Взаимоотношения госдумы с государственными органами. Взаимодействие государственной думы и совета федерации в законодательном процессе Взаимоотношение федерального собрания с правительством

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

"РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАРОДНОГО ХОЗЯЙСТВА

И ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ

при ПРЕЗИДЕНТЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"

Волгоградский филиал

Факультет государственного и муниципального управления

Специальность 081100.62 "Государственное и муниципальное управление"

КУРСОВАЯ РАБОТА

"ПАРЛАМЕНТ И ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ: ОСОБЕННОСТИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ"

Бережнова Ольга Андреевна

Руководитель работы:

Фомин Александр Николаевич

Волгоград

Введение

Глава 1. Парламент РФ - орган законодательной власти

1.1 Совет Федерации - верхняя палата Федерального Собрания

1.2 Государственная Дума - нижняя палата Федерального Собрания

1.3 Взаимодействие верхней и нижней палат Федерального Собрания

Глава 2. Правительство РФ - орган исполнительной власти

2.1 Состав, структура и аппарат Правительства

2.2 Координационные и совещательные органы исполнительной власти

2.3 Полномочия Правительства

Глава 3. Взаимодействие органов власти РФ

3.1 Взаимодействие Федерального Собрания и Президента РФ

3.2 Взаимодействие Правительства и Президента РФ

3.3 Взаимодействие Федерального Собрания и Правительства РФ

Заключение

Список использованных источников и литературы

Введение

Согласно Конституции, Россия - демократическое правовое государство с республиканской формой правления. В РФ существует принцип разделения федеральный органов государственной власти на 3 ветви - законодательную (Парламент), исполнительную (Правительство) и судебную. Моя курсовая работа заключается в рассмотрении и изучении совместной деятельности двух из трех ветвей власти - законодательной и исполнительной, то есть взаимодействия Парламента и Правительства.

Взаимодействие Парламента и Правительства РФ направлено на регуляцию, контроль и развитие отношений в обществе между людьми. Если рассматривать аспекты совместной деятельности законодательных и исполнительных федеральных органов власти, то законодательная деятельность играет огромную роль, так как является одной из составляющий совместной работы этих органов власти. В результате этой деятельности издаются нормативно - правовые акты - федеральные законы, федеральные конституционные законы, указы Президента РФ, постановления Правительства РФ. Так же некоторые субъекты нашей страны обладают правом законодательной инициативы, и такой нормативно - правовой акт называется уставом субъекта РФ. Главное в создание такого документа - что бы устав не противоречил федеральным законам и Конституции. Все эти документы регулируют общественный порядок, устанавливая права (например, право на жизнь, на свободу передвижения, право на труд и др.) и обязанности (обязанность платить налоги, соблюдать Конституционный строй и соблюдать законы, сохранять природу и окружающую среду и др.), которые необходимо соблюдать каждому субъекту права.

Я считаю, что актуальность темы изучения взаимодействия Парламента и Правительства заключается в выявлении основных аспектов деятельности этих органов власти, рассмотрение процесса совместного ведения дел, законодательного процесса и иной деятельности, а так же создании таких механизмов, алгоритмов, планов, которые позволяют принимать решения для осуществления государственной политики.

На данный момент существует множество литературы, которая касается проблемы взаимодействия парламента и правительства, однако многие явления, понятия, перспективы остаются недостаточно изученными и многие политологи и юристы не могут придти к единому мнению. Но не смотря на обширный список литературы, на данный момент существует очень мало исследований, в которых рассматриваются важнейшие вопросы ведения государственной политики. Например, Государственная Дума имеет опыт законодательной работы более 10 лет, а так же содержит фактический и теоретический материал, которые находятся в документах, а так же в трудах многих политологов. Однако все эти данные требуют тщательного изучения и систематизации. В научной литературе рассматриваются в основном теоретические явления и понятия взаимодействия законодательной и исполнительной ветвей власти, однако практика этого взаимодействия мало изучена. В процессе деятельности, как правило, рассматриваются основные аспекты взаимодействия органов власти, принятые федеральные законы и иные нормативно - правовые акты, в то время как возникающие проблемы и споры в процессе совместного ведения дел не выносятся на всеобщее обозрение и не рассматриваются.

Объектом моего исследованияявляются:

1) Политические позиции членов Совета Федерации, депутатов Государственной Думы, Правительства и фракций и групп депутатов Государственной

Думы и Правительства РФ.

2) Положения Конституции РФ, федеральных

конституционных законов, федеральных законов, Регламента Совета Федерации, Регламента Государственной Думы и Регламента Правительства РФ, постановлений

Правительства РФ.

Предметом моего исследованияявляются основные явления и понятия взаимодействия Федерального Собрания и Правительства в процессе их деятельности, рассмотрения и принятия федеральных законов, формы и механизмы взаимодействия этих органов государственной власти.

Основная цель курсовой работызаключается в выявлении наиболее существенных особенностей деятельности Федерального Собрания и Правительства РФ в процессе осуществления государственной политики.

Для достижения данной цели я попыталась решить следующие исследовательские задачи.

1) Рассмотреть федеральные законы и положения об организации деятельности органов государственной власти.

2) Исследовать структуру, порядок формирования, полномочия, организацию деятельности палат Федерального Собрания и порядок выборов членов Совета Федерации и Государственной Думы.

3) Исследовать структуру, порядок формирования, полномочия, организацию деятельности и различные

подразделения Парламента РФ.

4) Рассмотреть конституционно-правовые основы взаимодействия парламента и правительства.

Среди экспертов и политиков сложились противоречивые оценки взаимодействия Федерального Собрания и Правительства РФ. Исследователи данной проблемы имеют различные точки зрения в вопросах о том, полномочия какого федерального органа власти, Федерального Собрания или Правительства, должны быть расширены для осуществления государственной политики. Однако многие исследователи приходят к единому мнению - в России необходимо создать правовые основы для конструктивного взаимодействия законодательной и исполнительной ветвей власти.

Основным аспектом ведения совместной деятельности Парламента и Правительства является законодательный процесс. Но и здесь мнения расходятся. Какая - то часть исследователей считает, что работа палат Федерального Собрания соответствует мировым парламентским стандартам и эффективна, а так же в России созданы правовые гарантии демократического законодательного процесса и установлены оптимальные формы взаимодействия Парламента и Правительства в законодательном процессе.

Другая часть исследователей придерживается мнения, что право законодательной инициативы депутатов должно реализовываться свободно, у Правительства не должно быть возможности препятствовать прохождению законопроектов в парламенте.

Научные материалы, использованные для написания данной работы:

1)Федеральные законы и федеральные Конституционные законы

2)Регламенты Совета Федерации, Госдумы и Правительства

3)Интернет - источники: официальные сайты Совета Федерации и Правительства РФ.

4)Постановления парламента и правительства, указы Президента.

5)Труды политических деятелей.

Глава 1. Парламент РФ - орган законодательной власти

1.1 Совет Федерации - верхняя палата Федерального Собрания

Совет Федерации является верхней палатой Парламента. Первые выборы палаты прошли вместе с принятием Конституции РФ 12 декабря 1993 года, согласно которой было указано, что Федеральное Собрание РФ - представительный орган государственной власти, осуществляющий законодательство в Российской Федерации.

За всю свои историю существования в России после распада СССР палата прошла 4 периода формирования:

Первый период - длился с января 1994 по январь 1996. Председателем палаты этого периода был В.Ф. Шумейко.

Второй период - длился с января 1996 по декабрь 2001. В это время проводится реформа Совета Федерации, заключающаяся в том, что этот орган государственной власти должен стать политически более близким к исполнительной власти, чем к законодательной. сделать его политически более близким к исполнительной власти. Председателем палаты этого периода являлся Е.С. Строев.

Третий период - длился с января 2002 по декабрь 2012. В этот период проводиться другая реформа, суть которой заключается в замене глав субъектов РФ - губернаторов, и замена глав законодательной власти назначенными представителями, которые обязаны работать в палате на постоянной основе. В этом периоде было 2 председателя:1) С.М.Миронов (2001-2011); 2)В.И.Матвиенко (2011-2012).

Четвертый период - длится с декабря 2012 по настоящее время. Этот период знаменуется выходом федерального закона №229 "О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания РФ" .

