Госзакупки: что это такое. Система государственных закупок, как живой организм Государственные закупки аукционы

Система государственных закупок представляет собой инструмент, с помощью которого могут быть удовлетворены государственные и муниципальные потребности в определенных видах товаров и услуг. В нашей статье мы рассмотрим, какова архитектура этой системы и основные принципы ее функционирования.

Что представляет собой система государственных закупок в настоящее время: основные элементы

Во-первых, система государственных закупок представляет собой комплекс мероприятий, цель которых — максимально выгодное для заказчика приобретение за счет бюджетных средств товаров и услуг, необходимых для удовлетворения государственных и муниципальных нужд.

Во-вторых, система государственных закупок представляет собой не только совокупность действий в сфере госзаказа, но и включает в качестве своих элементов участвующих в закупке лиц, в т. ч.:

  • заказчиков;
  • поставщиков;
  • участников торгов/конкурсов и иных форм проведения госзакупок;
  • уполномоченные и контрольные органы;
  • федеральные органы исполнительной власти различных уровней по регулированию контрактной системы в рассматриваемой сфере;
  • специализированные организации;
  • операторы электронных торговых площадок;
  • экспертов / экспертные организации.

Основным нормативным правовым актом, регулирующим данную область правоотношений, является закон «О контрактной системе…» от 05.04.2013 № 44-ФЗ (далее — закон № 44-ФЗ).

Специальным законом «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юрлиц» от 18.07.2011 № 223-ФЗ (далее — закон № 223-ФЗ) урегулированы правила проведения госзакупок в тех ситуациях, когда в роли заказчика выступает организация, созданная при участии государства, а также в некоторых иных случаях, предусмотренных п. 2 ст. 1 закона № 223-ФЗ.

Немаловажным фактором является и включение в систему госзакупок специальных технических и информационных средств, в т. ч. специализированной информационной системы.

Единая система госзакупок: заказчики и поставщики

В качестве заказчика могут выступать:

  • госорганы (в т. ч. органы госвласти);
  • органы управления государственным внебюджетным фондом;
  • государственные и муниципальные казенные учреждения, выступающие от имени РФ (субъекта РФ) или муниципального образования соответственно;
  • прочие получатели средств госбюджета различных уровней, уполномоченные на размещение заказов на поставку товаров или оказание услуг за счет бюджетного финансирования (пп. 5-6 ст. 3 закона № 44-ФЗ);
  • юрлица, имеющие долю участия государства в уставном капитале не менее 50% и их дочерние компании;
  • бюджетные учреждения, государственные и муниципальные унитарные предприятия;
  • организации, осуществляющие госзакупки за счет грантов от граждан и юрлиц, а также за счет субсидирования федеральным бюджетом (п. 2 ст. 1 закона № 223-ФЗ).

Участвовать в госзакупках в роли потенциальных поставщиков могут юрлица абсолютно любых организационно-правовых форм, независимо от их формы собственности, местонахождения и места происхождения капитала, за исключением оффшорных компаний.

Система государственных закупок представляет собой также поле деятельности для физлиц, в т. ч. имеющих регистрацию в форме индивидуальных предпринимателей (п. 4 ст. 3 закона № 44-ФЗ, п. 1 ст. 1 закона № 223-ФЗ). Они также могут выступать в роли участников госзакупок.

Единая информационная система госзакупок как инструмент обеспечения контрактной системы в сфере закупок

Согласно положениям ст. 4 закона № 44-ФЗ все госзаказы должны быть размещены в Единой информационной системе (далее — ЕИС). ЕИС — это совокупность данных (с их перечнем можно ознакомиться в п. 3 ст. 4 закона № 44-ФЗ), а также технологических и технических средств, направленных на формирование, систематизацию и хранение этих данных и их представление на специальном ресурсе в сети интернет (п. 9 ст. 3 закона № 44-ФЗ).

Данная ЕИС размещается на официальной странице госзакупок в сети интернет, доступ к которой бесплатный (п. 4 Правил функционирования ЕИС в сфере закупок, утвержденных постановлением Правительства РФ от 23.12.2015 № 1414, далее — правила № 1414).

Таким образом, система государственных закупок представляет собой в т. ч.совокупность действий участников госзаказа с использованием специализированной ЕИС (кроме случаев, когда это не предусмотрено законом).

