К теократическим государствам относятся. Теократия как форма правления. Теократия в иудаизме

Публикуется в рамках Издательской Программы Московского общественного научного фонда.

Рецензенты: доктор юридических наук, профессор А.И.Экимов, кандидат юридических наук А.В.Пчелинцев.

Книга посвящена малоизученной юридической наукой проблеме теократического государства. В ней рассматриваются теоретико-политические и правовые аспекты теократии, освещается теократическая идеология, дается анализ системы теократической власти в государстве.

На основе осмысления свойств теократического государства автором предпринимается попытка выработать социально-психологический подход к государству в целом. При таком взгляде государство рассматривается как взаимная деятельность членов общества, потребностями и мотивами которой является обеспечение безопасности.

Значительное место в исследовании отводится освещению процессов теократизации политико-властных отношений в современных странах. Анализируются идейные истоки и практика воплощения теократии в России, в том числе рассматриваются правовые основы взаимоотношений светской и духовной властей, оцениваются перспективы создания концептуальной модели современных государственно-церковных отношений.

Для студентов, аспирантов, научных работников и преподавателей юридических вузов, а также для всех интересующихся вопросами политики и права.

Издание осуществлено при поддержке Фонда Форда.

Мнения и выводы, содержащиеся в работе, отражают личные взгляды автора и не обязательно совпадают с точкой зрения Московского общественного научного фонда.

    Предисловие 1

    Глава первая. Теократия как религиозно-политическая система 1

      1. Понятие теократии 1

      2. Виды теократий 4

      3. История теократических идей и теократическая идеология 5

    Глава вторая. Государственно-правовая характеристика теократии 9

      1. Понятие теократического государства 9

      2. Теократическое государство как система религиозно-политических властеотношений 13

    Глава третья. Социально-психологические особенности теократического государства 18

      1. Социально-психологический подход к государству 19

      2. Социально-психологический анализ теократического государства 22

    Глава четвертая. Теократические тенденции современной государственности 26

      1. Теократизация за рубежом 26

      2. Россия и теократия 28

    Использованная литература 33

      Литература на русском языке 33

      Литература на иностранных языках 34

Предисловие

Теократия относится к числу исторически первых типов организации политической власти, появившихся на заре человеческой цивилизации. Пожалуй, в долголетии среди других видов государства теократическому нет равных. Сегодня можно встретиться с мнением, что теократическое государство - это "исторический анахронизм", реликт прошлого, напоминающий своим неестественным, алогичным существованием о временах безраздельного господства религии и необратимо разрушающийся под прогрессирующим воздействием секуляризации. Непредвзятый взгляд на мир, основанный на объективном анализе происходящего, показывает, что это далеко не так.

Родившись на стадии перехода человечества от присваивающей экономики к производящей, приобретая в процессе становления и развития этноконфессиональное и цивилизационное своеобразие, теократическая модель власти пережила кульминационную фазу своего расцвета в эпоху средневековья, период обмирщения в Новое время и претерпевает динамичные, как секуляризационные, так и обратные, религиозно- возрожденческие, изменения в настоящем. Причем сегодня наблюдается своеобразный ренессанс теократии, при котором конфессиональные стереотипы и религиозная идеология превращаются в активный элемент политики, а проблема теократического государства приобретает особую актуальность. Это связано с тем, что некоторыми странами, вставшими на путь самостоятельного развития после распада колониальных империй и государственных союзов, в качестве альтернативы ранее существовавшего режима была избрана теократическая модель властеотношений. Ее избрание не было случайным. Освободившиеся государства вернулись к истокам своей государственности, увидев в них более надежную основу решения социально- экономических и геополитических задач, проверенное многовековой практикой средство достижения общественно значимых целей.

Во многих странах, где религиозные институты традиционно играли важную роль в жизни общества, волна религиозного возрождения вызвала очередную теократизацию государственно - властных отношений. В политической системе таких государств наметились теократические тенденции. Организация и функционирование власти в теократических государствах и в государствах с теократическими тенденциями станут предметом анализа в настоящей монографии.

