключительно сомнительна сама идея создания единого следственного органа. Это нежизнеспособно и крайне коррупциогенно. Однако не только это вводит в сомнения. Что есть «самые серьезные преступления»? Посмотрим данные сайта МВД РФ. Убийства? Их в прошлом году было совершено 9738, прибавим сюда 24 552 факта умышленного причинения тяжкого вреда здоровью. Создание организованного преступного сообщества (это высшая форма преступной организации) - 198. Бандитизм - 86. Террористический акт - 37. Преступления с использованием взрывчатых веществ - 126. Контрабанда наркотиков - 711.

И это еще без коррупционных преступлений, каковых зарегистрировано 21 948. Пусть преступления сотрудников правоохранительных органов составляют лишь часть из них, но это значительная часть. К примеру, лишь по итогам девяти месяцев 2017 года генеральная прокуратура отчиталась, что число сотрудников, привлеченных к уголовной ответственности, составляло 1,3 тысячи человек. Практически все перечисленные выше преступления расследованы территориальными органами СКР и МВД.

Авторы подобных концепций предлагают передать их «компактной федеральной полиции». Очевидно, что при таком подходе этот орган не сможет быть компактным, более того, он вберет в себя функции местных органов и тоже вынужден будет иметь подразделения в каждом субъекте федерации. Вопрос. Что же изменится по сути? Думаю, в этом случае речь идёт лишь о завуалированном перераспределении полномочий.

Рассмотрим сами муниципальные, сознательно раздробленные подразделения, которые предлагается создать. Что в них войдет? Дознаватели, следователи, участковые уполномоченные, служба охраны порядка (а куда без неё?), штаб, службы материально-технического снабжения и кадров, инспекторы административной практики, автомобильная инспекция, исполнительная инспекция, изолятор временного содержания, специальный приёмник для административно-задержанных. Это как минимум. Некоторые подразделения нужны не в каждом районе, это дорого, но при такой реформе странно было бы иное, не повезёшь же своего задержанного в другой, независимый околоток. Надо бы еще и какое-то специальное силовое подразделение, вдруг люди какие лихие бандой приедут гастролировать. А федеральных структур нет, они разогнаны; в том самом компактном подразделении только следователи, а оперативной информации о готовящихся налётах не было, да и сейчас нет, и внедрять в банду некого. Даже наблюдение организовать некому. Федеральные оперативные подразделения тоже люстрированы безжалостно, проект жесток.

Кстати, а где они в этой предполагаемой структуре, оперативные подразделения? Та компактная федеральная служба предполагается только для расследования. Понятно, что ФСБ в реформу не вписывается никак и будет расформирована первой. А что будет со службами уголовного розыска, борьбы с экономическими преступлениями, контроля оборота наркотиков, с оперативно-поисковым управлением, наконец? Куда их?

Раздробленные и разобщенные оперативные подразделения без единых федеральных централизованных баз учета: дактилоскопия, облик, розыск - бесполезны. А есть еще секретные оперативные базы, крайне важные в деле раскрытия преступлений. А ещё система оперативно-розыскных мероприятий (СОРМ). Организовать это в масштабах муниципалитета невозможно и, повторюсь, бессмысленно.

Подобные базы и правоохранительные структуры могут быть только федеральными с жесткой иерархией и автоматическим обменом криминологически и криминалистически значимой информацией. Сама по себе идея создания муниципальной милиции очень неплоха, в сильно кастрированном виде она есть и сейчас, часть подразделений охраны общественного порядка финансируется местными бюджетами. Но обособленное подразделение в масштабах муниципалитета слабо, да что там, совсем непригодно для работы с трансрегиональной и трансграничной преступностью, региональной и федеральной коррупцией, для расследования пусть и незначительных, но многоэпизодных преступлений с широкой территорией. Мелкие мошенники, к примеру, не связаны территорией и будут этим с благодарностью к авторам реформы пользоваться.

МОСКВА, 1 марта. /ТАСС/. Сегодня исполняется ровно пять лет со дня вступления в силу закона "О полиции", в рамках которого прошла полномасштабная реформа министерства внутренних дел. Одним из главных итогов преобразования стал рост доверия россиян к сотрудникам правопорядка.

