Обозначает геральдика. Введение в историю - геральдика. Предмет геральдики, как научной дисциплины, ее связь с сфрагистикой и их различия

Геральдика (позднелатинское heraldica, от heraldus - глашатай)

гербоведение, вспомогательная историческая дисциплина, изучающая гербы как специфический источник. Играет важную роль при определении происхождения исторических памятников, снабженных Герб ом. Помогает установлению подлинности, принадлежности, авторства, места производства и датировки предметов быта, произведений искусства, книг и рукописей, а также содействует определению объёма и ценности имущества, установлению путей наследования, выяснению экономических и культурных связей. Г. связана с генеалогией (См. Генеалогия), нумизматикой (См. Нумизматика), палеографией (См. Палеография), сфрагистикой (См. Сфрагистика). Данные Г. используются в различных отраслях исторической науки.

Г. возникла из обычая оглашать перед началом турнира изображение герба рыцаря в доказательство его прав на участие в состязании. Создателями Г. были Герольд ы. Ранние соч. по Г. - стихи и поэмы поэтов-герольдов - появились во 2-й половине 13 в. К 1-й половине 14 в. относятся древнейший гербовник «Цюрихский» («Zuricher Wappenrolle», 1320) и первое изложение правил Г. итальянского юриста Бартоло. С образованием сословных монархий практическая Г. принимает государственный характер: право пожалования и утверждения гербов становится исключительной привилегией королей, вводится гербовая грамота (впервые в Германии в 15 в.) - официальное свидетельство на право употребления изображенного и описанного в нём герба, за утверждение герба устанавливается определённая такса - «розыск прав на герб» (droit de recherche), за пользование неутверждённым гербом взыскивается штраф. В абсолютистских монархиях при королевских дворах учреждаются специальные ведомства во главе с герольдмейстером (Франция, 1696, Пруссия,1706). Теорию Г. в 16-18 вв. разрабатывали и систематизировали учёные геральдисты. Первая кафедра Г. учреждена в Берлине в 1706. С падением феодализма Г. утратила своё практическое значение. Научное изучение Г. как вспомогательной исторической дисциплины началось во 2-й половине19 в.

В России Г. была заимствована с Запада во 2-й половине 17 в. и сразу приобрела официальное, государственное значение. Первые сочинения носили характер гербовников и имели своей целью обосновать высокое положение русского царя среди европейских монархов: «Титулярник » (1672), сочинение Л. Курелича о родстве русского монарха с европейскими (1673), «Книга в десть о родословии и гербах Российских разных знатных шляхецких фамилий» (1686-87, рукопись не сохранилась). По указу Петра I в 1722 была создана герольдмейстерская контора при Сенате - Герольдия, в 1726 при Петербургской АН учреждена кафедра Г. С 1797 составлялся «Общий гербовник дворянских родов Всероссийской империи» (до 1917 утверждено 20 тт., в которых учтено около 5 тыс. дворянских гербов). Оригинальные теоретические работы по Г. в России появились в середине 19 в. («Русская геральдика» А. Б. Лакиера, 1855). В конце 19 - начале 20 вв. публиковались статьи и книги П. П. Винклера, Н. Шапошникова, В. Белинского, С. П. Тройницкого и др. В Московском и Петербургском археологических институтах существовали кафедры Г. В 1913-14 издавался журнал «Гербовед».

В СССР Г. изучается в общем комплексе вспомогательных исторических дисциплин. Большое значение для изучения Г. имеют работы Н. П. Лихачева, А. С. Орлова, А. В. Арциховского, Б. А. Рыбакова, В. Л. Янина. Специально вопросы Г. разрабатывал В. К. Лукомский.

Теория Г. - свод правил составления и описания гербов (составные части герба см. рис. 1 ). Шлем имеет различные формы, корона соответствует титулу владельца герба, нашлемник обычно повторяет главную эмблему щита. В государственных гербах монархий над гербом изображается сень в виде шатра. Главной частью герба является щит, с конца 18 в. преобладает его французская форма (см. рис. 3 ). Правая и левая стороны в гербе определяются от лица, несущего щит. Изображения на его поле наносятся металлами - золото и серебро; финифтями (эмалями) - червлень (красная), лазурь (голубая), зелень, пурпур (фиолетовая), чернь; «мехами» - горностаевый и беличий. С 17 в. в Г. приняты условные графические обозначения цветов, т. н. шафировка. Металл на металл и финифть на финифть обычно не накладываются. Первоначально геральдические цвета имели символическое значение: золото означало богатство, силу, верность, чистоту, постоянство; серебро - невинность; голубой цвет - величие, красоту, ясность; красный - храбрость; зелёный - надежду, изобилие, свободу; чёрный - скромность, образованность, печаль; пурпуровый - достоинство, силу, мужество; горностай символизировал чистоту.

