Защита населения в чрезвычайных ситуациях. Защита населения при ЧС. Принципы и способы защиты Основные принципы защиты населения от чс

Основные принципы защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций

1. Мероприятия, направленные на предупреждение ЧС, а также на минимизацию размеров ущерба и потерь в случае их возникновения, проводятся заблаговременно.
2. Планирование и осуществление мероприятий в данной области проводятся с учетом экономических, природных и иных характеристик, особенностей территорий и степени реальной опасности возникновения ЧС.
3. Объем и содержание мероприятий по защите населения и территорий от ЧС определяются исходя из принципа необходимой достаточности и максимально возможного использования имеющихся сил и средств, включая силы и средства гражданской обороны.
4. Ликвидация ЧС осуществляется силами и средствами организаций, органов местного самоуправления, органов исполнительной власти субъектов РФ, на территориях которых сложилась ЧС. При недостаточности вышеуказанных сил и средств привлекаются силы и средства федеральных органов исполнительной власти.
5. Силы и средства гражданской обороны привлекаются к организации и проведению мероприятий по предотвращению и ликвидации ЧС федерального и регионального характера.

Полномочия органов государственной власти и органов местного самоуправления в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций

Президент России:
1) определяет в соответствии со статьей 80 Конституции РФ и федеральными законами основные направления государственной политики и принимает иные решения в области защиты населения и территорий от ЧС;
2) вносит на рассмотрение Совета Безопасности РФ и принимает с учетом его предложений решения по вопросам предупреждения и ликвидации ЧС, а также по вопросам преодоления их последствий;
3) вводит при ЧС в соответствии со статьями 56 и 88 Конституции РФ при обстоятельствах и в порядке, предусмотренных федеральным конституционным законом, на территории РФ или в отдельных ее местностях чрезвычайное положение;
4) принимает решение о привлечении при необходимости к ликвидации ЧС Вооруженных Сил РФ, других войск и воинских формирований.


Федеральное Собрание РФ:
1) обеспечивает единообразие в законодательном регулировании в области защиты населения и территорий от ЧС;
2) утверждает бюджетные ассигнования на финансирование деятельности и мероприятий в указанной области;
3) проводит парламентские слушания по вопросам защиты населения и территорий от ЧС.


Правительство РФ:
1) издает постановления и распоряжения в области защиты населения и территорий от ЧС и обеспечивает их исполнение;
2) организует проведение научных исследований в области защиты населения и территорий от ЧС;
3) организует разработку и обеспечивает выполнение специальных федеральных программ в области защиты населения и территорий от ЧС федерального характера;
4) определяет задачи, функции, порядок деятельности, права и обязанности федеральных органов исполнительной власти в области защиты населения и территорий от ЧС, осуществляет руководство единой государственной системой предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС);
5) обеспечивает создание федеральных резервов финансовых и материальных ресурсов для ликвидации ЧС федерального характера, а также определяет порядок использования указанных резервов;
6) устанавливает и контролирует процесс производства, режим хранения, условия перевозки и порядок использования радиоактивных и других особо опасных веществ, соблюдение при этом необходимых мер безопасности;
7) устанавливает классификацию ЧС и полномочия исполнительных органов государственной власти по их ликвидации;
8) определяет порядок привлечения Войск гражданской обороны РФ к ликвидации ЧС;
9) определяет порядок сбора информации в данной области, порядок обмена указанной информацией между исполнительными органами государственной власти, а также органами управления, специально уполномоченными на решение задач в области защиты населения и территорий от ЧС;
10) определяет порядок предоставления участков для установки и (или) установки специализированных технических средств оповещения и информирования населения в местах массового пребывания людей.


Органы государственной власти субъектов РФ принимают в соответствии с федеральными законами законы и иные нормативные правовые акты в области защиты населения и территорий от ЧС межмуниципального и регионального характера.


В целом, функции органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления в области защиты населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера аналогичны. Однако, компетенция органов государственной власти РФ значительно шире, чем у органов местного самоуправления и их полномочия в указанной области распространяются на предупреждение и ликвидацию ЧС межмуниципального и регионального характера. Поэтому, если мы говорим о функциях именно органов государственной власти субъектов РФ, то после слов "чрезвычайные ситуации" следует добавлять "межмуниципального и регионального характера".


К основным функциям органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления в области защиты населения и территорий от ЧС можно отнести:
1) осуществление подготовки и содержание в готовности необходимых сил и средств для защиты населения и территорий от ЧС, обучение населения способам защиты и действиям в этих ситуациях;
2) принятие решения о проведении эвакуационных мероприятий в ЧС и организация их проведения;
3) осуществление в установленном порядке сбора и обмена информацией в данной области, обеспечение своевременного оповещения и информирования населения, в том числе с использованием специализированных технических средств оповещения и информирования населения в местах массового пребывания людей об угрозе возникновения или о возникновении ЧС;
4) осуществление финансирование мероприятий в области защиты населения и территорий от ЧС;
5) создание резервов финансовых и материальных ресурсов для ликвидации ЧС;
6) организация и проведение аварийно-спасательных и других неотложных работ, а также поддержание общественного порядка при их проведении;
7) содействие устойчивому функционированию организаций в ЧС;
8) содействие МЧС РФ, в предоставлении участков для установки и (или) в установке специализированных технических средств оповещения и информирования населения в местах массового пребывания людей, а также в предоставлении имеющихся технических устройств для распространения продукции средств массовой информации, выделении эфирного времени в целях своевременного оповещения и информирования населения о ЧС и подготовки населения в области защиты от ЧС.


При недостаточности собственных сил и средств органы местного самоуправления и органы государственной власти РФ и соответственно обращаются за помощью к органам исполнительной власти субъектов РФ и Правительству РФ.

В повседневной жизни человек, как правило, вполне может самостоятельно обеспечить собственную безопасность. Для этого нужно всего лишь знать и соблюдать общеизвестные правила, которые нам разъясняют, начиная с детского сада. Но порой человек не в силах противостоять опасности и тогда он уверен, что государство придут на помощь. Однако не все знают, что должно делать государство для защиты своих граждан, а в чем заключаются обязанности самих граждан в этом вопросе. В нашей стране ответственность за обеспечение защиты населения при чрезвычайных ситуациях и во время военных конфликтов возложено на Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.

При необходимости к решению этой сложной задачи привлекаются другие министерства, ведомства, органы государственной власти разных уровней. В нашей статье мы расскажем об основных способах защиты населения, о работе государства, направленной на повышение эффективности, а также о том, что должен знать каждый гражданин, чтобы правильно действовать в опасной ситуации и защитить себя и своих близких.

Основные способы защиты населения

  1. Применение средств индивидуальной защиты. Это всем известные противогазы и респираторы.
  2. Укрытие населения в защитных сооружениях гражданской обороны.
  3. Эвакуация населения с опасных территорий.

Применение средств индивидуальной защиты

Не случайно стоят на первом месте. В случае аварии на химическом или радиационном предприятии именно они помогут предотвратить поступление вредных веществ через органы дыхания в организм человека. Противогазы различного типа защищают органы дыхания от химически опасных веществ, в первую очередь, от и , а респираторы от радиоактивных веществ. Средства индивидуальной защиты выдаются на специальных пунктах, информацию о которых можно узнать в местной администрации. Противогазы и респираторы администрация может заранее выдать людям, чтобы они хранили их дома. В этом случае необходимо соблюдать условия их хранения. Тогда при сигналах оповещения об угрозе чрезвычайной ситуации, средства индивидуальной защиты используются населением самостоятельно. Кроме того, люди проживающие вблизи химически или радиационно опасных предприятий обеспечиваются комплектами индивидуальной медицинской гражданской защиты. В комплект входят лекарства для взрослых и детей, помогающие ослабить вредное воздействие от факторов химической, радиационной и биологической угрозы в очагах поражения при возникновении .

Необходимо помнить, что применять эти медикаменты можно только по назначению медицинских работников.

Примером защитных сооружений могут служить бомбоубежища Великой Отечественной войны, спасшие миллионы людей во время налётов вражеской авиации. И в наше время укрытие людей в защитных сооружениях один из эффективных способов защиты.

Защитные сооружения гражданской обороны подразделяются на:

  • убежища;
  • противорадиационные укрытия;
  • укрытия.

Убежища используются на предприятиях и в организациях, в том числе радиационно- и химических опасных для защиты сотрудников, которые продолжают работу в военное время. В качестве убежищ так же используются специально оборудованные станции метро и другие подземные помещения. Противорадиационные укрытия строятся в зонах возможного радиоактивного загрязнения, вызванного аварией на радиационно опасном объекте. Новый вид защитных сооружений – укрытия. Их основным отличием от других защитных сооружений гражданской обороны является то, что они будут защищать не от ядерного оружия, а от осколков бомб и снарядов, обломков строительных конструкций зданий и сооружений. Это повысит защищенность населения от обычных средств поражения. Укрытия предназначены для людей находящихся дома в момент опасности, в том числе лежачих больных и обслуживающего их медицинского персонала. Необходимо отметить, что не работающее население, а это в основном дети и пожилые люди в случае опасности могут укрываться в любом ближайшем от дома защитном сооружении гражданской обороны.

Узнать, где расположены ближайшие защитные сооружения гражданской обороны, можно в администрации муниципального образования .

Как узнать о возможной или уже наступившей чрезвычайной ситуации, кто проинформирует, что нужно делать, куда идти?