Глава первая. Теократия как религиозно-политическая система

1. Понятие теократии

Слово теократия переводится с греческого языка как боговластие. Впервые термин теократия при описании общественно-политического строя древних иудеев в сочинении "Против Апиона" (94 г. н. э.) употребил Иосиф Флавий. Теократический характер еврейского государства, по мнению историка, заключался в том, что высший правитель в нем - бог, а важнейшими делами занимается духовенство, возглавляемое первосвященником. Отмеченные Флавием признаки теократии получили в общественных науках широкое признание, а ее первоначальное определение в различных модификациях и сегодня является общеупотребительным.

Так, почти полностью воспроизводят флавиеву дефиницию теократии отечественные энциклопедические словари. Большая советская и историческая энциклопедии определяют теократию как форму государства, при которой политическая и духовная власть сосредоточена в руках церковной иерархии, управляющей государством, а высшая светская власть осуществляется главой духовенства. В политологическом энциклопедическом словаре под теократией понимается форма правления, характеризующаяся также наличием власти у духовенства или главы церкви.

Историческое многообразие политического лидерства духовных лиц вызвало необходимость конкретизировать дефиницию теократии. В отдельных случаях ученые, принимая во внимание первенствующую роль в государстве священнослужителей, главным свойством теократии, которое отличает ее от иных политико-религиозных структур, считают специфическое положение главы теократической власти. Например, Макс Вебер, исходя из соотношения духовной и светской власти, выделял три типа государства. В иерократии, по мнению исследователя, священники обожествляют светскую власть, в цезаропапизме светский правитель становится во главе церкви, а в теократии, рассматриваемой социологом в качестве проявления иерократии, влиятельное положение духовенства закрепляется формально. По мнению Густава Меншинга, теократия, понимаемая им как "законодательно установленное священное господство представителя власти бога", отличается от других государств "особым духовным отношением священного регента с Богом" .

Безусловно, совокупность таких критериев теократии, как государственная организованность, верховенство духовного лидера и выполнение церковной иерархией важных государственных функций, позволяет отграничить ее от негосударственных способов объединения людей и выделить среди прочих форм правления: монархии, аристократии, демократии и других. Однако при всем познавательном потенциале данные определения не дают адекватного представления о теократии, поскольку не учитывают ряд принципиальных положений онтологического и гносеологического свойства.

Во-первых, в процессе исторического развития теократия принимала различные формы, в том числе и негосударственные. Поэтому нельзя согласиться с представителями традиционного понимания теократии, отождествляющими ее с формой правления, либо с формой государства в целом. Относимый всеми учеными к теократии Израиль времен Моисея, не являлся государством в собственном смысле слова, а был скорее протогосударством, т. е. союзом племен в стадии их перехода от родового строя к государственному. Иудейское государство возникает позднее, в период царствования Саула. Иными словами, теократия Моисея - это не форма государства, а определенный вид властеотношений родоплеменного общества на его переходном этапе к государству.

«Теократия (греч.), буквально господство Бога: такое государственное устройство, при котором верховным правителем государства предполагается само Божество, изрекающее свою волю через посредничества особо к тому предназначенных лиц, т.е. жреческого сословия или духовенства...».

Впервые термин теократия при описании общественно-политического строя древних иудеев в сочинении "Против Апиона" (94 г. н. э.) употребил Иосиф Флавий. Теократический характер еврейского государства, по мнению историка, заключался в том, что высший правитель в нем -- бог, а важнейшими делами занимается духовенство, возглавляемое первосвященником.

Отмеченные Флавием признаки теократии получили в общественных науках широкое признание, а ее первоначальное определение в различных модификациях и сегодня является общеупотребительным.

Так, почти полностью воспроизводят флавиеву дефиницию теократии отечественные энциклопедические словари. Большая советская и историческая энциклопедии определяют теократию как форму государства, при которой политическая и духовная власть сосредоточена в руках церковной иерархии, управляющей государством, а высшая светская власть осуществляется главой духовенства. В политологическом энциклопедическом словаре под теократией понимается форма правления, характеризующаяся также наличием власти у духовенства или главы церкви.

Историческое многообразие политического лидерства духовных лиц вызвало необходимость конкретизировать дефиницию теократии. В отдельных случаях ученые, принимая во внимание первенствующую роль в государстве священнослужителей, главным свойством теократии, которое отличает ее от иных политико-религиозных структур, считают специфическое положение главы теократической власти. Например, Макс Вебер, исходя из соотношения духовной и светской власти, выделял три типа государства. В иерократии, по мнению исследователя, священники обожествляют светскую власть, в цезаропапизме светский правитель становится во главе церкви, а в теократии, рассматриваемой социологом в качестве проявления иерократии, влиятельное положение духовенства закрепляется формально.