Поле щита обычно делится на части. Четыре основных деления (рассечение, пересечение, скошение справа и слева) могут сочетаться самыми разнообразными способами (см. рис. 2, 1-12). При выделении меньшей части поля образуются геральдические фигуры - главные (почётные) и второстепенные. Почётных геральдических фигур 8: глава, оконечность, пояс, столб, перевязь, стропило (шеврон), костыль и крест (13-24). В Г. встречается около 200 разновидностей креста, которые являются вариантами трёх основных видов (22-24). Второстепенных геральдических фигур в Г. свыше 300, из них наиболее часто встречаются следующие 12: кайма (внешняя и внутренняя), квадрат, вольная часть, клин, остриё, брусок, гонт, ромб, веретено, турнирный воротник, круг (монета), щиток (сердце щита) (25-42). На щите изображаются также негеральдические гербовые фигуры, которые условно разделяются на 3 группы: естественные, искусственные и фантастические. Человек изображается обычно вооружённым, часто - на коне, встречается рисунок головы, вооружённой мечом руки, пылающего сердца. Руки, сложенные накрест, выражали верность. Из четвероногих животных распространены изображения льва (символ силы, мужества, великодушия) и леопарда (храбрость, отвага), которые отличаются только по положению (43-44). Часто встречается изображение коня (совмещающего храбрость льва, зрение орла, силу вола, быстроту оленя, ловкость лисицы), собаки (символ преданности и повиновения), кошки (независимость), волка (злость, жадность), медведя (предусмотрительность), быка (плодородие земли), овцы (кротость), лани (робость), вепря (мужество), оленя (символ воина, пред которым бежит неприятель) и др. Из птиц чаще всего изображаются орёл (власть, великодушие), ворон (долголетие), петух (символ боя), цапля (пугливость), павлин (тщеславие), пеликан (любовь родителей к детям), журавль с камнем в одной лапе (эмблема бдительности) и пр. Из морских животных часто встречается дельфин (эмблема силы), из насекомых - пчёлы и муравьи (трудолюбие), бабочка (непостоянство). Змея изображается прямой или свёрнутой в кольцо (символ вечности). Растения в Г. представлены деревьями - дуб (крепость и сила), оливковое дерево (мир), пальма (долговечность), ветвями, цветами - роза, лилия (геральдическая и натуральная 45-46), венками, злаками (колосья, снопы), травами, плодами. На гербах встречаются солнце, луна, звёзды, облака, радуга, реки, холмы, огонь. Искусственные фигуры представлены предметами военного быта - различные виды вооружения и снаряжения (меч, пушка, пистолет, кольчуга, шлем и пр.); гражданского - орудия сельского хозяйства (серп, коса, ярмо, хомут и т.д.), мореплавания, архитектуры; символами отвлечённых понятий (например, рог изобилия), эмблемами должностей и профессий (лира, чаша, чётки, скипетр и пр.). Фантастические фигуры: феникс (символ бессмертия), единорог (чистота), драконы, кентавры, сирены, гидра семиголовая, двуглавый орёл, всевозможные ангелы и пр. Нередко гербовая фигура содержит намёк на фамилию владельца или название его владения (т. н. гласные гербы).

Лит.: Арсеньев Ю. В., Геральдика, М., 1908; Лукомский В. К. и Типольт Н. А., Русская геральдика, П., 1913; Лукомский В. К., О геральдическом художестве в России, «Старые годы», 1911, февраль; его же, Гербовая экспертиза, «Архивное дело», 1939, № 1 (49); его же, Герб как исторический источник, в сборнике: Краткие сообщения института истории материальной культуры, в. 17, М. - Л., 1947; Арциховский А. В., Древнерусские областные гербы, «Уч. зап. МГУ», 1946, в. 93; Каменцева Е. И., Устюгов Н. В., Русская сфрагистика и геральдика. М., 1963 (библ.); Савелов Л. М., Библиографический указатель по истории, геральдике и родословию российского дворянства, 2 изд., Острогожск, 1897.

Ю. Н. Коротков.

Рис. 2. Деления щита: 1 - рассечение; 2 - пересечение; 3 - скошение справа; 4 - четверочастный (рассечён и пересечён) щит; 5 - четверочастноскошенный (скошен с двух сторон) щит; 6 - клинчатый щит (сочетание четырёх осн. делений); 7 - щит полупересечён и рассечён; 8 - разделён вилообразно (полускошен справа и слева и полурассечён); 9 - рассечён и в первой части скошен справа; 10 - рассечён костыльными зубцами; 11 - пламявидно скошен; 12 - улиткообразно пересечён. Почётные геральдические фигуры: 13 - глава; 14 - оконечность; 15 - завершённая глава (сочетание главы с уменьшенной главой - вершиной); 16 - законченная глава (сочетание главы с уменьшенной оконечностью - подножием); 17 - пояс; 18 - столб; 19 - перевязь левая; 20 - стропило, шеврон; 21 - костыль (сочетание главы и столба); 22 - крест геральдический (соединение столба и пояса); 23 - крест Андреевский (соединение двух перевязей); 24 - крест вилообразный (соединение двух полуперевязей и столба). Второстепенные геральдические фигуры; 25 - кайма внешняя; 26 - кайма внутренняя; 27 - квадрат; 28 - шахматный щит (покрытый квадратами); 29 - вольная часть правая; 30 - клин левый; 31- остриё; 32 - щит, разделённый остриями; 33 - щит, покрытый рядами острий; 34 - три бруска; 35 - стенчатый щит со швом (покрытый брусками); 36 - три гонта; 37 - ромб; 38 - веретено; 39 - щит, разделённый веретёнами в пояс; 40 - турнирный воротник; 41 - круг; 42 - щиток. Негеральдические гербовые фигуры; 43 - лев; 44 - леопард; 45 - лилия геральдическая; 46 - лилия натуральная; 47 - единорог; 48 - феникс.


Большая советская энциклопедия. - М.: Советская энциклопедия . 1969-1978 .

Синонимы :

Смотреть что такое "Геральдика" в других словарях:

    - (сред. век. лат. heraldus, от нем. Herold герольд). Наука, имеющая своим предметом гербы, их толкование и разъяснение, правила составления новых, также право на пожалование ими и ношение их; назв. так потому, что в средние века, при появлении на… … Словарь иностранных слов русского языка

    Современная энциклопедия

    Коллекционирование, гербоведение Словарь русских синонимов. геральдика сущ., кол во синонимов: 4 гербоведение (2) … Словарь синонимов

    геральдика - ГЕРАЛЬДИКА, гербоведение … Словарь-тезаурус синонимов русской речи

    Геральдика - (на средневековой латыни heraldus глашатай), гербоведение. Со 2 й половины 19 в. вспомогательная историческая дисциплина, изучающая гербы (государств, городов, родов, фамилий). Практическая геральдика связана с составлением дворянских, цеховых и… … Иллюстрированный энциклопедический словарь

    - (от ср. век. лат. heraldus глашатай) гербоведение. Со 2 й пол. 19 в. вспомогательная историческая дисциплина, изучающая гербы; ранее в 13 1 й пол. 19 вв. составление дворянских, цеховых и земельных гербов … Большой Энциклопедический словарь

    ГЕРАЛЬДИКА, геральдики, мн. нет, жен. (от ново лат. heraldus герольд) (научн.). Описание гербов и их истории. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 … Толковый словарь Ушакова

Геральдика – это наука, изучающая и определяющая значение различных символов на родовых и военных гербах. В средневековой Европе знаки на щитах и доспехах играли огромную роль. На полях сражений по простым узорам можно было отличить свое войско от сил противника. Со временем на гербах и знаменах стали появляться более сложные рисунки, означающие доблесть, героические поступки, важные события в истории целого клана, отличительные особенности рода. В Западной Европе написание родословной человека не обходится без изучения родовых символов, ведь геральдика – еще и живописная стенография нескольких поколений. В современном мире символы геральдики встречаются на эмблемах вузов, военных знаменах, государственных и корпоративных гербах. Несмотря на значительные различия в гербах разных стран, многие элементы имеют общее происхождение.