Для предупреждения об опасности служит . Он подается с использованием городских и сельских систем оповещения, громкоговорители которых расположены на улицах, гудков предприятий. В многолюдных местах: на вокзалах, в аэропортах информация размещается на экранах общероссийской комплексной системы информирования и оповещения населения (ОКСИОН). Для предупреждения жителей отдаленных деревень и поселков используется специальные автомобили, на которых расположены информационные экраны и громкоговорители. Если Вы услышали сигнал «Внимание всем» немедленно включите радио или телевизор и прослушайте информацию о дальнейших действиях. В сообщении могут указываться конкретные улицы и районы, жители которых должны укрыться в защитных сооружениях. Затем поступает один из сигналов: , «Угроза катастрофического затопления». После получения информации об эвакуации, нужно взять «тревожный чемоданчик» и, не теряя времени, укрыться в ближайшем защитном сооружении.

Стандартный набор «тревожного чемоданчика»:

  • аптечка первой помощи;
  • фонарик ручной или налобный и запас батареек к ним;
  • охотничьи спички, сухой спирт, газовые зажигалки (2-3 шт.);
  • сотовый телефон, радиоприемник и запас батареек;
  • универсальный нож;
  • ремонтный комплект (нитки, иголки и пр.);
  • запас еды и воды (минимум на 3-е суток);
  • одноразовая посуда;
  • средства личной гигиены;
  • смена нижнего белья и носков.

Необходимо взять с собой средства индивидуальной защиты – противогаз или респиратор, если они хранятся дома. Перед уходом нужно обязательно перекрыть газ, отключить электричество и водопровод, плотно закрыть окна и форточки.

Эвакуация

Для частичной – в безопасные районы выводятся не трудоспособное и не занятое в производстве население: дети, учащиеся, старики, люди с ограниченными возможностями и больные. Причем учащиеся образовательных учреждений вывозятся совместно с родственниками и преподавателями. Воспитанники детских домов, пенсионеры, живущие в домах инвалидов и ветеранов, покидают опасную зону в сопровождении работников социальных учреждений.

При полной эвакуации опасные зоны покидает все население за исключением не транспортабельных больных и обслуживающего их персонала, которые укрываются в защитных сооружениях.

Информация о начале эвакуации распространяется по радио, проходит в телеэфире. Для трансляции экстренных сообщений прерывается показ телевизионных и радиопрограмм, используются городские и сельские системы оповещения, электронные средства массовой информации, рассылаются SMS-сообщения.

Получив сообщение о начале эвакуации следует взять с собой со всем необходимым и проследовать на сборный эвакуационный пункт. Адреса сборных эвакуационных пунктов указываются в информационном сообщении.

При эвакуации из зон химического заражения и радиоактивного загрязнения проводится:

  • дозиметрический и химический контроль;
  • частичная или полная санитарные обработки;
  • обмен одеждой и обувью;
  • гражданам предоставляется медицинская и психологическая помощь.

Конечная цель эвакуации – доставить людей в безопасный район и предоставить им все необходимое для нормальной жизни до возвращения домой.

Совершенствования способов защиты населения

Специалисты МЧС России и других ведомств постоянно работают над повышением эффективности защиты населения:

  • осваиваются подземные пространства городов для укрытия граждан;
  • защитные сооружения гражданской обороны поддерживаются в постоянной готовности к использованию;
  • создаются средства индивидуальные защиты нового поколения;
  • заблаговременно разрабатываются планы эвакуации;
  • идет работа по подготовке безопасных районов к размещению населения.

Особое внимание уделяется совершенствованию форм и методов формирования культуры безопасности жизнедеятельности у подрастающего поколения, молодежи и взрослого населения, расширение массовости и доступности проводимых мероприятий.

Беда может прийти внезапно! Быть готовым к действиям и оказанию помощи людям нуждающимся в ней должен каждый человек. Без этого непременного условия мы не сможем чувствовать себя в безопасности даже в самых современных защитных сооружениях.

Видео о защите населения














Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Цели занятия:

  • Дать учащимся общее представление об организации мероприятий по защите населения от чрезвычайных ситуаций.
  • Привить культуру безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях.
  • Материально-техническое обеспечение и используемая литература.

    1. Ю.Л. Воробьев. Москва, Издательская фирма “КРУК”, 2002 год.
    2. Алексеев В.С., Иванюков М.И. Основы безопасности жизнедеятельности. Издательство: “Дашков и К”, 2008 год.
    3. Петров С.В., Макашев В.А. Опасные ситуации техногенного характера и защита от них: ЭНАС, Москва, 2008 год, интернет-ресурсы.

    Ход занятия

    1. Вступительная часть - 5 мин.

    Проверяю наличие учащихся, их готовность к занятиям.

    Довожу тему занятия, ее цель, учебные вопросы.

    2. Основная часть – 35 мин.

    Излагаю учащимся основные вопросы темы занятия:

    Чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера сегодня стали почти нормой нашей повседневной жизни. Причин тому множество, но мы рассмотрим не причины, а основные способы и средства защиты от этих чрезвычайных ситуаций.

    3. Оповещение населения о чрезвычайной ситуации.

    Одним из главных мероприятий по защите населения является его своевременное оповещение и информирование о возникновении или угрозе возникновения какой-либо опасности.Оповестить население означает своевременно предупредить его о надвигающейся опасности, создавшейся обстановке а также проинформировать о порядке поведения в этих условиях. В системе РСЧС порядок оповещения населения предусматривает сначала, при любом характере опасности, включение электрических сирен, прерывистый (завывающий) звук которых означает единый сигнал опасности “Внимание всем!”. Услышав этот сигнал, люди должны немедленно включить радиоточки, радиоприемники, телевизоры и прослушать информационные сообщения о характере и масштабах угрозы, рекомендации по дальнейшим действиям. Необходимо неоднократное повторение передаваемых сигналов и информации по всем средствам оповещения. Чтобы повысить эффективность подготовки населения к самостоятельным действиям в чрезвычайной ситуации, необходимо заблаговременно выпускать и распостранять специальные памятки, содержащие информацию о порядке действий, номерах телефонов дежурных служб, характеристиках потенциально опасных веществ, адресах убежищ и укрытий и т.д..

    4. Эвакуация.

    Под эвакуацией понимается вынужденное перемещение людей и материальных ценностей в безопасные места (районы). Виды эвакуации могут классифицироваться по разным признакам:

    • По видам опасности (заражения химического, радиационного, биологического характера).
    • По способам эвакуации (различными видами транспорта, пешим порядком, комбинированным способом).
    • По удаленности (локальная, местная, региональная, государственная)
    • По временным показателям (временная, среднесрочная, продолжительная).

    В зависимости от сроков проведения выделяются упреждающая (заблаговременная) и экстренная (безотлагательная) эвакуация, а в зависимости от охвата населения эвакомероприятиями она может быть общей или частичной.

    Эвакуация проводится, как правило, по территориально-производственному принципу. Важно иметь в виду, что во время эвакуации жизнь заставляет решать острые вопросы, над которыми следует подумать заранее. Это управление массами эвакуируемых людей, организация охраны жилищ и имущества, эвакуация домашних животных, обеспечение эвакуируемых жильем и питанием.

    5. Укрытие.

    Под укрытием понимается занятие и использование населением специальных или приспособленных средств защиты. Многократно подтверждено теоретически и на практике, что укрытие людей в защитных сооружениях является одним из наиболее эффективных способов обеспечения безопасности населения. Самым надежным защитным сооружением на сегодня является убежище, которое может обеспечить укрытие наибольшего количества людей в течение длительного времени. Кроме этого успешно могут применяться противорадиационные укрытия и простейшие укрытия.

    6. Использование индивидуальных средств защиты.

    По предназначению средства индивидуальной защиты подразделяются на средства индивидуальной защиты органов дыхания и средства индивидуальной защиты кожи.

    К средствам защиты органов дыхания относятся: противогазы (фильтрующие, изолирующие, шланговые), респираторы, ватно-марлевые повязки, самоспасатели.

    К средствам защиты кожи относятся различные изделия, дополняющие или заменяющие обычную одежду или обувь человека, изготовляемые из специальных материалов и обеспечивающие защиту кожных покровов человека от отравляющих веществ, радиоактивной пыли, биологических средств и аварийно химически опасных веществ. Они подразделяются на классы по принципу действия (изолирующие и фильтрующие), назначению (общевойсковые и специальные) и принципу использования (постоянного ношения, периодического ношения, многократного использования).

    При возникновении чрезвычайных ситуаций очень важной представляется задача обеспечения населения необходимым количеством средств индивидуальной защиты.

    7. Поисково-спасательные работы.

    Поисково-спасательные работы проводятся с целью розыска пораженных, извлечения их из под завалов, из разрушенных зданий и защитных сооружений для оказания им первой медицинской и первой доврачебной помощи и эвакуации их из очагов поражения в лечебные учреждения. Поисково-спасательные работы предусматривают разведку маршрутов движения и участков (объектов) работ, расчистку проходов (проездов) в завалах, локализацию и тушение пожаров, розыск и спасение пострадавших, вскрытие заваленных защитных сооружений и извлечение пострадавших, подачу воздуха в заваленные защитные сооружения, вывод (вывоз) населения из опасных мест в безопасные районы, проведение санитарной обработки людей. Для механизации работ используется техника: землеройные, дорожные и грузоподъемные машины и механизмы, механизированный инструмент, пожарные машины, электростанции, автомобили общего и специального назначения. Поисково-спасательные работы проводятся непрерывно днем и ночью до полного завершения.

    8. Аварийно-восстановительные работы.