Субъектам ЕИС доступ к ней будет предоставлен после прохождения процедуры регистрации, идентификации, аутентификации и авторизации (п. 7 правил № 1414). При этом к субъектам ЕИС отнесены участники госзакупок, а также иные лица, использующие ресурс для реализации своих полномочий и функционала в рамках законов № 44-ФЗ и 223-ФЗ. Прочим лицам, которые используют базы данных в чисто информационных целях, доступ предоставляется без регистрации в ЕИС (п. 8 правил № 1414).

Формы размещения госзаказов

Выбор способа размещения госзаказа предоставлен заказчику. При этом законом № 44-ФЗ в п. 2 ст. 24 установлен закрытый перечень форм организации госзакупок:

  • конкурс: открытый, с ограниченным участием, открытый 2-этапный, закрытый, закрытый 2-этапный;
  • аукцион : электронный и закрытый;
  • запрос котировок или предложений.

С 01.01.2019 заказчики должны проводить в электронной форме не только аукцион, но и конкурс, а также запрос предложений и котировок. Небольшие исключения из этого правила предусмотрены законом № 44-ФЗ.

Также ст. 93 закона № 44-ФЗ регламентирует, при каких условиях госзакупка может быть осуществлена у единственного поставщика.

Если в рамках названного выше закона система государственных закупок представляет собой строго регламентированный этим НПА порядок действий, производимых при определенных тем же законом условиях, то условия госзакупок по закону № 223-ФЗ во многом определяются самими заказчиками посредством их утверждения в положении о закупках (например, условия осуществления госзакупки у единственного поставщика).

Итак, можно сделать вывод: система государственных закупок представляет собой инструмент, используемый государством в целях удовлетворения госнужд в товарах и услугах. В роли потенциальных поставщиков могут выступать как юрлица всех организационно-правовых форм, так и физлица (в т. ч. индивидуальные предприниматели). Госзакупки строго формализованы - вплоть до того, что размер неустойки по госконтракту установлен нормативным актом.

Система закупок для нужд государства представляет собой огромный «живой организм» с множественными жизненными процессами, проходящими внутри него, эту систему можно сравнить разве что с кровеносной системой человека, где каждый капилляр - это отдельный заказчик мелкого звена, предположим, муниципальная школа или городская больница, а крупные артерии - это заказчики федерального уровня.

Как и во всяком живом организме, все действующие лица системы закупок связанны между собой «ниточками» и не один из них не может существовать по отдельности. Давайте рассмотрим данный организм в отдельности в некой экосистеме госзаказа, и обозначим всех действующих лиц. Заказчик - это один, и, пожалуй, самый главный организм в экосистеме госзаказа, без которого нельзя представить данную систему.

Заказчиков можно поделить на следующие несколько уровней:

  • Федеральные
  • Региональные
  • Муниципальные
  • Муниципальные заказчики - это маленькие заказчики, которым перепадают лишь крохи бюджета и вследствие этого, размещением заказа они занимаются редко.

    Региональные же заказчики - достаточно крупные «особи», которые уже имеют неплохую часть делимых бюджетных средств и нужды их уже более крупные по сравнению с муниципальными заказчиками.

    Федеральные заказчики - это «Мамонты» государственного заказа, через их руки проходит большая часть бюджета, но и их потребности в разы выше всех остальных заказчиков. В системе государственного заказ также присутствуют и другие участники экосистемы - это поставщики. Поставщики, как и государственные заказчики, делаться на крупных, средних и мелких. Крупные поставщики обычно нацеливаются на большие и долгосрочные заказы, которые могут принести им баснословные прибыли, в основном это большие проекты строительства, поставка больших партий товара и т.д.

    Средним поставщикам не приходится рассчитывать на выполнение крупных проектов, вследствие чего, они довольствуются всеми теми проектами, за которые не захотели взяться другие заказчики.

    Ну а про мелких заказчиков и говорить не приходится, поскольку это низшее звено в иерархии поставщиков, только на крохи и объедки от всех остальных они могут рассчитывать.

    Есть и третья сторона этой системы, это, конечно же, закон, который описывает все взаимодействие внутри системы государственных закупок и по которому вынуждены жить все ее представители, этот закон носит номер сорок четвертый и имеет статус федерального.