Безусловно, совокупность таких критериев теократии, как государственная организованность, верховенство духовного лидера и выполнение церковной иерархией важных государственных функций, позволяет отграничить ее от негосударственных способов объединения людей и выделить среди прочих форм правления: монархии, аристократии, демократии и других. Однако при всем познавательном потенциале данные определения не дают адекватного представления о теократии, поскольку не учитывают ряд принципиальных положений онтологического и гносеологического свойства.

Во-первых, в процессе исторического развития теократия принимала различные формы, в том числе и негосударственные. Поэтому нельзя согласиться с представителями традиционного понимания теократии, отождествляющими ее с формой правления, либо с формой государства в целом. Относимый всеми учеными к теократии Израиль времен Моисея, не являлся государством в собственном смысле слова, а был скорее протогосударством, т. е. союзом племен в стадии их перехода от родового строя к государственному. Иудейское государство возникает позднее, в период царствования Саула. Иными словами, теократия Моисея -- это не форма государства, а определенный вид властеотношений родоплеменного общества на его переходном этапе к государству. Во-вторых, культурно- историческое многообразие религиозной жизни не позволяет при характеристике институтов власти в теократии использовать термины: церковная иерархия, священники, духовенство. Нельзя, например, говорить о наличии церкви и духовенства в конфуцианской цивилизации. Отсутствуют, как таковые, церковная иерархия и класс священников в суннитской и хариджитской ветвях ислама, а сословие духовенства появляется в мусульманской цивилизации позже возникновения теократического государства -- Арабского халифата. Данное противоречие вынуждены признать и сторонники общеупотребительной дефиниции теократии. Так, Густав Меншинг писал: "Если под теократией понимать господство духовенства, то ислам не теократия, так как он не знает священников. Не имеет ислам и развитой церкви, из которой могла бы исходить власть. Тем не менее, теократическая форма власти представлена и в исламе, и в тибетском буддизме, и в средневековом христианстве". Из этого следует, что правление священников, духовенства, церковной иерархии -- признак, который не может быть использован в определении теократии, поскольку выражает не общее в теократиях, а единичное, обусловленное особенностями отдельных религий, в основном иудейской и христианской.

Наконец, традиционное определение теократии в методологическом плане выводится через диалектическую категорию "форма" и ориентирует таким образом на анализ внешних, видимых сторон боговластия, не учитывая его внутренние, сущностные аспекты. Познавательные возможности категории "форма" ограничиваются также характеристикой способа выражения, существования "содержания", что сужает изучение определяемого как "форма" явления рассмотрением одной доминирующей взаимозависимости и не способствует исследованию иных внешних и внутренних связей явления.

Представляется, что наиболее глубокому и всестороннему исследованию феномена теократии способствует системный метод, позволяющий анализировать теократию как целостность, образованную взаимодействиями различных элементов. При таком подходе внимание в процессе познания акцентируется на многочисленных способах связи между элементами целостности, так как качественная специфика отношений внутри системы конституирует элементный состав и определяет ее главные свойства. Рассмотрение теократии как системы приводит к тому, что государство или родоплеменной союз считаются теократическими не столько вследствие того, что власть в них осуществляется религиозными лидерами или церковью, сколько в результате того, что внутри данных сообществ происходят теократические взаимодействия. Хропанюк В.Н. Теория государства и права: Хрестоматия. М.: ИНТЕРСТИЛЬ, 2010. - С. 299

Из всего выше перечисленного необходимо выделить следующее:

Для теократических государств характерны следующие признаки:

государственная власть принадлежит религиозной организации, которая имеет статус государственной религии;

религиозные правовые нормы составляют основной источник государственного публичного законодательства;

глава государства одновременно является высшим религиозным деятелем, верховным священнослужителем, например в городе-государстве Ватикане. Согласно Конституции Ирана, государственное управление страной находится под контролем Факиха, стоящего выше Президента Исламской Республики Иран. Он же назначает по представлению государственных органов Генерального прокурора, председателя Верховного суда, утверждает в должности президента, объявляет амнистию и т. д. Послания Факиха имеет верховенство среди законов, и ими должны руководствоваться судебные органы.