В Совет Федерации входят по 2 представителя от каждого субъекта РФ: по одному от представительного (законодательная власть на муниципальном уровне) и исполнительного органов власти. Порядок формирования палаты исполняется в соответствии с ФЗ №229 и Регламента Совета Федерации. Палата формируется по непартийному принципу. Кандидатом члена палаты может быть депутат законодательного органа, не моложе 30 лет, живущий в России не менее 5 лет и имеющий безупречную репутацию. Кандидатуры вносятся на рассмотрение законодательным органом государственной власти РФ, председателем, фракцией или группой депутатов на рассмотрение этого органа его председателем, фракцией или группой депутатов, проголосовавшие за него не менее 1/5 от общего числа депутатов органа государственной власти субъекта. Решение о наделении полномочиями определяется большинством голосов от общего числа депутатов законодательного органа гос. власти субъекта и выходит постановлением. Решение принимается в течение 1 месяца с первого заседания законодательного органа гос. власти субъекта. Так как член Совета Федерации работает на постоянной основе, то он обязан присутствовать на заседании. Если возникает ситуация, когда невозможно присутствовать на заседании по уважительной причине, то он должен оповестить председателя Совета Федерации.

Члены палаты не создают не создают фракции и партийные объединения, в отличии от депутатов Госдумы. Они обладают неприкосновенностью в течение всего срока их деятельности в палате и не могут быть арестованы, подвергнуты обыску, задержаны, кроме некоторых случав, например поимка с поличным, задержание на месте преступления и других ситуаций, когда виновность члена палаты будет неопровержима доказана. Так же члены Совета Федерации могут подвергаться личному досмотру для обеспечения безопасности других людей. Вопрос о лишении члена палаты неприкосновенности решается Генеральным прокурором и его решение поступает в соответствующую палату Федерального Собрания.

Если выходит решение о наделении полномочиями нового члена Совета Федерации, то его предшественник прекращает исполнение полномочий со дня вступления в силу данного решения. Статус члена палаты определяется Конституцией РФ и федеральным законом.

Структура Совета Федерации содержит 3 составляющие:

1) Председатель и его заместители. Заместители избираются членами палаты и не могут представлять один и тот же субъект;

2)Комитеты по отдельным вопросам деятельности Совета Федерации (их численность не может быть менее 10 человек);

3)Постоянные (по регламенту или парламентским процедурам) или временные (по какому-либо вопросу или событию) комиссии.

Для непосредственного исполнения полномочий и обеспечения деятельности существует такое подразделение в палате, как Аппарат Совета Федерации. Основная его работа заключается в реализации Конституционный полномочий палаты. деятельности Совета Федерации по реализации его конституционных полномочий.

Существуют различные комитеты и комиссии.

Комитеты: по конституционному законодательству и государственному строительству (рассматривает вопросы изменений и поправок в Конституции РФ, прав и свобод человека, государственного устройства РФ, государственной службы, уголовного права, административного права, гражданского права и другие вопросы); по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера ;по обороне и безопасности (рассматривает вопросы о введение военного положения, о введении чрезвычайного положения, обороны страны, безопасности государства и др.);по международным делам (рассматривает вопросы реализации миграции, развития интеграционных процессов в рамках СНГ и др.); по бюджету и финансовым рынкам (рассматривает важнейшие вопросы бюджетной политики и регулирования, формируют федеральный бюджет и следят за его исполнением, осуществляют налоговую политику и налоговое регулирование);

по экономической политике (рассматривает вопросы внешнеэкономической, торговой деятельности, инвестиционной, промышленной политики);

по аграрно-продовольственной политике и природопользованию (рассматривает вопросы агропромышленного производства, социального развития сёл, лесных, водных хозяйств, охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности и др); по социальной политике (рассматривает вопросы социальной политики и развития, медицинского страхования, здравоохранения, социального обеспечения малоимущих семей, пожилых, неполных семей, малообеспеченных граждан, инвалидов и др.); по науке, образованию и культуре (рассматривает вопросы в области образования, подготовки, переподготовки, повышения квалификации, архивного дела, библиотечного дела, деятельность учреждений культуры и искусства и др.); по Регламенту и организации парламентской деятельности (рассматривает вопросы порядка формирования палаты, вопросы парламентской этики, статус члена Совета Федерации и др.).

Комиссии: по взаимодействию со счетной палатой РФ; по регламенту и организации парламентской деятельности; по методологии реализации Конституционных полномочий Совета Федерации; по делам молодежи и спорта; по естественным монополиям; информационной политики; по контролю над обеспечением деятельности Совета Федерации.

К ведению Совета Федерации относятся:

а) утверждение изменения границ между субъектами РФ; рассмотрение и утверждение указа Президента о введении военного или чрезвычайного положения.

б) решение вопроса о введении Вооруженных Сил РФ на территории других стран.

в) назначение выборов главы государства (Президента) и отрешение его от должности.

г) назначение на должность судей Конституционного Суда, Верховного Суда;

д)назначение на должность и освобождение от нее Генерального прокурора и его заместителей;

е)назначение на должность и освобождение от нее заместителя Председателя Счетной палаты и половины состава ее аудиторов.

Палата принимает постановления по вопросам, которые согласно Конституции относится к ее деятельности. Эти постановления принимаются большинством голосов от общего состава членов Совета Федерации, или в ином порядке, предусмотренном Конституцией.

Совет Федерации обязательно рассматривает и выносит решение об одобрении (неодобрении) вновь принятых федеральных законов по вопросам статуса государственной границы РФ, защиты государственной границы, войны и мира, денонсации и ратификации международных договоров, денежной эмиссии, таможенного регулирования, валютного регулирования, финансового регулирования, кредитного регулирования, федеральных налогов и сборов и федерального бюджета.

1.2 Государственная Дума - нижняя палата Федерального Собрания

Государственная Дума является нижней палатой Федерального Собрания. Первые выборы палаты прошли вместе с принятием Конституции РФ 12 декабря 1993 года. Депутаты избирались сроком на 2 года. Однако со временем срок полномочий депутатов менялся. Например, срок полномочий депутатов II-V созывов составлял 4 года, а начиная с VI созыва - срок 5 лет.

Порядок формирования Государственной Думы проходит в виде выборов. Порядок выборов депутатов устанавливают федеральный закон № 67 "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ" и №51 "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания РФ".

Дума состоит из 450 депутатов, половина из которых (225) выбираются напрямую в один тур в одномандатных округах, а вторая выдвигаются политическими партиями России. От партий выдвигаются депутаты, прошедшие 5% барьер по результату голосования партиями. Но, начиная с VI созыва (федеральный закон № 20) выборы депутатов будут проводиться по смешанной системе: половина избираются по одномандатным избирательным округам, а вторая половина по федеральному избирательному округу, пропорционально количеству голосов избирателей, которые проголосовали за федеральные списки кандидатов.

Депутатом Госдумы может быть избран гражданин РФ, не моложе 21 года и имеющий право участвовать в выборах. Одно лицо может являться только депутатом Госдумы, а не членом обеих палат парламента. Так же депутат не может быть представителем иных органов государственной власти и органов муниципальной власти. Как и члены Совета Федерации, депутаты Госдумы работают на постоянной основе и обязаны присутствовать на заседаниях палаты. В случае невозможности присутствия на заседании депутат обязан заранее оповестить председателя Думы и указать уважительную причину. Так же он не может находится на государственной службе (так как занимает государственную должность государственной власти) и заниматься другой оплачиваемой деятельностью, кроме как преподавательской (например преподаватель в ВУЗе), научной (различные политические исследования), или творческой.

Не смотря на то. Что Дума является органом государственной власти, она может быть распущена по указу Президента. Такую возможность глава государства получает, если палата 3 раза отклонила представленные им кандидатуры на должность Председателя правительства или выразила органу исполнительной власти недоверие повторно в течении 3 месяцев, но если за это время глава государства не принял решение об отставке правительства. Но не смотря на все правила, Госдума не может быть распущена в первый год своей работы. Однако если роспуск все же состоялся, то Президент назначает дату новых выборов. 2

Структура Государственной Думы:

В Госдуме существует постоянно действующий орган, который осуществляет организацию деятельности всех депутатов Госдумы, всех объединений думы и составляющих ее подразделений.

Как и в Совете Федерации, в нижней палате парламента так же есть Председатель и его заместители. Основная его деятельность - взаимодействие с другими ветвями органов государственной власти - исполнительной и судебной. И Председатель, и первый заместитель председателя и заместители председателя избираются тайным голосованием на заседании палаты. Кандидатов могут выдвигать депутатские объединения и отдельно депутаты. Так же роль Председателя в палате заключается в том, что все законопроекты, поступившие в палату. Попадают именно к нему на стол.

Еще одной составляющей Госдумы являются комитеты. Это основные органы палаты, которые участвуют в законотворческом процессе. Они формируются и структурируются по принципу по принципу пропорционального представительства депутатских объединений. Председатели комитетов и их первые заместители избираются, как правило, большинством голосов от общего количества депутатов по рекомендациям депутатских объединений.