Этимологическое значение геральдики

Чтобы разобраться, как зародилась данная наука, стоит обратиться к лингвистике. Точно определить, что означает «геральдика» как термин, не представляется возможным. Однако большинство ученых предполагают, что слово произошло от англо-саксонского «here» («армия») и «ward» («сила» или «влияние»). Геральдические символы появились в эпоху рыцарства и Крестовых походов. Известно, что во времена турниров рыцари украшали доспехи мехом, перьями, отличительными золотыми и серебряными эмблемами и т. д. В закрытых доспехах эти символы выделяли их среди противников. В период Крестовых походов (XI-XV вв.) знаки на амуниции, состоящие из простых фигур, помогали отличать в толпе воинов разных кланов. Учитывая, что войско было многонациональным, существовал языковой барьер, такая система позволяла избежать стратегических ошибок.

Развитие геральдики

В Западной Европе во второй половине XI века появились специальные люди - вестники или глашатаи (heralds). Их главными задачами было развлечение гостей, восхваление господ и объявление рыцарей на турнирах. Они должны были уметь быстро определять по узорам и символам на щитах и знаменах воинов их родовую принадлежность. Поскольку знаки отличия передавались по наследству, с развитием геральдики возросла их значимость. Глашатаи стали своего рода хранителями знаний о генеалогии.

В средние века, когда большинство населения Европы было неграмотно, главной характеристикой геральдики была простота знаков и обозначений. В мирные периоды, когда гербы стали частью гражданской жизни, дизайн символов эволюционировал, приобрел сложный эзотерический смысл, противоречащий первоначальным целям. Позднее, с укреплением монархии (XVII-XVIII вв.), короли закрепили за собой исключительное право на дарение герба и выдачу специальной грамоты. К этому периоду геральдика – это символ власти и государственности. Гербы появились у населенных пунктов, церковнослужителей, гильдий ремесленников и т.д.

Элементы герба


Составные части герба помогут лучше понять предмет изучения и роль геральдики, символов и их значений:

  1. Щит, также известный как накладка, - основная и наиболее узнаваемая составляющая герба, часто используемая сама по себе.
  2. Шлем - наличие и конфигурация его обозначают ранг война или оруженосца.
  3. Нашлемник – украшение над шлемом в виде пера, мифического животного или оружия.
  4. Намет или мантия – спадающая ткань по обеим сторонам герба.
  5. Девиз – емкая фраза или пословица. Обычно изображался над щитом, например, в шотландской геральдике.
  6. Корона или тиара в гербе определяла дворянский титул.
  7. Покровитель часто изображался в виде зверя, птицы или волшебного существа, присутствовал не во всех гербах и считался знаком особой удачливости.

Эти элементы в различных вариациях наиболее часто встречаются в европейской геральдике. Символы и цвета наносились на герб в соответствии со строгими нормами геральдического языка.

Виды гербов

Изображение герба может не содержать всех составляющих элементов. Иногда на рисунке используют только щит. Поскольку герб, как и титул, передавался по наследству, символика сыновей дополнялась особыми метками. Так называемые близуры указывали на младшие ветви генеалогии и представляли собой Т-образные ворота для старшего ребенка, звезду для второго сына, полумесяц для третьего и т.д. На гербе незаконнорожденных детей изображалась специальная кайма или наклоненный брусок. Дизайн герба дочери повторял отцовский, но имел ромбовидную форму. У замужних знатных особ герб делился вертикально на две половины. Одна повторяла символы мужа, другая – ее семьи.

Геральдические цвета

Фигуры на первых гербах были простыми, выполненными в ярких цветах и хорошо различаемыми с дальнего расстояния. В Средневековье использовались черные, красные, синие, белые, зеленые и желтые красители (финифти или тинктуры), позднее появился пурпурный цвет. С развитием геральдики финифти белого и золотого цвета заменили серебряным и золотым металлом.


Из-за ограниченного набора цветов на классических гербах часто встречаются золотые львы, черные олени и т.д. Однако в британской и шотландской геральдике гербы стали сильно отличаться от остальных. Дело в том, что в 1600 году их цветовая палитра расширилась за счет введения «натуральных» цветов: оранжевого, розового, пурпурного, серого, багрового, коричневого и д.р. Помимо цветов и металлов гербы украшают меха: стилизованные узоры, чаще всего под беличий или горностаевый мех. Узор горностаевого меха напоминает черные стрелки, раскинутые в шахматном порядке на белом или желтом фоне. Беличий мех – повторяющийся узор в виде шлема, синего или красного цвета, на белом или желтом фоне.

Формы щитов

Геральдический щит менял свою форму в зависимости от щита военного, используемого в сражениях. Так, первые щиты, защищавшие от стрел и копий, напоминали вытянутый треугольник с закругленными краями и закрывали практически все тело воина.


В Крестовых походах, когда основной силой стала конница, рыцарям нужны были щиты меньшего размера, которыми можно защититься от боковых ударов. Щит приобрел типичную «английскую» форму. Всего существует 10 разновидностей форм щитов. Некоторые из них повторяют реально существовавшие, другие (например, «немецкие») выдуманы художниками.