    Аварийно-восстановительные работы проводятся с целью ограничения масштабов, локализации или ликвидации возникающих при этом чрезвычайных ситуаций. Они должны обеспечивать блокирование, локализацию или нейтрализацию источников опасности, снижение интенсивности, ограничение распостранения и устранение действия на людей поражающих факторов в зоне бедствия, аварии или катастрофы до уровней, позволяющих эффективно применить другие мероприятия защиты. Выполнение работ организуется органами исполнительной власти на местах, постоянно действующими территориальными комиссиями по чрезвычайным ситуациям. При необходимости к проведению указанных работ могут привлекаться союзы, ассоциации спасательных формирований, добровольные общества спасателей.

    9. Медицинская помощь.

    Медицинские мероприятия по защите населения представляют собой комплекс организационных, лечебно-профилактических, санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий, направленных на предотвращение или ослабление поражающих воздействий чрезвычайных ситуаций на людей, оказание пострадавшим медицинской помощи, а также на обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия в районах чрезвычайных ситуаций и в местах размещения эвакуированного населения. К табельным медицинским средствам индивидуальной защиты относятся:

    Аптечка индивидуальная АИ-2;

    Индивидуальный противохимический пакет (ИПП-8, ИПП-10, ИПП-11);

    Пакет перевязочный медицинский (ППМ);

    Профилактический антидот П-10М.

    В системе этапного лечения пораженных в чрезвычайной ситуации различают следующие виды медицинской помощи: первая медицинская помощь, доврачебная помощь, первая врачебная помощь, квалифицированная и специализированная.

    10. Гуманитарная помощь.

    Гуманитарная помощь представляет собой мероприятия, осуществляемые в целях облегчения тягот и лишений населения, особенно в условиях, когда местные ресурсы не позволяют наладить его обеспечение жизненно необходимыми средствами выживания в чрезвычайных ситуациях. Гуманитарная помощь оказывается на добровольных началах и не должна преследовать иных выгод и целей, кроме гуманных побуждений и желания помочь пострадавшим. В зависимости от источников гуманитарная помощь может быть внутренней и международной. Содержание гуманитарной помощи в основном совпадает с направлениями первоочередного жизнеобеспечения пострадавшего населения. Среди этих направлений помощь продуктами питания, в том числе детского, предметами первой необходимости, одеждой, развертывание временных жилищ, энергоисточников и др. Международная помощь может оказываться, кроме того, в форме действий в зоне бедствия на гуманитарной основе зарубежных спасательных и медицинских формирований, развертывания средств защиты населения, проведения мероприятий по психологической реабилитации населения и др.

    11. Поддержание правопорядка.

    Поддержание правопорядка является важной составляющей защиты населения в чрезвычайных ситуациях, так как в экстремальных ситуациях для людей характерна паника и непредсказуемые действия, ведущие к дополнительным жертвам. Задачи поддержания правопорядка возлагаются как на правоохранительные органы, так и на специальные формирования, создаваемые для этих целей структурами ГОЧС. В особых случаях для поддержания правопорядка могут применяться Вооруженные силы.

    12. Обучение населения защите от чрезвычайных ситуаций.

    Подготовка населения определяется Федеральным законом “О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера” и реализуется по шести основным направлениям:

    Подготовка руководителей и специалистов федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ;

    Подготовка руководителей и специалистов органов местного управления;

    Подготовка руководителей и специалистов предприятий, организаций и учреждений;

    Подготовка работников предприятий, организаций и учреждений, входящих в состав аварийно-спасательных формирований и специализированных формирований постоянной готовности;

    Подготовка населения, занятого в сферах производства и обслуживания;

    Подготовка населения, не занятого в сферах производства и обслуживания.

    Особое внимание при обучении населения обращается на его моральную и психологическую подготовку к умелым и решительным действиям в экстремальных ситуациях, умение прогнозировать возможные чрезвычайные ситуации, характерные для мест их проживания, оценивать возможные масштабы и последствия от них, а так же воспитание ответственности за свою личную подготовку и подготовку семьи к защите от чрезвычайных ситуаций.

    13. Предупреждение чрезвычайных ситуаций.

    Предупреждение чрезвычайных ситуаций – это целый комплекс мероприятий, проводимых заблаговременно и направленных на максимально возможное уменьшение риска, сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба природной среде и материальных потерь. Оно проводится по следующим направлениям:

    Мониторинг и прогнозирование чрезвычайных ситуаций;

    Рациональное размещение производительных сил на территории страны;

    Повышение технологической безопасности производственных процессов;

    Разработка и осуществление необходимых инженерно-технических мероприятий;

    Подготовка населения и объектов экономики к работе в условиях чрезвычайных ситуаций;

    Лицензирование деятельности опасных производственных объектов;

    Государственный надзор и контроль;

    Информирование населения о потенциальных угрозах на территории проживания;

    Подготовка населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций.

    14. Заключительная часть - 5 мин.

    Подвожу итог занятия, отмечаю лучших, объявляю оценки.

    Основные принципы и способы защиты населения от опасностей, возникающих при ведении военных действий, вследствие этих действий, а также при ЧС

    1. Основные принципы защиты населения

    На современном этапе основной целью государственной политики в обла­сти защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций является обес­печение гарантированного уровня безопасности личности, общества и государ­ства в пределах научно-обоснованных критериев приемлемого риска.

    Формирование и реализация этой политики осуществляется с соблюдени­ем следующих основных принципов:

    Защите от чрезвычайных ситуаций подлежит все население Российской Федерации, а также иностранные граждане и лица без гражданства, находящиеся на территории страны;

    Подготовка и реализация мероприятий по защите от чрезвычайных си­туаций осуществляются с учетом разделения предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти, органами государ­ственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного само­ управления;

    При возникновении чрезвычайных ситуаций обеспечивается приоритет­ность задач по спасению жизни и сохранению здоровья людей;

    Мероприятия по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций различного характера планируются и осуществляются в строгом соответствии с международными договорами и соглашениями Российской Федерации, Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и другими нормативными правовыми актами;

    Основной объем мероприятий, направленных на предупреждение чрезвычайных ситуаций, а также на максимально возможное снижение размеров ущерба и потерь в случае их возникновения, проводится заблаговременно;

    Планирование и осуществление мероприятий по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций различного характера проводятся с учетом экономических, природных и иных характеристик, особенностей территорий и степени реальной опасности возникновения чрезвычайных ситуаций различного характера;

    Ликвидация чрезвычайных ситуаций различного характера осуществля­ется силами и средствами организаций, органов местного самоуправления, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, на территориях которых сложилась чрезвычайная ситуация. При недостаточности выше­ указанных сил и средств, в установленном законодательством Российской Федерации порядке, привлекаются силы и средства федеральных органов ис­полнительной власти, а также, при необходимости, силы и средства других субъектов Российской Федерации.

    Реализация государственной политики в области защиты населения и тер­риторий от чрезвычайных ситуаций осуществляется на основе соответствую­щих законов и нормативных правовых актов через разработку и реализацию федеральных и региональных целевых программ, научно-технических программ, планов развития и совершенствования единой государственной системы пре­дупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, планов действий по пре­дупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций на всех уровнях, а также с помощью комплекса мер организационного, инженерно-технического, эко­номического и административного характера.

    2. Основные мероприятия по защите населения от чрезвычайных ситуаций

    Комплекс мероприятий по защите населения от ЧС включает в себя:

    Оповещение населения об опасности, его информировании о порядке действий в сложившихся чрезвычайных условиях;

    Эвакуацию и рассредоточение;

    Инженерную защиту населения и территорий;

    Радиационную и химическую защиту;

    Медицинскую защиту;

    Обеспечение пожарной безопасности;

    Подготовку населения в области ГО и защиты от ЧС и другие.

    Для непосредственной защиты пострадавших от поражающих факторов аварий, катастроф и стихийных бедствий проводятся аварийно-спасательные и другие неотложные работы в зоне ЧС.

    Мероприятия по подготовке к защите проводятся заблаговременно с учетом возможных опасностей и угроз.

    Они планируются и осуществляются дифференцированно, с учетом особенностей расселения людей, природно-климатических и других местных условий.

    Меры по защите населения от чрезвычайных ситуаций осуществляются силами и средствами предприятий, учреждений, организаций, органов местного самоуправления, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, на территории которых возможна или сложилась чрезвычайная ситуация.

    Одним из главных мероприятий по защите населения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера является его своевременное оповещение и информирование о возникновении или угрозе возникновения какой-либо опасности.

    Процесс оповещения включает доведение в сжатые сроки до органов управления, должностных лиц и сил единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайной ситуации, а также населения на соответствующей территории (субъект Российской Федерации, город, населенный пункт, район) заранее установленных сигналов, распоряжений и информации органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления относительно возникающих угроз и порядка поведения в создавшихся условиях.

    Ответственность за организацию и практическое осуществление оповещения несут руководители органов исполнительной власти соответствующего уровня.

    В системе РСЧС порядок оповещения населения предусматривает сначала, при любом характере опасности, включение электрических сирен, прерывистый (завывающий) звук которых означает единый сигнал опасности «Внимание всем!». Услышав этот звук (сигнал), необходимо немедленно включить средства приема речевой информации – радиоточки, радиоприемники и телевизоры, чтобы прослушать информационные сообщения о характере и масштабах угрозы, а также рекомендации по рациональным способам поведения в создавшихся условиях.

    Для решения задач оповещения на всех уровнях РСЧС создаются специальные системы централизованного оповещения (СЦО). В РСЧС различают несколько уровней, на которых должны создаваться системы оповещения – федеральный, региональный, территориальный, местный и объектовый. Основными уровнями, связанными непосредственно с оповещением населения, являются территориальный, местный и объектовый.