Комитеты Государственной Думы: по конституционному законодательству и государственному строительству; по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству; по труду, социальной политике и делам ветеранов; по бюджету и налогам; по финансовому рынку; по науке и наукоёмким технологиям; по экономической политике, инновационному развитию и предпринимательству; по промышленности; по делам общественных объединений и религиозных организаций; по культуре; по аграрным вопросам; по энергетике; по образованию; по природным ресурсам, природопользованию и экологии; по транспорту; по делам молодежи, физической культуре и спорту; по делам женщин, детей и семьи; по противодействию коррупции и безопасности; по обороне.

Комитеты создаются для выполнения своих полномочий. К полномочиям относятся:

· Составление проекта организации законопроектной работы Госдумы на текущую сессию и создание календаря рассмотрения вопросов Госдумой на очередной месяц.

· Преждевременное изучение, рассмотрение законопроектов комитетами и их подготовка к рассмотрению в Госдуме.

· Составление проектов постановлений Госдумы, а так же заключений по законопроектам и проектам постановлений, которые поступили на рассмотрение в нижнюю палату парламента.

· Подготовка различных запросов в Конституционный Суд.

· Составление проектов постановлений Госдумы о направлении представителей палаты в Конституционный суд.

· Организация парламентских слушаний, которые проводятся палатой.

· Предложения и заключения по определенным разделам проекта федерального бюджета.

· Анализ практики применения законов.

Госдума образует комиссии в случаях и порядке, установленных соответствующими законами. Комиссии образуются на срок, который не превышает срока полномочий Госдумы данного созыва. В Думе 6-го созыва существует шесть комиссий:

· по вопросам депутатской этики.

· по контролю над достоверностью сведений о имуществе, обязательствах имущественного характера и доходах, представляемые депутатами Думы.

· по правовому обеспечению развития организаций оборонно-промышленного комплекса.

· по рассмотрению расходов федерального бюджета, которые направлены на обеспечение национальной безопасности, обороны, а так же на обеспечение деятельности правоохранительных органов.

· по строительству зданий и сооружений, которые предназначены для размещения Парламентского центра.

· Счётная комиссия Госдумы.

В составе палаты существует орган, который создается для подготовки и организации решений палаты. В его состав входят руководители фракций и Председатель палаты.

Еще одной составляющей нижней палаты Федерального собрания являются Депутатские объединения. Они, в свою очередь, делятся на Депутатские фракции и группы. Чем же отличается фракция от группы? Фракция - депутатское объединение, которое сформировалось на основе избирательного объединения, прошедшее в Думу по одномандатным избирательным округам и общефедеральному округу. Фракции подлежат обязательной регистрации. Депутатские группы - это такая форма объединения, депутаты которой решили создать общность на основе общих политических целей. Обычно в группы входят депутаты, не вошедшие во фракции. Любой депутат может состоять только в одном объединении.

На сегодняшний день в Государственной Думе существует 4 фракции:

1)Партия "Единая Россия" (руководитель Владимир Васильев)

2)Коммунистической партии Российской Федерации (руководитель Геннадий Зюганов)

3)Партии "Справедливая Россия" (руководитель Сергей Миронов)

4)Либерально - демократической партии России (руководитель Владимир Жириновский)

Как и любой орган государственной власти, Госдума определяет свои задачи:

а) дача согласия о назначении Председателя Правительства главе государства и постановление вопроса и решения о доверии или недоверии Правительству.

б) Запрос, заслушивание и рассмотрение на заседаниях ежегодных отчетов Правительства не только о его деятельности, но и по вопросам, поставленным Госдумой.

в) назначение на должность и освобождение от нее Председателя Центрального банка, Председателя Счетной палаты и половины состава ее аудиторов, Уполномоченного по правам человека.

г)объявление амнистии.

д)выдвижение обвинения против Президента для отрешения его от должности(импичмент).

е)принятие постановлений по вопросам, отнесенным к ее ведению Конституцией РФ.

Постановления Госдумы принимаются большинством голосов от общего количества депутатов, или в другом порядке, предусмотренном Конституцией.

1.3 Взаимодействие верхней и нижней палат Федерального Собрания

Взаимодействие обеих палат определятся следующими нормативно - правовыми актами:

1)Конституцией РФ

2)Постановлениями Конституционного суда

3)Федеральными законами.

4)Регламентом Совета Федерации и Государственной Думы

Палаты собираются вместе для заслушиваний посланий главы государства, Конституционного суда и выступлений руководителей других государств.

Для контроля над исполнением федерального бюджета палаты парламента образуют Счетную палату.

Основной деятельностью палат парламента является законотворческий процесс, ведь по определению парламент - это орган государственной законодательной власти.

В процессе законотворчества проекты вносятся в нижнюю палату парламента и принимаются ею же. Принятые законы в срок до 5 дней отправляются на рассмотрение и изучение в верхнюю палату. Если за этот закон проголосовало более половины от общего количества членов этой палаты, или если в срок до 14 дней проект не был рассмотрен Советом Федерации. Если законопроект был отклонен, то создается согласительная комиссия. Цель ее создания - преодоление возникших разногласий между палатами парламента и повторное рассмотрение Госдумой проекта.

Председатель Совета Федерации представляет палату во взаимоотношениях с Госдумой. Если Дума не согласна с решением Совета Федерации, то закон считается принятым в случае, когда при повторном голосовании за него отдали свой голос не менее 2/3 от общего количества депутатов Думы. Одобренный верхней и нижней палатами парламента федеральный закон в срок до 5 дней направляется Президенту. Если глава государства его отклоняет, то палаты, в установленном порядке, вновь рассматривают его. В случае, если при повторном рассмотрении закон будет одобрен большинством не менее 2/3 голосов от общего количества членов Совета Федерации и депутатов Госдумы, то он подписывается Президентом в течение 7 дней и подлежит обнародованию.

Так же принятие федеральных конституционных законов подразумевает взаимодействие палат парламента. Конституционный закон считается принятым, когда он одобрен большинством(не менее ѕ голосов) от общего количества членов Совета Федерации и не менее 2/3 голосов от общего количества депутатов Госдумы. Принятый федеральный конституционный закон в срок до 14 дней подписывается главой государства и подлежит обнародованию.

Совет Федерации рассматривает принятые Госдумой федеральные законы по следующим вопросам:

а) статуса и защиты государственной границы Российской Федерации, войны и мира.

б) ратификации и денонсации международных договоров Российской Федерации.

в) финансового регулирования, валютного регулирования, кредитного регулирования, таможенного регулирования, денежной эмиссии.

г) федерального бюджета, налогов и сборов.

Палаты парламента имеют право вносить предложения о положениях и поправках Конституции.

К довольно объемной части совместной работы обеих палат относятся:

1)По одобренным Госдумой проектам о поправках Конституции, федеральных законов, федеральных конституционных законов по определенному профилю комитеты Совета Федерации подготавливают заключения.

2)Предписания, связанные с рассмотрением верхней палатой федеральных конституционных законов, рассмотренных и одобренных нижней палатой.

3)Право верхней палаты к осуществлению законодательной инициативы, которая реализуется в форме внесения в нижнюю палату проектов, таких как: поправки к Конституции, поправки федеральных законов, федеральных конституционных законов, правок к законопроектам, законопроектов об дополнении, изменении или о признании, утратившими силу, актов законодательства Российской Советской Федеративной Социалистической Республики, Союза Советских Социалистических Республик, Российской Федерации.

4)Разработка процедуры преодоления возникших разногласий между палатами парламента из - за отклонения верхней палатой федеральных законов.

5)Одобренные Госдумой проекты федеральных законов и федеральных конституционных законов направляются Председателем верхней палаты в ее комитеты.

В организационно-контрольной сфере взаимодействие палат происходит в виде парламентских слушаний, когда депутаты одной палаты парламента могут присутствовать на заседании другой палаты. Изучая Регламент Совета Федерации, мы можем увидеть, что в 32 статье указывается: комитет или комиссия верхней палаты, при организации слушания, может пригласить депутатов Госдумы. В свою очередь, члены верхней палаты могут присутствовать на любом открытом заседании нижней палаты.

Глава 2. Правительство РФ - орган исполнительной власти

2.1 Состав, структура и аппарат Правительства

Правительство является независимой и самостоятельной ветвью и государственным органом исполнительной власти. Основное назначение этого органа - организация и соблюдение в процессе управленческой деятельности практического исполнения Конституции, федеральных конституционных законов, федеральных законов и других нормативно - правовых актов, создание которых направлено на удовлетворение общественных интересов и регуляцию общественных отношений. Оно осуществляет руководство министерствами и ведомствами, которые действуют в экономической и социально-культурной сферах. Порядок деятельности Правительства определяется федеральным конституционным законом. Оно издает постановления и распоряжения, а так же обеспечивает их исполнение. В случае противоречия их Конституции РФ, федеральным законами указам главы государства, могут быть отменены Президентом.

Исполнительная власть не только исполняет законы, но и распоряжается в пределах предоставления ей законом полномочий: использование распорядительных и контрольных полномочий; издание правовых актов управления; проведение организационных мероприятий; заключение административных договоров.