    Система государственных закупок - подводим итоги

    Подводя итоги вышеизложенного, можно сказать одно: система государственных закупок - очень сложная и многогранная система, в которой существуют свои представители, подчиняющиеся одному и единственному закону, но, в то же время, чем крупнее система закупок, тем она и слабее, поскольку еще не существует идеальной системы. Вследствие этого продуманно достаточно много лазеек и ухищрений для того, чтобы обойти закон, по которому эта система живет и развивается.

    Система госзакупок - определение и ключевые проблемы

    Удовлетворение государственных нужд методом приобретения товаров, работ и услуг на деньги из бюджета - есть определение понятия госзакупки. Делая акцент на словосочетании «удовлетворение государственных нужд», необходимо понять, что система госзакупок нацелена на непосредственное удовлетворение наших с вами потребностей. Дороги и страхование автомобилей, больницы, приобретение медицинских препаратов и оборудования, госучреждения и ремонт помещений - всё это и многое другое, без чего не может обойтись человек, обеспечивает государство, реализуя чётко отлаженную и регламентированную систему госзакупок.

    Охватывая почти все области рынка, государство оказывается на нём покупателем. Мы хорошо знаем, что закупки всей нужной продукции: товаров, работ, услуг осуществляются за деньги из бюджета, значительная часть которых приходит от налогоплательщиков, т.е. фактически от нас с вами, а это значит что, то, как реализуется сама система госзакупок, небезразлично для каждого обычного работающего человека. Вот почему вопросы, каким образом государство тратит огромные денежные средства, не занимается ли расточительством, коррупцией и произволом, становятся для нас актуальными. Специальная система госзакупок, регламентированная законодательством, направлена на устранение злоупотреблений при реализации закупок для нужд государства. Система госзакупок представляет собой комплекс чётких указаний осуществления закупок государством, которые позволяют сделать наиболее видимым расходование денежных средств налогоплательщиков. Информацию о том, что система госзакупок станет максимально прозрачной уже в ближайшем времени, сообщил премьер-министр Российской Федерации Дмитрий Медведев. С января месяца 2014 года вступил в силу закон о федеральной контактной системе, позволивший в значительной степени усовершенствовать ситуацию в сфере, имеющей отношение к жизни практически всех слоёв населения, - сфере закупок. На основании нового закона система госзакупок разрешает отменять организацию тендеров на проведение ненужных торгов и услуг, в случае, когда победитель уже заранее известен. Эта новая система госзакупок регламентирует обязанность властей публиковать долгосрочные и краткосрочные финансовые планы по государственным закупкам и организовывать общественные разговоры по наиболее актуальным из них. Теперь благодаря принятой мере, средние и малые предприятия смогут полноценно участвовать в подобных конкурсах.

    Система госзакупок: подходы и принципы

    Сущность системы госзакупок проявляется в её принципах. Система госзакупок в целом осуществляется по определённым стандартам и правилам. Она основывается на равном и справедливом отношении ко всем участникам проводимых торгов. Все поставщики, подающие свои заявки на официальный сайт госзакупок для участия в конкурсах, имеют равные права, одинаковое количество информации о тендере на госзакупки, а также равные возможности участия в конкурсе на госзакупки, независимо от формы собственности и национальности. Эффективная система госзакупок предполагает прозрачность и открытость процесса закупок.

    Рассматривая тему «Государственные закупки», начать необходимо с общего определения. Госзакупки это система размещения заказов и осуществления закупок товаров, работ и услуг, направленных на удовлетворение государственных потребностей.

    А также госзакупка — это система, предусматривающая следующих участников:

    • заказчиком в системе выступают государственные или муниципальные органы;
    • поставщики или исполнители – юридические лица, а также индивидуальные предприниматели, зарегистрированные надлежащим образом.

    Неотъемлемой частью вопроса: «Что такое госзакупки?» является более детальное ознакомление с функциями, которые возложены на систему госзаказа:

    • стимулирование и стабилизация экономики страны;
    • регулятивная функция, в части ценовой политики на товары и услуги;
    • поддержка отечественных производителей;
    • привлечение к решению государственных задач социально-экономического характера представителей малого бизнеса в т.ч. индивидуальных предпринимателей.