Как все начиналось

Федеральный закон был подписан президентом России Дмитрием Медведевым 7 февраля 2011 года. Самые первые шаги к преобразованию ведомства были сделаны сразу после ряда резонансных преступлений, которые совершили милиционеры. В их числе громкое дело майора милиции Дениса Евсюкова. В ночь на 27 апреля 2009 года он расстрелял сотрудников и посетителей магазина "Остров" на Шипиловской улице в Москве. Суд признал его виновным в 2 убийствах и 22 покушениях на убийства. В настоящее время Евсюков отбывает пожизненное заключение.

В марте 2010 года президент РФ попросил ведомство предоставить законопроект "О полиции" для всеобщего обсуждения в интернете и переименовать милицию в полицию. 7 февраля 2011 года закон был подписан и вступил в силу 1 марта. Таким образом, с этого дня милиция в России официально прекратила свое существование.

За и против

Помимо принятого закона "О полиции" и переименования, также было принято решение о внеочередной переаттестации сотрудников. Итогом этого шага стало сокращение штатной численности на 22%. Что сегодня происходит с МВД и довольны ли граждане? Существует несколько противоположных мнений. Одни эксперты считают, что изменения были необходимы, другие - что, напротив, реформирование ведомства стало ошибкой. В частности, председатель комиссии по безопасности Общественной палаты России Антон Цветков уверен, что реформа не оправдала ожиданий как россиян, так и самих полицейских.

"Был проведен ряд косметических моментов. Самые очевидные это те, которые запомнились сотрудниками и гражданам. Первое, что можно отметить, с позитивной точки зрения - повышения заработной платы, это правильный и необходимый шаг. Второй момент - форма стала лучше. Говорить о том, что, проведя переаттестацию, мы избавились от какого-то большого количества недостойных полицейских, я бы не стал, потому что во время реформы были сокращены и достойные, которые по формальным моментам не смогли пройти переаттестацию. Из негативных моментов - у нас очень мало полиции на улице, у нас не хватает участковых уполномоченных, у нас не хватает патрульно-постовой службы", - заявил он ТАСС.

По его словам, система МВД забюрократизирована. "Система очень сильно забюрократизирована и в нее не внедряются активно современные технологии. Причем, те современные технологии, которые могли бы существенным образом упростить работу полицейского и повысить эффективность", - добавил Цветков.

Вместе с тем председатель Общественного совета при МВД России Анатолий Кучерена уверен, что реформа ведомства в современных условиях была необходима, а закон "О полиции" помог выстроить законодательную систему страны. "То, что необходимо было реформировать МВД - совершенно однозначно, потому что те законы, которые были до принятия закона "О полиции", они нас тянули назад. Закон "О полиции" дал возможность по-другому выстроить законодательство. Я помню, сколько было дебатов по поводу положений законопроекта, процесс был очень болезненный. Но, в целом, те реформы, которые были проведены, они нужны нам. Закон "О полиции" дал возможность посмотреть на проблемы, с которыми сталкиваются граждане, а также с проблемы, которые существуют в целом в обществе", - сказал он.

Также Кучерена отметил, что проведенная реформа вполне соответствует реалиям сегодняшнего дня.

"Жизнь меняется, поэтому в условиях других реформ нельзя было не затронуть МВД. Я считаю, что, несмотря на то, что и критики достаточно много, в целом реформа соответствует реалиям сегодняшнего дня. Но, что касается сокращений по соответствующим службам, то это все вопросы болезненные. С одной стороны, на МВД достаточно большие нагрузки. С другой стороны, с учетом кризиса, недостаточно денег для того, чтобы открывать штатные единицы", - сказал он, отметив, что эти процессы на сегодняшний день неизбежны.

Мнение общества

МВД провело ряд социологических исследований с целью выяснить, как в настоящее время общество относится к полиции. По данным ведомства, все экспертные организации отмечают рост доверия граждан к ведомству.