    На объектовом уровне основными являются локальные системы оповещения. Основной задачей локальных систем оповещения является обеспечение доведения сигналов и информации оповещения до:

    руководителей и персонала объекта,

    объектовых сил и служб;

    руководителей (дежурных служб) объектов (организаций), расположенных в зоне действия локальной системы оповещения;

    оперативных дежурных служб органов, осуществляющих управление гражданской обороной на территории субъекта Рос­сийской Федерации, города, городского или сельского района;

    населения, проживающего в зоне действия локальной системы оповещения.

    Решение на задействование систем оповещения ГО принимает соответствующий руководитель.

    Руководители на подведомственных тер­риториях для передачи сигналов и информации оповещения насе­лению имеют право приостановки трансляции программ по сетям радио, телевизионного и проводного вещания независимо от ве­домственной принадлежности, организационно-правовых форм и форм собственности.

    Сигналы (распоряжения) и информация оповещения переда­ются оперативными дежурными службами органов, осуществ­ляющих управление гражданской обороной, вне всякой очереди, с использованием всех имеющихся в их распоряжении средств связи и оповещения.

    Оперативные дежурные службы органов, осуществляющих управление гражданской обороной, получив сигналы (распоряже­ния) или информацию оповещения подтверждают их получение, немедленно доводят полученный сигнал (распоряжение) до под­чиненных органов управления и населения с последующим докла­дом соответствующему руководителю (лицу его замещающему).

    Передача сигналов (распоряжений) и информации оповещения может осуществляться как в автоматизированном, так и неавтома­тизированном режиме. Основной режим – автоматизированный.

    В автоматизированном режиме передача сигналов (распоря­жений) и информации оповещения осуществляется с использова­нием специальных технических средств оповещения, сопряжен­ных с каналами связи сети связи общего пользования и ведомст­венных сетей связи, а также сетями вещания.

    В неавтоматизированном режиме передача сигналов (распо­ряжений) и информации оповещения осуществляется с использо­ванием средств и каналов связи общегосударственной сети связи и ведомственных сетей связи, а также сетей вещания.

    Основной способ оповещения и информирования населения – передача речевых сообщений по сетям вещания.

    Одним из основных способов защиты населения от чрезвычайных ситуаций является эвакуация. В отдельных ситуациях (например, возникновении катастрофического затопления, длительном радиоактивном загрязнении местности) этот способ является наиболее эффективным.

    Сущность эвакуации заключается в организованном перемещении населения и материальных и культурных ценностей в безопасные районы.

    Виды эвакуации могут классифицироваться по разным признакам:

    по видам опасности: эвакуация из зон возможного и реального химического, радиоактивного, биологического заражения (загрязнения), возможных сильных разрушений, катастрофического затопления и др.;

    по способам эвакуации: различными видами транспорта, пешим, комбинированным способом;

    по удаленности: локальная (в пределах города, населенного пункта, района); местная (в границах субъекта Российской Федерации, муниципального образования); региональная (в границах федерального округа); государственная (в пределах Российской Федерации);

    по длительности проведения: временная (с возвращением на постоянное местожительство в течение нескольких суток); среднесрочная – до 1 месяца; продолжительная – более месяца.

    По времени начала проведения: упреждающая (заблаговременная) и экстренная (безотлагательная).

    Упреждающая (заблаговременная) эвакуация населения из зон возможных чрезвычайных ситуаций проводится при получении достоверных данных о высокой вероятности возникновения запроектной аварии на потенциально опасных объектах или стихийного бедствия с катастрофическими последствия­ми (наводнение, оползень, сель и др.). Основанием для проведения данной меры защиты является краткосрочный прогноз возникновения запроектной аварии или стихийного бедствия на период от нескольких десятков минут до нескольких суток

    В случае возникновения чрезвычайной ситуации с опасными поражающими воздействиями проводится экстренная (безотлагательная) эвакуация насе­ления. Вывоз (вывод) населения из зоны чрезвычайной ситуации может осу­ществляться при малом времени упреждения и в условиях воздействия на людей поражающих факторов чрезвычайной ситуации

    Экстренная (безотлагательная) эвакуация населения может также прово­диться в случае нарушения нормального жизнеобеспечения населения, при котором возникает угроза жизни и здоровью людей. Критерием для принятия решения на проведение эвакуации в данном случае является превышение вре­мени восстановления систем, обеспечивающих удовлетворение жизненно важ­ных потребностей человека, над временем, которое он может прожить без удовлетворения этих потребностей. При условии организации первоочередного жизнеобеспечения сроки проведения эвакуации определяются транспортными возможностями.

    В зависимости от охвата эвакуационными мероприятиями населения, ока­завшегося в зоне чрезвычайной ситуации, выделяют следующие варианты их проведения: общая эвакуация и частичная эвакуация.

    Общая эвакуация предполагает вывоз (вывод) всех категорий населения из зоны чрезвычайной ситуации.

    Частичная эвакуация осуществляется при необходимости вывода из зоны чрезвычайной ситуации нетрудоспособного населения, детей дошкольного воз­раста, учащихся школ, лицеев, колледжей и т.п.

    Выбор указанных вариантов проведения эвакуации определяется в зависи­мости от масштабов распространения и характера опасности, достоверности про­гноза ее реализации, а также перспектив хозяйственного использования произ­водственных объектов, размещенных в зоне действия поражающих воздействий.

    Основанием для принятия решения на проведение эвакуации является наличие угрозы жизни и здоровью людей, оцениваемой по заранее установленным для каждого вида опасностям критериям.

    Эвакуация проводится, как правило, по территориально-производственному принципу.

    В определенных случаях эвакуация осуществляется по территориальному принципу, т.е. непосредственно из мест нахождения населения на момент объяв­ления эвакуации.

    Способы эвакуации и сроки ее проведения зависят от масштабов чрезвы­чайной ситуации, численности оставшегося в опасной зоне населения, наличия транспорта и других местных условий. В безопасных районах эвакуированное население находится до особого распоряжения, в зависимости от обстановки.

    Одним из действенных мероприятий по защите от ЧС (в основном военного характера) является рассредоточение. Рассредоточение - это комплекс мероприятий по организованному вывозу (выводу) из категорированных городов и размещению в загородной зоне для проживания и отдыха персонала объектов экономики, производственная деятельность которых в военное время будет продолжаться в этих городах.

    Рассредоточению подлежит персонал:

    уникальных (специализированных) объектов экономики, для про­должения работы которых соответствующие производственные базы в загородной зоне отсутствуют или располагаются в категорированных городах;

    организаций, обеспечивающих производство и жизнедеятельность объектов категорированных городов (городских энергосетей, объектов коммунального хозяйства, общественного питания, здравоохранения, транспорта и связи и т.п.).

    Рассредоточиваемый персонал размещается в бли­жайших к границам категорированных городов районах загород­ной зоны вблизи железнодорожных, автомобильных и водных путей сообщения.

    Районы размещения рассредоточиваемых рабочих и служащих в загородной зоне оборудуются противорадиационными и простейшими укрытиями.

    В комплекс заблаговременных и оперативных мер по защите населения в чрезвычайных ситуациях входят и мероприятия инженерной защиты. Особенностью инженерной защиты в условиях чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера является то, что она используется не только для защиты населения, но служит важным направлением обеспечения защиты территорий.

    По некоторым оценкам рационально спланированные, подготовленные и реализованные мероприятия инженерной защиты обеспечивают снижение возможных людских потерь и материального ущерба до 30%, а в сейсмо-, селе- и лавиноопасных районах – до 70%.

    Инженерная защита планируется и осуществляется на основе:

    оценки характеристик возможной опасности;

    результатов инженерно-геодезических, геологических, гидрометеорологических изысканий;

    схем инженерной защиты территории (генеральных, детальных, специальных);

    учета особенностей использования территории.

    Основными мероприятиями инженерной защиты населения и территорий в условиях чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера являются:

    укрытие людей и материальных ценностей в существующих защитных сооружениях гражданской обороны и в приспособленном под защитные сооружения подземном пространстве городов (подвальных помещениях, цокольных этажах, подземных пространствах объектов торгово-социального назначения, метрополитенах и др.);

    использование в качестве жилья, мест работы и отдыха жилых, общественных и производственных зданий, возведенных с учетом сейсмичности соответствующих территорий;

    использование отдельных герметизированных помещений в жилых домах и общественных зданиях на территориях, прилегающих к радиационно и химически опасным объектам;

    укрытие семей и трудовых коллективов в квартирах и производственных помещениях, в которых ими в оперативном порядке проведена самостоятельная гер­метизация;

    предотвращение разливов аварийно химически опасных веществ путем обваловки или заглубления емкостей с аварийно химически опасными веществами (АХОВ);

    проведение защитных мероприятий путем возведения и эксплуатации инженерных защитных сооружений от неблагоприятных и опасных природных явлений и процессов.

    Одним из наиболее эффективных среди указанных мероприятий является укрытие в защитных сооружениях ГО.

    Защитные сооружения гражданской обороны по своему назначению и защитным свойствам делятся на убежища и противора­диационные укрытия. Кроме того, для защиты людей могут при­меняться и простейшие укрытия.

    Убежища классифицируются по защитным свойствам, по вместимости, по месту расположения, по обеспечению фильтровентиляционным оборудованием, по времени возведения.

    По защитным свойствам (от воздействия ударной волны) убежища делятся на классы.