    На законодательном уровне закреплены основные принципы работы системы госзакупок:

    • информация о проведении должна быть доступна и открыта;
    • все участники имеют равные права на участие;
    • не допускается не обоснованный отказ участнику закупки;
    • расход бюджетных средств должен носить целевой и эффективный, с точки зрения экономики, характер;
    • отсутствие ограничений в участии путем установки «нереальных» и неизмеримых требований к участникам.

    Государственная закупка — это не только удовлетворение государственных нужд путем покупки необходимых для этого товаров/работ/услуг, но и система взаимодействия с поставщиком. Перед подписанием государственного контракта на поставку того или иного товара, услуги, работы проводится отбор поставщиков. Существует несколько способов отбора поставщиков или исполнителей заказа. Они представлены на фото ниже.

    Неконкурентный способ предусматривает выбор одного и единственного поставщика. При таком способе заказ не должен превышать сумму в 100 тыс. рублей. Данное ограничение закреплено законодательно.

    Что же касается конкурентных способов, то они, напротив, подразумевают выбор исполнителя заказа из нескольких участников.

    Конкурсы

    Государственные закупки что это такое в части выбора поставщика в результате проведения конкурсов? Выделим основные виды конкурсного отбора: открытый или закрытый. Они, в свою очередь, могут быть как с ограничением участников, так и предусматривающие 2 этапа проведения.

    Основное отличие открытого от закрытого конкурса: информацией о госзаказе обладает неограниченное количество лиц и к исполнителям предъявляют требования, которые носят единый характер для всех.

    Приведем примеры, когда могут проводиться закрытые конкурсы, в которых участвует ограниченное количество лиц:

    • заказ с информацией , содержащей гос. тайну;
    • заказ на услуги страхования , перевозки музейных экспонатов, которые принадлежат к культурному наследию;
    • заказ на услуги личного водителя судьи.

    Победителем конкурсного способа отбора становится тот, кто предложил наиболее выгодные условия контракта.

    Аукцион

    Что такое государственные закупки с проведением аукционов? Аукционный способ может быть представлен как в электронной форме, так и носить закрытый характер. Наиболее распространенный и используемый – это электронный аукцион.

    Суть: размещение открытой информации о проведении госзакупки на электронных площадках. Победитель аукциона – поставщик c контрактом, цена по которому самая низкая.

    Запрос котировок и предложений

    Исполнителя при запросе котировок определяет заказчик по принципу: самая низкая цена. Аналогично аукциону, но есть ограничение суммы заказа — не более 500 тыс. рублей.

    Совет! Данный способ наиболее выгоден для поставщиков по причине отсутствия взимания оплаты за участие.

    Победителем при запросе предложения становится исполнитель, предложивший лучшие условия в окончательном варианте. Примеры, когда применяется данный способ: закупка спортинвентаря для сборных команд страны для участия в Олимпийских играх, лекарственных препаратов, в случае признания аукциона, проводимого в электронной форме, не состоявшимся.

    Госзакупки в разрезе макроэкономических показателей

    В разрезе макроэкономики можно выделить: рынок труда, товарный рынок и финансовый. При рассмотрении вопроса: что такое госзакупка, было подчеркнуто ранее то, что основа — это удовлетворение государственных нужд путем покупки необходимых товаров/ услуг/ работ.

    На основании этого, рынки государственной закупки – это, прежде всего, товарные, где потребителем выступает государство, а поставщиком непосредственно юридические лица и предприниматели, производители товаров или услуг. Как и любой вышеупомянутый, рынок госзакупок подлежит контролю.

    Контролирующими органами являются федеральные органы исполнительной власти и органы местного самоуправления РФ в сфере контроля закупок. Главной задачей которых является контроль бюджетных средств, направляемых на закупку и выявление того, что не относят к государственным закупкам.

    Так как вопрос: «Госзакупки что это такое?» тесно связан с бюджетными средствами? Рассмотрим более подробно взаимосвязь между ними. С учетом того, что государственный бюджет выступает главным источников финансирования любого заказа, государственные закупки это расходы или доходы?

    При рассмотрении макроэкономических показателей, расходы бюджета делятся на:

    • трансферты федерального бюджета на региональный уровень;
    • госзакупки товаров/работ/услуг;
    • проценты по облигациям государственного долга.

