Канке В.А. Философия. Канке виктор андреевич

Канке В. Философия: Учебное пособие

ПРЕДИСЛОВИЕ

Повседневное общение со студентами показывает: молодое поколение интеллектуалов нуждается в новой учебной литературе по философии. Она должна отвечать интересам своих читателей, побуждать их к духовной независимости и свободе, развивать присущую каждому мыслящему человеку способность суждения - научного, профессионального и просто житейского - способность, столь необходимую в быстро меняющемся и все более многообразном мире.
Стержневая идея настоящей книги - представить историю и основные разделы философии в удобной для обозрения компактной форме. Последовательно придерживаясь требований государственного образовательного стандарта и программ преподавания философии в высших и средних специальных учебных заведениях, автор стремился максимально четко выделить научный каркас современного философского знания и сквозные темы философствования, на которых во многом строятся образование, наука, культура и техника, экономика и общественная жизнь на пороге XXI века.
Не заменяя сосредоточенной учебной работы, не подменяя более капитальных учебников и философских трудов, настоящее пособие благодаря систематическому и сжатому изложению поможет студентам составить целостное представление о философии, в краткие сроки обновить изученное при подготовке к занятиям, избежать предэкзаменационных стрессов.
3

Учебное пособие
Москва «Логос» 2001
УДК 1(091) ББК 87.3 К19
Канке В.А.
К19 Философия: Учебное пособие для студентов высших и средних специальных учебных заведений.- М.: Логос, 2001.- 272 с.: ил. ISBN 5-94010-011-2
Освещается история мировой и отечественной философской мысли. Рассматриваются современные типы философствования, учение о бытии, проблемы человека и общества, истории, искусства, практики, познания, науки, языка, техники, природы, молодежи. Содержание и структура учебного пособия соответствуют требованиям государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования второго поколения, а также программам философии для средних и высших профессиональных учебных заведений. Изложение материала ориентировано на подготовку к лекциям, семинарским занятиям, зачетам и экзаменам.
Для студентов высших и средних специальных учебных заведений. Представляет интерес для широкого круга читателей.
ББК 87.3
ISBN 5-94010-011-2
© Канке В.А., 2000 © «Логос». Оформление, 2001

В. А. Канке

Посвящаю моим родителям

Философские проблемы неизменно занимают умы на протяжении всей истории человечества. Но в последние годы интерес к ним в нашей стране стал и более массовым, и более глубоким. Кроме всего прочего, это выразилось в существенных изменениях в философском образовании. Преподавание общих курсов философии и философских дисциплин теперь не просто практикуется начиная уже со средних общеобразовательных и специальных учебных заведений, но и кардинально изменяется по содержанию и методам обучения, переориентируясь на реальные жизненные темы.

Переход к массовому изучению философии оказался исключительно трудным делом, требующим совершенно новых учебников и учебных пособий. Очевидно, что они должны быть рассчитаны на преподавание философии как универсального учения, а не какой-то отдельно взятой доктрины, отвечать интересам своих читателей, побуждать их к духовной независимости и свободе, способствовать формированию высокой культуры мышления и чувств. Не навязывая готовых схем и решений, современный учебник философии призван как бы усиливать присущую каждому человеку способность суждения - научного, морального, эстетического и просто житейского, а также ориентировать в быстроменяющемся и все более многообразном мире.

Таковы наиболее существенные соображения, побудившие автора взяться за перо и предложить учащейся молодежи, а значит, и преподавателям философии настоящий учебник. При определении его содержания и подхода к изложению учебного материала в той или иной мере учитывались следующие требования. Во-первых, это доступность учебника студенту среднего специального учебного заведения и учащемуся-старшекласснику. Во-вторых, доступность не должна достигаться за счет снижения научного уровня излагаемого курса. В-третьих, книга призвана давать достаточно полное представление о философии, ведь сегодня недопустимо сводить ее содержание к трем-четырем разделам, как бы забывая все остальное. В-четвертых, учебник обязан отражать состояние современной - при самом ответственном отношении к этому термину - философии: хватит пичкать студентов выжимками из декларативно построенных и идеологически окрашенных курсов философии прежнего периода. Наконец, в-пятых, книга обязательно должна быть интересной, освещать то, что действительно волнует молодежь.