Деление щитов

Щит может быть рассечен линиями разных цветов на 2 и более частей. Прямые или фигурные полосы берут начало в определенной точке, конечный рисунок пропорционален и симметричен. Горизонтальные и вертикальные отрезки равноудалены от краев, а диагональные – от углов щита.


Самыми распространенными способами деления являются: рассечение (вертикальное сечение), пересечение (горизонтальное сечение), скошение справа или слева (диагональное сечение). Они называются простыми, т.к. делят щит на две части. Кроме них существует множество составных делений разных форм. При чтении герба используется правило, по которому все элементы, расположенные с левой стороны по отношению к зрителю, находятся с правой стороны по отношению к тому, кто держит щит. Соответственно левая сторона щита в геральдическом языке будет являться правой. Описание элементов начинают с правого верхнего угла.

Изображение животных на гербах

Любое животное, мифическое или реальное, могло быть помещено на герб. Звери изображались схематично, без точного следования анатомии, и символизировали определенные качества.


Самыми популярными существами в геральдике являются:

  • Лев или леопард. Олицетворял собой мужество, отвагу, агрессивность.
  • Орел считался богом или спутником богов. Являлся символом могущества и власти, поэтому часто присутствовал на гербах королей и императоров.
  • Двухглавый орел - мифическое существо, ставшее символом объединения Восточной и Западной Римских империй. Во времена Византии появлялся в территориальных и фамильных гербах правителей-потомков.
  • Единорога изображали по-разному. В древних индийских текстах это был бык с одним рогом. Позднее, в XIV-XV вв., в Европе его представляли как существо с телом лошади, копытами и бородой козла, и длинным витым рогом. Такое изображение появилось на гербе короля Джеймса I (1566-1625 гг.). Единорог был символом верности и целомудрия.
  • Феникс - волшебная птица с золотыми или красными перьями, способная возрождаться из пламени. В европейском христианстве - символ воскрешения.
  • Грифон, древнее существо с большими крыльями и телом льва. Первое его изображение было найдено на территории Ирана. Считался хранителем богатств, объединял свирепость хищника и быстроту птицы.
  • Гарпия – создание из древнегреческих легенд, женщина с крыльями и конечностями стервятника. В геральдике символ означал свирепость или развращенность.
  • Морские животные использовались на гербах портовых городов. Рисунки носили крайне условный характер. По сути, морской хвост добавлялся к любому наземному животному или человеку.

Геральдика России

Славянские племена были отделены от Западноевропейских цивилизаций. Геральдика на этой территории появилась гораздо позднее и была заимствованным явлением. Первыми символами власти можно считать двузубцы и трезубцы, найденные на монетах и печатях X-XI вв. представителей династии Рюриковичей. С приходом христианства великие князья стали копировать византийские геральдические символы, а также наносить на печати изображения святых - покровителей рода.


Во второй половине XVII века налаживание культурных связей между российским и польским дворянством привело к появлению первых гербов. Систематизация и установка общих правил геральдического дизайна произошли при царе Алексее Михайловиче (1629-1679 гг.), который пригласил римского герольдмейстера Лаврентия Курелича для составления рукописи обо всех великих князьях, их родстве с европейскими династиями и описании гербов. Позднее Петр I создал Герольдию – специальное ведомство, которое отвечало в том числе за регистрацию и утверждение дворянских гербов. Составление полного Гербовника российской знати началось при Павле I, и к 1917 году документ содержал описание более 4 500 родовых эмблем.

Геральдика – это важная часть истории и культуры. По элементам герба легко определить сословную принадлежность и историю рода. Некоторые гербы королей, князей и знатных дворян преобразовались в государственные или городские.

Геральдика (гербоведение) - специальная историческая дисциплина, занимающаяся изучением гербов, традиций и практики их использования. Является частью эмблематики - группы взаимосвязанных дисциплин, изучающих эмблемы. Отличие гербов от других эмблем заключается в том, что их строение, употребление и правовой статус соответствуют особым, исторически сложившимся правилам.

Геральдика точно определяет, что и как может быть нанесено на государственный герб, фамильный герб, объясняет значение тех или иных фигур. Корни геральдики уходят в Средневековье, когда и был разработан специальный геральдический язык.

Зарождение геральдики

Появление геральдики относят к периоду крестового похода. Указывается и более узкий период: между 1120 и 1150 годами. Зарождение гербов связывают с тем, что в связи с изменениями военного снаряжения в конце XI - начале XII веков получить информацию о человеке, зачастую не видя даже его лица, закрытого шлемом, было весьма проблематично. Желание быть узнанным на поле боя стало причиной появления традиции расписывать свои щиты, различными фигурами, которые вскоре превратились в опознавательные знаки. Постепенно сложились и правила начертания и использования гербов, впоследствии оформившиеся в своеобразный свод законов.

Появление геральдики было вызвано и изменениями в самом европейском обществе, произошедшими после 1000 года. Развитие феодальных отношений привело к тому, что принадлежность к той или иной социальной группе полностью определяло жизнь человека. Знатность рода в это время становится своего рода культом. В этих условиях естественным развитием гербов, как личных эмблем, стало возникновении традиции их передачи по наследству, появление которой относят к концу XII века.

Геральдику можно определить как систему иконографической кодификации феодального общества, строго определенной пирамиды социальной иерархии, на вершину которой можно было прорваться лишь в самый ранний период, когда можно получить социальный статус в награду за какие-то благородные деяния. До этого момента "наделяемый высоким статусом" мог быть простым рыцарем или дворянином, не состоящим ни в чьем подчинении.

Рыцарь мог и должен был стать известным, добиться славы на рыцарских турнирах или на войне - тогда у него появлялось право выбирать собственную эмблему (древние греки называли ее "stemma"), то есть хроматическое и фигуративное изображение. Этот герб должен был получить одобрение герольда, который его регистрировал, после чего эмблему разрешалось изображать на щитах, плащах, флагах, а также везде, где захочется. Благодаря тому, что эту эмблему можно было передавать по наследству, появились, как уже было сказано, фамильный дворянский герб или эмблема благородного дома, а также возможность завещать потомкам свой высокий статус и, кроме того, наделять чинами и титулами тех, кто занимает более скромное место в феодальной иерархии.