участие религиозных организаций в деятельности государственных органов, оказание влияния на их деятельность. Теория государства и права: Учебник для вузов / Под ред. М.М. Рассолова, В.О. Лучина, Б.С. Эбзеевва. М.: Закон и право, 2000. - С. 266.

Термин «теократия» впервые был употреблен римским историком еврейского происхождения в I веке нашей эры. Он использовал это слово в своей работе «Против Аппиона», где спорил с известным грамматиком той эпохи. Хотя Флавий был римским поданным и даже взял свою фамилию в честь императора, он знал только греческий язык, на котором и писал своим произведения.

Отсюда и этимологические корни термина. Первая половина слова переводится как «бог», вторая - «править». Таким образом, можно сделать вывод, что теократия - это форма государственного управления, при котором верховный правитель имеет как государственную, так и религиозную власть.

Основные положения

Часто правитель получает статус наместника Бога на территории, которой он управляет. Но это не единственное определение. Другая трактовка термина подразумевает, что верховное лицо само является Богом.

Теократия - это способ античного, а потом и средневекового общества объяснить мироздание. Во взглядах каждого народа большую роль играла религия. Это было настолько важно, что ни одна власть не считалась легитимной, если она не была дана богом или пантеоном божеств в случае язычников.

Теократия, клерикализм и секуляризм

Понятие теократии тесно связано с клерикализмом. Это политическое движение внутри государства, которое стремится укрепить права и значение духовенства. По большому счету теократия является высшей мерой клерикализма. Этот термин чаще используется в описании именно современного общества в противовес традициям, существовавшим в античности и средневековье. Сегодня клерикализм осуществляется не столько с помощью религиозных организация (например, церкви), сколько посредством политических инструментов - общественных движений и партий.

Вопреки этому течению существует обратное явление - секуляризм. Согласно данной концепции, государство и религиозные организации должны существовать обособленно друг от друга. Принципы секуляризма закреплены в законах и конституциях множества светских государств, где нет официального вероисповедания. Один из самых ярких и значимых примеров воплощения данной концепции в жизнь имел место сразу после революции 1917 года, когда пришедшие к власти большевики лишили церковь имущества и отделили ее от чиновничьего аппарата. Основоположником идеи секуляризма считается Эпикур, который в своих философских обличениях спорил со служителями культа древнегреческих богов.

Примеры теократий

Первой теократией было названо государство иудеев, когда этот термин ввел Иосиф Флавий для описания власти у своего народа. Однако хронологически и раньше существовали монархии с религиозным правлением. Таким было и египетское царство, где титул фараона означал наместничество Бога на земле. Схожий принцип можно обнаружить в Римской империи, где императоры признавались богами. Большая их часть - это страны монархии. Список можно продолжить исламскими калифами, которые также считались главами всех мусульман-суннитов.

Исламская теократия

Среди остальных мусульманская теократия отличается особенным вниманием к исполнению божественных законов. Правила шариата, зафиксированные в Коране, являются обязательными для исполнения для каждого. Прежде такие государства звались халифатами. Первый из них был основан еще пророком Мухаммедом в VII в. После чего его преемники распространили власть ислама на территории Ближнего Востока, северной Африки и даже Испании.

Однако с тех пор прошло уже много времени. Тем не менее, например, в Иране и Саудовской Аравии до сих пор все суды основываются на законах Корана. Персы являются шиитами, а их религиозный глава имеет больше прав, чем президент. Например, он назначает множество влиятельных министров, в том числе отвечающих за оборону государства.

В Саудовской Аравии политическая форма правления является правопреемницей халифата. Монарх имеет а за нарушение законов шариата человеку может грозить смертная казнь.

Буддисты

Специалисты часто спорят о том, что такое теократия. Определение имеет множество трактовок. Одна из них нашла свое отражение в буддистах. Пример - Центральная тибетская организация, которая во многом копирует черты предыдущего государства тибетских монахов. С середины XX века его администрация находится в изгнании после вторжения Китайской народной армии.

Однако духовный лидер тибетских буддистов - Далай-лама - имеет огромный авторитет среди своей паствы, рассеянной по всему миру. Люди считают его воплощением Бога на земле, что роднит данную систему с исламской и некоторыми другими.