    Если первый пункт расходов не включается в ВВП, то закупки, а точнее их стоимость, включается. Таким образом, государственные закупки – это расходная составляющая бюджета, от объема которой напрямую зависит сальдо бюджета, его сбалансированность, дефицит или профицит.

    Особенности современной системы государственных закупок в РФ

    Государственные закупки занимают существенную долю в затратной части бюджета страны. Решение задачи эффективного расходования бюджетных средств невозможно без налаживания рациональной и прозрачной системы государственных закупок.

    На основе мировой практики в Российской Федерации была разработана и внедрена система организации государственных закупок построенная на основе следующих принципов:

    • гласность;
    • открытость;
    • состязательность;
    • экономичность;
    • подотчетность.

    Замечание 1

    Цели данной системы – оптимизировать расходы государственного бюджета, устранить коррупцию при осуществлении государственных закупок, повысить управляемость процедурами закупки.

    На практике обозначенные принципы реализуются за счет открытого размещения информации о закупках на открытом интернет- портале, при этом выбор поставщика (исполнителя) осуществляется на основе конкурсного отбора или аукциона.

    Рынок государственных закупок условно разделяют на две основные сферы: открытый и закрытый (особый). Открытый сектор обслуживает государственный спрос на товары гражданского назначения, то есть обеспечивает государственное гражданское потребление, нужды гражданских министерств и ведомств.

    Открытый сектор государственных закупок регулируется Федеральными законами:

    • ФЗ № 44 «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»;
    • ФЗ № 223 «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц»

    Под действие закона № 44 ФЗ попадают следующие лица: распорядители бюджетных средств, органы государственной и муниципальной власти, уполномоченные органы, специализированные организации, получатели бюджетных средств.

    Под действие закона № 223 ФЗ попадают: субъекты естественных монополий, государственные корпорации, организации, осуществляющие регулирующие виды деятельности, унитарные предприятия, автономные учреждения.

    Закрытый сектор государственных закупок касается оборонной промышленности, он регулируется специальным законодательством, в том числе Федеральным законом № 275 ФЗ «О государственном оборонном заказе».

    Способы организации государственных закупок

    Замечание 2

    В ФЗ № 44 и № 223 обозначены особенности организации следующих видов закупок : конкурс (открытый или с ограниченным участием), запрос котировок, запрос предложений, электронный аукцион, закупка у единственного поставщика. В ФЗ № 223 дополнительно предусмотрены закупки малого объема (до 100 тыс. р.).

    Открытый конкурс предусматривает размещение в свободном доступе сообщения о поиске поставщиков, при этом любой поставщик может принять участие в конкурсе, если его товар отвечает требованиям заказчика.

    Конкурс с ограниченным участием предусматривает выдвижение особых требований к участникам, что ограничивает перечень потенциальных поставщиков.

    Запрос котировки – это способ организации государственных закупок, в процессе которого в единой информационной системе неограниченному кругу лиц сообщается о потребностях заказчика. Победителем является тот участник закупки, ценовое предложение контракта которого является минимальным.

    Запрос предложений − это способ организации государственных закупок, аналогичный запросу котировок, но помимо ценового критерия выбора поставщика, выдвигается ряд других требований (например, качество, сроки исполнения и др.)

    Электронный аукцион предусматривает размещение в свободном доступе информации о предстоящих торгах. К потенциальным поставщикам предъявляются типовые общие для всех требования. Победителем аукциона является поставщик, который предложит наименьшую цену, при этом участники могут менять информацию в своих предложениях неоднократно.

    Госзакупки - начинаем и выигрываем

    Вам знакомо выражение «Поставщик двора Его Императорского Величества»? Этот титул получали купцы, которые постоянно поставляли товары для императорских нужд. Быть поставщиком двора было очень почетно, такой статус говорил сам за себя и служил лучшей гарантией и рекламой товаров и услуг.

    Получить звание поставщика двора было очень непросто. Только чтобы подать прошение на него, купец должен был в течение 10 лет поставлять ко двору «по сравнительно малым ценам» товары или работы собственного производства, не иметь жалоб от потребителей, участвовать в промышленных выставках. В конце 19-го века поставщиков двора было всего лишь около 40, и среди них были не только российские купцы, но и иностранцы.