Герольды старались существенным образом не изменять герб семейства, но они придумали систему бризур (специальных ломаных или пунктирных линий; название происходит от французского слова "brisures"). Они помещали специальные графемы, или фигуры, на первоначальные поля гербов, и таким образом гербы младшей ветви рода можно было отличить от герба первого наследника, который, в отличие от своих младших братьев, в момент вступления в право владения наследством и титулом свою бризуру (например, титло) оставлял.

Представители английской правящей династии иногда вознаграждали своих наиболее верных подданных из числа простых людей, представителей третьего сословия, жалуя им личный титул "Сэр" (слово "sire" является сокращенным "seniore", то есть "сеньор", "старейший"), как, к примеру, поступила Елизавета с Фрэнсисом Дрейком. Именно в Англии (а также в ее бывшей колонии Новой Англии), которая была последним оплотом феодальной системы, привнесенной норманнами более девяти веков назад, сохранилось понятие сквайр - то есть щитоносец, оруженосец, иногда облеченный судебной властью именем короля.

Крест простой, двойной, обвитый, зубчатый, зазубренный, изрубленный, крест из цветов красовался повсюду в различных видах и являлся символом той святой цели, ради которой были предприняты крестовые походы. Ласепед в своей “Истории Европы” говорит: “Пальма напоминала Идумею; арка - взятый или обороняемый мост; башня - взятый приступом замок; шлем - вооружение грозного и смелого врага; звезда - ночное сражение при свете луны и звезд; меч - обыкновенное сражение; полумесяц- поражение мусульманина; пика, повязка, ограда, две полосы, сходящиеся под углом - взятые и разрушенные преграды; лев или тигр - неустрашимую доблесть; орел - высокую доблесть и отвагу. Вот отсюда и началась система происхождения гербов”.

Для гербов на щитах употребляли два металла (золото - цвет желтый - и серебро- цвет белый), четыре краски или цвета (голубой, зеленый, красный и черный), два меха (горностаевый и беличий). Кроме того, геральдика приписывает цветам особые названия и значения. Так, голубой называется лазурь и означает воздух, зеленый - яшма, красный - огонь и черный - земля. Некоторые писатели присвоили этим металлам и цветам еще и символическое значение. По их мнению, золото - это эмблема богатства, силы, верности, чистоты, постоянства; серебро - невинности, чистоты; голубой цвет - это эмблема величия, красоты, ясности; красный - храбрости, мужества, неустрашимости; зеленый - надежды, изобилия, свободы; черный- скромности, образования, печали.

Над гербом изображали короны, шапки, шлемы, наметы, нашлемники, иногда девиз или военный клич и бурелеты. Последние происходят от французского слова le bourrelet- это был жгутик из ткани, набитый шерстью, который накладывали на шлем. Его окрашивали такими же цветами, как и щит; в гербах простых нетитулованных дворян такой бурелет, или жгутик, назывался фреской. Шлемы и шишаки рисовали на гербах или в профиль, или в фас с опущенным, с полуоткрытым или с совсем поднятым забралом и с большим или меньшим числом решеточек на нем, смотря по достоинству и по древности происхождения рода. Самой верхней частью украшения гербов был нашлемник; его составляли из всякого рода цветов, фигур и перьев, животных, деревьев и прочего. В обычае также было помещать девизы и клич над гербом. По сторонам бывали изображения ангелов, людей, богов, чудовищ, львов, леопардов, единорогов, деревьев и других предметов; такие фигуры назывались щитодержателями. Были еще и другие украшения, присвоенные известным званиям и обозначавшие особые достоинства.

Для того чтобы правильно объяснить герб, необходимо изучить его фон, на котором выгравированы или нарисованы фигуры, а потом уже и сами фигуры. Фон называется в геральдике полем, а фигуры - знаками. Поле герба всегда бывает покрыто одним из металлов, мехов или цветное; далее следует главная фигура, или главный знак; цвета или краски знаков те же, что и цвет или краска поля, за исключением только того случая, когда требуется естественный цвет.

Геральдика - (от лат. - глашатай), гербоведение, истоки которого связаны с тотемизмом. Члены рода, имевшего своим покровителем зверя-сородича-прародителя, в качестве амулета-оберега носили его изображение (целиком, часть, след и др.). С появлением территориальных образований знак главного рода становился общим для данного сообщества. Родовые символы наносились также на щиты и шлемы воинов как защита-оберег и средство устрашения врага. Особое значение гербы-символы получили во время крестовых походов(11-12 вв.), приобретая значение индивидуального определительного знака. Позже такой герб удостоверял личность и происхождение рыцаря. Чтением и объяснением гербов занимались герольды, они же составляли гербы, вырабатывали специальные правила составления. В гербе могло отражаться и происхождение рыцаря. Право на герб передавалось по наследству. Являясь символом суверенного владельца, герб изображался на знаменах, печатях и монетах. При матримониальных союзах герб иногда изменялся, включая в себя составляющие женского герба. В отличие от западноевропейской геральдики, в польской геральдике герб сохранил характер родового знака, происходящего от изображения на знамени, вокруг которого объединились все родственники и соседи. Число таких знамен было постоянным (около 300), и лица, получавшие дворянство, приписывались к одному из существующих. Позже знамена были подчинены правилам геральдики и стали гербами польских дворянских родов, при этом одним гербом пользовалось несколько дворянских фамилий.

1320 датируется древнейший справочник по геральдике – «образованием сословных монархий геральдика принимает Цюрихский гербовник».

С государственным характером: Производство пожалования и утверждение гербов становится привилегией монарха (в Российской империи гербы утверждались императором, а после Февральской Революции – Сенатом; последний герб утвержден 20 октября 1917 года).