Широкий спектр обсуждаемых, к тому же, как правило, в историческом и практическом контексте, философских проблем может, на мой взгляд, сделать книгу полезной не только для ее прямого адресата - студента среднего специального учебного заведения, но и для широкого круга читателей. Хотелось бы надеяться, что учебник сможет найти заинтересованную аудиторию в гимназиях, лицеях, школах и классах с гуманитарным уклоном.

Москва - Обнинск сентябрь 1998 г.

Введение

Что такое философия?

Смысл слова «философия»

В поступи цивилизации было немало эпох и веков, выделявшихся своими особенностями, порой довольно причудливыми. Но даже на этом фоне ошеломляет своей новизной изобретение, сделанное не слишком многочисленным, но великим народом Древней Греции. Речь идет, конечно, о философии, ибо она как ничто иное обусловила судьбу всей известной нам культуры, она жизненна сегодня ничуть не меньше, чем вчера.

Философия явилась на свет в результате осознания человечеством самого себя. Желаешь познать себя - философствуй, это справедливо как для отдельного человека, так и для любой эпохи. Вот та далеко не самоочевидная мысль, судьбоносная для прошлого, настоящего и будущего человечества, составляющая стержневую основу данной книги.

Греческое слово «философия» восходит к именам Геродота, Гераклита и Пифагора. Его глубокий смысл впервые был подвергнут тщательному анализу Платоном и Аристотелем. На русский язык слово «философия» переводится как любовь (филео) к мудрости (софия), как любомудрие. Возраст философии весьма почтенный, первые великие философы жили около 2,5 тысяч лет назад. Ясно, что в различные эпохи человечества слову «философия» придавали не во всем одинаковый смысл. Тем не менее следует признать, что это слово уже по самому своему происхождению удачно выражает сокровенные черты всякого подлинного философствования.

Философия - это любовь. Но что мы любим? То, без чего нам плохо, без чего не хочется жить, ибо сама жизнь теряет свою привлекательность, свой смысл. Что такое мудрость? Глубокомыслие, умение познавать малодоступное, вырабатывать ориентиры жизнедеятельности человека, определять его главные ценности. Все это мы находим в философии - читатель имеет возможность убедиться в справедливости наших слов по мере проработки им текста книги.

Философия есть поиск и нахождение человеком ответов на главные вопросы своего бытия.

Два примера философствования

В чем состоит специфика философствования? Чтобы ответить на этот вопрос не голословно, а достаточно определенно, целесообразно рассмотреть примеры подлинного философствования. Разумеется, такие примеры мы находим прежде всего в творчестве великих философов. Ведь их называют великими не случайно, а потому, что в философствовании они достигли особых высот. Именно у великих философов в первую очередь следует учиться философствованию.

Первый пример: концепция идей. Представьте себе, что вы оказались в затруднительном положении. Вам хочется помочь себе самому или друзьям, знакомым, может быть, даже своему народу. Но как это сделать? Ситуация не разрешается простым образом, необходимы какие-то определенные усилия. Мы ведем себя как искатели. Чего? Идеи. Нужна идея! Причем не любая, а именно та, которая позволит продуктивно действовать и жить. Вопрос об идее - философский вопрос. Впервые это поняли уже упоминавшийся Платон и его великий учитель Сократ. Они первыми разработали оригинальную концепцию идей. Идеи выступают смыслом всех явлений, с которыми сталкивается человек. Концепция идей имела величайшее, поистине эпохальное значение. Она стимулировала развитие наук и искусств, во многом определила характерные черты современной цивилизации.

Концепция идей имеет философское содержание. В данном случае это означает, что она соотносится с любыми идеями и особенно с теми, которые, будучи максимально действенными, пронизывают всю сферу бытия человека.

Идеи выражаются в языке отдельными предложениями и их совокупностями. Предложения могут быть как вопросительными, так и повествовательными или повелительными. Разумеется, не всякое предложение прямо и непосредственно выражает содержание именно философской идеи. Рассмотрим, например, три предложения:

1. Квадрат гипотенузы прямоугольного треугольника равен сумме квадратов катетов (кстати, это утверждение носит имя того самого Пифагора, который придавал слову «философия» особое значение).