О граде божьем

Христианская традиция заложила основы теократии в трактате «О граде Божьем». Он был написан в V в. богословом Аврелием Августином. И хотя в своем труде он не использует сам термин, но описывает тот же принцип на собственном примере. Согласно ему, теократия - это град Божий, где вся жизнь устроена по закона Завета.

Его жители не нарушают заповеди и живут в гармонии. Паралельно с этим существует еще и град Земной. Он является противоположностью своего Божьего отражения. Законы внутри него определяются самими людьми, которые в приступе гордости решили, что могут жить не по христианской традиции. Иначе говоря, они отреклись от Бога. Согласно Августину, в зависимости от выбора града человек после смерти будет судим на страшном Суде. Все, кто отреклись от небесных законов, попадают в ад, в то время как избравшие град Божий отправляются в рай.

Произведение было написано вскоре после того как Рим был захвачен и разграблен готами, что усилило фаталистические настроения автора. Там же Аврелий Августин рассуждает о светской власти. Она дана богом, а это значит, что люди должны подчиняться ей. Этот принцип будет использован императорами спустя несколько веков.

Ватикан

Современная христианская теократия - это Ватикан. Это самое маленькое государство в мире. Оно является независимым и управляется Папой Римским, который считается духовным отцом всех католиков.

До 1929 года на его месте была Папская область, которая в свои лучшие годы в XIX веке занимала половину современной Италии. Это классическая теократия. Власть считается данной от Бога. Суверенитет над Ватиканом определяется Святейшим престолом, которым и обладает Папа Римский. Кроме того, он еще является и главой Католической Церкви.

Власть над ней является не просто юридической, а полной и независимой от чьей-либо воли. Папа Римский избирается на пожизненный срок конклавом - собранием главных церковных кардиналов. Процедура выбора закреплена с XIII века.

История Папства

Это вид древней формы правления. Таблица, рассказывающая о периодизации может включать в себя множество этапов. Сначала это были главы закрытых сообществ, когда христиане преследовались римлянами и поклонялись своему богу, находясь в глубоком подполье. И только в IV веке признал религию, и Папа получил влияние. Однако тогда оно распространялось только на паству. А вот с падением светской власти в Европе институт понтификов получил огромное значение, так как это был единственный легитимный христианский титул на тот момент. Влияние папства распространялось на все западноевропейские страны монархии. Список королей, которые считались на ступеньку ниже понтифика, был велик - он включал в себя десяток имен.

Это были своеобразные формы правления власти. Королевские титулы считались младшими по сравнению с папским. Европейские правители подчинялись и прислушивались к Святому Отцу, особенно в случае возникновения конфликтов друг с другом. Папы распространяли влияние всей Церкви на языческие территории, призывая своих королей на крестовые походы, самый известный из которых закончился возвращением Иерусалима.

Борьба за инвеституру и Реформация

Современное положение дел в христианстве существует не так давно. До этого власть Пап оспаривалась многочисленными религиозными течениями и даже светскими правителями. Тут речь идет в первую очередь о борьбе за инвеституру в XI - XII вв.

Проблема касалась тогдашней формы правления. Таблица средневекового общества может описать нам несколько классов: крестьян, торговцев, феодалов. Последние тоже имели свою лестницу, наверху которой был император Священной Римской Империи (охватывала в основном территорию современной Германии). Однако параллельно существовал клир, который действовал от имени бога. Его главой был Папа. Политическая власть последнего распространялась почти на всю раздробленную Италию.

Спор между двумя классами общества и двумя титулами за право быть главенствующим продолжался несколько десятилетий. По сути, это был спор о том, каким будет государство - светским или теократическим.

В конце концов, католический клир одолел императорскую власть, однако его верховенство продолжалось не так долго. С началом Возрождения и развитием науки в христианстве появилось движение протестантов, отрицающих главенство Папы и теократическую идею Европы (движение Реформации). После тридцатилетней войны они охватили половину континента. Тогда теократия потеряла шанс стать основой власти в Европе.

Теократия в России

Когда наша страна была монархией, князь или царь считался наместником Бога (помазанником). В то же время существовал титул патриарха, который позже был заменен на подчиненный власти Синод. Таким образом, российский правитель хоть и не напрямую, но контролировал Церковь.