    По вместимости (количеству укрывающихся) убежища подразделяют на: малые – до 600 человек, средние – от 600 до 2000 человек и большие – свыше 2000 человек.

    По месту расположения убежища могут быть встроенные и отдельно стоящие. К встроенным относятся убежища, расположенные в подвальных и цокольных помещениях зданий, а к отдельно стоящим – расположенные вне зданий.

    По времени возведения убежища бывают построенные заблаговременно еще в мирное время и быстровозводимые, строящиеся при угрозе или возникновении ЧС

    Убежища должны обеспечивать защиту укрывающихся в них людей от всех поражающих факторов ядерного взрыва, ударной волны, отравляющих веществ, бакте­риологических средств и теплового воздействия при пожарах; строиться на участках местности, не подвергающихся затоплению, иметь входы и выходы с той же степенью защиты, что и основные помещения, а на случаи завала их – аварийные выходы, иметь сво­бодные подходы, где не должно быть сгораемых и сильно дымя­щих материалов; кроме того, иметь основные помещения высотой не менее 2,2 м и уровень пола, лежащий выше уровня грунтовых вод не менее чем на 20 см.

    Противорадиационные укрытия (ПРУ) используются главным образом для защиты от радиоактивного заражения населения сельской местности и небольших городов. Часть из них строится заблаговременно в мирное время, другие возводятся (приспосабливаются) только в предвидении чрезвычайных ситуаций или возникновении угрозы вооруженного конфликта.

    Особенно удобно устраивать их в подвалах, цокольных и первых этажах зданий, в сооружениях хозяйственного назначения – погребах, подпольях, овощехранилищах.

    ПРУ должны обеспе­чить необходимое ослабление радиоактивных излучений, защи­тить при авариях на химически опасных объектах, сохранить жизнь людям при некоторых стихийных бедствиях: бурях, урага­нах, смерчах, тайфунах, снежных заносах. Поэтому располагать их надо вблизи мест проживания (работы) большинства укрываемых. Высота помещений должна быть, как правило, не менее 1,9 м от пола до низа выступающих конструкций перекрытия.

    Составной частью общего комплекса мер по защите населения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера являются мероприятия радиационной и химической защиты. Важность этих мероприятий для защиты населе­ния обусловлена наличием в стране большого числа опасных радиационных и хи­мических объектов, а также сложившимся на территории страны состоянием ра­диационной и химической безопасности.

    Радиационная и химическая защита населения включает в себя:

    организацию непрерывного контроля, выявление и оценку радиацион­ной и химической обстановки в районах размещения радиационно и химически опасных объектов;

    заблаговременное накопление, поддержание в готовности и использова­ние при необходимости средств индивидуальной защиты, приборов радиацион­ной и химической разведки и контроля;

    создание, производство и применение унифицированных средств защи­ты, приборов и комплектов радиационной и химической разведки и дозиметри­ческого контроля;

    приобретение населением в установленном порядке в личное пользование средств индивидуальной защиты и контроля за использованием их по назначению;

    своевременное внедрение и применение средств и методов выявления и оценки масштабов и последствий аварий на радиационно и химически опасных объектах;

    создание и использование на радиационно и химически опасных объектах систем (преимущественно автоматизированных) контроля обстановки и локаль­ных систем оповещения;

    разработку и применение, при необходимости, режимов радиационной и химической защиты населения и функционирования объектов экономики и инф­раструктуры в условиях загрязненности (зараженности) местности;

    заблаговременное приспособление объектов коммунально-бытового обслужи­вания и транспортных предприятий для проведения специальной обработки одеж­ды, имущества и транспорта, проведением этой обработки в условиях аварий;

    обучение населения использованию средств индивидуальной защиты и правилам поведения на загрязненной (зараженной) территории.

    К числу основных мероприятий по защи­те населения от радиационного воздействия во время радиационной аварии, от­носятся:

    обнаружение факта радиационной аварии и оповещение о ней;

    выявление радиационной обстановки в районе аварии;

    организация радиационного контроля;

    установление и поддержание режима радиационной безопасности;

    проведение, при необходимости, на ранней стадии аварии йодной профи­лактики населения, персонала аварийного объекта, участников ликвидации по­следствий аварии;

    обеспечение населения, персонала аварийного объекта, участников ликвида­ции последствий аварии средствами индивидуальной защиты и использование этих средств;

    укрытие населения, оказавшегося в зоне аварии, в убежищах и укрытиях, обес­печивающих снижение уровня внешнего облучения и защиту органов дыхания от проникновения в них радионуклидов, оказавшихся в атмосферном воздухе;

    санитарная обработка населения, персонала аварийного объекта, участников ликвидации последствий аварии;

    дезактивация аварийного объекта, объектов производственного, социального, жилого назначения, территории, сельскохозяйственных угодий, транспорта, других технических средств, средств защиты, одежды, имущества, продовольствия и воды;

    эвакуация или отселение граждан из зон, в которых уровень загрязнения превышает допустимый для проживания населения.

    Основными мероприятиями химической зашиты, осуществляемыми в случае возникновения химической аварии, являются:

    обнаружение факта химической аварии и оповещение о ней;

    выявление химической обстановки в зоне химической аварии;

    соблюдение режимов поведения на территории, зараженной АХОВ, норм
    и правил химической безопасности;

    обеспечение населения, персонала аварийного объекта, участников ликвидации последствий химической аварии средствами индивидуальной защиты органов дыхания и кожи, применение этих средств;

    эвакуация населения, при необходимости, из зоны аварии и зон воз­можного химического заражения;

    укрытие населения и персонала в убежищах, обеспечивающих защиту
    от АХОВ;

    оперативное применение антидотов и средств обработки кожных покро­вов;

    санитарная обработка населения, персонала аварийного объекта, участ­ников ликвидации последствий аварии;

    дегазация аварийного объекта, объектов производственного, социального, жилого назначения, территории, технических средств, средств защиты, одежды и другого имущества.

    Значительную роль в общем комплексе мероприятий по защите населения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера играют мероприя­тия медицинской защиты.

    Основными мероприятиями медицинской защиты являются:

    подготовка медперсонала к действиям в чрезвычайных ситуациях, всеобщее медико-санитарное обучение населения, его морально-психологическая подготовка;

    заблаговременное накопление медицинских средств индивидуальной за­щиты, медицинского имущества и техники, поддержание их в готовности к применению;

    поддержание в готовности больничной базы органов здравоохранения неза­висимо от их ведомственной принадлежности и развертывание, при необходимо­сти, в чрезвычайных ситуациях дополнительных лечебных учреждений;

    медицинская разведка в очагах поражения и в зоне чрезвычайной ситуа­ции в целом;

    осуществление лечебно-эвакуационных мероприятий в зоне чрезвычайной ситуации;

    медицинское обеспечение населения в зоне чрезвычайной ситуации, а также участников ликвидации ее последствий;

    контроль зараженных продуктов питания, пищевого сырья, фуража, воды и водоисточников;

    проведение санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий с целью обеспечения эпидемического благополучия в зонах чрезвычайных ситуаций.

    Практика показывает, что важнейшими защитными мероприятиями являются мероприятия по обеспечению пожарной безопасности, включающие:

    нормативное правовое регулирование и осуществление государственных мер в области пожарной безопасности;

    разработка и осуществление мер пожарной безопасности;

    реализация прав, обязанностей и ответственности в области пожарной безо­пасности;

    проведение противопожарной пропаганды и обучение населения мерам по­жарной безопасности;

    содействие деятельности добровольных пожарных и объединений пожарной охраны, привлечение населения к обеспечению пожарной безопасности;

    информационное обеспечение в области пожарной безопасности;

    осуществление государственного пожарного надзора и других контрольных функций по обеспечению пожарной безопасности;

    лицензирование деятельности, сертификация продукции и услуг в области по­жарной безопасности;

    противопожарное страхование, установление налоговых льгот и осуществле­ние иных мер социального и экономического стимулирования обеспечения по­жарной безопасности;

    тушение пожаров и проведение связанных с ними первоочередных аварийно-спасательных работ и другие.

    Важным фактором, влияющим на результативность защитных мероприятий, является уровень подготовки населения.

    Подготовка населения в области ГО и защиты от ЧС представляет собой целенаправленную деятельность федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций, направленную на овладение всеми группами населения знаниями и практическими навыками по защите от ЧС природного и техногенного характера, а также от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий.

    Лица, подлежащие обучению в области ГО, подразделяются на следующие группы:

    руководители федеральных органов исполнительной власти, а также главы органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и руководители органов местного самоуправления и организаций;

    должностные лица и работники гражданской обороны, а также начальники гражданской обороны организаций;

    личный состав нештатных аварийно-спасательных формирований и спасательных служб;

    работающее население;

    неработающее население.

    Подготовку в области защиты от ЧС проходят:

    руководители федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций;

    председатели комиссий по ЧС федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций;

    работники федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций, специально уполномоченные решать задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и включенные в состав органов управления единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций;

    работающее население;

    учащиеся учреждений общего образования и студенты учреждений профессионального образования;

    неработающее население.

    Несмотря на определенные различия в характере решаемых задач в области ГО и защиты от ЧС, в перечне групп обучаемых, обучение осуществляется в рамках единой системы подготовки населения в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Оно является обязательным и проводится в учебных заведениях МЧС России, в учреждениях повышения квалификации федеральных органов исполнительной власти и организаций, в учебно-методических центрах по гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям субъектов Российской Федерации, на курсах гражданской обороны муниципальных образований, по месту работы, учебы и месту жительства граждан.