А так же имеет иерархическую структуру:

· Органы исполнительной власти и организационно-правовые отношения между ними.

· Корпус государственных служащих.

· Юридическую структуру, которая представляется системой норм, определяющие различные по объему компетенцию органов и должностных лиц.

В состав Правительства входят:

1)Председатель (назначается главой государства с согласия Госдумы).

2)Заместители председателя (назначаются на должность и освобождаются от нее Президентом по предложению председателя).

3)Федеральные министры (так же назначаются Президентом по предложению председателя).

Структура федеральных органов исполнительной власти формируется и утверждается указом главы государства по предложению председателя, которое направляется в течение недели после его назначения.

Административная реформа 2004 года уточнила статусы и распределила функции между федеральными агентствами, службами и министерствами, а так же разделила органы исполнительной власти на правительства и ведомства.

Под структурой Правительства так же подразумевается перечень всех государственных органов исполнительной власти (с 21 мая 2012 г):федеральные министерства, службы и агентства. Министерства выполняют обязанности по выработке и реализации государственной политики, а так же принятий нормативно - правовых актов. Службы ведут свою деятельность по контролю и надзору над определенными отраслями. Агентства осуществляют свою деятельность по управлению государственным имуществом и по оказанию государственных услуг.

Федеральные министерства, агентства и службы делятся на 3 вида в зависимости от того, кто руководит их деятельностью:

1.Федеральные министерства, службы и агентства, деятельностью которых руководят подведомственные им федеральные службы и агентства, а так же глава государства (Внутренних дел, гражданской обороны, по контролю за оборотом наркотиков, Управлению делами Президента, Иностранных дел, Юстиции,ФСБ и др.)

2. Федеральные министерства, которыми руководят федеральные службы и агентства, подведомственные им, и Правительство(Здравоохранения, сельского хозяйства, культуры, труда и социальной защиты, спорта, финансов, промышленности и торговли, образования и науки и др.).

3. Федеральные службы и агентства, которыми руководит Правительство(Таможенная служба, государственной статистики, космическое агентство, антимонопольная служба, миграционная служба и др)

Как и в структуру Совета Федерации и Госдумы, в структуру Правительства так же входит орган, который образован для обеспечения деятельности Председателя и Правительства, а так же организует контроль над исполнением Правительством принятых им же решений. Такой орган называется Аппарат Правительства.

Основные функции и задачи Аппарата:

· Контроль над деятельностью Правительства, в основном выполнение органами исполнительной власти поручений Председателя, его заместителей, а так же решений и постановлений Правительства.

· Обеспечивает ведение делопроизводства, а так же организацию протокольных мероприятий, защиту сведений и соблюдения режима их секретности, которые составляют государственную или иную тайну, охраняемую законом.

· Представление интересов Правительства в Верховном и Конституционном судах. готовит для председателя Правительства материалы к его докладам и выступлениям;

· Разработка направлений для реализации внутренней и внешней политики страны.

· Разработка, составление и подготовка экспертных заключений на проекты нормативно - правовых актов и иных документов, которые поступили в Правительство и которым требуется разрешение.

Структура Аппарата правительства включает в себя:

1) Департаменты - руководство Аппарата и его подразделения.

2) Секретариаты заместителей председателя.

На постоянной основе в структуре Аппарата действует Военно-промышленная комиссия при Правительстве.

Руководитель Аппарата назначается главой государства по рекомендации и представлению председателя Правительства.

Как уже было сказано ранее, Аппарат включает в себя 2 подразделения: секретариаты и департаменты. Секретариатов существует всего 3, а департаментов - 22.

Секретариаты:

· Председателя Правительства Дмитрия Медведева.

· Первого заместителя председателя Правительства Игоря Шувалова.

· Заместителей председателя Правительства.

Департаменты Правительства России: Административный; По обеспечению деятельности Военно-промышленной комиссии при Правительстве; Делопроизводства и архива; Пресс-службы и информации; ;Международного сотрудничества; Информационных технологий и связи; Правовой; Образования, науки и высоких технологий; Оборонной промышленности; Государственного управления, регионального развития и муниципального управления; Экономики и финансов; Культуры; Промышленности и инфраструктуры; Социального развития; Агропромышленного комплекса.

2.2 Координационные и совещательные органы исполнительной власти

Правительство делится на координационные и совещательные органы, в состав которых входят Правительственные комиссии, государственные комиссии, Правительственные советы и коллегии, межведомственные комиссии и советы.

Координационные органы называются комиссиями или комитетами. Образуются для обеспечения согласованных действий заинтересованных органов Правительства при разрешении определенных вопросов и задач. Совещательные органы называются советами и создаются для преждевременного рассмотрения вопросов и подготовки по ним предложений и решений, которые носят рекомендательный характер. Эти органы формируются на представительной основе. В их состав входят представители тех органов исполнительной власти, которым необходимо решить вопросы, касающиеся их деятельности. НО так же могут включатся представители палат парламента - Совета Федерации и Госдумы, научных или религиозных организаций, общественных объединений и др. Решения этих органов издаются в виде протоколов заседаний. Принятые решения обязательны для всех перечисленных в нем органов Парламента, если иное не устанавливается федеральным законом или постановлениями Правительства. Решения о создании, организации, реорганизации или изменении комиссий и советов возглавляется либо на Правительство, либо на его Аппарат. Комитеты образуются в целях проведения мероприятий общественного значения в определенные сроки. Решение о создании, организации, реорганизации или изменении осуществляет глава государства или Правительство. Межведомственные комиссии и советы создаются для разрешения вопросов и решения задач межтерриториального или межотраслевого значения. Образование, организация, реорганизация и изменение, а так же назначение их руководителей и состава происходит совместно заинтересованными федеральными органами исполнительной власти. Совместное решение органов исполнительной власти издается в виде распоряжения или приказом, после чего подписывается руководителями этих органов. Эти советы и комиссии возглавляются федеральным министром или его заместителем.

В состав Правительственных комиссий входят комиссии: по бюджетным поправкам на очередной финансовый год или период; по предупреждению банкротства важных государственных стратегических предприятий, организаций и оборонно-промышленного комплекса; по контролю за реализацией иностранных инвестиций в России; по координации деятельности открытого Правительства; по внедрению информационных технологий в деятельность государственных органов и органов муниципальной власти; по недопущению негативных последствий техногенной аварии, вызванной затоплением рудника Верхнекаменского месторождения калийно-магниевых солей в г. Березники; по вопросам социально-экономического северокавказского округа; по разработке и реализации антинаркотических программ, которые обеспечивают интересы РФ в Центральной Азии; по делам соотечественников за рубежом; по вопросам развития электроэнергии; по обеспечению российского присутствия на архипелаге Шпицберген; по развитию телерадиовещания; по вопросам конкуренции и развития среднего и малого предпринимательства; по обеспечению безопасности дорожного движения; по интеграции и экономическому развитию; по инвестиционным проектам, которые имеют региональное, межрегиональное или общегосударственное значение; по территориальному планированию России; по проведению административной реформы; по мониторингу и оперативному реагированию на изменение конъюнктуры продовольственных рынков; +по транспорту и связи; по вопросам биологической и химической безопасности; по вопросам топливно-энергетического комплекса, воспроизводства минерально-сырьевой базы и повышения энергетической эффективности экономики; по предупреждению чрезвычайных ситуаций, их ликвидации и обеспечению пожарной безопасности; по обеспечению безопасности электроснабжения; по развитию жилищного хозяйства; по делам несовершеннолетних и защите их прав; по миграционной политике; по профилактике правонарушений; по вопросам охраны здоровья граждан.

В состав Государственных комиссий входят комиссии: по экспортному контролю РФ; по вопросам социально-экономического развития Дальнего Востока, Республики Бурятия, Забайкальского края и Иркутской области; по вопросам агропромышленного и рыбохозяйственного комплексов; по радиочастотам; пограничная комиссия; трехсторонняя комиссия по регулированию социально-трудовых отношений; по вопросам международной технической и гуманитарной помощи; по вопросам религиозных объединений; по организации подготовки управленческих кадров для организации народного хозяйства России; аттестационная комиссия Правительства РФ; Военно-промышленная комиссия; по законопроектной деятельности; по делам ЮНЕСКО.

В состав Правительственных советов входят советы: по развитию лесного комплекса при Правительстве; по развитию отечественной кинематографии; по грантам Правительства для государственной поддержки научных исследований; по вопросам попечительства в социальной сфере.

В составе коллегий существует лишь один орган - морская коллегия при Правительстве РФ.

Каждый коллегиальный и совещательный орган выполняет свои функции по отдельным отраслям, но может взаимодействовать с другими органами.