2. Кит - это, как и человек, млекопитающее.

3. Идеи связаны между собой.

Первое предложение относится к сфере математики, точнее геометрии. Второе предложение принадлежит биологии, точнее зоологии. Только третье предложение имеет очевидное философское содержание, здесь речь идет о любых идеях.

Философское - значит максимально универсальное, всеохватное, основательное, фундаментальное, существенное.

Второй пример: концепция ответственности. В наши дни много говорят о свободе. Но не любая свобода приемлема. Причем речь идет не только о том, чтобы поставить заслоны действиям различного рода экстремистов и тех, кого справедливо называют преступниками. Перед каждым человеком встает вопрос о согласовании своих действий с интересами других. Иначе говоря, мы ставим вопрос об ответственности. Только теперь, в конце XX века, выявлено, что ответственным надо быть во всех делах, в науке, искусстве, на производстве, в общественной и индивидуальной жизни. Но это и означает, что концепция ответственности приобрела философское значение. Над ее разработкой энергично работают философы всех развитых стран.

Оба приведенных примера показывают, что философия не стоит на месте. И две с половиной тысячи лет назад, и сейчас философия, как и все ценное в жизни людей, есть результат самоотверженной работы энтузиастов. Философские звезды среди нас, они озаряют нас светом философствования.

Канке В. Философия: Учебное пособие

ПРЕДИСЛОВИЕ

Повседневное общение со студентами показывает: молодое поколение интеллектуалов нуждается в новой учебной литературе по философии. Она должна отвечать интересам своих читателей, побуждать их к духовной независимости и свободе, развивать присущую каждому мыслящему человеку способность суждения - научного, профессионального и просто житейского - способность, столь необходимую в быстро меняющемся и все более многообразном мире.
Стержневая идея настоящей книги - представить историю и основные разделы философии в удобной для обозрения компактной форме. Последовательно придерживаясь требований государственного образовательного стандарта и программ преподавания философии в высших и средних специальных учебных заведениях, автор стремился максимально четко выделить научный каркас современного философского знания и сквозные темы философствования, на которых во многом строятся образование, наука, культура и техника, экономика и общественная жизнь на пороге XXI века.
Не заменяя сосредоточенной учебной работы, не подменяя более капитальных учебников и философских трудов, настоящее пособие благодаря систематическому и сжатому изложению поможет студентам составить целостное представление о философии, в краткие сроки обновить изученное при подготовке к занятиям, избежать предэкзаменационных стрессов.
3

Учебное пособие
Москва «Логос» 2001
УДК 1(091) ББК 87.3 К19
Канке В.А.
К19 Философия: Учебное пособие для студентов высших и средних специальных учебных заведений.- М.: Логос, 2001.- 272 с.: ил. ISBN 5-94010-011-2
Освещается история мировой и отечественной философской мысли. Рассматриваются современные типы философствования, учение о бытии, проблемы человека и общества, истории, искусства, практики, познания, науки, языка, техники, природы, молодежи. Содержание и структура учебного пособия соответствуют требованиям государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования второго поколения, а также программам философии для средних и высших профессиональных учебных заведений. Изложение материала ориентировано на подготовку к лекциям, семинарским занятиям, зачетам и экзаменам.
Для студентов высших и средних специальных учебных заведений. Представляет интерес для широкого круга читателей.
ББК 87.3
ISBN 5-94010-011-2
© Канке В.А., 2000 © «Логос». Оформление, 2001

Из книги Хрестоматия по философии автора Радугин А. А.