    Основными задачами обучения населения в области гражданкой обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций являются:

    изучение правил поведения способов защиты и действий в чрезвычайных ситуациях мирного и военного времени, порядка действий по сигналам оповещения, приемов оказания первой медицинской помощи пострадавшим, правил пользования средствами индивидуальной и коллективной защиты;

    совершенствование практических навыков руководителей всех уровней в организации и проведении мероприятий по предупреждению чрезвычайных ситуаций и ликвидации их последствий, мероприятий гражданской обороны, а также навыков управления силами и средствами РСЧС и ГО при проведении аварийно-спасательных и других неотложных работ;

    овладение личным составом сил РСЧС и ГО приемами и способами действий по защите населения, территорий, материальных и культурных ценностей при чрезвычайных ситуациях мирного и военного времени.

    Для непосредственной защиты населения от воздействия поражающих факторов источника ЧС выполняются аварийно-спасательные и другие неотложные работы.

    Аварийно-спасательные работы в очагах поражения включают в себя:

    разведку маршрутов движения и участков работ;

    локализацию и тушение пожаров на маршрутах движения и участках работ;

    подавление или доведение до минимально возможного уровня возникших в результате чрезвычайной ситуации вредных и опасных факторов, препятствующих ведению спасательных работ;

    поиск и извлечение пораженных из поврежденных и горящих зданий, загазованных, затопленных и задымленных помещений, из завалов и блокированных помещений;

    оказание первой медицинской и врачебной помощи пострадавшим и эвакуацию их в лечебные учреждения;

    вывоз (вывод) населения из опасных зон;

    санитарную обработку людей, ветеринарную обработку животных, дезактивацию, дезинфекцию и дегазацию техники, средств защиты и одежды, обеззараживание территории и сооружений, продовольствия, воды, продовольственного сырья и фуража.

    Аварийно-спасательные работы проводятся в максимально сжатые сроки. Это вызвано необходимостью оказания своевременной медицинской помощи пораженным, а также тем, что объемы разрушений и потерь могут возрастать вследствие воздействия вторичных поражающих факторов (пожаров, взрывов, затоплений и т.п.).

    В целях создания условий для проведения аварийно-спасательных работ, предотвращения дальнейших разрушений и потерь, вызываемых вторичными поражающими факторами, а также обеспечения жизнедеятельности объектов экономики и пострадавшего населения проводятся н еотложные работы, которые включают в себя:

    прокладывание колонных путей и устройство проходов в завалах и зонах заражения (загрязнения);

    локализацию аварий на газовых, энергетических, водопроводных, канализационных, тепловых и технологических сетях в целях создания безопасных условий для проведения спасательных работ;

    укрепление или обрушение конструкций зданий и сооружений, угрожающих обвалом или препятствующих безопасному проведению спасательных работ;

    ремонт и восстановление поврежденных и разрушенных линий связи и коммунально-энергетических сетей в целях обеспечения спасательных работ;

    обнаружение, обезвреживание и уничтожение невзорвавшихся боеприпасов в обычном снаряжении и других взрывоопасных предметов;

    ремонт и восстановление поврежденных защитных сооружений, для укрытия от возможных повторных поражающих воздействий;

    санитарную очистку территории в зоне чрезвычайной ситуации;

    первоочередное жизнеобеспечение пострадавшего населения.

    В ходе аварийно-спасательных и других неотложных работ организуется и проводится их всестороннее обеспечение – комплекс мер, осуществляемых в
    целях создания условий для успешного выполнения задач привлекаемыми к
    работам формированиями. К основным видам обеспечения относятся: разведка, радиационная и химическая защита, инженерное, противопожарное, до­рожное, гидрометеорологическое, техническое, метрологическое, материальное и медицинское обеспечение, комендантская служба и охрана обществен­ного порядка.

    В зависимости от физической природы поражающих факторов, характера чрезвычайной ситуации и ее масштаба некоторые виды обеспечения могут стать не обеспечивающими, а основными мероприятиями аварийно-спасательных и дру­гих неотложных работ. Так, например, разведка в большинстве видов чрезвычайных ситуаций является составной частью аварийно-спасательных и других нео­тложных работ, инженерные мероприятия занимают важное место в составе этих работ при масштабных разрушениях, обширных площадях загрязнений и т.д. При радиационных и химических авариях мероприятия радиационной и химической защиты составляют важную часть ликвидационных мер, а при пожарах эту роль выполняют противопожарные мероприятия. В случае значительных санитарных потерь важнейшей составной частью аварийно-спасательных и других неотложных работ являются меры медицинской защиты.

    Вместе с тем некоторым мерам всегда присущ только обеспечиваю­щий характер:

    техническое обеспечение организуется с целью поддержания в рабочем состоянии всех видов транспорта, инженерной и другой специальной техники, исполь­зуемой для ликвидации чрезвычайной ситуации;

    транспортное обеспечение имеет своей целью вывоз эвакуируемого населения, доставку сил РСЧС и их рабочих смен к местам работ, вывоз из зоны чрезвы­чайной ситуации материальных ценностей путем привлечения для перевозок ав­томобильного и других видов транспорта организаций, расположенных на терри­тории соответствующего субъекта Российской Федерации или муниципального образования, использования табельных средств сил РСЧС;

    дорожное обеспечение направлено на создание условий для беспрепятственного маневра силами и средствами, эвакуации, своевременного подвоза необхо­димых материально-технических ресурсов путем поддержания дорог и дорожных сооружений в проезжем состоянии, строительства новых дорог, оборудования колонных путей и переправ, технического прикрытия перевозок;

    гидрометеорологическое обеспечение организуется в целях всесторонней оценки элементов погоды, своевременного выявления опасных метеорологических и гидрометеорологических явлений и процессов, оценки их возможного влияния на действия сил РСЧС и проведение мероприятий по защите населения;

    метрологическое обеспечение направлено на поддержание в готовности техники, аппаратуры, приборов, состоящих на оснащении РСЧС. Оно состоит в организации правильного применения и содержания измерительных приборов, созда­нии их обменного фонда и резерва, обеспечении органов управления и сил РСЧС средствами измерений и т.д.;

    материальное обеспечение действий сил РСЧС заключается в бесперебойном снабжении их материальными средствами, необходимыми для ликвидации чрез­вычайных ситуаций, жизнеобеспечения населения и участников ликвидации чрез­вычайных ситуаций;

    комендантская служба в зоне чрезвычайной ситуации организуется с целью обеспечения организованного и своевременного развертывания органов управле­ния и сил РСЧС, выдвижения их в исходные районы и к местам проведения аварийно-восстановительных и других неотложных работ.

    Проведение аварийно-спасательных работ в зонах чрезвычайных ситуаций условно подразделяется на три этапа:

    начальный этап – проведение экстренных мероприятий по защите населения, спасению пострадавших местными силами и подготовке группировок сил и средств к проведению работ;

    I этап – проведение аварийно-спасательных и других неотложных работ;

    II этап – завершение аварийно-спасательных и других неотложных работ, постепенная передача функций управления местным администрациям, вывод группировок сил, проведение мероприятий по первоочередному жизнеобеспечению населения.

    Оперативное построение группировки сил должно позволять проводить аварийно-спасательные работы в возможно короткие сроки (1–3 суток), а их эшелонирование обеспечивать своевременное выполнение всего перечня работ.

    В первом эшелоне сил проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ, как правило, принимают участие:

    дежурные подразделения поисково-спасательных служб (отрядов);

    ведомственные подразделения газо- и горноспасателей;

    дежурные караулы противопожарных подразделений;

    дежурные подразделения скорой медицинской помощи;

    маневренные поисковые (водолазные) группы, постоянно действующие спасательные посты и другие подразделения Государственной инспекции по маломерным судам (ГИМС) МЧС России.

    Срок их прибытия в район бедствия не более 30 мин.

    Основными задачами первого эшелона является локализация чрезвычайных ситуаций, тушение пожаров, организация радиационного и химического контроля, проведение поисково-спасательных работ, оказание первой медицинской помощи.

    Если первый эшелон не сумел решить задачу по ликвидации чрезвычайной ситуации, во втором эшелоне принимают участие:

    аварийно-спасательные подразделения поисково-спасательной службы и войск гражданской обороны;

    подразделения Государственной противопожарной службы;

    специализированные подразделения экстренной медицинской помощи;

    ведомственные подразделения спасателей;

    подразделения ГИМС МЧС России.

    Срок их прибытия в район бедствия не более 3 часов.

    Основные задачами второго эшелона являются проведение аварийно-спасательных других неотложных работ, радиационной и химической разведки, жизнеобеспечение пострадавшего населения, оказание медицинской помощи.

    Если второй эшелон не сумел решить задачу в полном объеме, то в третьем эшелоне принимают участие:

    войска гражданской обороны с тяжелой техникой;

    соединения и воинские части Вооруженных Сил;

    специализированные части строительно-монтажных организаций и др.

    Срок их прибытия от 3 часов до нескольких суток.

    В задачи третьего эшелона входит радиационный и химический контроль, проведение аварийно-спасательных и других неотложных работ, восстановление первичного жизнеобеспечения в районах бедствия (подача электроэнергии, тепла, восстановление транспортных магистралей, обеспечение пострадавших питанием, водой и т.п.).

    Для решения внезапно возникающих задач и наращивания усилий на основных направлениях выполнения аварийно-спасательных и других неотложных работ в группировке сил предусматривается резерв сил и средств.