"Согласно данным Всероссийского центра изучения общественного мнения, уровень доверия к сотрудникам полиции за последние три года достиг максимального показателя в 46%. При этом хорошо и очень хорошо оценили работу полиции 25% опрошенных, что на 12% больше по сравнению с аналогичным показателем 2005 года", - сообщили ТАСС в пресс-центре МВД, отметив, что по результатам опроса, произведенного экспертами Российского государственного социального университета, общий показатель общественного доверия полиции составил 67%. Более половины опрошенных считают, что в последние год-два жить в стране стало безопаснее.

Это также подтвердил и заместитель министра, статс-секретарь Игорь Зубов, заявив, что после принятия закона "О полиции" можно констатировать, что в МВД произошли качественные изменения - появилась высокопрофессиональная полиция, которая действует по новым стандартам, а главным критерием этого является оценка общественного мнения.

"На сегодняшний день констатируем, что показатели соответствуют передовым мировым стандартам. Есть, конечно, недостатки, есть проблемы, которые мы в ходе работы совершенствуем в законодательстве. Я констатирую успешность применения закона ("О полиции"). Полиция обеспечивает стабильность в обществе и достижение результата в сфере борьбы с преступностью и охраны общественного порядка, которые позитивно воспринимаются основной массой населения", - сказал он.

Помощник полиции

Нельзя не отметить и принятие закона "Об участии граждан в охране общественного порядка". По данным ведомства, заинтересованность людей "без погон", желающих проявить себя в качестве добровольных помощников полиции, на сегодняшний день увеличилась.

"На настоящий период в России имеется свыше 13 тысяч народных дружин, при помощи которых упреждаются или по горячим следам раскрываются тысячи правонарушений и преступлений. Спектр их деятельности весьма широк - от патрулирования улиц в городах и населенных пунктах страны, обеспечения общественного порядка в ходе публичных и массовых мероприятий, - до проведения совместных с органами полиции профилактических операций", - сообщили в пресс-центре.

Сейчас во многих регионах страны действуют различные формы участия таких граждан. Например, на уровне микрорайонов это социально-профилактические центры. Есть советы профилактики в производственных, коммерческих и других организациях, общественные инспекции по предупреждению правонарушений несовершеннолетних, советы старост при сельских администрациях, комиссии содействия семье и школе, отряды содействия полиции, а также студенческие отряды правоохранительной направленности.

Перспектива на будущее

1 июля прошлого года в Госдуму были внесены комплексные поправки в закон "О полиции", расширяющие права полицейских на применение оружия в экстренных ситуациях. Законопроект, в частности, разрешает стрелять на поражение по женщинам, исключение делается только для "женщин с явными признаками беременности". "Закон интересный, он нужен. Конечно, его надо еще шлифовать ко второму чтению, но он нужен. Потому что времена меняются, преступность очень сильно меняется, и сегодня это (изменение закона - прим. ТАСС) необходимо", - сказал замминистра МВД Игорь Зубов.

Однако перспектива на будущее у ведомства - не только поправки в действующий закон, но и окончательный уход от так называемой "палочной системы". "У нас нет установки на "палочную систему" вообще. Хотя мы знаем, что на практике имеют место ситуации, когда руководители территориальных подразделений в целях формирования о себе позитивного представления начинают "лакировать" статистику. Хочу отметить, что, по своей должности, как начальник штаба и научный работник, я много ездил за рубежом по подразделениям полиции. И первое, что там показывают, - это рапорт полиции. Там все те же самые показатели присутствуют, которые у нас относят к "палочной системе": уровень, динамика и так далее. Поэтому, я считаю, дело не в цифрах, а в том, что с ними делать. Нужны три вещи. Совершенствование зонального контроля, расширение институтов влияния гражданского общества на полицию и улучшение работы с кадрами", - сказал замминистра.

Кроме того, он также поддерживает создание в России гражданских помощников для участковых уполномоченных. По его словам, МВД приветствовало эту идею, если бы муниципалитеты самостоятельно решали вопросы своего участия в охране общественного порядка. По оценке Зубова, если бы в будущем появились такие помощники, это был бы интересный эксперимент.

Мы в очередной раз написали о неудавшейся реформе правоохранительных органов, сотрудники которых то и дело попадаются на пытках, убийствах, взятках, торговле наркотиками и других преступлениях.