В XIX веке существовавшая политическая форма правления критиковалась многими мыслителями и писателями. Например, Церковь критиковалась Львом Толстым, за что он даже был отлучен от паствы. А вот предлагал объединить католические и православные институты. Это бы означало возникновение всемирной христианской теократии. Она бы объединила две самые большие паствы в мире, расколотые еще с 1054 года.

С появлением советской власти произошла секуляризация и отторжение Церкви от государства. Современная Российская Федерация является светским государством, где существует свобода вероисповедания, и ни одна религиозная организация не имеет исключительного статуса.

(от гр. tueos - бог, kratos - власть) - особая форма организации государственной власти, при которой она полностью или большей частью принадлежит церковной иерархии. В настоящее время примером Т.г. является Государство-город Ватикан, представляющий собой абсолютную теократическую монархию. Законодательная, исполнительная и судебная власть в Ватикане принадлежат Папе римскому, пожизненно избираемому коллегией кардиналов.

Большой юридический словарь. - М.: Инфра-М . А. Я. Сухарев, В. Е. Крутских, А.Я. Сухарева . 2003 .

Смотреть что такое "ТЕОКРАТИЧЕСКОЕ ГОСУДАРСТВО" в других словарях:

    теократическое государство - Государство, в котором как политическая, так и духовная власть сосредоточены в руках церкви … Словарь по географии

    - (греч. tueos бог, kratos власть) особая форма организации государственной власти, при которой она полностью или большей частью принадлежит церковной иерархии. Истории известно немало примеров Т.г.: в древности это Иудея, в период средневековья… … Энциклопедия юриста

    теократическое государство - (от гр. tueos бог, kratos власть) особая форма организации государственной власти, при которой она полностью или большей частью принадлежит церковной иерархии. В настоящее время примером Т.г. является Государство город Ватикан, представляющий… … Большой юридический словарь

    Форма государственного устройства, при котором как политическая, так и духовная власть сосредоточена в руках духовенства (церкви). Обычно высшая власть в теократическом государстве принадлежит главе господствующей церкви (он же глава государства) … Географическая энциклопедия

    - … Википедия

    СВЕТСКОЕ ГОСУДАРСТВО - государство, в котором не существует какой либо официальной, государственной религии и ни одно из вероучений не признается обязательным и предпочтительным. Светский характер государства предполагает, что государство и церковь отделены друг от… … Энциклопедический словарь «Конституционное право России»

    ИЗРАИЛЬ (Israel), Государство Израиль (Medinat Yisra el), государство в Западной Азии, на Ближнем Востоке. Граничит с Ливаном, Сирией, Иорданией и Египтом. Между Израилем и Иорданией Палестина, сектор Газа на границе с Египтом. Площадь 20,8 тыс… … Энциклопедический словарь

    Израиль, Государство Израиль. I. Общие сведения И. государство на Ближнем Востоке. Расположено в Западной Азии, на юго восточном побережье Средиземного моря. Граничит на С. с Ливаном, на С. В. с Сирией, на В. с Иорданией, на Ю. З. с Египтом.… … Большая советская энциклопедия

    Папская область Stati della Chiesa 752 1870 … Википедия

Книги

  • Мистика "СС" , Андрей Васильченко , Привлекая ранее неизвестные отечественному читателю документы, кинохроники и фотоматериалы, автор книги Андрей Васильченко скрупулезно восстанавливает мистическую доктрину СС - "охранных… Категория: Общие работы по всемирной истории Серия: Оккультная власть Издатель: Яуза ,
  • Республика Святой Софии , Ольга Кузьмина , Господин Великий Новгород - всем известно это гордое имя города-государства. Но было у него еще одно название - Республика Святой Софии. Итак, что представлял он собою: демократическую… Категория: История Серия: ТЗР NEW Издатель:

Теократическая монархия - этоформа гражданского правительства, при которой официальная политика регулируется непосредственно божественным руководством, толкованием воли Бога, как указано в религиозных Писаниях, в соответствии с учением той или иной религии.

На практике духовенство в качестве аккредитованных представителей невидимого божества, реального или воображаемого, провозглашает и разъясняет законы государственной политики. В самом строгом смысле подразумевается правитель, который рассматривает себя эмиссаром Бога, и все законы им принимаются под божьим руководством. Глава теократического правительства является и главой религиозного института. Таким образом, гражданские законы и функции являются частью религии, подразумевая поглощение государства церковью.