    Проведение аварийно-спасательных и других неотложных работ осуществляется силами и средствами той территориальной подсистемы РСЧС, на территории или объектах которой они возникли. Если масштабы бедствия таковы, что самостоятельно имеющимися силами справиться с ликвидацией его последствий невозможно, к аварийно-спасательным работам привлекаются силы и средства МЧС России центрального подчинения, федеральных органов исполнительной власти.

    На объектах аварийно-спасательные и другие неотложные работы, как правило, проводятся силами постоянной готовности объектового и местного уровней РСЧС (для ЧС мирного характера), а также гражданскими организациями гражданской обороны (для ЧС военного характера).

    Порядок работы руководителей гражданских организаций гражданской обороны, аварийно-спасательных формирований (далее – руководитель формирования) при организации выполнения аварийно-спасательных и других неотложных работ включает в себя:

    уяснение задачи на выполнение аварийно-спасательных и других неотложных работ;

    отдание предварительных указаний;

    оценка обстановки и выполнение расчета времени;

    принятие решения на проведение аварийно-спасательных и других неотложных работ;

    отдание устного приказа;

    организация взаимодействия, обеспечения и управления.

    Уясняя задачу, руководитель формирования должен понять цель предстоящих действий, замысел старшего начальника, задачу, место и роль своего формирования в выполнении общей задачи.

    При оценке обстановки руководителю формирования необходимо:

    оценить характер и объем разрушений, пожаров и поражений на участке (объекте) работ и пути выдвижения;

    оценить радиационную, химическую и биологическую обстановку и ее влияние на выполнение задачи;

    определить виды и объем предстоящих работ;

    установить наиболее целесообразные направления выдвижения и ввода формирования в очаг поражения и на участок (объект) работ;

    оценить техническое оснащение и возможности своего и приданных формирований;

    уяснить положение, характер действий и задачи соседей;

    оценить характер местности и ее влияние на действия формирования, состояние маршрута выдвижения к очагу поражения и на участок (объект) работ;

    оценить влияние погоды, времени года и суток на выполнение задачи.

    После оценки обстановки руководитель формирования принимает решение, в котором определяет:

    замысел действий (на каком элементе участка работ сосре­доточить основные усилия, последовательность выполнения работ, распределение сил и средств);

    задачи подчиненных и приданных формирований, способы и сроки их выполнения;

    порядок выдвижения на участок (объект) работ;

    порядок взаимодействия;

    мероприятия по организации управления и обеспечения.

    Решение руководителя формирования и задачи подчиненным могут уточняться перед вводом формирования на участок (объект) и в ходе работ. Решение руководителя формирования оформляется графически на плане (карте) с краткой пояснительной запиской. После принятия решения руководитель формирования отдает приказ. В приказе указывается:

    в первом пункте - краткие выводы из оценки обстановки на маршруте выдвижения и участке (объекте) работ;

    во втором пункте - задачи формирования;

    в третьем пункте - задачи соседей;

    в четвертом пункте - замысел действий;

    в пятом пункте - после слова "приказываю" ставятся задачи подчиненным подразделениям (командам, группам, звеньям), а также приданным формированиям;

    в шестом пункте - места расположения медицинских пунктов пути и порядок эвакуации пострадавших;

    в седьмом пункте - допустимые дозы радиоактивного облучения личного состава;

    в восьмом пункте - время начала и окончания работ, свое ме­сто и заместителей, сигналы оповещения и порядок действия по ним, организацию взаимодействия, материально-технического обеспечения, меры безопасности при проведении работ и т.д.

    КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ И ОТВЕТЫ ПО ТЕМЕ

    Вопрос 1.

    Когда проводятся мероприятия по подготовке к защите населения?

    Варианты ответов:

    1. Мероприятия по подготовке к защите проводятся заблаговременно с учетом возможных опасностей и угроз.

    2. Непосредственно при ЧС.

    3. По особому распоряжению.

    Вопрос 2.

    Кто определяет объемы, содержание и сроки проведения мероприятий по защите населения?

    Варианты ответов:

    1. Объемы, содержание и сроки проведения мероприятий по защите населения определяются на основании прогнозов природной и техногенной опасности на соответствующих территориях, исходя из принципа разумной достаточности, с учетом экономических возможностей по их подготовке и реализации.

    2. Правительственная комиссия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности.

    3. Федеральные органы исполнительной власти.

    Вопрос 3.

    Чьими силами осуществляются меры по защите персонала объекта от чрезвычайных ситуаций?

    Варианты ответов:

    1. Силами и средствами предприятий, учреждений, организаций.

    2. Силами и средствами органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

    3. Силами и средствами органов местного самоуправления.

    Вопрос 4.

    Для привлечения внимания работающего персонала предприятий (организаций, учреждений), населения перед передачей речевой информации включаются сирены, производственные гудки и другие сигнальные средства. Что это означает?

    Варианты ответов.

    1. Подачу предупредительного сигнала «Внимание всем!».

    2. Доведение до населения сигнала о начале эвакуации.

    3. Доведение до населения сигнала о вооруженной опасности.

    Вопрос 5.

    Как условно обозначается зона чрезвычайно опасного заражения.

    Варианты ответов.

    Вопрос 6.

    Перечислите основные поражающие факторы пожара

    Варианты ответов.

    1. Тепловое излучения, токсическое действие продуктов горения.

    2. Световое излучение.

    3. Осколочные поля, создаваемые летящими обломками разного рода объектов технологического оборудования, строительных деталей и т.д.

  • 3.1. Понятие чрезвычайной ситуации. Классификация чрезвычайных ситуаций по основным признакам.
  • 3.2. Критерии, характеризующие чрезвычайные ситуации.
  • 4. Силы и средства, привлекаемые для ликвидации чс.
  • 4.1. Структура формирований го.
  • 4.2. Порядок создания, комплектования и подготовки формирований
  • 5. Современные средства поражения и опасности при их применении.
  • 5.1. Структура современных средств поражения.
  • 5.3. Обычные средства поражения.
  • Боеприпасы объемного взрыва
  • Осколочные, кумулятивные, фугасные, бетонобойные боеприпасы
  • 6. Поражающие факторы оружия массового поражения
  • 6.1. Поражающие факторы ядерного оружия.
  • Поглощенная доза – это количество энергии излучения, поглощенное единицей массы облучаемого тела.
  • 6.2. Поражающие факторы химического оружия.
  • Зона химического заражения
  • 6.3. Поражающие факторы биологического оружия.
  • 7. Определение и оценка зон заражения
  • 7.1. Сущность и порядок оценки радиационной обстановки.
  • 7.2. Режимы радиационной защиты.
  • 7.3. Сущность и порядок оценки химической обстановки.
  • 8. Защита населения в чрезвычайных ситуациях.
  • 8.1. Основные способы защиты населения.
  • 8.2. Виды защитных сооружений, их назначение и требования к ним.
  • Простейшие укрытия.
  • Порядок заполнения защитных сооружений и правила поведения укрываемых в них.
  • 8.3. Проведение эвакомероприятий. Виды эвакомероприятий.
  • 8.4. Принципы и способы эвакуации. Общие положения.
  • 8.5. Эвакуационные органы.
  • 8.6. Планирование, обеспечение и проведение эвакомероприятий.
  • 8.7. Особенности эвакуации населения в военное время.
  • 8.8. Использование средств индивидуальной защиты в чс мирного и военного времени. Назначение и классификация средств индивидуальной защиты.
  • Средства индивидуальной защиты органов дыхания их устройство и порядок применения.
  • Средства защиты кожных покровов
  • Хранение и порядок выдачи средств индивидуальной защиты.
  • 8.9. Средства медицинской защиты
  • Аптечка индивидуальная (аи)
  • Индивидуальный противохимический пакет (ипп)
  • 8.10. Организация и ведение аварийно-спасательных и других неотложных работ в очагах поражения.
  • 8.11. Сигналы оповещения гочс
  • Если будет установлено, что противник применил бактериологическое (биологическое) оружие, то по системам оповещения население получит рекомендации о последующих действиях.
  • 9. Ликвидация радиационного и химического заражения. Санитарная обработка.
  • 9.1. Организация дозиметрического и химического контроля.
  • 9.2. Санитарная обработка людей и специальная обработка одежды, индивидуальных средств защиты, оборудования, техники.
  • 9.3. Частичная специальная обработка. Задачи и порядок ее проведения.
  • 9.4. Полная специальная обработка. Задачи и порядок ее проведения.
  • 9.5. Виды обеззараживания. Вещества, применяемые при обеззараживании.
  • 10. Устойчивость функционирования объектов экономики.
  • 10.1. Понятие устойчивости функционирования объекта экономики. Факторы, влияющие на устойчивость функционирования предприятия.
  • 10.2. Организация и порядок проведения исследования устойчивости работы объекта экономики.
  • На 1 этапе разрабатываются руководящие документы, определяет­ся состав участников исследования и организуется их подготовка.
  • 10.3. Мероприятия по повышению устойчивости функционирования объекта экономики в чс мирного и военного времени.
  • Повышение устойчивости инженерно-технического комплекса объекта к ударной волне
  • Повышение устойчивости зданий и сооружений.
  • Защита технологического оборудования.
  • Повышение устойчивости объекта к световому излучению.
  • Повышение устойчивости работы объекта к воздействию проникающей радиации и радиоактивного заражения.
  • Защита производственного персонала объекта. Оценка надежности его защиты.
  • Стихийные бедствия, их характеристики. Проведение мероприятий по организации защиты населения.
  • 11.1. Стихийные бедствия в литосфере. Землетрясения
  • Поражающие факторы землетрясения
  • Организации защиты населения при землетрясении.
  • Классификация
  • 11.2.Стихийные бедствия в гидросфере.
  • Поражающие факторы наводнений
  • Организации защиты населения при наводнении.
  • Стихийные бедствия в атмосфере
  • 12. Методические указания к выбору контрольного задания
  • 13. Контрольные вопросы
  • 8. Защита населения в чрезвычайных ситуациях.