Из книги Введение в социальную философию: Учебник для вузов автора Кемеров Вячеслав Евгеньевич

§ 1. Социальная философия и философия истории Социальная философия конца XX в. могла бы претендовать на аристократическое происхождение: ее предком являлась классическая философия истории. Однако связь между ними разорвана. Их разделяет целая эпоха, в ходе которой были

Из книги Философия для аспирантов автора Кальной Игорь Иванович

1. ФИЛОСОФИЯ ПАТРИСТИКИ КАК ФИЛОСОФИЯ ТЕОЦЕНТРИЗМА Этапы средневековой философии: патристика и схоластика. Патристика апостольского периода (до середины II в.); апологетического периода (до IV в.) с заявкой на то, что истинная философия - это христианская религия; зрелого

Из книги Ответы на вопросы Кандидатского минимума по философии, для аспирантов естественных факультетов автора Абдулгафаров Мади

5. ФИЛОСОФИЯ ГЕГЕЛЯ КАК ФИЛОСОФИЯ «ПАНРАЦИОНАЛИЗМА» Георг Гегель родился 27 августа 1770 года в семье крупного чиновника. Латинская школа в Штутгарте, теологическая семинария и университет в Тюбингене - ступени его богословского образования. От духовной карьеры Гегель

Из книги Я и мир объектов автора Бердяев Николай

11. Философия аль-Фараби. Философия Ю.Баласагуни. Его труд: «Благодатное знание» Абунасыр Мухаммед ибн Мухаммед Фараби (870–950) является одним из величайших мыслителей раннего Средневековья. Он многогранным ученым-энциклопедистом и одним из основоположников восточного

Из книги История философии в кратком изложении автора Коллектив авторов

27. Казахская философия: история и современность (Абай, Валиханов, Алтынсарин), истоки черты, традиции и новации. Профессиональная философия в Казахстане. (Рахматуллин -

Из книги Основы философии автора Канке Виктор Андреевич

1. Философия между религией и наукой. Борьба философии и религии. Философия и общество Поистине трагично положение философа. Его почти никто не любит. На протяжении всей истории культуры обнаруживается вражда к философии, и притом с самых разнообразных сторон. Философия

Из книги Что такое политическая философия: размышления и соображения автора Пятигорский Александр Моисеевич

2. Философия личная и безличная, субъективная и объективная. Антропологизм в философии. Философия и жизнь Киркегард особенно настаивает на личном, субъективном характере философии, на жизненном присутствии философа во всяком философствовании. Он противополагает это

Из книги Шпаргалки по философии автора Нюхтилин Виктор

ФИЛОСОФИЯ В III–X ВВ. Это время характерно нестабильностью, вытекающей из разложения единого государства, усилением влияния даосизма и буддизма. Их объединяет сосредоточенность на проблемах субъективности, что, надо полагать, было реакцией на отсутствие до этого времени

Из книги Я познаю мир. Философия автора Цуканов Андрей Львович

Из книги Щит научной веры (сборник) автора Циолковский Константин Эдуардович

ФИЛОСОФИЯ И ПОЛИТИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ 8 февраля 2006 года, РГГУ Есенинская аудиторияПЛАН ЛЕКЦИИ(0) Философия и философствование. Политика как специфический предмет нескольких научных и квазинаучных дисциплин (например, политологии). Политика как неспецифический предмет

Из книги автора

8. Немецкая классическая философия и ее главные проблемы. Философия Канта: понятие «вещи в себе» и трансцендентального знания. Антиномии чистого разума Немецкая классическая философия рассматривается в качестве самостоятельного этапа развития философии, потому что на

Из книги автора

15. Аналитическая философия ХХ столетия. Философская программа неопозитивизма и ее кризис. «Постпозитивизм» и философия науки Аналитическая философия (Мур, Рассел, Витгенштейн) сформировалась в XX веке и видела задачу философии не в синтезе научного знания, а в

Из книги автора

ГРЕЧЕСКАЯ КЛАССИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ, ЭЛЛИНИСТИЧЕСКАЯ

Из книги автора

ФИЛОСОФИЯ НОВОГО ВРЕМЕНИ И ЭПОХИ ПРОСВЕЩЕНИЯ, НЕМЕЦКАЯ КЛАССИЧЕСКАЯ

Из книги автора

Моя философия Вселенная состоит из единой сущности, которую я называю материей. Это есть единство, или монизм. Это – простота. Не вижу надобности в двойственности (дуализме), или в множественности начал. Современная наука дуалистична, даже полиистична. Но это временно, это



Просмотров