2.3 Полномочия Правительства

Правительство осуществляет свою деятельность на основе Конституции РФ, федеральных конституционных законов, федеральных законов и нормативных указов Президента.

Правительство осуществляет свои полномочия в различных сферах общественной жизни.

1)В сфере экономики: обеспечение единства экономического пространства; обеспечение свободы экономической деятельности; свободную продажу товаров, оказание услуг и выдача финансовых средств; прогнозирование социально - экономического развития; разработка и воплощение программы развития экономических отраслей, которые находятся в приоритете; осуществляет управление федеральной собственностью; принимает меры по защите интересов отечественных производителей товаров, исполнителей работ и услуг; а так же разработка и реализация государственной политики в сфере международного сотрудничества. верхний палата государственный дума

2)В сфере финансовой, денежной, кредитной и бюджетной политике: проведение финансовой политики; разработка федерального бюджета и его реализация; предоставление Госдуме отчетов о своей деятельности; регулирует рынок ценных бумаг; осуществляет валютный контроль и валютное регулирование; разрабатывает и реализует налоговую политику; управляет государственным внешним и внутренним долгом России; осуществляет меры по проведению единой политики цен.

3)В сфере образования, науки и культуры: поддерживает развитие науки; определяет направления общего и высшего образования; проводит единую государственную политику в области образования; развивает систему бесплатного образования; поддерживает культуру и сохранение культурного наследия.

4)В сфере социальной политики: проводит единую социальную политику; исполняет трудовые права граждан; разрабатывает программы по снижению безработицы; проводит миграционную политику; реализует молодежную политику.

5)В сфере борьбы с преступностью: обеспечивает безопасность государства, общества и личности; проводит укрепление кадров правоохранительных органов; обеспечивает деятельность органов судебной власти; проводит меры по обеспечению законности, прав и свобод граждан; проводит меры по охране собственности и общественного порядка; проводит программу борьбы с преступностью и общественно-опасными явлениями.

6)Обеспечение государственной безопасности и обороны страны: организация оснащение военной техникой, оружием и материальными средствами; выполнение государственных целевых программ; подготовка граждан по военным специальностям; принятие мер по охране государственной границы России; руководство гражданской обороны; предоставление социальных гарантий для военнослужащих.

7)В сфере природопользования и охраны окружающей среды: обеспечение экологической безопасности; организует деятельность по охране природы; проводит меры по рациональному использованию природных ресурсов; контролирует деятельность по предотвращению природных катастроф, аварий, стихийных бедствий и их ликвидации.

8)В сфере внешней политики международных отношений: обеспечивает посольство и представителей страны в иностранных государствах и международных организациях; контролирует выполнение обязательств России по международным договорам; защищает граждан России за ее пределами; контролирует внешнеэкономическую деятельность; заключает международные договоры России.

На основании Конституции РФ и других нормативно - правовых актов издает постановления и распоряжения, а так же контролирует обеспечение их исполнения. В случае противоречия данный нормативно-правовых актов и иных документов Правительства Конституции, федеральным законам и указам Президента могут быть отменены главой государства. Перед вновь избранным Президентом Правительство слагает свои полномочия.

Правительство может подать в отставку, которая принимается или отклоняется главой государства. Он может принять или отклонить решение об отставке Правительства.

Госдума может выразить недоверие Правительству. Постановление о недоверии принимается большинством голосов от общего числа депутатов нижней палаты парламента. После выражения недоверия Правительству глава государства вправе объявить об отставке Правительства или не согласиться с решением Думы. В случае если Госдума в течение 3 месяцев повторно выразит недоверие Правительству, то в такой ситуации глава государства либо объявляет об отставке Правительства, либо распускает Государственную Думу.

Однако и Председатель Правительства может поставить перед Госдумой вопрос о доверии Правительству. Если в доверии отказано, Президент в течение семи дней принимает решение об отставке Правительства или о роспуске Государственной Думы и назначении новых выборов.

В случае отставки или сложения полномочий Правительство по поручению Президента продолжает действовать до сформирования нового Правительства.

Глава 3. Взаимодействие органов власти РФ

3.1 Взаимодействие Федерального Собрания и Президента РФ

В своей курсовой работе я так же хочу рассмотреть процесс взаимодействия Парламента и Президента, так как многие процессах своей деятельности совместная их работа необходима. Взаимодействие Парламента и главы государства происходит не только в законодательном процессе, но и в общем осуществлении своих полномочий.

Глава государства каждый год обращается к парламенту, что бы узнать об основных направлениях внутренней и внешней политики страны, после чего мы видим по телевидению в новогоднюю ночь выступление Президента с посланием о положении страны, узнаем общие итоги уходящего года, а так же о формирующихся целях и задачах, которые следует взять как ориентиры в деятельности всех государственных органов.

Постоянное взаимодействие Президента с Парламентом заключается в праве главы государства выступать с законодательной инициативой, а так же подготавливать и вносить в Госдуму проекты федеральных законов, присутствовать и участвовать в заседаниях палат. Так же глава государства решает кадровые вопросы, касающиеся назначение лиц на должность членов палат парламента.

Во взаимодействии Президента и Федерального Собрания существует "система сдержек и противовесов". Она заключается в праве главы государства наложить вето на одобренный парламентом федеральный закон.

Президент подписывает и обнародует решения о поправках федеральных конституционных законов, Конституции, федеральных законов.

Он вправе распустить Госдуму, если она выразила недоверие Правительству, а Президент не согласен с ее решением, или в случае, если Госдума в течении 3 месяцев дважды выразила недоверие Правительству.

Нижняя палата Парламента может выдвинуть обвинения против главы государства для отрешения его от должности, а верхняя палата обладает полномочием отрешения Президента от должности главы государства.

Палаты Парламента осуществляют взаимодействие с Президентом и по другим вопросам, входящим в их компетенцию.

3.2 Взаимодействие Правительства и Президента РФ

Я считаю, что нельзя рассматривать взаимодействие законодательного и исполнительного органов государственной власти, не рассмотрев так же взаимодействие Президента и Правительства, ведь многие процессы их совместной деятельности не могут обходиться без участия Президента, как, например, законодательный процесс.

Полномочия и обязанности главы государства прописаны и закреплены в Конституции. Прежде всего, Президент - гарант прав и свобод гражданина России. Но, помимо этого он является так же представителем России во взаимоотношениях с другими государствами, высшим должностным лицом государственной власти.

Полномочия Президента:

· Обеспечение согласованности, взаимодействия и функционирования всех органов государственной власти - законодательных, исполнительных и судебных.

· Имеет право присутствовать и выступать на заседаниях Правительства и Президиума Правительства.

· Осуществляет руководство и контроль за деятельностью органов исполнительной власти, которые занимаются рассмотрением вопросов внутренних дел, юстиции, иностранных дел, вопросами безопасности страны, обороны страны. Руководство осуществляется либо лично Президентом, либо непосредственно через министров.

· Распределяет функции между федеральными органами исполнительной власти,

· Переустанавливает функции органов исполнительной власти, в случае если изменяется их система и структура.

· Контролирует и координирует деятельностью исполнительной власти.

· Отменяет постановления и распоряжения Правительства, если они противоречат Конституции или федеральным законам и другим нормативно - правовым актам.

· Временно предоставляет Председателю Правительства право исполнения своих обязанностей.

· Имеет право подать документ об отставке Правительства и сложение им своих полномочий.

· Имеет право принять или отклонить документ Правительства об отставке.

· Предоставляет право Правительству, уходящему в отставку, продолжать свою деятельность до формирования нового Правительства.

3.3 Взаимодействие Федерального Собрания и Правительства РФ

Для реализации государственной политики, а так же регулирования многих аспектов общественной деятельности, совместная организация работы парламента и правительства просто необходима. В принципе, эти органы государственной власти и создаются для осуществления государственной политики. Большую роль во взаимодействии парламента и правительства играет законодательный процесс.

Правительству принадлежит право законодательной инициативы в Федеральном Собрании и осуществляется посредством внесения законопроектов в его нижнюю палату. Проекты вносятся в Госдуму в соответствии с ее Регламентом.

Проекты федеральных законов, которые разрабатываются Правительством, обязательно направляются им в органы государственной власти субъектов. Оно дает письменные заключения на законопроекты о введении, отмене налогов или освобождения от их уплаты, о выпуске государственных займов, изменении финансовых обстоятельств государства, а так же на законопроекты, расходы которых покрываются за счет федерального бюджета. Заключение исполнительного органа государственной власти направляются в нижнюю палату парламента на срок не более 1 месяца со дня поступления проекта в Правительство, но этот срок может быть продлен.

...

Подобные документы

    Совет Федерации: структура, функции, цели и задачи деятельности. Государственная дума как нижняя палата парламента, орган законодательной власти - Федерального Собрания Российской Федерации. Полномочия и статус Государственной думы, ее основные созывы.