    8.1. Основные способы защиты населения.

    Обеспечение безопасности людей в чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера, а также в условиях применения современных средств поражения при ведении военных действий, является общегосударственной задачей, обязательной для решения всеми органами управления и регулирования, службами и формированиями, а также подсистемами, входящими в РСЧС.

    Безопасность людей в ЧС должна обеспечиваться организацией и проведением защитных мероприятий в отношении населения и персонала объектов при возникновении, развитии и распространении поражающих воздействий ЧС.

    Основные мероприятия по защите населения установлены ГОСТ Р 22.3.03-94 “Защита населения”. ГОСТ определяет мероприятия по защите населения в мирное время.

    1. Укрытие людей в приспособленных под нужды защиты помещения, а также в специальных защитных сооружениях.

    2. Эвакуация населения из зон ЧС.

    3. использование средств индивидуальной защиты органов дыхания и кожных покровов.

    4. Проведение мероприятий медицинской защиты.

    5. Проведение аварийно-спасательных и других неотложных работ.

    «Положение о гражданской обороне» и СНиП 2.01.51-90 - ИТМ ГО

    определяют три способа защиты населения на военное время:

    1. Укрытие в защитных сооружениях

    2. Использование средств индивидуальной защиты

    3. Проведение эвакомероприятий.

    8.2. Виды защитных сооружений, их назначение и требования к ним.

    Защитные сооружения (ЗС) предназначены для защиты людей от

    последствий аварий, катастроф и стихийных бедствий, а также от поражающих факторов современных средств поражения.

    Защитные сооружения подразделяются:

    По защитным свойствам :

      Убежища,

      Противорадиационные укрытия (ПРУ),

      Простейшие ЗС

    По назначению – для защиты населения, пунктов управления (ПУ), для размещения медпунктов.

    По месту расположения:

      встроенные,

      отдельностоящие,

      в горных выработках.

    По срокам строительства:

      заблаговременно построенные

      быстровозводимые (БВУ).

      (щели открытые и перекрытые – в основном на военное время).

    Защитные сооружения согласно требованиям СниП 2.01.51-90 “Инженерно-технические нормы и правила” (ИТМ ГО) приводятся в готовность для приема укрываемых в сроки, не превышающие 12 часов, а на химически опасных объектах (ХОО) и АЭС должны содержаться в готовности к немедленному приему укрываемых.

    Защита рабочих и служащих наибольшей работающей смены (НРС), предприятий, учреждений и организаций, расположенных в зоне возможных сильных разрушений (ЗВСР) и продолжающих свою деятельность в военное время, а также работающей смены дежурного и линейного персонала предприятий, обеспечивающих жизнедеятельность категорированных городов (КГ) и объектов особой важности (ООВ) должна предусматриваться в убежищах. Системы жизнеобеспечения убежищ должны обеспечить непрерывное пребывание в них расчетного количества укрываемых в течение 2-х суток. Вместимость убежища определяется суммой мест для сидения и лежания (вто­рой и третий ярусы).

    Убежища, согласно требований нормативных документов, должны обеспечивать защиту укрываемых от расчетного воздействия поражающих факторов ядерного оружия и обычных средств, ОВ, а также при необходимости от катастрофического затопления, АХОВ, радиоактивных продуктов при разрушении ядерных установок, высоких температур и продуктов горения при пожарах. Убежища герметизируются и оснащаются фильтровентиляционным оборудованием. Оно очищает наружный воздух, распределяет его по отсекам и создает в помещениях избыточное давление (подпор), что препятствует проникновению зараженного воздуха через различные трещины и не плотности. Все убежища должны обеспечивать степень ослабления проникновения радиации К равный 1000.

    Воздухоснабжение убежищ как правило, должно осуществляться по 2-м режимам: чистой вентиляции с подачей очищенного воздуха 8-13 м/час на одного человека и фильтровентиляции – 2 м/час на человека.

    В убежищах, расположенных в местах возможной опасности загазованности воздуха продуктами горения, (кислорода менее 16 %) в зонах возможного опасного химического заражения, возможных сильных разрушений вокруг АС и возможного катастрофического затопления следует предусматривать режим полной изоляции с регенерацией внутреннего воздуха.

    В тех случаях, когда нет достаточного количества заблаговременно построенных убежищ, в городах и на объектах с возникновением угрозы нападения противника или в ходе войны строятся быстровозводимые убежища (БВУ). Они возводятся в короткие сроки (3-5 суток) вместимости 30-200 человек.

    Для этого на объектах заранее составляются планы строительства БВУ, которые включают:

    План размещения убежища;

    Карточку привязки убежища;

    Сводную ведомость потребности материалов, конструкций, деталей;

    График поставки материалов, конструкций, деталей;

    Расчет потребности и выделения рабочей силы;

    Расчет потребности машин и механизмов;

    План-график строительства БВУ.

    В плане указываются ответственные за строительство БВУ. Планы должны быть согласованы с предприятиями – поставщиками, строительно-монтажными и транспортными организациями.

    Противорадиационные укрытия (ПРУ) должны обеспечивать защиту укрываемых от воздействия ионизирующих излучений при радиоактивном заражении (загрязнении) местности и допускать непрерывное пребывание в них расчетного количества укрываемых до 2-х суток, их ограждающие конструкции должны быть рассчитаны на избыточное давление 0,2 кг/см (20 кПа).

    Фонд защитных сооружений для рабочих и служащих НРС предприятий создается на их территории или вблизи них, а для остального населения – в районах жилой застройки.

    Возможно устраивать их в подвалах, цокольных и первых эта­жах зданий, в сооружениях хозяйственного назначения – погребах, подпольях, овощехранилищах.

    К ПРУ предъявляется ряд требований. Они должны обеспечить необходимое ослабление радиоактивных излучений, защитить при авариях на химически опас­ных объектах, при некоторых стихийных бедствиях: бурях, ураганах, смерчах, тайфунах, снежных заносах. Высота по­мещений должна быть, как правило, не менее 1,9 м от пола до низа выступаю­щих конструкций перекрытия.

    При приспособлении под укрытия подпольев, погребов и других подобных заглубленных помещений высота их может быть меньшей – до 1,7 м. В круп­ных ПРУ устраивается два входа (выхода), в малых – до 50 чел – допускается один. Во входах устанавливаются обычные двери, но обязательно уплотняемые в местах примыкания полотна к дверным коробкам.

    Норма площади пола основных помещений ПРУ на одного укрываемого при­нимается, как и в убежище, равной 0,5 м 2 при двухъярусном расположении нар.

    Помещение для хранения загрязненной уличной одежды оборудуют при од­ном из входов.

    В ПРУ предусматривается естественная вентиляция или вентиляция с ме­ханическим побуждением. Естественная вентиляция осуществляется через воздухозаборные и вытяжные шахты. Отверстия для подачи приточного воздухи располагаются в нижней зоне помещений, вытяжные – в верхней зоне.

    Отопление укрытий устраивают общим с отопительной системой зданий, в которых они оборудованы.

    Водоснабжение – от водопроводной сети. Если водопровод отсутствует, ус­танавливают бачки для питьевой воды из расчета 2л сутки на человека.

    В укрытиях, расположенных в зданиях с канализацией, устанавливают нор­мальные туалеты с отводом сточных вод в наружную канализационную сеть. В малых укрытиях до 20 чел, а где такой возможности нет, для приема нечистот используют плотно закрываемую выносную тару.

    Освещение – от электрической сети, а аварийное – от аккумуляторных ба­тарей, различного типа фонариков и ручных (вело) генераторов.

    ПРУ, как и убежища, обозначаются знаками, а маршруты движения к ним – указателями.

    Строительство ПРУ осуществляют из промышленных (сборные железобе­тонные элементы, кирпич) или местных (дерево, камень, хворост) строитель­ных материалов. Начинается оно с разбивки и трассировки. Затем отрывается котлован глубиной 1,8 – 2,0 м, шириной по дну 1,0 м при однорядном и 1,6 – при двухрядном расположении мест. В слабых грунтах устраивается одежда крутостей (стен). Входы располагают под углом 90° к продольной оси укрытия. Скамьи делают из расчета 0,5 м на человека. В противоположном от входа тор­це делают вентиляционный короб или приспосабливают простейший вентиля­тор. На перекрытие насыпают грунт толщиной не менее 60 см.

    Приспособление под ПРУ помещений подвальных, цокольных и первых этажей зданий, а также погребов, подвалов, подпольев, овощехранилищ и других пригодных для этой цели заглубленных пространств заключается в выполнении работ по повы­шению их защитных свойств, герметизации и устройству простейшей вентиляции.

    Повышение защитных свойств помещений, приспосабливаемых под ПРУ, обеспечивается устройством пристенных экранов (дополнительных стен) из камня или кирпича, укладкой мешков с грунтом у наружных стен надземной части помещений на высоту 1,7 м от отметки пола. Выступающие части стен подвалов, подпольев обваловывают (обсыпают) грунтом на полную высоту. В необходимых случаях сверху на перекрытия насыпают грунт. Поэтому в поме­щениях ПРУ часто приходится устанавливать поддерживающие балки и стой­ 52 и. Все лишние проемы – двери, окна заделывают.



    Просмотров