В России геральдика заимствована из Западной Европы во 2-ой половине 17 века. Первые сочинения носили характер гербовников и имели целью обосновать высокое положение русского царя среди европейских монархов: «Титулярник»(1672) сочинения Л. Курелича о родстве русского монарха с европейскими (1673). Более широкая потребность в геральдике возникла после уничтожения местничества и с началом составления родословных книг (1692), для внесения, в которые требовались доказательства благородного происхождения. У членов фамилий, выехавших из других государств, основным доказательством было употребление их предками на родине фамильного герба. Необходимость частой проверки таких представлений привела к составлению в Посольском приказе специального справочника: « Книга в десть о родословии и о гербах российских разных шляхетских фамилий»(1686-1687, рукопись не сохранилась). С начала 18 века делами геральдики ведала Герольдия. С 1726 года Петербургский АН профессор И. С. Бекштейн начал обучение студентов «геральдической науке». В 1731 году в Петербурге издано первое в России руководство по теоретической геральдике (на немецком, французском и латинском языках), составленное Бекштейном. В 1741 году императрица Елизавета Петровна при вступлении на престол пожаловала дворянство гренадёрской роте Преображенского полка и повелела герольдии сочинить для них единообразные гербы, содержащие указания на фамилию или происхождение (так как надо было сочинить около 200 гербов, то работа растянулась более чем на 20 лет).

В 1785 году А. Т. Князевым составлен первый российский гербовник «Собрание фамильных гербов, означающих отличия благородных родов обширной Российской империи», куда вошли 533 рисунка гербов, снятых им с личных печатей (без различия между утверждёнными и неутверждёнными). С 1797 года начал составляться «Общий гербовник дворянских родов Всероссийской империи», включавший только гербы, получившие императорское утверждение. До 1917 года составлено 20 томов. Всего в 20 томах помещено около 5000 дворянских гербов.

Теория геральдики - свод правил составления и описания гербов. Дворянство Российской империи поглотило дворянство польское, финляндское и остзейское (происходило из Ливонского ордена, который соединил в себе рыцарство большинства стран Европы), к этому добавились представители большого числа европейских дворянских фамилий, прибывших в Россию. Поэтому российская геральдика отличает смешение различных национальных элементов и традиций.

Полный герб состоит из щита и внешней части. Основные формы щита: готический, немецкий, английский (двух видов), французский (с 18 века эта форма преобладала в западно-европейской и российской геральдике), византийский (круглый), польский, итальянский (овальный), испанский, ромбический, квадратный.

Изображения исполняются металлами (золото, серебро), мехами (горностаевый, беличий), финифтями, к которым относятся: червлень (красная), лазурь (синяя), зелёная, пурпур (фиолетовая) и чернь. В особо оговариваемых случаях изображения выполнялись в «натуральном», «телесном» и каком-либо другом цвете. В редких случаях щит покрывался чешуёй, перьями или крыльями бабочек. Для удобства типографского исполнения справочников по геральдике с 17 века были приняты условные графические изображения металлов, финифти и мехов - шраффировка.

Металлы, финифти и меха имеют символическое значение: золото – справедливость, сила, милосердие, богатство; серебро – правдивость, невинность, чистота; червлень – храбрость, кровопролитие; лазурь – величие, красота, ясность; зелень – надежда, свобода, изобилие; пурпур – достоинство, могущество, мужество, сила; чернь – скромность, образованность, смирение, печаль; горностай – власть, чистота.

Щит с чистым полем встречается крайне редко. Поле щита делится на части при помощи 4-ёх основных делений: рассечение (вертикально), пересечение (горизонтально), скошения справа и слева (сверху вниз по диагонали). Сечение выполняется как прямыми, так и извилистыми линиями.

Существует иерархия частей щита – наибольшей почётной является центр поля, затем справа или в центре сверху (в зависимости от членения), далее сверху или в центре снизу и так далее.

Многопольность возникает либо при соединении нескольких гербов (включая гербы угасших линий), либо при получении гербовладельцем более высокого титула (например, в гербе А. В. Суворова), либо при позднем получении герба (обычно, чем древнее герб, тем меньше сечений на его щите).

Выделение меньшей части поля образует главные (почетные) и второстепенные геральдические фигуры. Почетных фигур восемь: глава (верхняя часть щита), оконечность (нижняя часть щита); пояс (средняя горизонтальная часть щита), столб (средняя вертикальная треть), перевязь (средняя часть по диагонали), стропило (шеврон), крест, кайма или бордюр по обводу щита. В геральдике встречается около 200 разновидностей трех основных форм щита: прямого, косого (Андреевского) и трехконечного (антониевского). Если фигуры не касаются сторон щита, они называются укороченными.

Второстепенных фигур свыше 300. Наиболее часто встречаются: квадрат, остриё, брусок, (горизонтальный прямоугольник), ромб, веретено (ромб с незаполненной сердцевиной), круг (металлический - монета, финифтяный – шар), щиток (сердце щита), турнирный воротник (титло).

Титло в геральдике употребляется для указания на родственное отношение к владельцу основного герба. Вольная часть - менее четверти щита в правом или левом верхнем углу. В вольной части помещался символ сюзерена, иерархической подчиненности, должности, профессии и др. В российской геральдике – вольная часть: двуглавый орел (герб С. Ю. Витте), прямой крест (Суворовы, Гулинские), полумесяц (Спиридоновы), лилии (Коровин), беличий мех (Якоби) и др.

На щите изображаются также негеральдические (гербовые) фигуры, которые условно разделяются на 3 группы: естественные, искусственные и мифические. Естественные фигуры: человек, животные, птицы, рыбы, пресмыкающиеся, насекомые, растения, солнце, луна, звезды, облака, радуга, реки, поля, вода, горы, холмы и др.