Одним из первых термин «теократия» использовал Иосиф Флавий, который, по всей видимости, пытался объяснить греческими словами «теос» (бог) и «кратео» (управлять) читателям-язычникам организацию Еврейского Союза. Хотя в этой связи сравнивая её с другими формами правления (монархия, олигархия, республика), вступает в долгое и несколько путаное обсуждение темы, он не объясняет, что такое «теократическая монархия».

Страны,на примере которых в современное время можно рассмотретьподобную форму государственного строя, включают Саудовскую Аравию, Иран, Ватикан.

Во многих государствах по-прежнему есть определенные официальные религии, гражданские законы могут находиться под влиянием богословских или моральных понятий, но эти условия не подпадают под условие теократии. Сосуществовать с государственной религией или делегировать некоторые аспекты гражданского права религиозных общин может также и светское государство.

В период Средневековья многие монархии были, по крайней мере, частично теократическими. Решения правителей в католических странах часто подвергались сомнению и отклонялись, если папы римские не соглашались с ними. Религиозные лидеры консультировали правителей по вопросам не только религии, но и государственным. Ситуация начала меняться, когда в определенных странах получило влияние протестантство и другие некатолические религии.

Абсолютная теократическая монархия выборного типа - форма правления в Ватикане. Во находится Святой Престол (папа римский и административный совет - Римская курия). являющийся сувереном Святого Престола, в соответствии со своей должностью осуществляет законодательную, исполнительную, в государстве Ватикан и в универсальной Римско-католической церкви. Учитывая многоаспектность власти римского папы, для управления в пределах тщательно разработанных категорий власти была создана административная структура, известная как Римская курия, члены которой назначаются властью папы.

Новый папа римский, после смерти предыдущего, избирается конклавом, состоящим только из кардиналов.

В государствах, где государственной религией является ислам, в частности шариат, теократическая монархия была единственной формой правления в течение многих столетий. С того времени, когда Пророк Мухаммед создал арабо-мусульманское (феодальное) государство в Медине в седьмом столетии и до начала двадцатого века, когда распался последний халифат на территории Турции. Халиф (преемник) являлся главой государства, управляя согласно ислама), основанному на Коране и Сунне. Хотя халифы не имели указаний непосредственно от Аллаха, они так же, как и Пророк, были обязаны обосновывать издаваемые ими декреты в соответствии с этим сводом Божественных повелений и запретов, демонстрируя, что Аллах - окончательная власть.

Самая знаменитая в истории теократическая монархия в исламском мире- Арабский халифат при халифах династии Омейядов или «Праведных халифах» (первых четырех халифов после Пророка Мухаммеда).

В современное время государственный строй Исламской Республики Иран описывается как реальная теократия, во всяком случае, так указано в справочнике ЦРУ США.

Когда лидером Ирана стал Рухолла Мусави Хомейни, с 1979 по 1989 годы, расстановки религиозных и политических сил были резко преобразованы: шиитский ислам стал неотделимым элементом политической структуры государства. Такова была и заявленная цель иранской революции 1979 года - свергнуть правление шаха и восстановить исламскую идеологию в иранском обществе.

Шиитский ислам является официальной Согласно Конституции 1979 года (с поправками 1989 года), исламской идеологией определяется политический, экономический, общественный строй Исламской Республики Иран. Глава государства, устанавливающий общую политику страны, - Высший руководитель, который назначается Советом экспертов.

Высших руководителей в Иране было два: основатель Исламской Республики Иран Рухолла Мусави Хомейни и его преемник Великий аятолла Али Хосейни Хаменеи (с 1989 года и по настоящее время).

Высший руководитель назначает глав многих важных государственных структур. Также, согласно иранской конституции, он утверждает полномочия президента, может наложить вето на законы, принятые парламентом (Меджлисом), традиционно он дает разрешение кандидатам в президенты заявить о своей кандидатуре.

Теократическая монархия особой разновидности - форма правления в Саудовской Аравии. Вернее будет сказано, что в государстве абсолютная монархия, основанная на принципах ислама. является главой государства и главой правительства. Однако большинство решений принимаются в ходе консультаций между старшими принцами королевской семьи и Коран объявлен Конституцией страны, которая управляется на основе мусульманского права (шариата).



Просмотров