    презентация , добавлен 08.10.2014

    Источник власти в РФ. Роспуск Государственной Думы Федерального Собрания. Отправка Правительства в отставку. Досрочное прекращение полномочий Президента. Причины пересмотра Конституции. Права Конституционного Собрания. Осуществление судебной власти.

    тест , добавлен 27.01.2015

    Осуществление законодательной власти парламентом страны. Сущность и статус Федерального Собрания как официального представительного органа многонационального государства. Структура, формирование и полномочия Совета Федерации и Государственной Думы.

    курсовая работа , добавлен 27.01.2011

    Понятие парламента, двухпалатная структура Федерального Собрания. Порядок формирования палат Федерального Собрания Российской Федерации и Государственной Думы. Компетенция Совета Федерации и Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации.

    курсовая работа , добавлен 26.01.2011

    Конституционно-правовые основы организации и деятельности Федерального Собрания Российской Федерации. Полномочия Государственной Думы, принятие ею постановлений. Взаимодействие палат Федерального Собрания РФ. Функции и задачи деятельности Правительства.

    дипломная работа , добавлен 31.03.2018

    Зарождение элементов представительного правления в Российском государстве IX - XVIII вв. Конституционно правовое положение палат Федерального Собрания. Порядок избрания, состав, компетенция, статус депутата Государственной Думы и члена Совета Федерации.

    курсовая работа , добавлен 03.04.2014

    Исторические аспекты и правовые основы становления российского парламента. Внутренняя организация, порядок формирования и полномочия Совета Федераций Федерального Собрания РФ, его взаимодействие с Государственной Думой в законодательном процессе.

    дипломная работа , добавлен 23.02.2011

    Высшие законодательные органы Российской Федерации. История Государственной Думы России. Процедуры назначения должностных лиц, вопросы внутреннего распорядка. Конституционный статус Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации.

    курсовая работа , добавлен 24.01.2011

    Федеральное Собрание как парламент Российской Федерации. Особенности полномочий Совета Федерации Федерального Собрания РФ. Характеристика, регламент и особенности полномочий Государственной Думы. Назначение на должность Председателя Счетной палаты.

    курсовая работа , добавлен 24.12.2010

    Правительство в системе государственной власти Российской Федерации, его структура и состав. Взаимоотношения Правительства с Президентом и палатами Федерального Собрания, его компетенция и институт ответственности. Исполнительная власть субъектов.

Взаимоотношения Совета Федерации и Государственной Думы. В области законотворчества Совет Федерации занимает по отношению к Государственной Думе подчинённую роль. Любые законы сначала вносятся в Государственную Думу и лишь после одобрения нижней палатой поступают на рассмотрение Совета Федерации. Обязательному рассмотрению в Совете Федерации подлежат принятые Государственной Думой федеральные законы по вопросам: федерального бюджета; федеральных налогов и сборов; финансового валютного кредитного таможенного регулирования денежной эмиссии;...


Поделитесь работой в социальных сетях

Если эта работа Вам не подошла внизу страницы есть список похожих работ. Так же Вы можете воспользоваться кнопкой поиск


76. Взаимоотношения Совета Федерации и Государственной Думы.

В области законотворчества Совет Федерации занимает по отношению к Государственной Думе подчинённую роль. Любые законы сначала вносятся в Государственную Думу, и лишь после одобрения нижней палатой поступают на рассмотрение Совета Федерации.

Обязательному рассмотрению в Совете Федерации подлежат принятые Государственной Думой федеральные законы по вопросам: федерального бюджета; федеральных налогов и сборов; финансового валютного, кредитного, таможенного регулирования, денежной эмиссии; ратификации и денонсации международных договоров Российской Федерации; статуса и защиты государственной границы Российской Федерации; войны и мира.

При рассмотрении принятых Государственной Думой законов, Совет Федерации не имеет права внесения поправок, а может либо одобрить, либо отклонить закон в целом.

В случае отклонения Советом Федерации проекта федерального конституционного закона, вето не может быть преодолено Государственной Думой.

Совет Федерации фактически рассматривает законы, принятые Думой, одобряет или не одобряет их. Принятый федеральный закон в течение 5 дней направляется Президенту России, который в течение четырнадцати дней подписывает федеральный закон и обнародует его. Члены Совета Федерации и депутаты Государственной Думы имеют право законодательной инициативы. Группа численностью не менее одной пятой членов Совета Федерации или депутатов Государственной Думы может вносить предложения о поправках и пересмотре положений Конституции РФ.

Члены Совета Федерации и депутаты Государственной Думы пользуются правом решающего голоса по всем вопросам, рассматриваемым палатами Федерального Собрания, комитетом, комиссией палаты, членами которых они являются. Член Совета Федерации вправе присутствовать на всех заседаниях Государственной Думы, а депутат Государственной Думы – на всех заседаниях Совета Федерации.

Члены Совета Федерации и депутаты Государственной Думы – индивидуально или группой – вправе направлять обращения и запросы в Правительство РФ, Генеральному

прокурору, Председателю Центрального банка, руководителям федеральных органов государственной власти, иных органов государственной власти и органов местного самоуправления по кругу вопросов, входящих в компетенцию этих органов и должностных лиц. Запрос вносится на заседании палаты в письменной форме. Орган, должностное лицо, которому направлено обращение, должны дать ответ на него в устной или письменной форме не позднее чем через 15 дней со дня его получения или в иной, согласованный с членом Совета Федерации, группой членов Совета Федерации срок.

По вопросам своей деятельности члены Совета Федерации и депутаты Государственной Думы пользуются правом безотлагательного приема руководителями и другими должностными лицами расположенных на территории Российской Федерации органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций, общественных объединений, лицами начальствующего состава Вооруженных Сил РФ, других войск и воинских формирований.

Члены Совета Федерации и депутаты Государственной Думы имеют преимущественное право выступать по вопросам их деятельности в государственных средствах массовой информации. При этом материалы, представляемые ими по поручению соответствующих палат, комитетов и комиссий палат, а также депутатских объединений в Государственной Думе, подлежат обязательному опубликованию или распространению через государственные средства массовой информации не позднее семи дней после обращения. Редактирование представленных материалов без согласия авторов не допускается.

Члены Совета Федерации и депутаты Государственной Думы обладают неприкосновенностью в течение всего срока их полномочий. Они не могут быть привлечены к уголовной или к административной ответственности, налагаемой в судебном порядке, задержаны, арестованы, подвергнуты обыску без согласия соответствующей палаты Федерального Собрания, кроме случаев задержания на месте преступления, а также подвергнуты личному досмотру, за исключением случаев, когда это предусмотрено федеральным законом для обеспечения безопасности других людей. Неприкосновенность парламентариев распространяется на их жилые, служебные помещения, багаж, личные и служебные транспортные средства, переписку, используемые ими средства связи, а также на принадлежащие им документы.