Человек обычно изображается вооруженным, часто верхом на коне; встречаются изображения только головы, руки, вооруженной мечом, пылающего сердца и др. Рука, поднятая для присяги, означает верность, а две (или более) руки, соединенные в рукопожатии,- дружбу, союз. Из четвероногих животных наиболее распространены изображения льва (символ силы, мужества, великодушия) и леопарда (храбрость, отвага), которые отличаются только по положению: лев – в профиль, стоящий на задних лапах, леопард – идущий с головой, повёрнутой на зрителя (варианты: лев с головой в фас – леопардовый лев; леопард на задних лапах – львиный леопард). Известно около 40 вариантов изображения льва (леопарда), различающихся по его позе или по характеру исполнения отдельных деталей. Часто встречаются изображения коня (сочетающего храбрость льва, зрение орла, силу вола, быстроту оленя, ловкость лисицы), собаки (символ преданности и повиновения), кошки (независимость), волка (злость, жадность), медведя (предусмотрительность), кабана или вепря (бесстрашие, неукротимость), быка (плодородие земли), овцы (кротость), лани (робость), оленя (символ воина, перед которым бежит неприятель) и другие. Из морских животных: дельфин (символ силы); из насекомых пчёлы и муравьи (трудолюбие), бабочки (непостоянство). Змея может быть изображена ползущей (символ зависти, раздора, мятежа, неблагодарности), свернувшейся в кольцо с хвостом во рту (символ вечности), обвившаяся вокруг чаши (символ медицины). Особое значение в геральдике имеет изображение раковин – чаши пилигримов. Растения в геральдике представлены деревьями: дуб (сила, крепость), оливковое дерево (мир), пальма (долговечность, миролюбие); ветками; цветами – роза, лилия; венками, злаками – колосья, снопы; травами, плодами. Геральдическая лилия (лилия Каролингов) в своей основе, по-видимому, была изображением острия копья, чем и объясняется её широкое употребление в геральдике. Солнце (символ истины, правды, премудрости) изображается в виде диска с человеческим лицом и окружено сиянием или имеет восемь лучей. Точно так же луна, изображаемая в виде полумесяца, имеет иногда человеческий профиль. Количество лучей у звёзд различно: в немецкой геральдике обыкновенно шесть, во французской – пять.

Искусственные фигуры в геральдике – предметы, сделанные человеком. Наиболее распространены изображения различных видов воинского вооружения и снаряжения. Кроме них изображаются орудия сельского хозяйства, мореплавания, архитектуры и другие; предметы, являющиеся символами различных понятий или должностей и профессий.

Мифические фигуры: феникс (символ бессмертия), единорог (сила, чистота, твёрдость), драконы, ангелы и другие.

Описание герба чешского рода Бушек.

Герб семейства Бушек имеет главные (почетные) геральдические фигуры:

1. Фора герба - французский щит.

2. Верхняя часть щита « глава» (вершина уменьшена до 1/9).

3. Одна горизонтальная линия говорит о том, что герб древний, чем больше делений на гербе, тем герб моложе.

4. Имеется на щите « пояс» - средняя горизонтальная часть щита.

5. Имеется на щите «оконечность» - нижняя часть щита.

6. Есть «окраина» -узкая часть.

7. Кайма и бордюр по обводу щита жаловался в знак особой милости или покровительства.

Таким образом, герб моих предков имеет 7 главных фигур из 8 возможных и свидетельствует о том, что род семейства Бушек можно отнести к древним, а наличие каймы и бордюра говорит о том, что роду оказывались, знаки особой милости и оказывалось покровительство.

Геральдическая наука кроме главных геральдических фигур отводит место второстепенным фигурам. Их насчитывается свыше 300.

В нашем случае на изображении герба мы не видим в вольной части символов (менее четверти щита в правом и левом углу).

На щите изображены негеральдические фигуры. Их всего бывает 3 группы: естественные, искусственные и мифические.

На щите изображена фигура льва, относящаяся к естественным негеральдическим фигурам.

ЛЕВ-символ силы, мужества, великодушия. Фигура льва изображена в профиль, стоящая на 3-х лапах. Хвост один, извивается в разных направлениях.

Мифических фигур нет.

Имеются искусственные фигуры, таковыми являются фигуры, сделанные руками человека. На гербе семейства Бушек изображен замок, стоящий на острове, окруженный водой.

Если искать наиболее яркий и характерный символ гербов чешских, то это, конечно, изображение крепости или замка. Замки строили короли, императоры, местные феодалы и епископы. Можно предположить, что наш род относился к местным феодалам. Замок с открытыми воротами-является знаком гостеприимства. Я рада, что мои предки были добрыми и гостеприимными людьми.

Прежде всего, подобный герб имеет «мать чешских городов» - злата Прага. Уже на городских печатях 14 века изображались 3 башни, соединенные стенами. Затем центральная башня стала изображаться с открытыми воротами. Та же эмблема была на щитах и флагах гуситского движения 1419-1430гг. Отсюда напрашивается следующий вывод: рождение родового герба семейства Бушек можно ориентировочно отнести к 15 веку.

А вот изображение льва традиционно для чешских гербов. Белый лев в красном поле- символ княжеской и королевской власти - известен уже с 10 века.

Герб семейства Бушек имеет льва, стоящего на стене в красном поле.

А это символ города чешского ЛИТОМЕРЖИЦЫ.

Вывод: родовой замок Бушек был расположен в районе чешского города Литомержицы.

Герб негласный, так как фигуры не связаны с фамилией владельцев.

Горизонтальные полоски на щите обозначают цвет щита-ЛАЗУРЬ.

лазурь-обозначает величие, красоту, ясность.

Лазоревый (синий) цвет- третий цвет национального флага-третий по употреблению в городских и фамильных гербах Чехии.

Заключение.

Род Бушек относится к чешским старинным родам, имеющим свой родовой герб. Герб имеет форму французского щита, составлен по правилам геральдики. Имеет главные, второстепенные, негеральдические фигуры. Время рождения и составления герба семейства Бушек относится к 15 веку. Род древний, относящийся к местным феодалам. Семейство имело родовой замок, который располагался в районе города Литомержицы.

Таков итог моего небольшого исследования. Мною написано письмо в Пражский исторический музей, надеюсь получить подтверждение моим находкам и выводам в отношении создания родового герба семейства Бушек.