    Сегодняшним претендентам на поставки для государственных нужд не в пример легче, хотя, конечно, и им придется постараться для получения такого заказа. Но все же, получить госзаказ имеет шанс любой бизнесмен.

    Собираетесь участвовать в госзакупках? Откройте расчётный счёт в надёжном банке. Многие банки предлагают выгодные условия по открытию и ведению расчётного счёта. Ознакомиться с предложениями вы можете у нас на .

    Что такое госзакупки?

    Государственные закупки - это система размещения заказов на поставку товаров, выполнение работ или оказание услуг для муниципальных или государственных нужд. Госзакупки были введены законом от 21 июля 2005 № 94-ФЗ, который утратил силу с 1 января 2014 года.

    Сейчас порядок госзакупок регулируется законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», но на некоторых электронных торговых площадках все еще встречаются ссылки на закон № 94-ФЗ. Такая контрактная система предполагает конкурсный отбор поставщиков товаров и услуг, что позволяет получить государству самые выгодные условия для поставок и снизить коррупцию в сфере госзакупок через систему «откатов», хотя, конечно, о полном ее искоренении в этой сфере говорить еще рано.

    Спектр государственных или муниципальных заказов очень широк, среди них есть множество мелких, не превышающих 1 млн. рублей. Это дает возможность участвовать в госзакупках не только крупным поставщикам, но и малому бизнесу, в том числе индивидуальным предпринимателям. Для поставщиков, являющихся и социально ориентированными некоммерческими организациями, существует особая квота - не менее 15% совокупного годового объема госзакупок заказчики обязаны делать у них (статья 30 закона № 44-ФЗ). Количество государственных и муниципальных заказчиков на официальных сайтах превышает 250 тысяч, каждый день объявляются сотни новых заказов на сотни

    Где проводятся госзакупки?

    Предположим, вы осуществляете строительные работы, по состоянию на 04.01.2019 было открыто 1581 торгов по этой позиции.

    Кликнув по одному из объявлений, можно перейти на страницу самого аукциона, которая содержит полную информацию о его проведении.

    Способы закупок по 44-ФЗ

    Статья 24 этого закона дает понятие «способов определения поставщика », то есть, каким именно образом могут проходить госзакупки. Способы эти разделены на конкурентные и неконкурентные. К неконкурентным способам относят закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя), а конкурентные имеют такую классификацию:

    При открытых способах госзакупок информация о них сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц, а к участникам закупки предъявляются единые требования. Закрытые способы определения поставщика - это направление приглашений для участия в конкурсе или аукционе ограниченному кругу лиц, которые соответствуют требованиям заказчика.

    Закрытые способы применяются в следующих случаях:

    • информация о госзакупках является государственной тайной;
    • заключается контракт на услуги по страхованию, транспортировке и охране ценностей Государственного фонда, музейных предметов и музейных коллекций и других предметов, имеющих важное историческое, художественное или культурное значение;
    • заключается контракт на услуги по уборке помещений и услуги водителей для обеспечения деятельности судей и судебных приставов.

    На сегодня самыми популярными способами проведения госзакупок в рамках 44-ФЗ являются электронный аукцион, открытый конкурс и закупка у единственного поставщика. Для примера рассмотрим, как проходит электронный аукцион.

    Этапы электронного аукциона

    1.Получить электронную подпись

    Обязательным условием участия в торгах является наличие электронной подписи. Получать ее надо в аккредитованном удостоверяющем центре, подробнее об этом читайте в статье .

    2.Пройти аккредитацию участников

    Для участия в электронных торгах участник должен пройти аккредитацию на площадке. К заявлению на аккредитацию необходимо прикрепить отсканированные документы.

    Для юридических лиц это:

    • выписка из ЕГРЮЛ и копии учредительных документов;
    • копии документов, подтверждающих полномочия руководителя;
    • доверенность на осуществления действий на площадке от имени участника;
    • решение об одобрении или о совершении сделок по результатам проведения электронного аукциона с указанием максимальной суммы такой сделки.

    Индивидуальные предприниматели подают копию выписки из ЕГРИП и копию документов, удостоверяющих личность.