Вопрос, который волнует всех: а можно ли вообще исправить нашу «горбатую» полицию? Не стоит ли поступить с российскими правоохранителями по грузинскому сценарию: разогнать всех сотрудников и набрать новых, не запятнавших себя криминалом? Своё мнение о том, почему это необходимо или, наоборот, нельзя сделать, «АиФ» высказали эксперты.

Мнения экспертов: полицию разогнать?

Да

Максим Шевченко, журналист, телеведущий:

Моя гражданская позиция - можно лишь радикальными мерами. Надо уволить всех сотрудников и набрать новых. Никакой другой способ уже не сработает! Не понимаю, как после всех вопиющих историй с пытками и избиениями руководство ведомства осталось на своих постах? Сегодня в этой сфере сложилась чрезвычайная ситуация. Доверие граждан к полиции близко к нулю. Многие блюстители порядка превратились в зверей и монстров. Фактически правоохранители стали легальным вооружённым бандформированием. Прикрываясь защитой закона, полицейские совершают преступления, как настоящие бандиты.

Главные проблемы МВД - коррупция, круговая порука и полная деморализация всей структуры сверху донизу. Никакая система не может эффективно реформировать или аттестовывать сама себя. Только люди, представляющие народ, могут ответственно заниматься подобным делом. Для реальной модернизации органов внутренних дел необходимо создать парламентскую комиссию с широчайшими полномочиями, в том числе и с правом лишать должностей и назначать генералитет министерства. Вошедшие в неё депутаты, хорошо разбирающиеся в теме, смогут построить систему отбора. В ведомстве, конечно же, есть честные, достойные профессионалы из оперативного состава. С ними стоит обращаться бережно. Если мы вверяем этим людям наши жизни и безопасность, надо создать им достойные условия труда и существования. Можно пригласить новых работников из кадровых армейских офицеров. Тем, кто в итоге будет отобран в штат, стоит радикально поднять зарплату - в 5-6 раз - и предоставить им многочисленные привилегии и бонусы - льготные кредиты и т. д., которые будет страшно потерять. Тогда удастся поднять статус правоохранителя. Я считаю, что России обязательно нужны шерифы - лица, наделённые широчайшими полномочиями по охране порядка. Их можно найти не в полицейской среде, а выдвигать из народа и выбирать из числа гражданских.

Нет

Александр Хинштейн, зам­пред Комитета Госдумы РФ по безопасности и противодейст­вию коррупции:

Разгонять всё ведомство нельзя. Однако . Члены общественных советов должны иметь право участвовать в проведении служебных проверок по заявлениям граждан и публикациям в СМИ. Ни одно увольнение старшего офицера не может происходить без заслушивания на совете. В течение года сотрудники ОВД, на которых имеется ком­промат, обязаны пройти новую аттестацию, в том числе и с использованием полиграфа. Службы собственной безопасности нельзя оставлять в подчинении начальников полиции в регионах - надо подчинить их напрямую профильному главку министерства. Критерием оценки работы полиции не должна быть «палочная» система, в которой счёт ведётся по числу возбуждённых уголовных дел или составленных административных протоколов. Учитывать нужно количество вынесенных на их основании судебных приговоров.

Асламбек Аслаханов, член Совета Федерации, генерал-майор милиции в отставке:

В России грузинский сценарий неприменим. Нельзя выгнать на улицу более миллиона человек личного состава. В органах работает множест­во порядочных людей, и мерить всех по делам нескольких извращенцев абсолютно неверно. Необходимо создать систему контроля над деятельностью блюстителей порядка. Каждый нечистоплотный человек в форме должен нести неотвратимую ответственность за нарушения или преступления. Возможно, имеет смысл сажать приговорённых «оборотней в погонах» в те же исправительные колонии, где отбывают наказание обычные заключённые. Это станет мощным профилактическим фактором.

Кстати

Согласно подписанному министром Р. Нургалиевым регламенту полицейские обязаны принимать . На устное общение с гражданами им отводится не более 10 минут - во избежание появления очередей. Рассмотреть жалобу правоохранители должны в течение месяца, результаты обратившемуся лицу сообщить в письменной форме. Запрещается переадресовывать заявления тем начальникам и в те структуры, на которые жалуется заявитель.



Просмотров