Другие похожие работы, которые могут вас заинтересовать.вшм>

21569. Совет Федерации Федерального Собрания: конституционный статус, эволюция механизма формирования, организационное устройство на современном этапе. Акты Совета Федерации 29.62 KB
Принцип верхней и нижней палат, характеризующий парламентское устройство в Российской Федерации, обусловливает значительную самостоятельность Государственной Думы и Совета Федерации (различны их полномочия, осуществляемое ими представительство, заседания проводятся раздельно и т.д.). В особо значимых случаях, установленных Конституцией РФ, палаты работают как единое целое и могут собираться совместно для заслушивания посланий Президента Российской Федерации, посланий Конституционного Суда Российской Федерации, выступлений руководителей иностранных государств.
6858. Порядок определения результатов выборов депутатов Государственной Думы 6.67 KB
Сразу же после окончания голосования в тот же день после 20 ч по местному времени участковые избирательные комиссии начинают подсчет голосов избирателей по числу бюллетеней опущенных в урну и заносят результаты такого подсчета в протокол. Все протоколы по результатам голосования подписываются всеми членами с правом решающего голоса соответствующей избирательной комиссии. Протоколы с результатами голосования по избирательным участкам направляются в территориальные избирательные комиссии которые в свою очередь суммируют полученные...
6854. Порядок выдвижения кандидатов в депутаты Государственной Думы и на должность Президента РФ 8.42 KB
Порядок выдвижения кандидатов в депутаты Государственной Думы и на должность Президента РФ. Выдвижение кандидатов на выборах может быть в порядке: 1 самовыдвижения; 2 выдвижения кандидатов политической партией избирательным блоком по одномандатным избирательным округам; 3 выдвижения федерального списка кандидатов политической партией избирательным блоком. Выдвижение кандидатов политической партией избирательным блоком по одномандатным избирательным округам Решение о выдвижении кандидатов по одномандатным избирательным округам...
6870. Внутренняя структура, Регламент и организация работы Совета Федерации 8.55 KB
Внутренняя структура Регламент и организация работы Совета Федерации. Совет Федерации в нем работают назначенные представители от всех субъектов Федерации по человека от каждого региона. Структура Совета Федерации: Председатель Совета Федерации и его заместители они избираются членами палаты и не могут представлять один и тот же субъект РФ; 2 комитеты Совета Федерации по отдельным вопросам деятельности Совета Федерации их численность не может быть менее 10 человек причем все члены палаты обязательно должны входить в один из...
13814. Запреты, связанные с прохождением государственной гражданской службы в Российской Федерации 29.43 KB
Общие положения о государственной гражданской службе в РФ. Понятие государственной гражданской службы в Российской Федерации и ее функции. Принципы государственной гражданской службы в Российской Федерации. Ограничения связанные с прохождением государственной гражданской службы в Российской Федерации.
19535. Методы органов по вопросам государственной службы субъектов Российской Федерации 16.35 KB
Понятие и сущность управления государственной службы. Основные методы управления государственной службой. Методы органов по вопросам государственной службы субъектов Российской Федерации. Введение Важнейшим условием нормального функционирования и развития государственной службы является управление ею.
5484. Полномочия органов государственной власти Российской Федерации в области охраны труда 21.72 KB
С целью сохранения жизни и здоровья работников создана служба охраны труда и чтобы она успешно выполняла свои функции за этой службой необходим постоянный государственный надзор, полномочия которого не безграничны, а зачастую недостаточны для эффективного контроля выполнения всех требований обеспечения безопасности на рабочих местах
19196. Изменения законодательства о выборах в законодательные органы государственной власти в Российской Федерации и Тюменской области 49.73 KB
Изменения законодательства о выборах в законодательные органы государственной власти в Российской Федерации и Тюменской области. Российское законодательство о выборах в законодательные органы государственной власти субъектов Российской Федерации...
1338. Взаимодействие органов государственной власти и органов власти субъектов Российской Федерации с органами местного самоуправления 65.83 KB
Взаимодействие органов государственной власти и органов власти субъектов Российской Федерации с органами местного самоуправления. Взаимодействие органов государственной власти Российской Федерации с органами местного самоуправления....
18189. Взаимоотношения в семье 102.23 KB
Семья как социальная среда развития ребенка 6-7 лет. Особенности качеств ребенка младшего школьного возраста. Опытно-экспериментальная работа по исследованию влияния взаимоотношений в семье на развитие личности ребенка. Пути воспитания личностных качеств ребенка в семье.

Конституция закрепляет следующие формы взаимоотношений Правительства с Государственной Думой:

а) Правительство разрабатывает и представляет Думе проект федерального бюджета и отчитывается о его исполнении;

б) законопроекты о введении или отмене налогов, о выпуске государственных займов, которые предусматривают расходы, пок­рываемые за счет федерального бюджета, могут быть внесены на рассмотрение Думы только при наличии заключения Прави­тельства;

в) Правительство имеет право законодательной инициативы и проводит значительную работу по подготовке законопроектов;

г) Президент согласует с Думой назначение Председателя Правительства;

д) Дума по своей инициативе или по инициативе Правительст­ва решает вопрос о доверии ему.

Государственная Дума руководит Правительством, как и дру­гими органами государственной власти, путем издания законов, определяющих их задачи, компетенцию, подчиненность. Прави­тельство не подчинено Думе - оно исполняет законы, принятые Думой; оно подчиняется Конституции и законам.

Для обеспечения взаимодействия с палатами Федерального Собрания Правительством образовано специальное представи­тельство. В него входят статс-секретари (заместители федераль­ных министров) и другие лица, назначенные Правительством.

Правительство координирует с палатами и комиссиями Госу­дарственной Думы и Совета Федерации законопроектные рабо­ты в системе исполнительной власти, оказывает информацион­ную поддержку их законотворческой деятельности. В задачу статс-секретарей и Правительства в целом входит обеспечение подготовки предложений и замечаний Правительства по зако­нопроектам, организация работы с обращениями депутатов па­лат Федерального Собрания, анализ результатов реализации принятых законов.

Глава государства - Президент - наделен большими полно­мочиями в отношении исполнительной власти и Правительства. Без какого-либо преувеличения можно утверждать, что он явля­ется и главой исполнительной власти.

19 июня 1994 г. Президент издал Указ «Об обеспечении взаи­модействия Президента Российской Федерации и Правительст­ва Российской Федерации^, в котором закреплено, что законо­проекты, вносимые Президентом в Государственную Думу и затрагивающие вопросы, отнесенные к компетенции Правительст­ва, а также требующие в соответствии с ч. Зет. 104 Конституции РФ заключения Правительства, направляются ему на согласова­ние (на заключение), а законойроекты, вносимые в Государствен­ную Думу Правительством и затрагивающие вопросы, отнесен­ные к полномочиям Президента, направляются в Администрацию Президента на согласование.

Проекты постановлений, принятие которых предусмотрено актами Президента; проекты решений, рассмотренных на заседании Правительства под его председательством; проекты реше­ний, принимаемых Правительством в пределах его компетенции по относимым Конституцией к ведению Президента вопросам прав и свобод человека и гражданина, охраны суверенитета Россий­ской Федерации, ее независимости и государственной целостности, определения основных направлений внутренней и внешней по­литики, руководства внешней политикой, осуществления функ­ций Верховного Главнокомандующего Вооруженными Силами Рос­сийской Федерации направляются в Администрацию Президента для согласования.


Проекты решений Правительства по кадровым вопросам фе­деральных органов исполнительной власти, подведомственных Президенту, подлежат согласованию с Советом по кадровой по­литике при Президенте.

Положения о федеральных органах исполнительной власти, подведомственных Президенту, утверждаются им, а вопросы штатной численности этих федеральных органов согласовыва­ются с Правительством.

Анализ содержания Конституции показывает, что Президенту в этой сфере принадлежат верховная власть, самые важные пол­номочия: Правительство ему подчинено полностью (Президент его образует, определяет содержание его деятельности, может отправить в отставку, отменить его акты, воздействовать на его деятельность иными способами). Кроме того, Президент несет ответственность перед страной за работу Правительства. Кон­ституционные нормы не позволяют считать Президента РФ гла­вой законодательной и, тем более, судебной власти, хотя в отно­шении каждой из них глава государства обладает определенными полномочиями, но они не столь велики, как его полномочия по руководству исполнительной властью.

СОВРЕМЕННОЕ ПРАВО №7 2011 Страницы в журнале: 26-28

С.М. ГАБИЕВА,

кандидат юридических наук, доцент кафедры конституционного и муниципального права Дагестанского государственного университета,

М.З. БАСРИЕВА,

аспирант кафедры конституционного и муниципального права Дагестанского государственного университета

Рассматриваются проблемы взаимодействия Совета Федерации Федерального собрания Российской Федерации с другими органами государственной власти в обеспечении единого правового пространства Российской Федерации. Отмечается, что одной из причин недостаточной эффективности функционирования власти в настоящее время является несбалансированность властных полномочий внутри государственной системы.

Ключевые слова: государственная власть, правовое пространство, российская государственность, взаимодействие, Совет Федерации, законотворчество.

Interaction of the Federation Council of Federal Meeting of the Russian Federation with other public authorities in maintenance of uniform legal space

Gabieva S., Basrieva M.

Problems of interaction of the Federation Council of Federal meeting of the Russian Federation with other public authorities in maintenance of uniform legal space in the Russian Federation are considered. It is noticed that one of the reasons of insufficient efficiency of functioning of the power now is imbalance of imperious powers in the state system.

Keywords: the government, legal space, the Russian statehood, interaction, the Federation Council, lawmaking.

Исследование взаимодействия органов государственной власти очень важно в федеративном государстве, когда проблемы обеспечения единого правового пространства актуализируются по причине наличия двух уровней государственной власти с соответствующими правотворческими полномочиями.

В системе взаимоотношений органов государственной власти особое место занимает Совет Федерации Федерального собрания Российской Федерации - как орган, который, с одной стороны, являясь верхней палатой российского парламента, реализует законотворческие полномочия, а с другой - осуществляет, по сути, представительство интересов субъектов Российской Федерации на федеральном уровне.

В первую очередь надо отметить, что необходимым условием существования правового демократического государства является признание и реализация принципа разделения властей.

Сама идея разделения властей возникла в Древней Греции. Так, еще Аристотель писал, что в любом государстве имеется «три элемента: первый - законосовещательный орган о делах государства, второй - магистратуры (именно: какие магистратуры должны быть вообще, какие из них главные, каков должен быть способ их замещения), третий - судебные органы». В дальнейшем в работах Дж. Локка, Ш. Монтескье, И. Канта, Г.Ф. Гегеля и Т. Джефферсона эта идея получила свое развитие. Ученые сформулировали идею о необходимости разделения государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную, положив начало классической теории разделения властей.