    3.Обеспечить заявку на участие

    Обеспечение заявки - это обязательное условие при участии в аукционе. Это, по сути, залог, в размере от 0,5% до 5% суммы контракта, который блокируется на лицевом счете участника. Обеспечение заявки возможно и в виде , а некоторые площадки предлагают кредит для этих целей.

    Блокировка снимается, то есть сумма залога возвращается, если:

    • заявка была отозвана участником до окончания срока подачи заявок;
    • по результатам рассмотрения заявка была отклонена;
    • вторая часть заявки признана несоответствующей;
    • с участником был заключен контракт по его заявке.

    Залоговая сумма не возвращается, если участник, признанный победителем, уклонился от заключения контракта или если вторая часть заявки была признана несоответствующей третий раз на протяжении одного квартала.

    4.Подать заявку на участие

    Подача заявки происходит на площадке через специальный интерфейс. Заявка состоит из двух частей. Первая часть заявки включает в себя только согласие участника и информацию о товарах, работах, услугах, предлагаемых для поставки. Для обеспечения анонимности первая часть не содержит сведений о наименовании участника.

    Вторая часть заявки включает в себя:

    • ИНН и наименование организации или ФИО индивидуального предпринимателя с указанием паспортных данных;
    • документы, подтверждающие соответствие участника аукциона требованиям статьи 31 закона № 44-ФЗ (у участника не должно быть задолженности по налогам и сборам, судимости за преступления в сфере экономики, конфликта интересов между участником закупки и заказчиком и др.);
    • копии документов, подтверждающих соответствие товара, работы или услуги требованиям, установленным в соответствии с законодательством РФ;
    • решение об одобрении или о совершении крупной сделки;
    • документы, подтверждающие право участника аукциона на получение преимущества (для учреждений уголовно-исполнительной системы и организаций инвалидов);
    • декларация о принадлежности участника к субъектам малого предпринимательства или социально ориентированным некоммерческим организациям.

    Оператор электронной торговой площадки передает заказчику первые части заявок, которые он должен рассмотреть и допустить к торгам, или, наоборот - отклонить. Отказать в допуске могут по причине недостоверности сведений о товаре, работе или услуге, требуемых аукционной документацией или вообще их отсутствии.

    5.Участие в электронных торгах

    В назначенное время участник входит в личный кабинет на площадке и подает свои ценовые предложения. Аукцион проходит в два этапа:

    1. Этап торгов (основное время). Предложения участников подаются в пределах шага аукциона (0,5% - 5% от начальной максимальной цены контракта), а также независимо от «шага аукциона» при условии соблюдения определенных требований. Время приема предложений составляет 10 минут от начала проведения аукциона, а также 10 минут после поступления последнего предложения о цене контракта.
    2. Этап закрытия торгов. На этом этапе ценовые предложения могут подавать все участники аукциона, кроме предложившего лучшую цену или такую же на этапе торгов.

    6. Подписание контракта с победителем аукциона

    Победитель получает от заказчика проект контракта, который необходимо рассмотреть и подписать своей электронной подписью или направить протокол разногласий (при обнаружении в проекте контракта ошибок или несоответствий требованиям аукционной документации и законодательству). Если в регламентированный срок (не более 13 дней) контракт не был подписан или не был направлен протокол разногласий, то заказчику автоматически направляется уведомление об уклонении участника от заключения контракта. В этом случае участнику аукциона не возвращается сумма обеспечительной заявки.

    Где пройти обучение процедуре госзакупок?

    Закон № 44-ФЗ не просто объемный (около 180 страниц в формате Word), но и сложный для понимания, поэтому самостоятельно освоить процедуру госзакупок проблематично. Выше мы уже говорили, что на государственных площадках публикуется информация в виде пошаговых инструкций. Пройти полноценное обучение, но уже за некоторую сумму, можно и в специальном «Сбербанк-АСТ».

    Кроме того, в Москве создан Единый центр госзаказа, в рамках которого представители малого и среднего предпринимательства могут получить бесплатное информационное сопровождение, которое включает:

    • семинары, круглые столы, форумы, очные, заочные и он-лайн консультации;
    • набор методических материалов, памяток, инструкций.

    Если наша статья помогла вам разобраться в процедуре проведения госзакупок, пожалуйста, поделитесь ею с друзьями - пусть она поможет и им. Нам будет очень приятно!



    Просмотров