Я горжусь тем, что история моего рода имеет очень много интересных загадок, которые мне еще предстоит разгадать.

Дата публикации: 20.10.2012

Уместить все накопленные знания о геральдике невозможно в одной статье. Существует множество книг и трудов, в которых подробно описаны все аспекты геральдического языка, видов шраффировок и т.д. Данная статья посвящена историческому аспекту использования геральдики.

Что это такое?

Геральдика созвучна со словом heraldus (глашатай). Собственно, именно от этого слова понятие и появилось. Только вот в русском языке правильно называть глашатаев не геральдами, а герольдами. «Геральд» - это старогерманское имя, а герольд - человек, описывающий герб своего феодала.

Геральдика - это наука, а точнее специальная историческая дисциплина, занимающаяся изучением гербов. Многие не знают, что гербы создавались по определённому порядку. Если вы придумали герб, не соответствующий правилам геральдики, то это будет простая эмблема. В средние века к гербам было особое отношение. А потому нарушение порядка составления герба могло плохо отразиться на будущем феодала.

Когда появилась?

Зачем нужна геральдика? А зачем вообще нужны опознавательные знаки?

Во-первых, геральдика решила проблему определения статуса человека. Если человек идёт в одежде с гербом, то это значит, что он является вассалом того феодала, чей герб изображён на его одежде. Во-вторых, гербы помогали отличить своих от врагов. Представьте себе средневековое сражение… Мягко говоря, бой походил на мясорубку, когда одна толпа «рубила» другую в ближнем бою. И чтобы воин, который вошёл в раж, не убивал своих - придумали знаки отличия.

Именно поэтому геральдика зародилась в периодах между первым и вторым крестовым походом (12 век). Первые гербы изображали каких-либо животных, символизирующих определённого человека. Так как читать умели тогда немногие, то надписи почти не помещались на гербы. Обычно, гербовое животное было ещё и прозвищем феодала. А потому, старались изображать сильных и красивых животных.

Впоследствии герб закреплялся не только за конкретным человеком, но и за всем последующем поколением. Так появились знатные роды. Знатность стала культом. А потому иногда требовалось иметь знатных предков в нескольких поколениях, чтобы считаться «по-настоящему» знатным.

Средневековье стало значительным этапом в истории геральдике. Однако окончательную систематизацию геральдика получила в 17 веке с трудом французского священника Клода Франсуа Менестрье «Истинное искусство геральдики и происхождение гербов» (Le veritable art du blason et l"origine des armoiries).

Те, кто стал изучать геральдику в 17 - 19 веках столкнулись с проблемой систематизации. По началу считалось, что средневековая геральдика пришла со времён Римской Империи. Однако оказалось, что каждая крупная цивилизация или государство придумывали свои правила геральдики. Более того, не было точного определения геральдики, а потому под категорию геральдики подпадали арабские гербы и прочее.

Рыцари

Средневековые рыцари оказали сильное влияние на развитие геральдики. Во-первых, у каждого рыцаря была своя печать, которую он ставил на всех важных документах. Тут же появились люди, которые начали подделывать печати. В результате, гербы и печати всё более усложнялись.

Не маловажную роль сыграли и рыцарские турниры. Рыцари демонстрировали свои гербы, которые бы изображены на щитах и знаменах. Перед каждым боем герольды «читали» герб. Т.е. они объясняли элементы герба. При этом они были обязаны соблюдать определённый порядок описания герба. Так появился геральдический язык. По сути, герольд давал научную характеристику гербу. Описание герба было важно в первую очередь для других рыцарей, ведь так они могли определить знатность рыцаря.

Закат геральдики

Геральдика исчезла тогда, когда стал исчезать феодализм и монархии. Если в некоторых государствах монархический строй удалось сохранить, то феодализм исчез совсем (в Европе). Буржуазные революции не принимали атрибутика знатности человека. Конечно, некоторые пытались сохранять традиции, но эпоха прошла.

Сейчас геральдика - это только историческая дисциплина и наука. Она нужна для знания истории. Однако не всё так плохо. Большинство гербов городов сохранено. Каждый город Европы и России имеет свой герб, который сформировался исторически.

В России

В России была своя система гербов, но не такая развитая как в Европе. Позже, европейские специалисты помогли доработать систему геральдики и в нашей стране. Гербы в России имели дворянские роды. Города имели свои гербы. А гербом России был и остаётся двуглавый орёл.

Систематизировал русскую геральдику царь Алексей Михайлович Романов. Его прозвище было «тишайший». Наверняка, его внутренние качества и повлияли на систематизацию геральдики в России.

Система геральдики была доработана в 17 веке при активном сотрудничестве с Польшей. Были созданы списки гербов городов и дворянских родов. Позже Пётр Первый учредил герольдии и герольдмейстеров. Т.е. появились официальные государственные органы, занимающиеся составлением и толкованием гербов. Это было очень важно, так как гербы были в то время основным средством индивидуализации.

В советское время геральдика стала лишь исторической дисциплиной. Геральдику отменили, но гербы городов сохранили. А для новых городов стали создавать новые, но уже основываясь на социализме.

В наше время геральдика стала объектом «понтов». Любой может заплатить деньги и получить свидетельство о том, что он является потомком древнего дворянского рода. Особенно это популярно среди депутатов и звёзд шоу-бизнеса, что еще больше опошляет это замечательное слово и его историю...

Спасибо за внимание!

P.S. Вот герб рода Олениных:

Мои предки и я родом из данного дворянского рода, корни которого уходят в Польшу. После революции коммунисты решили, что дворянство - это пережиток старого общества. В то время считалось, что если у тебя много имущества, то нужно тебя раскулачивать. Моего прадеда ждало не только раскулачивание, но и нечто похуже. А потому ему пришлось сменить одну букву в фамилии и скрыться. Был Оленин, стал Аленин. Самое интересное то, что фамилия Аленин тоже относится к дворянскому роду, идущему от Ермака. Т.е. мой прадед немножко прогадал со сменой фамилии. Получилось, что он сменил одну дворянскую фамилию на другую.



Просмотров