Принцип разделения властей означает, что ни одному из государственных органов не принадлежит вся государственная власть в полном объеме. Каждый из них осуществляет только присущую ему функцию и не имеет права подменять деятельность другого органа.

Целью данного принципа является недопущение возможных злоупотреблений и возникновения тоталитарного управления, не связанного с правом. Законодательная власть принимает законы, облекая в них основные направления внутренней и внешней политики, обеспечивает верховенство закона в обществе. Исполнительная власть призвана реализовывать нормы права, принятые законодателем. К полномочиям судебной власти относится охрана права от любых нарушений через осуществление правосудия.

В современной теории конституции в отношении структуры органов государства, их взаимодействия обнаруживаются новые тенденции. Т.Я. Хабриева и В.Е. Чиркин среди прочих направлений развития принципа разделения властей выделяют более тесное сотрудничество главы государства, парламента и правительства и субсидиарность при реализации государственных полномочий.

Как отмечалось выше, в системе взаимоотношений органов государственной власти особое место занимает Совет Федерации, анализ взаимодействия которого с другими органами государственной власти играет важную роль в обеспечении единого правового пространства Российской Федерации.

Д.Ш. Пирбудагова и В.Т. Азизова так определяют единое правовое пространство: «Правовое пространство - это сфера регламентации юридическими нормами моделей правомерного поведения государства, его составных частей и граждан в пределах территории данного государства и конкретного исторического времени». Далее авторы раскрывают содержание категории «правовое пространство» через его признаки:

Суверенитет государства над всей его территорией;

Непрерывность, однородность, целостность правового пространства;

Территориальная ограниченность;

Системно-структурный характер;

Внутреннее единство;

Внешнее единство;

Преемственность.

Совет Федерации как орган государственной власти, наделенный законодательными полномочиями, в своей деятельности должен опираться на эти принципы, в том числе сотрудничая с другими органами государственной власти. Взаимодействие это основано на реализации соответствующих полномочий.

Совет Федерации и Государственная дума Федерального собрания Российской Федерации. Поскольку законодательную власть на федеральном уровне в России осуществляет Федеральное собрание Российской Федерации, состоящее из двух палат, то, безусловно, именно они наиболее тесно взаимодействуют между собой. Выполняя представительскую функцию, Совет Федерации выражает на федеральном уровне интересы субъектов Российской Федерации, играя роль своего рода «палаты российских регионов». Кроме того, как отмечает А.А. Вихарев, ему присуща специфическая для всех верхних палат функция сдерживания нижней палаты парламента. В этой роли Совет Федерации выступает элементом внутрипарламентской системы сдержек и противовесов.

Совет Федерации и Президент РФ. Сотрудничество Совета Федерации и Президента РФ затрагивает разнообразные направления, однако оно касается прежде всего вопросов законотворческой деятельности, в том числе в части повторного рассмотрения законов, отклоненных Президентом РФ.

Совет Федерации и Правительство РФ.

Основы взаимоотношений палат Федерального собрания с Правительством РФ заложены в Конституции РФ и развиваются в Федеральном конституционном законе от 17.12.1997 № 2-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации», в регламентах Совета Федерации и Государственной думы, в других правовых актах.

В отношении взаимодействия указанных органов следует отметить несколько моментов. Правительство РФ обладает правом законодательной инициативы посредством внесения законопроектов в Государственную думу. Оно вправе также предлагать поправки в находящиеся на рассмотрении в Государственной думе законопроекты.

Правительство РФ дает письменные заключения на законопроекты о введении или об отмене налогов, об освобождении от их уплаты, о выпуске государственных займов, об изменении финансовых обязательств государства и на законопроекты, предусматривающие расходы, покрываемые за счет федерального бюджета. Оно также может направлять в палаты Федерального собрания официальные отзывы о рассматриваемых палатами федеральных законах и законопроектах. Официальные отзывы Правительства РФ подлежат обязательному оглашению или распространению при рассмотрении федеральных законов и законопроектов на заседаниях Совета Федерации или Государственной думы.

Вместе с тем следует отметить более активное взаимодействие Правительства РФ с нижней палатой Федерального собрания - Государственной думой. Это проявляется прежде всего в более широком объеме контрольных полномочий Государственной думы. К примеру, обе палаты парламента обладают правом на проведение собственных расследований по наиболее общественно значимым вопросам, но лишь перед Государственной думой в соответствии с п. «в» ст. 103 Конституции РФ Правительство РФ обязано ежегодно отчитываться.

Совет Федерации и органы государственной власти субъектов Российской Федерации. Наиболее остро проблемы обеспечения единого правового пространства проявляются на уровне законодательства субъектов Российской Федерации, которое должно ограничиваться рамками полномочий субъектов, при условии непротиворечия Конституции РФ и федеральному законодательству. Именно поэтому особенно важна деятельность Совета Федерации по взаимодействию с органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

Поскольку Совет Федерации представляет собой одну из палат федерального законодательного органа, взаимодействие в основном касается законодательных органов субъектов Российской Федерации. Специально для активизации этого направления был создан Совет по взаимодействию Совета Федерации Федерального собрания Российской Федерации с законодательными (представительными) органами государственной власти субъектов Российской Федерации, так называемый Совет законодателей (Положение от 21 мая 2002 г.).

Основной задачей данного органа является обеспечение единого правового пространства Российской Федерации, координация законотворческой деятельности законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации и обмен опытом.

В рамках деятельности Совета законодателей проводятся дни Совета Федерации в субъектах Российской Федерации, дни субъектов Российской Федерации в Совете Федерации, различного рода выездные мероприятия комитетов, комиссий Совета Федерации.

Для более эффективного взаимодействия Н.И. Шаклеин предлагает ряд мер по закреплению в Конституции РФ принципа единства законодательных (представительных) органов государственной власти Российской Федерации и ее субъектов, которые, на взгляд автора, позволят обеспечить их сотрудничество в сфере законотворчества и осуществление контроля над реализацией принятых законов. Среди возможных форм закрепления данного принципа предлагаются:

Введение института совместной законодательной инициативы регионов;

Предварительная экспертиза проектов федеральных законов, вносимых субъектами Российской Федерации;

Активизация советов законодателей по федеральным округам и их взаимодействие с парламентом Российской Федерации.

В целом относительно взаимодействия Совета Федерации с другими органами государственной власти в аспекте обеспечения единого правового пространства следует отметить, что осуществляется оно прежде всего в законодательном процессе и зависит от степени вовлеченности в него различных органов.

Однако, думается, следует согласиться с С.С. Козловым в том, что современное состояние российской государственности характеризуется недостаточной эффективностью функционирования власти. Одной из причин такого положения является несогласованность властных полномочий внутри нынешней государственной системы. Формой проявления несбалансированности полномочий выступает недостаточное взаимодействие органов государственной власти, и, как следствие этого, - существующие проблемы обеспечения единого правового пространства.

В заключение можно сделать следующие выводы:

1) исследование взаимодействия Совета Федерации с другими органами государственной власти имеет большое значение, поскольку оно играет важную роль в обеспечении единого правового пространства России;

2) необходимо выработать эффективные механизмы взаимодействия законодательных (представительных) органов государственной власти Российской Федерации и субъектов Российской Федерации для полноценного единства в сфере законотворчества и осуществлять строгий контроль реализации принятых законов.

Библиография

1 Исследование выполнено при поддержке Федеральной целевой программы «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России» (мероприятие 1.2.2, проект «Обеспечение единого правового пространства Российской Федерации: мониторинг регионального законодательства»), конкурс НК-160П.

2 Аристотель. Политика. IV, 11, 1, 12, 97 и 30.

3 См.: Хабриева Т.Я., Чиркин В.Е. Теория современной конституции. - М., 2005. С. 273.

4 Пирбудагова Д.Ш., Азизова В.Т. Теоретические и методологические аспекты обеспечения единого правового пространства Российской Федерации: Учеб. пособие. - Махачкала, 2010. С. 118.

5 См.: Вихарев А.А. Совет Федерации Федерального собрания Российской Федерации: вопросы конституционной теории и практики: Автореф. дис. … канд. юрид. наук. - Екатеринбург, 2002.

6 См.: Шаклеин Н.И. Конституционно-правовой статус федерального и региональных парламентов Российской Федерации и проблемы его совершенствования: сравнительно-правовое исследование: Автореф. дис. … д-ра юрид. наук. - М., 2010.

7 См.: Козлов С.С. Конституционно-правовой механизм взаимодействия парламента с другими органами государственной власти и местного самоуправления: Автореф. дис. … канд. юрид. наук. - СПб., 2003. С. 10.

Поделитесь статьей с коллегами:

Просмотров